Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние технологии получения антифрикционных сплавов на их структуру и свойства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Баббит марки Б83 из-за высокого содержания дорогостоящего олова используют для подшипников ответственного назначения, работающих при больших скоростях и нагрузках. Кроме малого коэффициента трения баббит Б83 обладает такими ценными свойствами, как лёгкая прирабатываемость, хорошая теплопроводность, высокая ударная вязкость, хорошая совместимость с маслами (нефтяным и синтетическим). Однако, этот… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Современные представления о трении
      • 1. 1. 1. Понятие трения
      • 1. 1. 2. Теория трения
    • 1. 2. Конструкционные материалы узлов трения
      • 1. 2. 1. Требования к антифрикционным материалам
      • 1. 2. 2. Металлические антифрикционные материалы
      • 1. 2. 3. Неметаллические антифрикционные материалы
      • 1. 2. 4. Порошковые антифрикционные материалы
      • 1. 2. 5. Перспективные порошковые материалы
    • 1. 3. Структура и свойства баббита Б
      • 1. 3. 1. Структура оловянного баббита Б
      • 1. 3. 2. Свойства баббита Б
      • 1. 3. 3. Влияние структуры баббита Б83 на его свойства
    • 1. 4. Структура и свойства бронзы БрОЮ
      • 1. 4. 1. Оловянная бронза БрОЮ
      • 1. 4. 2. Свойства бронзы БрОЮ
    • 1. 5. Технологии изготовления подшипников скольжения
      • 1. 5. 1. Технологии заливки подшипников
      • 1. 5. 2. Изготовление тонкостенных биметаллических вкладышей подшипников
      • 1. 5. 3. Изготовление подшипников методами порошковой металлургии
      • 1. 5. 4. Изготовление pi восстановления подшипников скольжения плазменным напылением
      • 1. 5. 5. Восстановления подшипников скольжения наплавкой
    • 1. 6. Постановка задачи исследования
  • 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2. Л. Стандартные материалы для исследований
    • 2. 2. Получение специальных материалов
      • 2. 2. 1. Получение интерметаллидов
      • 2. 2. 2. Получение образцов методами порошковой металлургии
      • 2. 2. 3. Методика плазменного напыления
      • 2. 2. 4. Методы литья
      • 2. 2. 5. Методика наплавки
    • 2. 3. Образцы для исследований и испытаний
    • 2. 4. Методы исследования
      • 2. 4. 1. Методики микроструктурного анализа
      • 2. 4. 2. Методы измерения твердости
      • 2. 4. 3. Метод гидростатического взвешивания
      • 2. 4. 4. Определение триботехнических свойств
      • 2. 4. 5. Методика усталостных испытаний
      • 2. 4. 6. Пластическое деформирование баббитов при сжатии
    • 2. 5. Определение погрешности измерений
  • 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ БАББИТА Б83, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБОВ ЛИТЬЯ И НАПЛАВКИ
    • 3. 1. Формирование структуры оловянных баббитов Б83 в зависимости от способа литья
      • 3. 1. 1. Свойства интерметаллидов SnSb и Cu3Sn
      • 3. 1. 2. Влияния способов литья баббита Б83 на его структуру
    • 3. 2. Свойства баббита Б83, полученного разными способами литья
      • 3. 2. 1. Деформируемость баббита Б83, полученного сифонным и турбулентным способами литья
      • 3. 2. 2. Усталостная прочность баббита Б83, полученного сифонным, центробежным и турбулентным способами литья
      • 3. 2. 3. Влияние способа литья баббита Б83 на формирование коэффициента трения сплава
    • 3. 3. Влияние технологии газопламенной наплавки на структуру и коэффициент трения баббитов Б83 и Б
      • 3. 3. 1. Структура наплавленных баббитов Б83, Б
      • 3. 3. 2. Коэффициент трения наплавленных баббитов Б83 иБ

Влияние технологии получения антифрикционных сплавов на их структуру и свойства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Борьба с потерями на трение и изнашивание подвижных сочленений в узлах машин и механизмов является одной из важных задач современного машиностроения [1, 2]. Потери средств от трения и износа в развитых государствах достигают 4.5% национального дохода, а преодоление сопротивления трения поглощает во всем мире 20.25% вырабатываемой за год энергии [2].

Разработке и совершенствованию антифрикционных материалов уделяется постоянное и пристальное внимание исследователей и технологов. В связи с этим в настоящее время номенклатура антифрикционных сплавов постоянно увеличивается. Но и оловянный баббит, разработанный в 19 веке и близкий по составу к баббиту марки Б89 [3], и оловянная бронза БрОЮ, известная еще с бронзового века [4], широко применяются в современном машиностроении [5, 6].

Баббит марки Б83 из-за высокого содержания дорогостоящего олова используют для подшипников ответственного назначения, работающих при больших скоростях и нагрузках [3, 5, 6]. Кроме малого коэффициента трения баббит Б83 обладает такими ценными свойствами, как лёгкая прирабатываемость, хорошая теплопроводность, высокая ударная вязкость, хорошая совместимость с маслами (нефтяным и синтетическим) [3.7]. Однако, этот сплав имеет ряд недостатков, например, склонность к ликвации при литье, низкие пластичность и усталостную прочность, что снижает ресурс работы узлов трения. В связи с этим, улучшение свойств оловянных баббитов сегодня — весьма актуальная задача, при этом, просто строгое соблюдение известных технологий литья — не достаточно, так как это не меняет качественно уровень механических, служебных и технологических свойств.

Сплавы на медной основе распространены во всем мире. Среди бронз антифрикционного назначения, широкое распространение получила оловянная бронза БрОЮФ1, применяемая для монолитных подшипников скольжения работающих при значительных давлениях, средних и малых скоростях скольжения [4.6].

Целью настоящей работы является повышение комплекса служебных и технологических свойств антифрикционных сплавов типа оловянный баббит Б83 иоловянная бронза БрОЮ на базе предложенных технологических решений.

В связи с этим, в работе были поставлены следующие задачи:

— исследовать влияние технологии получения баббита Б83 на его структуру. Установить влияние морфологии и дисперсности интерметаллидов SnSb на свойства оловянного баббита Б83;

— установить влияние способа получения и обработки антифрикционных сплавов типа бронза БрОЮ на структуру и триботехнические свойства;

— на базе проведенных исследований предложить рациональный состав антифрикционного материала и технологию его получения, обеспечивающие повышенный комплекс механических, технологических и служебных свойств в сравнении с баббитом Б83 и бронзой БрОЮ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— взаимосвязь структуры с технологическими и служебными свойствами оловянного’баббита Б83, полученного разными способами литья;

— влияние технологий получения антифрикционных покрытий из оловянной бронзы БрОЮ (литье, порошковая металлургия, плазменное напыление) на их триботехнические свойства;

— новый состав антифрикционного покрытия, получаемого из порошков баббита Б83 и бронзы БрОЮ (БрОЮФ1) и обладающего коэффициентом трения более низким, чем у широко применяемых сплавов скольжения Б83 и БрОЮ.

Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем. Исследован баббит Б83, отливаемый новым способом, при котором выделение интерметаллидов происходит из турбулентно движущегося расплава (патент № 38 649). Впервые установлено, что такие условия кристаллизации обеспечивают формирование глобулярной формы интерметаллидов SnSb и это принципиально улучшает весь комплекс свойств баббита Б83.

На базе исследований баббита Б83 и бронзы БрОЮ обоснован и предложен новый антифрикционный материал, получаемый методами порошковой металлургии и плазменного напыления, содержащий 20−30%об. БрОЮ и 80−70%об. Б83. Интенсивность изнашивания и коэффициент трения разработанного материала ниже, чем у баббита Б83 и бронзы БрОЮ, полученных разными способами литья, методами порошковой металлургии и плазменного напыления, в широком нагрузочно-скоростном диапазоне. Низкие коэффициент трения и износ этого материала обусловлены фрикционно-механическим переносом бронзовой компоненты сплава на стальное контртело и трением баббитной составляющей уже по «бронзированному» контртелу.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Показано, что способ литья баббита Б83 определяет морфологию интерметаллида SnSb в этом сплаве. Сифонный и центробежный способы литья обеспечивают получение баббита с интерметаллидными включениями SnSb остроугольной формы и размером от 120 до 290 мкм. Интерметаллиды SnSb в баббите Б83, отлитом, предложенным нами, турбулентным способом, имеют размеры в 2,5.4 раза меньше и в 2 раза более округлую форму, чем такие же интерметаллиды в баббите, отлитом сифонным и центробежным способами.

2. Установлено, что в результате центробежного способа заливки подшипников скольжения баббитом Б83 имеет место неравномерное распределение интерметаллидов SnSb и CusSn в отливке, что обусловлено их ликвацией по удельному весу под действием центробежных сил. Поэтому применение центробежного способа заливки для изготовления подшипников скольжения с баббитовым антифрикционным слоем не целесообразно.

Турбулентный и сифонный способы литья обеспечивают равномерное распределение интерметаллидов SnSb в баббите Б83.

3. Проведенное исследование механических, технологических и служебных свойств баббита Б83 показало их прямую связь с морфологией, размером и характером распределения интерметаллидов SnSb в баббите Б83.

Достигнута высокая пластичность баббита марки Б83, отлитого турбулентным способом, обусловленная глобулярной формой интерметаллидов SnSb. Интерметаллидные соединения такой формы не разрушаются при холодной деформации баббита до 47%, в то время как после всех традиционных способов литья баббита уже при 4% деформации начинается зарождение трещин в этих кристаллах с последующим разрушением всего сплава.

Это свойство позволяет использовать оловянные баббиты не только как литейные, но и как деформируемые сплавы, с соответствующим расширением области их применения.

Усталостная прочность баббита, полученного турбулентным способом, в.

1,5 раза выше, чем сифонным и в 2 раза выше, чем центробежным способами литья. Коэффициент трения баббита’Б83, отлитого турбулентным способом, в 1,5.2 раза ниже, чем у баббита, отлитого центробежным способом, и в то же время практически не отличается от коэффициента трения баббита, отлитого сифонным способом.

4. Показано, что для наплавленных оловянных баббитов Б83, Б88 характерна более дисперсная структура с существенно меньшим, в 2 и более раз, размером /?-фазы (SnSb), чем в структуре баббитов отлитых сифонным и центробежным способами. Форма интерметаллида SnSb в наплавленных баббитах подобна глобулярной формой кристаллов SnSb в баббите, отлитом турбулентным способом.

Структура (концентрация и дисперсность интерметаллидов SnSb и Cu3Sn) и коэффициент трения наплавленного баббита Б83 зависят от типа газов, применяемых для наплавки. Определено, что баббит Б83, наплавленный смесью газов пропан-бутан и кислород, имеет коэффициент трения от 5 до 60% ниже, чем баббиты, наплавленные смесями ацетилена с кислородом’и водорода с кислородом.

5. Установлено, что температурная и деформационная обработки оловянной бронзы БрОЮ, направленные на устранение дендритной структуры и растворение интерметаллидных соединений, характерных для ее литого неравновесного состояния, приводят к повышению коэффициента трения сплава в 1,5.3 раза. Это свидетельствует о том, что термическая обработка литой бронзы нецелесообразна.

6. Показано, что материал стального контртела (вала) может существенно влиять на коэффициент трения в паре с одним и тем же антифрикционным материалом. При этом, значения коэффициентов трения для разных материалов контртел могут различаться на 25%, например, для литой бронзы БрОЮ.

7. Экспериментально показано, что снижению коэффициента трения спеченного порошкового материала, моделирующего баббит Б83, способствует увеличение дисперсности твердых включений, снижение объемного содержания интерметаллида Cu3Sn и увеличение концентрации интерметаллида SnSb. Эти результаты доказывают, что, контролируя размер и концентрацию твердых включений, например интерметаллидов SnSb и Cu3Sn в баббите Б83, можно регулировать коэффициент трения антифрикционного материала.

8. На базе проведенных исследований разработаны, изготовлены (методами порошковой металлургии и плазменным напылением) и исследованы антифрикционные материалы из порошков баббита Б83 и бронз БрОЮ, БрОЮФ1. Установлено, что спеченный материал, состоящий из 70%0б. баббита Б83 и 30%об бронзы БрОЮ, а также плазмонапыленный материал из смеси, содержащей 20%0б. порошка бронзы БрОЮФ1 и 80%об. порошка баббита Б83, имеют самые низкие коэффициенты трения (на 10.60%) и низкую интенсивность изнашивания среди всех прочих материалов, испытанных в рамках настоящей работы. Это обусловлено фрикционно-механическим переносом бронзовой компоненты данного антифрикционного материала на стальное контртело и трением баббитной составляющей уже по бронзовой пленке, при этом бронзовая компонента поддерживает существование бронзовой пленки на поверхности контртела.

9. Проведенное исследование баббита Б83 и бронзы БрОЮ позволило объединить положительные свойства каждого из этих сплавов в предложенном нами материале, получаемом путем плазменного напыления смеси порошков баббита и бронзы. Это, по нашему мнению, позволяет с положительным эффектом восстанавливать и изготавливать пары трения скольжения.

5.6.

Заключение

.

В настоящем разделе проведено исследование антифрикционных порошковых материалов, полученных методом порошковой металлургии и плазменным напылением.

Изготовлены и исследованы порошковые материалы, моделирующие строение литого оловянного баббита и состоящие из мягкой оловянной матрицы с равномерно распределенными в ней твердыми включениями — интерметаллидами SnSb и Сиз8п. Экспериментально показано, что снижению коэффициента трения модельного порошкового материала способствует: увеличение дисперсности твердых включенийснижение объемного содержания интерметаллида Cu3Sn и увеличение концентрации интерметаллида SnSb в сплавепонижение скорости скольжения и повышение удельного давления в зоне трения. Этирезультаты доказывают, предложенное нами в главе 3, обоснование механизма формирования коэффициента трения литых оловянных баббитов, полученных по разным технологиям.

На основании испытания спеченной порошковой бронзы БрОЮ установлено, что её коэффициент трения, в исследованных условиях, не зависит от фракции порошка. Также установлено, что предельные нагрузочно-скоростные характеристики ([р], [v], [p-v]) антифрикционных материалов определяются, прежде всего, условиями трения (схема нагружения, смазочный материал, материал контртела и др.) и не могут быть иметь единого «универсального» значения для любого режимы эксплуатации.

Исследование спеченных материалов с различной концентрацией порошков баббита Б83 и бронзы БрОЮ показало, что наименьшим коэффициентом трения обладает материал, содержащий 70%oG баббитаи 30%об бронзы. Пониженное, в два и более раз, значение коэффициента трения этого материала подтверждает наше предположение о возможности создания режима «избирательного переноса» в паре трения баббит-бронза-сталь.

Плазменное напыление порошковой смеси, содержащий 20%oG бронзы.

БрОЮФ1 остальное — баббит Б83, позволило получить антифрикционное покрытие, имеющее более низкий, до 45%, коэффициент трения, чем у напыленного баббита Б83. И, в отличие от аналогичного спеченного материала, этот положительный эффект проявляется при всех нагрузочно-скоростных условиях испытания.

Спеченный материал и плазменное покрытие, обладающие минимальными коэффициентами трения среди испытанных материалов, имеют различное соотношение порошков баббита и бронзы в исходных смесях для спекания и напыления. По нашему мнению, это объясняется влиянием, в первую очередь, разного материала «твердых» включений — БрОЮ в спеченном материале и БрОЮФ1 в плазменном покрытии. Другим фактором может являться различие технологий изготовления материалов: методами порошковой металлургии и плазменного напыления. Это* обусловливает различие химико-физических процессов, протекающих в зоне трения, способствующих фрикционно-механическому переносу бронзовой компоненты материалов на стальное контртело и формирующих трение баббитной' составляющей уже по «бронзовой» пленке.

Плазменное покрытие Б83 (80%об) + БрОЮФ1 (20%об) имеет пониженный коэффициент трения как при малых скоростях трения, что характерно для литых бронз, так и при повышенных, что характерно для литых баббитов. То есть, по существу, в этом материале объединены положительные триботехнические свойства оловянных бронз и баббитов. Это, в своюючередь, создает предпосылки применения для ремонта и изготовления подшипников скольжения вместо двух разных сплавов Б83 и БрОЮ — одного материала, получаемого методом порошковой металлургии, либо плазменным напылением смеси, состоящей из порошков баббита и бронзы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Триботехника (износ и безысносность): Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: МСХА, 2001. 616 с.
  2. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / Чичинадзе А. В., Берлинер Э. М., Браун Э. Д. и др.- Под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2003. 576 с.
  3. В.К. Антифрикционные материалы и подшипники скольжения. Справочник. М.: МАШГИЗ, 1954. 384 с.
  4. .Г. Металлография. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Металлургия, 1971.408 с.
  5. Конструкционные материалы: Справочник / Арзамасов Б. Н., Бростем В. А., Буше Н. А. и др.- Под общ. ред. Б. Н. Арзамасова. М.: Машиностроение, 1990. 688 с.
  6. Металлы и сплавы. Справочник / Афонин В. К., Ермаков Б. С., Лебедев Е. Л. и др.- Под ред. Ю. П. Солнцева. СПб.: НПО «Профессионал», НПО «Мир и Семья», 2003. 1090 с.
  7. В.Н., Языков А. Е., Беликова Н. З. Подшипники и системы смазывания паровых турбин. Изд. 3-е перер. и доп. Челябинск: Цицеро, 2004. 484с.
  8. ГОСТ 27 674–88. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1988. 20 с.
  9. И.В. Трение и износ. Изд. 2-е пераб. и доп. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  10. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. 526 с.
  11. Д. Износ. Краткий исторический обзор // Проблемы трения и смазки (Труды американского общества инженеров-механиков). Пер. с англ. М.: Мир, 1977. № 4. С. 6 -10.
  12. А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. 590 с.
  13. Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирнаястойкость трущихся тел. М.: Наука, 1981. 137 с.
  14. В.И., Ребиидер П. А., Щукин Е. Д. Физико-химическая механика материалов. М.: АН СССР, 1962. 363 с.
  15. Поверхностная прочность материалов при трении / Под ред. Б. И. Костецкого. Киев: Техника, 1976. 292 с.
  16. В.А., Врублевский В. И., Купчинов Б. И. Древеснополимерные конструкционные материалы и изделия. Минск: Наука и техника, 1980. 278 с.
  17. П. Мировые достижения в области трибологии // Трение и износ. 1986. Т. 7, № 4. С. 593−603.
  18. В.А., Свириденок А. И., Петраковец М. И. и др. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск.: Наука и техника, 1976. 430 с.
  19. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. В 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979.
  20. Н.К., Петроковец М. И. Трибология. Принципы и приложения. Гомель: ИММС НАНБ, 2002. 310 с.
  21. .В. Что такое трение? М.: Изд-во АН СССР, 1963. 230 с.
  22. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения / Беркович И. И., Громаковский Д.Г.- Под ред. Д. Г. Громаковского. Самара.: Самар. гос. техн. ун-т., 2000. 268 с.
  23. М.М. Современные теории антифрикционности подшипниковых сплавов // Сб. науч. тр. «Трение и износ в машинах». М. Л.: АН СССР, 1950. Вып. VI.
  24. А.И. Антифрикционные сплавы. М.: Металлургия, 1956. 314 с.
  25. ГОСТ Р 50 740−95. Триботехнические требования и показатели. Принципы обеспечения. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1995. 10 с.
  26. Материаловедение: Учебник для высших технических учебныхзаведений / Арзамасов Б. Н., Сидорин И. И., Косолапов Г. Ф. и др.- Под общ. ред. Б. Н. Арзамасова. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Машиностроение, 1986. 384 с.
  27. ГОСТ 1320–74. Баббиты оловянные и свинцовые Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2001. 9 с.
  28. ГОСТ 1209–90. Баббиты кальциевые. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2001.5с.
  29. Н.П., Садыков Ф. А., Даниленко В. Н., Асланян И. Р. К вопросу о структуре баббита Б83 // Материаловедение. 2001. № 8. С. 24 27.
  30. A.M. Промышленные сплавы цветных металлов. Фазовый состав и структурные составляющие. М.: Металлургия, 1980. 255 с.
  31. М.В., Яковлев А. В. К исследованию усталостной долговечности баббитового слоя тяжело нагруженных подшипников скольжения // Заводская лаборатория. 1997. Т. 63, № 11, С. 39−47.
  32. М.А., Шевчук В. К., Браженко Е. Б. Получение мелкой структуры баббита при лазерном облучении // Материалы конференции «Вологодинские чтения». Владивосток: ДВГТУ, 2002.
  33. Лаборатория металлографии / Панченко Е. В., Скаков Ю. А., Попов К. В. и др.- Под ред. Б. Г. Лившица. М.: Металлургиздат, 1957. 695 с.
  34. WWW-МИНКРИСТ: Кристаллографическая и кристаллохимическая база данных для минералов и их структурных аналогов Электронный ресурс. / WWW-сервер Баз данных ИЭМ РАН. http://database.iem.ac.ru/mincryst/.
  35. Fields R. J., Low S.R. Physical and mechanical properties of intermetallic compounds commonly found in solder joints Электронный ресурс. / 2002 [cit. 2006−04−10]. http://www.metallurgy.nist.gov/mechanicalproperties/solderpaper. html.
  36. Н.И. Диаграммы состояния систем в металлургии тяжёлых и цветных металлов. М.: Машиностроение, 1993. 376 с.
  37. ГОСТ 613–79 (ИСО 4383 91). Бронзы оловянные литейные. Марки. М.: Изд-во стандартов, 2000. 5 с.
  38. ГОСТ 5017–2006. Бронзы оловянные, обрабатываемые давлением. Марки. М.: Стандартинформ, 2007. 6 с.
  39. ГОСТ 493–79. Бронзы безоловянные литейные. Марки. М.: Изд-во стандартов, 2000. 3 с.
  40. ГОСТ 18 175–78. Бронзы безоловянные, обрабатываемые давлением. Марки. М.: Изд-во стандартов, 1978. 9 с.
  41. Н.А. Подшипниковые сплавы для подвижного состава. М.: Транспорт, 1967. 224 с.
  42. ГОСТ 14 113–78. Сплавы алюминиевые антифрикционные. Марки. М.: Изд-во стандартов, 2003. 4 с.
  43. Материаловедение и конструкционные материалы: Справочник / Под ред. В. А. Белого. Минск: Вышейшая школа, 1989. 423 с.
  44. Антифрикционные самосмазывающиеся пластмассы и их применение в промышленности // Материалы семинара. М.: МДНТП, 1984. 143 с.
  45. В.А., Свириденок А. И., Петроковец М. И., Савкин В. Г. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск: Наука и техника, 1976. 432 с.
  46. .С. Порошковая металлургия. Напыленные покрытия. М.: Металлургия, 1987. 790 с.
  47. И.П., Пугина Л. И. Композиционные спеченные антифрикционные материалы. Киев.: Наукова думка, 1980. 400 с.
  48. Подшипники из алюминиевых сплавов / Буше Н. А. и др. М.: Транспорт, 1974. 256 с.
  49. Д.Г., Кузнецов Н. Д. и др. Повышение долговечности узлов трения путем применения карбонофторидов // Вестник машиностроения. 1987. № 8.
  50. Диаграммы состояния двойных металлических систем: Справочник: В"3.х т.: Т. 2 / Под общ. ред. Н. П. Лякишева. М.: Машиностроение, 1997. 1024 с.
  51. Ф.А., Барыкин Н. П., Валеев И. Ш. Влияние температуры и скорости деформации на механические свойства баббита Б83 с различной структурой // Проблемы прочности. 2002. № 2. С. 121−126.
  52. А.П., Смирягина Н. А., Белова А. В. Промышленные цветные металлы и сплавы: Справочник. 3-е изд., доп. и перераб. М.:1. Металлургия, 1974. 488 с.
  53. Ф.А., Барыкин Н. П., Валеев И. Ш. Влияние структурного состояния на механические свойства баббита // Физика и химия обработки материалов. 2001. № 2. С. 86−90.
  54. М.Х. Влияние структуры на свойства высокооловянистого баббита // Сб. науч. тр. «Трение и износ в машинах». М. JL: АН СССР, 1950. Вып. V. С. 83−93.
  55. М.А., Шевчук В. К., Браженко Е. Б. Упрочнение баббита Б83 непрерывным С02 лазерным- облучением // Материалы конференции «Вологодинские чтения». Владивосток: ДВГТУ, 2001. С. 49−52.
  56. В.Н., Колтунов С. Я., Лихницкий Г. В. Практическое руководство по водородной наплавке баббита. Киев: Южное отделение Машгиза, 1959. 98 с.
  57. Оловянные бронзы: справочник. Электронный ресурс. / Уральский завод цветных металлов, http://www.uzcm.ru/spravka/metall/olov/olov.php
  58. М., Клемм X. Справочник по металлографическому травлению. Пер. с нем. М.: Металлургия, 1979. 336 с.
  59. Д.А. Производство биметаллических втулок. Одесса.: Маяк, 1964. 48 с.
  60. Ю.С., Владзиевский А. П., Носкин Р. А. Справочник механика машиностроительного завода. Технология ремонта. В 2-х т. Т. 2. Изд. 2-е. М.: Машиностроение, 1958. 1068 с.
  61. Д.И., Петриченко В. К. Изготовление, обработка и применение безоловянистых и малооловянистых антифрикционных сплавов. М.: Металлургиздат, 1952. 144 с. -
  62. Патент № 2 160 652 RU, МПК В 22 D 19/08. Способ нанесения баббита на подшипник / Г. М. Котов, В. В. Цветков, А. И. Пальчиков, В. А. Маренцев, Аникина Т.М.- Левина С. В. 98 105 191/02- Заявлено 17.03.1998- Опубл. 20.12.2000.
  63. Ю.И., Андибнер А. Д. Изготовление биметаллическихвтулок. М.: МАШГИЗ, 1961. 40 с.
  64. Лящевский В. П: Новые способы изготовления и реставрации подшипников. М.: Морской транспорт, 1955. 100 с.
  65. А.П. Подшипники скольжения. (К организации новой отрасли машиностроительного производства). М.: НИИМАШ, 1969. 72 с.
  66. В.Г., Панкратов Д. Л., Волков Д. А. Технология получения биметаллов в процессе кристаллизации плакирующего слоя // Проблемы выживания и экологические механизмы хозяйствования в регионе Прикамья: Материалы симпозиума. Наб. Челны, 2002. С. 59−60.
  67. Патент № 2 116 178 RU, МПК7 В 23 К 20/08. Способ плакирования металлических поверхностей сваркой взрывом / А. А. Штерцер, Б. С. Злобин, Киселев В. В. (RU). 97 110 499/02- Заявлено 19.06.1997- Опубл. 27.07.1998.
  68. М.Ф. Металлы в турбостроении. М.: МАШГИЗ, 1954. 320 с.
  69. Патент № 2 167 738 RU, МПК7 В 22 D 19/08. Способ заливки вкладышей подшипников скольжения баббитом / А. Г. Громыко, В. В. Лукьянченков (RU). 97 110 358/02- Заявлено 17.06.1997- Опубл. 27.05.2001.
  70. Патент № 2 081 726 RU, МПК В 22 D 19/00. Способ получения биметаллических деталей / Г. И. Нечитайлов, О. Г. Кудашов, В. И. Малов, В. В. Марчуков, А. И. Михелин. 95 100 437 Заявлено 11.01.1995- Опубл. 20.06.1997.
  71. Ф. Порошковая металлургия. Пер с нем. М.: Металлургиздат, 1955. 518 с.
  72. B.C., Саклинский В. В. Порошковая металлургия в машиностроении. М.: Машиностроение, 1973. 126 с.
  73. А. Техника напыления. Пер. с японского. М.: Машиностроение, 1975.288 с.
  74. В.Н. Свойства плазменных покрытий // Известия сибирского отделения наук. Серия технические науки. 1989. Вып. 2. С. 85−96.
  75. И.А. Восстановление баббитных подшипников. М.: Морской транспорт, 1952. 68 с.
  76. И.А. Восстановление подшипников способом наплавки баббита газовым пламенем / Информационный листок. Центральный совет промысловой кооперации СССР. Москва, 1953. 13 с.
  77. В.Н., Колтунов С. Я., Лихницкий Г. В. Практическое руководство по водородной наплавке баббита. Киев.: Южное отделение Машгиза, 1959. 98 с.
  78. М.Х., Докунина Н. В. Зависимость макро- и микротвёрдости от состава для металлических систем, входящих в состав баббитов // Труды совещания по микротвёрдости. М.: АН СССР, 1951.
  79. ГОСТ 17 359–82. Порошковая металлургия. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1982. 18 с.
  80. А.А. Справочник термиста. Изд. 3-е испр. и доп. М.: МАШГИЗ, 1956. 332 с.
  81. А.Н. Технология турбулентной заливки сплавов скольжения // Сборник научных трудов III Российской научно-технической конференции «Физические свойства металлов и сплавов». Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С. 229−232.
  82. Патент № 38 649 RU, МПК7 В 22 D 7/04. Устройство для заливки подшипников скольжения / Б. А. Потехин, А. Н. Глущенко, В. В. Илюшин (RU). -2 004 101 513/20- Заявлено 19.01.2004- Опубл. 10.07.2004. Бюл. № 19.
  83. Патент 53 947 RU, МПК B33D 7/04. Устройство для турбулентного перемешивания кристаллизующегося металла в процессе турбулентного литья / Б. А. Потехин, А. Н. Глущенко (RU). 2 005 135 247/22- Зявл. 14.11.2005- Опубл. 10.06.2006. Бюл. № 16.
  84. А.Н., Потехин Б. А. Устройство и принцип работы машины для заливки подшипников скольжения / Материалы всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов. Екатеринбург: УГЛТУ, 2005. С. 295.
  85. А.Г. Восстановление подшипников скольжения с антифрикционным слоем из баббита // Технология металлов. 2000. № 2. С. 16−22.
  86. С.А. Стереометрическая металлография. Изд. З-е, перераб. и доп., М.: Металлургия, 1970. 376 с.
  87. И.В., Алисин В. В. Расчетный метод оценки трения и износа — эффективный путь повышения надежности и долговечности машин. М.: Знание, 1976. 56 с.
  88. П.А. Сопротивление материалов. М.: Высш. школа, 1983. 303 с.
  89. Д.Ф., Ястребов А. С. Метрология, стандартизация итехнические средства измерений: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2002. 205 с.
  90. А.Г., Крохин В. В. Метрология: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2002. 408 с.
  91. М.И., Балакин Ю. А., Гончаревич И.Ф: Термодинамический анализ условий зарождения и роста кристаллов при виброобработке металла // Известия ВУЗов. Чёрная металлургия. 1989. № 9. С. 27−29.
  92. В.В., Галкин И. Н., Потехин Б. А. Трибологические свойства интерметаллидов // Материалы научно-технической конференции студентов и аспирантов УГЛТУ. Екатеринбург: УГЛТУ, 2004. С. 168−169.
  93. А.Н. Закономерности формирования структуры и свойств оловянных баббитов в зависимости от способов литья. Дисс. канд. техн. наук: 05.16.04: защищена 17.02.06.: Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 158 с.
  94. Ю.А., Гладков М. И. Влияние внешних воздействий наtосновные параметры кристаллизации металлов // Известия ВУЗов. Чёрная металлургия. 2002. № 11. С. 52−56.
  95. В.В. Структурная зависимость коэффициента трения баббита марки Б83 // Сборник научных трудов III Российской научно-технической конференции «Физические свойства металлов и сплавов». Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С. 257−261.
  96. .А., Глущенко А. Н., Илюшин В. В. Свойства баббита марки Б83 // Технология металлов. 2006. № 3. С. 17−22.
  97. В.В., Потехин Б. А. Усталостные свойства баббита Б83 // Материалы IV всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Научное творчество молодежи лесному комплексу России», Часть 1. Екатеринбург: УГЛТУ, 2008. С. 254−257.
  98. .А., Илюшин В. В., Христолюбов А. С. Технологические пути повышения прочности цветных сплавов с интерметаллидным упрочнением // Материалы XLVII Международной конференции «Актуальные проблемы прочности», Часть 1. Н. Новгород, 2008. С. 272−274.
  99. А.П. Материаловедение. Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986. 544 с.
  100. В.В., Потехин Б. А. Влияние состава пламяобразующего газа при наплавке баббита Б83 на коэффициент трения // Материалы Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов. Екатеринбург: УГЛТУ, 2005. С. 109.
  101. .А., Елагин В. И., Ливанов В. А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: МИСИС, 2001. 413 с.
  102. И.А. Основные закономерности процессов трения и изнашивания в парах трения гидравлических машин1 // Вестник машиностроения. 2004. № 9. С. 42−47.
  103. Е.В., Лазарев Г. Е. Лабораторные испытания на трение и износ. М.: Наука, 1969. 115 с.
  104. .А., Измайлов Д. К., Христолюбов А. С., Илюшин В. В. Технология изготовления подшипников скольжения диффузионной сваркой // Известия ВУЗов. Черная металлургия. 2006. № 4. С. 33−35.
  105. Л.В. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения. М.: Машиностроение, 1983. С. 29−33.
  106. В.В., Потехин Б. А. Влияние дисперсности интерметаллидов на трибологические свойства синтетических баббитов // Материалы научно-технической конференции студентов и аспирантов УГЛТУ. Екатеринбург:1. УГЛТУ, 2004. С. 170.
  107. М.Х., Ильин А. Антифрикционные материалы в машиностроении. Киев-Львов: Гостехиздат Украины, 1947. 164 с.
  108. И.М., Андриевский Р. А. Основы порошковой металлургии. Киев: АН УССР, 1963. 420 с.
  109. А.Д. Пористые антифрикционные материалы. М.: Машиностроение, 1968. 207 с.
  110. С.С., Либенсон Г. Л. Порошковая металлургия. М.: Металлургия, 1972. 528 с.
  111. Л.Ф., Юга А.И., Фуцик О. И., Игнатенко Л. Д., Винокур В. Б. Влияние метода получения подшипникового материала на его служебные свойства//Порошковая металлургия. 1979. № 1. С. 65−70-
  112. B.C. Спеченные материалы в технике. М.: Металлургия, 1978. 232 с.
  113. В.Д. Свойства и применение порошковых материалов. Пер. с англ. / Под общ. ред. М. Ю. Балыпина, А. К. Натансона. М.: Мир, 1965. 390 с.
Заполнить форму текущей работой