Методы оценки напряженно-деформированного состояния вант и обоснование технических требований к вантовым системам мостов
Учитывая большое народнохозяйственное и социальное значение отечественных вантово-балочных мостов и мировые тенденции развития большепролетного мостостроения, необходимо продолжить разработки и внедрение отечественных конструктивно-технологических решений вантовых систем, возрождение мостовой вантово-кабельной индустрии, освоение технологий монтажа и регулирования вант, а также дальнейшие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Краткий аналитический обзор
- 1. 1. Тенденции развития вантовых пролетных строений
- 1. 2. Конструктивные особенности существующих вантовых систем
- 1. 3. Методы оценки напряженно-деформированного состояния вант
- 1. 4. Применение программных расчетных комплексов для оценки напряженно-деформированного состояния вантово-балочных пролетных строений
- 1. 5. Выводы по главе 1, цель и задачи исследования
- ГЛАВА 2. Методы оценки напряженно-деформированного состояния вант
- 2. 1. Методы оценки напряженно-деформированного состояния вант на стадиях монтажа и эксплуатации
- 2. 2. Метод последовательных приближений при анализе вантово-балочных пролетных строений
- 2. 3. Метод оценки изгибных напряжений в анкерной зоне вант
- 2. 4. Адаптация программного расчетного комплекса MSCNASTRAN к расчету вантово-балочных систем
- 2. 5. Выводы по главе
- ГЛАВА 3. Экспериментальные исследования на натурных объектах
- 3. 1. Автодорожный мост с однопилонным вантово-балочным пролетным строением через р. Обь около г. Сургута
- 3. 2. Городской мост с вантово-балочным пролетным строением через р. Неву на КАД г. Санкт-Петербурга
- 3. 3. Выводы по главе
- ГЛАВА 4. Обоснование технических требований к вантовым системам
- 4. 1. Конструктивные требования к узлам крепления вант
- 4. 2. Технические требования к современным вантовым системам
- 4. 3. Конструктивные требования по обеспечению аэродинамической устойчивости вантовых систем
- 4. 4. Расчет экономической эффективности от реализации новых конструктивных решений вантовых систем
- 4. 5. Выводы по главе
Методы оценки напряженно-деформированного состояния вант и обоснование технических требований к вантовым системам мостов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пролетные строения вантово-балочной системы получили широкое распространение при строительстве большепролетных мостов в последние 30 -40 лет. Имеются исторические примеры применения подобных конструктивных решений и в более ранние периоды.
Наиболее важными функциональными частями вантово-балочных пролетных строений являются гибкие несущие элементы — ванты, работающие, в основном, на растяжение и способные воспринимать значительные напряжения. Это существенное достоинство при сочетании с эффективной статической схемой пролетного строения, обеспечивающей значительную разгрузку главной балки, предопределило области рационального применения вантово-балочных пролетных строений:
• автодорожные, железнодорожные, городские, совмещенные и трубопроводные мосты больших пролетов (300−500м), при которых становится нерационально применение балочно-неразрезных, арочных и прочих комбинированных систем. Наряду с висячими системами достижение наибольших пролетов (до 800−1000м) становится возможным при использовании относительно легких стальных главных балок из ортотропных плитных элементов и высокопрочных вантовых систем;
• мостовые переходы с неблагоприятными гидрогеологическими условиями (большая глубина и скорость течения воды, слабые водонасыщенные грунты в основании, карсты, оползневые склоны, стесненные условия судоходства и др.), которые обуславливают необходимость перекрытия этих участков большими пролетами;
• мосты через судоходные реки и морские акватории, глубокие ущелья, в мегаполисах со сложившейся застройкой, когда целесообразен монтаж конструкций моста внавес;
• мосты с повышенными архитектурно-эстетическими требованиями.
В силу высокой технико-экономической эффективности интерес к мостам с пролетными строениями вантово-балочной системы постоянно растет.
Приложение А). Богатейший опыт в этой области накоплен в XX веке в Германии, Франции, Швейцарии, Дании и других странах западной Европы. Весьма показателен в этом отношении нарастающий опыт США и Китая. Если до 1992 года в США было построено 24 крупных мостовых перехода с пролетными строениями вантово-балочной системы, то к 2005 их количество удвоилось.
В России также наблюдается тенденция к большепролетному мостостроению. Так, за последние годы были построены несколько уникальных мостовых сооружений вантово-балочной системы, не уступающих по основным технико-экономическим параметрам мировому уровню (см. Глава 3).
Можно констатировать, что создание современных уникальных мостов, поражающих воображение огромными масштабами, оригинальностью и прогрессивностью конструктивно-технологических решений, тесно связано с применением пролетных строений вантово-балочных систем. Очевидно, эти конструкции сохранят свою привлекательность для проектировщиков и строителей в ближайшем будущем.
Поскольку ванты являются важнейшей функциональной частью вантово-балочных пролетных строений, то обеспечение их долговечности по основным потребительским (эксплуатационным) свойствам — прочности, деформативности, выносливости, хладостойкости, коррозионной стойкости и другим является непременным условием обеспечения долговечности всего мостового сооружения.
Вместе с тем, в настоящее время при проектировании вант не в полной мере учитываются особенности их напряженно-деформированного состояния (НДС) и динамического поведения, что связано с наличием факторов нелинейности и условиями крепления в пилонах и балке жесткости.
Основой успешного решения обозначенных вопросов является разработка методов оценки и регулирования НДС вантовых систем, а также научно обоснованных требований к современным конструктивно-технологическим решениям самих вант и узлов их крепления, что, с учетом вышеизложенного, определяет актуальность данной работы.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
1. Обобщение результатов приемочных испытаний вантовых мостов на территории России позволило установить, что фактически конструктивные коэффициенты для осевых растягивающих усилий в вантовых системах находятся в диапазоне от 0,69 до 0,88 (в зависимости от пологости вант и характера линии влиянии). Данные значения, свидетельствующие о наличии резерва несущей способности вантовых систем, обусловливают актуальность совершенствования методов оценки НДС вант.
2. На основе проведенных исследований разработаны методы комплексной оценки НДС вантовых систем мостов при монтаже и эксплуатации, позволяющие учитывать геометрически нелинейный характер деформирования, формы провисов вант при воздействиях собственного веса, усилий преднапряжения, изменения температуры, перемещения анкерных точек, а также изгибающие усилия в анкерной зоне.
3. Разработаны и применены расчетные конечно-элементные модели вантово-балочных пролетных строений (на базе программного комплекса MSCNASTRAN) с использованием линеаризованных расчетных схем вант, учитывающих нелинейность работы введением приведенных модулей упругости с корреляцией численных и экспериментальных данных в пределах от 0,92 до 0,96.
4. В результате выполненных численных и экспериментальных исследований на натурных объектах установлено, что в зоне анкеровки вант возникают существенные изгибные напряжения, достигающие 80% от осевых напряжений (в зависимости от длины вант). Это обстоятельство должно учитываться в расчетных проверках вант по прочности и выносливости, однако, в действующем СНиП 2.05.03−84*. «Мосты и трубы» не учтено.
5. На основе анализа результатов приемочных испытаний вантовых мостов выявлено, что переходные элементы узлов крепления вант (в случае отсутствия шарнирных сопряжений) работают как элементы растянуто-изгибаемые в двух плоскостях, что обусловило необходимость уточнения формул расчетных проверок прочности и выносливости этих узлов, включая сварные и болтовые соединения.
6. Анализ результатов мониторинга динамических параметров вантовых систем показал, что для обеспечения выносливости вант следует, наряду со снижением эффективных коэффициентов концентрации напряжений (Р < 1,8), применять также специальные демпфирующие устройства (с логарифмическим декрементом колебаний системы «ванта-демпфер» > 0.03), девиаторы, шарнирные анкерные опоры и др.
7. Экспериментально установлено, что полное затухание процессов ползучести и релаксации напряжений в реальной вантовой системе происходит в течение 3−4 лет под действием постоянных и временных нагрузок и приводит к существенным искажениям схемы сооружения вплоть до полной потери строительного подъема главной балки. Для предотвращения установленных явлений следует проводить предварительную стабилизацию модуля упругости вант (посредством вытяжки) в пределах нормируемых значений до установки в пролетное строение.
8. На основе анализа результатов сертификационных испытаний вантовых и анкерных систем VSL и Freyssinet, проведенных в ОАО ЦНИИС, и обобщения научно-технических достижений лидеров мирового мостостроения установлено, что наиболее эффективными по основным технико-экономическим показателям в области мостовых вантовых систем являются ванты из семипроволочных прядей типа К7.
9. По результатам проведенных исследований сформулированы научно обоснованные технические требования к материалам и конструкциям вантовых систем из семипроволочных прядей типа К7, элементам крепления вант, системам переходной и анкерной зоны, конструктивной аэродинамической устойчивости, комплексной антикоррозионной защите, а также принципам мониторинга и регулирования параметров вантовых систем в целом. Выполнение этих требований позволяет повысить технологичность и эксплуатационную надежность конструкций вантовых мостов обычного и северных, А и Б исполнений.
10. Учитывая большое народнохозяйственное и социальное значение отечественных вантово-балочных мостов и мировые тенденции развития большепролетного мостостроения, необходимо продолжить разработки и внедрение отечественных конструктивно-технологических решений вантовых систем, возрождение мостовой вантово-кабельной индустрии, освоение технологий монтажа и регулирования вант, а также дальнейшие исследования методов оценки и регулирования статических и динамических параметров вантовых систем и совершенствование инструментальной приборной базы для мониторинга. Эти мероприятия позволят значительно снизить себестоимость строительства вантово-балочных пролетных строений за счет отказа от зарубежных аналогов, отсутствия таможенных и транспортных накладных расходов, снижение стоимости монтажных работ и аренды оборудования сторонних фирм-производителей.
Список литературы
- Артюхов Б.Л., Блан К., Ванты компании «ФРЕЙССИНЕ», М.: Фрейссине, 2004. 2 Артюхов Б.Л.- Блан К., Технологии Фрейссине на строительстве виадука Мийо (Франция), Мостостроение мира, № 1−2,2005.
- Бахтин С.А., Висячие и вантовые мосты. Волгоград: ВГТУ, 2002, с. 103.
- Блейх Ф., Теория и расчет железных мостов, М.: Гострансиздат, 1931.
- Бондарь Н.Г., Вопросы статической и динамической работы мостов, Днепропетровск: ДИИТ, 1990, с. 88.
- Боханова С.В., Научно-технический отчет по результатам обследования и6. приемочных испытаний автодорожного моста через реку Неву в составе первой очереди КАД в г. Санкт-Петербург, Часть 1, М.: ОАО ЦНИИС, 2005.
- Бычковский Н.Н., Пименов С. И., Железобетонные мосты, Саратов: СГТУ, 2006.
- Владимирский С.Р., Системотехника мостостроения, С-Пб.: Питер, 1994, с. 286.
- Гершуни И.Ш., Инструкция пользователя программы GERjq Гибшман М.Е., Металлические мосты на автомобильных дорогах, М.:Строиздат, 1948.
- Гибшман М.Е., Теория расчета мостов сложных пространственных систем, М.: Транспорт, 1973, с. 200.
- Городецкий А.С., Зоворицкий В. И., Рассказов А. О., Лантух-Лященко А.И., Метод12. конечных элементов в проектировании транспортных сооружений, М.: Транспорт, 1981.
- Де Сильва В. Х., Сидорович Е. М., Расчет непологих изгибно-жестких нитей13. переменного сечения с учетом полного выражения кривизны, известия ВУЗ, Новосибирск: НИСИ, Строительство и архитектура, № 9, 1985.
- Долотказин Д.Б., Косицын С. Б., Использование программного комплекса ANSYS в16. расчетах вантового моста через реку Объ в Сургуте, Конференция пользователе CAD-FEM, 2001.
- Индейкин А.В., Федотова И. А., Классические задачи динамики мостов в современном изложении, С-Пб.: ЛИИЖД, 2003, с. 52.25
- Казакевич М.И., Василенко А.Г., Аэродинамика рамных пилонов и опор,
- Днепропетровск: ДИИТ, «Теория колебаний, динамика и статика мостов», Межвузовский сборник научных трудов, 1991.
- Катаев С.К., Исследование влияния некоторых факторов воздействия подвижной нагрузки на динамическую реакцию вантового моста большого пролета, Исследования стальных конструкций коробчатых мостов, Труды ЦНИИС, М.: ЦНИИС, 1988, с.57−64.
- Кириенко В.И., Байтовые мосты, Киев: Буд1вельник, 1967, с. 144.
- Кириенко В.И., Байтовый железобетонный мост, М., Бетон и железобетон, № 6, 1965. ^ Колюшев И. Е., Проект нового моста через р. Даугаву в Риге,
- М.: Тимр, Вестник мостостроения, № 1−2,2004. 35. Крыльцов Е. И., Байтовые мосты, М.: ТрансЖелдориздат, 1935, с. 239. ^ Локшин М. З., Сиротинский М. С., Алюминиевые конструкции в мостостроении, Транспортное строительство, № 10,2002.
- Малинин Н.Н., Прикладная теория пластичности и ползучести, М.: Машиностроение, 1975. Матвеев А. В., Некоторые вопросы создания специализированного программного 38. комплекса для анализа мостовых конструкций, М.: МНИТ, Вестник МИИТа, № 7, 2002.
- Мацелинский Р.Н., Статический расчет гибких висящих конструкций, М.: Стройиздат, 1950.
- Меркин Д.Р., Введение в механику гибкой нити, М.: Наука, 1980. Митропольский Н. М., Теории и методы пространственного расчета41. сплошностенчатых пролетных строений, Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук, М.: ЦНИИС, 2003, с. 30.
- Михайлов В.В., Предварительно напряженные комбинированные и вантовые конструкции, М.: АСВ, 2002.
- М.:Строиздат, 1988.. Овчинников И. Г., Висячие и вантовые мосты: эстетические проблемы, Саратов: СГТУ, 2002, с. 108.
- Пемов И.Ф., Степашин A.M., Платонов А.С., Создание мостовых сталей нового поколения с использованием природнолегированных руд Халиловского37