Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К специальной литературе относятся публикации, посвященные непосредственно золотому и серебряному делу. Одним из первых обобщающих исследований, посвященных художественному металлу России, была вышедшая в 1967 году работа Т. Г. Гольдберга, Ф. Я. Мишукова, Н. Г. Платоновой, М.М.Постниковой—Лосевой «Русское золотое и серебряное дело ХУ1-ХХ веков», 23 на материале коллекций ГИМа, где впервые было… Читать ещё >

Содержание

  • I. Глава. Ювелирное искусство России второй половины XIX — начала XX века
  • 1. Особенности художественного образования в декоративно-прикладном искусстве России второй половины XIX — начала XX века
  • 2. Система организации мастеров-ювелиров в России второй половины XIX — начала XX века
  • 3. Ювелирное искусство Москвы
  • 4. Московские ювелирные фирмы второй половины XIX — начала XX века
  • II. Глава. От историзма к модерну
  • 1. Поиски стиля в ювелирном искусстве второй половины XIX — начала XX века
  • 2. Стилистические особенности модерна
  • 3. Русский стиль
  • 4. Неоклассицизм
  • III.
  • Глава. Московские ювелирные фирмы конца XIX — начала XX века
    • 1. Фирма К.Г.Фаберже
    • 2. Фирма П.А. Овчинникова
    • 3. Фирма И.П.Хлебникова
    • 4. Фирма Ф.А.Лорие
    • 5. Фирма Н.В.Немирова-Колодкина
    • 6. Фирма О.Ф.Курлюкова
    • 7. Фирма Ф.И.Рюкерта
    • 8. Фирма В. ССеменова
    • 9. Фирма И.Д.Салтыкова
    • 10. Фирма И.А.Алексеева
    • II. Фирма В.С.Агафонова
    • 12. Разные ювелирные фирмы
    • 13. Ювелирные артели
    • 14. Неизвестные мастера

Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русское ювелирное искусство второй половины XIX — начала XX века вызывало широкий иитерес еще у современников. Один из первых общих обзоров состояния отечественного золотого и серебряного дела мы находим в Отчете о всероссийской ггромышленно-художественной выставке 1882 в Москве, выпущенном под редакцией действительного члена императорской академии наук В. П. Безбородова.1 Б статье посвященной золотому и серебряному делу анализируется особенности развития ювелирного искусства в России. Отмечается многовековая традиция золотого и серебряного дела, особенности современного художественного образования, технического совершенствования, влияния моды, особенности спроса, преобладание чисто художественного элемента в произведениях. Выражаются пожелания стремиться к более обдуманному выбору сюжетов, освоению новых технических приемов и форм «.мы можем гордиться такими художественными и промышленными произведениями. Овчинникова, Сазикова, Хлебникова».2 В статье говорится, что работы мастеров золотого и серебряного дела одни из лучших на выставке и отличаются высоким техническим и художественным уровнем «.можно говорить и о „русской школе“, имеющей Москву своим историческим и промышленным средоточием».3 Крупные Всероссийские и международные выставки, где экспонировались работы московских ювелиров, публиковали отчеты с описанием экспонатов.4.

Статьи главного мастера фирмы К. Фаберже Ф. П. Бирбаума, которые выходили в начале XX века, освещают разные темы, так или иначе связанные с золотым и серебряным делом. В работе «Задачи нашей художественной промышленности"5 говорится о важности и серьезности художественно-ремесленного образования, об особенностях преподавания специальных предметов. «Сообщение по эмалевому производств}7», 6 сделанное в Русском художественно-промышленном обществе, освещает проблемы специфики технологий эмалевого производства. В других работах затрагиваются вопросы наложения клейм в пробирных палатках, уродующих тонкую ювелирную работу, или низкий художественный уровень кустарного производства. Большое значение для изучения истории фирмы Фаберже имеет рукопись Ф. П. Бирбаума «Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже», найденная в 1990;х годах в архиве Российской Академии Наук, и опубликованная позже в нескольких изданиях.7 Отдельные статьи выходят в периодических изданиях: журналах «Нива», 8 «Ювелир», 9 «Столица и усадьба».10 Важное значение имела книга барона А. ЕФелькерзама «Описи серебра Двора Его Императорского Величества», 11 где впервые даны характеристики отдельным ювелирам и биографии ведущих мастеров, имевших собственное клеймо. Эти работы не носят характер глубокого научного исследования, но тем не менее, глазами современников освещают состояние ювелирного искусства того времени. К сожалению, сложные исторические события прервали взлет ювелирного искусства и его изучение.

В течение последних десятилетий произведения искусства, выполненные во второй половине XIX — начале XX века, уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений того времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что европейскими искусствоведами ювелирное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому результатам его изучения посвящено множество публикаций (о стилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Габриеле Фар-Беккер).12.

Среди зарубежных исследователей, при изучении русского искусства, основное внимание было уделено исследованию творчества фирмы Фаберже. Первые статьи Б.Н. и Ж. Ф. Хейвард появились в 1950 году, в связи с открытием выставки в Лондоне.13 Крупный английский исследователь Кеннет А. Сноуман14 в своих работах выявляет значение творчества Фаберже для искусства России конца XIX — начала XX веков в контексте развития русской и мировой культуры. Американский исследователь Мэрвин Росс15 одну из своих работ «Искусство Карла Фаберже и его современников» посвятил сравнительному анализу различных направлений в русском ювелирном искусстве, включая последователей и имитаторов Фаберже. В ней выявляются контакты с художественными объединениями того времени, делаются попытки определить стилевую специфику в разных городах. Этапной работой по изучению русского ювелирного искусства можно считать статью Александра фон Солодкоффа о деятельности лондонского филиала фирмы Фаберже.16 Одна из самых значительных выставок Фаберже в Западной Европе, которая оказала влияние на изучение ювелирного искусства и в России, стала выставка в Мюнхене в конце 1986 — начале 1987 годов. Она сопровождалась великолепным каталогом под редакцией одного из ведущих исследователей Фаберже Гезы фон Габсбург.17 Существуют также каталоги музейных и частных собраний. Генри Хэвли18 составил подробный каталог коллекции Индии Маршалл, подаренной художественному музею в Кливленде. В нем он проанализировал разницу между московским и петербургским отделениями фирмы. Лесли Паркер описал коллекцию Лилиан Томас Пратт в Ричмонде.19 Особенностью этой книги является отдельная глава о технологии эмали.

В отечественном искусствознании, при изучении данного периода в русском искусстве, долгое время все внимание было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей степени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось как второстепенное явление, значение его как весьма существенного источника для анализа художественного процесса стало признаваться только с середины семидесятых годов XX века. Еще меньшее внимание уделялось исследованиям российского ювелирного искусства второй половины XIX — начала XX веков.

Литературу, касающуюся рассматриваемых в данной работе вопросов, можно разделить на два блока: общетеоретический и специальный. К общетеоретическим работам относятся фундаментальные труды и статьи по истории искусства, в которых рассматриваются закономерности художественной эволюции. Это работы Е. А. Борисовой, М. В. Нащокиной, Т. П. Каждан, В. В. Кириллова, Е. И. Кириченко, М. Ф. Киселева, А. Л. Пунина, Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, А.А.Федорова-Давыдова и др. Развитие русского искусства соотносится в них с эстетическими, политическими и экономическими устремлениями эпохи. Их теоретические работы наметили круг творческих проблем, предложили общие принципы подхода к ним и интерпретацию обобщенных закономерностей развития. Обширную информацию о русской художественной жизни можно получить из книг" Г. Ю. Стернина.20 Характерной чертой его исследований является не только выявление особенностей искусства, его творцов, но и того, кому это искусство/ предназначено. Взаимодействие между подобными двумя силами чрезвычайно сложно и разворачивается через выставки, коллекции, объединения, критику, международные связи и многое другое. В работах Д. В. Сарабьянова освещается основная проблематика модерна: рассматриваются предпосылки возникновения стиля, история его существования, вопросы формообразования, орнаментации, иконографии, синтеза искусств. Рассмотрению архитектуры русского модерна посвящена фундаментальная работа Г. Ю. Стернина и Е. А. Борисовой «Русский модерн».21 Прекрасной обобщенной работой является монография известного историка архитектуры Е. И. Кириченко «Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX — начала XX века», 22 вышедшая 1997 году. В рамках исследования эволюции «русского стиля» она привлекает обширный культурологический материал и дает оценку различным эстетическим взглядам, кардинально влиявшим на развитие прикладного, в том числе ювелирного искусства.

В Советском Союзе изучение творчества русских ювелиров дореволюционного времени не приветствовалось. До 1988 года книги зарубежных исследователей находились в спецхранах библиотек, и рядовому читателю были недоступны.

К специальной литературе относятся публикации, посвященные непосредственно золотому и серебряному делу. Одним из первых обобщающих исследований, посвященных художественному металлу России, была вышедшая в 1967 году работа Т. Г. Гольдберга, Ф. Я. Мишукова, Н. Г. Платоновой, М.М.Постниковой—Лосевой «Русское золотое и серебряное дело ХУ1-ХХ веков», 23 на материале коллекций ГИМа, где впервые было опубликовано 2600 клейм, их указатель и типологический словарь предметов ювелирного искусства. Издание дает ценный материал для атрибуции ювелирных изделий ХУ1-ХХ веков. Там же содержатся сведения о мастерах, мастерских и отдельных центрах ювелирного дела в России. Эта работа была неоднократно переиздана. Последнее переиздание с дополнениями клейм было в 2003 году. В 1974 году вышла публикация того же авторского коллектива «Русское ювелирное искусство, его центры и мастера ХУ1-ХХ веков"24 также с указателем клейм. Эти две книги являются основополагающими в изучении русского золотого и серебряного дела. Одной из наиболее ранних публикаций, посвященных исследованию русских ювелирных изделий из серебра середины XIXначала XX веков, была работа Б. А. Ульяновой «Русское художественное серебро второй половины.

XIX — начала XX века", 25 построенная на материалах Петербурга и Москвы, в ней даны характеристики основных мастеров, мастерских, фабрик и фирм. Позже выходят обширные статьи в каталогах, посвященных коллекциям русского ювелирного искусства отдельных музейных собраний и выставок. Это работа З. А. Берняковича «Русское художественное серебро XVIIначала.

XX веков в собрании Государственного Эрмитажа", 26 статьи С. Коварской, И. Костиной, Е. Шакуровой в издании «Русское серебро XIX — начала XX веков"27 и «Русские ювелирные украшения ХУ1П — начала XX веков"28 С. Коварской и И. Костиной, посвященные коллекциям Московского Кремля и многие другие. Публикуются статьи К. Доповой, И. Родимцевой, В. Мухина о фирме Фаберже.

В настоящее время определилась группа исследователей русского ювелирного искусства, это научные сотрудники ведущих музеев Москвы и Петербурга. В Петербурге в Государственном Эрмитаже работает М. Н. Лопато, ее работы, посвященные фирме Фаберже, публикуются с начала 1980;х годов. В. Мухин организатор первой в СССР выставки Фаберже в Елагином Дворце в 1989 году и выставки в Екатерининском дворце Царского Села в 1992 г. В. В. Скурлов особое внимание в своей работе уделяет изучению архивных материалов. Благодаря его поискам значительно расширены сведения о русских ювелирах. Среди московских исследователей следует назвать хранителей коллекций из драгоценных металлов Г. Г. Смородинову, из ГИМа и Т. Н. Мунтян и С. Я. Коварскую, из музеев Московского Кремля. Благодаря их усилиям изданы каталоги и альбомы по коллекциям русского ювелирного искусства в этих музеях.

Единственная работа, посвященная непосредственно ювелирному искусству Москвы рубежа веков, статья Г. Г. Смородиновой «Золотое и серебряное дело Москвы рубежа Х1Х-ХХ веков», изданная в сборнике «Музей» в 1989 году.29 В каталоге международной выставки «Блестящая эпоха Фаберже» 1992 года опубликована статья Смородиновой «П.Овчинников и русское золотое и серебряное дело».30 К 150-летию основания фирмы Фаберже, она в соавторстве с В. Скурловым в 1992 году выпустила книгу «Фаберже и русские придворные ювелиры».31 Помимо фирмы Фаберже, в пей даны краткие сведения об основных петербургских и московских фирмах середины XIX — начала XX веков. В 1999 году выходит каталог выставки «Русский Стиль» из собрания ГИМа с множеством статей. В него входит статья Смородиновой, посвященная русским ювелирам «Серебряного века» с общим обзором ведущих фирм Москвы середины XIX — начала XX веков, во многом использующая материалы предыдущих статей.32.

В 1994 году в серии изданий, посвященных русскому художественному металлу, издан каталог коллекции русского серебра конца XIX — начала XX веков, из музея Декоративно-прикладного искусства, с анализом специфики русского серебра того времени в статье научного сотрудника музея А. А. Гилодо.33.

В связи с юбилеем фирмы Фаберже в 1990;х годах возрастает интерес к ювелирному искусству конца XIX — начала XX веков. Организуются многочисленные юбилейные выставки, посвященные фирме Фаберже, публикуются каталоги. В 1993 году Государственный Эрмитаж совместно с Фондом искусства Фаберже в Вашингтоне по материалам международной выставки выпустил первую обстоятельную книгу на русском языке «Фаберже придворпый ювелир».34 В ней содержатся очерки и статьи двенадцати ведущих ученых: из России, Европы и США — М. Лопато, Г. Смородиновой, Т. Мунтян, Г. фон Габсбург, К. Айкеп, Э. Одом, К. Споумана и других, освещающие разнообразные аспекты. Издание «Фаберже и Петербургские ювелиры"35 сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории ювелирного дела, составлено правнучкой Карла Фаберже Татьяной в соавторстве с В. Скурловым и А.Горыней. В сборник включены статьи тридцати авторов, в том числе и дореволюционных, некоторые архивные материалы публикуются впервые. В ней опубликован огромный пласт неизвестных материалов касающихся не только фирмы Фаберже, но и состояния ювелирной промышленности и искусства того времени. Большое место занимает рассказ о других ювелирах — фирме Болин, Картье и других. Но публикации архивных материалов и старинных публикаций не сопровождаются аналитическим текстом и являются, по сути, констатацией наличия информации, собранной в одном издании. Много работ, посвященных фирме Фаберже и русским ювелирам, написаны Т. Н. Муптян. Это статьи в каталогах Оружейной Палаты, каталогах юбилейных выставок «Мир Фаберже», «Блестящая эпоха Фаберже"36 и в различных журналах.

Нельзя не отметить, что здесь наблюдается существенный дисбаланс в объеме исследований, посвященных разным представителям ювелирного искусства России рубежа XIX — XX веков. Обилие публикаций, связанных с именем Карла Фаберже, создает превратное впечатление, о единственности этого ювелира.

Заключение

.

1 Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г. в Москве. 1884. — с.304.

Принятые сокращения.

1. ВМДПНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва.

2. ГИМ — Государственный исторический музей, Москва.

3. ГММК — Государственный историко-культурный музей-заповедник ((Московский Кремль", Москва.

4. Гохрап — Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Москва.

5. Музей Павловск — Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник ((Павловск", Павловск.

6. Музей Петергоф — Государственный музей-заповедник ((Петергоф", Петергоф.

7. Музей Царицыно — Государственный историко-архнтектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник ((Царицыно", Москва.

8. Русский музей — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

9. Эрмитаж — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

10.ЦУТР Штиглица — Центральное училище технического рисования барона А. Л. Щтиглицав настоящее время Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия, Санкт-Петербург.

11. Строгановское училище — Центральное Строгановское училище технического рисованияв настоящее время Московский государственный художественно-промышленный университет им. СГ. Строганова, Москва.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аполлон. Терминологический словарь. — М., 1997.
  2. Алмазы России XX век. /Сост. Мунтян Т., Пошехонова Л., Газманова П./-М., 2001.
  3. З.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. Сообщения Государственного Эрмитажа. Том XXXVIII. Л., 1974.
  4. З.А. Русское художественное серебро XVII начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа. — Л., 1977.
  5. Ф.П. Сообщение по эмалевому производству. Отчет русского художественно-промышленного общества за 1904 г. СПб., 1905.
  6. Ф.П. Пробирные палатки и ювелирное искусство. «Ювелир».- СПб., 1913, № 3
  7. Ф.П. Кустарное искусство и русский стиль. «Ювелир». — СПб., 1913, № 4
  8. Ф.П. Задачи нашей художественной промышленности. «Искусство и жизнь», СПб., 1915, № 8.
  9. Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т. Ф., Горыня A.C., Скурлов В. В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. — с. 7−76.
  10. Бирюкова Н.Ю.К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века /Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования. Сборник научных трудов./- А., Государственный Эрмитаж, 1983.
  11. Блестящая эпоха Фаберже. С.-Петербург Париж — Москва: Каталог выставки. /Сост. Л.Питерская./ - М., 1992.
  12. В.А. Болин: Болин в России. Придворный ювелир конца XIX -начала XX вв. /Под общ. ред. К. Болина и П. Булатова./ М., 2001.
  13. А.Е. некоторые вопросы изучения русской архитектуры второй половины XIX — начала XX века. М., 1996.
  14. А.Е., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. — М., Галарт, 2002.
  15. О.И. Русский национальный эпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX начала XX века. Ваза с изображением богатырей фирмы П.Овчинникова. /Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей. Вып. II/ М., 1998. — с. 91−94.
  16. О.И. Русское художественное серебро. К двадцатилетию открытия ВМДПНИ. «Мир музея», М., 2001, № 2 (180) — с. 32−35.
  17. Д. Фаберже. -М., 2001.
  18. В. Бриллианты от модерна. «Наше наследие», М., 2001, № 57. — с.140−144.
  19. В. Еще один ювелир. Ювелирная фирма «Адлер» в Москве. «Мир музея», М., 2002, № 3 (187) — с. 14−21.
  20. В. Золотые браслеты. Из истории ювелирной фирмы Н.В.Немирова-Колодкина. «Мир музея», М., 2004, № 2 (198) с.13−20.
  21. Весенняя выставка в залах императорского Строгановского училища. Каталог. М., 1903.
  22. Владычная палата. Ювелирное искусство Х1-Х1Х веков. Новгородский государственный объединенный музей заповедник. /Текст Н. Гормина/ Новгород, 1993.
  23. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.
  24. Всемирная промышленная выставка. Париж 1867 г. СПб., Генкель. 1869.
  25. Всемирная Колумбова выставка в Чикаго 1893 г. Указатель русского отдела. СПб., 1893.
  26. Всемирная выставка в Париже 1900 г. Каталог русского отдела. СПб., 1900.
  27. Всероссийская выставка. Москва 1882. Каталог. /Сост. Н. П. Собко./ -СПб., Боткин, 1882.
  28. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Иллюстрированный каталог художественного отдела. СПб., Изд-во Г. Гоппе, 1882.
  29. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Иллюстрированные описания. СПб., Изд-во Г. Гоппе, 1882.
  30. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Альбом рисунков и портретов художников «Всемирной иллюстрации» с описанием предметов всех групп. — М., 1882.
  31. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1889.
  32. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1912.
  33. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1915.
  34. Выставка архитектуры и художественной промышленности. Москва 1903.-М., 1903.
  35. Г. фон, Лопато М.Н. Фаберже: придворный ювелир. -Вашингтон-СПб., 1993.
  36. Г. фон. История дома Фаберже. /В кн. Фаберже придворный ювелир/- Вашинггон-СПб., 1993. с. 20−37.
  37. Г. фон Фаберже и Всемирная выставка в Париже 1900 года. / В кн. Фаберже придворный ювелир/ Вашингтон-СПб., 1993. — с. 116 123.
  38. Л., Грач Н., Торнеус М. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Особая кладовая. Л., Искусство, 1979.
  39. Галерея драгоценностей Эрмитажа. /Текст О. Костгок/. СПб., 2005.
  40. A.A. Русское серебро: вторая половина XIX — начало XX века. -М., Береста, 1994.
  41. A.A. Русская эмаль: вторая половина XIX- XX век. М., Береста, 1996.
  42. Т.Г., Мишуков Ф. Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М.М.Русское золотое и серебряное дело XV XX веков. — М., Наука, 1983.
  43. Т. Г. Мишуков Ф.Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М.М., Русские ювелирные украшения XVI — начала XX веков. М., Наука, 1987.
  44. И. Стиль модерн. «Ювелирный мир», М., 1997, № 2. — с. 6064
  45. И. Русская эмаль. «Ювелирный мир». М., 1998, № 3−4. -с.58−61.
  46. С.М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2000.
  47. Государственная Оружейная палата /Авт.-сост. И. А. Бобровницкая, Л. П. Кириллова и др./ Изд-е 2е. М., Галарт, 1990.
  48. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 1997−1999. /Научн. ред. Н. Вернова/- СПб., 1999.
  49. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 2000−2002. /Научн. ред. Н. Вернова/- СПб., 2002.
  50. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 2003−2005. /Научн. ред. Н. Вернова/- СПб., 2005.
  51. Государственный музей-заповедник Петергоф. Сокровища Петергофа Большой дворец. Корпус под гербом. /Текст Н. Верновой/ СПб., 2005.
  52. Декоративно-прикладное искусство. Частные собрания. Санкт-Петербург. Москва. /Сост. В.М.Голод/ М., Интербук-бизнес. 1998.
  53. В. Новые материалы и технологии в ювелирном искусстве модерна (Венская школа). /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2002. — с. 68−70
  54. В.В. Венское ювелирное производство 1900-х годов. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./-СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. с. 23−25.
  55. М.А. Знаки, жетоны и печати фирмы Фаберже в собрании отдела нумизматики Государственного Эрмитажа. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ -СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. с. 200−210.
  56. М.А. Неизвестное клеймо мастера фирмы Фаберже /Ювелирное искусство и материальная культура./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. — с. 211−213.
  57. К.В. Изделия мастерской М.Е.Перхина. /Материалы и исследования./ Государственные музеи Московского Кремля. М., 1973.
  58. Европейские ювелирные украшения: историзм и югендстиль 1850−1920 годы. Из музея Пффорцхайма". Каталог. /Сост. Ф.Фальк./ Pforzheim: Shoner, 1996.
  59. Л. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий. «Декоративное искусство СССР» М., 1976, № 8. — с.38−42.
  60. Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII—XX вв.еков. /Словарь. История. Терминология. Предметный мир./ СПб., Искусство, 2003.
  61. Золотая кладовая Русского музея. 1898−1998. /Сост. Т. Виленбахова и др./ СПб., Государственный Русский музей. 1998.
  62. Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. СПб., 1905.
  63. Золото мира. /Отв. ред. Е. Ананьева./ М., 2003.
  64. Т.Г., Пивоваров А. Я. Модерн в ювелирном искусстве. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ -СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. с. 35−38.
  65. Т.Г., Пивоваров А. Я. Эклектика в ювелирном искусстве. В тени «Больших стилей». /Материалы VIII Царскосельской научной конференции./ СПб., 2002. — с. 210−215.
  66. А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (16 001 926). Руководство для экспертов-искусствоведов. В 2-х томах. Т. I. М., Издательство Русский национальный музей, 2002. '
  67. А.Н. Пробирное дело в России (1700−1946). Руководство для экспертов-искусствоведов—М., Изд-во Русский национальный музей, 2002.
  68. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве, 1882 г. СПб., Изд-во Г. Гоппе, 1882.
  69. Искусство Фаберже /Авт. текста И.А.Родимцева/- М., Московский Кремль, 1995.
  70. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. /Сост. Журавлева В. Л., Костина И. Д, Мунтян Т.Н./ М., Художник и книга, 2004.
  71. Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820−1890х годов. Материалы международной конференции. СПб., Государственный Эрмитаж, 1996.
  72. Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 18 201 890-х годов: Каталог выставки. /Сост. Е Анисимова и др./ СПб., 1996.
  73. Историзм и модерн: Каталог выставки. /Вс.ст. Х. Ёдинг, Сост. Б. Хофмейстер/ Государственный Эрмитаж. Л., Государственный Эрмитаж, 1986.
  74. Историческая выставка предметов искусства. СПб., 1904.
  75. Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности. СПб., 1910.
  76. Каталог русского антиквариата. М., Декабрь 2002, ноябрь 2002, март 2003, ноябрь 2003, декабрь 2003, январь 2004.
  77. Карл Фаберже. Каталог русского ювелирного искусства. /Сост. Ашкиазий Я. М. / Харьков-СПб., Интербук. 1990.
  78. А.Л. Русское ювелирное искусство: вторая половина XIX XX век. — М., Береста. 1994.
  79. Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. /Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей/ М., 1998. — с. 57−63.
  80. Е.И. Еще раз о модерне. «Декоративное искусство СССР», -М., 1978, № 3. с. 35−39.
  81. Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии. /Советское искусствознание, 1978. Вып. 1./ М., «Советский художник», 1979. — с. 249−283.
  82. Е.И. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала XX века. «Вопросы искусствознания». М., 1994. — № 2−3. — с. 358 372.
  83. Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX -начала XX века. М., 1997.
  84. М.Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX веков, проблема стиля. /Тезисы докладов научной конференции по выставке: «С. И. Мамонтов и русская художественная культура второй половины XIX века"/ - М., 1992.
  85. М.Ф., Яковлев Д. Е. Серебряный век русской художественной культуры. М., «Искусство», 1999, № 28, 32, 36, 40.
  86. М.Ф. Символизм и модерн. Проблема стиля. / Наедине с совестью. Костинские чтения./ М., 2002. — с. 219−237.
  87. С.Я., Костина И.Д, Шакурова Е. В. Русское серебро XVI -начала XX веков. Из фондов Государственного музея Московского Кремля. М., 1987.
  88. Коварская С. Я, Костина И. Д, Шакурова Е. В. Русское золото XIV -начала XX веков. Из фондов Государственного музея Московского Кремля. М., Советская Россия, 1987.
  89. С.Я. Хлебников первой гильдии купец. «Ювелирный мир» -М., 1997, № 1,-с. 56−60.
  90. С.Я., Костина И. Д. Русские ювелирные украшения XVIII-начала XX века. М., Изобразительное искусство. 1998.
  91. С.Я. Хлебников в Кремле или торжество русского стиля. «Мир Музея» М., 1999, № 5. -19−27.
  92. С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Каталог. М., Московский Кремль, 2001.
  93. И.Д. Произведения московских серебряников первой половины XVII века. М., Московский Кремль, 2003.
  94. О.Г. Драгоценности императорского двора. СПб., 1992.
  95. О.Г. Петербургские ювелиры XVIII—XIX вв.еков. Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.
  96. И. Произведения русского прикладного искусства эпохи модерна. Сообщения Государственного Эрмитажа, Т. LXII, Л., 1991.
  97. А. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского Дворца-музея. Л., 1981.
  98. М.Н. Ювелирные изделия Фаберже. «Декоративное искусство СССР», М., 1983, № 3. — с. 41−43.
  99. М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII—XIX вв.еков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2006.
  100. Г. М., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г. Г., Троепольская Н. Г. Русские ювелирные украшения XVI—XX вв.еков из собрания Государственного исторического музея. /Научи, ред. М.М. Постникова-Лосева. Изд-е 2е./ М., Галарт, 1994.
  101. Международная художественно-промышленная выставка в Санкт-Петербурге 1908 г. СПб., 1908.
  102. Мир Фаберже. Каталог выставки. Москва Вена. — М., Изд-во Государственных музеев Московского Кремля, 1994. '<
  103. Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль: Кн.-альбом /Моск. гор. об-ние архивов- Авт,-сост. A.C. Федоров./ М., Изд-во об-ния «Мосгорархив», 1997.
  104. Мидан Ж.-П. Модерн. Франция. М., Маша 1999.
  105. Т.Н. Ювелирные фирмы и фабрики России 40-х годов XIX-начала XX века. М., Изд-во Государственных музеев Московского Кремля, 1990.
  106. Т.Н. Мир Фаберже. Каталог. М.-Вена, 1992.
  107. Т.Н. Фаберже: подлинники и подделки. /Материалы конференции «Атрибуция и экспертиза произведений искусства./ Музеи Московского Кремля. М., 1996. -с. 161−167.
  108. Т.Н. Блестящая эпоха Фаберже. М., 1997.
  109. Т.Н. Фаберже и его objekt de fantasie. «Ювелирный Мир». М., 1997, № 2. — с. 58−61.
  110. ИЗ. Мунтян Т. Н. Бремя проходит, любовь остается. «Ювелирный мир». -М, 1997,№ 3.-с.71−75.
  111. Т.Н. Клад ювелирных изделий Фаберже, найденных на улице Солянка. /В кн. Фаберже придворный ювелир/- Вашингтон-СПб., 1993. -с. 148−151.
  112. Т.Н. Они легки и благозвучны. «Ювелирный мир». М., 1997, № 5.-с. 69−72.
  113. . Т.Н. Семья ювелиров Болин. Петербург-Москва-Стокгольм. /Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей/ М., 1998. с. 95 101
  114. Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. М., Красная Площадь. 2000.
  115. Т.Н. Пасхальные подарки Фаберже. М., Красная площадь. 2003.
  116. В.В. Искусство мастеров фирмы Фаберже. /В сб. «Советское декоративное искусство»./ М., 1983, № 7. — с. 228−242.
  117. В.В. Искусство русской финифти конца XIV- начала XX веков. СПб., Грифон, 1996.
  118. С. Стиль и техника в ювелирном искусстве. «Русский ювелир». -СПб, 1914, № 4
  119. И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М, Искусство, 1992.
  120. . П.А. Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочихъ и учениковъ на фабрикахъ и заводахъ. М, 1881.
  121. Одом Энн. Московские мастерские фирмы Фаберже /В кн. Фаберже придворый ювелир./ Вашингтон-СПб., 1993. — с. 104−115.
  122. К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы./ Л., Государственный Эрмитаж, 1986.
  123. К., Завадская А. Рисунки фирмы Фаберже в Государственном Эрмитаже. /В кн. Фаберже придворный ювелир./ Вашингтон-СПб., 1993.-с. 132−133.
  124. Отчет генерального комиссара русского отдела па Художественно-промышленной выставке в Стокгольме в 1997 г. СПб., 1897.
  125. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. /Ред. В.П.Безобородова/ Т. I. СПб., 1884.
  126. Официальный каталог Русского отдела Парижской выставки 1889 г. -Paris 1899.
  127. И.А. Серебряная утварь московских фирм конца ХГХ-начала XX века. /Сб. Москва в начале XX века. Будни и праздники. Новорусский стиль./ М., Мосгорархив. 1997.- с. 134−142.
  128. Парижская всемирная выставка 1878 г. СПб., 1878.
  129. А.Я. Россия и Англия параллели и взаимовлияние. Антиквариат. — М., 2004, № 3(15) — с. 42−52
  130. А.Я. Россия и Франция — парадоксы ювелирного искусства стиля модерн. Антиквариат. М., 2004, № 5(17) — с. 39−47
  131. А.Я., Зуйкова Т. Г. Стилистика ювелирных украшений ар деко./Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. с. 67−72 с.
  132. Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. В Нижнем Новгороде. Отдел X Художественно-промышленный. М., 1896.
  133. Постникова-Лосева М. М. Русские золотые и серебряные ковши. М., Госкультпросветиздат. 1953.
  134. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г. Русское художественное серебро XV—XIX вв.еков. М., Советская Россия. 1959.
  135. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство. М., Искусство, 1972.
  136. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. — Москва, Искусство, 1981.
  137. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. (Территория России, СНГ и ближнего зарубежья). СПб., 2003.
  138. Г. Г. Линия модерна. «Декоративное искусство СССР» М., 1983, № 6.-с. 21−23.
  139. Прейскурант на золотые и серебряные изделия фирмы Хлебникова. -СПб., 1904.
  140. Прикладное искусство ХУ11-ХХ веков. Поступления в музей ГМДПНИ 1981−1982 г. Каталог. М., 1986.
  141. Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования. /Сборник научных трудов./ Л., Государственный Эрмитаж, 1983.
  142. Прикладное искусство конца XIX начала XX века. Государственный Эрмитаж: Каталог выставки. — Л., Аврора, 1974. ^
  143. И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М., Московский Кремль, 1971.
  144. И.А. Золото Фаберже. М., Московский Кремль, 1971.
  145. И.А. Искусство Фаберже. М., Московский Кремль, 1995.
  146. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб., 1900.
  147. Русская эмаль XVII начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. /Вст. Ст. Калязина Н. В., Комелова Н. Г., Косточкина Н. Д, Костюк О. Г., Орловой К.А./ - М., Художник РСФСР, 1987.
  148. Русская эмаль ХЛП-начала XX века из собрания музея им. Рублева. /Сост. Верещагина И., Гутнова С. М./- М., Панорама, 1994.
  149. Русские ювелирные украшения ХУ1П начала XX века. Государственные музеи Московского кремля. — М., Изобразительное искусство, 1988.
  150. Русские ювелирные украшения ХУ1-ХХ века. Из собрания ГИМ. /Сост. Крюк Г. И., Платонова Н. Г. Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г. Г., Троепольская Н.Г./ М., АСТ-Пресс, Галарт. 2002.
  151. Русский биографический словарь. СПб., 1905.
  152. Русский национальный музей искусств. Москва. Декоративно-прикладное искусство ХУ1П-ХХ века. Каталог аукциона. М., 1994.
  153. Русский стиль. Собрание ГИМ. Каталог выставки (ноябрь 1998 январь 1999). /Под ред. В.Л.Егорова/ - М., ИМА-пресс, 1998.
  154. Русский стиль. /Управление делами президента./ Государственный Эрмитаж. СПб., 2003.
  155. Русское прикладное искусство XVIII начала XX века. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 1982.
  156. Русское художественное серебро в собрании Тверского музея. Каталог. /Сост. Царева Т.А./ М., 1991.
  157. Русское серебро из фондов Новокузнецкого музея современного изобразительного искусства. /Сост. Е. Л. Ключникова./- Новокузнецк, 1991.
  158. Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительного искусства. — Архангельск, 1999.
  159. Русское серебро XVI начала XX века. /Авт. ст. Костина И. Д., Мунтян Т. Н., Шакурова Е.В./ - СПб., Славия, 2004.
  160. Э.Б. И вновь Фаберже. (изделия знаменитой фирмы пополнили собрание РМНИ) «Мир Музея» М., 1994, № 5. — с. 28−30.
  161. Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
  162. Северный дракон. Международная выставка севера. Историзм в Норвегии 1870−1920 гг. Каталог. /Сост. Видар Хален./ М.- Осло., 1998.
  163. Серебро мира. /Отв. ред. Е. Ананьева./ М., 2003.
  164. Система научного описания музейного предмета. Классификация методика, терминология. Справочник. СПб., 2003.
  165. В.В. Карл Фаберже — ювелир царя. «Русский Ювелир» СПб., 1997, № 4. — с. 43−47.
  166. В., Гонтарь С. Рождение серебряного века. «Русский Ювелир"-СПб., 1996, № 1.-с. 39−44.
  167. В.В. Анализ ассортимента фирмы Фаберже. «Антикварное обозрение» М., 2006, № 2. — с.53−62.
  168. В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., Терра. 1992.
  169. Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX—XX вв.еков. М., Сб. Музей, 1989, № 10. — с. 58−71.
  170. И. Изделия фирмы Фаберже в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб, издательство Государственного Эрмитажа, 2002. — с. 41−44
  171. Г. Ю. Художественная жизнь в России на рубеже XIX—XX вв.еков. М., Наука, 1972.
  172. Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины XIX—XX вв.еков. М., Наука, 1984.
  173. Г. Ю. Художественная жизнь в России 1900−1910-х годов. М.: Искусство. 1988.
  174. Г. Ю., Борисова Е. А. Русский модерн. М., 1990.
  175. Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн второй половины XVII—XX вв.ека. /Материалы научной конференции в ГТГ/. М., 2000.
  176. Столица и усадьба. СПб., 1914, январь, № 2
  177. Столица и усадьба. -СПб., 1916, апрель, № 55
  178. А. Фон. По следам сокровищ Фаберже. /В кн. Фаберже придворный ювелир./ Вашипггон-СПб., 1993. — с. 152−159.
  179. Тиландер-Годенхильм У. Новое о мастерской Вигстрема. /В кн. Фаберже придворный ювелир./- Вашингтон-СПб., 1993. с. 84−103
  180. A.M. Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVIII-начала XX века. Оружейная палата. М., Искусство, 1981.
  181. B.C. Социальные и экономические противоречия стиля модерн. /В сб. Вестник Московского университета, серия «История"/ -М., 1977, № 6.
  182. Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 г. СПб., 1873.
  183. .Л. Русское художественное серебро второй половины XIX начала XX века. — М., 1976
  184. П.И. Русские ювелирные украшения. М., 1970. '
  185. Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 года, отчет генерального комиссара Всероссийского отдела. СПб., 1901.
  186. К.Г. Придворный ювелир: золотые, бриллиантовые и серебряные изделия (Прейс-курант). М., 1893.
  187. К.Г. Москва. Бриллиантовые, золотые и серебряные изделия. (Прейс-курант). М., 1899.
  188. Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В. В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., журнал «Нева», 1997.
  189. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Kontmann. 2000.
  190. А.Е. Описи серебра Двора Его Императорского Величества. Издание Гофмаршальской части Императорского двора. -СПб., 1907.
  191. Федоров-Давыдов A.A. Русское искусство промышленного капитализма. — М., 1929.
  192. К., Припц-Гогенцоллер И.-Г., Родимцева И. А. Фаберже: пасхальные сувениры, сделанные для русской императорской семьи. -Мюнхен, 1989.
  193. Храним и множим: из собрания Гохрана России. /Сост. Володаева В. Ю. Волкова Т.Е.) М., Gamma, 1999.
  194. Художественное серебро XVI начала XX века. Государственный Эрмитаж. /Под ред. Артамонова М.И./ - М., Искусство, 1956.
  195. Шедевры ювелирного искусства. /Сост. Постникова-Лосева М.М. и др./- Л., Авора. 1986.
  196. Ювелирные изделия. Типологический словарь. СПб., 2000.
  197. Ювелирное искусство России. /Сост. Т. В. Тищенко./ М., Интербук-бизиес, 2002.
  198. Bainbridge Н.С. Peter Karl Faberge. Goldsmiths and Jewelers the Russian Imperial Court. His Life and Work. London, Spring Books, 1974.
  199. Carl Faberge Goldsmiths to the tsar. National museum. Stockholm. 1997.
  200. Christie’s. Catalogue. New York, March 14,1984.
  201. Faberge Exhibition. San-Francisco. 1964. Catalogue. Memorial Museum. -San Francisco, 1964.
  202. Forbes C. Faberge Eggs, Imperial Russian Fantasies. New York, 1980.
  203. Habsburg-Lothringen G. von. The Faberge Exhibition. Christies Review of the Season. London, 1980.
  204. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge. Feldman Editions, Geneva. -Munchen. 1986.
  205. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge. Hofjuwelier der Zaren. Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung. Munchen, Hirmer Verlad, 1987.
  206. Habsburg-Lothringen G. von. Carl Faberge. Harry N. Abrams, INC., -Publishers New York. 1994.
  207. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge orfevre des tsars. Paris. 1994.
  208. Hawley H. Faberge and his contemporaries. The India Early Minshall Collection of the Cleveland Museum of Art. Cleveland, Cleveland Museum of Art, 1967.
  209. Hill G. Faberge and the Russian master goldsmiths. Hugh laughter Levin associates, INC. New York, 1989.
  210. Parker L. A catalogue of the Lillian Thomas Pratt Collection of Russian Imperial Jewels. Virginia Museum. Richmond, Virginia. 1979.
  211. Ross M. Faberge. Walters Art Gallery. Baltimore, Maryland. 1952.
  212. Ross M. The Art of Carl Faberge and his Contemporaries. Norman, University of Oklahoma press. 1965.
  213. Snowman A. The Art of Faberge. London, 1953.
  214. Snowman A. Karl Faberge, Goldsmith to the Imperial Court of Russia. -London, 1979.
  215. Snowman K. Golden Years of Faberge Drawing and Objects from the Wigstrem Workshop. A la Vielle Russie. London, Alan de Gourcuff Editeur. 2000.
  216. Solodkoff A. von. Faberge. London, 1988.
  217. Sotheby’s. Fine Jewelry. New York. Tuesday, june 7,1994.
  218. Sotheby’s. Faberge, Russian Works of Art and Objects of Very. New York. Tuesday, desember 6, 1994.
  219. Sotheby’s. Magnificent jewelry from a Private Collection. — New York. Wednesday, October 25,1995.
  220. Sotheby’s. Russian Works of Art. New York, Monday June 9,1997.
  221. Sotheby’s. Fine Jewelry. Beverly Hills. Monday, November, 24,1997.
  222. Sotheby’s. Important silver Russian Works of art and objects of very. New York. Tuesday, October 24,2000.
  223. Sotheby’s. Silver, vertu and Russian works of art. New York. October 12, 2001.
  224. The Glitter of the Gold. Fashioning Americas jewelry. The Newark museum. Newark, New Jersey, 1997.
  225. The Golden Treasure Trove of the Russian Museum. /Edit. Y. Petrova/ Palace Editions. 1998.
  226. Wichmann S. Jugendstil floral functional. Schuler Veralgsgesellschaft/ Herrsching. 1984.
Заполнить форму текущей работой