Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности адаптационных процессов у детей и подростков 11-15 лет, занимающихся спортивными бальными танцами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулярные занятияфизическими упражнениями при достаточной их интенсивности ведут к усилению деятельности нервной, мышечной и кардиореспираторной систем. Общими условиями для достижения эффекта являются цикличность и динамичность в выполнении физических упражнений. Для развития аэробной выносливости предпочтение отдается < изотонической динамической нагрузке, при которой потребление кислорода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности танца как средства двигательной активности и 11 укрепления здоровья в критические периоды развития
    • 1. 2. Влияние физических упражнений на Физиологические 6 особенности детей и подростков в сенситивные периоды онтогенеза
    • 1. 3. Влияние спорта на адаптацию организма детей и подростков
    • 1. 4. Физиологические предпосылки особенностей проведения 40 занятий спортивными танцами
    • 1. 5. Физиологические и гигиенические особенности организации 47 занятий спортивными танцами
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Т. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ У ЮНЫХ ТАНЦОРОВ 11−14 ЛЕТ ПЕРВОГО ГОДА ОБСЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Ключевые антропометрические характеристики и результаты 65 тестирования физических качеств
      • 3. 1. 1. Половы различия основных антропометрических параметров: 65 юных танцоров- 11−12 лет
      • 3. 1. 2. Оценка физической-подготовленности, и работоспособности 73 подростков 11−12 лет, занимающихся спортивными бальными танцами
    • 3. 2. Регуляция функционального состояния кардио- и гемодинамики 81 представителей бальных спортивных танцев 11−12 и 13−14 лет в состоянии относительного покоя и при активном ортостазе
    • 3. 3. Реакции сердечно-сосудистой системы на тестовую нагрузку 89 (функциональные пробы) у 11−12 и 13−14 летних танцоров
    • 3. 4. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы 102 спортсменов под воздействием ортопроб
    • 3. 5. Ключевые антропометрические показатели танцоров 12−13 лет 107 второго года обследования
    • 3. 6. Спектральный анализ показателей центральной и 111 периферической гемодинамики танцоров 1 и 2 года обследования
  • 11−15 лет)
    • 3. 7. Состояние вегетативной нервной системы учащихся, занимающихся бальными спортивными танцами по данным фоль-диагностики и оценка устойчивости к гипоксии пробами Штанге и Генча
      • 3. 7. 1. Оценка самочувствия, активности, настроения у юных танцоров

Особенности адаптационных процессов у детей и подростков 11-15 лет, занимающихся спортивными бальными танцами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья учащихся [18, 212, 107]. Имеет место ухудшение по таким параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей уровень физического развития [126, 251]. Нарастает число детей с наличием- «пограничных состояний» 3-й и 4-й групп здоровья. Количество здоровых детей составляет по данным различных авторов в зависимости от региона проживания от 10−12% до 0,5−1% [119, 34, 35, 105].

В результате уровень физического развития большей части учащихся- (51%) оценивается как «низкий» и- «ниже среднего». Отклонения в физическом развитии, статусе питания сопровождаются, как правило, различными отклонениями в состоянииздоровья. Вот поэтому большое внимание уделено технологиям повышения личного здоровья [141, 80, 53].

Одним из важнейших факторов риска развитиязаболеванийсердечнососудистой, костно-мышечной и других систем является гипокинезияв то время как адекватный возрасту и состоянию здоровья уровень и режим двигательной активности — мощный фактор профилактики заболеваний и укрепления здоровья [153, 204, 106, 108]. Одна из ключевых социально значимых задач — решение вопроса об оптимальной «фазе» двигательной активности (ДА), т. е. поиска диапазонов функционирования, прш которых организму занимающегося ДА приносит положительный результат [46].

Регулярные занятияфизическими упражнениями при достаточной их интенсивности ведут к усилению деятельности нервной, мышечной и кардиореспираторной систем. Общими условиями для достижения эффекта являются цикличность и динамичность в выполнении физических упражнений. Для развития аэробной выносливости предпочтение отдается < изотонической динамической нагрузке, при которой потребление кислорода намного больше, чем приизометрической нагрузке, и гемодинамическая реакция пропорциональна аэробным потребностям [225, 224].

ВсемирнаяАссамблея Здравоохранения- (32 сессия — 1979) утвердила Глобальную стратегию достижения здоровья для всех к 2000 году, а Государственный Совет и: Минздрав РФ приняли документы о здоровье здорового человека (2003). Основной идеей стратегии является участие населениям в формировании собственного здоровья, как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Важнейшее условие решения этой задачи — выполнение политических обязательств государства, несущего ответственность за здоровье народа. В концепции стратегии определены три важнейших организующих принципа здоровья, в частности широкий доступ к профилактическим службам [271, 269, 145]. Стратегия «Здоровье для всех к 2000 году», «Здоровье здорового человека (2003)» определила новый аспект медицинских и физиологических исследований, проводимых в рамках ВОЗ.

Интегральным показателем отражающем состояние человека в динамике времени и средовых воздействий, является жизнеспособность [246, 251] или способность сопротивляться, приспосабливаться [ 140], реализовать свои биологические и социальные функции [267, 254, 29].

Среди конкретных компонентов здоровья выделяются следующие: уровень и гармоничность физического развитияфункциональное состояние организмарезервные возможности основных функциональных системуровень неспецифической резистентности и иммунной защитыличностное качество? человека: ценностно-мотивационные установки, эмоциональные особенности, самовыражение.

Подобная структуризация здоровья [246, 251] достаточно обоснована и перекликается с критериями выделения групп здоровья у детей и подростков [250]. Сходные компоненты здоровья выделяют инекоторые зарубежные авторы, делая, однако, упор на социально-психологические качества: психологические,' социальные, ролевые, общее восприятие благополучия [287, 290, 255, 265, 286, 29].

Не отрицая важности и обоснованности выделяемых компонентов здоровья, отметим^ что функциональное состояние организма, или резервные возможности основных физиологических систем, как элементы здоровья определяют его способность активно адаптироваться к условиям окружающей среды, то есть адаптационные возможности организма (Все: о здоровом образе жизни, 1993). Несмотря на утвердившуюся концепцию единства социального и биологического в человеке, взаимопроникновение социального и биологического филои онтогенезе, в медицинской науке, особенно в вопросах, связанных, с проблемой здоровья отмечается явное отставание в изучении биологического фактора закономерностей развития организма [246].

Одним из интересных направлений" физического и. психического развития учащихся могут являться спортивные бальные танцы. Например, Н. В. Рубштейн [185]' рассматривает спортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных, развивающих, гармонично все группы мышц: и мозг, реакцию и музыкальность, пластичность и самоконтроль.

Общая цель работы: комплексная оценкаи обоснование физиологического влияния занятий спортивными бальными танцами.

Объект исследования:.полипараметрические характеристики кардио-и гемодинамики и физического развития танцоров.

Предмет исследования: возрастные и половые особенности адаптациирезервные возможности организма учащихся занимающихся спортивными бальными танцами;

Анализ специальнойлитературы позволил определить возрастные ключевые проблемы этого вида спорта. При этом целесообразно выделить важные, имеющие профессиональное, социальное и медико-биологическое значение:

1. Не выяснены особенности адаптивных процессов и не разработаны физиологические критерии определения соответствия величины нагрузки на занятии адекватные функциональным возможностям спортсмена-танцора.,.

2. Не определены специфические факторы риска повреждения опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной, вегетативной нервной систем и адекватности физического развития требованиям вида спорта.

3. Интенсивные нагрузки падают на период пубертатного развития характерный дисбалансом между скоростью роста и развития сердца, сосудов, скелета и мышечной массы, глубокими нейроэндокринными изменениями, что требует индивидуализации подготовки с учетом возрастных и половых особенностей.

Поставленная проблема позволила сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.

Гипотеза исследования: предполагалось, что занятия спортивными бальными танцами выявляют физиологические особенности учащихся и обосновывают адекватность илинеадекватность применяемых воздействий= состоянию и уровню здоровья юных спортсменов. Это позволит оптимизировать физическую подготовленность, работоспособность, устойчивость к гипоксии и психоэмоциональное состояние при условии адекватности тренировочных воздействий, функциональным возможностям занимающихся.

Цель: физиологическое обоснование специфичности занятий спортивными бальными танцами и создание возрастного, физиологического портрета танцоров.

Задачи работы:

1. На основе изучения литературных источников оценить возможности применения спортивных бальных танцев для улучшения физического и психического состояния учащихся 11−15 лет.

2. Определить динамику физического развития, подготовленности и работоспособности под воздействием занятий спортивными бальными танцами.

3. Провести психологическое тестирование самооценки психоэмоционального состояния по методике «САН" — личностной и реактивной тревожности.

4. Оценить состояние, процессы регуляции волновой активности и резервы кардиои гемодинамики у юных танцоров.

5. Изучить состояние вегетативной нервной системы при применении психомышечной тренировки (ПМТ) и оценить устойчивость к гипоксии юных танцоров.

Теоретическая и медико-биологическая значимость исследованиям состоит в том, что анализ состояния позволяет выделить группы риска, высказать свое мнение о механизмах формирования и укрепления здоровья в различные возрастные периоды. Выявить влияние специфических нагрузок спортивных бальных танцев на особенности адаптивных процессов подростков и воздействия чрезмерных нагрузок, вызывающих нарушение функций физиологических систем.

Научная: новизна исследования заключается в, том, что впервые проведена комплексная, оценка функционального и психологического состояния, физической работоспособности юных танцоров иг выявлены специфические особенности адаптивных изменений. Проведена диагностика функционального состояния, впервые определены волновые особенности регуляции кровообращения, показаны возможности применения ПМТ в подготовке юных танцоров.

Внедрение в практику. Апробированы и физиологически обоснованы учебно-тренировочные программы, проведена комплексная оценка морфофункциональных характеристик, волновойактивности кровообращения, реакции на ортопробы и воздействие ПМТ на электрокожное сопротивление и уровень вегетативной регуляции. функций.

Предложены тренировочные нагрузки аэробного характера (ЧСС по Карвонену).

Материалы исследования используются в учебном процессе ЮжноУральского государственного университета по дисциплинам физиология, физиология физического воспитания и спорта, спортивная медицина, гигиена физических упражнений. Результаты работы докладывались на областных и Республиканских (г. Москва) — и Международных конгрессах и семинарах тренеров, преподавателей, менеджеров (Англия, Италия, Ирландия, Голландия, Дания).

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся возрастные особенности адаптационных процессов юных танцоров, создающие предпосылки для их индикации и прогнозирования в сопоставлении с уровнем здоровья:

— изучение механизмов функциональных проявлений и их оценка в связи с: занятиями • спортом в пубертатном периоде относят к ключевым возрастнойфизиологии;

— комплекс прогрессивных воздействий спортивно-танцевальных упражнений, способствует повышению работоспособности, в том числе с помощью ПМТ, устойчивости к гипоксии организма подростков в онтогенезе;

— выявление адаптивных норм с помощью индикаторов функционального состояния организма юных танцоров позволяет прогнозировать спортивную результативность.

Обоснованность и? достоверность полученных результатов подтверждается репрезентативным объемом выборок, современными, методами математико-статистической работы материалов.

Имеются 5 актов внедрения результатов в практику спорта.

По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 7 в лицензированной ВАК РФ печати.

выводы.

1. У юных танцоров отмечалась более низкая масса, длина тела, уровень жирового компонента, слабое телосложение и узкогрудность по сравнению с учащимисяучастниками «Президентских состязаний» и: более высокая работоспособность в пробе Руфье-Диксона по сравнению с контролем:.

2. Выявлены три группы танцоровпо реакциям системы кровообращения: с удовлетворительнойадаптацией- (86,2%) — с напряжением адаптационных механизмов (10,8%) — с незначительными отклонениями (3,0%).

3- В возрастном аспекте у танцоров существенно увеличились ключевые физические качества, физическаяработоспособность (ИРД), устойчивость, к, гипоксиивестибулярнаяустойчивость., К 14−15 годам? у танцоров выявленыполовые различия: в* показателях общей выносливости, скоростно-силовых качеств и статокинетической устойчивости. Наблюдались адаптивные реакции на тестовые нагрузки и ортостаз особенно ярко проявляющиеся у подростковв. активную фазу пубертатного развития:

4. Под воздействиемтренировочно-соревновательных нагрузок в возрастном аспекте наблюдается! совершенствование тонуса вегетативной регуляции (ЧСС, Фв, XI, ФП/ФИ, У О, ОПСС), улучшается метаболизм: и процесс: реполяризации миокарда, увеличиваетсяамплитуда: пульсации сосудов, барорефлекторная регуляцияинтегральный индекс €€ 0, усиливаются парасимпатические: влияния. С увеличением возраста юных танцоров отмечалось снижение показателей общей: спектральной! мощности, свидетельствующее об активации периферического кровообращения:

5: При: ортостазе, особенно в период активных фаз пубертатного развития, отмечалось перераспределение амплитуды пульсации от периферии к центру, уменьшались фазаизгнания сердечного цикла, фракция I выброса, У ОМОК, барорефлекторныйсердечный" и систолический) индексы. Увеличились, ЧСС, САД-, индекс напряженияи! коронарный, жесткость. и класс регуляции-сосудов, тонус вегетативной регуляции.

6. Предложена методика ПМТ для танцоров высокой квалификации, которая позволяет снижать вегетативное напряжение, уровень тревожности и улучшать самочувствие, активность и настроение спортсменов в соревновательном периоде подготовки. Наблюдалось улучшение способности справляться со стрессом в процессе овладения методикой ПМТ в соревновательном периоде у танцоров высокой квалификации (1 разряд, KMC).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для юных танцоров предложена тренировочная частота сердцебиений аэробной направленности в диапазоне 144−148 уд./мин. по Карвонену. ф 2. Результаты возрастной квалификационной оценки физического развития и подготовленности, кровообращения, вестибулярной и гипоксической устойчивости юных танцоров рекомендуются в качестве нормативов.

3. Методика ПМТ рекомендуется в практику учебно-тренировочного процесса юных танцоров для улучшения релаксации.

Ф'.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.H. Определение физической работоспособности подростков / JI.H. Абросимова, В. Е. Карасик // Новые исследования по возрастной физиологии. — 1997. № 2. — С. 114−117.
  2. Г. Г. Медицинская морфометрия / Г. Г. Автандилов. — М.: Медицина, 1990. 379 с.
  3. Авцын: А. П. Некоторые вопросы географической патологии Крайнего Севера / А. П. Авцын, Э. Э. Кенинг. — В кн.: Проблемы Севера. М., 1970.-С. 58−80.
  4. H.A. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии / H.A. Агаджанян, А. И. Елифимов. — Mi: Медицина, 1986. — 272 с.
  5. H.A. Механизмы регуляции сердечной деятельности в покое у спортсменов высшей квалификации / H.A. Агаджанян, P.C. Козупица, В. А. Кельцев и др. // Физиология человека. 1993- - Т. 19, № 1. -С. 58−62.
  6. В.В. Регуляция частота и силы сердечных сокращений у бегунов на средние дистанции: Лекция / В. В- Аксенов. Омск, Челябинск: ОГИФК, 1987.- 16 с:
  7. В.Г. Отбор в спринте / В. Г. Алабин, Т. И. Юшкевич // Легкая атлетика. 19 781 — № 5: — С. 15−16.
  8. А.С. Возрастные особенности гемодинамики, статокинетической устойчивости и метаболических реакций при адаптацииучащихся к здоровьесберегающим физическим упражнениям: Дис.канд.биол- наук / А. С. Аминов. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 178 с.
  9. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  10. Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, А. Я. Бендет. 3-е изд., перераб- и доп. — Киев: Здоровье, 1989. — 216 с.14: Анохин- П. К. Биология и нейрофизиология рефлекса / П-К. Анохин. М1: Медицина- 1968- - 547 с.
  11. Анохин П-К. Теория функциональной системы / П. К. Анохин // Общие вопросы физиологических механизмов. Анализ и моделирование биологических систем. М., 1970- — С. 6−41.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем- / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 477 с.
  13. П.К. Кибернетика функциональных систем / П. К. Анохин / Под ред. К. В. Судакова. Сост. В. А. Макаров. М.: Медицина, 1998. — 400 с.
  14. М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина // Здравоохранение РФ. 1997. — № 3. — С. 29−33.
  15. ГЛ. Оценка физического развития: методология! и практика поисков критерия оценки / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. 1983. -№ 2.-0. 51−53.
  16. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л:. Апанасенко, Л. А. Попова / Серия «Гиппократ». Ростов-н/Д: Феникс, 2000. — 248 с:
  17. Аршавский: И. А. Факторы, определяющие рост: физические механизмы роста / И. А. Аршавский // Количественный аспекты роста организмов. М!: Наука, 1975. — С. 147−161.
  18. К. Здоровый! образ жизни: Пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. М.: Мир, 1997.- 368 с.
  19. В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации/ В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1980: -№ 1. — С. 31−33.
  20. Бальсевич- В. К. Феномен физической, активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии: 1981.-№ 8.-С. 78−89.
  21. Бальсевич В-К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич- В. А. Запорожанов. Киев: Здоров’я, 1987. -214 с.
  22. В.К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. М, 2000. — 275 с.
  23. Баранов^ A.A. Состояние- здоровья- детей и задачи- союза5 педиатрии России / A.A. Баранов // Педиатрия. 1995. — № 41 — С. 8−11.
  24. Баранов- А А. Здоровье детей России: Научные и организационные приоритеты / A.A. Баранов // Педиатрия- 1999: № 3. — С. 46.
  25. Л.Ф. Состояние здоровья учащихся начальной школы и • функциональные * особенности их гормональной" и иммунной систем"/ Л. Ф. Бережков с соавт. // Здоровье населения и среда обитания. 1995. — № 9 (30). -С. 3−4.
  26. В.П. Артериальные сосуды и-возраст / В. П. Бисярина, В. М. Яковлев, П. Я. Кукса / АМН СССР. М: Медицина, 1986. — 224 с.
  27. Л.А. Здоровье населения РФ и хирургическое лечение болезней-сердца и сосудов в 1998 году / Л.А. Бокерия- Р. Г. Гудкова. М.:. НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 1999.- 57 с.
  28. В .Б. Оценка самочувствия, активности, настроения у юных танцоров- группы начальной подготовки / В. Б- Болтвина4 // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физкультура и спорт». -Челябинск: ЮУрГУ, 2003.-Вып. 5(6). С. 184−185.
  29. Н.Р. Секреты адаптации / Н. Р. Бородюк. М., 20 001 196 с.
  30. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л: Наука, 1987. — 125 с.
  31. А.П. Введение в : альтернативную физическую культуру / А. П. Бызов, A.C. Аминов / Под ред. А. П. Исаева. Челябинск-Красноярск: ЮУрГУ, 2002.-80 с.
  32. Е.В. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты / Е. В: Быков, А. П. Исаев, C. J1. Сашенков. — Челябинск: Изд-во ООО «Интерполиарт и К», 1998: 64 с.
  33. Е.В. Человек и гипоксия: Проблемы и перспективы / Е. В: Быков, O.A. Голодов, А. П. Исаев. Челябинск: ЮУрГУ, 1999.—124 с.
  34. Варнас JLJI. Простой способ определения степени утомления спортсменов по данным ЧСС и СД / JI.JI. Варнас, И. И. Ящанинас // Науч.-спорт. вестник. 1985. — № 6. — С. 25−27.
  35. Н.В. Система крови и неспецифическая резистентность в экстремальных климатических условиях / Н. В. Васильев, Ю. М. Захаров, Т. И. Коляда. — Новосибирск: ВО Наука, 1992. 257 с.
  36. Васильев G. BI Основы возрастной и конституциональной антропологии / С. В. Васильев. М.: РОУ- 1996. — 216 с.
  37. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. A.M. Вейна. М. Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.
  38. Н. Кибернетика или управлением связь в животном и машине / Н. Винер. М.: Наука, 1983. — 294 с.
  39. A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки / A.A. Виру. JI.: Наука, 1981. — 156 с.
  40. A.A. Гормональные фактор в мобилизации работоспособности спортсменов / A.A. Виру //Системные механизмы и управление специальной работоспособностью: Сб. науч. трудов. — Волгоград: Институт физической культуры, 1984. С. 23−28.
  41. A.A. Аэробные упражнения / A.A. Виру, Т. А. Юритяэ, Г. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с. — (Наука -здоровью).
  42. В.М. Восстановительные процессы в спорте / В. М: Волков. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 142 с.
  43. В.М. Морфофункциональные особенности растущего организма / В. М. Волков. М.: Физическая культура и спорт, 1978. —77 с.
  44. В.Н. Иммунология спорта /В.Н. Волков, А. П. Исаев, Х. М. Юсупов. Челябинск, 1996. — 338 с.
  45. Все о здоровом образе жизни: Пер с англ. / Гл. ред. Н. Ярошенко. М.: Издательский дом «РИДЕРС-Дайджест», 1998. — 404 е.
  46. A.A. Физиология, кровообращения: Минутный объем сердца: Пер. с англ. / A.A. Гайтон М.: Медицина, 1969. — 472 с.
  47. Гальперин С. И- Физиологические особенности детей / С. И- Гальперин. М.: Просвещение, 1965- - 177с.
  48. А.Б. Изменения объема крови во время велоэргометрических нагрузок у спортсменов / А. Б. Гандельсман, Т. А. Евдокимов, В. Н. Пономарев и др. // Теор. и практ. физ. культуры. 1977. -№ 1. — С. 35−39.
  49. JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма / JI.X. Гаркави, С. Б. Квакина, И. А. Уколова. Ростов-на-Дону: РГУ, 1997.- 120 с.
  50. . Что такое психология: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. В 2-х т. — Т.2. — М.: МИР, 1992. — 376 с.
  51. О.И. Эндотелии при артериальной гипертонии /Горбачева О. И и др. // Терапевт, архив. — 1991. № 4. — С. 48−50.
  52. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему / Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1975. — 279 с.
  53. G.M. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вестник АМН ССР. 1984. — № 4. — С. 75−80.
  54. A.A. Развитие двигательных качеств, у школьников /A.A. Гужаловский. Минск: Народная асвета, 1978. — 39 с.
  55. A.A. Физическая* подготовка школьников /A.A. Гужаловский. — Челябинск: Южно-Уральское издательство, 1980. 151 с.
  56. Гуткин Н. И- Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа / Н. И. Гуткин // Психологическая наука и образование. -М., 1998. № 2. — С. 25−32.
  57. А.Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. Л.: Медицина, 1989. — 464 с.
  58. А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом / А. Г. Дембо / Под ред. A.F. Дембо. JL: Медицина, 1991. — 336 с.
  59. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, G.B. Хрущева. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  60. Дмитриева H. Bl Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход) / Н. В. Дмитриева, O.G. Глазачев. М.: «Горизонт», 2000. — 214 с.
  61. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей / Л. П. Додонова // Гигиена и" санитария, 1994. № 9. — С. 21- 23.
  62. В.А. Морфофункциональные константы детского организма /В.А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская: Справочник. М: Медицина, 1997. — 288 с.
  63. В.И. Здоровый образ жизни / В .И. Дубровский / Предисл. H.A. Агаджаняна. М.: Re Torika, 2001. — 560 с.85: Дуров A.M. Биологический возраст человека (хронобиологические аспекты) / A.M. Дуров. —Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», Л 999. — 200 с.
  64. G.A. Самоконтроль физического состояния / C.A. Душанин, Е. А. Пирогова, Л. Я- Иващено. Киев: Здоров’я, 1980. — 26 с.
  65. В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский- М: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  66. Зациорский- В. М. Влияние наследственности и среды- на развитие двигательных качеств- человека- (материалы исследований- на близнецах) / В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко // Теор. и практ. физ. культ. -М., 1975. Т: 50. — № 6. — С. 67−73.
  67. Зимкин Н-В. Об общей физиологической характеристике и способах определения- выносливости у" спортсменов. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте / Н. В. Зимкин. М.: Изд-во ФКиС. — 1972. — С. 6−19.
  68. Ю.Ф. Здоровый- дошкольник. Авторская программа доктора медицинских наук, профессора Ю. Ф. Змановского / Ю.Ф.' Змановский // Дошкольное воспитание. 1995- - № 6. — С. 17.
  69. А.П. Синдром, хронической" усталости: лечение и профилактика /А.П. Исаев, Г. А. Шорин, С. А. Кабанов. — Челябинск: «Версия», 1997.-112 с.
  70. А.П. Сравнительные данные показателей? функциональных систем учащихся^ выпускных классов, занимающихся оздоровительно-спортивными программами различной- направленности /
  71. A.П. Исаев, Р. У. Гаттаров, А. Р. Сабирьянов // Спорт, физическая культура и здоровье: Сб. науч. ст. ученых Западной Сибири и Урала. Вып. L — Тюмень: Изд-во «ВекторБук», 2001. — С. 8−11.
  72. Исаев А. П- Общая и прикладная экология: Учеб. пособие для Вузов / А. П. Исаев,* С. И- Кубицкий, А. И. Сидоров / Под ред. С. И. Кубицкого. -Челябинск: ЮУрГУ, 2001. -190 с.
  73. Исаев А. П- Основы- здравостроения учащихся: — Учебное пособие /А.П. Исаев, Е. В. Быков, В. В. Ходас. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.- 120 с.
  74. А.П. Учение о здоровье /А.П. Исаев, Н. Я. Прокопьев,
  75. Исаев-А.П- Стратегии адаптации человека: Учебное пособие / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Т. В. Потапова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003 •, -248 с.
  76. С.А. Двигательный гомеостаз борцов: Совершенствование системы? многолетней- подготовки /С.А. Кабанов, А. П. Исаев. Челябинск: СЧЭА, 1999. — 224 с.
  77. B.JI. Исследование точности- определения ударного объема, крови.- с помощью эхокардиографии / B.JI. Карпман, З. Б. Белоцерковский, Б. Г. Любина, Я. Х. Тийдус // Эхокардиографические исследования спортсменов. Малаховка, 1980. — С. 39−42.
  78. В.Л. Эффективность механизма Франка-Старлинга при физической: нагрузке / В. Л. Карпман, З. Б- Белоцерковский: // Кардиология. 1983.-Т. 23. — С. 106−109.
  79. Карпман В1Л. Тестирование в спортивной медицине / В .Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 19 881 — 208 с. (Наука — спорту- спортивная медицина).
  80. Комадел Л- Физиологическое увеличение сердца / Л. Комадел, Э. Барта, М. Кокавец. Братислава: Изд-во Словенской академии наук, 1968. -284 с.
  81. A.B. Физиология адаптации /A.B. Коробков. В кн.: Нормальная физиология. -М.: Высшая школа, 1980. — С. 494−519.
  82. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях /Ц.П. Короленко. Л.: Медицина, 1978. — 272 с.
  83. Г. И., Нервное напряжение, неврозы и сердечнососудистая система / Г. И. Косицкий // Превентивная кардиология / Под ред. Г. И. Косицкого. -М.: Медицина, 1977. С. 187.
  84. Ф.П. Физическая культура и, работоспособность / Ф. П. Космолинский. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  85. В.М. 100 уроков классического танца: Метод, пособие для хореографических училищ / В. М. Костровицкая. Л.: Искусство- 1972.-С. 3−6.
  86. В.А. Психологические особенности младшего школьника: Хрестоматия по возрастной психологии7 В. А. Крутецкий. М.: Изд-во МПА, 1994. — 256 с.
  87. Е.Д. Валеобиофизические задачи творческого формирования культуры спортивных бальных танцев с позиций автиатрии высших достижений / Е. Д. Кузнецов, В. А. Тихонова // Спортивные танцы. -Бюллетень, № 1(9). -М.: РГАФК, 2000.- С. 31−32.
  88. Т.С. Гимнастика и танец / Т. С. Лисицкая. — М.: Знание, 1987. — 65 с.
  89. В .А. Основы здоровья: актуальные задачи, решения, рекомендации (обзор) / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М.: РАМН, 1994. -133 с.
  90. В .А. Технология повышения личного здоровья / В .А. Лищук, Е. В. Мосткова / Под ред. В. И. Покровского /В.А. Лищук, Е. В. Мосткова. М.: Медицина, 1999- - 320 с-
  91. Лях В. Н. Тесты в физическом воспитании школьников / В. Н. Лях. М.: ООО Изд-во ACT, 1998. — 272 с. 1431 Мавромати Д. Упражнения художественной гимнастики / Д. Мавромати. — М.: Физкультура и спорт, 1972. С. 4−6.
  92. .Н. Осцилловазометрия: артериальных сосудов? конечностей / Б. Н. Мажбич. Новосибирск: Наука, 19 901 — 167 с.
  93. Мальцев А. П- Человек и мир (Человек средаi- здоровье) / А. П. Мальцев, Ю. Н. Вавилов, А. П. Исаев. — М.: Челябинск: ЧГМА, 2002. -175 с.
  94. Г. С. Биорезонансная- квантовая инфитатерапия -новый метод лечения в реабилитационной медицине / Г. С. Маркаров, И. В. Евсегнеева, Е. Сокуренко // Спортивные танцы. Бюллетень, № 1 (9). — М.: — РГАФК, 2000.- С. 33−34.
  95. Матов B: B. f Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта / В. В. Матов, Т. С. Лисицкая. М.: Физкультура и- спорт,. 1981.-52 с.
  96. Ф.З. Адаптация! сердца: к: большой- нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З- Меерсон: — М.: Наука, 1975. 258 с:
  97. Ф.З. Адаптация к стрессовым: ситуациям и физическим: нагрузкам: /Ф.З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М.: Медицина, 1988.- 130 с.
  98. A.M. Физиологическая реактивность и резистентность организма учащихся 7−18 лет различного- физического развития и подготовленности^ при:применим оздоровительных технологий: Дис. д-ра мед. наук / A.M. Мкртумян. Курган, 2004- - 369 с.
  99. P.E. Норма и патология: в спорте / P.E. Мотылянская // Теория и практика физ. культуры. 1982.- № 1. — С. 24−26.
  100. A.B. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: Дис.. канд. биол. наук /A.B. Ненашева. Челябинск: ЧГПУ, 2001: — 172 с.
  101. P.C. Факторы риска внутренней патологии их коррекция у студентов на период обучения в вузе в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис.. д-ра мед. наук /P.C. Низамутдинова. Челябинск, 1998. — 42 с.
  102. .А. Факторы роста и морфофункционального состояния организма / Б. А. Никитюк. М.: Наука, 1978. — 136 с.
  103. В.Б. Ортостатическая устойчивость здорового человека при гипогидратации / В. Б. Носков, А. Н. Котов, М. Ю. Волков // Физиология человека. 1990. — № 1. — С. 112−117.
  104. Н.Г. Проблемы совершенствования современной системы подготовки спортсменов / Н. Г. Озолин // Теор. и практ. физ. культуры.- 1984. -№Ю.-С. 48−50.
  105. Опи Л. Х. Обмен веществ и энергии в миокарде: Пер. с англ. / JI.X. Опи / Под ред. Н. Сперелакис // Физиология и патофизиология сердца. -М.: Медицина, 1990. -Т. 2. -Гл. 21. С. 7−64.
  106. Л.И. Положение тела и регуляция кровообращения* /Л.И. Осадчий. Д.: Наука, 1982. — 145 с.
  107. Л.И. Постуральные реакции /Л.И. Осадчий //Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. Л.: Наука, 1986.-С. 317−332:
  108. Н.К. Постреанимационная энцефалопатия / Н. К. Пермяков, A.B. Хучуа, В. А. Туманский: М.: Медицина, 1986. — 240 с.
  109. Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е. А. Пирогова. Киев: Здоровье, 1989. — 167 с.
  110. Л.В. Медико-психологическая проблематика в спортивных танцах / Л. В. Пискунова // Спортивные танцы. Бюллетень, № 1 (9). -М.: РГАФК, 2000.- С. 25−27.
  111. Л.В. Современные танцы и здоровье / Л. В. Пискунова // Спортивные танцы. — Бюллетень, № 1 (24). М.: РГАФК, 2002.-С. 28−30.
  112. Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия / Ф. Г. Портнов. Рига: ЗННАТНЕ, 1980. -220 с.
  113. И. От существующего к возникающему / И- Пригожин. — М: Наука, 1985.
  114. И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с анг. / И. Пригожин, И. Стенгерс / Общ. ред. В. И. Аршанова, ЮЛ. Климантовича. — М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  115. Н.Я. Физическое развитие детей и подростков / Н. Я. Прокопьев, С. А. Орлов /Под ред. д. м. н., чл корр. АМН, проф. В-А. Княжева и д. м. н., академика РАЕН, проф. С. И. Матаева. — М., Изд — во «КРУК», 1999--192 с.
  116. Н.Я. Морфофункциональное развитие детей и подростков / НЯ. Прокопьев, В. А. Казаков, A.M. Мкртумян. Москва: «Крук», 2000. — 160 с.
  117. Н.Я. Формирование пропорций тела у детей разных соматических типов / Н. Я. Прокопьев, Т. В. Потапова, С. А. Орлов /Под ред. д.м.н., проф. Н. Я. Прокопьева. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2001. — 152 с.
  118. B.B. Педагогические технологии физкультурного образования’школьников Крайнего Севера / В. В. Пономарев. М.: Теор. и- практ. физ культуры, 2002. — 176 с:
  119. M.F. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов / M.F. Пшенникова. — М.: Наука, 1986. -С. 124−209.
  120. .Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Раппопорт. JI., 1979.
  121. В.В. Проблемы утомления / В. В. Розенблат. M-: Медицина, 1961.- 186 с.
  122. Е.С. Влияние оздоровительного массажа на функциональное состояние сердечно-сосудистой- системьь и ее волновую активность у студентов, ведущих активный образ жизни: Дис.. канд. мед. наук / Е. С. Сабирьянова. — Курган, 2002. — 143 с.
  123. A.B. Электропунктурная диагностика и терапия? по методу Р. Фолля / A.B. Самохин, Ю. В. Готовский. М.: «Имедис», 1995. -447 с.
  124. Д.С. Электронно-микроскопический анализ повышения выносливости сердца / Д. С. Саркисов. М.: Медицина, 1969-
  125. Г. Н. Оценка-физического развития детей и подростков: информативность и возможности метода / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. — 1981. — № 12. — С. 50−53.
  126. Соколов Е. И: Эмоции, гормоны и атеросклероз / Е. И. Соколов. -М.: Наука, 1991.- 294 с.
  127. A.A. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии- здоровья: у детей при адаптации к дошкольным1 учреждениям. и школе: Автореф. дис.. докт. мед. наук/ A.A. Солнцев- — Mi, 1987.-35 с.
  128. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной: деятельности школьников: Автореф. дис. докт. биол. наук / В. Д. Сонькин. -М., 1990.-50 с.
  129. Н. Физиология и патофизиология сердца: Пер. с англ. / Н: Сперелакис. М.: Медицина, 1990. —Т. 2. — 620 с.
  130. Ч.Д. Шкала самооценки. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Ч.Д.
  131. , ЮЛ. Ханин. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  132. В.Г. Исследование и тренировка вестибулярногоанализатора у человека: Дис.докт. мед. наук / В. Г. Стрелец. JI., 1971. 783 с.
  133. К.В. Рефлекс и функциональная- система / К. В. Судаков. Новгород: НГУ, 1997. — 399 с.
  134. К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций / K. BI Судаков / Под ред. K. B!- Судакова. М^: Медицина, 2000. — 784 с.
  135. В.П. Основные проблемы психологии танца / В. П: Танаев. // Тез. докл. 2-ой науч.-практ. конф. по проблемам развития спортивных танцев. -М^: РГАФК, 1998. с. 3−7.
  136. О.Ю. Физиологические предпосылки применения нетрадиционных средств посттравматической реабилитации хоккеистов / О. Ю. Терентьев. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 138 с.
  137. С.Б. Развитие выносливости у юных пловцов. Физиологическая характеристика и методы^ опредления выносливости b? спорте / С. Б. Тихвинский, Я. Н. Бобко, Е. В- Евсеева / Под ред. Н. В. Зимкина. -М.:. Физкультура и спорт, 1972.-С. 189−205:
  138. С.Б., Бобко Я. Н. Определение, методы исследования и оценка физической работоспособности детей и подростков / С. Б. Тихвинский, Я. Н. Бобко // Детская спортивная медицина. М: Медицина, 1991. — С. 259.
  139. .И. Сравнительная характеристика реакций емкостных и резистивных сосудов: Труды междунар. симпозиума по регуляции емкостных сосудов / Б. И. Ткаченко. М., 1977. — С. 53−69.
  140. Ткаченко Б. И} Влияет ли глубокое дыхание на артериальный и венозный кровоток? 7 Б. И: Ткаченко, В. Н. Евлахов, И. З. Поясов // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 436.
  141. Трифонов > O. Hi Хроническое физическое перенапряжение успортсменов и его предупреждение: Автореф. дис.канд. мед. наук / О. Н:
  142. Трифонов. Челябинск: ЧГМИ, 1989. — 26 с.
  143. И.О. Сенситивные периоды развития сердечнососудистой системы. Влияние экологических и гелиометеофакторов / И. О. Тупицын, И. Г. Андреева // XVII съезд физиологов России: Тез. Докл. — Роств н/Д, 1998--С. 16.
  144. Тхоревский В. И- Влияние аэробной тренировки на кровеснабжение скелетных мышц и структурно-метаболические характеристики сократтельных волокон / В .И- Тхоревский- Ф. П. Беляев, Б. С. Шенкман // Физиология человека. Т. 18. — 33. — С. 109−117.
  145. Тхоревский В1И: Двигательные функции иг физическое здоровье / В. И. Тхоревский. В кн.: Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б. И. Ткаченко. — СПб.- Архангельск: Издат. центр Северного ГМУ, 2001. — С. 13.-32.
  146. А.Н. Физическое развитие детей 7 А.Н. Узунова, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева. Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2002: — 184 с.
  147. С.Г. Физиологические особенности морфофункционального состояния, центральной, нервной и кардиореспираторной систем детей в условиях летнего оздоровительного центра: Дис. канд. мед. наук / С. Г. Устюжанин. Тюмень: II У, 2003. -155 с.
  148. A.A. Собрание сочинений / A.A. Ухтомский. Т. 1. -Л.: ЛГУ, 1950.-328 с.
  149. М.М. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / М. М- Безруких, В-Д. Сонькин- Д: А. Фарбер. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 319 с.
  150. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б. И. Ткаченко. — СПб- Архангельск: Издат. Центр Северного ГМУ, 2001. 728 с.
  151. Н.А. Возрастные основы физического- воспитания- / Н. А. Фомин, В-П- Филин. М-: Физкультура и спорт, 1972- - 168 с.
  152. Фомин Н-А. Физиологические основы- двигательной* активности / Н. А. Фомин, Ю. Н- Вавилов. М.: Физкультура и, спорт, 1991. -27 И е., 228: Функциональные системы организма / Под ред. К. В. Судакова. М.: Медицина, 1987. — 409 с.
  153. Г. Синергетика / Г. Хаккен. — М-: Мир, 1980: 156 с.230- Харитонова Л. Г. Основы- рационального питания и регулирование веса в видах спорта с хореографической! направленностью / Л. Г. Харитонова, НЛО. Горская. Омск: СибГАФК, НИНДЭУ, 1998. — 40 с.
  154. В.И. Валеологические подходы в формировании- здоровья учащихся / В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев и др. / Под общ- ред. докт. биол- наук. проф. А. П. Исаева. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, АТиСО, 1999-- 157 с.
  155. Хочачка П- Биохимическая адаптация: — Пер. с англ- / П. Хочачка, Дж. Сомеро. М.: Мир, 1988- - 567 с.
  156. C.B. Методы исследования сердечно-сосудистой" системы юных спортсменов / G.B. Хрущев // Детская спортивная медицина. -М., 1980.-С. 60−92.
  157. Е.И. Современные проблемы физиологии сердечнососудистой системы / Е. И. Чазов. Бюллетень ВКНЦАМНСССР, 19 841 — № 1. -С. 3−17.
  158. В.Б. К проблеме отбора способных к физической и спортивной! деятельности детей / В. Б. Шварц // Всесоюзный симпозиум по проблемам «Отбор, специализациям прогнозирование в спорте»: Тез. докл. -Омск, 1971. — С.-70−71.
  159. В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации"и отбора / В-Б. Шварц, С. В. Хрущев. М: Физкультура и спорт, 1984. — 147 с.
  160. JI.F. Жизнь кибернетическая медико-биологическая системность («Геном человека», клонирование — критический анализ) / Л. Г. Шебшаевич, A.A. Алексеев. — М.: Триада Плис, 200 Г. — 608 с.
  161. Шевцов A. Bi Физиологическое обоснование механизмов снятия миофасциальных болей вертеброгенного происхождения: Автореф. дис.. канд. биол. наук / A.B. Шевцов. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 158 с.
  162. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1989. — 164 с.
  163. ИИ. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии: Избр. труды / И. И. Шмальгаузен. — М-: Наука, 1982. -383 с.
  164. Г. Т. Физиология человека. Т. III. — Кровь, Кровообращение, дыхание / Г. Т. Шмидт. — М.: Мир, 1986. — 287 с.
  165. Г. А. Вестибулярные и оптокинетические рефлексы у спорстменов: Автореф. дис.. докт. мед. наук / Г. А. Шорин. Челябинск, 1981. -286 с. 250.' Школа и психическое развитие учащихся / Под ред. С. М- Громбаха. М.: Педагогика, 1988. — 113 с.
  166. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  167. Bowling A. Measuring health: a review of quality of life measurement / A. Bowling. Bristol: Biddies L. td, Guildford and King’s Lynn. — 1991. — 174 P
  168. Canter D. Can health be a quantitative criterion? A multi-facet approach to health assessment / D. Canter, L. Nanke // Towards a new science of health London, 1995. P. 183−200J
  169. Convertino V.R. Aerobic Fitness, Endurance Training and Ortostatic Intolerance / V.R. ConvertinoV/Exercise and Sport Science Reviews, American College of Sports Medicine Series., New York, Toronto, London. 1987. — V.15. -P. 233−259.
  170. Ekblad S. Family stress and mental health during rapid urbanization / S. Ekblad // Sosiety, environment and health in the lowincome contries / Ed. by E. Nordberg. Sweden, Stockholm, 1990. — P. 113−127.
  171. Erslev A. Pathephysiology of Blood / A. Erslev, T. Cabusda. Third Edition W- Aunders Company. — 1985. — 239 p.
  172. Hagberg I.M. Exercise, fitness and hupertension / I.M. Hagberg. In C. Bouchard- R.I. Shephard, T. Stephens, I.R. Sutton, B.D. Mc Pherson (Eds.), Exercise, fitness and health. — Champing, II: Human Kinetics. — P. 455−456.
  173. Haken H. Synergetics / H. Haken. Berlin: Springer-Verlag, 1984- 2631 Jones S.S. Enhance your life through focused relaxation / S.S. Jones //
  174. Health Science. 1995- - Vol- 18. — P. 14−15.
  175. Koch C. Diophysics of compulation: Toward- the Meechanisms Underlying Information Processing in Singl Neurons / C. Koch // Computional Neurosience / Edi Eric, I- Schwartz, Mit Press, 1990. P. 97−113.
  176. Koplin A.N. The future of public health department view / A.N. Koplin //1- Public Health Policy. 1990. -Vol. 11. -№ 4. — P. 427−437.
  177. Lange A.K. The cardiovascular system in exercise in exercise / A.K. Lange II № 4. Academy Press, 1978: — P- 79−127.
  178. Larson J.S. The measurement of health / J.S. Larson. New-York-London: Greenwood Press, 1994. — 171 p.
  179. Lazarus R. Stress, appraisal, and coping / R. Lazarus, S. Folkman. -Springer. Pub. Co., 1984. 445 p.
  180. J.O. «Health hy people 2000». An overview of the national health promotion and disease prevention objectives / J. O- Mason- J. M- Mc Giness // Public Health Rep. 1990. — Vol. 105. — № 5. — P. 441−445.
  181. Mc Dowell J. Measuring Health: A quide to rating scales and questionnaires / J. Mc Dowell, C. Newell. № 4. — Oxford: Oxford Univ. Press, 1987.-364 p.,
  182. Mohapatra S.N. Non-invasive Cardiovascular Monitoring by Electrical Impedance / S. N- Mohapatra. Technique Great Britain, 1981. — 112 p.
  183. Neuberger M. Flub-Volumen-Referenzwerte fur Plichtschuler / M. Neuberger, W. Wiesenberger, M- Kundi et. al. // Atemwegs-Lunqenkrankh. -1993- Vol- 19.- Suppl- - № 1. — P. 87−90.
  184. O’Hagan K.P. Effects of pulmonary denervation on renal sympathetic and heart rate responses to hypoxia / K. P- O’Hagan- L.B. Bell, P. S. Clifford // Am. I. Physiol. 1995. — Vol- 269.- № 4 (Pt. 2) — - P. R923-R 929.
  185. Pangzazi R. National! Youth Fitness Conference / R. Pangzazi, N. Slaughter // Journce of phisical Education, Recration and. Dance. 1984. — V. 55, № 9. — P. 44−46.
  186. Goto Y. Changing Trends in dietary habits and cardiovascular, diseases in Japan: anoverview / Y. Goto // Nutr. Rev. 1992. — Vol. 50. — P. 398 401.
  187. Grundi S.M. Cholesterd and coronary heart disease. A new era / S.M. Grundi // I.A.M.A. 1986. — Vol. 256. — P. 2849−2858.
  188. Rashevsky N. Mathematical biohysics. Physicomathematical foundations of biology / N. Rashevsky. Vol. 11, N.Y. — 1960. — P. 292.
  189. Selye H. Present status of the stress concept / H- Selye. Clin. Ther., 1977. — Vol. 1. —P. 3−15.
  190. Shepherd G. The significance of Real Neuron Architecture for Neural Network Simulations / G. Shepherd // Computational neuroscience / Ed. Eric Shwartz. MIT PRESS, 1990.-P. 82−96.
  191. Sher A.M. The regulation of. stroke vobume in the resting unanesthetizeg dog / A.M. Sher, A.C. Young, T. Kehl!// Biomed. Res. 1968.-Vol. 1.-P. 315−336.
  192. Smith R. First Steps towards a strategy for health / R. Smith // British Med- Journal- 1991- - Vol! 303- - P. 297−299-
  193. Steiner D.L. Health measurement scales / D.L. Steiner, S.R. Norman: Oxfordi — № 4. — Tokyo: Oxford Univ. Press, 1995. — P. 4−14.
  194. Switenby S.J. SQUID magnetometer: usese medicine / S. J. Switenby // Phis. Technol. 1987. — Vol. 18. — P. 17−24.
  195. Tipton G.M. Exercise, training and hupertension: An up date / G.M. Tipton. Exercise and Sport Sciences Reviewes, 1991. — Vol. 19. — P. 447 505-
  196. Voll R. Topographische Lage dez Messpunkte dez Elektroakupunktur / R. Voll. Bd. 1−4. — Ueisen, 1977−1980.
  197. Ware J.E. Standards for validating health measures. Definition and content / J.E. Ware // Chron. Diseases. 1987 — vol: 40. — p. 473 — 480.
Заполнить форму текущей работой