Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности организации педагогического общения при различных типах профессионального отношения учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между особенностями организации учителем педагогического общения и его профессиональным отнощением существует взаимосвязь: императивному способу организации педагогического общения соответствует объектный тип профессионального отношения, манипулятивному — псевдо. субъектный, а диалогическому — интерсубъектный. Разным типам профессионального отношения учителя соответствуют устойчивые особенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общение как процесс взаимоперехода отношения и речевых поступков личности
    • 1. ! Отношение как внутренний план общения
    • 2. Речевой поступок как внешний план общения
    • 3. Соотношение и взаимосвязь отношения и речевого поступка как внутреннего й внешнего планов общения
  • ГЛАВА 2. Особенности организации педагогического общения как управляемого процесса личностного развития
    • 1. Педагогическое общение как объект профессионального отношения учителя
    • 2. Речевой поступок как средство организации педагогического общения
    • 3. Взаимосвязь между профессиональным отношением учителя и особенностями организации педагогического общения
  • ГЛАВА 3. Исследование взаимосвязи профессионального отношения учителя и способа организации педагогического общения
    • 1. Описание общей модели экспериментального исследования и используемых методов
    • 2. Анализ компонентной структуры профессионального отношения учителя и его речевых поступков
    • 3. Анализ особенностей организации педагогического общения учителями с различным типом профессионального отношения

Особенности организации педагогического общения при различных типах профессионального отношения учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс гуманизации современного общества является сложным и многоплановым явлением, одним из центральных моментов которого выступает смещение психологического акцента в единстве «предметная деятельность — общение» к полюсу общения. В психолого-педагогической практике это приводит к смене субъект-объектной парадигмы, когда ученик или воспитанник является объектом прямого воздействия или скрытой манипуляции педагога, на субъект-субъектную, — в которой он рассматривается как равноправный субъект общения наряду с педагогом. На первый план в педагогическом процессе выносится сам процесс общения ученика и учителя, а не разнообразные технологии передачи знаний. Взаимоотношения рассматриваются как первичная материя, из которой строится многосоставная пирамида обучения и воспитания (О.Г.Грохольская, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, В'.А.Кан-Калик, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, И. С. Якиманская и др.). Педагогическое общение как осознанное, целенаправленное и управляемое общение учителя с учеником в зависимости от личностных качеств педагога может иметь различную направленность и быть по-разному организовано. Именно поэтому умение осознанно организовывать общение, которое носило бы для его участников взаимообогащаю-щий и взаиморазвивающий характер, являлось бы по сути развивающим диалогом (Г.Л.Станкевич), является одной из важнейших профессиональных задач в рамках современной педагогической деятельности.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется тем, что гуманистические тенденции современного образования: ориентация на межличностные отношения ученика и учителя, понимание общения как среды для взаиморазвития его участников, акцент на со-действии в противовес манипуляции и пр. — в значительной степени повышают уровень профессиональных и человеческих требовании к учителю. В частности, для обеспечения адекватного педагогического общения с учеником учителю необходимо, с одной стороны, обладать отлаженным, внутренне непротиворечивым отношением к другим людям, окружающему миру и себе самому, а, с другой, — умением инструментально выражать и изменять это отношение в реальном процессе общения с учеником. Наличие таких требований обусловливает необходимость найти такую модель, в которой раскрывалась бы взаимосвязь отношения и действий учителя в педагогическом общении, модель, которая позволяла бы выйти на создание технологии анализа и организации этого общения. Именно этому посвящается настоящее исследование.

Методологическую основу исследования составили: психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), положение о функциях общения '(Б.Ф.Ломов), теория психологических отношений (В.Н.Мясшцев), положение о речевом поступке (И.А.Зимняя), положения о функциях речи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Объект исследования — педагогическое общение.

Предмет исследования — взаимосвязь особенностей организации педагогического общения учителем и типов его профессионального отношения.

Цель работы — исследование особенностей организации педагогического общения, конкретно, средствами речевого поступка, при различных типах профессионального отношения учителя!

Цель определила постановку следующих задач исследования:

1. Провести общетеоретический анализ категорий «отношение» и «речевой поступок», а также их взаимосвязи как внутренней и внешней сторон общения.

2. Выделить основные типы профессионального отношения учителя.

3. Определить место и роль речевого поступка учителя в организации педагогического общения и выделить основные способы такой организации.

4. Построить языковую модель психологического анализа и организации педагогического общения.

5. Исследовать взаимосвязь типов профессионального отношения учителя и способов организации педагогического общения.

Гипотеза исследования: особенности организации учителем педагогического общения, которые проявляются в характере соотношения его речевых поступков с поступками ученика, находятся во взаимосвязи с профессиональным отношением учителя. Педагогическое общение при направленном на взаиморазвитие ученика и учителя — интерсубъектном — типе профессионального отношения учителя организовано как адекватный информационный, аффективный и регуляционный обмен, в котором речевые поступки учителя полностью дополняют речевые поступки ученика.

Общая методика исследования: исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе проводилось психодиагностическое обследование, в котором приняли участие студенты Липецкого государственного педагогического университета, включенные в активную педагогическую практику в школах города. В ходе обследования ставилась задача выявить особенности профессионального отношения учителей, которая решалась с помощью следующих методик: опросника, составленного на основе модели сотрудничества как совместной деятельности И. А. Зимней (когнитивная составляющая), семантического дифференциала Ч. Осгуда (аффективная составляющая) и методики исследования межличностных отношений Т. Лири (конативная составляющая). Второй этап отражает сбор данных об особенностях организации учителями педагогического общения, который проводился с помощью методики «педагогические ситуации» (Р.С.Немов) и последующего контент-анализа полученного вербального материала. Третий этап представляет собой линейное корреляционное исследование полученных данных, осуществленное на базе математико-статистического пакета STATISTICAL 5.0 для Windows'", с последующим анализом и интерпретацией его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в установлении специфики взаимосвязей между отношением, как внутренним планом общения, и речевым поступком как его внешним планом, а также в разработке и содержательном наполнении понятия способа организации общения.

Практическая значимость исследования: на основе полученных результатов предложена языковая модель психологического анализа и организации педагогического общения, которая может использоваться как в профессиональной подготовке учителей, так и в психолого-педагогической работе со студентами в индивидуальном или групповом вариантеразработаны и включены в ряд лекционных курсов («Психология развития», «Педагогическая психология» и др.) практические рекомендации по учебно-воспитательной работе со студентами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отношение и речевой поступок взаимопереходят друг в друга в процессе общения вообще и педагогического общения, в частности. Информационная, эмоциональная и регуляционная стороны общения выступают как центральные «линии» такого взаимоперехода, определяя соответствие структур отношения и речевого поступка: когнитивный, аффективный и конатив-ный аспекты отношения реализуются в обозначающей, выражающей и воздействующей функциях речевого поступка.

2. Способ организации педагогического общения, понимаемого как осознаваемый, целенаправленный и управляемый процесс информационного, аффективного и регуляционного обмена, может быть задан как соотношение речевых поступков ученика и учителя, представленное в трех аспектах: информационном, аффективном и регуляционном.

3. В качестве основы классификации типов профессионального отношения учителя, наряду с такими объектами этого отношения, как «ученик» и «учитель», может быть выделен объект «педагогическое общение» .

4. Такой способ организации педагогического общения, при котором речевые поступки учителя полностью (информационно, аффективно и рефляционно) дополняют речевые поступки ученика, может быть рассмотрен как взаиморазвивающий и соответствующий личностно-ориентированному подходу в современном образовании, т.к. представляет собой взаимообога-щающий обмен информацией, эмоциональными состояниями и регулирующими действиями.

Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции в Липецком государственном педагогическом университете (21 марта 2000 г.), на заседании кафедры профессиональной подготовки учителя иноязычной культуры ЛГПУ (30 июня 2000 г.), а также на заседании кафедры психологии Московского педагогического университета (12 февраля 2001 г.). На основе работы создана и включена в практику обучения программа учебного курса «Психологические основы организации педагогического общения» при кафедре профессиональной культуры учителя факультета экономики и информатики ЛГПУ.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Диссертация содержит 5 таблиц и 10 рисунков. Общий объем диссертационного исследования составляет 151 страницу машинописного текста.

Заключение

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтверждает гипотезу и позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Различные учителя обладают разными типами профессионального отношения: объектным, псевдосубъектным и интерсубъектным. Педагогическое общение при любом к нему отношении остается по сути осознанным, целенаправленным и управляемым, однако наполняется различным психологическим содержанием и организуется по-разному в зависимости от типа профессионального отношения.

2. Особенности организации педагогического общения могут быть представлены в виде трех основных способов: имеративного, при котором речевые поступки учителя не дополняют речевые поступки ученика ни в одном из аспектов (информационном, аффективном и регуляционном) — мани-пулятивного, при котором речевые поступки учителя дополняют поступки ученика в любом одном или двух указанных аспектахи диалогического, при котором речевые поступки учителя дополняют поступки ученика во всех трех аспектах.

3. Речевой поступок можно рассматривать как основное средство организации педагогического общения, адекватно используя которое учитель способен гибко и естественно изменять информационное, эмоциональное и регуляционное наполнение общения с учеником через особенности реализации речевых функций: обозначающей (в самом общем виде, фокусировка внимания на актуальном либо повествовательном), выражающей (эмоциональное насыщение либо рационализация) и воздействующей (инициирование — вопрос, повествование, побуждение либореагированиеответ, выражение отношения, исполнение).

4. Между особенностями организации учителем педагогического общения и его профессиональным отнощением существует взаимосвязь: императивному способу организации педагогического общения соответствует объектный тип профессионального отношения, манипулятивному — псевдо. субъектный, а диалогическому — интерсубъектный. Разным типам профессионального отношения учителя соответствуют устойчивые особенности речевых поступков: у учителей с объектным типом профессионального отношения речевые поступки характеризуются инициирующим воздействием, большей эмоциональностью и повествовательностьюучителя с интерсубъектным типом профессионального отношения чаще используют поступки реагирующего, рационального и актуализирующего типа.

5. Языковая модель психологического анализа и организации педагогического общения может быть представлена следующим образом: информационный, аффективный и регуляционный аспекты общения реализуются речевыми поступками ученика и учителя через обозначающую (что говорится), выражающую (как говорится) и воздействующую (зачём говорится) функции с помощью, соответственно, семантического, синтактического и прагматического аппаратов языковой системы на всех ее уровнях: невербальном, фонетическом, грамматическом и лексическом.

В заключение нам кажется необходимым отметить, что в проведенном исследовании с успехом были решены все поставленные задачи, а именно: был выполнен теоретический анализ связи отношения человека к действительности и его речевых поступковпедагогическое общение было рассмотрено как единая и взаимная связь отношения и речевого поступкабыла создана экспериментальная типология профессионального отношения учителя и типология речевых поступковтакже была Построена экспериментальная модель психологического анализа организации педагогического общенияи проведено экспериментальное исследование взаимосвязи типов профессионального отношения учителя и особенностей организации им педагогического общения.

Все вышесказанное делалось нами в надежде внести свой вклад в понимание психологической культуры человека вообще и учителя, в частности, как культуры, которая проявляется и формируется в каждодневном обращении людей друг с другом посредством (речевых) поступков. К сожалению, мысль, высказанная Б. Ф. Ломовым в 80-х годах о том, что проблемы предвидения личностью последствий своих поступков и понимания ответственности за них, как, впрочем, и методы психологического анализа поступков ма-лоразработаны в психологии, остается актуальной и сейчас. Завершая наше исследование, мы, однако, надеемся, что одна из его центральных идей о том, что отношение человека и его поступки могут однозначно не совпадать, находясь в динамическом соотношении взаимоперехода, и конечный результат поступка оказывается далеко не всегда тем, на который рассчитывала личность, укрепит понимание необходимости специально обучать культуре формирования и выражения отношения в поступке подобно тому, как обучают культуре формирования и формулирования мысли в слове.

Кроме того, в настоящей работе теоретически обосновывается и экспериментально проверяется модель анализа организации педагогического общения, которая одновременно может служить и основой для технологии организации такого общения в развивающем ключе. В работе на основании теоретического и экспериментального анализа также раскрыта специфика развивающего общения как общения, в котором происходит адекватный информационный, эмоциональный и регуляционный обмен, осуществляемый посредством дополнения учителем и учеником речевых поступков друг друга.

Отдельно мы выражаем признательность всем тем, кто принимал участие в том, чтобы эта работа состоялась и была завершена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию.- М., 1996, — 224 с.
  2. П.В., Панин А. В. Философия: учебник для ВУЗов.- М., 1996,-504с.
  3. Альманах психологических тестов (сост. и ред. Римские P.P. и С.А.).- М., 1996,400с.
  4. Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности.-Ярославль, 1994.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания.- Москва Воронеж, 1996, — 384 с.
  6. .Г. Психология чувственного познания.- М., 1960, — 486 с.
  7. Г. М. Социальная психология.- М., 1996, — 376 с.
  8. П.К. Теория функциональной системы// Успехи физиологических наук. 1970, т. 1,№ 1, с. 19−54.
  9. Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография.- М., 1995, — 767 с.
  10. В.А. Курс лекций по психологии.- Харьков, 1958.
  11. В.А. Речевой поступок// Сб. «Преподавание иностранных языков». Теория и практика.- М., 1971.
  12. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии.- М., 1975.
  13. Барт P. S/Z.-M., 1994,-303с. .
  14. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.- М., 1994, — 616 с.
  15. М.М. Человек в мире слова.- М., 1995, — 140 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1986.
  17. Р. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы.- М., 1980.
  18. Э. Общая лингвистика.- М., 1974.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческойсудьбы, — СПб, 1995.
  20. JI. Общая теория систем: Критический обзор// Исследования по общей теории систем.- М., 1969, с.23−82.
  21. А.А. Личность и общение.- М., 1995, — 328 с.
  22. А.А. Об изучении общения с позиций В.Н.Мясищева// Вопр. психологии, 1983, № 3, с. 131−135.
  23. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения// Вопр. психологии, 1989, № 6.
  24. А.А. Психология общения.- Москва Воронеж, 1996, — 256 с.
  25. А.А., Зейгарник Б. В., Леонтьев Д. А. Проблемы бессознательного движения к диалогу// Вопр. психологии, 1987, № 4.
  26. Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва Воронеж, 1995,-352 с.
  27. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры.-СПб, 1996, — 379 с.
  28. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA® Статистический анализ и обработка данных в среде Windows® М., 1998, 608 с.
  29. А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л.Рубинштейна// Вопр. психологии, 1989, № 4, с.66−101.
  30. М. Два образа веры.- М., 1995, — 464 с.
  31. Бэндлер Р. и Гриндер Д. Структура магии.- СПб, 1996, — 496 с.
  32. К. Теория языка.-М., 1993. URL://yysokov.virtualave.net/cgi-bin/load.pl?downloads/buler.zip
  33. Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания// Моск. психотерапевтический журн., 1996, № 4, с. 4868.
  34. Ф.Е. Структура образа//Вопр.психол., 1993, № 5, с. 5−19.
  35. Э.Г. Учение о корковых сигнальных системах// Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.- М., 1955.
  36. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.-М., 1998. 685с.
  37. В.М. Содержание и организация воспитательной работы в семье и школе,-М., 1987, 125с.
  38. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения// Вопр. пси-хол., 1981, № 4.
  39. Р., Шлосберг Г. Психофизика. Методы шкалирования// проблемы и методы психофизики.- М., 1974.
  40. Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб., 1997, 224 с.
  41. Л.С. История развития высших психических функций.- Собр. соч. М., 1983, т. З, с. 6−328.
  42. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.- М., 1996,-416 с.
  43. В.И. Речь, эмоции и личность: проблемы перспективы// Речь, эмоции и иличность: материалы и сообщения всесоюзного симпозиума.-Л., 1978.
  44. Г. Д. Наука и национальные культуры.- Ростов-на-Дону, 1993, 320с.
  45. Р. Техника и практика психоанализа.- Воронеж: НПО «Модэк», 1994, — 491 с.
  46. .М., Добрович А. Б., Фрумкина P.M. Патология речи// Основы теории речевой деятельности.- М., 1974.
  47. Л.П. Текстовая организация высказываний со значением самоутверждения в речи подростков.- М., 1988.
  48. С.С. Устная речь как источник информации о человеке. Авто-реф. канд. психол. наук, JL, 1982.
  49. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М., 1987.
  50. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-М., 1997,-344с.
  51. Т.М. Язык и социальная коммуникация.- М., 1980.
  52. Н.И. Язык речь — творчество.- М., 1998, — 368с.
  53. А.А. психолингвистические проблемы семантики слова.- Калинин, 1982.
  54. И.А., Павлова Н. Д. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров общения// Вопр. психол., 1990, № 1, с. 136−140.
  55. В.Б. Патопсихология.-М., 1976.
  56. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб., 2000, — 448 с.
  57. И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. — 480 с.
  58. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности// Иностранные языки в школе, 1973, № 4, с.66−71.
  59. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М., 1991, — 222 с.
  60. Е.Т. Общение как фактор развития личности.- Киев: Наук, думка.- 1981.
  61. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем.- М., 1978, — 185с.
  62. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений.- М., 1988.•63. Калина Н. Ф. Основы психотерапии: Семиотика в психотерапии.- М., 1997, — 272с.
  63. Н.Ф., Варфоломеева О. В. Речевое общение в психотерапии.-Симферополь, 1996, — 62с.
  64. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.-СПб.: Б.С.К., 1997, — 143 с.
  65. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.
  66. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.
  67. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1989.
  68. С.Д. Типология языка и речевое мышление.- JI., 1972.
  69. Е.А. Психология профессионала.- М.-Воронеж, 1996, 400с.
  70. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия// Вопр. психол., 1987, № 3, с.41−49.
  71. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие.- Мн., 2000, — 432с.
  72. Кон И. С. Открытие «Я».- М., 1978, — 367 с.
  73. А.Ф. Взаимоотношение «Я"-"Другой» и его значение для практической психологии// Моск. психотер. журн., 1999, № 2, с. 48−60.
  74. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации// Вопр. психол., 1990, № 3, с.17−25.
  75. Э. Введение в психиатрическую клинику, т. 1.- М Пг., 1923.
  76. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач// проблемы общения в психологии.- М., 1981, с.92−100.
  77. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда// Моск. психотер. журн., 1996, № 1.
  78. . Функция и поле речи и языка в психоанализе.- М., 1995.
  79. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты// Психол. журн., 1995, т. 16, № 6.
  80. А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.
  81. А.А. Психология общения.- Тарту, 1974.
  82. А.А. Слово в речевой деятельности.- М., 1965.
  83. А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  85. URL://vysokov.virtualave.net/cgi-bin/load.pl?downloads/dsl.zip
  86. А.Н. Проблема деятельности в психологии// Вопр.филос., 1972, № 9, с.95−108.
  87. А.Н. Психология образа// Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, № 2.
  88. Д.А. Тематический апперцептивный тест.- М., 1998, — 254 с.
  89. А.Н. Философия психологии.- М., 1994
  90. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  91. А.Р. Историческое развитие познавательных процессов.- М., 1974.
  92. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.
  93. А.Р. Язык и сознание.- Ростов н/Д, 1998, — 416с.
  94. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем// Семантическая структура слова.- М., 1971.
  95. А.С. Собр. соч., М.: Правда, — 1971, т.4, — 574 с.
  96. А.К. Психология труда учителя.-М., 1993.
  97. К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.23.
  98. К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.29.
  99. К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2ге изд., М., 1955, т.З.
  100. ЮО.Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.46, 4.1.
  101. К., Энгельс Ф.Собр. соч., 2-е изд., М., 1955, т.4.
  102. В.Ю. Введение в психологическое консультирование.- М., 1998,-109 с.
  103. B.C. Психология индивидуальности.- Москва Воронеж, 1996,448 с.
  104. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1996, — 416 с. •
  105. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 1999, — 144 с
  106. Юб.Мясищев В. Н. Личность и неврозы.- JL, 1960, — 224 с.
  107. В.Н. Психология отношений.- Москва Воронеж, 1995.- 356 с.
  108. К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж, 1995, — 304 с.
  109. Р.Г. Восприятие и установка//Познавательные процессы: ощущение, восприятие.- М., 1982, с.80−88.
  110. Ю.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодои-агностика.- М., 1995, — 512 с.
  111. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка// Вопр. психол., 1983, № 5, с. 130−136.112.0'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование, — Челябинск, 1997, — 256 с.
  112. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика.- М., 1995.
  113. И.П. Мозг и психика, — Москва Воронеж, 1996, — 320 с.
  114. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения// Психол. журн., 1987, № 4, с.51−60.
  115. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур.- Липецк, 1998, — 159 с.
  116. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1991, — 223 с.
  117. В., Роберте Л. Речь и механизмы мозга.- М., 1964.
  118. Ф. Внутри и снаружи помойного ведра.- Прагма, 1993.
  119. В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа// Восприятие и деятельность.- Алма-Ата, 1976.
  120. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие.- М., 1997, — 400с
  121. Л.А. Развитие, компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи// Введение в практическуюсоциальную психологию. Учебное пособие. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 1996.-373 с.
  122. Петровская J1.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог// Вопр. психол., 1983, № 2, с.85−89.
  123. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии.-М., 1998, 528с.
  124. П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавателя.- М., 1999, 212с.
  125. К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.
  126. В.Я. Методика обеспечения воспитательной работы в учебной группе.-М., 1990, 111с.
  127. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.- М., 1995.
  128. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994,480 с.
  129. СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений.- М., 1957.
  130. СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  131. СЛ. Основы общей психологии.- М., 1940.
  132. СЛ. Психология и педагогика (о путях психологического исследования)// Советская педагогика, 1941, № 7−8.
  133. ИЛ. Стиль общения и его детерминанты. Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1988.
  134. Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995. 194 с.
  135. Н.И. Структура и динамика межличностных и внутрилич-ностных отношений. Дисс. .докт. психол. наук.- Тбилиси, 1987.
  136. Н.И. Тренинг свободы и открытости// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии." М., 1997,-336 с.
  137. .П. Экзистенциализм это гуманизм// Сумерки богов.- М., 1989.
  138. В. Как строить себя и свою семью.- М., 1992.
  139. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза).-М., 1994,-336с.
  140. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.
  141. Дж. Природа интенциональных состояний// Философия, логика,. язык.- М., 1987, — с.96−126.
  142. НЗ.Сёрль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов// Новое в зарубежной лингвистике, вып. 18, 1986, с.242−263.
  143. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.-М. 1995, 188с.
  144. М.М. Психологическая характеристика выраженности экстер-нальности-интернальности в тексте//Вопр. психол., 1990, № 1, с. 140−146.
  145. Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения// Журн. высш. нервн. деят., 1993, т.43, вып.2, с. 228−231.
  146. Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии// Журн. высш. нервн. деят., 1996, т.46, вып.2, с.229−240.
  147. Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств// Вопр. психол., 1995, № 2.
  148. Е.Т., Николаева В.В.Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М., 1995, — 360 с.
  149. Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания.- Л., 1986.
  150. А.Г. Взаимодействие// Б.С.Э.- М., 1971, т. 5, — с.7
  151. Г. Л. О диалогической природе психотерапевтических изменений// Моск. психотер. журн., 1999, № 2, с.24−47.
  152. Г. Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя (психологический аспект). Автореферат. канд. психол. наук.- М., 1997.
  153. Г. Л., Станкевич Н. Г. Диалог как основа развития и коррекции личности в концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре// в сб. ст. Коммуникативное обучение иноязычной культуре. Липецк, 1994, с. 153−165.
  154. Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его отношения к ученику. Автореферат. канд. психол. наук. М., 1997.
  155. Ю.С. Основы общего языкознания.- М., 1975.
  156. Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции и три формальных аппарата языка)// Известия АН СССР. ОЛЯ, т.32, вып. 4, 1973.
  157. Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития.- Екатеринбург, 1998, — 528 с.
  158. Д.Н. Психологические исследования.- Тбилиси, 1966.
  159. . Наука и языкознание// Новое в лингвистике. Вып. 1.- М., 1960.
  160. А.А. Доминанта.- М., 1966.
  161. Т.Н. Текст как объект психологического анализа// Психол. журн., 1989, № 1.
  162. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении.-М., 1989.
  163. Ю.М. Сумма антропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная абсолюта.- Новосибирск, 1995, — 400с.
  164. Ч. Дело о падеже// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10.-М., 1981.
  165. Т.А. Диалог в практической психологии.- М., 1991.
  166. В. Доктор и душа.- СПб., 1997.
  167. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам.- М., 1987, — 236с.
  168. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет, т.1.- Тбилиси, 1991.
  169. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений.- М., 1990,-448с.
  170. P.M., Василевич А. П., Добрович А. Б., Герганов Е. Н. К проблеме вероятностной организации речевого поведения в норме и патологии.-М., 1970.
  171. М. Воля к истине.- М., 1996, 448с.
  172. Хараева JLA. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения. Ав-тореф.. психол. наук, Тбилиси, 1982.
  173. JT., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб., 1997, — 608 с.
  174. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Моск. психотер. журн., 1992, N2, с.5−40.
  175. У. Типология предикатов// Новое в зарубежной лингвистике. ВыпЛО.-М., 1981.
  176. И. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного.- М., ¦ 1996.
  177. Т.Н. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку//Вопр. психол., 1987, № 3.
  178. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление.- М., 1987.
  179. А.Я. Введение в лингвистику. Учебное пособие.- М., 1995, 304с.
  180. A.M. Поблемы психолингвистики.- М., 1987.
  181. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М., 1998,-512с.
  182. Н.К., Дацюк Т. Н. О проявлении и развитии математического мышления младших школьников// Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. Межв. сб. трудов.- М., 1990, с.76−86.
  183. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.-М., 1973.
  184. А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала// Вестн. МГУ. Серия 14. Психология, 1982, № 2.
  185. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- Москва -Воронеж, 1995, — 416с.
  186. Д.Б., Эльконинова JI. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действия// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1993, № 2.
  187. Ф. Диалектика природы. ОГИЗ, Госполитиздат, М., 1946, 338с.
  188. М. Гипноз. В 3-х томах.- Харьков, 1994, — т.1, — 271с.
  189. A.M. Цветовой тест и его применение в исследовании больных неврозами// Социально-психологические исследования в психоневрологии.- Л., 1980.
  190. Э.Г. Связь// Б.С.Э.- М, 1976, т. 23, — с. 93.
  191. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978.
  192. Юнг К. Г. Проблемь.1 души нашего времени, т.51.- М., 1996.
  193. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996, 95с.
  194. Р. Язык и бессознательное.- М., 1996, — 248с.
  195. Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности// Вопр. психол., 1982, № 6.
  196. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века,-М., 1996,-416с.
  197. А. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. New York: Basic Books.
  198. G. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rine-hart and Winston.
  199. M. (1973). The psychology of interpersonal behaviour. Harmond-sworth: Penguin Books.
  200. Atkinson J.M. and Heritage J. (1984). Structures of social action (studies in conversation analysis). Cambridge: Cambridge University Press.
  201. R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. (1979) SYMLOG: A system for the multiple level observation of groups. N.Y.: Free Press.
  202. A. (1989). Human agency in social-cognitive theory. American Psychologist, 44, 1175−1184.
  203. A.A. (1991). Media research techniques. London: Sage Publications.
  204. R.B. (1965). The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books.
  205. M. (1982). The myth of self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 28, 7−38.
  206. J. (1989). Speech evaluation in psychiatry. New York: Grune & Stratton.
  207. E.H. (1968). Identity: Youth and crisis. New York: Norton.
  208. H.J. (1970). The structure of human personality (3rd ed.). London: Methuen.
  209. O.Freud S. (1961). The ego and the id. In Standard edition (Vol. 19). London: Hogarth.21 l. Fromm E. (1956). Escape from freedom. New York: Avon.
  210. E. (1973). The anatomy of human destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  211. A., Brown R. (1966). Emerson and Thoreau: Personality Style in concord// Simon M., Parsons. The legacy of trancendentalism. Ann Arbor: Univ.• of Michigan, p. 87−122.
  212. G. (1987) Self and Others: Object relations theory. Northvale: Jason Aronson.
  213. K. (1950). Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton. •
  214. , C.G. (1971). Psychological types. In The collected works of C.G.Jung (Vol. 6). Princeton, NJ: Princeton University Press.
  215. URL://psy.ed.asu.edu/~horan/ced522readings/jung/types.htm
  216. G. (1955). The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.
  217. O. (1980). Internal world and external reality: Object relations theory applied. New York: Jason Aronson.
  218. M. (1952). Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant. In The Developments in Psychoanalysis. London: The Hogarth Press.
  219. H. (1977). The restoration of the self. New York: International University Press.
  220. W. (1977). Therapeutic discourse. New York, San Francisco, London.
  221. J. (1965). Pathological and normal language. New York.
  222. G., Johnson M. (1980) Metaphors we live by. Chicago, London.
  223. A.A. (1989). The practice of multimodal therapy: systemic, comprehensive and effective psychotherapy. Baltimore, MA: Johns Hopkins University Press.
  224. T. (1957). Interpersonal diagnosis of personality. N.Y.
  225. M.S., Pine F., & Bergman A. (1975). The psychological birth of the infant. New York: Basic Books.
  226. L. (1975). On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions. Psychological Bull., 82, № 3.
  227. A. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row.
  228. M. (1983). Toward a meaning-based theory of face-to-face interaction. International Journal of the Sociology of Language, 43, 5−56.
  229. Miller (1971). Empirical methods of the study of semantics. Semantics. Cambridge.
  230. A.H., (1984). Psychoanalysis in a new context. New York: International University Press.
  231. D. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80 (entire No. 609).
  232. G., Tomm K. (1989). A sybernetic-systemic approach to problems in sexual functioning. In Intimate environments: sex, intimacy, and gender in families. The Guilford Press.
  233. E.L. (1975). Personal orientation dimensions. San Diego, CA: EdITS Publishers. f >39.Skinner B.F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
  234. Y.M. (1994). Fundamentals of English stylistics. Moscow: Vysshaya shkola.
  235. Th. (1964). Sprachphanomene und Psychose. Basel New York.
  236. H. (1977). Tempus, 3 Aufl., Stuttgart.
  237. D.W. (1965). The maturational processes and the facilitating environment. London.
  238. G.V. (1975) Methology and meanings: Varieties of sociological inquiry. New York: Praeger.
Заполнить форму текущей работой