Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История рассмотрения социальной справедливости в науке имеет многовековые традиции. Начиная с Платона и Аристотеля признается, что вопрос о справедливости представляет собой центральную проблему политики и государственного устройства, а фундаментальную антиномию справедливости являют взаимоотношения свободы и равенства. Философские подходы к справедливости сконцентрированы вокруг метафизических… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Основные теоретические подходы к понятию 15 социальной справедливости
  • Раздел 2. Идея социальной справедливости как часть 68 идеологии трансформирующегося общества
  • Раздел 3. Социальная справедливость как ценность в 108 условиях формирования интегративной идеологии в России

Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформация, испытываемая российским обществом периода 1985 — 1995 гг. и в последние годы — предмет многочисленных дискуссий отечественных ученых. Их общая интонация заключается в стремлении «ухватить» стержень перемен, стремительно охвативших многомиллионную, державу. Попытки найти рациональное объяснение общественнополитическим преобразованиям наталкиваются, с одной стороны, на слабую подготовленность отечественного общественно-научного категориального аппарата и, с другой стороны, на радикальный и директивный характер реформ начала 1990;х, не оставивших времени на осмысление перемен. Если еще в 1990 году были возможны дискуссии об обновленном социалистическом наполнении перемен, то с 1992;1993 гг. трансформация российского общества связывается j исключительно с внедрением либерализма. Какой же должна быть философия новой нации", «общенациональная солидаризирующая идеология», «идеология общественного согласия» — данные вопросы все еще обладают безусловной актуальностью в общественно-политической практике и социальном знании в России.

Социальная справедливость непосредственно связана с обеспечением стабильного состояния и развития социума. «Первая i добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая.

4 добродетель систем мысли", — эта характеристика справедливости, данная известнейшим американским исследователем Дж. Ролзом1, как нельзя лучше передает величину и необычайную сложность понятия,.

1 Ролз Д. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995. — С. 19. которое никогда не переставало вызывать резонанс в дискуссиях об обществе.

Идея социальной справедливости постоянно актуализируется в общественном сознании и сказывается как на оценках конкретных событий жизни, ее повседневного протекания, так и на характере общих суждений и умозаключений о ней. Понятие о справедливости сообщает индивиду права и обязанности. Общая оценка состояния справедливости в обществе говорит о возможности и способности принять существующий общественный порядок, идентифицировать себя с обществом.

Концепция справедливого общества, выходящая за рамки доперестроечных представлений, опирающаяся на все многообразие мирового опыта в познании справедливости, представляет весомую идеологическую альтернативу в условиях трансформирующегося российского общества. В современной отечественной науке процесс формирования традиции исследования социальной справедливости возник сравнительно недавно. Необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем социальной справедливости в уникальных российских условиях обусловила актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает идеологическое воплощение идеи социальной справедливости, поскольку именно в идеологии идея социальной справедливости приобретает онтологический статус, являясь атрибутом бытия конкретного общества. Предметом анализа является трансформация идеи социальной справедливости в современном российском обществе.

Обзор литературы. Исследование проблематики социальной справедливости имеет многовековые традиции в научной мысли, начиная отсчет с трудов Платона и Аристотеля, и выступает предметом рассмотрения зарубежных и отечественных философов, психологов, антропологов, политологов, социологов. Определяющее влияние на формирование и развитие современной теории социальной справедливости оказали положения, разработанные в западноевропейской и американской социальной науке.

Тематика социальной справедливости является стержнем в выработке теоретических основ любой идеологии, приобретая там наиболее яркое воплощение. В данном контексте выделяются несколько подходов к проблеме социальной справедливости: классические либеральные концепции (Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Дж. Милль) — марксистско-ленинская теориясоциальный либерализм Дж. Ролза, либертаристская перспектива (Д. Белл, Р. Нозик, Т. Стиглер, М. Фридман, Ф. Хайек) — неоконсервативный подход (М. Алле, Д. Белл, И. Кристол) — социал-демократические теории (Э. Бернштейн, Л. фо Штайн,.

Л. Джордж, Дж. Рэскин, К. Харди)1.

В вопросе о том, какие принципы социальной справедливости должны быть положены в основание общественного устройства, различают три подхода к социальной справедливости: универсалистский или гегемонический (К. Маркс, Дж. Ролз, Р. Нозик), предлагающий осуществление всеобщих норм справедливостискептический (Д. Белл, М. Фридман, Ф. Хайек), в рамках которого доказывается иллюзорность справедливости, и плюралистический подход (М. Вальцер, М. Сандел, Т.

Спрагенс, Н. Фразер, Д. Харвей, И. Янг)2, доказывающий наличие.

1 См., например: Кант И. Метафизика нравов в двух частях// Соч. в 6-ти т. — М., 1965. — Т. 4, Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995; Nozick R. Anarchy, State, Utopia. — Oxford, 1974; Фридман M. Четыре шага к свободе// Общественные науки и современность -1991 — № 3 и др.

I 2 Fraser N. Justice interruptus: critical reflection on the «postsocialist» condition. — Routledge, 1991; Harvey D. Social Justice, Postmodernism, and the City// International Journal of Urban and Regional Research. — 1992. -VOL. 16, NO. 4 (December) — Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. -Cambridge, 1982; Spragens Т., Jr. The Antinomies of Social Justice// Review множественности равноправных критериев социальной справедливости. Теория справедливости как права Р. Дворкина, «закон контракта» Б. Аккермана, концепция справедливости как заслуги Садурскогоподходы, занимающие значительное место в рамках современной философии права, политической науке.

В России определенные социально-философские традиции в изучении справедливости складываются еще в дореволюционный период и связаны, прежде всего, с концепциями, разработанными представителями субъективистского направления в социологии (П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С.Н. Южаков), фиксирующими роль социальной справедливости в общественном прогрессеподходом Б. А. Кистяковскоготеорией «цельного знания» B.C. Соловьева, работами С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева1.

В отечественной социологической науке советского и современного периода изучение социальной справедливости пока не оформилось в отдельное направление социального знания. Теоретические исследования социальной справедливости появляются в СССР в 19 601 970;е годы в рамках разработки общеметодологических принципов построения системы общественно-политических и этических категорий и рассмотрения их места в ходе реализации коммунистического идеала (З.А. Бербешкина, О. Н. Крутова., Г. В. Мальцев и другие), критики западных концепций справедливости (Л.Г. Гринберг, А.И. Новиков). Констатировалось расширение социальной справедливости, of Politics. — 1993. — VOL. 55, NO. 2 (Spring) — Young I.M. Justice and the politics of difference. — Princeton, 1990.

1 См., например: Бердяев H.A. Философия неравенства. — М., 1990; Булгаков С. Н. Социальный идеал// От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896−1903). — СПб., 1903; Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. Изд. IV — СПб. 1906.-Т. I. и др. понимаемой согласно принципу «от каждого — по способностям, каждому — по труду», в условиях строительства развитого социализма1.

Во второй половине 1980;х годов предпринимаются попытки критического переосмысления реализации принципов социальной справедливости при социализме (Т.В. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Г. С. Лисичкин и другие), артикулируется внимание к проблемам социальной несправедливости, в основном в сфере распределения. Социальная справедливость рассматривается как объективное качество общественных отношений (В.Е. Давидович, В.А. Печенев)2.

В современном российском социальном знании выделяются несколько перспектив обращения к тематике социальной справедливости. Понятие социальной справедливости находит отражение в рамках исследований становления либерализма и демократии в современном российском обществе (В.В. Ильин, Б. Г. Капустин, В. В. Козловский, А. И. Уткин, В.Г. Федотова)1. Социальная справедливость фигурирует также как одна из идеологических ценностей в анализе переходного состояния российского общества — в контексте традиционности и модернакоммунизма и либерализма;

1 Бербешкина 3. А. Справедливость как социально-философская категория. — М., 1983; Гринберг Л. Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. — Л., 1977; Крутова О. Н. Справедливость. — М., 1963; Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. — М., 1977.

2 Давидович В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. — М., 1989; Заславская Т. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость// Коммунист. — 1986. — № 13- Здравомыслов А. Г. Утверждение социальной справедливости — важнейшая задача перестройки. — М., 1987; Лисичкин Г. С. Карл Марксзлейший враг российских большевиков. Размышления о причинах кризиса в России. — М., 1993; Печенев В. А. Истина и справедливость: (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). — М., 1989. унитарности и плюралистичности (Е.И. Башкирова, Б. Г. Капустин, И. М. Клямкин, С. А. Стивенсон, Н. Е. Тихонова, Л. А. Хахулина и другие)2, несомненную значимость которого представляет его эмпирический характер. В. А. Ядов, Ж. Т. Тощенко и ряд других исследователей артикулировали значимость категории социальной справедливости для анализа путей формирования общественного согласия3. Наряду с этим можно утверждать, что комплексный подход, широкая теоретическая база к определению значения идеи социальной справедливости в политико-идеологических преобразованиях в российской социальной науке еще не найдены.

По всей видимости, социальная справедливость еще долго будет ассоциироваться с ее социалистическим наполнением в повседневном социологическом дискурсе, попадая нередко в разряд утопических. Часто можно встретить своего рода клише со знаком тождества справедливости и просоветских настроений в различного рода социологических опросах. При этом игнорируется, что либерализм, на рельсы которого пытается встать страна, имеет четкую концепцию справедливости, а апелляция к справедливости составляет ядро.

1 См, например: Капустин Б. Г. Демократия и справедливость // Полис. -1992. — № 1−2- Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. — С.-Пб., 1995. и др.

2 См., например: Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества// ПОЛИС. — 2000. — № 6- Капустин Б. Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян// Полис. — 1994. — № 1−2- Тихонова Н. Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. — 1996. № 4- Хахулина Л. А., Стивенсон С. А. Массовые представления о неравенстве и справедливости (по результатам социологического исследования)// Куда идет Россия?. — М., 1997. и др.

3 Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов// Куда идет Россия?. Власть, общество, личность. — М. 2000. Тощенко Ж. Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии. — М., 1997. политической деятельности различных движений на Западе и является предметом безусловного внимания политологов и социологов.

Другой причиной недостаточной исследованности идеи социальной справедливости в современной России, является, на наш взгляд, так называемая «банализация социальной несправедливости"1 своеобразная «привычка» к проблемам, вызывающим значительную социальную фрустрацию у больших групп населения, давно поразившая наше общество. Наука как социальный институт в данном случае выступает отражением указанных тенденций. В то время как западные социологи призывают своих коллег создавать справедливый мир и указывают конкретные шаги, которые можно предпринять2, отечественные социологи, зачастую лишь констатируют дезинтегрирующие тенденции.

До настоящего времени не в полной мере изучены существенные характеристики различных концептов социальной справедливости, присутствующих в современном российском обществесравнительно мало исследован фактор использования идеи социальной справедливости в формировании интегративной идеологии в трансформирующемся российском обществе.

Недостаточная степень разработанности указанных проблем, их теоретическая и практическая важность детерминировали выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

1 Термин Кр. Дежура. — См.: Дежур Кр. Утрата чувства сострадания во Франции: Банализация социальной несправедливости// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ II РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информ. Исслед. Отд. Социологии и социальной психологии. — М., 2000. — 2000, № 2.

2 Такова, к примеру, позиция экс-президента Общества изучения социальных проблем П. Роби. — См.: Roby P. A. Creating a Just World-Leadership for the Twenty-First Century// Social Problems. — 1998. — Vol. 45, No. 1, February.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и содержание изменения идеи социальной справедливости как ценности и элемента идеологии в процессе трансформации современного российского общества. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть основные направления исследования справедливости в общественных науках;

— представить разнообразие определений социальной справедливости в отечественном и зарубежном научных дискурсах;

— раскрыть социальную сущность справедливостисущностные черты социальной справедливости как ценности;

— определить сущность и содержание процесса трансформации современного российского общества;

— выявить дискурс социальной справедливости в социальных науках, политической практике и общественной жизни советского периода;

— рассмотреть значение социальной справедливости как ценности в основных формах современных политических идеологий;

— исследовать содержание идеи социальной справедливости в массовом сознании современного российского общества;

— раскрыть роль идеи социальной справедливости в идеологическом процессе трансформирующегося общества;

— проанализировать процесс формирования интегративной идеологии в современном российском обществе с точки зрения трансформации идеи социальной справедливости.

Теоретико-методологическая основа. В исследовании использовался преимущественно плюралистический подход к определению социальной справедливости, объединяющий несколько теоретических перспектив (М. Вальцер, М. Сандел, Т. Спрагенс, Д.

Харвей, Н. Фразер, И. Янг и др.), предполагающий сосуществование в обществе различных стандартов социальной справедливости, констатирующий взаимосвязь социоэкономической справедливости и справедливости в культурном поле.

Важной составляющей теоретико-методологической основы работы выступили теории К. Маркса и Ф. Энгельса, объясняющие взаимосвязь справедливости и социально-экономических условий, классовой борьбыконцепция «справедливости как честности» Д. Ролзаположения и принципы, касающиеся критики теории беспристрастности, значения справедливости в социальном изменении, разработанные в рамках субъективистской социологической школы в Россииподход к соотношению равенства и свободы Н. А. Бердяева. Методологической посылкой при рассмотрении роли справедливости, свободы и равенства в идеологиях, претендующих на доминирование в современной России, послужили подходы, предложенные Б. Г. Капустиным, В. В. Козловским, А. И. Уткиным и В. Г. Федотовой.

В исследовании использовались принципы системного подхода и историзма.

Основным методом эмпирического анализа является вторичный анализ данных опросов общественного мнения, касающихся идеи социальной справедливости и динамики ценностей трансформирующего российского общества, проведенных Центром изучения общественного мнения при «Комсомольской правде», Фондом «Общественное мнение», ВЦИОМ, РНИСиНП, Независимым исследовательским Центром «РОМИР», Центром исследования ценностей при Институте Философии РАН и центром «Имидж-контакт».

В работе также были использованы данные, полученные в рамках реализации исследовательского проекта «Процесс исламизации в Татарстане: влияние на политическую стабильность и формирование новых идентичностей» с участием автора, и материалы контент-анализа сообщений СМИ, затрагивающих права человека, проведенного также с участием автора.

Научная новизна результатов исследования. В диссертации исследуются теоретические и практические вопросы, решение которых позволит более глубоко понять сущность и особенности трансформации идеи социальной справедливости в российском обществе эпохи преобразований. Наиболее существенные результаты, полученные в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем:

— исследование условий формирования интегративной идеологии в современном российском обществе позволяет сделать вывод о необходимости создания предпосылок для более широкой демократической коммуникации, отвечающей требованиям плюралистической модели социальной справедливости с сохранением элементов дистрибутивной справедливости, связанной с активной распределительной политикой государства;

— доказывается положение, согласно которому фрагментация понятия социальной справедливости в России происходит под воздействием как социально-политических трансформаций, так и распространения феноменов, относящихся к эпохе постмодерна;

— идеи ряда современных исследователей социальной справедливости — Т. Спрагенса, Н. Фразер, И. Янг, впервые вводятся в отечественный научный дискурс.

Научно-практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется проведенным анализом особенностей существования идеи социальной справедливости в условиях трансформации современного российского общества. В диссертационной работе анализируются теоретические и практические проблемы, понимание которых будет способствовать расширению представлений о переменах в ценностной сфере постсоветского общества, связанных с социально-экономическими преобразованиями и изменением идеологического курса страны. Отдельные материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке имиджевых политических кампаний, отдельных положений социальной политики органами государственного управления. Помимо этого, теоретические положения и выводы могут найти применение при разработке курсов «Социология политики», «Экономическая социология».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-политические, экономические преобразования в постсоветском обществе предопределили фрагментацию идейного пространства, одну из ключевых позиций в котором занимает социальная справедливость. Исследование сущности и содержания идеи социальной справедливости как ценности и элемента идеологии трансформирующегося российского общества позволило прийти к следующим выводам.

Социальная справедливость как принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества, — неотъемлемая составляющая практически всех аспектов общественной жизни. Понятие справедливости является многоуровневым, включая в себя t/ ретрибутивный, политический, дистрибутивный, процедурный и собственно социальный аспекты. Социальная справедливость отражает, с одной стороны, совокупность общественных отношений обменного и распределительного типа, а с другой — выработанные на основе социальной практики идеологические ценности.

История рассмотрения социальной справедливости в науке имеет многовековые традиции. Начиная с Платона и Аристотеля признается, что вопрос о справедливости представляет собой центральную проблему политики и государственного устройства, а фундаментальную антиномию справедливости являют взаимоотношения свободы и равенства. Философские подходы к справедливости сконцентрированы вокруг метафизических и нормативных вопросов, проблемы происхождения чувства справедливости. Психологический анализ касается в основном стандартов справедливости, используемых людьми. Антропология исследует культурные различия в понимании справедливости. О справедливости в социологии говорят в контексте неравенства доступа к ценностямсоциальной стратификации и в более общем смысле — в отношении социального устройства. В обращении к проблематике социальной справедливости, сконцентрированной вокруг обеспечения стабильного состояния и развития социума, правомерным предполагается использование теоретического плюрализма.

Важнейшая проблема теории справедливости — соотношение универсальных и плюралистических принципов справедливости в современной науке решается в сторону признания плюралистичности. Основными чертами плюралистической модели являются признание множественности критериев социальной справедливости, отказ от внеконтекстного определения содержания принципов справедливости.

Социальная справедливость как один из основных принципов нравственности, регулирующих совокупность общественных отношений обменного и распределительного типа, сообщающий человеку права и обязанности, представляет собой интенционально наполненное понятие общественно-политической практики, постоянно становящуюся идею совершенства общественных отношений.

Социальная справедливость как ценность трансформирующегося общества предстает, прежде всего, в качестве узлового компонента идеологий, участвующих в переустройстве российского общества. Социальная справедливость в идеологиях предстает и как общественный идеал, и как норма, и акт социального поведения. Являясь важнейшей ценностью, справедливость одновременно выступает элементом наличной системы ценностей.

Фундаментальные различия современных политических идеологий определяются их подходами к проблемам разрешения антиномии социальной справедливости, связанной с взаимоотношением свободы и равенства. Формирование идеала социальной справедливости происходит в результате сложного взаимодействия повседневного опыта людей и идеологической деятельности властных структур.

Критерии социальной справедливости колеблются от идеологии к идеологии, неся за собой особый строй социальных и экономических отношений. В социалистической идеологии справедливость, предполагающая равное отношение к средствам производства, выражается формулой «от каждого — по способностям, каждому — по труду». В консервативной идеологии справедливость есть «справедливое неравенство» — «равенство возможностей и неравенство способностей». Либеральное понимание социальной справедливости предполагает «равное право в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных» .

Главным направлением социально-политических преобразований в России конца XX века была трансформация социума согласно западной модели либерализма. Нормы и ценности справедливости, интериоризировавшиеся в ментальности советского социума, продолжают оказывать влияние на общественное сознание и создают один из самых напряженных векторов трансформации современной России.

Процесс преобразования идейной базы российского общества еще не закончен. В обществе сосуществуют разнообразные концепты справедливости, занимая весомые позиции в системах ценностей: уравнительные, доставшиеся с социалистических времен, утилитаристские, либертаристские, привнесенные радикальными либералами в качестве правительственного курса, социал-либеральные. Множественность критериев справедливости на фоне кризиса ценностей приводит к ослаблению нормативного униформизма справедливости и усиливает противоречие между идеалами социальной справедливости, нормами и поведенческими актами.

Ценностная ситуация в России осложняется также распространением феноменов постмодерна, таких как фрагментация сознания, распространение ценностей «постматериализма» и т. д. Возрастающее значение в условиях фрагментации социокультурного пространства приобретает символическая составляющая социальной справедливости, связанная, прежде всего, с деятельностью средств массовой информации.

Особое социально-экономическое состояние российского общества, затянувшаяся идейно-духовная дезорганизация вызывают необходимость поиска путей установления объединительной идеологии.

Такие положения плюралистической модели как признание множественности критериев социальной справедливости у различных социальных групп, рассмотрение взаимосвязи дистрибутивной справедливости и справедливости в культурном поле, может значительно обогатить исследование возможных путей установления состояния, наиболее приближенного к общественному согласию. Использование гегемонической (дистрибутивной) модели, связанной с распределением, также актуально ввиду низкого уровня жизни, депривации многих слоев населения, правового нигилизма, недоверия к власти. Условиями возникновения единого идеологического пространства при соединении данных моделей представляются сочетание активной распределительной политики государства с реализацией плюрализма, толерантности и демократической коммуникации всех заинтересованных групп.

Перспективным направлением исследований могут явиться обращение к культурно-символической составляющей социальной справедливости, например, анализ «банализации несправедливости», изучение конструкционистского потенциала апелляции к данной идее в общественно-политической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. -
  2. Казань: Изд-во КГУ, 1997. 420 с.
  3. Т. А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) // Полис. -1997. № 3. — С. 16−22.
  4. АрендтХ. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. -672 с.
  5. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. 830 с. — Т. 4.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.
  7. А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе// Вестник Московского Университета. Серия 12, Политические науки. 1996. — № 2. — с.22−34.
  8. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России), Т. II. Теория и методология. Словарь. -Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. 595 с.
  9. Бауман 3. Мыслить социологически. — М.: Аспект пресс, 1996. 225 с. i
  10. Е.И. Трансформация ценностей российского общества// ПОЛИС. 2000. — № 6. — С. 51−65.
  11. Г. А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества// Вестник Московского университета. 1997. -№ 1. — С. 29−43. — (Сер. 18. Социология и политология)
  12. Бербешкина 3. А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983. — 204 с.
  13. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-224 с.
  14. Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. -228 с.
  15. Н.А. о русской философии/ Сост., вступ. ст. и примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. 4.1. — Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1991.-288 с.
  16. Н.А. Духовные основы русской революции. СПб.: РХГИ, 1998.-432 с.
  17. Бим А., Шохин А. Система распределения: на путях перестройки// Коммунист. 1986. — № 15. — С. 64−74.
  18. Будь лицом: ценности гражданского общества. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1993. — Т.2. — 260 с.
  19. С.Н. Социальный идеал// От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896−1903). СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1903. — 347 с.
  20. И.А. Социальная интеграция на какой базе она возможна?// СОЦИС. — 2000. — № 12. — С. 131−137.
  21. Во имя социалистической справедливости. Три интервью о борьбе человека нетрудовыми доходами// Коммунист. 1986. — № 15. — С. 8597.
  22. К. Основания этики// Вопросы философии. 1991. — № 1. — С. 28 — 60.
  23. Вместе мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему. Речь В. В. Путина на торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ// Российская газета. 2000. — 11 мая.
  24. К.С. Политическая наука: Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. М.: Сорос -Международные отношения, 1994. — 400 с.
  25. К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект// Вопросы философии. 1998. — № 12. — С. 3−20.
  26. Е. Новый курс// Известия. 1994. — 10 февраля.
  27. Э. Модерн и самоидентичность// Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник. М., 1995. С. 95−113.
  28. А.В. Архетипы российской власти// Куда идет Россия?. Власть, общество, личность. М.: 2000. — С. 21−29.
  29. Л. Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. — 171 с.
  30. .А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: «Прогресс-Традиция». — 2001. — 624 с.
  31. Л.Д. Показатели статусной неудовлетворенности и их динамика// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. — № 6. — С. 45−50.
  32. Л.Д., Пчелина М. В. Бедность и зависть: негативный фон переходного общества// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. — № 6. — С. 31−42.
  33. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 1999. -472 с.
  34. В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1989. — 255 с.
  35. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1991 — Т.4. — С. 299.
  36. Р. Справедливость без оков зависимости// Коммунист. 1990.-№ 16.-С. 117−123.
  37. Социологии и социальной психологии. М., 2000. — 2000, № 2. 154 с. (С. 63−85).
  38. Г. Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме// ПОЛИС. 1999. — № 3. — С. 5−15.
  39. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: УРСС, 1996.-222 с.
  40. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -333 с.
  41. Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность // Вопросы философии. 1991. — № 1. — С. 3 — 16- № 2. -С. 3−13.
  42. Т. И. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость// Коммунист. 1986. — № 13. — С. 61−74.
  43. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. -137 с.
  44. А. Г. Утверждение социальной справедливости — важнейшая задача перестройки. М.: Знание, 1987. — 56 с.
  45. Н.А. Массовые представления о наиболее острых проблемах российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. — № 6. — С. 4245.
  46. В.И. Социальное неравенство. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. — 280 с.
  47. М.В. Двойственность идейной ситуации в России// ПОЛИС. -1997.-№ З.-С. 35−40.
  48. М.В. Умножение идеологий, или Проблема «переводимости» политического сознания// ПОЛИС. 1997. — № 4. -С. 78−88.
  49. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// ПОЛИС. 1997. — № 4. — С. 6−33.
  50. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995.-544 с.
  51. Л. Свобода в СССР. Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. — 368 с.
  52. А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л.: Издательство Ленинградского Университета. -1969. -132 с.
  53. И. Метафизика нравов в двух частях// Соч. в 6-ти т. М.: Мысль, 1965.-Т. 4, ч. 2−478 с.
  54. . Г. Демократия и справедливость // Полис. 1992. — № 1−2.- С. 77−90.
  55. . Г. Кризис ценностей и шансы российского либерализма// ПОЛИС. -1992. № 5−6. — С. 76−83.
  56. . Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян.// ПОЛИС. -1994. № 1 — С.68−93- ПОЛИС. -1994. — № 2. — С. 39−76.
  57. . Г. Либеральная идея и Россия (Пролегомены и концепции современного российского либерализма)// Иное. Россия как идея М.: Аргус, 1995. — С. 125−163.
  58. . Г. Что такое «политическая философия»: Часть 2. О «методе» политической философии. Проблема артикуляции// ПОЛИС.1997. -№ 1. — С. 145−155.
  59. .Г. Путь один диалог конкурирующих идеологий// ПОЛИС. — 1997. — № 3. — С. 47−49.
  60. .Г. Идеологии современной России: поиск модальности сопряжения// Капустин Б. Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -134 с. (С. 70 -129).
  61. М. П. Конец утопии?// Прошлое и будущее социализма. М.: «Новости» (ИАН), 1990. — 594 с.
  62. . Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений// Жизнь. —1900. Т. V. — С. 284 310- Жизнь. — 1900. — Т. VI. — С. 127−149.
  63. .А. Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем// Проблемы идеализма. М.: Издание Московского психологического общества, 1903.-С. 321−393.
  64. С.Г., Якушева Т. В. Образы политиков в представлении россиян// ПОЛИС. 2000. — № 6. — С. 66−81.
  65. И. М. Советское и западное: возможен ли синтез?// ПОЛИС. 1994.-№ 4−5-С. 75−96.
  66. В. И., КостинА. И. Политическая идеология: история и современность// Вестник Моск. ун-та (Сер. 12. Политические науки). -1997.-№ 2.-С. 45−74.
  67. В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. С.-Пб.: Изд-во Санкт -Петер. Ун-та, 1995. — 280 с.
  68. В. В., Федотова В. Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). -Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. 208 с.
  69. В.В. Социальные ценности как основания российской модернизации// Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. (Серия 6) 1997. — № 1 -С. 46−57.
  70. С.А. Современное социокультурное состояние России: феноменологический подход// Социальные процессы на рубежевеков: феноменологическая перспектива. Научные труды МГИМО.
  71. М.: Изд-во МГИМО, 2000. 126 с. (с. 77−87)
  72. В.А., Зибров Г. М., Рябов А. В. Шанс на обновление России (зарубежный опыт модернизации и российские перспективы)// Мир России. 1993. — № 1. — Т. II. — С. 105−112.
  73. И., Ходжаева Е. Оценка СМИ Татарстана прав человека сквозь призму социальной справедливости// ТОНУС, 2000. № 5. — С. 220−229.г
  74. И., Салахатдинова Л. Ислам мэгълумэт чараларыкбзгесендэ// Татарстан. 2001. — № 4. — С. 44−47.
  75. П.Л. Философия и социология. Избр. произведения в 2-х
  76. J томах, Т.2. — СПб.: Издание редакции ж. «Русское богатство», 1885.438 с.
  77. В. В., Пантин В. И. Русский порядок// ПОЛИС. 1997. — № 3. -С. 74 — 88.
  78. В. И. Государство и революция// Полн. собр. сочинений. 5-е изд., Т. 33. М.: Политиздат, 1981. — 433 с.1j 77. Ленин В. И. Великий почин// Полн. собр. сочинений. 5-е изд- М.:
  79. Политиздат, 1981, Т. 39. — С. 1 -29.
  80. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени// Психологическое обозрение. -1998. № 1. — С. 13−25.f I
  81. Г. С. Карл Маркс злейший враг российских большевиков. Размышления о причинах кризиса в России. — Мн.: ТПЦ «Полифакт" — М.: «Конкорд» ЛТД, 1993. -112 с.
  82. Л. И. Социальная справедливость в условиях социалистического общества (методологический аспект)// Вестник Харьковского Университета. 1985. — № 281. — С. 96−103.
  83. Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, ^ 1991.-480 с.
  84. Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ// Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды МГИМО. М.: Изд-во МГИМО, 2000. — 126 с. (С. 4−14)
  85. Г. В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977.-255 с.
  86. Г. В. Буржуазный эгалитаризм: (Эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала). М.: Мысль, 1984. — 285 с.
  87. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 3. — С. 7−544.
  88. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 19. -670 с.
  89. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России). М.: Имидж-контакт, 1997. — 476 с.
  90. Е.З. Проблема справедливости в советской науке// Вестникi Российской Академии наук. Т. 63, 1993. — № 3. — С. 195 — 203.
  91. Н.К. Полное собрание сочинений. Изд. IV СПб.: j Издание редакции ж. «Русское богатство», 1906.- Т. I. — 992 с.
  92. Н.К. Письма о правде и неправде// Полн. собр. соч. -Изд. 5-е. СПб.: Изд. Н. Н. Михайловский, 1911. — Т. 4. -1122 с.
  93. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1994. — 254 с.
  94. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.: Агентство «ИНФОМАРТ», 1994. — 116 с.
  95. Н. Человек в переходный период// Коммунист 1991 — № 7. -С. 15−22.
  96. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации//Социологический журнал. 1996. — № 3/ 4. — С.5.27.
  97. Ориентир созидание, достойная жизнь людей. Выступление
  98. Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева// Республика Татарстан. 2001 .-13 апреля. j
  99. Г. Слепое пятно (Сведения о беловежских людях)// Иное. Россия как идея М.: Аргус, 1995. — С. 347−391.
  100. И.К. Идеология это проблема развития самой действительности// ПОЛИС. — 1997. — № 3. — С. 51−52.I
  101. В.А. Истина и справедливость: (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). М.: Политиздат, 1989.-256 с.
  102. Платон Государство// Соч. в 3-х т., Т. 3, Ч. 1. М.: Мысль, 1971.687 с.
  103. Н. Е. Феноменологические ориентиры современного российского общества// Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды МГИМО. М.: Изд-во МГИМО, 2000. — 126 с. (С. 67−66)
  104. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во МФЭИ, 1993.-С. 113−115.
  105. К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. -М., 1992.-448 с.
  106. С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме// ПОЛИС. 1999. — № 5. — С. 62−75.
  107. П.А. Правда-справедливость// Вестник Московского университета. 1996. — № 1. — С. 14−33.
  108. Д. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб.1. Ун-та, 1995,-536 с.
  109. Россия: опыт национально-государственной идеологии/ В. В. Ильин, А. С. Панарин, А.В. Рябов- под ред. В. В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1994.-231 с.
  110. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
  111. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России: Учеб. пособие. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  112. Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. -136 с.
  113. Социализм: социальная справедливость и равенство/А.П. Бутенко, Л. С. Дегтярь, В. П. Киселев и др. М.: Наука, 1988. — 244 с.
  114. Социализм: между прошлым и будущим/ Ред.-сост. В. П. Киселев, И. М. Клямкин. М.: Прогресс, 1989. — 424 с.
  115. Социализм: прошлое и настоящее. (Е.А. Амбарцумов, И. М. Клямкин, A.M. Мигранян и др.). М.: Наука, 1990. — 152 с.
  116. B.C. Чтения о богочеловечестве- Статьи- Стихотворения и поэма- Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. i СПб.: Худож. Лит., 1994. 528 с.
  117. B.C. Оправдание добра// Соловьев B.C. Соч. в 2.т., т. 1.1.М.: Мысль, 1988 892 с. i 120. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. 1534 с.
  118. М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур// Вопросы философии. 1996. — № 3. — С. 143 -151.
  119. Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996.- № 4.-С. 15−27.
  120. .Т. Какой быть российской национальной идее // КудаIидет Россия?. Общее и особенное в современном развитии. М., 1997.-С. 359−360.
  121. В. Немыслимая Россия// Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995. — С. 414−435.
  122. В.В. Становление социального равенства при социализме (теоретико-методологический аспект). Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.02. Казань, 1987. — 228 с.
  123. С.Л. Духовные основы общества (Сборник). М.: Республика, 1992. — 510 с.
  124. Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Дж. Ролза// Вопросы философии. 1994. — № 10 — С. 53−68.
  125. Л.А., Стивенсон С. А. Массовые представления онеравенстве и справедливости (по результатам социологическогоисследования)// Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии. М., 1997. — С. 243−252.
  126. М.В. Концепты правда и истина в русской культуре: проблема корреляции// ПОЛИС, 1999. — № 5. — С. 49−56.
  127. И. Три способа быть демократом// ПОЛИС. 1992 — № 1−2 -С. 66−76.I
  128. С. Социальное развитие и экономический рост//
  129. Коммунист. 1986. — № 14. — С. 59−71.
  130. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект1. Пресс, 1996.-416 с.
  131. Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 9 т. М.: Политиздат, 1986. — Т. 5. — С. 629−654.
  132. С.Н. Социологические этюды. СПб.: Типография М. М. Стасюлелевича, 1891. — 249 с.
  133. Юм Д. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1965. — Т. 2 — 928 с.
  134. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов// Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000. — С. 383−391.
  135. А.Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма. 1825 1921. — Новосибирск: Сибирский хронограф. -1999.-384 с.
  136. Barry В. Theories of Justice. New York, 1989. — 354 p.
  137. Fraser N. Justice interruptus: critical reflection on the «postsocialist» condition. Routledge, 1991. — 241 p.
  138. Harvey D. Social Justice, Postmodernism, and the City // International Journal of Urban and Regional Research. 1992. — VOL. 16, NO. 4 (December). — P. 588 — 608.
  139. Justice: Views from the social sciences. Edited by Ronald L.Cohen.-New York: Plenum Press, 1986. 275 p.
  140. Miller D. Social Justice. Oxford: Clarendon Press, 1976 — 250 p.
  141. Mason D., Sydorenko S. Perestroyka, Social Justice, and Soviet Public Opinion// Problems of Communism. 1990. — VOL. 39, NO. 6 (November-December). — P. 34−41.
  142. Masters R. Naturalistic approaches to the concept of justice: perspectives from political philosophy and biology// The American Behavioral Scientist. -1991. Vol. 34 January/February — P.289−313.
  143. Nozick R. Anarchy, State, Utopia. Oxford: Oxford University Press, 1974.-450 p.
  144. Roby P. A. Creating a Just World: Leadership for the Twenty-First Century// Social Problems. 1998. — Vol. 45, No. 1, February. — P. 1−20.
  145. Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. 191 p.
  146. Smith D. Geography and Social Justice. New York: Blackwell, 1995. -400 p.
  147. Spragens Т., Jr. The Antinomies of Social Justice// Review of Politics. -1993. VOL. 55, NO. 2 (Spring). — P. 193 -220.
  148. Thompson K. Social pluralism and postmodernity// Modernity and its futures. The Open University, Polity Press, 1992. — P. 221−273.
  149. Yanowitch M. Controversies in Soviet social thought: democratization, social justice, and the erosion of official ideology. N.Y.: Armonk, 1991 -155 p.
  150. Young I.M. Justice and the politics of difference. Princeton University Press, 1990−286 p.
Заполнить форму текущей работой