Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов доказывает необходимость поиска путей его профилактики в условиях различных учреждений системы образования. В настоящее время проблема зависимого поведения и его профилактики все чаще рассматривается в рамках педагогической психологии. В психологии существуют теоретические разработки и позитивный опыт первичной профилактики аддиктивного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема аддиктивного поведения и его профилактики у подростков в теории и практике психологии
    • 1. 1. Аддиктивное поведения как специфический тип поведенческих девиаций у подростков
    • 1. 2. Сущность первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков
    • 1. 3. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы
    • 2. 1. Организация и методы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков
    • 2. 2. Содержание психолого-педагогической работы в системе первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной 94 школы
    • 2. 3. Динамика состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков в результате первичной психолого-педагогической профилактики в условиях средней общеобразовательной школы
    • 2. 4. Выводы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный период развития российского общества характеризуется радикальными социально-экономическими преобразованиями, трансформацией института семьи, ослаблением социального контроля, сокращением детских неформальных коопераций, разрастанием сети компьютерных игр с виртуальными партнерами, возрастанием агрессивного информационного потока СМИ. Изменения целого ряда социокультурных факторов развития и кризисность социально-психологической обстановки приводит к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций, интенсивному и длительному психоэмоциональному напряжению. Следствием этого является потеря человеком чувства безопасности и страх перед действительностью, порождающие стремление уйти от реальности. В результате множатся формы психической дезадаптации в детском и подростковом возрасте, среди которых самой распространенной, по данным исследований, является аддиктивное поведение. Сущностью аддиктивного поведения является уход от напряжения и дискомфорта с помощью искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности (Короленко Ц.П., Донских Т. А. [61], Змановская Е. В. [46], Менделевич В. Д. [85]).

Изучение феномена аддиктивного поведения проводится в рамках различных отраслей науки: медицине, психологии, педагогике, юриспруденции и др. Исследования А. Е. Личко, В. С. Битенского [80], И. Н. Пятницкой [112], П. Д. Шабанова, О. Ю. Штакельберг [148], Н. В. Говорина [28] посвящены различным аспектам химической зависимости. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских [61] разработана первая в России типология нехимических аддикций. В работах С. В. Березина, К. С. Лисецкого [9], [101], Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского [131], [132] рассматриваются некоторые психологические механизмы аддиктивного поведения и его профилактики у подростков. А.Е.Войскунский[21],.

М.С.Иванов [48], Е. В. Змановская [46], В. Д. Менделевич [85] описывают различные варианты аддиктивной реализации. Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева [73], [74] говорят о системе образования как факторе риска и протекции в отношении формирования зависимости. Возрастные аспекты проблемы рассмотрены в трудах Д. И. Фельдштейна [140], [141], В. С. Мухиной [89], А. А. Реана [114], Г. А. Цукермана [146], И. С. Кона [60]. Вопросы детерминации аддиктивного поведения обсуждаются в работах В. Франкла [142], Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [154], И. А. Фурманова [144] и т. д. В зарубежной психологии рассматриваемая проблема отражена в исследованиях A. Markou [159], R. Brown [162], H. Milkman [169], G.D.Walters [176], M. Landry [166] и др.

В настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций стремительно растут. Низкая эффективность реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагают пока надежными средствами противостояния угрозе дальнейшего распространения аддиктивного поведения. Очевидно, это связано с преимущественной направленностью программ на последствия, а не на причины аддикции. Доказанная различными областями научного знания действенность предупредительных мер позволяет говорить о реальности высокой эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков, направленной на усиление личного противостояния аддикции.

Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов доказывает необходимость поиска путей его профилактики в условиях различных учреждений системы образования. В настоящее время проблема зависимого поведения и его профилактики все чаще рассматривается в рамках педагогической психологии. В психологии существуют теоретические разработки и позитивный опыт первичной профилактики аддиктивного поведения подростков, но при этом исследователями отмечается низкий уровень развития психолого-педагогического направления профилактики в учреждениях образования. Это связано с основным противоречием, которое, на наш взгляд, состоит в том, что на теоретическом уровне специалистами осознается необходимость научной обоснованности и системности профилактического воздействия, а в практической деятельности зачастую профилактические мероприятия осуществляются разобщенно, бессистемно, не имея под собой адекватной научной основы. В качестве одной из основных причин данной ситуации исследователями называется низкий уровень подготовки участников образовательного процесса к профилактической деятельности (Березин C.B., Лисецкий К. С. [101], Рожков М. И., Ковальчук М. А. [117] и др.).

Мы считаем, что действенным условием повышения эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в учреждениях образования является ее научно обоснованная и системная организация, направленная на развитие протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения, способствовующих снижению факторов риска и повышению факторов протекции, которая осуществляется через деятельность подготовленных специалистов.

Таким образом, состояние социально-психологической ситуации в России, нарастание скорости и масштабов распространения аддиктивного поведения, появление его новых форм, тенденция к омоложению контингента аддик-тов, низкая эффективность профилактических мероприятий свидетельствуют о высокой актуальности рассматриваемой проблемы, что и обусловило выбор темы исследования: «Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы».

Цель исследования: разработать и практически реализовать систему первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Объект исследования: аддиктивное поведение подростков.

Предмет исследования: первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:

1. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы может быть эффективной при ее направленности на развитие протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников в ходе превентивной деятельности всех участников образовательного процесса.

2. Протективными личностными копинг-ресурсами могут выступать адекватная самооценка, высокий уровень эмпатии, мотивация достижения успеха, «полезный» уровень тревожности, а продуктивными копинг-стратегиями — стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки.

3. Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы должна строиться на основе особой организации превентивной деятельности и включать последовательное изучение состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков, направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий школьников силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров, и их мониторинг. При этом условиями успешности профилактической работы будут являться ее комплексность, последовательность, своевременность и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростковопределить методологические и методические подходы к изучению проблемы исследования.

2. Разработать и реализовать систему первичной психо лого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы, направленную на развитие протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

3. Оценить эффективность реализации разработанной системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы в ходе формирующего эксперимента.

Теоретико-методологической основой исследования являются базовые для отечественной психологии теоретические и методологические принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, системности (Рубинштейн C. JL, Леонтьев А. Н., Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Эльконин Д. Б., Ломов Б. Ф., Мухина B.C.), положения культурно-исторической теории развития психики (Выготский Л.С.). При проведении исследования, мы ориентировались на подходы к пониманию психического развития и возрастных особенностей подростков Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, А. А. Реана, И. С. Кона, В. С. Мухиной.

Психолого-педагогическая работа строилась нами на основе ряда подходов: личностно ориентированного (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А. Н., Якиманская И. С., Бондаревская Е. В. и др.), предполагающего организацию психолого-педагогической профилактики, исходя из индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенкаличностно-деятельностного (Выготский Л.С., Леонтьева А. Н., Рубинштейн С. Л., Ананьев Б.Г.), выражающегося в стимулировании активности самих детей посредством организации социально и личностно значимой деятельностикомплексного, интерсоциального (Березин С.В., Ли-сецкий К.С., Змановская Е. В., Рожков М. И. и др.), позволяющего интегрировать усилия различных специалистов и учреждений в профилактике аддиктивного поведения. Разработка и реализация системы профилактики осуществлялись в соответствии с положениями гуманистической психологии и педагогики, подчеркивающих необходимость уважения педагога к ребенку в процессе взаимодействия (Maslow А.Н., Rogers C.R., Асмолов А. Г., Зимин В. Н. [45], Переломова H.A. [99] и др.).

В качестве теоретической основы для разработки системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков мы использовали также теорию копинг-поведения, разработанную в трудах R.S.Lazarus, S. Folkman [164], [168], A.G.Billings, R.H.Moos [161], J. Amirchan [160], В. А. Бодрова [13], [14], С.К.Нартовой-Бочавер [93], С. А. Хазовой [145], Л. И. Анцыферовой [3], Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского [131], [132] и др. Кроме того, при анализе факторов риска и протекции аддиктивного поведения у подростков, мы опирались на научные работы, посвященные самым разным аспектам данной проблемы, А. Е. Личко, В. С. Битенского [80], И. Н. Пятницкой [112], П. Д. Шабанова, О. Ю. Штакельберг [148], Ц. П. Короленко [62], Т. А. Донских [51], Е. В. Змановской [46], В. Д. Менделевича [85], С. В. Березина, К. С. Лисецкого [9], [101], Ю. А. Клейберга [54], М. И. Рожкова [117], J. Altman [159], W. Miller [170].

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в процессе проведения исследования нами был использован ряд методов: организационные (сравнительный) — эмпирические (обсервационные (наблюдение), эксперимент (формирующий), психодиагностические (беседа, опрос, анкетирование, метод тестов, метод экспертных оценок), изучение продуктов деятельности (контент-анализ сочинений)) — интерпретационныеметоды обработки данных (количественный, качественно-содержательный). Применялись следующие психодиагностические методики: опросник для изучения общей самооценки подростков Г. Н. Казанцевой, методика для диагностики способности к эмпатии A. Mehrabian и N. Epstein, опросник для определения мотивации достижения успеха и боязни неудачи А. А. Реана, методика для определения уровня тревожности у подростков Т. А. Немчинова, модифицированная В. Г. Норакидзе, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, а также применялась методика диагностики мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Крауна и Д.Марлоу. В нашем исследовании был использован метод формализованного наблюдения с применением методики «Карта наблюдений Стотта». Полученные в результате исследования данные были подвергнуты обработке с применением методов математической статистики, в процессе которой применялись статистические критерии различий: Вилкоксона Манна-Уитни U, парный критерий Вилкоксона Т, критерий знаков G. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2000.

Организация и база исследования. Диссертация обобщает результаты исследования, проводимого с 2000 по 2008 год. Исследование было организовано на базе средней общеобразовательной школы № 1 г. Читы. В нем приняли участие 90 подростков, учащихся параллели пятых классов, 34 педагога и сотрудника школы, 120 родителей, 15 волонтеров из числа студентов факультета психологии ЗабГГПУ. Всего в профилактическую работу было вовлечено 259 человек. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000;2003) изучалась научно-методическая литература по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростков. Был проведен анализ существующих подходов, направлений и методов первичной профилактики зависимого поведения подростков, а также осуществлен подбор диагностических методов исследования и психодиагностических методик.

На втором этапе (2004;2005) разрабатывалась система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Совместно с Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» обсуждалось содержание системы профилактики, проводилась ее экспертиза, определялась база для реализации.

На третьем этапе (2006;2008) осуществлялась работа по реализации и оценке эффективности разработанной системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Проводилось теоретическое осмысление результатов исследования, их систематизация, обработка и проверка. Анализ и обобщение полученных данных оформлялись в виде научных публикаций и текста диссертации.

Достоверность результатов и выводов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положенийиспользованием системы надежных методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследованияприменением методов математической статистикикачественно-содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Обобщены и систематизированы научные представления о феномене аддиктивного поведения у подростков и его профилактике.

2. Определены содержание, технология и направления системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы, состоящей в направленном формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

3. Показано, что направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения подростков осуществляется через деятельность специально подготовленных участников образовательного процесса, родителей, волонтеров.

4. Доказано, что формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения подростков осуществляется в процессе активизации самосознания, саморефлексии, выработки навыков межличностного общения, принятия решений, преодоления проблем, обучения адекватным способам поведения в стрессовых ситуациях, восприятию и поиску социальной поддержки.

5. Показана эффективность использования технологии социально-психологического тренинга для формирования протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения подростков.

6. Сформулировано и раскрыто содержание понятия первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы как превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий. поведения школьников.

7. Разработаны теоретические модели, демонстрирующие роль важнейших личностных копинг-ресурсов (самооценка, эмпатия, мотивация достижения успеха и избегания неудачи, тревожность) как факторов риска и протекции аддиктивного поведения подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами, работающими в системе школьной психологической службы, педагогами, врачами-наркологами и психиатрами, работниками федеральной служы контроля за незаконным оборотом наркотиков, занимающимися проблемами аддиктивного поведения подростков и его профилактики.

Разработанная система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы включена в план пофилактической работы Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» (Приказ № 171 от 28.02.05). В настоящее время проводится работа по реализации системы в ряде школ г. Читы (№ 1, 30, 33, 47).

Составлены рекомендации по качественному изменению содержательных характеристик учебных курсов, читаемых на факультете психологии За-6ГГПУ, которые используются для подготовки будущих психологов к профилактической работе с подростками.

Результаты диссертационного исследования стали основой работ, победивших на второй и третьей Всероссийских Олимпиадах научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, проводимых Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Москва, 2006, 2007 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы состоит в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктив-ного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы включает: 1) изучение состояния копинг-ресурсов (самооценки, эмпатии, мотивации достижения успеха и избегания неудачи, тревожности) и копинг-стратегий поведения подростков- 2) направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников через работу всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров- 3) мониторинг состояния блока копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков.

2. Протективными личностными копинг-ресурсами, формирование которых идет в процессе профилактической деятельности, выступают адекватная самооценка, высокий уровень эмпатии, мотивация достижения успеха, «полез- ' ный» уровень тревожности, а продуктивными копинг-стратегиями — стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки. В связи с этим основными функциями педагога-психолога в системе первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков являются направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников, руководство и координация деятельности всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров, функции которых строго определены в соответствии с основной целью системы первичной психолого-педагогической профилактики.

3. Использование формирующего эксперимента с применением технологии социально-психологического тренинга, в ходе которого осуществляется рационально организованное психолого-педагогическое воздействие на активизацию самосознания, саморефлексии, развитие эмпатии, мотивации достижения успеха, снижение уровня тревожности, выработку высокоэффективных стратегий поведения, позволяет сформировать копинг-ресурсы и копинг-стратегии, являющиеся факторами протекции аддиктивного поведения подростков.

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета в 2005, 2006, 2007 гг., а также докладывались на научно-практической конференции «Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Опыт, проблемы, перспективы» (Чита, 2006 г.), Всероссийской научной конференции «Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение» (Чита, 2007 г.), Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетию факультета психологии ИГПУ «Состояние и перспективы развития психологии в Восточно-Сибирском регионе» (Иркутск, 2007 г.).

Результаты исследования явились основой проекта автономной некоммерческой организации Забайкальского агентства общественных коммуникаций «Профилактика зависимого поведения у детей и подростков», получившего поддержку конкурса грантов некоммерческих организаций, объявленного Администрацией Президента Российской Федерации и Общественной палатой Российской Федерации в целях развития гражданского общества.

Публикации по теме работы. В рамках темы диссертационного исследования опубликовано учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения у детей и подростков», учебное пособие «Психология зависимости», девять статей, в том числе две в изданиях, включенных в перечень ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований, девяти приложений. Рукопись диссертации содержит 186 страниц текста, включает 11 таблиц и 26 рисунков.

2.4. Выводы.

1. Первичная психолого-педагогическая'профилактика аддиктивного поведения подростков в, условиях средней общеобразовательной школы представляет. собой превентивную деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

2. Система первичнойпсихолого-педагогической: профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательнойшколы-представляет последовательность, включающую: 1) изучение состояния ко. пинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков- 2) направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий школьников силами всех участников, образовательного процесса, родителей, волонтеров- 3) мониторинг состояния копинг-ресурсов-и копинг-стратегий поведения подростков: ' ^;

3. Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы реализуется в соответствии с основополагающими принципами, отражающими гуманистическуюнаправленность психологической помощи и психолого-педагогической деятельности посредством конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, и включает направления работы с учащимися подросткового возраста, их родителями, педагогическим коллективом школы, волонтерами. Работа в соответствующих направлениях обеспечивает комплексность, непрерывность и эффективность профилактического воздействия.

4. Для разработанной системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков характерны: универсальность (направленность на все типы девиантного поведения) — конструктивность (она не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, а изначально строит желательные) — опережающий характер воздействия (профилактическое воздействие в рамках программы строилось как превентивная деятельность, направленная на создание возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в развитии личности).

5. Эффективность системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы обеспечивается применением комплексного личностно ориентированного подхода с соблюдением принципов гуманности, системности и последовательности психолого-педагогического воздействияналичием научной теоретической основы, соответствующей современным направлениям профилактикичеткостью и реалистичностью постановки цели и задачнаправленностью на усиление протективных и адаптационных факторов и уменьшение факторов рискаприменением интерактивных и тренинговых методов работы, моделирования ситуаций, ролевых игр, дискуссий, получения обратной связи и т. д.- соответствием определенной возрастной категориидолгосрочностью воздействияучетом специфики условий проведения профилактической работыконкретностью формулировки ожидаемых результатовмониторингом и контролем над эффективностью работы.

6. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что для подростков характерна низкая эффективность функционирования блока копинг-ресурсов (низкая самооценка, высокий уровень тревожности, низкий уровень эмпатии, преобладание мотивации на избегание неудачи над мотивацией достижения успеха) и преобладание непродуктивных копинг-стратегий, способствующих усилению стрессового состояния, и относительно продуктивных копинг-стратегий, помогающих преодолеть стресс лишь в некоторых ситуациях. Такие копинг-ресурсы и копинг-стратегии характерны для псевдоадаптивного дисфункционального и дисфункционального дезадаптивно-го копинг-поведения, способствующего повышению индивидуальной чувствительности к стрессу, и могут рассматриваться как психологические факторы риска аддиктивного поведения.

7. В результате профилактического воздействия у подростков экспериментальных групп были выявлены статистически значимые изменения в состоянии копинг-ресурсов и копинг-стратегий, состоящие в динамике самооценки в сторону ее адекватности, уровня эмпатии в сторону его повышения, уровня тревожности в сторону его оптимизации, копинг-стратегий в сторону их большей продуктивности.

8. Таким образом, была доказана эффективность грамотно организованной системы психолого-педагогического воздействия как средства первичной профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Заключение

.

Результаты и выводы диссертационного исследования позволяют сделать следующие обобщения.

Аддиктивное поведение представляет собой чрезвычайно сложный и многоаспектный феномен, имеющий при этом психолого-педагогическую сущность. В настоящее время актуальность исследований в русле проблемы аддик-тивного поведения и его профилактики у подростков подтверждается постоянным нарастанием темпов и масштабов его распространения в современном мире, появлением новых форм зависимости, тенденцией к омоложению контингента аддиктов, а также низкой эффективностью предпринимаемых мер предупреждения и борьбы с разного рода зависимостями.

Особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает в подростковом возрасте, что связано как с кризисностью данного периода развития, так и с формированием в это время важных качеств личности, являющихся факторами риска и протекции аддикции. Психолого-педагогическая сущность аддиктивного поведения, а также невозможность прогноза того, воздействию каких факторов риска может подвергнуться ребенок, подросток, — диктуют приоритет в предупреждающей работе первичной психолого-педагогической профилактики.

Основными причинами слабой представленности и низкой эффективности психолого-педагогического направления профилактики аддиктивного поведения подростков в учреждениях образования являются недостаточная теоретическая обоснованность профилактических программ, отсутствие системного подхода к профилактической деятельности и неподготовленность педагогических работников к соответствующей работе.

Развитие взгляда на зависимое поведение как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом, а также особая уязвимость подростков в этом отношении, выступают аргументами использования в качестве теоретической основы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков теории копинг-поведения. В соответствии с данной теорией, низкая эффективность функционирования блока копинг-ресурсов и непродуктивные копинг-стратегии повышают риск возникновения аддиктивного поведения. Развитые копинг-ресурсы и продуктивные копинг-стратегии поведения, наоборот, являются факторами протекции аддикции.

Адекватная самооценка, высокий уровень эмпатии, «полезный» уровень тревожности, преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, продуктивные копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки выступают в качестве факторов протекции аддиктивного поведения. Неадекватная самооценка, низкий уровень эмпатии, низкая или высокая тревожность, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, копинг-стратегии избегания и ухода от реальности являются факторами риска аддикции.

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы представляет собой превентивную деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы строится как последовательное изучение состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков, направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров, и мониторинг состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков.

Полученные в процессе исследования результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что особым образом организованная превентивная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на формирование протективных-копинг-ресурсов-и продуктивных копинг-стратегий — — школьников в условиях средней общеобразовательной школы, будет способствовать снижению риска и повышению протекции аддикции, и может рассматриваться как первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков.

В ходе исследования у подростков была выявлена низкая эффективность функционирования блока копинг-ресурсов (низкая самооценка, низкий уровень эмпатии, высокий уровень тревожности, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха) и преобладание копинг-стратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки, повышающих риск возникновения аддиктивного поведения. Данный факт подтверждает необходимость специальной психолого-педагогической работы, направленной на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий подростков.

Реализация системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы включала работу в четырех направлениях: с педагогическим коллективом школы, учащимися подросткового возраста, их родителями, волонтерами. Работа с педагогическим коллективом, родителями, волонтерами была направлена на повышение их социальной и психолого-педагогической компетентности в рамках проблемы адддиктивного поведения и его профилактики у подростков, формирование собственного адаптивного стиля поведения, обучение формам и способам эффективного взаимодействия с подростками. Работа с подростками включала информирование о причинах, формах аддикции, связях с личностными особенностями, стрессом и путями его преодолениянаправленное формирование личностных копинг-ресурсов и высокоэффективных стратегий поведения, препятствующих аддикции. Профилактическое воздействие на подростков осуществлялось через деятельность специально подготовленных всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров.

Эффективность системы профилактики обеспечивалась применением —-комплексного, личностно ориентированного подходов с соблюдением принципов гуманности, системности и последовательности психолого-педагогического воздействияналичием теоретической основы и ее соответствием современным направлениям профилактикичеткостью и реалистичностью постановки цели и задачприменением интерактивных и тренинговых методов работымониторингом и контролем эффективности психолого-педагогической работы.

Результаты формирующего эксперимента доказали эффективность грамотно организованной системы психолого-педагогического воздействия как средства первичной профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Это подтверждается статистически значимыми изменениями в состоянии копинг-ресурсов и копинг-стратегий, состоящими в динамике самооценки в сторону ее адекватности, эмпатии в сторону ее повышения, уровня тревожности в сторону его понижения (при первоначальном преобладании высокого и с тенденцией к высокому уровней), копинг-стратегий в сторону их продуктивности. Такие изменения можно рассматривать как повышение факторов протекции аддиктивного поведения подростков.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы аддиктивного поведения и его профилактики у подростков, состоящее в формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников в условиях средней общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы психиатрии и наркомании Забайкалья: Материалы научно-практической конференции, посвященной 120-летию психиатрической и 25-летию наркологической служб Читинской области. — Чита: Экспресс-издательство, 2005. — 360 с.
  2. И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006. 144 с.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. -№ 1. — С. 3−16.
  4. В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие. Иркутск: ИГГШ, 1989.- 196 с.
  5. А.Г. Психология личности. Принцип общепсихологического анализа: Учебник. М.: МГУ, 1990. — 368 с.
  6. Э.А., Гонопольский М. У. Наркология. М.: Медицина, 1990. -336 с.
  7. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Под ред. А. Л. Гройсмана. — М.: Магистр, 1999. 96 с.
  8. A.B. Темперамент и характер: психологическая диагностика. М.: Владос-Пресс, 2001. — 336 с.
  9. Березин С. В, Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании / Между-нар. ассоциация по борьбе с наркоман, и алкоголизмом. Самарск.гос. ун-т. Самара: Самарский ун-т, 2000. — 71 с.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  11. П.Битенский B.C., Херсонский Б. Г., Дворек C.B., Глушков В. А. Наркомания у подростков. Киев: Здоров’я, 1989. — 216 с.
  12. М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.-298 сГ
  13. В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. Том 27.- 2006. -№ 1.-С. 122−133.
  14. В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. Том 27. — 2006. -№ 2. -С. 113−123.
  15. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.23−24.
  16. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  17. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.-528 с.
  18. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 194 с.
  19. A.JI. Психологическое обследование младших школьников. -М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
  20. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.пед.вузов / Сост. и науч. Ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999. — 624 с.
  21. А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. -С.251−253.
  22. Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997. 144 с.
  23. Т.П. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология. — 2001. № 6. — С.1−8.
  24. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. —
  25. СПб.: Изд-во АО Сфера,-1994. 158 с. --------- ---------
  26. P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 64 с.
  27. С.П. Особенности преморбида больных наркоманией // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1990. — № 2. — С.42−47.
  28. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, при участии изд-ва Юрайт, 2001. 336 с.
  29. Н.В. Алкогольный фактор в деградации и депопуляции населения России и Забайкалья. Чита: ИИЦ ЧГМА, 2006. — 20 с.
  30. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — 240 с.
  31. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояния и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1988. — 125 с.
  32. A.JI. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1997. -461с.
  33. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988. 79 с.
  34. В.В. Виды общения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — 2-е изд, М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  35. А.Г. Как спасти детей от наркотиков / А. Г. Данилин, И. В. Данилина. М.: ЗАО изд-во Центрполиграф, 2000 — 378 с.
  36. Дети «группы риска»: материалы Международной конференции. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-174 с.
  37. E.H. Интересы устойчивого развития общества как новыйвектор -личностно ориенторованного экологического-образования //----
  38. Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение:
  39. Материалы Всероссийской научной конференции (19−20 апреля 2007 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2007. — С.66−69.
  40. Н.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1991. 230 с.
  41. А.Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
  42. Т.И. Исследование образа мира личности в контексте теории систем / Ежевская Т. И. // Экопсихологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: Коллективная монография. — Чита: За-6ГТПУ, 2004. С.104−110.
  43. В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск: Наука СО, 1988. — 196 с. 42.3алевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. — 272 с.
  44. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 478 с. 44.3ахаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. JL: Медицина, 1988. — 248 с.
  45. H.H. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. — № 4. — С.4−11.
  46. Т.А. Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению. Дисс.канд.психол.наук. Иркутск, 2005. — 165 с. 51 .Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  47. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. — 304 с.
  48. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. -М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.
  49. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера- Юрайт-М, 2001.-160 с.
  50. Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 185 с.
  51. Д.В. Педагогика как фактор здоровья // Известия РАО. 2001. № 1. — С.49−50.
  52. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. 159 с.
  53. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма: Учебно-методическое пособие. М.- Воронеж: МПСИ, Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 400 с.
  54. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 319 с.
  55. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  56. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука Сиб., 1990. -222 с.
  57. Ц.П. Аддиктивное поведение: общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1, С. 8−113.
  58. Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности. Автореф. дисс. на соиск.. докт.психол.наук. Иркутск, 2007. — 49 с.
  59. Т.Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. Том 26. 2005. — № 2. — С.5−15.
  60. Н.С. Анализ некоторых психологических факторов формирования токсикомании у подростков // Материалы межобластной научно-практической конференции «Психология, клиника поведения у детей и подростков». 3−5 апреля 1992 г. Чернигов, 1992. — С.23−25.
  61. Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. — СПб.: Але-тейя, 2001.-224 с.
  62. Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями // Вопросы наркологии. — 1992. — № 1. С.39−43.
  63. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения. Вопросы психологии. 1997. -№ 2.
  64. В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986. — 195 с.
  65. В.Л. Нестандартный ребенок. 3-е изд. — М.: Знание, 1989. —256с.
  66. Легальные и нелегальные наркотики / Под ред. В. А. Ананьева. — СПб.: ИМАТОН, 1996.
  67. К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.М.Лещинской- Под ред. В. М. Блейхера. 2-е изд., стер. — Киев: Выща шк., 1989.-374 с.
  68. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ц. П. Короленко. Новосибирск: НМИ, 1998 — 41 с.
  69. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — С. 449−502.
  70. С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача. Дисс. на соиск.. канд.психол.наук. Бишкек, 1997. — 191 с.
  71. C.B. Педагогическая профилактика наркотической зависимости у подростков в образовательном процессе школы. Дисс. на соиск. канд.пед.наук. — Ставрополь, 2005. 176 с.
  72. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. — 252 с.
  73. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  74. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  75. А.Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский — Л.: Медицина, 1991. 304 с.
  76. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  77. Г. Я., Махова Т. А. Неврологические проявления алкоголизма. М.: Медицина, 1989. — 272 с.
  78. А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена). Дисс. на соиск.. канд.психол.наук. Омск, 2007. — 209 с.
  79. Н.Ю. Психология профилактики алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб.пособие. Ростов и/Д: Феникс, 2000. -384 с.
  80. В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. — М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
  81. A.B., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, ~ профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2006. — 248 с.
  82. М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25−28 июня 2003 года. СПб.: СПГУ. 2003. Т. 5. С. 437−439.
  83. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростка. — М.: Просвещение, 1999. — 152 с.
  84. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2000.-453 с.
  85. Наркомания и молодежь / Чит. региональная общественная благотворительная организация «Спасательный круг" — Авт.-сост.: О. А. Мезенцева. Чита: Поиск, 2000. — 32 с.
  86. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Том 18.- 1997. № 5. — С. 20−30.
  87. Л.П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя. — М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 64 с.
  88. В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006. — 240 с.
  89. H.A. Воспитательная система образовательного учреждения как психолого-педагогический феномен // Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика и проблемы. — Иркутск, 2001. С.65−68.
  90. В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и закономерности (в норме и при отклонениях): Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2002. — 100 с.
  91. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-256 с.
  92. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С. 11−18.
  93. A.M. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. СПб., 2001. — С. 143−156.
  94. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ним / Под ред. М. Госсон, М.Грант. М.: Медицина, 1993 — 100 с.
  95. Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей: Доклад комитета экспертов ВОЗ // Серия технических докладов № 613. Всемирная организация здравоохранения. — Женева, 1979.- С.16−37.
  96. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие / Ред. И. В. Дубровина. -М.: Академия, 1999. 160 с.
  97. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. 3-е издание. СПб.: Издательство Дидактика-Плюс, 2001. — 347 с.
  98. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося ------ ------поведения -школьников: Сб.науч.тр. — /- АПН-СССР,--НИИ общ:-ипед.псих. — М.: АПН СССР, 1980. 159 с.
  99. Психологический тренинг с подростками / А. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2003.-271 с.
  100. Психология подростка. Учебник. Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 480 с.
  101. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2004. 592 с.
  102. И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1994.-544 с.
  103. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991−303 с.
  104. A.A. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 255 с.
  105. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  106. Пб.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  107. М.И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод.пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 144 с.
  108. О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. 1993. — № 3. — С.53−59.
  109. О.Л., Самойлова М. В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе // Вопросы наркологии. — 1994. № 1. — С.78−82.
  110. В.В. Современные проблемы психологического образования: возрастной подход / Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конфе- ренции^-М., 2004.-С. 3−6г— ----------- ----------------
  111. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом возрасте / РАО- Психологический институт- Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ACADEMIA, 1995. 124 с.
  112. H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Гном-пресс, 1998. — 84 с.
  113. C.B., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  114. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  115. И.Б. Наркотики и наркомания. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256 с.
  116. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.-350 с.
  117. О.Б. Игровая компьютерная аддикция — специфический вид аддиктивной реализации // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник /Заб.гос.гум.-пед.ун-т. — Чита, 2006. 4.2. — 197 с.
  118. О.Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков. Чита: ЗабГГПУ, 2005. — 152 с.
  119. Симатова, О. Б. Профилактика зависимого поведения у детей и подростков: учебно-методическое пособие. — Чита: ЗабГГПУ, 2007. — 152 с.
  120. , О.Б. Психология зависимости: учебное пособие. Чита: ЗабГГПУ, 2006.-301 с.
  121. H.A., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебн. пособ. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  122. H.A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение как проблема наркологии // Вопросы наркологии. 1996. — № 1. — С.76−80.
  123. В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / Ред. В. Г. Щур. — М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
  124. В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001.-№ 4.
  125. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Ред. М. В. Гамезо. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  126. A.B. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика-Казань: Хэтэр, 1999. 127 с.
  127. А.И. Математические методы исследования в психологии: учеб.пособие. — Иркутск, Иркут. ун-т, 2006. — 208 с.
  128. Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 432 с.
  129. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. -М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Флинта, 1999. 670с.
  130. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Флинта, 1999. — 672 с.
  131. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  132. JI.M. Психология детей и подростков. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. — 480 с.
  133. И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 352 с.
  134. С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // ---- ------Психологический журнал--Том 25.-2004: —№ 5.—"С.59−69:----------
  135. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 17−31.
  136. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: психопатология, клиника, реабилитация. СПб.: Лань, 2001. — 464 с.
  137. Ю.В. Психологические средства коррекции дезадаптивно-го поведения подростков. Дисс. на соиск.канд.психол.наук. Омск, 2006. — 204 с.
  138. Ф.Э., Арефьев А. Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Издательский Дом «Ген-жер», 2003.-400 с.
  139. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под научн. ред.Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. -СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. 176 с.
  140. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект- Трикста, 2005. — 336 с.
  141. A.B. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья// Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С.27−28.
  142. Э.Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.- 192 с.
  143. .Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. -М.: Тривола, 1994. 168 с.
  144. Э. Детство и общество: Пер. с англ. / Ред. А. А. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речьг2000. — 416 с.
  145. И.В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: Монография. Иркутск: ИГПУ, 2002. — 160 с.
  146. И.В. Психическое здоровье детей и здоровьесберегаю-щий процесс в воспитательном учреждении: теория и практика. — Иркутск: ИГПУ, 2003. 118 с.
  147. Altman J., Everitt В.J., Glautier S., Markou A., Nutt D., Oretti R., Phillips G.D., Robbins T.W. The biological, social and clinical bases of drug addiction: Commentary and debate // Psychopharmacology (Berlin). 1996. V.125. P.285−345.
  148. Amirkhan J.H. Factor analiticaly drived measure of coing: the strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990, V. 59, P. 10 661 074.
  149. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of personality and social psychology. 1984. Vol.46. № 4. P.877−891.
  150. Brown R.I. F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions // In W.R.Eadingtone & J.A.Cornclius. Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P.241−272.
  151. Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // J. of personality and social psychology. 1989. Vol.56. № 2. P.267−283.
  152. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion//Stress and Coping: an anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1991. P.207−227.
  153. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Styles Strategies // Australian J. of Guidance and Counseling. 1991. V. 1. P. 35−43.
  154. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substances use disorder// J.Psychoact. Drugs.1987. V.19. № 4. P.379−381.-- 167. Lazarus R.S. Psychological-stress-and coping-process. New-York McGraw Hill. — 1966.
  155. Lasarus R.S., Folkman S. The Concept of Coping // Stress and Coping: an anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1991. P. 189−206.
  156. Milkman H., Sunderwirth S. Craving for Ecstasy. Lexington Books, Lexington, Massachusetts. 1987.
  157. Miller W. Addictive behaviors: Treatment of alcoholism, drug, abuse, smoking and obesity. Oxford etc: Pergamon Press, 1984. 353 p.
  158. Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical wellbeing //J. Psychol. 1991. V.47.№ 4. P. 160−167.
  159. Petrovsky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles and psychological symptom reporting // J. Clin. Psychol. 1991. V.47.№ 3. P. 336−345.
  160. Shroeder D. Is there a relationship between self-esteem and drug use // J. Drug Issue, 1993. -№ 23. P. 645−665.
  161. Schmidbauer W. Psychologie: LEXICON der Grundberriffe. Hamburg. Rowolt. 1991. PP.52−55.
  162. Thoits P.A. Gender Differences in Coping with Emotional Distress: The Social of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum Press, New York, 1991.P. 107−139.
  163. Walters G.D., Gilbert A.A. Defining addiction: Contrasting views of clients and experts // Addiction Research. Jun 2000. V.8. № 3. P. 211−221.
  164. Weber H. Belastungsverarbeitung // Z. fur Klinische Psychologie. 1992. B. 21. H. l.S. 17−27.
Заполнить форму текущей работой