Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование параметров обделок и рациональной технологии возведения микротоннелей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкое применение современных ПК в практике проектирования подземных сооружений сделало возможным также использование численных методов, например, метода конечных элементов или метода конечных разностей. Эти методы позволяют учитывать сложное строение массива грунта, различие физических свойств слагающих массив слоев, разнообразие форм, размеров, взаимного расположения выработок. При расчетах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ состояния вопроса, цели и задачи исследования
  • 2. Обзор разновидностей труб для микротоннелирования
    • 2. 1. Конструктивные особенности
    • 2. 2. Инженерно-геологические условия применения
    • 2. 3. Типоразмеры труб для микротоннелей
    • 2. 4. Виды проходок при использовании технологий микротоннелирования
  • 3. Анализ взаимодействия крепи микротоннеля с массивом пород .57 3 .1. Постановка задачи
    • 3. 2. Общий случай напряжённо-деформируемого состояния упругого кругового кольца
    • 3. 3. Напряжённое состояние кольца
    • 3. 4. Определение напряжений на контактах слоёв в многослойном кольце
    • 3. 5. Определение напряжений в слоях обделки микротоннеля
  • 4. Расчёты труб на действия различных нагрузок
    • 4. 1. Расчёт труб на действия нагрузок, приложенных к земной поверхности
    • 4. 2. Расчёт и выбор арматурного каркаса труб микротоннелей на действия расчётной нагрузки
    • 4. 3. Расчёт труб на действия усилий от домкратной станции
    • 4. 4. Расчёт максимально допустимой длины продавливания железобетонных труб между домкратными станциями
    • 4. 5. Определение необходимого количества промежуточных домкратных станций
    • 4. 6. Алгоритм расчёта. Пример расчёта
  • 5. Исследование зависимостей напряжений в обделке микротоннелей. Анализ полученных данных
    • 5. 1. Вычислительный эксперимент «Определение зависимостей напряжений в обделке микротоннелей от толщины крепи»
    • 5. 2. Анализ полученного массива данных напряжений в обделке микротоннелей
    • 5. 3. Анализ характера распределения осевого давления, создаваемого промежуточными домкратными станциями
    • 5. 4. Исследование корреляционной зависимости осевого усилия продавливания от типоразмера трубы

Обоснование параметров обделок и рациональной технологии возведения микротоннелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возведение горнотехнических сооружений различного назначения с использованием технологии микротоннелирования начало развиваться в России с 1994 года. Первые опытные работы проводились в 60-х годах прошлого столетия, но были приостановлены. Строительство тоннелей методом микротоннелирования ведётся высокими темпами со скоростью 15 — 20 м в сутки и среднемесячной скоростью 150 — 300 м и более. При возведении тоннелей малого диаметра механизированным способом без присутствия людей в забое наиболее востребованы железобетонные трубы. В настоящее время большинство организаций при заказе обделок для строительства испытывают значительные трудности при выборе типоразмера труб для конкретных инженерно-геологических условий. Сложность выбора заключается в том, что, как правило, сооружение тоннелей ведётся на базе зарубежного опыта, часто не соответствующего отечественным условиям, требованиям и возможностям, а такие важные показатели как длина продавливаемого участка става труб и количество промежуточных домкратных станций принимаются преимущественно из имеющегося опыта проходки без надлежащего обоснования. Параметры объёмного арматурного каркаса, в том числе шаг навивки кольцевой арматуры, являются важными прочностными показателями обделки. Однако им уделяется недостаточно внимания в нормативной литературе, возникают практические вопросы с определением шага навивки и, следовательно, прочности обделки под конкретные нагрузки. Строительные организации и предприятия-изготовители труб часто закладывают необоснованно завышенные требования к прочности тоннеля, а это неизбежно ведёт к завышению стоимости строительства всего объекта.

Таким образом, обоснование и расчёт параметров обделок микротоннелей в наиболее характерных инженерно-геологических условиях в зависимости от влияющих факторов при проходке тоннеля с учетом конструктивных особенностей самих труб являются актуальной задачей.

Диссертационная работа выполнена в рамках тематики Научно-образовательного центра по проблемам рационального природопользования при комплексном освоении минерально-сырьевых ресурсов, поддержанной федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009;2013) (проект № 02.740.11.0319), а также аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010)» (проект № 2.2.1.1/3942).

7. Анализ состояния вопроса. Цели и задачи исследования.

На территории Российской Федерации широко применяются различные способы бестраншейной прокладки коммуникаций, в общем объёме городского строительства они занимают около 25% [97].

Исходя из таких критериев как рентабельность, скорость ведения проходки, безопасность и защита окружающей среды метод механизированной бестраншейной прокладки тоннелей вытесняет традиционные методы тоннелирования с присутствием людей в забое. Только использование тоннелепроходческих машин — мобильных комплексов для проходки и возведения обделки тоннелей — позволяет осуществить высокоскоростное микротоннелирование в городских районах, под железными и автомобильными дорогами, прокладку дюкеров под реками, каналами, водоёмами, ручьями, различными инженерными сооружениями и аэродромами. Проходка микротоннеля не нарушает привычного хода жизни: прокладка ведётся под естественными преградами, полностью сохраняется городская среда обитания. Это особенно важно для крупных городов-мегаполисов с высокой плотностью населения, плотной городской застройкой, высоким уровнем движения транспорта и необходимостью создания благоприятной экологической обстановки в городе.

Прошедшие 17 лет показали высокую эффективность применения метода микротоннелирования. Сооружаются микротоннели высокого качества, готовые для функционального применения или прокладки в них необходимых инженерных коммуникаций. Полностью устраняется ручной труд, механизируется процесс прокладки труб, автоматизируется управление отдельными операциями, обеспечивается точная прокладка тоннелей в пределах ±-25мм [97].

Первые опытные работы проводились в 60-х годах прошлого столетия, но были приостановлены (рис. 1).

По официальным данным из 700 тыс. км действующих в России подземных коммуникаций более половины поражены внутренней коррозией.

Ь, км.

9,8.

1,6 Щиты диаметром Л, 5 м 1] не применялись.

Годы О.

Рисунок 1. Динамика применения в Москве щитов диаметром до 1,5 м. и другими дефектами, а 50 тыс. км коллекторов находятся в предаварийном состоянии [97]. Бестраншейные технологии прокладки микротоннелей наряду с оперативностью и экономичностью по сравнению с традиционными методами (проведение земляных работ с раскопкой траншей, заменой тоннеля новым) позволяют сохранить сложившуюся экологическую обстановку.

Строительство тоннелей методом микротоннелирования ведётся высокими темпами со скоростью 15−20 м в сутки и среднемесячной скоростью 150−300 м и более. Почти в четыре раза снижаются затраты труда по сравнению со строительством в траншеях и другими традиционными способами работ.

Все наиболее известные способы строительства инженерных сетей и коммуникаций (проходка тоннелей полумеханизированными щитовыми комплексами диаметром от 2 до 5,6 метров, продавливание стальных футляров, штольневая проходка, открытая прокладка коммуникаций в траншеях с креплением) по сравнению с микротоннелированием имеют ряд своих недостатков:

— высокая стоимость;

— низкие темпы ведения работ;

— проблематичность применения в стеснённых городских условиях;

— потребность в применении специальных способов работ при проходке в неустойчивых и обводнённых грунтах.

Тогда как преимущества бестраншейных технологий очевидны:

— значительное повышение уровня безопасности работ (отсутствие траншей и механизмов на трассе);

— ведение работ практически в любых горно-геологических условиях и на любой глубине;

— исключение дренажных работ;

— минимизация затрат за счёт сокращения сроков производства работ и уменьшения количества рабочего персонала;

— отсутствие затрат на восстановление повреждённых участков автои железных дорог, частей городской инфраструктуры;

— полная независимость от климатических условий;

— минимизация воздействия на флору и< фауну;

— сведение к минимуму перемещения плодородного слоя (гумуса);

— сохранение природного ландшафта в местах проведения работ;

— отсутствие ущерба лесным угодьям, национальным паркам, историческим памятникам;

— сокращение негативного влияния на условия проживания людей в месте проведения работ.

Микротоннелирование (рис. 2) — это технология бестраншейной прокладки подземных коммуникаций, исключающая необходимость проведения комплекса работ, связанных с традиционными технологиями. Она уже прочно занимает своё место в общем многообразии бестраншейных способов прокладки коммуникаций, санации и их инспекции (рис. 3). В отличие от метода ведения работ открытым способом, не требуется вскрытия поверхности по всей трассе прокладки коммуникаций, что неизбежно влечет за собой закрытие транспортного и пешеходного движения, вырубку садово-парковых насаждений и прочие негативные эффекты. В отличие от подземной проходки, применяющейся в настоящее время, эта технология не требует длительного подготовительного этапа.

Контейнер управления.

I I I I 1 I.

МП мм.

I I I I I I.

Рисунок 2. Микропроходческий комплекс.

Коммуникации прокладываются следующим образом. На проектируемой трассе через определённые расстояния организуются котлованы, стартовый и приёмный, глубина которых соответствует глубине прокладки коммуникаций. В стартовом котловане устанавливается мощная домкратная станция, на которую помещается проходческий щит.

С помощью домкратов осуществляется перемещение щита в грунте на длину устанавливаемой трубы. После этого домкраты занимают исходное положение, и затем на освободившееся место помещается следующая труба продавливания той же длины. Процесс повторяется. Дальнейшее перемещение до выхода щита в приемный котлован производится путём наращивания става труб отдельными звеньями, после чего щит демонтируется, микротоннель, сооружённый из труб, остаётся в массиве для дальнейшей эксплуатации.

Точность проходки осуществляется компьютерным комплексом управления с применением системы лазерного ведения щита. Меняя типоразмер проходческого оборудования, можно осуществить прокладку подземных микротоннелей различного диаметра от 300 мм до 2000 мм.

Технология микротоннелирования позволяет прокладывать коммуникации в любых классах грунтов — от неустойчивых суглинков и водоносных песков до скальных пород. В зависимости от класса грунтов подбирается соответствующий режущий орган, что позволяет добиться оптимальных скоростей и параметров проходки.

Комплексы построены по модульному принципу, что позволяет максимально сократить сроки монтажа оборудования, ремонта и за короткое время перебазировать их с одного объекта на другой.

Разработка грунта ведется режущим органом. Горная порода выносится из забоя гидротранспортом, поступая затем в сепаратор. Далее, из отстойника, расположенного на поверхности, вода по трубопроводу гидротранспорта подается питающим насосом в призабойную зону, где смешивается с разработанным грунтом и транспортным насосом по соединительным линиям подается в отстойник. В отстойнике происходит осадка грунта, после чего вода вновь используется в технологическом процессе, а осажденный грунт вывозится.

Поступательное движение проходческому щиту передается от домкратной станции через став труб, которые остаются в земле в качестве микротоннеля для использования под различные коммуникации.

Проходческий щит имеет управляемую головную часть, что позволяет изменять направление движения щита и прокладывать трубопроводы, как по прямым, так и по криволинейным трассам.

Широкое применение данного метода позволяет повышать надежность прокладываемых трубопроводов, экономить средства, сокращать сроки строительства и не наносить вреда окружающей среде. Герметичность прокладываемого става труб обеспечивается системой резиновых уплотнений, расположенных на торцевых участках. Специальная прокладка из дерева или ДСП выполняет функцию демпфера для перераспределения осевых давлений, получаемых от домкратной станции, и предохраняет стыки труб продавливания от разрушения, особенно при проходке по криволинейным траекториям.

Трубы, уложенные методом микротоннелирования, находят самое разнообразное применение. Они могут быть использованы в качестве водопроводных, канализационных, дренажных, нефтепроводных, газопроводных, теплофикационных, водопропускных под автои железными дорогами, а так же трубопроводов гидроэлектростанций.

При микротоннелировании используются железобетонные, бетонные, керамические, стеклопластиковые, стальные и композитные трубы широкого диаметрального диапазона.

Учитывая расположение коммуникаций и технологию их прокладки, основополагающей является устойчивость подземного сооружения в недрах земной коры, т. е. взаимодействие обделки тоннеля с массивом горных пород.

Впервые исследовал горное давление в выработках неглубокого заложения французский инженер Сюке. На основании практических наблюдений им сделаны выводы, что при небольшой глубине заложения выработки осадка грунта над ней доходит до дневной поверхности. В результате осадки образуется клинообразное грунтовое тело, частично передающее свой вес на крепь и частично в виде нормального давления на поверхность скольжения.

Исследования проявления горного давления на подземные сооружения, основанные на методах теории упругости, были выполнены А. Н. Динником, А. Б. Моргаевским и Г. Н. Савиным и др. При решении этой задачи авторы рассматривали массив горных пород как упругую невесомую плоскость, к границам которой приложена равномерная распределённая нагрузка, но при этом не учитывали происходящие в массиве неупругие деформации, которые в несколько раз больше упругих.

В настоящее время при проектировании тоннелей различного назначения для определения напряженного состояния обделок и оценки их прочности используются расчетные (аналитические или численные) методы, лабораторные исследования, результаты натурных наблюдений и измерений.

Приведённый в работе [4] анализ методов расчета обделок тоннелей основан на моделировании массива грунта линейно-деформируемой изотропной, анизотропной, вязкоупругой или упругопластической средой.

В этой же работе можно увидеть реальное геологическое строение массива грунта — слоистость, неоднородность, наличие нарушений, сплошности.

Достоинствами аналитических методов расчета является их общий характер, удобство подготовки исходных данных, возможность быстро и эффективно производить многовариантные расчеты с высокой степенью точности в целях практического проектирования.

Широкое применение современных ПК в практике проектирования подземных сооружений сделало возможным также использование численных методов, например, метода конечных элементов или метода конечных разностей. Эти методы позволяют учитывать сложное строение массива грунта, различие физических свойств слагающих массив слоев, разнообразие форм, размеров, взаимного расположения выработок. При расчетах могут учитываться пластичность, локальные нарушения в массиве. Однако применение этих методов в практическом многовариантном проектировании конструкций подземных сооружений осложняется большой трудоемкостью подготовки исходных данных для расчетов и необходимостью достаточно подробного разбиения как области, моделирующей массив грунта, так и сравнительно тонких колец, моделирующих обделки, в особенности, если они многослойные. Это объясняется тем, что недостаточно густая сетка разбиения или недостаточно большая рассматриваемая область среды по сравнению с поперечными размерами тоннеля, особенно когда область полубесконечна и имеет на поверхности нагрузки, моделирующие вес зданий или сооружений, могут привести к значительным погрешностям расчета, существенно искажающим его результаты. Использование методов ограничивает также сложность интерпретации результатов, необходимость применения ПК достаточно высокого класса. Нормативными документами [66] рекомендуется использовать метод конечных элементов лишь для расчета сложных подземных сооружений при детально изученном геологическом строении окружающего массива грунта, когда невозможно воспользоваться методами расчета, основанными на аналитических решениях.

В ряде случаев для оценки напряженно-деформированного состояния массива грунта и обделки тоннеля применяются натурные исследования, включающие как механические, так и геофизические методы. Однако их практическая реализация требует большого объема предварительных работ, измерения производятся в конечном числе точек поверхности обделок или массива грунта. Указанные методы не всегда обеспечивают достаточно высокую точность получаемых результатов. Но экспериментальные исследования имеют важное значение, т.к. их данные могут быть использованы для сопоставления и оценки достоверности результатов, получаемых теоретическими методами, что служит совершенствованию последних.

Наряду с натурными исследованиями напряженно-деформированного состояния обделок тоннелей и окружающего массива применяются методы лабораторного (физического) моделирования: метод фотоупругости (поляризационно-оптический метод), метод эквивалентных материалов. Достоинства этих методов заключаются в возможности изменения нагрузок, раздельного изучения влияющих факторов, многократного повторения опытов. Эти методы особенно эффективны при прогнозировании конструктивных решений поведения сооружений различных форм.

Однако использование метода фотоупругости ограничено весьма узким диапазоном изменения модулей упругости и коэффициентов Пуассона применяемых оптически активных материалов, что в ряде случаев не позволяет произвести требуемые эксперименты для реальных соотношений деформационных характеристик материалов обделки и массива.

Моделирование методом эквивалентных материалов основано на замене естественных грунтов массива и материалов конструкции такими материалами, показатели физико-механических свойств которых находятся в определенных соотношениях с аналогичными показателями тех же свойств у реального объекта. Эти соотношения определяются на основании теории механического подобия и обеспечивают аналогию процессов, протекающих в реальной конструкции и в модели.

Модель можно довести до разрушения, что дает возможность получить информацию о характере работы изучаемой конструкции, оценить ее несущую способность.

Метод эквивалентных материалов эффективен при изучении процессов, происходящих в грунтовом массиве при нарушении его выработкой. Однако непосредственно в конструкции, выполненной из эквивалентного материала (полимерные материалы, гипс), затруднительно получить данные о распределении напряжений в любом интересующем исследователя сечении. Задача особенно осложняется при моделировании конструкций, включающих большое число элементов.

При моделировании работы сложных подземных конструкций, расположенных в слабых малосвязных грунтах, могут использоваться преимущества обоих методов. С этой целью обделку подземного сооружения изготавливают из оптически чувствительного материала, исследуют напряжения в ней поляризационно-оптическим методом, а грунтовый массив моделируют с помощью эквивалентных материалов. Такой приём построения модели называются комбинированным методом моделирования, он применяется в современных исследованиях.

Опыты с использованием методов фотоупругости или эквивалентных материалов достаточно длительны и дорогостоящи, что затрудняет их использование при практическом проектировании, например при технико-экономическом сравнении нескольких вариантов проектных решений.

В течение длительного времени при расчете обделок тоннелей применялись традиционные подходы, основанные на рассмотрении обделки как обычной инженерной конструкции, включающие три стадииопределение внешней нагрузки на обделку, определение внутренних сил (напряжений) и проверку прочности конструкции. Обделка рассматривалась в виде рамы вне массива грунта, воздействие которого заменялось внешними нагрузками, либо как балка на упругом основании, испытывающая внешние («активные») нагрузки и упругий («пассивный») отпор со стороны основания. Расчет конструкций производился методами строительной механики. Эти работы содержат развитие идеи и метода расчета, разработанного Б. П. Бодровым и Б. Ф. Матэри, широко известного под названием метода Метрогипротранса.

В работе [10] рассмотрены расчеты сборных обделок коллекторных тоннелей, сооружаемых щитовым способом. Нагрузки задаются как активные, а расчет обделок тоннелей рекомендуется вести с учетом пассивного отпора грунта. Нагрузки от собственного веса грунта определяются в зависти от его типа (раздельно-зернистый, хрупко разрушающийся пластично деформирующийся) и условий достижения им предельного состояния. Гидростатическое давление грунтовых вод предложено считать изменяющимся по линейному закону. Нагрузка от зданий и сооружений на поверхности не учитывается.

Аналогичные подходы к расчету обделок тоннелей мелкого заложения используются и в других работах. Так, расчет сборно-монолитных обделок со связями растяжения производится по схеме кольца в упругой среде, воспринимающего активное вертикальное давление и равномерно распределенный горизонтальный отпор пород. Обделка коллекторного тоннеля моделируется стержневой шарнирной системой, деформирующейся под действием активной нагрузки (давления) и сохраняющей круглое поперечное сечение за счет отпора окружающего грунта. На нагрузку от свода обрушения рекомендуется рассчитывать подземные сооружения неглубокого заложения в зоне четвертичных отложений.

В работах Маковского Л. В. [51] рекомендуется расчет обделок тоннелей мелкого заложения проводить по методу Метрогипротранса, заключающемуся в представлении обделки как криволинейного бруса на упругом основании под действием нагрузки, приложенной к части периметра обделки (следствие применения гипотезы свода).

Гербером В.А. [30] разработана так называемая имитационная модель, используемая при расчете обделок тоннелей, учитывающая нелинейный характер зависимости между напряжениями и деформациями для некоторых материалов, применяемых в подземном строительстве. В основу модели положена статически неопределимая стержневая система, заменяющая монолитную обделку, в которой напряжения определяются методом сил.

Рассмотренным выше методам присущи следующие недостатки: не учитываются касательные напряжения на контакте обделки с массивом (попытки учета касательных контактных напряжений нельзя признать удачными) — необходимость приложения «активных» нагрузок непосредственно к обделке, что приводит к качественному искажению эпюр внутренних усилий и резкому возрастанию расчетных величин изгибающих моментов.

В связи с этим получили развитие методы расчета обделок тоннелей, основанные на аналитических или численных решениях контактных задач теории упругости о взаимодействии подземной конструкции с массивом пород (грунта) и на рассмотрении совместной работы обделки и массива как единой деформируемой системы.

В настоящее время сформулированы и разработаны методы расчета замкнутых монолитных бетонных и железобетонных, многослойных и комбинированных обделок тоннелей произвольного поперечного сечения при статических, тектонических и сейсмических воздействиях. Эти методы предназначены для расчета тоннелей глубокого заложения, не испытывающих влияния поверхности.

В работах Н. С. Булычёва [16] использовано решение Н.И. Мусхели-швили для кольца и получены расчётные формулы для компонентов напряжений и перемещений. Метод коэффициентов передачи нагрузок не требует совместности перемещений на контактах передачи нагрузок, выражаемых рекуррентными формулами.

Из приведенного выше анализа методов расчета конструкций подземных сооружений следует, что, несмотря на наличие методов расчета монолитных (однослойных) обделок тоннелей мелкого заложения на различные виды нагрузок, а также многослойных обделок тоннелей неглубокого заложения (без учета влияния земной поверхности) детально рассмотренных методов расчёта многослойных обделок микротоннелей до последнего времени не было, или же они были выполнены с некоторыми неточностями.

В связи с этим цель работы заключается в установлении новых и уточнении существующих закономерностей взаимодействия системы «микротоннель — горный массив» для выбора и расчёта параметров обделок микротоннелей круглого поперечного сечения и обоснования рациональной технологии их возведения.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проанализированы, систематизированы и обобщены предшествующие исследования, состояние вопроса и опыт прокладки бестраншейных коммуникаций методом микротоннелированиярассмотрена зависимость напряжённо-деформированного состояния обделки микротоннелей от действия массива горных пород с учётом бентонитового слоя, уменьшающего трение става трубустановлена зависимость изменения прочности обделки, определяемой величиной шага армирования кольцевой арматуры объёмного каркаса, от напряжённо-деформированного состояния массива пород, геометрических параметров трубы и расчётных сопротивлений бетона и арматурыопределена зависимость прочности трубы от величины осевого давления домкратной станции на обделку с учётом работы количества колец и продольных стержней в объёмном арматурном каркасеустановлена зависимость предельно допустимой длины става труб между домкратными станциями от максимального усилия домкратной станции, выдерживаемого трубой, на основе расчёта общего сопротивления продавливанию става труб в массиве породустановлена закономерность необходимого количества промежуточных домкратных станций от горно-геологических характеристик грунтов, длины тоннеля и глубины его заложения на основе расчёта общего сопротивления продавливанию става труб в массиве породрекомендован метод выбора рационального расположения домкратных станций в тоннеле при проходкеустановлена зависимость параметра с/ микротоннеля, характеризуемая отношением радиусов с = г/г2, от безразмерных отношений модулей деформации материала крепи и пород (Е/Ео) при различных вариантах коэффициента бокового давления Xзависимость представлена в виде графиковустановлена корреляционная зависимость максимального осевого усилия продавливания от типоразмера трубыкоэффициент корреляции составил С = 0,9427- разработаны и внедрены Методические рекомендации по обоснованию и расчёту параметров крепления и рациональной технологии возведения микротоннелей.

Разработанные «Методические рекомендации по обоснованию и расчёту параметров крепления и рациональной технологии возведения микротоннелей», а также графические зависимости для выбора конструкции обделок микротоннелей утверждены и внедрены в ЗАО «Тоннельпроект» и использованы для расчёта проектных параметров строительства третьей очереди канализационного коллектора № 53 в г. Ростов-на-Дону по ул. Малиновского. Рекомендации могут быть использованы в других проектных организациях и на заводах по изготовлению труб для микротоннелирования, имеющих свой проектно-конструкторский отдел.

Выводы. Напряженное состояние обделки (крепи) микротоннеля зависит от безразмерных отношений: модулей деформации материала крепи и пород (Е/Ео), внешнего радиуса крепи к внутреннему (г/г2), и не зависит от абсолютных размеров крепи, причём боковое давление при определённых условиях может отсутствовать.

В частности, когда модуль деформации материала обделки тоннеля отличается от модуля деформации массива пород в 10 раз, рациональная толщина стенки трубы при г/г2 < 1,25. Причём при X = 0,4 и г-/г2 — 1,25 боковое давление полностью отсутствует (рис. 24). Когда же модуль деформации материала обделки тоннеля отличается от модуля деформации массива пород в 100 раз, рациональной толщиной стенки трубы является отношение радиусов 1,3 > г ¡-/г2 > 1,25. А при значениях коэффициента бокового давления X близких к 0,75 при толщине крепи в интервале 1,3 > г ¡-/г2 > 1,25 напряжения в боковой части тоннеля также полностью отсутствуют (рис. 26).

5.3. Анализ характера распределения осевого давления, создаваемого промежуточным домкратными станциями.

Учитывая, что технология микротоннелирования активно применяется в России только последние 16 лет и, как правило, сооружение тоннелей ведётся на базе зарубежного опыта, часто не соответствующего отечественным условиям, требованиям и возможностям, а такие важные показатели как длина продавливаемого участка става труб и количество промежуточных домкратных станций принимаются преимущественно из имеющегося опыта проходки часто на свой страх и риск. В связи с этим случаются ошибки в расчётах на осевые воздействия от домкратных станций, что влечёт за собой серьёзные проблемы в виде сооружения незапланированного шахтного ствола для извлечения проходческого щита.

На рисунке 27 представлена гистограмма распределения осевых усилий на трубы 1 500 мм микротоннеля длиной 160 м. График показывает характер изменения нагрузок на каждом участке между промежуточными домкратными станциями. Значения нагрузок были получены опытным путём по окончании продавливания каждой трубы длиной 3 м в ставе в стартовом колодце на реальных строящихся объектах.

С установкой новой секции тоннеля — железобетонной трубы — возрастает общая длина става и, как следствиесопротивление продавлива-нию, которое требуется преодолеть усилием от домкратных станций. В этой связи с каждой новой устанавливаемой трубой оно повышается.

Неравномерные значения усилий домкратных станций свидетельствуют о наличии разных горно-геологических условий или недостаточного давления в системе бентонитовой смазки, уменьшающее трение. В связи с чем, трение и сцепление обделки по грунту через слой бентонита значительно отличаются и как следствие меняется усилие продавливания.

В результате проведённых исследований с учётом параметров обделки, в том числе прочностных характеристик, горнотехнических условий, технологии производства работ, шага армирования в объёмном.

0 СДС.

ТТт-1.

ПДС 25.

1Ш.

75 ПДС 100.

Ш.

1, м.

Р, кН 10 000:

8750 •.

Рисунок 27. Осевые усилия, создаваемые стартовой (СДС) и промежуточными (ПДС) домкратными станциями.

СДС.

400 1, м.

Рисунок 28. Зависимость величины осевого усилия от диаметра продавливаемых труб и распложенияЛДС.

— рабочее осевое усилие;

— максимальное осевое усилие, с риском разрушения трубы;

У77Л — опаснаязона;

— запас мощности ПДС (20%). арматурном каркасе, расчётной максимальной длины между домкратными станциями, представлен график (рис. 28), демонстрирующий характер зависимости величины осевого давления от длины става железобетонных труб для различных диаметров микротоннелей.

График демонстрирует, что усилия значительно возрастают только до первой промежуточной домкратной станции, в связи с наращиванием става труб. Далее усилия остаются неизменными, что объясняется постоянной длиной става между станциями и приблизительно одинаковым сопротивлением продавливанию.

Анализируя графики, рекомендуется вести проходку тоннеля с осевыми давлениями до зоны риска, обеспечивающей 20% запаса мощности домкратной станции и позволяющей своевременно предусмотреть мероприятия по предупреждению возможных осложнений (например, связанных с преодолением препятствий, вынужденными простоями и, как следствие, повышенными усилиями при трогании и др.).

Представленные графики демонстрируют принцип работы технологии микротоннелирования, в частности, почему появляется значительное неравномерное осевое усилие на обделку от домкратной станции, каким образом оно возрастает и почему в определённый момент становится относительно постоянным. $ А. Исследование корреляционной зависимости осевого усилия продавливания от типоразмера трубы.

При выполнении работы были проведены замеры продавливающих усилий домкратной установки в стартовых шахтах на реальных строящихся объектах, из них выделены максимальные значения, с целью установления зависимости между осевым усилием продавливания и типоразмером обделки микротоннелей.

В результате проведённой работы получены 110 замеров максимальных осевых усилий на объектах по сооружению микротоннелей различного внутреннего диаметра от 0,6 м до 2,0 м. Полученные результаты замеров сведены в таблицу для последующей обработки.

Заключение

.

Представленная диссертация является научно-квалификационной работой, в которой изложены научно обоснованные решения по выбору и расчету параметров конструкций железобетонных обделок микротоннелей с объемным арматурным каркасом, прокладываемых путем продавливания в грунтовом массиве, на основе установленных зависимостей предельно допустимой длины ставов труб между промежуточными домкратными станциями от механических характеристик грунтового массива и величин максимальных усилий продавливания, что позволяет значительно увеличить длину прокладываемых тоннелей и имеет существенное значение для экономики страны.

Основные научные и практические результаты работы.

1. Разработаны и внедрены «Методические рекомендации по обоснованию и расчёту параметров крепления и рациональной технологии возведения микротоннелей».

2. Установлена зависимость необходимого количества промежуточных домкратных станций от инженерно-геологических характеристик грунтов, длины тоннеля и глубины его заложения на основе расчёта общего сопротивления продавливанию става труб в массиве пород. Рекомендован метод выбора рационального расположения домкратных станций в тоннеле при проходке.

3. Установлена зависимость предела прочности трубы с учётом её конструктивных особенностей и применяемого материала от величины осевого давления домкратной станции на обделку.

4. Установлена зависимость изменения прочности обделки, определяемой величиной шага армирования кольцевой арматуры объёмного каркаса, от напряжённо-деформированного состояния массива пород, геометрических параметров трубы и расчётных сопротивлений бетона и арматуры.

5. Установлена зависимость изменения предельно допустимой длины става труб между домкратными станциями от максимального усилия.

— 121 домкратной станции на основе расчёта общего сопротивления продавливанию става труб в массиве пород.

6. Установлена зависимость изменения параметра С], характеризуемого отношением внешнего радиуса к внутреннему С] = г/г2, от безразмерных отношений модулей деформации материала крепи и пород (Е/Ео) при различных вариантах коэффициента бокового давления X.

7. Установлена корреляционная зависимость максимального осевого усилия продавливания от типоразмера трубыкоэффициент корреляции составил С = 0,9427.

Достоверность научных положений и выводов диссертации обеспечивается применением современных положений и методов механики подземных сооружений, вычислительных экспериментов на ПК, сравнением результатов расчётов с данными натурных исследований другихавторов (расхождение не превышает 15%) и результатами внедрения в ЗАО «Тоннельпроект» при расчёте проектных параметров строительства третьей очереди канализационного коллектора № 53 в г. Ростов-на-Дону по ул. Малиновского.

Дальнейшие исследования следует вести в области взаимодействия обделки тоннеля и массива пород с учётом наличия бентонитовой рубашки, т. е. влияния величины давления бентонитового раствора при прокачке за обделку на длину продавливания става труб, а также влияния повышенного стартового осевого усилия домкратных станций при длительном простое на обделку микротоннеля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Б., Камерштейн А. Г. Расчёт магистральных трубопроводов на прочность и устойчивость — М.: «Недра», 1982. 314 е., ил.
  2. Л.Н. Разработка метода расчёта многослойных обделок тоннелей мелкого заложения // Дис. канд. техн. наук. Тула: ТулГУ. — 1998.-180 с.
  3. И.Г. О распределении напряжений в упругой полуплоскости, ослабленной подкрепленным круговым отверстием: Дис. канд. физ.-мат. наук. М.: 1955. -104 с.
  4. И.Г., Фотиева H.H., Лыткин В. А. Вдавливание жесткого штампа в полуплоскость с круговым отверстием. В кн.: Контактные задачи и их инженерные приложения. Доклады конференции. — М.: 1969, С. 72−80.
  5. В.Н., Сигайлов Э. Е. Железобетонные конструкции: Общий курс: учеб. Для вузов. 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Стройиздат, 1991.-767 е.: ил.
  6. В.Н., Синицкий Г. М. Совершенствование методов проектирования конструкций обделок и крепей коллекторных тоннелей//Тезисы докл. II Всесоюзной конференции «Проблемы механики подземных сооружений».- Тула.-1982. с. 194.
  7. П.П. Подземные трубопроводы. -М.: «Недра», 1973. 304 с.
  8. A.JI. Исследование воздействия грунтовой среды на звенья круглых труб // Сб. трудов / ЛИИЖТ. Л.: 1965. — вып. 243. — С. 120−164.
  9. Булычев Н. С, Демин H.H., Макаров В. В. Расчет обделок напорных кол лекторных тоннелей вблизи земной поверхности. Шахтное строительство, 1984, № 9. -С. 18−19.
  10. Н.С. Механика подземных сооружений достижения и проблемы // В кн.: Проблемы механики подземных сооружений / Тезисы II Всес. научн. конф. — Тула: ТулПИ, 1982. — С. 2−3.
  11. Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах. Учеб. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. 270 с.
  12. Н.С. Механика подземных сооружений. Учебник для вузов. -М.: Недра, 1982. 240 с.
  13. Н.С. Механика подземных сооружений. Учебник для вузов. — М.: Недра, 1994. 382 с.
  14. Булычев Н. С, Фотиева H.H., Стрельцов Е. В. Проектирование и расчет крепи капитальных выработок. М.: Недра, 1986. — 228 с.
  15. Н.С., Школьников П. В. Выбор конструкции железобетонных труб для микротоннелирования. // Известия Тульского Государственного Университета. Серия: «Науки о Земле». Выпуск 2. — Тула: Изд-во-124
  16. Гриф и К", 2010, с. 308−313.
  17. Н.С., Школьников П. В. Математическое моделирование геомеханических процессов при выборе ж.б. труб для микротоннели-рования. // Научно-технический журнал «Горный информационно-аналитический бюллетень», № 8, 2010, с. 82−89.
  18. Буропшековые установки «Bohrtec». Каталог продукции. 2009.
  19. С.Г. Подземное строительство неглубокого заложения. — Львов: Вища школа. Изд-во при Львов, ун-те, 1980. -143 с.
  20. C.B. Расчет подземных трубопроводов на внешние нагрузки. М.: Стройиздат, 1980. -135 с.
  21. C.B. Расчет подземных труб на прочность / Московский гидромелиоративный институт, 1980. 151 с.
  22. В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учётом технологии их сооружения//Научно-Исследов. Центр «Тоннели и метрополитены» АО ЦНИИС. В 2-х кн. М. — 1996.-125
  23. ГОСТ 25 246–82*. Бетоны химически стойкие. Технические условия.
  24. ГОСТ 539–80. Трубы и муфты асбестоцементные напорные, технические условия.
  25. Ф.П., Кузнецов Г. Н. и др: Моделирование в геомеханике. М. Недра: 1991.-240 с.
  26. И.К. Расчёт подземных сооружений в условиях влияния рельефа поверхности земли // Известия вузов. Горный журнал. -1992. № 6.-с. 52−57.
  27. H.H., Макаров В. В. Некоторые особенности расчета обделок коллекторных тоннелей неглубокого заложения. В кн.: Механика подземных сооружений. — Тула, 1984. — С. 119−126.
  28. Е.Г. Исследование давления горных пород в тоннелях. -Известия АН АрмССР. Науки о Земле. -1976. т. 29. — № 3. — С. 63−69.
  29. Н.П., Шульженко С. Н. Совершенствование организационно-технических и экономических параметров при проектировании подземных коммуникаций. Тула: Тульский полиграфист, 2004.112 с.
  30. .А., Борисов В. Н. Исследование и разработка методики проектирования основных параметров сборных обделок коллекторных тоннелей // В кн.: Проектирование и строительство коммунальных-126тоннелей. М | Изд-во МГИ, 1975. — С. 138−146.
  31. С.И. «Расчёт несущей способности обделки железобетонной трубы 1 100 мм при сооружении канализационного коллектора в городе Зеленограде с применением микрощитового комплекса» Тула: ТулГУ, каф. СПС 2002 г.
  32. A.A. Статистика: учеб. пособие / Тула, Изд-во ТулГУ, 2003.-292 с.
  33. A.A. Теория вероятности и математическая статистика: учеб. пособие / Тула, Изд-во ТулГУ, 2006. — 320 с.
  34. В.А. Напряжённое состояние массива пород вокруг выработки с одной осью симметрии неглубокого заложения, нагруженной внутренним равномерным давлением // Механика подземных сооружений. Тула: ТулПИ. — 1994. -С. 127−137.
  35. В.А. Расчёт обделок гидротехнических тоннелей мелкого заложения на действие собственного веса горных пород // Гидротехническое строительство. 1996. — № 6. — С. 14−15.
  36. В.В. Разработка методики расчета обделок коллекторных тоннелей неглубокого заложения с учетом контактного взаимодействия с массивом пород: Дис. канд. техн. наук (05.5.04). Тула: ТулПИ, 1985. -127 с.
  37. Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. М.: Стройиздат. — 1979 — 427 с.
  38. Л.В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей. — М.: Транспорт, 1993. 352 с.
  39. Л.В. Экономичные способы строительства тоннелей мелкого заложения // Метрострой. — 1989. № 4. — С. 30−32.
  40. Г. М. и др. Строительство подземных инженерных сетей / Г. М. Максимов, П. В. Герцман, С. А. Вртанян. Клев: Будовелышк, 1980.-95 с.
  41. М.С., Куканов В. И. Проектирование и строительство подземных инженерных сетей: Учебное пособие / Моск. автомоб. дор. ин-т. М.: МАДИ, 1987. — 50 с. 56. «Метод опережающего ударного бурения в строительстве нефтепроводов». Журнал «РОБТ», № 5, 2009.
  42. А. С. Муравская Е.Г. Расчётные модели для проектирования тоннелей с использованием НАТМ // Подземное и шахтное строительство. — 1993. № 1−2. С. 35−37.
  43. В.И. Перспективы развития техники для бестраншейной прокладки трубопроводов // Механизация строительства. — 1993. № 7. с. 6−7.
  44. С.Г. и др. Граничные интегральные уравнения и задачи теории упругости : Учеб. пособие С. Г. Михлин, Н. Ф. Морозов, И. В. Паукшто, ЛГУ им. А. А. Жданова. Л. ЛГУ, 1986. — 87 с.-128
  45. Ю.А. Строительство коммунальных тоннелей закрытыми способами / Сост. Ю. А. Молчанов, Е.Я. Иванов-Тарасов, Г. С. Эгкин. -M 1973.-84 с.
  46. Мосинжпроект. Каталог продукции. 2009.
  47. О.В., Булычев Н. С. Расчет труб, прокладываемых в грунте бестраншейным способом. Материалы науч.-практич. конф. «Геотехнологии на рубеже XXI века». — Новосибирск: 1999. — С. 154 — 155.
  48. О.В. Метод расчёта труб, прокладываемых с применением бестраншейных технологий//Дис. канд. техн. наук. — Тула: ТулГУ. -1999.- 130 с.
  49. Основания, фундаменты и подземные сооружения. МГСН 2.07−97. -М.: Изд. Правительство Москвы, 1998.74. «Оценка дополнительных усилий продавливания на криволинейных трассах микротоннелирования». Журнал «Подземное пространство мира» № 2−3, 2004.
  50. В.Н. Оптимальное проектирование железобетонных труб на основе метода статических испытаний / Институт кибернетики им. В. М. Глушкова АН УССР. Киев: 1985. — 18 с.
  51. Пособие по проектированию бетонных и железобетонных-129конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры (к СНиП 2.03.01−84).
  52. Я. Подземные технологии при строительстве и реконструкции инженерной сети города // Подземное и шахтное пространство. 1993. № 1 — 2. — С. 41 — 44.
  53. Руководство по проектированию коммуникационных тоннелей и каналов. -М.: Стройиздат, 1979. 70 с.
  54. Руководство по проектированию подземных горных выработок и расчету крепи / ВНИИ горн, геомеханики и маркшейд. дела. — М: Стройиздат, 1983.-273 с.
  55. А.П. Основы бестраншейных технологий (теория и практика): Технический учебник-справочник М.: ПрессБюро № 1, 2005. — 304 с.
  56. П.А. Математическая статистика в горном деле: учеб. пособие / М.: МИРиГЭ, 1965. — 189 с.
  57. A.C. Расчёт монолитной железобетонной крепи подземных сооружений // Механика подземных сооружений. ТулГУ. — 1995. — С. 43 48.
  58. Т.П., Рагольский С. З., Померанец В. Н. железобетонные трубы. Под ред. С. З. Рагольского. -М.: Стройиздат, 1989. 272 е., ил.
  59. СНиП 2.05.03−84. Мосты и трубы / Госстрой СССР.-М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.-200с.
  60. Справочник «Бестраншейные технологии в России» М.: ТИМР, 2006 -305 с.
  61. Строительство горных выработок и городских подземных сооружений / Сб. научн. трудов по проблеме «Научные основы проектирования и строительства шахт и подземных сооружений». М.: 1982. — 112 с.
  62. Строительство городских подземных сооружений / Сб. научн. трудов. -М.: МГИ, 1984. -104 с.
  63. Строительство подземных сооружений в условиях городской застрой-131 ки // Сб. трудов / Отв. ред. Картозия Б. А. М.: МГИ, 1987. -143 с.
  64. А.Б., Бабанов В. В. Подземные сооружения: Учеб. пособие JL: ЛИИСП, 1987. 144 с.
  65. H.H., Афанасова О. В. Расчёт круговой крепи подземных сооружений в неоднородном массиве на действие собственного веса- 132грунта // Подземное и шахтное строительство. 1991. — С. 22 — 23.
  66. H.H., Анциферова Л. Н. Расчёт многослойных обделок тоннелей мелкого заложения. / Механика подземных сооружений. Сб. научных трудов. Тула: 1997. С. 9−25.
  67. H.H., Козлов А. Н. Расчёт крепи параллельных выработок в сейсмических районах. М. — Недра. — 1992. — 231 с.
  68. Ю. С. Крук Ю.Е. Метрополитены на линиях мелкого заложения. Новая концепция строительства. М.: ТИМР. 1994. -244 с.
  69. В. И. Савицкий В.В. Численно-аналитическое решение контактной задачи теории упругости о напряжённом состоянии упругого кольца в неоднородной плоскости. — 1990. № 5. — С. 41
  70. В.И., Школьников П. В. Определение прочности ж.б. трубы для микротоннелирования в массиве в зависимости от влияющих факторов. // Журнал «Горная промышленность», № 3, 2010, с. 44−48.
  71. П.В. Расчёт обделок тоннелей, сооружаемых методом микротоннелирования // II Магистерская научно-техническая конференция: Тезисы докладов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007, с. 154.
  72. П.В. Типология обделок микротоннелей // III Магистерская научно-техническая конференция. Тезисы докладов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007, с. 127.
  73. Директор ЗАО «Тоннельпроект» (г. Тула)1. С. А. Василенкооб использовании результатов диссертационной работы Школьникова Павла Вячеславовича «Обоснование параметров обделок и рациональной технологии возведения микротоннелей»
Заполнить форму текущей работой