Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование мониторинга качества работы коммерческой организации в условиях неопределенности: на примере предприятия сферы информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мониторинг качества производимых товаров осуществляется по средствам анализа статистических данных, таких как количество отбракованных изделий и пр. Задача оценки качества услуг усложняется необходимостью привлечения экспертов к процессу мониторинга. Информация, полученная таким образом, будет обладать неопределенностью из-за субъективизма мнений экспертов. Кроме того, индикатором качества работы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Подходы к определению понятия «качество»
    • 1. 2. Управление качеством
    • 1. 3. Инструменты и методы управления качеством. Мониторинг качества
    • 1. 4. Подходы к оценке качества работы предприятия
      • 1. 4. 1. Оценка качества услуг
      • 1. 4. 2. Оценка качества товаров
      • 1. 4. 3. Мониторинг систем управления качеством
    • 1. 5. Общероссийские классификаторы
    • 1. 6. Анализ автоматизированных систем мониторинга качества
    • 1. 7. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗРЕЗЕ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 2.1. Модель мониторинга качества функционирования типового предприятия
    • 2. 2. Построение концептуальной модели качества функционирования коммерческой организации на примере ИТ-компании
      • 2. 2. 1. Определение структуры метаонтологии
      • 2. 2. 2. Определение объектов оценивания для мониторинга качества ИТ-компании
    • 2. 3. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 3. 1. Структура показателей качества
    • 3. 2. Алгоритм проведения монигориша. 3.3. Определение набора измеряемых показателей
      • 3. 3. 1. Определение базового набора измеряемых показателей
      • 3. 3. 2. Шкалирование показателей качества
      • 3. 3. 3. Определение весовых коэффициентов показателей качества
      • 3. 3. 4. Определение минимального информативного набора измеряемых показателей качества
    • 3. 4. Мониторинг показателей качества нижнего уровня
      • 3. 4. 1. Разработка анкет для мониторинга качества объектов нижнего уровня
    • 3. 5. Агрегирование показателей качества
    • 3. 6. Анализ полученных данных на основе технологии обратных вычислений
    • 3. 7. Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
    • 4. 1. Режимы работы интеллектуальной информационной системы мониторинга качества
      • 4. 1. 1. Определение информативного набора показателей качества на основе когнитивного моделирования
      • 4. 1. 4. Обработка полученной информации
    • 4. 2. Эргономический эффект
    • 4. 3. Результаты опытной эксплуатации
    • 4. 4. Выводы по четвертой главе

Моделирование мониторинга качества работы коммерческой организации в условиях неопределенности: на примере предприятия сферы информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для современного рынка характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества. В настоящее время в большинстве стран гарантией качества считается работа компании по стандартам серии ИСО 9000. В связи с этим наблюдается переход от градации предприятий на производственные и сервисные, к рассмотрению любого предприятия с позиций предоставления потребителю товаров в совокупности с услугами по производству, продаже и сопровождению данных товаров. Исследование темпов роста внедрения на предприятиях систем менеджмента качества (СМК) показало ежегодный прирост количества сертификатов на соответствие требованиям международных стандартов (рис. 1) серии ИСО 9000 как в мировом масштабе (17%), так и на территории Российской Федерации (25%). Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли сертифицированных российских предприятий в мировом объеме выданных сертификатов: если в 2001 году доля международных сертификатов, выданных в России, составляла 0,01%, то в 2005 году она сосгавила 0,63% (по данным специализированного агентства «IKS consulting»).

Актуальность работ по созданию, внедрению и сертификации СМК российских предприятий, основанных на требованиях международных стандартов качества, продиктована перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию, а также интеграцией российской промышленности в мировой рынок. Кроме того, внедрение СМК на предприятии является одним из основных условий для привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности коммерческих организаций.

Комплексный мониторинг качества работы для любой организаций в настоящее время является жизненно важным. Данный процесс обладает нечеткостью, связанной с влиянием на качество работы предприятия множества факторов. Не всегда существует возможность учесть все факторы, а также оценить их влияние на качество работы всей организации в целом. Необходимость мониторинга (специально организованного наблюдения за состоянием каких-либо объектов) и дальнейшего анализа качества работы организаций продиктована требованиями международных стандартов качества серии ИСО 9000. на территории РФ.

4.883.

3.816.

962 I.

776.608.

660.132 в мире.

497.919.

167.124.

44.380 п.

2001 2002 2003 2004 2005 2001 2002 2003 2004 2005.

Рис. 1. Количество выданных сертификатов на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000, шт.

Мониторинг качества производимых товаров осуществляется по средствам анализа статистических данных, таких как количество отбракованных изделий и пр. Задача оценки качества услуг усложняется необходимостью привлечения экспертов к процессу мониторинга. Информация, полученная таким образом, будет обладать неопределенностью из-за субъективизма мнений экспертов. Кроме того, индикатором качества работы организации является удовлетворенность потребителей товаров и услуг. Информация об удовлетворенности также обладает субъективизмом и неопределенностью механизма интерпретирования. Следует отметить, что полученная опросным путем информация в большинстве случаев представляет собой качественные оценки. Данное обстоятельство затрудняет обработку и анализ полученной информации. Помимо этого существуют ресурсы, которые косвенно влияют на качество работы организации (инфраструктура, взаимодействие с поставщиками и т. д.) и также должны быгь учтены при мониторинге.

Таким образом, возникает задача комплексного мониторинга качества работы коммерческих организаций в условиях неопределенности. Данная задача не нашла отражения в существующих подходах к управлению и мониторингу качества. Кроме того, представленные на рынке программных продуктов автоматизированные системы управления качеством, не содержат механизм комплексного мониторинга и не предлагают управленческие решения по улучшению качества па основании полученных данных. Наличие комплекса выделенных проблем обусловило выбор темы исследования, ее актуальность, а также общую цель и основные задачи диссертации. Анализ предложенных подходов к комплексному мониторингу качества рассмотрен на примере коммерческой организации, являющейся системным интегратором информационных технологий {ИТ-компании).

Объектом исследования является коммерческая организация, рассматриваемая с позиций системного подхода в разрезе качества функционирования.

Предметом исследования является мониторинг качества работы коммерческой организации в условиях неопределенности.

Целыо диссертационной работы является повышение эффективности принятия управленческих решений по улучшению качества работы коммерческих организаций на основе информации, полученной в процессе мониторинга. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ проблематики управления качеством, определить инструменты и методы управления и мониторинга качества.

2. Разработать теоретико-множественную модель коммерческой организации в разрезе качества функционирования.

3. Разработать семантическую модель работы ИТ-предприятия в разрезе качества (в форме онтологии знаний), включающую многоуровневый классификатор показателей.

4. Разработан, методики:

4.1. определения набора интегрированных показателей качества, определяемых путем перехода по уровням иерархии модели;

4.2. выделения минимального адекватного множества измеряемых показателей качества для объектов оценивания;

4.3. формирования управленческих решений на основе механизма обратных вычислений.

5. Разработать методику проведения мониторинга и механизм подготовки опросного инструмента, позволяющие адаптировать предложенные научные выводы к оценке качества работы коммерческой организации (па примере ИТ-предприятия).

6. Разработать автоматизированную систему поддержки принятия решений для мониторинга качества работы коммерческой организации.

Методы исследования. В процессе работы использовались методы системного анализа, искусственною интеллекта, теории вероятностей, математической статистики, теории принятия решений, теории множеств, теории систем и интеллектуальной обработки данных, когнитивные технологии.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Предложена теоретико-множественная модель коммерческой организации в разрезе качества функционирования, позволяющая структурировать слабоформализуемые объекты оценивания, отличающаяся подходами в формировании образа качества на макрои микроуровне. На базе теоретико-множественной модели определена концептуальная модель знаний для мониторинга качества ИТ-предприятия в форме расширенной онтологии, позволяющая устранить семантическую неопределенность в задаче мониторинга путем введения многоуровневого классификатора показателей качества.

2. Разработана методика определения минимальною информативного набора измеряемых показателей качества для мониторинга выделенных объектов ф оценивания на основе методологии когнитивного моделирования. Предложенная методика учитывает наличие связей взаимовлияния между показателями качества, позволяет устранить избыточность в системе показателей.

3. Разработана методика определения интегрированных показателей качества на основе метода аналитических сетей, отличающаяся наличием этапа локализации подсистем с иерархическими свойствами в сетевой модели предприятия, учитывающая возможное дублирование элементов в различных кластерах.

4. Разработаны методика проведения мониторинга и механизм подготовки опросного инструмента, отличающиеся от существующих процедур возможностью формирования управленческих решений по результатам анализа сформированных интегрированных показателей на основе механизма обратных вычислений.

Апробация и внедрение результатов работы. По теме исследования автором опубликовано 7 научных работ. Основные результаты диссертационного исследования изложены на международных конференциях. Отдельные результаты работы используются при обучении студентов специальности «Менеджмент» по курсу «Управление качеством» в Астраханском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Предложенные в диссертации методы и модели нашли практическое применение в виде интеллектуальной информационной системы и рабочих инструкций на предприятиях ИТ-сферы.

Структура диссертации определяется целью исследования и решаемыми задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка использованной литературы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главным итогом диссертационной работы является разработка математической модели, методик и алгоритмов для мониторинга качества работы > коммерческой организации с последующим формированием управленческих решений с целью повышения качества, которые были реализованы в автоматизированной информационной системе.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы состоят в следующем:

4. Построена теоретико-множественная модель мониторинга коммерческих организаций в разрезе качества, позволяющая структурировать слабоформализуемые объекты оценивания и уменьшить неопределенность, получаемой в ходе мониторинга информации. Па базе теоретико-множественной модели определена семантическая модель знаний для мониторинга качества работы ИТ-предприятия в форме расширенной онтоло1Ин, включающей многоуровневый классификатор показателей качества с иерархическим представлением объектов мониторинга, представляющая теоретическую значимость.

5. Предложена методика определения набора интегрированных показателей качества на основе метода аналитических сетей, учитывающая дублирование элементов в кластерах, позволяющая путем локализации подсистем с иерархическими свойствами уменьшить размерность задачи.

6. Предложена методика определения целевого множества измеряемых показателей качества на основе метода когнитивного моделирования, позволяющая устранить избыточность в системе показателей.

7. Разработана методика проведения комплексного мониторинга качества и механизм подготовки опросного инструмента, позволяющие формировать управленческие решения по повышению качества работы организации на основе технологии обратных вычислений.

8. Выполнены проектирование и реализация автоматизированной системы мониторинга качества. Результаты работы использованы для повышения качества работы шссш ИТ-предприятий.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.

СМК — система менеджмента качества ЭГ — экспертная группа > ПО — программное обеспечение.

ПП — программный продукт МАИ — метод анализа иерархий MAC — метод аналитических сетей МПС — матрица парных сравнений СППР — система поддержки принятия решений КИС — корпоративная информационная система.

Заинтересованные стороны — группы людей, которые так или иначе заинтересованы в деятельности фирмы, в ее успехе (потребители, акционеры, работники, поставщики, общество).

Уровень качества — относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей [1].

Восхищающее качество — качество, которого потребитель не ожидает обнаружить в товаре, но которое его восхищает, если присутствует в товаре [1].

Заинтересованные стороны — группы людей, которые, так или иначе, заинтересованы в деятельности фирмы. Принято выделять пять групп заинтересованных лиц: потребители, акционеры, работники, поставщики, общество [1].

Измерение — совокупность действий, имеющих целыо определить значение количественной характеристики [1].

Качество продукции — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Управление качеством — часть менеджмента качества, связанная с удовлетворением требований, предъявляемых к качеству [1].

Показатель качества продукции (мера качества) — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления [2].

Ценность — денежная оценка потребителем полезности продукции (к цене товара прибавляется или вычитается денежная оценка положительных или отрицательных отличий данного товара от базового).

Критерий качества — статистическая устойчивость (стабильность) процесса.

3].

Кластер (компонент) — множество взаимосвязанных элементов, объединение которых дает дополнительные свойства, отсутствующие у отдельных элементов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качетсвом». -М.: Омега-Л, 2005.-400 с.
  2. М.М. Квалиметрия: Учебное пособие. 4-е изд., стереотипное.1. М.:МГИУ, 2006.-200 с.
  3. Управление качеством/ Е. И. Семенова, В. Д. Коротнев и др.- Под ред. Е. И. Семеновой. М.: КолосС, 2003. — 184 с.
  4. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник М.: ИНФРА-М, 2005 — 212 с. — (Высшее образование).
  5. Juran J. Quality Planning & Analysis, New York McCraw-Hill, 1983.
  6. B.M. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций» (61 100)/ В. М. Мишин 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 463 с. ISBN 5−23 800 857−0.
  7. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001
  8. Г. Р. Нив. Пространство доктора Деминга. Книга 2. М.: Стандарты и качество, 2003 — 152 с. — ISBN 5−94 938−013−4.
  9. Ishikawa, К. Tanaka. The Kyoto Model: The challenge of Gapanese management strategy meeting global standards. World Scientific publishing company, 2005. — 136 p. -ISBN 9 812 563 296.
  10. А. Фейгенбаум. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. -472с.1.Crosby P. Quality is free, New York: McCraw-Hill, 1979.
  11. Л. Джордж. Бережливое производство + 6 сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 360 с. — ISBN 5−9614−0326−2.
  12. Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова. Системы экономики качества. М.: Стандарты и качество, 2005. 184 с. — ISBN 5−94 938−034−7.
  13. В.А. Лапидус. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М. ОАО Типография 11овости, 2002. 432с. — ISBN 5−99−149−104−1.
  14. Н.Г. Метрология. Основные понятия и математические модели: учеб. пособие для вузов. М.: Высш.шк., 2002, глава 7.
  15. А. В. Управление качеством: учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2005, 157 с. ISBN 5−7764−0542−4.17.0крепилов В. В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.
  16. Н.К. Менеджмент качества. СПб.: «Вектор», 2005. — 192 с. (ISBN 59 684−0026−9). стр.78−82.
  17. Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества/ пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  18. Д., Липов М. Надежность. Организация исследований, методы, математический анализ.-М.: Сов. радио, 1964.
  19. X. Статистические методы повышения качества. Пер. с.англ. М.: Финансы и статистика, 304 с.
  20. Статистические методы повышения качества/ под.ред. Хитоси Куме. М.: Финансы и статистика, 1990.
  21. Статистические методы и управление качеством: Комплект для менеджеров разных уровней. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.
  22. К. Японские методы управления качеством/ пер. с.англ. М.: Экономика, 1988.
  23. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001.
  24. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001
  25. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Издательство стандартов, 1990. 88 с.
  26. Управление качеством: Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества. Под общей редакцией Азарова В. Н. М.: МГИЭМ, 2000.-356 с.
  27. Л.М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методические основы теории эффективности. ВИКИ им. Можайского, 1982.236 с.
  28. Х.К. Рамперсад. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 148 с.
  29. .Ж. Стратегический маркетинг. М: Наука, 1996. — 589 с.
  30. ГОСТ Р 52 113—2003. Услуги населению. Номенклатура показателей качества. М.: Изд-во стандартов, 2003.
  31. ГОСТ Р 50 691−94. Модель обеспечения качества услуг. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  32. А.П., Крайнюков A.II. Управление качеством продукции. -Саратов: 1998.
  33. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем управления качеством. М.: 1998.
  34. В.К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. М.: Филин, 2000. — 328 с.
  35. Методы квалиметрии в машиностроении: Учебное пособие/ под ред. В .Я. Кершенбаума, P.M. Хвастунова. М.: Технонефтегаз, 1999. — 210 с.
  36. В. Н. Системное исследование показателей качества изделий. Л.: Машиностроение, 1981. Тихонов А. Н., Арсенин В. Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986.
  37. ГОСТ 28 195 89. Оценка качества программных средств. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1989.
  38. ГОСТ 28 806–90. Качество программных средств. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  39. ГОСТ Р ИСО МЭК 9126−1-4. Информационная технология характеристики и метрики качества программного обеспечения: 4.1. Характеристики и субхарактеристики качества.
  40. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126−93. Государственный стандарт Российской Федерации. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
  41. Методы и модели оценивания качества программною обеспечения. Воробьев В. И., Копыльцов А. В., Пальчун Б. П., Юсупов Р. М. С-Пб.:СПИИРАН.1992.-ЗЗс.
  42. Г. Н. Экономическая оценка потребительского качества программных средств: Текст лекций/ РГЭА. Ростов н/Д., 1997 — 104с.
  43. Е.В. Метрология, качество и сертификация программного обеспечения/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002. — 69с.
  44. Е., Сергиевский М. Оценка аппаратных и программных средств по многоуровневой системе критериев./ Компыотер-пресс, № 8, 1998, с. 268−272.
  45. И.В., Домрачев В. Г., Ретинская И. В. Методика составления системы характеристик качества для программных средств.// Качество, инновации, образование, № 3,2002. с.57−60.
  46. Методы и модели оценивания качества программного обеспечения. Воробьев В. И., Копыльцов А. В., Пальчун Б. П., Юсупов Р. М. С-Пб.:СПИИРАН. 1992.-ЗЗс.
  47. И. В. «Хорошая программа»: попытка точного определения понятия/ Программирование, 1997, № 2, с. 3−17.
  48. Н. М., Проскурякова J1. А. Разработка методики выбора программного обеспечения бухгалтерского учета для строительных организаций. -С-Пб.:Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-88с.
  49. Е., Сергиевский М. Оценка аппаратных и программных средств по многоуровневой системе критериев./ Компыотер-пресс, № 8, 1998, с. 268−272.0бщая методика оценки качества программных средств. Москва. 1988
  50. А. Н. Оценка факторов качества программных продуктов методом регрессионного анализа. Программно-методическое обеспечение. М., 2001.
  51. В.В. Выбор и оценивание характеристик программных средств. — М.-СИНТЕГ, 2001.—224 с.
  52. А.В. Системный анализ. Учеб. для вузов/ А. В. Антонов. 2-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2006. — 454 е.: ил.
  53. Д.М. Теория систем: опыт построения курса. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КОмКнига, 2006- 184 с.
  54. А.В. Системный анализ. Учеб. для вузов. М.: Высш.шк., 2006. -454 с. 64.0стрейковский В. А. Теория систем. М: Высшая школа, 1997.
  55. Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: сокр.пер.с англ. / под.ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1990. 272 с.
  56. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (в 2-х томах). М.: МНИИПУ, 1996. Т.1. 708 е., Т.2.-720 с.
  57. И.А. Сетевая экономика: учебник / И. А. Стрелец. М.: Эксмо, 2006. -208 с. — (Высшее экономическое образование). ISBN 5−699−16 964−4.
  58. T.JI. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-320 с.
  59. О.А. Принятие решений в условиях взаимной зависимости критериев и альтернатив сложных технических систем// Информационные технологии, 2001, № 11. с.14−19.
  60. А.И., Башмаков И. А. Интеллектуальные информационные технологии. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2005. — 304 с.
  61. Введение в разработку онтологий 101: руководство по созданию Вашей первой онтологии. Наталья Ф. Ной и Дэбора JI. МакГиннес. Стэндфорский Университет, Стэндфорд, Калифорния, 2001.
  62. В.А., Филончева В. В. Управление качеством па базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 127 е.: ил. ISBN 5−94 723−567−6.
  63. Д.В., Ледащева Т. Н. Использовании е когнитивных моделей при построении комплексной оценки состояния территории, Электронный журнал «Исследовано в России», 2003.
  64. А.А. Когнитивная система поддержки принятия решений «Канва»// Программные продукты и системы. № 3, 2002 г.
  65. С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы. Применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003. — 302 с.
  66. С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002.-382 с.
  67. А.В., Андрейчикова О. П. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2004.-464 е.: ил. (ISBN 5−279−2 901−7).
  68. .Г. Экспертные технологии в управлении: учеб.иособие. 2-е издание, испр. и доп. — М.: Дело, 2004/ - 400 с. (ISBN 5−7749−0347−8).
  69. И.Ю. Теория принятия решений: методическое пособие. -Астрахань.: ЦНТЭП, 2002. 100 с. — ISBN 5−89 388−042−0.
  70. Т.М., Макаров И. М. и др. Теория выбора и принятия решений. М.:Наука, 1982.-328 с.
  71. С.В. Методы и алгоритмы принятия решений: учебное пособие. Часть l.-СПб.: ПГУПС, 1994−55 с.
  72. Э.А. Компьютерная поддержка формирования целей и стратегий. М.: СИНТЕГ, 2005. 224 с. ISBN 5−89 638−084−4.
  73. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: СИНТЕГ, 1998.
  74. Компьютерная поддержка сложных организационно-технических систем/ В. В. Борисов, И. А. Бычков, А. В. Дементьев, А. П. Соловьев, А. С. Федулов. М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — 154 е., ISBN 5−93 517−111−2.
  75. С. Ф., Караев Р. А., Сурков Г. Д. Формирование корпоративной политики предприятия с помощью когнитивных карт. Известия Национальной академии наук Азербайджана. Серия физико-технических и математических наук, 2004, № 2.
  76. В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. -М.:ИНПРО-РЕС, 1995.
  77. В. Б. Оптимизация многокритериальных систем нечетко-целевого управления// Известия РАН. Техническая кибернетика, № 4, 1992.
  78. П. Эффективное управление. Экономические задачи иоптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  79. Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
  80. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджемент. М.: ЮНИТИ, 1998.
  81. Моделирование принятия решений в условиях неопределенности: Метод, указания/ Сост. Б. Х. Санжапов, Д. А. Давыдов, Волгоград, юс. техн. ун-т. Волгоград, 1997.-24 с.
  82. А. В., Андрейчикова О. II. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). М.: Машиностроение, 1998.-476 е.: ил. ISBN 5−217−2 886−6.
  83. А.В. Нечеткое моделирование в среде MathLab и FuzzyTech. -СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 736 е.: ил.
  84. Р., Джонсон Ч. Матричный анализ: пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 655 с. ISBN 5−03−1 042−4.
  85. .Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 192 е.: ил. ISBN 5279−2 902−5.
  86. Р.А. Система обеспечения качества: Справочно-информационное пособие. М.: ИЦ «Маркетинг», 2003.
  87. В.М. Исследование систем управления: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  88. , Е.А. Применение нечетких методов для построения системы сбалансированных концептов/ Е. А. Бармина // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. — 1(36). — с. 54−59. — ISBN 1812−9498.
  89. , Е.А. Алгоритм оценки качества услуг IT компании / Бармина Е. А. // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-18. Сб. трудов
  90. XVIII Международной научной конференции: в 10 т. Секции 10, 12 / Под общ. ред. В. С. Балакирева. Казань: изд-во Казанского гос. технол. ун-та, 2005. — с. 182−183. -ISBN 5−7882−0253−1.
  91. Ю.Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Принятие решений. Интегрированные интеллеюуальные системы. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
  92. А.А. Ослон, Е. С. Петренко, Г. С. Батыгин, Г. Л. Кертман, И. А. Климов Десять лет социологических наблюдений. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.-698 с.
  93. А.В., Андрейчикова O.I I. Интеллеюуальные информационные системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. — 424 с.
  94. С.Л. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития. М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.
  95. В.К. Интеллектуальные информационные системы. //Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 15. М.: ВИНИТИ. 1991.
  96. И.Ю. Теория принятия решений. Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 2002−99 с.
  97. И.М. Теория выбора и принятия решений. М: Наука, 1982.
  98. Г. В., Сергеева И. В. Качество информации. М.: Радио и связь, 1990.
Заполнить форму текущей работой