Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность нашего исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности в период с начала т.н. «перестройки» в 1985 г., до момента завершения периода активных социальных, экономических и политических преобразований в 2000 г., новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ
    • 1. 2. ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ С 1985 ПО 2000 ГОДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВОЙ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
    • 2. 1. МОДИФИКАЦИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 2. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
    • 2. 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ГЛАВА 3. ИНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ С 1985 ПО 2000 ГОДЫ
    • 3. 1. ЛЕГИТИМАЦИЯ И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    • 3. 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    • 3. 3. ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Практический отказ в России в конце 80-х — начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта. В вопросах государственно-правового строительства в этот период первостепенной становится проблема переосмысления сложившихся представлений о природе государственной власти и сущности государства.

Когда в стране все хорошо и благополучно, общество едва ли задумывается над тем, в какой мере это благополучие связано с властью. Но в периоды стремительных изменений, лишений и невзгод общество охватывает тревога: одни считают, что все неприятности и беды от власти как таковой и пусть ее будет меньше, другие просто убеждены, что стране необходима сильная авторитарная государственная власть. Именно такие настроения общественности имели место в последние десятилетия истории российской государственности. Для большинства обывателей образ государственной власти неясен и довольно размыт, не говоря уже о сущности этой власти.

В современной науке теории и истории права и государства проблема государственной власти и ее сущности является весьма дискуссионной, что, на наш взгляд, совершенно справедливо, ибо власть государственная есть власть центральная, обладающая верховенством в обществе, самая сильная, самая влиятельная и авторитетная из всех проявлений власти как таковой.

Актуальность нашего исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности в период с начала т.н. «перестройки» в 1985 г., до момента завершения периода активных социальных, экономических и политических преобразований в 2000 г., новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть в значительной степени объективной историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом. Степень научной разработанности темы.

В зарубежной литературе исследование вопросов власти связывают с именами М. Вебера, К. Дойча, В. Ежи, Г. Еллинека, Г. Лассуэла, Н. Лумана, Т. Парсонса, М. Прело, Б. Рассела, К. Ясперс и других ученых.

Исследованию государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В. М. Гессен, А. Д. Градовский, В. В. Ивановский, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Н. И. Лазаревский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, В. М. Хвостов, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич и др.

Проблемам государственной власти и принципам ее организации в демократическом обществе посвящены исследования В. М. Баранова, В. М. Ведяхина, А. Б. Венгерова, А. П. Глебова, А. И. Демидова, В. И. Ефимова, И. А. Исаева, В. А. Кочева, В. В. Лазарева, М. К. Маликова, В. А. Малого, Г. В. Мальцева, В. А. Толстика, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, Л. М. Энтина и целого ряда других ученых.

Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексное исследование трансформации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы до сих пор проведено не было.

Объектом исследования является государственная власть.

Предметом исследования является процесс трансформации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы. Цель и задачи настоящего исследования.

Целью работы является комплексное теоретическое осмысление процесса трансформации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы.

Цель данного исследования достигается путем решения следующих задач:

— определение места государственной власти в системе иных видов властивыявление сущностной характеристики государственной власти;

— определение и анализ ресурсов государственной власти;

— анализ изменения формы государственной власти с 1985 по 2000 годы в России;

— рассмотрение изменения легитимации и легализации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы;

— выявление и анализ изменения ответственности государственной власти в России с 1985 по 2000 годы;

Методологическая основа исследования.

При решении исследовательских задач автор опирался на современные методы научного познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой.

Широко и в тесном сочетании, опираясь на исторический и логический методы, автор, сообразно характеру исследования, использовал преимущественно абстрактно-теоретические формы рассмотрения и изложения материала, открывающие простор для широких научных обобщений. Соответственно, анализ объекта проводился на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему.

Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза, позволивший путем анализа расчленить целое на части и составные элементы, изучить их, а с помощью синтеза обобщить полученные знаниях.

Характер объекта и сформулированные цели диссертации предопределили выбор системного подхода к изучению государственно-правовых понятий в качестве ведущего частнонаучного метода.

При анализе теоретической базы, различных точек зрения и других сторон исследуемого материала использовались методы моделирования и сравнительного правоведения.

Также использовались статистический, системный, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Автор исходит из того, что каждый из методов позволяет охватывать лишь часть действительности, но ни один не сможет это сделать полностью, в связи с чем диссертация отличается комплексным применением всех вышеперечисленных методов.

Теоретическая основа исследования.

Диссертация базируется на трудах правоведов, специализирующихся в области теории права и государства: Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, М. И. Байтин, A.M. Барнашов, С. А. Голунский, А. И. Денисов, И. Я. Дюрягин, 3.3. Зинатуллин, Л. И. Каск, Д. А. Керимов, П. В. Крашенинников, JI.C. Мамут, А. В. Малько, Ф. М. Раянов, В. К. Самигуллин, И. С. Самощенко, М. С. Строгович, Ю. А. Тихомиров, И. Е. Фарбер, А. Ф. Черданцев, Н. В. Черноголовкин, А. А. Югов и др., специализирующихся на проблемах конституционного права (М.В. Баглай, Ю. М. Козлов, О. Е. Кутафин, В. О. Лучин и др.), административного права (А.П. Алехин, Б. Н. Бахрах, В. М. Манохин, О. В. Стариков, А. Ю. Якимов и др.).

В последние годы пб отдельным вопросам данной проблематики был опубликован ряд работ и защищены диссертации1.

1 Гудков А. И. Государственная власть в современной России: становление и основные тенденции развития. Дисс. канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 1998. Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. — Екатеринбург: Из-во УрГЮА, 1999 — С.73- Чиркин В.Е.

Несмотря на то, что вопросы, касающиеся темы исследования, неоднократно поднимались в научной литературе, до настоящего времени не существует работы, в которой были бы затронуты все аспекты исследуемой проблемы, критически осмыслены существующие точки зрения ученых. Многие вопросы не изучены в достаточной мере, а некоторые носят исключительно постановочный характер.

Таким образом, трансформация государственной власти в России с 1985 по 2000 годы в теоретическом и практическом плане изучены недостаточно полно, что отнюдь не умаляет бесспорной ценности трудов вышеназванных авторов, обогативших юридические науки важнейшими положениями, всесторонне изученными при написании диссертации. Настоящее исследование носит полиотраслевой характер, в нем предпринята попытка учесть тенденции новейшего времени, используя философские, правовые, политологические, социологические и статистические материалы.

Изложенное подтверждает научную и прикладную значимость выбранной темы диссертации, посвященной трансформации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы.

Эмпирическая основа исследования.

Работа над диссертацией проводилась на основе изучения обширного нормативно-правового материала, прежде всего Конституции и законов Российской Федерации, РСФСР и СССР, а также судебной практики. Кроме.

Государствоведение: Учебник. — М.: Юристь. 1999. 398 е., Он же. О публичной власти (постановка вопроса) // Государство и право, — 2003. № 10. С. 8−15., Он же. Публичная власть. — М.: Юристь, 2005; Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. — 2000. — № 1. — С.97−107- Аврутина Л. Г. Легитимизация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты. Дисс.. канд. юрид. наук.- М., 2001; Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (20−21 апр. 2000 г.) / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — Екатеринбург: УрПОА, 2001. 465 сБухтерева М. А. Формы реализации функций государства: Дисс.. канд. юрид. наук.-М., 2002. 202 сДмитриев Ю.А., Николаев A.M. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: Монография.- М.: Профобразование, 2002. С.33−34- Кочев B.A. Система государственной власти в Российской Федерации: основные публично-правовые параметры. Автореф. дис. докт. юр. наук. — М., 2002; Хорошильцев А. И. Государственная власть и принципы ее организации в демократическом обществе (теоретико-правовое исследование): Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2002; Рачинский В. В. Публичная власть как общеправовая категория: теоретико-прикладной аспект. Дисс. канд. юрид. наук. — Уфа 2003; Полянский В. В. Проблемы совершенствования Конституции Российской Федерации и публичная власть // Юридический аналитический журнал.- 2003. № 3. С. 18−27- Ходов Н. В. Централизация и децентрализация государственной власти в современной России (общеправовой анализ): Автореф. дисс. канд. юрид. наук, — Н. Новгород 2005; Старостин Е. О. Правовые формы осуществления государственной власти: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. H. Новгород, 2006 и др. того, анализировались послания Президента к Федеральному Собранию РФ, а также основные законопроекты, находящиеся на момент исследования на рассмотрении Федерального Собрания РФ.

Научная новизна работы.

Диссертация представляет собой первое комплексное теоретико-правовое исследование трансформации государственной власти в России с 1985 по 2000 годы.

В диссертации автор отстаивает свое мнение по ряду существенных дискуссионных вопросов, выявляет и обосновывает новые моменты в одном из важных явлений в юриспруденции, какое представляет собой государственная власть.

Научная новизна проявляется также в следующих положениях диссертационного исследования, выносимых на защиту:

1) Приводятся уточняющие понятия государственной власти. Государственная власть представляет собой право и возможность государства оказывать влияние на поступки и деятельность людейэто базовое общественное отношения между людьми, их общностями и образованиямиэто система соответствующих институтов и государственных органовэто институт конституционного права;

2) Отправление государственной власти осуществляется посредством ресурсов государственной власти: правовых ресурсов, силовых ресурсов, демографических ресурсов, экономических ресурсов, информационных ресурсов, психологических ресурсов;

3) С точки зрения буквального толкования закона формой правления в России с 1985 по 2000 годы являлась смешанная республикапрезидентско-парламентская (или полупрезидентская), однако на деле форма правления всегда стремительно тяготела к «сильной» президентской республике, не говоря уже о современной России, форма правления которой де-факто стала «суперпрезидентской».

4) Несмотря на формальное законодательное закрепление советского федерализма, в действительности взаимоотношения «центра» и союзных республик строилось на принципах жесткого централистского управления, свойственного, как известно, унитарным государственным образованиям. СССР и РСФСР как федерации были «сотканы» из противоречий, а формы их государственного устройства были реально построены на унитарных началах.

5) Принципы построения федерации в период с 1993 по 2000 годы говорят о сохранении в менее жестком виде формы государственного устройства советского образца с присущими ей чертами централизованного унитаризма при сохранении внешней атрибутики федерализма.

6) В результате деятельности государственной власти с 1985 по 2000 годы политический режим России всегда в той или иной мере был окрашен авторитарными тонами, несмотря на законодательное провозглашение политического режима российского государства и режимом социалистической демократии, и демократическим режимом.

7) Легитимация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы, в целом, не вызывает сомнений, несмотря на тот факт, что возникновение СССР и РСФСР осуществлялось с помощью средств, исключающих возможность легитимации власти. Однако последующая политика советской власти получила поддержку широких слоев населения и международное признание, что позволило ей обрести к началу рассматриваемого периода и народную, и внешнюю легитимацию.

8) Легитимация современной государственной власти сомнений не вызывает, так как становление российской власти не сопровождалось насильственным ее насаждением, не встретила отвержения народа и международного сообщества.

9) Ответственность государственной власти на протяжении всего периода исследования характеризуется как крайне низкая. Период с момента обретения Российской Федерацией независимости и до 2000 года отмечается обилием законодательных пробелов в вопросе регулирования ответственности власти и лишь теоретическим его разрешением при отсутствии практических механизмов ответственности государственной власти.

Теоретическая значимость исследования.

Работа направлена на укрепление методологической основы научного понимания одного из основных вопросов правоведения — государственной власти. Настоящим исследованием автор вносит посильный вклад в дело совершенствования категориального аппарата теории государства и права и юридической науки в целом.

Результаты исследования способствуют уяснению понятия государственной власти и ее сущности. При этом содержащиеся в диссертации теоретические обобщения способствуют более углубленному познанию многих отраслевых наук.

Теоретические положения диссертации имеют значение для совершенствования законодательства и его систематизации, толкования права, применения и других форм его реализации.

Практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертации целесообразно использовать в преподавании курсов «Теория государства и права», «Проблемы теории права», «Философия права», «Истории отечественного государства и права», отраслевых юридических дисциплин.

Апробация результатов исследования.

По теме диссертации опубликовано 9 статей общим объемом 4,1 печатных листов.

Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Самарского государственного экономического университета, применялись автором в учебном процессе.

Отдельные положения работы нашли свое отражение в докладах на научных международных, межвузовских конференциях и в выступлениях на ежегодных итоговых научных конференциях, проводимых в Самарском государственном экономическом университете. Структура и содержание работы.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Настоящее исследование было посвящено комплексному теоретико-правовому анализу эволюции государственной власти в России с 1985 по 2000 годы.

Актуальность данного исследования обусловлена новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть в значительной степени объективной историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей Российскую государственность в целом.

В этой связи заслуживают внимания следующие положения диссертации:

Государственная власть является разновидностью публичной власти (институционализированной легальной социальной власти, реализующей артикулированные общественные интересы определенного территориального сообщества и служащей цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением).

Государственная власть это социально-правовая категория, отличающаяся от других видов публичной власти совокупностью властных полномочий, осуществляемых законодательно от имени государства его органами или народом непосредственно.

Учитывая, что государственная власть в силу своей территориальности возникает, существует, функционирует и развивается в самом государстве как территориальной общности людей, мы весьма обоснованно можем утверждать, что власть государственная есть власть производная от самого народа, ибо единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что именно народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Государственная власть является по своей сущности организованной (упорядоченной) властью, причем организованной целенаправленно, является всеобщей и суверенной властью, то есть властью автономной (независимой), а также отличается своей легальностью и сверхинституциональностью.

На наш взгляд, следует различают государственную власть в нескольких пониманиях.

Во-первых, государственная власть — это, прежде всего, право и возможность государства в лице своих государственных органов и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов.

Во-вторых, государственную власть можно определить как базовое общественное отношение между людьми, их общностями и образованиями, обладающее свойствами верховенства, единства, всеобщности и универсальности, принудительности и общеобязательности.

В-третьих, следует сказать, что государственная власть может быть представлена системой соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения, позволяющие распоряжаться жизнедеятельностью самого общества, действующих в нем объединений людей и отдельно взятых граждан, направлять, контролировать и подчинять своей воле эту жизнедеятельность.

В-четвёртых, государственная власть — это также институт Конституционного права, т. е. система правовых норм, регулирующих социальное явление — государственную власть с юридических позиций.

Источники государственной власти и ее ресурсы — это схожие взаимосвязанные, но далеко не тождественные по своему значению понятия. Если источник государственной власти — это ее начало, первоисток, откуда появилась власть, то ресурсы государственной власти — это ее опорные части, составляющие единого механизма, на которых строится, держится и реализуется властвование, это также совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и воплощает власть. Стать властью и быть ею — не одно и то же.

Государственная власть в силу обладания более значимой совокупностью ресурсов (правовые, силовые, экономические, психологические и др.), нежели любая другая власть, имеет верховенство и общеобязательность в обществе по отношению ко всем остальным видам власти, например информационной. Именно благодаря арсеналу своих ресурсов государственная есть власть центральная, самая сильная и авторитетная.

Несмотря на то, что любой ресурс власти (право, сила, народ, финансы, информация и др.) является самостоятельным средством властвования, для укрепления власти государства, для ее централизации, стабильности и большей продуктивности целесообразно использовать принадлежащие ей ресурсы не в отдельности, а именно комплексно во взаимодополняющей и устойчивой совокупности.

Так, какими бы многочисленными экономическими ресурсами не обладала власть, она не сможет рационально или вовсе ими распорядиться, не опираясь на законодательные основы государства. И напротив, как бы тщательно и грамотно не была развита правовая система в стране, власть не сможет реализовывать свою государственную политику, не обладая достаточными для этого силовыми ресурсами.

Советская республика была полупрезиденской, отличавшейся разделением властей, «сильным» главой государства и рядом особенностей: прямые выборы населением и парламента, и президентаосуществление исполнительной власти совместно президентом и правительствомподконтрольность правительства и парламенту, и президенту, ответственность перед ними.

Добавим, что одной из особенностей Советской республики было то, что при формальном разделении властей, вся власть концентрировалась в Советах, реального разделения властей практически не было. Другая особенность заключалась в руководящей роли КПСС: все важнейшие решения страны принимались ее высшим руководством.

Кроме того, несмотря на юридическое провозглашение полупрезиденсткой формы правления, Советский Союз всегда тяготел исключительно к президентской республике и тяготел весьма значительно. Это объясняется ограниченными полномочиями как представительных органов власти, так и Правительства СССР, и наибольшей концентрацией полномочий вокруг главы Советского государства.

Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции 1993 года, является смешанной полупрезиденсткой республикой. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: Россия провозгласила себя демократическим государством, россияне имеют право свободного выбора, политический процесс выражается в реальном разделении властей с действенной системой «сдержек и противовесом», в политическом плюрализме, в столкновении различных идеологий.

Заметим, что современная республиканская форма правления сохраняет ряд черт Советской государственности: государственная власть стремится остаться в роли главного распределителя средств, стремиться продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость судов от государственной власти.

На наш взгляд, форма правления в России тяготеет к президенсткой. Это объясняется главным образом высшим статусом Президента и его большими полномочиями. Президент в России, как это существует в классической модели президентской республики, является главой государства и даже гарантом Конституции. Кроме того, по Конституции РФ.

1993 года президент как бы возвышается над ветвями власти, он выступает в качестве арбитра в наиболее сложных коллизиях между законодательной и исполнительной властью.

Таким образом, с точки зрения буквального толкования закона формой правления в России с 1985 по 2000 годы являлась смешанная республикапрезидентско-парламентская (или полупрезидентская), однако на деле форма правления всегда стремительно тяготела к «сильной» президентской республике, не говоря уже о современной России, форма правления которой де-факто стала «суперпрезидентской».

Диссертант считает, несмотря на формальное закрепление советского федерализма на конституционно-правовом уровне, в действительности взаимоотношения «центра» и союзных республик строилось на принципах жесткого нейтралистского управления, свойственного, как известно, унитарным государственным образованиям. Таким образом, при детальном рассмотрении мы можем констатировать, что и СССР, и РСФСР как федерации были «сотканы» из противоречий, а формы их государственного устройства были реально построены на унитарных началах.

Современный же федерализм в России во многом уникален, ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Противоречий, присущих СССР и РСФСР, конечно, много меньше. Кроме того, Конституция 1993 года четко закрепляет, что формой государственного устройства России является именно федерация. Однако, по мнению автора, принципы построения и современной федерации говорят о сохранении в менее жестком виде формы государственного устройства советского образца с присущими ей чертами централизованного унитаризма при сохранении внешней атрибутики федерализма.

Диссертант считает, что политический режим России с 1985 по 2000 годы всегда, в той или иной мере, был окрашен авторитарными тонами.

Юридически политический режим Российского государства, причем закрепленный конституционно, был и режимом социалистической демократии, и демократическим, однако черты авторитаризма всегда присутствовали в нем в большей или меньшей степени, тогда как демократические атрибуты были лишь красивым занавесом авторитарного политического режима, поскольку иначе управлять огромной с тоталитарным прошлым и тоталитарным наследием страной было просто невозможно. Именно поэтому политический режим современной России (переходный от авторитаризма к демократии) и называют режимом «управляемой демократии».

Диссертант утверждает, что легитимация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы, в целом, не вызывает сомнений, несмотря на критику со стороны критиков советской власти, обличающих Советское государство в нелегитимности (поскольку власть, по их мнению, была захвачена в результате переворота).

Очевиден факт, что возникновение СССР и РСФСР осуществлялось с помощью средств, исключающих возможность легитимации власти (в первую очередь легитимации народной), однако последующая политика советской власти, и бесспорно это отрицать, получила поддержку достаточно широких слоев населения — очевидно, что в противном случае Советское государство не смогло бы удерживать власть на протяжении почти 70 лет.

Таким образом, к началу рассматриваемого периода советская власть, бесспорно, обрела и народную, и внешнюю легитимацию. Не вызывает сомнений и легитимация современной государственной власти, так как становление российской власти не сопровождалось насильственным ее насаждением, не встретила отвержения народа и международного сообщества.

На взгляд диссертанта, государственная власть как была в действительности абсолютно безответственной в СССР и РСФСР, так и в конце 90-х годов XX века оставалась практически таковой. Несмотря на введение в современное законодательство институтов выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, органов власти субъектов Федерации и местных органов власти, импичмента (устранения от должности) Президента, период с момента обретения Российской Федерацией независимости и до 2000 года отмечается либо обилием законодательных пробелов в вопросе регулирования ответственности власти, либо, к сожалению, лишь теоретическим его разрешением при отсутствии на практике механизмов привлечения государственной власти к ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и постановления Конституционного Суда.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России (принята ВС РСФСР 12.04.1978)//Свод законов РСФСР, — 1988.- Т. 1.
  3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10,1977) // Свод законов СССР.- 1990.-Т.З.
  4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, — 1936.- N 283-
  5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. //Российская газета.- 1993.- 25 декабря.
  6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 05.04.2005 № 2-ФКЗ)//СЗ РФ.- 1994.- № 13.- ст. 1447.
  7. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, — 2004.- № 27, — ст. 2710.
  8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ» // СЗ РФ.- 2005, — N 30 (ч. 1).- ст. 3104.
  9. Федеральный закон от 23.06.2003 № 82-ФЗ «О внесении изменений в пункт второй статьи 4 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003.- № 26.- Ст. 2571−2574.
  10. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ.- 2005.- N 21.- ст. 1919.
  11. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ.- 2002.- № 51.- С. 4982.
  12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.- .2003.- N 2.- Ст. 171
  13. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, — 2004.- N 31, ст. 3215-
  14. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе» //СЗ РФ.- 1997.- № 11.- С. 1238.
  15. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ.- 1994, N 8, ст. 801.
  16. Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.
  17. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.) // СЗ РФ.- 1995.-№ 21, — ст. 1930.
  18. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. — № 2. — Ст.224.
  19. ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
  20. ФЗ от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».
  21. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета.- 1992.- 10 марта.
  22. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации»
  23. Закон РСФСР «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1990.- № 21, ст. 230.
  24. Закон СССР от 27.12.1990 № 1869-ФЗ «О всенародном голосовании (Референдуме СССР) // Ведомости СНД и ВС СССР, — 1991.- N 1, ст. 10.
  25. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года. // СЗ РФ.- 2003.- № 50.- Ст. 4847
  26. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года. // Российская газета.- N 109.-2004.
  27. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года // Российская газета 26.04.2005.
  28. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-ПГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ред. от 08.07.2005) // СЗ РФ.-1998.- N 7, ст. 801.
  29. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ//СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253.
  30. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате правительства Российской Федерации» // СЗ РФ.-2004.- N 23, ст. 2313.
  31. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // См.: СЗ РФ.- 2001.- № 32, — Ст. 3335.
  32. Положение об Администрации Президента РФ // Российская газета. 1998. 14 февраля.
  33. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 апреля 2000 г. № 98/1110−3 «О результатах выборов Президента Российской Федерации» // Российская газета. 7 апреля 2000 г. № 68.
  34. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2004 г. № 99/799−4 «О результатах выборов Президента Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2004. № 7.1. Монографии и книги.
  35. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994. С. 25.
  36. А.Г. Технология власти. М., 1991-
  37. А.С. Русское государственное право: Конспект лекций / А. С. Алексеев. 4-е изд. М., 1895.- 527 с.
  38. Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 462−467.
  39. С.С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1982. (Курс лекций: в 2 т. / С.С. Алексеев- т. 2. — 359 с.)
  40. С.С. Общая теория социалистического права./ С. С. Алексеев. -Вып.1.- Свердловск, 1963.- 265 с.
  41. С.С. Основы теории права./ С. С. Алексеев. М: Юрид. лит, 1963.- 490 с.
  42. С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в двух томах. -Свердловск, 1972. (Курс лекций: в 2 т. / С.С. Алексеев- т.1.- 396 с.)
  43. С.С. Теория права./ С. С. Алексеев. Харьков: БЕК, 1994, — 222 с. Ю. Алексеев С. С. Теория права: 2-е изд., перераб. и доп./ С. С. Алексеев.1. М.: БЕК, 1995.-311с.
  44. А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования./ А. Г. Аникевич Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. — 202 с.
  45. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.
  46. В.А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 5.
  47. .Д. Расстрел «Белого дома». Иваново, 1994.
  48. М.В. Конституционное право РФ: Учеб. для вузов./ М. В. Баглай. -М.: Норма-ИНФРА-М, 1999.- 760 с.
  49. М.И. Государство и политическая власть./ М. И. Байтин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972.- 239 с.
  50. A.M. Единство власти и его воплощение в государственном строительстве в СССР./ A.M. Барнашов. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1979.- 141 с.
  51. Ю.Г. Территория в международном праве./ Ю. Г. Барсегов. М.: Юрид. лит., 1958.-271 с.
  52. Н. Становление институтов представительной власти в современной России./ Н. Бирюкова, В. Сергеева. М., 2004.- 342 с.
  53. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998. С. 33.
  54. М. Избранные произведения./ М. Вебер. М.: Прогресс, 1990, — 804 с.
  55. Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 206.
  56. Н.А. Органы советского государственного управления в современный период./ Н. А. Волков Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1962.210 с.
  57. Вопросы советского административного и финансового права / Под ред. И. Н. Анапова.-М., 1952
  58. И.З. Всеобщее, равное, прямое и тайное голосование / И. З. Сапожников, Е.К. Брешко-Брешковский, СЛ. Маслов и др. М., Земля и воля, 1917.-175 с.
  59. Вятр Ежи Социология политических отношений./ Ежи Вятр. М.: Прогресс, 1979.- 463 с.
  60. К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов./ К. С. Гаджиев. М.: Издательская корпорация «Логос». 1999.- 540 с.
  61. Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения./ Ю. Гачек. Рига: Наука и жизнь, 1912.- 334 с.
  62. В.М. Основы конституционного права: 2-е изд./ В. М. Гессен. Пг., 1918.- 437 с.
  63. В.М. Русское государственное право./ В. М. Гессен. СПб., 1913. -164 с.
  64. Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  65. И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. С. 553−560.
  66. И.Н. Структура и свойства власти. Новосибирск, 2000. С. 105 121.
  67. Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1991. — (Сочинения: в 2 т/ Т. Гоббс т. 1.- 621 е.).
  68. Государственное право (общее и русское).- М., 1909.- 263 с.
  69. А.Д. Курс общего государственного права: Лекции./ А. Д. Градовский. СПб.: Изд-во Кравченко, 1879−1880.- 583 с.
  70. А.Д. Общее государственное право./ А. Д. Градовский. СПб., 1885.- 447 с.
  71. В.И. Современный политологический словарь./ В. И. Даниленко. М.: Nota bene, 2000.- 1023 с.
  72. А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции./А.И. Денисов. М., 1967.- 155 с.
  73. А.И. Теория государства и права./ А. И. Денисов. М.: Юрид. изд.-во Е. Соколовой., 1948.- 532 с.
  74. Ю.А. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: Монография./ Ю. А. Дмитриев, A.M. Николаев. М.: Профобразование, 2002.- 838 с.
  75. И.Я. Применение норм советского права./ И. Я. Дюрягин. -Свердловск, 1973.- 390 с.
  76. Р.В. Конституционное право: Учебник./ Р. В. Енгибарян, Э. В. Тадевосян. М.: Юристь. 2000. 495 с. 44.3агайнов Л. И. Экономические функции Советского государства./ Л. И. Загайнов. М.: Юрид. лит., 1968, — 263 с.
  77. В.В. Русское государственное право: В 2-х ч./ В. В. Ивановский. Казань, 1895−96, 1898.- 533 с.
  78. В.В. Учебник государственного права.- 3-е изд./ В. В. Ивановский. Казань, 1910.- 500 с.
  79. Ю.А. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров.- М.: Юстицинформ, 2000.- 184 с.
  80. История советских конституций (в документах). 1917−1956 гг. -М., 1957.445 с.
  81. Д.А. Законодательная деятельность Советского государства./ Д. А. Керимов. М.: Госюриздат, 1955. — 136 с.
  82. М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений: В 2 т./ М. М. Ковалевский. -М, 1906.- 496 с.
  83. М.М. Происхождение современной демократии. В 4 т. -Т. 1−2./М.М. Ковалевский. -М., 1895.- 658 с.
  84. Е.И. Конституционное право России: Учебник./ Е. И. Козлова, О. Е Кутафин. М., 1995.- 479 с.
  85. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т.2.- М.: Бек, 1995.- 438 с.
  86. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (20−21 апр. 2000 г.) / Отв. ред. В. Д. Перевалов. Екатеринбург: УрПОА, 2001.- 465 с.
  87. В.В. Механизм Советского государства./ В. В. Копейчиков. -М.: Юрид. лит., 1968.-215 с.
  88. Н.М. Лекции по общей теории права./ Н. М. Коркунов. СПб, 1894, — 354 с.
  89. Н.М. Русское государственное право. Особенная часть, изд. 2-е./ Н. М. Коркунов. СПб, 1898.- 417 с.
  90. Н.М. Русское государственное право: Том II: Часть особенная. 4-е изд./ Н. М. Коркунов. СПб., 1903.- 507 с.
  91. В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии./ В. Ф. Коток. -М.: Наука, 1964.- 189 с.
  92. П.В. Федеральный законотворческий процесс./ П. В. Крашенинников. -М., 2001.- 355 с.
  93. Курс лекций по теории права и государства / Под ред. проф. Н. А. Катаева, проф. В. В. Лазарева. Уфа, 1999.- 303 с.
  94. О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник./ О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. М.: Юристь, 1997.- 428 с.
  95. В.В. Теория государства и права: Учебник./ В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2000.-511 с.
  96. В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы)./ В. В. Лазарев. М.: Юрид. лит, 1992.- 265 с.
  97. Н.И. Лекции по русскому государственному праву, — Т. 1−2./ Н. И. Лазаревский. СПб., 1910.- 479 с.
  98. Н.И. Русское государственное право.- Т. I: Конституционное право: 3-е изд./ Н. И. Лазаревский. СПб., 1913.- 672 с.
  99. В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
  100. В.И. Полное собрание сочинений: 5-е изд.- Т. 6, — М.: Политиздат, 1979,-619 с.
  101. И.И. Международное право. Общая часть: Учебник./ И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1996.- 367 с.
  102. Н. Государь./ Н. Макиавелли. М.: Эксмо-Пресс, 1999.- 653 с.
  103. Н. С. Правонарушение: Понятие. Причины. Ответственность./ Н. С. Малеин. -М.: Юрид. лит., 1985.- 125 с.
  104. Л.С. Народ в правовом государстве./ Л. С. Мамут. М.: Издательство НОРМА, 1999.- 197 с.
  105. К. Сочинения. 2-е изд.- Т. 4/ К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1955.- 615 с.
  106. К. Сочинения. 2-е изд.- Т. 6./ К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1957. — 761 с.
  107. К. Сочинения. 2-е изд.- Т. 21./ К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1961, — 745 с.
  108. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое государство / Ред. В. Е. Гулиев и др.- М.: Юрид. лит., 1972.- 647
  109. .А. Социальные науки и право / Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 442.
  110. Ю.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях / Сост. Ю. В. Ключников, А. В. Сабанин. -Ч. 2. М., 1926.- 263с.
  111. Морозова J1.A. Теория государства и права: Учебник для вузов./ J1.A. Морозова. М.: Юрист, 2002.- 414 с.
  112. П.Е. Применение советских правовых норм./ П. Е. Недбайло. -М., 1968.-390 с.
  113. В.В. Советское социалистическое государство./ В. В. Николаев. -М.: Наука, 1968.-518 с.
  114. Общая теория государства и права / Отд. Ред. Керимов Д. А., Петров В.С.-Т. 1.-Л.: ЛГУ, 1968.-304 с.
  115. Д.А. Очерки конституционного права иностранных государств / Д. А. Ковачев. М.: Спарк, 1999. — С. 181.
  116. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999.- 391 с.
  117. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности./ Л. И. Петражицкий. Т. 1, — СПб, 1907.- 308 с.
  118. Г. И. Сущность советского административного права./ Г. И. Петров. -Л.: ЛГУ, 1959.- 184 с.
  119. Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства / Под ред. А. Н. Мишутина. М.: Юрид. лит., 1969.- 343 с.
  120. Правовое государство и народное голосование.- Вып. 2.- СПб.: Изд. Н. Глаголева, 1906.- 352 с.
  121. Правоприменение в Советском государстве / Отв. ред. И. Н. Кузнецов, И. С. Самощенко. М.: Юрид. лит., 1985.- 303 с.
  122. Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича.- М.: Юрид. лит., 1974.-319 с.
  123. М. Конституционное право Франции./ М. Прело. М.: Изд-во иностр. лит., 1957, — 671 с.
  124. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко.- М., 1999.- 501 с.
  125. В.П. Введение в политологию. / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 1995.-319 с.
  126. Ф.М. Юриспруденция: Курс лекций./ Ф. М. Раянов. Уфа: БГУ, 2001.-333 с.
  127. Российская социологическая энциклопедия.- М.: Норма: Инфра-М, 1998.- 664 с.
  128. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я.- М.: Инфра-М, 1998.- 1109 с.
  129. .Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр./ Ж. Ж. Руссо М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.- 414 с.
  130. Ю1.Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР./
  131. Н.Г. Салищева. М.: Наука, 1970.- 164 с. Ю2. Самигуллин В. К. Конституционное право России: Курс лекций./ В. К. Самигуллин. — Уфа: РИО БашГУ, 2004.- 430 с.
  132. И.С. Охрана режима законности Советским государством. Правоохранительная деятельность Советского государства метод обеспечения социалистической законности./ И. С. Самощенко. — М.: Госюриздат, I960.- 200с.
  133. М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк./ М. И. Сетров. JI.: Наука, 1972.- 164 с.
  134. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. -М.: Юрид. лит., 1979.-319 с.
  135. Советское государственное право: Учебник для юрид. ин-тов / Под рел. А. И. Лепешкина. М.: Юрид. лит., 1971.- 614 с.
  136. Советское государственное право / Под ред. И. П. Трайнина, И. Д. Левина.- М.: Юрид. лит., 1948.- 496 с.
  137. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов РФ / Отв. ред. Т.Я. Хабриева- М.: Олита, 2003.- 776 с.
  138. П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства./ П. А. Сорокин. Ярославль, 1919.-303 с.
  139. Л.И. Теория государства и права: Учебник./ Л. И. Спиридонов. М., 1995.- 300 с.
  140. Ю.Г. Национальный суверенитет в СССР./ Ю. Г. Судницин. -М.: Госюриздат, 1958.- 104 с.
  141. К.М. От представительства к народовластию./ К. М. Тахтарев. -СПб., 1907.- 228 с.
  142. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.- М., 1997.- 671 с.
  143. Теория государства и права: Учебник для юрид. ин-тов / Отв. ред. Н. Г. Александров, — М.: Юрид. лит, 1968.- 640 с.
  144. Теория государства и права: Учебник / Под ред. С. А. Голунского, М. С. Строговича.- М.: Юриздат, 1940.- 304 с.
  145. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд, перераб. и доп. / Отв. ред. А. И. Королев, Л. С. Явич.- Л.: ЛГУ, 1987, — 549 с.
  146. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под. ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова.-М.: Норма: Инфра-М, 2000.- 595 с.
  147. Теория государства и права: 4.1. Теория государства / Под ред. А. Б. Венгерова.- М., 1995.- 254 с.
  148. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. А. Б. Венгерова. -Т.2.: Теория права.- М.: Юрист, 1996.- 199 с.
  149. Теория юридического процесса / Под ред. В. М. Горшенева.- Харьков, 1985.- 192 с.
  150. Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе./ Ю. А. Тихомиров. М.: Юрид. лит., 1968, — 109 с.
  151. Ю.А. Действие закона./ Ю. А. Тихомиров. М.: Известия, 1992.- 124 с.
  152. Тихомиров Ю. А Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие./ Тихомиров Ю. А. М.: Юринформцентр, 2000, — 393 с.
  153. Ю.А. Публичное право./ Ю. А. Тихомиров. М: Издательство БЕК. 1995.- 485 с.
  154. Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций./ Ф. Н. Фаткуллин. Казань: Издательство Казан, ун-та, 1987.334 с.
  155. С.С. Социология. М., 1994.
  156. В.Ф. Введение в науку о власти. М.: Технологическая школа бизнеса, 1995.
  157. В.Ф. Кратология как система наук о власти./ В. Ф. Халипов. -М.: Республика, 1999.- 302 с.
  158. В.Ф. Основы кратологии. М., 1995.
  159. В.М. Общая теория права./ В. М. Хвостов. СПб.- М., 1914.- 147 с.
  160. В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высш. учеб завед. / В.Н. Хропанюк- Под ред. Проф. В. Г. Стрекозова.- М.: Интерстиль, 1997.- 377 с.
  161. Д.Д. Система управления: к новому облику (государственно-правовые аспекты)./ Д. Д. Цабрия. М.: Юрид. лит., 1990.- 271 с.
  162. В.М. Законы создает народ./ В. М. Цвик. Донецк, 1961.- 68 с.
  163. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов./ А. Ф. Черданцев. М.: Юрайт, 2000.- 429 с.
  164. В.Е. Публичная власть./ В. Е. Чиркин М.: Юристь, 2005.
  165. В.Е. Государственное управление: Элементарный курс./ В. Е. Чиркин. М.: Юристь, 2001.-318 с.
  166. В.Е. Государствоведение: Учебник./ В. Е. Чиркин. М.: Юристь. 1999.- 398 с.
  167. В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник./ В. Е. Чиркин М.: Юристь. 2001, — 622 с.
  168. .Н. Курс государственной науки. Ч. 1: Общее государственное право./Б.Н. Чичерин М., 1894, — 481 с.
  169. Ф. Основы теории государственного управления: Учебник для вузов / Феликс Шамхалов. М.: Экономика, 2003.
  170. .В. Проблемы теории советского государственного права./ Б. В. Щетинин. М.: Юрид. лит., 1974.- 288с.
  171. А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография./ А. А. Югов. Екатеринбург: Из-во УрГЮА, 1999.- 121 с. 1. Статьи.
  172. К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997.-№ 3.-С.14−21.
  173. Р.Т. Референдум: История проведения и новации законодательства// О выборах, — 2005,-№ 1,-С.8−16.
  174. А.И. Некоторые проблемы юридической ответственности // Право и политика. 2001. — № 2. — С.73−79.
  175. Л.Г. Пропорциональная избирательная система и будущее политических партий России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.- 2005.- № 1.- С. 32−42,
  176. Э. Нации и национализм //Вопросы философии. 1989. — № 7, — С. 119−132.
  177. А.П. Социальное демократическое правовое государство: иллюзии и реальность // Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999. С. 63.
  178. Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права.- 2004.- № 6.- С. 2734.
  179. И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы, — 2001, — № 8, — С. 36−39
  180. Л.А. Социалистическая государственная власть и представительная форма ее осуществления // Советское государство и право.- 1969.- № 3.- С.83−93.
  181. Ю.Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. — № 3.- С. 108−120.
  182. П.Евдокимов В. От подготовки законов к их эффективной реализации // Российская юстиция.- 2002, — № 9.- С. 11−13.
  183. Исаков В. Б, Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права.- 2000.- № 3.- С. 22−41.
  184. В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестн. Сарат. гос. академии права. 1998. — № 3. — С. 3−11.
  185. Л.И. О значении социальных наук // Известия вузов. Сер. Правоведение.- 1968.- № 6.- С. 120−131.
  186. .А. Государство и личность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JL, 1990, — С. 145−171.
  187. С.Н. Право и его реализация в современной российской действительности // Совершенствование судебной системы в современной России. Нижний Новгород, 1997.- С.21−35.
  188. П.Кожевников С. Н. Социалистическая государственная власть организующий фактор общественных отношений// Актуальные и теоретические проблемы политической организации общества: Ученые труды. Вып. 43.-Свердловск, 1975. С.91−100.
  189. С.Н. Право и его реализация в современной российской действительности // Совершенствование судебной системы в современной России. -Нижний Новгород, 1997, — С. 21−35.
  190. Ю.М. Некоторые вопросы государственного управления в условиях социалистического общенародного государства // Советское государство и право. 1963.- № 1.- С. 32−43.
  191. .И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−6, — С. 76−84.
  192. А.В. Публичный интерес- понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. — № 10. -С.91−99.
  193. И.Д. Предмет и система советского государственного права // Рефераты научно-исследовательских работ за 1945. Отделение экономики и права.- М., 1946.- С. 40−48.
  194. В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. 2000. — № 1. -С.97−107.
  195. Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства// Журнал российского права.- 2002.- № 4.- С. 29−35.
  196. С.А. Проблемы реализации депутатами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации права законодательной инициативы // Вестник МГУ. Сер. Право.- 2004.- № 3.- С. 89−100.
  197. Г. Безналоговое государство // Юрист.- 2000.- № 3.- С. 33−37.
  198. В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России // Журнал российского права.- 2004.- № 5, — С.3−13.
  199. .М. Понятие общественной власти и ее системы // Вестник МГУ. Право. -1971. -№ 1.- С. 43−53.
  200. А.В. Правовая политика и российское законодательство // Законодательство России в XXI веке.- М., 2002.-С. 30−35.
  201. Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. -1999.-№ 8.- С. 19−28.
  202. А.С. Особенности процедуры деятельности парламентов // Проблемы совершенствования законодательства в современных условиях. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1998. -С. 20−31.
  203. Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право.- 1993.- № 6.- С. 98−108.
  204. Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М. Июнь, 2000.
  205. Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства.-М., 1993.- С. 28−38
  206. А.С. Федеральные основы системы российского законодательства // Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ.- М., 2003.- С. 16−34.
  207. М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право.- 1958.- № 1.- С. 89−100.
  208. М.И. Функции социалистического государства и аппарат управления // Советское государство и право.- 1973.- № 10, — С.3−12.
  209. В.В. Проблемы совершенствования Конституции Российской Федерации и публичная власть // Юридический аналитический журнал.-2003.-№ 3.- С. 18−27.
  210. Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право.-2001.-№ 9,-С. 5−10.
  211. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. — № 12. — С.64−72.
  212. И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право.- 1956.- № 3.-С. 81−92.
  213. И.С. Правовые формы осуществления функций советского государства // О научном единстве проблем общей теории права и трудового права: Труди ВЮЗИ. Т. 56.- М., 1978.- С. 21−30.
  214. Т.Н. Государство и государственная власть в классово-антагонистическом обществе // Философские науки. 1978. -№ 6. -С. 2144.
  215. Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право.- 2002.- № 8, — С. 5−15.
  216. В.М. О социалистической законности // Известия вузов. Правоведение. -1977.- № 3. -С. 17−15.
  217. Ю.А. Закон: притязания, стабильность, коллизии // Законодательство России в XXI веке.- М.: Гродец-издат, 2002.- С. 8−15.
  218. Ю.А. Социализм и политическая власть // Советское государство и право.- 1974.- № 5.- С. 11−20.
  219. Ю.А. Теория социалистического управления // Советское государство и право.- 1969.- № 7.- С.77−86.
  220. А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. — № 2. — С.2−12.
  221. В.Е. О публичной власти (постановка вопроса) // Государство и право.- 2003.-№ 10.- С. 8−15.
  222. B.C. Политическая власть в системе политической организации советского общества // Международные отношения, политика и личность.- М.: Наука, 1976.- С. 35−45.
  223. B.C. Полновластие и политическая власть советского народа // Советское государство и право.- 1979.- № 8.- С. 12−20.
  224. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  225. Л.Г. Легитимизация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты. Дисс.. канд. юрид. наук.- М., 2001.
  226. Е.А. Легитимность власти как объект политической социологии: понятие, исследовательские подходы. Дисс.. канд. соц. наук. Кемерово, 1998.
  227. А.С. Развитие федерализма в России как формы государственного устройства. Дисс. канд. полит, наук М., 1997.
  228. А.И. Государственная власть в современной России: становление и основные тенденции развития: Дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1998.
  229. .П. Система органов государственной власти Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  230. В.А. Система государственной власти в Российской Федерации: основные публично-правовые параметры. Автореф. дис. докт. юр. наук. -М., 2002.
  231. Ю.К. Российская государственность: генезис и эволюция институтов власти, проблемы модернизации. Дисс. док. юрид. наук М., 2002.
  232. В.В. Публичная власть как общеправовая категория: теоретико-прикладной аспект. Дисс. канд. юрид. наук. Уфа 2003.
  233. А.В. Легитимация политической власти в России в условиях становления и развития федеративных отношений: специфика и тенденции. Дисс. канд. полит, наук. Елец, 2003.
  234. Ю.Ходов Н. В. Централизация и децентрализация государственной власти в современной России (общеправовой анализ): Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- Н. Новгород 2005.
  235. П.Усманов Н. М. Власть и право: вопросы теории и практики. Дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 2003.
  236. А. И. Государственная власть и принципы ее организации в демократическом обществе (теоретико-правовое исследование): Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  237. З.Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в конституционной системе РФ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- Екатеринбург, 1998.
  238. С.В. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. Благовещенск, 2001.
Заполнить форму текущей работой