Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Коренные социальные и политические изменения, произошедшие в нашем обществе за последние двадцать лет, привели к возрождению, возникновению и становлению различных социальных движений в России. После почти семидесятилетнего периода существования единой и единственной детской организации, обеспечивавшей социализацию и политизацию подрастающего поколения, идеологическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Део-юношое движение какциально-хологичий феномен
    • 1. 1. Део-юношое движение как чь общвенного движения
    • 1. 2. Део-юношое общвенное движение в трудах педагогов и хологов: оричий ект анализа
    • 1. 3. Подходы к ледованиюциально-хологичих бенней и характера интрагрупповогоруктурирования део-юношой организации
  • ГЛАВА II. Программа, результаты и интерпретация эмпирических данных исследования социально-психологических особенностей интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации
    • 2. 1. Программа ледования: пановка проблемы, гипотезы, методы, характерика контингента и организация ледования
    • 2. 2. ледованиециально-хологичих бенней интрагрупповогоруктурированиявременной део-юношой организации
    • 2. 3. Изучение эмоционально-оценочного компонента взаимоотношений учников део-юноших общвенных организаций и характера их межличнной ориентации в контактномобщве

Социально-психологические особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные социальные и политические изменения, произошедшие в нашем обществе за последние двадцать лет, привели к возрождению, возникновению и становлению различных социальных движений в России. После почти семидесятилетнего периода существования единой и единственной детской организации, обеспечивавшей социализацию и политизацию подрастающего поколения, идеологическое воспитание молодежи в духе доктрины коммунизма, стали появляться новые и возрождаться дореволюционные детские и молодежные объединения, различные по содержанию и направленности деятельности. Детская организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение страны. Современная детско-юношеская общественная организация может быть охарактеризована как объединение, создаваемое не для детей, а самими детьми, на основе свободного волеизъявления юных граждан России и при участии поддерживающих их взрослых для реализации общих интересов и защиты прав в условиях совместной, социально значимой деятельности.

По статистическим данным, сегодня в России действует более 20 тысяч молодежных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных), охватывающих своим влиянием 5,5 млн. детей и юношества, что составляет 30% детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях. Таким образом, мы можем говорить о сложившейся системе детского движения в нашей стране. Анализу данного социального явления посвящены исследования ряда ученых различных специальностей — педагогов, психологов, историков, юристов (М.В. Богуславский, В. К. Григорова, Е. И. Дмитриенко, А. Г. Кирпичник, З. И. Лаврентьева, P.A. Литвак, A.B. Малиновский, Э. А. Мальцева, К. Д. Радина, E.H. Сорочинская, Е. В. Титова, Т. В. Трухачева и 4 др.). Кроме того, возникла наука о детском движении — социокинетика. Все это свидетельствует о росте интереса к феномену детского движения, актуальности исследования молодежных объединений на современном этапе развития общества. При этом детская общественная организация, в отличие от государственных образовательных учреждений (например, школы), по своей природе является очень динамичной системой, чутко реагирующей на самые различные влияния в обществе, изменение исторических и социально-политических условий. В связи с этим представляется по-настоящему актуальной проблема социально-психологического исследования детско-юношеской организации на современном этапе ее развития.

Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение характера интрагруппового структурирования и особенностей статусных отношений в современной детско-юношеской организации.

Объект исследования — неформальная структура отношений в детско-юношеской общественной организации.

Предмет исследования — особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений в детско-юношеских организациях.

Для реализации цели нашего исследования необходимо выполнение следующих задач:

1. С помощью развернутого теоретического обзора проанализировать основные подходы к проблеме интрагруппового структурирования в социальных сообществах разного типа, определить базовый понятийно-терминологический аппарат исследования.

2. На основании теоретического анализа проблемы, наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих детско-юношеских общественных организаций и консультаций с компетентными лицами по особенностям взаимоотношений участников изучаемых общностей сформулировать гипотезы и разработать программу эмпирического исследования особенностей интрагруппового структурирования в контактных группах данного типа.

3. Диагностировать интрагрупповую дифференциацию по властному, аттракционному и референтометрическому критериям, выявить наличие связи между характером взаимоотношений участников изучаемых общностей и их внутригрупповым статусом.

4. Проинтерпретировать выявленные закономерности, раскрывающие специфику интрагруппового структурирования и характера межличностных отношений в исследуемых организациях, сформулировать на этом основании выводы диссертационного исследования и предложить блок практикоориентированных рекомендаций для руководителей данных объединений, старших вожатых и практических психологов, работающих с детско-юношескими общественными организациями.

Согласно основной гипотезе исследования мы предположили, что детско-юношеские общественные организации отличаются полной и развитой структурой межличностных отношений и при этом имеют черты моноструктурированных сообществ.

Первая частная гипотеза: в детско-юношеских организациях в тесной взаимосвязи находятся официальная система взаимоотношений и неформальная интрагрупповая структура. При этом представители управленческой группы детско-юношеского объединения имеют наиболее высокие аттракционный и референтометрический статусы.

Вторая частная гипотеза: наиболее адекватно структуры аттракционных и референтометрических отношений представляют члены сообществ, занимающие более высокое положение в группе, чем низкостатусные участники детско-юношеских организаций.

Третья частная гипотеза: среднестатусные участники общественных организаций выполняют интеграционную роль в своих группах: с одной стороны, они обеспечивают эмоциональное принятие и включенность во внутригрупповую систему отношений всех статусных категорий, с другой стороны, лидеры и аутсайдеры, решая задачу определения «сходства-различия», идентифицируют себя с категорией среднестатусных в большей степени, чем с представителями «полярных» статусных категорий.

Четвертая частная гипотеза: формальные детско-юношеские общности отличаются просоциальной направленностью развития, в том числе и неформальной интрагрупповой структуры. При этом эмоциональная оценка участника таких организаций определяется с ориентацией на личностные особенности, а не только в связи с его статусной позицией в группе.

Теоретико-методологические основы исследования построены на принципах системности, развития, единства внешнего и внутреннего в формировании психологических явлений, гуманизма, раскрытых в работах.

К.А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Б.Ф.

Ломова, В. Н. Мясищева, A.B. Петровского, C.JT. Рубинштейна, М.Г.

Ярошевского и др., что задает комплексный, системный и субъектный подходы к реализации исследовательских задач данной диссертационной работы. Принципиальное значение в разработке теоретической базы исследования, его организации и осуществлении имеют идеи А. Н.

Леонтьева о деятельности как формирующем факторе личностного развитияположения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа.

A.B. Петровский и др.), теория отношений личности (В.Н. Мясищев и др.), трехфакторная модель «значимого другого» (A.B. Петровский). Кроме того, теоретическими основаниями данного исследования являются результаты многочисленных эмпирических работ, посвященных изучению 7 интрагруппового структурирования реально функционирующих контактных сообществ (Я.Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев, P.JI. Кричевский, О. Б. Крушельницкая, H.H. Обозов, М. Е. Сачкова и др.), а также периодизация психического развития Д. Б. Эльконина, данные о психологических закономерностях этапов восхождения личности к эпохе зрелости в периоды отрочества, юности и ранней молодости (JI.C. Выготский, В. А. Ильин, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, A.B. Петровский, A.A. Реан, H.H. Толстых, Э. Эриксон и др.).

Для проверки справедливости выдвинутых гипотез и реализации поставленных задач наряду с анализом научной психологической, педагогической, социологической литературы, целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих детско-юношеских организаций и консультаций с компетентными лицами, в исследовании был использован комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрическая и референтометрическая процедуры, аутосоциометрия и аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж. Келли (в модификации М.Ю. Кондратьева) — а также статистические методы обработки данных (U-критерий Манна-Уитни) с использованием программного пакета SPSS 16.0.

Надежность и достоверность результатов настоящего исследования обеспечены теоретической проработанностью исследуемой психологической реальности, методологической обоснованностью исходных параметров исследования, применением батареи взаимодополняющих методик, адекватных цели, задачам и гипотезам исследования, репрезентативностью и объемом выборки, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В детско-юношеских общественных организациях существует полная, достаточно развитая и устойчивая трехуровневая групповая структура. При этом представители управленческой команды имеют наиболее высокий статус во всех неформальных интрагрупповых структурах.

2. Участники детско-юношеских объединений, имеющие разный статус, различаются по степени осознанности системы межличностных отношений и непосредственно своего положения в группах. Наиболее адекватно структуры аттракционных и референтометрических отношений представляют члены сообществ, занимающие более высокое положение в группе, чем участники организаций с низким статусом.

3. Среднестатусные участники общественных организаций выполняют интеграционную роль в своих группах: с одной стороны, они обеспечивают эмоциональное принятие и включение всех статусных категорий во внутригрупповую систему отношений, с другой стороны, одновременно являются достаточно значимым объектом идентификации для «полярных» статусных слоев.

4. Несмотря на признаки моноструктурированности, проявляющиеся в осуществлении монодеятельности, совпадении формальных и неформальных внутригрупповых структур, детско-юношеские организации характеризуются просоциальной направленностью развития. Кроме того, в подобных сообществах при оценке участниками друг друга преобладают позитивные и нейтральные характеристики над негативными, независимо от статусной принадлежности членов групп.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в связи с недостаточной разработанностью понятий «детско-юношеская общественная организация» и «детско-юношеское 9 общественное движение» в трудах отечественных педагогов и психологов нами была сделана попытка теоретического осмысления данных категорий. Так, детско-юношеское общественное движение, достигшее в своем развитии стадии институционализации и ставшее, по сути, новым социальным институтом воспитания подрастающего поколения, рассматривается нами как составной элемент общего социального движения. Современная детско-юношеская организация понимается как часть детско-юношеского движения, которая, с точки зрения социальной психологии, может быть охарактеризована как контактная группа со свободно формируемой организационной структурой, демократической иерархией взаимоотношений «взрослый — ребенок», развитой системой межличностных отношений и статусно-ролевого взаимодействия.

В ходе теоретического анализа междисциплинарных исследований изучаемого феномена была выявлена слабая степень проработанности вопросов социально-психологических особенностей данных общностей, связанных с процессами интеграции и дифференциации, в связи с чем было проведено исследование неформальной интрагрупповой структуры этих объединений, позволяющие дополнить имеющиеся в социально-психологической науке сведения о детерминантах формирования межличностных отношений в специфических типах контактных сообществ.

При этом в диссертационном исследовании подробно рассмотрены не только характерные особенности внутригруппового положения полярных статусных категорий, но и роль среднестатусных участников детско-юношеских объединений. Данный подход позволяет решить проблему диагностики характера межличностных отношений и определения уровня социально-психологического развития группы в отличном от традиционного ракурсе (т.е. посредством «решетки противостоящих позиций»), а именно через изучение специфики статусно-ролевых взаимоотношений всех статусных категорий между собой, включая среднестатусных членов сообществ. Кроме того, были выявлены значимые отличия характера интрагруппового структурирования и особенностей статусно-ролевых отношений, наблюдаемые в детско-юношеских общественных организациях, по сравнению с другими контактными сообществами, которые составляют индивиды данной возрастной категории, традиционно рассматриваемыми в русле социальной психологии, — ученическими группами, закрытыми подростковыми формированиями, временными объединениями — отрядами на базе летних лагерей.

Нами был также успешно апробирован экспериментально-диагностический комплекс социально-психологических методик, активно применяемых при исследовании ученических сообществ, на специфическом типе группы — детско-юношеской общественной организации.

Практическая значимость.

Полученные в ходе работы данные, выявленные закономерности и зафиксированные зависимости позволяют сформулировать ряд практикоориентированных рекомендаций, адресованных взрослым руководителям детско-юношеских общественных организаций, психологам, старшим вожатым. Следует отметить, что при разработке программ деятельности данных объединений необходимо особое внимание уделять мнению представителей лидерской страты, которые, как показало исследование, определяют стратегические направления развития группы, задают нормативно-ценностные основы функционирования общности, являющиеся ориентиром для других участников детско-юношеских организаций. Кроме того, было обнаружено, что среднестатусные участники формирований выполняют интегративную функцию, осуществляя эмоциональную поддержку всех участников сообщества. Важным является и вывод о том, что аутсайдеры, обеспечивая «массовость» объединения и принимая участие в различных мероприятиях, организуемых детско-юношеским формированием, сами при этом не всегда разделяют ценностную основу деятельности группы. В связи с этим обнаруженные специфические функции разностатусных испытуемых в системе межличностных отношений в детско-юношеской организации должны быть учтены при работе с данными формированиями.

Кроме того, предложенный и апробированный комплекс экспериментально-диагностических методик может быть использован руководителями детских организаций, старшими вожатыми, практическими психологами, работающими с данными общностями, для выявления внутригрупповых структур «взаимной значимости» (аттракционной, референтометрической, неформальной властной), определения характера межличностных отношений, направленности и уровня социально-психологического развития таких сообществ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на расширенных заседаниях кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ (2007— 2010 гг.), а также были представлены в докладах на VI, VII и VIII городских научно-практических конференциях молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые — столичному образованию» в 2007;2009 гг., на II международной конференции молодых ученых «Психологиянаука будущего» (2008 г.), а также на II международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (2009 г.). Результаты работы нашли отражение в лекционных занятиях и практических семинарах, проведенных у студентов факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета по дисциплинам «Политическая психология», «Методы социальной психологии».

Структура и объем работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, изложено на 152 страницах. Рукопись включает 18 таблиц и 6 рисунков.

Список литературы

содержит 167 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, из них 43 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Современная детско-юношеская организация — это среда становления и развития личности ребенка, способствующая удовлетворению потребности детей в объединении, самоактуализации и самоопределении в условиях социально полезной деятельности.

2. Детско-юношеские общественные организации характеризуются развитой структурой статусно-ролевых отношений, при этом наиболее высокое положение во всех внутригрупповых структурах «межличностной значимости» занимают представители управленческих команд таких общностей.

3. Высокостатусные участники сообществ играют наиболее значимую роль в референтометрической структуре отношений: представители всех страт организаций запрашивают у них информацию о значимых для группы явлениях, сверяя, таким образом, свое «видение» с общим идеологическим курсом организации.

4. Среднестатусные подростки оказываются достаточно привлекательными участниками внутригруппового взаимодействия в аттракционной системе взаимоотношений. В детско-юношеской организации они выполняют интегративную функцию, обеспечивая все статусные категории социометрическими и референтометрическими выборами, и в большей степени направляют свои усилия на то, чтобы включить всех участников в единую систему интрагрупповых отношений. Именно среднестатусные члены сообществ выступают в качестве достаточно значимого объекта идентификации для «полярных» статусных категорий.

5. Среднестатусные участники сообществ, так же, как и представители управленческой команды, наиболее адекватно видят структуры аттракционных и референтометрических взаимоотношений в детско-юношеских объединениях. Низкостатусные участники организаций имеют слабое представление о характере межличностных отношений и своем месте в структуре интрагрупповых взаимосвязей.

6. Аутсайдерами в детско-юношеских организациях, как правило, являются либо «новички» организации, находящиеся на стадии адаптации, либо подростки и юноши, периодически принимающие участие в досугово-развлекательных мероприятиях организаций, имеющие преимущественно эмоционально-аффективную мотивацию и при этом реализующие не готовность осуществлять социально значимую деятельность, а потребность общения со сверстниками.

7. Детско-юношеские организации характеризуются просоциальной направленностью развития, в том числе и неформальной структуры отношений, а также преобладанием положительных и нейтральных эмоциональных взаимооценок, вне зависимости от статусной принадлежности рецепиентов.

Рекомендации.

Данные практические рекомендации адресованы руководителям организаций, старшим вожатым и практическим психологам, работающим с детско-юношескими общественными организациями.

1. Оказывая воспитательное воздействие на участников детско-юношеских организаций, следует учитывать, что представители лидерской страты в большей степени могут повлиять на деловую систему отношений (и, прежде всего, ее ценностно-ориентационный компонент), а среднестатусные члены групп — на эмоциональную сферу жизнедеятельности объединения. Так, представители управленческих команд данных объединений, как правило, на 2−3 года старше остальных активистов и, следовательно, имеют больший социальный опыт, определяют стратегическое развитие группы и задают нормативно-ценностные направления, лежащие в основе деятельности подобных организаций. Также в целях привлечения новых участников в организацию следует учитывать ресурс среднестатусных членов объединений, которые демонстрируют готовность эмоционального принятия и поддержки разностатусных участников общностей, в том числе и «новичков». Одним из вариантов такой работы может быть реализован по принципу «шефства» среднестатусных над участниками формирования, проходящими стадию адаптации. В результате общения с ними в атмосфере доброжелательности и принятия новые члены могут знакомиться с нормами и правилами поведения в сообществе, узнавать о направлениях деятельности организации, в которых они могут принимать участие, а также возможных путях повышения своего статуса в организации.

2. Необходимо помнить о том, что лидеры в отдельных группах могут демонстрировать отстраненность от других членов группы, пытаясь «закрывать» свою собственную страту от вторжения в нее рядовых членов организаций, показывать отсутствие эмоциональной заинтересованности, желания взаимодействовать с представителями других статусных прослоек, что может негативно сказаться на социально-психологическом развитии данных общностей. Так, новые участники, приходя в такую организацию, не будут видеть возможностей для личностной самореализации, удовлетворения своих аффилиативных потребностей, и достаточно быстро будут стремиться покинуть данное формирование. Соответственно, имея в виду психологические особенности решаемых подростками-участниками данных объединений личностных задач, взрослым руководителям объединений следует организовывать и поддерживать развитие полидеятельности в группе, создавая, таким образом, дополнительные возможности для социализации разностатусных участников детско-юношеских организаций.

3. Важным аспектом, требующим рассмотрения, является вопрос преемственности в деятельности детско-юношеских организаций. Известно, что такие «группы сверстников» являются временными группами членства, даже в определении «детско-юношеский» очерчены возрастные границы участия в деятельности подобных формирований. Соответственно, раз в несколько лет происходит смена управленческой команды таких формирований, лидеры организаций, получив необходимый социальный опыт, перестают принимать участие в деятельности общности. Важно, чтобы на момент смены поколений в организации были бы подготовлены новые активисты, которые будут и дальше транслировать основные ценности организации, а также осуществлять руководство объединением. Для этого целесообразно создать систему дублеров, когда в связке с представителем лидерской команды по его направлению деятельности в организации работал бы среднестатусный участник организации, перенимающий опыт руководства и готовый впоследствии заменить сегодняшнего «управленца».

4. Взрослым руководителям и практическим психологам, работающим с детско-юношескими общественными объединениями для своевременной диагностики направленности взаимоотношений в организации, а также определения аттракционной, референтометрической и неформально-властной внутригрупповых структур с целью оптимизации процессов группового развития может быть полезен разработанный и апробированный в данном исследовании комплекс экспериментальных и диагностических методик и методических приемов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ специальной литературы, целенаправленное наблюдение за жизнедеятельностью реально функционирующих детско-юношеских общественных организаций, полученные в ходе экспериментального исследования данные и результаты их интерпретации позволили нам прийти к ряду выводов и сформулировать блок практикоориентированных рекомендаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Д. Коммунарская среда // Социокинетика: лидерство в детском движении: время и ценности. Ч. 1. / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2004.
  2. М.А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса. // Проблемы социальной психологии. — М., 1971.
  3. Л.В. Детское движение — субъект воспитания: Теория, история, практика. — М., 2002.
  4. Л.В. Детское движение — субъект воспитательного пространства. Концепция. М., 2004.
  5. Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. М., 2007.
  6. Л.В. Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации в условиях развитого социализма. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1978.
  7. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90−96.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  9. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.
  10. Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
  11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. М., 1999.
  12. Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 61−65.
  13. Г. Б. Теория и методика воспитания младшего школьника. Учебно-методическое пособие. — Ярославль, 2006.
  14. Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1997.
  15. Басов Н. Ф, Некоторые вопросы разработки понятийного аппарата истории детского движения // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза. Челябинск, 1992.
  16. Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М., 1984.
  17. В.М. Избранные произведения. — М., 1954.
  18. М.В. История теории // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях. Часть I./ Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Москва, 2000. С. 12−40.
  19. М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. Тверь, 2007.
  20. A.A. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13−17.
  21. Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. — М., 1969.
  22. Введение в психологию / Под общ. ред. A.B. Петровского. М., 1996.
  23. .Н. Влияние коллектива на оценку учащимися положительных качеств личности своих одноклассников // Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах учащихся и рабочей молодежи. Минск, 1970.
  24. A.A., Кочергин В. Н., Фришман И. И. Система самоуправления в детских общественных объединениях. — Нижний Новгород, 2007.
  25. A.A., Кочергин В. Н., Степанова Е. К., Фришман И. И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I.-M., 2007.
  26. A.A., Кочергин В. Н., Степанова Е. К., Фришман И. И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть II.-М., 2007.
  27. Воспитать человека / сост. Н. И. Монахов. М., 1989.
  28. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т 2. М., 1982.
  29. Е. Социология политических отношений. М., 1979.
  30. Э. Социология / Пер. с англ.- науч. ред. В.А.Ядов- общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича.— М., 1999.
  31. И.Г. Этапы пионерского пути. Книга для классных руководителей и вожатых. М., 1982.
  32. П. Новая молодежная политика 2003−2005. М., 2006.
  33. Детское движение: словарь-справочник / ред.-сост. Т. В. Трухачева. М. — Минск, 1998.
  34. Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы исследования больших групп /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. С. 196 — 205.
  35. В.В. Скаутские организации Москвы. М., 2007.
  36. М.И. Общая и социальная психология. -М., 1999.
  37. И.Н. Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики (Мысли о воспитании) // Игра и детское движение. М., 1992.
  38. Закон о защите детства // Законодательство РФ о защите прав ребенка: сб. справ. / Рос. Дет. Фонд- авт.-сост. Е. М. Рыбинский, H.A. Иванова. — М., 1999.
  39. И.С., Трухачева Т. В. Торжественно обещаю: книга для учителя. М., 1990.
  40. И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982.
  41. И.П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. М., 1990.
  42. А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988,
  43. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
  44. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общие и возрастные особенности). Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. М., 1980.
  45. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
  46. М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 33−42.
  47. М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  48. Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. с. 42−51.
  49. Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 6. с. 119−129.
  50. Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М., 1991.
  51. Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
  52. Н.К. О коммунистическом воспитании школьников / сост. О. И. Грекова, К. А. Гусева, А. О. Кудряшова. М., 1987.
  53. В.А. Факторы развития детских объединений // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-хчастях / Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Москва, 2000. Часть I. С. 41−54.
  54. В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке. Монография. Кострома, 2000.
  55. Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. — Архангельск, 1997.
  56. Е. С. Особенности вузовского коллектива. Основы вузовской педагогики. — Л., 1972.
  57. З.В. Соотношение социометрических и референтометрических выборов // проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981.
  58. И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2006.
  59. В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. -Спб., 2001.
  60. P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Авгореф. дисс. .докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  61. P.A. К вопросу об основных понятиях «детское движение», «детская организация», «детское объединение» // Сотрудничество семьи, детей, социального педагога. — Челябинск, 1996.
  62. А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. 3. Вульфова. М., 1986
  63. А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М., 1978.
  64. А.Н. Общие вопросы эмоциональной совместимости в контактных юношеских группах // Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. — Курск, 1971.
  65. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  66. A.C. О коммунистическом воспитании. Баку, 1953.
  67. Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. Монография. — Ижевск, 2005.
  68. Э.А. Детское движение в России: уроки истории // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 1. С. 137−148.
  69. Э.А., Костина Н. М. Детское движение как предмет научного познания // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 2.С. 8192.
  70. С. Век толп. М., 1996.
  71. А. Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2008.
  72. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2007.
  73. Неформальное образование детей молодежи в общественных объединениях: сборник научно-практических материалов / сост. И. И. Фришман. Н. Новгород, 2008.
  74. И.Н. Проект, обновления ВПО // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 3−4.
  75. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории.-М., 1978.
  76. H.H. Межличностые отношения. Л., 1979.
  77. Д.В. Основы политической психологии. М., 2001.
  78. Д.В. Психология масс. СПб., 2001
  79. . Д. Социальная психология. СПб., 2003.
  80. А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  81. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978.
  82. A.B. Трехфакторная модель значимого другого.// Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 7−17.
  83. В.И., Писаренко И .Я. Педагогическая этика. Минск, 1977.
  84. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005.
  85. JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. — СПб., 2002.
  86. A.C. Нормативно-правовые основы взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. М, 2007.
  87. Психологическая теория коллектива / Под. ред. A.B. Петровского. — М., 1979.
  88. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. -Л., 1975.
  89. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб., 2000.
  90. М.А., Тильман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994. С. 128−131.
  91. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
  92. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора. -М., 1996.
  93. В.В. Сумерки просвещения. — М., 1990.
  94. С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. т. 11. № 5.
  95. М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М. — Воронеж, 2002.
  96. М.Е. Статусно-ролевые отношения и интрагрупповое структурирование в ученических группах. М., 2005.
  97. М.Е., Новожилова Н. И. Исследование функций референтных подростково-юношеских объединений // Личность и группа в образовательном пространстве: сборник научных трудов. Вып. 4. / под ред. О. Б. Крушельницкой. -М., 2011. С. 53−61.
  98. В.А. Методика воспитательной работы. М, 2002.
  99. А.А. В борьбе за нового человека. Комсомол 1920-х годов как институт политической социализации. — Тамбов, 1998.
  100. Н. Социология / под. ред. В. А. Ядова — М., 1994.
  101. В.И. Молодежное движение в России: история, современность. Рязань, 2003.
  102. В.А., Красникова Е. А. Социальная психология. М., 2010.
  103. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях. Ч. I./ Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Москва, 2000.
  104. Социокинетика: стратегия и тактика нового детского движения. / ред.-сост. Т. В. Трухачева. -М., 2004.
  105. Юб.Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
  106. А.В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.
  107. Т.В. Периодизация детского движения России // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Москва, 2000. Часть I. С. 86−108.
  108. А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Научное издание. — Кострома, 2004.
  109. ПО.Уманский JT. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность // Под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова. М., 1975.
  110. Ш. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  111. Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. — Кострома, 2001.
  112. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 96-ФЗ // Документы и проекты. М., 2001.
  113. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82 — ФЗ, ст. 9 // Документы и проекты. М., 2001.
  114. А.Б., Фомин Н. С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. М., 2007.
  115. С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1994.
  116. Т. Социальная психология. М., 1967
  117. Е. В., Кузьмин Е. С. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М., 1984.
  118. И9.Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ.- под ред. В. А. Ядова — М., 1996.
  119. Е.В. Исследование явения референтности в системе межличностных отношений: Автореф. канд. Дисс. -М., 1979.
  120. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  121. Э. Детство и общество. — СПб., 2000.
  122. Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 2006.
  123. Ю.В. Анализ социометрических и «деловых» выборов в условиях различных типов групповой деятельности // Психологические проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  124. Aberle D. The Reyote Religion Among the Navaho. Chicago, 1966.
  125. Berk Richard. A gaming approach to crowd behaviour // American Sociological Review. 1974.
  126. Brown B.B. The role of peer groups in adolescents' adjustment to secondary school / Peer Relationships in Child Development. N. Y., 1989. P.188−215.
  127. Brown B.B. Peer Groups and Peer Cultures / The Developing Adolescent, ed. Shirley S. Feldman and Glen R. Elliott. Cambridge, 1990.
  128. Brown B.B. Casting Adolescent Crowds in a Relational Perspective: Caricature, Channel, and Context / Personal Relationships during Adolescence, ed. Raymond Montemayor, Gerald R. Adams, and Thomas P. Gullotta. Thousand Oaks, 1994.
  129. Cantril H. The psychology of social movements. N. Y., 1941.
  130. Clausen J. Socialization and Society. Boston, 1968.
  131. Coleman J. The Adolescent Society. -N. Y." 1961.
  132. Coleman J. Friendship and the peer group in adolescence / Handbook of Adolescent Psychology. N. Y., 1980. P. 408−431.
  133. Conger J. Adolescence and youth psychological development in a changing world. -N.Y., 1973.
  134. Corsaro W. Routines in the Peer Culture of American and Italian Nursery School Children / Sociology of Education. 1988. № 1. P. 1−14.
  135. Corsaro W. Children’s Peer Cultures / Annual Review of Sociology. 1990. № 16. P. 197−220.
  136. Csikszentmihalyi M., Larson R. Being Adolescent. N. Y., 1984.
  137. Davies J.C. Towards a theory of revolution // American Sociological Review. 1962.
  138. Denton D.W. The attraction selection — attrition model of organizational behavior and the homogeneity of managerial personality // Current research in social psychology. 1999. Vol. 4. № 8. P. 146−159.
  139. Fiedler F. A theory of leadership effectiveness.-N.Y., 1967.
  140. Fielding K.S., Hogg M.A. Social identity, self-categorization and leadership: a field study of small interactive groups // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 1997. Vol. 1. № 1.
  141. Forsyth D.R. Social psychology. Monterey, 1987.
  142. Friesen D. Academic-Athletic-Popularity Syndrome in the Canadian High School Society / Adolescence. 1968. № 3. P. 39−52.
  143. Heberle R. Social movements. N.Y., 1970.
  144. Hoffer E. The true believer. N.Y., 1963.
  145. Homans G. C. Social Behavior: its Elementary Forms. — N. Y., 1961.
  146. Homans G. C. The human group. -N. Y., 1961.
  147. Hunter J.A., OBrien K.S., Grocott A.C. Social identy, domain specific self-esteem and intergroup evaluation // Current research in social psychology. 1999. — Vol. 4. — № 6. — P. 160−177.
  148. Kaplan, Leslie S. Coping With Peer Pressure. N. Y., 1993.
  149. Kircler, E. Palmonari, A. & Pombeni, M. Developments Tasks and Adolescents' Relationships with their Peers and their Family / Adolescence and Its Social Worlds. Hillsdale: Lawrence Erbaum Associates, 1993. — P. 145 167.
  150. Le Ban G. The crowd. N.Y., 1960.
  151. LemertE. Social pathology. N.Y., 1961.
  152. Louv R. Childhood’s Future. Boston, 1990.
  153. Merton R. Social theory and social structure. Glence, 1968
  154. Milgram S., Toch H. Collective Behaviour: Crowds and Social Movements // The Hanbook of social psychology /Eds. G. Linzey, E. Aronson, Reading, MA: Addison Wesley Publ. Co., 1969 P. 507−610.
  155. Rubini M., Graziani A.R., Palmonari A. Why adolescent groups are not alike: the role of group functions // Current research in social psychology. -1999.-Vol. 10.-№ 8.-P. 156−170.
  156. Rigsby L. Value Orientations of High School Students // The Sociology of Education: A Sourcebook. Homewood, 1975.
  157. Sherif M., Sherif C. Reference groups. Chicago, 1964. 159. Spergel I. The Youth Gang Problem: A Community Approach. — N. Y., 1995.
  158. Steinberg L. Adolescence. N. Y., 1996.
  159. Stockdale J. The society for the study of social problems. Wash. (D.C.), 1970.
  160. Stone M. In the Eyes of the Beholder: Adolescents' Perceptions of Peer Crowd Stereotypes / Adolescent Behavior and Society: A Book of Readings. Boston, 1998.
  161. Tilly Ch. Social Movements: 1768—2004. Boulder, 2004.
  162. Turner R.N., Killian L.M. Collective behavior. New Jersey, 1972.
  163. Upset S. Political sociology. N.Y., 1959.
  164. Youniss J., Smollar J. Adolescents' relations with mothers, fathers, and friends. Chicago, 1985.
  165. Zarbatany L. Peer Group Status as a Moderator of Group Influence on Children’s Deviant, Aggressive and Prosocial Behavior / Child Development. Vol. 78. Issue 4.
Заполнить форму текущей работой