Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности региональной политики в области социально-трудовых отношений: На примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация и апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и апробированы на Республиканской научно — практической конференции «Повышение трудовой мотивации, занятости и снижение уровня бедности в Республике Саха (Якутия)» (Якутск, 1 декабря 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты социально-экономического развития регионов России в новых условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы социально- трудовых отношений в рыночной экономике
    • 1. 1. Состояние исследований проблем социального партнерства как элемента социально-трудовых отношений
    • 1. 2. Особенности формирования социального партнерства в России
    • 1. 3. Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений
  • Глава II. Влияние региональной социальной политики на становление и развитие социально-трудовых отношений
    • 2. 1. Формирование субъектов социального партнерства как важного сегмента социальной политики
    • 2. 2. Развитие системы социально-трудовых отношений в годы экономического кризиса
    • 2. 3. Правовые вопросы регулирования социально-трудовых отношений
  • Глава III. Совершенствование системы социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 1. Роль трудового потенциала в развитии занятости в системе социально-трудовых отношений
    • 3. 2. Перспективы развития системы социально-трудовых отношений как фактора социально-политической стабильности

Особенности региональной политики в области социально-трудовых отношений: На примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Важную роль в становлении и развитии рыночных отношений играет региональная социальная политика в области социальнотрудовых отношений, основанная на механизме взаимодействия государства, наемных работников и работодателей. При наличии его каждая из сторон, оптимально реализуя свои экономические интересы, создают основу для политической и социальной стабильности в обществе. Таким механизмом в цивилизованных странах рыночной экономики является социальное партнерство.

Оно направлено на то, чтобы посредством регулирования социально-трудовых отношений обеспечить оптимальный баланс в реализации социально-экономических интересов работников, предпринимателей и собственников, создать такие социальные, политические и экономические условия, при которых предприниматель мог обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия существования.

В настоящее время Российская Федерация, в том числе Республика Саха (Якутия) фактически подошли к такому этапу, когда формирование социального партнерства на основе сильной социальной политики должно стать первоочередным делом общества. Преодолеть различные подходы, противоположные мнения, несовпадающие интересы и достигнуть компромисса можно в том случае, когда социальные партнеры стремятся к общей долговременной цели. А этому может способствовать и должно найти отражение в соглашениях и договорах.

Социальная политика имеет большие региональные особенности в области социально-трудовых отношений в условиях Севера. Их выявление и учет является важнейшим условием эффективного осуществления региональной государственной политики и развития рыночной экономики.

Степень разработанности проблемы. В отечественной научной литературе проблемы социальной политики в условиях рыночной экономики достаточно подробно рассматриваются в трудах Бунина П. Г., Волгина H.A., Жильцова E.H., Заславской Т. И., Карпухина Д. Н., Ржанициной JI.C., Киселева В. Н., Михеева В. А., Гайнуллиной Ф. И., Костина JI.A., Чижовой Л. С., Косаева А. Г. и других практиков — экономистов.

Однако проблемы социально-трудовых отношений как элемента социальной политики в условиях формирования рыночной экономики Республики Саха (Якутия) рассмотрены только в трудах д.э.н. А. К. Акимова., д.э.н. Х. Н. Дьяконова. Изучение проблем социального партнерства, разработка выводов и предложений по социально-трудовым отношениям в Республике Саха (Якутия) проводятся в Министерстве труда и социального развития PC (Я), Институте социальных проблем труда Академии наук PC (Я).

Целью данного исследования является научное обоснование особенностей региональной социальной политики в области социально-трудовых отношений, определяющих эффективность развития рыночной экономики в условиях Севера.

Для достижения поставленной цели исследования решены следующие задачи:

— ' исследовать теоретические основы социально — трудовых отношений как элемента региональной социальной политикиизучить состояние и развитие системы социального партнерства в Российской Федерациипоказать особенности формирования и развитие системы социального партнерства в Республике Саха (Якутия) в ходе проведения экономических реформобосновать новые подходы и пути развития социально — трудовых отношений в условиях рыночной экономики региона;

— ' выявить факторы, влияющие на развитие занятости в системе социального партнерства.

Объектом изучения является региональная социальная политика в области социально — трудовых отношений в регионах Севера.

Предметом исследования выступают процессы социального партнерства и механизм их регулирования в рамках социальной политики.

Теоретической и методологической основой исследования явились коренные изменения в трансформации социально — экономических отношений, а также влияние политики при переходе к рыночным условиям хозяйствования на изменения в характере труда и трудовых отношений и выработка теоретических и практических аспектов региональной социальной политики на сущность и содержание социально — трудовых отношений.

При этом применялся системный подход к исследуемым процессам, ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных теории и практике социального партнерстваконцептуальные подходы, воплощенные в законодательных и нормативных актах РФ, РС (Я) и зарубежных стран. В качестве инструментов исследования использовались методы сравнительного, количественного, структурного анализа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

— впервые обобщен опыт организации социально — трудовых отношений в период перехода к рыночным отношениям и определены особенности региональной социальной политики в области социально — трудовых отношений, обусловленные особым режимом формирования и воспроизводства трудового потенциала регионов Севера. Он характеризуется наличием высокой миграции населения, использованием привлекаемых из других регионов страны работников, применением системы северных материальных льгот и компенсаций, сложными природно — климатическими факторами труда, крайней неблагоприятностью условий жизнедеятельности населения. Эти особенности формирования и воспроизводства трудового потенциала и его использования усложняют социально — трудовые отношения, регулирование которых возможно на основе эффективной системы социального партнерства (Глава 2, стр. 64−81.).

— выделена и обоснована роль развития трудового потенциала в системе социального партнерства, заключающаяся в учете конкретных качественных компонентов таких как здоровье, работоспособность, умение работать в коллективе, творческий потенциал, отношение к работе (удовлетворенность трудом). Предложенные меры по созданию действенных стимулов развития трудового потенциала предприятияв отличие от уже существующих разработок, позволяют заключать коллективный договор составленный не с точки зрения приемлемости при данномсоциально экономическом и финансовом положении предприятия, ас точки зрения эффективности и наиболее полного учета мнений, интересов и требований трудового коллектива (Глава 3 стр. 112−134).

Основные положения диссертационного исследования, составляющие предмет защиты:

1. Важную роль в осуществлении региональной социальной политики имеет совершенствование социально-трудовых отношений с учетом особенностей регионов Севера. Эффективное взаимодействие субъектов этих отношений: федеральных и местных органов управления, руководителей предприятий и организаций, а также работников невозможно без развития соответствующих рыночной экономике механизмов согласования интересов, разрешения возможных конфликтов и создания социальных институтов, обеспечивающих, с одной стороны, признание и государственную защиту всех видов собственности, с другой — социальную защиту работника. Одной из важнейших частей названных механизмов выступает социальное партнерство, которое выполняет существенные функции защиты интересов всех субъектов социально — экономических отношений, организации (упорядочения) трудовых отношений, обеспечения их стабильности.

2. В районах Севера должна получить наиболее перспективная форма обеспечения занятости — гибкий рынок труда. Гибкость проявляется в подвижном использовании рабочего времени, увеличении количества смен, использовании работников с неполным рабочим днем, а также временных работников, в расширении и дроблении рабочих функций и сменяемости рабочих мест;

3. Система социального партнерства значительно влияет на развитие трудового потенциала. Коллективный договор предприятия, в котором согласуются значимые для развития трудового потенциала предприятия положения, становится эффективным механизмом регулирования социально-трудовых отношений. Он обязательно должен предусматривать решение таких жизненно важных вопросов, как: совершенствование системы подготовки, переподготовки, обучения и повышения квалификации работников, создания условий для профессионального роста работников, расширения системы гарантий занятости, мер по социальной защите увольняемых в связи с сокращением рабочих мест.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в ней нбвые подходы и принципы развития социального партнерства могут стать основой по совершенствованию системы социально-трудовых отношений в регионе, а также могут быть использованы органами исполнительной власти, региональными службами по труду и занятости в их практической работе и в методическом плане в учебных заведениях, в частности для чтения таких курсов как — «Региональная экономика», «Экономика труда», «Социальное партнерство».

Информационной базой исследования послужили данные.

Государственного комитета по статистике Российской Федерации, ¦

Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике. В работе использованы материалы Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Института социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия), Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) и Финансово — экономического института Якутского государственного университета.

Реализация и апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и апробированы на Республиканской научно — практической конференции «Повышение трудовой мотивации, занятости и снижение уровня бедности в Республике Саха (Якутия)» (Якутск, 1 декабря 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты социально-экономического развития регионов России в новых условиях». (Пенза, 29−30 мая 2003 г.). Разработки диссертанта представлены в научных отчетах лаборатории развития трудовых ресурсов ИСПТ АН РС (Я). Автор принимал участие в подготовке монографии «Система социального партнерства на рынке труда (региональный аспект. Республика Саха (Якутия): (Вопросы теории и практики)». По материалам диссертации опубликовано 9 статей.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержательная часть работы изложена на 143 страницах текста, список использованной литературы включает в себя 98 наименований. Работа содержит 6 таблиц, 2 приложения, 1 схему, 1 рисунок, 2 диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важную роль в осуществлении региональной политики играют особые институты, без которых она вообще не в состоянии функционировать. Одним из таких институтов является социальное партнерство. Появление социального партнерства связано с существенными переменами, которые происходят в России и Республике Саха (Якутия) в составе и характере сил, участвующих в социально-трудовых отношениях. Именно оно выполняет весьма существенные функции защиты интересов обеих сторон общественных отношений, организации (упорядочения) трудовых отношений, обеспечения их стабильности.

В работе рассмотрены теоретические аспекты социального партнерства как элемента социально-трудовых отношений. Что приводит к выводу о необходимости цивилизованного регулирования противоречий между трудом и капиталом, при этом важнейшая роль отводится государству как субъекту трудовых отношений. Рассматривая формирование системы социального партнерства в современной России и его особенности в Республике Саха (Якутия) необходимо отметить, что общая стратегия развития социального партнерства в современных условиях состоит в том, чтобы в ходе экономического реформирования, на основе уважения позиций и учета интересов сторон, выработать согласованную политику правового регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях, а также систему мер, направленных на дальнейшее совершенствование организационных форм социального и финансового обеспечения, обеспечение их реализации.

Трудности и противоречия, с которыми сталкивается развитие социального партнерства, обусловлены теми экономическими и социальными переменами, которые происходят в экономике страны в настоящее время. Это прежде всего перемены, связанные с приватизацией, появлением различных форм собственности, получением самостоятельности субъектами отношений. Для полноценного партнерства необходимо, чтобы его субъекты имели достаточно полную самостоятельность, четко разделенные интересы, осознавали эту разделенность и испытывали потребность друг в друге.

Зарубежный опыт решения вопросов трипартизма и колдоговорного регулирования, законодательная база, социальная политика играют одну из важнейших ролей в системе трудовых отношений на Западе. На протяжении всего существования Международной организации труда система трехстороннего сотрудничества не только применялась и укреплялась в структуре самой организации, но и внедрялась на национальном уровне. Во многих странах были созданы трехсторонние консультативные органы, в задачу которых входило давать правительствам рекомендации по вопросам условий труда. Полезные элементы зарубежного опыта применимы в наших условиях при соответствующих корректировках политики государства и изменении законодательства в области социально-трудовых отношений.

Анализ проводимой системы социально-трудовых отношений как в России, так ив Республике Саха (Якутия) позволяет сделать следующие выводы:

— особенности региональной социальной политики в области социально — трудовых отношений, обусловлены особым режимом формирования и воспроизводства трудового потенциала регионов Севера. Он характеризуется: наличием высокой миграции населения, использованием привлекаемых из других регионов страны работников, применением системы северных материальных льгот и компенсаций, сложными природно — климатическими факторами труда, крайней неблагоприятностью условий жизнедеятельности населения;

— складывающаяся система коллективно-договорных отношений, несмотря на то, что она постоянно адаптируется к новым экономическим условиям, еще не в полной мере позволяет установить баланс интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслейколлективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, как показывает практика, позволяет найти взаимоприемлемые решения, исходя из имеющихся условий и возможностей, способствует смягчению социальной напряженности. Однако, в связи с неустойчивым финансовым положением многих предприятий, спадом объемов производства возникли определенные трудности в системе социально-трудовых отношений;

— ситуация с соблюдением трудовых прав граждан в республике остается тяжелой из-за несвоевременной и неполной оплаты труда;

— коллективные договоры не всегда учитывают экономические и финансовые возможности самих предприятий и, следовательно, не гарантируют их выполнение. Не во всех отраслевых тарифных соглашениях размеры тарифных ставок дифференцированы в зависимости от финансовых возможностей предприятий;

— важную роль в развитии трудового потенциала предприятия играет коллективный договор составленный с наиболее полным учетом мнений и интересов трудового коллектива;

Таким образом проведенное исследование показывает, что в развитии региональной политики значительная роль отводится существующей системе социально — трудовых отношений. Данная проблема сохраняет свою актуальность. Для ее решения нужны новые подходы и принципы. За формирующейся в нашем обществе системой социально — трудовых отношений — будущее, которое должно быть глубоко осмысленно всеми участниками переговорного процесса. В противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе взамен интересующих всех процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений различных социальных групп населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Трудовой потенциал предприятия: проблемы формирования, использования и развития в условиях переходной экономики. Казань, 1996. -с. 17.
  2. А.К. Социальная политика: региональные аспекты. Якутск. «Сахаполиграфиздат», 1996. год".
  3. .М. Профсоюзы в переходный период. Чебоксары, 1998. 80с
  4. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. М., 1999. 551с.
  5. М.В., Попов Ю. Н. Профсоюзы и рынок в социальном государстве, М., 1995. с.Ю.
  6. М.И. Политика и предпринимательство в России. Спб., 1997. 195 с.
  7. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни в современной России. — М.: ВЦУЖ, 1995.
  8. А.Ф. МОТ и Россия. НИИ труда. М. 1999.
  9. В.С. Современные проблемы занятости и безработицы, М.: 1996. Ю. Ведомости РСФСР, 1991,№ 47ст. 1611
  10. Ведомости РСФСР, 1992, № 4, ст. 923
  11. А.В. Соперничество или партнерство? М., 1990 268 с
  12. З.Волгин Н. А. Государственное регулирование социально-трудовой сферы рыночном хозяйстве. Сборник научных работ ИСПТ, № 3,1997
  13. Н.Вопросы экономики. 1995. № 6. с. 50.
  14. Ф. И. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений., курс лекций. Под общ. редакцией проф. Киселева В. Н.: М., АТ и СО, 2000
  15. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА М, 1999.- С. 55.
  16. H.H., Кадейкин В. А. Профсоюзы России: основные этапы развития и уроки пройденного пути. М., 1996. 155 с.
  17. Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия) за 1990−2001 годы: Информационно аналитическая записка № 137-иаз. Якутск: Госкомстат PC (Я), 2002,25с.
  18. А.И., Дятлов С. А., Цыренова А. Е. Человеческий капитал в транзитивной экономике. -СПб: Наука, 1999.-С.52.
  19. Доклад Генерального директора МВТ. Женева, 1985. С. 10−11
  20. М.И., Брык М. В., Марьенко Б. С. и др. Качество трудового потенциала.- Киев, Наукова Думка. 1986.-С. 11.
  21. Х.Н. Становление и развитие рынка труда Севера России. — Якутск, ГПНИПК «Сахаполиграфиздат «.1998г. 260с.
  22. Е.Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике, НК «Бичик», 1995.
  23. Жуков A. JL, Рошко И. Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. М., 1995. 85 с.
  24. А.К. Социальный конфликт на предприятии. М., 1993. 187 с. 26.3ущина Г. М., Костин JI.A. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М.: 1996.
  25. О., Гавра Д. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. СПб. 1994.145 с.
  26. Институт социального партнерства: региональный аспект. Материалы межрегиональной научн.-практ. конф. (30−31 октября 1996 г.) / Перм. ун-т. -Пермь, 1996.-128 с.
  27. В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения. М., 1998. 245 с.
  28. В. Н. Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998. 185 с.
  29. Н.Е. Социально трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. Спб., 1993. 121 с.
  30. Н.Е. Информация о соблюдении законодательства в области социально-трудовых отношений.// Солидарность 1999-№ 48 (декабрь).
  31. В.В. Социальный диалог в России. М&bdquo- 1999. 206
  32. Конфликты и согласие в современной России: РАН. Ин-т философии. М., 1998.160 с.
  33. А.Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации.- М.: Наука, 1990.- С. 11.
  34. С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М., 1996. 191 с.
  35. М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999. 290 с.
  36. М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство. Заметки о формировании гражданского общества в России. М., 1996. 116 с.
  37. М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика социального партнерства. Ярославль, 1997. С. 70. (39)
  38. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 337.
  39. В. Переговоры. Калуга, 1993. 175 с.
  40. Г. Г. Колосова Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М. 1996
  41. Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости PC (Я). Итоги выполнения в 2003 году Республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС (Я) на 2002 -2004 годы с.4
  42. В.И. Социальное партнерство: теоретико-методологические основы. М., 1999.
  43. В.И. Социальное партнерство. М., 2001. 251 с.
  44. В.А. Социально-политическая стратификация общества. М., 1996. 20 с.
  45. В.А. Основы социального партнерства: теория и практика: Учеб для вузов. М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
  46. В.А. Взаимоотношения профсоюзов с политическими партиями и общественными движениями.// Профсоюзному движению в России 90 лет. М., 1996. С. 86−94.
  47. В.А. Политика социального партнерства. Ч.1-П. М., 1999. 97 с.
  48. В.А. Социальная политика. М., 1998. 65 с.
  49. И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства. — М.: Институт перспектив и проблем страны, 1998.
  50. Д. «Шалости» работодателей // Солидарность. 1999. № 385 5. Перегудов С. П. Новые экономические структуры и российское государство // Россия и современный мир, 1996., № 2 (11), с. 49−58.
  51. Н. Современные промышленные структуры и профсоюзы // Человек и труд. 1998. № 8. С. 72−75
  52. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998—2000годы"//Российская газета. 1998.1 сентября.
  53. В.К., Балкизов М. Х. Теоретические аспекты оценки эффективности и целесообразности социального партнерства./ Сер.: Социал. партнерство, ч. III. Нальчик, 1992. 115 с.
  54. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М., 1997.395 с.
  55. C.B., Столповский Б. Г. Профсоюзы и хозяйственная демократия / Акад. труда и социал. отношений, информ. аналит. центр профсоюзов. М., 1995. 44 с.
  56. Б. А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б., Современный экономический словарь. 2-е издание. М., 1998., с. 242
  57. Регулирование трудовых отношений и социальное партнерство. Круглый стол «Реалисты». М.: Клуб «Реалисты», 1995.
  58. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. Под общей ред. Н. С. Слепцова. М., 1998.221 с.
  59. Россия и социальное партнерство/ Рос. союз промышленников и предпринимателей. Эксперимент ин-т. М., 1993. 58 с.
  60. Россия на пути к 2000. Доклад Экспертного института. М., 1995. С. 63.
  61. Российская газета, 1993,25 декабря
  62. Российская газета, 2001, 31 декабря
  63. Рынок труда и социальное партнерство: Монография / Ю. Г. Одегов., Г. Г. Руденко., Н. Г. Митрофанов. М.: Хронограф, 1998. 240 с.
  64. Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81- я сессия, 1994. Международное бюро труда, Женева, 1994. 110 с.
  65. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. 180 с.
  66. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4557
  67. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.148
  68. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст.1930
  69. Современная экономика труда: Монография М.- ЗАО «Финстатинформ», 2001, с.606
  70. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и опыт. Ответ ред. Михеев В. А. М., 1999. 181 с.
  71. Социальное партнерство в России: Доклад института РСПП. М., 1993
  72. Социальное партнерство. Коллективные переговоры. М., 1992. 54 с.
  73. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. М.: 1997.
  74. Социальное партнерство в переходном обществе: опыт России // ИНИОН РАН. Социально-трудовые исследования. Выпуск X. М., 1998. 95 с.
  75. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе. М., 1996. 175 с.
  76. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  77. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. М., 1994. С. 38.
  78. Е.С. «Информационный отчет Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) за 2003 г."// Якутия. 2004. 20 февраля.84.Труд за рубежом № 2. 2000
  79. Трудовые отношения в ходе модернизации экономики. Материалы международного семинара. М., 1992. 140 с.
  80. A.A. Становление и развитие социального партнерства в России. М.: 1999 г. 340 с.
  81. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения / Пер. с анг. А. Гореловой. М., 1992. 158 с.
  82. Человек: социальная политика, социальное партнерство: Материалы научно-практической конференции, 2−3 декабря 1996 г., Москва. Академия труда и социальных отношений.
  83. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении,— СПб.: Энергоатомиздат, 1997.-С.61.
  84. Что нужно знать о социальном партнерстве. Рук. авт. кол.: Гриценко H.H. М., 1994. 161 с.
  85. В.А. Социальный конфликт. М.: 1992. 165 с.
  86. Ф. Государство и экономика: бизнес и власть. М., 1999. 414 с.
  87. А. Лоббное место: В Государственной Думе создано отраслевое лобби горняков и металлургов // Российская газета, 2000 г., 14 июня.
  88. А. Вилинова И. К методологии исследования экономической демократии//Российский экономический журнал. 1998. № 4. С. 88−91.
  89. Л. Благосостояние для всех. М., Начала., 1991.
  90. Якутские ведомости, 2000, № 22
  91. Ясин Е Г. Как поднять экономику России. М., Вита-Пресс, 1996
  92. Travail et Societe. Institut international socialies Geneve. 1985. Janver. P. 8.
Заполнить форму текущей работой