Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование кислотности атмосферных осадков на урбанизированных территориях и оценка изменений, происходящих в компонентах природной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используя результаты исследований по рН дождевой воды и модельного эксперимента, включающего влияние кислотных дождей на рост и развитие растений, можно спрогнозировать состояние растительного покрова придорожных зон на улицах различного назначения. Так, выпадение осадков с рН=2,5−3,5 приведет к значительному понижению прироста вегетативной части (Ф=2,2−3,2), и данная придорожная зона будет… Читать ещё >

Содержание

  • глава 4. 4″.чЛйз Факторов, определяющих формирование и
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ КИСЛОТНЫХ ОСАДКОВ НА ГОРОДСКУЮ СРЕДУ
    • 1. 1. Источники загрязнения и закисления природной среды промышленного города
    • 1. 2. Кислотообразующие вещества и их распространение в атмосфере
    • 1. 3. Механизм формирования и выпадения кислотных осадков
    • 1. 4. Загрязнение почв квазиприродной среды промышленного города
    • 1. 5. Влияние кислотных осадков на компоненты городской среды
    • 1. 6. Выводы по первой главе
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И [МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика примесей в атмосферном воздухе в городе Оренбурге
    • 2. 2. Характеристика квазиприродных сред промышленного города
      • 2. 2. 1. Характеристика улиц города — элемента экосистемы
      • 2. 2. 2. Анализ состояния почв селитебных территорий города Оренбурга
      • 2. 2. 3. Исследование растительного покрова придорожных территорий улиц города Оренбурга
    • 2. 3. Характеристика географических и климатических условий города Оренбурга
    • 2. 4. Выбор методов исследования
      • 2. 4. 1. Выбор веществ-загрязнителей природных сред и места отбора проб
      • 2. 4. 2. Характеристика методик исследования
    • 2. 5. Выводы по второй главе
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЫМЫВАНИЯ ПЫЛЕГАЗОВЫХ ПРИМЕСЕЙ ОСАДКАМИ ИЗ АТМОСФЕРЫ УРБАНИЗИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
    • 3. 1. Моделирование взаимодействия атмосферной примеси с осадками
    • 3. 2. Оценка содержания примесей в осадках улицы промышленного города
    • 3. 3. Исследование механизмов вымывания пылегазовых примесей осадкя. м'л ъ виаС дождя
    • 3. 4. Интегральная оценка загрязнения атмосферных осадков примесями на улицах города
    • 3. 5. Исследование влияния структурного оформления улицы на показатель химического загрязнения (ПХЗ) осадков
    • 3. 6. Мониторинг загрязнения снежного покрова придорожных территорий улиц города Оренбурга
    • 3. 7. Выводы по третьей главе
  • Глава 4. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА УЛИЦАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА
    • 4. 1. Методический подход оценки воздействия кислотных дождей на элементы экосистемы промышленного города
    • 4. 2. Оценка качества урбанизированной территории по экологическим нагрузкам пылегазовых примесей
    • 4. 3. Оценка влияния кислотных дождей на качество почв
      • 4. 3. 1. Оценка качества почв придорожной территории
      • 4. 3. 2. Оценка влияния обустройства улицы на закисление почвы
    • 4. 4. Оценка степени и динамики деградации почвенного покрова городских территорий
    • 4. 5. Оценка влияния кислотных дождей на рост и развитие растений придорожных зон
    • 4. 6. Управление качеством сред на улицах промышленного города
    • 4. 7. Выводы по четвертой главе

Исследование кислотности атмосферных осадков на урбанизированных территориях и оценка изменений, происходящих в компонентах природной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В настоящее время проблеме антропогенного загрязнения природных сред пылегазовыми выбросами уделяется с каждым годом всё большее внимание. Особо остро загрязнение воздуха проявляется в крупных промышленных городах и на прилегающих к ним территориях, где помимо стационарных источников на увеличение абсолютного количества вредных веществ значительное влияние оказывает постоянный рост парка транспортных средств.

Загрязнение атмосферы преимущественно приходится на долю газообразных выбросов: оксидов углерода, соединений азота и серы, которые в процессе атмосферной циркуляции претерпевают физико-химические превращения и, в конечном счёте, способствуют образованию вторичных продуктов загрязнений, ещё более токсичных, чем первичные.

Пылегазовые выбросы при взаимодействиис водяными каплями облаков и выпадающих осадков образуют кислоты и соли кислот. Выпадение кислотных дождей стало в настоящее время широко распространённым явлением, приводящим к значительному закислению природных сред и существенным негативным экологическим изменениям на территории целых регионов. Кислотные осадки, образующиеся в результате трансформации пылегазовых выбросов автомобильного транспорта на урбанизированных территориях, оказывают заметное воздействие не только на объекты неживой природы, но и на наземные, почвенные, водные экосистемы, нарушая естественные биогеохимические процессы, происходящие в них, а вместе с тем, нанося (косвенным образом) губительное воздействие на здоровье человека. Поэтому изучение роли кислотных дождей в формировании городского ландшафта, разработка методов и средств контроля и управления качеством элементов городской экосистемы, уменьшение загрязнения природных сред токсичными кислотообразующими веществами является в настоящее время актуальной проблемой и заслуживает детального изучения.

Целью диссертационной работы является прогноз и оценка изменений, происходящих в компонентах квазиприродной среды урбанизированной территории под действием кислотных дождей.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

— проведён анализ литературы по вопросам формирования и оценки экологического неблагополучия на урбанизированных территориях под действием кислотных дождейразработаны модель улицы города и подобраны критерии, позволяющие характеризовать ее одновременно как источник кислотообразующих выбросов в атмосферу, так и пространство, принимающее их и закономерности, позволяющие прогнозировать качество городской территории по значению рН природных средвыявлены закономерности вымывания пылегазовых примесей осадками из атмосферы урбанизированной территориипредложен методический подход к оценке нагрузок, формирующихся при выпадении осадков и их воздействия на почвы и растения урбанизированных зонпроведены исследования по оценке влияния кислотных дождей на почвенный покров и травянистые растения квазиприродной средыпредложены организационные и технические решения по снижению загрязнения кислотообразующими компонентами природных сред промышленного города;

Идея работы заключается в использовании рН осадков в качестве ключевой характеристики изменений природных сред урбанизированных территорий.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций работы подтверждается:

— теоретическими и экспериментальными исследованиями по оценке изменений качества природных сред под действием кислотных дождей;

— совпадением результатов теоретических исследований с экспериментальными данными, полученными в условиях города Оренбурга.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

— в оценке изменений, происходящих в компонентах квазиприродной среды под действием кислотных осадков;

— в выборе оптимальных параметров улицы общегородского, районного и местного значений по изменению кислотности природных сред городской территории;

— в оценке территории города Оренбурга, имеющего экологическое неблагополучие по кислотности осадков и почв.

Внедрение результатов исследований осуществляется путём использования результатов исследований Комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации Оренбургской области при разработке планов природоохранных мероприятий в промышленных центрах Оренбуржья. Результаты исследований внедрены также в учебный процесс в Оренбургском государственном педагогическом университете и Оренбургском государственном университете при чтении лекций и постановке практикумов по курсам «Химия окружающей среды», «Химическая технология», «Экологический мониторинг» и «Промышленная экология» для студентов специальности 32 300″ Химия" и специальности 320 700 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» .

Апробация работы. Основные результаты работы доложены и обсуждены на международном, российском и региональном уровнях:

— на региональной научно-практической конференции «Проблемы безопасности и экологии Зауралья», Курган, 2000 г., на XXII научно-практической конференции студентов и аспирантов ОГУ, Оренбург, 2000 г., на научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования», Оренбург, 2001 г., на научно-практической конференции «Наука XXI века: проблемы и перспективы», Оренбург, 2002 г., на научно-практической конференции «Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество», Оренбург, 2003 г., на городской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Оренбург: от истории к будущему», Оренбург, 2003 г., на областной конференции молодых ученых и специалистов, Оренбург, 2002 г;

— на всероссийской научно-практической конференции «Прогрессивные технологии в транспортных системах», Оренбург, 2001 г.;

— на международной научно-практической конференции «Биосфера и человек — проблемы взаимодействия», Пенза, 2002 г.

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 18 печатных работ.

Объем работы: диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 158 страницах машинописного текста и содержит 52 таблицы, 30 рисунков, список литературы из 149 наименований и приложения. Диссертационная работа выполнена на кафедре химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета.

4.7 Выводы по четвертой главе.

1. Предлагаемый нами методический подход к оценке воздействия кислотных дождей на элементы городской экосистемы показывает, что оценку качества придорожной зоны следует проводить по суммарной нагрузке загрязняющих веществ и/или коэффициенту превышения этих нагрузок над фоновыми. Причем суммарные экологические нагрузки позволяют провести ранжирование придорожной территории улиц промышленного города по уровню экологического неблагополучия, а по коэффициенту превышения нагрузок можно осуществить выбор приоритетных примесей и оценить процесс трансформации экосистемы.

2. Проведенная оценка позволяет утверждать, что приоритетными примесями в почве урбанизированных зон, как и в атмосферных осадках, являются нитраты (до 30%) и сульфаты (до 10%), которые и оказывают негативные воздействие на почвенные и растительные биоценозы городских территорий. На особенности распределения загрязняющих веществ в почвенном профиле влияют также элементы структурного оформления улицы, то есть расположение и наличие линии жилой застройки и древесно-кустарниковые насаждения, которые снижают вероятность закисления почв в 1,5−4 раза.

3. Результатом воздействия кислотных осадков является деградация почвенного покрова, и как следствие, утрата ее плодородия в 1,5 раза, а также морфологическая угнетенность растений урбанизированных территорий: замедление роста и развития, появление краевых некрозов, изменение цвета листовой пластинки от бледно-зеленой до желтой.

4. Используя результаты исследований по рН дождевой воды и модельного эксперимента, включающего влияние кислотных дождей на рост и развитие растений, можно спрогнозировать состояние растительного покрова придорожных зон на улицах различного назначения. Так, выпадение осадков с рН=2,5−3,5 приведет к значительному понижению прироста вегетативной части (Ф=2,2−3,2), и данная придорожная зона будет относиться к территории экологического бедствия. Повышение значения рН атмосферных осадков (до 5,5−6,0) приведет к снижению фитотоксичности (Ф=1,7−1,1) и улучшению экологической ситуации на урбанизированной территории.

5. Управление качеством природных сред на улицах промышленного города следует достигать разными путями:

— изменением интенсивности транспортных потоков на магистральных улицах общегородского значения до 500−550 авт./час, районного значения — до 200−220 авт./час;

— управлением параметрами придорожной зоны и застройки жилых массивов (необходимое удаление линии застройки от полотна дороги должно составлять не менее 50 м);

— правильным структурным оформлением улиц города. Защитные зеленые насаждения должны включать ряды низких и высоких кустарников, а также главную древесную породу, за которыми будут располагаться пешеходных тротуары и линии’застройки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературных источников и проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Пылегазовые примеси, поступающие от стационарных и передвижных источников в урбанизированное пространство, трансформируются в кислотообразующие ионы, вымываются осадками и закисляют природные среды, снижая их качество.

2. За экосистему, сохраняющую все свойства экосистемы «город», нами принята улица, которая выполняет двойственную функцию: она является как источником выбросов примесей в атмосферный воздух (через систему «автомобиль — дорога»), так и их приемником (через придорожные пространства: атмосферу, осадки, почву и растения, а в ряде случаев и человека).

3. На улицы города Оренбурга (объект исследования) приходится до 63% выбросов примесей в атмосферу города. Примеси из атмосферы, распространяясь в придорожном пространстве, оказывают воздействие на все компоненты городской среды. Причем наиболее токсичными веществами являются соединения азота (до 39%) и пылевой аэрозоль (до 40%). Причем уровень антропогенного воздействия на природную среду улиц различного назначения сильно различается. Он особенно велик на улицах общегородского значения (КОА>31,6*106) и в 100−1000 раз ниже на улицах местного значения. Пылегазовые примеси, поступающие в воздушное пространство промышленного города, подвергаются химическим превращениям и вымываются осадками. Причем, наибольшее содержание анионов наблюдается в атмосферных осадках, отобранных в придорожных зонах магистральных улиц общегородского значения. На магистральных улицах районного (МРЗ) и местного (УМЗ) значений содержание анионов в осадках понижается в 1,2−4 раза.

4. Роль кислотных дождей в формировании городского ландшафта нуждается в поэтапном исследовании по схеме «атмосфера — осадки — почвырастения».

5. Основным параметром, влияющим на эффективность самоочищения атмосферы осадками, является температура воздушной среды, определяющая действие адсорбционного или абсорбционного механизмов вымывания примесей. Поэтому концентрация загрязняющих веществ в талой воде ниже, чем в дождевой в 1,5−2 раза.

6. Приоритетными кислотообразующими примесями, как в атмосферных осадках, так и в почве урбанизированных зон, являются нитраты (до 30%) и сульфаты (до 10%), которые и оказывают воздействие на почвенные и растительные биоценозы городских территорий. На особенности распределения загрязняющих веществ в придорожной территории влияют элементы структурного оформления улицы, то есть линии жилой застройки и древесно-кустарниковые насаждения, которые снижают вероятность ее закисления от 1,5 до 4 раз.

7. В качестве интегрального показателя для простой и однозначной оценки характеристики воздействия автотранспортного комплекса на придорожную зону и прогноза складывающейся экологической ситуации предлагаем использовать рН природных сред, которое дает такую же информацию о воздействии на природные среды, как коэффициент концентрации и показатель химического загрязнения.

8. Установлено, что результатом воздействия кислотных осадков на почвы урбанизированной территории является деградация почвенного покрова, и как следствие, утрата его плодородия (в среднем в 1,5 раза), а также морфологическая угнетенность растений, произрастающих на урбанизированных территориях. Используя значения рН дождевой воды и модельного эксперимента, можно прогнозировать состояние растительного покрова придорожных зон без анализа самого растительного материала.

9. Управление качеством природных сред на улицах промышленного города можно достичь как изменением интенсивности транспортных потоков на магистральных улицах, так и правильным оформлением улиц города, а также управлением параметрами придорожной зоны и застройки жилых массивов.

10. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании, застройке и реконструкции улиц в любом промышленном городе, а также при разработке комплекса мероприятий по повышению качества природных сред урбанизированных территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобиль и окружающая среда: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Артамонова М. Д. М.: 1976. — 129 с.
  2. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р. В. Малов, В. И. Ерохов. М.: Транспорт, 1982. — 200 с.
  3. Агроэкология / Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. М.: Колос, 2000. — 534 с.
  4. Т. А., Хаскин В. В. Экология. М.: Юнити, 2000. — 566 с.
  5. И.А., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. — М.: Транспорт, 1986. 154 с.
  6. В.Ю., Кузубаева Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск, 1995. С. 17−25
  7. В.В. Автотранспорт и окружающая среда. // Экология и жизнь, 1999. № 2. -С. 24−32
  8. Я. М. и др. Охрана почв от химического загрязнения. — М.: Изд. МГУ, 1989.-96 с.
  9. Д. Введение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999. — 230 с.
  10. П.П. Выжить на обочине.//Энергия: Экономика, техника, экология, 1989, № 1. — С.18−20
  11. B.C., Елпатьевская П. В. Геохимия ландшафтов и техногенез. — М.: Наука, 1990.- 186 с.
  12. Е.В. Руководство по химическому анализу почв. — М.: Издательство Московского университета, 1962. С.95−113.
  13. В.И. Окислы азота. // Энергия: экономика, техника, экология. -№ 4. С. 22−24
  14. В.И. Растения и чистота природной среды. М.: Наука, 1986. — 125с.
  15. Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М.: Агар, 2000. -386 с.
  16. Н.И., Гребенщиков О. С., Тишков А. А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. М.: Наука, 1986. — 296 с.
  17. А.Г., Вакулин А. А., Рустамов А. К. Основы экологии и охрана окружающей среды. М.: Колос, 1999. — 304 с.
  18. Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. -J1-: Гидрометеоиздат, 1986. — 200 с.
  19. Э.Ю. Чем дышит промышленный город. — JL: Гидрометеоиздат, 1991.-255 с.
  20. П.Н. Загрязнение воздуха в городах вблизи автомагистралей Московской области // Вести Московского университета. 1998. — № 5. -С. 32−34
  21. М.Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы. JL: Гидрометеоиздат, 1989. — 288 с.
  22. Е. В. Экология почв Оренбургской области / Почвенные ресурсы, мониторинг, агроэкологическое районирование /. Екатеренбург: УрО РАН, 1997.-228 с.
  23. В.М., Быстрых В. В. Аэрогенное воздействие в промышленных городах как фактор дополнительного канцерогенного риска. Материалы пленума межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ. М., 1997. — С18−25
  24. В.М., Валяник М. Н. Антропогенное загрязнение окружающей среды и сохранение здоровья населения Восточного Оренбуржья. Екатеринбург: УРО РАН, 1995.- 126 с.
  25. В.А. Загрязнение почв и растительности тяжелыми металлами. М.: ВНИИТЭИСХ, 1978. — 120 с.
  26. Л.Б., Гусева О. Н. Качество атмосферы промышленного центра и возможность использования • растений в системе экологического мониторинга // Вертикаль: вестник молодой науки Урала. Т. 2, № 2 -Оренбург, АМУ и С, 1997. С. 85−92
  27. В.Н. и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Под ред. Василенко В. Н., Назарова И. М., Фридмана Ш. Д. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 182 с.
  28. А.П. Геохимия редких и рассеянных химических элементов в почвах. М.: Изд-во АН СССР. — 238 с.
  29. Влияние загрязнений воздуха на растительность. Причины, воздействия, ответные меры / под ред. Х. Г. Досслера. М.: Лесная промышленность, 1988.- 127 с.
  30. Газоустойчивость растений: Сб. Статей. / АН СССР, Сиб. Отд-ние, Центр, сиб. ботан. сад- Отв. Ред. B.C. Николаевский, Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980.-239 с.
  31. П.А. Общие закономерности физиологии устойчивости растений. В кн. Физиология сельскохозяйственных растений. М.: Изд во МГУ. -1967. ТЗ. 87 — 100 с.
  32. Н.В. Растения в техногенной среде: Структура и функция ассимиляционного аппарата / АН БССР, Центр, ботан. сад. Минск: Наука и техника, 1989. — 205 с.
  33. М. А. Общее почвоведение и география почв. М.: Высшая школа, 1981 -400 с.
  34. Р.В., Красников А. Н. Городские улицы и дороги с многополосной проезжей частью. М.: Транспорт, 1984. — 240 с.
  35. Д.О., Конопелько Л. А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. / Д. О. Горелик, Л. А. Конопелько. М.: Изд -во стандартов, 1992. — 432 с.
  36. И.В. Мониторинг почв и земель Оренбургской области по загрязнению тяжелыми металлами. // Охрана окружающей среды
  37. Оренбургской области: Информационно-аналитический ежегодник 2000. -Оренбург: ОГУ, 2000. С. 145−166
  38. . Р. Загрязнение воздушной среды / Пер. с англ. Н.С.Гельман- Под ред. Г. М Илькуна. М.: Мир, 1979. — 200 с.
  39. В.В. География элементов. Глобальное рассеивание. М.: Мысль, 1983.-272 с.
  40. В.В. Основы биогеохимии. М.: Высшая школа, 1998. -413 с.
  41. Г. В., Гришина JI.A. Охрана почв: Учебное пособие для унтов по спец. «Агрохимия и почвоведение». М.: Изд-во МГУ, 1985. — 224 с.
  42. Доклад о состоянии окружающей природной среды Оренбургской области в 1996 году. Оренбург, 1997. — 138 с.
  43. А.Б., Игнатьев Ю. В., Конилин Е. П. и др. Экологическая безопасность транспортных потоков. М.: Транспорт, 1989. — 95 с.
  44. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.: Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
  45. И.Е., Савин В. В. Защита придорожной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1989. — 140 с.
  46. А.Н., Пурмаль А. П. Физическая химия кислотных дождей // Энергия: Экономика, техника, экология. № 9. С. 22 — 28
  47. Л. А. Атомно-абсорбционный анализ в санитарно-гигиенических исследованиях (методическое пособие) / Под ред. Л. Г. Подуновой. Изд-во «Чувашия», 1997 — 206 с.
  48. Г. А., Ларкин Ю. М. Транспорт и окружающая среда. М.: Знание, 1975.-75 с.
  49. Д. М. Химия окружающей среды. М.: Некоммерческое партнёрство «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001.-256 с.
  50. Загрязнение воздуха и жизнь растений / М. Трешоу, Д. Г. Жиллет, Э. Робинсон и др.- Под. Ред. М. Трешоу- Пер. с англ. В. И. Егорова. Л.: Гидрометеоиздат, 1988. -354 с.
  51. Загрязнение воздуха и легкие: Докл. конф. / Под ред. Е. Ахаронсона и др.- Пер. с англ. В. Г. Хруща. М.: Атомиздат, 1880.- 180 с.
  52. Г. Е., Маслов С. А. Кислотные дожди и окружающая среда. — М.'Химия, 1991.- 140 с.
  53. Защита окружающей среды в связи с развитием автомобилизации- Межвуз. сб. науч. тр. М.: ВЗМИ, 1980. 124 с.
  54. Защита окружающей среды от экологически вредного воздействия автомобильного транспорта / В. Г. Лучникова, Г. Е. Лагутина и др. -Транспорт, 1984. 198 с.
  55. В.Н., Сторчевус В. К. Экология и автомобилизация. -2-е изд., перераб. и доп. Киев: Будивельнык, 1990. — 128 с.
  56. Л.С. Химический состав и структура атмосферных аэрозолей. — Изд-во ЛГУ, 1982.-366 с.
  57. Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984.-48 с.
  58. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. 2-е изд., доп. — М.: Гидрометеоиздат, 1984. — 560 с.
  59. Ю.А., Назаров И. М., Прессман, А .Я. и др. Кислотные дожди. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.- 207 с.
  60. Г. М. Загрязнение атмосферы и растения. Киев: Наук, думка, 1978.- 147 с.
  61. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях. — М.: Мир, 1989.-439 с.
  62. Д.Н., Николаева Л. Ф. и др. Автомобильные дороги в экологических системах. М.: ЧеРо, 1999. — 240 с.
  63. Д.Н., Брудный А. А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестн. нар. образования. -1993. — G. 3 — 35
  64. И.Л., Розанов В. В., Тимофеев Ю. М. Газовые примеси в атмосфере.- Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 240 с.
  65. Н. А. Почва, её состав и жизнь. М.: Академия наук СССР, 1982.-238 с.
  66. Кислотные выпадения: Долговременные тенденции / Р. Б. Хьюзар, Р. С. Бредли и др.- Пер. с англ. А.С.Ярнатовского- Под ред. Ф. Я. Ровнинского. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 438 с.
  67. А.И. Почвенно-экологические основы степного землепользования. Екатеринбург, 1997. — 248 с.
  68. В.Г., Шундров С. Ю. Экология и автомобиль //ЭкиП, 1996, № 8.- С.36−42
  69. М.Ф., Небольсин А. Н., Семёнов В. А. Известкование кислых почв нечернозёмной полосы СССР. Л.: Колос, 1971. — 255 с.
  70. Король ИЛ.*, Розанов В. В., Тимофеев Ю. М. Газовые примеси в атмосфере. -М.: Химия, 1984. 130 с.
  71. Н. Б. Охрана природы — охрана здоровья. М.: Высшая школа, 1991.-242 с.
  72. Ю.М. Городской транспорт в зеркале экологии. // Энергия: экономика, техника, экология. 2001. — № 1. — С. 64−68
  73. В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Институт охраны природы и заповедного дела, 1992. 215 с.
  74. Е.А., Пасечник В. В. Сидорин А.П. Экология. М.: Издательский дом «Дрофа», 1995. — 80 с.
  75. В.А., Тарасова Н. П. Химия атмосферы. М.: МХТИ им. Д. И. Менделеева, 1987. -64 с.
  76. В.Ф. Эколого-геохимическое состояние почвенного покрова Оренбургской области. // Охрана окружающей среды Оренбургской области: Информационно-аналитический ежегодник, 2002 Оренбург: ОГУ 2002.-С.103−121
  77. А.Ф. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие.- Владимир, 2000. 300 с.
  78. А.Л. Транспорт ассимилянтов в растения. М.: Наука, 1976. 646 с.
  79. Э.А. и др. Город-экосистема. М.: ИГРАН, 1996. 336 с.
  80. В.Н., Буслаев А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2. — М.: Высш. шк., 2001. — 656 с.
  81. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно транспортная экология: Учебник для вузов, под ред. Луканина В.Н.- М.: Высш шк., 2001. — 273 с.
  82. Миграция загрязняющих веществ в почвах и сопредельных средах: Тр. V всесоюзное совещание Обнинск, 12−25 января, 1987 г. / Под ред. Борзинова В. А., Малаховой С. Г. Л.: Гидрометиоиздат, 1989. — 364 с.
  83. Т. Жизнь в окружающей среде. В Зкн. М.: Пангея, 1996. т. 3 -274 с.
  84. Модель влияния кислотных дождей на лесные экосистемы / A.M. Тарко, А. Л. Дроздов, Е. И. Коновалова и др.- Отв. Ред. Ю. М. Свирежаев. М.: ВЦ АН СССР, 1988.-32 с.
  85. Е.Г., Белова Н. К., Кумекова Е. Г. Мониторинг состояния зеленых насаждений и городских лесов Москвы. // Экология большого города: Альманах. 1997. — № 2. — С. 29−32
  86. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.
  87. А. С. География почв с основами почвоведения. — М.:
  88. Министерство просвещения РСФСР, 1957. 287 с.
  89. Мониторинг фонового загрязнения природных сред. Сб. ст. / Под ред. Израэля Ю. А., Ровинского Ф. Я. М.: Гидрометеоиздат, 1982. — 221 с.
  90. . Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993. 310 с.
  91. Негативное воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека. М.: Минтранс России, 2001. — С. 12−23
  92. Г. М., Синельщикова З.Н- Окисляемость содержимого клетки протоплазмы, как признак газоустойчивости растений. Физиология и биохимия культурных растений. 1972. Т 4. № 6. — С. 625 — 629
  93. М.В., Шабуров С. С., Пашкин В. К. Эколого-гигиенические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. — М., Иркутск, 1997.- 135 с.
  94. Д.П., Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды. М.: 1980. -198 с.
  95. Ю. В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991. — 205 с.
  96. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов.- М.: Фаир-Пресс, 1999. 320 с.
  97. Ю.В., Подольский В. М. Среда обитания и человек. М.: Рарогь, 1994.-398 с.
  98. Д. С., Лозановская • И. Н., Садовникова JI. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М.: Высшая школа, 2002. -334 с.
  99. Н.П. Автомобильные дороги и охрана окружающей природы. М.: Транспорт, 1982. — 176 с.
  100. Основы аналитической химии. / Под ред. Золотовой Ю. А. М.: Высшая школа, 1999.-494 с.
  101. Охрана окружающей среды при эксплуатации автомобильного транспорта / Е. В. Сиенко, В. Е. Сотников и др. Киев: Техника, 1985. — 49 с.
  102. Е.И., Буралев Ю. Н. Экология транспорта. М.: Транспорт, 1998. -231с.
  103. А.И. Геохимия ландшафта. М.: Высшая школа, 1975. -341,с.
  104. А.И. Геохимия. — М.: высшая школа, 1989. 528 с.
  105. .А. Компоненты отработанных газов и их влияние на здоровье человека и природу //Автомобильный транспорт. 1996. № 3.- С. 5 13
  106. С.Ф. Влияние загрязнения окружающей среды на продуктивность сельскохозяйственных культур. М.: ВНИИТЭИСХ, 1980. -48 с.
  107. И.Н. Экология растений с основами биоценологии. — М.: «Просвещение», 1978. 204 с.
  108. O.K. Влияние промышленно развитого города на загрязнение его пригородной зоны. // Экология и промышленность России. 2002. — № 5. -С. 24−26
  109. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природо-пользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995. — 567 с.
  110. Растения и промышленная среда: Сб.науч. тр. / Урал. гос. ун т им. A.M. Горького. — Свердловск: Ур ГУ, 1989 — 159 с.
  111. П. Среда нашего обитания. М.: Наука, 1984. 170 с.
  112. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  113. И. П., Макаров В. Т. Почвоведение с основами земледелия. — М.: Изд. МГУ, 1963−236 с.
  114. М.Н. Окружающая среда и транспорт. М.: Медицинская экология, 1999. — 240 с.
  115. К., Кырстя С. Борьба с загрязнениями почвы. М.: Агропромиздат, 1986.-220 с.
  116. И.Н., Петербургский А. В. Основы сельского хозяйства. М.: Агропромиздат, 1989. — 639 с.
  117. Е.А., Борисова Л. Б. Оценка качества атмосферы территориально производственных комплексов // Экология и промышленность России, 2001. № 1. — С. 23 — 26
  118. А.А. и др. Химия в сельском хозяйстве (Основы агрохимии). Издание 2-е, испр. М., Просвещение, 1976. 143 с.
  119. К.М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы. Издательство «Наукова думка», 1987. 523 с.
  120. О.А. Исследование процессов осаждения примесей осадками (на примере городов Мордовии). Автореферат, 2002! 19 с.
  121. Т.Ф., Гарицкая М. Ю., Чаловская О.В.(Малыхина О.В.) Производственный экологический контроль: Методические указания. — Оренбург: ОГУ, 2001. 19 с.
  122. Т.Ф., Гарицкая М. Ю., Чаловская О.В.(Малыхина О.В.) Химия окружающей среды: Методические указания. Оренбург: ОГУ, 2001. — 16 с.
  123. М.М., Остроумов С. А. Введение в проблемы биохимической экологии. М.: Наука, 1990. — 117 с.
  124. Ю.В. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения придорожной полосы. М., 2001. 96 с.
  125. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. — М.: Луч, 1993. — 275 с.
  126. Г. Загрязнение природной среды / Под ред. Заборенко. М.: Мир, 1977.-232 с.
  127. Физико-химические методы анализа. Под ред. Алесковского В. Б. и Яцемирского К. Б. Л.: Химия, 1971.- С. 79 — 82
  128. Химия окружающей среды / Дж. О. М. Бокрис, Р. В. Рассел., Ч. Л. Куни и др. Пер. с англ. О. Г. Скотниковой. М.: Химия, 1982. — 671 с.
  129. Л. Кислотный дождь.: Пер. с венг.: М.: Стройиздат, 1990. — 80 с.
  130. А.А., Боев В. М., Куксанов В. Ф., Старокожева Е. А. Комплексная оценка качества атмосферы городов Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999. — 168 с.
  131. А.А., Куксанов В. Ф., Бондаренко Е. В., Старокожева Е. А. Транспортно дорожный комплекс и его влияние на экологическую обстановку города Оренбурга. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 164 с.
  132. О.В., Тарасова Т. Ф., Гарицкая М. Ю., Панченко В. И. Комплексная оценка степени загрязнения растений придорожной территории улиц промышленного города. Вестник ОГУ № 3, 2002. С. 1521
  133. А. А. Природа Оренбургской области. Оренбург: Российская Академия Наук, 1995 — 128 с.
  134. С. Б., Шустова Л. В. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе // Химия в школе, № 2, 1995. С. 37 — 43
  135. Экологическая безопасность транспортных потоков /А.Б. Дьяков, А. В. Неймарк, А. В. Рузский и др.- Под ред. А. Б Дьякова. М.: Транспорт, 1989.-126 с.
  136. Экологическое состояние территории России / Под ред. Ушакова С. А., Каца Я. Г. М.: Академия, 2001. — 128 с.
  137. Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. -М.: 1984.- 198 с.
  138. Baker J.M. The effects of oils on plants. Eviron. Pollut., 1970, 1, p. 27 — 44
  139. Bustueva K.A., Roscin A.V. Safe levels of biological exposure to chemicals in the air of industrial premises and in the atmosphere. Methods used in the USSR for establishing biologically safe levels of toxic substances. NHO, Geneva, 1975, p. 139−147
  140. Colacino M., Lavagnini A. Particulate lead pollution in Pomes atmosphere. -Water, Air and Soil Pollut., 1974, 3, № 2, p. 209−216
  141. Hammond A.L. Ozone destruction: problems scope grows, its urgency recedes. -Science, 1975, 178, № 4182, p. 1181−1183
  142. Koji Tsunokawa, Cristopher Hoban. Road and the Environment. 1997. -217 p.
  143. Tinker J. Indochina: Ecology which Stockholm forgot. New Sci., 1972, 54, № 801, p. 694−695
  144. Классификация магистральных улиц Названия улиц Интенсивность движения Содержание анионов, мг/л, на различном расстоянии от полотна дороги, м.
  145. Нитрат-ионы Сульфат-ионы5 10 15 25 5 10 15 251. Контроль 0, 5 0,12
  146. Улицы общегородского значения Володарского 1100 ±200 0,3 0,5 0,4 0,3 0,2 0,2 0,3 0,2
  147. Гагарина 920 ± 250 0,5 0,3 0,8 0,7 0,8 0,9 0,8 0,8
  148. Победы (пост 0 1200 ±700 0,4 0,4 0,8 0,7 0,6 0,7 0,8 0,7
  149. Победы (пост 2) 0,3 0,6 0,9 0,8 0,8 0,9 1,0 0,8
  150. Терешковой (пост 1) 624 ±200 0,5 0,5 1,2 1,0 0,3 0,2 0,3 0,3
  151. Терешковой (пост 2) 0,8 1,5 0,9 0,6 0,7 0,7 0,7 0,8
  152. Терешковой (пост 3) 0,4 0,7 0,9 0,7 0,3 0,5 0,9 0,7
  153. Чкалова 1036 ±200 0,9 1,0 0,8 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3
  154. Улицы районного значения Салмышская 200± 100 0,3 0,7 0,6 0,2 0,4 0,4 0,3 0,3
  155. Шевченко 1050 ±300 1,0 0,4 1,2 0,2 0,9 0,7 0,7 0,7
  156. Улицы местного значения Юных Ленинцев 25 ±20 0,4 0,6 0,3 0,5 0,2 0,2 0,3 0,2 г яа" чз, а яW
Заполнить форму текущей работой