Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Криминологическая характеристика и предупреждение автотранспортных преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диапазон правовых аспектов предупредительной деятельности достаточно широк. В сфере дорожного движения они обладают исключительно важным предупредительным значением. При этом расширение роли правовых норм в предупреждении автотранспортных преступлений нуждается в обеспечении их фактического выполнения, так как те или иные положения нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного… Читать ещё >

Содержание

  • к
  • Введение
  • Глава I. Современное состояние, тенденции автотранспортных преступлений и причинный комплекс факторов, детерминирующих их совершение
    • 1. Современное состояние и тенденции безопасности дорожного движения
    • 2. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения
    • 3. Причинный комплекс факторов, детерминирующих совершение автотранспортных преступлений
  • Глава II. Криминологическая характеристика лиц, совершивших автотранспортные преступления
    • 1. Социальные факторы формирования личности преступника, совершившего автотранспортное преступление
    • 2. Типологические свойства личности преступников, совершивших автотранспортные преступления
  • Глава III. Основные направления совершенствования предупреждения автотранспортных й
    • 1. Правовые основы предупреждения автотранспортных преступлений
    • 2. Общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения автотранспортных преступлений

Криминологическая характеристика и предупреждение автотранспортных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Дорожное движение — один из наиболее характерных и неотъемлемых элементов современной цивилизации, в которой автомобильный транспорт является воплощением проявлений научно-технического прогресса и в значительной мере влияет на темпы экономического и социального развития каждой страны и всего человечества. Именно поэтому негативные явления, связанные с дорожным движением, нуждаются в глубоком научном осмыслении. Особое место в проблеме безопасного дорожного движения занимают вопросы предупреждения автотранспортных правонарушений, которые предусмотрены уголовным законом.

В конце XX столетия на дорогах мира гибло не менее 250 тысяч человек и более 10 миллионов получали ранения ежегодно.1 Человечеству наносится колоссальный материальный, физический и моральный ущерб. Блага, которые несет автомобилизация, оплачиваются дорогой ценой. Драматизм этой стороны автомобилизации предопределяет необходимость поиска форм, средств и методов, направленных на снижение аварийности, предупреждение автотранспортных преступлений.

Для Российской Федерации проблема безопасности дорожного движения так же, как и для большинства стран, превратилась в проблему большой государственной важности. Ее комплексность, состоящая из элементов системы человек-автомобилъ-дорога, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Однако тот факт, что ее решение определяется не только количеством и качеством автомобилей, дорог, средств регулирования и других технических атрибутов, но и правовыми, психологическими, моральными и иными показателями, характеризующими участников дорожного движения и, прежде всего, водителей, стал приниматься во внимание учеными лишь с недавнего времени. Ведь весь механизм автотранспортного преступления,.

1 См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 160 165. причины нарушений правил дорожного движения, личность правонарушителей, формы и методы профилактики этих преступлений и составляют криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

Актуальность избранной темы определяется тем, что исследование криминологического содержания проблемы автотранспортных преступлений является важным резервом повышения эффективности деятельности по предупреждению вредных последствий автомобилизации, сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения. Следует иметь в виду, что каждое автотранспортное преступление является следствием противоправного поведения, в подавляющем большинстве случаев — сознательного нарушения Правил дорожного движения, влекущее предусмотренные уголовным законом последствия.

Автотранспортные преступления — наиболее «представительный» вид неосторожных преступлений, изучение криминологического содержания которых обеспечивает выявление детерминант, способствующих их совершению, и соответственно — разработку профилактических мер.

Актуальность темы

исследования объясняется также ее недостаточной изученностью, хотя многие теоретические и прикладные вопросы автотранспортных преступлений подробно рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных авторов: Н. С. Алексеева, Н. Н. Белокобыльского, Б. Е. Боровского, К. Бухалы, М. С. Гринберга, А. Н. Галаховой, В. К. Глистина, П. С. Дагеля, В. И. Жулева, Ф. Ирка, В. Е. Квашиса, В. В. Клочкова, Д. С. Ковалева, А. И. Коробеева, А. С. Кузьминой, Б. А. Куринова, В. В. Лукьянова, Ш. Д. Махмудова, А. И. Чучаева и др. Однако в их работах проблемы автотранспортных преступлений исследовались в качественно иных социально-экономических и правовых условиях бывшего СССР. Сложившаяся крайне негативная ситуация по обеспечению безопасности дорожного движения в современной России диктует необходимость разработки новых подходов к организации предупреждения автотранспортных преступлений. В последнее десятилетие существенно трансформировалось отечественное законодательство, принято немало нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности дорожного движения, претерпели существенные изменения социальные и экономические условия развития России, значительно увеличилось количество автотранспортных средств, что обусловливает необходимость исследования проблемы предупреждения автотранспортных преступлений с принципиально новых позиций.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются теоретико-прикладные вопросы предупреждения автотранспортных преступлений. В качестве предмета исследования выступают состояние безопасности дорожного движения в России, детерминанты автотранспортных преступлений, криминологическая характеристика лиц, совершивших данные посягательства, особенности мотивации их противоправного поведения, основные направления совершенствования мер предупреждения автотранспортных преступлений.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексная научная разработка теоретических и практических аспектов совершенствования общесоциального, криминологического, организационного и правового предупреждения автотранспортных преступлений.

Для достижения данной цели в ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

— анализ состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации;

— исследование причинного комплекса факторов, способствующих совершению автотранспортных преступлений;

— исследование криминологической характеристики лиц, совершающих автотранспортные преступления;

— многофакторный анализ проблем по правовому обеспечению предупреждения автотранспортных преступлений;

— комплексное исследование общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению автотранспортных посягательств.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую основу диссертации составили фундаментальные научные труды по криминологии, социологии, общей теории права, психологии, уголовному и административному праву. Интерпретируя полученный фактический материал и формулируя выводы исследования, диссертант опирался на труды Г. А. Аванесова, А. И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, Р. А. Базарова, С. В. Бородина, Н. И. Ветрова, П. С. Дагеля, А. И. Долговой,.

A.Э. Жалинского, С. М. Иншакова, Н. Г. Кадникова, И. И. Карпеца, М. И. Ковалева, И. Я. Козаченко, И. В. Корзуна, М. Ф. Костюка, Ю. А. Красикова,.

B.Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, Б. А. Куринова, В. А. Лебедева, С .Я. Лебедева, В. В. Лунеева, В. И. Майорова, С. В. Максимова, А. И. Марцева, Г. М. Миньковского, В. А. Никонова, А. И. Рароги, В. П. Ревина, С. Н. Сабанина, Р. А. Сабитова, В. П. Сальникова, М. Д. Шаргородского, А. В. Шеслера, A.M. Яковлева и других ученых.

Результаты и выводы, изложенные в диссертационной работе, получены на базе общих и частных методов научного познания: материалистической диалектики, статистического и сравнительно-правового методов, индукции и дедукции, анализа и синтеза, исторического и системного подхода. Для обоснованности и достоверности положений, изложенных в диссертации, использовались конкретно-социологические методы исследования, успешно апробированные в криминологической науке, в том числе анкетирование, анализ документов, включая контент-анализ, экспертные оценки.

Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное, уголовное и административное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе и ведомственные нормативные акты МВД России, затрагивающие различные аспекты предупреждения автотранспортных преступлений.

Эмпирическую основу исследования составили данные статистической отчетности МВД России о дорожно-транспортных происшествиях и автотранспортных преступлениях, совершенных за период с 1998 по 2003 годы, результаты анкетирования 350 граждан, проживающих в различных городах Уральского федерального округа (Челябинск, Курган, Екатеринбург), 145 сотрудников органов внутренних дел, в том числе 85 — сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ, 32 следователей и 27 дознавателей по делам об автотранспортных преступлениях.

В исправительных учреждениях ГУИН Минюста России по Челябинской области проанкетировано 115 лиц, осужденных за автотранспортные преступления. В архивах федеральных судов городов Челябинска и Екатеринбурга изучено 90 уголовных дел по фактам об автотранспортных преступлениях.

Изучено 118 материалов средств массовой информации общероссийского и регионального уровней, посвященных проблеме совершения автотранспортных преступлений.

Научная новизна работы заключается в том, что проблемы предупреждения автотранспортных преступлений впервые подвергнуты комплексному криминологическому и правовому анализу применительно к современным отечественным социально-экономическим условиям, новому уголовному законодательству.

Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту :

1. Автотранспортное преступление является одним из наиболее распространенных видов неосторожных преступлений и характеризуется специфическими особенностями, связанными с обязательным наличием источника повышенной опасности в виде автомобиля или иного транспортного средства, нарушением норм, предусмотренных в правилах дорожного движения, наступлением последствий, установленных в уголовном законодательстве и ролью каждого из участников в совершенном дорожнотранспортном происшествии. В этой связи целенаправленное позитивное влияние на процесс обеспечения безопасности дорожного движения возможно только на основе комплексного профилактического воздействия на систему человек-автомобиль-дорога.

2. Современное состояние безопасности дорожного движения в нашей стране характеризуется крайне негативными количественными и качественными тенденциями дорожно-транспортных происшествий, в том числе автотранспортных преступлений, выражающимися в ежегодном увеличении их числа и возрастании тяжести их последствий.

3. Познание закономерностей совершения автотранспортных преступлений, взаимосвязи объективных и субъективных факторов, способствующих их совершению, возможно лишь при системном подходе к предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4. К основным детерминантам автотранспортных преступлений объективного характера относятся следующие факторы: недостатки в конструктивных особенностях автотранспортных средствнеудовлетворительное техническое состояние значительной части автотранспортных средств в связи с длительной эксплуатацией без ремонта и замены изношенных деталей, узлов и механизмовнизкий уровень организации дорожного движения, включающей недостатки в средствах регулирования и информациидействия иных участников дорожного движения и третьих лиц, создавших условия для совершения дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиямипробелы и коллизии в нормативной правовой базе, регламентирующей организацию дорожного движенияявления биологического характеранеудовлетворительное состояние дорогмногочисленность частных автошкол, не обеспечивающих качественную подготовку водителей.

5. К основным детерминантам автотранспортных преступлений субъективного характера относятся низкий уровень общей культуры и правосознания водителейуправление автотранспортным средством в состоянии опьянениянедостаточный уровень знаний, умений и навыков вождения автотранспортных средствлегкомыслие, беспечность, пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения.

6. Анализ криминологической характеристики личности водителя, совершившего автотранспортное преступление, свидетельствует о наличии определенных типологических свойств, связанных с возрастом водителей, их образованием, предшествующим поведением, социальной адаптацией личности в учебном коллективе, отношением к труду.

7. Последствия автотранспортных преступлений находятся в определенной зависимости как от внезапно сложившейся ситуации, стечения случайных обстоятельств, непосредственно предшествующих им, так и от сознательного нарушения водителем правил дорожного движения, рассчитывающим избежать общественно опасные последствия.

8. Криминализация дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение вреда здоровью средней степени тяжести, способна расширить возможности предупреждения автотранспортных преступлений уголовно-правовыми мерами. В этих целях предлагается криминализировать деяния, указанные в ч. 1 ст. 264 УК России, повлекшие по неосторожности причинение вреда средней степени тяжести.

9. Деятельность органов государственной власти в сфере предупреждения автотранспортных преступлений включает в себя правовые, социальные, организационные, управленческие и другие меры. При этом расширение роли правовых норм в профилактике дорожно-транспортных происшествий нуждается в обеспечении их фактического выполнения. Дорожно-транспортные происшествия допускаются не только в силу антиобщественной или асоциальной установки той или иной личности, но и вследствие недостаточной информации, малоэффективного воздействия аппарата убеждения, отсутствия необходимого контроля за безопасностью дорожного движения в целом.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что сформулированные в ней положения представляют междисциплинарный интерес. Они могут быть использованы в исследованиях уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности органов внутренних дел по предупреждению автотранспортных преступлений, привлечению виновных к уголовной или административной ответственности. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании федерального законодательства в рассматриваемом направлении, при подготовке материалов в учебном процессе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования юридического профиля по криминологии, уголовному праву, на курсах повышения квалификации сотрудников подразделений ГАИ органов внутренних дел.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования имеют практическую направленность и прошли апробацию на научно-практических конференциях в Челябинском юридическом институте МВД России (декабрь 2001 г.), Челябинском государственном университете (май 2002 г.), Южно-Уральском государственном университете (апрель 2002 г., январь 2003 г.). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Челябинского юридического института МВД России. Кроме того, основные результаты исследования внедрены для использования в практической деятельности ГАИ ГУВД Челябинской области, УВД Челябинска, районных управлений внутренних дел Челябинска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Успешное влияние на процесс дорожного движения в целях обеспечения его безопасности возможно лишь на основе комплексного—— воздействия на систему человек-автомобилъ-дорога и устранения не только причин автотранспортных преступлений, но и обусловливающих их факторов.

Системный подход к проблеме, изучение комплекса объективных обстоятельств, сопутствующих автотранспортным преступлениям, позволяют выявить закономерности возникновения последних, определить взаимосвязь объективных и субъективных факторов, вскрыть социально-правовое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

Познание закономерностей автотранспортных преступлений, расширение представления об их социальной природе и роли субъективного фактора позволяют использовать при их исследовании положения теории причинности в криминологии, методологию криминологической характеристики преступлений и другие социально-правовые институты.

2. Одним из коренных вопросов, влияющих на объем и глубину криминологического содержания исследуемой проблемы, является установление места автотранспортных преступлений в системе неосторожной преступности, их типового и специфического содержания, а также связей с общими проблемами борьбы с преступностью. Переоценка роли ситуационных факторов и в определенной мере «фортунизация» дорожно-транспортных происшествий привели к искажению их социально-психологического механизма, к сужению форм и методов профилактической деятельности, к игнорированию влияния роли личности водителя и его противоправного поведения на вероятность совершения им автотранспортного преступления.

3. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристики личности водителей, совершивших автотранспортные преступления, дают достаточно оснований для того, чтобы утвердиться в выводе о том, что преступление совершает как ситуация — стечение случайных обстоятельств, так и лицо, допустившее противоправное поведение. Ситуация создает условия, наконец, подстерегает самонадеянного, небрежного, неумелого водителя.

При сопоставлении криминологической характеристики лиц, виновных в совершении автотранспортных преступлений, с данными, характеризующими лиц, совершивших иные, в том числе и умышленные преступления, отчетливо просматриваются общие закономерности, тенденции, качества. Они связаны с возрастом, образованием, предшествующим поведением, социальной адаптацией личности в семье, коллективе, ее отношением к труду и рядом других социально-психологических качеств.

Это криминологическое направление в исследовании автотранспортных преступлений весьма перспективно применительно к определению мероприятий по предупреждению рассматриваемых преступлений, а также форм и методов профилактического воздействия на личность правонарушителя.

4. Потенциальные возможности различных профилактических мероприятий определяются соответствующими детерминантами, на устранение которых они направлены. Выявление последних позволяет определить систему мероприятий, которая открывает широкие возможности для планирования мер по повышению безопасности дорожного движения, привлечения соответствующих сил и средств, прогнозирования результатов борьбы с аварийностью.

Социальный детерминизм дорожно-транспортных происшествий служит основанием для теоретического уяснения роли социальных мер их предупреждения и для практического осуществления этих мер.

5. Курс на декриминализацию автотранспортных преступлений бесперспективен. Целесообразно отказаться от занижения степени общественной опасности автотранспортных правонарушений и вернуться на путь расширения сферы применения уголовных репрессий за счет перевода декриминализированных проступков административного, гражданско-правового характера в разряд неосторожных деяний, влекущих применение мер уголовного закона.

Общественная опасность автотранспортных преступлений определяется их последствиями, которые выступают в качестве квалифицирующего признака. При этом причинная связь между деянием и последствиями обычно не осложнена вмешательством различного рода объективно неблагоприятных факторов, тогда как действия виновного прямо влияют на наступление опасных последствий. Поэтому предупреждение общественно опасных последствий должно быть связано с расширением сферы необходимого элемента объективной стороны состава преступления, конструированием и законодательным закреплением самого состава, то есть криминализацией деяния.

6. В деле предупреждения автотранспортных преступлений необходимо использовать достижения научно-технического прогресса, поставить их на службу безопасности дорожного движения. Это положение исходит из специфики рассматриваемых происшествий и из роли технических средств, способствующих повышению уровня организации дорожного движения применительно к каждому из его компонентов — человеку, автомобилю, дороге.

7. Интересы повышения эффективности профилактики автотранспортных преступлений определяет необходимость осуществления предупредительных мероприятий с выходом за пределы уголовно наказуемых деяний. Они должны осуществляться в отношении дорожно-транспорных происшествий в целом, а также в отношении административных правонарушений, совершаемых водителями транспортных средств.

8. Диапазон правовых аспектов предупредительной деятельности достаточно широк. В сфере дорожного движения они обладают исключительно важным предупредительным значением. При этом расширение роли правовых норм в предупреждении автотранспортных преступлений нуждается в обеспечении их фактического выполнения, так как те или иные положения нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения выполняются далеко не всегда и не повсеместно. Правонарушения допускаются не только в силу антиобщественной или асоциальной установки личности, но и вследствие недостаточной информации, малоэффективного воздействия аппарата убеждения, отсутствия необходимого контроля и других издержек, связанных с внедрением той или иной нормы, с обеспечением ее жизнедеятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2002.
  3. Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 57. Ст. 251.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 02.03.99 г. № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 891 «О порядке оперативного управления федеральным дорожным фондом Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст. 1792.
  8. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  9. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  10. А.И. Криминология. М.: Щит-М, 1999.
  11. Анализ обеспечения дорожной безопасности во Франции // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 2.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  13. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. М.: Академия МВД СССР, 1973.
  14. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР, 1975.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976.
  16. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  17. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  18. Ю.А. Личность потерпевшего и цели наказания. М.: Юр. лит., 1985.
  19. Р.А., Михайлов К. В. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2001.
  20. Р.А. Преступление. Состав преступления. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1997.
  21. В. Дети солнца // Здоровье. 1998. № 3.
  22. .С. Алкоголизм: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юр.лит., 1981.
  23. Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Стеле, 1995.
  24. Н.Н., Чучаев А. И. Механизм транспортного преступления. Саратов: ТМ-Комплекс, 1991.
  25. Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Мат.межвуз.научн.-теор.конф.- Уфа: Высшая школа милиции МВД России, 1994.
  26. Ю.Д., Зырин М. М., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск: Изд-во «Университетское», 1986.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  28. И. Правовых средств для борьбы с организованной преступностью достаточно // Законность. 1997. № 1.
  29. А. Лицензия на убийство // За рулем. 2001. № 2.
  30. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
  31. Е. Проходимцы поневоле // За рулем. 2001. № 3.
  32. С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990.
  33. С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву- М., Юрист, 1994.
  34. Борьба с кражами автомобилей в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 5.
  35. Борьба с нетрезвыми водителями в Австралии // Борьба с преступностью за рубежом. 1998. № 11.
  36. А. Не панацея // За рулем. 2001. № 8.
  37. А. Прибор ночного видения // За рулем. 2001. № 5.
  38. К. Криминологическая характеристика лиц, совершивших автотранспортные преступления. М.: Прогресс, 1985.
  39. С.П., Попов Н. Г. Конструирование автомобилей: от массового производства до элитных моделей. СПб.: Технике, 1999.
  40. М. Основные проблемы криминологии. Пер. с венг. М.: Прогресс, 1978.
  41. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  42. В.Э. Нетрадиционный подход к стратегическому прогнозированию преступности в России // Преступность: стратегия борьбы. Сб. науч. тр. М.: Криминологическая Ассоциация, 1997.
  43. Воробьев-Обухов А. Остановись. мгновенно // За рулем. 2001. № 5.
  44. Л.Д. Квалификация преступлений: вопросы, теория, практика. М.: Юридический институт МВД России, 2001.
  45. Л.Э., Курдюмов М. Л., Вишневский Е. И. Открываем законы физики. Механика. М.: Эко-Пресс, 1992.
  46. Ф.Г. Вина и криминогенное поведение личности: уголовно-правовые, криминологические и социально-психологические черты. М.: Наука, 1991.
  47. В.К., Боровский Б. Е. Автотранспортные преступления. М.: Юр. лит., 1969.
  48. К.К., Исиченко А. П., Кондратюк JI.B. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М.: ВНИИ МВД России, 1994.
  49. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987.
  50. М.С. Преступление против общественной безопасности. Свердловск: Сведловский юридический институт, 1974.
  51. М.С. Технические преступления. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1992.
  52. П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин и условий преступности. М.: ВЮЗИ, 1984.
  53. А.В. Уголовный закон и правосознание: теоретические проблемы уголовно-правового регулирования. Екатеринбург: Высшая школа МВД России, Уральская гос. юрид. академия, 1994.
  54. И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. М.: Экономика, 1995.
  55. П.С., Котов Д. П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1974.
  56. П.С., Михеев Р. И. Теоретические основы установления вины. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1975.
  57. П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., Юр. лит., 1977.
  58. Е.П. Автомобильные дела: Административные. Уголовные. Гражданские. Экспертиза. М.: СПАРК, 2000.
  59. У.С., Рахимов Т.Г, Судакова Р. Н. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Алма-Ата: Наука, 1987.
  60. А.И. Особенности правосознания и правового воспитания лиц, совершающих преступления // Правосознание и правовое воспитание осужденных. Сб. науч. тр. М.: Всесоюз. ин-т по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1982.
  61. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Политиздат, 1985.5 5. Ерыгин Д. Куда пропал баланс? // За рулем. 2001. № 12.
  62. М.Б. Японские вертикали. М.: Политиздат, 1987.
  63. Г. Х., Ратинов А. Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1989.
  64. А.Э. Социально-правовое мышление: (Проблемы борьбы с преступностью). М.: Наука, 1989.
  65. А. Здоровье не купишь? // За рулем. 2001. № 2.
  66. В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юр. лит., 1989.
  67. Г. Г. Общество и алкоголь. М.: Медицина, 1992.
  68. К. Каждая дорога благодать // За рулем. 2001. № 5.
  69. Г. А., Никифоров Б. С. Умысел и его формы. М.: Юр. лит., 1972.
  70. В.Н. Наука управления автомобилем. М.: Автодор, 1990.
  71. Н.Г., Корабельников С. М. Ответственность за дорожно-транспортные преступления и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению. М.: Щит-М, 1990.
  72. Н.А. Человек за рулем. М.: Техника, 1971.
  73. К.Е. Типология личности преступника и мотиваия преступного поведения. Горький: Высшая школа МВД СССР, 1974.
  74. Инженерная психология. М.: Медицина, 1977.
  75. С.М. Криминология. М.: Юриспруденция, 2000.
  76. С., Чуйкин А. 2001: год реальных планов // За рулем. 2001. № 1.
  77. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992.
  78. И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1973.
  79. Катаев-Смык JI.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  80. С.Е. Техника езды на автомобиле. Ярославль: Изд-во «Фортуна», 1982.
  81. В. Е., Махмудов Ш. Д. Ответственность за неосторожность. Душанбе: Юридическая наука, 1975.
  82. М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991.
  83. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  84. В.М. Социальные свойства преступности. М.: Наука, 1978.
  85. И.Я., Липутин Е. А. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных оценок. Тюмень: Тюменский гос. унт, 1991.
  86. Ю.Ю., Демидов В. Н., Толчинский Л. Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. 1997. № 8.
  87. Комплексное изучение системы воздействия на преступность: методологические и теоретические основы / Под ред. П. П. Осипова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  88. Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М.: Издательство НОРМА, 2001.
  89. Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  90. А.И. Транспортные преступления. СПб: Юридический центр Пресс, 2003.
  91. А.И. Транспортные преступления: квалификация и ответственность. М.: Юр. лит., 1990.
  92. А.И. Транспортные преступления: квалификация, ответственность, предупреждение. Владивосток: Изд-во Дальневос. гос. ун-та, 1992.
  93. Д.П. Цель и целеполагание в неосторожных преступлениях // Проблемы борьбы с преступной неосторожностью в условиях научно-технической революции: Сб.науч.тр. Владивосток: Изд-во Дальневос. гос. ун-та, 1976.
  94. И.Н. Уголовная ответственность за транспортные преступления. Ташкент: Корона-ЛТД, 1990.
  95. Криминалистика: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Р. С. Белкина. М.: Юр. лит., 1995.
  96. Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986.
  97. Криминогенное воздействие питейных заведений на локальную преступность // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 4.
  98. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.
  99. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  100. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Издат. группа ИНФРА-М НОРМА, 1997.
  101. Криминология / Под ред. д.ю.н., проф. В. П. Сальникова. СПб.: Издательство «Лань», 1998.
  102. В. «Академический» стиль // За рулем. 2001. № 10.
  103. В. Научись-ка ездить // За рулем. 2001. № 8.
  104. В., Князев В. Сообщи о расходе, автомобиль // За рулем. 2001. № 8.
  105. В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998.
  106. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Юр. лит., 1982.
  107. В.Н. Причинность в криминологии: о структуре индивидуального преступного поведения. М.: Юр. лит., 1968.
  108. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.
  109. Н.Ф. Преступление и преступность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  110. А.С. Борьба с автотранспортными преступлениями. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1981.
  111. . А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  112. .А. Научные основы квалификации преступлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  113. А.И. Субъект преступления. М.: Юр. лит., 1981.
  114. И.П., Светлов А. Я. и др. Пьянство и преступность: история и проблемы. Киев: Вища школа, 1989.
  115. .М., Левин М. Б. Мнимые потребности. М.: Наука, 1986.
  116. ПО.Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1968.
  117. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  118. Д., Бойко А. Последний не крайний // За рулем. 2001. № 12.
  119. Д. Очевидное невероятное // За рулем. 2001. № 3.
  120. И4.Леру М. Сцепление колеса автомобиля с дорогой и безопасность движения. М.: Изд-во «Техника», 1959.
  121. Личность преступника. М.: Наука, 1975.
  122. В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: Юр. лит., 1979.
  123. В.В. Криминология. М.: Юр. лит., 1986.
  124. В.В. Мотивация преступного поведения. М.: Юр. лит., 1990.
  125. В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М.: Юр. лит., 1980.
  126. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Издательство НОРМА, 1997.
  127. В.И. Безопасность дорожного движения объект социально-экономического управления. Челябинск: Челябинский юридический институт MBД России, 1995.
  128. И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1968.
  129. С. Настоящие мужчины всегда придут на помощь // За рулем. 2001. № 7.
  130. В., Хабибулин М. Установление причинной связи по делам об автотранспортных преступлениях// Советская юстиция. 1991. № 14.
  131. О.Д. Автосервис: рынок, практика, клиент. М.: Прим-экспресс, 2001.
  132. А.И., Максимов С. В., Морозов В. И., Нечепуренко А. А. Общее предупреждение преступлений: проблемы и перспективы. Омск: Высшая школа милиции МВД России, 1993.
  133. А.И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1989.
  134. Л.С. Современные технические средства в органах внутренних дел. М.: Щит-М, 2001.
  135. Ю.А. Опыт организации охраны правопорядка на международной выставке «ЭКСПО». Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2001.
  136. Механизм преступного поведения. М.: Наука, 1981.
  137. С. Модернизация или работа над ошибками // За рулем. 2001. № 3.
  138. И. Сжимается третье кольцо // За рулем. 2000. № 6.
  139. И. Бойся «шестерки» в пятницу! // За рулем. 2000. № 12.
  140. И. Дальше некуда // За рулем. 2001. № 2.
  141. И. 500 стандартов и . одна дорога // За рулем. 2001. № 8.
  142. И. Время вводов и выводов // За рулем. 2001. № 12.
  143. И. Еще год войны // За рулем. 2004. № 5.
  144. А.В. Курс лекций по уголовному праву. М.: Издательство НОРМА, 1996.
  145. Т.А., Цыцарев С. В. Личность и алкоголизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  146. Ю. Городской путешественник // За рулем. 2001. № 1.
  147. Ю. Реально безопасны // За рулем. 2001. № 9.
  148. .В. Введение в христианскую психологию: размышления священника психолога. М.: Школа Пресс, 1994.
  149. В.А. Методологические основы изучения причин преступного поведения. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1986.
  150. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.
  151. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1995.
  152. Отец Серафим Платинский (Евгений Роуз). Человек против Бога. М.: Валаамское общество Америки в России, 1995.
  153. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
  154. Ф.Н. Антиалкогольная политика в России: история и современность. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.
  155. А.А. Особенности составов преступлений с двойной и смешанной формами вины. Харьков: Вища школа, 1984.
  156. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.
  157. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  158. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981.
  159. К. Нужны ли нам ремни безопасности? // За рулем. 1982. № 2.
  160. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней. М.: Криминологическая Ассоциация, 1995.
  161. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1987.
  162. Проблемы теории государства и права. М.: СПАРК, 1999.
  163. А.И. Вина и квалификация преступления. М.: Юр. лит., 1982.
  164. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение: (Теория и методология исследования). Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1988.
  165. Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002.
  166. C.JI. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова, изд. 5-е. М.: Педагогика, 1996.
  167. А.С. Психология: Курс лекций. Киев: Леке, 1996.
  168. А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1985.
  169. Ю.К. Дорожное строительство. М.: Автодор, 1998.
  170. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  171. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид.лит., 1977.
  172. Транспортные преступления в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1997. № 9.
  173. Уголовное право Российской Федерации / Под ред. Р. А. Базарова, В. П. Ревина. В 3 т. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2001.
  174. Уголовное право / Под ред. проф. И. Т. Голякова. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.0
  175. Уголовное право. Общая часть / Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Марцева. Омск: Юридический институт МВД России, 1998.
  176. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. М.: Издат. группа ИНФРА-М НОРМА, 1997.
  177. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969.
  178. К. Преступность и криминология в современной Японии. М.: Прогресс, 1989.
  179. В. Введение в криминологию. М.: Юр. лит., 1980.
  180. Франк Л В. Виктимология и виктимность. Душанбе: Ирфан, 1972.
  181. И., Рекер К. Влияние возраста и опыта водителя на интенсивность аварий и безопасную манеру вождения. М.: Прогресс, 1976.
  182. А.Н. Государственный контроль над преступностью: теоретические и правовые проблемы. Омск: Юрид. ин-т МВД России, 1997.
  183. В.М. Дни познаются в сравнении // Здоровье. 1998. № 3.
  184. В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М.: Прогресс, 1989.
  185. Т.В. Причинная связь в уголовном праве. М.: Госюриздат, 1963.
  186. Человек и его работа: (Социологическое исследование). Под ред. А. Г. Здравомыслова и др. М.: Мысль, 1967.
  187. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Медицина, 1976.
  188. М.Д. Уголовная политика в эпоху научно-технической революции // Основные направления борьбы с преступностью. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
  189. Г. Й. Криминология. Пер. с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л. О. Иванова. М.: «Прогресс» «Универс», 1994.
  190. A.M. Преступность и социальная психология. М.: Юрид. лит., 1971.
  191. A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения (социально-психологический аспект). Горький: Высшая школа МВД СССР, 1977.
  192. Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственность. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001.
  193. I. Авторефераты диссертаций
  194. Д.С. Причины, условия автотранспортных преступлений и вопросы профилактики. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Д.: ЛГУ, 1975.
  195. А.И. Субъект преступления и личность преступника по делам о преступных авариях на морском транспорте. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Л.: ЛГУ, 1977.
  196. В.И. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: МГУ, 1964.1. Словари, справочные издания
  197. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1997.
  198. Оценка оперативной обстановки на территории Челябинской области за2001 год. Челябинск: ГУВД Челябинской области, 2002.
  199. Оценка оперативной обстановки на территории Челябинской области за2002 год. Челябинск: ГУВД Челябинской области, 2003.
  200. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000.
  201. Состояние преступности в России за 1998 год. М.: ГИЦ МВД России, 1999.
  202. Состояние преступности в России за 1999 год. М.: ГИЦ МВД России, 2000.
  203. Состояние преступности в России за 2000 год. М.: ГИЦ МВД России, 2001.
  204. Состояние преступности в России за 2001 год. М.: ГИЦ МВД России, 2002.
  205. Состояние преступности в России за 2002 год. М.: ГИЦ МВД России, 2003.
  206. Irk F. Kozuti balesetek. Budapest: Eotvos Lorand University Press, 1979.
  207. Middendorf W. Die Kriminologie des Verkehrsdelikts. Kriminalistik, 1958, № 12.
  208. Parry N.H. Aggression on the Road. London: Law Books, 1968.
  209. Popper M. The study of deviant behaviour of drivers // The complex analysis of deviant behaviour in Hungary: Research Revier. 1989. № 1.
  210. Willet T.G. Criminal on the Road. London: Law Books, 1970.
Заполнить форму текущей работой