Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ и оценка экспортного потенциала региона: На примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию как национальной экономики, так и региональных хозяйственных систем. Повышение национальной конкурентоспособности — это вопрос, который в настоящее время становится политическим приоритетом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и исследования экспортного потенциала региона
    • 1. 1. Экспортный потенциал, его функции и роль в развитии региональной экономики
    • 1. 2. Конкурентоспособность экономики региона на мировом рынке
    • 1. 3. Организационно-экономическое регулирование экспорта на региональном уровне
  • Глава 2. Экспортный потенциал как фактор развития региональной экономики
    • 2. 1. Сравнительный анализ экспортного потенциала регионов России
    • 2. 2. Особенности организации ВЭД и анализ экспортной деятельности Республики Татарстан
    • 2. 3. Оценка факторов развития экспортного потенциала и конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на мировых рынках
  • Глава 3. Интегральная структурная оценка экспортного потенциала Республики Татарстан и прогнозирование его # развития
    • 3. 1. Методика оценки развития и проведения сравнительного анализа экспортного потенциала регионов России
    • 3. 2. Влияние развития экспортного потенциала на социально-экономическое развитие региона
  • Заключение

Сравнительный анализ и оценка экспортного потенциала региона: На примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию как национальной экономики, так и региональных хозяйственных систем. Повышение национальной конкурентоспособности — это вопрос, который в настоящее время становится политическим приоритетом для России и ее регионов. Не случайно этой проблеме уделено особое внимание в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию. В нем говорится, что «основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться. по единственному критерию: способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России. Девиз века — конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы» [121].

Следовательно, в ближайшие годы Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики и ее интеграции в мировое хозяйство. В решении этой задачи важную роль призвана сыграть внешняя торговля, и в первую очередь, ее наиболее значимая составляющая — экспорт.

Особенностью России среди стран переходной экономики являлся тот факт, что среди наиболее значимых внешних по отношению к региональной политике факторов выделяется интернационализация российской экономики.

На фоне интернационализации, которая оказывает глубокое воздействие на все стороны отечественной экономики, наблюдается заметная активизация международных экономических связей на локальном уровне. Это совершенно новое и малоизученное явление в сфере экономической жизни российских регионов.

Процесс перемещения, а точнее, распространения международных связей на региональный уровень является одним из проявлений «горизонтализации» и «плюрализации» международных экономических отношений, когда страны все более начинают взаимодействовать не только своими центрами, но и периферией. Поэтому особое место занимает внешнеэкономическая деятельность регионов, прежде всего, это касается экспорта. В условиях уменьшения внутреннего спроса поставки на внешний рынок выступают одним из важных условий выживания промышленности. Таким образом, реализация принципов открытой экономики обусловила резкое возрастание значения внешнеэкономической деятельности для субъектов РФ. Однако из-за структурных особенностей народного хозяйства они сильно различаются по объемам экспорта хозяйства, вовлеченности во внешнеэкономические связи в целом. Очевидно, что изучение вопросов развития экспортного потенциала, совершенствование его структуры, реализация его возможностей посредством разработки комплексного механизма становится одним из наиболее актуальных направлений исследования региональных внешнеэкономических связей.

Актуальность темы

исследования определяется, кроме этого, и тем, что самостоятельный выход на внешние рынки и привлечение иностранных партнеров стали рассматриваться в регионах как дополнительный стимул и источник роста региональной экономики, значение которого особенно возрастает на фоне затянувшейся экономической депрессии и сокращения возможностей финансовых поступлений от центрального правительства. В то же время, надо отметить, что внешнеэкономические связи на уровне регионов ни в коей мере не являются альтернативой государственной политике в данной сфере. Они становятся составной частью этой политики, имея совершенно иные, локальные масштабы и значение.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты стратегии регионального развития нашли достаточно широкое отражение в исследованиях ученых-экономистов зарубежных и отечественных научных школ. Однако на протяжении многих десятилетий внешнеэкономический срез данной проблемы был мало изучен. Причина в том, что этот вопрос приобрел актуальность в западных странах лишь в 1980;х годах, а в России его изучение стало возможным при устранении монополии государства на внешнюю торговлю — в начале 1990;х годов.

В качестве теоретической базы исследования особое значение имели работы зарубежных ученых, посвященные общим проблемам внешнеэкономической деятельности, теории международной торговли и разработки моделей экономического развития. Среди них, прежде всего, следует отметить труды классиков теории международной торговли А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, М. Познера, Л. Хафбауера, М. Портера, П.Линдерта. В отечественной экономической литературе различные аспекты внешнеэкономической деятельности в условиях зарождения рыночных форм хозяйствования рассматривают в своих работах С. А. Ситарян, Э. Г. Кочетов, С. Ю. Глазьев, О. Т. Богомолов, М. И. Захматов, М. А. Портной, А. Г. Гранберг и др. Исследования по развитию региональной экономики под влиянием внешнеэкономических факторов нашли практическое подтверждение в работах Л. Б. Вардомского, Н. М. Ратнера, Р. И. Шнипера, А. А. Мальцева, В. П. Тимошенко, А. И. Трейвиша. Теоретическое обоснование влияния международного разделения труда на социально-экономическое развитие нации было сделано в работах О. Т. Богомолова, С. Н. Захарова, О. К. Рыбакова, И. П. Фаминского, Н. П. Шмелева и других экономистов.

Отечественными экономистами также обосновываются различные подходы и ориентиры построения высокоэффективной экономики, нацеленной на расширение экспортного потенциала. Наиболее широко данная позиция представлена в трудах В. Д. Андрианова, С. Ю. Глазьева, А. В. Енгибарова, М. И. Захматова, Э. Г. Кочетова, М. А. Портного. Кроме того, отдельные вопросы формирования, развития и использования экспортного потенциала регионов рассматривались в работах Н. В. Белоголовой, С. Г. Камолова, Л. М. Клопотовой,.

М.Н.Лукиной, И. Б. Рябовой, Ю. В. Токарева, К.Траулиха.

Тем не менее, по нашему мнению, по-прежнему недостаточно проработан вопрос развития экспортного потенциала российских регионов с позиции разработки механизма долгосрочного развития. Кроме этого, слабое отражение в трудах отечественных ученых-регионалистов нашли проблемы оценки экспортного потенциала региона, недостаточное внимание уделялось сравнительному анализу качественных характеристик экспортного потенциала регионов России. Надо отметить, что сдерживающим фактором решения отмеченных проблем является непроработанность в отечественной экономической науке ряда теоретических вопросов экспортной деятельности регионов и нечеткость в трактовке некоторых понятий и определений.

Таким образом, значимость отмеченных проблем, насущная потребность в структурных преобразованиях экспортной деятельности, в уходе от сырьевой специализации, в повышении роли экспортного потенциала в социально-экономическом развитии региональной хозяйственной системы предопределила выбор темы исследования.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования являются уточнение теоретических основ сравнительного межрегионального анализа экспортного потенциала и способов его интегральной структурной оценки, разработка модели экспорта, оптимизирующей его региональную отраслевую структуру, а также выработка рекомендаций по формированию социально-ориентированной экспортной политики Республики Татарстан.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: -рассмотреть и обобщить существующие теоретические подходы к определению категории «экспортный потенциал», а также систематизировать основные теории регионального экономического развития, основанного на совершенствовании экспорта и экспортной деятельности;

— выявить место и функции экспорта в совершенствовании региональной хозяйственной системы и определить основные направления его влияния на социально-экономическое развитие региона;

— изучить имеющиеся методики оценки состояния экспортного потенциала региона и предложить методику, учитывающую социально-экономическую дифференциацию и поляризацию российских регионов;

— провести сравнительный анализ экспортного потенциала по субъектам Российской Федерации и выявить региональные особенности экспортной деятельности в Республике Татарстан;

— определить перспективные направления экспортной специализации РТ, обосновать их выбор и предложить модель экспорта, оптимизирующую его региональную отраслевую структуруисследовать особенности организации внешнеэкономической деятельности в Татарстане и определить основные направления влияния экспортного потенциала на повышение конкурентоспособности экономики региона;

— разработать на основе проведенного анализа экспортного потенциала Республики Татарстан и других регионов России ряд практических предложений по совершенствованию государственной региональной экспортной политики.

Объектом исследования в диссертационной работе является экспортный потенциал и экспортная деятельность в Республике Татарстан.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений по совершенствованию экспортного потенциала региона как фактора развития региональной хозяйственной системы.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды по региональной экономике и организации внешней торговли, работы отечественных и зарубежных экономистов по проблеме регулирования и управления экспортной деятельностью, как на федеральном, так и на уровне региона. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный метод, метод научной абстракции, сравнение изучаемых показателей, экономико-статистические методы.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации (РФ) и Республики Татарстан (РТ), данные Государственных комитетов по статистике РФ и РТ, документы ТАСИС, Центра социальных исследований Поволжского Федерального округа, данные министерств и ведомств РТ, а также имеющиеся в экономической литературе и периодической научной печати данные по теме диссертации и соответствующие методические и проектные материалы, разработанные как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Научная новизна исследования состоит в уточнении системы понятий и углублении модельных представлений о формировании и использовании экспортного потенциала в региональном развитии в условиях углубления социально-экономической дифференциации и поляризации российских регионов, в разработке методики выбора стратегических отраслевых приоритетов экспортной специализации региона и обосновании практических рекомендаций по развитию экспортного потенциала Республики Татарстан.

К числу основных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования и выносимых на защиту, относятся следующие:

— уточнены существующие положения теории внешнеторговой деятельности, имеющие принципиальное значение для исследования проблем совершенствования экспортного потенциала региона и его роли в региональном развитии: дано авторское определение экспортного потенциала региона, учитывающее наряду с товарной составляющей коммерческие услуги, организационно-экономическую компоненту, уровень развития рыночных отношений в хозяйственной системепредложена авторская трактовка соотношения понятий «экспорт», «экспортная деятельность», «экспортный потенциал», «экспортная база», «экспортные ресурсы»;

— на основе обобщения имеющихся классификаций факторов экспортной деятельности предложена собственная классификация внешних и внутренних факторов формирования и развития экспортного потенциала региона, обосновано, что анализ этих факторов является исходной базой прогнозной оценки развития экспортных возможностей региональной экономики;

— предложена методика анализа и оценки современного состояния и прогнозирования развития экспортного потенциала, позволяющая определить стратегические направления и приоритеты совершенствования экспортной деятельности в Республике Татарстан на основе построения модели экспорта, оптимизирующей его региональную отраслевую структуру, которая состоит из ряда последовательных этапов: анализ структурных изменений экономики региона, расчет отраслевых коэффициентов экспортного потенциала, построение оптимизационной структуры экспортного потенциала, обобщенная рейтинговая оценка отраслей промышленности регионасоставлена дескриптивная схема распределения экспортного потенциала субъектов федерации с последующей типологизацией по территориально-отраслевому признаку, осуществлена группировка регионов России по показателям объема ВРП и объема экспорта, что позволило на основе предложенной методики провести сравнительный анализ экспортного потенциала внутри выделенных групп, как в целом по регионам, так и в разрезе экспортообразующих отраслей, на основе которого сформулированы предложения для разработки стратегии повышения конкурентоспособности и сохранения имеющихся конкурентных позиций отраслей экспортной специализации Татарстана;

— доказана необходимость более широкого вовлечения в экспортную деятельность региона предприятий малого и среднего бизнеса и поиска организационных форм, которые могли бы содействовать выходу этих предприятий на внешние рынки, с этой целью предлагается: разработать региональную программу их вовлечения в экспортную деятельностьсформировать информационные сети, предоставляющие внешнеэкономическую бизнес-информациюстимулировать создание региональных экспортных консорциумов, ассоциаций мелких производителей, а также организационной сети технопарков региона;

— обосновано, что на определенном временном этапе в условиях становления рыночных отношений сложившаяся топливно-сырьевая специализация региона являлась необходимой, в то же время выявлено: при переходе к стадии экономического роста эта специализация не трансформируется в формы, связанные с повышением глубины переработки сырьевых ресурсов, кроме того, денежные доходы, получаемые в условиях благоприятной сырьевой конъюнктуры на мировом рынке не стали основой развития высокотехнологичных наукоемких производств, что в совокупности ограничивает возможности расширения экспортного потенциала;

— выявлена тесная взаимосвязь развития экспортного потенциала и уровня социального развития регионов через индексы «развитие человеческого потенциала», «качество жизни» и установлена корреляционная зависимость между стоимостными показателями экспортной деятельности и индексом дохода, наиболее тесная связь этих показателей зафиксирована, согласно предложенной классификации регионов по объему экспорта, в группах регионов с очень высоким и высоким уровнем экспортакроме того, обоснована целесообразность создания в регионах с сырьевой специализацией экспорта сберегательного фонда (фонда будущих поколений), целью которого является обеспечение будущим поколениям потока доходов после истощения запасов полезных ископаемых.

Практическая значимость исследования заключается в его теоретико-прикладном аспекте, разработке рекомендаций для региональных органов управления по формированию механизма развития экспортного потенциала. Основные положения и результаты исследования могут быть направлены на улучшение показателей социально-экономического развития региона. Предложенная в диссертации методика сравнительной оценки экспортного потенциала регионов страны может быть использована органами государственной статистики, государственного управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях при разработке программ развития внешнеэкономических связей и стимулирования экспорта. Ряд разделов диссертационной работы может быть использован в учебном процессе при преподавании учебных дисциплин «Внешнеэкономическая деятельность», «Региональная экономика и управление», «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики».

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены автором и получили положительную оценку на региональных, всероссийских, межрегиональных конференциях, в том числе на: Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Инновации в науке, технике, образовании и социальной сфере» в г. Казани (2003 г.), межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов Экономические, социальные и правовые проблемы современного российского общества в г. Казани (2003 г.), научно-практической конференции в г. Иваново (2003г.), 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия бизнеса и социально-экономическое развитие региона» в г. Ярославле (2003 г.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы — 203 страницы. Цифровой и графический материал представлен в 24 таблицах и на 15 рисунках. Список использованной литературы включает 175 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В современных условиях хозяйствования внешнеэкономические связи выступают в качестве стимулирующего фактора социально-экономического развития регионов России. При этом функционирование хозяйственного комплекса большинства регионов в значительной мере обеспечивается экспортной деятельностью, эффективность которой находится в прямой зависимости от степени развитости экспортного потенциала.

Вовлечение региональной структуры хозяйства в экспортную деятельность позволяет решать проблемы повышения конкурентоспособности отраслей промышленности, эффективности использования имеющегося природно-ресурсного, научно-технического и трудового потенциала, притока валютных ресурсов и т. д.

Экспортный потенциал региона целесообразно рассматривать с учетом качественного и количественного аспектов. Качественный аспект характеризует непосредственно развитие региональных внешнеэкономических связей и является следствием процесса включения региона в экспортную составляющую национальной экономики. Количественный аспект предполагает определение количества экономических единиц (отраслей, предприятий), вовлеченных во внешнеэкономические деятельность региона.

Изучение и сравнение различных подходов к определению категории «экспортный потенциал» позволило сформулировать трактовку этого понятия, учитывающую наряду с товарной составляющей коммерческие услуги, организационно-экономическую компоненту, а также уровень развития рыночных отношений в хозяйственной системе. Для исследования проблем, связанных с формированием экспортного потенциала и реализацией его функций в социально-экономическом развитии региона, нами предложено следующее определение этого понятия: экспортный потенциал региона можно определить как способность регионального производства (предприятий, отраслей и экономики региона в целом), расположенного в пределах данной территории, производить и реализовывать на конкретных зарубежных рынках в перспективе конкурентоспособные товары и услуги при имеющемся уровне развития рыночных отношений, экономических факторов и системы организационно-экономической поддержки экспорта.

2. Формирование системы развития экспортного потенциала региона заключается в построении и выявлении действенных конкурентных факторов, способных придать устойчивость системе. В процессе формирования структуры экспортного потенциала региона должны быть задействованы внешние и внутренние факторы конкурентоспособности. Внешними факторами являются: современные тенденции развития мировой экономики, уровень экономического развития и специфика внешнеэкономической деятельности федерации в целом, государственная региональная политика и т. д. К внутренним относятся: уровень экономического развития региона, комплекс ресурсов территории, экономико-географическое положение, условия и возможность привлечения иностранных инвестиций, а также социально-политический климат. Именно поэтому, следует рассматривать проблемы развития экспортообразующих факторов конкретно взятого региона одновременно с изучением качественных сдвигов в мировой экономике, конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

3. Регулирование и стимулирование развития внешнеэкономических связей страны является одной из важных функций хозяйственной политики. В федеративном государстве, к которым относится и Россия, реализация экспортного потенциала регионов во многом зависит от степени государственной поддержки. Практическое осуществление такой политики связано с оптимальным разграничением полномочий между федерацией и ее субъектами. Федеральные органы власти реализуют меры государственной поддержки экспорта и стимулирования национальных производителей через политику в области налогового, таможенно-тарифного, валютного регулирования. На региональном уровне основной задачей стимулирования экспортного потенциала является обеспечение максимально высокой координации усилий территориальных структур, организаций в деле содействия экспортерам, начиная с мер информационного обеспечения и заканчивая мероприятиями по содействию экспорту (кредиты, займы, гарантии и т. д.). Как показывает опыт зарубежных стран, развитие экспортного потенциала на уровне региона строится на последовательности применяемых инструментов содействия экспорту: от простых организационных форм к наиболее сложным мерам экономического содействия. В российских условиях региональные программы содействия развитию экспорта отличает существенный недостатокналичие в основном мер организационного характера и практическое отсутствие финансовых рычагов стимулирования.

Процессы распространения экспортной деятельности на региональный уровень требуют разработки соответствующей региональной политики. В ходе эволюции экспортной политики государства в течение переходного периода наблюдался отход от практики жесткого вертикального управления развитием экспортного потенциала регионов к либерализации экспортной деятельности, к оперативно-хозяйственной самостоятельности субъектов экономической деятельности. В этих условиях формируется необходимость разработки региональной стратегии долгосрочного экономического роста, научно-технического развития, международных экономических и торговых связей.

4. В настоящее время развитие экспортного потенциала российских регионов и его товарной структуры будет определяться, по нашему мнению, двумя группами взаимосвязанных факторов. С одной стороны, это более или менее статичные факторы по своему характеру, характеризующиеся сравнительными региональными преимуществами в природно-ресурсной сфере с последующим усилением акцента на высокотехнологичную продукцию и продукцию высокой степени обработки. С другой стороны, это факторы динамично меняющихся конкурентных преимуществ, связанных с научно-техническими достижениями и инновациями. Соединение в одном регионе сравнительных региональных и технологических конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность на глобальном экономическом пространстве, обеспечивает стабильное наращивание экспорта и его стимулирующее воздействие на развитие экономики в целом.

5. Проведенный сравнительный анализ экспортной деятельности регионов России позволяет сделать следующие выводы:

— динамика развития субъектов Федерации привела к структурным изменениям экономики по следующим направлениям: усиление моноотраслевой специализации в экспортноориентированных регионах, фактическое разрушение сложившегося в дореформенный период экспортного потенциала в регионах машиностроительной специализации, деиндустриализация слаборазвитых регионов и столичных городов;

— пространственным проявлением новой структуры российской экономики стало возрастание роли регионов добычи и первичной переработки экспортных ресурсов, снижение экономического вклада большинства развитых регионов обрабатывающей промышленности и деградация слабоиндустриализированных республик и автономных округов с неконкурентоспособными предприятиями;

— среди регионов-лидеров по объему промышленной продукции преобладают регионы экспортно-сырьевой специализации, в регионах со значительным уровнем экспорта максимальна доля промышленности в ВРП, однако, слаборазвит сектор услуг;

— приток иностранных инвестиций осуществляется в основном в конкурентоспособные на мировом рынке регионы с достаточно высоким экспортным потенциалом, которыми, в первую очередь, являются сырьевые регионы и регионы первичной его переработки;

6. Анализ динамики и структурных изменений в экспортной деятельности Республики Татарстан показал, что в настоящее время на мировом рынке конкурентоспособны отрасли и подотрасли хозяйственной системы РТ, добывающие сырье, выпускающие технологически простые полуфабрикаты, узкий круг низкотехнологичных продуктов. Машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности республики ограниченно конкурентоспособны или вообще не конкурентоспособны. В то же время, некоторые товары массового ассортимента по качеству и цене вполне могут быть конкурентоспособны, но не имеют выхода на мировой рынок или имеют ограниченный выход и занимают малую долю в экспортном потенциале региона. Наращивание экспортного потенциала этих предприятий в Татарстане связано как с решением общих проблем экономического развития, так и с расширением государственной поддержки экспортной деятельности этих хозяйствующих субъектов в рамках экспортной политики региона.

Кроме того, сохраняется потенциальная возможность повышения конкурентоспособности некоторых видов высокотехнологичной продукции (продукция оборонного комплекса, оптические приборы, компрессорные установки), расширение экспорта которой встречает определенное противодействие на внешние рынках. В то же время, изучение тенденций развития мирового рынка и производственного потенциала республики показало, что Татарстан может успешно конкурировать по некоторым направлениям выпуска наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Поскольку невозможно оказывать государственную поддержку одновременно всем экспортным программам хозяйствующих субъектов, то необходимо осуществить правильный выбор приоритетов. Это позволит РТ в будущем реально претендовать на определенную долю мирового рынка.

7. Оценка современного состояния факторов развития экспортного потенциала Республики Татарстан позволяет сделать вывод о том, что наращивание экспортного потенциала можно рассматривать как один из основных факторов развития региональной экономики. Республика Татарстан обладает значительным ресурсно-производственным потенциалом, который, по нашей оценке, является достаточным как для самообеспечения региона, так и для его динамичного развития в системе мирохозяйственных связей. В период перестройки кризисное состояние экономики региона неблагоприятно сказалось на внешнеэкономических связях, сдерживая развитие и ухудшая структуру производственно-технологического и экспортного потенциала республики, во многом предопределив сырьевую направленность последнего. Как показывает анализ, вывоз сырьевых товаров из региона имеет объективные пределы, а потому необходимо наращивать стоимостные объемы экспорта за счет продукции с высокой степенью переработки, наукоемких товаров, а также услуг. Совершенствование структуры экспорта на основе отмеченной закономерности должно стать основным приоритетом экспортной политики региональных органов власти.

8. Для обоснования выбора перспективных направлений экспортной специализации региона предложена методика прогнозирования состояния отраслей, составляющих структуру экспортного потенциала, которая позволяет сделать очевидный вывод относительно оптимальных параметров экспорта региона. Данная методика включает в себя несколько этапов: анализ структурных изменений экономики региона (на основе показателей занятости) с определением коэффициента локализациирасчет отраслевых коэффициентов экспортного потенциала на базе анализа показателей промышленного производства и экспорта регионапостроение оптимизационной структуры экспортного потенциалаобобщенная рейтинговая оценка ведущих отраслей промышленности региона.

Следует подчеркнуть, что целью предложенной методики оценки развития экспортного потенциала является не столько достижение конкретных количественных показателей, сколько возможность определения направления развития и расстановки приоритетов региональной экспортной политики на основе предложенных структурных пропорций при условии сохранения объемов экспорта.

Результаты проведенной оценки свидетельствуют о том, что экспортный потенциал РТ определяется всего лишь тремя отраслями промышленности: химической и нефтехимической, топливной и, в гораздо меньшей степени, машиностроением. По нашему мнению, перспективы развития и увеличения экспортного потенциала Татарстана напрямую связаны с развитием, в первую очередь, нефтехимического комплекса республики. Значительным останется присутствие в товарной структуре экспорта продукции топливной промышленности. Основной резерв для увеличения экспортного потенциала машиностроительной отрасли, по нашему мнению, находится в проведении грамотной региональной инвестиционной и инновационной политике. Роме того, представляется целесообразным в ближайшие годы осуществлять дифференцированный вывоз машинотехнической продукции (оборудования, технологий, конструкций, материалов и т. д.) в составе комплектных поставок в рамках межгосударственных программ научно-технического сотрудничества и содействия.

9. В результате проведенного анализа экспортного потенциала ряда регионов Российской Федерации, выявлено, что в регионах, вывозящих сырьевые ресурсы и продукцию первого передела (Татарстан, Самара, Красноярск и т. д.), зависимость стоимостных объемов ВРП от экспорта велика. Внешнеэкономическая конъюнктура оказывает значительное влияние на динамику ВРП (внешняя конъюнктура является одним из факторов, определяющих динамику ВРП). В регионах, где отраслями экспортной специализации являются отрасли (Московская область, г. Санкт-Петербург и т. д.), производящие готовую продукцию и промежуточную с высокой степенью готовности, зависимость ВРП от экспорта значительно ниже (снижается значение внешних факторов), что ослабляет, в свою очередь, зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

За период 2000 — 2002 г. г. произошло снижение коэффициентов экспортного потенциала как в целом в российской экономике, так и в химической и нефтехимической отрасли промышленности, а также в черной и цветной металлургии. Однако, на этом фоне выделяются несколько регионов, в которых произошло увеличение региональных коэффициентов экспортного потенциала: Саратовская, Ярославская, Белгородская, Омская, Оренбургская, Самарская, Пермская области.

В отраслевом разрезе наиболее существенный рост коэффициентов экспортного потенциала отмечен: по топливно-энергетическому комплексу — в Саратовской, Кемеровской, Оренбургской, Самарской и Омской областях;

— в химической и нефтехимической промышленности — в Ярославской, Омской и Пермской областях;

— в машиностроении — в Ярославской, Иркутской областях, Республике Татарстан, Свердловской области, Республике Башкортостан, Оренбургской и Пермской областях;

— в черной и цветной металлургии — только в Белгородской области.

В Республике Татарстан отмечается падение коэффициентов по всем экспортообразующим позициям, за исключением небольшого роста в машиностроении, причем последнее не повлияло на положительную динамику регионального экспортного потенциала. Более того, спад. регионального коэффициента в Татарстане оказался более значительным, чем в целом по России, что свидетельствует о неблагоприятных с точки зрения развития экспортного потенциала изменениях, как в структуре промышленного производства, так и в структуре экспорта Татарстана.

Следует отметить, что наиболее близким конкурентом Татарстана в сфере химии и нефтехимии является Ярославская область, причем если в Татарстане происходит падение коэффициента экспортного потенциала этой отрасли, то в Ярославской области — его значительный рост. Более того, значение соответствующего показателя в Ярославской области в 2000 году было в несколько раз ниже, чем в Татарстане, однако, уже в 2002 году РТ значительно отстала по этому показателю от Ярославской области.

Таким образом, подобная сравнительная оценка экспортного потенциала регионов может стать основой дальнейшей разработки стратегии повышения конкурентоспособности отраслей экспортной специализации Республики Татарстан.

10. Значительные межрегиональные различия по характеру и масштабам участия во внешнеэкономических связях оказывают существенное влияние на региональные процессы. Наиболее социально-, экономическии политически значимым результатом открытия российской экономики стал рост межрегиональной поляризации. Это одна из закономерностей рыночной трансформации, отражающая появление выигрывающих и проигрывающих от реформ территорий. Она обусловлена наличием или отсутствием в региональных экономиках сравнительных преимуществ.

Для оценки степени влияния экспортного потенциала и его использования на социально-экономическое развитие регионов нами использовались такие показатели, как: объем экспорта, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс качества жизни. В процессе исследования установлена корреляционная зависимость между стоимостными показателями экспортной деятельности и индексом дохода, одной из значимых составляющих ИРЧП. Причем наиболее тесная связь этих показателей зафиксирована в группах регионов с очень высоким и высоким уровнем экспорта, согласно предложенной классификации регионов по объему экспорта.

В рейтинге ИРЧП первая десятка регионов — это экономически развитые субъекты, большинство из. них — ведущие сырьевые экспортеры. Следует отметить основные региональные особенности социально-экономического развития: сильную поляризацию и наличие большой и плотной срединной группы регионов, схожих по социально-экономическим характеристикам и по степени вовлеченности в экспортную деятельность. Только два субъекта РФМосква и Тюменская область (благодаря доходам ее нефтегазодобывающих автономных округов) попадают в группу развитых по мировой классификации, вплотную к этой границе приблизились Санкт-Петербург и Татарстан. В то же время почти два десятка субъектов РФ имеют показатель ниже среднемирового.

Классификация регионов по индексу качества жизни дает сходную картину. Региональные индексы качества жизни также сильно дифференцированы, среди лидеров представлены только более развитые субъекты РФ: г. Москва и нефтегазовые автономные округа Тюменской области. Близких значений индекса достигли г. Санкт-Петербург, республики Татарстан и Коми, Самарская, Липецкая, Ярославская области, т. е. регионы с высокоразвитым экспортным потенциалом.

Поскольку очевидна тесная связь развития экспортного потенциала и социально-экономического положения регионов, то нами обосновывается целесообразность создания в регионах с сырьевой специализацией экспорта сберегательного фонда (фонда будущих поколений), целью которого является обеспечение будущим поколениям потока доходов после истощения запасов полезных ископаемых.

11. Для расширения экспортного потенциала, по нашему мнению, целесообразно осуществлять поиска новых организационных форм, которые могли бы облегчить выход на зарубежные рынки предприятий малого и среднего бизнеса. С этой целью предлагается разрабатывать информационные сети, которые могли бы оперативно предоставлять необходимую бизнес-информацию в области внешнеэкономических связей малым и средним предприятиям, а также ассоциациям мелких производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию и услуги.

Целесообразно формирование и создание региональных экспортных консорциумов, которые могут обеспечить выпуск технически сложной конченой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Подобные организационные формы призваны объединить ресурсы как непосредственно экспортеров продукции, так ' и крупных инвестиционных и финансовых институтов, обеспечив тем самым концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направления развития экспортного потенциала и экспортной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые и законодательные акты
  2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЭ «Об экспортном контроле»
  3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
  6. Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.)
  7. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изменениями от 19 мая 1995 г.)
  8. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа 2001 г.)
  9. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»
  10. Закон Республики Татарстан от 11 июля 1996 г. № 694 «О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан»
  11. Закон Республики Татарстан от 6 марта 1996 г. № 466 «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора»
  12. Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-ХН «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»
  13. Договор РФ и РТ от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»
  14. Постановление Правительства РФ 20 января 1996 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг»
  15. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 360 «О положении об уполномоченных МВЭС РФ в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованьях и отдельных регионах»
  16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 августа 2000 г. № 560 «О Программе стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года»
  17. Соглашение от 15 февраля 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей
  18. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»
  19. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональнойполитики в Российской Федерации»
  20. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров»
  21. Указ Президента РТ от 16 октября 1998 г. N УП-850 «О мерах по обеспечению валютного и экспортного контроля в Республике Татарстан»
  22. Указ Президента РТ от 1 августа 1997 г. N УП-399 «О совершенствовании структуры управления в сфере внешних связей Республики Татарстан»
  23. Монографии, книги, авторефераты диссертаций, сборники статей, материалы научно-практических конференций, статистические сборники, информационные справочники
  24. В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1998.-296с.
  25. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 662с.
  26. Н.В. Статистическое исследование внешнеэкономической деятельности регионов России: Автореферат дис.к.э.н.:08.00.11./ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).-Москва, 1998. — 29 с.
  27. Л.Б. Открытие российской экономики: региональное измерение. М.: ЛМЭПИ РАН, 1997.- 144с
  28. Л.Б. Региональные проблемы внешнеэкономической либерализации в России: Автореферат дис. д.э.н.:08.00.05. -М., 1998. -44с.
  29. Ю.М., Селезнев А. З., Чередниченко Л. Г. Россия: экономический рост. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. — 312 с.
  30. А.Г. и др. Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1983.-326с.
  31. Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей. М.: «Финансы и статистика», 1993.- 176с.
  32. .М., Жихаревич Б. С. Методика определения профильности отраслей и производств промышленности крупных городов и регионов. — Л.: ИСЭП АН СССР, 1993.- 269 с.
  33. В.И. Системный анализ проблем программного управления развитием экспортного потенциала Камчатского региона: Автореферат дис.к.э.н.:08.00.05./Академия внешней торговли. -М., 1998. -24с.
  34. Ю.А. Экономический потенциал территории. СПб.: Химия. С.-Петерб. отдел, 1997.-237с.
  35. А.В. Некоторые вопросы повышения эффективности экспорта. М.: «Международные отношения», 1983. — 332с.
  36. С.Н. Эффективность внешнеэкономического комплекса: (Методы обоснования и стимулирования). М.: «Экономика», 1988. — 247с.
  37. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2001 году. Казань: Идель-Пресс, 2002. — 135с.
  38. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2002 году и задачи на2003 год. Казань: Идель-Пресс, 2003. — 161с.
  39. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2003 году и задачи на2004 год. Казань: Карпол, 2004. — 202с.
  40. С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период: Автореферат дис.к.э.н.:08.00.14. М., 1998. -23с.
  41. JI.M. Развитие экспортного потенциала России в период реформ: Автореферат дис.к.э.и.:08.00.01./ Томский госуниверситет. Томск, 1996. -20с.
  42. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991, — 463с.
  43. Э.Г. Геоэкономика. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.- 340с.
  44. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мировых хозяйственных связей).- М.: Экономика, 1992. 182с.
  45. Е.Н. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности регионов РФ: Автореферат дис.к.э.н.:08.00.04. М., 1994.-25с.
  46. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. -520 с.
  47. М.Н. Оценка экспортного потенциала и приоритетные направления развития внешнеэкономического комплекса Удмуртской Республики: Автореферат дис.. к.э.н.:08.00.14./ВНИКИ. М., 1998. -22с.
  48. А.А. Теория, методология и практика формирования хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности региона: Автореферат дис.. д.э.н.:08.00.05./ УрО АН СССР. Институт экономики. Свердловск, 1991. -45с.
  49. А.А., Андреева Е. Л., Рябова И. Б. Организация и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности // Как оздоровить местную экономику. Ориентиры для российских должностных лиц. М.: Дело ЛТД, 1995.-е.69−86.
  50. A.M. Регионы экономика. Стратегия. Безопасность. М.:Центрполиграф, 1998. -316с.
  51. А.С. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.-448 с.
  52. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского, изд. 2- е, перераб. и доп. М.: «Международные отношения», 1994. — 480с.
  53. Е.В. Государственная поддержка экспортного производства и экспорта промышленной продукции в России: Автореф.дис. к.э.н.:08.00.05. М., 1999.-216с.
  54. М. Международная конкуренция. Пер. с англ. М.: «Международ- ные отношения», 1993. — 895с.
  55. В.Ю., Соколов В. В. Современная внешнеторговая политика России иинструменты ее регулирования. М., 1995. — 102с.
  56. Проблемы стратегического планирования, прогнозирования и обеспечения конкурентоспособности региона: Материалы всероссийской конференции. -Чебоксары: Издат-во Чуваш. Университета, 1998.-125с.
  57. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 793с.
  58. Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 2001 — 827с.
  59. Регионы в системе внешнеэкономических связей РФ: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам развития внешнеэкономических связей субъектов РФ.- Оренбург, 1998.-258с.
  60. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2001. — 642 с.
  61. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 679 с.
  62. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под ред. И. П. Фаминского. — М.: «Международные отношения», 1993. 430с.
  63. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью. М.: «Контур», 1998.-448с.
  64. И.Б. Формирование механизма экономического стимулирования экспорта на уровне региона: Автореферат дис.к.э.н.:08.00.05/Уральский государственный экономический университет.-Екатеринбург, 1997. — 26 с.
  65. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристь, 1999. —384 с.
  66. М.А. Народнохозяйственная эффективность экспортной деятельности. М.: «Экономика», 1983. — 278с.
  67. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. М., 1998. С. 170.
  68. Социально-экономическое положение Республики Татарстан (комплексный информационно-аналитический доклад, январь-декабрь). Казань: стат.сб., Госкомстат РТ, 2001.- 134с.
  69. Социально-экономическое положение Республики Татарстан (комплексный информационно-аналитический доклад, январь-декабрь). Казань: стат.сб., Госкомстат РТ, 2002.- 138с.
  70. Социально-экономическое положение Республики Татарстан (комплексный информационно-аналитический доклад, январь-декабрь). Казань: стат.сб., Госкомстат РТ, 2003.- 136с.
  71. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА- М, 1997.-170с.
  72. Стровский Л. Е Внешний рынок и предприятие. М.: Финансы и статистика, 1993. -160с.
  73. В.П. Реформа регионального внешнеэкономического комплекса (поиски и решения). Екатеринбург: Издат. «Екатеринбург, 1998. — 64с.
  74. Ю.В. Формирование и использование экспортного потенциала: На примере промышленных предприятий: Автореферат дис.. к.э.н.:08.00.05./ Казанский фин.-экон. институт. -Казань, 1997. 22с.
  75. К. Развитие экспортного потенциала России в период реформ: Автореферат дис.. к.э.н.:08.00.05./РАГС М., 1994. -16с.
  76. Я.В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия.: автореферат дис. .к. э. н. Ярославль, 1998 г.
  77. Р.Ф. К теории экономической динамики. — М.: Гелиос АРВ.1999. 160с.
  78. Шедевры мировой экономической мысли. Т.1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. Петр-к: Петроком, 1993. — 320с.
  79. Шедевры мировой экономической мысли. Т.2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Петр-к: Петроком, 1993. — 157с.
  80. Шедевры мировой экономической мысли. Т. З. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Петр-к: Петроком, 1993. — 307с.
  81. К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.-334с.
  82. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.-320с.
  83. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издат. БЕК, 1997. — 632с.
  84. Экономика внешних связей России / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издат. БЕК, 1995.-704с.1. Периодические издания
  85. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике.// Экономист, 1997 г., № 10, с.33−42
  86. Т.О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования // Проблемы прогнозирования. 1995. № 2. С.90−102.
  87. Н. Топливно-энергетический комплекс // Мировая экономика и международные отношения (МЭМО). 1999. № 8. С.49−54.
  88. П., Флассбек Г., Хоффман X. Экономика ортодоксальной монетарной стабилизации: пример России, Украины и Казахстана // Вопросы экономики. 1995. № 12.
  89. А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 56.
  90. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 1997. № 95.
  91. Л.Б. Внешнеэкономические факторы и состояние экономики регионов России // Внешняя торговля. 1995. № 12. С.2−4.
  92. Л.Б. Внешние факторы территориально-структурных изменений в России // Проблемы прогнозирования. 1997. № 1. С.48−57.
  93. Л.Б. Приграничные территории России: состояние и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 1998. № 1. С.119−129.
  94. Л.Б. Региональные проблемы российского экспорта // Внешняя торговля. 1995. № 1. С.6−8.
  95. Ваш Ю. Проблемы развития внешнеэкономических связей субъектов РФ // Внешняя торговля. 1994. № 5. С.6−9.
  96. Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития // Внешняя торговля. 2000. № 2. С.2−4- 48−49.
  97. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 12.
  98. А., Жуков С. О возможностях стабилизации и наращивания экспортного потенциала России // РЭЖ. 1993. № 1. С.57−68.
  99. М., Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-и макроуровневом измерениях.// Российский экономический журнал, 1998 г. № 3 с.67−78.
  100. С.Ю. Об открытости и разумной защите российской экономики // Реформы глазами американских и российских ученых / Под ред. О. Т. Богомолова. М.: РЭЖ, 1996. -с.237−252.
  101. ЮО.Глазьев С. Ю. Промышленная политика и экспорт России // Внешняя торговля. 1993. № 5.
  102. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  103. Ю2.Глазьев С. Ю. О стратегии экономического роста на пороге XXI века. / Научный доклад. М.: ЦЭМИ РАН, 1997.
  104. ЮЗ.Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. № 2−3. С.29−34.
  105. Ю4.Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации // Внешняя торговля. 1995. № 1. С.2−5.
  106. Ю5.Догаев А., Гумилевский А., Вадюхин А. Реализация внешнеэкономического потенциала регионов России //Внешняя торговля. 1994. № 12. С.11−13.
  107. Ю.Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 6.
  108. Ш. Кивикари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России //Вопросы экономики. 1997.№ 8 с.57−72.
  109. И2.Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. № 1.С.38−48.
  110. ПЗ.Кормнов Ю. Промышленная политика и внешнеэкономические связи // Экономист.1998. № 6. С.31−35.
  111. И.Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы экономики. 1993. № 9. С.133−144.
  112. Ш. Куликов В. К дискуссии о вариантах экономической стратегии // РЭЖ.' 1995. № 4. С. 1524.
  113. Пб.Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1995. № 4.
  114. Ш. Лексин В., Швецов А. Реформы и целостность государства. Проблемы территориальной дифференциации и дезинтеграции. Статья 2 // РЭЖ. 1999. № 11−12. С.36−44.
  115. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической политике России // Общество и экономика. 1997. № 6. С. 110−147.
  116. А. Внешнеэкономические отношения: компромисс интересов или «вотчина» территорий // Внешняя торговля. 1998. № 7−9. С.38−41.
  117. А. Разработка региональных программ развития экспорта в США // Внешняя торговля. 1996. № 9. С. 18−20.
  118. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. 1999. № 9. С.80−89.
  119. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // МЭМО. 2000. № 5. С.97−102.
  120. К.В. О теориях международных экономических отношений и межрегиональных взаимодействиях // Общество и экономика. 1997. № 9−10. С.59−83.
  121. И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России // Внешняя торговля. 1997. № 1−3. с.2−5.
  122. М.А. Внешнеэкономическая стратегия России и мировой опыт // США: Экономика. Политика. Идеология. 1996. № 10. С 11−23.
  123. Послание Президента РФ Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1999. 31 марта.
  124. В. Взаимодействие федеральных и региональных органов регулирования // Реформа. 1993. № 10. С.6−7.
  125. В., Соколов В. Стимулирование экспортной деятельности малого и среднего бизнеса // Внешняя торговля. 1993. № 5. с.33−37.
  126. В., Соколов В. Федеральный центр и регионы: регулирование и поощрение внешнеэкономической деятельности // Внешняя торговля. 1993. № 7−8. с.64−68.
  127. В. Основные сдвиги в мировой хозяйственной конъюнктуре // МЭМО. 1999. № 8. С.3−8.
  128. Промышленная политика России: принципы формирования и механизм реализации (Окончание) // Общество и экономика. 1997. № 6. С.64−109.
  129. Н. и др. Мифы экономического роста // Ведомости. 2000. — 4 апреля
  130. М. Подходы к оценке внешнеторгового потенциала территории // Внешняя торговля. 1998. № 7−9. С.49−51.
  131. В.В. Экспортный потенциал России состояние, ориентиры и условия развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 5.
  132. МО.Роль субъектов РФ в осуществлении внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. № 6. С.71−75.
  133. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития // Маркетинг в России и за рубежом № 5 / 2002
  134. А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках // Вестник Московского университета. Сер.6, экономика. 1996. № 5. С.3−18.
  135. МЗ.Синько В. Экспорт и конкурентоспособность продукции машиностроения // Внешняя торговля. 1993. № 5. С.6−9.
  136. А. Мировой рынок нефти и нефтепродуктов // Внешняя торговля. 1999. № 1.С.28.
  137. В. Структура российской экономики и ее включение в мирохозяйственные связи // МЭМО. 1996. № 12. С. 19−33.
  138. Мб.Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. 1996. № 4. с.8−12.
  139. А. Малый и средний бизнес: новые подходы государства к поощрению экспорта// Внешняя торговля. 1995. № 2−3. с.35−38.
  140. А. Российский экспорт: между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1996. № 4. С. 43.
  141. А. Формирование механизмов государственной поддержки экспорта в России // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).1996.№ 20. С. 104.
  142. Е. Нефтяная промышленность России в условиях снижения цен на мировом рынке нефти // МЭМО. 1999. № 6. С.92−94.
  143. А.И. Региональное развитие и регионализация России: специфика, дилеммы и циклы // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни: Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2002.
  144. Финансовые известия. 2001. — 27 декабря.
  145. К. Проблемы конкурентоспособности экономики России // Маркетинг. 1997.№ 1.С.98−110.
  146. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика исоциология. 1995. № 1. С.3−24.
  147. Blakery Ed. Planning Local Economic Development: Theory and Practice. SAGE Publications, 1994.
  148. McLean M., Voytek K. Understanding Your Economy: Using Analysis to Guide Local Strategic Planning. Planners Press, 1992.
  149. NASDA State Development Program Database (SEPD). 1992.
  150. The Global Competitiveness Report. 1997, World Economic Forum. Geneva: Switzerland, 1998.
  151. The National Export Strategy: Annual Report to The U.S. Congress, 6-th / Trade Promotion Coordinating Committee- W.M. Daily. Washington, 1998. — 89p.
  152. Unveiling the National Export Strategy. Business America, October 4,1993.
  153. Информационные источники сети Интернет
  154. Tacis / Европейская Экспертная служба / Лондонская бизнесшкола Проект UZ07 Политика замещения импорта и расширения экспорта, включая вопросы укрепления платежного баланса http://www.cer.uz/Reports/9914
  155. Всемирный банк. Доклад об экономике России ноябрь 2004. http://www.worldbank.org.ru
  156. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001. — 00 с. (Рус.) http://www.edu.ioffe.ru/lectures/glaziev
  157. Доклад Всемирного банка. 1999 г. http://www.worldbank.org.ru/
  158. А., Дробышевский П., Синельников С., Кадочников П. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru/usaid/prestab
  159. И.В. Анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России (материалы к семинару CEPRA 15−16 ноября 1999 г.) http://www.cepra.ru/publics
  160. А. Нефтяная отрасль России: итоги 2002 года. http://info.tatcenter.ru/reviews/6673.htm
  161. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года http://www.pravitelstvo.gov.ru/index.html
  162. РА «Эксперт». Рейтинг российских регионов в 2002—2003 гг. г. http://www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg2003/soder.htm
  163. Развитие экспортного потенциала России и поддержка экспорта // http: // www. nns. ru
  164. Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России 1996−1999 гг. // http: // www. expert, ru
  165. Рейтинговое агентство Интерфакс. Сравнительная оценка кредитоспособности регионов РФ (октябрь 2002) http://rating.interfax.ru/pressabody.html
  166. Тенденции на мировом рынке нефти. Нефтегазохимический портал Республики Татарстан http://neft.tatcenter.ru/analytics
  167. Основные теории регионального экономического развития на основе совершенствованияэкспорта и экспортной деятельности ,
  168. Теория Определение развития Сильные стороны Слабые стороны Практическая значимость1 2 3 4 5
Заполнить форму текущей работой