Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования, которая охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логической структуре курса и т. п.- осмысление избирательной последовательности содержания предмета и соответствующих методических приемов изучения), исполнения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Формирование познавательной активности школьников как научная проблема. jv
    • 2. Межпредметные связи как механизм формирования познавательной активности школьников
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ 4 ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. Модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников
    • 2. Педагогические условия реализации модульной межпредметной дидактической технологии формирования познавательной активности школьников

Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Быстрый рост инновационных процессов в образовании, ориентированных на человека, стимулирование развития его субъ-ектности и познавательной активности, творческой самостоятельности становятся характерными признаками современной социокультурной ситуации в мире. Высокий уровень познавательной активности личности определяет формирование жизненной стратегии человека, его готовности к перманентному самообразованию, саморазвитию, создает условия для становления конкурентоспособной личности.

В настоящее время процессы интеграции наук и автоматизации производства не обеспечиваются лишь узкопрофильными знаниями: усложнение производства требует их разносторонности и постоянного обновления, приобщения путем самообразования к содержанию смежных наук и профессий. Совершенствование учебного процесса, рассматривающегося уже не как передача информации, а как специфическая форма человеческой деятельности и среда социальной практики, создающая условия для развития растущей личности, требует изменения целевой направленности, структуры, содержания организации обучения. Это обуславливает актуальность использования междисциплинарного подхода в науке и межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи, отражая комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Через межпредметные связи формируются конкретные знания учащихся, раскрываются гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук.

Познавательная активность как психолого-педагогическое явление глубоко исследована Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, Ю. М. Колягиным, А. Н. Леонтьевым, Г. Л. Луканкиным, С. Л. Рубинштейном, Г. И. Щукиной и др. Процесс управления познавательной активностью учащихся отражен в работах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ю. Козелецкого, М. Н. Скаткина, Д. Б. Эльконина и др.

Несмотря на многочисленность публикаций, касающихся проблемы формирования познавательной активности, данный феномен в дидактическом аспекте освещен недостаточно: не определена зависимость познавательной активности от увеличения количества получаемой учащимися информации, от использования межпредметных связей в обучении, практически не исследована проблема, интеграции знаний учащихся средствами математики с учетом идеи информационных взаимосвязей и взаимозависимостей. Не в полной мере отражены проблемы возрастного и политехнического аспекта межпредметных связей, совершенствования процесса обучения на основе сочетания межпредметных связей с проблемным, программированным, дифференцированным обучением, применения средств обучения (особенно технических) на межпредметной основе. Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, показывает несформированность общего подхода к построению целостного образовательного процесса и его учебно-методического обеспечения на основе межпредметных связей.

Объективные трудности усиливаются следующими противоречиями:

— между восприятием человеком предметов и явлений окружающего мира и недостаточностью дидактических средств для приобретения знания, постижения закономерностей объективного мира;

— между специфической многогранностью и сложностью процесса познания и недостаточной эффективностью сложившихся форм и методов обучения;

— между потребностью в использовании межпредметных связей как интегрирующего средства обучения и традиционной системой обучения с присущей ей диф-ференцированностью предметного содержания.

С учетом указанных противоречий сделан выбор темы исследования: «Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей».

Указанные выше противоречия и недостаточная разработка в педагогической теории и практике путей и средств формирования познавательной активности обусловили проблему исследования, заключающуюся в определении средств, позволяющих повысить эффективность формирования познавательной активности школьников на основе использования в обучении межпредметных связей.

Целью исследования является разработка содержательной и технологической сторон формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей в процессе обучения математике.

Объект исследования — процесс обучения на основе использования межпредметных связей.

Предмет исследования — педагогические условия формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей.

В основу исследования положена следующая гипотеза-, успешное формирование познавательной активности школьников на основе использования межпредметных связей будет дидактически обеспечено и эффективно, если:

— познавательная активность выступает в качестве цели обучения, способствующей осознанному отношению школьников к выполнению учебных действий и ориентирующей учащихся на усвоение общих способов учебной деятельности, на применение интегрированных знаний смежных дисциплин;

— в качестве дидактических средств межпредметных связей используются сенсорные эталоны и модели межпредметных связей;

— построение научно-теоретических понятий изучаемого курса, опирающееся на использование межпредметных связей, сенсорных эталонов и идею информационных взаимосвязей и взаимозависимостей, соответствует логике научного познания;

— процесс обучения осуществляется через модульную межпредметную дидактическую технологию формирования познавательной активности школьников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) выявить сущность и структуру познавательной активности школьников;

2) разработать механизм формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных свзязей, охарактеризовать их;

3) спроектировать модульную межпредметную дидактическую технологию формирования познавательной активности школьников;

4) определить совокупность педагогических условий формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии и педагогической антропологии об активности человека, его деятельностной и творческой природетеории единства обучения и развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), основные положения общей теории деятельности и деятельностного развития психики (Ю.К.Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и др.) — системный подход как общенаучный метод познания (М.С.Каган, Э. М. Сороко, В. И. Коробко и др.) — теория формирования приемов умственной деятельности (Н.А.Менчинская, Дж. Дьюи и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Талызина) — принципы управления функционированием и развитием педагогического процесса и основы формирования индивидуального стиля деятельности (О.С.Анисимов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, Т. И. Шамова, Т.В.ЬЦадриков, Г. П. Щедровицкий,) — теория формирования творческого мышления учащихся (В.В.Давыдов, Б.И.Коротя-ев, М. Н. Скаткин, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин П.А.Шеварев и др.) — теории создания инновационной среды, педагогических технологий и методов активного обучения (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, М. М. Левина, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Г. К. Селевко, В. А. Ситаров, С. А. Смирнова, Т. И. Шамова и др) — теория интегративного обучения (М.И.Махмутов, П. И. Третьяков, А.В.Хуторской), культурологические и междисциплинарные исследования в науке (А.В.Во-лошинов, И. А. Вартанян, Л. С. Выготский, И. Г. Зенкевич, М. С. Каган, М. Клайн, Ф. Клейн, М. А. Марутаев, Г. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Трубецкой, П. Флоренский, В. С. Швырев, И. Ш. Шевелев, И. П. Шмелев, О. Шпенглер и др.), а также идеи таких научных направлений, как феноменология, синергетика и др.

При обосновании содержательной стороны деятельностной организации процесса математического образования мы опирались на работы О.С.Анисимо-ва, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. П. Щедровицкого, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина. При разработке технологии были использованы теоретические положения об учебной деятельности школьников, изложенные в работах В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина. При формировании содержания обучения и при выявлении межпредметных связей в изучении отдельных тем использовались труды ученых, ведущих междисциплинарные исследования, исторический опыт развития математики.

В контексте темы нашего исследования представляют интерес работы, посвященные формированию индивидуального стиля деятельности (А.В.Хуторской, П. М. Эрдниев и др.), т. к. в этих работах основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенноеот ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действийот ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обученияот внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Представляют также интерес труды (С.М.Бон-даренко, Н. Н. Вересова, В.С.Ротенберга), посвященные приемам и методам управления человеком своим состоянием, своими эмоциями и действиями.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, математической и др. литературы) — диагностические (анкетирование, тестирование) — прогностические (самооценка, моделирование) — экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты) — обсервационные (педагогическое наблюдение, самонаблюдение) — методы математической статистики.

Решение задач осуществлялось поэтапно с 1987 года и по 2003 год.

На первом этапе (1987;1989гг.) проводился анализ исследуемой проблемы: изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература, что позволило определить теоретическую основу исследования, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования.

На втором этапе (1989;1993 гг.) была разработана модель процесса математического образования, обеспечивающая формирование учебной познавательной деятельности школьников, проводился формирующий эксперимент на базе средних школ №№ 38, 27, 66 г. Воронежа. На этом этапе были определены педагогические условия и дидактические приемы, необходимые для формирования познавательной активности учащихся. Была выявлена необходимость интегрирования учебных курсов, и в связи с этим — сделан акцент на выявление межпредметных связей и их использование в обучениибыли предприняты попытки к созданию интегрированных курсов в обучении.

На третьем этапе (1993;1998гг.) проводился формирующий эксперимент на базе средних школ №№ 1, 27, 7, 85, педагогического лицея, прогимназий №№ 1 и 2 в целях использования межпредметных связей в обучении в процессе формирования познавательной активности школьников и уточнения содержания интегрированных курсов. На этом этапе были уточнены педагогические условия и дидактические приемы, необходимые для формирования познавательной активности школьников, написаны и опубликованы технологические разработки и рекомендации использования межпредметных связей в обучении, среди которых можно отметить «Цветомузыкальное восприятие математики», «Математика для первого класса», «Азбука рисования и письма».

На четвертом этапе (1998;2003гг.) завершена экспериментальная работа, систематизированы и обобщены результаты исследования. Полученные в ходе экспериментальной работы данные подвергнуты качественному и количественному анализу, сформулированы основные выводы и оформлен текст диссертации.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, опирающихся на системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы, применением методов, адекватных цели и задачам исследования, дидактическим моделированием образовательного процесса в школе, репрезентативностью и статистической значимостью объема выборок, сопоставимостью экспериментальных данных с практикой.

Научная новизна исследования выражается в следующем:

— выявлена структура познавательной активности школьниковразработан механизм познавательной активности школьников, опирающийся на основы сенсорного воспитания и обучения;

— создана модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников и разработан обобщенный алгоритм ее функционирования;

— определены дидактические средства межпредметных связей, способствующие успешному формированию познавательной активности школьников: использование сенсорных эталонов, информационных взаимосвязей и взаимозависимостейпредложены уровни применения межпредметных связей в обучении;

— выявлена совокупность педагогических условий формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей: продуктивная и творческая деятельность педагога, ориентированная на стимулирование активности учащихся путем создания инновационной среды обучениясовпадение точек зрения педагогов в плане содержания, близости хронологических или информационных аспектов интегрируемых дисциплин при уточнении содержания и структуры изучаемого учебного материалаперенос акцента с внешней цели обучения на внутреннюю на основе методики сенсорного обучения и воспитания и др.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

— результаты исследования обогащают дидактическую теорию межпредметных связей, углубляют теоретические положения формирования познавательной активности школьниковизучен феномен использования межпредметных связей в обучении, исследован генезис идеи сенсорного воспитания от истоков до наших дней;

— обосновано применение межпредметных связей в обучении с опорой на сенсорные эталоны, выявлены уровни их использования;

— разработаны подходы к применению сенсорного воспитанияпредложены технология и содержание обучения на основе использования межпредметных связей, сенсорных эталонов и идеи информационных взаимосвязей и взаимозависимостей.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы составляют учебно-методическое обеспечение подготовки преподавателей к использованию модульной межпредметной дидактической технологии формирования познавательной активности школьников. Разработаны учебные и методические пособия по внедрению технологии и применению элементов сенсорного обучения и воспитания для формирования познавательной активности, разработана учебная программа курса «Цветомузыкальное восприятие математики» для школьников и студентов, программы обучающих и ознакомительных семинаров для преподавателей, создан комплект информационных и методических материалов. Результаты использованы при подготовке учебных пособий, разработке содержания образования, в научной и исследовательской работе преподавателей, школьников и студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуру познавательной активности школьников входят информативный, ориентировочно-мотивационный, операционно-исполнительский, рефлексивно-оценочный и творческий компоненты, которые отражаются в учебных действиях и отношениях учащихся к изучаемому материалу и способствуют стимуляции и развитию познавательной активности.

2. Под механизмом формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, которые претерпевает школьник в процессе обучения посредством формирования межпредметных связей (восприятие информации — понимание связей — получение информации — понимание шаблоновформирование знания — понимание принципов — постижение мудрости). Его реализация обеспечивает включенность учащегося в процесс познания нового, созидания нового, использование внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новые ситуации, изменение способа действия при решении познавательных и учебных задач, получение интегрированных знаний и воспроизведение в учебной деятельности закономерностей теоретического мышления.

3. Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей предусматривает использование как дидактических средств межпредметных связей, так и межпредметных связей в качестве дидактических средств. Применение сенсорных эталонов и моделей в качестве дидактических средств межпредметных связей позволяет создавать определенные конструкты для реализации системного подхода в обучении, способствует всестороннему познанию (рациональному и иррациональному, логическому и образному) объектов и явлений окружающей действительности, обеспечивает связь между внутренним и внешним познанием объективной реальности через чувственные возможности человека. Как дидактические средства межпредметные связи реализуют познавательную, междисциплинарную, конкретизирующую, ценностную и преобразующую функции и способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной активности учащихся.

4. Модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников спроектирована автором через обеспечивающий, содержательный и технологический блоки, в которых межпредметные связи выступают в качестве дидактического средства. Обобщенный алгоритм функционирования дидактической модели процесса формирования познавательной активности позволяет управлять процессом обучения школьников.

5. Педагогические условия реализации модульной межпредметной дидактической технологии формирования познавательной активности школьников: а) продуктивная и творческая деятельность педагога, ориентированная на стимулирование активности учащихся путем создания инновационной среды обученияб) совпадение точек зрения педагогов в плане содержания, близости хронологических или информационных аспектов интегрируемых дисциплин при уточнении содержания и структуры изучаемого учебного материалав) выделение учителем основных специализированных и общеучебных умений при построении и внедрении межпредметных связей изучаемых дисциплинг) перенос акцента с внешней цели обучения (подготовка к продолжению образования) на внутреннюю (формирование и развитие культуры мышления) на основе методики сенсорного обучения и воспитанияд) использование сенсорных эталонов, методики сенсорного обучения и воспитания, информационных взаимосвязей и взаимозависимостей в качестве инструментального средства формирования познавательной активности при построении и внедрении межпредметных связей изучаемых дисциплине) корректировка изучаемых тем и содержания обучения с учетом поставленных общих целей и задач всеми преподавателями, ведущими смежные дисциплины в одном и том же классеж) проведение цикла обобщающих и тематических интегрированных уроков, где в качестве интегратора выступают сенсорные эталоны и содержание формирующейся теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостейз) повышение квалификации педагогов на обучающих курсах по гармонизации непрерывного образования.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, за-Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследо-вания докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на следующих конференциях: «Образование — XXI век: подготовка к жизни в глобальном сообществе» (Воронеж, 1995), «Математика и искусство» (Москва-Суздаль, 1996), «Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания» (Санкт-Петербург, 1996), «Ненасилие как условие развития творческой личности» (Елец, 1997), «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление» (Воронеж, 1997), «Образование — XXI век: гармонизация образования — формирование одухотворенной личности» (Воронеж, 1997), «Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах» (Москва, 1999), «Школа и общество» (Орел, 2000), «Образование — XXI век: тенденции и перспективы» (Воронеж, 2000), «Развитие интеллекта учащихся в образовательном процессе» (Воронеж, 2001), «Новые информационные технологии в образовании. Открытое образование» (Таганрог, 2001), на собраниях Академии педагогических и социальных наук — «Образование на рубеже тысячелетий» (Москва, 1998), «Социокультурное пространство современного образования» (Москва, 2000), «Единое образовательное пространство — проблемы, условия структурирования» (Москва, 2001), «Образование как фактор национальной безопасности» (Москва, 2002), на областных педагогических чтениях (Воронеж, 1998) и т. д.

Выводы по второй главе.

В диссертационном исследовании спроектирована модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников и описан эксперимент по ее практическому внедрению. Теоретическое исследование и результаты практического ее применения дают основание сделать следующие выводы:

1. Выявлены сущность и структура познавательной активности школьников. Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей более эффективно через реализацию модульной межпредметной дидактической технологии, при условии применения сенсорных эталонов, информационных взаимосвязей и взаимозависимостей, переносе акцента с внутренней цели обучения на внешнюю.

2. Механизм формирования познавательной активности школьников состоит в реализации педагогических возможностей модульной межпредметной дидактической технологии, зависит от совокупности педагогических условий, содержащих требования научного, дидактического, методического и психологического характера и требует повышения квалификации учителей на обучающих курсах по гармонизации непрерывного образования.

3. Спроектирована модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников, необходимым условием применения которой на практике является разработка методики практического внедрения сенсорных эталонов в обучении для повышения эффективности формирования познавательной активности школьников, которая включает:

— мотивационный аспект (в обучении преподавателей методике использования межпредметных связей и сенсорных эталонов, в побуждении учащихся и учителей к исполнению практических действий);

— содержательный аспект (разработка типологии специальных творческих заданий с использованием как сенсорных эталонов, так и межпредметных связей);

— технологический аспект (обеспечение регулярного использования на уроках методов и приемов создания познавательно-поисковой ситуации применения межпредметных связей, сенсорных эталонов, а также системного подхода к исследованиям).

4. Определены педагогические условия формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей:

— продуктивная и творческая деятельность педагога, ориентированная на стимулирование активности учащихся путем создания инновационной среды обучения;

— совпадение точек зрения в плане содержания, близости хронологических или информационных аспектов интегрируемых дисциплин при уточнении содержания и структуры изучаемого учебного материала;

— выделение учителем основных специализированных и общеучебных умений при построении и внедрении межпредметных связей изучаемых дисциплин;

— перенос акцента с внешней цели обучения (подготовка к продолжению образования) на внутреннюю (формирование и развитие культуры мышления) на основе методики сенсорного обучения и воспитания;

— использование сенсорных эталонов, системного подхода, методики сенсорного обучения и воспитания, содержания теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей в качестве инструментального средства формирования познавательной активности при построении и внедрении межпредметных связей изучаемых дисциплин;

— корректировка изучаемых тем и содержания обучения с учетом поставленных общих целей и задач всеми преподавателями, ведущими смежные дисциплины в одном и том же классе;

— проведение цикла обобщающих и тематических интегрированных уроков, где в качестве интегратора выступают сенсорные эталоны и содержание теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей;

— повышение квалификации педагогов на обучающих курсах по гармонизации непрерывного образования.

5. Специфика технологии состоит в том, что ее использование в педагогическом процессе гарантирует достижение поставленных образовательных целей базовой программой и дальнейшее совершенствование познавательной активности. Технология не претендует на изменение образовательного стандарта, она лишь предлагает внесение вариативных компонентов (таких категорий, как цвет, звук, число, эмоция, буква, геометрическая фигура, движение) в обучение, которые служат ориентировочными средствами практической деятельности, как на уроках, так и в обыденной жизни, облегчая усвоение теоретических и практических основ смежных с математикой наук и адаптацию в окружающей среде.

6. В ходе педагогического эксперимента была проверена эффективность комплекса выявленных дидактических условий формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей в обучении с помощью следующих критериев:

• расположенность школьника к учению (активность восприятия, сосредоточенность внимания, готовность к занятиям);

• старание преодолеть трудности, испытать различные пути для разрешения сложной задачи;

• стремление самостоятельно и творчески овладевать знаниями, выполнять задания, требующие воображения, фантазии, критичности ума, потребность к углублению, творческому применению знаний;

• понимание сущности явлений и процессовумение применять знания на практике, готовность к выполнению самостоятельной деятельности;

• успешность обучения предмету.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности является одним из эффективных средств в обучении. Ее практическая реализация доказала свою целесообразность, так как сенсорные эталоны, служащие для глубокой реализации межпредметных связей, внедряются во все структурные компоненты учебно-воспитательного процесса, представляя систему (содержание, форму, объекты образного восприятия, способы обучения), предполагающую педагогическое целенаправленное руководство.

В ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы проведенное исследование показало, что формирование познавательной активности школьников становится эффективным при применении модульной межпредметной дидактической технологии формирования познавательной активности, подтвердив тем самым выдвинутую нами гипотезу.

Первая задача нашего исследования была решена через теоретическое исследование проблемы формирования познавательной активности. Выявлена сущность и структура познавательной активности школьников. Многоплановый и разносторонний подход разных специалистов к изучению познавательной активности школьников позволяет сделать вывод о его необычном, исключительном явлении в педагогике, позволяющем интенсифицировать как сам процесс обучения, так и использование межпредметных связей в обучении.

Изучены существующие критерии познавательной активности школьников: самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание в процессе движения к цели нового продукта. Проводя сравнение познавательной активности с творческой, были выявлены условия, способствующие ее формированию: 1) познавательная самостоятельность, 2) уровень мышления ребенка, его умение оперировать понятиями, терминами формами абстрактного, образного или логического мышления, находить общее в частном и, наоборот, при поиске и переборе возможных вариантов движения к цели- 3) осознанное использование мотивации.

Поэтому при решении второй задачи исследования (а именно: разработать механизм формирования познавательной активности) основными ориентирами нам послужили:

— систематическое включение механизмов активизации умственной деятельности школьников через проведение обучения обобщениям и схематиза-', ции, через внедрение сенсорных эталонов, использование теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей;

— использование в обучении исследовательского метода для активизации познавательной деятельности и поиска решения целостной проблемной задачи;

— целенаправленное (под руководством учителя или без его руководства) осваивание учеником окружающей среды, ее преобразование и обеспечение последовательного изменения конструкции или содержания продукта образовательной деятельности.

При разработке механизма формирования познавательной активности нами были выделены структурные компоненты содержания обучения: информативный, ориентировочно-мотивационный, операционно-исполнительский, рефлексивно-оценочный, творческий, которые проявлялись через учебные действия и выражение деятельностного отношения учащихся к изучаемому материалу, и которые мы учли при построении модели формирования познавательной активности школьников. Была выявлена также совокупность промежуточных ^ состояний и процессов, которые претерпевает школьник в процессе обучения посредством формирования межпредметных связей: восприятие информации — понимание связей — получение информации — понимание шаблонов — формирование знания — понимание принципов — постижение мудрости. На основании проведенного анализа был разработан механизм формирования познавательной активности школьников.

В ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы было доказано, что реализация механизма формирования межпредметных связей поТ" зволяет при формировании познавательной активности получать интегрированные знания, воспроизводить в учебной деятельности школьников закономерности теоретического мышления и не противоречит логике научного познания.

При решении третьей задачи, исходя из особенностей построения проблемно-модульной дидактической конструкт-технологии, современных тенденций развития образования, и используя систему психолого-дидактических закономерностей и знаний в психологии, дидактике, математике, методике преподавания математики и формирующейся теории информационных взаимосвязей и взаимозависимостей, нами была спроектирована модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности школьников. Основу технологии составляют модули, проблемное содержание которых объединено идеей формирования познавательной активности средствами межпредметных связей. Поэтому, применяя указанную технологию, можно формировать познавательную активность, управлять мыслительными процессами учащихся, развивать их память, мышление, внимание, добиваться высоких результатов в обучении.

В контексте определения «технологии» и с учетом процессуальной динамики нами была выделена структура процесса обучения, которая выглядит следующим образом: цель — .- мотив — .- средство — .- условие — .- результатопыт. В качестве единицы, задающей переход от мотива к учебной деятельности, от реальных задач и проблем к школьным, решаемым через интеграцию знаний на уровне межпредметных связей, выбран деятельностный модуль, который включает в себя теоретическую, практическую, методологическую и социальную составляющие, представляющие собой некоторое интегративное единство, контекстно накладываясь друг на друга, и задающие предметное содержание образования.

Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования, которая охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логической структуре курса и т. п.- осмысление избирательной последовательности содержания предмета и соответствующих методических приемов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, использование межпредметных связей и др.), контроля и корректирования. Поэтому при построении технологии нами рассматриваются, как общеметодологический, конкретно-методологический, теоретический, практический, социальный, так и обеспечивающий, содержательный и технологический блоки, позволяющие детализировать процесс разработки и внедрения технологии, где, например, обеспечивающий блок включает в себя следующие модульные единицы (модули): формирование образовательной среды, усвоение межпредметных умений, усвоение основ сенсорного восприятия и сенсорных эталонов, выявление отношений между основными предметными понятиями на уровне межпредметных связей, исторический подход к формированию содержания предмета и его основных понятий, постановка образовательной проблемы, выявление связей и отношений между учебными предметами на уровне сформулированной проблемы, углубление связей и отношений, обобщение. Представление технологии в виде конструкт-технологии позволяет выявлять условия применимости отдельных блоков, отбирать те, которые в наибольшей мере подходят к образовательной программе, изучаемой теме, определенному ученическому коллективу, корректировать процесс обучения. Для удобства организации и упорядочения межпредметных связей по овладению интегрированными знаниями и умениями можно использовать графический и табличный способы их изображения и упорядочения.

Проведенные исследования формирования познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей позволили сделать вывод о том, что технология предусматривает использование как дидактических средств межпредметных связей, так и межпредметных связей в качестве дидактических средств. Применение сенсорных эталонов и моделей в качестве дидактических средств межпредметных связей позволяет создавать определенные конструкты для реализации системного подхода в обучении, способствует всестороннему познанию (рациональному и иррациональному, логическому и образному) объектов и явлений окружающей действительности, обеспечивает связь между внутренним и внешним познанием объективной реальности через чувственные возможности человека. В качестве дидактических средств межпредметные связи реализуют познавательную, междисциплинарную, конкретизирующую, ценностную и преобразующую функции и способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной активности школьников.

Учитывая, что при формировании познавательной активности школьников формируется совокупность психических, коммуникативных и других свойств личности, для решения четвертой задачи нами были определены уровни использования учениками межпредметных связей: элементарный, манипулятив-ный, стандартизованный, игровой, деловой и творческий, которые способствовали определению условий повышения эффективности модульной межпредметной дидактической технологии формирования познавательной активности школьников.

При решении четвертой задачи модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности прошла апробацию в несколько этапов на всех образовательных уровнях (в различных возрастных группах), в результате чего были выделены условия повышения ее эффективности.

Таким образом, модульная межпредметная дидактическая технология формирования познавательной активности предоставляет преподавателю возможности для осмысленного выбора и инструментальной оптимизации дидактического процесса в целом.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. В процессе анализа психолого-педагогической литературы и результатов нашего исследования по формированию познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей, способствующего обеспечению развивающего обучения в школе, можно выделить следующие перспективные аспекты исследования данной проблемы: пути и средства внедрения в учебный процесс технологий развивающего обучения, использующих в своем содержании межпредметные связипедагогические основы подготовки учителей-предметников к работе в системе развивающего обученияформирование элементов структуры учебной деятельности по применению сенсорных эталонов и межпредметных связей в обученииинтеграционные межпредметные связи, осуществляемые посредством технологии информационной и учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Т. Эстетическая теория / В.Т.Адорно- под ред. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. — (Философия искусства). — 527 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб: Питер, 2001.-288 с.
  3. А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  4. О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен) / О. С. Анисимов. М.: J1MA, 1996. — 380 с.
  5. Л.П. Активность школьника / Л. П. Аристова. — М.: Педагогика, 1967. -85 с.
  6. А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики / А. С. Арсеньев // Мир психологии. 1999.- № 4 (20).-С. 245−263.
  7. Афонина Г. М. Технология развития универсального мышления как один из способов сохранения культуры общества / Г. М. Афонина // Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы: Тезисы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1999. — С. 21−23.
  8. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  9. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. Ю.Бабкин П. А. Гармонизация базового образования / П. А. Бабкин. Воронеж, 1994.- 136 с.
  11. И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике. Книга для уч-ся 10−11 кл. / И. И. Баврин. — М.: Просвещение, 2000. — 80 с.
  12. Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  13. М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Пособие для пед. училищ / М. М. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А.М.Полевщикова- Под ред. М. А. Бантовой. М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  14. К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К. В. Бардин.- М.: Педагогика, 1988.-176 с.
  15. Э.С. Система факультативных курсов «Математические методы в экономике»: Диссертация. канд. пед. наук / Беляева Эмма Степановна. — М., 1972.- 188 с.
  16. Н.А. Творчество и объективация / Н.А.Бердяев- Сост. А.Г.Шиман-ского, Ю. О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. — 304 с.
  17. А. Измерение умственных способностей / А. Бине- Пер. с фр. М. Влади-мирского.- СПб.: Союз, 1998. 432 с.
  18. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/В.Б.Бондаревский.-М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  19. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-318 с.
  20. ДН. Психология усвоения знаний / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. -М.: Педагогика, 1959. 347 с.
  21. В.А. О внутрипредметных связях элементов математического анализа в курсе математики VI-VIII классов/ В. А. Богус // Совр. проблемы методики преподавания математики / Сост.Н. С. Антонов, В. А. Гусев.- М.:Педагогика, 1985.- с.269−277.
  22. Н.И. Как обучать математике / Н. И. Борисов. — М.: Просвещение, 1979.-96 с.
  23. Братко А, А. Моделирование психики / А. А. Братко. М., 1969. — 108 с.
  24. У. Мир света. Мир звука / У. Брэгг- Под ред. И. В. Обреимова. М.: Наука, 1967.-336 с.
  25. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2003. — 528 с.
  26. . Язык, музыка, математика / Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц- Пер. с венгр. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 1981. — 248 с.
  27. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе / Ю. В. Васильев.— М.: Педагогика, 1990 144 с.
  28. Л.А. Домашняя школа / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. М.: Знание, 1994. -240 с.
  29. В начале творческого пути. Советы студентам технических вузов: Метод, пособие / И. Н. Орлов, В. Г. Герасимов, П. Г. Грудинский и др.//Под ред. В. И. Добрыниной. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  31. С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова. М.: Просвещение, 1994. — 64 с.
  32. М.В. Математика без перегрузок / М. В. Волович. М.: Педагогика, 1991.- 144 с.
  33. А.В. Пифагор / А. В. Волошинов. — М: Просвещение, 1993. 224с.
  34. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен- Отв.ред.и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  36. .В. О математическом творчестве / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. 1979. — № 6. — С. 16−22.
  37. .В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  38. . Теория и практика подготовки учителей в Польше к формированию познавательной активности учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Барбара Голиньска. М., 1999. — 32 с.
  39. С.С. Обучение студентов педвуза педагогическому взаимодействию в личностно ориентированном образовании: Диссертация. канд. пед. наук / Горбачева Светлана Сергеевна. Воронеж, 2000. — 181 с.
  40. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  41. Грехнев В. С. Культура педагогического общения / В.С.Грехнев- М.: Просвещение, 1990. -144 с.
  42. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  43. Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике / Я. И. Груденов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  44. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  45. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике / В. А. Далингер. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  46. Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (состояние и проблемы). М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2002. — 86 с.
  47. Н.Т. Осуществление взаимосвязи в обучении физике и математике в средней школе / Н. Т. Донченко М.: Просвещение, 1984. — 98 с.
  48. Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  49. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002.-368 с.
  50. А.К. Дважды два = икс?/А.К.Дусавицкий.-М :Знание, 1985, — 208с
  51. Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи- Пер. с англ. Н. М. Никольской. -М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
  52. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. — 150 с.
  53. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. — М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  54. О.Б. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности/О.Б.Епишева, В.И.Крупич-М.: Просвещение, 1990 128с
  55. В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания / В. П. Зинченко // Мир психологии. 1999. — № 4 (20). — С.97 -104.
  56. Избранное собрание пед.сочинений. Т.2,3. -М.: Педагогика, 1948.
  57. С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения / С. А. Изюмова. М.: Наука, 1995. — 382 с.
  58. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии / В. Р. Ильченко. М.: Просвещение, 1986.- 175 с.
  59. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. — М.: Академия, 2001. — 288 с.
  60. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никан-дров. М.:Педагогика, 1990. — 144 с.
  61. И. Критика чистого разума / И.Кант.- Ростов-н/Д: Феникс, 1999- 672 с.
  62. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза М.: ЭКСМО — Пресс, 2001.-832 с.
  63. Клайн М.Математика. Поиск истины / М. Клайн- Пер. с англ. Ю. А. Данилова. -М.: Мир, 1988.-295 с.
  64. М. Математика. Утрата определенности / М. Клайн- Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 1984. — 446 с.
  65. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование / П. Клайн- Пер. с англ.Е. П. Савченко.- К.: Пан Лтд, 1994.-283 с.
  66. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Педагогика, 1994. — 112 с.
  67. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Педагогика, 1989. — 75 с.
  68. М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Сов.педагогика. 1984. — № 4. — С.31 — 38.
  69. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации / С. М. Климов. СПб.: Знание, 2000.-168 с.
  70. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  71. К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе / К. Г. Кожабаев. М.: Просвещение, 1988. — 80 с.
  72. Кон И. С. Психология ранней юности/И.С.Кон.-М: Просвещение, 1989,-255с
  73. Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. — М.: Пед. поиск, 2000. 336 с.
  74. Константинов Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Подготовлено Минобразования РФ // Образование и общество. 2002. — № 1(12).-С.32−42.
  76. В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем / В. И. Коробко. М.: Ассоциации строит, вузов стран СНГ, 1998. — 374 с.
  77. .И. Учение процесс творческий / Б. И. Коротяев.- М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  78. А.И. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения / А. И. Красило, А. П. Новгородцева. М., 1995. — 56 с.
  79. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах: Учеб.-метод. пособие / В. Г. Крысько. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.-384 с.
  80. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. об-во России, 2001.-224 с.
  81. Л.Д. Современная математика и ее преподавание / Л. Д. Кудрявцев.- 2-е изд., доп. М., 1980. — 141 с. 880 тенденциях и перспективах математического образования / Л. Д. Кудрявцев,
  82. A.И.Кириллов, М. А. Бурковская, О. В. Зимина // Образование и общество.- 2002. -№ 1 (12).- С.58−65.
  83. Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В.Кухарев-М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  84. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  85. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев.-М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  86. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер, — М.: Педагогика, 1976.-64 с.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. 76 с.
  88. Лернер И. Я. Внимание: технология обучения / И. Я. Лернер // Сов. Педагогика-1990. -№ 3.- С. 137- 145.
  89. В.И. Педагогическая технология личностной ориентации /
  90. B.И.Лещинский. — Воронеж, 1998. — 134 с.
  91. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
  92. Ю.М. Об искусстве / Ю. И. Лотман.- СПб: Искусство, 2000. 704 с.
  93. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова.- М.: Педагогика, 1988. 86 с.
  94. Р.С. Формирование учебной деятельности учащихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы (на материале изучения географии): Автореф. дис.канд. пед. наук /Маликова Рамиля Сайфиевна. Уфа, 1999 — 20 с.
  95. В.И. Математика в экономике: Учеб. пособие / В. И. Малыхин. М.: ИНФА, 2002.-352 с.
  96. М. Лекции по античной философии / М.Мамардашвили.-М.: Атаф, 1997−311с.
  97. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  98. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М., 1996. -308с.
  99. К. Избранные произведения / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М, 1979- Т.1 -640 е.- Т.2−547 с.
  100. Математика в школе. Сборник нормативных документов. Сост. М. Р. Леонтьева, Б. В. Сорокин, В. В. Фирсов. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  101. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  102. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
  103. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград, 1995. — 152 с. Ш. Морозова О. П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы / О. П. Морозова. — М.: Академия, 2000. — 320 с.
  104. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  105. Образование в поисках человеческих смыслов. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
  106. Н.В. Дидактические условия развития интереса студентов гуманитарных факультетов к изучению математики: Автореф. дис. канд. пед. наук / Набатникова Наталья Васильевна. Липецк, 2001. — 22 с.
  107. Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М.Слуцкого- Пер. с англ. Д. А. Линника, А. Г. Мкервали. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  108. С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов- Н. Ю. Шведова. -М.: АЗЪ, 1996.-928 с.
  109. В.А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  110. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология: Эббингауз Г. Очерк психологии. Бэн А. Психология / Г. Эббингауз-
  111. A.Бэн. М.: ACT-ЛТД, 1998. — 544 с.
  112. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся / А. Е. Падалко. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  113. Паламарчу к В. Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук- М.: Просвещение, 1987. 208с.
  114. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001. — 512 с.
  115. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Педагогика, 1977.- 576 с.
  116. В.А. Содержание межпредметных связей в системе образования /
  117. B.А.Петров, А. В. Шмойлов //Образование и общество. 2001.- № 1.- С.98−100.
  118. В.М. Количественные методы в искусствознании: В. 1. Пространство и время художественного мира / В. М. Петров. — М.: Смысл, 2000. 204 с.
  119. И.Г. Знаки, значения и смыслы как элементы образования сознания, единицы анализа его строения, состояния и как устроен «человеческий дух» / И.Г.Петров//Мир психологии.- 1999. № 4(20).- С.118−128.
  120. . Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. Пер. с фр. и англ. Вал.А.Лукова и Вл.А.Лукова. М.: Педагогика- Пресс, 1994. — 528 с.
  121. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И.Пидкасис-тый. М.: Педагогика, 1972. — 284 с.
  122. Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников / Г. А. Победоносцев.-М.: Просвещение, 1989. 174 с.
  123. Повышение эффективности обучения математике в школе / Сост. Г. Д. Глейзер. -М.: Просвещение, 1989.-240 с.
  124. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
  125. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Щад-рикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  126. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Просвещение, 1982. — 336 с.
  127. М.М. В поисках оптимального варианта / М. М. Поташник. — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  128. И. Время, хаос, квант / И. Пригожин- И. Стенгерс- Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс, 1999. — 268 с.
  129. Н.А. Цветомузыкальное восприятие математики / Н.А.Про-воторова. — Воронеж: Центр духовного возрождения, 1995. — 86 с.
  130. Провоторова Н. А. Целостность многообразия окружающего мира и его познания / Н. А. Провоторова // Образование и общество. 2000. — № 6. — С. 68 — 74.
  131. Программы общеобразовательных учреждений по математике. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
  132. Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений. / Под рук. Н. Е. Щурковой. — М.: Московское гор. пед. об-во, 1998. — 95 с.
  133. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика Пресс, 2001. — 440 с.
  134. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  135. Психолого-дидактическое моделирование вузовского образовательного процесса как отражение структуры интеллекта студентов. / Под ред. Н. В. Соловьевой. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. — 178 с.
  136. В.О. Азбука учебного труда / В. О. Пунский. М.: Просвещение, 1988.- 144с.
  137. Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна: Пер. с нем. И. И. Огородниковой. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  138. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. T. l М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — 608 е.- Т.2 — М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1999. — 672 с.
  139. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  140. СЛ. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. В 2 т. Т.1 — М.: Педагогика, 1989. — 488 е.- Т.2 — М.: Педагогика, 1989. -328 с.
  141. С.JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  142. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. Формирование умений самостоятельной работы / Сост. С. И. Демидова, Л. О. Денищева. — М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  143. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  144. В. Межпредметные связи как одно из важнейших средств формирования мировоззрения учащихся / В. Серикбаева // Современные проблемы методики преподавания математики. Сост.Н. С. Антонов, В. А. Гусев М.: Просвещение, 1985.-С. 278−287.
  145. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград, 1994.-263 с.
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
  147. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / В. П. Симонов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  148. Р.П. Учиться быть учителем / Р. П. Скульский. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  149. Словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС. — 1995. — 832 с.
  150. Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике / Е. И. Смирнов. Ярославль, 1998.-335 с.
  151. Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: Диссертация. д-ра пед. наук / Е. И. Смирнов. -Ярославль, 1998.-313 с.
  152. Е.И., Афанасьев В. В. Экспериментальное исследование творческой активности студентов в процессе обучения математике / Е. И. Смирнов, В. В. Афанасьев //Ярославский пед. вестник. 1996. — № 3 (6). — С.110−115.
  153. Современная западная философия. Словарь.- М.:ТОН-Остожье,-1998.-544с.
  154. Современные проблемы методики преподавания математики / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
  155. В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе / В. Д. Степанов.- М.: Просвещение, 1991. 80 с.
  156. Сухонос С. И. Масштабная гармония Вселенной / С. И. Сухонос. М.: София, 2000.-312 с.
  157. П. Философия сорока пяти поколений / П.Таранов. М.: Изд-во ACT, 1999.-648 с.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М, 1984.-234 с.
  159. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студ. ф-та подготовки учителей нач. классов заочн. отд. / Под ред. Н. Б. Истоминой. М. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 224 с.
  160. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1983.-206 с.
  161. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики / Н. А. Терешин. М.: Просвещение, 1990.-97 с.
  162. С.А. Изучение геометрических фигур в курсе математики 5−6-х классов на основе их преобразований с использованием компьютера. Дис.. канд. пед. наук / Титоренко Светлана Алексеевна. СПб., 2000. — 181 с.
  163. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  164. П.Д. В поисках чудесного / П. Д. Успенский. СПб.: Комплект, 1995.- 160 с.
  165. А.И. Динамические модели как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дис.канд. пед. наук / А. И. Усандро. Мн, 1992. — 142 с.
  166. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий / А. В. Усова. Челябинск, 1978. — 99 с.
  167. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. — М.: Педагогика, 1986. 174 с.
  168. П.А. У водораздела мысли / П.Флоренский. Т.2.- М.: Правда, 1990.- 126 с.
  169. А.Т. Наглядная геометрия и топология: Математические образы в реальном мире / А. Т. Фоменко. М.: Изд-во МГУ, ЧеРо, 1998. — 416 с.
  170. С. Избранные педагогические сочинения /С.Френе- Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  171. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  172. Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина." М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  173. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман.-М.: Просвещение, 1984. 79 с.
  174. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Хо-лодная. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  175. Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хризман, В. П. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  176. Христоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. М. — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 352 с.
  177. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  178. А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  179. М.Г. Интеграция науки / М. Г. Чепиков. М.: Наука, 1975. — 124 с. 189. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе / И. М. Чередов. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  180. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М., 1996. — 160 с.
  181. М.А. Диагностические умения учащихся / М. А. Чошанов // Сов. педагогика. 1990. № 3. — С. 40−44.
  182. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М., 1979. — 96с. 193.111амова Т. И. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения / Т. И. Шамова, К. А. Нефедова. — М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  183. Т.И. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова- Т.М.Давыденко- Г. М. Шибанова. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  184. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 1999.- 512 с.
  185. И.Ш. Золотое сечение / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990. — 344 с.
  186. Г. И. Теория физического вакуума. Теория эксперименты, технологии / Г. И. Шипов. М.: Наука, 1997. — 450 с.
  187. Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И. Щербакова.- М.: Академия, 2000. 272 с.
  188. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 98 с.
  189. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М., 1971.-53 с.
  190. Г. И. Развитие познавательной активности школьников / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1989. — 142 с.
  191. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. — М., 1998.-250 с.
  192. Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б.Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  193. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков / И. С. Якиманская. М., 1979.-80 с.
  194. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю / Н.М. Яковлев- А. М. Сохор. М.: Просвещение, 1985.-208с.
  195. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Заполнить форму текущей работой