Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях повышения эффективности процесса обучения двигательным действиям студентов вуза целесообразно использовать основные составляющие разработанной педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий: структуру образной модели двигательного действияалгоритм обучения действиям (зрительное восприятие двигательного действия, мысленное его представление… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЫСЛИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Основные классификационные признаки моделей
    • 1. 2. Применение различных форм моделирования в системе физического воспитания и спорта
    • 1. 3. Психолого-педагогические факторы, способствующие становлению образных форм мышления в процессе формирования знаний, двигательных умений и навыков
      • 1. 3. 1. Интеллектуальная составляющая процесса управления двигательными действиями
      • 1. 3. 2. Влияние мысленных представлений двигательных действий на функциональное состояние организма
    • 1. 4. Основные характеристики современных педагогических технологий
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анализ литературных источников
      • 2. 2. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 3. Методы опроса
      • 2. 2. 4. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 5. Педагогические контрольные испытания и тесты
      • 2. 2. 6. Статистические методы обработки результатов исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
    • 3. 1. Сущностные характеристики технологизации мыслительно-образного моделирования двигательных действий на примере обучения студентов прыжкам в высоту с разбега
    • 3. 2. Количественно-качественные показатели физической и спортивно-технической подготовленности, полученные на основе педагогической технологии мыслительно-образного моделирования
    • 3. 3. Основные психолого-педагогические факторы и условия, обеспечивающие эффективность педагогической технологии

Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Эффективность любой человеческой деятельности в первую очередь зависит от осознанности ее выполнения. Поэтому в педагогике и в частности в теории и практике физического воспитания большое значение уделяется принципу сознательного обучения. Реализация данного принципа обусловливает не только активное отношение занимающихся в целом к процессу обучения, но также предполагает осмысленное овладение двигательными действиями, что невозможно без формирования психомоторных способностей тонко ощущать свои движения, анализировать их и сознательно управлять ими [11]. Только осознание и осмысление результата собственной деятельности на всех этапах процесса обучения двигательным действиям способно пробудить и поддерживать внутренние действия, посредством которых содержание двигательного задания трансформируется в сознании занимающихся в побудительный мотив к действию [38].

В формировании активного, сознательного и мотивированного отношения к изучаемому материалу важную роль играет индивидуально выстроенный план предстоящей деятельности. На важность планирования и проектирования движений и действий в процессе обучения указывают многие психологи [2, 36,49, 61, 77, 119].

Проектирование и построение двигательных действий представляет собой процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия человеком творческого решения о том, что он должен делать, как и ради чего. Двигательное решение вырабатывается в тесном единстве чувственного познания, представляющего собой цикл взаимодействия субъекта с объектом, и смыслового программирования на основе проектно-двигательного мышления [34].

Проблемы сознательной целенаправленности, осмысленной организованности двигательных действий человека принадлежат к числу наиболее сложных в педагогическом процессе, так как деятельность педагога предполагает не только «информирование», «описание» и «объяснение» (характерные для обучающей деятельности), но и «интерпретацию», «понимание» и «смыслонаполнение». Ход мысли педагога должен быть обусловлен не только «логикой обучения», но и «логикой» тех задач, которые возникают в сознании обучаемого и которые он решает при проектировании и построении двигательных действий [34].

Сознательный характер обучения нашел воплощение в концепции А. Ц. Пуни [89] о тренирующем действии представления движений (идеомоторная тренировка). Физиологический механизм этого явления связан с идеомотор-ными актами, т. е. с непроизвольными мышечными напряжениями в соответствии с программой действия, мысленно воспроизводимого человеком.

Вопрос о природе и механизмах двигательных действий получил сравнительно широкое освещение в литературе по биомеханике, психологии, дидактике, а также в специальных философско-методологических разработках. В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методологических подходов к ее изучению [34, 35, 51, 57, 64, 93, 118, 123, 124].

Большой вклад в понимание сущности двигательной деятельности человека внесли работы И. П. Павлова, А. А. Бернштейна, П. К. Анохина и др. [3, 14,81].

Значительное число работ специалистов по биомеханике, таких как Д. Д. Донской, В. Б. Коренберг, В. Н. Курысь [35, 47, 51] посвящено теории двигательных действий.

В ранних исследованиях проблемы обучения двигательным действиям акцент делался на анализе внешних, моторно-исполнительных движений человека. Двигательные действия исследовались с позиций «бессубъектной» биомеханики, в рационализированных абстрактно-обезличенных формах, ' преимущественно в русле механических концепций. Данный подход, названный механоцентрическим, отвечал механическим представлениям о человеке как о рабочей машине, для эффективного функционирования которой должны быть созданы «рациональные» условия деятельности [34].

По мере развития теории программированного обучения широкое распространение получило описание способов реализации двигательных действий человека в виде алгоритма. Данный подход в теории построения двигательных действий был назван технологоцентрическим. Здесь в центре внимания оказывались операционно-технические структуры, которые якобы способны обеспечить эффективность построения двигательных действий сами по себе, без сколько-нибудь глубокого учета «личностного фактора». Алгоритмическое описание является весьма эффективным при анализе «технологической структуры» действия, но оно не раскрывает ценностно-смысловой структуры субъективной реальности (внутреннего мира человека). По сути дела, алгоритм — это предписание, позволяющее решать задачи, не осмысливая их [34].

В литературе существует и другой, психолого-центрический, подход к трактовке способа реализации двигательного действия, в котором акцент делался на «внутренних условиях», «субъективной логике» человека. При этом совершенно справедливое положение о зависимости эффективности построения двигательных действий от психологических факторов иногда абсолютизируется, рассматривается вне механико-технологического контекста.

Таким образом, как справедливо считает Б. Ф. Ломов [57], нет деятельности «чисто внешней», как нет и деятельности «чисто внутренней». Любое • двигательное действие имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны, неразрывно связанные между собой.

Исследование литературы показывает, что «даже сегодня есть немало тренеров и спортсменов, которые, проливая буквально семь потов, тренируют только тело. Но ведь и голова, а точнее, головной мозг нуждается в специальной тренировке, цель которой — возможность сознательно и целенаправленно, используя мысли и слова, влиять на различные функции организманаучить самым доступным методам регуляции психического состояния» [2, с. 3]. Как отмечает C.B. Дмитриев, в спортивной практике педагог не всегда уделяет должное внимание технологии формирования смысловых структур. Объяснение механизмов двигательного действия нередко осуществляется в форме «технологического рецепта»: так надо действовать. А почему именно так, он не задумывается [34].

Проблема психорегуляции в спорте — одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности [8, 27, 30, 31, 70, 76, 84, 107]. Анализ литературы показывает, что в последние годы исследователи в данной области пытаются разработать систему применения средств, методов и приемов психорегуляции для внедрения в учебно-тренировочный процесс. Что же касается вопросов психорегуляции в области физической культуры, то исследования по формированию навыков психорегуляции в данном направлении малочисленны и носят сопряженный характер [125]. Хотя психорегуляция и является предметом исследования ряда спортивных психологов [62, 91, 92, 97, 108, 127], но в большей своей части она разработана для спортсменов, где выступает как устоявшееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель — формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Эта задача достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности спортсмена на решение конкретных задач. Это уже конечная цель психорегуляции, а достигать ее в процессе соревнований можно лишь при условии овладения психоруляцией к на тренировках.

Ряд авторов [2, 11, 36, 50, 116, 119, 120, 131, 140] указывает на то, что систематическое применение приемов мыслительной тренировки оказывает положительное влияние на процесс формирования и совершенствования точного восприятия пространственных, временных и силовых параметров сложных движений и действий.

Исследование литературы позволило нам определить состояние проблемы психорегуляции в спортевыявить неразработанные вопросы данной проблемыопределить место и содержание психорегуляции в структуре спортивной и физкультурной деятельностиизучить ее возможности в повышении эффективности физкультурной деятельности. ^ Низкий уровень физической подготовленности, развития физических качеств, обученности двигательным действиям студентов, на что указывает ряд авторов [23, 28, 59, 87, 110, 112], требуют творческого переноса передовых методик из большого спорта в практику физического воспитания, т. е. можно говорить о своеобразной конверсии средств, методов и форм спортивной подготовки [9, 10]. Здесь речь идет не о механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной нагрузки высококвалифицированных спортсменов в практику физического воспитания студентов нефизкультурных вузов, а об использовании наиболее эффективных приемов достижения целей совершенствования движений в биомеханическом и функциональном аспектах [10, 58]. Как указывают специалисты, спортивный путь — это энциклопедия технологий культурного преобразования физического, психического и нравственного в личности, и не использовать его в физическом вос-• питании студенческой молодежи было бы ошибочным [10].

В целом при изучении состояния данного вопроса можно констатировать наличие выраженного противоречия, содержание которого заключается ' в следующем. В теории и практике спортивной тренировки разработаны средства и методы обучения сложным техническим действиям на основе современных знаний о физиологических и психических закономерностях формирования двигательных навыков с использованием идеомоторных представлений. А в практике учебного процесса по физическому воспитанию студентов непрофессионально-физкультурных специальностей они применяются крайне редко. Использование психологических методов в учебном процессе по физическому воспитанию студентов потребовало разработки и экспериментального подтверждения педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий.

С учетом выявленного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в выявлении основных составляющих и сущностных характеристик педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий, а также в определении совокупности факторов и психолого-педагогических условий, определяющих эффективность ее реализации.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий.

Объект исследования — студенты нефизкультурных специальностей вуза.

Предмет исследования — процесс обучения двигательным действиям на основе мыслительно-образного моделирования.

Гипотеза исследования определяла, что эффективность процесса обу-" чения двигательным действиям может быть значительно повышена, если: учитываются психолого-педагогические факторы, способствующие формированию образных форм мышленияучебный процесс осуществляется на основе принципа открытости функционально-методических решений и объективности оценки конечного результатасодержание деятельности студентов представлено в виде системы решения познавательных и практических задач, личностно-ориентированных способов их реализации.

Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход, сущность которого заключается в рассмотрении личности как субъекта деятельности, которая формируется в деятельности и является одним из важнейших звеньев ее регуляции в учете многоуровневого и многокомпонентного состава системы деятельности и личности [6, 30, 43, 49,57, 75, 76, 94, 106, 117].

Теоретическим фундаментом исследования являются положения о структуре личности [6, 33, 60, 93, 106, 122]- о природе и механизмах двигательных действий [3, 14, 35, 47, 51, 57], теоретические положения о применении средств, методов и приемов психорегуляции [2, 8, 11, 36, 49, 96, 109, 120, 125] с целью внедрения их в учебно-тренировочный процесс. Теоретико-методологическим основанием исследования также явилось положение о технологизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе [9, 17, 23, 28, 42, 73, 87, 100, 110].

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке педагогической технологии мыслительно-образного моделирования, способствующей повышению эффективности процесса обучения двигательным действиям студентов вуза нефизкультурных специальностей.

Разработаны психолого-педагогические игры, способствующие формированию позитивного мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.

На основе сравнения количественно-качественных показателей, полученных в ходе экспериментальной проверки, определены основные психолого-педагогические факторы и условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной технологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методы и приемы психорегуляции и в частности идеомоторной тренировки технологизированы и адаптированы применительно к учебному процессу физического воспитания студентов вуза нефизкультурных специальностей. На основе проведенного исследования разработаны рекомендации по применению методов мыслительно-образного моделирования при обучении студентов двигательным действиям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная в результате проведенного диссертационного исследования педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий способствует оптимизации процесса физического воспитания студентов вузов.

2. Использование в учебном процессе по физическому воспитанию психолого-педагогических игр позволяет успешно решать задачи по формированию положительно-эмоционального состояния студентов на занятиях по физической культуре и сопряженно обеспечивает мотивационную поддержку дидактического материала учебной программы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на конференциях, таких как:

— 2-й региональная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт и туризм юга России в XXI столетии» (г. Ставрополь, 2001 г.);

— Российская научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза» (г. Ростов-на-Дону, 2001 г.);

— 47-я научно-методическая конференция «Университетская наукарегиону» (г. Ставрополь, 2002 г.);

— IX Годичное собрание Южного отделения РАО и XXI региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.);

— межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию ФФК СГУ (г. Ставрополь, 2002 г.).

выводы.

1. В результате исследования состояния проблемы обучения двигательным действиям студентов вуза нефизкультурных специальностей выявлено, что в учебном процессе физического воспитания фактически не используется метод мыслительно-образного моделирования двигательных действий, который эффективно используется в спортивной тренировке.

2. Определены сущностные характеристики современных педагогических технологий в аспекте их экстраполяции в педагогический процесс физического воспитания. Основными обязательными элементами технологии физической культуры являются: информационная составляющая (цель, содержание, принципы) — инструментальная составляющая (научно-методическое и материально-техническое обеспечение) — социальная составляющая (профессионально подготовленные и сориентированные на достижение цели кадры).

3. Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре представляет собой функциональную систему организованных способов алго-ритмированного управления интеллектуально формирующего учебного процесса. Иначе, совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение цели на основе применения в учебном процессе метода идеомоторной тренировки, способствующего формированию позитивного мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями с помощью психолого-педагогических игр. Предложенный технолого-педагогический подход существенно повышает эффективность обучения двигательным действиям студентов вуза на занятиях по физической культуре.

Целесообразность использования разработанной педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий подтверждена результатами эксперимента.

В результате применения педагогической технологии мыслительно-образного моделирования при обучении двигательным действиям прирост средних показателей прыжков в высоту с разбега в экспериментальной группе составил 18%, а в контрольной — 10,2% (Р<0,001).

Прирост качественной оценки за технику выполнения прыжка в экспериментальной группе составил 74,9%, а в контрольной — только 22,8% (Р<0,001).

В экспериментальной группе качественно вырос уровень эмоциональной устойчивости студентов: самочувствия, активности, настроения, что практически не наблюдалось в контрольной группе.

В условиях применения в учебном процессе психолого-педагогических игр значительно увеличилось количество студентов, которым занятия по физическому воспитанию стали доставлять эмоциональное удовлетворение. Студенты перестали испытывать чувство подавленности от занятий по физической культуре. Уменьшилось количество студентов, испытывающих после занятий по физическому воспитанию усталость, вялость, разбитость. Сократилось число студентов, у которых не возникает особых чувств и переживаний от занятий физическими упражнениями.

4. Определена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий:

— ведущим элементом технологии выступает диагностично-поставленная цель, структура мыслительно-образного моделирования, ее критерии;

— взаимодействие факторов (психологических, психолого-педагогических, личностно-духовных, организационно-методических) определяет упорядоченную сбалансированность процесса мыслительно-образного моделирования;

— функциональная модель процесса мыслительно-образного моделирования двигательных действий детерминирует последовательные, алгоритми-рованные педагогические операции и действия, ведущие к достижению поставленной цели;

— содержание деятельности студентов представлено в виде системы решения познавательных и практических задач, личностно-ориентированных способов их реализации;

— обеспечивается мотивационная поддержка каждой дидактической единицы.

5. Разработаны и внедрены научно-практические рекомендации по технологическому обеспечению мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов, которые способствовали оптимизации процесса физического воспитания студентов вуза.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд практических рекомендаций.

1. В целях повышения эффективности процесса обучения двигательным действиям студентов вуза целесообразно использовать основные составляющие разработанной педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий: структуру образной модели двигательного действияалгоритм обучения действиям (зрительное восприятие двигательного действия, мысленное его представление и прого-варивание, имитация, практическое выполнение представляемого двигательного действия). Мысленное представление двигательных действий должно входить как составная часть в алгоритмическое предписание исполняемого движения. Это предписание предусматривает определенный перечень подводящих физических и умственных действий, заведомо приводящих к достижению поставленной цели.

2. Основными признаками, детерминирующими технологический характер формирования двигательных умений и навыков посредством мыслительно-образного моделирования, должны выступать: диагностичность це-леполаганияфункциональная полнота реализации структуры образной моделиоткрытость функционально-методических решений, оптимизация, вариативность методов.

3. При использовании педагогической технологии мыслительно-образного моделирования двигательных действий следует учитывать основные психолого-педагогические и организационно-методические факторы и условия, обеспечивающие эффективность ее реализации: особенность психических процессов занимающихся, их личностные, перцептивно-гностические качества и экспрессивные признаки.

4. Необходимо использовать мотивационную поддержку каждой дидактической единицы учебного процессарешать проблемы педагогического опосредования, самореализации и самоактуализации студента в конкретном задании и в процессе физического воспитания в целом.

5. С целью формирования устойчивого интереса и потребности студентов в учебном процессе по физическому воспитанию рекомендуется применять психолого-педагогические игры, модифицированныев процессе исследования, способствующие увеличению активности студентов на занятиях по физической культуре.

Использование психолого-педагогических игр, направленных на развитие воображения, регуляцию эмоционального состояния, развитие произвольной саморегуляции у студентов, способствует формированию мотиваци-онно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аиед Берхаием. Анатомо-биомеханические предпосылки организации двигательных действий в скоростно-силовых видах легкой атлетики: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. — 38 с.
  2. A.B. Себя преодолеть! — М.:Физкультура и спорт, 1985. -191 с.
  3. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. -247 с.
  4. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. — № 7. с. 97−111.
  5. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.-197 с.
  6. А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  7. К.Н. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе / Ахлестин К. Н., Пикин В. В., Шамов Т. П. и др. М.: МГПУ, 1994.-С. 8−12.
  8. Г. Д. Методика развития психических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов / Бабушкин Г. Д., Назаренко Ю. Ф. // Материалы II Международного конгресса по спортивной психологии. М., 1995. — С. 6768.
  9. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 4.-С. 21−22.
  10. В.К. Физическая культура: молодежь и современность /
  11. В.К., Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2−7.
  12. A.A. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128 с.
  13. H.A. О ловкости и ее развитии / Под ред. И. М. Фейгенберга. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  14. H.A. О построении движений.-М.: Медгиз, 1947.-254 с.
  15. H.A. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко / АН СССР. М.: Наука, 1990. — 495 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  17. В.П. Теория учебника. Дидактические аспекты. — М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  18. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие / Беспалько В. П., Татур Ю. Г. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  19. М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1985. — 42 с.
  20. Т.В. Моделирование и эффективность текстов ауто- и гетеровоздействия в спортивной практике // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 2. — С. 51−55.
  21. Г. Г. Формирование социокультурной мотивации как аспект развития личности специалиста / Развитие личности вобразовательных системах южно-российского региона. Кабардино-Балкарский государственный университет, 2002. — Часть 2. — С. 57.
  22. Буа Тхй Зыонг. Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» девочек на этапе начальной специализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 21 с.
  23. М.Я. Дидактическая конструкция освоения учебного материала по физическому воспитанию студентов вуза / Виленский М. Я., Соловьев Г. М. // Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи. М., 1994.- С.22−23.
  24. М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе / Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза. -Ростов-на-Дону, 2001.-С. 19−25.
  25. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, настроение. М.: Просвещение, 1990. — 291 с.
  26. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  27. И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994. — № 1. — С. 5−10.
  28. В.В. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.-23 с.
  29. .А. Моделирование как метод научного исследования / Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. и др. М.: Изд-во Московского университета, 1965. — 127 с.
  30. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 182 с.
  31. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. Краснодар: КГИФК, 1995. -176 с.
  32. P.M. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнений с обручем): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1984. — 24 с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  34. C.B. Основы теории решения двигательных задач (Методологические аспекты). JL: ЛГПИ им. Герцена, 1988. — 85 с.
  35. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники: Учебник для институтов физической культуры. М., 1971. — 287 с.
  36. Л.Ф. Запоминание слаломной трассы // Вопросы психологии спорта. М., Физкультура и спорт, 1965. — С. 154 — 163.
  37. В.В. Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студенток основного отделения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1989. — 20 с.
  38. О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 25−26, 39−40.
  39. Н.В. Анализаторы // Физиология человека / Под общ. ред. Н. В. Зимкина М.: Физкультура и спорт, 1970. — 341 с.
  40. A.B. Применение имитационного моделирования физиологических функций организма для повышения профессиональной компетенции выпускников институтов физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1996. — 21 с.
  41. И.Г. Нестандартные методы определения модельной техники владения предметами в художественной гимнастике // Моделирование в спорте: Сборник научных статей. М., 1988. — С. 13−18.
  42. B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь: ИРО, 1996.-226 с.
  43. Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  44. Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии / Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов B.K. — JL: Ленинградский университет, 1989. С. 88−89.
  45. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд-во Арена, 1994. — С. 18−19.
  46. В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. — М.: Физкультура и спорт, 1979. 209 с.
  47. A.M. Модель и отражение // Вестник МГУ (Экономия, философия). 1964. — № 6. — С. 70.
  48. .Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М.: Академия педагогических наук СССР, 1989.- 109 с.
  49. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мысленных действий / Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.-С. 22−29.
  50. В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обученияпрыжкам на дорожке. Т. 1. — Ставрополь, 1994. — 200 с.
  51. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М.: ИПК, 1996. — 232 с.
  52. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  53. .Т. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Прометей, 1992. -526 с.
  54. Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1981. — 22 с.
  55. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 444 с.
  56. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−17.
  57. Л.И. О программных основах вузовского физкультурного образования / Лубышева Л. И., Грузных Г. М. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 42−44.
  58. A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  59. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 192 с.
  60. В.Р. Психическая саморегуляция в тренировке легкоатлетов / Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977. т С. 92−95.
  61. В.Р. Психическая саморегуляция в беге на короткие дистанции // Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности. Алма-Ата: Казахский институт физической культуры, 1988. — С. 66−72.
  62. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 117−118.
  63. H.A. Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи: Автореф. дис.. канд. психологических наук. Ставрополь, 2002. — 22 с.
  64. A.B. Исследование двигательной памяти и определение рационального режима обучения новым гимнастическим движениям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 21 с.
  65. Моделирование и познание / Под. Ред. В. А. Штофф. Минск: Наука и техника, 1974. — 115 с.
  66. Моторные задачи и исполнительная деятельность. Исследование координированных движений руки / Рокотова Н. К., Бережная Е. К., Богина И. Д., Горбунова И. М. и др.-Л.: Наука, 1971.- 180 с.
  67. В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки / Понятия установки и отношения в медицинской психологии. — Тбилиси: Мецниереба, 1970. С. 9−15.
  68. С.Д. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 62−63.
  69. С.Д. Игровые методы подготовки кадров / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: «Высшая школа». 1995. — 207 с.
  70. В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / Некрасов В. П., Худадов H.A., Пиккенхайн Л. И. и др. М.: Физкультура и спорт, 1985.-С. 89−91, 132.
  71. Новые технологии в системе высшего образования // Высшая школа в 1994 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М., 1995. -Гл. 7.-С. 103−106.
  72. Н.Д. О познавательных возможностях моделирования / Математическое моделирование жизненных процессов. М., 1968. — С. 137.
  73. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред.
  74. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  75. Общая и спортивная психология: Учебник для высших физкультурных заведений / Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. -Омск: СибГАФК, 2000. Ч. 2. — С. 10.
  76. В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов: Методическое пособие для практических психологов и педагогов. Ставрополь: ИРО, 1995. — 58 с.
  77. H.H. Система планирования и организация учебного процесса / Орлов H.H., Ткачук Г. А., Лесовиченко В. И. Киев, 1977. — С.15−20.
  78. Основы математической статистики: Учебное пособие / Под. Ред.
  79. B.C. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  80. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. A.A. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  81. И.П. Полное собр. Соч. М., 1951. — Т. 3. — С. 316−317.
  82. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова. М.: ACADEMIA, 1999. — С. 247.
  83. С. Познание и моделирование. Москва — София, 1969. -293 с.
  84. Л.А. Надежность в спорте / Плахтиенко Л. А., Блудов Ю. М. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  85. А.Л. Спортивная психология: Учебн. пособие для физк. вузов / Моск. психолого-социал. ин-т. М.: Флинта, 1998. — 150 с.
  86. Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры. Вып. 8: Материалы сообщ. науч.-метод, конф. / УралГАФК. — Челябинск, 1998. — 128 с.
  87. Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1999.-23 с.
  88. Психологические тесты / Сост. В. Д. Коновалов. М.: Светотон, 1996.-С. 144−145.
  89. JI.H. К вопросу об оптимизации предстартового состояния спортсмена / Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М., 1969. — 227 с.
  90. A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 112 с.
  91. A.B. Психофизическая тренировка. М.: ТОО ДАР, 1995. -64 с.
  92. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-460 с.
  93. C.JI. Основы общей психологии. С-Пб.-М—Харьков-Минск, 2000.-С. 317−320.
  94. Н.Г. Образовательные технологии: критерии, признаки, элементы // Ценностные приоритеты общего и профессиональногообразования. M., 2000. — Ч. 4. — С. 72−73.
  95. П.А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке // Психологические вопросы спортивной тренировки / Под ред. П. А. Рудика, А. Ц. Пуни, H.A. Худадова. M.: Физкультура и спорт, 1967.-С. 105−111.
  96. A.M. Исследование развития психорегуляции у волейболистов различной квалификации / Рябков A.M., Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. // Психология и педагогика средней и высшей школы. — 1999. № 2. — С. 68−69.
  97. Г. И. Взаимодействие анализаторов как фактор, детерминирующий точность дифференцирования пространственных и временных параметров движений // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности. Волгоград, 1988. — С. 315−316.
  98. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  99. В.Н. Направления развития теории технической подготовки спортсменов / Проблемы теории технической подготовки спортсменов. М.: ГЦОЛИФК, 1993. — 45 с.
  100. В.Н. Биомеханизмы как основа развития биомеханики движений человека (спорта) / Селуянов В. Н., Шалманов A.A., Аиед Берхаием и др. // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 6−10.
  101. В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре / Селуянов В. Н., Шестаков М. П., Космина И. П. М., 2001.- 183 с.
  102. A.A. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» / Сидоров A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. М: Терра-Спорт, 2000. — 227 с.
  103. П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. — 175 с.
  104. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  105. В.Н. Развитие самообладания у боксеров на этапе начальной подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 21 с.
  106. В.Н. Психорегуляция в годичном цикле тренировки / Смоленцева В. Н., Бабушкин Г. Д. // Психология и педагогика средней и высшей школы. 1999. — № 2. — С. 56−59.
  107. Н.В. Психорегуляция в спорте // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 19−22.
  108. Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1999.-34 с.
  109. Г. М. Физическая культура: Рабочая программа и методические рекомендации. Ставрополь: СГУ, 1997. — 64 с.
  110. Г. М. Возможности технологизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре / Соловьев Г. М., Апанасенко И. В. // Физическая культура, спорт и туризм юга России в XXI столетии. Ставрополь, 2001. — С. 88−89.
  111. Г. М. К вопросу о педагогической технологии формирования физической культуры личности / Соловьев Г. М., Джамалаева О. Ю., Апонасенко И. Б. // Физическая культура, спорт и туризм юга России в
  112. XXI столетии. Ставрополь, 2001. — С. 91−93.
  113. Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь: Изд-воСГУ, 1999.- 168 с.
  114. Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. — 2001. № 3. — С. 2−8.
  115. Е.Б. Электрофизиологическое исследование представления движений у гимнастов / Сологуб Е. Б., Секун В. И. // Теория и практика физической культуры, 1968. № 5. — С. 28−31.
  116. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 65−66.
  117. E.H. Антиципация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 144 с.
  118. E.H. Антиципирующая преднастройка как фактор оптимизации действий спортсменов / Научные основы разработки и совершенствования технических средств обучения и спортивной тренировки. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1977. — С. 105−107.
  119. E.H. Об элементах рефлексивного управления в структуре антиципирующих действий спортсменов / Научные основы физического воспитания и спорта. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1976. — С. 123−124.
  120. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.- 152 с.
  121. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975. -343 с.
  122. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С.65.66.
  123. Теория спорта: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. В. Н. Платонова. Киев.: Вища школа, 1987. — 422 с.
  124. Е.В. Проблема формирования навыков психорегуляции и саморегуляции у студентов факультета физической культуры // Физическая культура и спорт: здоровье, образование, воспитание, тренировка. -Ставрополь, 2002. С. 22−23.
  125. В.Г. Современные концепции управления движениями: Лекция для студентов ЛФК и слушателей факультетов повышения квалификации преподавателей физического воспитания и тренеров. Киев.: КГИФК, 1986.-18 с.
  126. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
  127. А.Г. Центральные и рефлекторные механизмы управления движениями. -М.: Наука, 1975. 183 с.
  128. Философская энциклопедия. -М., 1964. Т. 3. — 584 с.
  129. М.Х. Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов 13−16 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1995. -23 с.
  130. Н.В. Психотехнические игры в спорте / Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 160 с.
  131. O.A. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / Черникова O.A., Дашкевич О. В. М.: Физкультура и спорт, 1971. -46 с.
  132. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  133. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.-С. 181.
  134. Р.Х. Технология интенсивного развития личностибудущего учителя высшей квалификации. Казань: КГПУ, 1996. — 176 с.
  135. В.А. Введение в методологию научного познания. J1.: Изд-во ЛГУ, 1972. — С. 86−88.
  136. В.А. Моделирование и философия. М.- Л., 1966. — С. 19.
  137. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 1992. — 433 с.
  138. Л.В. Оценка состояния готовности спортсмена по показателям устойчивости управления тонкими. двигательными координациями в выработанном контрольном двигательном навыке // Материалы итоговой научной сессии ВНИИФКа за 1966 г. М., 1967. — С.
  139. С.В. О двигательных действиях, опережаемых мыслью. -Л.: ГДОИФК им П. Ф. Лесгафта, 1972. Вып. 16. — С. 36−46.
  140. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1996. — 135 с.
  141. Adams J.A. Motor skills. Annual Review of Psychology., 15:181. -1964.-P. 155−159.
  142. B. Braithwaite. Models in the Empirical Science / Logic, Methodology and Philosophy of Science. Stanford, 1962. — P. 225.
  143. Brodbeck. Model, Meaning and Theories / Symposium on Sociological Theory. New York, 1959. — P. 313.
  144. Cornelius Benjamin. The Logical Structure of Science / Studies and Essay in the History of Science and Learning. New York, 1944. — P. 242.
  145. Harre. An Introdaction to the Logic of the Science. London, 1960. — P.88.
  146. International yearbook of educational and instructional technology. -1978/1979. -P.258.
  147. Johncock C. The development of fitness programs at reynella east highschool // Achper national journal. 1988. — № 120. — P.31−34.
  148. Kupasiewiez Cz. Technologia ksztatcenia I jej rola w doskanalenin pracy dydaktycznej // Dydaktyka Szkoty Wyrszej. 1975. — N 2.
  149. La technologie de l’ensegnement (conception et mise en oeuvre de systems d’apprentissage). Paris: OCDE, 1971.
  150. Taba H. Carriculum development: theory and practice / Under the general editor ship of B. Spanlding. N. V. Burlingame, 1962. — P. 34.
  151. Technologia ksztatcenia wrozwoju / Pod. Red F. Sanuszkiewicza, S. Jarmara. Warszawa: PWN, 1978. — P. 302.
  152. Zukowska Z. Fair Play As an Universal Value of Sport and Education // Almanack. Polish Olympic Committee, Polish Olympic Academy, 1994. — P. 121−140.
Заполнить форму текущей работой