Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структурная организация временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий уровень учебной успешности положительно взаимосвязан с г длиной временной перспективы, с формированием планов на период обучения в вузе и взрослые периоды жизни, со способностью размышлять о жизни в целом, с желанием самосовершенствоваться, с ощущением быстротечности времени и структурированностью, четким планированием времени в настоящем, ожиданием будущего интересным, насыщенным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению временной перспективы человека
    • 1. 1. Понятие временной перспективы человека и основные направления ее изучения
    • 1. 2. Система параметров временной перспективы и факторы ее формирования
    • 1. 3. Временная перспектива человека в раннем юношеском возрасте
    • 1. 4. Временная перспектива в учебной деятельности старшеклассников и ее связь с мотивацией учения
  • ГЛАВА 2. Организация эмпирического исследования временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности
    • 2. 1. Эмпирическая база и общая организация исследования
    • 2. 2. Описание психодиагностических методик
    • 2. 3. Методы статистической обработки данных
    • 2. 4. Перечень измеряемых в исследовании переменных
  • ГЛАВА 3. Особенности временной перспективы старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем учебной успешности
    • 3. 1. Временная перспектива и мотивация учения старшеклассников с разным уровнем учебной успешности
    • 3. 2. Структура временной перспективы старшеклассников по результатам факторного анализа
    • 3. 3. Типы формирования временной перспективы старшеклассников по данным кластерного анализа
    • 3. 4. Прогнозирование учебной успешности старшеклассников по показателям временной перспективы (результаты регрессионного анализа)
  • ВЫВОДЫ

Структурная организация временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена важной, но малоизученной проблемой влияния представлений человека о собственном будущем, отношения к своему будущему на успешность, эффективность деятельности в настоящем. Вместе с тем, теоретически обосновано г положение о том, что временная перспектива как совокупность представлений о будущем, размышление о нем и планирование своей жизни, способны оказывать сильное мотивационное влияние, активизировать и регулировать поведение человека (Л.И. Божович, 1968; М. Р. Гинзбург, 1994; А. С. Макаренко, 1935; Ж. Нюттен, 1964; Л. А. Регущ, 2003 и др.). г.

В раннем юношеском возрасте временная перспектива приобретает особое значение, ее становление затрагивает все стороны личности — познавательную, ценностно-смысловую, мотивационно-волевую. Под воздействием различных социальных и психологических факторов, г временная перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности.

Известно, что в старшем школьном возрасте ведущей является учебная г деятельность, поэтому следует ожидать, что сформированность временной перспективы будет сказываться на успешности учебной деятельности г старшеклассников. Поскольку влияние временной перспективы на поведение субъекта имеет мотивационный характер (согласно когнитивно-мотивационной теории Ж. Нюттена), необходимо выявить ее взаимосвязь с учебной мотивацией и установить их соотношение. До сих пор исследования в этом направлении проводились только за рубежом (М. De Voider, W. Lens, 1982; D.M. Mclnerney, 1998; К. Van Calster, W. Lens, J. Nuttin, 1987 и др.). г.

В отечественной психологической науке временная перспектива стала интенсивно изучаться с конца 80-х годов. Получены многочисленные данные о социально-экономических, половозрастных и индивидуальног психологических факторах становления временной перспективы личности.

К.А. Абульханова-Славская, 2003; С. А. Башкова, 1999; Ю. А. Васильева, 1997; Горбатов С. В., 2000; К. Муздыбаев, 2000; И. А. Спиридонова, 2002; Н. Н. Толстых, 1987; А. И. Федоров, 1996 и др.). Однако исследований, г посвященных изучению возможностей влияния временной перспективы на эффективность деятельности человека, в частности, на учебную успешность в старшем школьном возрасте, явно недостаточно.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить взаимосвязь компонентов временной перспективы и учебной успешности старшеклассников. г.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: временная перспектива учащихся старшего школьного возраста. г.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: структурная организация временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности. ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: г.

1. Структура временной перспективы, включающая содержание, протяженность, плотность, эмоциональный фон, отличается у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.

2. В структуре временной перспективы старшеклассника основным компонентом, влияющим на его учебную успешность, является учебная мотивация.

3. Временная перспектива учащихся 10−11-х классов имеет различные характеристики в зависимости от типа учебного учреждения и пола старшеклассника.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были сформулированы ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Рассмотреть современные отечественные и зарубежные подходы к г изучению временной перспективы, проанализировать представления о будущем в раннем юношеском возрасте.

2. Определить различия в структуре временной перспективы и учебной мотивации старшеклассников с разным уровнем учебной успешности.

3. Выявить факторы и типы временной перспективы, характеризующие высоко-, среднеи слабоуспевающих старшеклассников.

4. Оценить возможность прогнозирования учебной успешности л старшеклассников по показателям временной перспективы. Л.

5. Изучить особенности временной перспективы, обусловленные полом старшеклассника и типом учебного учреждения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют: концепция личности как субъекта жизненного пути (Б.Г. Ананьев, 2001;

C.JL Рубинштейн, 1976), когнитивно-мотивационная теория временной перспектвиы (Ж. Нюттен, 2004), концепция психологического времени (Т.Н. Березина, 2002; Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984 и др.), теория личностной организации времени (К. А. Абульханова-Славская, 1987; л.

В.И. Ковалев, 1979 и др.), исследования временной перспективы в раннем юношеском возрасте (А.С. Макаренко, 1936; Л. А. Регуш, 2003; Н. Н. Толстых, 1987; П. И. Яничев, 1989 и др.) — исследования учебной мотивации в старшем школьном возрасте (А.Д. Андреева, 1989; Матюхина, 1984; И. Л. Финько, В. Г. Антонова, 2000 и др.) и теоретические представления о мотивационной роли будущего (Д.М. Мак-Инерней, 1998; Дж. Хусман, В. Лене, 1999 и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияэмпирические методы: анкетирование, тестированиеанализ документацииметоды математической обработки данных: первичная обработка, ранжирование, шкалирование, корреляционный, факторный, кластерный и регрессионный анализ.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивается теоретическим анализом современных г представлений о временной перспективе личности, системным подходом к описанию и изучению объекта и предмета исследования, выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых и применением методов статистической обработки данных с использованием программы SPSS.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что впервые г предпринято исследование соотношения временной перспективы старшеклассников и их учебной успешности. Проанализированы различия в структуре представлений о будущем старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем учебной успешности. Выявлено мотивационное содержание г временной перспективы учащихся 10−11-х классов. Показано преобладание учебной мотивации в структуре временной перспективы учащихся. Выделен г ряд содержательных компонентов временной перспективы, характеризующих старшеклассников с разной учебной успешностью: «жизнь сегодняшним днем», «сосредоточенность на учении», «устремленность в будущее», «направленность на саморазвитие» и др. Выявлена типология г временной перспективы старшеклассников, основанная на содержательных и формально-динамических параметрах и соотнесенная с тремя уровнями успешности. Показана возможность прогнозирования уровня учебной г успешности старшеклассника по показателям временной перспективы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Полученные в результате эмпирического исследования новые данные о структурной организации г временной перспективы старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем учебной успешности способствуют расширению теоретических г представлений о закономерностях развития временной перспективы в раннем юношеском возрасте, обогащают существующие сведения о психологических факторах, обусловливающих учебную успешность старшеклассников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Выявленные в работе особенности / временной перспективы, характерные для старшеклассников с разным уровнем учебной успешности, а также обусловленные полоспецифическими особенностями и типом учебного заведения, позволяют усовершенствовать консультативную, диагностическую и психокоррекционную работу психологов с лицами раннего юношеского возраста. Полученные данные могут быть использованы при составлении программ психологических г тренингов, направленных на формирование временной перспективы и коррекцию отдельных ее параметров. Материалы теоретического и эмпирического исследования могут быть включены в соответствующие.

разделы курсов «Психология развития и возрастная психология» и.

Педагогическая психология" для студентов педагогических вузов и психологических факультетов.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: г.

1. Временная перспектива высокоуспешных старшеклассников характеризуется устремленностью в будущее и направленностью на саморазвитиесреднеуспешных отличает сосредоточенность на учебной деятельности и отсутствие интереса к собственной личностиперспектива слабоуспевающих учащихся характеризуется несогласованностью и ориентацией на ближнее будущее. f.

2. В структуре временной перспективы старшеклассников наибольший вклад в прогнозирование учебной успешности вносят: в содержании — мотивация учения и мотивация самореализациив динамическом аспекте — наличие планов на период обучения в вузе и увеличение значимости дальнего будущего. г.

3. Временная перспектива девушек отличается преобладанием г социальной мотивации, большей ориентацией на период обучения в школе и в целом меньшей гибкостью. В перспективе юношей больше выражено стремление к активности и общечеловеческие ценности, преобладает период обучения в вузеих представления о будущем более разнообразны.

4. При классической форме обучения старшеклассники больше ориентированы на результат обучения — окончание школы и поступление в вуз, у них выражены мотивы самореализации в учебной деятельностипри форме обучения, приближенной к вузовской, у старшеклассников преобладает ориентация на процесс обучения — в школе и вузе, а также мотивация развития личностных качеств.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ г.

1. Теоретический анализ понятия временной перспективы и системы ее компонентов и параметров позволил сформулировать следующее г определение: временная перспектива — это личностное образование, отражающее совокупность представлений индивида о будущей жизни, активизирующее и регулирующее его деятельность, имеющее многомерную структуру, которая включает мотивационно-смысловое содержание, формально-динамические параметры — протяженность и плотность, а также эмоциональный фон.

2. Обзор работ, посвященных изучению особенностей временной перспективы в раннем юношеском возрасте, позволяет рассматривать ее как одно из центральных новообразований данного возраста. Затрагивая различные сферы личности — познавательную, ценностно-смысловую, г мотивационно-волевую — временная перспектива выступает в качестве показателя личностной зрелости, и тем самым приобретает большое значение в жизнедеятельности молодого человека. г.

3. Многообразие эмпирических исследований временной перспективы субъекта сводится к изучению основных факторов, влияющих на ее становление и развитие: социально-экономических, половозрастных и индивидуально-психологических. При этом актуальными являются исследования влияния особенностей временной перспективы на эффективность деятельности человека, в частности, на успешность учебной деятельности в старшем школьном возрасте.

4. В учебной деятельности, являющейся ведущей в старшем школьном возрасте, учебная мотивация признается одним из важнейших факторов, влияющих на учебную успешность. Анализ эмпирических данных показал, что учебная мотивация является важнейшим компонентом в структуре временной перспективы старшеклассников и выступает одним из основных критериев их разделения на группы с высоким, средним и низким уровнем учебной успешности.

5. Высокий уровень учебной успешности положительно взаимосвязан с г длиной временной перспективы, с формированием планов на период обучения в вузе и взрослые периоды жизни, со способностью размышлять о жизни в целом, с желанием самосовершенствоваться, с ощущением быстротечности времени и структурированностью, четким планированием времени в настоящем, ожиданием будущего интересным, насыщенным и эмоционально привлекательным. В учебной деятельности высокоуспешных старшеклассников отличает ориентация на процесс обучения, а не на результат, стремление к достижению успехов в обучении, высокий уровень мотивации, ощущение важности обучения для будущей жизни.

Снижение уровня учебной успешности связано с увеличением значения ближайшего будущего во временной перспективе, с повышением социальной мотивации, со стремлением к отдыху и различным материальным ценностям. Настоящее воспринимается слабоуспевающими старшеклассниками сложным и медленно текущим. Будущее кажется им более простым, беспроблемным, а также более ценным и благоприятным, чем настоящее. В учебной деятельности их отличает слабая познавательная активность, стратегия избегания неудач, неудовлетворенность своей учебной деятельностью и ее результатами и в целом нежелание учиться.

6. Выявлено, что на повышение учебной успешности старшеклассников г наибольшее влияние оказывают такие параметры временной перспективы, как увеличение значимости дальнего будущего при выстраивании перспективы, наличие планов на период обучения в вузе, мотивация самосовершенствования и стремление к достижению успехов в учебной деятельности.

7. Исследование структуры представлений старшеклассников о г собственном будущем позволило выявить ряд факторов временной перспективы. Высокоуспешных учащихся характеризуют такие факторы, как «устремленность в будущее» и «направленность на саморазвитие», у среднеуспешных старшеклассников преобладает фактор «сосредоточенность.

176 на учебной деятельности", слабоуспевающих школьников отличает г г многообразие временных перспектив, большая часть из которых не являются эффективными: либо расположены в ближайшем будущем, либо нереалистичны. г.

8. Временная перспектива обнаруживает некоторые г полоспецифические различия. Так, в содержании временной перспективы девушек мотивация общения выражена больше, а стремление к активности и общечеловеческая, гуманитарная мотивация, наоборот, меньше, чем у юношей. Различия в плотности заключаются в том, что для девушек большее значение имеет школьный период, для юношей обучение в вузе. В целом, перспектива девушек отличается меньшей гибкостью, наличием стандартных вариантов, тогда как у юношей наблюдается склонность к разнообразию, встречаются крайние типы.

9. Показано, что тип учебного учреждения оказывает частичное г влияние на временную перспективу в раннем юношеском возрасте, хотя и не определяет ее формирование полностью. При классической форме обучения старшеклассники более ориентированы на результат обучения (окончание школы и поступление в вуз), у них выражены мотивы самореализации в учебной деятельности. У старшеклассников, обучающихся на факультете довузовского образования, преобладает ориентация на процесс обучения (в школе и вузе), а также мотивация самосовершенствования и развития личностных качеств.

Ill.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги представленного диссертационного исследования, следует отметить, что в процессе его выполнения решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза. Так, было изучено понятие г временной перспективы и сформулировано рабочее определениевыявлены г особенности временной перспективы в раннем юношеском возрасте (15−17 лет) и основные факторы ее становления. Эмпирически исследованы и г проанализированы различия во временной перспективе у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности. Установлено, что учебная мотивация г является важнейшим компонентом в структуре временной перспективы учащихся 10−11-х классов. Определена структура и типы представления о собственном будущем старшеклассников с высокой, средней и низкой учебной успешностьювыявлена степень влияния содержательных и динамических параметров перспективы на успешность учебной г деятельности. Показана обусловленность временной перспективы полом старшеклассника и типом учебного учреждения.

Вместе с тем, в ходе исследования были обнаружены некоторые данные, требующие дополнительного изучения и интерпретации. Так, были выявлены различия в восприятии настоящего старшеклассниками с высоким и низким уровнем успешности: первые ощущают быстротечность настоящего, для вторых оно длится медленно. Вероятно, ощущение настоящего кратковременным связано с хорошей организацией своего собственного времени, а также с осмысленностью, значимостью текущей деятельности для достижения целей в будущем и, вследствие этого, наполнения своей жизни в настоящем полезными делами. Медленное течение времени, наоборот, свидетельствует об отсутствии связанности между настоящим и будущим, о том, что деятельность в настоящем не имеет смысла для будущего. Тем не менее, специальное изучение способности к.

178 организации своего времени и его влияния на успешность учебной деятельности в данном исследовании не проводилось. г.

Анализ типов временной перспективы показал, что индивидуальные, редкие стратегии формирования будущего характерны, во-первых, только для среднеи слабоуспевающих старшеклассников, а во-вторых, только для юношей. Это означает, что для высокоуспешных юношей и для всех девушек г характерны более стандартные, проверенные варианты временной перспективы, а среднеи слабоуспевающих юношей отличают разнообразные, крайние типы, которые в основном являются неэффективными или нереалистичными. Причины подобного явления заслуживают специального внимания в последующих работах.

Данное исследование поставило и ряд других вопросов для более детального изучения в дальнейшем. В частности, могут быть дополнены и уточнены сведения о влиянии различных систем и методов обучения на формирование временной перспективы. Эффективность метода мотивационной индукции Ж. Нюттена для изучения учебной мотивации может служить стимулом для разработки специальной методики. г.

Представляется также интересным изучить взаимосвязь временной перспективы с другими факторами учебной успешности, в частности, с интеллектуальным развитием учащихся. Обозначенные выше аспекты позволяют говорить о том, что результаты данного исследования открывают г новые перспективы для изучения временной перспективы человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Пайшау М., Лене В. Мотивация в будущее: когнитивно-динамический подход Ж. Нюттена к поведению человека // Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 562−598.
  2. К.А. Личность как субъект жизненного пути // Время как фактор изменений личности: Сборник науч. трудов / Под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Поликарпова. Мн.: ЕГУ, 2003, С. 24−65.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой, К.А. Абульхановой-Славской, В. П. Левкович, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1987, С. 137−144.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и её жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской. М.: Наука, 1990, 216 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001,272 с.
  7. .Г. Психология педагогической оценки. Л.: Тр. Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева, 1935, 146 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  9. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. 399 с.
  10. А.Д. Мотивы учения старшеклассников // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. С. 56−67.
  11. О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1999, № 4, С. 40−52.
  12. О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии, 2000, № 4, С. 61−73.
  13. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Смысл, 1999, 350 с.
  14. В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Наука, 1989, 193 с.
  15. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал, 1981, № 6, С. 28−37.
  16. В.Г. О модальностной структуре психологического времени // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т. 2. Черновцы: ЧТУ, 1991, С. 24−26.
  17. З.М. Трансформация сознания в юношеском возрасте // Ананьевские чтения 2005: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2005» / Под общ. ред. J1.A. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб.: СПбГУ, 2005, С. 450−451.
  18. Н.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся раннеюношеского возраста на их адаптацию к обучению в вузе: Автореф. дисс.канд. психол. наук. СПб., 2005, 19 с.
  19. Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004, 280 с.
  20. О.Е. Отношение к будущему // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005, С. 86−92.
  21. О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1998. 156 с.
  22. О.Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. М.: Альтекс, 2000, 108 с.
  23. С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Дисс.канд. психол. наук. М., 1999. 152 с.
  24. Д.Е. Смысловое будущее личности // Ананьевские чтения 2006: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -2006» / Под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 55−57.
  25. Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1997, 25 с.
  26. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2002,319 с. г
  27. Т.Н. Пространственно-временные особенности внутреннего мира личности: Дисс.докт. психол. наук. М., 2003, 382 с. г
  28. О.Н. Временной аспект категориальной установки личности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. Новосибирск, 2000, 21 с.
  29. В.В. Психология воспитания школьника. Л.: ЛГУ, 1974, 164 с.
  30. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7−44.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, 464 с.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2001. 352 с.
  33. А.К. Психология временной организации деятельности личности: Автореф. дисс.докт. психол. наук. М., 1995, 35 с.
  34. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000, 304 с. г
  35. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал, 1998, № 2, С. 40−50.
  36. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 288 с. г
  37. Я.В. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы: ЧТУ, 1991, Т. 1, С. 10−12.
  38. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляциях поведения // Психологический журнал, 1997, Т. 18. № 2. С. 58−78.
  39. В.К. Психологические механизмы человеческой мотивации. М.: МГУ, 1990. 288 с.
  40. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, 480 с.
  41. JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983, 368 с.
  42. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43−52
  43. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988, 142 с.
  44. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 207 с.
  45. Головей JLA. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дисс.докт. психол. наук. СПб., 1996, 526 с.
  46. С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних: Дисс.канд. психол. наук. СПб., 2000, 234 с.
  47. Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 2002, С. 24−35.
  48. Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. 214 с.
  49. И.Г. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1997. 145 с.
  50. Н.А. Системный анализ факторов учебной успешности (на материале обучения иностранному языку в специализированном морском вузе). Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1974. 228 с.
  51. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. 208 с. г
  52. А.А. Временная трансспектива как психологический механизм стратегической деятельности руководителя: Дисс.канд. психол. наук. Красноярск, 2005. 173 с.
  53. А.И. Перспектива личности и ее психологические особенности // Вопросы психологии, 1964, № 6. С. 97−103.
  54. А.И. Перспективы школьников и их формирование в процессе обучения и воспитания: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Иркутск, 1975. 23 с.
  55. Жизненный путь личности / Под ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987, 280 с.
  56. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004, 509 с.
  57. А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в ученой деятельности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2004, 23 с.
  58. М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьника // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. М.: НИИОП, 1978, С. 45−50.
  59. Н.В. Психологическое сопровождение социальной компетентности школьников: Автореф. дисс.докт. психол. наук. Самара, 2006, 42 с. г
  60. Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс. .канд. психол. наук. Тула, 2002. 191 с.
  61. И.Ф., Некрасова Е. В. Об особенностях осознания себя во времени старшеклассниками // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М.: МГПИ, 1987, С. 71−78.
  62. В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. JI. И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 216−230.
  63. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1979. 25 с.
  64. Кон. И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 269−279.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 241 с.
  66. JI.A., Коржова Е. Ю., Королева Н. Н. Развитие потенциала педагога и личности подростка. Учебное пособие. СПб.: ЦИПКПО, 1996, 71 с.
  67. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: РПА, 2001, 128 с.
  68. Л.Ю. Личностные особенности организации времени: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1989. 17 с.
  69. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель её активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 185−192.
  70. Н.В. О педагогических факторах учебной успеваемости студентов / Вестник ЛГУ, 1979, № 23, Вып. 4. С. 76−84.
  71. Н.А. Оценивание учебной успешности как психолого-педагогическая проблема: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1997. 201 с.
  72. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М.: Мысль, 1978, С. 196 212.
  73. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. В 2 т. Т. 1. С. 286.
  74. Н.А. Развитие личности и её жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Мысль, 1978, С. 156−172.
  75. М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Ульяновск: УИПК ПРО, 1998, 64 с.
  76. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  77. А.С. Полное собрание сочинений. М.: Педагогика, 1987. В 8 т. Т. 1.366 с.
  78. Т.А. О некоторых зарубежных теориях успеваемости школьников // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников. Вып. II. Ростов н/Дону, 1972, с. 124−133.
  79. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990, 192 с.
  80. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Просвещение, 1983. 64 с.
  81. М.В. Психология старшего школьника // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984, 256 с.
  82. Н.И. Анализ факторов учебной успеваемости студентов (на материале младших курсов). Дисс. канд. пед. наук. JL, 1980. 222 с.
  83. Н.Е. Соотношение успешности учения с общим интеллектуальным развитием (на материале специализированной физико-математической школы). Дисс.. канд. психол. наук. JL, 1972. 154 с.
  84. Л.В. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников с разным уровнем успеваемости. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
  85. В.А., Попович В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // «Credo». (Теоретический журнал Оренбургского регионального отделения Российского философского общества.), Оренбург, 1998, № 6 (12), С. 46−60.
  86. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград: Волгогр. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича, 1976. 112 с.
  87. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977, 64 с.
  88. К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал, 2000, № 4, С. 5−21.
  89. В.Л. Формирование адекватной оценки учебных способностей старшеклассников как путь повышения их активности в обучении // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. М., 1977.
  90. Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск: Народная асвета, 1977. 80 с.
  91. B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИНН, 1998,488 с.
  92. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Речь, 2006, 392 с.
  93. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005, 416 с.
  94. Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988, 16 с.
  95. JI.A. Влияние склонности к девиантным формам поведения на учебную мотивацию подростков: Дисс.канд. психол. наук. Красноярск, 2004, 148 с.
  96. ЮО.Носаль A.JI. Проблема воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко (психологическое время личности): Дисс. канд. психол. наук. М., 1999. 140 с.
  97. В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000, 320 с.
  98. . Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
  99. А.Б. Развитие склонности и временная перспектива личности // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 7−9.
  100. Особенности обучения и развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  101. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988, 208 с.
  102. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998, 526 с. 188 /
  103. Программа развития временной перспективы способности к целеполаганию у учащихся 15−17 лет // Психологическая программа развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академический проект, 2002. С. 69−81.
  104. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. И. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971, 272 с.
  105. Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  106. Л. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой, К.А. Абульхановой-Славской, В. П. Левкович, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1987, С. 153−158.
  107. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  108. Н.Ф. Позиция современного старшего школьника в учебной деятельности // Материалы научно-практической конференции в г. Липецке. М., 1983, С. 48−51.
  109. ПЗ.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2001, 432 с.
  110. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: УдГУ, 1994. 93 с.
  111. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. 80 с.
  112. Л.А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005, С. 7−26.
  113. Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
  114. Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: Дисс.докт. психол. наук. Л., 1985, 330 с.
  115. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994, 319 с.
  116. М.С., Карпова Е. В. Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени // Вопросы психологии, 1985, № з, с. 98−108.
  117. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.
  118. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогмка, 1976, 416 с.
  119. С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба 1978, Т. 3, С. 644 668. г
  120. Е.Ф., Кролиус Н. Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, JI. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998, С. 154−162.
  121. Е.Ф., Тулупьева Т. В. Роль психологической защиты в саморегуляции личности в период ранней юности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. J1.A. Головей, JI. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1999, С. 193−203.г
  122. И.В. Соотношение временной перспективы и самореализации старшеклассников в учебной деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 / Под ред. JI. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 98−108.
  123. А. Своеобразие образов будущего и динамика их изменений у учащихся: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972. 18 с.
  124. В.Ф. Личностная организация времени как средство организации жизненных планов // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. Сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии, 1989. С. 165−175.
  125. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1991. 21 с.
  126. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006, 350 с.
  127. Н.И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. .канд. психол. наук. М., 1982, 19 с. г
  128. Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика от младшего школьно к подростковому возрасту: Дисс.канд. психол. наук. М., 1999, 147 с.
  129. В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы. Л., 1989, 28 с.
  130. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии, № 2, 1989, С. 27−35.г
  131. И. А. Влияние локуса контроля на временную трансспективу // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с. г
  132. И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения. Дисс.канд. психол. наук. М. 2002, 165 с. г
  133. О.Ю. Самоотношение и временная трансспектива личности в период поздней взрослости: Автореф. дисс.канд. психол. наук. СПб., 2006, 24 с.
  134. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972, 581 с.
  135. М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания // Формирование молодежного сознания. Таллин: Ин-т истории АН ЭССР, 1978, С.35−58.
  136. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 79−86.
  137. Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. С. 42−65.г
  138. Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. В Дубровина (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1989. 165 с. г
  139. Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временной перспективе: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1988. 21 с.
  140. А.А. Психологические особенности подростковой мечты как показатель личностного развития: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993, 18 с.
  141. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996, 160 с.
  142. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989, 208 с.
  143. Ю.И. Тендерный аспект жизненного пути // Ананьевские чтения 2006: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2006» / Под ред. JI.A. Цветковой, А. А. Крылова. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 231−233.
  144. Финько И. Jl, Антонова В. Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Ульяновск: УИПК ПРО, 2000, 64 с.
  145. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989, 168 с.
  146. Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции // Психологический журнал, 1995, № 2. С. 51−59.
  147. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986, Т.1, 407 с.
  148. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977, 143 с. г
  149. В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980, С. 60−67.
  150. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореф. дисс.канд. психол. наук. СПб., 1997, 19 с. г
  151. Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы: ЧГУ, 1991, Т. 1, С. 13−15.
  152. Д.Г. Восприятие времени: Автореф. дисс.канд. психол. наук. Одесса, 1951, 18 с.
  153. Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962. 312 с.
  154. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971, № 4, С. 6−21.
  155. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  156. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ, 1980, № 11, С. 55−59.
  157. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000, 349 с.
  158. В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний // Психология и управление / Под ред. В. А. Ганзена, Е. С. Кузьмина, А. А. Крылова, Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1979, С. 64−71.
  159. П.И. Возрастные особенности переживания времени (подростковый и юношеский возраст): Дисс. канд. психол. наук. Л., 1989. 149 с.
  160. J.W., Raynor J.O. (Eds.) Motivation and achievement. Washington/ DC: Winston, 1974.
  161. Bembenutty H., Karabenick S.A. Inherent Association Between Academic Delay of Gratification, Future Time Perspective, and Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review, 2004, № 1, P. 35−57.
  162. Cottle T.J., Klineberg S.L. The present of things future. New York: The Free Press, 1974, 290 p.
  163. Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. New York: Willey, 1976, 267 p.
  164. De Voider M., Lens W. Academic achievement and future time perspective as a cognitive-motivational concept // J. of Personality and Social Psychology, 1982, Vol. 42, P. 566−571.
  165. Fingerman K.L., Perlmutter M. Future time perspective and life events across adulthood // The J. of General Psychology, 2001, Vol. 122, № 1, P. 95−111.
  166. Fraisse P. Time in Psychology // Time and the Science. Paris, 1979, P. 71−84.
  167. Frank L.K. Time Perspectives // J. of Social Philosophy, 1939, №. 4, P. 293 312.
  168. Gjesme T. Future time orientation as a function of achievements motives, ability, delay of gratification and sex // J. of Psychology, 1979, Vol, 101, P. 173−188.
  169. Greene В.A., DeBacker Т.К. Gender and orientations toward the future: links to motivation // Educational Psychology Review, 2004, Vol. 16, № 2, P. 91 120.
  170. Hoornaet J. Time perspective: theoretical and methodological considerations // Psychol. Belgica, 1973, Vol. 13, № 3, P. 265−294.
  171. Husman J., Lens W. The role of the future in student motivation // Educational psychologist, 1999, Vol. 34, № 2, P. 113−125.
  172. Kastenbaum R. On the meaning of time in later life // J. Genet. Psychol., 1966, Vol. 109, № 1,P. 9−25.
  173. Klinsberg S.L. Changes in outlook on the future between childhood and adolescence // J. of Personality and Social Psychology, 1967, Vol. 7, P. 185 193.
  174. Krauss H.H., Ruiz R.A. Anxiety and temporal perspective // J. of Clinical Psychology, 1967, № 23, P. 370−372.
  175. Lehr U. Attitudes towards the future in old age // Human Development, 1967, Vol. 10, P. 230−238.
  176. Lessing E.E. Demographic developmental and personality correlates of length of future perspective // J. of Personality, 1968, Vol. 38, P. 183−201.
  177. Lewin K. Time perspective and morale // Civilian morale / Eds. by G. Watson. Boston: Houghton Mifflin, 1942.
  178. Markus H., Nurius P. Possible selves // American Psychologist, 1986, Vol. 41, P. 954−969.
  179. McInerney D. M. A discussion of future time perspective // Educational Psychology Review, 2004, Vol. 16, № 2, P. 141−151.
  180. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivation. Theory and research method. Leuven — Hillsdale, NJ: Leuven University Press & Erlbaum, 1985.
  181. Raynor J.O. Future orientation and achievement motivation: Toward a theory of personality functioning and change // Cognition in human motivation and learning / Eds. by G. d’Ydewalle, W. Lens. Leuven-Belgium-Hillsdale, 1981, P. 199−231.
  182. Rigby C.S., Deci E.L., Patrick B.C., Ryan R.M. Beyond the intrinsic-extrinsic dichotomy: Self-determination in motivation and learning // Motivation and emotion, 1992, Vol. 16, P. 165−185.
  183. Shijts G.H. The importance of future time perspective in theories of work motivation / The J. of Psychology, 1998, Vol. 132, № 2, P. 154−168.
  184. Simons J., Vansteenkiste M, Lens W., Lacante M. Placing motivation and future time perspective theory in a temporal perspective // Educational Psychology Review, 2004, № 2, P. 121−139.
  185. Van Calster K., Lens W., Nuttin J. Affective attitude toward the personal future: Impact on motivation in high school boys // American J. of Psychology, 1987, Vol. 100, P. 1−13.
  186. Wallace M., Rabin A. Temporal experience // Psychological Bull., 1960, Vol. 57, P. 213−236.
  187. Weinstein N.D. Unrealistic optimism about future life events // J. Personality and Social Psychology, 1980, Vol. 39, № 5, P. 806−810.
  188. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid reliable individual differences metric // J. of Personality and Social Psychology, 1999, Vol. 77, № 6, P. 1271−1288.
Заполнить форму текущей работой