Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Педагогическая коррекция отклонений в развитии двигательной сферы у дошкольников с косоглазием и амблиопией, обусловленных монокулярным характером зрения, который не позволяет им выделять основные ритмические компоненты (темп, акцент, ритмический рисунок) и двигательные признаки (пространственное местоположение частей тела, предметов, амплитуду, направление), наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. понятия «музыкальный ритм» и «музыкально-ритмические движения» — как предмет исследования
    • 1. 2. Общепедагогические подходы к проблеме формирования и развития музыкально-ритмических движений у нормально развивающихся дошкольников
    • 1. 3. Состояние проблемы формирования и развития музыкально-ритмических движений у детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности восприятия музыкально-ритмических движений на основе различных модальностей
    • 2. 3. Особенности воспроизведения музыкально-ритмических движений ил основе различных видов восприятия
  • ГЛАВА. З.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
    • 3. 1. Принципы и методические подходы к организации занятий ритмикой в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения
    • 3. 2. Содержание и методы занятий по коррекции недостатков восприятия музыкально-ритмических образов
    • 3. 3. Коррекция и развитие двигательных навыков у дошкольников с косоглазием и амблиопией на занятиях ритмикой
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента

Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современные подходы к коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации (Н. Н. Малофеев, 1994; Л. И. Солнцева 1998; Е. А, Стребелева, 1998).

В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одной из многочисленных групп детей с патологией зрения являются дети с косоглазием и амблиопией.

Исследования Л. И. Плаксиной (1982, 1998), Л. В. Рудаковой (1982), Л. С. Сековец (1985), Ю. В. Павлова (1988), Е. В. Селезневой (1996), И. В. Новичковой (1997), Е. Н. Подколзиной (1999) раскрыли многие стороны развития познавательной деятельности, физического воспитания детей с косоглазием и амблиопией.

Роль и значение музыкального ритма в развитии школьников с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В. А. Кручинина (1971), А. А. Зеленова (1983), Н. А. Остапенко (1989). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей школьного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкаль-о-ритмических движений. Особо следует выделить работу Н. А. Остапенко (1989), в которой была показана коррекционная направленность занятий ритмикой в младших классах школ для слабовидящих детей.

В. А. Кручинин показал значение развития чувтва музыкального ритма как средства коррекции недостатков развития движений у слабовидящих детей.

Вместе с тем, исследований, посвященных проблемам развития чувства музыкального ритма и музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией не проводилось.

Практика организации музыкально-ритмических занятий требует разработки специальной методики и средств коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей дошкольников с нарушением зрения.

Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей музыкально-ритмических навыков и умений, значимость которых для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. В частности, навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствуют развитию у них способности организовывать и направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий, действиями других детей, что позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности, то есть участие слабовидящих в художественной деятельности по существу означает выполнение главного условия социальной интеграции — включения во все основные виды социальной адаптации (В.З.Кантор, 1997).

Результаты опроса музыкальных руководителей свидетельствуют о наличии — значительных трудностей в организации соответствующей коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с косоглазием и амблиопией.

В свете сказанного, изучение особенностей формирования и развития музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией представляется для нас весьма актуальным.

Это положение явилось для нас определяющим целевую установку исследования.

Цель исследования — разработать содержание и методы коррекционного обучения детей с косоглазием и амблиопией, способствующие успешному формированию и развитию музыкально-ритмических движений.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности развития чувства музыкального ритма и выявить специфику музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией.

2. Разработать содержание и методы коррекционной работы на занятиях по ритмике с целью преодоления недостатков в развитии музыкально-ритмических движений у дошкольников с монокулярным характером зрения.

3. Проверить эффективность разработанных содержания и методов коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических движений в процессе экспериментальных занятий по ритмике в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для детей с нарушением зрения.

Объектом исследования является коррекционно-педагогическая работа по формированию и развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Предмет исследования — процесс формирования музыкально-ритмических движений у Детей с косоглазием и амблиопией.

Гипотеза исследования. Педагогическая коррекция отклонений в развитии двигательной сферы у дошкольников с косоглазием и амблиопией, обусловленных монокулярным характером зрения, который не позволяет им выделять основные ритмические компоненты (темп, акцент, ритмический рисунок) и двигательные признаки (пространственное местоположение частей тела, предметов, амплитуду, направление), наиболее эффективно осуществляется на основе полисенсорного восприятия музыкально-ритмических движений.

Успешное овладение музыкально-ритмическими движениями у детей с монокулярным зрением возможно обеспечить только в условиях специальных коррекционных занятий ритмикой, целью которых является формирование компенсаторных способов восприятия и воспроизведения музыкально-ритмических движений на полисенсорной основе (слухо-зрительно-тактильно-кинестетической).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые было проведено изучение особенностей формирования и развития музыкально-ритмических движений у дошкольников с монокулярным характером зрения и раскрыты причины их отставания в этом виде музыкальной деятельности от нормально видящих детей.

У детей с косоглазием и амблиопией выявлено несоответствие между образом представления о характере ритмического движения и его практическим воспроизведением (как на основе зрительного, так и слухового, тактильно-кинестетического и полимодального анализа двигательного акта), что затрудняет процесс формирования точности двигательных актов.

Разработаны условия и возможности преодоления недостатков в развитии музыкально-ритмических движений как на этапе их восприятия, так и на этапе практического воспроизведения.

Доказана эффективность проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке специальных методов, содержания и форм организации коррекционных занятий ритмикой, позволяющих преодолевать недостатки в развитии музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией, что создает условия для успешной адаптации этих детей к различным видам деятельности.

Разработанные и апробированные в процессе научного эксперимента методические рекомендации и программа специальных музыкально-ритмических заданий внедрены в практику музыкально-ритмического воспитания и обучения дошкольников с косоглазием и амблиопией в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения г. Махачкала.

Содержание и методы коррекционных занятий ритмикой в перспективе составят основу специальной программы по музыкально-ритмическому воспитанию и развитию детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Монокулярный характер зрения у дошкольников с косоглазием и амблиопией обуславливает появление недостатков в развитии музыкально-ритмических движений.

2. Наблюдающееся несоответствие между образом двигательного акта и практическим воспроизведением музыкально-ритмических движений объясняется трудностями: в зрительной фиксации, в анализе основных ритмических и двигательных компонентов (как в комплексе, так и отдельно), в последовательности их выполнения.

Для преодоления существующих отклонений необходимы специальные занятия по ритмике.

3. Специальные занятия ритмикой, направленные на коррекцию недостатков в развитии музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией являются частью системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования показали, что дошкольники с косоглазием и амблиопией значительно отстают от своих нормально видящих сверстников по уровню развития музыкально-ритмических движений. Это подтверждают низкие показатели в области воспроизведения музыкально-ритмических движений дошкольниками с косоглазием и амблиопией на основе восприятия различных модальностей: зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической, полисенсорной. Кроме того, у детей обнаружено снижение показателей в развитии координации, пространственной ориентировки, движений с игровыми атрибутами, выполнение которых характеризуется аритмичностью, неточностью, искажением амплитуды и нарушением пластики движений.

Недостатки зрительного анализа особенностей музыкально-ритмического содержания предопределяют некачественность восприятия музыкально-ритмических движенийзатрудняют формирование целостного наглядного музыкально-ритмического образа, характеризующегося неполнотой, фрагментарностью, нестойкостью. Трудности зрительно-пространственного анализа и синтеза приводят к сдерживанию развития ритмических способностейцелого ряда двигательных и музыкально-ритмических навыков, что связано с ранней зрительной депривадией и монокулярным характером зрения при косоглазии.

Преодоление выявленных недостатков в музыкально-ритмическом развитии у дошкольников с косоглазием и амблиопией потребовало разработки специальной методики занятий ритмикой, основным направлением которой явилась работа по повышению уровня воспроизведения музыкально-ритмических движенийза счет активизации различных видов и форм музыкально-ритмического восприятия (moho-, бии полисенсорных) — обучения дошкольников с косоглазием и амблиопией специальным навыкам восприятия и анализа музыкально-ритмических движений, обеспечивающих формирование качественных музыкально-ритмических образов на основе поэтапного введения ребенка в понимание их особенностей и свойств, что в конечном итоге позволяет значительно активизировать процесс развития движений.

Экспериментально доказано, что наиболее эффективным средством коррекции недостатков развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением зрения является полисенсорная форма музыкально-ритмического восприятия (компенсаторная по своей природе), которая позволяет дошкольникам получать наиболее полную информацию о структуре и особенностях содержания музыкально-ритмических образов.

В результате исследования разработаны и апробированы эффективные содержание, методы и средства коррекции в развитии двигательных навыков: координации, приемов пространственной ориентировки, выполнения движений с игровыми атрибутами.

Наряду с этим, разработан комплекс игр и упражнений по активизации и развитию зрительных функций с учетом рекомендаций врача-офтальмолога.

Введение

новых специальных форм занятий ритмикой, их организация и проведение в соответствии с основными задачами коррекции отклонений в музыкально-ритмическом развитии детей с косоглазием и амблиопией указывают на необходимость выделения ритмики в самостоятельный вид коррекционных занятий.

Результаты экспериментального обучения доказывают эффективность разработанных нами коррекционных занятий ритмикой в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. Берегите зрение.- М.: Знание, 1970. С. 26−30.
  2. Э.С., Кащенко Т. П. Бинокулярное зрение. Клинические методы исследования и восстановление. Клиническая физиология зрения., -М., 1993. С.199−210. .
  3. Э.С. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией в специальных дошкольных учреждениях.- М., 1978. 27 с.
  4. Э.С. Содружественное косоглазие.- М.: Медицина, 1977. С. 312.
  5. Э.С. Способ восстановления бинокулярного зрения при косоглазии, — М., 1979. 3 с.
  6. Н.Г. Ритмическое воспитание//Революция-искусство-дети.- М., 1968. С. 216−262.
  7. .В. Ритм в музыке//Избр. тр. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т. 2.- С. 5−25.
  8. В.Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной функции у дошкольников с нарушением зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971.- 20 с.
  9. Р.В. Пути исправления дефектов физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1963.-С. 10−25.
  10. Ю.Белецкая В. А., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М.:Просвещение, 1982.- 127 с. 11 .Белостодкая Е. М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста. М., 1975.-25 с.
  11. H.A. О построении движений. М.: Медиц., 1947.- 255 с.
  12. В.М. Объективная психология.- СПб, вып. 4,1905. С.25−28.
  13. P.M. Проблема аномального развития детей при ранней частичной сенсорной недостаточности//Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966. С. 7−17.
  14. К. Работа и ритм. М.: Изд-во Новая Москва, 1923.
  15. JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365 с.
  16. JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном возрасте//Развитие познавательных интересов у дошкольников.- М.: Просвещение, 1965. С. 81−160.
  17. JI.A. Развитие восприятия и сенсорного воспитания в дошкольном возрасте: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1968. 37 с.
  18. H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М.: 1967. 48 с.
  19. H.A. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.- М.: Про9вещение, 1988. 79 с.
  20. H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 249 с.
  21. H.A. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников.- М.: Педагогика, 1980.- 208 с.
  22. H.A. Эстетическое воспитание в детском саду.-М.: Просвещение, 1985. 207 с.
  23. М.И. Физиология трудовых процессов. Л.: ЛГУ, 1958. -461 с.
  24. Т.А. Знание особенностей дефекта важное условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми//Дефектология. — 1969. — № 1. — С. 10−17.
  25. Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 3−26.
  26. Т.А. Проблемы ранней коррекции развития детей дошкольного возраста в СССР.- М., 1978. С. 29−33.
  27. Т.А., Певзнер М. С. Дети с нарушениями зрения//Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967. — С. 46−54.
  28. Г. А. Логопедическая ритмика.- М.: Просвещение, 1985. -191 с.
  29. В.И. Обучение легкоатлетическим упражнениям слепых и их спортивное совершенствование: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1969.-С. 2−18.
  30. Генезис сенсорных способностей/Под ред. Венгера Л.А.-М.: Педагогика, 1976. С. 3−68.
  31. Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 152 с.
  32. Л. П. Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М.: АПН СССР, НИИ дефектологии. 1990. 57 с.
  33. Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1980. С. 2−20.
  34. В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников.- М., 1958. -С. 4−20.
  35. . Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства//Театр и искусство.- СПб, 1913. 5 с.
  36. И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1962. С. 2−18.
  37. А. Н. Маймулов В.Г. К вопросу о патогенезе содружественного косоглазия//Возрастные особенности органа зрения в норме и патологии. М., 1971. — С. 65−68.
  38. Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. Л. П. Носковой.-М.: Просвещение, 1993. С. 203−216.
  39. В.П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и ее роль в подготовке к трудовой деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М., 1986. 43 с.
  40. В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений.- М.: Просвещение, 1987. 63 с.
  41. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1990. 223 с.
  42. А.Н. Некоторые вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания// Ученые записки МГПИ.- М., 1964. Т. 145, вып.Х.
  43. Г. А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников//Вопросы психологии. 1959. — № 5. — С. 5.
  44. Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей//Вопросы психологии. -1961.-№ 1.-С. 119−132.
  45. В.З. Художественное развитие слепых и слабовидящих, как проблема теории и практики тифлопедагогики: Автореф.дисс.. докт.пед. наук.-М., 1997.-41 с.
  46. Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей.- М.: Просвещение, 1980.-С. 112.
  47. Л.Ф. Особенности формирования основных движений и физических качеств у слепых детей школьного возраста//Физическое воспитание детей в специальных школах.- Горький, 1983. С. 50−60.
  48. Т.П. Бинокулярное зрительная система при содружественном косоглазии: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1978.- С. 5−12.
  49. Д.Г. О развитии автоматизированных движений руки//Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова.- 1952. Т. 38. № 4.- С. 423−433.
  50. A.B. Музыкальная игра, как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1955.-20 с.
  51. A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1978. 269 с.
  52. И.В. Лечение амблиопии у детей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Одесса, 1959. С. 310.
  53. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика.- М.: АПН РСФСР, 1962.-45 с.
  54. Е.В. Танец и ритмика//Эстетическое воспитание во внеклассной работе школы.- М., 1963. № 8 — С. 209−241.
  55. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений.-М.: Физкультура и спорт., 1951.-351 с.
  56. А.Н. Физиологические особенности отдельных видов физических упражнений.- М.: ФиС, 1996. С. 383−398.
  57. В.А. Возрастные изменения чувства ритма и его воспитание у слабовидящих школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. — 189 с.
  58. В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей//Физическое воспитание в специальных школах.- Горький, 1980. -С. 48−50.
  59. В.А. Ритмика в сшзщйЖЙШ(<1СШ-Гсрш®^1990.-СЗ-20.
  60. В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения.- С-Пб, 1991.186 с.
  61. Ю.А. Особенности зрительного восприятия рисунков слабовидящими детьми//Слабовидящие дети.- М.: Просвещение, 1967. -С. 158−175.
  62. И.В. Особенности и значение работы со слепыми и слабовидящими детьми в музыкальной школе (на уроках сольфеджио)// Матер, науч.-практич. конф. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. С-Пб, 1995. 88 с.
  63. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е.- М.: МГУ, 1972. -284 с.
  64. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Учебное пособие.- Л., 1973.- 155 с.
  65. А.Г. Тифлопсихология. -М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
  66. Г. А. Монокулярное восприятие глубины и методика его определения//Вестник офтальмологии, 1938, № 4. — Т.12. — С. 532−555.
  67. В.И. Развитие словесной регуляции действий: Автореф. дисс. докт. психолог, наук, М., 1975, — 31 с.
  68. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками//Избранные работы. М.: Просвещение, 1979. — 104 с.
  69. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. С. 4−10.
  70. H.H. Становление и развитие государственной системы С1щшьнж) офаэованияв1ххик7^1х. .джсЕедна^к-М, 1996,-81 с
  71. В.Г. Нарушение бинокулярности зрения их связи с состоянием зрения у детей//Вопросы материнства и детства. 1970. № 10, Т. 15.-С. 37−40.
  72. В.Г. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения//Гигиена и санитария. 1982. — № 5. — С. 35−37.
  73. Е.Д. Детские забавы.- М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  74. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М., 1993. 35 с.
  75. В.А. О монокулярном восприятии глубины//Ученые записки ЛГУ, 1953. Вып. 4. — № 147. — С. 169−178.
  76. Методика музыкального воспитания в детском саду/Под ред. H.A. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской.- М.: Просвещение, 1982. С. 271.
  77. Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения.- Киев. 1977. 38 с.
  78. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дисс.. докт. наук. -М, 1984.-31 с.
  79. Н.Г. Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей//Вопросы дефектологии.- Ташкент 1973. Т. 108. — С.21−27.
  80. С.Р. Феномен бинокулярного зрения//Наука и жизнь. 1979. -№ 8.- С. 80−83.
  81. E.B. О музыкальном темпе,— М.: Музыка, 1965.
  82. Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 383 с.
  83. Некоторые вопросы воспитания и лечения детей дошкольного возраста с патологией зрения.- Киев, 1977. 383 с.
  84. ЮО.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением//Методич. пособие., С.-Пб.: Образование, 1995. — 126 с.
  85. Ю1.0рф К., Шульверк. Итоги и задачи//Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа.- М.: 1978. С. 51−64.102.0собенности ориентировки незрячих в пространстве/Под ред. Ю. И. Петрова, А. П. Садчикова, И. В. Блинникова.- М.: ВОС, 1989. 73 с.
  86. H.A. Содержание и методика уроков ритмики в младших клас-сах школы для слабовидящих детей. Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.
  87. И.П. Полное собрание сочинений. 2-ое изд.- M.-JL, 1951.-T.III, ч. I 390 е., Ч. 2- 435 с.
  88. Ю.В. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией (с применением спец. технических средств): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Одесса, 1988.16 с.
  89. M.JI. Формирование чувства ритма у детей 5.-7 лет: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. — С. 5−120.
  90. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста//Методическое письмо.- Киев, 1981.-50 с.
  91. Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников//Дефектология., 1991.- № 4. С. 68−70.
  92. Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушением зрения/УМатериалы Всес. симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения.- М.: 1980. С. 39−46.
  93. ПО.Плаксина Л. И. Коррекционно-воспитательная работа по развитию пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием//Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей.- М., 1980. С. 12−19.
  94. Ш. Плаксина Л. И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием//Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1978. С. 56−60.
  95. Л.И. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1982.- 23 с.
  96. ПЗ.Плаксина Л. И. Формирование элементарных математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием/Юбучение и воспитание детей с нарушением зрения/Под ред. М. И. Земцовой.- М.: Просвещение, 1978. С. 48−59.
  97. Л.И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.-56 с.
  98. E.H. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х с косоглазием и амблиопией: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 19 с.
  99. Пб.Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.- М.: Просвещение, 1989. С. 175.
  100. П.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1989. Т. I. — С. 208−300, 382−388.
  101. Л.В. К вопросу об изучении зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием/УВопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Психологические и методические аспекты реабилитации).- Л., 1982. С. 85−93.
  102. Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях специального детского сада: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Л., 198 716 с.
  103. Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения//Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Психологические и методические аспекты реабилитации).- Л., 1982. С. 74−85.
  104. П.А. Психология.- М.: ФиС, 1968. 464 с.
  105. С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972. 310 с.
  106. Т.П. Подготовка к школе детей с нарушениями зрения//Матер. Всес. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения.- М., 1980. С. 77−80.
  107. Л.С. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения: Дисс.. канд. пед. наук, — М., 1985.- 205 с.
  108. Л.С. Система упражнений по коррекции движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией//Дефектология. 1985, № 6. — С. 70−74.
  109. Л.С. Физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения//Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей.- М., 1983. С. 92−93.
  110. Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология.- 1996, № 1. С. 67−73.
  111. Н.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушением зрения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 20 с.
  112. Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников: Автореф. дисс.. док. пед. наук. М., 1989. — 45 с. •
  113. .В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей.- Горький, 1976. 84 с.
  114. .В. Физическое воспитание детей с нарушением зрения.-Киев: Здоровье, 1987.- 112 с.
  115. И.М. Избранные сочинения.- М.: Учпедгиз, 1953. С. 93−94.
  116. З.Сеченов И. М. Избранные философские и психологическиепроизведения- М.: Госполитиздат, 1947. С. 551−556.
  117. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под ред. Беренбойма.- Л., 1970. С. 3−10.13 5. Совершенствование физического воспитания слепых и слабовидящих школьников//Сб. науч. трудов под ред. Л. И. Солнцевой.-М.: АПН СССР, 1987. 78 с.
  118. Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста//Воспитание и обучение слепого дошкольника.- М.: Просвещение, 1967. С. 6−15.
  119. Л.И. Психолого-педагогические основы дошкольного воспитания детей с глубокими нарушениями зрения//Методическиерекомендации по обучению и воспитанию слепых детей.- Горький, 1975. -С. 28−33.
  120. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1980. 192 с.
  121. Э.М. Роль игры в воспитании слепых и слабовидящих школьников. Методические рекомендации.- Киев, 1981.-41 с.
  122. Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников.- JI., 1980.- 76 с.
  123. B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1984.- 223 с.
  124. Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2−3 лет): Ранняя диагностика умственного развития.- М.: М-во образования РФ., 1994. 29 с.
  125. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма//Генезис сенсорных способностей/Под ред. Венгера JI.A.- М., 1976. С. 19−67.
  126. К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., Педагогика, 1988. 174 с.
  127. К.В. Формирование чувства музыкального ритма как сенсорные способности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., Просвещение. С. 5−18.
  128. .М. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1985. Т. 1 -С. 42−72.
  129. .М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСР, 1961. С. 50−60.
  130. .М. Психология музыкальных способностей.- М.: Госполитиздат, 1946. 223 с.
  131. Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду//Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М., 1976. — С. 3−59.
  132. P.M. Звуковой сигнализатор как средство ориентировки при выполнениии физических упражнений в спецшколе. 1966.- № 4.
  133. Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха в специальном детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1980, — 16 с.
  134. .К. Работа учителя по контролю, оценке и учету знаний, умений и навыков учащихся школ слепых и слабовидящих.//Воспитание слабовидящих в семье. М., 1986. — С. 28−34.
  135. А.Д. Формирование перекрестной координации//Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1978. С. 92−119.
  136. А.П. О характере творческих игр детей в дошкольном возрасте и правилах руководства//Ученые записки JL: Jll M им. А. М. Герцена, 1947, Т.56
  137. Ю.М. Физиологические основы координации движений//Физнология двигательного аппарата человека.- JL: Медицина, 1965. С. 274−342.
  138. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста.- М.: АПН РСФСР, 1959. С. 67.
  139. Л.Ф. Коррекционно-педагогическая работа на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушениемзрения/Юбучение и воспитание детей с нарушением зрения/Под ред. Земцовой М.И.- М.: Просвещение, 1978. С. 76−82.
  140. С.М. Формирование действий с игрушками у слепых дошкольников как условие развития игровой деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1985.- 22 с.
  141. Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1984. 207 с.
  142. С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию//Сборник игр-коррекций.- М.: Новая школа, 1993. 80 с.148
Заполнить форму текущей работой