Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией: на примере изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ исследования о соотношении мотивационных ориентации у студентов по степени успешности и в зависимости от используемого в учебном процессе учебнике показали, что существуют значимые различия в соотношении мотивационных ориентаций у студентов с разным уровнем успеваемости, обучающихся по не специальным рабочим учебникам. Видно, что показатель мотивационной ориентации на процесс значимо… Читать ещё >

Содержание

  • ф
  • Введение
  • Глава I. Теоретический анализ мотивации учебной деятельности сту- ^ дентов вузов
    • 1. 1. Мотивация как психологическая категория
    • 1. 2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка
  • Глава II. Теоретические исследования особенностей дистанционной технологии обучения
    • 2. 1. Специфические особенности дистанционной технологии обучения. 2.2. Теоретические исследования особенностей изучения иностранного языка по дистанционной технологии
  • Глава III. Экспериментальное исследование особенностей мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка студентами вуза с дистанционной образовательной технологией
    • 3. 1. Организация и методика исследования
    • 3. 2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка по дистанционной технологии
    • 3. 3. Психолого-педагогические условия развития учебной моти-, V вации студентов при изучении иностранного языка по дистанционной технологии

Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией: на примере изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в кругах деятелей российского образования вызывает повышенный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие дистанционного (или дистантного) образования. С 1994 года в России проводятся конференции международного ранга, посвященные проблемам развития системы дистанционного отечественного образования. В Москве и в различных регионах страны конституциируются центры дистантного образования. Успешно развивается ряд пилотных проектов, относимых к дистанционному образованию, в частности, связанных с получением высшего образования российскими студентами в зарубежных университетах без длительных выездов за границу.

Интерес к дистанционному образованию подогревается сообщениями о динамичном росте системы дистанционного образования за рубежом. Само понятие дистанционного (или дистантного) образования заимствовано из английского языка и практики образования Великобритании, Канады и особенно США, где не только понятие Distance Education, но и аббревиатура DE, происходящая от этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной практике понятие дистанционного образования охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах, районах, городах и странах). Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения накладывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и обучаемым, на стратегию и тактику обучения, методику обучения. Именно эти проблемы являются темой большого количества зарубежных литературных источников и публикаций в периодических изданиях.

Вопросы развития дистанционного образования педагогическое сообщество обсуждает не первый год. Опубликован целый ряд работ, посвященных развитию дистанционного образования в России и за рубежом: A.A. Андреев [5], Г. Н. Бутырин [38], Е. В. Власова [51], В. Демкин [71], В. Г. Домрачев.

77,78], В. Е. Кадочкина [100], М. П. Карпенко [103, 105, 106], О. М. Карпенко [107], И. В. Тихомирова [234], [153]. Разработана концепция языкового дистанционного обучения на основе компьютерных коммуникаций (Е.С. Полат [194,195,196,197]). При создании данной концепции авторы принимают во внимание с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств в качестве технологической основы обучения, с другой, концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне. Ряд работ посвящен вопросам обучения иностранным языкам по дистанционной технологии (В.Демкин [71], И. Е. Дмитриева [73] и др.).

Интерес к проблеме дистанционного образования имеет жизненную важность для будущего России. Педагоги и психологи сегодня работают над формированием системы отечественного дистанционного образования, претендующего на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно-обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий.

Однако, несмотря на то, что в России дистанционная форма обучения известна давно, в практике обучения иностранным языкам она применялась не столь широко как в других областях. Работали заочные курсы иностранных языков в Москве, других городах. Языковые же факультеты и вузы предпочитали ограничиваться вечерними отделениями, поскольку обучение практическому владению иностранным языком в условиях эпизодических встреч с преподавателем считалось практически безнадежным делом. Еще хуже обстояло дело с разработкой программ по изучению иностранного языка по дистанционной технологии на неязыковых факультетах вузов.

Стремительные темпы накопления информации, расширение международных научных и технических связей создают необходимость в том, чтобы сегодняшний специалист, работающий в любой области, умел свободно пользоваться как русской, так и иностранной литературой. В последнее время ведется активная работа по созданию новых и усовершенствованию уже существующих программ по дистанционному обучению иностранным языкам.

Наша работа посвящена особенностям мотивации учебной деятельности студентов по изучению иностранного языка по дистанционной технологии. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Многочисленные исследования проведены отечественными зарубежными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности (В.Г. Асеев [8,9, 10,11], Е. И. Бейдер [20], Р.Р. Биб-рих [25], B.C. Волков [53], J1.C. Выготский [54,55], В. К. Горбачевский [61], В. Грабал [64,65], Б. И. Додонов [75,76], Е. П. Ильин [96,97], В. И. Ковалев [117,118], А. Н. Леонтьев [127, 128], А. К. Маркова А.К. [147,148,149], В. Э. Мильман [164], В .Ф. Моргун [169,170], А. Б. Орлов [185], O.E. Сивере [223], Э. Д. Телегина [233], П. М. Якобсон [253] и др.) При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью.

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

Психологические особенности мотивации учебной деятельности по овладению иностранным языком рассматривались в исследованиях A.A. Алха-зишвили [3], Артемова В. А. [7], Л. П. Бельковец [21], И. М. Берман [24], Ж. Л. Витлин [49], A.A. Бодалева [28], A.A. Вербицкого [44], Н. В. Витт [50], Л. С. Выготского [54], И. А. Джидарьяна [71], A.B. Захаровой [79], И. А. Зимней [90, 91], Г. А. Китайгородской [113], Г. В. Кошарский [121], А. Н. Леонтьева.

130, 131], В. Г. Леонтьева [132], И. В. Рахманова [203], СЛ. Рубинштейна [209], П. И. Сердюкова [222], С. Эймса [255], и др.

На сегодняшний день вопросы особенностей мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка по дистанционной технологии практически не освещены в научной и методической литературе. В связи с этим возникает противоречие между потребностями практики в научно-обоснованных данных об особенностях учебной мотивации студентов, изучающих иностранный язык по дистанционной технологии, рекомендациях по развитию мотивации учебной деятельности и отсутствием достаточных для этого научно-психологических знаний.

Данное противоречие порождает научную проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: в чем заключаются особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся по дистанционной технологии, и существует ли зависимость учебной мотивации студентов, обучающихся по дистанционной технологии, от различных психолого-педагогических факторов.

Решение данной проблемы определило тему нашего исследования: «Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией (на примере изучения иностранного языка)».

Цель исследования — изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов вуза при изучении иностранного языка по дистанционной технологии.

Объект исследованияучебная деятельность студентов вуза в условиях обучения по дистанционной технологии.

Предмет исследования — мотивация учебной деятельности студентов вуза при изучении иностранного языка в условиях дистанционной образовательной технологии.

В качестве гипотезы исследования были выдвинуто предположение: специфика мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией проявляется в особенностях ее структуры, обусловленных следующими факторами: мотивацией достижения, уровнем субъективного контроля, самооценкой, а также спецификой образовательной технологии.

Для реализации поставленной цели в исследовании решались следующие задачи.

1. Проанализировать и обобщить современное состояние проблемы дистанционного обучения.

2. Определить структуру мотивов учебной деятельности студентов при обучении в условиях дистанционной технологии.

3. Выявить психолого-педагогические условия развития учебной мотивации студентов вуза с дистанционной образовательной технологией.

4. Разработать практические рекомендации для развития мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка по дистанционной технологии.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельности человека, отраженные в трудах К.А. Альбухановой-Славской [1], JI.C. Выготского [54,55], А. Н. Леонтьева [126], C.JI. Рубинштейна [208], и др.- системный подход, развиваемый в трудах, А. Н. Леонтьева [126,129,130], Б. Ф. Ломова [140], К. К. Платонова [190], A.B. Петровской, Э. Г. Юдина, а также В. А. Барабанщикова, Н. В. Поддубного [192,193], и других авторов.

Теоретической основой исследования являются разработанные научные положения о мотивации учебной деятельности таких известных и психологов и педагогов, как В. Г. Асеев [8,9], Е. И. Бейдер [20], P.P. Бибрих [25], B.C. Волков [53], Л. С. Выготский [55], В. К. Горбачевский [61], В. Грабал [64], Б. И. Додонов [75,76], Е. П. Ильин [96,97], В. И. Ковалев [117,118], А. Н. Леонтьев [131,132, 128], А. К. Маркова А.К. [147,148,149], В. Э. Мильман [164], В .Ф. Моргун [169,170], А. Б. Орлов [183,184,186,187], O.E. Сивере.

223], Э. Д. Телегина [233], П. М. Якобсон [253]- об особенностях изучения иностранного языка — Ю. К. Бабанский [15], Б. В. Беляев [22], Б. С. Блум [257]. В. С Волков [53], Л. С. Выготский [54], С. Т. Григорян [67], И. А. Зимняя [90,91], Б. Ф. Корндорф [122], А. И. Липкина [138,139], А. К. Маркова [149,150,151], Е. И. Савонько [214,215,216], Н. М. Симонова [224,225], С. Л. Рубинштейн [209], Л. В. Щерба [247], М. Фюмадель [160] и др.- об особенностях дистанционной технологии обучения — A.A. Андреев [5], М. П. Карпенко [103,104, 105], О. П. Околелов [182], Е. С. Полат [194, 196].

Опираясь на методологию и теорию выбранных концептуальных подходов, был определен комплекс основных методов исследования: метод теоретического анализа, методы эмпирического исследования: анкетный опрос с применением прямых и косвенных вопросовматематические методы анализа экспериментальных данных (непараметрического критерия значимости X), статистический анализ результатов исследования. Для сравнения выборочных средних данных использовался критерий Стьюдента, Фишера-Снедекора, коэффициент линейной корреляции Пирсона.

В исследовании были использованы следующие методики: были использованы: методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A.A. Реан, В.А. Якунин) — методика выявления мотивационных ориентаций (E.H. Савонько, Н.М. Симонова) — методика измерения темпа усвоения знаний (И.Е Высоков, Е. В Никитина, Е.В. Чмыхова) — методики определения уровня самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан) — тест интеллекта Д. Векслера, тестопросник субъективной локализации контроля (УCK) (С.Р. Пантелеев и В.В. Столин), методика диагностики ориентации личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс).

Обоснованность выводов обеспечивалась проверкой результатов исследования на надежность и валидность использованием при обработке материала современного математического аппарата (корреляционный анализ, критерии значимости коэффициентов корреляции и др.).

Эмпирической базой исследования являлись Белгородский государственный университет и Белгородский филиал Современной гуманитарной академии. В качестве респондентов выступили студенты первого и второго курсов неязыковых факультетов «Юриспруденция» и «Менеджмент» (согласно учебному плану СГА, студенты изучают иностранный язык на первом и втором курсах).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Особенности мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка по дистанционной технологии интегрируются в ее структуре, а именно, в мотивационных ориентациях, мотивации достижения, познавательном интересе.

2. Динамика соотношения (иерархии) мотивационных ориентаций в зависимости от целей и задач обучения наиболее четко выражена в структуре внутренней мотивации: ориентации на фактор П (процесс) и на фактор Р (результат).

3. Необходимыми условиями формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка в вузах с дистанционной технологией обучения выступают: овладение студентами диапазоном операционально-познавательных умений (владение компьютерными технологиями, умение работать со специальными текстами, К-тьюторами, проф-тьюторами, супер-тьюторами, умение работать с информационной базой знаний, в системе 1Р-хелпинг, цифровой и электронной библиотеке и др.), развитие высокого уровня самоконтроля и самооценки студентовобеспечение обратной связи, построенной на новейших формах самоконтроляпсихолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации в вузесоздание учебных материалов с учетом специфики дистанционной технологии и индивидуальных особенностей студентов.

4. Субъективным критерием развития положительной мотивации выступает формирование адекватной самооценки (уровень и характер самооценки обучающихся коррелирует с уровнем мотивации).

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе выявлены: особенности структуры мотивации учебной деятельности студентов вуза при изучении иностранного языка в условиях дистанционной технологии обученияустановлена высокая взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией и самооценкой, уровнем самоконтроля, мотивацией достижения, а также применяемой в учебной процессе образовательной технологиейвыявлены психологическое условия формирования положительных мотивов учебной деятельности при обучении в условиях дистанционной технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализировано современное состояние проблемы дистанционного обучения, исследованы особенности мотивации учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка, обучающихся по дистанционной технологии, выявлены психолого — педагогические факторы, влияющие на развитие мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка по дистанционной технологии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что рассмотренные в ней проблемы позволяют существенно повысить эффективность и качество обучения студентов иностранному языку. В работе разработаны и обоснованы практические рекомендации для повышения мотивации учебной деятельности, направленной на изучение иностранного языка по дистанционной технологии. Учет психологических особенностей изучения иностранного языка может быть основой построения педагогических приемов управления способами самостоятельного приобретения знаний. Результаты исследования позволяют определить основные направления совершенствования деятельности создателей учебных материалов для студентов вузов с дистанционной технологией обучения, преподавателей по формированию мотивации учения студентов.

Надежность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования комплекса взаимодополняющих методов и методик, соответствием их поставленным целям, задачам, логике исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхобоснованным применением методов статистической обработки данныхопытно-экспериментальной проверкой гипотезколичественным и качественным анализом полученного фактического материала.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе Белгородского филиала Современной гуманитарной академии.

По теме исследования опубликовано 14 работ, в которых нашли отражение основные положения диссертации.

Основные положения и выводы исследования были представлены на заседании кафедры психологии Белгородского государственного университета, заседании учебно-методического совета Белгородского филиала СГА, на научно-практических конференциях «Дистанционное образование: правовое и информационное обеспечение» Белгород, 2001,"Социально-психологические аспекты в профессиональном становлении специалиста" Белгород, 2001, «Проблемы дистанционного образования» Белгород, 1999, «Образование как фактор повышения качества жизни» Белгород, 2004.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Работа иллюстрирована цифровыми таблицами, гистограммами, схемами.

Результаты исследования самооценки студентов.

Низкая самооценка Высокая самооценка Средняя самооценка.

Технология Вуза Дистанционная Традиционная Дистанционная Традиционная Дистанционная Традиционная.

3 семестр 18,4 37 43,6 30,9 38 32,1.

4 семестр 17 37,4 41 31,8 42 30,8.

Ср.выб. 17,7 37,2 42,3 31,3 40 32,8.

Критические точки распределения Фишера-Снедекора 0−08 </•-, = 19 дисперсии равны 0,11=^., <7^=19 дисперсии равны 0,10 = ^ <^=19 дисперсии равны.

Значения критерия Стьюдента 4,3 = ^<7^, =26 Средние различны 4 3 = Т <Т =79 кр набл ' у Средние различны 0, = Т"шЬ<�Ткр=4,3 Средние равны.

При обработке данных использовался критерий Стьюдента для сравнения выборочных средних. Для применения этого критерия требуется проверить достоверность совпадения генеральных дисперсий. Значения критических точек распределения Фишера-Снедекора позволяет принять гипотезу о равенстве генеральных дисперсий. Величины полученных критериев Стьюдента данных самооценки по группам позволяют считать, что выборочные средние для низкой и высокой самооценки различаются значимо, а для среднего уровня самооценки различаются не значимо.

46,75.

Дистанционная технология.

Традиционная технология.

Пичкая.

Высокая.

Средняя.

Рис. 9 Соотношение самооценок студентов и оценок их одногруппниками (1 курс обучения) 25.

45 40.

35 30.

10 5.

42.3,.

37,2.

1 31,3 32'8.

II Традиционная технология.

Дистанционная технология.

Низкая Высокая Средняя.

Рис. 10 Соотношение самооценок студентов и оценок их одногруппниками (2 курс.

Как показывают полученные при исследовании данные (рис. 9,10) у студентов, обучающихся в вузе с дистанционной технологией, процент среднего уровня самооценки на 1 курсе обучения ниже в вузе с дистанционной технологией обучения по сравнению с данными, полученными в вузе с традиционной технологией обучения (31,5 и 32,3). Однако, можно отметить, что процент переоценивания своих способностей у студентов, обучающихся в вузе с дистанционной технологией обучения выше (46,75 и 31,5). Отсюда можно сделать вывод о том, что в вузы с дистанционной технологией обучения с одной стороны, идут абитуриенты, наиболее уверенные в своих силах, уверенные в успехе своего обучения. С другой стороны, есть определенный контингент с довольно средним уровнем успеваемости, а именно у таких студентов как правило, наблюдается завышенный уровень самооценки. Важно отметить, что значительно вырос по сравнению с первым курсом процент среднего уровня самооценки (40 и 32,8). Кроме того, этот процент выше, чем у студентов, обучающихся по традиционной технологии. Это объясняется особенностями дистанционной технологии обучения, под влиянием которой у студентов развивается способность адекватно оценивать свои способности.

Кроме того, заметно снижение высокого уровня своих способностей на втором курсе обучения у студентов, обучающихся по дистанционной технологии (с 46, 75 до 42,3), в то время как у студентов, обучающихся по традиционной технологии, данные практически не изменились (31,5 и 31,3). обучения).

Предполагаем, что завышенный уровень оценки своих способностей у студентов, обучающихся по дистанционной технологии, понизился благодаря объективному контролю их знаний. Это возможно в случае компьютерного тестирования, при котором утрачивается субъектный фактор, благодаря проверке экзаменационных работ преподавателями экстерриториальных кафедр (г. Москва).

Выражая субъективное мнение, более высокий процент низкого уровня самооценки на первом курсе обучения можно объяснить тем, что в вузы с дистанционной технологией, где необходимо умение владения компьютером, знание новых технологий, умение самостоятельно заниматься, поступает часть студентов, которые ранее проживали в сельской местности и совершенно не знакомы с новыми технологиями. Естественно они не уверены в своих способностях и возможностях и недооценивают свои силы. В то же время значительная часть студентов наоборот выбрала вуз с новыми технологиями обучения сознательно, имея хорошую подготовку, уверенность в своих силах и знаниях и даже переоценивают их. В этом плане очень важное значение приобретает организация процесса адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в вузе с дистанционной технологией обучения (А.Н. Гриднев [68], В. А. Карнаухов [102], Л. Г. Зубкова [94], Н. В. Меньшикова [157], H.H. Мирошниченко [166], Л. Ф. Шеховцева [243]).

Изучение характеристик студентов показало, что для значительной части студентов характерен средний уровень самооценки способностей.

Следующим этапом исследования было определение зависимости мотивации учебной деятельности от самооценки студентов. С этой целью мы в первую очередь сопоставили данные об уровне самооценки с успеваемостью этих студентов.

Самооценка способностей сопоставлялась с успеваемостью по выделенным группам «низкая самооценка», «высокая самооценка», «средняя самооценка» и по выделенным ранговым уровням способностей (первый, второй, третий уровни).

Студенты были разделены с точки зрения успеваемости на 2 категории: студенты с хорошей успеваемостью (т.е. студенты, имеющие отличные и хорошие отметки по предмету «Английский язык»), студенты с удовлетворительной успеваемостью (т.е. студенты, имеющие хорошие и посредственные отметки по предмету «Английский язык»). Рассмотрим соотношение самооценки способностей студентов с успеваемостью.

Данные сопоставления самооценки способностей студентов по параметрам ««низкая самооценка», «высокая самооценка», «средняя самооценка» с успеваемостью представлены в таблице № 21.

Заключение

.

В данной работе нами была предпринята попытка изучения проблемы особенностей мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией на примере изучения иностранного языка. Изучение особенностей мотивации при обучении по дистанционной технологии является актуальной задачей академической и практической психологии и педагогики. Это обусловлено тем, что в последние годы дистанционная технология обучения занимает прочные позиции в существующей системе образования, а одним из важнейших условий успешного обучения по данной технологии, которая имеет свою специфику, является наличие внутренней положительной мотивации учебной деятельности.

Обобщение данных экспериментального исследования и анализ полученных результатов позволили нам сделать следующие выводы:

1. Обучение по дистанционной технологии имеет свою специфику, а именно: использование специальных учебных материалов, обучающих программ (юниты, компьютерные программы, слайд-лекции, супер-тьюторы и.т.д.), высокий уровень обратной связи (самоконтроль), особенности организации учебного процесса (обучение по индивидуальному графику), в котором основная доля отводится самостоятельной работе.

2. У студентов, обучающихся в вузах с дистанционной технологией, развиваются индивидуально-психологические характеристики, которые в той или иной степени отличают их от студентов, обучающихся по обычной технологии.

3. Мотивация учебной деятельности студентов, обучающихся по дистанционной технологии имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой образовательной технологии и наиболее полно интегрированы в структуре, сфере мотивационных ориентации на учебную деятельность.

К особенностям мотивации можно отнести следующее:

— отношение к учебе у студентов, обучающихся по дистанционной технологии, определяет в первую очередь интересы профессионально-статусные, затем материальные, адаптивные, личностного роста, социального самоутверждения ;

— у студентов, обучающихся в вузе с дистанционной технологией обучения, выявляется такая мотивация учебной деятельности, в структуре которой ведущие места занимают устойчивые внутренние мотивы, ориентированные на перспективу и связанные, прежде всего, с потребностью достижения успеха в жизни, а также с профессиональным и познавательным интересом, со стремлением к самореализации и самосовершенствованию. Внутренние ситуативные мотивы, такие, как стремление к лидерству, социальному одобрению «это поможет мне лучше выглядеть в глазах окружающих», стремление избежать неприятностей «нежелание получать плохие оценки», выражены довольно слабо;

— исследование мотивационных ориентаций студентов, обучающихся в вузе с дистанционной образовательной технологией, показало: существенную значимость при изучении иностранного языка мотивационных ориентаций на процесс, результат, оценку со стороны преподавателя, «мотивацию избегания" — наиболее четко выраженную динамику увеличения мотиваци-онной ориентации на фактор Р (результат), в то время, как в вузе с традиционной технологией обучения на фактор П (процесс), наличие некоторой стабильности мотивационных ориентаций на фактор В (оценку со стороны преподавателя) и на фактор Д («мотивацию избегания»),.

4. В ходе исследования получены данные об индивидуально-психологических характеристиках студентов, обучающихся в вузе с дистанционной технологией, подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи между мотивацией учебной деятельности студентов, обучающихся по дистанционной технологии, и такими психолого-педагогическими факторами, как мотивация достижения, уровень субъективного контроля, самооценка.

5. В результате исследования доказано, что дистанционная технология (применение специальных средств обучения, самостоятельная работа и т. д.) является фактором, влияющим на формирование положительной мотивации учебной деятельности.

Анализ исследования о соотношении мотивационных ориентации у студентов по степени успешности и в зависимости от используемого в учебном процессе учебнике показали, что существуют значимые различия в соотношении мотивационных ориентаций у студентов с разным уровнем успеваемости, обучающихся по не специальным рабочим учебникам. Видно, что показатель мотивационной ориентации на процесс значимо зависит от используемого в учебном процессе учебного материала. У хорошо успевающих студентов, обучающихся, по специальным учебникам, наблюдается преобладание ориентации на фактор П (процесс), в то время как у тех, кто обучается по неспециальным учебникам на фактор Р (результат). Что касается слабо успевающих студентов, данные не имеют значимых различий.

6. Процесс обучения по дистанционной технологии имеет целый ряд особенностей и в настоящее время находится на стадии становления, развития и поэтому нуждается в дальнейших теоретических и экспериментальных исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -334с.
  2. И.Н., Дьякова А. Н., Шарова Ф. И. Отношение к учению как фактор успеваемости студентов// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -Л., 1985. С.56−60.
  3. A.A. Психология обучения устной речи на иностранном языке. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  4. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. -Л., 1974.- Выпуск 2.
  5. A.A. К вопросу об определении понятия «Дистанционное обучение»// Дистанционное образование. -1997. № 4.
  6. О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вести Московского Ун-та. Серия 14. Психология. -1999.-№ 3
  7. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1976.-157с.
  9. В.Г. Проблема мотивации и личность: Сб. Теоретические проблемы в психологии личности. М.: Наука, 1974.
  10. Ю.Асеев В. Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976.- С. 172−192
  11. П.Асеев В. Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов// Проблемы личности: Материалы симпоз. -М.: Всессоюз. Об-во невропатологов и психиатров, 1970. С.334−343
  12. А.Г. Психология личности . М.: МГУ, 1990.
  13. Дж. В Теория о развитии мотивации. Н., 1996.
  14. О., Здравомыслов M., Ашхотов И. Компьютерные технологии в образовании // Высш. образ, в России. 1996. № 3. — С. 109−118.
  15. Ю.К. Процесс обучения. Его методологические и теоретические основы // Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. -М., 1988. С.43−64, С.339−366.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-416 с.
  17. H.A. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал, — 1997. № 3.- С. 87−93
  18. И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. Дис. канд психол наук. / Ин-т среднего специального образования РАО /ИССО РАО/. 1997.- 180 с.
  19. Е.И. Мотивационный аспект взаимодействия видов речевой деятельности. В кн.: Иностранные языки в высшей школе. М., 1980. — Вып. 16.- С. 19−29.
  20. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.
  21. H.A. Самопознание. М., 1991.
  22. И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах.-М., 1970.-357 с.
  23. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987.- № 2.
  24. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Просвещение, 1979.- Т.2.
  25. В.И. О тенденциях в развитии педагогических технологий // ИЯШ. 1994.-№ 4.- С. 15−19.
  26. A.A. Личность и общение. М.: Просвещение, 1983.- 271с.
  27. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностиика. -СПб: Речь, 2002.438 с.
  28. Л.И. Избранные психологические труды./ Под ред. Д.И. Фельд-штейна. -М., 1995.31 .Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.- С.47−56- № 4.- С. 23−34.
  30. В.М. Связь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников. Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.- 140 с.
  31. Е.П. Обучение самоконтролю знаний на занятиях по иностранным языкам. В кн.: Иностранный язык в высшей школе. Вып 15. -М., 1980 г. С. 15−21.
  32. В.Д. К вопросу о методике изучения представлений о выбираемых профессиях у учащейся молодежи // Методы социально-психологических исследований.- М.: НИИ ОПН СССР, 1975. -С.257−269
  33. JI.И. О самоконтроле в обучении иностранному языку.// ИЯШ. 2000.-№ 2.-С. 10−14.
  34. Г. Н. и др. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Дистанционное образование. 1997. № 4.- С. 20−28.
  35. М. Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. -М.: «Просвещение», 1965 г.
  36. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.-М.: Изд-во МГУ, 1991.- 144с.
  37. Г. А. Организация работы по иностранному языку со студентами-заочниками. В кн. Иностранные языки в высшей школе. Вып. 16.- М., 1981.-С. 105−111.
  38. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. -М.: НИИВШ, 1986.- 40с.
  39. A.A. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образ. В России. 1995. -№ 2. С. 137−145.
  40. Э.А. Эмоции и проблемы мотивации обучения. В сб.: Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. -М., 1972.
  41. Ф.А. Активизация познавательной активности студентов в условиях управляемого обучения // Оптимизация содержания, методов и условий обучения иностранным языкам (психолого-методические и филологические аспекты). -Оренбург, 1988.
  42. .Л. Способности взрослых к овладению грамматическим строем. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, — Л., 1971.- 454 с.
  43. .JI. Проблема обучения взрослых иностранным языкам. В кн.: методологические основы педагогики взрослых. Под ред. A.B. Даринско-го, Ю. Н. Кулюткина. -JI, 1972.
  44. Н.В. Роль мотивов и эмоций в успешности обучения иностранному языку. В сб.: Методика преподавания иностранных языков в вузе. T. III, ч. I.- М., 1973.- С. 23−35.
  45. Е.В., Чмыхова Е. В. Реальные затраты времени студентов на учебу и определяющие факторы / Труды СГУ. Вып. 10. Серия «Психология и социология образования». -М., 1999.- С.34−54.
  46. Вовчик Блакитная М. В. К проблеме мотивации деятельности студентов // личность и деятельность: Тез. V съезда об-ва психологов СССР.- М.: АПН ССР, 1978. -С.48−50.
  47. B.C. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов // Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. -М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1980. -С.118−126.
  48. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. -59 с.
  49. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах. М., 1984.-Т.4.
  50. И.Е., Никитина Е. В., Чмыхова Е. В. Методика измерения темпа усвоения знаний: разработка и обоснование / Труды СГУ. Вып. 10. Серия «Психология и социология образования».- М., 1999. С. 45−57.
  51. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса. -Казань: Изд-во КГУ, 1981.
  52. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вест. Высш шк. 1987. -№ 8. С. 35−38.
  53. Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
  54. И.А. К вопросу о мотивации в обучении иностранным языкам. В сб.: Методика преподавания иностранных языков в вузе. М., 1973. — Т. III, ч. I.- С. 36−43.
  55. В.К. Обучение и мотивация в вузе // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки: Науч. сообщ. к межвуз. конф. -JI., М., 1988. С.37−42.
  56. П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете. Дис. .канд. психол. наук. М., 1965. -127 с.
  57. М.М. Методические рекомендации к самостоятельной работе над учебным материалом. -Харьков, 1986. -С.25
  58. Вл. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальность в детском возрасте. -М., 1980.- С. 85−90.
  59. Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопр. Психологии. -1987.- № 1.-С.56−59.
  60. Грачев В.В., A.C. Минзов. Оценка эффективности системы дистанционного обучения. // Дистанционное образование. 1999.-№ 3.
  61. С.Т. Проблема мотивации в психологии научения иностранному языку. // В кн. Проблемы обучения иностранному языку. — Владимир, 1970.- T.V. Ч.1.- С. 15−24.
  62. А.Н. Социально-психологическая адаптация студента первокурсника. // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты в профессиональном становлении специалиста», — Белгород, 2001, — С. 110−113
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986. 740с.
  64. В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам.//Дистанционное и виртуальное обучение.-2001.
  65. И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ.- М., 1988. С.48−55.
  66. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности.- М, 1974.
  67. Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей.// Иностранные языки в школе. -1997.-№ 2.
  68. .И. Логико-символическая модель мотивационной структуры деятельности // Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1974 № 1 (9). -С.17−19.
  69. .И. Эмоции и как ценность. -М., 1978.
  70. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы.// Высшее образование в России, 1994.-№ 3.
  71. В.Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты.// Высшее образование в России. 1995.-№ 2.
  72. В.Н. О методике исследования изменения мотивации в процессе профессиональной подготовки // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов". -Курган: Сов. Зауралье, 1981. С. 248−252.
  73. А.К. О структуре мотивов учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. Харьков: изд-во ХГУ, 1978. -№ 171. -С.49−56.
  74. А.К. Мотивы учебной деятельности студентов // Уч. пособие.-Харьков: Изд-во ХГУ, 1987. -55с.
  75. Н. Иностранный язык в вузе: опыт параллельного вхождения.// Высшее образование в России. 1999.- № 1.- С.96−98.
  76. H.B. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопр. Психологии. 1988. № 4. — С.82−87.
  77. И.В. Влияние индивидуально-психологических особенностей школьников старших классов на успешность их обучения (по специальности «оператор ЭВМ») Дис. канд психол наук. М., 1988. -165с.
  78. С.А., Чмыхова Е. В. Реализация идей вариативного индивидуально-ориентированного обучения в образовательных технологиях СГУ. // Труды СГУ. Психология и социология образования. -М., 2000.
  79. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 512 с.
  80. Е.П. О сущности и структуре мотива // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тез. докл. науч.-практич. конф. Новосибирск, 1985.- С.25−26.
  81. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  82. Г. А. Влияние трудностей на мотивацию учебной деятельности студентов. Автореф. дис. канд психол. наук. -М., 1985.- 20с.
  83. Н.В., Крутий И. А. Проблема поиска оптимальных средств обучения: сравнительный анализ традиционного вузовского и инновационного рабочего учебника СГУ/ Труды СГУ. Вып. 17. «Психология и социология образования». -М., 2000.- С.61−71.
  84. М.П. Проблемы гуманитарных наук.// Дистанционное обучение: региональное проблемы. -М., 1999.
  85. Ю4.Карпенко М. П., Помогайбин В. Н., Спасский С. А. Проблема дистанционного образования: теоретический аспект. // Труды СГУ. Психология и социология образования. М., 2000.
  86. М.П. Проблема измерения знаний и образовательные технологии // Журнал прикладной психологии. 1997. -№ 1.
  87. М.П., Чмыхова Е. В., Тихомирова И. В., Шляхта Н. Ф. Возрастные изменения темпа усвоения знаний / Труды СГУ. Вып. 17. «Психология и социология образования».- М., 2000.- С. 17−30.
  88. Ю7.Карпенко О. М., А. Н. Чмыхов. О создании системы экстерриториальных разработчиков учебно-методических материалов СГУ (опыт работы НИИ ОПП). // Труды СГУ. Вып. 17 Психология и социология образования. -М., 2000.- С. 30−34
  89. ЮБ.Карпенко О. М., Переверзев В. Ю. Технология тестового контроля студентов СГУ/ Труды СГУ. Вып. 10. Серия «Психология и с социология образования» СГУ, 1999.
  90. М.В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет студента Современного гуманитарного института // Труды СГУ, вып. 10, серия «Психология и социология образования». -М., 1999.- С. 51−62.
  91. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1982.
  92. М.Клаус Г. Мотивация достижения: ожидание успеха и боязнь неудачи. В кн. Введение в дифференциальную психологию учения. -М.: Педагогика, 1987. -С.113−118.
  93. А.Д., Миролюбов A.A. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Педагогика, 1981.
  94. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.- М.: Просвещение, 1973.
  95. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. Журнал. -1982. Т.З. № 6.- С. 35−44.
  96. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М, 1988.
  97. Э.П., Трегубова E.H. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе, — 2000. № 6. — С. 11−15.
  98. Ш. Колшанский Г. В. Проблемы владения и овладения языком в лингвистическом аспекте: сб. Иностранные языки в высшей школе. М., 1975.-Вып. 10.
  99. .Ф. Методика преподавания английского языка. Москва: Учпедгиз, 1958.-325 с.
  100. Л.П. Развитие творческой активности в процессе обучения // Психолого -педагогические аспекты многоуровневого образования -Тверь, 1997.- С. 229−232.
  101. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  102. А.Н. Лекции как общение. -М., 1974.- С.22
  103. А.Н. Потребности, мотивы и сознание // XVIII Межд. психол. конгр.: Симпоз. 13.- М.: Наука, 1966. С. 5−12.
  104. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1971.-38с.
  105. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философии. 1972.-№ 9.- С. 95−108.
  106. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.// В кн.: Избранные психологические произведения. М., 1983. -Т1.
  107. А.Н. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. М., 1985.
  108. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  109. А.Н. Психология общения. 4-е изд. — Тарту: Изд-во МГУ, 1981.
  110. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. -Новосибирск, 1987.- 90 с.
  111. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980. — № 3 -С. 19−20
  112. И. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1970. -686с.
  113. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности школьника. Психологические проблемы неуспевающих школьников.-М., 1971. -С.96−128
  114. А.И. Самооценка школьника / А. И. Липкина, д-р психологических наук.- М.: Знание, 1976, — 64с.
  115. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1986.
  116. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. Журнал.-1981. -Т.З № 5, — С.3−22.
  117. Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в цикле аудиторно-внеаудиторных занятий в техническом вузе (1 год обучения): Автореф. дис. канд пед. наук.- М., 1973.
  118. А.Р. Основы нейропсихологии. -М.: Наука, 1973.- 374с.
  119. МЗ.Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. Бодалева A.A., Ляудис В. Я. -М., 1980, -115 с.
  120. Лях Т. Н. Формирование у школьников личностно значимого учебно-познавательного мотива. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1981,-18с.
  121. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. канд. психол. наук. -М., 1987.- 23с.
  122. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии.- 1984. -№ 4.
  123. А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии // Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. -М., 1982.- 123с.
  124. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М.: Просвещение, 1983. -96с.
  125. А.К., Матис Т. А., Орлов A.B. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  126. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.
  127. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1983- 64 с.
  128. А.К. Формирование интереса к учению у учащихся . -С.17
  129. Материалы Международной конференции «Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI». // Право и образование. 1999.-№ 1. — 48 с.
  130. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. -Волгоград, 1976. -С.5−15.
  131. A.M. к проблеме «шага» в процессе усвоения// Новые исследования в педагогике и психологии. -М., 1966.
  132. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. -М., Педагогика, 1988.
  133. Н.В., Сузотерин В. Г. Адаптация студентов- залог успешной учебы. // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты в профессиональном становлении специалиста».- Белгород, 2001.- С. 130−133.
  134. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь: Перм. Пед. ин-т, 1971.-120 с.
  135. Методика преподавания иностранных языков в вузе. «Научные труды МГПИИЯ им. М. Тореза», 1971−1973.-Т. 1−3.
  136. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Выпуск 2. -М.: Прогресс, 1976.-369с.
  137. Методические рекомендации для преподавателей. Организация самостоятельной работы по иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей. -М., 1988.
  138. Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. -184с.
  139. Н.Е., Романова З. П. К исследованию мотивационных факторов академической успешности студентов.// Воспитание, обучение и психологическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психол. СССР. -М&bdquo- 1977.- Ч.1.- С. 60.
  140. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной дебятельности // Вопр. Психологии, 1987.- № 5.- С.53−59.
  141. Миньяр-Белоручев P.K. Методика обучения французскому языку. -М., 1990 г.
  142. В.П. Мотивация деятельности и структура личности.// Формирование духовных потребностей молодежи (проблемы мотивации) / Отв. ред. Леонтьев В. Г. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1980.- С.37−44.
  143. Г. В., Крутий И. А. Анализ условий эффективного использования видеолекций в учебном процессе СГУ / Труды СГУ. Вып. 10. Серия «Психология и социология образования». -М., 1999.- С. 23−36.
  144. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопр. психологии, 1976.- № 6.- С.54−68.
  145. В.Ф., Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Бодалев A.A. м.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 30−41.
  146. С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях.-Киев: Наук. Думка, 1975. -144с.
  147. Мотивация познавательной деятельности // Сб. Науч. тр. / Под ред Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ общего образования взрослых, 1972.-117с.
  148. Мотивация достижения // Психологический справочник учителя / Под ред. Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. -М.: Просвещение, 1991. -С. 193−194.
  149. Муздыбаев К Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации // Современные методы исследования средств массовой коммуникации.-Таллин, 1983. -С.222−225.
  150. К. Психология ответственности. -Л.: Наука, 1983. -239 с.
  151. B.C. Возрастная психологи: Учебник для студентов вузов. M.: Издательский центр «Академия», 1997.- 432с.
  152. Е.Е. Личностно-смысловой аспект мотивации // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тез. докл. научно-практич. конф. -Новосибирск, 1985 -С.40−42.
  153. P.C. Психология. Книга 1. Психодиагностика. -М: ВЛАДОС ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2001. -687с.
  154. С.А., Сергиенко И. В. Изучение спроса на дистанционное образование. / Труды СГУ. Вып. 17. Серия «Психология и социология образования».^., 2000.-С. 147−153.
  155. О.И. Формирование эмоциональных компонентов мотивации учебной деятельности школьников. Дисс. канд психол. наук. -М., 1983.-197с.
  156. К.К. Структуры развитие личности / Отв. Ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. -М., 1986.-254 с.
  157. Т.А. Познавательная мотивация и мотивация достижения в активном обучении. // Педагогические и психологические проблемы в вузе. -Казань: изд-во КГУ, 1984, — С. 37−38.
  158. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. -Ростов-Белгород, 1999. -30с.
  159. Н.В. Ядро системы: онтологический статус и гносеологическое значение понятия // Системный подход в современной науке. -М.: Прогресс Традиция, 2004.- С. З86−409.
  160. Е.С. и др. К вопросу о Дистанционном обучении на базе компьютерных телекоммуникационных сетей.// Информатика и образование, 1997.-№ 1.
  161. Е.С. Типология телекоммуникиационноых проектов // Наука и школа. 1997. — № 4. -С.28−30
  162. Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. З-10- № 3. — С.3−6.
  163. Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций.//Иностранные языки в школе, 1999.-№ 3.- С. 21−30.
  164. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследо вании студентов) / Ред. A.A. Бодалев, М. Д. Дворяшкина, И. М. Палей. -Л., 1976.
  165. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Москва. ВЛАДОС ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2001. -С. 631.
  166. Психология. Словарь / Под ред A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд., доп. и перераб. М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  167. Пути и средства формирования у студентов положительной мотивации учения / Сост. A.M. Гальперин. -Минск, 1989.- 136 с.
  168. И.В. / Ред. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. М.: Педагогика, 1972.
  169. В.В. О понятии учебной деятельности // Вест. Харьковского унта. Психология, 1976.- № 132.- С. 34−41.
  170. Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.-400 с.
  171. Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете. В сб. Иностранные языки на неспециальных факультетах. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1978.-С. 3−22.
  172. C.JI. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969.- С. 348−374.
  173. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973, 205 с.2Ю.Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. -М.: Просвещение, 1982. -144 с.
  174. C.B., Белицкая Н. Э., Выборова Г. Е. и др. Учебник Английский язык для гуманитарных специальностей педагогических вузов. -М., 1985.
  175. В.В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников. Дис. канд пед. наук,-М., 2001.- 135 с.
  176. В.П. Опыт повышения активности самостоятельного обучения студентов // Совр. высш. шк, 1988.- № 2.- С. 115−124.
  177. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. Дис. канд. психол наук. М., 1970. -106 с.
  178. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопр. психологии, 1969.- № 4.- С. 109−115.
  179. И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. -М.: Высшая школа, 1977.
  180. В.Ф. Пособие по английскому языку для студентов неязыковых факультетов пединститутов. -Минск, 1985.
  181. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие,-Свердловск, 1986.-С.75
  182. Сборник технологических инструкций по проведению учебных занятий в СГУ/ Под ред. В. Н. Фокиной. 2-е изд. (перераб.) — М., 1999.- 87с.
  183. В.И. Об одном приеме повышения творческой активности студентов в процессе обучения чтению. В кн. Иностранные языки в высшей школе. Вып. 8.- М., 1974.- 178 с.
  184. П.И. Формы, методы и средства самостоятельной деятельности в обучении иностранному языку. // Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе.- М., 1987.
  185. O.E. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов // Ананьевские чтения -99: Тезисы научно-практической конференции. -СПб., 1999.
  186. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. канд. дисс. психол. наук.-М., 1982.
  187. Н.М. Опыт исследования характера мотивации (на матер, студ. исследований) В кн.: Иностранный язык в высшей школе. Вып. 15. М., 1980.- С. 81−87.
  188. Е.В., Васильева М. М. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1976.- С.9−167.
  189. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971.-206 с.
  190. М.М. Проявление личностных характеристик экстраверсии -интроверсии и экстернальности интернальности в учебной деятельности студентов // Психология студента как субъекта учебной деятельности / Сб науч. тр. Вып. 327.- М.: МГУ, 1989.- С.48−55.
  191. Д.В., Ичева И. Г. Психологическая структура интереса // Совр. психолого педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5.-JI., 1985.-С.20−26.
  192. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопр. Психологии. 1981. — С. 5974.
  193. П.Д. Еще о месте лингвистики в преподавании языка. Английская точка зрения: Сб. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. -М.: Прогресс, 1967.
  194. Н.Ф. Теория и практика программированного обучения.- М.: МГУ, 1969.
  195. Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целеобразования // Психологические механизмы целеобразования/ Под ред. O.K. Тихомирова. -М., 1977.
  196. И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1988.
  197. А.Н., Иванников А. Д. Технология дистанционного образования в России.// Высшее образование в России. 1994.-№ 4.
  198. B.C. Гипертекстовые технологии в обучении // Новые информационные технологии в образовании. Обзор. Инф. ВыП. 3. М.:НИИВШ, 1994.
  199. В.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов (на материале изучения иностранного языка студентами 1 курса неязыковых вузов): Автореф. Дис. канд. пед. наук. -Киев, 1981.
  200. Ю.В., Тимофеева В. Н. Руководство к методике исследования интеллекта Д. Векслера (WISC). Адаптивный вариант. -СПб., 1994.
  201. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Мак-рковой .-М., 1997.
  202. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. -М.: Педагогика, 1986.
  203. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы./ В сб. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. -М., 1994.- С.45−67.
  204. Р.Х. Труд педагога и руководителя: психологические механизмы влияния на личность. // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал., 1996.-№ 1.- С. 46−54.
  205. Л.Ф. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов / Сб.: Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. -Л.: Ленингр. Технологич. Ин-т им. Ленсовета, 1987.- С. 134−139.
  206. Е.В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М., 1981. 95 с.
  207. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов.// Высшее образование в России. -1997.-№ 2.-С. 68−72.
  208. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
  209. В.Б. Речевые упражнения на немецком языке.- М.: Просвещение, 1980.
  210. Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.
  211. А.Ф. Активизация учебно-познавательной студентов. М.: Высшая школа, 1982 — 223с.
  212. И. С., Юдяшина Н. И. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 109−125.
  213. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М., 1973.- С.12−13
  214. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека." М., 1969
  215. J.W., Tabor D. Мс Intire J. Teaching achievement motivation.-Middletown, Conn., 1970.
  216. Ames C. Children’s achievement attributions and self-reinforcement: Effect of self-concept and competitive reward structure // Journal of education psychology.- 1978.
  217. Atkinson J. et. al. A theory of achievement motivation.-N.Y., 1966. Attribu tion: Perceiving the causes of behavior/ WeinerB. Et.al.-N.Y., 1971.
  218. BloomB.S. All our children learning. // N.Y. ect. 1968, 1981.
  219. Combs A. What the future demands of education’s // Phi Delta Kappan, 1981. Vol. 62.- № 5.
  220. Maslow A. Motivation and Personality.- N.Y., 1954
  221. Обработка и интерпретация данных по методике Д. Векслераф Правила численной обработки данных тестирования.
  222. Сумма оценок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  223. Вербальный 10 38 40 41 42 43
  224. Невербальный 10 32 33 34 36 37 39 40 41 43
  225. Общий 10 27 28 29 30 30 31 32 32 33 34 35 35 36
  226. Сумма оценок 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
  227. Общий 10 37 38 38 39 40 40 41 42 43 43 44 45
  228. Психологическая характеристика субтестов.
  229. Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого ^А18) и детского ^18С) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте.
  230. Общий показатель 10 методики является индикатором общего интеллекта (фактор «д»), т. е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.
Заполнить форму текущей работой