Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 5,84 п.л.- обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университетадокладывались на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Проблема мотивации в отечественной литературе
    • 1. 2. Проблема мотивации в зарубежной литературе
    • 1. 3. Итоги анализа проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе (литературного обзора)
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Проблема развития мотивации достижения успеха учащихся общеобразовательных школ
    • 2. 2. Проблема развития мотивации достижения успеха воспитанников детских домов
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
    • 3. 1. Методики исследования
    • 3. 2. Констатирующий эксперимент
      • 3. 2. 1. Оценка различий между возрастными группами
      • 3. 2. 2. Оценка различий между девочками и мальчиками 9−11 лет
      • 3. 2. 3. Сравнительный анализ учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов 9−11 лет
      • 3. 2. 4. Факторный анализ
    • 3. 3. Формирующий эксперимент
      • 3. 3. 1. Развивающая программа (Организация экспериментальной работы)
      • 3. 3. 2. Работа с экспериментальной группой
      • 3. 3. 3. Анализ изменений в связи с занятиями по развивающей программе
      • 3. 3. 4. Факторный анализ среди воспитанников детских домов после коррекции

Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Эффективное решение экономических, политических, социальных и других задач коренным образом зависит прежде всего от профессионализма специалистов различного профиля. Не только сегодня, но и в перспективе государству нужны специалисты, устойчиво мотивированные на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Сегодняшние дети — кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. Реализуемые традиционные подходы к формированию личности воспитанников, как известно, не всегда обеспечивают их позитивную социализацию, успешную интеграцию в общество: особенно низок уровень их самостоятельности, ответственности за свои поступки, что напрямую связано с мотивацией достижения успеха. Д. Б. Эльконин [168]. — В. В. Давыдов [41]- Е. А. Стребелева [150] отмечают, что снижение уровня мотивации достижения успеха ведет к негативизму, недисциплинированности, высокой тревожности, агрессивности.

Авторами Бабанским Ю. К., Цетлиным B.C. [1], Демиденко Е. В. [37], Го-рожаниной Е.В. [42] подчеркивается, что изучение внутренних причин неуспешности учебной деятельности лежит в учении развития мотивации достижения успехов и устойчивой положительной мотивации учения.

В школьном возрасте формируются две противоположно направленные тенденции: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Мотив избегания неудач в меньшей степени, чем мотив достижения успехов, способствует достижению успеха в той или иной деятельности. Поэтому необходимо формировать мотив достижения успехов, больше поощряя детей за их победы. У человека с достижением успеха связаны два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.

Проблема мотивации достижения успеха нашла свое отражение в работах отечественных психологов (Белкин А.С., [15]- Горожанина Е. В., [37]- Гри-горичева И.В., [38]- М. Е. Литвак, [78]- Магомед-Эминов М.Ш., [85]- Маркова А. К., [90]- Немов Р. С., Синягин Ю. В., [108]- Пересыпкина М. Е. [126]- Степан-ский В.И. [147]- Финько И. Л. [155]- Эльконин Д. Б. [168]), где подчеркивается, что для воспитанников детских домов имеет большое значение формирование компонентов мотивации достижения успеха.

Поэтому изучение проблемы достижения успеха у воспитанников детских домов становится наиболее актуальным, и выявление факторов, которые влияют на формирование компонентов мотивации достижения успеха, является чрезвычайно важной составляющей для профессионального и гражданского становления выпускников детских домов.

Все это определило основное содержание исследования.

Цель исследования — разработка концепции сформированности мотивации достижения успеха.

Объект исследования — процесс развития мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.

Предмет исследования — особенности содержания компонентов мотивации достижения успеха воспитанников детских домов.

Гипотеза исследования.

1. Мотивация достижения успеха воспитанников детских домов характеризуется низкой надеждой на успех и высоким уровнем избегания неудач.

2. Эффективность работы субъектов образования детских домов в повышении достижения успеха школьников в значительной мере определяется степенью учета ими общих и личностных особенностей.

3. Созданная система психологических занятий является конструктивной формой психологической помощи в решении проблем мотивации успеха, повышении надежды на успех, потребности в достижении.

В соответствии с предметом и гипотезами в данном исследовании решались следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности компонентов мотивации достижения успеха воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.

3. Раскрыть влияние мотивации достижения на результативность деятельности.

4. Выявить особенности мотивации достижения в разных сферах активности воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.

6. Установить влияние самооценки на мотивацию достижения.

7. Разработать программу развития мотивации достижения воспитанников детских домов.

Методологическую основу исследования составили научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Л.И. Божович [20], А. Н. Леонтьев [72], И. Лингарт [77], B.C. Мерлин [96], В. Н. Мясищев [104], А. В. Петровский [127] и др.), которые разработаны в русле личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн [138], А. Н. Леонтьев [70], К. К. Платонов [129], Б. Ф. Ломов [81]) — о мотивации достижения успехов и мотиве избегания неудач (А.К. Маркова [88], Г. В. Литвинова [79]) — о создании ситуации успеха для учащихся на занятиях (А.К. Маркова [88], И. Л. Финько [155]) — об особенностях психического развития детей (Л.С. Выготский [31], Д. Б. Эльконин [168], Д. И. Фельдштейн [154]).

Достоверность и надежность выводов исследования обеспечивалась адекватностью методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием качественного и количественного анализа, методами математической статистики, успешной апробацией материала.

Методы исследования.

В целях решения диссертационных задач исследования применялись: для диагностики мотивационных тенденций использовался тест Х-Д. Шмальта -«решётка МД" — для измерения потребности в достижении — опросник Ю. Б. Орловадля изучения мотивов учения — методика «Тройные сравнения" — для выявления мотивов получения отметки и приобретения знаний — методики Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку" — для выявления самооценки — тест Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейндля изучения личностных особенностей — «Тематический апперцептивный тест» и «Многофакторный личностный опросник», разработанный Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование.

Научная новизна:

— определены предпосылки мотивации достижения успеха;

— разработана концепция психологического сопровождения процесса актуализации и закрепления мотива достижения успеха;

— представленные в работе данные получены на различных группах испытуемых, отличающихся друг от друга особенностями социального статуса (ученик, воспитанник детского дома);

— разработано программное обеспечение психодиагностической, психокор-рекционной, развивающей работы с воспитанниками.

Теоретическая значимость определяется:

— обоснованием принципов полноценной педагогической поддержки воспитанникам детских домов;

— разработкой организационно-педагогических условий, стратегии педагогической поддержки;

— выделением социально-психологических факторов школьной среды, обоснованием их воздействия на детей с разным социальным статусом (детский дом, школа).

Практическая значимость исследования заключается в реализации рекомендаций субъектам образования детских домовреализации авторской программы занятий с детьми по развитию мотивации достижения успеха. Практическое значение имеет разработка учебного спецкурса «Психологические особенности работы психолога с детьми детских домов». Также результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация достижения успеха у воспитанников детских домов имеет специфические особенности соотношения трех основных компонентов: надежды на успех, избегания неудач и боязни неудачи.

2. Существует выраженность противоречивости мотивов, связанных со значимыми отклонениями (тенденция опасения, недоверия при одновременной излишней зависимости, надежде на помощь) — ограниченность интересов текущей жизнедеятельностиразмытость представлений о будущем, их слабая связь с прошлым и настоящим.

3. Мотивация приобретения отметки не является прямым показателем приобретения знаний, средством повышения самооценки, показателем результативности достижения успеха.

4. Показатели самооценки и мотивации достижения успеха связаны между собой (высокому уровню самооценки соответствует высокая мотивация достижения успеха).

5. Разработанная программа, направленная на оптимизацию адаптации воспитанников детских домов с учетом выявленного в исследовании комплекса проблем, связана с перспективой успешной деятельности детей детских домов в их гражданском и профессиональном становлении.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 5,84 п.л.- обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университетадокладывались на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, апрель 2004 г.), третьей городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые — московскому образованию» (Москва, апрель 2004 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Семейные формы устройства детей-сирот» (Москва, март 2005 г.), научно-практической конференции «Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей» (Москва, ноябрь 2005 г.). Материалы диссертации использовались в спецкурсах, лекциях и практических занятиях по дисциплинам «Социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Педагогика и психология» на факультетах МГПУ и во время работы автора в детских домах в качестве педагога-психолога.

Эмпирическую базу исследования составили данные эксперимента, в котором в качестве испытуемых приняли участие 222 учащихся 9−11 лет (143 учащихся общеобразовательных школ, 79 воспитанников детских домов).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 197 наименований, а также 7 приложений на 68 листах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Посредством разных видов психологической помощи (тренинги личностного роста, индивидуальное консультирование, снятие эмоционального напряжения, обращение к сильным сторонам воспитанников, усиливая тем самым интегрированность личности) ставится акцент на личностную уникальность каждого.

Воспитанникам с глубокой фрустрацией социогенных потребностей в достижении помощь надо начать с минимизации негативных психических состояний, развития личностных ресурсовс группой воспитанников, не верящих в свое будущее, не уверенных в своем успехе в любой деятельности (учебная, производственная и т. д.) необходима работа по разблокированию подавленных эмоций достижения позитивных психических состояний.

Практически 50% детей резко улучшают свои показатели во всех сферах активности только при изменении мнения окружающих об их способностях. При использовании «отметки авансом» в педагогической практике ребенок невольно пытается подтвердить ожидания учителя, в итоге начинает действительно стараться и повышает свои возможности.

Соколов С.М. считает. что для учеников младших классов в оценочной ситуации выступают на первый план два момента: содержательность оценки и форма выражения оценки [146, с. 47−53]. Действительно, оценка должна быть значима для ученика — выражается она в словах или отметкой. Закоренелый троечник вовсе не родился им, начало его плохой учебы нередко кроется именно в оценке, которая перестала для него быть значимой в силу разных причин. Стиль преподавания влияет на атмосферу в классе, на формирование мотива-ционной сферы учащихся. «Учитель с авторитарным стилем руководства, владеющий методическим аспектом обучения, четко объясняющий учебный материал, хорошо организующий урок и поддерживающий строгую дисциплину в классе, но не умеющий эмоционально тепло общаться с детьми, создать креативную атмосферу, часто строящий оценочную деятельность психологически неграмотно, преимущественно развивает у учащихся:

174 ответственность, долг как широкий социальный мотив учений- 2) ориентацию на результат — мотивацию достижения, причем как мотивацию достижения успеха, так и мотивацию избегания неудачи. Учитель с демократическим стилем руководства, хорошо владеющий методами обучения, но при этом эмоционально тепло общающийся с учениками, поддерживающий дисциплину не давлением, а стремлением заинтересовать учебным материалом, умеющий создавать креативную атмосферу на уроке, содержательно и бережно оценивающий результаты учебной работы, преимущественно развивает познавательные интересы детей, т. е. процессуальную мотивацию [146- с. 53]. Конечно, в идеале педагог должен сочетать формирование мотивации достижения успеха и процессуальной мотивации — это должно быть единым процессом.

Результаты анализа и обобщение полученного с применением комплекса психодиагностических и психокоррекционных методов репрезентативного массива фактических данных позволили сформулировать следующие выводы.

1. Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к неадекватности самооценки, несамостоятельности в суждениях и поведении, доминированию краткосрочных целей, замыканию на настоящем, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха.

2. Жизнь в закрытом учреждении, педагогические стереотипы многих педагогов, дефицит общения с окружающим миром обусловливают неверие воспитанников в положительность достижения успеха.

3. Отмечается большая выраженность противоречивости ценностных ориентаций (целей, мотивов), связанных со значимыми отношениями (недоверие к окружающим, тенденция опасения при одновременной надежде на их помощь в достижении успеха).

4. Самооценка связана с мотивацией достижения. Уровень самооценки соответствует уровню мотивационного компонента «надежда на успех»: высоким, средним и низким показателям самооценки соответствуют высокие, средние и низкие показатели надежды на успех. Уровни избегания неудач имеют противоположное значение, т. е. высокому уровню самооценки соответствует низкий уровень избегания неудач.

5. Низкая направленность на отметку у воспитанников детских домов показывает, что приобретение отметки не является прямым показателем мотивации приобретения знаний. Высокая направленность на отметку у учащихся общеобразовательных школ соответствует ведущей учебной деятельности школьного возраста.

6. Мотивация достижения успеха в разных сферах деятельности воспитанников детских домов характеризуется выбором легких учебных предметов и легких заданий, направленных на повторение пройденного материала, а учащихся — выбором более сложных заданий, содержащих новизну.

7. Оптимизация психологической помощи воспитанникам детских домов заключается в четкой ее направленности, концентрации усилий по искоренению причин, мешающих развитию личностного потенциала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Это вечная проблема — неуспеваемость. // Директор школы. -1998. № 3.
  2. Абухальнова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Сборник научных трудов. Тверь, 1994
  4. А. А. Имедадзе П.В. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
  5. Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.
  6. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  7. О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ моти-вационной мыслительной деятельности.// Вопросы психологии 1988, № 5, с. 83−91.
  8. В.Г. Мотивационные резервы человека. Психологический журнал, 1987, № 5, с. 9−13.
  9. А.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  11. Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9−11 лет. -М., 1998.
  12. Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9−11 лет). Дисс. канд. психол. н. -М., 1999.
  13. П.Бакланова Н. К., Бакланов К. В. Шаг к успеху: Психология для вас. Учебно-методическое пособие. М., 2000.
  14. М.Баршева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб, 2002.
  15. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991
  16. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. Пос. М.: Высшая школа, 2003.
  17. Г. А. Психологические исследования стилей индивидуальности: Сборник научных трудов/ Под ред. Г. А. Берулава. Сочи.: НОЦ РАО, 1997.177
  18. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. Вестник МГУ, сер. 14. Психология., 1987, № 2, с. 20−30.
  19. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, 464 с.
  20. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972, с. 7−44.
  21. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. Известия АПН РСФСР, 1951, вып. 36, с. 29−104.
  22. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14 «Психология», 1981, № 2, с. 46−56.
  23. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность.// Вестн. Моск. Унта, Сер. 14 «Психология», 1982, № 1. — с. 12−20.
  24. А.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  25. И.И. Дис. Типология учебно-профессиональной мотивации подростков. М., 1996
  26. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991.
  27. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1973, № 5, с.30−39.
  28. В.К. Теория деятельности и проблема мотивации. // Сб. А. Н. Леонтьев и современная психология. Ред. А. В. Запорожец и др. М., 1983, с. 191−200.
  29. В.К. психологические механизмы биологической мотивации. М., 1990.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  31. Выютский, Лев Семенович Психология развития ребенка / JI. С. Выготский- Москва: Эксмо, 2005
  32. П.Я. Гальперин Типы ориентировки и активность учения./ Радянска школа.- 1962, № 3, с. 23−28
  33. Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. СПб.: «Детство — пресс», 2000
  34. С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. (Тренинг когнитивных процессов. Тренинг развития интуиции. Тренинг навыков невербального общения.) СПб.: Речь. — 2001.
  35. П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете. Автореферат диссертации. кандидата психологических наук. -М., 1965.
  36. Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успе-ха.//психология в ВУЗе. Научно-методический журнал. 2005, № 4.
  37. Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.//Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сборник научно-методических материалов. Выпуск 1 (17). Челябинск 2001.
  38. И.В. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации. Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2003
  39. Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. -Волгоград, 2000
  40. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1998. 80. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  42. Н.Н. Исследовательская методика выявления структурных уровней мотивации. Учебное пособие. Тверь, 2002.
  43. Директор школы. Научно-методический журнал. 1999. -№ 6
  44. Директор школы. Научно-методический журнал. № 10. — 2003. — с. 19−20
  45. .И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. // психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981, с. 284−305.
  46. А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. Вопросы психологии, 1982, № 3, с. 5661.
  47. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997.
  48. Е. М Новые и старые подходы к системе общего развития Л. В. Занкова / Елизарова Е. М. Волгоград: Панорама, 2006
  49. Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников. // Вопросы психологии. 1982, № 2, с. 60−67.
  50. Н.В. исследование структуры мотивационного компонента деятельности. // Вопросы психологии. 1988, № 4, с. 82−87.
  51. Н.В. диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.52.3ейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981.53.3ейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  52. Журнал прикладной психологии. 1998., № 4.55.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994,
  53. Исследование мотивации достижения. Методическое пособие. СПб, 1993.
  54. И.В. Проблема полимотивации поведения. // Вопросы психологии. 1984, № 6, с. 87−94.
  55. О. А. Игры в самих себя. 2-ое издание. М., 1995.
  56. К.А., Морозов А. С. Опыт использования методики Хекхаузена для исследования мотивации достижения. В кн.: «Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами» М., 1974, с. 18−20.
  57. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
  58. В.Н. К проблеме внутренних мотивов. Психологический журнал, 1981, № 1, с.29−44.
  59. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  60. И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников// Журнал прикладной психологии. 1998, № 4
  61. Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса.// Вопросы психлогии 1997, № 1.
  62. Е. Хочу, могу, умею. Обучение, погружённое в общение. М., 1997.
  63. С.В., Махуматулина Е. А. Воспитание: наука хороших привычек. -М, 1996.
  64. Н.А. Мотивация и структурные особенности целеполагания у больных неврозами и их прогностическое значение. Диссертация., канд. психол. наук., М., 1982.
  65. Н.Д. Психологическое состояние учащихся на уроке. В кн.: Вопросы психологии личности. — М., 1960.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  67. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987.
  68. А.Н. Потребности и мотивы // психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. М.: Просвещение, 1967. — 356 с.
  69. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. — 40 с.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Прогресс, 1970. — 854 с.
  71. Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988, № 2, с. 3−14.
  72. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1993, № 2, с. 73−81.
  73. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-854 с.
  74. М.Е. Я: Алгоритм удачи. Ростов-на-Дону., 1994.
  75. Г. В. Формирование мотивации достижения успеха через индивидуализацию обучения / Литвинова Г. В.- Камчат. гос. пед. ун-т Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. пед. ун-та, 2004
  76. О.В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка. Дисс. .канд. психол. н. -М., 1984
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / В. Ф. Ломов- Рос. акад. наук. Ин-т психологии М.: Наука, 1999
  78. А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе?//Журнал «Завуч». 2004 г., № 6.
  79. Ц. Методы измерения мотивации достижения.// Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 153−157.
  80. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации.//Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 104−112.
  81. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Дисс. .канд. Психол. Н. М. 1987.
  82. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации. // Общая психодиагностика./ Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. М., 1987.
  83. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности дошкольников. // Вопросы психологии. 1980. № 5, с. 47−59.
  84. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. М., 1983., 96 с.
  85. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  86. А.К. Активизация мотивации достижения учащихся//Детский психолог. Выпуск 12.- 1996 год.
  87. А.К. и др. Диагностика коррекция мотивационной сфе-ры.//Детский психолог. — 1995 — Ростов на Дону. № 7 (с.65−75).
  88. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1992.
  89. М.В. Психология младшего школьника. Уч-метод. Пособие. -М., 1976.
  90. М.В. Мотивы учащихся с разным уровнем успеваемости. В кн.: «Мотивация учения». — Волгоград, 1975, с.5−15.
  91. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  92. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 220 с.
  93. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельно-сти//Вопросы психологии, 1987, № 5, с. 129−138.
  94. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. В кн.: «Мотивация личности», — М., 1982, с.30−41.
  95. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. Вопросы психологии, 1976, № 6, с.54−68.
  96. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету. Дисс. .канд. Психол. Н. М., 1979.
  97. И.С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса. Дис. канд. психол. наук. 19.00.01. — Новосибирск, 1999.
  98. С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1945. — с. 143.
  99. Мотивация. Краткий психологический словарь./ Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1985.
  100. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. Т. II. М.: АПН РСФСР, 1960.-с. 110−125.
  101. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 1975.
  102. Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
  103. А.Л., Щелина Т. Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома.//Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 2003 г. № 2.
  104. Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязания и эффективность групповой деятельности.//Психологический журнал, 1987, т.8, № 1, с. 15−26.
  105. Н.И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Соц. педагогика» / Н. И. Никитина, М.Ф. Глухова- М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2005.
  106. . Энкельман Власть мотивации. Харизма, личность, успех: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт». — 2001.
  107. . Мотивация// Экспериментальная психология. Вып. V/ Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — м. 13−110.
  108. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. -247 с.
  109. Общая психодиагностика./ Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина М., 1987.
  110. И., Меерсон С. Приёмы достижения успеха. // Директор школы.- 1998. № 3.
  111. А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубе-жом.//Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 2, 1979, с.65−78.
  112. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психоло-гии.//Психлогический журнал. 1990, т.11-№ 6 — с. 16−27.
  113. Ю.М. Академические успехи студентов и социальные потребности личности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». — М., 1976. С.4−26.
  114. Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции.: В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей.» Тбилиси, 1974, с. 169−161.
  115. А.Б. Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально трудовой деятельности (на материале профтехучилищ). Дисс. .канд. психол. н. М., 1978
  116. Ю.М. Познавательная потребность в учебной деятельности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». -М., 1976. С.80−90.
  117. Ю.М. Положение учащихся в группе и его мотивы к учению. Вкн.: «Третий Всесоюзный Съезд Общества психологов СССР». М., 1968, т.2, с. 208.
  118. Ю.М. Потребность в достижениях в учебной деятельности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». -М., 1976. С.26−46
  119. Ю.М. Тревога в учебной ситуации и академические успехи студентов. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей», -Тбилиси, 1974, с. 162−165.
  120. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 288с.: (Серия «Мастера психологии»).
  121. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14. психология. 1983. — с. 23−32.
  122. М.Е. О «воле к победе» в теории мотивации достижения. (На примере художественной гимнастики). СПб., 1996
  123. А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский Ереван: Луйс, 1983
  124. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Пефовская М.: Изд-во МГУ, 1982
  125. К.К. Занимательная психология / К. К. Платонов М.: Мол. гвардия, 1986
  126. Е.Н. Формирование мотивационного компонента. //Проектирование программ развития учащихся.
  127. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.-М., 1989.
  128. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990.
  129. A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  130. Проблема психологии развивающейся личности. Сборник статей сотрудников психологической научно-исследовательской лаборатории Камчатского государственного педагогического университета. Петропавловск-Камчатский, 2000
  131. С.Л. Основы общей психологии. Изд. второе. М., 1946.
  132. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  133. С.Л. Человек и мир. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  134. Т.А. Некоторые особенности мотивации достижения учащихся начальных классов компенсирующего обучения по сравнению с учащимисяобычных классов./ЛГуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. Ст. Волгоград: Перемена, 2000.
  135. Е. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000
  136. Н.М. Экспериментальные исследования структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе. автореферат. кандидата психологических наук. — М., 1982.
  137. A.JI. Как помочь ребенку, растущему без семьи: Методические рекомендации для работников детских домов. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.
  138. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1992.
  139. С.Ю. Я и Другой. Тренинги. СПб, 1999.
  140. С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна. /Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1978., № 2, с.14−15.
  141. С.М. Развитие учебной мотивации младших школьников при разных стилях педагогической деятельности// Прикладная психология. -№ 6.-2001.-с. 47−53.
  142. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности.//Вопросы психологии, 1981, № 6, с.59−74.
  143. В.В. Когнитивно-мотивоционная структура личности и отношение к другим людям. // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979.
  144. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  145. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева М.: Владос, 2001
  146. Н.Ф., Буткин Г. А. Педагогическая психология. Методические указания. М., 1988.
  147. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. Дисс. .канд. психол. н. М., 1983
  148. Учебная деятельность. Психологический словарь. / Ред. В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. М., 1983.
  149. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  150. И.Л. Учителю о развитии у учащихся мотивации достижения ус-пеха.//Психологические знания в помощь учителю. Выпуск 3. Ульяновск, 1998.
  151. .А., Ярошевский М. Г. Внутренняя и внешняя мотивация как социогенные факторы научного творчества. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей», — Тбилиси, 1974.
  152. Формирование мотивационнной сферы личности: Сборник научных трудов. 4.1. Новосибирск, 2003
  153. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М., 1986.
  154. В. Исследование проблем молодежи в ГДР. М., 1976
  155. В.И. Межличностные отношения, мотивация и саморегуля-ция.//Вопросы психологии, 1997, № 3, май-июнь, с. 102−111.
  156. В.И. Некоторые когнитивно-аффективные теории в объяснении процессуальных и дифференциально-психологических аспектов внутренней мотивации. —В кн.: «Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика». Ярославль, 1990, с. 137−147.
  157. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. 1996, № 3, с.116−132.
  158. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. М., 1981.
  159. Ю.В. Типы современных старшеклассников.// Молодежь и образование. М., 1972
  160. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  161. В.И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов медвуза. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей». — Тбилиси, 1974, с.301−305.
  162. Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд- Ун-т Рос. акад. Образования М.: Изд-во УРАО, 2001
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  164. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  165. А.В. Психология и методология / Юревич А. В. М.: Ин-т психологии РАН, 2005
  166. Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников. Автореферат дис. канд. ксихол. наук. М., 1977.
  167. Т.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.:Просвещение, 1969. — 317 с.
  168. М.Г. О внешней и внутренней мотивации. В кн.: «Проблемы научного творчества в современной психологии». — М., 1971.
  169. Atkinson J.W. The Achievement Motive and Recall of Interrupted and Completed Task// J. Exp. Psych. 1958.
  170. Cabral C.A. Motivation. Buenos Aires, 1958/
  171. Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y., 1975.
  172. Gjesme T. Slope of Gradients for perfomance as a function of achievtment motive, goal distance in time, and future time orientation. Journal of Psychology, 1975/91/
  173. Grolnik W.S., Ryan R.M. Patent steil associated with children s self-reulation and cjmpetenct inschool//J. Educ. Psychol/ 1989. V.81.P 159−170.
  174. Grossman S.P. The biology of motivation. Annual Review of Psychology, 1979. Vol. 30, p 209−242.
  175. Guilford J. Personality. N.Y., 1959
  176. Heckhausen H. Hoffung und Furcht in der Leistungmotivation. Meisenheim, 1963, стр. 269.
  177. Herzberg F. Work and the Nature of Man. L., 1974
  178. Hoppe F. Erfolg und Misserfolg/ Psychologische Forschung, 1930
  179. Jopt U.-l. Extrinsische Motivation und Leistundsverhalten. Bochum, S.n., 1974/
  180. Kuhl J. Standart setting and risk prefence: An elaboration of the theory of achievement motivation and an empirical test. Psychological Review, 1978, v. 85, p.239−248.
  181. Lewin K. Versayz, Wille und Bedurfnis. Berlin, 1926
  182. Madsen K.B. Modern Theory of Motivation. Copenhagen? 1968.
  183. Maslow A.H. Motivation and Personality. L., 1970.
  184. Mc Reynolds P. The nature and assessment of intrinsic motivation. In: P. Mc Reynolds (ed). Advances in Psychological Assessment (vol. 2). Palo Alto, 1971/
  185. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Ljwel E.L. The Achievement Motive. N.Y., 1953.
  186. Meyer W.-U. Leistungmotiv und Ursachenerklarung von Erfolg und Misser-folgss, Stuttgart, 1973.
  187. Nuttin J. Theorie de la motivation humaine. Paris, 1980.193. 0, Connor p., Atkinson J.W., Horner M.S. Motivational implication of abiliti grouping in schools. In: J.W. Atkinson, N.T. Feather (eds.). A Theory of Achievement Motivation. N.Y., 1966.
  188. Raynor J.O., Rubin I.S. Effects of achievement motivation and future orientation on level of perfjrmance. Journal of Personality and Social Psychology. 1971, 17.
  189. Reitman W.R. Motivational induction and the behavioral correlates of the achievement and affilation motives. Journal of Psychology. 1960,60.
  190. Rosen В., d, Andrade R. The psychological origins of achievement motivation. Sociometry. 1959, 22, p.216.
  191. Schmalt H.-D. Das LM-GITTER. Ein objektives Verfaren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kindern. Zurich. 1976.
Заполнить форму текущей работой