Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Земельные отношения и их государственное регулирование в переходной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, политико-экономический подход к решению проблем развития земельных отношений и их государственного регулирования позволили значительно глубже, чем в целом ряде работ организационно-экономического направления, выявить социально-экономические свойства земельных отношений, природу аграрного кризиса, условия и факторы эффективности аграрного реформирования, специфику… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Земельные отношения как особая составная часть системы общественно — производственных отношений
    • 1. 1. Общая характеристика и специфика земельных отношений
    • 1. 2. Собственность на землю — основа земельных отношений
    • 1. 3. Соотношение эндогенных и экзогенных механизмов регулирования земельных отношений
  • Глава 2. Эволюция земельных отношений и истоки аграрного кризиса
    • 2. 1. Основные этапы развития земельных отношений в России
    • 2. 2. Аграрный кризис и аграрная реформа
    • 2. 3. Специфика аграрного реформирования в России в сравнении с другими постсоциалистическими странами
  • Глава 3. Земельные отношения и формы хозяйствования
    • 3. 1. Разнообразие экономических форм
    • 3. 2. Оптимизация размеров сельскохозяйственных предприятий.166 v
    • 3. 3. Тенденции и перспективы реформирования земельных отношений
  • Глава 4. Проблемы государственного регулирования в сельском хозяйстве.'
    • 4. 1. Концептуальные основы регулирования земельных отношений
    • 4. 2. Важнейшие направления государственного регулирования земельных отношений
    • 4. 3. Роль государственного регулирования в решении материальнотехнических проблем сельского хозяйства

Земельные отношения и их государственное регулирование в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уровень и темпы социально-экономического развития России в значительной мере обуславливаются эффективностью функционирования аграрного сектора экономики, стратегией аграрной политики как на федеральном, так и региональных уровнях, реальной концепцией хозяйственного механизма в системе агропромышленного производства, адекватной развитию экономических отношений.

Это в свою очередь обусловливает необходимость активного вовлечения в оборот и оптимизации всех факторов производства: земли, материальных и финансовых ресурсов, труда и роста его мотивации. Решение проблем аграрного сектора невозможно без осуществления изменений аграрных отношений и ведущего его звена — земельных отношений, сердцевиной которых является собственность на землю. В условиях автономизации субъектов Российской Федерации актуальность проблемы государственного регулирования земельных отношений при переходе к рыночной экономике возрастает. Разнообразие природно-экономических, национально-территориальных условий требует общих и частных теоретических обобщений, обоснования методологических подходов к осуществлению аграрной политики, развитию земельных отношений, оценки его последствий — экономических и социально-политических.

В силу исторических и политических условий уровень развития аграрного сектора экономики имеет существенные различия по регионам России. Региональные диспропорции, наложили отрицательный отпечаток на всю систему экономики страны. Сложились сугубо аграрные и промышленные регионы, что в большой мере усложняет условия и понижает уровень жизни населения.

Возросшие издержки производства в агропромышленном комплексе и в его основном звене — сельском хозяйстве, которое испытывает двойной ценовой пресс первой и третьей сфер, усиление регионализации аграрной политики, концентрация усилий на максимальном самообеспечении субъектов Российской Федерации продукцией сельского хозяйства и решении региональных производственных проблем, — все это придало аграрной политике особую остроту.

Сложившийся диспаритет цен является глобальной межотраслевой проблемой и не зависит от определенной идеологической установки. Это проблема экономическая и носит общегосударственный и межотраслевой характер. Государственное регулирование экономических отношений вообще, аграрных, в частности, и земельных, в особенности является объективной необходимостью, а не политической конъюктурой или идеологическим постулатом.

В этой связи возникает настоятельная необходимость теоретического обобщения проблем развития земельных отношений и их государственного регулирования при переходе к рыночной экономике, разработки рекомендаций по их совершенствованию. Этим определяется тема данного исследования.

Методологические основы исследования аграрно-экономических отношений представлены в трудах А. Смита, А. Тюрго, Д. Рикардо, К. Маркса. Значительный вклад в разработку механизма функционирования земли как фактора производства внес А. Маршалл, глубоко исследованы проблемы земельных отношений русскими учеными в 20-е годы А. В. Чаяновым, Н. Д. Кондратьевым, А. И. Челинцевым, Н. П. Макаровым, К. В. Остравитяновым, С. Г. Струмилиным. Позднее, в 60-е — 70-е годы, земельные отношения применительно к советским условиям изучали В. Г. Венжер, И. И. Козодоев, Е. С. Карнаухова, И. Б. Загайтов, С. Д. Черёмушкин и ряд других авторов.

Современные направления совершенствования аграрных и земельных отношений рассмотрены в работах А. А. Никонова, В. Р. Боева, Б. И. Пошкуса, В. Беленкого, С. Киселева, А. Булатова, Н. Аверьянова, Е. Серовой, Е. Строева и др.

В современных условиях по-новому рассматриваются экономические отношения в работах М. И. Скаржинского, В. В. Чекмарева, Н. П. Гибало, Л. Я. Спектора, В. Я. Иохина и рядом других авторов.

Однако состояние изученности и степень разработанности политико-экономических проблем земельных отношений в переходный период России их теоретическое системное исследование остаются недостаточными, что обусловило выбор темы нашего исследования. Актуальность исследования диктуется и специфическими особенностями переходного периода к рыночным отношениям в России. Особенности земельных отношений, сложность и болезненность этой проблемы, глубинные изменения экономических отношений в АПК и возможные последствия обусловливают объективную необходимость их теоретического обобщения и разработки стратегии государственного регулирования, концепции ее практической реализации.

Если в советский период связующим звеном экономики страны была общественная, по существу государственная собственность, то в условиях рыночной экономики частная собственность определяет механизмы спроса и предложения, ценообразования и конкуренции.

Основная цель наших исследований заключается в теоретическом раскрытии сущности земельных отношений и разработке концепции их государственного регулирования в переходной экономике России. Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

— определить сущность и охарактеризовать основные свойства земельных отношений как составной части системы общественно-производственных отношений;

— выявить тенденции (закономерности) в развитии земельных отношений в России и в сопоставлении с опытом стран развитой рыночной экономикой.

— обосновать концепцию государственного регулирования земельных отношений в переходный период в России;

— разработать новые методологические подходы и усовершенствовать принципы для обоснования земельного налога и других условий развития экономических отношений в землевладении и землепользовании;

— разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях.

Объектом исследования является аграрный сектор переходной экономики России.

Предметом исследования служат система земельных отношений, механизм их рыночного и государственного регулирования на федеральном и региональном уровне России в сопоставлении со странами с развитой рыночной экономикой.

Объектом, предметом, целями и задачами исследования обусловлена его логическая структура. После выявления в первой главе сущности и специфики земельных отношений, рассмотрения форм собственности на землю как основы этих отношений, характеристики эндогенных и экзогенных механизмов регулирования в аграрном секторе далее, во второй главе, в исследовании земельных отношений внимание сосредотачивается на их эволюции. Эта эволюция происходит под воздействием объективных и субъективных факторов и поэтому тесно взаимосвязана с реформированием. Здесь важно выявить характер реформирования земельных отношений как перманентный процесс. Необходимость и характер реформирования земельных отношений логически выводит на исследование в третьей главе разнообразных экономических форм хозяйствования, создания условий формирования многоукладное&tradeв аграрном секторе экономики и разработки нового методологического подхода по обоснованию оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий. В перспективе, государственное регулирование должно создавать условия для развития наиболее эффективных форм землевладения и землепользования, фермерского хозяйства в особенности.

Направления, функции и формы государственного регулирования земельных отношений и экономического механизма, особенно через систему земельного налога изложены в четвертой, завершающей, главе исследования.

Диссертационное исследование осуществлено в русле темы кафедры экономики Костромского госуниверситета «Предмет и методология новой политэкономии», которая Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации принята в состав Единого заказа-наряда на фундаментальные научные исследования на 1999 год.

Методика исследований включает теоретическое обобщение сущности и места земельных отношений в системе аграрно-экономических отношений, генезис и опыт развития земельных отношений в России и ряде стран с развитой рыночной экономикой, оценку результатов деятельности аграрного сектора экономики, монографическое обследование отдельных сельскохозяйственных предприятий и обобщение опыта регионов по осуществлению и совершенствованию земельных отношений, использование социологических обследований, экспертных оценок в обосновании концепции земельных отношений в России.

В качестве информационной базы использованы статистические материалы по Российской Федерации, результаты проведенных автором исследований в период руководства общефакультетской и кафедральной темой исследования Костромской государственной сельскохозяйственной академии, где автор работал в качестве декана экономического факультета и заведующего кафедрой экономики агропромышленного комплекса. Использованы литературные источники — труды ученых России, зарубежных авторов, публикации практических работников.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые предложено системное теоретическое политико-экономическое исследование земельных отношений и их государственного регулирования. В том числе:

— предложена новая парадигма земельных отношений, которые представлены как особая часть системы общественно-производственных отношений;

— дана общая сущностная характеристика и показана специфика земельных отношений, разграничены земельные и аграрные отношенияисследовано взаимодействие в единой системе природных, экономических и социально-психологических факторов, определяющих специфику экономических отношений в сельском хозяйстве;

— предложена аргументация для решения вопроса собственности на землю как основы модернизации земельных отношенийосуществлен анализ взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования в земельных отношенияхвыявлены закономерности эволюции земельных отношений и истоки аграрного кризиса в России, и тем самым дополнительно обоснована необходимость государственного регулирования аграрного сектора экономики страны и земельных отношенийобоснованы концепция, основные направления и методы государственного регулирования земельных отношений, решения материально-технической проблемы сельского хозяйства;

— разработаны методология и методика для обоснования размера землевладения сельскохозяйственного предприятия с учетом платежеспособности семьи, доходности, уровня и структуры издержек сельскохозяйственного производства;

— дано экономическое обоснование уровня и форм налогообложения в целях стабильного поступления в доходную часть бюджета федеральных и региональных органов власти;

— выяснены генезис и возрастающая роль личных хозяйств граждан, перспективы развития фермерских хозяйств в Россииразработаны формы и методы государственной поддержки фермерских хозяйств на федеральном и региональном уровняхобоснован эволюционный путь возникновения фермерства на основе развития личного хозяйства членов кооперативов, других организационно-правовых форм крупного хозяйства.

Практическая значимость результатов исследований заключается в том, что на основе теоретического анализа сущности земельных отношений и их государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, предложен комплекс рекомендаций по развитию землевладения и землепользования, выхода из аграрного кризиса.

Исследование выполнено в соответствии с планами научных исследований экономического факультета и кафедры экономики АПК.

Костромской государственной сельскохозяйственной академии, кафедры экономики Костромского государственного университета.

Автором подготовлены и переданы администрации Костромской области рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства Костромской области. Соискатель является соавтором плана экономического и социального развития учхоза Костромской ГСХА «Боровиковское», основные параметры которого освоены.

Кроме того подготовлены рекомендации, разработаны и переданы планы организационно-хозяйственного устройства по ряду сельскохозяйственных предприятий Костромской и Тульской областей.

В процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий автором проводились консультации местных органов государственной власти, руководителей и специалистов агропромышленного комплекса. Соискатель принимал участие при подготовке нормативных документов администрации по вопросам развития агропромышленного комплекса Костромской области.

Научно-практическое значение диссертационной работы состоит и в том, что в ней обобщается важная народнохозяйственная проблема повышения экономической эффективности функционирования особого сектора экономики страны сельского хозяйства.

Выполнению диссертационной работы способствовало то, что на протяжении 25 лет автор принимает непосредственное участие в разработке проблем аграрных отношений. Большинство разработок нашло практическое применение и внедрено при участии автора в производство. К ним относятся: «Концепция углубления реформирования, стабилизации и устойчивого развития сельского хозяйства Костромской области на период 2000 — 2005 г. г.» ,(1996год) — «Стабилизация и развитие экономики.

Костромской области на период до 2005 года. Региональная концепция", (1997 год).

Соискатель на протяжении 6 лет руководил и был ответственным исполнителем направления исследования экономического факультета Костромской ГСХА по проблеме: «Повышение эффективности использования производственного потенциала и совершенствования хозяйственного механизма АПК Центрального района Российской Федерации» .

Результаты исследований также нашли применение в учебно-методических изданиях и учебном процессе.

Апробация работы. Результаты исследований доложены и одобрены на: научно-практических конференциях профессорско-преподавательского Костромской государственной сельскохозяйственной академии ежегодно с 1973 по 1998 годнаучно-теоретических конференциях РАСХН (1988, 1997, Москва), международной научно-практической конференции (1997, Москва). Эти результаты доложены также на совещании по обмену опытом разработки и освоения научно-обоснованных систем ведения хозяйства (1988, Вильнюс) — на региональных конференциях (1979.1997г., Кострома- 1987, 1988, Ярославль- 1989, Воронеж- 1990, Нижний Новгород).

Публикация результатов исследований. По материалам диссертации опубликовано более 100 научных и научно-методических работ, в том числе более 40 в центральной печати.

Теоретические положения диссертации опубликованы в монографии «Земельные отношения и их государственное регулирование в переходной экономике России» .

Выводы из четвертой главы.

1. Государственное регулирование, признанное современной экономической наукой необходимым для восполнения недостаточности рыночных механизмов саморегулирования («провалы рынка») и для противодействия негативным (иногда разрушительным) тенденциям, порождаемым этими механизмами, приобретает особую значимость для аграрного сектора и земельных отношений. Это обусловлено объективно спецификой сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой («фермерская проблема»), но в условиях переходного состояния экономики России проблемы эффективного государственного регулирования сельскохозяйственного производства и земельных отношений приобрели особую актуальность и остроту.

2. В общей системе инструментария государственного регулирования выделяются три его основных блока: прогнозирование и планированиефинансово-кредитная и бюджетно-налоговая (фискальная) политикаправовая и управленческо-административная деятельность. Инструменты государственного регулирования, отнесенные к этим различным блокам, однако, взаимосвязаны межблочно, образуя единую систему с эмерджентными эффектами.

3. В совокупности воздействие всего инструментария государственного регулирования сельскохозяйственного производства и земельных отношений целеполагающе адресуется по важнейшим направлениям: стабилизация цен и доходовразвитие инфраструктуры сельского хозяйстванаучно-технический процессрациональное использование земельных ресурсов и охрана окружающей средыоказание помощи продовольствием нуждающимся слоям населенияобеспечение продовольственной безопасности страны.

4. Особое место среди важнейших направлений государственного регулирование принадлежит решению материально-технических проблем сельского хозяйства. Здесь особенно отчетливо проявляются взаимосвязи и взаимозависимости: а) материально-технического оснащения сельского хозяйства с формированием новых земельных отношений и возникающими при этом новыми формами собственности и хозяйствованияб) государственных инвестиций и льготного кредитования для укреплением материально-технической базы сельского хозяйства с экономическими механизмами, обеспечивающими целевое использованием выделенных средствв) эффективности материально-технического потенциала сельского хозяйства с новыми формами кооперативного его использования (новые кооперативы, прокатные организации, станции технического обслуживания и т. п.).

5. Масштабы государственного регулирования сельскохозяйственного производства ограничены: а) возможностями федерального и регионального бюджетовб) тенденциями к консервации устаревших земельных отношений в результате искусственной поддержки государством хозяйств с низкой эффективностьюв) потерями населения из-за повышения цен на продовольствие в результате таможенных тарифов и ограничений на импорт сельскохозяйственной продукцииг) опасностью ослабления и даже подрыва механизмов рыночного саморегулирования, которая особенно значительна при любых попытках административного установления цен.

Таким образом, государственное регулирование земельных отношений приобретает характер программирования при заданных целевой функции и ограничениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертации предложено различие земельных и аграрных отношений.

Земельные отношения складываются и развиваются вокруг земли как своего объекта. Это формы собственности на землю, отношения землепользования, функционирование земли как фактора производства, процессы воспроизводства плодородия почвы, отношения по производству, распределению и использованию земельной ренты.

Аграрные отношения — вся совокупность экономических отношений в аграрном секторе. Их сфера, с одной стороны, шире земельных отношений, так как они складываются и развиваются вокруг всех факторов производства, включая труд и капитал. В их структуре отношения по производству, распределению и использованию продукции сельского хозяйства, создаваемых в нем дохода, прибыли.

Но, с другой стороны, земельные отношения выходят за пределы аграрных — в строительстве, в добывающей промышленности, в отраслях, где подобно сельскому хозяйству производится и распределяется земельная рента.

2. Основой земельных отношений в переходной экономике России призвана стать частная собственность на землю в правом ее купли — продажи. Большинство населения (в том числе сельского) готово принять и одобрить институт частной собственности на землю, но это противоречит экономическим интересам управленческой элиты в агропромышленном комплексе.

3. Торможение в оформлении полноценного института частной собственности на землю препятствует эффективной трансформации земельных отношений, становлению новых, перспективных форм хозяйствования, переходу земельных участков (наделов, паев) в собственность более рачительных и умелых хозяев, развитию ипотечного кредитования для технико-технологического обновления материальной базы и в конечном итоге — выходу сельского хозяйства из кризиса на путь устойчивого экономического роста.

4. Развитие земельных отношений, течение перманентного аграрного кризиса и аграрная политика государства находится в тесных взаимосвязях. Резкие перемены в аграрной политике отражают смену этапов в развитии земельных отношений и воздействуют на эти отношения в зависимости от характера, направленности и степени завершенности аграрных реформ. Происходящие при этом изменения в земельных отношениях и аграрной политике сравнительно быстро сказываются на объеме и эффективности сельскохозяйственного производства. Эта взаимосвязь четко прослеживается в статистических материалах и показателях.

5. Перманентный характер аграрного кризиса обусловлен непрерывным воспроизводством его факторов путем превращения следствий в новые причины кризисного развития. Поэтому результативность аграрных реформ может быть достигнута лишь при их проникновении в основы земельных отношений — собственность на землю, ее оборот, формы землевладения. Анализ статистических материалов убеждает в том, что при трехвековой традиции повышенного внимания к земельным отношениям и к «крестьянскому вопросу» и при столь же традиционных для России непоследовательности и незавершенности аграрного реформирования выход из перманентного кризиса сельского хозяйства так и не состоялся.

6. Тем самым обусловлена необходимость уточнений в выборе модели земельных отношений для России с учетом их исторических традиций, но с ориентацией на мировой опыт, на принципы рыночной экономики, частную земельную собственность. При этом особое значение имеет государственная политическая и общественная воля в последовательной практической реализации, в обеспечении завершенности аграрного реформирования.

7. Сущностным свойством аграрного сектора экономики, системы земельных отношений является многоукладность. Она связана с различной эффективностью типов и размеров хозяйств при производстве разных видов сельскохозяйственной продукции. Многообразие экономических форм в сельском хозяйстве определяется взаимосвязями экономических отношений (прежде всего, форм земельной собственности) и организационно-правовых форм хозяйствования — индивидуальные, семейные хозяйства, кооперативы, товарищества, общества, государственные предприятия.

8. Особое место в системе земельных отношений принадлежит фермерству и такой специфической для современной России экономической форме, как сельское подворье (личное подсобное хозяйство члена кооператива, товарищества или работника государственного предприятия). Это весьма своеобразный симбиоз экономических форм, обладающих потенциалом и тенденцией перерастания в полноценное фермерское хозяйство.

9. В отличие от крупных сельскохозяйственных предприятий, ориентированных на максимизацию прибыли (или на минимизацию убытков), индивидуальные хозяйства ориентированы на получение дохода. Этим в значительной мере объясняется перемещение производства трудоемких сельскохозяйственных продуктов от крупных предприятий к фермерам и к сельскому подворью. Такой процесс подтвержден объемным статистическим материалом исследования.

10. Детально разработана и предложена методика и модель оптимизации размеров фермерских хозяйств с учетом численности семьи фермера и уровня дохода, обеспечивающего приемлемое благосостояние. Модель разработана с решением задачи линейного программирования на основе набора переменных величин и реализации целевой функции.

11. Государственное регулирование земельных отношений, а также в целом экономическая роль государства в аграрном секторе значительнее и масштабнее, чем в других секторах экономики. Это обусловлено объективной спецификой сельского хозяйства и условиями аграрного реформирования в переходной экономике России.

Однако масштабы этого регулирования ограничены бюджетными возможностями, возможной консервацией устаревших земельных отношений в результате поддержки хозяйств с низкой эффективностью производства, опасностью подрыва механизмов рыночного саморегулирования при попытках административного воздействия на цены.

12. Инструментарий государственного регулирования земельных отношений, группирующийся в три основных блока (прогнозирование и планированиефинансово-кредитная и бюджетно-налоговая политикаправовое обеспечение и управленческо-административная деятельность), должна направляться на стабилизацию цен и доходов, развитие инфраструктуры сельского хозяйства, его техническое и технологическое перевооружение, рациональное использование земельных ресурсов, повышение плодородия почв и охрану окружающей среды, обеспечение продовольственной безопасности страны.

13. Разработана и предложена к практическому использованию математическая модель земельного налога, ориентированного на сохранность земельных ресурсов, стимулирование к улучшению качества земли, повышение мотивации к труду, рост доходности и благосостояния работников, улучшение экономической и социальной ситуации на данной территории.

14. Таким образом, политико-экономический подход к решению проблем развития земельных отношений и их государственного регулирования позволили значительно глубже, чем в целом ряде работ организационно-экономического направления, выявить социально-экономические свойства земельных отношений, природу аграрного кризиса, условия и факторы эффективности аграрного реформирования, специфику многоукладное&tradeсельской экономики в переходный период и целый ряд других глубинных сущностных проблем. А это, в свою очередь, усиливает социально-экономическое обоснование предложенных путей и форм аграрного реформирования, инструментария и направлений государственного регулирования, методики и моделей оптимизации размеров сельскохозяйственных предприятий и земельного налога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Курс переходной экономики. — М., 1997. — 257 с.
  2. Н. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономист. 1996. — № 10.
  3. Агроресурсы и производительность сельского хозяйства Нечерноземья / Под ред. В. А. Углова. М.: МГУ, 1992.
  4. Аллэ Морис. Единственный критерий истины согласие с данными опыта. Хрестоматия по экономической теории. — М., 1997.
  5. Г. Перспективное планирование сельскохозяйственного производства. М.: Прогресс, 1969. — 347 с.
  6. В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике // Экономист. 1996. — № 5.
  7. A.M. Крестьянское хозяйство Европейской России 1881 1904 гг. — М.: Наука, 1980. — 237 с.
  8. А.И. Наука техника — экономика. — М.: Экономика, 1986. -384 с.
  9. В.П. Экономическая сущность отношений собственности / Организационно-экономические основы аграрного рынка. Москва -Минск, 1997.-С.74−84.
  10. Н.И. Начертание статистики Российского государства. СПб., 1818.
  11. Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
  12. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. -М.: Агропромиздат, 1989. 464 с.
  13. Н.Е., Свиридов Н. Н. Планирование агропромышленного комплекса в административном районе. М., 1981. — 45 с.
  14. В. Меняя социалистический земельный уклад // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С. 46 — 59.
  15. И. Д. Несколько слов о земледелии в Древней России // Временник общества истории и древностей российских. 1855. — Кн. 22.
  16. Бем Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. — Д., 1929.
  17. Я. Теория земельной ренты: В связи с этапами развития капитализма в земледелии. М., 1925.
  18. Библия. Книги Священного писания ветхого и нового завета. М., 1988. — 1371 с.
  19. С. Планирование и организация производства на ферме. М., 1963. — 434 с.
  20. Дж. Д. и др. Организация сельскохозяйственных предприятий в США. М.: Сельхозгиз, 1957. — 591 с.
  21. С.П. Индексы Госплана. М.: Госплан СССР, 1925.
  22. А.Я. Бонитировка и экономическая оценка земли. М., 1972. — 190 с.
  23. Дж. История Советского Союза. Т. 1,2. — М.: Международные отношения, 1990. — Т. 1. — 622 е.- Т.2. — 631 с.
  24. .Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. СПб.: Право, 1922.-236 с.
  25. .Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта // Новый мир. 1990. — № 8.
  26. .Д. Экономика сельского хозяйства. Петроград: Изд. «Кооперация», 1924. — 248 с.
  27. И. Земельная собственность и хозяйственные формы ее использования // АПК: Экономика. Управление. 1996. — № 2. — С. 6 — 14.
  28. И. Механизм рентных отношений и проблемы его реализации в сельском хозяйстве // АПК: Экономика. Управление. 1997. — № 11. -С. 41 -48.
  29. А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист. -1997. -№Ц. -С. 72−77.
  30. А. Какой земельный рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 33−43.
  31. Н. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989.-512 с.
  32. Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — С. 104−113.
  33. К. Возникновение народного хозяйства. СПб., 1912.
  34. К. Четыре очерка из области народного хозяйства / Происхождение народного хозяйства. СПб.: Изд. Водовозова, 1898. — 150 с.
  35. Д.И., Кваша, А .Я. Основы демографии. М.: Мысль, 1989. -286 с.
  36. В.Н. Организация хозяйства. М.: Изд. «Новая деревня», 1925. -174 с.
  37. В., Маслова В. Земельный оборот в России // Экономист. -1996. № 4. — С. 83−89.
  38. Великая реформа 19 февраля 1861 г. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 1−6. — М.: Изд. Сытина, 1911. — Т. 1 -С. 260- Т.2. — С. 254- Т.З. — С. 266- Т.4. — С. 270- Т.5. — С.316- Т.6. — С. 352.
  39. С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 1911 гг. — М.: Мысль, 1991.- 708 с.
  40. Военно- статистический сборник. Вып. 4. — СПб, 1871. — 922 с.
  41. Н.А. Избранные произведения. 1931 1947 гг. — М.: Политиздат. 1979. — 606 с.
  42. Всемирная история экономической мысли. Т.1−4. М.: МГУ. — Т.1, 1987.- 606 е.- Т.2, 1988. 574 е.- Т. З, 1989. — 605 е.- Т.4, 1990. — 590 с.
  43. Е.Т. и др. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 1997 гг. — М., 1998.- 1113 с.
  44. С.Н. Качественная оценка почвы (бонитировка). М., 1966.
  45. Герман К, Статистические исследования относительно Российской империи. Ч. 1.-СПб, 1819.
  46. Н.П. Неолиберальная экономическая доктрина Ф. Хайека. /К 100-летнему юбилею/: Научное издание. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. — 58 с.
  47. Главнейшие данные по земельной статистике по обследованию 1887 г. -Вып. 18.-СПб, 1897.- 19 с.
  48. С.Е. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: Владар, 1993.
  49. И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Т. 1−12. — М., 1788 — 1843. — Т.1. — С. 368- Т.2. — С.467- Т.З. — С.396- Т.5. -418- Т.6. — С.436- Т.7. — С.464- Т.10. — С.486.
  50. А. К оптимизации деятельности сельскохозяйственного предприятия // Российский экономический журнал. 1996. — № 7. — С. 57 — 63.
  51. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1996 год. М., 1997. — 85 с.
  52. С., Дозорова Т. Эффективность производства в фермерских хозяйствах // АПК: Экономика. Управление. 1998. — № 6. — С. 55−65.
  53. С. Эволюция отношений собственности: форма содержание // Экономист. 1997. — № 2.
  54. JT.H. Энтогенез и биосфера земли.
  55. Д.К. Новое индустриальное общество. М., 1969. — 480 с.
  56. Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. — 406 с.
  57. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992.
  58. В.А. и др. Экономика сельского хозяйства: Учебник. М., 1990.-476 с.
  59. Довнар Запольский М. В. История русского народного хозяйства. — Киев, 1911.-Т.1.-363 с.
  60. Доклад высочайше учережденной комиссии для исследования нынешнего положения сельского хозяйства и сельской производительности в России. СПб, 1873.
  61. Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. -СПб.: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1994. 496 с.
  62. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 1994. — 402 с.
  63. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994. — 446 с.
  64. П., Сысоева М., Дугина Т. Личные подсобные хозяйства граждан, их состояние и эффективность (социально-экономический аспект // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 4. — С. 22−28.
  65. М.А. Очерк из истории сельского населения в Московском государстве. СПб., 1898.
  66. И.В. Земельный кадастр. М., 1979.
  67. И. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб, 1907. -748 с.
  68. А.С. Организация полевого хозяйства. СПб.: Изд. А.Ф. Дев-риена, 1914. — 719 с.
  69. А.С. Очерк современного состояния сельского хозяйства в России // Новое слово. 1913.
  70. А .Я. Исследования народной жизни. Вып. 1. — СПб., 1884.73.
Заполнить форму текущей работой