Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия Ибн Сины в оценке современных арабских исследователей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ и интерпретация философии Ибн Сины в оценке современных арабских исследователей является важной задачей историко-философской науки. Данная тема актуальна также с точки зрения национального возрождения Таджикистана, поскольку творчество Ибн Сины является составной частью нашего культурного наследия. Многие ученые арабских стран посвятили весьма содержательные и обстоятельные научные труды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ИБН СИНЫ В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННЫХ АРАБСКИХ ФИЛОСОФОВ-ИДЕАЛИСТОВ
    • 1. 1. Общая характеристика современных философских направлений в арабском мире
    • 1. 2. Онтология Ибн Сины в оценке современных арабских философов-идеалистов
    • 1. 3. Гносеология Ибн Сины в интерпретации современных арабских философов-идеалистов
  • ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ИБН СИНЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ АРАБСКИХ ФИЛОСОФОВ-МАТЕРИАЛИСТОВ
    • 2. 1. Материалистическая интерпретация онтологии Ибн Сины в современной арабской философии
    • 2. 2. Материалистическая интерпретация гносеологии Ибн Сины в современной арабской философии

Философия Ибн Сины в оценке современных арабских исследователей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. История философия является признанной школой мысли, и поэтому она всегда актуальна. Ибн Сина признан величайшим персидско-таджикским философом средневековья, продолжившим линию всемирно известного древнегреческого философа Аристотеля.

Анализ и интерпретация его философских взглядов были в центре внимания как восточных, так и западных мыслителей, по-разному оценивших его философскую концепцию. В ряду исследователей философского учения мыслителя особое место занимают современные арабские философы. Одни из них видят в нём религиозного философа, склоняющегося к объективному идеализму (Махмуд Аббас)1, другие считают его последователем Платона, а не Аристотеля, доказывая, что следование им Аристотелю было поверхностным и внешним, а не сущностным (Джамил Салиба), третьи называют общую тенденцию его философского учения материалистической (Хусейн Мурувва и Тайиб Тайзини), четвертые в философии Шайх-ар-Раиса находят множество элементов экзистенциализма и считают, что он за десять лет до кончины полностью обратился к экзистенциализму (Абд-ар-Рахман Бадави4 и Тайсир Шайхуларз) 5, пятые интерпретируют философию Авиценны как дуалистическую (Маджид Фахри)6. Уже анализ и адекватная оценка этих.

1 Аббос Махмуд Алаккод. Аш-шайх ар-раис Ибни Сино. (на арабском языке) Каир, 1967.С.120.

2 Салиба Дж. (Таърих ал-фалсафати ал-арабияти).(на арабском языке) Бейрут, 1973. С 692.

3 Хусайн Мурувва. Аннозиъот алмодция филфалсафати аларабия алисломия. (на арабском языке).

Бейрут, 1979. С 684.

4 Абд-ар-рахмон Бадави. Дирасат фи ал-фалсафати ал-вучудияти. (на арабском языке) Каир.1966.С.264.

5 Тайсир Шайх-ул-Ард.Ал-мадхалу-ила фалсафати Ибн Сина. Дамаск. 1967.С.520.

6 Маджид Фахри. История исламской философии, (на персидском языке) Тегран.1372. С. 438. разноречивых подходов к философии Ибн Сины, а также определение истинной сущности его взглядов свидетельствуют о том, что избранная автором тема вполне актуальна и требует самостоятельного диссертационного исследования. Актуальность настоящей темы подтверждается необходимостью классификации точек зрения арабских исследователей:

— сопоставление точек зрения арабских исследователей между собой и с оригиналами трудов Ибн Сины поможет установить истинную сущность философии Ибн Сины и более адекватно определить главные тенденции в его философии;

— определение сущности философии Ибн Сины на основе компаративного сопоставительного анализа оценок современных арабских философов, что даёт возможность лучше понять место философии Ибн Сины в ряду многочисленных философских учений и его влияние на последующее развитие философской науки в мире (на мусульманском Востоке и в Европе);

— выявление мировоззренческой направленности философии Авиценны, на основе сравнительного анализа взглядов современных арабских философов чрезвычайно важно для независимости культурного строительства и развития национального самосознания таджиков, и других народов Ближнего и Среднего Востока, а также Центральный Азии;

— арабоязычная историко-философская исследовательская литература до сих пор никогда еще не была предметом серьезного системного анализа на всем постсоветском научном пространстве. Все научные работы, которые прямо и косвенно затрагивают арабские источники по исследованию творчества Ибн Сины и других средневековых философов народов Востока имеют фрагментарный характер и в них арабоязычная исследовательская литература не являются прямым объектом историко-философского исследования.

Степень изученности темы. Философия Ибн Сины в оценке современных арабских исследователей не была еще предметом широкого и специального исследования. Все научные работы по исследованию творчества Ибн Сины и других средневековых философов народов Востока, которые прямо или косвенно затрагивают арабские источники, имеют фрагментарный характер и в них арабоязычная исследовательская литература не является прямым объектом историко-философского исследования. Тем не менее, следует отметить, что работы арабских исследователей более или менее успешно привлекались видными советскими и российскими учёными, такими как А. В. Сагадеев, М. Т. Степанянц, А. А. Игнатенко и др., при написании своих монографических работ по истории арабоязычной философии. Несмотря на фрагментарность подхода, этим авторам удалось определить доминирующую тенденцию арабоязычных исследований, что, по их мнению, выразилось или в модернизации средневековой философии (Абдуррахман Бадави), или в подчеркивании ее религиозности и ее подчиненности идеологическому запросу эпохи (М.Т.Степанянц). Так, Сагадеев в своей статье «Абд-ар-Рахман Бадави и экзистенциализм в арабских странах» упоминает арабских философов, которые считали, что Князь философов в конце своей жизни пришёл к философии экзистенциализма.1 М. Т. Степанянц при рассмотрении современных «мусульманских концепций» в философии и политике (Х1Х-ХХ вв.) выделяет в качестве главных четыре типа религиозного сознания, а именно: ортодоксию, модернизм, реформаторство, возрожденчество.2 В свою очередь А. С. Абдулазизов написал работу под названием «Актуальные проблемы л философской мысли в современном Египте». Этот ученый, ограничившись анализом учения египетского философа-материалиста Махмуда Амина ал-Алима, подверг детальному рассмотрению его научно-философские статьи,.

1 Сагадеев A.B. Абд-ар-Рахман Бадави и философия экзистенциализма в арабских странах // Современные идеологические проблемы в странах Азии и Африки. М., 1970.

2 Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.,.

1982. С. 248. 1 опубликованные в сборнике «Маарик ал-фикрия («Идейные бои»)1.

Исследованиям современных арабских философов, посвященным Ибн Сине, уделил свое внимание таджикский философ Комил Бекзода, который еще в 80-е годы опубликовал статью «Современная философская мысль в Арабской Республике Египет». Он подразделяет представителей философских течений Арабского Египта на следующие группы: 1) последователи течения современного арабского материализма — Махмуд Амин ал-Алим, Салама Муса, Исмаил Мазхар, Умар Инаят, Хусайн Фавзи, Махмуд Азми, Ибрахим ал-Мисри, Али Адхам, Касим Амин, Никола Хаддад и др.- 2) последователи идеалистических и в то же время провосточных воззрений с упором на традиционную философию или философскую мысль прошлого. Это Аббас Махмуд ал-Аккад, Мустафа Абдураззик, Ибрахим Мадкур, Мухаммад Гулаб, Ахмад Фуад ал-Ахвани, Мухаммад Газзали, Халид Мухаммад Халид, Сайд Кутб, Мухаммад Кутб, Али Сами ан-Нашар, Мухаммад Абу Раён, Мустафа Хилми, Махмуд Касим и др. Эти ученые-традиционалисты считали, что европейская цивилизация возникла на базе восточных знаний и по сию пору находится под их воздействием- 3) последователи европейской философии, которые в большинстве своем опираются на философию экзистенциализма. Это — Абдуррахман Бадави, Закариё Ибрахим, Махмуд Анис Мансур, Абдугаффар Макави, Абдулмуним Муджахид, Махмуд Раджаб, Заки Наджиб Махмуд, Усман Амин, Махир Насим и др. Эти философы считали, что древневосточные и мусульманские учения не имели сколько-нибудь важного значения для развития человеческой цивилизации. Это философское направление, оказав воздействие на арабский мир, нашло своих сторонников в Сирии, Арабских Эмиратах, других арабских странах. Проевропейские философы более склонялись к европейским философским учениям и достижениям и недооценивали достижения народов Востока. Автор статьи считает, что на.

1 Махмуд Амин ал-Алим. Идейные бои. М., 1974. С. 210−272.

2 Современная философская мысль в Арабской Республике Египет // Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. 1987.С.77−81. воззрения Фуада Закарийи оказали влияние убеждения Чарльза Пирса, на Абдуррахмана Бадави — учение Мартина Хайдеггера, на взгляды Заки Наджиба — идеи Огюста Конта и Бертрана Рассела, а суждения Абдулгаффара Макави несут отпечаток учений Жана Поля Сартра и Альберта Камю.1.

Дополнением к теме стала и другая небольшая по объему статья л.

Комила Бекзода — «Абу Али ибн Сина в современном арабском мире», где кратко, но весьма содержательно рассматриваются теоретические воззрения современных арабских философов.

К сожалению, данная тенденция, т. е. оценка исследований арабоязычных философов, не получила всестороннего развития и осталось огромное поле для более широкого исследования. Схематические, но смелые предложения указанного автора не подкрепились серьезными научными трудами.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является анализ точек зрения современных арабских философов относительно сущности, значения и мировоззренческой направленности философии Ибн Сины и определение их соответствия контексту трудов мыслителя. При этом анализ основывается не на рассмотрении позиций всех представителей того или иного течения, а только на оценке философии Ибн Сины лидерами идеалистического и материалистического направлений в современной арабской философской мысли, а также исследование ограничено вопросами онтологии и гносеологии.

Эта цель реализуется на основе решения следующих задач: — исследование адекватности точек зрения тех арабских мыслителей, которые считают онтологию Ибн Сины религиозно-идеалистической,.

1 См.: Современная философская мысль в Арабской Республике Египет.// Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. Душанбе, 1987. С. 77−81.

2 Комил Бекзода. Абу Али ибн Сина в современном арабском мире// Паёмбарони фарханги мо. Т.1. Душанбе, 2000. основанной на платонизме, а не аристотелизме;

— изучение крайности позиций тех современных арабских философов, по мнению которых Ибн Сина в своей гносеологии отстаивал идеалистическую традицию, а именно идеи Платона и Плотина;

— выяснение сущности односторонней концепции современных арабских философов, рассматривающих онтологию Ибн Сины как сугубо материалистическую;

— установление сущности гносеологии Ибн Сины в интерпретации современных арабских философов и адекватная оценка их взглядов.

Научная новизна исследования прежде всего заключается в том, что в нём впервые обстоятельно рассматриваются различные взгляды современных арабских историков философии относительно сущности философии Ибн Сины, ее мировоззренческого характера и исторического значения. На основе всестороннего изучения всех существующих исследований, посвященных наследию Ибн Сины, анализа исторического и культурного контекста эпохи подвергается критике односторонняя позиция исследователей относительно онтологии и гносеологии Ибн Сины.

В научный оборот впервые введены работы арабских исследователей:

Основные положения, выносимые на защиту:

— многие современные арабские философы-идеалисты преувеличивают идеалистические тенденции онтологии Ибн Сины;

— в онтологии Ибн Сины присутствуют элементы платонизма и неоплатонизма;

— Джамил Салибо неправ, когда утверждает, что Князь философов более платоник, чем аристотелик;

— в онтологии Ибн Сина преобладает материалистическая тенденция, особенно в его натурфилософии. Но нельзя преувеличивать эту тенденцию, как это делает Мурувва, ибо, без сомнения, Ибн Сина наряду с физическими основаниями бытия признавал и его метафизические начала;

— арабские философы-традиционалисты слишком односторонне исследуют и интерпретируют гносеологическое учение Ибн Сины, считая его гносеологию исключительно идеалистическойв гносеологии Ибн Сины, конечно, имеют место идеалистические идеи и тезисы, но, судя по контексту его трудов, трудно согласиться с мнением Джамила Салибо об абсолютно идеалистическом характере гносеологии мыслителясильная материалистическая струя имеет место и в гносеологии Ибн Сины, но его гносеология не лишена идеалистических и мистических налетов;

— редуцирование философского учения Ибн Сины арабскими философами-материалистами к более поздним философским течениям (Европы), в том числе материализму, приводит к упрощению этой сложной философской системы времен мусульманского Ренессанса.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертации составляют общефилософские и общенаучные методы. Автор, применяя методы исторического, логического, сравнительного, системного и герменевтического анализа, сопоставительного анализа соотношения текста и контекста, на основе независимого, более объективного подхода к первоисточникам эпохи Ибн Сины попытался более адекватно раскрыть сущность взглядов современных арабских историков философии на философию Ибн Сины.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении спецкурсов по истории философии стран Ближнего и Среднего Востока, а также при написании работ по истории философии и истории культуры народов этих регионов.

Апробация работы. Работа обсуждалась на расширенном заседании отдела истории таджикской философии Института философии АН РТ и была рекомендована к защите. Основные положения работы освещены в опубликованных автором монографиях и научных статьях, а также доложены на семинарах и конференциях, посвященных 1025-летнему юбилею Ибн.

Сины. Основные положения диссертации также излагались в теледебатах (ТВТ, март 2008) и на заседании философского клуба «Ч, ахони андеша» («Мир мысли»).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и интерпретация философии Ибн Сины в оценке современных арабских исследователей является важной задачей историко-философской науки. Данная тема актуальна также с точки зрения национального возрождения Таджикистана, поскольку творчество Ибн Сины является составной частью нашего культурного наследия. Многие ученые арабских стран посвятили весьма содержательные и обстоятельные научные труды философии Ибн Сины, среди которых следует назвать такие имена, как Аббас Махмуд ал-Аккад, Мухаммад Казим Турайхи, Фуад Сайд, Джамил Салибо, Хусайн Али Азами, Мустафа Мухаммад Усман Наджати, Хамуда Гараба, Тайсир Шайх-ул-арз, Маджид Фахри, Ханна ал-Фахури и Халил Альджар, Кадри Хафиз Тукан, Наджи ал-Асил, аш-Шайх Мухаммад Казим ат-Турайхи и некоторые другие. В марте 1952 года в Багдаде, согласно постановлению Комиссии Лиги Арабских государств, отмечалось тысячелетие Ибн Сины, в юбилейных торжествах участвовали выдающиеся востоковеды и авиценноведы мира, представившие на конференцию, посвященную юбилею мыслителя, материалы, имеющие огромную научную ценность. Также был выпущен в свет журнал «Аль-Маврид», в котором были опубликованы материалы данной конференции. Нам представилась возможность ознакомиться и подвергнуть аналитическому рассмотрению сочинения таких арабских ученых, как Джамил Салиба и Хусайн Мурувва, а также некоторые идеи Аббаса Махмуда ал-Аккада, Тайсира Шайх-ул-арза, Ханны ал-Фохури, Халила Альджара и Маджид Фахри. К сожалению, эти труды еще не вошли в научный оборот не только в Таджикистане, но и на всем постсоветском пространстве. Арабские исследователи по-разному интерпретируют философское учение Ибн Сины: некоторые из них видят в нём религиозного философа, склоняющегося к объективному идеализму (Махмуд Аббас), другие считают его последователем Платона, а не Аристотеля, доказывая, что следование им Аристотелю было поверхностным и внешним, а не сущностным (Джамил Салибо), третьи называют общую тенденцию его философского учения материалистической (Хусайн Мурувва и Тайиб Тайзини), четвертые в философии Шайх ар-Раиса находят множество элементов экзистенциализма и считают, что он за десять лет до кончины полностью обратился к экзистенциализму (Абдуррахман Бадави и Тайсир Шайх-ул-арз), пятые интерпретируют философию Авиценны как дуалистическую (Маджид Фахри).

Подытоживая наше диссертационное исследование, в котором впервые рассматриваются и всесторонне анализируются различные мнения современных арабских авиценноведов относительно онтологических и гносеологических взглядов Ибн Сины, мы можем определить основные акценты в интерпретации ими философии Князя философов:

1) Хусайн Мурувва и Тайиб Тайзини называют общую тенденцию философии Ибн Сины материалистической;

2) по мнению Аббаса Махмуда ал-Аккада, Ибн Сина является одним из религиозных философов, философия которого склоняется к идеализму;

3) по мнению Джамила Салибо, Ибн Сина был последователем Платона, а не Аристотеля. Следование философии Ибн Сины Аристотелевскому учению было не по сущности, а внешним, поверхностным;

4) Ханна ал-Фахури, Умар Фаррух и Ахмад Фуад ал-Ахвани считают, что Ибн Сина усовершенствовал философию Аристотеля, внес исправления в слабые арабские переводы его сочинений. Благодаря Ибн Сине на Востоке стал известен подлинный Аристотель;

5) Абдуррахман Бадави и Тайсир Шайх-ул-арз выявили в философии Ибн Сины многие элементы современной экзистенциальной философии. В частности, Тайсир утверждает, что Ибн Сина за десять лет до своей смерти обращается к экзистенциальной философии;

6) Маджид Фахри отмечает дуалистическое мышление Ибн Сины, аргументируя свое мнение извлечениями из «Восточной философии», «Восточной логики» и книги «Указания и наставления», созданной Ибн.

Синой в конце жизни. Однако другие сторонники и противники учения Ибн Сины не указывают на это.

Следует отметить, что интерпретации исследователей не ограничиваются этими шестью подгруппами. Тем не менее, следуя историко-философской традиции, мы считаем, что эту классификацию арабских исследователей можно свести к трём основным группам: 1) последователи идеализма, 2) материализма и 3) европоцентризма.

Мы считаем, что Ибн Сина был одним из подлинно ярких представителей научного и философского мира своего времени, занимавшим позицию мыслителя-реалиста. Не случайно, видные современные историки философии, включая таджикских исследователей, отмечают этот аспект творчества Ибн Сины как самую плодотворную сторону его философии. Эта точка зрения обстоятельно излагается и аргументированно доказывается Myco Диноршоевым в многочисленных трудах.

Объективный и беспристрастный анализ и изучение этого вопроса могут стать примером научного дискутирована, диалога цивилизаций. Ибн Сина и его обширная деятельность являются связующим звеном в диалоге культур современного Запада и Востока. Ибн Сина смог в свое время сблизить средневековую исламскую культуру с культурой Древней Греции и передать научный и исследовательский дух Европе эпохи Возрождения.

Задача дальнейшего исследования историков философии заключается в том, что бы максимально охватить содержание взглядов современных арабских исследователей, показать их вклад в исследование истории философской мысли народов Востока, сделать эти работы доступными для исследователей в Таджикистане.

Наравне с этим следует отметить, что в нашем исследовании I недостаточно проанализированы два аспекта оценки философии Ибн Сины: во-первых, позиция тех ученых, которые в философии Шайх ар-Раиса находят множество элементов экзистенциализма и считают, что он в конце жизни полностью обратился к экзистенциализму (Абдуррахман Бадави и.

Тайсир Шайх-ул-арз), и, во-вторых, взгляды некоторых арабских исследователей, которые интерпретируют философию Авиценны как дуалистическую (Маджид Фахри).

В связи с этим задача дальнейшего исследования заключается в том, чтобы с получением достаточного материала решить эти проблемы и открыть другие тенденции в интерпретации философии Ибн Сины, сделав их доступными для всех интересующихся творчеством великого мыслителя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой