Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие механизма обеспечения ресурсами системы общего образования в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструментальные приемы решения проблемы оценки эффективности общего образования в работе сведены к: методам оценки на основе ранговой значимости инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, что позволяет через соотношение показателей доступности общего образования и качества подготовки учеников охарактеризовать процесс в целомвыявлению эффекта на основе сопоставления выгод… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
    • 1. 1. Ресурсное обеспечение общеобразовательных учреждений региона и бюджетное финансирование
    • 1. 2. Организационный механизм функционирования образовательного учреждения и реализации обучения в системе общего образования региона
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ'
    • 2. 1. Методика оценки эффективности финансирования инвестиций в ресурсное обеспечение программы общего образования на муниципальном и региональном уровнях
    • 2. 2. Системы оплаты труда педагогов, методы и критерии эффективности государственного их регулирования в общеобразовательных учреждениях
    • 2. 3. Направления стимулирования труда педагогических работников в контексте совершенствования принципов его мотивации
  • 3. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ4 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНА
    • 3. 1. Оценка ресурсного потенциала общего образования региона.108″
    • 3. 2. Прогнозирование спроса на услуги системы общего образования региона
    • 3. 3. Разработка программы развития общего образования на муниципальном уровне и инструменты ее эффективного финансирования

Развитие механизма обеспечения ресурсами системы общего образования в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение проблем достаточного финансирования ресурсов общего образования сопряжено с состоянием экономики региона. Механизм реализации принципов социальной политики в отношении общего образования связан с реальным сектором экономики. В этих условиях образовательный процесс предстоит теснее увязать с развитием системы управления региональной экономикой, поскольку вопросы финансирования общего образования делегированы государством на этот уровень. Важно выявить возможности и механизм этого взаимодействия и показать направления, через которые это влияние реализуется в экономике страны и ее территорий.

Экономическая и социальная политика в образовательной деятельности должна в большей степени опираться на проверенные опытом методы ее государственного регулирования. Среди них первостепенное значение имеют научно обоснованное прогнозирование экономических показателей системы образования и должное обеспечение ресурсами образовательной деятельности на разных уровнях в условиях постоянного недофинансирования этой отрасли.

Актуализировалась необходимость эффективного использования инвестиций в образование и контроля за их движением в этом секторе бюджетной деятельности, внедрения новых форм социализации, проведения активной структурной политики в системе общего образования региона. Это определяет актуальность темы научного исследования в части совершенствования механизма обеспечения ресурсами системы общего образования территории (региона, страны), имеющих свои особенности.

Трудность представляет оценка комплекса факторов (ресурсов), влияющих на эффективность общего образования территории и его потенциала в разрезе «Регион — муниципалитет — образовательное учреждение».

В условиях экономической самостоятельности субъектов хозяйствования фонд личного потребления начинает играть доминирующую роль в выборе форм, видов, направлений образовательной деятельности. Со временем приходит понимание того, что для всех сторон, участвующих в процессах общего образования, жизненно важной становится правильная инвестиционная политика и стратегия в финансировании этой деятельности на региональном и муниципальном уровнях.

Исследование этих процессов и перевод общего образования в части самодостаточного обеспечения его ресурсов представляется целесообразным вести, опираясь на методологию системного подхода и проверенные практикой механизмы экономического управления образованием.

Степень, разработанности проблемы. В диссертационном исследовании использовались работы как российских, так и зарубежных авторов, в которых отражены теоретические и практические положения в области развития экономического механизма обеспечения ресурсами образовательных систем территории (региона).

Анализ работ по теме исследования свидетельствует о том, что научные поиски по данной проблематике отличаются достаточной глубиной и полнотой. Вместе с тем не решена задача разработки комплексного подхода в реализации методики формирования эффективного обеспечения ресурсами общего образования региона. Возможности с опорой на имеющуюся методологию, активно используемую в экономике сферы производства, не задействованы в практике управления образованием.

При исследовании процессов в экономике образования были изучены труды отечественных и зарубежных ученых M.JI. Аграновича, С. А. Белякова, JI.C. Греб-нева, Н. Каддора, Т. Д. Клячко, В. И. Марцинкевича, П. Сраффа, В. В. Чекмарева, В. П. Щетинина. Вопросы формирования человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда рассматриваются в работах B.C. Баженовой, Г. Н. Макаровой, В. И. Самарухи, Н. М. Токарской, Б. Л. Токарского. Проблемы финансирования бюджетных организаций, нормативное финансирование исследованы в работах Т. В. Абанкиной, И. В. Абанкиной, А. И. Адамского, В. Е. Андреевой, Л. Я. Баранова, Н. А. Брянской, Д. В. Волкова, А. И. Левина, М. М. Мусарского, Н. Б. Озеровой, Н. Я. Осовецкой, А. А. Пинского, Е. Н. Попова, Т. О. Разумовой, С. Ю. Рощина.

Теория и методология организации заработной платы работников бюджетной сферы, основные принципы систем оплаты и стимулирования труда педагогических работников рассмотрены в работах В. Е. Андреевой, Н. И. Ведерниковой, А. Б. Вифлеемского, Н. А. Волгина, И. З. Гликмана, Е. Б. Заболотного, И. В. Ильина, Д. Л. Майсакова, Н. С. Маликова, Н. Г. Типенко. Проблемы оценки эффективности финансирования программ сферы образования рассматривали в своих работах Е. Н. Богачев, С. А. Дятлов, В. А. Жамин, С. Л. Костанян, Н. П. Литвинова, В. И. Марцинкевич, А. П. Панкрухин, М. И. Скаржинский, А. И. Субетто. При разработке методики оценки ресурсного потенциала общего образования, основанной на теории нечетких множеств, использованы идеи А. Н. Аверкина, Р. А. Алиева, А. Е. Алтунина, И. З. Батыршина, А. Н. Борисова, И. А. Брусаковой, М. П. Власова, Д. Дюбуа, Л. А. Заде, Дж. Клира, И. Д. Котлярова, С. А. Орловского, Д. А. Поспелова, А. Прада, Т. Саати и др.

Исследованию проблем системы образования и общего образования, в частности, уделяется немало внимания. При значительном числе работ, посвященных изучению функционирования системы общего образования, показано решение лишь отдельных вопросов в этой сфере, не рассмотрена вся совокупность факторов, определяющих эффективное ресурсное обеспечение образовательных систем региона.

Для повышения качества образовательных услуг и совершенствования образовательного процесса на региональном уровне нужны новые теоретические и методические положения, используемые в этой сфере деятельности, обобщение накопленного практического опыта и на этой основе предстоит продолжить разработку методического обеспечения ресурсами системы общего образования, в условиях ее финансирования по остаточному принципу.

Цель и-задачи исследования. Актуальность и недостаточная прикладная проработка путей решения проблемы обеспечения достаточными ресурсами системы общего образования обусловили формулировку цели исследования, которая заключается в разработке теоретико-методических положений по совершенствованию и развитию механизма эффективного обеспечения ресурсами системы общего образования на региональном уровне. Для достижения указанной цели в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи:

— показать роль и влияние общего образования на развитие экономики региона, уточнить экономическую сущность образовательной услуги;

— дать оценку ресурсному обеспечению общеобразовательных учреждений региона и оценить эффективность применения нормативного финансирования общего образования в Иркутской области;

— рассмотреть организационный механизм функционирования образовательного учреждения, реализации образовательного процесса в региональной образовательной системе и показать направления его развития;

— обосновать эффективные подходы к развитию и совершенствованию форм оплаты и стимулирования труда педагогов общего образования, как одного из основополагающих факторов в системе ресурсного обеспечения образовательной деятельности;

— обосновать методические подходы и критерии оценки эффективности финансирования ресурсов в программах общего образования;

— разработать методический подход и модель прогнозирования спроса на услуги общего образования, позволяющие уточнять их в связи с постоянно меняющейся динамикой этого процесса в регионе;

— разработать методику эффективного обеспечения ресурсами системы общего образования на региональном (муниципальном) уровне в целом и его субъектов экономических отношений (образовательных учреждений).

Объектом исследования выступает система общего образования региона, нуждающаяся в эффективном ресурсном обеспечении. Предметом исследования являются инструменты регулирования и механизм эффективного обеспечения ресурсами системы общего образования в регионе.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам ресурсного обеспечения систем общего образования и эффективного их бюджетного финансирования применительно к учреждениям общего образования, особенностям экономико-математического моделирования оценки ресурсного потенциала и прогнозирования спроса на его услуги, разработке проблем функционирования организационного механизма управления деятельностью, ресурсного обеспечения систем оплаты и стимулирования труда педагогов, оценки эффективности финансирования программ общего образования.

Методологической, основой^ исследования являются: системный подход при изучении сферы общего образования, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на достижение главной цели — оказание качественных образовательных услугметоды статистического исследования, экономического и сравнительного анализа функционирования системы общего образованияэкономико-математическое моделирование и методы экспертно-аналитических оценок, которые использовались для построения прогнозов, оценки потенциала образования территориальных образовательных систем и обоснования эффективного обеспечения ресурсами образовательной деятельности.

Для проведения анализа и обработки данных использовались программные пакеты Fuzzy Logic Toolbox математической системы MATLAB, программный продукт Matrixer, экспертно-аналитический комплекс среды Microsoft Excel.

Информационную' основу исследования составили официальные данные. Федеральной службы государственной статистики, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, Забайкальскому краю, материалы статистических сборников и отчетов Министерства образования Иркутской области, официальные сайты служб системы образования Российской Федерации.

Наиболее существенные результаты, полученные автором:

— Обоснована необходимость оценки уровня использования потенциала общего образования на основе теории нечетких множеств и определены стратегические направления пополнения ресурсов для повышения эффективности образовательной деятельности муниципальных и региональных образовательных систем и их учреждений общего образования.

— Апробирована методика оценки ресурсного потенциала системы общего образования и показана ее практическая значимость в целях выявления внутренних возможностей образовательной системы территории, предложены рекомендации по построению на этой основе прогнозов обеспечения ресурсами этой социально значимой для территории отрасли экономики.

— Апробирован методический подход к оценке спроса на услуги общего образования, который использован для прогнозирования и уточнения численности учащихся на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения с целью более точного обоснования расходов бюджета территории в разделе «Образование», а также для составления сметы ресурсного обеспечения образовательного учреждения на соответствующий плановый период (полугодие, год, три года).

— Уточнены положения по разработке предпринимательских проектов в системе общего образования для привлечения дополнительных ресурсов в муниципальные образовательные учреждения, что способствует развитию их материально-технической базы на основе принципов самофинансирования, позволяет уточнить конкурентоспособность и обозначить положение на рынке образовательных услуг.

Научная новизна, исследования. В результате проведенного исследования автором выдвинут и обоснован ряд положений, содержащих следующие элементы научной новизны:

— Обоснованы методические рекомендации по разработке среднесрочного прогноза спроса на услуги системы общего образования и предложена методика формирования востребованного ресурсного потенциала общего образования для решения этой задачи на уровне региона (муниципалитета).

— Предложен методический подход к эффективному использованию ресурсов общего образования на основе мотивированного отношения педагогических работников к труду и реализации воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы.

— Разработана методика оценки ресурсного потенциала системы общего образования на региональном, муниципальном уровнях, основанная на использовании теории нечетких множеств, направленная на решение задач по выявлению внутренних резервов этой территориальной системы и способствующая повышению эффективности управления ею.

— Аргументированы подходы к созданию рабочей методики формирования программ развития общего образования, на основе которых становится возможным привлекать дополнительные источники финансирования этой сферы деятельности с целью повышения уровня самофинансирования образовательных учреждений региона.

Практическая значимость исследования определяется прикладным характером поставленной цели, обоснованными методическими подходами к разработке прогнозов и моделированию развития системы общего образования территории, к оценке состояния ее ресурсного потенциала, что дает возможность выявить основные тенденции и внутренние возможности к последующему развитию.

Методика и модели построения программ развития общего образования территории рекомендуются для использования региональными, муниципальными органами управления образованием, субъектами общего образования в их работе по эффективному обеспечению образовательной деятельности, в соответствии с потребностями общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и практические результаты исследования были доложены на международных научно-практических конференциях (г. Иркутск, 2006, 2009 гг.- г. Калининград, 2009 г.- г. Омск, 2009 г.- г. Кострома, 2009 г.- г. Саратов, 2009 г.), межрегиональных научно-практических конференциях (г. Омск, 2005, 2006 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием (г. Великий Новгород, 2009 г.).

Полученные автором научные результаты использованы информационно-аналитическим комитетом администрации Иркутской области при разработке программ социально-экономического развития региона в разделе «Организация инвестиционных процессов в регионе: поддержка социально значимых программ области" — Департаментом инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области при обосновании эффективной политики финансирования школьного и начального профессионального образованияДепартаментом образования Иркутской области при развитии законодательной основы бюджетного финансирования образовательной деятельности регионав учебном процессе Иркутского института повышения квалификации работников образования по направлению «Формирование эффективных региональных моделей нормативного финансирования общего образования и оценки их роли в процессах качественного воспроизводства человеческого капитала" — при разработке аналитической ведомственной целевой программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 гг.)» по теме «Теоретические исследования и выработка методических рекомендаций взаимосвязанных процессов прогнозирования финансовых ресурсов муниципальных образований 1-го уровня и объединяющих их районных муниципалитетов 2-го уровня», в учебном процессе Байкальского государственного университета экономики и права при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Государственное управление и регулирование экономики», «Региональная экономика», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Публикации* ПО' теме исследования. Автором опубликовано по теме исследования 18 научных работ, в том числе 16 статей общим объемом 5,71 п.л., из них 5,52 п.л. личный вклад автора, в том числе 4 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Минобрнауки Российской Федерации (1,31 п.л.), раздел в коллективной монографии (0,81 п.л.), одна монография общим объемом 27,3 п.л., из них 13,65 п.л. личный вклад автора.

Структура, содержание и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 192 наименования работ отечественных и зарубежных авторов. Общий объем диссертации представлен на 221 странице, включая 10 приложений, 20 рисунков, 24 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предметом воздействия в образовательном процессе является человек. Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности индивидов общества в самобытных экономических благах — образовательных услугах (системе знаний, информации, формировании умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства). Образовательные услуги способствуют воспроизводству разнообразных человеческих способностей к труду, а учащиеся становятся их потребителями и соучастниками их производства.

1. Анализируя изменения характера образования в обществе, в работе показано, что рыночному характеру этого общества соответствует постепенное формирование разнообразных рынков многочисленных образовательных услуг. Высокая значимость субъективного фактора в процессе оказания образовательной услуги делает важным отношение учреждения образования к учащимся, к своему персоналу, комплексу учебно-методических материалов, ряду других, не относящихся к образовательному процессу мероприятий.

2. Проблематика компетенций заняла в образовании соответствующее место при отсутствии единого определения содержания этого понятия и их классификации. Компетентность как интегральное личностное качество, позволяет субъекту успешно справляться с решением проблем, оставаясь при этом характеристикой индивида, а компетенция является тем, чем он уже владеет (способности, умения). Образовательная компетентность — способность учащегося осуществлять сложные виды деятельности.

3. В работе показано, что повышение качества образования зависит не столько от федеральных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от создания условий для качественного образования в части эффективного обеспечения его ресурсами. Ученик должен учиться у квалифицированного преподавателя, в уважающих его условиях и иметь возможность развиваться в полноценной среде общения со сверстниками.

4. Оценив теоретические и методические особенности и модели нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений, в работе показано, что нормативный метод планирования и распределения финансовых ресурсов общего образования на региональном уровне представляет собой гибкую систему регулирования потока бюджетных средств ориентированного на усиление заинтересованности в экономном их использовании. Расчетной единицей нормирования в образовательных учреждениях становится показатель стоимости обучения одного учащегося в год.

В нормативе учитываются законодательно определенные натуральные нормы, используются нормы федерального законодательства и различия в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, видам образовательных программ, типам и видам образовательных учреждений. При этом бюджетное финансирование муниципального учреждения образования должно состоять из трех компонентов, включая финансирование по подушевому нормативу, программное финансирование развития образования и стимулирующее. Аналогично этому принципу следовало бы строить модель бюджетного финансирования школы.

5. В работе показано, что введение норматива не улучшает сразу же финансовое положение каждой школы, улучшение наблюдается сразу лишь на уровне территориального образования. Большие потенциальные возможности вскрываются лишь при расчете плановых сумм максимально приближенных к реальным затратам связанным с оказанием образовательных услуг. В борьбе с бедностью и социальной дифференциацией в системе образования, помимо собственно перехода на нормативное финансирование, следует реализовывать специальные социальные образовательные программы. Предстоит разработать регламент полномочий и сфер ответственности между уровнями регионального, муниципального управления, образовательного учреждения за формирование и реализацию норматива бюджетного финансирования, что позитивно скажется на возможностях внедрения механизма финансирования общего образования.

Реализация концепции бюджетирования, ориентированной на результат на основе программно-целевого принципа, связанного с достижением конкретных результатов учащимися, позволяет эффективно управлять экономикой общего образования на нормативной основе и создает базу развития. Но при этом, как считает диссертант, лишь только в динамике и с учетом инфляции, меняющейся внешней и внутренней среды реализации процесса нормативного подушевого финансирования общего образования станет возможным объективно формировать стратегию и тактику развития образовательной деятельности.

6. Смена парадигмы в экономике образования России влечет необходимость использования новых организационно-экономических механизмов. Совокупность правил, определяющих функционирование организации — есть организационный механизм, как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу и действующих на основе определенных процедур, при наличии структуры управления, руководящего органа организации, который вырабатывает правила взаимодействия ее членов, способствуя достижению поставленных целей с заданной эффективностью. Это процесс взаимодействия, внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности планирования, экономического стимулирования, организации управления образовательным учреждением.

Элементами подсистемы экономического стимулирования в хозяйственном механизме такой организации являются — формы оплаты труда, финансово-кредитные рычаги и стимулы (цены на услуги, доходы, прибыль, если она планируется в процессе образовательной деятельности, финансовые, трудовые ресурсы, взаимоотношения с бюджетом, платежи за ресурсы и прочее).

7. Каждое из направлений экономической мысли, привнося новое в экономическую теорию и теорию совершенствования заработной платы в частности, доминировало и становилось теоретической базой решения проблем своего времени. Целесообразность же и степень воздействия государства на оплату труда, как главного ресурсного фактора системы образования, определяются историческим периодом, объективными условиями трансформационных и экономических процессов, возможностями экономики.

По мнению диссертанта, вопросы формирования новой системы оплаты труда следует, в первую очередь, рассматривать через возможности обеспечения финансированием этого направления. При построении новой системы оплаты труда в общем образовании важно выдержать такие принципы, как: совершенствование системы оплаты труда должно опираться на изменение системы управленияпрограммы по изменению существующей системы оплаты труда должны быть экономически обоснованы и оценены с точки зрения соответствия сложившимся условиям и возможностям организации, полного финансирования перечня заявленных мероприятийизменение организации и размеров заработной платы работников сферы муниципального образования не должно вести к увеличению зарплатоемко-сти образовательной услуги или снижению заработной платы педагогов ниже установленного законодательством уровня.

8. Практика применения Единой тарифной сетки и ее модификации в общем образовании не хуже других методик, включая и модельную, поскольку к этой системе можно применить все принципы формирования оплаты труда. Вопрос заключается лишь в установлении размера первого разряда, равного прожиточному минимуму. Тогда заработная плата учителей становится равновеликой средней по стране. При этом если оплата за профессиональную деятельность растет пропорционально затратам труда, это и будет отражением рыночного подхода к определению цены труда педагогов.

Чтобы избежать негативных последствий, вводя новую систему оплаты и стимулирования труда, как нам представляется, предстоит привести экономические отношения в системе общего образования в соответствие с потребностями, как минимум в таких направлениях: минимальные оклады устанавливать в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда, при определении окладов использовать коэффициенты образования, категории, коэффициент за стаж (или хотя бы надбавку за стаж), обеспечивать стимулирующий фонд и не привязывать зарплату руководителей к средней заработной плате учителей.

9. Инвестировать в образование — значит обеспечивать его соответствие текущим и перспективным потребностям личности, региона, страны, тенденциям мирового развития. В работе предложен ряд подходов и показаны их относительные преимущества при финансировании общего образования. Методика оценки их эффективности строится с опорой на учет нескольких ситуаций, которые могут стать основой формирования эффективной информационной базы оценки целесообразности и значимости оптимального планирования самодостаточных муниципальных бюджетов образования.

Инструментальные приемы решения проблемы оценки эффективности общего образования в работе сведены к: методам оценки на основе ранговой значимости инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, что позволяет через соотношение показателей доступности общего образования и качества подготовки учеников охарактеризовать процесс в целомвыявлению эффекта на основе сопоставления выгод будущего с меньшей их ценностью по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня (учет принципа — выше оценивается набор благ в настоящее время, чем такой же в будущем) — выявлению недооцененной социальной ценности результатов общего образования в момент разработки программы и оценки необходимого денежного потока для реализации этих мероприятий (опционный подход к выявлению новых социально недоучтенных возможностей) — распределению выгод среди разных слоев общества (выбор в пользу бедных) на основе метода удельных весов чистой дисконтированной стоимости, что позволяет оценить доступность граждан к начальному и общему образованию и базовой его инфраструктуреоценке эффективности мероприятий и привлекательности инвестиций в общее образование на основе показателя внутренняя норма отдачи.

Методический подход и алгоритм реализации методики оценки эффективности финансирования инвестиций в ресурсы общего образования на региональном и муниципальном уровнях позволяет выявить и оценить возможные границы изменения социальной составляющей эффективности этих процессов.

10. Использование аппарата теории нечетких множеств в методике оценки ресурсного потенциала экономики региональной системы общего образования, при постоянном дефиците бюджетных ресурсов для ее финансирования, имеет большую практическую значимость. Особое значение эти вопросы приобретают в условиях многокритериальной оценки достаточного от нормативов наполнения муниципального бюджета поступлениями и формирования на этой основе оптимальной программы образовательной деятельности.

Описание и систематизация причинно-следственных связей макрои микроситуаций в системе отношений «регион — муниципалитет — образовательное учреждение», определение их приоритета позволяют найти выход из ситуации недофинансирования общего образования. Эффективным методом поиска и принятия оптимальных решений в подобных условиях является описание проблемы в виде иерархического дерева причин, позволяющего устранять отклонения по конечному результату одновременно на всех уровнях образовательного процесса.

Оценка ресурсного потенциала общего образования Иркутской области указывает на то, что он, выраженный числом 4,16 на интервале [0, 10], может быть интерпретирован как «средний». Полученная оценка ресурсного потенциала общего образования указывает на необходимость совершенствования управлениям ресурсами в рамках ограниченных возможностей. Результаты указывают на разбаланси-рованность компонентов имеющегося потенциала образования региона. Подтвердилась количественная зависимость между финансовыми ресурсами, направляемыми на повышение ресурсного потенциала общего образования, воспроизводством трудовых ресурсов, наращиванием материально-технической базы и пополнением информационных ресурсов в системе образования. Правовой компонент в этом случае менее значим, но, обеспечивая взаимосвязь верхнего и нижнего уровней компонентов исследуемого показателя, позволяет увеличить потенциал общего образования до 4,69, без изменения прочих составляющих.

Трудовой и управленческий компоненты ресурсного потенциала региональной системы общего образования играют отчетливо выраженную интегративную функцию. Именно благодаря этой функции трудового и управленческого ресурсов все еще сохраняется целостность ресурсного потенциала системы общего образования Иркутской области.

11. Специфика образовательной услуги, процесс оказания которой растянут во времени, предполагает прогнозирование численности учащихся. Прогноз численности учащихся общеобразовательных учреждений на уровне региона и муниципального образования по его территориям представлен моделями: Иркутская область (прогноз численности описывает регрессионная модель), Забайкальский край (модель аналитического выравнивания), город Иркутск (регрессионная модель) и город Чита (модель аналитического выравнивания по параболической линии тренда). Эти модели обладают достаточно хорошими статистическими характеристиками, что подтверждает возможность их использования в процессах стратегического анализа перспектив развития спроса в общем образовании на уровне региона и муниципалитета.

Расчетами подтверждено, что тенденция сокращения численности учащихся в школах Иркутской и Забайкальского края, гг. Иркутск и Чита сохранится еще несколько лет, что воспроизводит общероссийскую тенденцию уменьшения контингента учащихся общеобразовательных учреждений. Среди ключевых факторов, влияющих на изменение численности учащихся, были выявлены: численность постоянно проживающего населения на территории, численность населения в возрасте от 7 до 16 лет.

В работе показано, что политика администрации региона (муниципалитетов) в отношении сферы образования должна заключаться в создании трудоспособному населению благоприятных экономических условий для проживания и трудовой деятельности. Это, в свою очередь, будет сказываться на стабилизации численности населения в возрасте от 7 до 16 лет, а при более благоприятных условиях способствовать их увеличению (как за счет нового приезжающего населения на данную территорию, так и за счет увеличения рождаемости).

12. Поскольку финансирование прерогатива муниципального уровня и уровня субъекта федерации, а предоставление общественного блага (общего образования) задача муниципального уровня, то здесь, по мнению диссертанта, не обязательно, чтобы в осуществлении этих функций был задействован только один уровень бюджетной системы, их может быть два или три. Для этого в распоряжение муниципалитетов должна быть предоставлена соответствующая доходная база адекватная расходным (бюджетным) обязательствам, расширены их права по оптимизации ресурсного обеспечения бюджетных услуг в области общего образования.

При переходе от финансирования сети к финансированию образовательной услуги на основе подушевого норматива на учащегося появились новые возможности в оптимизации бюджетных расходов в расчете на образовательную программу территории. Муниципалитеты могут решать задачу эффективного расходования ограниченных средств, выделяемых на образование, путем оптимизации программы развития общего образования и выравнивания бюджетной обеспеченности между образовательными учреждениями на этой территории, повысив тем самым уровень социальной справедливости в распределении ресурсов при прозрачности бюджетного процесса.

Алгоритм реализации пошаговой процедуры оптимизации программы развития общего образования на среднесрочную перспективу и выравнивания бюджетной обеспеченности между образовательными учреждениями должен опираться на инструментарий экономико-математического моделирования оптимального распределения ограниченных бюджетных средств.

По мнению диссертанта, поиск компромиссного варианта программы финансирования ресурсов общего образования муниципалитета, при многокритериальной оценке ситуации, должен реализовываться в поле таких инструментов, как: совокупность моделей оптимизации однородного по типу набора образовательных услуг и полного (без дефицитного) удовлетворения спроса на нихмоделирование образовательной деятельности, в основе которой лежит финансирование оптимального по многокритериальной схеме набора сценариев программ развития общего образования с использованием инструментов и методов выбора компромиссной схемы варианта развития. Принцип последовательной оптимизации таких задач дает хорошие результаты при использовании квазиоптимального подхода. В этом случае на каждом этапе последующей оптимизации проводится поиск не единственно точного оптимума, а некоторой области решений, близкой к оптимальному результату. Уровень допустимого отклонения от оптимума задается с учетом важности критериев, точности постановки задачи и некоторых практических соображений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Консультант-плюс.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» от 3.04.03 № 191 // Консультант-плюс.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 7 января 2002 г. // Консультант-плюс.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. № 309 «О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования» // Консультант-плюс.
  5. Федеральный закон «Об образовании» № 3266−1 от 10 июля 1992 г. // Консул ьтант-п л ю с.
  6. Инструктивное письмо от 15.12.98 № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» // Консультант-плюс.
  7. Типовое положение о ССУЗе от 03.03.2001 № 156 // Консультантплюс.
  8. Типовое положение о ВУЗе от 05.04.2001 № 264 // Консультант-плюс.
  9. , К.Х. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) — под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова // М.: Экзамен. 2006. — 735 с.
  10. , Т.Н. Прогнозирование показателей развития общего образования на уровне муниципального района / Т. Н. Агапова, М. И. Иванова // Региональная экономика. Теория и практика. 2007. — № 2(41). — С. 56−60.
  11. , А.К. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы- под ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина и др. // М.: Молодая гвардия. 1996. — 835 с.
  12. , Н.В. Системный подход в управлении организованностью социально-экономических систем, монография / Н. В. Амбросов // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2007. — 191 с.
  13. , В.Е. Реформирование бюджетного процесса / В. Е. Андреева // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 5(38). С. 4043.
  14. , О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия / О. Н. Арзякова, A.M. Платонов // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 3(14). — С. 50 -53.
  15. , B.C. Непрерывное образование в условиях трансформации экономической системы / B.C. Баженова // М.: Изд-во Рос. экон. акад. 2000.
  16. , Л.Я., Потребности, доходы, потребление: экономический словарь-справочник / Л. Я. Баранова, А. И. Левин // М.: Экономика. — 1988. — 351 с.
  17. , Ю.М. Проблемы и способы организации финансов / Ю. М. Березкин // Иркустк.: Изд—во БГУЭП. 2006. — 247 с.
  18. , В.П. Управление качеством образования путем материальной заинтересованности учителя / В. П. Беспалько // Школьные технологии. -2007.-№ 5.-С. 62−68.
  19. , В.Н. Альтернативные системы отраслевой оплаты труда / В. Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. 2006. — № 9. — С. 2938.
  20. , В.Н. Социально-экономические аспекты модернизации образования и оплаты труда / В. Н. Бобков, Н. С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 11−12.
  21. , В. Оценка инвестиционной привлекательности образования / В. Бобылев, Д. Хавин, С. Горбунов // Вестник высшей школы Alma mater. -2002.-№ 7.-С. 16−18.
  22. , А.Н. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования / А. Н. Борисов, О. А. Крумберг, И. П. Федоров // Рига: Зинат-не.- 1990.- 184 с.
  23. , Ю. Финансовый менеджмент: полный курс. в 2-х т. — пер. с англ.- под ред. В. В. Ковалева // СПб.: Экономическая школа. — 1997. — Т. 2. — 669 с.
  24. , Н.А. Социально-экономические системы региона: состояние, эффективность управления / В. Ю. Рогов и др.- под ред. А. Ф. Шуплецова // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2008. — 361 с.
  25. , В.Н. Человек. Управление. Математика. / В. Н. Бурков // М.: Просвещение. 1989. — 160 с.
  26. , Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология / Е. С. Вентцель // М.: Наука. 1988. — 208 с.
  27. , А.Б. Модель нормативного финансирования, стимулирующая повышение качества образования и самостоятельность школы / А.Б.
  28. Вифлеемский//Народное образование. 2007. -№ 10. — С. 151−161.
  29. , А.Б. Новая система оплаты труда и ее последствия / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. 2009. — № 1. — С. 47— 57.
  30. , А.Б. Новая система оплаты труда и инновационное развитие образования / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. 2009. — № 2. -С. 21−23.
  31. , А.Б. От народного образования — к платному обучению / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. 2007. — № 10.
  32. , Н.А. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы / Н. А. Волгин, С. В. Николаев // М.: Универсум. -1994.-274 с.
  33. , Н.А. Методика разработки и внедрения бестарифной рыночной модели оплаты труда и ее разновидностей на предприятиях с различными формами собственности / Н. А. Волгин // М.: Луч, 1991. С. 17−25.
  34. , Н.А. Социальная политика: толковый словарь: 2 —е изд., до-раб. / общ. ред. Н. А. Волгин // М.: РАГС, 2002. 456 с.
  35. , Д.В. О содержании экономической категории образовательная услуга / Д. В. Волков // Экономика образования. — 2000. № 1. С. 77−78.
  36. , Н. Молодые специалисты: усиление стимулирующей функции оплаты труда / Н. Волкова // Человек и труд. 2006. — № 4. — С. 49−53.
  37. , М. Хорошо обучающиеся нации / М. Галушкина // Эксперт. 2003. — № 46. — С. 86−90.
  38. , Г. Х. Цена труда и заработная плата / Г. Гендлер, Н. И. Ведерникова // Человек и труд. 2000. — № 7. — С. 66−72.
  39. , И.З. Педагогическое стимулирование / И. З. Гликман // М.: Изд-во НИИ школьных технологий. 2007.-159с.
  40. , В.А. Университет как ведущий институциональный центр научно-технической и инновационной политики региона / В. А. Голенков // Инновации. 2001. — № 1−2. — С. 43−47.
  41. , Л.С. Образование: услуга или жизнь? / Л. С. Гребнев // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 20−40.
  42. , А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. 2007. № 7. С. 145−146.
  43. , Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» / Э. Д. Днепров // М.: РАО, ФИПО МО РФ. 1996. — 719 с.
  44. Долан Э. Дж Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Б. И. Домненко. М.: Лазурь. — 1994. — 544 с.
  45. , П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология- под ред. В. Л. Иноземцева // М.: Academia. -1999.-С. 67 -100.
  46. , В. Каждому — по сложности и напряженности его труда /
  47. B. Дудяшова, А. Анисимова, С. Бойко // Человек и труд. 2004. — № 1. — С. 70−74.
  48. , С.А. Информационная парадигма социально-экономического развития / С. А. Дятлов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1995. — № 3−4. — С. 17−30.
  49. , С.А. Информационные аспекты анализа экономических явлений / С. А. Дятлов // Проблемы новой политической экономии. 1999. — № 1. — С. 37−50.
  50. , С.А. Информационные основы экономических отношений /
  51. C.А. Дятлов // Гуманитарные науки. 1998. — № 2. — С. 22−34.
  52. , С.А. Информационный подход к разработке методики расчета экономической эффективности образования / С. А. Дятлов // Экономика образования. 2000. — № 1. — С. 49−62.
  53. Европейская социальная хартия: справочник / пер. с фр. Н.Н. Масло-вой // М.: Международные отношения. — 2000. 264 с.
  54. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год // Российская газета. 2006. — 26. дек.-С. 17.
  55. , И.И. Социальная статистика / И. И. Елисеева // М.: Финансы и статистика. 2003. — 479 с.
  56. , Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика- под ред. JI.T. Гиляровской // М.: Финансы и статистика. 2001. — 400 с.
  57. , В. Какие нормативы нужны российскому образованию / В. Ерошин // Экономика образования. 2003. — № 1. — С. 15−18.
  58. , Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг / Е. Н. Жильцов // М.: Изд-во МГУ. 1991. — 192 с.
  59. , Е.Н. Экономика сферы платных услуг: учеб.- под ред. Е. Н. Жильцова // Казань и МГУ им. М. В. Ломоносова. 1996. — 205 с.
  60. , Е.Б. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческих решений / Е. Б. Заболотный, Д. Л. Майсаков. 2001. — № 3(18). -С. 44−52.
  61. , Е.Б. Некоторые аспекты распределения внебюджетных средств в учреждениях высшего профессионального образования / Е. Б. Заболотный, Д. Л. Майсаков // Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 2(17).-С. 50−54.
  62. , Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений // М., 1976. 166 с.
  63. , А. Платное образование — не услуга, студент — не клиент / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. — 2002. — № 2. — С. 48 —50.
  64. , У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения / У. Г. Зиннуров // Уфа: Изд -во УГАТУ. 1993. — 226 с.
  65. , В.М. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / В. М. Зуев и др.- под ред. П. Ф. Анисимова // Екатеринбург: Изд -во Урал. гос. экон. ун-та. 2004. — С. 26−30.
  66. , Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании / Д. А. Иванов // Школьные технологии. 2007. — № 5. — С. 51 — 61.
  67. , И.В. Ситуация в области заработной и трудовых отношений / И. В. Ильин // Труд и страхование. 2007. — № 2(11).
  68. , Р. Управление государственными финансами: пер. с англ. / Р. Инман //М.: Финансы. 1998. — 514 с.
  69. Использование нормативов при планировании и финансировании основных общеобразовательных программ: опыт практической реализации, методические рекомендации, комментарии- под ред. Н. Г. Типенко // М., 2006.
  70. , И.Л. Динамическое программирование в примерах и задачах: учеб. пособ. / И. Л. Калихман, М. А. Войтенко // М.: Высш. школа. 1979. -125 с.
  71. Кац, А. Промежуточная аттестация школьников / А. Кац // Народное образование.-2005.-№ 10.-С. 130−132.
  72. , И .Я. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / И. Я. Киселев, А. С. Леонов // М.: Дело. 2003. — 896 с.
  73. , В. Норматив глазами финансиста / В. Климанов, М. Панов // Экономика образования. — 2003. № 2. — С. 65−66.
  74. , А.А. Экономическая сущность и особенности инвестиционных проектов в сфере образования / А.А. Коваленко- сб. науч. тр. под ред. Н. Г. Типенко // Экономика образования. М., 2006. -С. 384−395.
  75. , О. Нормативное финансирование: сфера применения и границы возможностей / О. Ковальская // Экономика образования. — 2003. № 2. -С. 65−66.
  76. , П. Этика капитализма: Эволюция и общество: Критика социобиологии / С коммент. Дж.М. Бьюкенена- пер. с нем.и ред. М. Н. Грецкого // СПб.: Экон. школа. 1996. — 157 с.
  77. , И.Л. О развитии работ по научно-технической программе «Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот» / И. Л. Коленский // Инновации. 2001. — № 1−2.
  78. , Е.А. Исследование процессов пространственно-экономической интеграции на примере Сибири / Е. А. Колодина // Иркутск: Изд-во БГУЭП.-2003.- 165 с.
  79. , В.В. Использование нормативного финансирования как способ оптимизации деятельности системы дополнительного образования /В.В. Комаров // Экономика образования. 1999. — № 3. -С. 6 -8.
  80. , A.M. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект- под ред. A.M. Кондакова, А. А. Кузнецова // М.: Просвещение. 2008. — 39 с.
  81. , Н.Г. Региональная модель организации оценки индивидуальных достижений учащихся: опыт Челябинской области / Т. В. Абрамова, Н. Г. Корнещук // Оценка качества образования. — 2007. — № 1. — С. 63—73.
  82. , B.C. Опыт Уральского государственного технического университета в организации инновационного процесса / B.C. Кортов, С. В. Устелемов // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 3(14). — С. 22 -28.
  83. , А. Введение в теорию нечетких множеств / А. Кофман // М.: Изд во «Радио и связь». — 1982. -432 с.
  84. , О.А. Экономико-математическая модель финансирования развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования / О. А. Кракашова // Сибирская финансовая школа. 2008. — № 6 (ноябрь-декабрь). — С. 20−24.
  85. , Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования / Т. Г. Краснова // Красноярск: Изд-во КГТУ.-1999.-248 с.
  86. , В.В. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода /В.В. Круглов, М. И. Дли IIМ.: Физматлит. 2002. — 254 с.
  87. , О.П. Управление муниципальным образованием: проблемы и способы их решения / О. П. Кузнецова // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2002. -93 с.
  88. , Я.И. Образование в России. Что мы сможем сделать? / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования. 2004. — № 1. — С. 7−28.
  89. , Я.И. Образование и реформа / Я. И. Кузьминов // Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 7−28.
  90. , Г. К. Планирование территориального комплекса профессионального образования / Г. К. Лапушинская // СПб.: СПбГУЭФ. 2003. -192 с.
  91. , В.И. Новое обобщение операции над нечеткими множествами / В.И. левин // Известия рос. академии наук. Теория и системы управления. -2001.-№ 1.-С. 143−146.
  92. , Т.Д. Оценка ресурсного потенциала региональной экономической системы / Т. Д. Макаренко, Л. Б. Ковальчук // Иркутск: Изд-во БГУЭП. -2005.- 157 с.
  93. , Т.Н. Государственная собственность в стратегии ускоренной модернизации национальной экономики / Г. Н. Макарова, О. Г. Седых // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2008. — 191 с.
  94. , В.И. Тенденции развития и роль образования: экономический и социальный аспекты- под ред. В. И. Марцинкевича // М.: Наука. — 1994.-366 с.
  95. , Г. Условия и оплата труда в сфере образования: из выступления на совещании Минобрнауки РФ с руководителями региональных органов управления образованием 8 февраля 2008 г. / Г. Меркулова // Народное образование. 2008. — № 4.
  96. , Г. Условия труда и зарплата учителя / Г. Меркулова // Народное образование. — 2006. — № 2.
  97. , Г. Условия труда педагогических работников / Г. Меркулова // Народное образование. 2009. № 2.
  98. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедо-ури // М.: Дело ЛТД. 1995. — 701 с.
  99. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедо-ури // М.: Дело ЛТД. 1995. — 701 с.
  100. , К.И. Социально-экономические модели в современном мире и пути России. Книга 2: социально—экономические модели (из мирового опыта) / К. И. Микульский // М.: Экономика. 2005. — 911 с.
  101. , А. Специфика стимулирования труда персонала банков / А. Миронов // Человек и труд. 2007. — № 11. — С. 65−67.
  102. Моделирование в процессах управления народным хозяйством / Под ред. Н. П. Федоренко, Н. Я. Петракова // М.: Наука. 1984. — 338 с.
  103. Модернизация российского образования: документы и материалы- под ред. Э. Д. Днепрова // М.: ГУ ВШЭ. 2002. — 332 с.
  104. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров: коллективная монография- под ред. Т. Л. Клячко // М.: ГУ ВШЭ. -2002.-С. 182.
  105. , М.М. Нормативная модель финансирования / М.М. Му-сарский// Народное образование. 2009. — № 1. — С. 38−46.
  106. , А.А. Регулирование заработной платы в бюджетных отраслях / А. А. Никифорова // Труд за рубежом. 1998. — № 4. — С. 67−80.
  107. , А.А. Системы стимулирования труда государственных служащих / А. А. Никифорова // Труд за рубежом. 1998. — № 1. — С. 110−125.
  108. , А.Ф. Государственная служба: учеб. для подготовки гос. служащих // М.: Статус. 1999. — С. 592.
  109. Образование в Российской Федерации. Указатель действующих законодательных и иных нормативных актов // М., 1999.
  110. , М. Вариант многофакторной модели оплаты труда / М. Омаров, В. Перевозчикова // Человек и труд. 2006. — № 9. -С. 59−60.
  111. , С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации / С. А. Орловский // М.: Наука. — 1981. 208 с.
  112. , Г. И. Социология социальной сферы / Г. И. Осадчая // М.: Академический проспект. 2003. — 334 с.
  113. , В. Совершенствование механизма мотивации труда / В. Па-кулин // Человек и труд. 2006. — № 8. — С. 65−66.
  114. , А.П. Маркетинг образовательных услуг: справочник менеджера образования. Т. 2. — / А. П. Панкрухин // М., 1995. — С. 287−307.
  115. , В.И. Психология менеджмента: Как сделать счастливым себя и своих подчиненных / В. И. Петрушин // М.: Институт практической психологии. 1996. — 239 с.
  116. , В.Я. Нечеткие множества в системах управления: учеб. по-соб. / В. Я. Пивкин, Е. П. Бакулин, Д.И. Кореньков- под ред. А. Н. Золотухина // Новосибирск. 2005. — 40 с.
  117. , А. О реформировании общего образования / А. Пинский // Народное образование. 2006. — № 5. — С. 21−24.
  118. , И.Е. Инвестиции в человеческий капитал как составная часть образовательного маркетинга / И. Е. Покаместов // Экономика образования. -2006.-С. 34−36.
  119. Попов, Е. Н Услуги образования и рынок / Е. Попов // Российский экономический журнал. 1992. — № 6. — С. 43 —49.
  120. Популярная экономическая энциклопедия- под ред. А. Д. Некипелов // М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. — 367 с.
  121. , Д.А. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Д.А. Поспелов- под ред. Д. А. Поспелова // М.: Наука 1986. -311 с.
  122. , Б. Симулирование труда и тарифная система / Б. Промыслов, С. Дроздова // Человек и труд. 2004. — № 2. — С. 77−78.
  123. , В. Инвестиционный потенциал образования / В. Пузиков // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 10—17.
  124. Реформа образования в Российской Федерации: Концепция и основные задачи очередного этапа // М., 1997. — 22 с.
  125. , Н.М. Человек и реформы: секреты выживания / Н. М. Римашевская // Москва: ИСЭПН РАН. 2003. — 220 с.
  126. , С.Ю. Теория рынка труда / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова // М., 1999.
  127. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати // М.: Радио и связь. 1993. — 316 с.
  128. , Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего / Т. Сакайя // Новая индустриальная волна на Западе: Антология- под ред. B.JI. Иноземцева // М.: Academia. 1999. — С. 337−371.
  129. В. И. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона / В. И. Самаруха, Н. М. Шодорова // Иркутск: Изд-во БГУЭП.-2002.- 171 с.
  130. , В.И. Влияние финансов на формирование и функционирование человеческого капитала / В. И. Самаруха, Е. Д. Цыренова // Иркутск: Изд-во БГУЭП.-2006.- 191 с.
  131. , В.И. Основы регионалистики: учеб. пособ. / В. И. Самаруха // Иркутск: Изд-во ИГЭА. 2001. — 335 с.
  132. , В.И. Становление регионального и муниципального рынка услуг / В. И. Самаруха // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2004. — 161 с.
  133. , В.И. Финансирование формирования человеческого капитала в муниципальных образовательных системах, монография / В. И. Самаруха, Ю. А Скоробогатова // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2009. — 436 с.
  134. , С. Мотивация персонала: две стороны медали / С. Сидоренко // Человек и труд. 2007. — № 7. — С. 39- 46.
  135. , Ю.А. Нормативы и модели бюджетного финансирования образовательных учреждений: теория и методика / Ю. А. Скоробогатова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. — № 2. -С. 119−123.
  136. , В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства/В.Н. Стаханов//Ростов-на-Дону, 1989.
  137. , М.А. Минимальная заработная плата как гарантирующий норматив в российской экономике / М. А, Смирнов, М. Ю. Питкевич // Уровень жизни населения регионов России. 2004. — № 3. — С. 54 —63.
  138. , Л.Г. Новый взгляд на производительность / Л. Г. Соколова // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2002. — 183 с.
  139. , Р.Ф. Уровень жизни: методология, измерение и анализ, монография / Р. Ф. Старков // Иркутск: Изд-во ИГУ. 1994. — 169 с.
  140. Стратегическое управление экономикой на разных уровнях организации хозяйства, коллективная монография- под ред. А. Ф. Шуплецова. Иркутск. -2005.-С. 307.
  141. , Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт // Новая индустриальная волна на Западе: Антология- под ред. В. Л. Иноземцева // М.: Academia. 1999. — С. 372−401.
  142. А.И., Попов А. Н. Оплата труда в системе интенсивных факторов развития региона. Свердловск, 1991.
  143. , А.И. Оплата труда в системе интенсивных факторов развития региона / А. И, Татаркин, А. Н. Попов // Свердловск, 1991. — 130 с.
  144. , Н.Г. Использование нормативов при планировании и финансировании основных общеобразовательных программ: опыт практической реализации, методические рекомендации, комментарии- под ред. Н. Г. Типенко // М., 2006.
  145. , Н.Г. Развитие экономических механизмов в образовании в условиях разграничения бюджетных полномочий / Н. Г. Типенко // Народное образование. 2007. — № 10. — С. 141−145.
  146. , Б.Л. Проблемы формирования регионального рынка рабочей силы, монография / Б. Л. Токарский, Т. Г. Бахматова // Тюмень: Издательство газеты «Тюменская правда». — 1991. 84 с.
  147. , Б.Л. Социально-экономические проблемы формирования рынка рабочей силы. уч. пособ. / Б. Л. Токарский // Иркутск: Издательство Иркутской государственной экономической академии. 1994. — 89 с.
  148. , Л.В. Менеджмент и экономика высшего образования / Л. В. Трегубов, М. Х. Саидов // Ташкент: Молия. 2001.
  149. , Н. Образование, которое не сказывается на эффективности экономики, . не может считаться качественным: регион, системы оценки качества образования на пути к эталон, модели / Н. Целищева // Народное образование. -2007.-№ 10.-С. 51 -61.
  150. , В.В. Система экономических отношений в сфере образования / В. В, Чекмарев // Кострома: Изд -во КГПУ. 1998. — 85 с.
  151. , В.В. Экономические отношения в сфере образования: монография- под общ. ред. д.э.н., проф. М. И. Скаржинского // Кострома: Изд -во КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1996.
  152. , Л. Мотивация труда: факторы влияния / Л. Черемош-кина // Человек и труд. 2004. — № 8. — С. 75−79.
  153. , Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий / Д. И. Шапиро // М.: Энерго-атомиздат. 1983. — 184 с.
  154. , Н. Мотивация персонала: некоторые приложения к теории ожиданий / Н. Шеремет // Человек и труд. 2004. — № 10. — С. 80−81.
  155. , Е.В. Математические методы и модели в управлении / Е. В. Шикин, А. Г. Чхартишвили // М.: Дело. 2004. — 440 с.
  156. , А.Ф. Экономика инвестиций и инновационная деятельность на предприятии, фирме: учеб.- под ред. проф. А. Ф. Шуплецова // Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2005. — 744 с.
  157. , В.П. Экономика образования / В. П, Щетинин, Н.А. Хро-менков, Б. С. Рябушкин // М., 1995.
  158. , В.П. Что и как производится в сфере образования / В. П. Щетинин // Экономика образования. 2004. — М., 2006.
  159. , JI. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология- под ред. В. Иноземцева//М., 1999.
  160. , JI. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Иноземцева. М., 1999. С. 429 447.
  161. Экономико-математические методы: учеб. пособие / A.JI. Жилов // М.: Финансы и статистика. 2006. — 288 с.
  162. Экономическая энциклопедия- гл. ред. JI. И. Абалкин и др. // М.: Экономика, Институт экономики РАН. 1999. — 1055 с.
  163. , Р.А. Поощрительные системы на предприятии / Р. А. Яковлев //М., 1995.-56 с.
  164. , Р.А. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы / Р. А. Яковлев // Человек и труд. 2006. — № 2. — С. 63 -68.
  165. , Р.А. Реформирование отношений в сфере оплаты труда: содержание задачи, механизм реализации / Р. А. Яковлев // Экономика и коммерция. 1993. -№ 1. — С. 5−11.
  166. A Practical Guide to Regional Foresight in the United Kingdom // European Commission. 2002.
  167. Barro R. Democracy and growth // J. of Economic Growth. 1996. March. -P. 1−27.
  168. Brennan, М. Evaluating Natural Resource Investment / M. Brennan, E. Schwartz // Journal of Business. 1985. — Vol. 58. — № 2.
  169. Education Projection. Department of Education // Washington, D.C.2002.
  170. Employment Projection. Bureau of Labor Statistics // Washington, D.C.2002.
  171. Gittinnger, J.P. Economic Analysis of Agriculture Projects / EDI World Bank. Baltimor // L. 1989.
  172. Harper Collins, Romer P.M. Endogenous Technological Change // The J. of Political Econ. 1990: Vol. 98. — № 5. — Part 2.
  173. Hollander S. Classical Economics // Oxford: Black-well. 1987.
  174. Leslie L., Brinkman P. The Economic Value of Higher Education. ACE, Macmillan Publishing Company // N.Y. 1988.
  175. Little I.M., Mirrlees K. Project appraisal and planning twenty years on in Fischer S. and Pleskovic B. (eds) // Proceedings of the World Bank annual conference on development economics. Washington. — 1991.
  176. S.T. (ed.) Pre classical Economic Thought // Boston etc. 1987.
  177. Perry, J., Wise L. The Motivational Bases of Public Service // Public Administration Review. 1990.
  178. Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education // Policy Research Working Paper 1067. Jan. 1993.
  179. Psacharopoulos G., Woodhall M. Education for development. An analysis of investment choices // N.Y. 1991.
  180. Schultz Th.W. Investment in Human Capital. The Role of Education and Research//N.Y. 1971.
  181. The Problem of Development: A Conference of the Institute for the Study of Free Enterprise Systems. S. 71−102.
  182. Thurow L. The Failure of Education as an Economic Strategy // The American Economic Review. May. 1982.
  183. Zadeh L.A. Outline of a new approach to the analysis of complex sisterns and decision processes // IEEE transactions syst., man, cybern. 1973. — Vol. 3. Jan. -P. 28−44.
  184. Zadeh L.A. Quantitative fuzzy zemantics // Inform, sciences. 1971. -Vol. 3. Jan.-P. 94−102.
  185. Расчет субвенции, выделяемой общеобразовательным учреждениям муниципальных образований региона
  186. Тип территории = город / село ГОРОД/РАЙОН: Наименование территории1. Сред- К-т
Заполнить форму текущей работой