Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа исследования Теоретическую базу исследования составили: концепции, связанные с разработкой системности в изучении личности и развития системы отношений личности (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев), образного содержания системы отношений личности, понятие ее образной сферы (A.A. Гостев) — положения культурно-исторической теории развития высших… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологической готовности к педагогической деятельности в полиэтнической среде
    • 1. 1. Психологическая готовность к деятельности как феномен в психологии
    • 1. 2. Готовность к педагогической деятельности студентов-мигрантов как психологическая проблема профессиональной подготовки
    • 1. 3. Образовательный процесс в полиэтнической среде
    • 1. 4. Психологические и этнофункциональные особенности развития личности студентов-мигрантов и немигрантов
  • Глава 2. Организация, методы и результаты эмпирического исследования психологических и этнофункциональных показателей готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов и немигрантов
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования
      • 2. 2. 1. Профессиональные предпочтения студентов-мигрантов и немигрантов
      • 2. 2. 2. Мотивационный компонент психологической готовности студентов-мигрантов и немигрантов
      • 2. 2. 3. Особенности этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности студентов-мигрантов и немигрантов
  • Выводы

Психологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокая степень социокультурной неоднородности современного цивилизованного общества, а также различного рода метисации, значительные миграции населения из одних климато — географических условий в другие определяют крайнюю маргинализацию этого общества по всем группам этнических параметров. Решение проблемы развития личности, ее подготовки ко всем сложностям жизни на различных образовательных этапах начиная с дошкольного и заканчивая вузовским должно учитывать сегодня такие процессы, как массовые миграции, урбанизация, развитие высоких технологий, средств массовой информации, увеличение и активная ротация информационных потоков и др. Все это приводит к тому, что восприятие человеком мира и культуры становится «мозаичным», состоящим из весьма разнородных исторических, политических, этнокультурных элементов (В.А. Тишков, В. О. Шустова, К. С. Бочнер, О. Тоффлер, Э. Ферхнем и др.).

Деятельность человека, жизнь в новых условиях предполагает выделение новой части в системе личности, формирование как бы «нового психологического органа», в котором в новом качестве должны выступать уже сформированные ранее или только наметившиеся свойства личности, дополняемые заново складывающими характеристиками (Анцыферова Л.И.).

Проблема психологической готовности человека к включению в новую для него деятельность, сферу жизни относится к числу активно разрабатываемых в последнее время психолого-педагогических проблем. Большое внимание исследователей к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами: это одна из основных проблем психологии становления личности, в которой «психологическая готовность» рассматривается как образование, обеспечивающее и характеризующее возможности непрерывного роста личности в настоящем и будущем, деятельного ее отношения к миру и к себе, и как критерий разных этапов этого процессаисследование многообразных проявлений феномена психологической готовности" человека чрезвычайно важно для психологической практики, поскольку дает представление о механизмах и условиях особых последовательных личностных преобразований.

В своей работе мы анализируем положения таких авторов, как М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, К. К. Платонов, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Д. И. Фельдштейн и др., которые выделяют следующие компоненты готовности к деятельности: мотивационный (ответственность за решение задач), ориентировочный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности), операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.), волевой (самоконтроль, умение управлять своими действиями), оценочный (оценка своей подготовленности). Можно рассматривать более высокий уровень готовности к педагогической деятельности по совокупности таких параметров как: интерес и склонность к сфере деятельности «человек-человек», сформированность умений в сфере «человек-человек», развитость рефлексии (совпадение высоких значений по шкалам «интерес», «умение», «положительное отношение к действиям» и «адаптация" — мотивация приобретения знаний и овладение профессиеймотивация к успеху и избегание неудач.

С научной и практической точки зрения представляется актуальным исследование этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности в связи с психологической готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов, так как этнофункциональная парадигма в психологии A.B. Сухарева позволяет системно учитывать всю совокупность факторов, влияющих на развитие личности и в том числе на ее психологическую готовность к деятельности в современной культурно-исторической ситуации.

Теоретико-методологическая основа исследования Теоретическую базу исследования составили: концепции, связанные с разработкой системности в изучении личности и развития системы отношений личности (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев), образного содержания системы отношений личности, понятие ее образной сферы (A.A. Гостев) — положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (JI.C. Выготский), теория развития личности (Л.И. Божович, A.B. Запорожец и др.) — этнофункциональный подход к развитию личности (A.B. Сухарев, В. О. Шустова, Е. А. Выдрина, В. В. Тимохин, A.A. Шапорева, С. Л. Бухарева и др.) — исследования феномена психологической готовности человека к деятельности (Т.В. Кудрявцев, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова, Е. С. Романова, Н. В. Кузьмина, Д. И. Фельдштейн, К. К. Платонов, Л. Коломинский, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, Е. В. Моргунов, В. Э. Чудновский, Б. Д. Парыгин, И. А. Зимняя, A.A. Деркач, C.B. Рыбников и др.) — проблемы исследования профессиональной подготовки (А.К. Маркова, Н. В. Кузьмина, A.A. Деркач, Т. В. Кудрявцев, Е. И. Исаев, Е. А. Климов, A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум, О. В. Еремкина, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков, Н. С. Чернышева, Е. В. Мартынова и др.) — психологической готовности к педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн).

В основу нашего исследования мы положили этнофункциональный теоретико-методологический подход к развитию личности A.B. Сухарева. В рамках этого подхода нарушения этнофункционального развития образной сферы личносим могут обусловливать ее психическую дезадаптированность, которая может оказывать влияние и на формирование умений и навыков, мотивации к профессиональной деятельности.

Цель настоящего исследования — выявить связь психологической готовности к педагогической деятельности с особенностями этнофункционального развития личности у студентов-мигрантов и немигрантов, обучающихся педагогическим специальностям.

Объект исследования — психологическая готовность к педагогической деятельности студентов-мигрантов и немигрантов.

Предмет исследования — психологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности личности студентов-мигрантов.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что готовность к педагогической деятельности может быть детерминирована как мотивами, так и соответствующими зрелыми личностными выборами, обусловленными этнофункциональным развитием образной сферы личности студентов-немигрантов.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научные исследования и теоретические подходы по проблемам психологической готовности к педагогической деятельности, а так психологической подготовки студентов педагогических специальностей.

2. Выявить компоненты психологической готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов и немигрантов.

3. Выявить особенности этнофункционального развития личности у студентов-мигрантов и немигрантов.

4. Провести сравнительное эмпирическое исследование связи психологической готовности к педагогической деятельности с нарушением этнофункционального развития личности у студентов-мигрантов и немигрантов.

Методы эмпирического исследования. Для решения поставленных задач применялись:

1. Теоретический анализ литературы.

Для диагностики уровня психологической готовности к педагогической деятельности использовались:

2. Дифференциально диагностический опросник Е. А. Климова в модификации А. К. Осницкого, который позволил получить информацию об профессиональных интересах, умениях, предпочтениях и сформированности студентов как субъектов деятельности, а также позволил прогнозировать удовлетворенность избранной профессиональной деятельностью [114, С. 90−96].

3. Методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Т. И. Ильиной позволила выявить отношение студентов-мигрантов и немигрантов к приобретению знаний, овладению профессией и получению диплома [121, С.491].

4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс) позволила выявить результаты этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу [121, С.505−509].

Особенности этнофункционального развития образной сферы личности студентов определялись при помощи.

5. Метода структурированного этнофункционального интервью, разработанного A.B. Сухаревым. С помощью данного метода диагностируется этнофункциональное развитие образного содержания системы отношений личности и наличие этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов в образной сфере личности, понимаемой как система устойчивых «вторичных образов» (памяти, воображения, представлений и др.) (A.A. Гостев) [159, С.123−133, 519 530].

Статистическая оценка результатов проводилась с использованием критериев /2 Пирсона и U Вилкоксона — Манна — Уитни.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в применение этнофункционального подхода к применению психологической готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов и немигрантов. Выявлена взаимосвязь психологической готовности к педагогической деятельности у студентов-мигрантов и немигрантов с различными особенностями этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по психологической адаптации студентов в профессиональной педагогической деятельности. Метод структурированного этнофункционального интервью может быть применен как диагностический инструмент в психологической практике. Разработанные рекомендации по формированию психологической готовности молодежи к педагогической деятельности, в работе педагогов, психологов, родителей, специалистов служб миграции, профессиональной ориентации населения, профессионального отбора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения были представлены на межрегиональной научно-практической конференции Орловской региональной академии государственной службы «Инновационные модели государственного и муниципального управления: взгляд в будущее» (2008) — на международной научно-практической конференции «Современная деловая культура» (г.Рязань 07.04.09.) — на IV Международной научно-практической конференции «Социальные трансформации: образование, наука, практика» (г.Брянск 25.05.09.), основные результаты исследования освещены в центральных психолого-педагогических изданиях.

Результаты диссертационного исследования были внедрены в учебный процесс вузов г. Брянска с педагогическими, психологическими специальностями и используются в циклах лекционных, семинарских, практических занятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для студентов-мигрантов и немигрантов характерна неравномерность проявлений психологических и этнофункциональных показателей готовности к педагогической деятельности.

2. В качестве психологических и этнофункциональных показателей готовности к педагогической деятельности выступают: интерес, склонность к сфере деятельности «человек-человек», развитость рефлексиимотивация приобретения знаний и овладение профессией и избегание неудач, этнофункциональное образное содержание системы отношений личности к профессиональной деятельности.

3. Для студентов-мигрантов характерен более высокий уровень психологической готовности к педагогической деятельности по следующим показателям: интерес и склонность к педагогической деятельности, сформированность умений, развитость рефлексии, наличие склонности к деятельности в профессиональной сфере «человек-человек», мотивы приобретения необходимых знаний для овладения педагогической профессией.

4. Студенты-мигранты с более высоким уровнем психологической готовности к педагогической деятельности характеризуются меньшим количеством нарушений. этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности по сравнению со студентами-немигрантами.

Структура диссертации. Работа содержит введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы, включающий 212 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложения, содержащие таблицы с данными эмпирического исследования.

Выводы: е>б?)Расширено теоретическое представление о психологической готовности человека к деятельности, выявлена роль этнической функции образного содержания отношений личности к культурным и биологическим этническим признакам и нарушений этнофункционального развития образного содержания отношений личности с психологической готовностью студентов-мигрантов к педагогической деятельности. о-йоУ студентов-мигрантов выявлен более высокий уровень психологической готовности к педагогической деятельности по сравнению с немигрантами по таким показателям, как интерес и склонность к педагогической деятельности, сформированности умений, развитию рефлексии, наличие склонности к деятельности в профессиональной сфере «человек-человек» и высокого уровня мотивации к приобретению профессиональных знаний и овладению педагогической профессией. ш-аоДля студентов-мигрантов, по сравнению со студентами-немигрантами, характерно меньшее количество нарушений этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности.

0<20 По сравнению со студентами-немигрантами у студентов-мигрантов выявлен более высокий уровень психологической готовности к педагогической деятельности.

Установлено, что более высокий уровень психологической готовности к педагогической деятельности у студентов-мигрантов и немигрантов связан с уменьшением количества нарушений этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности.

Заключение

.

Расширено теоретическое представление о психологической готовности человека. Выявлены компоненты психологической готовности в контексте интеграционного единства системы отношений к профессии. Структурные компоненты психологической готовности к педагогической деятельности позволяет установить, что в структуре любой разновидности готовности выделяется ее центральный, ведущий компонент, выступающий наиболее значимым в ее функционировании.

Исследование показало, что студентов-мигрантов по сравнению с немигрантами отличает более высокий уровень готовности к педагогической деятельности по всем выявленным показателям.

Наличие совокупности приобретаемых знаний и умений, которые сформировались в предыдущей деятельности (игре, учебе) и обеспечивают правильное понимание в их представлениях педагогических действий, взаимоотношений и поведения.

Положительное эмоционально-оценочное отношение к сфере будущей деятельности составляет основу сформированности профессионального интереса, выражающегося в потребности приобретать профессиональные знания, умения и навыки в процессе овладения профессией. У студентов-мигрантов более выражена мотивация на приобретение педагогической профессии, что соответствует более зрелому личностному выбору. Студентов-немигрантов, в свою очередь, отличает более частый выбор мотива «получение диплома».

Мотивация к успеху у студентов-мигрантов по сравнению со студентами-немигрантами, свидетельствует о том, что каждый второй студент-мигрант направлен на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов, т. е. достичь успеха, который проявляется в продуктивности деятельности, степени активности студентов, их самостоятельности. Студенты-немигранты отличаются более высоким уровенем мотивации к избеганию неудач, их инициатива направлена на избегаие порицания, они ставят перед собой неоправданно завышенные цели и недостаточно высоко оценивают свои возможности, их активность имеет иное направление.

У студентов-мигрантов по сравнению с немигрантами выявлено меньше количества нарушений этнофункционального развития образного содержания отношений личности. Данный факт, как показывают ранее проведенные исследования, свидетельствует о сравнительно меньшей степени психической дезадаптированности у мигрантов и относительно большей степени личностной зрелости (Е.А. Выдрина, A.A. Шапорева и др.).

Более высокий уровень психологической готовности к педагогической деятельности у студентов-мигрантов, можно, по-видимому, объяснить тем, что меньшее количество нарушений на начальных стадиях этнофункционального развития личности способствовало формированию у них более высокого уровня развития потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Это в свою очередь, является условием формирования более четкого представления о своем профессиональном будущим, а в условиях миграции позволило определить конкретную сферу деятельности, в которой наиболее полно можно реализовать профессиональные возможности.

Представляется, что меньшее количество этнофункциональных нарушений в развитии личности у мигрантов обусловлено политически-современными тенденциями к большей традиционной направленности их воспитания в родных культурах стран бывшего СССР (украинской, белорусской, молдавской, казахской, узбекской, таджикской, грузинской, армянской). В России же (особенно в мегаполисах традиционно «русских» ареалов — Москва и др.), напротив, на современном этапе культурно-исторического развития преобладает выраженная тенденция к либерализации и мультикультурности, как в СМИ, так и в системе образования. Именно поэтому среди студентов-мигрантов чаще проявляются этноинтегрирующие литературные, музыкальные образы, а также предпочтение продуктов питания традиционных для их родной этносреды.

Нарушения этнофункционального развития образной сферы личности на начальных стадиях могло привести к деформации системы отношений личности, в том числе и ее профессионального самоопределения.

Таким образом, в результате теоретического и эмпирического исследования, подтверждена возможность применения этнофункционального подхода к психологической готовности студентов обучающихся педагогическим специальностям. Установлено, что у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, нарушения этнофункционального развития образного содержания системы отношений личности и наличие этнодифференцирующего образного содержания ее отношений к биологическим (продукты питания) и культурным (музыка и литература) этническим признакам связаны с низким уровнем психологической готовности к педагогической деятельности.

Исследование показало, что метод структурированного этнофункционального интервью свидетельствует о возможности его широкого применения в психолого-педагогической практике, для разработки рекомендаций по формированию психологической готовности молодежи к педагогической деятельности, в работе родителей, педагогов, психологов, специалистов служб миграции, профессиональной ориентации населения, профессионального отбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды, — М-В: Изд. НПО «МОДЭК», 1999.- 224с.
  2. Л.М. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психологический журнал. 1981. Том 2. № 2. С. 3544.
  3. .Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2004.- 208с.
  4. К.Б. Толерантность как основа интеграций в мировое культурное пространство //Мир образования- образование в мире. 2005. № 4(20). С. 32−40.
  5. H.A. Диагностика педагогических способностей.- М.: Изд. «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-80с.
  6. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363с.
  7. Ю.В. Развитие профессиональной направленности учащихся //Мир образования образование в мире. 2004. № 3(15). С. 133−136.
  8. В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям.-М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.- 176с.
  9. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 28−40.
  10. Ю.Асташева H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.- 272с.
  11. П.Бааль Н. Явление молодежного политического экстремизма //Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 116−118.
  12. Г. В., Бондырева С. К., Клименко Н. И., и др. Социаальная адаптация и профессиональная реабилитация мигрантов в учрежденияхдовузовского профессионального образования — запрос времени.- М.: МПСИ, 2005.- 184 с.
  13. Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования.- М.: МПСИ, 2005.- 152с.
  14. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка.-М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.- 208с.
  15. Д.А. Учитель, возлюби ближнего твоего, как самого себя: педагогическая рефлексия сущности и содержания понятий любви и ближнего в религии и педагогике.- М, 2006.- 112с.
  16. Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма.- М.: МПСИ, 2006.- 128с.
  17. H.A. Судьба России. М, 1990. С. 93−94.
  18. С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика).- М, 2003.- 368 с.
  19. С.К. Миграция (сущность и явления) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.-296с.
  20. С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: Учеб. пособие / С. К. Бондырева, А. А. Мурашов.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж- Изд. НПО «МОДЭК», 2007.- 384с.
  21. Е.М. О роли в профессиональной деятельности в формировании личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.- М., 1981.- С. 159- 176.
  22. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы.- М.: Мысль, 1990.- 391с.
  23. A.A. Динамика пассивности этносов как нового биологического явления //Психология и соционика межличностных отношений. 2005. № 6(30). С. 45−47.
  24. A.A. Интегральные типы культур и наций. Этносоционика //Психология и соционика межличностных отношений. 2005 № 12(36) С. 34−42.
  25. С.JI. Этнофункциональный анализ формирования этнической идентичности подростков. Автореф. дисс.канд. психол. наук. Москва, 2004.
  26. Д.В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов //Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». 2003. Вып. № 10
  27. Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактулизации // Мир психологии. 2005. № 3(43). С. 40−51.
  28. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию психолог /Под ред. И. Б. Гришпуна.- М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, — 464 с.
  29. А.Б. Новое экономико-правовое пространство системы образования России.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2006.-216с.
  30. Е.А. Этнофункциональный аспект психопрофилактики легкой степени умственной отсталости у дошкольников. Автореф. Диссерт. к.пс.наук. М. 2007.
  31. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 512с.
  32. Г. И. Миграция и развитие: мировые тенденции //Вопросы статистики. 2008. № 2. С. 65.
  33. Г. И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России //Вопросы статистики. 2008. № 7. С. 20−34. «
  34. A.B. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты.- М.: Изд-во МПСИ- Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.- 464 с.
  35. Г. М., Тюрин A.A. Принцип диалога культур как основа формирования студенческого полиэтнического коллектива //Вестник развития науки и образования. 2007. № 4. С. 84−86.
  36. О.В., Филиппова JI.B. Самоотношение как показатель субъективной включенности студентов в профессионально-образовательную деятельность //Мир психологии. 2005. № 3(43). С.67−74.
  37. Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия.- М.: МПСИ, 2004.- 320с.
  38. В.В., Смотрова Т. Н. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению (на примере этнических мигрантов и коренных жителей Саратовской области) //Психологический журнал. 2005. Том 26. № 6 С. 44−58.
  39. В.В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в Российском обществе //Психологический журнал. 2004. Том 25. № 3 С.25−33.
  40. JI.H. Этногенез и биосфера земли. 2-е изд. Испр. и доп.- JL: Изд. Ленинградский университет. 1989, — 496с. / Лев Гумилеа.- М.: Эксмо, 2008.- 736с.
  41. A.M. Мотивация эмиграции.- СПб.: Речь, 2005.- 272с.
  42. Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2006.- 112с.
  43. A.A. Акмеологические основы развития профессионала.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.- 752с.
  44. A.B. Диагностика профессиональной направленности математической подготовки будущего педагога //мир образования -образование в мире. 2007. № 1(25). С. 151−156.
  45. В.В. Воспитание студенчества как основа мобилизации социально-гражданских качеств и инициатив //Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 4(39). С. 288−298.
  46. Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2 С. 82−86.
  47. И.Д. Самореализация как деятельность //Мир психологии. 2005. № 3(43). С. 11−32.
  48. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Брянской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Брянской области в 2007 г.»
  49. О.В. Основные средства формирования психологической культуры будущих учителей //Мир психологии. 2007. № 1(49). С. 155−163.
  50. B.C. Вопросы адаптации первокурсников //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2006. № 3(27) С. 14−15.
  51. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2000.- 512 с.
  52. Е.И., Косаревский С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога //Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57−66.
  53. Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога//Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 48−57.
  54. А.И., Ящишин К. Е. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 45−52.
  55. Л.И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества//Мир психологии. 2005. № 1(41). С. 147−156.
  56. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.- 181с.
  57. Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 304с.
  58. Е.А. Психология профессионала- Избранные психологические труды.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.- 456с.
  59. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд).- М.6 МПСИ: Флинта, 2003.- 320с.
  60. Д.В. Общество (психология связей и отношений).- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.- 768с.
  61. Я.Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И. Митрахович O.A. Психология педагогического взаимодействия.- СПб.: Речь, 2007.- 240с.
  62. Я.Л. Пути формирования социально-психологической готовности к труду: некоторые итоги комплексного исследования // Формирование социально-психологической готовности к труду. Минск, 1987, С. 7−11.
  63. И.М., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.-С. 158−164
  64. Ю.М. Социальная психология студенчества.- М.: МПСИ, 2006.- 160с.
  65. Ю.М., Вартанова Э. Г. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы //Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 91−98
  66. В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания //Психологический журнал. 2005. Том 26. № 2. С. 16−21.
  67. Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста //Мир психологии. 2005. № 1(41). С. 162 170.
  68. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя /Под ред. Митиной JI.M. М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.- 304с.
  69. С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе //Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 90−93.
  70. В.В. Психология межкультурных различий.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-416с.
  71. Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография.- М.: МПСИ, 2006.- 144с.
  72. М.П. Российско культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности //Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 187 199.
  73. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию.- М., Институт прикладной психологии, 1996.- 344с.
  74. В.Г. Этническая психология,— М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 320с.
  75. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 20−30.
  76. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности //Вопросы психологии. 1983. № 2. С.51−59.
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высш.шк., 1990.- 119с.
  78. В. Г. Татаринов В.А. Понимание другого //Мир психологии. 2005. № 1(41)
  79. A.M. Человек и его профессия / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова.- Минск: Современное слово, 2006.- 544 с.
  80. Н.М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой толерантности //Психологический журнал. 2005. Том 26. № 3. С. 51−64.
  81. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века //Психоло гический журнал. 2000. Том 21. № 3. С. 73−87.
  82. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.-М., «Ключ С», 1999.- 224с.
  83. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ).- М.: Институт востоковедения РАН- Издательство «Крафт+», 2001.-176с.
  84. Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит.- М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.- 256с.
  85. Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.- 320с.
  86. Д.Г. Отлучение (Несвоевременные мысли о школе): кн. для учителя.- М.: Изд. МПСИ, 2004.- 144с.
  87. В.П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье //Психологический журнал. 1992. Том 13. № 6. С. 35
  88. A.A. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии.-М.: МПСИ: Флинта, 1998.- 312с.
  89. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под ред. A.A. Велика. 2001 г.
  90. О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1997.- 256с.
  91. A.A. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект.- М.: МПСИ, 2004.-530с.1.l
  92. P.K., Гудонис В. П., Шнирас Ш. А. Динамика социальнопсихологической компетентности студентов педагогических вузов //психологический журнал. 2007. Том 28. № 4. С. 45−51.
  93. Е.Д. Философия жизненного успеха. Практическое руководство.- Москва — Воронеж, 2004.- 304с.
  94. В.Н. Масштаб личности и ее адаптация //Мир психологии. 2007. № 1(49). С. 100−109.
  95. А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя, — М.: Просвеще ние, 1993.- 192 с.
  96. Н.Г. Толерантность как индикативный показатель межнациональных отношений / Мир образования- Образование в мире. № 1, 2007. С. 480−491.
  97. Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе прфессиональной подготовки студентов педвузов //Мир психологии. 2001. № 2(26). С.109−114.
  98. Н.В. Среда, формирующая личность //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2007. № 5(35). С.11−12.
  99. H.A. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.- 512с.
  100. JI.M. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: МПСИ Флинта, 2003.- 144с.
  101. JI.M. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта: МПСИ, 1998.- 200с.
  102. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательство центр «Академия», 2003.- 456с.
  103. П. Психология, профессия, карьера.- 7-е изд.- СПб.: Питер, 2004.- 539.
  104. В.А. Образование и миграционные процессы в СНГ / Мир образования — Образование в мире. № 2, 2007, С. 44−55.
  105. В.Н. Психология отношений. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995. С. 15−36, 268.
  106. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования.-М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.- 192с.
  107. А.К. Психология самостоятельности. Москва-Нальчик, 1996, 126 с.
  108. В.П., Перелыгина Е. Б., Фадеев В. В. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора //Мир психологии. 2003. № 4(36). С. 151−159.
  109. А.Б. Формирование этнокультурной личности.- М.: Изд. МПСИ, 2006.- 280с.
  110. Педагогическая психология. Хрестоматия /Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина.- СПб.: Питер, 2006.- 412с.
  111. В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. № 3. с. 26−38.
  112. Ю.П. Основы этнической психологии. СПб.: Речь, 2003.-452с.
  113. К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986.
  114. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- Спб: Речь, 2006.- 688 с.
  115. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
  116. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд -во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 400 с.
  117. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана.- Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.- 400 с.
  118. Психология: Словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М. Я. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
  119. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. /Отв. ред. Л. Г. Дикая, A.JT. Журавлев.- М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2007.
  120. Психология XXI века. /Под ред. В. Н. Жружинина.- М.: ПЕРСЭ, 2003.-863с.
  121. Психология управления персоналом. /Под ред. A.B. Батаршева, O.A. Лукьянова.- М.: Изд. Института психотерапии, 2005.- 624с.
  122. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2005. -432с.
  123. A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. /A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов.- СПб: прайм ЕВРО — ЗНАК, 2006.-479с.
  124. E.H. Методические проблемы этнической психологии.- М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2005.- 240с.
  125. М.В., Симоненко В. Д. Профессиоанльное самоопределение школьников, — Брянск: БИПКРО, 2005.- 140 с.
  126. H.A. Образ Другого //Мир психологии. 2003. № 4(36). С.80−92.
  127. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека.- СПб.: Речь, 2006.- 365с.
  128. С.Л. Основы общей психологии, — СПб: Питер, 2000.- 720с.
  129. Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2004.- 224с.
  130. И.Н., Савенкова И. А. Рефлексивно- психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности //Мир психологии.2007. № 2(50). С. 203−217.
  131. П.В. Подготовка студентов к руководству исследовательской работой школьников //Мир образования-образование в мире. 2007. № 4(28). С. 178−184.
  132. В.Д., Суровицкая Т. Е., Ретивых М. В., Волохова Е. Д. Профессиональное самоопределение школьников.- Брянск. Изд-во БГПИ, 1995- 100 с.
  133. В.П. Педагогическая практика в школе.- М.: МПСИ, 2000−180с.
  134. О.В. Лингвострановедение в системе поликультурного образования студентов-мигрантов. /Электронный вариант конференций «Мастер класс Бондаревской Е. В. (25−26 августа 2001 г.)
  135. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Гамезо М.В.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128с.
  136. Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования //Психологический журнал. 1992. Том 13. № 4. С. 33−43.
  137. Ю.П. Положение национальных меньшинств на территории Брянской области //Мир образования образование в мире. 2004. № 3 (15). С. 183−185.
  138. В.А. Психологический практикум : задачи, этюды, решения.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: МПСИ: Флинта, 2004, — 272с.
  139. Социальная психология образования. /Под ред. А. Н. Сухова. М.: МПСИ, 2005.- 359с.
  140. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М.: МПСИ- Флинта, 1998.- 368с.
  141. В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент М.: МПСИ, 2006.-112с.
  142. Т.Г. Этнопсихология.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 368с.
  143. Т.Г. Этнопсихология: практикум.- М.: Аспект Пресс, 2006.-208с.
  144. A.B. Этнофункциональный подход к проблемампсихопрофилактики и воспитания //Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 81−93.
  145. A.B., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств. //Психологический журнал. 1997. Том 18, № 1,С. 122−132.
  146. A.B., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств депрессивного спектра: сравнительный анализ //Психологический журнал. 1999. Том 20. № 4. С. 9095.
  147. A.B., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В. и др. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике //Психологический журнал. 2003. Том 24. № 5. С. 68−80.
  148. A.B. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России //Психологический журнал. 2005. Том 26. № 2. С. 91−101.
  149. A.B. Этно функциональная психотерапия: теоретико-методологические предпосылки и эмпирические результаты //Психологический журнал. 2007. Том 28. № 1. С.90−99.
  150. A.B. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Автореф. дисс. доктора психол. наук М., 1999.
  151. A.B. Этнофункциональный аспект психотерапии.- М, 2008.-264с
  152. A.B. Этнофункциональная парадигма в психологии. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.- 576 с.
  153. Н.Ф. Педагогическая психология.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 288с.
  154. Технология социальной работы. /Под ред. И. Г. Зайнышева.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 240с.
  155. Технологии социальной работы. /Под ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФА-М, 2003.- 400с.
  156. Н.Д. Познание Другого и межличностное восприятие вобщении //Мир психологии. 2001. № 3(27). С. 60−69.
  157. В.В. Этнофункциональный аспект процесса психического развития. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 2005.
  158. В.А. Интернационализм не приходит сам //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2006. № 6(30). С. 18−19.
  159. В.А., Мигранян A.M. Национальный вопрос //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2007. № 6(36). С. 8−10.
  160. Р.И. Русский язык в России на рубеже XX—XXI вв.. //Мир образования-образование в мире. 2005. № 4(20). С. 59−62.168. Тоффлер О. Футуршок. М.: Прогресс, 1973. 218 с.
  161. Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека //Мир психологии. 2003. № 4(36). С. 267−276.
  162. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. /Д.И. Фельдштейн, — 2-е изд.- М.: МПСИ: Флинта, 2004.- 672с.
  163. Ю.В., Фирсова A.M. Юношеская возрастная инициация в структуре социальной самоидентификации личности //Мир психологии. 2005. № 3(43). С. 90−102.
  164. П.А. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994. С. 27−60.
  165. П.В. Понимать друг друга //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005.№ 6(24). С.17−18.
  166. А.Р. Психология становления личности профессионала.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж- Изд. НПО «МОДЭК», 2005.- 240с.
  167. C.B. Смыслообразующие факторы эмиграционных намерений студентов // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 3. С. 58−67.
  168. B.JI. Активность (характеристики и развитие) — М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.- 448.
  169. И.С. Дух единства //Студенчество. Диалоги о воспитании. 2007. № 6(36). С. 16−20.
  170. Хрестоматия по возрастной психологии.- M В: Изд. «Институт прикладной психологии», 1998.- 352с.
  171. Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.- 400с.
  172. Н.С. Проблемы психологической подготовки студентов педагогического вуза //Мир психологии. 2002. № 4(32). С. 222−234.
  173. Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников //Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 137−140.
  174. Н.И. Умственнок развитие и обучение (к основанию системно-структурного подхода).- М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003ю- 320 с.
  175. В.К. Психологические проблемы личности при разрушении традиционных этнических систем //Мир психологии. 2005. № 1(4). С. 71−76.
  176. П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя //Советская педагогика. 1985. № 8. С. 92−101.
  177. В.Д. Происхождение человечности.- М.: Логос, 2004.- 296с.
  178. Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности. Автореферат дисс. канд. психол. Наук, 1993.
  179. A.A. Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2007.
  180. А.Ф. В будущее с уважением традиций //Студенчество.
  181. Диалоги о воспитании. 2006. № 3(27). С. 12−13.
  182. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие.- М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.- 600с.
  183. Г. Г. Психология социального бытия. /Под ред. Т. Д. Марценковской.- М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 492с.
  184. В.О. Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодежи. Автореф. Диссерт. к.пс.наук. М. 2007.
  185. Adler P. The transitional experience: An alternative view of culture shok // J. of Humanistic Psychology. 1975. Vol. 15.P.22.
  186. Au D. The influence of contact with host nationals on foreign student’s attitudes // Unpublished by Honours thesis, University of New South Wales, 1969.
  187. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies Cross-Cultural Interaction. Oxford, Pergamon, 1982.
  188. Brislin R.W. Orientation programs for cross-cultural preparation // Perspectives on Cross-Cultural. N. J., Academic Press, 1979.
  189. Cochrane R. The Social creation of mental illness. N.Y., 1983.
  190. Cohen A. Introduction: The Lesson of Ethnicity // Urban Ethnicity (ed. By A. Cohen). London, 1974. P. 9−22.
  191. Crowley M. The other side of integration coil // Unpublished honours thesis, School of Psychology, University of New South Wales, 1978.
  192. Feather N., Waseiluk G. Subjective assimilation among Ukranian migrants // Australian and New-Zeland J. Of Sociology. 1973. Vol. 9. P. 16−31.
  193. Feather N., Rudzitis A. Subjective assimilation among Latvian adolescent // International Migration. 1974. Vol. 12. P. 71−87.
  194. Furnham A., Bochner S. Social difficulty in a foreighn culture: an empiricial analyses of culture shock // Culture in, Contact: Studies in Cross-Cultural Irnteraction. Oxford, Pergamon, 1982.
  195. Kaiin R., Geographie mobility and ethnic tolerance I I J. Of Social Psychiaty. 1983. V. 15. P. 129−134.
  196. Kraus J. Some social factors and rates of psychiatric hospital admissions of immigrants in New South Wales // Medical J. of Australia. 1969. V. 56. p. 17−19.
  197. Moser U. Zur Abwehrlehre: Das Verhaltnis von Verdrangung und Proektion // Jahrbuch der Psychoanalyse. № 3. Bern, 1964.
  198. Richardson A. British immigrants and Australia: a psychlogical inquiry. Canberra, 1974.
  199. Seifert K. H. Handbuch der Berufpsychologie. Gottingen, 1977. S, 173−280.
  200. Semple E.S. Influences of Geographical Environment on the Basis of Ratsel’s Sysrem of Antropo-geography, N. Y., 1911. P. 1.
  201. Stonequist E. Worterbuch der Ethnologie. Koln, DuMont Bucherverland, 1987. S. 170−174.
  202. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. N. Y. McGraw-Hill Inc., 1994.
  203. Tuan Y. F. Geography, Phenomenolgy and the Studi of Human Nature // Canadian Geographer, 1971.
  204. Yeh E.K. Et al. The American student in Taiwan // International Studies Quarterly. 1973, V. 17. P. 359−372.
Заполнить форму текущей работой