Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации исследуются и определяются пути разрешения противоречия между новыми, современными требованиями к управлению социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности и существующей методологической базой управления. Комплексный характер противоречия заключается в недостаточном уровне целого ряда элементов, обеспечивающих процесс управления, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Историко-философское значение интеллектуальной собственности: социально-правовой аспект
    • 1. 2. Интеллектуальная собственность как объект исследования
    • 1. 3. Теория интеллектуальной собственности как междисциплинарное направление в сфере науки и технологий
    • 1. 4. Научная база исследований интеллектуальной собственности
    • 1. 5. Жизненный цикл функционирования интеллектуальных продуктов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА2. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
    • 2. 1. Социальные технологии и информатизация социального пространства
    • 2. 2. Управление социальными процессами
    • 2. 3. Управление социальными процессами создания и использования интеллектуальной собственности
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ССОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Творчество в управлении
    • 3. 2. Структура управления результатами творческой деятельности
    • 3. 3. Социальная технология управления
    • 3. 4. Социологические исследования
  • Выводы по главе

Управление социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество стремительно вступило в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом изменились все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно Ф возрастает — его доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран на начало XXI века составляет 50−75%.

Первые версии концепции технотронного постиндустриального общества, в которых предполагалось решить все противоречия в результате ф социальной эволюции на основе новых технологий, появились в США в 60-х годах прошлого столетия. Теорию постиндустриального общества разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, а также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др.

Начиная со второй половины 1960;х годов, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления — П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. К. Гелбрейт, М. Кастельс (США), И. Масуда (Япония).

Само название «информационное общество», впервые появившееся почти одновременно в Японии и США, стало основным в докладе специальной группы научных, технических и экономических исследований, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны.

• Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами:

• большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью;

• одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;

• власть в обществе переходит в руки информационной элиты («датократов», «инфократов»);

• классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется, уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется «когнитариат» и новое компьютерное поколение свободных людей — «гомо интеллектус».

При идеологической неприемлемости, явно технократическом характере ряда позиций авторов постиндустриальных и информационных концепций, по нашему мнению, необходимо видеть главное — становление информационного общества является атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего фактора развития общества становится все более очевидной.

Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве «общества потребления» в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.

Развитие социальных систем через призму накопления знаний анализировался многими исследователями постиндустриального общества. На наиболее интересных подходах к такому анализу с точки зрения уровня систематизации и наглядности представляется важным далее остановиться.

В сегодняшних условиях стремительного развития компьютерной и телекоммуникационной техники самое главное обеспечить, по известному выражению академика Н. Н. Моисеева, «высокое соприкосновение» человека и техники. Что это значит? Это значит, что требования к интеллектуальному, нравственному развитию человека должны существенно возрасти — человеку необходимо «опережать» компьютерный прогресс, выступая «заказчиком» новых компьютерных услуг.

От человека, живущего в мире информатизации, требуется больше «полноты человеческого», повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала.

Что же происходит на самом деле в мире? Как оценивают ученые и специалисты социокультурные последствия информатизации общества? Ответ, выражаясь социологическим языком, звучит так — «итог информатизации для человечества скорее отрицательный, чем положительный».

А.И. Ракитов предлагает ввести дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития. По его мнению, общество считается информационным, если:

• любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;

• в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;

• происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Опираясь на идею взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, Д. С. Робертсон (США) выдвинул формулу цивилизация — это информация". Используя количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по критерию количества производимой ими информации:

Уровень 0 — информационная емкость мозга отдельного человека — 107 бит;

Уровень 1 — устное общение внутри общины, деревни или племени — количество циркулирующей информации ~ 109 бит;

Уровень 2 — письменная культурамерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532 800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 — книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость.

1 7 которых оценивается в 10 бит;

Уровень 4 — информационное общество с электронной обработкой.

О ^ информации объемом 10 бит.

Необходимость в объективных критериях общественного развития отмечают в своей работе «Математическое обеспечение управления. Меры развития общества» М. И. Гвардейцев, П. Г. Кузнецов и В .Я. Розенберг.

Понятие «постиндустриальное общество», введенное американским социологом Д. Беллом в 1974 году, соответствует признакам общества, перешедшего на стадию тертиарных (от лат. Тертиус — третий) промыслов, т. е. маркетинга и услуг. Французский социолог Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Понятие «информационное общество» для обозначения этапа постиндустриального общества появилось по причине начала преимущественного использования принципиально новой («умственной») технологии.

Следует отметить тот факт, что понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество» как в мировой, так и в отечественной научной, научно-популярной литературе, в средствах массовой информации чаще всего отождествляются и не разводятся.

В целом наша наука обратилась к проблематике постиндустриального и информационного общества гораздо позже, что в значительной степени, на наш взгляд, было связано с идеологическими соображениями бывшего политического руководства, в частности, с тем, что в терминах — «постиндустриальное», «информационное» — оно видело альтернативу и угрозу привычным для себя формационным терминам — «социалистическое» и «коммунистическое» (общество).

Понятие же информационного общества отражает, по нашему мнению, не формационный, а цивилизационный аспект общественного развития, и оно не может быть рядоположенным с названиями различных типов формаций. Продвижение к информационному обществу является лишь наиболее оптимальным способом существования и развития любой из современных и будущих общественных формаций. Формация более высокого порядка, не уделяющая значимого внимания информатизации, может в итоге уступить формации более низкого порядка, делающей ставку на информатизацию и интеллектуальное развитие. Кроме прочего, невнимание к информационно-интеллектуальным аспектам, очевидно, внесло свой отрицательный вклад в неуспех практической реализации социалистической идеи в России и в целом в мире.

Среди отечественных ученых, которых можно назвать основоположниками проблематики информатизации общества, — В. М. Глушков, А. П. Ершов, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Д. Урсул.

Активно работают и вносят значительный вклад в развитие направления Р. Ф. Абдеев, Г. Т. Артамонов, В. А. Герасименко, К. К. Колин, И. С. Мелюхин, Я. В. Рейзема, Е. Н. Пасхин, А. С. Кулагин, Р. И. Цвылев и другие.

В области разработки и применения статистических методов и математического моделирования социальных и социально-экономических процессов глубокими исследованиями заняты Ю. М. Плотинский, Б. А. Суслаков, Д. С. Чернавский, М. И. Гвардейцев, П. Г. Кузнецов, В. Я. Розенберг.

Проблематика становления и развития постиндустриальной цивилизации постоянно находится в поле зрения отечественных исследователей.

Через призму познания закономерностей циклической динамики, социогенетики и эволюции общества, объединяя при этом зарубежных и отечественных специалистов, классифицирует исследователей постиндустриальной парадигмы Ю. В. Яковец: «первая волна» — П. А. Сорокин, Н. Д. Кондратьев, О. Шпенглер, Й. Шумпетер, А. Тойнби, А. Чижевский- «вторая волна» — Ф. Бродель, Г. Менш, У. Ростоу, А. Шлезингер, Э. Тоффлер, И. Дьяков, В. Келле, С. Глазьев, JI. Абалкин, В. Маевский, Ю. Осипов, А. Субето, Ю. Яковец.

Краеугольными камнями постиндустриальной парадигмы Ю. Я. Яковец, при этом, считает:

• примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества;

• лидирующую роль гуманитарных и общественных наук в системе научного познания;

• первичность познания закономерностей циклической динамики, социогенетики, эволюции общества в методологии обществознания;

• главенствующее место теории трансформации, переходных процессов, диагностики и предвидения неизбежных в циклической динамике кризисов и путей выхода из них с наименьшими потерями в обществознании;

• преобладание тенденции синтеза знаний, взаимного обогащения наук как внутри обществознания, так и в его связи со смежными гуманитарными, естественными и техническими науками;

• перемещение географического эпицентра переворота в обществознании: в XX веке его вектором становится Восток, точнее Россия, где формируется эпицентр постиндустриальной парадигмы обществознания.

Совокупность гуманитарных проблем информатизации, по мнению В. А. Герасименко, может быть с известной степенью условности разделена на две группы: обеспечения условий жизни (проблема информационной безопасности, в том числе проблема информационного комфорта и информационной эмоционалистики) и освоения информационного поля человечества.

Под информационным полем человечества он понимает полную совокупность всей информации, содержащейся во всех источниках и на всех носителях во всем пространстве, исторически отнесенном к земной цивилизации. А актуальность проблемы глубокого освоения этого поля связывает не только с естественным стремлением человека к познанию мира и самого себя, но и с предположением о содержании в информационном поле информации не только о прошлом и настоящем, но также и о будущем человечества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс информатизации не только приобрел на современном этапе все признаки социального процесса, но и нуждается в научном управлении.

С другой стороны, процесс информатизации современного общества обеспечивает жизнедеятельность интеллектуальной собственности.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Приоритетными задачами, стоящими перед Россией в настоящее время, являются сохранение интеллектуального потенциала страны, создание благоприятных условий для его развития. Интеллектуальная собственность стала самостоятельной областью знания, отдельной сферой деятельности, имеющей общественно важное значение. В сегодняшнем информационном и технотронном обществе она приобрела самостоятельное социальное значение и породила ряд глубоких противоречий. Развитие системы интеллектуальной собственности, включающей как внешние, так и внутренние аспекты ее жизнедеятельности, осознание ее ценной роли в общественном прогрессе и дальнейшее использование ее преимуществ, невозможно без научно обоснованного управления процессами создания и использования интеллектуальной собственности. Актуальность диссертационного исследования обуславливается необходимостью совершенствования методологической базы управления социальными процессами в сфере интеллектуальной собственности путем разработки новых подходов к управлению, учитывающих социальную значимость как объекта управления, так и результатов управления.

Проблема, разрешаемая в диссертации, является следствием противоречия между современными требованиями к уровню социального управления в сфере создания и использования интеллектуальной собственности и существующей методологической базой решения управленческих задач в этой области.

Степень изученности проблемы и теоретико-методологические основы исследования. Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в научных трудах, посвященных управлению, рассматриваются различные методы управления в их конкретном применении к явлениям и процессам. Вместе с тем, методологическая, философская, социологическая база исследования недостаточно развита для эффективного практического применения. В сфере социологии, особенно социологии управления, широкое развитие получили социальные технологии.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились труды ученых в области социологии, социальных технологий: Бестужева-Лада И.В., Иванова В. Н., Румянцева A.M., Руткевича Е. Д., Сорокина П. А., Тощенко Ж. Т., Ядова В. А., Тернера Дж.- в области инноватики и творчества: Буша Г. Я., Дудченко B.C., Ириной В. Д., Карповой Ю. А., Кудрявцева А. В., Лук А. Н., Половинкина А. И., Мирской Е. З., Одрина В. М., Моисеева Н. К., Повилейко Р. П., Столярова A.M., Чяпяле Ю. М., Пойа Д. И др.

В работе использованы также труды по вопросам теории постиндустриального общества, которую разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, а также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др. Начиная со второй половины 1960;х годов, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления — П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. Белл, О. Тоффлер, Д. К. Гелбрейт, М. Кастельс (США), И. Масуда (Япония). По вопросам информатизации общества в основу диссертационного исследования положены труды основоположников проблематики информатизации общества — В. М. Глушков, А. П. Ершов, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Д. Урсул, Р. Ф. Абдеев, Г. Т. Артамонов, В. А. Герасименко, К. К. Колин, И. С. Мелюхин, Я. В. Рейзема, Е. Н. Пасхин, А. С. Кулагин, Р. И. Цвылев и других. По проблемам интеллектуальной собственности теоретико-методологической базой диссертационного исследования явились труды А. Н. Пиленко, A.M. Орехова, A.M. Цукермана, В. А. Розенберга, С. А. Чернышева, А. Н. Козырева, В. Я. Ионаса, А. П. Сергеева, Э. П. Гаврилова, И. А. Зенина, И. А. Близнеца, A.M. Гарибяна, А. Н. Ефимова, В. М. Корецкого, В. А. Рассудовского, В. И. Серебровского и др.

Идет активный процесс создания объектов интеллектуальной собственности, однако результаты этого процесса далеко не в полной мере востребованы обществом, что приводит к серьезным негативным последствиям. Разрешение подобных противоречий невозможно без исследования и управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность в диссертации рассматривается в широком смысле: не только как особая сфера прав, но и как форма общественных отношений в инновационной области. Такой подход обусловлен тем, что существование объектов интеллектуальной собственности имеет не только правовую сторону. Прежде, чем охранять права на объекты интеллектуальной собственности, эти объекты нужно создать и использовать в интересах удовлетворения общественных потребностей.

Фундаментом возникновения и использования интеллектуальной собственности является ее социальная природа, механизмы создания и использования, а коммерциализация и правовая охрана рассматриваются как формы выражения общественной значимости.

Для исследования социальных процессов в сфере интеллектуальной собственности в диссертации рассмотрен ее жизненный цикл. Под жизненным циклом интеллектуальной собственности в диссертации понимается период, включающий ее создание, использование (оценка, включение в хозяйственный оборот, коммерциализация, правовая охрана и защита), а также выведение из оборота (прекращение использования, уничтожение или утилизация).

Под социальными процессами в сфере интеллектуальной собственности в диссертации понимаются процессы взаимодействия людей, которые связаны с созданием, распространением, использованием, управлением, охраной и защитой объектов интеллектуальной собственности. В диссертации показано, что в основе социальных процессов в сфере интеллектуальной собственности лежат процессы информатизации.

В диссертации исследуются и определяются пути разрешения противоречия между новыми, современными требованиями к управлению социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности и существующей методологической базой управления. Комплексный характер противоречия заключается в недостаточном уровне целого ряда элементов, обеспечивающих процесс управления, которые включают методологическую базу исследования интеллектуальной собственности, обучение и подготовку специалистов, привлечение современных технологий, максимальное развитие и использование на научной основе творческого потенциала людей и коллективов. Наиболее ярко проявляется это противоречие в разорванности социального пространства, в частности, в разъединенности научно-технического и социального аспектов жизнедеятельности общества и его структур.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: новые формы управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности способствуют устранению противоречия между ожидаемыми и возникающими социальными последствиями создания и использования интеллектуальной собственности.

Проблематика создания и использования интеллектуальной собственности изучается в рамках различных наук (юриспруденция, экономика), однако вопросы социального управления сферой создания и использования интеллектуальной собственностью исследованы недостаточно. В этой связи целью диссертационного исследования определено совершенствование управления интеллектуальной собственностью.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. Исследование историко-философских аспектов создания и использования интеллектуальной собственности;

2. Исследование сущности, характера и значения социальных процессов в сфере создания и использования интеллектуальной собственности;

3. Исследование социальных технологий как инструмента управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности;

4. Совершенствование управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности;

5. Разработка концепции подготовки специалистов по проблемам управления объектами интеллектуальной собственности.

Объектом диссертационного исследования являются социальные процессы, протекающие в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

Предметом диссертационного исследования является методологический аспект управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности, т. е. не свойство или сторона объекта, а методология управления объектом.

В ходе диссертационного исследования разработаны основные положения концепции подготовки специалистов в области системного управления на основе существующей структуры образовательной системы России.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Исследованы и систематизированы научные знания в области социально-правовых основ интеллектуальной собственности. Исследована институциональная среда интеллектуальной собственности.

2. Систематизирован и уточнен категориально-понятийный аппарат, связанный с описанием социальных процессов в сфере создания и использования интеллектуальной собственности, выявлена социальная составляющая понятий, описывающих интеллектуальную собственность.

3. Теоретически с социологических позиций (на базе исследования междисциплинарных направлений интеллектуальной собственности) обоснован подход к управлению социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности как творческому процессу, разработано и описано его качественное содержание.

4. Методологически обосновано применение социальных технологий для управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

5. Теоретически и практически обоснована подготовка специалистов в области социального управления процессами в сфере интеллектуальной собственности и разработана концепция такой подготовки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальные процессы в сфере создания и использования интеллектуальной собственности, управление ими целесообразно выделить в самостоятельную структуру социологического знания, имеющую собственный предмет, самостоятельный понятийный аппарат и институциональные границы.

2. В основе выработки управленческих решений в сфере создания и использования интеллектуальной собственности лежат информационная и творческая составляющие, обеспечивающие применение социальных технологий, при этом социальные управленческие технологии могут использоваться как основной инструмент управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

3. Подготовка специалистов в области управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности является одной из самостоятельных задач профессионального образования, должна носить системный, комплексный характер с учетом текущих задач развития общества.

Научно-практическое значение.

1. Теоретико-методологические положения диссертации, интегрирующие системный и творческий аспекты социального управления показывают направление решения задач повышения эффективности управления в сфере создания и использования интеллектуальной собственности как социального процесса, обуславливающего гармоничное общественное развитие.

2. Разработанные научно-методические подходы управления социальными процессами в сфере создания и использования.

Ф интеллектуальной собственности положены в основу социальных технологий управления.

3. Трансформированный в образовательное знание научный материал в области социальных систем и управления, информатизации, творчества и социальных технологий использован при разработке концепции Ф подготовки специалистов в области управления в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

Эмпирической базой исследования стали материалы социологического опроса руководителей, специалистов и обучающихся в 9 сфере интеллектуальной собственности. Это — работники патентного ведомства (120 человек), руководители фирм и организаций (40 человек), слушатели профессиональной переподготовки РГИИС (80 человек), студенты РГИИС (180 человек). Всего в социологических исследованиях приняло участие 420 респондентов. В диссертации проведен вторичный анализ результатов социологических исследований, включающий данные американских ученых (Глава 3 диссертации), годовые отчеты Роспатента за 2001 — 2003 гг. (Приложения к диссертации).

Исследованы оценки респондентами социальной значимости интеллектуальной собственности, роль и значение процесса информатизации в сфере интеллектуальной собственности, оценки состояния методологической базы управления социальными процессами в сфере интеллектуальной собственности.

• Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социологии и гуманитарных проблем интеллектуальной собственности и межкафедральных семинарах Российского государственного.

• института интеллектуальной собственности (2002, 2003, 2004 гг.) — на научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых специалистов Роспатента (2002г.).

Основные результаты диссертационного исследования докладывались автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, апробированы, опубликованы и имеют практическое внедрение и применение.

Цель диссертационного исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена как теоретически, так и практически.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы развития общества, связанные с интеллектуальной собственностью, давно стали самостоятельной областью знания, которая не только регламентирована законодательно и развивается по своим экономическим законам, но и имеет ярко выраженную социальную составляющую. В период технического и технологического развития социальное значение интеллектуальной собственности значительно возрастает по сравнению с предыдущими периодами развития человечества. Этот рост обусловлен теми социальными процессами, которые протекают в сфере интеллектуальной собственности, а управление ими становится насущной проблемой общественного развития.

В настоящей диссертации решены задачи исследования особенностей социальных процессов в сфере создания и использования интеллектуальной собственности, определены пути и методы управления ими, а также предложены основные направления концепции подготовки специалистов, способных решать этот комплекс задач на практике.

Новая модель должна строиться с учетом неразрывности задач социального, экономического, культурного развития и охраны природной среды, основываться на изменении системы ценностей общества. Осознание такой необходимости требует не только определения принципов разработки стратегии устойчивого развития мира, национальных стратегий, но и решения ряда научных и практических задач, среди которых особое место занимает проблема, связанная с формированием нового типа мышления, новой культуры и нового человека, способного ответить на вызовы XXI века.

Углубление противоречия между личностью и обществом ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т. п.

Многочисленные технические достижения в области связи, информатизации и компьютеризации, средств массовой коммуникации, призванные удовлетворить растущие потребности общества в доступе к информации, открывают перспективу безграничной власти человека над природой, в том числе и социальной. Они свидетельствуют о возрастающей ответственности человечества перед жизнью на Земле. Наметившийся разрыв между техническим и социальным порождает клубок противоречий. Особенно остро они выражены в сфере создания и использования интеллектуальной собственности.

Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их социальные, политические и экономические институты не будут опережать темпы роста технического и биологического прогресса, адекватно реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать социальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то человечество ждет печальная перспектива в ближайшем будущем.

Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, включение коллективного разума, инновационных ресурсов регулирования социального пространства, в том числе социальных технологий, в достижение социального равновесия в мире.

В понятие «результат» на Западе все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и организационно-управленчески обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям людей. Она способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения методов социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

В настоящей диссертационной работе исследованы сущность, структура и основные свойства социальных процессов в сфере создания и использования интеллектуальной собственности, основные принципы и методы управления ими. Показана социально-правовая основа становления управленческого процесса, роль человека в процессе управления. Вскрыто и разрешено противоречие между уровнем развития теоретико-методологической базой управления социальными процессами в сфере создания и использования интеллектуальной собственности и практическими методами управления, не позволяющими пока достичь достаточной эффективности. Основные результаты диссертационного исследования получены теоретически и обоснованы практически. При проведении диссертационного исследования автором использованы не только вторичные данные, но и полученные в результате проведенных социологических исследований и социальных экспериментов.

В диссертации описан комплекс социологических исследований и социальных экспериментов, организованных и проведенных лично автором при проведении диссертационного исследования. Показана взаимосвязь и взаимоподтверждение теоретических и практических результатов. Разработана концепция подготовки специалистов, способных практически применять предложенные в диссертации методы управления, социальные технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М., 1994
  2. А.Н. Системное познание мира. М., 1985
  3. Л.Я. В поисках своей идеи. М., 2000
  4. Ф 4. Аганбегян А. Г. Социальные исследования и количественныеметоды: Количественные методы в социологии. М. 1966
  5. В.Г., Крыштановский А. О. Процессор обработки данных анкетных опросов. М., 1986
  6. И.С. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. М., 1989
  7. В.Ф. Социология интеллекта: проблемы формирования, развития и изучения. Автореф. дисс. на соискание уч. степ, д.соц.н. — Н. Новгород, 1998
  8. Р. Развитие социологической мысли. М., 1993
  9. Л.П. Японские секреты управления. М., 1991
  10. Ю.Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1996
  11. П.Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973
  12. В.Г. О системном подходе в социальном познании. Вопросы философии. № 16, 1973
  13. B.C. Социальная философия. М.: Изд-во МГУ, 1993 щ 16. Белиловский Е. Л. Государственная регистрация научных результатов: опыт и перспективы. М.: ВНИИПИ, 1990.
  14. Белиловский E. JL Проблемы гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием научных результатов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук.М., 1971.22с.
  15. E.JI. Соотношение авторских и изобретательских прав научных работников // Правоведение. 1966. № 2. С. 73−79.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
  19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных инноваций. М., 1993
  20. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений РАН. Ин-т социологии. М.: Наука, 1993
  21. Д. Бюрократия /пер. с англ. М.В.Масловского// Социологический журнал. 1997. № 4. С. 165−185
  22. Д.Н., Семенцов С. П. История управленческой мысли. — М., 1985
  23. В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления). М.: ОАО Издательство Экономика, 1997
  24. .Н. и др. Прогнозное социальное проектирование. Методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1989
  25. М. Интуиция и наука. М., 1967
  26. П. Социология политики. М.1993
  27. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М., 1994
  28. Буш Г. Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: Аватс, 1984
  29. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. — Рига: Авотс, 1985
  30. Буш Г. Я. Проблемные задачи и регулятивы поиска решений. — М., 1989
  31. Буш Г. Я. Стратегии эврилогии. — Рига: Знание, 1986
  32. Ф. О мудрости древних // Собр. соч. в 2 т. М., 1972, т.2
  33. X. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент. 1996. № 2. С.28−40
  34. Д.Р. Инновационная деятельность как фактор становления современного предпринимательства. Автореф. дисс. на соискание уч. степ, к.э.н. Казань, 1995
  35. Введение в социологию науки: Уч. пособие, часть II (Под ред. Кугеля С. А. и Черняковой Н.С.). СПб.: Изд-во СПб Ун-та экономики и финансов, 1993
  36. М. Избранные произведения. М.1990
  37. Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 30
  38. .Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. — Н. Новгород, 1992
  39. A.M. Научно-техническое творчество: сущность, этапы, методы. Учебно-методическое пособие. — М., 1999
  40. A.M. Принципы социального управления. / Сб. Правовая охрана, коммерческое использование и социальные проблемы интеллектуальной собственности: Тезисы докладов научно-практической конференции.-М., 1999
  41. A.M. Управление и организация в социальных системах. / Сб. Правовая охрана, коммерческое использование и социальные проблемы интеллектуальной собственности: Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1999
  42. A.M. Управление социальными системами на основе творчества. Монография. М.: РИИС, 2001
  43. A.M., Егоров В. В. Инновации в социально-технических системах. / Сб. статей Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью (с. 39−45). М., 1996
  44. И. Общество, культура, социология. М.1984
  45. В. Цель: целеобразование, структуризация, анализ. Учебное пособие. С.-Пб., 1996
  46. В.Н., Дульнева Г. Н., Акимов А. Е. Информационно-энергетические взаимодействия в живой природе. М.: МНТЦ ВЕНТ, 1993
  47. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.1990
  48. Э.П. Советское авторское право: Основные положения, тенденции развития. М.: Наука, 1984. 222 с.
  49. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972
  50. В.Я. «Transition» по-русски: Концепция переходного периода // Общественные науки и современность. 1997. № 2 с 64−81
  51. Голдстейн Мартин. Как мы познаем. М., 19 845 8. Горский Ю. М. Нельзя перестраивать механизмы управления, не зная основ управления. Цикл популярных лекций. — Иркутск, Центр «АХСААН», 1991
  52. И.М. Базы и банки данных. М.1994
  53. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и И. М.: Юрист, 1998.480 с.
  54. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993
  55. Дерзкие формулы творчества. Сб. статей. Петрозаводск: Карелия, 1987
  56. П., Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993
  57. И.Е. Россия перед выбором: Ресурсы социального развития // Мир России. 1997. № 2. С.3−40
  58. Г. М. Прогнозирование и оценки научно-технических нововведений. Киев: Hayкова думка, 1989
  59. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций, нововведения в организациях: Труды семинара. М.:Изд-во ВНИИСИ, 1983 (С.54−69)
  60. B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996
  61. Э. Метод социологии. М., 1991
  62. Г. А. Система государственной поддержки научной и инновационной деятельности в России. М.: ВНТИЦ, 1995. 92 с.
  63. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1980
  64. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления// Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. -М., 1989
  65. Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998. С. 3−14
  66. Т.И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объем изучения// Экономическая социология и перестройка. М., 198 976.3енин И. А. Наука и техника в гражданском праве. М.: МГУ, 1977. 208 с.
  67. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. М., 1990
  68. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. Н. Новгород, 1996
  69. В.Н. Социальные технологии государственного управления. М.-Н.Новгород, 1995
  70. В.Н. Социологическое обеспечение интенсификации экономики//Социологические исследования. 1986 № 2
  71. В.Н. Социология сегодня. М., 1989
  72. В.Н. Трудовой коллектив — субъект социального управления. -М., 1980
  73. В.Н., Лесников ГЛ., Зайченко В. Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства (механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ). М., 1994
  74. Информатизация и технологизация социального пространства. -Н.Новгород, 1994
  75. В.Я. Произведения творчества в системе советского гражданского права. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1966. 29 с.
  76. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М.: Наука, 1978
  77. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988
  78. В.П. Новая познавательная ситуация в исследованиях сложных систем. М.: Изд-во МГУ, 1990
  79. Как работают японские предприятия. М., 1989
  80. Р., Фалб П., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. М.: Мир, 1971
  81. И. Сочинения. В 6 тт. Т. 4. Ч. 2. М., 1963.
  82. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.:ИМЭМО, 1990.
  83. Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований. М., 1989 (С.45−54,79−82,144−175)
  84. Ю.А. Инновационный потенциал России: условие и социальная альтернатива развития // Сб. ст. Проблемы защиты интеллектуальной собственности. — М., 1996
  85. Г. Социальная рыночная экономика (краткий очерк): Пер. с нем. -М.: СП «Авангард», 1991
  86. В.И. Искусство управления. М.: Изд. БЕК, 1997
  87. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: Экспертное бюро, 1997.
  88. В.И. Инновационная социология. М., 1993.
  89. В.А. Информационное право. М.: Юрист, 1997.472 с.
  90. И.К. Методологические основы инженерной деятельности. М.: Изд. МГУП, 1999
  91. Ю.К. Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). М., 1989
  92. Краткая философская энциклопедия. М.: издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994
  93. Краткий словарь по социологии. -М.1989
  94. А.В. и др. Обзор методов поиска новых технических идей и решений. Люберцы: ИПК МинЖивмаша, 1982
  95. С. Социальные системы: опыт структурного анализа. -М., 1996
  96. М.И. и др. Персонал в инновационном звене «наука -производство». М., 1993
  97. Г., О’Доннел С. Системный и ситуационный анализ управленческих функций, (т.1, т.2) М., 1981
  98. А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии. -М, 1994
  99. Н.А. Социальный объект управления — коллектив. М., 1977
  100. А.А. Искусство быть новатором. М., 1990
  101. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. 399 с.
  102. В.И. Психология и управление. М., 1990
  103. Леге Жан-Мари. Кого страшит развитие науки? М., 1988
  104. Ли Р. Оптимальные оценки, определение характеристик и управление. М.: Наука, 1966
  105. Ли Якока. Карьера менеджера. М., 1990
  106. . Управленческие решения. — М., 1998
  107. Лук А. Н. Интуиция и научное творчество. М.: Философские науки N 5,1984
  108. В.Я. Наука и инновации. М., 1995
  109. Ч. Японская промышленная система. М., 1988
  110. М. Современная технология и экономическое развитие Японии. -М., 1986
  111. Д. Социология труда. М., 1988
  112. К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20. М., 1968
  113. С.Д. Профессионалы в управлении. Д., 1991
  114. A.JI. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса. Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью. / Сб. статей. М., 1996
  115. Математико-статистические методы анализа данных в социологических исследованиях. М., 1980
  116. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992
  117. Методика поиска новых технических идей в конструировании. По материалам Коллера Р. М.: СНТИФ, 1980
  118. Методологические проблемы использования математических методов в социологии. / Отв.ред.Т. В. Рябушкин. М., 1980
  119. Методологические проблемы социального прогнозирования. Под ред. Казакова А. П. Д., 1975
  120. Методологические проблемы социологической теории. Новосибирск, 1984
  121. .З. Реформы управления и управление реформами. — М., 1994
  122. В.Г. Анализ качественных признаков. М., 1976
  123. Е.З. Свойство и структура научного открытия. В кн.: Наука и научное творчество. — Ростов-на-Дону, 1970
  124. В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. М., 1989
  125. Я. И др. Как работают японские предприятия. — М., 1989
  126. Н.Н. Человек, общество, среда. М., 1982
  127. Мот Ж. Статистические решения и предвидения на предприятиях. М., 1963
  128. Научное познание: логика, понятие, структура. М., 1987
  129. А.И. Инновационный вызов. — М.: Институт стратегических инноваций, 2000
  130. Новое в теории и практике управления производством в США. -М.: Прогресс, 1971
  131. Новые направления в социологической теории. Гл V: Теория, методология, концептуализация. Гл. УШ: Методология и значение. -М., 1985
  132. Обзор методов создания новых технических решений (конспект лекций). Под ред. Кудрявцева А. В. М.: ВНИИПИ, 1987
  133. Общество в разных измерениях. Социологи отвечают на вопросы. М., 1990
  134. Н.Ф. Тенденции к единству науки. Познание и природа. -М., 1988
  135. A.M. Некоторые экономические и другие аспекты интеллектуальной собственности // Собственность в экономической системе России. М.: ТЕИС-, 1998. 556 с.
  136. Н.С. Рекомендации по исследованию уровня и тенденций развития техники на основе патентной информации. М.: ВНИИПИ, 1988
  137. Основы социологии. Учебное пособие. М., 1990
  138. Отношения собственности в сфере науки// М.: Наука, 1995.
  139. Оценка качества функционирования интеллектуальных систем: обзор докладов. Кибернетика, информационные материалы № 2, с. 42. — М., 1978
  140. М. Демократия для немногих. М., 1990
  141. В.Д. Показатели отношения к труду: 19 861 995гг.// Социологический журнал. 1996. №¾. С.185−195
  142. М.М. США: политика сквозь призму опросов. М., 1982
  143. А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Историко-догматическое исследование. Т. 1−2. СПб., 1902−1903.
  144. B.C. и др. Интенсификация инженерного творчества. -М.: Профиздат, 1989
  145. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Пер. с англ. М., 1988
  146. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М., 1992
  147. Платон Евтидем // Диалоги. М.: Мысль, 1986
  148. Ю. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для вузов. — М., 1998
  149. В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973
  150. Д. Математическое творчество. — М.: Наука, 1986
  151. А.И. Методы инженерного творчества. Волгоград: Волгоградский политехнический ин-т, 1984
  152. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988
  153. В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск, 1992
  154. Проблемы накопления и анализа на ЭВМ данных социологических исследований. М., 1986
  155. Проблемы управления социальными процессами развитого социалистического общества. Калинин, 1984
  156. Проектирование и организация выборочного социологического исследования. М., 1977
  157. Производительность труда «белых воротничков». Пер с англ. -М., 1989
  158. В.А., Даданов И. Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989
  159. В.А., Фетисов В. В. Интуиция и ее экспериментальное изучение. Наука и жизнь № 1, с. 29, 1969
  160. Рабочая книга социолога. М., 1983
  161. Развитие образования в России: Федеральная программа. Раздел «Высшее образование». М.: НИИВО, 1993
  162. JI.А. Адаптация сложных систем. Рига, 1981
  163. Российская газета, N 159, 17.08.1995 г., N 164, от 29.08.1996 г., N 169 от 31.08.1995 г., N 234, 02.12.1995 г., N 243 от 19.12.1995 г., N 3 от 05.01.1995 г.
  164. Е.Д. Феномено-логическая социология знания (ин-т социологии). М.: Наука, 1993
  165. Э.С. Приватизация: ключ к рынку / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.411 с.
  166. Сборник деловых игр. М. 1991
  167. М.А. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятий. М., 1989
  168. Э.П., Месла Д. Л. Идентификация систем управления. — М.: «Наука», 1974
  169. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.:Теис, 1996.704с.
  170. А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход. / СОЦИС. 1994. — № 3 — с.88−92
  171. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987
  172. Современная западная социология науки. М., 1988
  173. Современный философский словарь /под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова/ 1996. С. 529
  174. Ю. Предвидение и управление. // Проблемы теории и практики управления, № 1, 1995
  175. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
  176. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994
  177. Социальные аспекты научно-технической революции. (Материалы теоретической конференции). Ред. коллегия: Козлов Э. Ф. и др. М.:Изд-во МГУ, 1973
  178. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ. / Отв. ред. Маршак A.JI. М., 1997
  179. Социальные процессы и управление. Горький. 1982
  180. Социальные технологии. Толковый словарь. / Отв. ред. Иванов1. B.Н. М.-Белгород, 1995
  181. Социологическая информация в ЭВМ. JL, 1983
  182. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. М: ИСИ, ССА, 1986
  183. Социология в России / Под ред. В.Ядова. М., 1998
  184. Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1993
  185. Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.720 с.
  186. A.M. Методологические основы изобретательского творчества. М.: ВНИИПИ, 1986
  187. A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М.: ВНИИПИ, 1988
  188. О.А. Организация труда управленческого персонала. -СПб., 1993
  189. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992
  190. Теория общества /под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс, 1999
  191. JT. К. Информация и собственность// Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1995.1. C.3−11.
  192. Дж. Структура социологической теории. М.1985
  193. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь справочник. — М.: НПО «Информ-система», 1995
  194. Л.Г. Технократическое сознание: теоретико-методологический аспект. Дисс. На соискание уч. степ, д.соц.н. в форме научного доклада. — Минск, 1992
  195. Толковый словарь социальных технологий. М., 1994
  196. .Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981
  197. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М., 1988
  198. Управление по результатам. Пер с финск. М., 1988
  199. Управление. Информация. Интеллект. — М.: Мысль, 1976
  200. Управленческое нововведение в США. Проблемы внедрения. -М., 1986
  201. А.Д. Проблема информации в современной науке. -М.: Наука, 1975
  202. С. В. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория. Дис. канд. юр. наук. Томск, 1997
  203. Ф.Р. Социология и жизнь. М. 1989
  204. .М. Интеллектуалы, власть и коммуникация //Социологический журнал. 1995. № 4. С.21
  205. ФРГ глазами западногерманских социологов. М. 1989
  206. С.С. Социология. М.: Наука, 1994
  207. Функции и структура органов управления, их совершенствование, под ред Г. Х. Попова. «Экономика», 1973
  208. Ф. Основы общей методики конструирования (перевод с немецкого). Л.: Машиностроение, 1966
  209. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М.1981. С. 12−52
  210. С.А. Авторское право России в конце XX столетия // Российское правоведение: первая половина 90-х годов. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 123−124.
  211. С.А. Формирование правовой доктрины об интеллектуальной собственности в условиях становления рыночных отношений в России // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. М.: ИНИОН РАН, 1998.С. 8−31.
  212. Чус А.В., Данченко В. Н. Основы технического творчества. -Киев-Донецк- Вища школа, 1983
  213. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. 2-е изд. М.: ТЕИС, 1999.465с.
  214. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков/Пер. с англ. М.: МНФРА-М, 1997. 698с.
  215. О.И. и др. Потенциал человеческих ресурсов России // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 10−24
  216. Н. Японские методы управления производством. М., 1988
  217. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М., 1982
  218. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996
  219. В.А. Введение в методологию научного познания. М., 1969
  220. Е.В., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. М.: НИИВО, 1993
  221. А.Г. Программа курса «Проблемы теории творчества» в сб. III Семинар по проблемам, методологии и теории творчества. -Симферополь, 1981
  222. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М.1987
  223. В. А. Социологические проблемы и факторы интенсификации научной деятельности. Сб.науч.тр.(АН СССР, Ин-т социологии).Отв.ред. Ядов В. А, Райкова Д. Д. М.: Наука, 1990
  224. В.А. Социология перестройки. Сб. статей (отв. ред. Ядов В.А.). М.: Наука, 1990
  225. В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности). М.: Добросвет, 1998
  226. Якушев В.М."Пульсар": Опыт социального эксперимента // Социологические исследования. 1977. ЖЗ
  227. С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. Минск. 1984
  228. Akoff R.L. Toward of behavioral theory of communication, Management Sciense, vol.5. April, 1988
  229. Cole H.S.D.a.o. (eds.) Thinking about the Future. L., 1993
  230. Cornish E. The Study of the Future. Washington, 1997
  231. Kahn H., Brown W., Martin L. The Next 2000 Years. N.Y., 1996
  232. Kuecken J.A. Creativity and progress. Indianapolis: H. Sams and Co., 1999
  233. Linneweh K. Kreatives Denken. Karlsruhe: Gitzel, 1981
  234. Marshall A.W. and Meckling W.H. Predictability of Costs, National Bureau of Economic Research, 1972
  235. Meadows, Estimate Accuracy and Project Selection in Industrial Research. Industrial Management Review, 1978, Spring
  236. Rokeach M. In pursuit of creative process // Creative organization. -Chicago: The Univ. Of Chicago Press, 1979
  237. Seiler R.E. Improving the Effectiveness of Research and Development. New York, McGraw-Hill, 1995
Заполнить форму текущей работой