Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее ярким периодом в истории Тебриза являются ХШ-ХУП века, когда город был одним из важнейших центров ремесел и торговли не только в Азербайджане, но и на воем Ближнем и Среднем Востоке, активно участвовал в транзитной торговле между Востоком и Западом. Тебриз был столицей государства Йльханидов (I265-I3I3), (1340−1357), Джелаиридов (между 1360—1387 годами), Кара-Коюнлу (I4I0-I468… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.2-II
  • Глава. I, ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Глава II. ИЗ ИСТОРИИ ТЕБРИЗА В ДРЕВНОСТИ И РАННШ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ДО ХШ в.)
    • 1. О датировке и названии города Тебриза
    • 2. Тебриз в 1Х-ХП вв
  • Глава III. ТЕБРИЗ В ХШ-ХУ ВЕКАХ (Социально-экономическое положение города)
    • I. Экономическая жизнь города
    • 1. Развитие ремесленного производства
    • 2. Торговля
    • II. Социальная жизнь города
    • 1. Население Тебриза .II4-II
    • 2. Городской строй, социальные отношения и классовая борьба. II7-I7I
  • Глава 1. У. ТЕБРИЗ В ХУ1-ХУП ВЕКАХ
    • I. Экономическая жизнь города
    • 1. Развитие ремесленного производства
    • 2. Торговля
    • II. Общественная жизнь города
    • I. Население, социальные отношения и классовая борьба в Тебризе

Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С сожалением приходится констатировать, что история феодальных городов, в том числе и Тебриза, является одним из наименее изученных вопросов истории Азербайджана. Между тем исследование истории средневековых феодальных городов и с практической и с теоретической точек зрения является одной из актуальных проблем советской исторической науки, так как всестороннее изучение процесса развития феодального общества невозможно без знания закономерностей возникновения и развития городов, значения и ролйНремесел и торговли в их экономической жизни, общественных отношений, истории и форм классовой борьбы в них, причин экономического подъема и упадка городов.

Ограниченность сведений дошедших до нас первоисточников, незначительный объем проводимых археологических работ, отсутствие в Советском Союзе ряда важных источников по проблеме создают определенные трудности при изучении истории феодальных городов Южного Азербайджана. Но, несмотря на это, с победой Великой Октябрьской социалистической революции, установлением и укреплением Советской власти в Азербайджане, ученые нашей республики проделали в этой области значительную работу, создали ряд научно-исследовательских трудов на эту тему. Вооруженные марксистско-ленинской теорией, советские ученые добились, в частности, важных результатов в изучении социально-экономических отношений в средневековых городах Азербайджана .

В работах буржуазных иранских историков, написанных и изданных до антишахской и антиимпериалистической революции в Иране (февраль 1979 г.), как правило, освещаются лишь вопросы политической истории отдельных городов, а вопросы социально-экономической истории остаются в тени" Да и сами события политической истории эти исследователи рассматривают, как правило, с позиций буржуазной идеологии. Именно поэтому их работы отличает бездумная описательность, простое перечисление фактов.

В.И.Ленин справедливо отмечал, что «домарксовская „социология“ и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих“ идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии ма~ 2 териальньк производительных сил» .

Это высказывание В.й.Ленина может быть полностью отнесено и к буржуазным историкам Ирана. Описательно излагая накопленные материалы, освещая лишь отдельные стороны исторического процесоа, они подменяют историю развития производительных сил рассказом о деятельности отдельных личностей, главным образом шахов и других правителей. Тем самым они отрицают тот факт, что история всех общественных формаций (за исключением истории первобытно-общинного строя) представляет собой историю классов и классовой борьбы. Именно поэтому иранские буржуазные ученые, как и европейские, основное внимание уделяют вопросам политической истории в ущерб вопросам ооциально-экономическш.

Иранский ученый Бастани Паризи в своем исследовании, посвященном экономическим проблемам государства Сефевидов, пишет: «Некоторые придерживаются того мнения, что экономика является базисом общества», давая при этом понять, что он ни в коей мере не разделяет подобную точку зрения" По мнению этого автора, определяющими факторами экономического развития общества являются не производительные силы и производственные отношения, а факторы природы, под которыми он имеет в виду воду, ветер, довдь, землю, которые и являются наибо3 лее важными факторами формирования истории, Как видно из сказанного, такие авторы, вопреки марксизму, полностью игнорируют ведущую роль творца истории — народа.

Именно с таких позиций надиоаны работы иранских исследователе! истории средневековых городов, в том числе и Тебриза.

В своем исследовании «Марат-ал-булдан-и Насери» Мухаммед Га-сан хан Сани-ад-Доуле Марагаи сообщает довольно подробные сведения о политической истории Тебриза. К достоинствам этой работы следует отнести то, что автор впервые привел в ней переведенные на персидский язык сведения европейских путешественников и миссионеров о Теб-4ризе .

Труд Надир Мирзы «Тарих ва джографийе дар-ас-салтане-йе.

Тебриз", написанный в конце XIX века, носит историко-этнографичее-5 кий характер .

В.Ф.Минорским была написана обширная етатья о Тебризе для «Энциклопедии ислама», которая впоследствии была переведена на персидский язык и издана с некоторыми дополнениями иранским ученым 6.

Абдулали Каренгом. И. П. Петрушевский совершенно справедливо назвал эту работу «единственным общим и относительно подробным очерком истории города Тебриза, базирующимся на первоисточниках», Работа эта в основном была посвящена политической истории Тебриза.

В изданной несколько лет назад книге иранского ученого Шефи Джавади «Тебриз и его окрестности» основное внимание уделено современному состоянию города и лишь вкратце затрагивается его средневековая история.

В Х973 году Мухаммед Джавад Машкур издал свой капитальный 9 труд, посвященный истории Тебриза. В первом его томе рассматривается история этого города о древних времен и до конца ХУ века. В предисловии к книге автор сообщает, что во втором томе, который он намеревается впоследствии издать, получит отражение история Тебриза с Ш века по 1946 год. Носящая характер историко-этнографического очерка, эта работа состоит из шести разделов. В первом рассказывается о географическом положении Тебриза, его кварталах, кягризах, мечетях и кладбищах. Второй раздел посвящен современным кварталам и площадям города, школам, развитию судоходства, железнодорожного транспорта, промышленности, торговли и др. В третьем излагается политическая история города с древних времен до ХУ века. Четвертый раздел содержит краткие сведения о наиболее видных деятелях, живших в Тебризе в Х-ХУ веках. И, наконец, пятый и шестой разделы включают в себя иллюстрации и специальные указатели. Тем не менее в этой большой по объему работе, насчитывающей 1045 страниц, в сущности, так и не получили своего отражения вопросы социально-экономического положения города в средние века. Книга не содержит никаких сведений об истории общественных отношений в Тебризе, развитии науки и искусства в нем (кроме архитектуры). В работе вовсе не затрагиваются вопросы экономической жизни города, состоянии ремесел и торговли, не показаны этапы упадка и подъема экономики, не рассматриваются их причины и многие другие важные проблемы. Так, например, историю героической борьбы тебризских ремесленников и бедноты в семидесятых годах ХУ1 века против эксплуататоров автор уместил всего на трех страницах под заголовком- «Тебризские лоту» (лоту плут, бездельник), пытаясь, тем самым, извратить подлинную социальную сущность восстания .

Таким образом, в указанных вше работах, но вполне понятным причинам методологического характера не нашли своего отражения состояние производительных сил и производственных отношений в Теб-ризе в рассматриваемый период. Указанные вопросы могут найти свое правильное освещение только на основе марксистско-ленинской методологии. Как писал В.й.Ленин: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось /а/ историческив/ лишь в связи с другимиfy/ лишь в связи с конкретным опытом II истории» .

Из сказанного выше следует, что работы иранских историков, касающиеся Тебриза, носят в основном характер историко-этнографичес-ких очерков.

За исключением работ, опубликованных автором данного исследования, вопросы социально-экономической истории города Тебриза в рассматриваемый период, по существу, не стали объектом специального изучения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Как уже отмечалось выше, ограниченность материалов, касающихся социально-экономической истории Тебриза, в значительной мере затрудняло исследование проблемы. Вследствие этого социально-экономическая история города Тебриза, который в ХШ-ХЛ1 веках считался крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром не только Азербайджана, но и всего Ближнего Востока, оставалась неизученной. Этим и объясняется то, что автор посвятил около 20 лет созданию данного исследования.

Город Тебриз в исследуемый период был крупнейшим экономическим центром Азербайджана, играл важнейшую роль во всех политических событиях, происходивших в стране. Именно поэтому исследование истории Тебриза, особенно его социально-экономической жизни, имеет большое значение для изучения смежных проблем всей истории Азербайджана и истории феодального общества в целом. Выявление закономерностей, присущих истории развития этого одного из крупнейших городов средневекового Востока, приобретает общее значение для характеристики феодальных городов Ближнего и Среднего Востока.

Поскольку в настоящей работе, как уже отмечалось, основное внимание уделено исследованию социально-экономической жизни Тебри-за, особенно развитию производительных сил и производственных отношений за пятисотлений период, политическая история города затрагивается в диссертации лишь в той мере, в какой она имеет отношение к вопросам социально-экономической жизни города. Тебриз в исследуемый период часто становился средоточием политических событий, происходивших в Азербайджане и Иране, которые получили отражение в целом ряде работ, в том числе и в трудах азербайджанских советских ученых, на которые мы сочли целесообразным ссылаться по мере надобности.

Наиболее ярким периодом в истории Тебриза являются ХШ-ХУП века, когда город был одним из важнейших центров ремесел и торговли не только в Азербайджане, но и на воем Ближнем и Среднем Востоке, активно участвовал в транзитной торговле между Востоком и Западом. Тебриз был столицей государства Йльханидов (I265-I3I3), (1340−1357), Джелаиридов (между 1360—1387 годами), Кара-Коюнлу (I4I0-I468), Ак-Коюнлу (I468-I50I), а также Сефевидов (I50I-I555). И хотя в 1555 v году столица азербайджанского сефевидского государства была перенесена в Казвин, а в 1598 году — в Йсфаган, Тебриз по-прежнему оставался важным экономическим и политическим центром страны. В конце ХУЛ — начале ХУЩ столетия в связи с общим экономическим упадком на Ближнем Востоке некоторый регресс наблюдался и в экономике Тебриза. Однако и в этот период город по-прежнему продолжал занимать важное место среди городов Азербайджана и Ирана.

Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы восполнить пробел в историографии, о котором речь шла вше, систематизировать и обобщить сведения из восточных и европейских источников, касающихся социально-экономической истории города Тебриза в Ж-ХУП веках.

В диссертации уделяется также внимание критическому разбору трудов современных буржуазных историков Ирана.

Автор в настоящей работе попытался показать уровень развития ремесленного производства и торговли в Тебризе, составлявших основу экономики города, определить этапы и причины экономического расцвета и упадка города, дать оценку роли Тебриза в общей системе феодальных городов Азербайджана и сопредельных стран. Диссертант старался раскрыть внутренние противоречия феодального общества, показать социальный состав городского населения, роль его различных социальных слоев в общественно-экономической жизни Тебриза в изучаемый период.

На наш взгляд, изучение исторических факторов, которые играют определяющую роль в подъеме и упадке экономической жизни города на разных этапах ХШ-ХЭД веков, имеет важнейшее значение для исследования истории Азербайджана и сопредельных стран.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней проблемы социально-экономической истории города Тебриза в ХШ-ХУП веках в полном объеме изучаются и анализируются впервые как в советской, так и зарубежной историографии. В диссертации подвергнуты всестороннему исследованию многоотраслевое ремесленное производство и торговля, показаны их место и значение в экономической жизни города. На базе ряда рукописных материалов, а также сведений европейских путешественников и миссионеров определены основные этапы развития и упадка экономики Тебриза, вскрыты социально-экономические корни данного процесса.

— 9 В диссертации вносится должная ясность в вопрос о производстве огнестрельного оружия в Азербайджане и Иране. На основе обширного материала диссертант обосновывает положение о том, что производство пушек в Азербайджане существовало уже во второй половине ХУ века. При этом автор устанавливает место их производства — город Тебриз, который, таким образом, можно считать родиной огнестрельного оружия в Иране и Азербайджане.

В диссертации впервые освещены положение и фактические права ремесленников и торговцев, вскрыта специфика ремесленных организаций Тебриза, показаны различия и общие черты их с европейскими цехами, охарактеризованы структура ремесленных организаций, юридический и фактический статус торговцев и ремесленников, разделение труда, определена роль внутренних и внешних торговых сношений в городской жизни.

На основе изучения разнообразных источников, содержащих сведения об общественных и жилых строениях Тебриза, сделаны соответствующие выводы о городском расселении, которое было связано с социально-экономическим положением жителей.

Всесторонний анализ первоисточников дал возможность прийти к новым научным выводам относительно социального состава горожан, их численности, системы городского управления, классовой борьбы и ее форм.

Изучение сведений местных источников и свидетельств европейских путешественников, а также анализ нумизматического материала позволил автору сделать заключение о том, что по своему социально-экономическому развитию Тебриз даже в конце ХУЛначале ХУШ веков стоял выше Исфагана — столицы Сефеввдского государства, и тогда занимал первое место среди городов Азербайджана и Ирана.

Данная работа может быть использована как учебное пособие в высших и средних учебных заведениях нри изучении истории Ирана и.

Азербайджана. Содержащиеся в ней фактический материал, обобщения и выводы будут содействовать усилению бескомпромиссной борьбы против идеологических диверсий буржуазных историков и социологов, разоблачению их фальсификаций, всякого рода домыслов об истории Азербайджана. Исследование социально-экономической истории города Тебриза раскрывает различные аспекты взаимосвязей азербайджанского народа с другими народами, в том числе с великим русским народом, народами Кавказа и Средней Азии, а также с народами, проживающими на территории Ирана. В этом смысле освещение проблем, исследованных в диссертации, имеет практическое значение в воспитании трудящихся нашей страны в духе дружбы народов.

Будучи первой попыткой всестороннего исследования данной темы, работа эта, безусловно, не свободна от пробелов и, конечно же, не дает ответы на все вопросы, связанные с социально-экономической историей города Тебриза. Трудность, как уже указывалось выше, заключается в том, что, в отличие от политической истории города, материалы по социально-экономическим вопросам истории Азербайджана, в том числе его городов, довольно скудны.

Как справедливо отмечал доктор исторических наук О.А.Эфенди-ев, «Материалы по истории Азербайджана, в особенности по социально-экономическим вопросам, скажем, как сельское хозяйство, городская жизнь, ремесленное производство, торговля, положение крестьянства и т. п., в этих источниках очень скудны. Исследователю приходится собирать сведения по этим и аналогичным вопросам буквально по крупицам, путем долгих и кропотливых поисков и часто он испытывает серьезные затруднения в освещении того или иного вопроса. Это объясняется тем, что средневековые летописцы, находясь на службе феодального класса, основное внимание в своих сочинениях уделяли восхвалению и описанию деяний шахов и других представителей господствущего класса, совершенно не интересуясь положением народа» .

При исследовании проблемы мы руководствовались положениями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о зарождении и развитии феодальных городов, социальной сущности феодального общества и его особенностях на Востоке, идеологии антифеодальных движений, классах и классовой борьбе в феодальном обществе.

1. Подробнее об этом см. в главе I.

2. В. Й. Ленин. Полн. собр. соч, т.26, с.57−58.

3. См.: Бастани Паризи, Сиясет ве егтесад-и аср-и Сефеви. Тегеран, 1348, с. 2.(далее — Бастани Паризи. Указ. соч.).

4. Мухаммед Гасан хан Сани-ад-Доуле.Мират-ал-булдан-и Насери, т.1. Тегеран, 1294 г. х. (1877). (далее — Мират-ал-булдан-и Насери).

5. Надир Мирза. Тарих ва джографи-йе дар-ас-салтане-йе Тебриз. Тегеран, 1323 г. х. (Далее — Надир Мирза. Указ. соч.).

6. В. Ф. Минорский. Тарих-и Тебриз. Тарджоме ва тахшийе-йе Абдулали Каренг. Тегеран, 1337. (Далее — Минорский. Тарих-и Тебриз).

7. И. П. Петрушевский. Восстание ремесленников и городской бедноты в Тебризе в 1571—1573 гг..Сборник статей по истории Азербайджана (ССЙА), вып.1. Баку, 1949, с. 214. (Далее — И. П. Петрушевский. Восстание),.

8. Шефи Джавади. Тебриз ва пирамуне ан. Тебриз, 1350 г. ш. (1971). (Далее — Шефи Джавади. Указ. соч.).

9. Мухаммед Джавад Машкур. Тарих-и Тебриз та пайане гарне ноххоме хиджри. Тегеран, 1352 г. ш. (1973). (Далее — Машкур. Тарих-и Тебриз).

10.Мухаммед Джавад Машкур. Тарих-и Тебриз, с.184−187.

11.В. Й. Ленин. Полн. собр. соч., т.49, с. 329.

12.0ктай Эфендиев. Азербайджанское государство Сефевидов в ХУ1 веке. Баку, Изд-во «Элм», 1981, с. 8.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой