Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические аспекты развития рынка образовательных услуг малых и средних городов: На примере Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ методических подходов к исследованию рынка образовательных услуг показал, что для исследования рынков малых средних городов целесообразно применять собственные или адаптированные методики его исследования. Важной составляющей предложенной автором методики является анализ влияния социально — экономического положения региона на функционирование рынка образовательных услуг и предложена модель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Рынок образовательных услуг: содержание, сущность
    • 1. 2. Современные образовательные технологии как основа формирования образовательной услуги
    • 1. 3. Методические подходы к исследованию рынка образовательных услуг
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Анализ влияния социально — экономического положения городов юго-западной части Алтайского края на формирование рынка образовательных услуг
    • 2. 2. Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг юго-западной части Алтайского края
    • 2. 3. Анализ конкуренции на рынке образовательных услуг юго-западной части Алтайского края
  • Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Концептуальная модель территориального агентства образовательных услуг на базе регионального вуза
    • 3. 2. Социально-экономический эффект создания территориальных агентств образовательных услуг
  • Заключение 181 Библиографический
  • список
  • Приложения

Организационно-экономические аспекты развития рынка образовательных услуг малых и средних городов: На примере Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современном российском обществе протекают сложные социальноэкономические процессы, имеющие как позитивное, так и негативное влияние на формирование производственного и человеческого капитала. Одной из негативных тенденций развития системы образования является усиление дифференциации населения по возможностям получения образовательных услуг при подготовке и переподготовке кадров.

Для населения регионов, удаленных от крупных образовательных центров, получение качественного образования, переподготовки, повышения квалификации является серьезной проблемой. Социально-экономические условия жизни населения этих регионов таковы, что для значительной части населения качественные образовательные услуги недоступны из-за недостатка средств на обучение, неприемлемой продолжительности, высоких транспортных расходов, условий проживания, невозможности прервать трудовую деятельность. Вузы, ведущие образовательную деятельность в таких регионах, предоставляют ограниченный набор образовательных услуг, поэтому происходит насыщение рынка труда выпускниками одних специальностей. Стремление вузов расширить спектр образовательных услуг по традиционным технологиям обучения приводит к значительной потере их качества. Система переподготовки и повышения квалификации кадров в таких регионах практически отсутствует, сотрудники большинства организаций и предприятий не имеют возможности обновлять свои знания с необходимой периодичностью.

В тоже время во всем мире получило распространение дистанционное обучение — новый вид обучения, возникший в последней трети XX века благодаря развитию информационных технологий. В основе дистанционной формы обучения лежит самостоятельная работа студента с учебными материалами: специальной литературой, записями на аудиои видеокассетах, компьютерными программами. Ключевую роль в процессе обучения играет преподаватель-консультант, прикрепляемый к группе студентов. Дистанционная форма обучения позволяет комплексно учесть территориальные аспекты в характере востребованных образовательных услуг и придать необходимую гибкость системе профессионального образования.

Высокие первоначальные затраты при организации дистанционного обучения, зависимость его экономической эффективности от масштаба деятельности находятся в противоречии с реальными условиями функционирования рынка образовательных услуг и социально-экономической ситуацией регионов, удаленных от крупных образовательных центров. Эти противоречия не позволяют организовать дистанционное обучение по существующим в лучших российских вузах моделям и требуют поиска новых организационных форм его реализации. Таким образом, тема диссертационного исследования является актуальной и своевременной.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема диссертационного исследования является новой в том плане, что существующие в настоящее время модели и организационные формы дистанционного обучения реализуются только в крупных образовательных центрах. В регионах, удаленных от крупных образовательных центров, действуют их филиалы и представительства, предоставляющих свои услуги без учета потребностей регионов. Территориальные организационные структуры, использующие технологии дистанционного обучения для комплексного решения проблем подготовки и переподготовки кадров на базе региональных вузов в настоящее время не созданы.

Теоретико-методологические основы исследования заложены в классических трудах Л. Смита, Д. Рикардо, Д. Кейнса, в работах современных авторов: А. Э. Котляра и других.

Проблемам высшего образования посвящены работы М. Б. Алексеевой, И. В. Андреевой, С. А. Дятлова, Н. П. Литвиновой, Ф. И. Перегудова, Б. Г. Туренко, В. В. Чекмарева.

Различные аспекты процесса интеллектуализации труда в рамках становления информационного общества представлены в работах Д. Белла, П. Дракера, А. Кинга, М. Масуды, М. Портера, А. Тоффлера, а также в трудах отечественных исследователей — Н. Гаузнера, H.H. Моисеева, А. И. Ракитова, Р. И. Цвылева и др.

Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов разработали: В. И. Беляев, А. И. Галаган, Т. С. Георгиева, Н. Б. Грищенко, В. П. Кокорев, В. Е. Комаров, В. В. Мищенко, А. К. Мишин.

Теоретические и методологические подходы к исследованию рынка образовательных услуг представлены в работах А. Бравермана, С. А. Мамонтова, А. П. Панкрухина, О. В. Сагиновой.

Проблемам организации дистанционного обучения посвящены работы A.A. Андреева, В. А. Гневко, Е. С. Полат, О. В. Поповой, В. В. Тихомирова и.

ДРУГИХ.

Среди исследователей, занимающихся вопросами управления качеством дистанционного обучения, можно выделить А. П. Егоршина, A.A. Вербицкого, С. А. Щенникова.

Таким образом, разработка научных проблем комплексного развития рынка образовательных услуг в литературе исследована недостаточно, что предопределило необходимость дальнейшего анализа экономических механизмов формирования и регулирования сферы образовательных услуг в территориальном аспекте.

Цель исследования состоит в обосновании возможности создания и в разработке территориальных организационных структур, формирующих образовательные услуги, требуемые при подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации в регионах, удаленных от крупных образовательных центров, в условиях функционирования рынка образовательных услуг и в разработке методических положений построения таких организационных структур.

Исходя из цели, поставлены и решены следующие задачи:

1) выявлены особенности современной системы подготовки кадров с высшим образованием в условиях функционирования рынка образовательных услуг, в регионах, удаленных от крупных образовательных центров;

2) систематизирован и уточнен понятийный аппарат, связанный с предметом исследования;

3) обоснована необходимость использования современных технологий обучения для организации непрерывного обучения в регионах, удаленных от крупных образовательных центров;

4) разработаны методические подходы к исследованию рынка образовательных услуг, в регионах, удаленных от крупных образовательных центров;

5) изучено влияние, социально-экономического положения региона на современное состояние и тенденции развития рынка образовательных услуг юго-западной части Алтайского края;

6) дана оценка рынка образовательных услуг и преимуществ дистанционных технологий обучения в подготовке, переподготовке кадров юго-западной части Алтайского края;

7) разработана концептуальная модель территориального агентства образовательных услуг.

Объектом исследования является система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с высшим образованием в регионах, удаленных от крупных образовательных центров.

Предметом исследования выступают управленческие отношения и процедуры, возникающие в процессе создания, становления и развития территориальных организационных структур, обеспечивающих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с использованием технологий дистанционного обучения.

Научная гипотеза. Основная идея работы состоит в том, что повышение эффективности подготовки и переподготовки кадров, формирование требуемых образовательных услуг может быть достигнуто созданием территориальных организационных структур в регионах, удаленных от крупных образовательных центров, которые обеспечивают доступ обучающихся к лучшим мировым и Российским источникам профессиональных знаний. Такие учреждения могут предоставлять возможность для получения образования, соответствующего современным требованиям, сформировать спрос на региональном рынке образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда, занятости и специфики региона. Технология, обеспечивающая вышеуказанные требования, должна основываться на дистанционном обучении, быть адаптированной к условиям и потребностям региона.

Методологической, теоретической и информационной базой исследования послужили концепции, представленные в классической и современной научной литературе по экономике труда, трудах ведущих специалистов по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Алтайского края, данные Алтайского краевого комитета государственной статистики, данные отечественных и зарубежных статистических исследований, периодической печати, материалы маркетингового исследования рынка образовательных услуг юго-западной части Алтайского края, данные других тематических социологических опросов и исследований.

Достоверность полученных в диссертации результатов базируется на использовании методов системного подхода, индукции и дедукции, анализа и синтеза, экспертной оценки, анкетирования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1) уточнен понятийный аппарат, связанный с предметом исследования, через такие понятия, как: «непрерывное образование», «современная образовательная технология», «дистанционное обучение», «рынок образовательных услуг», «образовательная услуга», «образовательная продукция" — выявлены особенности подготовки в регионах, удаленных от крупных образовательных центровклассифицированы типы рынков образовательных услуг, предложены их характеристики, сформулированы современные требования к образовательной услуге и разработаны критерии оценки ее качества;

2) разработан методический подход для проведения сравнительного анализа технологий дистанционного обучения, позволяющий для различных целей и условий производить их выбор, наиболее соответствующий состоянию рынка образовательных услуг;

3) выявлены тенденции развития высшего образования для юго-западной части Алтайского края;

4) разработаны методические подходы к исследованию рынка образовательных услуг малых и средних городов и к оценке > конкурентоспособности вузов в части организации дистанционных центров подготовки и переподготовки кадров, на основе применения которой получены данные по уровню конкурентоспособности региональных вузов;

5) установлена потребность определенной части населения юго-западной части Алтайского края в получении образовательных услуг по дистанционной обучающей технологии;

6) разработана концептуальная модель территориального агентства образовательных услуг, предложена его организационная структура.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1) создание территориальных агентств образовательных услуг позволяет более полно удовлетворять потребности в подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации в регионе, формировать требуемые образовательные услуги;

2) материалы исследования были положены в основу создания центра дистанционного обучения в РФ АГУ;

3) материалы могут быть использованы в подготовке руководителей органов и учреждений образования.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр: управления социально — экономическими процессами, экономики, социологии труда и управления персоналом Алтайского государственного университетаэкономических дисциплин РФ АГУна Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в экономическом образовании» (Барнаул, 2002 г.), краевой математической конференции «МАК 2002». На основе материалов исследований был создан центр дистанционного обучения в РФ АГУ, анализ деятельности которого за время существования привел к созданию организационной структуры агентства образовательных услуг.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 научных работы, общим объемом 1,5 печатных листа.

Объем и структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 11 приложений. Объем работы — 181 страница основного текста, 23 таблицы, 21 рисунок.

Список литературы

составляет 185 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании на основе анализа литературы, результатов исследования рынка образовательных услуг юго-западной части Алтайского края были выявлены состояние, основные проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим образованием, выделить основные направления ее совершенствования подготовки в регионах, удаленных от крупных образовательных центров, предложить концептуальную модель территориального агентства образовательных услуг. Основные идеи и выводы состоят в следующем:

1. Установлено, что в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с высшим образованием в малых и средних городах в условиях возросшей значимости непрерывности образования, кризиса системы образования, сложных социально-экономических условий и функционирования рынка образовательных услуг для удовлетворения современным требованиям необходима интеграция деятельности образовательных учреждений, органов управления, предприятий и коммерческих структур в территориальном аспекте. В работе показано, что эффективное решение проблем управления подготовкой и переподготовкой кадров связано с формированием образовательных услуг на основе использования технологий дистанционного обучения, с созданием на базе региональных вузов организационных структур управлениятерриториальных агентств образовательных услуг, предоставляющих такие услуги.

2. Выделены факторы, обусловившие необходимость непрерывного образования при подготовке специалистов в современных условиях, особенности подготовки специалистов в регионах, удаленных от крупных образовательных центров, особенности подготовки экономических и управленческих кадров. Подробно рассмотрены и проанализированы направления реформирования высшего образования, функции высшего образования, факторы, характеризующие его влияние на регион.

3. Уточнен понятийный аппарат, связанный с предметом исследования, в том числе такие понятия, как: «рынок образовательных услуг», «образовательная услуга», «образовательная продукция». Классифицированы типы рынков образовательных услуг, предложены их характеристики, сформулированы требования к образовательной услуге и разработаны критерии оценки ее качества. Показывая, что современная образовательная технология, одной из которых является дистанционное обучение, является основой формирования образовательной услуги, были уточнены понятия «технология обучения», «образовательная технология», «дистанционное обучение», выделены основные критерии типологизации моделей дистанционного обучения и предложена схема классификации моделей, сформулированы преимущества их применения для региона, вуза и обучающихся. Учитывая то, что организация дистанционного обучения требует больших первоначальных затрат и его эффективность зависит от масштаба деятельности, были определены реальные пути реализации дистанционного обучения в регионах.

4. Анализ методических подходов к исследованию рынка образовательных услуг показал, что для исследования рынков малых средних городов целесообразно применять собственные или адаптированные методики его исследования. Важной составляющей предложенной автором методики является анализ влияния социально — экономического положения региона на функционирование рынка образовательных услуг и предложена модель анализа такого влияния. Для оценки сегментов и выбора наиболее перспективных и привлекательных, разработаны однофакторная и многофакторная модели. Для проведения анализа конкуренции на рыке образовательных услуг были предложены критерии оценки и определены единичные показатели конкурентоспособности вуза.

5. Проведенный анализ рынка образовательных услуг юго-западной части Алтайского края выявил тенденции роста общей численности студентов, роста объема платных услуг, высокие темпы роста численности студентов заочной формы обучения в, сравнении с другими, показал что абитуриенты отдают предпочтение экономическим специальностям и государственным учебным заведениям.

Анализ социальноэкономического положения и его влияния на рынок образовательных услуг позволил сделать вывод, что после длительного спада в экономике юго-западной части Алтайского края начались позитивные процессы, требующие подготовки и переподготовки специалистов, развитой системы непрерывного образования, расширения возможности самообучения. В результате анализа этих процессов был сформирован перечень специальностей, необходимых региону в ближайшем будущем, выявлены особенности рынка образовательных услуг, выявлены проблемы в области подготовки и переподготовки кадров, характерные негативные тенденции и необходимые направления его развития.

Определен потенциальный рынок потребителей услуг дистанционного обучения. Потенциальными потребителями услуг дистанционного обучения в регионе являются молодежь, руководители и специалисты, безработные и лица, находящиеся в местах лишения свободы, при этом нуждаются в таких технологиях обучения 55% молодежи, 63% руководителей, 37% безработных граждан и 68% лиц, находящихся в местах лишения свободы. Выделены наиболее перспективные сегменты для реализаций дистанционных технологий обучения.

Проведенное маркетинговое исследование состояния системы переподготовки и повышения квалификации кадров показало необходимость ее восстановления и вывода на качественно новый уровень.

Проведенная оценка конкурентоспособности вузов позволила определить слабые и сильные вузоввыявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность образовательной услуги.

6. В исследовании обоснованы предпосылки разрешения сложившегося противоречия между потребностями рынка образовательных услуг в квалифицированных кадрах с высшим образованием и возможностями их подготовки и переподготовки в регионе. Для разрешения этого противоречия был предложен комплекс мероприятий, которые необходимо проводить на всех уровнях государственного управления: федеральном, региональном и местном. Как наиболее эффективный путь устранения противоречий предлагается применение технологий дистанционного обучения, при этом реальным путем внедрения таких технологий в образовательный процесс в регионах, удаленных от крупных образовательных центров, является создание территориальных агентств образовательных услуг.

7. Разработанная в ходе исследования концепция создания региональных центров дистанционного обучения была положена в основу создания такого центра в РФ ЛГУ. Результаты деятельности центра позволили сделать вывод о необходимости создания других организационных структур управления — территориальных агентств образовательных услуг.

Разработка целей и задач агентства, концептуальной технологии подготовки специалистов по заказам предприятий и индивидуальных потребителей, условий формирования требуемой образовательной услугиопределение факторов, обеспечивающих экономическую целесообразность формирования таких образовательных услуг, требований к организационной структуре управления, функций управления и применение метода структуризации целей, позволили создать концептуальную модель новой организационной структуры агентства образовательных услуг. Подробно разработаны задачи всех подразделений агентства, положение об агентстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс законов о труде от 9.12.1971г. (в ред. От 18.01.2001 г.)//Ведомости ВС РФ. 1971. — № 50.- Ст. 1007.
  2. Комплексная программа становления и развития дистанционного образования в Алтайском крае на 1998 — 2003гг.: Постановление Администрации Алтайского края№ 150 от 15.03.99 г. //Собр. Законодательства Алт. края.-1999.-№ 3 5(55), Ч.2.-С.57.
  3. Краевая комплексная программа «Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года»: Постановление Администрации Алтайского края № 936 от 13.12.2000 г. // Собр. Законодательства Алт. края.-2000.-№ 56, Ч.2.-С.16.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. (в ред. От 07.08.2000 г.)// Собр. законодательства РФ. 1996. — № 35. — 26 авг. — Ст.4135.
  5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации № 1032−1 от 19.04.1991 г. (в ред. от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ)// Собр. законодательства РФ. 2000. — № 33. — 14 авг. — Ст.3348.
  6. Об образовании: Закон Российской Федерации № 3266−1 от 10.07.92 г. (в ред. от 07.08.2000 г.)// Собр. законодательства РФ. 1996. — № 3. — 15 янв. -Ст. 150.
  7. О первоочередных мерах по поддержке и модернизации системы образования края на 2002−2003гг.: Постановление Администрации Алтайского края от 15.10.2001 г. № 627 //Консультант Плюс. Алтайский выпуск.
  8. О создании системы ДО в России: Постановление коллегии Комитета по ВШ Министерства науки ВШ и технической политики РФ 9/1 от 09.06.93.
  9. Состояние и проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров: Постановление Адм. Алтайского края от 05.05.97 г. № 272 //Консультант Плюс. Алтайский выпуск.
  10. Ю.Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002. — 192с.
  11. П.Адлер Ю. П. Системы качества в высшем образовании /Адлер Ю.П., Тишина Е. Ю., Шелапутина C.B. //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. -Жуковский, 2000.-130 с.
  12. К.С. Современный рынок: отношения и трансакции / Айнабек К. С., Васильев Г. А. -Новосибирск, 2001.-364 с.
  13. Активные методы обучения в системе непрерывного образования — СПб., 1991.-Вып.З.-147с.
  14. Алтайский край: люди, события, факты. в зеркале «АП»: Дайджест.-Барнаул, 2000.-95 с.
  15. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения.-М: МЭСИ, 1999.-217 с.
  16. A.A. Теория и практика дистанционного обучения в России /Андреев A.A., Зайцева Ж. Н., Лобачев С. Л., Солдаткин В. И., Тихомиров В.П.-М, 1999.-510 с.
  17. A.A. К вопросу о модели образовательного учреждения ДО для определения его рейтинга. Проблемы информатизации ВШ /Андреев A.A., Паршиков Б. Л., Солдаткин В. И. //Бюллетень Минобразования РФ.-1999.-№ 1.- С.10−14.
  18. A.A. К вопросу об определении • понятия ДО//Дистанционное образование.-1997.- № 4.- С.13−17.
  19. A.B. Возможности и предпосылки применения дистанционных обучающих технологий в РФ АГУ /Антропов A.B., Чубарова О. И. //Менеджмент и маркетинг в системе рыночных отношений: Межвуз. сб. -Барнаул, 2002.- Вып. 2.-С.14−16.
  20. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения.-Омск, 1998.-130с.
  21. Г. Введение в маркетинг /Армстронг Г., Котлер Ф.-М. и др., 2000−638 с.
  22. Ассоциация «Открытый университет Западной Сибири».- Томск, 2001-С.13−14.
  23. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг// ЭКО.-2000.-№ 8.-С. 77−91.
  24. В. Маркетинг образовательных услуг / Афанасьева В., Черкасов В. //Маркетинг.-1999.-№ 6.- С.33−37.
  25. А. Оценка учебного заведения: итоги пилотной стадии эксперимента. // Альма-матер.-1996.- № 4−5.-С.29−32.
  26. В.Н. Дистанционное.Да! Но.// Проблемы информатизации высшей школы.-1995.-Вып. З.-С. 10−12.
  27. В.И. Маркетинг в современном бизнесе: В 2 ч.-Барнаул.-1998.-Ч. 1−218с.
  28. В.И. Маркетинг в современном бизнесе: Руководство по изучению для воскресной школы.-Барнаул, 2001.-120с.
  29. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования /Под ред. В. Л. Иноземцева. -М, 1999.-786с.
  30. Л.В. Образование для российских менеджеров: поиск новых форм //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.- М., 2000.-Вып. 1.-С.41−47.
  31. И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг//Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ., 29 января 2002: Электронный ресурс.-Ьир://тагкеи^.5рЬ.т/сопГ/2002−01 -ес1и/
  32. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года. М., 2000, — 50с.
  33. Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.-М., 2000.-Вып. 1.-С.101−115.
  34. А. Маркетинг-исследования рынка молодых специалистов/ Браверман А., Хавш О. //Рос. экон. журн.-1995 № 12.-С. 56−61.
  35. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. -М., 1997.-340с.
  36. Т.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования /Бутова Т.Г., Григорьева Е. Г. // Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ, 29 января 2002: Электронный ресурс.-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01 -edu/
  37. Т.Н. Дистанционное образование по оценкам экспертов /Бутырин Т.Н., Ефимов H.H. // Проблемы информатизации высшей школы: Бюл Госкомвуза РФ, ГОСНИИ систем интеграции.-М, 1997.-Вып. 3−4.-С. 45−48.
  38. П.А. Технологии XI века и российские университеты // Сети и системы связи.-1998.-№ 3.-С.84−86.
  39. А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития // Вопр. экон.-1998.-№ 12.-С.67−86.
  40. Ю.С. Экономика и организация управления вузом.-СПб., 2001.-544с.
  41. A.A. Педагогические технологии и качество образования // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.- М., 2000 -Вып. 1.- С. 13−17.
  42. A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.- М., 2000. Вып. 2.- С.3−42.
  43. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху НИТ.-М., 1995.-210с.
  44. А. Проблемы финансирования высшего образования в России /Воронин А., Беляков С. // Финансы.-1999.-№ 10.-С.21−23.
  45. .Л. Высшее образование на Западе на пороге 21 века: успехи, нерешенные проблемы. // Педагогика.- 1999.-№ 2.-С. 84−95.
  46. Высшие и средние специальные учебные заведения Алтайского края.— Барнаул, 2000.-62с.
  47. Высшие и средние специальные учебные заведения Алтайского края.— Барнаул, 2001.-70с.
  48. М.И. Рынок бизнес-образования России /Гаврилова М.И., Григорьева Т. О., Шеметов В. В. //Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ, 29 января 2002: Электронный ресурс.-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01-edu/
  49. А.И. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования /Галаган А.И., Гоппа В. Д. М., 1997. — 44 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 11).
  50. А.И. Методические основы сравнительного анализа систем образования /Галаган А.И., Гоппа В. Д. М., 1995. — 52 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ./НИИВО- Вып. 2).
  51. Н. Кто и как финансирует вузы// ЭКО.-2000.-№ 1.-С.154−159.
  52. Л., Меек В. Дискуссия о диверсификации высшего образования // Высш. образование в Европе. 1994.-Т. 19.-№ 4.-С. 45−47.
  53. В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы.-Томск, 1988.— 164с.
  54. И.Н. Менеджмент.-М., 1997.-486 с.
  55. А.Т. Контроль качества учебного процесса в профобучении //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.-М., 2000. Вып. 1.-С. 17−19.
  56. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения //Маркетинг.-1999.-№ 2.- С.56−64.
  57. В.А. Муниципальное управление: подготовка и повышение квалификации служащих /Ин-т управления и экономики -СПб., 1999. -316с.
  58. В.А. Учебные заведения в условиях экономики переходного периода. Концепция развития. /Ин-т управления и экономики.-СПб., 2001. -270с.
  59. В.А. Управление экономическим развитием народохозяйственного комплекса. /Ин-т управления и экономики.-СПб., 2002. -367с.
  60. Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения //Дистанционное образование.-1999.-№ 1.- С.43−47.
  61. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М., 1998. — 416с.
  62. Е.П. Основы маркетинга.-М., 1999. -656 с.
  63. Город Рубцовск: общая характеристика //Деловой мир Алтая.-1999.- 4.1.-176с.
  64. A.C. Эффективность использования и подготовки специалистов.-Мн., 1985.-193с.
  65. Н.Б. Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников высших учебных заведений: региональный аспект (на примере Алтайского края): Дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук.-Барнаул, 1998.-182с.
  66. С.Ю. Интернет-технологии в высшей школе в период реформирования российского образования / Губин С. Ю., Матчин В. Т., Мордвинов В. А. /Под ред. Евтихеева.-М, 1998.-56с.
  67. Дистанционное обучение /Под ред. Е. С. Полат.- М., 1998.-147с.
  68. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды: Материалы 7-ой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 17−18 июня 1999 г.) / Под ред. В. П. Тихомирова, В. И. Солдаткина, Д. Э. Колосова. М., 1999.- 120 с.
  69. С. Прогнозирование развития системы высшего образования Российской Федерации в условиях структурной перестройки экономики /Джалалов С., Боков В. В. М., 1995. — 48 с.
  70. Е. Маркетинг консультационных услуг: анализ и сегментирование рынка. //Маркетинг.-1998.-№ 4.-С.26−29.
  71. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода.-СПб., 1995.-325с.
  72. Э.Д. СПб, 1994.-С. 52−54.
  73. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / Добрынин А. И., Дятлов С.А.-СПб., 1999.-309с.
  74. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость /Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского. СПб, 2001. — 480с.
  75. Л.М. Проблемы развития дистанционного образования в России. // Вестн. МГУ. Серия 18. Социология и политология.-1999.- № 1.-С. 102−118.
  76. В., Багдасарян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. 1995. — № 2.-С.25−27.
  77. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. -СПб, 1995.-286с.
  78. С.А. Основы теории человеческого капитала.-СПб, 1994.-235с.
  79. А.П. Оценка качества дистанционного обучения и определение емкости рынка образовательных услуг. //Дистанционное образование. — 1999. № 1.-С.18−21.
  80. А.П., Кручинин В. А. Пути развития дистанционного высшего образования. //Дистанционное образование. -2000. № 2.-С.14−19.
  81. М.Р. Практикум по общей теории статистики /Ефимова М.Р., Ганченко О. И., Петрова Е.В.-М., 1999.-277с.
  82. Ю.А. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета /Захаров Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Кемерово, 2001. — 276с.
  83. Ю.Б. Система дистанционного образования на базе учебных центров отрасли: перспективы создания /Зубарев Ю.Б., Прокофьев Ю. А., Задоркин В. И., Хромой Б. П. //Вестн. связи.-1998.-№ 3.-С.67−70.
  84. Г. Новые информационные технологии и учебные технологии /Калягин Г., Михайлов Г. // Высш. образование в России. 1996. — № 1.-С. 137−139.
  85. Л.П. Маркетинговое исследование поведения потребителей на рынке образовательных услуг //Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», 29 января 2002, МЭСИ: Электронный ресурс.-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01 -edu/
  86. Н.В. Оценка затрат на высшее образование. // Альма-матер-1996.-№ 1.-С. 15−16.
  87. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег /Пер. с англ. М., 1978.-494с.
  88. JI. Разработка маркетинговой стратегии //ЭКО.-1999.-№ 5.-С.122−131.
  89. В.П. Маркетинг: организация и управление.-Барнаул, 1995.-245 с.
  90. М.Г. Экономика труда.-М., 1998.-238с.
  91. Короткий 10. Формализация подхода к маркетинговым исследованиям// Маркетинг.-1999.-№ 2.- С.65−69.
  92. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок /Пер. с англ.-М., 2000.-272 с.
  93. Ф. Расширение концепции маркетинга //Классика маркетинга/ Энис Б. М., Кокс К.Т.-М.-СПб, 2001. 752с.
  94. Н., Юсупова А. Адаптация академической науки к рыночным условиям//ЭКО.-1999.-№ 11.-С. 131−145.
  95. A.M., Лысенко Е. А. Применение концепции маркетинга при подготовке специалистов с высшим образованием //Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ, 29 января 2002: Электронный ресурс. .-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01 -edu/
  96. Лазарев ВН Вопросы организации дистанционного обучения в педагогическом вузе. // Социал.-полит. журн.-1997.-№ 3.-С. 169−178.
  97. Ю.И. Эффективность образовательных технологий. Методическое обеспечение /Лобанов Ю.И., Токарева B.C., Сухинина М. А. -М., 1999.-Вып. 11.-40 с.
  98. Ю.И. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /Лобанов Ю.И., Токарева B.C., Сухинина М. А. — М., 1999.-Вып. 10.-64 с.
  99. Т.В. Условия обеспечения качества открытого дистанционного образования в системе МИМ ЛИНК //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.-М., 2000. Вып. 1.-С.57−63.
  100. Е., Колмогоров В., Карпенко М. Развитие дистанционного образования в России и странах СНГ. //Обозреватель. 1999. — № 11.- С. 63−67.
  101. С.А. Изучение конкуренции на Карагандинском региональном рынке образовательных услуг вузов. //Маркетинг.-1999.-№ 1.- С. 33−38.
  102. С.А. Особенности образовательных услуг //Проблемы экономики и управления в потребительской кооперации. Новосибирск, 1998. — С.239−241.
  103. Л. Реализация идеи непрерывного образования в комплексе «детский сад лицей — колледж — вуз»: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-Тюмень, 1999.-24с.
  104. В.И. Социология образования и формирование личности. -Барнаул, 1995.-80с.
  105. М.Х. Основы менеджмента /Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. /Пер. с англ. М., 1995. — 704с.
  106. .З. Теория организации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.-480с.
  107. Л.Г. Формы собственности предприятий и структура занятости населения (на примере Алтайского края) /Миляева Л.Г., Маркелов О. И. //ЭКО.- 2001.-№ 1, — С.48−55.
  108. H.A. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособ. /Михеева H.A., Галенская JI.H. СПб.-2000.-170с.
  109. В.В. Социальное и экологическое развитие региона.-барнаул, 1999.- 199с.
  110. А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами.-Барнаул, 1996. -177с.
  111. А.К. Состояние профессионального образования Алтайского края и выбор путей его реформирования.-Барнаул, 1996. -43 с.
  112. А.К. Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация.: Тезисы доклада межд. научно-практич. конф./Адм. Алт. края, комитет адм. края по труду.-Барнаул, 2001. -287с.
  113. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона /Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой.-М., 2001.-204 с.
  114. A.M. Перспективы создания непрерывного профессионального образования //Специалист. 1998. — № 1. — С. 2−8.
  115. A.M. Принципы построения непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−18.
  116. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности /Под ред. A.A. Спирина, О. Э. Башиной.-М., 1995.-296 с.
  117. В.М. Социально экономические функции высшей школы в условиях развитого социализма и НТР //Социс. — 1977. -№ 4. -С.54.
  118. В.И. Количественные методы в социологических исследованиях /Паниотто В.И., Максименко B.C. -Киев, 1986.-215 с.
  119. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие.-М., 1995.-234 с.
  120. А., Зайтамл В., Берри J1. Концептуальная модель качества сервиса и ее значение для будущих исследований// Классика маркетинга / Энис Б. М., Кокс К.Т.-М.- СПб, 2001. 752с.
  121. Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования, утвержденное Приказом Минобразования РФ № 1050 от 30.05.1997 г., с проектом такого же «Положения.», разработанным в соответствии с приказом № 41 от 22.11.1999 г.
  122. Полякова J1. Дистанционное образование. //Абитуриент.-1999.-№ 5.-С. 41−46.
  123. Полякова J1. Дистанционное образование. //Наука и жизнь. -2000.- № 1.-С. 89−90.
  124. О.В. Непрерывное образование и инженерия знаний (междисциплинарные аспекты) /Попова О.В., Титаренко Ю. И., Шалаев И. К. и др. -Барнаул, 1998.-411с.
  125. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. -М., 1993 .-896с.
  126. Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень Госкомвуза РФ. 1995. — № 3.- С.25−28.
  127. Прогнозный план социально-экономического развития г. Рубцовска на 1998−2000 годы и на период до 2005 года.-Рубцовск, 1998.-60с.
  128. Е. Руководители предприятий о перспективах управленческого образования// ЭКО.-1999.-№ 12.- С.86−94.
  129. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении //Вопр. философии.-2001.-№ 3.- С.8−12.
  130. Д. Сочинения: В 3 х т. Начала политической экономии и налогового обложения /Пер. с англ. под ред. М. Н .Смит.- 2-е изд.- М, 1995.-Т.1.-360с.
  131. Романов Л. Н Технологии дистанционного обучения /Романов Л.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. -М., 2000.- 303с.
  132. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М., 2000. 749с.
  133. Ю.Б., Самойлов В. А. Система дистанционного образования // МЭСИ.-1996.-№ 1.- С. 19−21.
  134. Руднева Л, Как повысить эффективность обучения управленческих кадров// Пробл. теории и практики упр.-1998.-№ 2.- С.117−126.
  135. О.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в сфере услуг.-М., 1998.- С. 156.
  136. О.В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции, перспективы. /Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ, 29 января 2002: Электронный ресурс.-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01-edu/
  137. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI векII Пробл. теории и практики упр.-1998.-№ 2.- С.75−83.
  138. .В. Дистанционное образование: проблемы и перспективы //Дистанционное образование.-1999.-№ 1.- С.33−34.
  139. А. Об эффективности информационных технологий //Высш. образование в России. 1997. — № 4.-С. 100−106.
  140. С. Еще раз о технологиях обучения //Современные образовательные технологии подготовки специалистов-экономистов в вузах России.-М., 2001.-С. 25−27.
  141. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2-х т.: Пер. с англ: / Под ред. Л. И. Абалкина.- М., 1993.- 569с.
  142. Социально-экономическое положение Алтайского края, 2000.- Барнаул, 2001.-151с.
  143. Система статических показателей высшей школы в отечественной и международной практике / В. И. Борисова, O.A. Веденина, И. О. Карпенко, Л. Т. Сергеева, В. Е. Яценко. М., 1994.-Вып. 1.- 56 с.
  144. Н.М. Особенности дистанционного обучения в системе высшего образования /Соломатин Н.М., Сонин А. И., Соколов Н. К. //Вестн. Моск. техн. ун-та. Серия Приборостроение.-1998.-№ 2.-С. 101−108.
  145. Статистический отчет г. Рубцовска за 1997 — 2001гг. -Рубцовск, 2001.-147с.
  146. В.М. Маркетинг: новые технологии в России.-М., 2001.-287с.
  147. В. Информационные технологии для будущих экономистов /Тихомиров В, Рубин, Самойлов В., Шевченко К. // Высш. образование в России. 1999. — № 1.-С. 113−116.
  148. Н.В. Дефиниции маркетинга образования //Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», МЭСИ, 29 января 2002: Электронный ресурс. .-http://marketing.spb.ru/conf/2002−01-edu/
  149. А. Футурошок/Пер. с англ. -СПб., 1997. -461с.
  150. А .Я. Экономика Алтайского края в условиях реформирования /Троцковский А.Я., Чертов H.A. -Барнаул, 2001.-137с.
  151. В.П. Глобализация и экспорт образовательных услуг / Тихомиров В. П., Максюков Н. И. //Открытое образование. — 2001. № 4.-С.7−14.
  152. А.Ф. Инновации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в сфере дистанционного образования /Уваров А.Ф., Осипов Ю. М. //Открытое образование. — 2001. № 4.-С.65−68.
  153. B.JI. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты /Усков B. JL, Ускова М. // Информ. технологии. -1999.т№ 1.-С.31−38.
  154. P.A. Инновационный менеджмент: Учеб.-2-е изд. М., 2000. — 624с.
  155. Р.Л. Разработка управленческого решения: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп. — М., 1998. — 272с.
  156. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования») // Рос. газ. 2000. — 15 апр.- С.2−6.
  157. В. Виртуальный университет уже не фантастика. Беседа с министром образования РФ. // Моск. новости.- 1999. —29июня-5игаля (№ 24).-С.20−21.
  158. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России. // Экон. и мат. методы.-1997. Т. ЗЗ, Вып 3.- С. 92−111.
  159. Г. Дистанционное экономическое образование // Высш. образование в России. 1997. — № 3.- С. 37−43.
  160. .II. Рынок интеллектуального труда, — ЭКО.-2000.-№ 1.-С.56−68.
  161. В. Преимущества дистанционного обучения //Современные образовательные технологии подготовки специалистов-экономистов в российских вузах.-М., 2001.- С.35−38.
  162. Р.И. Наемный труд на переломных этапах развития экономики /РАН. Институт сравнительной политологии. -М., 1999. -119с.
  163. В.В. Экономические проблемы сферы образования.-Кострома, 1996.-76с.
  164. А.Г. Модели и технология образования взрослых //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.-М., 2000. Вып. 1.- С.92−101.
  165. А.Н. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. //Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети. Барнаул, 1998. Вып.2 56 с.
  166. О.И. Проблемы подготовки и переподготовки руководителе //Изв. АГУ.-2002.-№ 2.-С. 120−122.
  167. Чубарова О. И Дистанционное обучение в подготовке экономистов в филиале АГУ г. Рубцовска //Материалы всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке экономистов», 27 февраля 2002 г.-Барнаул, 2002.-С. 168−174.
  168. Чубарова О. И Исследование рынка образовательных услуг //Менеджмент и маркетинг в системе рыночных отношений. Межвуз. сб.-Барнаул, 2002.-Вып. 2.- С. 17−19.
  169. Чубарова О. И Концептуальная модель территориального агентства образовательных услуг //Наука городу Рубцовску. Межвуз. сб.-Барнаул, 2002.- С. 102−116.
  170. Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект /Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В.В.-М., 1997.-303с.
  171. В.Е. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) /Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И., Савельев А. Я. //Высш. образование в России. — 1994. № 2. — С.13−27.
  172. С.А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МММ ЛИНК.- M., 2000.-С.5−13.
  173. В.П. Экономика образования /Щетинин В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. -М., 1995.-200с.
  174. Экономика труда и социально-трудовые отношения /Под. ред. Меликьяна Г. Г., Колосовой Р.П.- М., 1996.-623с.
  175. Р.Д. Современная экономика труда. Теория и государственная политика /Эренберг Р.Д., Смит P.C. -М., 1996.- 778с.
Заполнить форму текущей работой