Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовательский интерес вызывают процессы, происходящие в обыденном сознании и поведении групповых субъектов в связи с изменением социальных статусов титульных национальностей. Если в период существования Советского Союза относительным приоритетом пользовались представители русской национальности, то при становлении Украины как суверенного государства произошла существенная «рокировка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНЫХ И 13 ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПАХ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению и определению стереотипов
      • 1. 1. 1. Исследование стереотипов в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Социальный стереотип как социально — перцептивный феномен 33 межгруппового взаимодействия национальных групп
    • 1. 2. Социально-психологические особенности национальных стереотипов
    • 1. 3. Роль национальных стереотипов в межнациональном взаимодействии
  • Глава 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 85 НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
    • 2. 1. Теоретические основы эмпирического исследования
    • 2. 2. Методы, организация и этапы эмпирического исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 107 ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
    • 3. 1. Изучение содержания и специфики проявления национальных стереотипов различных 107 возрастных групп населения
    • 3. 2. Результаты исследования универсальных стереотипов русских и украинцев, 133 согласованности их авто- и гетеростереотипов
    • 3. 3. Исследование структуры ценностных ориентаций в психологическом облике 144 русских и украинцев
    • 3. 4. Результаты исследования социальной ситуации межнационального 154 взаимодействия русских и украинцев методом контент — анализа прессы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична" Л. Н. Гумилёв.

Самое естественное государство — такое,, в котором живет один народ с одним присущим ему национальным характером.

И.Г.Гердер

Актуальность исследования связана с изучением социально-перцептивных механизмов межнационального взаимодействия, основанных на механизмах стереотипизации. Обращение к проблематике межнационального взаимодействия отношений имеет особую актуальность. Отечественные психологи, социологи, философы в настоящее время пытаются осмыслить те сложные социальные процессы, которые происходят в постсоветском пространстве в последние десятилетия. Процессы дифференциации народов, входящих некогда в единую общность «человека советского», вызывают множество проблем, в основе которых — механизмы идентификации, стереотипизации и другие, входящие в спектр группообразующих и имеющих, прежде всего, этническую и национальную специфику. В этих условиях как никогда актуальным становится знание социально-психологических механизмов взаимодействия представителей единого этноса. Однако на данном этапе развития интра — и интерпсихических межличностных отношений целесообразно изучать не только этнические, но и национальные стереотипы внутри «молодых» суверенно-независимых сообществ. На фоне перехода к рыночной экономике и мирового финансового кризиса ускоряется трансформация национальных стереотипов не только на уровне межличностных, но и межэтнических отношений. В этой связи деформации национальных стереотипов, очевидно, могут отразиться и на психологическом межэтническом дистанцировании вследствие процессов социальной категоризации и самоидентификации.

Психологическое дистанцирование в данном случае рассматривается как механизм восприятия и соотнесения себя и других на основе группового членства, какого-либо качества или особенности (З.В.Сикевич, О. К. Крокинская, Ю.А. Поссель). Причины и возможные последствия нового межгруппового взаимодействия национального характера требуют социально-психологического осмысления, поскольку в условиях рыночной самореализации этническая и национальная идентификация групповых субъектов отношений становится одним из существенных критериев социальной перцепции, где большое значение имеют национальные стереотипы, под которыми в социальной психологии принято понимать обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межнациональных отношений образы национальных групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Вместе с тем, несмотря на возрастающий интерес к данной проблеме, ее разработанность не в полной мере соответствует запросам современной практики. Так, в зарубежной психологии до сих пор бытуют представления У. Липпмана, Дж. Фишмана, Д. Каца и К. Брейли, характеризующих стереотипы как образования негативного, «ложного» плана, появляющиеся на основе неточностей, «алогичных мыслительных процессов" — Г. Ягоды, Э. Богардуса, В. Бар-Тала, К. Граумаи, М. Мусержи, Р. Брауна, В. Кэмпбела, С.Клайнберга. Современные зарубежные исследователи социальных стереотипов рассматривают их как социальное явление и как психологический процесс стереотипизации, выступающие в виде рациональной формы познания и частного случая более широкого процесса категоризации (У.Стефан, К. Стефан, С. Фиске). Исследованию стереотипов в контексте национальной идентичности и самосознания посвящены труды таких ученых, как А. Бандура, Э. Фромм, К. Лоренц, Дж. Доллард, Г. Олпорт,.

Г. Тэджфел, Д.Кэмпбелл. Э. Аронсон и Т. Уэлас изучали перцептивные механизмы восприятия представителей разных культур и этносов.

В отечественной психологии анализ механизмов образования и функционирования национальных стереотипов и перцептивных феноменов национального самосознания, стереотипизации межгруппового взаимодействия, конструктов этнопсихологического облика российского народа и др. представлен в работах Г. М. Андреевой, А. Л. Журавлева, С. А. Беляева, И. С. Кона, Н. М. Лебедевой, А. А. Налгаджана, Б. Ф. Поршнева, Т. Г. Стефаненко, П. Н. Шихерева, Е. Н. Резникова, Г. У. Солдатовой, И. Р. Сушкова, С. В. Чугровой.

Однако, имея в виду теоретическую и практическую значимость данной проблемы, следует отметить дефицитарность ее исследования в контексте интегрального влияния национальных стереотипов на процессы межгруппового и межэтнического взаимодействия в динамичной национальной реальности. На наш взгляд, должного внимания требуют аспекты, связанные с актуализацией позитивных национальных стереотипов в регулировании межэтнических отношений на уровне малых и больших групп, а также с повышением эффективности совместной деятельности представителей различных национальных групп в профессиональной или социокультурной среде. Проведение исследований по данной проблеме важно как с точки зрения научного вклада в развитие вопроса о динамике межэтнической перцепции, в изучение константности структурных элементов этнического облика, так и для разработки диагностического инструментария. Все это и послужило основой для выбора темы исследования.

Цель работы — изучение социально-психологических особенностей национальных стереотипов у представителей различных возрастных групп русских и украинцев, проживающих на территории Украины.

Объект исследования: социально — перцептивная сфера межнационального взаимодействия представителей различных возрастных групп русских и украинцев.

Предмет исследования: социально-психологические особенности национальных автои гетеростереотипов представителей различных возрастных групп на примере русских и украинцев.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

• обобщить современные представления о национальных стереотипах и теоретические подходы к их изучению, определить их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления;

• исследовать актуальную социальную ситуацию межнационального взаимодействия в сфере коммуникации русских и украинцев;

• определить особенности автостереотипов и гетеростереотипов представителей различных возрастных групп русских и украинцев;

• выявить области совпадений-несовпадений автои гетеростереотипов русских и украинцев по каждой возрастной группе;

• изучить особенности системы ценностных ориентации русских и украинцев каждой возрастной группы;

• определить особенности эмоционального отношения к собственной национальной и к инонациональной группе в каждой возрастной категории;

• рассмотреть функционирование атрибутивных механизмов в процессе межнационального взаимодействия в сфере коммуникации.

Основные гипотезы: в измененных условиях межнационального взаимодействия возрастает число различий в характеристиках этнических стереотипов, которые меняются в сторону национальных. Наибольшее изменение характерно для возрастных групп старших подростков;

— инвариантными компонентами в структуре социально-перцептивного образа русских и украинцев, возникшего на гетеростереотипах, являются характеристики, отнесенные к коммуникативным, морально-этическим и интеллектуальным;

— в ситуации социально-структурных изменений в межнациональном взаимодействии автои гетеростереотипы у всех возрастных групп украинцев в психологическом образе этноса остаются более позитивными, чем у представителей аналогичных возрастных групп российской части выборки.

Методы и методики исследования были адаптированы в соответствии с задачами социально-психологического исследования.

Основными явились: методы сбора эмпирических данных, а также методы математической статистики для обработки вариационных статистических показателей на основе компьютерной программы SPSS-14.

Применяемые методики: авторская психосемантическая методика, разработанная на основе работ В. Ф. Петренко О.В.Митинойметодика «Ценностные ориентации» (М.Рокич), опросник для изучения механизма атрибуции, контент — анализ прессы.

Эмпирическая база и этапы исследования. Работа выполнялась с 2001 по 2008 годы. Эмпирическое исследование проводилось в период с 2001 по 2006 год и базировалось на основе учебных (средних, профессиональных и высших) заведений и производственных (государственных предприятий и акционерных обществ) организаций Украины. В нем приняли участие респонденты (русские и украинцы): 400 школьников (возраст 14−17 лет), 400 студентов (возраст 18−22 года), 400 взрослых (возраст 23−45 лет). Респонденты представляли три географические территории Украины, различающихся по критерию политических предпочтений и включающих по 400 респондентов в каждой территории:

— западной (г.Львов), опрос проводился на основе средней школы № 52, Львовской государственной финансовой академии, государственного предприятия «Львовприбор», открытого акционерного общества «Дрогобычский завод автомобильных кранов» ;

— центральной (г.Киев), включившей респондентов из средней школы.

209, института социальных и культурных связей, закрытого акционерного общества «Осокор», Киевской торгово-промышленной палаты;

— восточной (г.Донецк), опрос производился в средней школе № 5, Донецком государственном университете управления, открытом акционерном обществе «Донбасскабель», Донецком филиале «Утел» ОАО «Укртелеком» .

Исследование состояло из четырех взаимосвязанных этапа:

— на первом этапе (2001;2003 г. г.) осуществлялось изучение концептуальных основ проблемы национальных и этнических стереотипов, рассматривались основные теоретические подходы к изучаемой проблеме, происходила разработка и апробация комплексной методики для исследования социально-психологических особенностей национальных стереотипов, проведено пилотажное исследование, в ходе которого уточнялся и корректировался диагностический инструментарий, проводился первичный срез и контент-анализ прессы. Получены результаты эмпирического исследования на основе выборки, общий объем которой составил 1200 человеквторой этап (2003;2006 г. г.) включил обобщение результатов первичного эмпирического исследования, анализ полученных данных;

— третий этап (2006;2007 г. г.) был посвящен проведению вторичного социально — психологического среза, повторного контент-анализа, статистической обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

— четвертый этап (2007;2008 г. г.) включил теоретическое обобщение полученных эмпирических данных, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексностью теоретического анализа проблематики, обозначенной в работе, подтверждается научной аргументированностью исходных теоретических положенийотсутствию внутренней противоречивости логики исследования, совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, большим объемом эмпирических данных, репрезентативностью выборки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определена тенденция развития этностереотипов в сторону национальных стереотипов у представителей национальных групп, входящих в одну этническую общность и проживающих в рамках единого государства;

• выявлены содержательные особенности национальных стереотипов русских и украинских национальных общностей, входящих в славянский этнос и проживающих на территории Украины, с учетом возрастной специфики;

• определены зоны совпадений автои гетеростереотипов представителей русских и украинских национальных группвыявлены актуальные универсальные стереотипные комплексы для русских и украинцев, проживающих на территории Украины как представителей славянского этноса;

• определена ценностная структура психологического облика представителей украинской и русской национальных общностей.

Методологическую основу составили научные концепции, раскрывающие социально-психологическую природу этнической и национальной психологии (П.Н.Шихирев, Б. Ф. Поршнев, Е. Н. Резников, И. С. Кон, Т. Г. Стефаненко, Ю.В.Бромлей) — методологические подходы изучения социальной психологии личности и социальных групп (Г.М.Андреева, А. Л. Журавлев, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев, Е. С. Кузьмин, Г. М. Мануйлов, Н. Н. Обозов, К.А.Абульханова-Славская, А. И. Донцов,.

A.Л.Свенцицкий) — специфические особенности национальных стереотипов (Б.Ф.Поршнев, В. С. Агеев, Т. Адорно, В. П. Левкович, А.Д.Карнышев) — принципы, а также методы построения кросс-культурного социально-психологического исследования (А.Л. Журавлев, Е. Н. Резников, В. С. Агеев,.

B.Ф.Петренко, В.Г.Крысько).

Теоретическая значимость исследования:

— результаты исследования вносят вклад в развитие социально-психологической теории этнического и национального взаимодействия: обобщены современные представления о национальных и этностереотипах, выделены теоретические подходы к их изучениюопределены их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления;

— обнаружены ценностные структуры ментальности русских и украинцев, лежащие в основе национальных стереотипов;

— выделены диапазоны совпадений-несовпадений автостереотипов и гетеростереотипов у представителей половозрастных русских и украинских групп;

— выявлены универсальные стереотипные комплексы для русских и украинцев, проживающих на территории Украины как представителей единого славянского этноса.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

Определены специфические проявления автостереотипов и гетеростереотипов межнационального взаимодействия в пределах единой социальной общности. Учет интегральных автостереотипов, комплексов и диапазонов их идентификации и рассогласований в коммуникативной профессионально-деятельностной практике различных этносов и полиэтнических объединений может существенно отразиться на продуктивности их жизнедеятельности. Разработан и апробирован психодиагностический комплекс для исследования автостереотипов и гетеростереотипов межнационального взаимодействия. Данный комплекс может быть рекомендован психологическим службам, центрам толерантности, руководителям полиэтнических объединений.

Материалы диссертационного исследования используются в вузовской практике, в рамках учебных курсов по социальной, этнической и политической психологии в Ивановском государственном университете, Ивановской государственной сельскохозяйственной академии и.

Ивановском энергетическом госуниверситете на кафедре связи с общественностью, а также в качестве методических рекомендаций, представленных в исполнительные органы власти Ивановского региона по внедрению профилактических программ и предупреждению деструктивно-перцептивной стереотипизации в полиэтническом взаимодействии и в региональные СМИ с целью пропаганды национальной и межэтнической толерантности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Когнитивным ядром национальных стереотипов русских и украинцев выступает комплекс представлений о другой национальности, включающий коммуникативные, морально-этические и интеллектуальные характеристики.

2. В социально-психологической ситуации русских и украинских групп наибольшим трансформациям как по масштабам, так и по динамике изменений подвержены гетеростереотипные компоненты по сравнению с аналогичными структурами автостереотипов.

3. Взаимодействие русских и украинских этнических групп на фоне осложненных макрои микросоциальных условий жизнедеятельности сопровождается превалирующими изменениями на уровне ценностных ориентаций с последующей трансформацией автостереотипов и гетеростереотипов. Характерной особенностью данной трансформации служит сдвиг этнических стереотипов в сторону национальных. Данная тенденция в большей мере типична для молодежных групп.

4. В процессе межнационального взаимодействия автостереотипы и гетеростереотипы украинцев, независимо от их возрастной принадлежности, подвержены меньшей деструктивной динамике, чем автостереотипы и гетеростереотипы русских.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научной конференции комитета по национальной политике Государственной.

Думы Российской федерации с участием Московского государственного университета сервиса, на заседаниях кафедры психологии, методологических семинарах Сергиево-Посадского гуманитарного института (2001 — 2006 гг.). Результаты исследования применяются при разработке учебных программ по социальной психологии в ИГЭУ им. В. И. Ленина и этнопсихологии — в СПГИ, а также отражены в двенадцати научных публикациях автора.

Объем и структура работы. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 271 наименование и приложения. Основное содержание работы изложено на 166 страницах, В тексте диссертации содержится 24 таблицы, 16 рисунков.

3.4. Результаты исследования социальной ситуации межнационального взаимодействия русских и украинцев методом контент — анализа прессы.

В соответствии с методологией исследования межнационального взаимодействия, в рамках которого планировалось изучение национальных стереотипов, мы посчитали необходимым изучить актуальную социальную ситуацию, в которой разворачивается процесс межнационального взаимодействия.

Как было указано ранее, на формирование и актуализацию национальных стереотипов значительное влияние оказывает ряд факторов — экономических, политических, исторических, культурных. Ряд существенных изменений во внутренней и внешней политике Украины, произошедших с момента развала единой многонациональной страны, оказал существенное влияние на психологию жителей.

Исследовательский интерес вызывают процессы, происходящие в обыденном сознании и поведении групповых субъектов в связи с изменением социальных статусов титульных национальностей. Если в период существования Советского Союза относительным приоритетом пользовались представители русской национальности, то при становлении Украины как суверенного государства произошла существенная «рокировка», в результате которой в ряде территорий объективно снизился статус русских и, соответственно, вырос статус украинцев. В такие переломные моменты очень существенным политическим параметром, направляющим межнациональное взаимодействие, является проблема влияния элит, эксплуатации ими национальных чувств во имя важных для народов целей [67, 89]. Как уже отмечалось выше, элита выполняет ряд функций в развитии межнациональных отношений, одной из которых является направление деятельности средств массовой информации, играющих огромную роль в формировании национальных стереотипов. В связи с этим, нами была предпринята попытка выявить, как в прессе отражаются процессы, происходящие в сознании людей в связи с изменениями социальных статусов титульных национальностей, и имеет ли место факт целенаправленного формирования национальных стереотипов через СМИ. В соответствии с данной задачей нами был проведен контент-анализ всеукраинских газет «День» и «Сегодня», в которой наиболее регулярно и объективно освещались проблемы межнационального взаимодействия. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе анализировались все номера газеты за 2001 год, на втором — за 2006 год.

Так как цели и задачи обоих этапов были одинаковыми, в основу методического аппарата была положена одна и та же методика контент-анализа, код которой представлен в приложении 3. Она включает 8 основных категорий и подкатегорий. К основным категориям относятся следующие:

А — главная тема статьи;

Б — тип публикации;

В — национальность автора;

Г — характеристика отношений между украинцами и русскими;

Д — личностные качества украинцев, которые выделяются в статье;

Е — отмечаемые в статье личностные качества, характеризующие русских;

Ж — факторы, определяющие характер отношений между украинцами и русскими на Украине;

3 — оценка эмоциональной нагрузки статьи.

Полученные за два этапа исследования результаты мы подвергли сравнительному анализу (см. приложение 4).

Всего на первом этапе исследования было проанализировано 96 статей по изучаемой проблеме, на втором — 114. Все проанализированные статьи по своей тематике можно разделить на две группы (категория А):

1 — проблема языковой политики и внедрения государственного (украинского) языка;

2 — проблема межнациональных отношений.

И первое, и второе направление прямо или косвенно затрагивали проблему межнационального взаимодействия в целом, и отношения между этносами — русскими и украинцами — в частности. Чаще всего к обсуждению данной проблемы обращались журналисты — на первом этапе 48 публикации (более 50%), на втором этапе — 44 (39%). На втором этапе более активно включились читатели — 42 публикация (37%) из 114 проанализированных. Произошли некоторые изменения и в национальном составе авторов: если на первом этапе авторами большей части статей были украинцы (более 50%), то на втором инициатива перешла к русским (51%).

В силу тематики статей авторами зачастую давалась оценка отношений между украинцами и русскими, что позволило дать их характеристику, представляемую прессой (категория Г). В 2001 году значительно преобладает мнение о том, что отношения между украинцами и русскими не изменились (75%). В 2006 году такая оценка дается лишь в 24 случаях (20%), а на первое место выходит предположение о том, что отношения изменились в худшую сторону (60%). Соответственно этому, изменилось и процентное соотношение положительных и отрицательных характеристик межнациональных отношений. Анализ публикаций в данном русле позволяет сделать следующие выводы.

Среди публикаций по исследуемой проблеме на раннем этапе подавляющее большинство составляют позитивные оценки (96%). В качестве таковых можно выделить следующие (ранжированные в соответствии с частотой упоминания): дружба, межнациональная стабильность, интеграция, равноправие, добрососедство, доверие, уважение. На втором этапе при характеристике отношений чаще всего по-прежнему упоминается дружба, затем уважение, интеграция, межнациональная стабильность, равноправие и добрососедство. О доверии между русскими и украинцами не говорится ни в одной из 114 статей. Таким образом, на более позднем этапе исследования произошли не только количественные изменения — число позитивных оценок сократилось до 56%, но и качественные. Еще более ярко прослеживается динамика негативных оценок. В публикациях за 2001 год встречается всего 16 случаев (5%), указывающих на напряженность в отношениях русских и украинцев. В 2006 году этот показатель увеличиваются в 9 раз, кроме того, появляются дополнительные негативные характеристики, такие как национализм, межнациональное неприятие. Таким образом, на втором этапе заметна тенденция к уменьшению позитивных оценок и возрастания количества отрицательных характеристик.

Произошли пропорциональные изменения по сравнению с первым периодом исследования при оценке социального статуса национальностей. В< статьях 2001 года доминирует мнение о том, что ни статус украинцев, ни статус русских существенно не изменился (72% и 65% соответственно).

Порядка 30% оценок свидетельствуют о возрастании статуса русских, и только 16% - о повышении статуса украинцев. На втором этапе исследованияв 2006 году — наблюдаются существенные изменения. А именно 33% и 29% случаев говорится о сохранении прежних статусов украинцев и русских. Более половины оценок констатируют факт повышения социального статуса украинцев, а 61% - снижение статуса русских. Таким образом, анализ публикаций более позднего этапа исследования позволяет сделать вывод об изменении социального положения изучаемых национальностей. Результаты исследования дают возможность проследить различия в оценках личностных качеств украинцев и русских на разных этапах.

Анализ статей 2001 года свидетельствуют о том, что среди всех личностных качеств украинцев, о которых упоминали авторы, 87% составляют положительные и 13% - отрицательные. Среди позитинвых параметров назывались щедрость, миролюбивость, гостеприимство, демократичность, чуткость, терпимость, отзывчивость. В ряде случаев указывались такие отрицательные качества как замкнутость, скептицизм, агрессивность, враждебность, неискренность.

В статьях 2006 года изменяется соотношение данных характеристик (43% - позитивные, 57 -негативные), а также расширяется диапазон отрицательных качеств. Появляются такие параметры как национальная нетерпимость, жестокость. Данная тенденция еще более выражена в отношении личностных качеств русских, упоминаемых в статьях. Если в 2001 году на долю положительных характеристик приходится 87%, то в 2006 годувсего 33%. Стоит заметить, что качественных изменений при этом не произошло. В абсолютном большинстве случаев русские характеризовались отзывчивостью, доброжелательностью, законопослушностью, дружелюбием, щедростью, и миролюбивостью, уважением национальных традиций,. Среди отрицательных качеств на первом этапе назывались всего три (10%): враждебность, национальный эгоизм, неискренность. На втором этапе выросло как их число, так и частота упоминания в статьях. Помимо названных качеств, русские стали характеризоваться как националисты, себялюбивые, имеющие чувство превосходства, замкнутые. Таким образом, на втором этапе при оценке и украинцев, и русских, стали преобладать негативные характеристики.

Характеризуя фактический материал, который приводили авторы статей при объяснении особенностей современного межнационального взаимодействия, определился ряд факторов, показывающих особенности отношений между украинцами и русскими в Украине в 2001 и 2006 годах (категория Ж).

На первом этапе в 27% случаев отношения объяснялись экономическим положением, в 15% - политической ситуацией, в 13% - национально-психологическими особенностями национальностей, в 34% - историческим развитием и в 12% -социальными процессами, происходящими в обществе. Таким образом, преобладали экономические и исторические факторы. На втором этапе иерархия данных факторов несколько изменилась. Теперь на первое место вышли социальные процессы (35%) и политическая ситуация (27%). На долю экономических факторов пришлось 13% объяснений, исторических — 15%, ив 13% случаев характер отношений между украинцами и русскими объясняется их национально-психологическими особенностями.

Оценивая эмоциональную нагрузку анализируемых статей (категория 3), можно сделать следующий вывод. Большинство публикаций 2001 года направлены на актуализацию интернационалистических чувств (89%), чего нельзя сказать о статьях 2006 года. Большее их число (59%) мобилизует националистические чувства.

По результатам контент-анализа получены результаты, представленные в таблице 24.

Контент-анализ показал, что отношения между изучаемыми национальными группами в 2006 году были подвержены динамике по сравнению с 2001 годом. Оценивая последствия проводимой в государстве национальной политики, мнения респондентов разделились: большинство украинцев (62%) считают, что она ведет к консолидации и дружбе всех этносов Украины, и всего 19% русских согласны с такой точкой зрения. Около 58% респондентов русской национальности указывают на негативные последствия такой политики.

Приведенные результаты контент-анализа прессы позволяет сделать вывод, что на этапе вторичного исследования (2006 год) сложилась менее благоприятная социальная ситуация, которая свидетельствует о переходе межнациональных отношений русских и украинцев, проживающих в Украине, со стадии отчуждения на стадию неприязни. В этих условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Е.П., Баклушинский А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. -М., 1995. Т. III. Вып. IV. — 87.
  4. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987.- № 2.- 152 — 158.
  5. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986. — № 1. — 95 -101.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 239 с.
  7. B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -С.177−188.
  8. Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. -Баку, 1985. — 246 с.
  9. Г. М. Социальная психология. — 5-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2005.-363 с.
  10. Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. — М., 1979. -С. 11−40.
  11. Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -С. 17.
  12. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие.- М. 1989.-С. 45.
  13. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М, 1998.-258 с.
  14. Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социологические исследования, 2002. -№ 9. -С.34−46.
  15. В.Г. Мотивационные резервы человека // Психологический журнал, 1987.Т.8.-№ 5. -С.3−12.
  16. В.Г. Личность и значимость побуждений. — М.: ИП РАН, 1993. -223 с.
  17. А.Г. О месте установки в структуре деятельности. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. — М., 1976. — 22 с.
  18. А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. N4. -С. 120.
  19. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. -М.: ИФРАН, 1996. — 71 с.
  20. Багдасарова А. Б, Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века». — Ставрополь, 1998. — 28−31.
  21. А.Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография, 1985. — № 2. -С.36−45.
  22. Л.А. К вопросу об этнической самоидентификации личности // Саясат. 1998. — № 8. — 41−45.
  23. А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. РТдентичность. Образование. Труды по социологии образования. — М., 1998. -T.IV. Вып. IV. — 53−72.
  24. Ф. Этнические группы и социальные границы. -М.: Новое издательство, 2006. -200 с.
  25. Ф.В. Проблема «бессознательного». — М., 1968. -468 с.
  26. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.Московский психолого-социальный институт- -Воронеж: Изд-во. НПО «МОДЭК», 2000. — 208 с.
  27. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). — М.: Медицина, 1976. -176 с.
  28. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / АН СССР. — М.: Наука, 1988. — 277 с.
  29. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. -Л.: Медицина, 1971. -119 с.
  30. М.И. Ценностные приоритеты личности и группы: социально-психологические исследования. — М., 1995. — 238 с.
  31. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М. 1978. -С. 112.
  32. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд- воМГУ, 1982.-199 с.
  33. А.А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. — Ученые записки ЛГУ, НИРЖСИ. -Л.:ЛГУ, 1971. — Вып. 9. — 151 -160.
  34. Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная, педагогическая академия., 1995. -209 с.
  35. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 379 с.
  36. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. — СПб., 1994. -347 с.
  37. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  38. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии, 1993. — № 1. — 6 -13.
  39. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография, 1983. — № 3. — 67 — 75.
  40. Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — 119.
  41. Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973. -283 с.
  42. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 333 с.
  43. СИ. Соч.: В 2 т. -М. 1993. -С.50.
  44. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 336 с.
  45. Вальцев С В. Ненависть ющенковцев к русским — это массовый психоз. Украинская газета. 8 января 2004 г. In Internet. http://www.ukr.ru/positions/743 85 188.
  46. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  47. Е.А. Ценностные ориентации личности в юнощеском возрасте: Автореф. дисс… канд. психол. наук. -СПб., 1993. -16 с.
  48. А.И. «Российская нация». Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. — М.: Либрис, 1995. — С. 28.
  49. А.С. Особенности социализации выпускников средней школы. Автореф. дисс… канд. психол. наук. — М., 1990. — 46.
  50. Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности // Духовная культура и этническое самосознание наций. -М., 1990. Вып. 1.-С. 57−82.
  51. P.M. Элементы практической психологии. — Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 392 с.
  52. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994. — 179 с.
  53. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, Ледера. — М.: Медицина, 1990. — 383 с.
  54. Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях: Автореф. дисс… канд. психол. Наук. -Петерб. гос. ун-т. -СПб., 1997.-18 с.
  55. Л.Г. Стереотипы обыденного познания // Философское освоение мира человеком / Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. — Л.: ЛГПИ, 1977. — 57 — 68.
  56. А.Ф. К методологии исследования национально- психологических проблем // Советская этнография.- 1983.- № 2. -С. 32−44.
  57. Девяткин, А А Психология социальной установки. Экологическая концепция социальной установки. — Калининград: Изд. Калининградского ун-та, 1996. -424 с.
  58. X., Фрейда И. Национальный характер и национальные социальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. -М.: ИНИОП АН СССР, 1979. — 23 — 44.
  59. А.И., Стефаненко Т. Г. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. — 75−86.
  60. А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: Изд-во Московского университета, 1979. -128 с.
  61. Донцов А. И, Психологическое единство коллектива. — М.: Знание, 1982. — 63 с.
  62. А.И. Психология коллектива. -М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  63. М., Шадлоу Практика социальной работы. Перевод с англ. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 236 с.
  64. Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. — М., 1996. -182 с.
  65. Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. (Сб.ст.) / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Е. В. Шорохова, В.ПЛевкович. — М.: Наука, 1986. — 89.
  66. Л.М. Национальное самосознание // Советская этнография. 1989.-№ 5. -С. 56−67.
  67. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии, 1993, № 5. -С.28−34.
  68. Душков Б, А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. — 1981. — № 6. — 44−56.
  69. A.M. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа Саха. Автореф. дис… канд. психол. наук. Якутский гос. ун-т. им. М. К. Аммосова. — Иркутск, 1997. -19 с.
  70. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учеб. пособие. — Л.: ЛГУ, 1983.-103 с.
  71. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. -М.: Юрид. лит., 1997. — 448 с.
  72. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. — М. 1982. — 23.
  73. Н.А. Туманный альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825−1853 гг.- М., 1982. — 21.
  74. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. — М.: РШРАН, 1999. — 132 с.
  75. А. Воля к мысли // Человек, 1993. — № 4. — 27 — 37.
  76. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. -Л.: ЛГУ, 1989.-56 с.
  77. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1975. — 165 с.
  78. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. — Киев: Вища школа, 1998. — 292 с.
  79. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: Наука, 1978. — 382 с.
  80. В.В., Вальцев СВ. Стереотипы межличностного взаимодействия в среде учащейся молодежи // Педагогические науки, 2004. -№ 2. -С.57−58.
  81. Р.Н. Этнические стереотипы и проблемы национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки. 1987. № 4. -С.38.
  82. . К. Стереотип как феномен сознания // Сознание и знание / Под ред. В. А. Лекторского. -М.: ИФ АН СССР, 1984. -С.35−48.
  83. Ф.Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага. -М., 1990. -266 с.
  84. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дисс… д-ра психол. Наук. НИИ общ. и пед. психологии. -М., 1991.-51 с.
  85. Козлов В, И. Проблема этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2. -С.79−92.
  86. В.И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. № 4. -С.39−54.
  87. Козловская — Тельнова А. Ю. Тезаурус личностных черт как метод изучения стереотипов восприятия человека человеком: Автореф. дис… канд. психол. Наук. МГУ, ф-т психологии. — М., 1995. — 24 с.
  88. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М: Политиздат, 1984. -335 с.
  89. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал, 1987. Т.8. -№ 4. -С. 126−137.
  90. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. № 9. -С. 187−205.
  91. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). -М., 1988. -С.112.
  92. Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. -М, 1983. -319с.
  93. Концепции зарубежной этнологии. Критические очерки. — М., 1976. -С. 14−23.
  94. Л.П. Становление насильственных и корыстных форм поведения в период семейной социализации // Социальная работа. Вып. 7: Семья как объект социальной работы. — М., 1993. — 137 -148.
  95. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. — Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып. 4(27).-С. 91 -96.
  96. СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.-М, 1979.-С. 15.
  97. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 205 с.
  98. В.Г. На симпозиуме по международным проблемам // Психологический журнал. 1989, -№ 4, -С.41.
  99. В.Г., Саракуев Э.А, Введение в этнопсихологию. — М. 1996. -342 с.
  100. В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -208 с.
  101. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. -448 с.
  102. В.Н. Социальные деформации: Причины, механизмы и пути преодоления / Российская академия наук. Институт государства и права. -М., 1992. — 133 с.
  103. И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография. 1983. № 2. -С.84−87.
  104. В.Н. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации. -Ученые записки ЛГУ, НИИКСИ. -Л., 1971, Вып.9. -С. 184−193.
  105. Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985. -С.225−231.
  106. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал, 1986. Т.7. — № 2. — 41 — 50.
  107. Г. У. Роль аффективного компонента этнических стереотипов в межнациональном общении //Категории, принципы и методы психологии. -М. 1983, -С. 161.
  108. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. Дисс… канд. психол. наук. — М., 1985. — 24 с.
  109. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. — 391 с.
  110. И.М. Новые возможности одной известной концепции // Психологический журнал. — 1989. Т. 10. — № 2. -С.56−62.
  111. Н.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.-195 с.
  112. В. П. Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985. -С. 138−153.
  113. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально- психологический феномен // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 2. -С.70−81.
  114. В.П., Панкова Н. Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. -С.64−74.
  115. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975.-303 с.
  116. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  117. У., Общественное мнение. -М.:Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.-С. 128.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. -348 с.
  119. К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии, 1992.-№ 3.-С. 5−38.
  120. Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
  121. Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности. Автореф. Дисс… канд. психол. наук. РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 1998. -14 с.
  122. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2005. — 583 с.
  123. Г. И. Социально-психологический тренинг, — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208 с.
  124. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 108 -117.
  125. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал, 1980. Т.1. — № 1. -С. 58−71.
  126. B.C. Очерк интегрального исследования ндивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  127. B.C. Личность и общество. -Пермь: Изд. Пермского государственного педагогического института, 1990. — 90 с.
  128. О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / АН СССР, Институт психологии. — М.: Наука, 1990. -212 с.
  129. Московичи Век толп. Исторический трактат психологии масс./М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 477 с.
  130. Московичи Машина творящая богов (пер. с фр.) — - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 560 с.
  131. А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа: Дисс. канд. филос. наук. — Ереван, 1977. -168 с.
  132. B.C. Этнонациональное самосознание в контексте межнациональных отношений // Российское психологическое общество. Ежегодник «Психология сегодня». М.: Российское психологическое общество, 1996. Т.2. Вып.1. -С.74−75.
  133. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. -С.42−49.
  134. Ш. А. Установка и деятельность. — Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1987. -361 с.
  135. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. — Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1974. — 170.
  136. А.П. Социальные стереотипы в информационно- смысловой системе личности // Актуальные проблемы социальной психологии. — Кострома, Костромской, гос. пед. ин-т., 1986. — 124 с.
  137. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. — М., 1997. -С. 76−88.
  138. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. -Киев, 1990.-289 с.
  139. Нельсон Тодд. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. -СПб., 2003. — 384 с.
  140. P.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  141. В.В. Социальная психология: феномен и наука. — М.: ИП РАН, 1998. -393 с.
  142. Л.Г., Овсянников А. А., Ротман Д. Г. Стереотипы исторического самосознания (по материалам межрегионального исследования) // Социологические исследования. 1989.-№ 5. -С. 3−12.
  143. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. -191с.
  144. Обш, ая психодиагностика: Основы психодиагностики, немед. психотерапии и психол. консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М: Изд-во МГУ, 1987. — 303 с.
  145. Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в многонациональной среде // Психологический журнал, 1989. Т. 10.№ 1.-С.49−55.
  146. Е.В. Формирование и изменение социальных стереотипов в процессе социального познания: Автореф. дисс… канд. психол. наук / -Петерб. гос. ун-т. — СПб., 1992. -17 с.
  147. И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. Т. 3. кн. 2. -М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 438 с.
  148. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований : Автореф. дисс… д-ра психол. наук. ЛГУ им. А. А. Жданова. -Л., 1983.-42 с.
  149. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии, 1982. — № 5. — 139 -141.
  150. А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Автореф. дисс… канд. психол. Наук. -С- Петерб. гос. ун-т. — СПб., 1996. — 25 с.
  151. Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. -М.: МЫСЛЬ. 1972. -198 с.
  152. В.Ф., Алиева Л. А. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» // Психологический журнал, 1987. Т.8. — № 6. — 21−35.
  153. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов //Вопросы психологии, 1986. — № 3. — 133 -143.
  154. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -208 с.
  155. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (На материале политического менталитета). -М.: Изд. МГУ им. М. В. Ломоносова. 1997. -214 с.
  156. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. — М.: Смысл, 2000. — 93 с.
  157. В.Ф., Сурманидзе Л. Исследование стереотипов обыденного сознания методами психосемантики // Этнографическое обозрение. 1994. -№ 6. -С. 50−61.
  158. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982, — 168 с.
  159. Л.А. Компетентность в общении: Социал. — психол. тренинг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.
  160. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. — № 4. — 15 — 29.
  161. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  162. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978. -176 с,
  163. В.А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. -М., 1992. -223 с.
  164. Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. — 1993. — № 3. — 86−95.
  165. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. -М.: Наука, 1994. -С.5−14.
  166. А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы): Пер. с англ. — М.: Союз, 1993. — 223 с.
  167. ПискаревД.П. Социально — психологические стереотипы противоправного поведения молодежи. Учебное пособие / Ин-т психологии РАН- Межд. акад. психол. наук- КГУ им. Н. А. Некрасова. -Москва -Кострома, 1999.-120 с.
  168. К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982.-309 с.
  169. Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М., 1973. — 265 с.
  170. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.-672 с.
  171. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  172. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1976. — 368 с.
  173. Психология толп. -М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998.-416 с.
  174. Психология личности в условиях социальных изменений / Под ред. К.А.Абульхановой-Славской, М. И. Воловиковой. -М.:ИПАН, 1993.-103 с.
  175. Психология. — М.: Политиздат, 1990. — 384.
  176. Раусте фон Вихт М. Л. «Образ Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности: Сов.-фин. симпозиум. — М.:Наука, 1982. -С. 104−111.
  177. Е.И. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. -Мн.: Изд. центр БГУ, 2006. — 440 с.
  178. Н.И. Личность и характер: Учеб. пособие. — М.: Изд- во Рос. ун-та дружбы народов, 1992. — 85 с.
  179. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр.-М.: Прогресс, 1988. — 255 с.
  180. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  181. Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. — № 4. — 69 — 76.
  182. И.М. О природе первичной установки: (Шк. Д.Н.Узнадзе): Дисс… канд. психол. наук. — М, 1992. -171 с.
  183. О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития: В поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского и др. -М., 1995. -С. 103−114.
  184. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / Изд-во АН СССР. — М., 1957. -328 с.
  185. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989.
  186. Е.В. Социальная психология: Конспект лекций авт. курса. / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. — Новосибирск, 1996. — 221 с.
  187. К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
  188. Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопросы психологии, 1981.-№ 5.-С. 96- 105.
  189. Р.Ш. Этнические стереотипы и особенности их проявления в процессе воинской деятельности военнослужащих срочной службы. Дисс. канд. пс. наук, 1997. -26 с.
  190. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  191. Э.А., Крысько В. Г. Введение с этнопсихологию. -М., 1996. — 382 с.
  192. А.Л. Социальная психология управления. — Л.: ЛГУ, 1986.-176 с.
  193. В.Е. Базовые российские менталитеты: прошлое, настоящее, будущее. — Спб.: Ленингр. обл. институт развития образования, 1998.-11 с.
  194. Ю.И. Производство и общество. — М.: Изд. Савин А., 2003.-С. 236−266.
  195. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 349 с.
  196. З.В., Крокинская O.K., Поссель Ю. А. Социальное бессознательное. — СПб.: Питер, 2005. — 267 с.
  197. Славская А. Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 75 — 92.
  198. Сознание личности в кризисном обществе. — М.: ИП РАН, 1995. -193 с.
  199. Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М. 1998.-С. 89.
  200. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. -Л.: ЛГИК, 1989. -83 с.
  201. Социология молодежи. / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. — Спб: Изд-во -Петербургского университета, 1996. — 73.
  202. А.Г. Философия. -М.: Гардарики, 2000. -368 с.
  203. Стереотипы в общественном сознании: (социал.-филос. аспекты): Науч.- аналит. обзор. — М: ИНИОН, 1988. — 41 с.
  204. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С И . Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993. — 243 с.
  205. Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте / Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Г. М. Андреевой. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 242 — 250.
  206. Т.Г. Этнопсихология. -М.:Аспект Пресс, 2004. -368 с.
  207. Су Ван. Проблема связи установки и отношения человека // Психология. — Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1959. -С.32
  208. Г. В. Основы психологической теории деятельности / ЛГУ им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -166 с.
  209. И.Р. Психология взаимоотношений. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
  210. В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. — М.: Б.и., 1992. — 76 с.
  211. В.П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность: Автореф. дисс … д-ра филос. наук. -М., 1997. — 40 с.
  212. В.П. Социально — психологические исследования когнитивных процессов: (По материалам зарубежных экспериментальных работ). / Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой. — Л.: ЛГУ, 1980. -144 с.
  213. В.П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология: (Этнические процессы и образ жизни людей) / Под ред. Н. Н. Андреевой. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы, 1984. — З — 20.
  214. В.П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): -М., 1984. -С. 3−20.
  215. A.M. Системный подход и общая теория систем. -М: Мысль, 1978. -272 с.
  216. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.
  217. Д.Г. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. -451с.
  218. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975. — 263 с.
  219. X. Мотивация и деятельность. — В 2-х т. -М.: Педагогика, 1986. -392 с.
  220. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / Пер, с англ. — М.: Прогресс Универс, 1993. — 478 с.
  221. П.И. Проявление стереотипов в оценке школьниками себя и сверстников. Дисс. …канд. психол. наук. Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. -Л, 1977.-119 с.
  222. Ценности социальных групп и кризис обш, ества / Под ред. Н. И. Лапина и Л. А. Беляевой.- М.: Ин-т философии АН СССР, 1991. -152 с.
  223. Д.А. Информация, противоречия и смена социальных установок. — Тбилиси, 1980. -93 с.
  224. Д.А. Мотивационные и структурные характеристики социальных установок. Автореф. дисс. …д-ра психол. Наук // АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1989. — 49 с.
  225. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности: Автореф. дисс… канд. психол. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. — 24 с.
  226. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системогенетический подход. — Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 91 с.
  227. В.Д. Деятельность и способности. -М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.-315 с.
  228. Т. Социальная психология. Сокр. пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  229. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Пробл. методологии и теории. — М.: Наука, 1985. -175 с.
  230. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии // Вопросы философии, 1971. — № 5. — 168 -175.
  231. П.Н. Современная социальная психология в США. -М., 1985. -229 с.
  232. П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, — С П б .
  233. П.Н. Социальная установка как предмет социально- психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. -М.: Наука, 1976. -С.278−295.
  234. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб, 1996. — 154 с.
  235. Ш, едрина Е. В. Конференция по проблемам социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1989. — № 1. -С. 177 -178.
  236. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Собр.науч.трудов. — М, 1984. -С.59−71.
  237. Этнические стереотипы мужского и женского поведения, — СПб., 1991.-476 с.
  238. Ядов В. А. Стереотип социальный. — Философская энциклопедия, Т.5.-М., 1970.-С.134.
  239. В.А. К вопросу о разработке социальной типологии личности / Личность в системе коллективных отношений. — М., 1980.
  240. В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии // Философские науки. I960. № 2. -С.47−55.
  241. В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии. — М., 1978. -С.53.
  242. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1975. -С.89−105.
  243. Adomo T.W. and others. The authoritarian Personality /N-Y/London, 1950.
  244. Allport G.W. Attitudes. In: C.M.Murchison (ed). The Handbook of social Psychology, Wochester, Clars Univ. Press, 1935.
  245. Allport G.W. Pattern and Growth in Personality. — N.Y., 1964. — 593P
  246. Allport G.W. The nature of prejudice. — N.Y.: Garden city, 1958. -496 p.
  247. Bogardus E.S. Stereotypes as Socialtipes/ -Sociological and Research, 1950,'34,-P. 135.
  248. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Amer. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817−829.
  249. Doob L. The behavior of attitudes.-Psychol. Rev. 1947. vol. 54. -P. 135−156.
  250. Dorfles G. II feticcio quotidiano / Gillo Dorfles. — Milano: Feltrinelli, 1988.-198 p.
  251. Fler M.R.de, Westie F.R. Verbal attitudes and overacts. — Amer. Sociological Rev., 1958.
  252. Fumham A., Bochner S. Social difficulty in a foreign culture an empirical analysis of culture shock // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. — Oxford. 1982.
  253. Huici C. The individual and social functions of sex role atereotypes // Tajfel H, (ed.) Social dimension. Cambridge: Univ. Press, 1984. V.2, — P. 579−602.
  254. Ideology, symbolique, ontology / Center regional de publ. De Paris, Centre de philosophic polit, econ. et sociale- Rec. dirige par George Labrica et prep. Par Mireille Delbraccio. — Paris: Ed. du Centre nat. de la rech. sci., 1987.-135 p.
  255. Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. -N.Y., 1933, № 28, -P. 280 — 290.
  256. La Pier R. Attitude versus action // (Eds.) Fishbein M., John N. Attitude Theory and Measurement. -N.Y. 1967.
  257. Landowski E. La society reflechie: Essays de socio-politique. — Paris: duSeuil, cop. 1989.-285 p.
  258. Nisbett R., Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. — N.Y.: Prentice-Hall, 1980. — 334 p.
  259. O’Hara R., Media for Millions, -N.Y., 1961. -P.293.
  260. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. — 1990. — Vol. 108. — P. 60−71.
  261. Rotheram M.J., Phiney J.S. Introduction: Definitions and perspectives in the study of childrens ethnic socialisation // Children’s ethnic socialisation: Pluralism and development. Newbury Park, 1987. — 204 p.
  262. Tagiuri R. Person perception.- In: Lindzey G. Aronson E.(end). The Handbook of social psychology.V.3.- N-Y., 1968.
  263. Tajfel N. Social categoriazation, Social identity and Social // Comparison / Differentiation between Social groups. — London. 1978, -P. 146−156.
  264. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. -Cambridge. Univ. Press. 1981. -P. 216.
  265. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups — In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behaviour. — Oxford: Basil Blackwell, 1981. — P. 144−167.
  266. Therstono L. The measurement of social attitudes // J.Abnorm. Soc. Psychology, 1931.
  267. Thomas W. and Znaniecki F. The Polich Peasants in Europe and America. Vol. l.-Boston, 1918.
Заполнить форму текущей работой