Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статистический анализ и прогнозирование деятельности коммерческих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общей теоретической и методологической основой исследования послужили груды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, коммерции и статистики. В качестве исследовательского инструментария широко использовались методы многомерного статистического анализа, анализа рядов динамики и прогнозирования. Основные положения и рекомендации, выдвинутые в диссертационной работе, проверены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономические аспекты деятельности коммерческих предприятий в период перехода к рыночной экономике
    • 1. 1. Социально — экономические предпосылки и особенности формирования рынка
    • 1. 2. Совершенствование хозяйственного механизма на этапе перехода к рынку
    • 1. 3. Торговое предприятие как объект статистического исследования
  • Глава 2. Экономики — статистический анализ коммерческой деятельности торгового предприятия
    • 2. 1. Система показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия
    • 2. 2. Статистические подходы к оценке финансового состояния торгового предприятия

    2.3. Методика оценки экономической эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. 78 Елава 3. Результаты статистического анализа и прогнозирование основных показателей деятельности торгового предприятия.

    3.1. Анализ структуры основных экономических показателей.

    3.2. Исследование влияния основных характеристик маркетинговой среды на уровень валовой прибыли предприятия.

    3.3. Прогнозирование основных показателей деятельности торгового предприятия. 104

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

    Список использованной литературы 123

    Приложения

Статистический анализ и прогнозирование деятельности коммерческих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Экономические реформы, направленные на переход России к рыночным отношениям, не могут быть успешными без глубокой научной проработки проблем формирования и развития рынка товаров и услуг, преобразования хозяйственного механизма, создания соответствующего методического и информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятий разных форм собственности.

Формирующиеся рыночные отношения вовлекают в единую и взаимообусловленную систему производителей, торговых посредников и потребителей. На рынке товаров и услуг складывается механизм, обуславливающий получение прибыли коммерсантом через удовлетворение спроса потребителей.

Успех коммерческой деятельности во многом зависит от адекватной оценки рыночной ситуации, собственных возможностей и потенциала конкурента, обоснованности прогноза последствий принятых решений, степени риска на рынке и т. п.

Формирование рыночной экономики связано с развитием таких организационно-правовых форм собственности, как акционерные общества, малые и совместные предприятия. Особую значимость имеет этот процесс в торговле, где доля государственных и муниципальных предприятий в их общем объеме снизилась с 45% в 1992 году до 20% в 1995 году, в то же время число частных предприятий увеличилось с6,7% в 1992 году до 32,7% в 1995 году.

По данным за 1996 год на долю предприятий негосударственного сектора экономики (основу которого составляют малые предприятия), приходилось почти 90% в торговле и 53% в оказании услуг и бытовом обслуживании населения, тогда как в 1994 году соответственно-61,4% и 24,7%.

В решении проблем эффективного управления и планирования деятельности предприятий важная роль принадлежит статистике, методология которой позволяет количественно оценить результаты экономической деятельности, выявить дальнейшего развития предприятия, повысить достоверность прог нозов.

Все это обусловило выбор темы исследования и ее актуальность в научном и практическом плане.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является совершенствование методологии комплексного экономике статистического анализа и прогнозирования показателей деятельности торговой фирмы.

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

— Исследование сущности новых экономических структур и определение задач комплексного статистического анализа деятельности торговой фирмы на современном этапе;

Экономикостатистический анализ оптового рынка кондитерских товаров;

— Усовершенствование системы показателей эффективности деятельности коммерческого предприятия;

— Разработка методики статистического анализа маркетинговой среды торговой фирмы;

— Построение оптимальных по точности аппроксимации и прогностическим свойствам моделей прогнозирования результативных показателей деятельности коммерческого предприятия.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является коммерческое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере оптовой торговли кондитерскими изделиями. Предметом исследования являются основные показатели хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Методика исследования.

Общей теоретической и методологической основой исследования послужили груды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, коммерции и статистики. В качестве исследовательского инструментария широко использовались методы многомерного статистического анализа, анализа рядов динамики и прогнозирования. Основные положения и рекомендации, выдвинутые в диссертационной работе, проверены по результатам деятельности торговой фирмы.

Для обработки данных были использованы пакеты прикладных программ: EXCEL, «Олимп», «Мезозавр» ," Статистика" .

Научная новизна работы состоит в разработке методики комплексного экономико — статистического анализа деятельности коммерческого предприятия. В диссертации сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

— методика комплексного анализа деятельности торговой фирмы с учетом сложившейся экономической ситуации и с использованием отечественного и зарубежного опыта по данной проблеме;

— методика многомерного магематико — статистического анализа основных характеристик маркетинговой среды торговой фирмы на рынке кондитерских изделий;

— усовершенствована методика среднесрочного прогнозирования основных показателей деятельности предприятия, основанная на комплексном применении методов статистического анализа временных рядов и прогнозирования;

— алгоритм оценки эффективности деятельности торговой фирмы;

— регрессионные модели, характеризующие влияние ряда факторов на объем валовой прибыли фирмы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании разработанных рекомендаций в аналитической работе фирмы, осуществляющей свою деятельность в сфере оптовой торговли кондитерскими изделиями. Результаты исследования могут быть использованы статистическими и экономическими службами торговой фирмы для повышения эффективности управления.

Реализация и апробация работы.

Предложенные в работе рекомендации были использованы предприятием ООСГКомпания Келли" при анализе хозяйственной деятельности.

Публикации По теме диссертации опубликованы 3 статьи общим объемом 0,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В условиях формирования рыночных отношений роль торговли и ее оптового звена неуклонно возрастает. Именно в условиях формирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка. В связи с этим в диссертации исследованы вопросы применения статистических методов для анализа и прогнозирования показателей деятельности торговой фирмы.

В результате проведенных исследований были получены следующие результаты:

1. Обоснована потребность развития малого бизнеса в России, который призван облегчить решение ряда экономических и социальных проблем переходного периода и в первую очередьпроблем занятости и насыщения рынка товаров и услуг, реализации населению творческих способностей, предприимчивости и инициативы.

2. Всесторонняя оценка эффективности деятельности предприятий возможна при наличии системы показателей. В работе рассмотрены показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности авансированных ресурсов и текущих затрат производства и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества фирмы.

3. Усовершенствована методика анализа деятельности торговой фирмы с учетом сложившейся экономической ситуации, проведена статистическая оценка финансового состояния ООС’Компания Келли". Это позволило определить основные направления повышения эффективности коммерческой деятельности, выявить резервы повышения уровня рентабельности и обратить внимание на изменение структуры производственного капитала. Укрепление позиций фирмы на оптовом рынке кондитерских изделий требует постоянного внимания к повышению производительности живого труда и согласования с ростом издержек на его оплату.

4. Исследовано влияние ряда основных показателей, характеризующих рыночную ситуацию в России на объем валовой прибыли коммерческого предприятия. С этой целью использовались методы регрессионного и компонентного анализов. Было выяснено, что на объем прибыли оказывают влияние как показатели работы самого предприятия, так и сводные показатели — характеристики рынка. В этой связи в основе коммерческой деятельности фирмы должна лежать организация маркетинговых исследований по изучению спроса, формированию товарного ассортимента, регулированию цен и стимулированию продажи товаров. Проведено изучение структуры продаж, получаемой в результате этого валовой прибыли и товарно — материальных запасов. Получены модели, позволяющие количественно оценить сезонность продаж различных видов товаров. Выявлены типы наиболее продаваемых товаров, прибыль от продажи которых составляет основу общего объема прибыли ООС’Компания Келли". Анализ деятельности фирмы показал, что основной эффект на рынке кондитерских изделий достигнут за счет развития сети постоянных клиентовпотребителей, заключения долгосрочных, но достаточно мобильных контрактов, четкого соблюдения сроков загрузки и доставки товаров. Указанные аспекты работ позволяют минимизировать уровень затрат, освобождая тем самым финансовые средства для дальнейшего развития фирмы .

5. Для краткосрочного прогнозирования показателей объема продаж, уровня валовой прибыли, количества товарноматериальных запасов построены адаптивные модели, учитывающие сезонность и обладающие наилучшими прогностическими свойствами. Получены прогнозные значения для каждого показателя деятельности коммерческого предприятия СЮО" Компания Келли" .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адамов В.Е., Ильенкова С. Д" Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм, М., Финансы и статистика, 1996 г.
  2. С.А., Бежаева JI.H. Классификация многомерных наблюдений, М., Статистика, 1974 г.
  3. С.А. Статистическое исследование зависимостей, М., Металлургия, 1968 г.
  4. Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин J1.H. Прикладная статистика: Исследование зависимостей., М., Финансы и статистика, 1985 г.
  5. Т. Статистический анализ временных рядов, М., НИр, 1976 г.
  6. Ю.А., Российский промышленный малый бизнес.Социально экономические и духовные предпосылки становления., Самара, 1994 г.
  7. .Х. Статистические методы контроля, исследования и прогнозирования продукции, М., Статистика, 1974 г.
  8. И.К. Методология статистического исследования розничного товарооборота, М., МЭСИ, 1979 г.
  9. JI.A. Анализ финансовой отчетности, М.Финансы и статистика, 1996 г.
  10. ., Хуань К.Дж. Многомерные статистические методы для экономики, М., Статистика, 1979 г.
  11. Бро Г. Г.ДЛнайдман JI.M. Математические методы экономического анализа на предприятии, М., Экономика, 1976 г.
  12. Ф.С. Экономические процессы переходной экономики, М., 1995 г.
  13. С.М. Основы комплексного прогнозирования, М., Наука, 1977 г.
  14. Н.И. Теория статистических показателей динамики М., Науа, 1977 г.
  15. Н.А., Френкель А. А. Опыт использования модели Бокса-Дженкинса для прогнозирования экономических показателей.Экономика и математические методы., М., 1975 г.
  16. А.А. К вопросу использования адаптивных методов в экономическом прогнозировании.Вопросы эффективности и качества в системах управления народным хозяйством., М., МЭСИ, 1980 г.
  17. А.А. Прогнозирование сезонных процессов на основе метода Тейла-Вейджа. Проблемные вопросы конструирования АСУ., М., МЭСИ, 1985 г.1 8. Грейнджер К., Хатанака М. Спектральный анализ временных рядов в экономике, М., Мир, 1973 г.
  18. А. Сложности процесса приватизации, ж."Экономист",№ 1,1993 г.
  19. Г. Л. Общая теория статистики., М., МГУ, 1987 г.
  20. Г. Л. Статистический ряды в экономических и экономико-географических исследованиях., М., 1974 г.
  21. Г. Л., Трудова М. Г. Краткий курс статистики., М., 1963 г.
  22. Группировки и корреляция в экономико-статистических исследованиях Под ред. Т. В. Рябушкина, М., Наука, 1982 г.
  23. В.П. Теоретические аспекты перестройки в экономике, М., 1991 г.
  24. В.П. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике, М., 1995 г.
  25. Данило-Данильян В. Об итогах и перспективах развития экономико-математических исследований, «Экономические науки», № 6,1986 г.
  26. A.M. Обработка статистических данных методом главных компонентам, Статистика, 1978г.
  27. A.M., Корнилов И. А. Математические и математико -статистические методы, используемые в курсе «Многомерные методы статистики11, М., МЭСИ, 1991 г.
  28. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Математическая статистика (для бизнесменов и менеджеров), М., МЭСИ, 1996 г.
  29. A.M., Мхитарян B.C. Статистические методы многомерной классификации в экономике, М., МЭСИ, 1984 г.
  30. И.И. Комплексное использование индексного и регрессионного методов анализа, Л., ЛФЭИ, 1981 г.
  31. И.И., Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа, М., Финансы и статистика, 1982 г.
  32. М.Р. Применение метода группировок в анализе эффективности управления, М., МЭСИ, 1987 г.
  33. М.Р. Статистические методы в управлении производством, М., Финансы и статистика, 1988 г.
  34. М.Р., Рябцев В. М. Общая теория статистики, М., Финансы и статистика, 1991 г.
  35. О.П. Статистика агропромышленных объединений и предприятий., М., МЭСИ, 1987 г.
  36. К. Факторный анализ М.Статистика, 1980 г.
  37. А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами, Киев, Техника, 1975г.
  38. Г. Л., Кильдишев Г. С., Шмойлова Р. А. Статистическое изучение основных тенденций развития и взаимосвязи рядов динамики, Томск, Издательство Томского государственного университета, 1985г.
  39. С.Д. Менеджмент., М., 1994 г.
  40. С.Д., Шумяцкая Т. А. Экономика предприятий, отраслей и межотраслевых комплексов, М., МЭСИ, 1991 г.
  41. Г. С. Статистический анализ динамических рядов, М., Статистика, 1974 г.
  42. Г. С., Аболенцев Ю. М. Многомерные группировки М., Статистика, 1978 г.
  43. А.Н., Шевченко К. К. Математическая статистика для экономистов-статистиков., М., МЭСИ, 1990 г.
  44. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия., М., 1997 г.
  45. Ковалева J1.H. Многомерное прогнозирование на основе рядов динамики, М., Статистика, 1980 г.
  46. А.Е. Реформы и развитие предпринимательства в России, М., 1995 г.
  47. Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях, М., Статистика, 1980 г.
  48. Ю.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование, М., МЭСИ, 1985 г.
  49. Королев Ю.Г.ДНмойлова Р.А. и др. Статистическое моделирование и прогнозирование, М, МЭСИ, 1985 г.
  50. А.В. Применение методов многомерного анализа в статистике торговли, М., МЭСИ, 1991 г.
  51. В.А. Методология статистического исследования социально-экономических явлений в условиях рыночной экономики., М., 1992 г.
  52. Е. Финансовая математика. Теория и практика финансово банковских расчетов, М., Финансы и статистика, 1994 г.
  53. О.П. Изучение статистических зависимостей по многолетним данным, М., Финансы и статистика, 1991 г.
  54. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации, М., ГКС, февраль 1997 г.
  55. И. Еще раз о показателях объективной экономической оценки деятельности предприятий, Экономика сельского хозяйства, 1981 г.
  56. Г. Д. Статистика товарного обращения., М., МЭСИ, 1980 г.
  57. Г. Д. Статистическая характеристика социально-экономического потенциала народного хозяйства в условиях рыночной экономики., М., 1992 г.
  58. Г. Д., Башкатов Б. И. Макроэкономические показатели и система национальных счетов, М., МЭСИ, 1994 г.
  59. Д., Максвел Л. Факторный анализ как статистический метод, М., Мир, 1967 г.
  60. Ю.П. Регрессионные и адаптивные методы прогнозирования, М., 1997 г.
  61. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности, М., РОПЦ, 1993 г.
  62. А. Инфраструктура российского рынка, М., 1995 г.
  63. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление., М., Внешторгиздат, 1993 г.
  64. В.С., Бамбаева Н. Я., Балинтова Д. Компьютерные исследования врменных рядов и взаимосвязи показателей с использованием пакета Mesosaur, М., МЭСИ, 1996 г.
  65. B.C., Трошин Л. И. Статистический анализ многомерных совокупностей, М., МЭСИ, 1992 г.
  66. B.C., Трошин Л. И. Статистические методы изучения связей экономических явлений, М., МЭСИ, 1983 г.
  67. В.Д., Пономарева Л. Ф., Ефимова О. В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. Части 1,2,3., М. бухгалтерский учет, 1994 г.
  68. Новые формы хозяйствования в условиях рынка, М., МДНТП, 1991 г.
  69. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности. Учебник под ред. Спирина А. А., Башиной О. Э., М., Финансы и статистика., 1994 г.
  70. О деятельности предприятий негосударственного сектора экономики. Статистический бюллетень., М., ГКС, 1997 г.
  71. Я. Факторный анализ, М., Статистика, 1974 г.
  72. А.В. Управление спросом и предложением товаров, М., Экономика, 1983 г.
  73. Ф.Г., Серегина Т. К., Коммерческая деятельность, М., 1997 г.
  74. И.С. Средние величины в статистике, М., Статистика, 1979 г.
  75. .Г. Группировка и системы статистических показателей, М., Статистика, 1971 г.
  76. Поднимает ли приватизация эффективность производства., ж. „Экономист“, № 6,1993 г.
  77. В.А., Горчаков А. А. Методы и модели экономического прогнозирования., М., МЭСИ, 1980 г.
  78. В.А., Скучалина JI.M. Обобщение моделей экономического прогнозирования., М., МЭСИ, 1982 г.
  79. Предприятия, нуждающиеся в поддержке, „Экономика и жизнь“, № 45, 1994 г.
  80. Рабочая книга по прогнозированию, М., Мысль, 1982 г.
  81. Роберт Д. Хисрик, Ральф В. Джексон, Торговля и менеджмент продаж, М., 1996 г.
  82. Российский статистический ежегодник, М.,"Логос», 1996 г.
  83. В. Приватизация в России: движение «на ощупь», ж."Вопросы экономики",№№ 10,11,1993 г.
  84. Рынок товаров, Вестник статистики, №№ 5,6,7,8,1993 г.
  85. А.С. Кризис экономики России и пути ее оздоровления., М, 1992 г.
  86. Статистика промышленности. Под ред. Адамова В. Е., М., Финансы и статистика, 1987 г.
  87. Статистика коммерческой деятельности, под ред. Беляевского И. К., Башиной О. Э., М., 1996 г.
  88. Статистика рынка товаров и услуг, под ред. Беляевского И. К., М., Финансы и статистика, 1995 г.
  89. Статистическое моделирование и прогнозирование. Под ред. А. Г. Гранберга, М., Финансы и статистика, 1990 г.
  90. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспрт, общественное питание и гостиничное хозяйство, М., Наука, 1994 г.
  91. Г. Прикладное экономическое прогнозирование, М., Статистика, 1990 г.
  92. Торговля и развитие рыночной инфраструктуры, Вестник статистики, № 2,1993 г.
  93. Л.И., Мхитарян B.C., Корреляционный и регрессионный анализ, М., МЭСИ, 1981 г.
  94. Э., Ренц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа, М., Финансы и статистика, 1983 г.
  95. А.А. Производительность труда. Проблемы моделирования роста, М., Экономика, 1984 г.
  96. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга., М., 1997 г.
  97. Г. Основы и проблемы экономики предприятия., М., Финансы и статистика, 1996 г.
  98. Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей, Рынок. Микроэкономическая модель., Ташкент, Изд."Туран", 1996 г.
  99. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения., М., «Аудит», Издательское объединение «Юнити», 1997 г.
  100. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). Под ред. Камаева В. Д., М., Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993 г.
  101. Экономика предприятия под ред. Горфинкеля В. Я., Купрякова Е. М., М., «Банки и биржи», Издательское объединение «Юнити», 1996 г.
  102. Экономика предприятия, под ред. Семенова В. М., М., Центр экономики и маркетинга, 1996 г.
  103. Экономика торгового предприятия., М., Экономика, 1996 г.
Заполнить форму текущей работой