Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активизировать учебную деятельности — это повысить уровень самостоятельности курсантов, добиться, чтобы учебная деятельность восприни-^ малась ими не как необходимость, диктуемая внешними обстоятельствами, а как внутренняя потребность. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий, к организации самостоятельной работы курсантов по изучению математики… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЮ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯ-Г EJ! ЬН ОС J И КУРС AI iТО В И Р ЕЙ Г И Н Г <) В<) Й I EX 11 (V f <) I И И ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. J 1еда1 огичсское исследование учебной деятельности ку|к гов военного пуча
    • 1. 2. Рейтинговая сис тема оценки чнаний как одно ич эффективных среден" контроля ча учебной деятельностью курсантов
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ПО ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ РИТМ
    • 2. 1. Концепция педагогических функций модульного обучения ' t > ' ч
    • 2. 2. Преподавание математик** .в военном вузе в системе РИТМ
      • 2. 3. 0. ценка чнаний курсантов в системе
  • РИТМ
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ПО ТЕХНОЛОГИИ РИТМ
    • 3. 1. Исследование эффективности усвоения учебного материала при обучении по технологии РИТМ
    • 3. 2. Учет интеллектуальных способностей курсантов при обучении по системе
  • РИТМ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ

Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы меняются политиче-* ские и экономические основы общества, трудно определить доминирующие ценностные ориентиры, однако наметилась важная социальная тенденция: повышение значимости профессиональных качеств специалистов во всех областях деятельности. Современные условия ставят в качестве основных задач военной педагогики формирование у курсантов военных училищ творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности по усвоению знаний в процессе овладения воинской профессией, познавательной активности курсанта.

Активизировать учебную деятельности — это повысить уровень самостоятельности курсантов, добиться, чтобы учебная деятельность восприни-^ малась ими не как необходимость, диктуемая внешними обстоятельствами, а как внутренняя потребность. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий, к организации самостоятельной работы курсантов по изучению математики и методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний, позволяющих организовать систематическую активную самостоятельную работу курсантов, повысить качество усвоения изучаемого материала. Отсюда со всей актуальностью ставится вопрос об эффективности управления учебной деятельностью курсантов.

Главными функциями управления педагогическим процессом являются организация, планирование, учет, контроль и регулирование. Для повышения эффективности управления необходимо применять методы и средства, образующие эффективные педагогические технологии. Это требование % успешно реализуется рядом российских вузов и вузов ближнего зарубежья с помощью системы РИТМ (рейтинговая интенсивная технология модульного обучения) [4, 10, 18, 19, 27, 32, 36, 37, 48, 49, 50, 52, 59, 72, 76, 82, 87, 103, 105, ПО, 114, 129].

Основными элементами организационной модели системы РИТМ являются модульная структура курса и рейтинговая система оценки знаний.

Модульная структура курса предполагает разбивку изучаемого курса ^ на ряд законченных, взаимосвязанных модулей с четко определенными целями, задачами, уровнями изучения данного модуля и формами контроля.

Рейтинговая система оценки знаний состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг.

Система РИТМ эффективно стимулирует самостоятельную, творческую работу курсантов в течение семестра, резко поднимает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов. На ранних этапах обучения создается возможность для дифференциации уровня знаний и работоспособности обучаемых, в соответствии с этим создаются возможности для индивидуализации процесса обучения: помощь слабо успевающим курсантам и расширение круга изучаемых проблем для наиболее способных курсантов.

Система РИТМ имеет целью:

• развитие индивидуального творческого мышления обучаемых;

• повышение творческого начала всех участников педагогического процесса;

• максимальную индивидуализацию обучения;

• интенсификацию и активизацию самостоятельной работы обучающихся.

Система РИТМ была внедрена во многих учебных заведения России. В военных вузах успешно используется рейтинг оценки знаний курсантов, яв-4 ляющаяся хорошим стимулирующим фактором учебного процесса. Однако, система РИТМ в военных учебных заведениях распространения не имеет.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью решить задачу активизации самостоятельной учебной деятельности при изучении математики и традиционной педагогической системой, превращающей курсанта в пассивный объект обучения, так как последняя носит информационный характер и в итоговой оценке не всегда отражает уровень знаний, умений, навыков и не учитывает текущую самостоятельную работу курсантов.

Актуальной задачей, стоящей перед педагогикой высшей школы, является разработка и внедрение в учебный процесс новых форм и методов, обеспечивающих более высокий уровень образования. В решение данных проблем находит свое место технология обучения РИТМ. Практика обучения в военном вузе свидетельствует, что потенциальные возможности РИТМ как эффективного средства активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов в преподавании общенаучных дисциплин достаточны высоки.

В данной работе исследуется проблема разработки и практического внедрения системы РИТМ в организацию обучения математике курсантов военного вуза. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость для обучения курсантов военного вуза определили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: процесс математического образования курсантов высшего военного учебного заведения.

Предмет исследования: педагогическое обоснование технологии обучения математике, направленной на активизацию самостоятельной учебной деятельности курсантов, в системе РИТМ.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические основы применения РИТМ при обучении математике курсантов военных вузов.

Гипотеза исследования: если преподавать математику в военном вузе на основе использования системы РИТМ, то это повысит эффективность учебного процесса и, в частности, активизирует самостоятельную учебную деятельность курсантов.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были постав-ф. лены основные задачи:

• провести теоретическое исследование активизации учебной деятельности курсантов при обучении математике в системе РИТМ;

• разработать научно-методические материалы по внедрению системы РИТМ применительно к курсу математики военного учебного заведения, включающие: изложение технологии системы РИТМ для преподавания курса математики (модель организации учебного процессациклымодульный принцип построения курсарейтинговая система контроляпрограмма курса математики, адаптированная к новой технологии и к конкретной специальности), методическое обеспечение учебного процесса по курсу математики в системе РИТМ (учебно-методические указания и дидактический материал к ним в схемах основных видов решаемых практических задач по темам курса);

• разработать учебные пособия, направленные на развитие и активизацию самостоятельной учебной деятельности курсантов военного института;

• провести экспериментальное исследование, проанализировать его результаты, предполагая показать, что использование системы РИТМ является фактором, улучшающим качеством обучения математике курсантов военного института.

Методологическую основу исследования составили общенаучные положения и принципы системного и личностного и личностно-* деятельностного подходов к изучению учебно-воспитательного процесса в высшем военном учебном заведении, конкретизированные в психолого-педагогической концепции теории деятельностиличностно-ориентированный подход в обучении.

Для реализации целей и задач исследования применялся комплекс методов:

• теоретические: изучение и теоретический анализ философской, соФ циальной, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследованияисследование проблемы осуществлялось на основе системного подхода;

• эмпирические: изучение и обобщение накопленного опыта по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент — констатирующий и формирующий;

• статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: i 1. Разработана концепция педагогических функций модульного обуче.

U ния.

2. Разработаны научно-методические материалы по внедрению системы РИТМ в учебный процесс военного вуза.

3. Разработана методика использования системы РИТМ для преподавания математики в военном вузе.

4. Проведено экспериментальное исследование активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов при обучении математике в системе РИТМ в военном вузе. i Практическая значимость исследования заключается в том, что система РИТМ внедрена в учебном процессе военного вуза. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании математики в военном вузе.

Достоверность полученных результатов обеспечивается анализом теоретических основ использования РИТМпроверенными педагогическим опытом методологическими концепциями и результатами экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция педагогических функций модульного обучения.

2. Научно-методические материалы для внедрения системы РИТМ в ф учебный процесс военного вуза.

3. Методика использования системы РИТМ для преподавания математики в военном вузе.

4. Результаты экспериментального исследования активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов при обучении математике в системе РИТМ.

5. Разработанные автором дидактические материалы способствуют эффективности учебного процесса по математике в военном вузе.

Апробация работы. Материалы диссертации опубликованы в 11 учебных пособиях и 6 статьях автора. Представлены в докладах на конференциях:

— Научно-практической конференция Западно-Уральского института повышения квалификации и переподготовки кадров «Пути совершенствования повышения квалификации и переподготовки кадров промышленного комплекса» (Пермь, 1997);

— 52-е Герценовские чтения (С.-Петербург, 1999);

— Международная научно-практическая конференция «Проблемы профессионального высшего образования» (Пермь, 1999);

— Научный семинар «Методология педагогики» при ПВИ РВ (Пермь,.

2000);

— Ежегодные научные конференции преподавателей ПВИ ВВ МВД РФ (Пермь, 1998, 1999, 2000, 2001).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав,.

Выводы.

Система РИТМ эффективна, стимулирует равномерную аудиторную и внеаудиторную самостоятельную учебную работу курсантов в течение всего семестра. Регулярная самостоятельная работа курсантов регламентирована как объемом заданий для самостоятельной работы в течение семестра, так и графиком проведения контрольных мероприятий. При этом используется методическое обеспечение эксперимента: дидактический материал, содержащий многовариантные задачи по темам курса, позволяющий дать каждому курсанту индивидуальную задачу для самостоятельной проработки материала, которая, однако, является равнотрудоемкой по сложности и по времени решения. Разработанный дидактический материал является многоцелевым и используется не только для выработки навыков в решении индивидуальных задач на практических занятиях и на занятиях самостоятельной подготовки, но при проведении контроля за самостоятельной работой курсантов. Таким образом, центр тяжести учебного процесса переносится на самостоятельную работу курсантов.

Система РИТМ позволяет в самом начале семестра оценить уровень подготовки курсантов, что существенно облегчает организацию индивидуализации обучения, помощь слабоуспевающим курсантам. Регулярные индивидуальные занятия с курсантами, кроме лекционных и практических, проводятся в сетке расписания в рамках системы РИТМ (самостоятельная работа под руководством преподавателя). Кроме того, именно с целью усиления индивидуальной творческой активности в рамках самостоятельной работы хорошо успевающим курсантам предлагаются задания повышенной трудности.

Система РИТМ предоставляет курсантам широкое поле для инициативы и творчества при изучении курса математики. У всех курсантов есть возможность повысить свой рейтинг за счет необязательных мероприятий, таких, как участие в олимпиаде, написание и защита реферата, активное участие в работе военно-научного общества курсантов.

Неоднократное возвращение к недостаточно усвоенному материалу при индивидуальной работе с курсантами позволяет достигнуть достаточно прочных знаний основных разделов курса, добиться полного отсутствия у.

• курсантов задолженностей к концу семестра.

Система РИТМ дает возможность решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (позволяет повысить ответственность курсантов за учебный труд, способствует преодолению необязательности и недисциплинированности отдельных курсантов, дает навыки межличностных отношений в коллективе) внесением в процесс обучения элементов состязательности путем непрерывного вычисления рейтинга. щ Система РИТМ обеспечивает более тесный контакт между преподавателями и курсантами, что позволяет лучше ориентироваться в интересах и потребностях курсантов, знать и учитывать их индивидуальные способности, т. е. происходит изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности.

Система РИТМ позволяет получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел по учебной дисциплине у курсантов за любой промежуток времени и дать курсанту средства самодиагностики знаний, что позволяет снять стрессовую ситуацию во времени экзамена.

Принципиальным в системе РИТМ является учет текущей работы курсантов за весь период обучения в итоговой экзаменационной оценке, т. е. накопление в процессе непрерывного контроля сведений об усвоении курсантами изучаемого материала позволяет совершенно объективно оценить его знания без дополнительного экзамена к концу семестра.

Опыт работы по обучению математике курсантов первого и третьего факультетов военного вуза в системе РИТМ на кафедре выявил и ее некоторые недостатки:

• введение рейтинга по одной дисциплине не дает того эффекта, на который можно было бы рассчитывать при сквозной системе рейтинговой оценки успеваемости курсанта по всем предметам и в течение всего периода обучения;

• • абсолютно недостаточен уровень компьютеризации учебного процесса, в следствие чего значительно возрастает нагрузка на преподавателей в течение семестра;

• большой объем предварительной работы по созданию методического обеспечения;

• система на первых этапах ее внедрения не может обеспечить резкое повышение успеваемости курсантов.

Экспериментальное обучение математике в системе РИТМ позволяет сделать вывод о перспективности ее внедрения в практику преподавания в военных вузах.

В результате диагностирующего эксперимента (с 1995 по 1999 гг.) были разработаны:

• модель организации учебного процесса по математике в системе РИТМ;

• модульное построение курса математики;

• рейтинговая система контроля;

• комплекс учебных пособий для активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов по математике.

Педагогический эксперимент, проводимый в течение двух семестров 1999/2000 учебного года на первом курсе первого факультета позволил выявить:

— качественные оценки обучения математике курсантов военного вуза в системе РИТМ;

— количественные показатели эффективности усвоения нового материала при обучении математике в системе РИТМ курсантов первого факультета военного вуза.

Качественные оценки выявлялись при педагогическом наблюдении и анкетировании курсантов, количественные показатели эффективности обучения математике в системе РИТМ на первом факультете определялись по результатам трех контрольно-тестовых работ, по академической успеваемости.

В результате констатирующего эксперимента, на основе психологического исследования интеллектуальных способностей курсантов первого курса первого факультета 1999/2000 учебного года по методике Амтхауэра, были сформированы две пары групп для сравнения показателей эффективности учебного процесса: 111 и 114, 112 и 113.

Формирующий эксперимент состоял из пяти частей. Первая часть формирующего эксперимента заключалась в том, что в течение двух семестров 1999Y2000 учебного года обучение математике в 111, 112 группах проводилась в системе РИТМ, а в 113, 114 группах — по традиционной методике. Вторая часть — это сравнение академической успеваемости по математике курсантов 111 и 114, 112 и 113 групп. Анализ сравнения показал: академическая успеваемость курсантов экспериментальных групп отличается стабильностью, значительно выше, чем академическая успеваемость курсантов контрольных групп. Третья, четвертая, пятая части формирующего эксперимента соответствуют.

— по теме «Дифференцирование» ;

— по теме «Неопределенный интеграл» ;

— на проверку остаточных знаний учебных тем первого семестра.

Анализ проведенных работ осуществлялся с учетом уровня интеллектуального развития курсантов. Эксперимент выявил:

•существенное различие результатов усвоения нового материала курсантами экспериментальных групп 111, 112 и контрольных групп 113, 114;

• показал, что использование РИТМ в качестве средства активизации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности курсантов первого курса первого факультета 1999/2000 учебного года по математике влияет не только на улучшение качества успеваемости курсантов по предмету, но и оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, нравственного облика курсантов.

Рис. 7. Средний объем (остаточные знания).

СР-3.

Рис. 8. Среднее расхождение (остаточные знания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтверждает корректность общей гипотезы об эффективности использования системы РИТМ в качестве средства для активизации самостоятельной учебной деятельности при обучении математике курсантов военного учебного заведения.

В данном диссертационном исследовании осуществлен теоретический анализ основ активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов и рейтинговой технологии обучения в военном вузе.

Процесс теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования позволяет сформулировать следующие основные результаты:

1. Осуществлен анализ педагогических исследований по проблемам активизации самостоятельной учебной деятельности курсантовразработана концепция педагогических функций модульного обученияуточнено понятие рейтинговой системы оценки знаний как одной из форм сознательной саморегуляции личности в познавательной деятельности и межличностном общении.

2. Разработан комплекс научно-методических материалов по внедрению системы РИТМ в учебный процесс применительно к курсу математики военного учебного заведенияизложена технология РИТМ для преподавания математики на первом факультете военного вуза: модель организации учебного процесса, циклы, модульный принцип построения курса, рейтинговая система контроля, программа курса математики, адаптированная к новой технологии и к конкретной специальностиучебно-методические указания и дидактический материал к ним в схемах основных видов решаемых практических задач по темам курса.

3. Разработана методика использования системы РИТМ для преподавания математики на первом факультете военного вузаразработан комплекс учебных пособий, направленных на развитие и активизацию само стоятельной учебной деятельности курсантов военного института, содержащих многовариантные индивидуальные задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы курсантов.

4. Проведено экспериментальное исследование эффективности использования системы РИТМ в учебном процессе военного вуза. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что система РИТМ является фактором, который активизирует самостоятельную учебную деятельность курсантов и повышает эффективность учебного процесса по математике на первом факультете военного вуза.

Таким образом, показано, что система РИТМ, как метод организации ^ учебного процесса, существенно улучшает качество подготовки курсантов по математике и, по-видимому, найдет широкое применение в военных учебных заведениях.

Результаты реализованы в учебном процессе ПВИ РВСН, ПВИ ВВ МВД России, Пермского филиала Екатеринбургского университета путей сообщения.

Вместе с тем, выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы и требует дальнейшего изучения. На наш взгляд, необходимо повысить уровень компьютеризации учебного процесса для мониторинга успеваемости курсантов и рассмотреть проблему создания сквозной системы рейтинговой оценки знаний курсантов по всем предметам и в течение всего периода обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980. — 287 с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2. -Казань: Каз. ун-т, 1998. 318 с.
  4. И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: Академия, 1999. 160с.
  5. Л., Песталова Н. Рейтинговая система оценки знаний // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С. 83 — 84.
  6. Аристова Л. Г1. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. — 139 с.
  7. А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система// Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 121 — 125.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  9. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. — 468 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  11. Н.М., Репинская И. Б. Новый подход к организации учебного процесса и развитию самостоятельной работы студентов // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. 1990. — № 3. — С. 328−330.
  12. А.В. Развитие творческого мышления у слушателей. М.: ВПА, 1973. — № 20. — С. 8.
  13. И.В., Карнишин С. Г., Куликова Т. С. и др. Сборник задач по математике. Часть II. Пермь: ПВИ ВВ МВД России. — 2000. — 106 с.
  14. И.В., Карнишин С. Г., Куликова Т. С. Дифференцирование. Пермь: ПВВКТУ ВВ МВД России, 1998. — 38 с.
  15. М. Балл перестанет править бал / Учительская газета. 2000. — № 3.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 1995.-352 с.
  17. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. — М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  18. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — С. 34.
  19. В.М. Рейтинговое дидактическое диагностирование // Специалист.- 1997.-№ 12.-С.23.
  20. Л.И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Саранск: Центр РИТМ. -1993.-67 с.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -204 с.
  22. Н., Бодряков В. Метод ключевых определений // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 87−89.
  23. Г. В. Некоторые статистические характеристики учебного процесса // Советская педагогика. 1976. — № 3. — С. 73.
  24. Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.-504 с.
  25. Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.З. — М.: Педагогика, 1983.-366 с.
  26. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. — Казань: Каз. ун-т, 1983. — 111 с.
  27. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. Т.1. — М.: АПН РСФСР, 1959.-599 с.
  28. А.А. Дидактические средства гуманитаризации технического образования // Специалист. 1997. — № 10. — С.
  29. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 105−110.
  30. Т.Д., Куликова Т. С. Определенный интеграл. — Пермь: ПВИ ВВ МВД России. 1999. — 56 с.
  31. В.А., Карнишин С. Г., Куликова Т. С. Интегрирование. -* Пермь: ПВИ ВВ МВД России. 2000. — 112 с.
  32. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-542 с.
  33. Г. Г. Организационно-методические рекомендации по работе в рейтинговой технологии организации и управления учебным процессом. Пермь: Г1ГТУ, 1997. — 80 с.
  34. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  35. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  36. Т.Д., Карнишин С. Г., Куликова Т. С. Пределы последовательностей и функций. Пермь: ПВВКТУ ВВ МВД России. -1993.-22 с.
  37. Е.А., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России. 1993.-№ 4.-С. 115−119.
  38. Е.А., Какичев В. А., Орехов Б. И. Основы интенсивной технологии обучения на младших курсах // Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инженерно-технических вузах. Таганрог, 1988.-С. 28−37.
  39. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. — Ростов нД.: Кн. изд-во, 1971. -224 с.
  40. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  41. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  42. В.Г. РИТМ основа новой технологии подготовки инженерных кадров // Вопросы повышения качества подготовки специалистов. -Таганрог, 1988. — С. 4−7.
  43. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.328 с.
  44. М.П., Карнишин С. Г., Куликова Т. С. Теория вероятностей. Пермь: ПВВКТУ ВВ МВД России. — 1995. — 85 с.
  45. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Академия, 1999.-215 с.
  46. С.Г., Куликова Т. С. Достоинство и недостатки системы РИТМ // Актуальные проблемы процесса обучения в условиях военного вуза. Пермь: ПГУ. — 1999. — С. 86−90.
  47. С.Г., Куликова Т. С. Краткий курс высшей математики. Основы теории вероятностей и математической статистики. -Пермь: ПВИ ВВ МВД России. 2000. — 108 с.
  48. С.Г., Куликова Т. С. Комплексные числа, Многочлены. Пермь: ПВИ ВВ МВД России. — 1999. — 50 с.
  49. Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 83−92.
  50. Р.Я., Сафонов А. Ф., Лукьянов Б. В. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов // Новые инф. технологии в образовании. М.: НИИВО. — 1994. — Вып.1.~ С. 64.
  51. В.П. Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания философии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1984. 22 е.
  52. М.В. Технология обучения. Рига: Эксперимент, 1999.180 с.
  53. Ю.М., Сипачев В. А. Опыт создания и применения и применения системы рейтинга // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1990. -№ 3.- С. 323 -327.
  54. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе. М.: ВПА, 1990. — 170 с.
  55. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. — 202 с.
  56. A.M. Творчество и социальное познание. — М.: МГУ, 1982.-С. 81.
  57. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  58. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. — 416 с.
  59. П.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  60. В.Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Саранск: МорГУ, 1992, — 68 с.
  61. Т.С. Краткий курса высшей математики. Введение в линейное программирование. Пермь: ПВИ ВВ МВД России. — 1998. — 56 с.
  62. Т.С. Функции нескольких переменных. Пермь: ПВИ ВВ МВД России.-40 с.
  63. Т.С. Организация контроля и учета знаний в системе РИТМ // Пути совершенствования квалификации и переподготовки кадров промышленного комплекса. Пермь. — 1997. — С. 41−43.
  64. Т.С., Фоминых Ю. Ф. Обучение математике в системе РИТМ // 52-е Герценовские чтения. СПб, — 1999. — С. 132−133.
  65. Т.С., Фоминых Ю. Ф. Индивидуальная работа курсантов военного института на самоподготовке в системе РИТМ // История физико-математических наук. Пермь: ПГУ. — 1999. — С. 64—65.
  66. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -11 с.
  67. Кустов J1.M. Профессионально-педагогическая диагностика. 4.1. Челябинск: ИПО МО РФ, 1995. — 95 с.
  68. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  69. И.Я. Проблемное обучение , М.: Знание, 1974. — 64 с.
  70. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96 с.
  71. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978.-47 с.
  72. А.П. Философия психологии. — М.: МГУ, 1994.-285 с.
  73. Г. Новая форма контроля // Народное образование. -1998. № 4, — С. 119−121.
  74. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. — М., 1979. — 159 с.
  75. А.С. Сочинение в 7 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1985. -558 с.
  76. А.С. Сочинение в 7 т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1984.399 с.
  77. B.C. Модульно-рейтинговая оценка знаний // Специалист. 1998. — № 6. — С.3−4.
  78. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью. -Казань: Каз. ун-т, 1965. 48 с.
  79. М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. Казань: Каз. ун-т, 1971. — 63 с.
  80. В.М., Фоминых Ю. Ф. Диалектика научного мировозрения и духовного развития личности. Самара: СГТУ, 1998. — 377 с.
  81. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Ин-т практ. психологии. — 1998. -443 с.
  82. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  83. Модульно-рейтинговая технология обучения. Барнаул: Алт. ун-т, 1993. — 59 с.
  84. Модульная система обучения // Человек и труд. 1998. — № 2. -С. 35−36.
  85. Л.В. Введение в социальную педагогику. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 368 с.
  86. А.Н. Рейтинговая система опроса учащихся // Специалист. 1992.-№ 10−12.-С. 19−20.
  87. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Б.И., 1995.282 с.
  88. В., Мартынова Т., Герстенберг В. и др. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 103—107.
  89. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студента. Казань: Каз. ун-т, 1975. — 302 с.
  90. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. — М.: Наука, 1970. 204 с.
  91. В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Иваново: ИЭИ, 1992. — 48 с.
  92. И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 374 с.
  93. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Знание, 1986. 77 с.
  94. Е.И. Проверка и оценка знаний в средней школе. -М.: Учпедгиз, 1958.-511 с.
  95. А.В. Психология о каждом из нас. — М.: Росс. Откр. ун-та, 1992. 348 с.
  96. И.Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1983. — 58 с.
  97. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ, 1978.- 77 с.
  98. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  99. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  100. И.М., Порубочная Т. И. Пути соверщенствования самостоятельной работы студентов в вузе. Челябинск: Челябин. госуд. ун-т, 1991.-201 с.
  101. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
  102. И.П. Педагогика. В 2 кн. М.: Владос, 1999.
  103. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. — Казань: Тат. изд-во, 1968.- 203 с.
  104. В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 51 — 55.
  105. Е.И. Система РИТМ: принципы, организация, методическое содержание // Высшее образование в России. — № 4. — 1993.- С. 109- 115.
  106. М. Оцениваю знания по новому // Народное образование. 1998. — № 2. — С. 54 — 56.
  107. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.- 720 с.
  108. Рубинштейн C. J1. Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  109. JT.H. Значимость разных форм контроля знаний// Вестник высшей школы, 1986. № 4.
  110. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России, 1994. № 2.
  111. А.Ф., Зинченко Е. А., Грандберг И. И. и др. Рейтинг в вузе: закономерное и случайное // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 66−70.
  112. Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998. — 250 с.
  113. В.В., Ясюков М. И. Инициатива и творчество в военном деле. — М.: Воениздат, 1976.
  114. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. — Иркутск: Иркут. ун-т, 1985. 137 с.
  115. И.Ю. О рейтинговом методе при преподавании физики // Специалист. 1998. 1. — С. 21−22.
  116. О.М. Факторы научного прогресса. Воронеж: ВГУ, 1974.-263 с.
  117. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980. 96 с.
  118. М.А. Сущность сознания и его роль в творческой деятельности человека. М., 1971. —
  119. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.
  120. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  121. .М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1985. —1. Т.1.
  122. Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога- инженера // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С. 119−125.
  123. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  124. И.Ф. Как активизировать учение школьников. — Минск: Нар. асвета, 1975. 207 с.
  125. И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
  126. М.А. Психология интеллекта. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-392 с.
  127. Л.Г. Общие методы познания в развитии у студентов стремления к самообразованию: Методическое пособие. Минск, 1984. 64 с.
  128. Т.И. Активизация учения школьников. — М: Педагогика, 1982. 209 с.
  129. Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1985. -103 с.
  130. Т.В. Рейтинговая система организации учебного процесса // Специалист. ~ 1995. № 1. — С. 12−13.
  131. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика. — 1983. — № 11.-С. 46−51.
  132. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988.
  133. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  134. В.А. Социальное исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987.
  135. В.А. Обучение как процесс управления. — Л.: ЛГУ, 1988.- 160 с. 1. ПОЛОЖЕНИЕпо организации и управлении учебным процессом по математике в системе РИТМ на первом факультете1. Цели и задачи
  136. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ) включает в себя модульную структуру курса и рейтинговую систему оценки знаний.
  137. Рейтинговая система оценки знаний состоит в замене традиционного сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения рейтинг.
  138. Рейтинг это сумма баллов, набранная курсантом в течении некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
  139. Рейтинговая система дает достоверную объективную информацию обучебной деятельности курсантов при изучении математики для проведенияаттестаций, предусматриваемых учебным планом.2. Общие принципы
  140. Итоговая оценка успеваемости по математике определяется набранными курсантом в течение семестра рейтинговыми баллами и результатами сдачи экзамена.
  141. Преподавание математики на первом факультете организуется по модульному принципу. Семестровые курсы делятся на модули, каждый из которых содержит обязательные контрольные мероприятия по теории и практике.
  142. Рейтинг дисциплины складывается из трех составляющих: учебного, творческого и экзаменационного.
  143. Учебный рейтинг курсанта по математике определяется суммой рейтинговых баллов, начисляемых преподавателем по результатам выполнения курсантом контрольных мероприятий в конце изучения каждого модуля дисциплины.
  144. Замечание 1. Выполнение заданий на самоподготовке является обязательным независимо от причин, по которым курсант отсутствовал на практических занятиях.
  145. КО начальная стоимость работы (определена в таблице 1),
  146. К/ коэффициент оценки работы (таблица 2),
  147. К2 коэффициент за срок выполнения работы (таблица 3).
Заполнить форму текущей работой