Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика смыслообразования в поэзии А. Ахматовой: 1911-1940 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой диссертации являются: исследования по теории поэтического текста (В.В. Виноградов, Т. Г. Винокур, Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский, Б. В. Том аше веки й, Б. М. Эйхенбаум,), работы, посвященные анализу поэтического текста (В.В. Виноградов, JI.B. Щерба, В. М. Жирмунский, Б. А. Ларин, Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров, К. Ф. Тарановский, С. Г. Ильенко, Т. В. Скулачева, Л. В. Зубова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Поэтический текст и принципы его лингвистического анализа
    • 1. 1. Язык поэзии и его особенности
      • 1. 1. 1. История изучения поэтического текста
      • 1. 1. 2. Образная природа поэтического текста
      • 1. 1. 3. Специфика образа в поэзии символизма и акмеизма
      • 1. 1. 4. Творчество А. Ахматовой в критических отзывах ее современников
      • 1. 1. 5. Эволюция в восприятии творчества и личности А. Ахматовой
      • 1. 1. 6. Свойства лирического стихотворения
    • 1. 2. Теоретические вопросы изучения художественного текста
      • 1. 2. 1. Композиционный подход к анализу художественного текста
      • 1. 2. 2. Понятие «композиция» и ее трехчастная структура
      • 1. 2. 3. Рамка художественного произведения
      • 1. 2. 4. Понятия «анализ» и «интерпретация»
      • 1. 2. 5. Художественный текст и его понимание
      • 1. 2. 6. Соотношение понятий «познание» и «понимание»
    • 1. 3. Семантическое пространство текста и принципы его анализа
      • 1. 3. 1. Художественный концепт
      • 1. 3. 2. Понятие «концептосфера». Методы ее выделения в художественном тексте
      • 1. 3. 3. Понятие «ассоциация» и ее роль в смысловой организации поэтического текста
      • 1. 3. 4. Понятие «ключевое слово»
  • Выводы
  • Глава II. Поэтический мир А. Ахматовой: динамика тематико-композиционной структуры, типология поэтических текстов
    • 2. 1. Тема природы в смысловой структуре стихотворения
  • Выводы
    • 2. 2. Тема города как фон смыслового содержания стихотворения
  • Выводы
    • 2. 3. Образ персонажа как источник эмоционального сюжета
  • Выводы
    • 2. 4. Тексты с сентенционным началом, предопределяющим их содержание
  • Выводы
  • Выводы по 2 главе

Динамика смыслообразования в поэзии А. Ахматовой: 1911-1940 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование художественного текста и, в частности, текста поэтического никогда не теряет своей актуальности, так как его язык под воздействием многообразных контекстов — внутритекстовых и внетекстовых — приобретает речевые значения, которые требуют для своего понимания особого вида деятельности — интерпретации, меняющей характер в зависимости от эпохи и типа читателя.

Представляя собой сложное структурное образование, такой текст со стороны смысла часто предстает неоднозначным для читателя. Это положение распространяется как на носителя языка, так и на иностранца.

С языковой точки зрения текстовое пространство обладает набором средств, представляющих уровень объективных и субъективных значений и формирующих эмоциональный срез смысловой организации текста. Обращение к эмоциональной составляющей позволяет проникнуть в сферу чувств лирического героя.

Особенность художественного. поэтического текста и возможность разных толкований его смысла обусловливают непреходящий поиск путей анализа, позволяющих проникнуть в смысловую глубину текста (Б.А. Ларин).

Указанные обстоятельства определяют актуальность и данной работы, направленной на исследование целого текста, особенностей использования в нем языковых средств, что должно привести к повышению объективности его интерпретации.

К исследованию привлекается поэтическое творчество А. А. Ахматовой довоенного периода. Наблюдение над языком произведений поэта в данной работе имеет двустороннюю направленность: это исследование текстового функционирования языковых средств с выходом на интерпретацию художественного смысла целого текста.

Среди работ, имеющих целью выявить смысловые особенности поэзии А. Ахматовой, последние по времени появления связаны с исследованием ключевых концептов ее поэзии, способов экспликации их содержания, а также с описанием отдельных языковых единиц, их функционирования в тексте (Федорчук 1999, Данькова 2000, Федорова 2006, Шадрина 2006, Четверикова 2007 и др.) — Учитывая, что языковые средства проявляют свои смыслоформирующие значения на протяжении динамического развертывания содержания текста, актуальным представляется обращение к целому тексту, описание особенностей его композиционной организации, требующей выделения её компонентов, и поиску типологических качеств, которые можно было бы положить в основу классификации стихотворений, связанных общностью принципов выражения авторского мировидения и мирочувствования.

Сконцентрированность на самом тексте дает возможность представить как закономерности смыслообразования, так и индивидуальные особенности ахматовского стиха.

Факт яркого проявления в поэзии А. Ахматовой личности поэта отмечен уже ее первыми исследователями (В.В. Виноградов, Б. М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский). В настоящее же время о жизни и творчестве А. Ахматовой складывается неоднозначное мнение. Сравнительно недавно вышедшие публикации свидетельствуют об очередном изменении отношения к поэту и о стремлении пересмотреть традиционно сложившийся облик А. Ахматовой (Жолковский 1996, Богомолов 2004, Катаева 2007).

Однако выступления современных критиков лишь подтверждают существование живого интереса к творчеству поэта.

Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.

Объектом исследования послужили стихи раннего периода творчества А. Ахматовой, в которых преобладает образный, эмпирический компонент. В отличие от ее поздней поэзии, в которой в большей мере проявляются черты философской и гражданской поэтики, в раннем творчестве поэта центральное место занимают эмоциональные переживания лирической героини, неразрывные с созданным ею образом мира. Характер этого мира и его восприятие находят воплощение в индивидуальном отношении к слову, в отборе и организации языковых средств.

Принимая во внимание эти свойства ранней лирики А. Ахматовой, предметом исследования становятся композиционно-структурные и языковые средства создания поэтического образа того мира, неразрывной связью с которым живёт лирическая героиня.

Цель работы заключается в последовательном выполнении двух основных действий:

1 .Выявление языковых средств, одновременно выполняющих изобразительную и выразительную роль, в их динамическом функционировании в текстовом пространстве.

2. Интерпретация текстов А. Ахматовой на основании анализа речевых преобразований семантики языковых средств.

В связи с поставленными целями предполагается решение следующих задач:

1. Изучение литературы, посвященной особенностям поэтической речи и творчеству А. Ахматовойразработка принципов анализа поэтического текста с учетом индивидуального своеобразия поэта.

2. Анализ текстов А. Ахматовой, поиск их типологических качеств, позволяющих представить процесс художественного постижения действительности.

3. Выделение значимых компонентов текста как элементов его композиции и проведение композиционного анализа на основе выявления речевых значений языковых средств и их актуализации, связанной с динамикой сложения смысла.

Гипотеза исследования. В творчестве А. Ахматовой можно выделить типологически близкие стихотворения, базирующиеся на определенных тематических полях (явления природы, города, облик человека и др.), традиционно и индивидуально связанных с комплексом эмоциональных состояний, «превращенных в сюжет» и обладающих такими понятиями, как «начало, конец, смысл» (Лотман 2001: 72). Типологическая близость формируется и формирует определенные тенденции в употреблении языковых средств. Преобразование их значений непосредственно связано с динамическим развитием поэтического сюжета.

Теоретической основой диссертации являются: исследования по теории поэтического текста (В.В. Виноградов, Т. Г. Винокур, Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский, Б. В. Том аше веки й, Б. М. Эйхенбаум,), работы, посвященные анализу поэтического текста (В.В. Виноградов, JI.B. Щерба, В. М. Жирмунский, Б. А. Ларин, Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров, К. Ф. Тарановский, С. Г. Ильенко, Т. В. Скулачева, Л. В. Зубова, Н. В. Кулибина, Н.А. Фатеева), труды по проблемам интерпретационного анализа (М.Л. Гаспаров, К. А. Долинин, В. З. Демьянков, Д. М. Поцепня и др.), исследования, связанные с композиционным анализом художественного текста (В.В. Виноградов, В. М. Жирмунский, В. В. Кожинов, Г. А. Золотова, О. Б. Вакуленко, Ю.В. Казарин), а также работы по творчеству и языку поэзии А. А. Ахматовой (Н.В. Недоброво, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Б. М. Эйхенбаум, Л Л. Гинзбург, К. И. Чуковский, Л. К. Чуковская, В. Н. Топоров, А. И. Павловский, Т. В. Цивьян, Р. Д. Тименчик, М. М. Кралин, А. Г. Найман, А. Хейт, А. К. Жолковский, Н. А. Богомолов и др.).

Материалом для исследования послужили стихотворения А. Ахматовой 1911 — 1940 гг., вошедшие в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno domini», «Тростник». Общее количество проанализированных стихотворений составило 135 единиц.

Методы предопределены целью и задачами исследования. В работе реализуется подход к тексту как к целому. Разрабатываются приемы композиционного анализа с выделением его единиц и наблюдением над функционированием в них языковых средств. Таким образом, в исследовании используются методы композиционного, семантического и ассоциативного анализа в их взаимодействии.

Научная новизна работы заключается 1) в выработке приемов анализа поэтического текста, способных раскрыть динамику формирования смысла в рамках художественного целого стихотворного произведения- 2) в раскрытии принципов создания речевых значений и актуализации языковых единиц в тексте в процессе формирования его смысла, ведущем к его интерпретации как к конечному результату анализа (в нашем случае — анализа поэтических текстов А.А. Ахматовой).

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтический текст, опирающийся в передаче эмоциональных состояний лирического героя на явления реального мира, может обращаться к предметам, событиям, персонажам в качестве импульса для выражения этих состояний и обретения отклика читателя.

2. Обращение к внешнему миру, существующему в координатах времени и пространства, предопределяет динамическое развитие поэтического сюжета. Этот факт обусловливает выбор такого подхода к анализу, который был бы способен вскрыть динамику развития актуальных значений языковых средств, участвующих в создании текста.

3. Динамика речевых преобразований может быть выявлена в процессе композиционного анализа, отправным пунктом которого становится заголовок стихотворения или, при его отсутствии, как бывает у Ахматовой, начальные строки, вводящие тему, чаще параллельно развивающиеся темы, что предопределяет сюжетное развитие и включение в текст языковых средств определённых тематических полей.

4. А. Ахматова, автор с ярко выраженной индивидуальностью, создает стихотворения, обладающие тематико-сюжетными особенностями, находящими выражение в языке, и проявляющие определенные типологические качества, которые отражают специфику ее творческого мышления.

5. Выявление типологических качеств стихотворных текстов может способствовать развитию навыков чтения поэтических текстов при обучении русскому языку как родному и как иностранному.

Теоретическая значимость определяется разработкой и реализацией методов исследования процесса смыслообразования, опирающихся на единицы композиционной структуры текста и позволяющих эксплицировать механизмы динамического преобразования значений языковых единиц в поступательном формировании и развитии смысла от его начала к концуа также выработанной на основе анализа целого текста методикой интерпретационного анализа поэтического текста, результатом применения которой становится выявление типологических качеств поэтического текста, обнаруживающих себя в особенностях функционирования языковых средств.

Практическая значимость: подходы к анализу и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании поэтического языка и индивидуального стиля поэта, а также в практике преподавания русского языка как иностранного (типология поэтического текста и приемы его анализа), в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике художественного текста. Практическая значимость связана с возможностью формирования навыков чтения (т.е. восприятия и понимания) поэтического текста, что актуально при обучении русскому языку как родному, так и иностранному.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на XI международной научно-методической конференции: «Новые направления в изучении русского языка и в методике его преподавания» (Санкт-Петербург, 2006), ХШ международной научнометодической конференции: «Современное состояние и перспективы обучения русскому языку в вузе» (Санкт-Петербург, 2008), а также на заседаниях аспирантского семинара кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ. По материалам диссертации опубликовано 5 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический список включает в себя 192 наименования. Общий объем диссертации составляет 219 страниц, из которых 6 занимает приложение.

Выводы по 2 главе.

В целях осуществления интерпретации текстов А. Ахматовой путем выявления языковых средств в их динамическом функционировании мы обратились к композиционной структуре ее стихотворений для наблюдения за тем, каким образом в переходах от одного композиционного компонента к другому нарастает динамизм сообщения, осуществляемый с помощью языковых средств.

Была обнаружена ключевая роль начальных строк или первого четверостишия стихотворения, которые, при отсутствии заголовков, брали на себя функцию номинирования темы. Почти во всех стихотворениях были представлены две темы, одна из которых становилась источником тех эмоциональных состояний, которые составляли основное содержание стихотворения, практически формируя эмоциональный нарратив.

Характер «внешней темы», которая часто обретала самостоятельное развитие, если не определял, то существенно влиял на смысловую организацию текста. С учетом ее языкового и ассоциативного потенциала были выделены и описаны четыре группы стихотворений, в пределах каждой из которых были обнаружены общие черты поэтического развертывания текста.

Было выявлено, что отправным компонентом лирического повествования в этих группах является реальная действительность или ментальный мир, которые предопределяли динамику развития актуальных значений языковых средств.

Анализ группы, исходным тематическим принципом которой является включение явлений природы, показал, что природные обозначения становятся эмоционально заряженными семантическими номинациями за счет присутствия в тексте второй, параллельно развивающейся линии чувств. Мир природы определяет движение в мире чувств. Смысловое согласование этих двух сюжетов осуществляется разными способами: путем полного/неполного параллелизма, благодаря союзной связи или сравнениям, а также посредством ассоциативных перекличек. Одновременная актуализация двух тематических линий рождает ощущение динамического развития сюжета.

Динамика смыслообразования проявилась также в стихотворениях, первые строчки которых представляют описание локально детерминированного пространства. Было отмечено, что поэту свойственно концентрировать в одном пространстве два временных плана или два разных образа, противопоставляя их между собой в рамках текста или сопоставляя их путем скрытой ассоциативной связи.

Иногда А. Ахматова демонстрирует в стихотворении противоречивый мир чувств и эмоций, вызванный воспоминанием о том или ином месте. Подобные противопоставления отражают эмоциональное восприятие действительности героем и, как следствие, вскрывают динамику развития актуальных значений языковых средств, участвующих в создании портрета лирических персонажей.

В творчестве Ахматовой были выявлены стихотворения, в которых проживание какого-либо события сочленяется с представлением аллегорического образа или образа другого персонажа. В каждом из них поэт выделяет доминантную черту, которую помещает, как правило, в начало стихотворения и находит эмоционально предельные способы ее выражения. Эта абсолютная деталь помогает читателю достроить образ лирического героя и является источником тех эмоциональных переживаний, которые выстраивают динамическое развитие смысла.

Многие поэтические произведения открываются эпиграмматической формулой общего или частного характера, что дало основание для выделения четвертой группы. За их внешней сдержанностью и лаконичностью стоит, как правило, образ «состояния души», точнее, образ мыслей, который проявляет свой динамичный характер развертывания на протяжении целого текста. Такое движение ему обеспечивают первые строки, сентенция которых постепенно конкретизируется и становится еще весомее в сравнении с последней фразой.

Итак, любое событие оказывается источником переживания, которое фиксируется путем поэтического проживания.

Заключение

.

Работа посвящена стихотворному тексту, особенности которого в значительной мере задаются характером ритмического и строфического строения и в известной степени его размерами. Всё это вписывается в смысловую организацию поэтического текста, предопределяя «тесноту стихотворного ряда» и оказывая воздействие на отбор и организацию языковых единиц.

Задача наблюдения за функционированием языковых средств в поэтическом тексте — текстах поэзии А. А. Ахматовой — в отношении к сложению его смысла, логике художественного изображения и возможной интерпретации потребовала обращения в анализе к целому тексту. При такой постановке вопроса неизбежным стало наблюдение за композицией как организацией компонентов текста, в качестве которых были определены его тематические составляющие, обнаружившие нелинейное расположение при параллельном развитии их содержания и вступающие в сложные отношения в рамках целого текста.

В связи с этим явления поэтической речи рассматривались не как таковые, а наблюдаемые в процессе как бы «пошагового», последовательного формирования и наращения смысла стиха внутри законченного целого его художественной структуры. Это позволило раскрыть и доказательно продемонстрировать в анализе движущееся от начала к концу развитие и сложение смысла, становящегося целью интерпретации.

При указанном подходе анализ начинался с первого предложения или четверостишия, берущих на себя одновременно роль экспозиции и заголовка, формально практически отсутствующего в стихотворениях А. Ахматовой. Именно эта часть текста, во-первых, выявила группы тем, характерных для мировидения поэта, во-вторых, продемонстрировала свою текстообразующую роль, предопределяя смысловую структуру текста, в которой реализуются множественные связи между его тематическими компонентами, и обусловливая динамику сюжетного развития и его воздействие на семантическое содержание языковых средств.

Материалом для исследования послужили 135 стихотворений из довоенных сборников А. Ахматовой, которые в результате систематизирующих наблюдений были распределены на 4 группы: Первую группу составили стихотворения, представляющие в своей смысловой структуре тему природы (26) — вторую группу образовали тексты, представляющие тему города (63) — третью — включающие образ персонажа как источник эмоционального сюжета (20) — в четвертую группу вошли тексты с сентенционным началом, предопределяющим их содержание (22).

Выявленная типология дала ключ к организации анализа, поскольку каждый из выделенных типов стихотворений обладает своими закономерностями развертывания смысла, а также устойчивыми тенденциями участия в этом процессе тех или иных языковых средств.

Анализ каждой группы начинался со стихотворений, выбранных в качестве прототипичных, т. е. ярко представляющих черты каждой группы. В анализе последующих текстов подтверждались обнаруженные типизированные формы развития смысла.

В результате было выявлено, что для поэзии А. Ахматовой характерно параллельное развитие двух тем, состоящих в отношениях ассоциативной близости. Одна из этих тем обращается, как правило, к компонентам внешнего или ментального мира и становится источником эмоциональных состояний, составляющих основу поэтического нарратива. В анализе развития «внешней темы» мы опирались на лексическую и грамматическую семантику, играющую ведущую роль при интерпретации текста. Благодаря этому мы получили возможность наблюдать за двойной актуализацией значений языковых единиц в процессе композиционного развития текста: как в пределах развития первой темы, так и при подключении второй.

Обращение к композиционной структуре текста позволило исследовать саму композицию, выявить ее роль в смысловой структуре стихотворения, а также действенную силу в регулировании восприятия и интерпретации поэтического текста. В работе раскрыто содержание процедуры такой интерпретации, демонстрирующей процесс речевых преобразований значений языковых единиц в их функционировании в композиционных компонентах текста.

Проведенное исследование показало, что динамика смыслообразования имеет свои механизмы в каждом из выявленных типов поэтических текстов с той или иной тематико-композиционной структурой.

Анализ позволил также раскрыть организацию взаимоотношения автора с читателем. В практике это может быть использовано в процессе формирования навыков и умений чтения поэтического текста.

Благодаря тесной взаимосвязи основного эмоционального сюжета с явлениями внешнего мира было выявлено, что поэтические тексты А. Ахматовой не ограничиваются описанием и раскрытием душевного мира лирической героини, а обращены к универсальному пространству культуры и общим проблемам человеческого бытия, что придает ее поэзии непреходящее значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АдмониВ-Г. Система форм речевого высказывания /В.Г. Адмони. — СПб.: Наука, 1994. —153 с.
  2. М.И. В последний раз / Маргарита Алигер // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В. Я. Виленкин, В. А. Черных. — М., 1991. — С. 349—367.
  3. АнциферовН.П. Душа Петербурга- Петербург Достоевского — Быль и миф Петербурга /Н.П.Анциферов. — Репр. воспр. изд. 1922, 1923, 1924 гг. — М.: Книга: Ред.-изд. центр № 2 «Канон», [1991]. — 227, 105, 88 с. + прил. (103 е.).
  4. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания /Ю.Д. Апресян //Вопр. языкознания. — 1995. — № 1. — С. 37—67.
  5. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст. /И.В. Арнольд- науч. ред. П. Е. Бухаркин. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. —443 с.
  6. Н.Д. Предложение и его смысл : логико-семант. проблемы / Н. Д. Арутюнова — АН СССР, Ин-т языкознания. —М.: Наука, 1976. — 383 с.
  7. Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — 2-е изд., испр. — М.: Языки рус. культуры, 1999. — XV, 895 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
  8. Н.Н. Родословная поэзии: статьи, воспоминания, письма / Н. Н. Асеев. — М.: Сов. писатель, 1990. — 557 с.
  9. А. А. Десятые годы /Анна Ахматова- сост. и примеч. Р. Д. Тименчика, К. М. Поливанова. — Всесоюз. о-во книголюбов. — М.: Изд-во МПИ, 1989. — 288 с.
  10. А.А. Стихи и проза / Анна Ахматова- предисл. Д. Хрецкова- примеч. Э. Г. Герштейн. — Л.: Лениздат, 1976. — 616 с.
  11. Г. Д. Языковая композиция художественного текста : (на материале рус. прозы 80−90-х годов XX в.): автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01 / Ахметова Галия Дуфаровна- Лит. ин-т им. А. М. Горького. —М., 2003. — 38 с.
  12. Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 533 с.
  13. М.А. Концепт «Муза» и его ассоциативное поле в русской поэзии серебряного века: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 /Бабурина Марина Анатольевна- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 1998. — 20 с.
  14. О.Б. Ключевые слова в тексте и языковая картина мира / О. Б. Байн // Языковая картина мира: материалы Всерос. науч. конф. — Кемерово, 1995. — С. 70—73.
  15. В.Я. Ассоциативный поиск / В. Барлас // Новый мир. — 1986. -- № 7. — С. 224—239.
  16. О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Беспалова Ольга Евгеньевна- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2002. — 24 с.
  17. Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н. С. Болотнова. — Томск: Изд-во Том. пед. ин-та, 1994. — 210 с.
  18. Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова — под ред. С. В. Сыпченко. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. — 310 с.
  19. В.Г. Принципы формирования дискурса : от психолингвистики к лингвосинергетике / В. Г. Борботько. — М.: URSS: КомКнига, 2006. —286 с.
  20. О.Б. Жанровый анализ композиции французского художественного и научного текста: (на материале нарратив. новеллы и науч.-исслед. ст.) / О. Б. Вакуленко. — Комсомольск-на-Амуре: Комсомол.-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2005. — 204 с.
  21. Н.С. Необычное. в обычном. Заметки о пунктуации А. Ахматовой. // Русская речь. — 1979. — № 6. — С. 20—57.
  22. ВалгинаН.С. Теория текста / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 279 с. — (Учебник XXI века).
  23. А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Анна Вежбицкая- предисл., пер. с англ. А. Д. Шмелева. — М.: Яз. славян, культуры: А. Кошелев, 2001. — 287 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
  24. С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром: мастера фр. лирики XIX—XX вв. / С. И. Великовский. — М.: Сов. писатель, 1987. — 400 с.
  25. И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой /Ирэна Вербловская. — СПб.: Журн. «Нева», 2002. — 335 с.
  26. Е.М. Язык и культура : три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров — под ред. и с послесл. Ю. С. Степанова. — М.: Индрик, 2005. — 1037 с.
  27. В.В. К построению теории поэтического языка / В. В. Виноградов // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология / Ин-т народов России, Моск. гос. лингвист, ун-т, О-во любителей рос. словесности — под общ. ред.
  28. B.П. Нерознака. — М., 1997. — С. 163—177.
  29. Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т. Г. Винокур. — М.: Наука, 1980. — 237 с.
  30. С.В. Стих и образ: размышления о соврем, стихе / С. В. Владимиров. —Л.: Сов. писатель, 1968. — 159 с.
  31. И.М. Лексика поэтических описаний русской природы : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 /Вознесенская Ирина Михайловна- Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л., 1984. — 17 с.
  32. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр.
  33. М.: Лабиринт, 1999. —351 с.
  34. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — 2-е изд. — М.: УРСС, 2004. — 139 с.
  35. М.Л. О русской поэзии: анализы. Интерпретации. Характеристики / Михаил Гаспаров. — СПб.: Азбука, 2001. — 478 с. 1. Academia).
  36. М.Л. «Снова тучи надо мною.»: методика анализа / М. Л. Гаспаров // Избранные труды / М. Л. Гаспаров. -— М.: Языки рус. культуры, 1997. — Т. 3: О стихе. — С. 9—20. — (Язык. Семиотика. Культура).
  37. М.Л. Статьи о лингвистике стиха / М. Л. Гаспаров, Т. В. Скулачева. М.:Языки славянской культуры, 2004. — 283с.
  38. Р. Интервью с акад. Д. С. Лихачевым. — Париж. // http://www.lebed.eom/l 999/artl046.htm
  39. Э.Г. Из записок об Анне Ахматовой / Эмма Герштейн- публ., предисл. и примеч. С. А. Надеева // Знамя. — 2009. — № 1. — С. 147—170.
  40. Л.Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. — Изд. 2-е, доп. — Л.: Сов. писатель, 1974. —407 с.
  41. В.В. Анна Ахматова «Вечер» / В. Гиппиус // Ахматова А. А. Десятые годы / Анна Ахматова- сост. и примеч. Р. Д. Тименчика, К. М. Поливанова. — Всесоюз. о-во книголюбов. — М., 1989. — С. 80— -86.
  42. Л.П. Собрание сочинений : в 5 т. / Леонид Гроссман. — М.: Соврем, проблемы, 1928. -— Т. 4: Мастера слова. — 349 с.
  43. С.С. Проблема понимания в философии : филос. гносеол. анализ / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. — М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
  44. ДаньковаТ.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Данькова Татьяна Николаевна — Воронеж, гос. пед. ун-т. — Воронеж, 2000. — 214 с.
  45. В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ / В. З. Демьянков. — М.: Изд-во МГУ, 1989. —172 с.
  46. День поэзии, 1966 / гл. ред. В. Боков. — М.: Сов. писатель, 1966. — 328 с.
  47. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению: сб. ст. / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького- отв. ред. З. С. Паперный, Э. А. Полоцкая. — М.: Наука, 1990. — 263 с.
  48. К.А. Интерпретация текста: фр. яз. / К. А. Долинин. — М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  49. ЕльцоваЕ.Н. Антитеза и оксюморон как средство выражения контрастного мироощущения А. Ахматовой / Е. Н. Ельцова // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г.: докл. и сообщ. рос. ученых / отв. ред. Ю. Е. Прохоров. — М., 1999. — С. 34— -38.
  50. В.А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И.А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01/Ефремов Валерий Анатольевич- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 1999. — 19 с.
  51. А.А. Из доклада о журналах «Звезда» и «Ленинград» / А. А. Жданов // Найман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой: из кн. «Конец первой половины XX века» / Анатолий Найман. — М., 1989. —- С. 56—70.
  52. В.М. Анна Ахматова /В.Жирмунский //Анна Ахматова: pro et contra: антология / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. Христиан, гуманитар, ин-т — сост. С. Коваленко. — СПб., 2001. — Т. 1. — С. 85—98.
  53. В.М. Композиция лирических стихотворений / В. Жирмунский. — Пб.: Опояз, 1921. — 107 с.
  54. В.М. Творчество Анны Ахматовой / В. М. Жирмунский.1. Л.: Наука, 1973. — 184 с.
  55. А.К. Анна Ахматова — пятьдесят лет спустя / А. Жолковский // Звезда. — 1996. — № 9. — С. 211—227.
  56. А.К. Об инфинитивных «Стихах уклониста Б. Рыжего» / А. Жолковский // Звезда. — 2005. — № 12. — С. 196—205.
  57. А.А. Слово. Текст: психолингвистические исследования: избр. тр. / А. А. Залевская. —М.: Гнозис, 2005. — 542 с.
  58. ЗолотоваГ.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. — М.: Ин-т рус. яз., 2004. — 541 с.
  59. Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой: (фонетика, словообразование, фразеология). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. —232 с.
  60. В.В. Беседы с Анной Ахматовой / Вяч. Вс. Иванов // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В. Я. Виленкин, В. А. Черных. — М., 1991. — С. 473— 502.
  61. О.Ю. Античность как энтелехия культуры серебряного века : автореф. дис.. канд. культурол. наук: 24.00.01 / Иванова Ольга Юрьевна- Гос. акад. славян, культуры. — М., 1999. — 18 с.
  62. С.Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации / С. Г. Ильенко // Языковые единицы и контекст: сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена- под ред. В. И. Кодухова. — Л., 1973. — С. 185—196.
  63. ИлюхинаН.А. Образ в лексико-семантическом аспекте /Надежда Илюхина. — Самара: Самар. ун-т, 1998. — 204 с.
  64. Ю.В. Филологический анализ поэтического текста : учеб. для студентов филол. специальностей вузов /Ю.В. Казарин. — Екатеринбург: Деловая кн.- М.: Акад. проект, 2004. — 430 с. —¦ (Учебник для вузов) (Guadeamus).
  65. В.К. Личность вопреки / Владимир Кантор // Октябрь. — 1998. — № 4. — С. 112—137.
  66. КарасикВ.И. Определение и типология концептов /В.И. Карасик // Этнокультурная концептология: межвуз. сб. науч. тр. / Калмык, гос. ун-т. — Элиста, 2006. — Вып. 1. — С. 14—21.
  67. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — М.: ГНОЗИС, 2004. — 390 с.
  68. Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста / Ю. Н. Караулов //Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г.: докл. и сообщ. рос. ученых / отв. ред. Ю. Е. Прохоров. — М., 1999. — С. 151—186.
  69. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов — отв. ред. Д. Н. Шмелев. — М.: Наука, 1987. — 263 с.
  70. И.А. Начало и конец лирического текста / И. А. Каргашин // Логический анализ языка: Семантика начала и конца: сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания — отв. ред. Н. Д. Арутюнова. — М., 2002.1. С. 426—435.
  71. С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте : (на материале творчества Н.С.Гумилева): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Карпенко Светлана Михайловна — Том. гос. ун-т. — Томск, 2000. — 26 с.
  72. И.Т. Текст. Дискурс. Контекст: введение в социальную эпистемологию языка / И. Т. Касавин. — М.: Канон, 2008. — 544 с.
  73. Т. Анти-Ахматова / Тамара Катаева- предисл. В. Топорова.
  74. М.: ЕвроИНФО, 2007. — 559 с.
  75. И.М. Грамматика описания пространства / И. М. Кобозева // Логический анализ языка: Языки пространств: сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания — отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. — -М., 2000. —С. 152—162.
  76. С. Анна Ахматова: (личность. Реальность. Миф) / С. Коваленко // Анна Ахматова: pro et contra: антология / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. Христиан, гуманитар, ин-т — сост. С. Коваленко. — СПб., 2001. — Т. 1. — С. 16—23.
  77. И.И. Поэтический синтаксис / И. И. Ковтунова — отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1986. — 206 с.
  78. Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века.-—М.: Наука, 1986. — 254 с.
  79. В.В. Слово как форма образа / В. В. Кожинов // Слово и образ: сб. ст. / сост. В. В. Кожевникова. —М., 1964. — С. 3—52.
  80. КолесовВ.В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. — СПб.: Петерб. востоковедение, 2004. — 237 с. — (Slavica Petropolitana).
  81. В.В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций / В. В. Корона. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 264 с.
  82. М.М. Победившее смерть слово: ст. об А. Ахматовой и воспоминания о ее современниках / Михаил Кралин. — Томск: Водолей, 2000. — 382 с.
  83. В.В. От концепта к тексту и обратно: (к вопр. о психолингвистике текста) / В. В. Красных //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. — 1998. — № 1. — С. 53—70.
  84. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : лекц. курс / В. В. Красных. — М.: Гнозис, 2002. — 283 с.
  85. Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения / Е. С. Кубрякова. —М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. — 331 с.
  86. КулибинаН.В. Четыре урока русского языка: читаем стихи русских поэтов «серебряного» века: учеб. пособие по обучению чтению худож. лит. / Н. В. Кулибина. — М.: Ин-т рус. яз. и лит., 1994. — 64 с.
  87. В.А. Интерпретация текста /В.А. Кухаренко. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с. — (Учебное пособие для педагогических институтов).
  88. .А. Эстетика слова и язык писателя : избр. ст. / Б. А. Ларин. — Л.: Худож. лит., 1974. — 285 с.
  89. Ю.И. Заметки о лирике / Ю. И. Левин // Новое лит. обозрение. — 1994. — № 8. — С. 62—72.
  90. Д.А. Понимание смысла и смысл понимания / Д. А. Леонтьев // Понимание: опыт мультидисциплинар. исслед. / под общ. ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. — М., 2006. — -С. 46—81.
  91. Л.Е. Структура и функции начального предложения в художественной прозе: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Лисовицкая Лариса Евгеньевна- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — М., 1984. — 16 с.
  92. Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972.— 271 с.
  93. Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтич. текста. Ст. и исслед. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман- вступ. ст. М. Л. Гаспарова. — СПб.: Искусство-СПБ, [1996]. — 846 с.
  94. Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Ст. Исслед. Заметки / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. —703 с.
  95. Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  96. В.А. Художественный текст : основы лингвист, теории и элементы анализа: учебник / В. А. Лукин. —М.: Ось-89, 1999. — 191 с.
  97. Т.Г. Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А.С.Пушкина: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Лупашку Татьяна Гавриловна- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2007. — 22 с.
  98. Н.А. Звуковая метафора в поэтическом тексте / Н. А. Любимова, Н. П. Пинежанинова, Е. Г. Сомова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. — 142 с.
  99. Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студентов вузов.
  100. Д.М. Магомедова. — М.: ACADEMIA, 2004. — 188 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  101. Н.Я. Воспоминания /Надежда Мандельштам- вступ. ст. М. Поливанова- публ. и коммент. С. Василенко и Ю. Фрейдина // Юность. — 1988. — № 8. — С. 34—61.
  102. Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л. В. Миллер // Мир рус. слова. — 2000. — № 4. — С. 39— 45.
  103. Н.М. Репрезентация идея красоты в поэзии Н.С. Гумилева и А. А. Ахматовой: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. —Екатеринбург, 2000. —214 с.
  104. Н.В. Анна Ахматова /Н.В. Недоброво //Рус. мысль. — 1915. — № 7. — С. 50—68 (2-я паг.) — Найман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой: из кн. «Конец первой половины XX века» / Анатолий Найман. — М., 1989. — С. 237—258.
  105. НиколаеваТ.М. От звука к тексту / Т. М. Николаева. — М.: Языки рус. культуры, 2000. — 679 с.
  106. Н. Современные женщины-поэты /Н.Новинский //Мир женщины. — 1913. —№ 19. — С. 5—6.
  107. В.В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. — М.: Наука, 1980. — 263 с.
  108. А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: кн. для учителя/А.И. Павловский. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  109. А.И. Анна Ахматова: очерк творчества / А. И. Павловский. — JI.: Лениздат, 1966. — 191 с.
  110. В. Читая Ахматову // Анна Ахматова: Pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 730—732.
  111. З.А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте / З. А. Петрова // Словоупотребление и стиль писателя: сб. ст. / С,-Петерб. гос. ун-т — отв. ред. Л. С. Ковтун, Д. М. Поцепня. — СПб., 1995. —С. 127—141.
  112. ПищальниковаВ.А. Проблема смысла художественного текста: психолингвист, аспект / В. А. Пищальникова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. — 133 с.
  113. Попова 3.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 2000.—30 с.
  114. А.А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. — М.: Искусство, 1976.—614 с.
  115. Д.М. Образ мира в слове писателя / Д. М. Поцепня. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. -— 262 с.
  116. М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01 /Проскуряков Максим Русланович — С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2000. — 38 с.
  117. C.JI. Анна Ахматова / C.JI. Рафалович //Ахматова А. А. Десятые годы / Анна Ахматова- сост. и примеч. Р. Д. Тименчика, К. М. Поливанова.- Всесоюз. о-во книголюбов. — М., 1989. — С. 220—227.
  118. Рогова К. A. UN ALTRA VOCE: antologia di poesia italiana contemporanea / К. А. Рогова //Мир рус. слова. — 2008. — № 3. — С. 65.
  119. Сазонова-Слонимская Ю. Л. Николай Владимирович Недоброво // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма / Сост.: М. М. Кралин. — Л.: Лениздат, 1990. — С.70—74.
  120. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир- пер. с англ. под ред. и с предисл. А. Е. Кибрика. — М.: Прогресс, 1993. —655 с.
  121. А.Л. «Белая стая» / А. Слонимский // Вестн. Европы. — 1917. — № 12. — С. 405—407.
  122. Г. Г. От текста к символу: лингвокультур. концепты прецедент, текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. — М.: Academia, 2000. — 125 с.
  123. Г. Г. Текстовая концептосфера и ее единицы / Г. Г. Слышкин // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб.науч. тр. /Волгогр. гос. пед. ун-т- отв. ред. В. И. Карасик. — Волгоград, 1999. — С. 18—26.
  124. Д.А. О методологическом дуализме понимания человеческого / Д. А. Солдатов // Понимание: опыт мультидисциплинар. исслед. / под общ. ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. — М., 2006.
  125. Ю.С. Концепты: тонкая пленка цивилизации /Юрий Степанов. — М.: Языки славян, культур, 2007. — 246 с.
  126. СтепановЮ.С. В трехмерном пространстве языка: семиотич. проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов — отв. ред. В. П. Нерознак. — М.: Наука, 1985. — 335 с.
  127. Г. П. Письма о русской поэзии / Струве Г. // Анна Ахматова: pro et contra: антология / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. Христиан, гуманитар, ин-т — сост. С. Коваленко. — СПб., 2001. — -Т. 1.—С. 394—397.
  128. К.Ф. О поэзии и поэтике / Кирилл Тарановский — сост. M.JI. Гаспаров. — М.: Языки рус. культуры, 2000. — 432с. — (Studia poetica).
  129. И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля / И. А. Тарасова // Вестн. Самар. гос. ун-та.— 2004. — № 1: Гуманитарный выпуск. — С. 163—169.
  130. И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле : (на материале поэзии И. Анненского): автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 /Тарасова Ирина Анатольевна- Сарат. гос. ун-т. — Саратов, 1994. — 17 с.
  131. ТименчикР.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы / Роман Тименчик. — • М.- Торонто: Водолей Publishers и др., 2005. — 782 с.
  132. .В. Поэтика: (крат, курс) / Б. В. Томашевский — предисл. М. Архангельского. — М.: СС, 1996. — 118 с.
  133. В.Н. Пространство и текст /В.Н.Топоров //Текст: семантика и структура: сб. ст. / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики — [отв. ред. Т.В. Цивьян]. —М., 1983. — С. 227—232.
  134. Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. — 3-е изд. — М.: УРСС, 2004. — 176 с.
  135. А.И. Семантическая основа образных средств языка / А. И. Федоров. —Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1969. —92 с.
  136. Н.Н. Трансформация языкового знака в поэтическом тексте: на материале поэзии А. А. Ахматовой: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Федорова Наталья Николаевна — Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 2006. — 142 с.
  137. И. Лирическая картина мира в творчестве Анны Ахматовой / Ирина Федорчук. — Szczecin: Wydaw. nauk. Uniw. szczecinskiego, 1999. —183 с.
  138. ХейтА. Анна Ахматова. Поэтическое странствие: дневник, воспоминания, письма А. Ахматовой / Аманда Хейт- пер. с англ.
  139. М. Тименчика — предисл. А. Наймана — коммент. В. Черных и др. — М.: Радуга, 1991. — 383 с.
  140. Р.И. Тайны ремесла / Р. И. Хлодовский //Ахматовские чтения / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького — ред.-сост. Н. В. Королева, С. А. Коваленко. — М., 1992. — Вып. 2. — С. 75—92.
  141. Художественный текст: структура, язык, стиль: кн. для преподавателей / И. М. Вознесенская, И. Г. Гулякова, М. Я. Дымарский и др.- отв. ред. К. А. Рогова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. — 182 с.
  142. ЦветаеваМ.И. Повесть о Сонечке: сборник. /Марина Цветаева- [послесл. В.А. Пушкарева]. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. — 272 с.
  143. Т.В. Мандельштам и Ахматова: к теме диалога / Т. В. Цивьян //Семиотические путешествия /Т.В. Цивьян. — СПб., 2001. — С. 196—205.
  144. Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи / Н. В. Черемисина. —Киев: Вища шк., 1981. — 240 с.
  145. Н.Д. Лексическая структура поэтического языка литераторов Серебряного века: опыт сопоставления: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Черных Наталья Дмитриевна- Самар. гос. ун-т. — Самара, 2005. — 22 с.
  146. О.В. Художественный текст как форма презентации авторских смыслов : монография / О. В. Четверикова. — Армавир: Ред.-изд. центр Армавир, гос. пед. ун-та, 2007. — 210 с.
  147. А.В. Ритм образа : стилистич. проблемы / А. В. Чичерин. — М.: Сов. писатель, 1978. — 278 с.
  148. ЧудовскийВ. По поводу стихов Анны Ахматовой /В. Чудовский // Аполлон. — 1912. — № 5. — С. 45—50.
  149. JI.K. Записки об Анне Ахматовой : в 3 т. / JI.K. Чуковская.3.е изд., испр. и доп. — М.: Согласие, 1997. — Т. 1: 1938−1941.541 с.- Т. 2: 1952−1962. — 829 с.- Т. 3: 1963−1966. — 542 с.
  150. JI.K. Записки об Анне Ахматовой / Лидия Чуковская. — Paris: YMCA-press, 1980. — Т. 2: 1952−1962. — ХХХП, 625 с.
  151. К.И. Ахматова и Маяковский / К. И. Чуковский // Хрестоматия критических материалов: рус. лит. рубежа XIX — XX вв. / сост. Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. — М., 1999. — С. 64—77.
  152. В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В. И. Шаховский. — М.: Гнозис, 2008. — 415 с.
  153. Д.Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелев. — М.: Наука, 1964. —120 с.
  154. Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы / Густав Шпет. —М.: Гермес, 1914. — 8., 219 с.
  155. Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. -- 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2004. — 428 с.
  156. ЩурС.Г. О типах лексических ассоциаций в языке /С.Г. Щур // Семантическая структура слова: психолингвист, исслед. / АН СССР, Ин-т языкознания — отв. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1971. — С. 140—150.
  157. .М. Анна Ахматова: опыт анализа // О поэзии / Б. М. Эйхенбаум. — Л., 1969. — С. 87—110.
  158. .М. О поэзии / Б. М. Эйхенбаум //Рус. речь. — 1979. — № 6. — С. 83—91.
  159. А.П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский — науч. ред.
  160. И. Роднянская. —М.: Сов. энцикл., 1966. — 375 с.
  161. М.: Сов. энцикл. — 1968. — Т. 5: Мурари — Припев. — 976 стб.
  162. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л.Г. Лузина- под общ. ред. Е. С. Кубряковой. —М.: Филол. фак. МГУ, 1996. — 245 с.
  163. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.
  164. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  165. Русский ассоциативный словарь /Ю.Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева и др. — Рос. акад. наук. — М.: ACT: Астрель, 2002. — Т. 1: От стимула к реакции: ок. 7000 стимулов. — 2002. — 783 с.
  166. Ю.С. Концепт / Ю. С. Степанов // Константы: слов. рус. культуры: опыт, исслед. /Ю.С.Степанов. — М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1997. — С. 40—76.
Заполнить форму текущей работой