Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические характеристики личности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С проблемой индивидуальной свободы человека, прежде всего, ассоциировано понятие автономии личности как регулятора поведения (А.Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм). Являясь предпосылкой самостоятельной и ответственной деятельности, автономия принадлежит к общественным благам свободы действия как независимость от принуждения (М.К.Мамардашвили). Нарушение свободы действия обнаруживается блокированием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методолгические проблемы изучения социально-психологических характеристик личности в зависимости от типа саморегуляции
    • 1. 1. Социально-психологические характеристики личности в контексте «отношенческой» направленности
    • 1. 2. Потребностно-мотивационный аспект социальности личности
    • 1. 3. Отношение личности к себе и социальной ситуации деятельности
    • 1. 4. Автономия-зависимость как типы саморегуляции социальной активности субъекта деятельности
    • 1. 5. Автономия как смыслообразующий конструкт саморегуляции личности
    • 1. 6. Развитие проблемы исследования в сфере индивидуального предпринимательства: эмпирические подходы
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Исследование социально-психологических характеристик личности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции
    • 2. 1. Описание объекта исследования и выборки
    • 2. 2. Методики и этапы исследования
    • 2. 3. Анализ содержательных характеристик самопредставлений предпринимателей с различным типом саморегуляции
    • 2. 4. Сравнительный анализ различий социально-психологических характеристик личности автономных и зависимых предпринимателей
      • 2. 4. 1. Самооценка предпринимательской ситуации деятельности автономными и зависимыми предпринимателями
      • 2. 4. 2. Потребностно-мотивационные особенности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции социальной активности
      • 2. 4. 3. Факторный анализ группового сознания предпринимателей с различным типом саморегуляции
  • Выводы второй главы

Социально-психологические характеристики личности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Становление новой социальной группы предпринимателей — результат либерализации российской экономики и вместе с тем гарант углубления реформ и развития рыночных отношений. Малое предпринимательство формирует экономическую основу и социальную базу гражданского общества в современной России. На протяжении новой русской истории малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, мешающих полноценному развитию данного сектора экономики, что становится одним из факторов, препятствующих рыночным преобразованиям общества. Важным резервом повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизни народа в рыночной экономике, как показывает зарубежная практика развитого бизнеса, является интенсивное и всестороннее развитие человеческого фактора, способствующего эффективности индивидуальных предпринимателей как самого массового субъекта рыночных отношений.

С проблемой индивидуальной свободы человека, прежде всего, ассоциировано понятие автономии личности как регулятора поведения (А.Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм). Являясь предпосылкой самостоятельной и ответственной деятельности, автономия принадлежит к общественным благам свободы действия как независимость от принуждения (М.К.Мамардашвили). Нарушение свободы действия обнаруживается блокированием социальной самореализации индивида (А.В.Брушлинский, В. П. Зинченко, Ю. Хабермас). В повседневной жизни проявление автономии личности обусловлено конвенциями правового, хозяйственного, морального, религиозного характера, а также установлениями социально — ролевого поведения (Р.Нисбет, Д. Рос). В качестве проблемы социально-психологического анализа автономия получила наибольшее развитие в понятиях регулятора социального поведения, выбора действия, а также в категории желаний (Г.Балл, Ф. Баррон, К. Касториадис). Ограниченность используемого при этом категориального анализа связана с тем, что в действительности автономия человека не может быть абсолютной, так как нуждается в социальных определениях и самоопределениях субъектов, как в деятельности, так и в отношениях. При этом человеческая индивидуальность всегда несет в себе групповой отголосок как момент сохранения видородовой общности или определенного социального целого, т. е. социальной группы (Г.В.Акопов). Анализ социально-психологических характеристик личности, способствующих автономизации поведения индивидуальных предпринимателей, ориентирован на поиск критериев успешности функционирования социально зрелой личности в предпринимательской сфере деятельности. На этом основании автономия как регулятор социального поведения личности может быть эксплицирована в качестве психологического конструкта, обусловливающего групповое множество его индивидуальных концептуализаций. Это позволяет рассматривать автономию интериоризированной формой внешней регуляции, которая, приобретая качественно иную форму, превращается в фактор саморегуляции (О.Е.Дергачева).

Мы рассматриваем автономию как тип саморегуляции, ориентированный на свободу деятельности личности. Он способствует реализации стратегий самостоятельности, готовности к принятию решений на основе собственных психологических особенностей и внутренних критериев оценки.

Среди отечественных обществоведов и психологов наиболее значимы исследования Л. Абалкина, М. К. Бункиной, О. С. Дейнеки, А. Л. Журавлева, И. Е. Задорожнюк, Т. В. Корниловой, М. И. Мелия, В. П. Познякова, С. К. Рощина, Е. Б. Филинковой и др. Наиболее известные разработки принадлежат зарубежным ученым и специалистам И. Ансоффу, М. Беккеру, М. Веберу, В. Зомбарту, Р. Кантильону, Ф. Котлеру, А. Маршаллу, Ф. Найту, А. Нельсону, Т. Питерсону, А. Смиту, Ф. Хайеку, Й. Шумпетеру и др. Теоретические вопросы предпринимательства, проблемы его социально-психологического и социального генезиса, а также функции и перспективы развития профессионально важных социально-психологических качеств рассматриваются в работах В. В. Вахитовой, С. Н. Дацко, О. Е. Дергачевой, Г. С. Дулиной, Т. И. Заславской, Е. М. Корж, О. Н. Марковой, Д. Г. Мартюшева, С. Р. Пантилеева, В. В. Радаева, И. В. Тетеревковой, А. Е. Чириковой,.

В.М.Яковлева. Несмотря на многообразие литературных источников, в которых анализируются закономерности социальной психологии малого предпринимательства, проблема специфики социально-психологических характеристик субъектов предпринимательской деятельности и их связи с саморегуляционными механизмами остается недостаточно изученной. Проблелшая область настоящего исследования обусловлена противоречиями: между абсолютизацией зарубежных теорий о личностных особенностях предпринимателей и отечественными реалиями традиционалистской зависимости личности от внешних обстоятельств;

— между необходимостью автономизации поведения предпринимателей и недостаточно четким пониманием их социально-психологических характеристик, взаимосвязанных с различными типами саморегуляции.

Таким образом, стремление найти возможности разрешения обозначенных противоречий и определило проблему данного исследования.

Данные противоречия послужили основанием для выявления взаимосвязи социально-психологических характеристик индивидуальных предпринимателей с типом саморегуляции личности. Эффективное становления новой социальной группы предпринимателей предполагает изучение соотносимых проявлений саморегуляции: зависимости и независимости целеполаганий, адаптивности и осознанности поведения, гибкости и ригидности в регуляции мышления и самоотношения личности. Определение социально-психологических характеристик, взаимосвязанных с ростом или ослаблением автономной саморегуляции личности, ее социальной лабильностью в условиях отсутствия внешнего подкрепления, актуализирует проблему развития самостоятельности индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования — личность индивидуальных предпринимателей.

Предмет исследования — социально-психологические характеристики личности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции.

Цель исследования — провести сравнительный анализ социально-психологических характеристик индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции.

Гипотеза исследования:

Социально-психологические характеристики личности индивидуальных предпринимателей имеют структурно-качественные отличия в зависимости от типа саморегуляции.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в диссертационной работе ставились и решались следующие задачи:

1. провести анализ теоретических подходов к изучаемой проблеме и выделить методологические основания эмпирического исследования социально-психологических характеристик личности индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции;

2. раскрыть содержательную специфику социальных представлений об автономии-зависимости в группах индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции;

3. выявить и сравнить самооценки профессиональной деятельности автономных и зависимых индивидуальных предпринимателей и источники их фрустрированности в профессиональной среде;

4. установить характер взаимосвязи типа саморегуляции с потребностно-мотивационными характеристиками личности индивидуальных предпринимателей;

5. выявить различия в факторных структурах группового сознания индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции.

Теоретико-методологические основы исследования составили: принцип детерминизма и социальной системности психики в работах (Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова) — единства сознания и деятельности личности (А.А.Бодалев, В. П. Зинченко, А. В. Карпов, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев,.

A.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн). Феноменологический подход к автономии личности как психологической характеристике, преобразующей сознание по отношению к себе, представлен в концепциях метамотивации А. Маслоу, самотрансценденции В. Франкла, продуктивной активности Э. Фромма, свободной причинности и надситуативной активности В. А. Петровского. В работе использованы идеи о саморегуляции личности как факторе интеграции и изменения В. К. Вилюнаса, Б. В. Зейгарник, О. А. Конопкина,.

B.И.Моросановой, Г. С. Прыгина.

Наряду с этим, методологическими источниками исследования являются фундаментальные положения: социально-психологического подхода к пониманию сущности личности (К.А.Абульханова-Славская, Г. В. Акопов, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. И. Донцов, А. В. Петровский, Д.И.Фельдштейн) — психологии экономического поведения.

В.И.Бакштановский, А. Л. Журавлев, Т. И. Заславская, А.И.Пригожий) — психологии личности предпринимателя (Г.С.Дулина, Т. В. Корнилова А.А.Костылева, С. В. Малахов, Э. Н. Фетисова, И.Г.Яковлев).

Методы и методики исследования:

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью следующих групп методов исследования:

— методы теоретического анализа и обобщения материалов социально-психологической литературы по проблеме исследования, а также их типологизация и моделирование;

— методы эмпирического исследования, а именно: метод контрастных группнаблюдениеопростестирование с помощью методик: личностный опросник «автономности—зависимости» Г. С. Прыгина, модифицированный опросник мотивации достижений А. Мехрабиана, структурированное интервью исследования фрустрации Л. И. Вассермана, «Форма по изучению личности» Д. Джексона, опросник исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, авторская самооценочная анкета и свободное эссе по заданной теме;

— методы обработки и интерпретации эмпирических данных: количественный и качественный анализ, методы математической статистики (процентное соотношение, группировочные таблицы, вычисление коэффициентов различий между группами и признаками (критерий Манна-Уитни), выявление связи между структурными компонентами системы переменных (метод ранговой корреляции Спирмена), факторный анализ в программе SPSS 11 Windows.

База исследования. Общая выборка составила 268 человек в возрасте от 25 до 45 лет: индивидуальные предприниматели г. Самары, ведущие предпринимательскую деятельность не менее трех лет с различной степенью экономической успешности и не имеющие иных источников дохода (стандартный доход в рамках 10−15 тысяч — 100−150 тысяч рублей в месяц). Исследование проводилось на базе коммерческих структур ООО «Техмашсервис», «Кипперс», «ГК «Базель», «Вектор-Трейд», «Квант-1», «Энергосервис и К», «Контур», «Сервис», Строительная компания «Лаура», МК «Дализ» (филиал «Фармбокс интернешнл»), Торговый дом «Борей», «АКВА ХАУС» в период с 2003 г. по 2008 г.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими и теоретическими предпосылками, применением валидных и надежных методик изучения социально-психологических характеристик, использованием большого числа показателей комплекса взаимодополняющих методов сбора информации, адекватных предмету, задачам и гипотезам исследования. Подтверждены репрезентативностью выборки испытуемыхсочетанием количественного и качественного анализа с использованием методов математической статистики, а также содержательным анализом полученных данных.

Научная новизна исследования:

Разработана социально-психологическая модель характеристик личности в континууме социальной регуляции — саморегуляции. Предлагается диспозициональная структура модели личности «автономность — зависимость». Характеристиками её дихотомий служат: «самоуважение самопривязанность», «самообязательность долженствование», саморуководство <-" принятие", «субъектность референтность», которые инвариантно взаимосвязаны с типом саморегуляции личности.

Раскрыты содержательные аспекты личностных представлений индивидуальных предпринимателей об автономности-зависимости. Автономная саморегуляция индивидуальных предпринимателей в свете этих представлений присуща личности как уверенному в себе человеку, стремящемуся к соответствию планов деятельности и собственных возможностей. Индивидуальный предприниматель с автономным типом саморегуляции более независим от социального окружения, обладает особым складом ума, действий и личностных устремлений, постоянно стремится к самореализации, отличается способностью принимать неординарные решения, нести за них ответственность, идти на инновации и рисковать в условиях неопределенности рыночной среды. Личность индивидуального предпринимателя с зависимым типом саморегуляции отличается тревожностью, неуверенностью в правильности своих действий, зависимостью от социального одобрения, подчиняемостыо давлению среды деятельности.

Выявлена специфика самооценок профессиональной деятельности автономных и зависимых индивидуальных предпринимателей. Самооценки автономных индивидуальных предпринимателей, как мужчин, так и женщин, отличаются от самооценок зависимых позитивностью самостоятельности профессионального поведения и уверенности в его перспективах. Их оценки негативного влияния экономической среды на предпринимательскую деятельность носят характер предметного анализа помех. Самооценки индивидуальных предпринимателей с зависимым типом саморегуляции характеризуются неоднозначностью, скептицизмом по отношению перспектив собственной деятельности. Среди помех экономической среды деятельности они называют социальные и моральные факторы влияния, что свидетельствует о слабой осознанности личностных причин своих неудач.

Описана специфика социально-психологических характеристик личности индивидуальных предпринимателей с автономным типом саморегуляции. Установлена взаимосвязь типа саморегуляции с социально-психологическими характеристиками личности индивидуальных предпринимателей: с уровнем потребностей в достижении и социальной поддержке, с позитивным сомоотношением, а именно: самоуважением, саморуководством, самоценностью, самопринятием и самодеструктивностью.

Определены и выявлены различия семантических структур группового сознания индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции. Индивидуальные предприниматели с автономным типом саморегуляции испытывают определенную фрустрированность в силу неприятия социально-экономического положения, социального окружения и социального статуса. Характер их самооценок соотносится с масштабами их деятельности, активность контролируется саморуководством и самопринятием, готовностью к риску и независимостью от внимания со стороны «среды». Индивидуальные предприниматели с зависимым типом саморегуляции отличаются большей фрустрированностью (в сравнении с автономными), для них характерны оценки собственного бизнеса как неприбыльного и неуспешного, они отличаются неспособностью к выдержке и потребностью в поддержке.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования, во-первых, уточняют научные представления о социально-психологических характеристиках личности индивидуальных предпринимателей в комплексе самооценочных, отношенческих, мотивационных аспектов взаимодействия личности с экономической средой деятельностиво-вторых, выявляют зависимость данных аспектов личности от типа саморегуляциив-третьих, обосновывают содержательные различия индивидуального и группового сознания автономных и зависимых предпринимателей, что конкретизирует и обогащает теоретическое построение социальной психологии, организационной психологии, психологии труда, социальной психологии управления и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования направлены на совершенствование профессиональной деятельности индивидуальных предпринимателей, на развитие представлений бизнес-стуктур о социально-психологических характеристиках индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции.

Созданы диагностические предпосылки для выявления недостаточности уровня автономной саморегуляции как фактора личностной неадекватности профессионального поведения индивидуальных предпринимателей. В профессионально-образовательном процессе можно применять апробированный автором комплекс методик для диагностики психологических взаимосвязей социально-психологических характеристик личности с различным типом саморегуляции.

Социально-психологическая модель характеристик личности в континууме социальной регуляции — саморегуляции как структура взаимосвязей психологических характеристик индивидуальных предпринимателей может быть использована в разработке коррекционных и развивающих программ личностного развития фактических и потенциальных индивидуальных предпринимателей.

Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для разработки программ психологической помощи начинающим индивидуальным предпринимателям, при чтении учебных курсов для предпринимателей «Психология управления», «Организационная психология», «Организационное консультирование», «Социальная психология». Результаты исследования позволяют формировать учебные группы на основе принципа компенсации дефицита автономии саморегуляции личности индивидуальных предпринимателей.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Социально-психологические характеристики личности индивидуальных предпринимателей имеют структурно-качественные отличия в зависимости от типа саморегуляции. Автономный тип саморегуляции обеспечивает согласованность социально-психологических характеристик личности, способствующих профессиональной самостоятельности. Зависимый тип саморегуляции обусловливает «подстройку» социально-психологических характеристик личности к групповым нормам.

2.Содержательные аспекты личностных представлений индивидуальных предпринимателей об автономности-зависимости инвариантно соотносятся с типом саморегуляции. Качественный анализ представлений предпринимателей об автономии и зависимости в профессиональном поведении выявляет смысловой континуум групповых тезаурусов как профессионально пригодного и непригодного типов. В результате статистического анализа различий в представлениях выявлено, что автономные индивидуальные предприниматели характеризуются адаптивным отношением к объекту деятельности. Зависимые индивидуальные предприниматели отличаются ригидностью отношения к объекту деятельности, вызывающей трудности в проявлениях самостоятельности и независимости принятия личностной позиции.

3.Самооценки предпринимательской деятельности и характер отношения к помехам экономической среды качественно различаются в группах индивидуальных предпринимателей с автономным и зависимым типом саморегуляции.

4.Регуляционная обусловленность социально-психологических характеристик личности индивидуальных предпринимателей (самопринятие, самообвинение, саморуководство, фрустрированность, потребность в достижении, поддержке, одобрении, внимании, самоценность личности) определяется количественными и качественными взаимосвязями с типом саморегуляции.

5.Семантические структуры группового сознания индивидуальных предпринимателей, дифференцируемых по типу саморегуляции, различаются уровнем фрустрированности сознания личности и характером взаимосвязей социально-психологических характеристик, определяющих факторную специфику сознания на содержательно-смысловом уровне. В качестве доминирующего фактора группового сознания индивидуальных предпринимателей выступает фактор фрустрации сознания средой деятельности, более значимо влияющий на сознание предпринимателей с зависимым типом саморегуляции.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения работы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, на научно-практических конференциях: «Личностно развивающее профессиональное образование», Екатеринбург, 2005; «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности», Пенза, 2005; «Мотивация в психологии управления», Самара, 2006; «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития», Москва, 2007; «Самореализация личности в современных социокультурных условиях», Тольятти, 2007; «Психологическое сопровождение личности в процессе её профессионального самоопределения», Пенза, 2008; «Личность и бытие: субъектный подход (к 75-летию А.В.Брушлинского)», Москва, 2008.

Практические рекомендации по теме исследования внедрялись при организации системы психологического сопровождения индивидуальных предпринимателей в течение 5 лет на базе 12 коммерческих предприятий г. Самары (12 актов о внедрении психологического сопровождения предпринимательской деятельности в ООО «Техмашсервис», «Кипперс», «ГК «Базель», «Вектор-Трейд», «Квант-1», «Энергосервис и К», «Контур», «Сервис», Строительная компания «Лаура», МК «Дализ» (филиал «Фармбокс интернешнл»), Торговый дом «Борей», «АКВА ХАУС»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. В тексте диссертации содержится 9 таблиц, 20 рисунков. Объем основного текста диссертации, включая библиографический список (219 источников, из них 210 на русском языке, 9 на иностранном языке), составляет 168 страниц.

Выводы второй главы.

1. Социально-психологические характеристики личности с автономным и зависимым типом саморегуляции интегрируются как дихотомические члены диад: «самоуважение самопривязанность" — «самообязательность долженствование" — «саморуководство <-«• принятие" — «субъектность референтность», инвариантно обусловливаемых типом саморегуляции. На содержательном уровне сущность автономного типа саморегуляции личности предпринимателя определяется социально-психологической самоидентификацией личности независимо от группы, доминированием индивидуальных целей и первоочередным вниманием к самоустановкам, а не к групповым нормам социального поведения. Автономный тип саморегуляции обеспечивает согласованность осознанных намерений в структуре предпочтений предпринимателей, взаимосвязанных с социально-психологическими характеристиками. Зависимый тип саморегуляции личности способствует «подстройке» социально-психологических характеристик личности к групповым нормам.

2. Содержательное сравнение представлений индивидуальных предпринимателей с различным типом саморегуляции об автономности-зависимости профессионального поведения позволяет выделить следующую специфику: автономные индивидуальные предприниматели демонстрируют свойства уверенного человека, проявляющего выдержку, сосредоточенность, упорство в отношении предпринятого дела. Они стремятся к соответствию планов деятельности и собственных возможностей, ориентированы на конечный результат, самостоятельность в принятии решений, независимость от социального окружения. Зависимые индивидуальные предприниматели характеризуются неуверенностью в своих силах, осознанием расхождения своих планов с реальными возможностями. При этом, отличаясь высокой фрустрированностью процессом деятельности, зависимые предприниматели склонны постоянно перепроверять правильность своих шагов и бросать начатое дело, если оно не одобряется социальным окружением или при его реализации встречаются препятствия.

3. Самооценки профессиональной деятельности и отношения к экономической среде автономных и зависимых индивидуальных предпринимателей отличаются рядом признаков. Автономные индивидуальные предприниматели по сравнению с зависимыми более перспективно воспринимают собственное будущее и имеют более оптимистично стремятся к успеху и исключают возможности неудач. Неблагоприятная экономическая среда для индивидуальных предпринимателей создает субъективно фрустрирующие условия функционирования. Фрустрирующим фактором для автономных предпринимателей является юридическое, экономическое и психологическое притеснение, в то время как для зависимых предпринимателей — социальное и моральное притеснение.

4. Автономная саморегуляция личности индивидуальных предпринимателей взаимосвязана с такими проявлениями самоотношения как саморуководство, самопринятие, самоценность личности, с мотивацией достижения как побуждением к активности. Рост автономности саморегуляции личности предпринимателей соотносится с ростом потребностей в достижении, позитивного самоотношения и ослаблением потребностей в общении, внимании, социальной поддержке и самообвинении.

5. Семантические структуры группового сознания индивидуальных предпринимателей, дифференцирующихся по типу саморегуляции, различаются на содержательно-смысловом уровне, представляющем собой дихотомию «автономия-зависимость». Различия в факторных структурах группового сознания автономных и зависимых индивидуальных предпринимателей соотносится с уровнем фрустрированности и характером факторов, её вызывающихс модальностью самооценок предпринимательской деятельностью и с личностными особенностями, обусловливающими различия в активности предпринимательского поведения.

Заключение

.

Предпринимательское профессиональное поведение опосредуется механизмами самосознания и самоотношения, мотивацией достижения и субъективной устойчивостью перед неблагоприятным воздействием социально-экономической среды. Тип саморегуляции личности, взаимосвязанный с выявленными социально-психологическими механизмами, может служить важным диагностическим критерием как для коррекционной работы при обучении предпринимательскому поведению. Степень смысловой и структурно-динамической близости семантических структур сознания предпринимателей может определять вероятность успешности их адаптации к профессиональной среде деятельности. Реализация предпринимателями своих возможностей и прирост личностных потенций в процессе профессионализации зависит от автономности саморегуляции. Влияние внешних факторов среды деятельности на внутреннюю мотивацию, с точки зрения потребности в автономии, выступает контролирующим событием, воспринимаемым предпринимателем как принуждение думать, чувствовать или вести себя спецефическим образом. Следовательно, можно говорить о подтверждении гипотезы исследования о существовании различий в социально-психологических характеристиках личности индивидуальных предпринимателей в зависимости от типа саморегуляции. Анализ социально-психологических особенностей предпринимателей с различным уровнем автономии саморегуляции выявил типологию личности, способной действовать в автономном режиме, добиваясь самореализации в деятельности.

Автономная саморегуляция предпринимателей обеспечивает их способность к избирательному взаимодействию со средой деятельности и означает способность личности выражать личностный смысл и создавать индивидуальную среду отношений, используя стратегии самостоятельной деятельности. Внутренняя несвобода ведет предпринимателя к фатальной зависимости от обстоятельств или к неэффективности поведения.

Степень автономии предпринимателей обусловливает доминирование различных источников активности (мотивации) и социально-психологических особенностей самосознания. Чтобы почувствовать себя автономным субъектом рыночной конкуренции, предприниматель должен управлять своим отношением к обстоятельствам. Эмпирическими критериями автономности являются такие ее проявления как спонтанность, интерес, личностная значимость как причина действия, ощущение себя свободным, в то время как несвободное поведение, ставшее привычкой, контролируемой эмоциями, препятствует выбору поведения и гибкому использованию информации.

Модель взаимной причинности социально-психологических и регуляционных факторов личности объясняет, почему в условиях незрелости рыночных отношений и экономических трудностей одним предпринимателям удается достичь поставленных целей, а другим — нет. Автономная саморегуляция способствует личностной интеграции, росту и эффективному функционированию. Так как среда навязывает нормативы, мешающие эффективному функционированию предпринимателей, то включение психологических ресурсов самодетерминации способствует противостоянию негативному влиянию среды.

Проблема автономной саморегуляции личности как психологического механизма самодетерминации предпринимательского поведения в рыночной стихии неопределенности и рисков принимает групповой, профессиональный, экономико-общественный характер. Неблагоприятная для бизнеса среда российского малого предпринимательства создает фрустрирующие условия функционирования предпринимателей как с автономным типом саморегуляции, так и с зависимым.

Зависимость социально-психологических характеристик личности от типа саморегуляции социальным поведением в сфере, ориентированной на свободу деятельности, является инструментом прогноза поведения. Таким образом, свобода (автономия) позволяет личности полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники саморегуляции, в то время как зависимость «запрещает» такое поведение. Взаимосвязь социально-психологических характеристик с автономным типом саморегуляции обеспечивает идентитет личностной направленности, стойкость и оптимизм в ситуациях неопределенности.

На основе результатов проведенного исследования нами сформулированы следующие методические рекомендации:

— вхождение индивидуальных предпринимателей в рыночную среду в условиях ее неблагоприятного функционирования связано с экономическими, социальными и психологическими рисками. Процесс вхождения предпринимателя на рынок требует грамотной психологической корректировки, которая может осуществляться не только в системе профессионального образования, но и в формах общественной самоорганизации: школы бизнеса, клубы новичков и т. д.;

— результаты психодиагностического исследования предпринимателей могут служить основой для индивидуализации, поддержки, корректировки, специализации в учебных группах подготовки и переподготовки, а также для разработки программ психологического сопровождения развития профессионального поведения;

— в рамках профориентации молодежи следует обращать внимание на проблемы личностного становления молодежи, ориентированной на предпринимательскую деятельность, воспитывать психологические навыки автономной субъектности в экономическом поведении;

— в процессах пропаганды предпринимательства формировать культуру понимания потенциальных способностей и особенностей личности предпринимателя, используя при этом сензитивный период молодежи как фактор нравственных и моральных исканий в профессиональной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.H. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества Текст. /JI.H. Абалкин / / Экономика и жизнь. 1991. — № 29. — С. 38−47.
  2. Абульханова Славская К. А. Время личности и время жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — СПб.: Алтейя, 2001. — 41с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1991. — 86 с.
  4. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе Текст. / B.C. Автономов. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. С. 35−52.
  5. B.C. Социальная среда, межгрупповое взаимодействие и социальная идентичность личности Текст. / B.C. Агеев, А. К. Толмасова // Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М.: Мысль, 1987.-С. 209−238.
  6. А.И. Предпринимательство: проблема собственности и культуры Текст. / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991. — 56 с.
  7. А. Наука жить Текст. / А. Адлер- пер. с нем. A.A. Юдина. -Киев: Port-Royal, 1997. С. 203 — 205.
  8. Г. В. Проблема сознания в современной психологии: зарубежные подходы Текст. / Г. В. Акопов. Самара, 2006. — 53 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- Л.: ЛГУ, 1968. 67с.
  10. А.Я. Некоторые тенденции в динамике изучения конфликта Текст. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов // Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: материалы международной научно-практической конференции. Белгород, 1993. — С. 70−72.
  11. Р. Ценностные контроверзы предпринимательства Текст. / Р. Апресян // Общественные науки и современность. 1993. № 2. — С. 19−29.
  12. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. — 89 с.
  13. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развитие человека Текст. / А. Г. Асмолов.- 3-е изд.- М.: Смысл, 2007. -89 с.
  14. A.C. Социально-культурные проблемы развития России Текст. / A.C. Ахизер // Философский аспект. М.: РАН ИНИОН, 1992. — С. 64−78.
  15. P.A. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности Текст. / P.A. Ахмеров, Г. С. Прыгин // Психологический журнал. Т. 26. — 2005. — № 6. — С. 25−43.
  16. Г. Л. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие Текст. / Г. Л. Багиев. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2004. — 31с.
  17. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности Текст. / Т. Ф. Базылевич. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 43 с.
  18. С.С. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся Текст. / С. С. Балабанов, Г. Л. Воронин, Л .Я. Французова // Социологические исследования. 1993. — № 2. — С. 8−13.
  19. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие Текст. / Г. А. Балл // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 5. — С. 7−19.
  20. А. Теория социального научения Электронный ресурс. / А. Бандура. Электронные данные. — Режим доступа: http. V/www.kodges.ru/24 574-teoriia-socialnogo-naucheniia.html, свободный. -Загл. С экрана. — Данные соответствуют 14.10.2007.
  21. В.А. Идея системности в современной психологии Текст. / В. А. Барабанщиков //Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 1. — С. 29−46.
  22. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя Текст. / Ф. Барон //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 153−159.
  23. В.И. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства Текст. / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. -Томск. 1992. — Том 1. — 85 с.
  24. Э. Люди, которые играют в игры. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Э. Бэрн. М.: Прогресс, 1986. — 46 с.
  25. М.И. Психологические проблемы социального развития личности Текст. / М. И. Бобнева // Социальная психология личности. М.: Мысль, 1979. 171 с.
  26. A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: МПА, 1995.-С. 89−93.
  27. A.A. Психология общения Текст. /А.А.Бодалев. М.: Изд-во ИПП Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 77−83.
  28. Ю.Ф. На пороге рынка Текст. / Ю. Ф. Босенко // Социологические исследования. 1992. — № 1. — С. 70−74.
  29. А.Н. Российское купечество в конце Х1Х-начале XX века История СССР Текст. /А.Н. Боханов. -М.: Наука, 1985. № 4. — С. 106−118.
  30. A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. /A.B. Брушлинский. -М.: ИПРАН, 1994. С. 63 — 79.
  31. М.К. Экономика и психология Текст. /М.К. Бункина, В. А. Семенов. М.: Аспект-Пресс, 1998. — С. 49−57.
  32. Л.Ф. Психология жизненных ситуаций Текст. /Л.Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Мысль, 2004. — 72 с.
  33. Ф.Е. Жизненный мир и кризис- топологический анализ критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк //Психологический журнал. -1995. -№ 3. С. 90−101.
  34. И.А. Мотивация и контроль за действием Текст. /И.А. Васильев, М. Ш. Магомед Эминов. — М.: МГУ, 1991.-61 с.
  35. Вахитова 3.3. Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений: на примере наемных работников и предпринимателей Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / 3.3. Вахитова. Москва, 2004. — 39 с.
  36. М. Протестанская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 44−272.
  37. В. Развитие предпринимательства в Польше Текст. / В. Веселовский, К. Ясецкий // Бизнес и политика. 1995. — № 11. — С. 12−22.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. /В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 56 — 70.
  39. Л.С. Этюды по истории поведения Текст. /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 63−72.
  40. Г. К. Предприниматель Текст. /Т.К. Гинс. М.: Посев, Российский филиал, 1992. — С. 64−79.
  41. .М. Социальный портрет предпринимателя Текст. / Ж. М. Грищенко, Л. Г. Новикова, И. Н. Лапша // Социологические исследования. -1992.-№ 10.-С. 53−61.
  42. М. О социальных тенденциях в пореформенной России: диагноз социолога Текст. / М. Горшков, Н. Тихонова // Власть. 1995. — № 4. — С. 2536.
  43. Ю.Н. Гомоэкономикус Текст. / Ю. Н. Давыдов // Диалог. 1990. — № 14. — С.97−98.
  44. Р. Организации Текст.: учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — С. 43−51.
  45. С.Н. Формирование социальной ответственности предпринимателей и благоприятной предпринимательской среды как условие социального развития современной России Текст.: автореф. дисс.. докт. эконом, наук / С. Н. Дацко. Москва, 2006. — 22 с.
  46. О.С. Экономическая психология Текст. /О.С. Дайнеко. СПб.: Питер, 2000. — С. 73−78.
  47. O.E. Личностная автономия как предмет психологического исследования Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / O.E.Дергачева. -Москва, 2005.-25 с.
  48. A.A. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих Текст. /A.A. Деркач. М.: РАГС, 2001.-79 с.
  49. A.A. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих Текст. / A.A. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 1 Ч.- 87 с.
  50. Г. Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений Текст. / Г. Г. Дилигенский. М.: Наука, 1994. — 31 с.
  51. Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель Текст. / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб.: Питер, 1992. — 89 с.
  52. А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии Текст. / А. И. Донцов, Т. А. Полозова // Психологический журнал. 1980. -№ 6. — 45 с.
  53. О.В. Психологические характеристики имиджа российских предпринимателей Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук /О.В.Дордукова. Москва, 2007. — 24 с.
  54. П. Рынок: Как выйти в лидеры (практика и принципы) Текст. / П. Друкер. М.: Дело, 1992. — 127 с.
  55. Г. С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей Текст.: диссертация. канд. психол. наук / Г. С. Дулина. Ярославль, 2004. — 23 с.
  56. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. М. Дьячков. — Москва, 1999. — 21 с.
  57. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности Текст. / О.П. Елисеев- под. общ. ред. В. Н. Панферова. — Псков, 1994. — С.63−69.
  58. JI.E. Акмеологическая диагностика партенрских отношений предпринимателей Текст.: автореф. дисс. .канд. психол. наук / JI.E. Елшина. Москва, 2008. 25 с.
  59. Женское предпринимательство: мотивации, положение, перспективы. Итоговый доклад для комиссии ЕС. М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 77−83.
  60. Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 49 58.
  61. A.JI. Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности Текст. / A.JI. Журавлев, H.A. Журавлева // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. С. 77 83.
  62. A.JI. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия Текст. / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 56−59.
  63. H.A. Динамика ценностных ориентаций различных социальных групп в изменяющихся экономических условиях Текст. / H.A. Журавлева // Социально-психологические исследования руководства и предпринимателей. М.: ИП РАН, 1999. — 56 с.
  64. И.Е. Инновационное предпринимательство Текст. / И. Е. Задорожнюк //Социологические исследования. 1991. — № 3. — С. 132 — 142.
  65. И.Е. Экономико-психологические идеи П.Б.Струве Текст. / И. Е. Задорожнюк // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 148−158.
  66. И.Е. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации Текст. / И. Е. Задорожнюк, A.B. Зозулюк // Психологический журнал. — 1994. Т. 15. — № 2. — С. 26−37.
  67. Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятия, структура, идентификация Текст. / Т. И. Заславская // Экономические и социальные перемены- монитор общественного мнения. М., 1994. — С. 39 45.
  68. А.Н. Социально-психологические фактроы в структуре экономического поведения предпринимателей Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. Н. Захарова. Чебоксары, 2001. — 22 с.
  69. .В. Проблема опосредования и саморегуляции Текст. /Б.В. Зейгарник // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 1981. — № 2. — С. 7382.
  70. В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия Текст. / В. П. Зинченко, Н. Д. Гордеева / Человек. 2001. № 6. — 56 с.
  71. В.В. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта Текст. / В. В. Знаков. Самара, 2007. — 45 с.
  72. В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека Текст. / В. Зомбарт. М.: Наука, 1994. — 61 с.
  73. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. М.: Дело, 1998. -С. 45−51.
  74. К.Э. Психология эмоций Текст. / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2008. -С. 187−205.
  75. Д. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения Текст. / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. СПб.: -Гуманитарный центр «Монолит», 2005. — С. 83 — 89.
  76. Р. Опыт о природе торговли вообще Текст. / Р. Кантильон // Энциклопедический словарь предпринимателя: сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. Спб.: Алга — фонд, АЯКС, 1999. — 49 с.
  77. A.B. Метасистемная организация уровневых структур психики Текст. /A.B. Карпов. Институт психологии РАН, 2004. — 33 с.
  78. К. Воображаемое установление общества Текст. / К. Касториадис. — Из-во: Гнозис- Логос, 2003. — С. 66 — 70.
  79. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег Текст. / Дж. М. Кейнс. -М., 1936.-41 с.
  80. Е. А. Психология индивидуальных различий. Тексты Текст. / Е.А. Климов- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74−77.
  81. Кон И. С. Мид и проблема человеческого Я (Из истории американской социальной психологии) Текст. / И. С. Кон, Д. Н. Шалин, Д. Г. Шалин // Вопросы философии. 1969. — № 12. — С. 85−96.
  82. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 85−99.
  83. Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений. Красноярск, 1990. — с. 43.
  84. Т.В. О книге Б.Асверус «Философия предпринимательства и личностное развитие Текст. / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. -1995.-№ 4.-С. 130−132.
  85. Т.В. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера Текст. / Т. В. Корнилова, В. Т. Бусыгина, А. П. Корнилова // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. — С.90−99.
  86. .Б., Личность: актуальные проблемы системного подхода Текст. / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.58−69.
  87. A.A. Формирование мотивации предпринимателей к социально ответстветственному бизнесу Текст.: автореф. дисс.. канд. эконом, наук / A.A. Костылева. — Саратов, 2007. 25 с.
  88. Е.М. Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. М. Корж. Ярославль, 2005. — 22 с.
  89. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Текст. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 2007. -С. 61- 69.
  90. P.JI. Психология лидерства Электронный ресурс. / Р. Л. Кричевский. Электронные данные. — Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3 091 398/, свободный. — Загл. с экрана. -Данные соответствуют 05.05.2006.
  91. В.И. Возращение себя: к психологии внутри личностных отношений Электронный ресурс. / В. И. Кувакин. — 1984. — Электронные данные. Режим доступа: www.psylib.kiev.ua, свободный. — Загл. с экрана. -Данные соответствуют 11.07.2006.
  92. Я. Теоретическая экономическая культура в современной России Текст. / Я. Кузьминов // Общественные науки и современность. -1993.-№ 5.-С. 13−23.
  93. Е.И. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов Текст. / Е. И. Кулагина, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 2005. — № 2. — С. 105−117.
  94. Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды Текст. /Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобска. СПб.: Тускарора, 1996. — 78 с.
  95. Р. Теория стресса в психофизиологическом исследовании Текст. / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. — М., 1970. С. 178−209.
  96. А.Ф. Классификация личностей Электронный ресурс. / А. Ф. Лазурский. 1921. — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru/lazurskiyO 1 .html, свободный. — Загл. с экрана. -Данные соответствуют 18.11.2007.
  97. . Стадия зеркала Текст. / Ж. Лакан // Ж. Лапланш. Словарь по психоанализу. М.: Класс, 2005. — С. 98 — 104.
  98. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний Текст. / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967, — № 6. — С. 101−106.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — С. 65 — 73.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 67 с.
  101. И.П. О некоторых результатах психолого-акмеологических исследований профессиональной карьеры госслужащих Текст. / И. П. Лотова: материалы методического семинара. М., 2003. — С. 45 — 53.
  102. И.П. Профессиональная карьера госслужащих: вариативный подход Текст. / И. П. Лотова // Человек и труд. 2003. — № 10. — С. 87 — 95.
  103. Магомед Эминов М. Ш. Трансформация личности Текст. / М.Ш. Магомед-Эминов. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. — С. 178 -185.
  104. С.Р. Теории личности: сравнительный анализ Текст. / С.Р. Мадди- пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. — С.98 — 109.
  105. Н. Этика добра и общая экономическая теория (Интеллектуальный вызов Дж. М. Кейнса) Текст. / Н. Макашева // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 11−24.
  106. С.Д. Генезис существования личности Текст. / С. Д. Максименко. К.: ООО «КММ», 2006. — С. 45 — 51.
  107. C.B. Основы экономической психологии Текст. / C.B. Малахов. М., 1992. — 63 с.
  108. ИЗ. Мамардашвили М. К. Необходимость себя Текст. / М. К. Мамардшвили. М.: Наука, 1996. 73 — 89 с.
  109. О.Н. Отношение к собственности у предпринимателей с разным типом личностной зрелости Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. Н. Маркова. Тамбов, 2006. — 23 с.
  110. Д.Г. Мотивационно-ценностные особенности предпринимателей как фактор экономико-политической безопасности России Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Д. Г. Мартюшев. СПб., 2004. -21 с.
  111. В.В. Социальная психология предпринимательства Текст. / В. В. Марченко. Ярославль, 1996. — С. 103 — 115.
  112. И.А. Госслужащие. Нравственность и профессионализм Текст. / И. А. Марченко // Служба кадров и персонал. — 2005. № 8. — 87 с.
  113. А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — С. 109 — 117.
  114. М.И. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании Текст. / М. И. Мелия, М. В. Розин // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 54−61.
  115. К.И. Российские элиты: опыт социологического анализа. Концепция и методы исследования Текст. / К. И. Микульский, JI.B. Бабаева, Е. Я. Гарник и др. М.: Наука, 1995. — Ч. 1. — С. 89 — 97.
  116. A.A. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике Текст. / A.A. Митькин // Психологический журнал. -1999. Т. 20-№ 5.-С. 57−64.
  117. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова // Психологический журнал. 1995. — № 4. — С. 127−131.
  118. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев. Л., 1968. -217с.
  119. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси, 1974. — С. 93 — 112.
  120. А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания Текст. / А. Г. Новохатько // Вопросы психологии. 1992. — № 2. — С. 129 -137.
  121. Д. Организационное поведение Электронный ресурс. / Д. Ньюстром. Электронные данные. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/59 534/, свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 15.04.2007.
  122. Г. С. Психология менеджмента Электронный ресурс. / Г. С. Никифоров. Электронные данные. Режим доступа: http://www.koob.ru/books/practic psychology/psihologiya menedzhmenta. zip, свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 23.11.2007.
  123. О, Нил О. Автономия: зависимость и независимость Электронный ресурс. / О. О, Нил. Электронные данные. Режим доступа: http: //www.library.by/ portalus/modules/philosophy, свободный. — Загл. с экрана. -Данные соответствуют 24.11.2006.
  124. Г. Личность в психологии Текст. / Г. Оллпорт. М.: Наука, 1998. — С. 67−75.
  125. Организационная культура государственной службы. М.: РАГС, 2001.-С. 83−91.
  126. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С. Р. Пантилеев. М.: Моск. ун-т, 1991. — С. 76 — 88.
  127. А.Г. Проблема построения модели государственного муниципального служащего Текст. / А. Г. Панькова // Чиновник. 1999. -№ 1.-56 с.
  128. Т. О структуре социального действия Текст. / Т. Парсонс. -М.: Акад. проект, 2000. С. 99 110.
  129. .Д. НТР и динамика социальных потребностей Текст. / Б. Д. Парыгин // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — 87 с.
  130. В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: автореф. дисс.. д-ра психол. наук / В. А. Петровский. — Москва, 1993.-42 с.
  131. В.А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 134 с.
  132. В.А. Очерк теории свободной причинности Текст. / В. А. Петровский // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Дело, 1997. — 89 с.
  133. В.П. Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности Текст. / В. П. Поздняков // Социально-психологические исследования руководства и предпринимателей. М.: ИП РАН, 1999. — С. 89 — 94.
  134. В.П. Социально-психологическая регуляция деловой активности в условиях разных форм собственности Текст. / В. П. Поздняков // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М.: ИП РАН, 1996. — С. 101 — 123.
  135. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. — 98 с.
  136. А.И. Проблема субъекта в центре процесса приватизации. Текст. / А. И. Пригожий // Социологические исследования. — 1992. — № 4. — С. 22−32.
  137. Г. С. Индивидуально типологические особенности субъектной саморегуляции Текст. / Г. С. Прыгин. — Ижевск, Набережные Челны: Институт управления, 2005. — С. 56 — 63.
  138. Г. С. Феноменология проявления «автономности-зависимости» в субъектной регуляции деятельности Текст. / Г. С. Прыгин. Известия
  139. Самарского научного центра РАН: специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии», 2006. № 1. — С. 124 — 132.
  140. Психология личности Электронный ресурс. М.: Смысл, 2001. -Электронные данные. — Режим доступа: http://imp.mdn.ru/psychology/psycholog-y of person/1 .html, свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 19.09.2008.
  141. Психологические проблемы социальной регуляции поведения- отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976. — 170 с.
  142. Психология субъекта профессиональной деятельности- под ред. В. А. Барабанщикова и A.B. Карпова. Москва-Ярославль, 2002. — Вып. 2. — с. 76.
  143. Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук /Е.В. Пупырева. М., 2007. — с. 19.
  144. В.В. Явление предпринимательства и группы предпринимателей Текст. /В.В. Радаев //Куда идет Россия? Альтернатива общественного развития- общ. ред. Т. И. Заславской, JT.A. Арутюняна. М.: Интерпракс, 1994. — С. 144−154.
  145. А.И. Философская азбука бизнеса Текст. / А. И. Ракитов. -Вопросы философии. 1991. — № 2. — С.25−35.
  146. Ю.Н. Автономия субъекта самоуправления Текст. / Ю. Н. Разина // Вестник Удмуртского университета. 2006. — № 3. — С. 212−218.
  147. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология Текст. / С. К. Рощин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 1.-С. 31−42.
  148. C.K. Психология успешного предпринимательства в США Текст. / С. К. Рощин // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 98−109.
  149. C.JI. Бытие и сознание Текст. / C.JI. Рубинштейн. -Москва-Воронеж, 1999. 88 с.
  150. C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. — 102 с.
  151. Р. Культура предпринимательства Текст. / Р. Рюттингер. -М.: Наука, 1992.- 110 с.
  152. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности- под. ред. В. Я. Ядова. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1979. — 93 с.
  153. Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой Текст. / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 112 с.
  154. Н.И. Динамическая структура личности и социогенные потребности Текст. / Н. И. Сарджвеладзе // Проблема формирования социогенных потребностей. Тбилиси- 1981. — С. 191−201.
  155. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения Текст. / В. Ф. Сафин // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 56 — 62.
  156. O.A. Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / O.A. Сергеева. Архангельск, 2007. — 23 с.
  157. П. Потребность свободы: какими путями пролагается? Текст. / П. Симуш // Власть. 2004. — № 8. — С. 74.
  158. В.М. Психологические основы экономики Текст. / В. М. Соколинский. М., 1999.-С. 111−121.
  159. Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих // Информационно-аналитический бюллетень- «Социология власти». Изд-во РАГС, 2000.-№ 1.-76 с.
  160. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие / В. М. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 374.
  161. С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: МГУ, 1985. — 86 с.
  162. П.П. Этические нормы государственных служащих Текст. / П. П. Степанов. М.: РАГС, 2000. — 45 с.
  163. В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин.- М.: МГУ. 1983.-С.121 — 135.
  164. Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону, 1999. 56 с.
  165. А. Психология в субъектном измерении Текст. / А. Татенков.-К.: Вид. центр «Просвп-а», 1996. 127 с.
  166. И.В. Психолого-акмеологические условия развития ответственного отношения предпринимателей к своей деятельности Текст.: автореф. дисс.. .канд. психол. наук / И. В. Тетеревкова. Тамбов, 2005. — 21 с.
  167. О.И. Тендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. И. Титова. М.: ИП РАН, 2007. — 23 с.
  168. И.В. Психология отдельных аспектов экономической жизни Текст. / И. В. Троицкая, Е. И. Марковская // Практическая психология для экономистов и менеджеров- под ред. проф. М. К. Тутушкиной. СПб., 2002. -80 с.
  169. Д.Н. Общее учение об установке Электронный ресурс. /Д.Н. Узнадзе. Электронные данные. — М.: Наука, 1996. Режим доступа: http://flogiston.ru/library/usnadse, свободный. — Загл. с экрана. — Данные соответствуют 17.03.2007.
  170. Э.Н. О социальных аспектах предпринимательства Текст. / Э. Н. Фетисов, И. Г. Яковлев // Социологические исследования. 1993. — № 1. -С. 24−31.
  171. Д.И. Психология развития человека как личности Текст.: избранные труды в 2-х т. / Д. И. Фельдштейн. М.: «Модэк», 2005. — Т.1. — 320 с.
  172. Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. Б. Филинкова. Москва, 2001. — 21 с.
  173. В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 65 с.
  174. Фрейд 3. Основной инстинкт Текст. / 3. Фрейд. М.: Олимп, 1997. -656 с.
  175. Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.-336 с.
  176. Э. Личность Текст.: психологическая хрестоматия / Э.Фромм. Минск-М, 2000. — 67 с.
  177. Ф. А. Частные деньги Текст. /Ф.А. Хайек. Изд-во: Институт Национальной Модели Экономики, 2008. — 36 с.
  178. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности Текст. / В. А. Хащенко // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. — 88 с.
  179. П. Экономический образ мышления Текст. / П. Хейне- пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 56 с.
  180. X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. М., 1986. Т. 1. — С. 109- 112.
  181. X. Психология мотивации достижения Текст. / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001.-97 с.
  182. Р. Предпринимательство Текст. / Р. Хизрич, М. Питере М., 1992. С. 98- 106.
  183. Хьелл J1. Теория личности Текст. / JL Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — С. 203 — 210.
  184. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России Текст. / А. Ю. Чепуренко // Мир России.- 1993. Т. 1. — № 2. — 39 с.
  185. В.В. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях Текст. / В. В. Червяков, В. А. Чередниченко, В. Д. Шапиро // Социологические исследования. 1992. — № 10. — С. 44−52.
  186. Г. П. Предприниматель — кто он? Текст. Из отчета российского и зарубежного предпринимательства / Г. П. Черников. М.: Международные отношения, 1992. 78 с.
  187. А.Е. Госпредприятие и частные фирмы: сравнительный анализ делового поведения Текст. / А. Е. Чирикова // Малый бизнес, рынок, общество. 1992. — № 3. — № 4. — С. 38−49.
  188. А.Е. Лидеры женского предпринимательства: материалы, интервью Текст. / А. Е. Чирикова // Социологический журнал. 1996. — № 3. — № 4. — С. 145−158.
  189. А.Е. Психологические особенности российского предпринимателя Текст. / А. Е. Чирикова // Психологический журнал. -1998.-Т.19.-№ 1.-С. 62−73.
  190. А.Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства Текст. / А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская. -М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 18−27.
  191. В.Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. -Москва-Воронеж, 1997. С. 18−23.
  192. Е.В. Проблема изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения Текст. / Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева.- М.: Наука, 1979. С. 3−19.
  193. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор Текст. / Э.Шостром. М.: Дело, 1994. — 21 с.
  194. Э. Основные идеальные типы индивидуальности Текст. / Э. Шпрангер // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Г. Гиппанрейтера, А. А. Пузырея. М.: Наука, 1982. — С. 39−46.
  195. Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия Текст. / Й. А. Шумпетер. — М.: Эксмо, 2008. С. 238−251.
  196. Экономическая психология / под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.-С. 31−36.
  197. Н.Б. Власть, мотивация, харизма, личность, успех Текст. / Н. Б. Энкельман. М., 1999. — 57 с.
  198. Энциклопедия предпринимателя Текст. / Сост. Синельников С. М., Соломоник Т. Г. и др. СПб.: ТОО «Олбис», 1994. — С. 67−76.
  199. Э. Идентичность, юность и кризис Текст. / Э.Эриксон. М.: Наука, 1996.-76 с.
  200. Этос предпринимательства. М.: ИНИОН РАН, 1995. 49 с.
  201. Юнг К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг. СПб.: Ювента -М.: Прогресс — Универс, 1995. — 345 с.
  202. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности Текст. / В. А. Ядов // Мир России. 1995, №¾. -С. 56- 63.
  203. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода Текст. / В. М. Яковлев. М., 1994. — С. 47−53.
  204. JI. Карьера менеджера Текст. / JI. Якокка. М.: Прогресс. 1990. — 87 с.
  205. H.H. О психологических факторах, влияющих на исполнительскую деятельность руководителя / H.H. Ярушкин // Вестник ПТУ. Экономика. Философия, Право. Вып. 3. — С. 110−113.
  206. Bugental Y. F. T. Out comes of an Existential Humanistik Psychotherapy- A. Tribute to Rollo May Text. / Y. F. T. Bugental // The Humanistic Psychologist. 1991. — № 1. — P. 2 — 9.
  207. Deci E.L. The psychology of self determination Toronto Text. / E.L. Deci, Ryan. — Lexington books, 1980. — P. 210 — 223.
  208. M. (ed.) Readings in attitude theory and measurement Text. / M. Fishbein. N.Y.: Wiley, 1967. — P. 189 — 193.
  209. Frese V. Personal Vnitiafive at Work Differences between Fast and west Germany Text. / V. Frese // Academie of Management Jurnal. 1996. — 39(1). -P. 37−63.
  210. Goulding R. Ynjunctions, decisions, and redecisions Text. / R. Goulding, M. Goulding // Trans-actional. Analysis Yournal.- 1976. vol. 6. — № l.P. 41−48.
  211. Hebermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus Text. / J. Hebermas. New York, 2003. — 127 p.
  212. Harre R. Personality as dramaturgical production Text. / R. Harre // 11 th European Conference on Personality.- Lengerich etc. Pabst Sciece Publishers, 2002.-P. 76−77.
  213. Maier N. R. B. Frustration: the study of behavior without a goal Text. / N. R. B. Maier. N.Y.: McGraw Hill, 1949. — 264 p.
  214. Schlenker B. Self presentation Text. / B. Schlenker // Handbook of The Self and Jdentity. — NV. — 2003. — P. 492 — 545.
Заполнить форму текущей работой