Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль утопической идеи в социокультурной динамике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При реализации поставленной цели и решении задач исследования автор опирался на постнеклассическую методологию. Основу постнеклассической науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма, теория систем и их философско-методологическое обобщение для исследования «человекоразмерных систем» B.C. Степиным. Существенное значение… Читать ещё >

Содержание

  • остнеклассическая интерпретация феномена утопии

1етодологические принципы применения рмационно-синергетического подхода педованию утопии. оль утопической идеи в условиях социальной неустойчивости. ричины многообразия определений феномена утопии. роцессы взаимовлияния утопической идеи льтурной реальности. нформационные механизмы восприятия гаеской идеи социокультурной средой.

Роль утопической идеи в социокультурной динамике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество впервые узнало об Утопии как о прекрасной несуществующей стране из книги Томаса Мора, которая появилась почти пятьсот лет назад. За это время мир неузнаваемо изменился, но и в этом другом, изменившемся мире по прежнему живет стремление человека к счастью, к свободному и справедливому обществу. Благодаря этому неизбывному стремлению человека к гармонии, утопия из названия литературного произведения трансформировалась в один из наиболее сложных феноменов человеческой культуры, в котором проявляется встречное движение двух направлений осознания человеком своего будущего: первое движется от идеи к действительности, второе от действительности к идее. Формирование человеческого идеала совершенного общества складывается из элементов различных утопических идей, возникающих во всех областях человеческой деятельности — в искусстве, литературе, философии, политике. Исторический опыт следования человечества к своей мечте свидетельствует о бесконечности поисков, бесконечности связанных с ними иллюзий, разочарований и все же новых и новых попыток претворения идеалов в действительность в надежде обрести совершенный мир.

В диссертации понятие «утопия» используется для обозначения, различных проявлений утопического мышления, в том числе в качестве синонима утопической идеи как одной из наиболее распространенной формы его выражения. Это явление содержит в< себе образ желаемого^ недостижимого будущего, который в случае его восприятия в качестве цели определяет характер деятельности как человека, так и общества.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется следующими причинами. Во-первых, в современном информационном мире, находящемся в состоянии неопределенности, неустойчивости, актуализируются утопические настроения, вызванные ситуацией выбора дальнейшего пути развития. Осознание процессов, лежащих в основе выбора, имеет прогностическое значение, что особенно актуально для переходного периода, переживаемого Россией. Как показывает исторический опыт, заимствование утопических моделей из других культур, как правило, не приводит к позитивным результатам. В процессе выбора необходимо учитывать исторический контекст и этнокультурные особенности социума, понимание которых позволяет раскрыть созидательный потенциал страны.

Во-вторых, «взрывая существующую действительность» (К. Манхейм), утопия предлагает человеку возможность выбора желаемого будущего. В традиции философского рассмотрения этот спектр возможностей зачастую сводится к жестко противопоставляемым позициям. С одной стороны, утопию трактуют как «линию тоталитаризма» (К. Поппер), направленную на подавление свободы человека во имя будущего совершенства, с другой — как «принцип надежды» (Э. Блох), без которого существование человека теряет смысл. Точкой пересечения этих тенденций становится человек в своем повседневном существовании. Проблемная ситуация эксплицируется, в частности, в таких монотипических определениях человека, оказавшегося перед выбором, как «человек колеблющийся» и «человек самоактуализированный». Философская антропология дает название Homo zwischens (от нем. «между») сомневающимся, колеблющимся людям, вынужденным в атмосфере неопределенности, когда рушатся общественные структуры и институты, определяющие его жизнь, принимать рискованные решения. В психологической утопии «Эупсихея» А. Маслоу определяет самоактуализированного человека как человека, в каждой ситуации выбора готового к риску, к ошибкам, к новым идеям, стремящегося к самосовершенствованию и максимальной реализации своего личностного потенциала, вопреки культурному и социальному окружению.

B-третьих, благодаря постнеклассической методологии, открываются новые возможности исследования нелинейной динамики сложных открытых систем, к которым относятся и социокультурные системы. В рамках этой методологии доказана роль информационных процессов как механизма самоорганизации (И.В. Мелик-Гайказян). В настоящее время активно ведутся исследования в рамках направления, которое обозначается как «социальная синергетика». В этой связи актуальность приобретает исследование телеологических процессов и выявление детерминант социокультурной динамики, одним из импульсов которой являются утопические идеи.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Утопии1 вследствие их радикального воздействия на человеческое общество, имеют большое значение для осмысления процессов изменений в культуре и социуме — процессов социокультурной динамики. Выступая, с одной стороны, как поиск путей к совершенному миру, утопия, с другой стороны, может оказаться причиной глобальных социальных потрясений при ее реализации. Амбивалентность утопии обуславливает пристальное внимание гуманитарных наук к проблемам, связанным с утопией и утопическим сознанием.

В современной научной литературе понятие «утопия» понимается в разном смысловом контексте. Даже в специальных работах, посвященных определению утопии, отсутствует однозначное истолкование этого феномена. Можно говорить лишь об общепризнанных сущностных характеристиках утопии, к которым относят критику существующей действительности и предложение образа желаемого будущего.

1 Утопия — неолоппм английского писателя Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию (от греческого и — нет it topos — место, букв, место, которого нетпо другой версии, от ей — благо и topos — место т. е благословенная страна), другими словами — описание благословенной земли, которой не существует.

В исследованиях утопии, наряду с работами, в которых традиционно выделяется социально-философский аспект, в последнее время все большее внимание уделяется философско-культурологической проблематике этого феномена. Такая постановка вопроса вызвана тем, что в социокультурной системе формообразующее начало принадлежит культуре (В .Ж. Келле), а нарастающее взаимопроникновение и взаимовлияние культуры и социальности оказывает сложное и неоднозначное воздействие на человека. В этой связи анализ литературы, посвященной проблемам утопии и утопического сознания, в диссертационном исследовании носит междисциплинарный характер, позволяющий рассмотреть различные аспекты феномена утопии.

История утопии подробно освещена в работах российских ученых дореволюционного периода А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, А. Фойгта. Среди отечественных исследователей этого направления можно выделить работы М. А. Барга, В. П. Волгина, А. Э. Штекли, а также зарубежных исследователей Ф. и Фр. Манюэлей, JI. Мэмфорда, А. Мортона и др.

Заметное место в исследованиях, освещающих проблему критического осмысления утопии и утопического мышления в культуре России и Европы, принадлежит русским философам. Работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова интересны в связи с анализом утопических аспектов марксизма и их влияния на исторический выбор России. П. И. Новгородцев исследовал трансформацию общественных идеалов и отмечал опасность абсолютизации утопизма. Причины существования утопизма как определенного направления мировоззрения в культуре русского общества рассматривал C. JL Франк. Современный всесторонний анализ аспектов проблемы «марксизма и утопизма» принадлежит Т. И. Ойзерману.

В современной отечественной литературе можно выделить работы Э. Я. Баталова, всесторонне исследовавшего феномен утопии XX века, закономерности эволюции утопической традиции. В соответствии с его концепцией влияние утопий на общественно-политическую жизнь социума определяется выполняемыми ими функциями. Функциональный анализ утопии Э. Я. Баталова нашел отражение в диссертации при исследовании процесса развертывания утопической идеи в социокультурной динамике.

Важное влияние на логику диссертационного исследования оказали работы Г. М. Пономаревой, посвященные утопии и утопическому сознанию в контексте русской культуры. В этих исследованиях обосновано понимание утопии как социокультурного феномена, связанного с конструированием специфической картины мира, которая влияет на мотивацию социально значимых действий, на выбор целей, средств и способов социокультурной деятельности.

ЕЛ. Черткова на первый план выдвигает проблему осознания утопизма как особого явления в социальной жизни. Существенный вклад в исследование взаимосвязи феномена утопии с культурой и философией внесли выполненные на стыке таких дисциплин, как религиоведение, культурология, философия и психология, работы В. М. Розина. Также следует отметить работы отечественных авторов А. С. Ахиезера, И. И. Кравченко, В. А. Лекторского, В .А. Чаликовой, В. П. Шестакова и зарубежных исследователей таких, как ДБелл, Р. Дарендорф, JI. Сарджент, Р. Левитас, Ф. Полак, Э. Тоффлер, Е. Шацкий, в которых социокультурный аспект проблемы, выделяется как наиболее существенный. Немецкий социолог К. Манхейм, противопоставляя идеологию, задачей которой является апология существующего порядка, подрывающей этот порядок утопии, подчеркивает, что борьба идеологии и утопии оказывает существенное воздействие на ход исторического процесса.

Философско-культурологические аспекты проблемы переходных периодов в культуре представлены в работах Ю. МЛотмана, И. В. Кондакова, М. С. Кагана, А. А. Пелипенко, Н. А. Хренова, И. Г. Яковенко и др. Антропологические проблемы человека в такие периоды с точки зрения социальной синергетики рассматривают Р. Г. Баранцев, Ю. А. Харин.

Философско-антропологический спектр проблем феномена утопии рассматривается в работах западных исследователей самых различных направлений. Такие философы, как И. Берлин, Г. Кейтеб, X. Ортега-и-Гассет, П. Тиллих, К. Ясперс, разделяя точку зрения о присущем человеку стремлении к идеалу, совершенному, лучшему миру, подчеркивают амбивалентность влияния утопии на человека. Немецкий философ Э. Блох понимал утопию как процесс реализации человеком в его бытии «принципа надежды». Видят в утопии «условие сохранения человеческого в человеке» Ч. Райт Миллс и Э. Сьоран. Воздействие утопии на изменения в культуре исследовал современный культуролог Ф. Аинса, по мнению которого, только благодаря утопической функции человек подвергает сомнению установленный порядок вещей и разрабатывает альтернативные предложения. Разносторонность и многообразие работ и исследований, посвященных утопии, на Западе в настоящее время привели к появлению нового междисциплинарного направления — утопиологии.

Вместе с тем, анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной исследованию утопии, показал отсутствие работ, рассматривающих утопическую идею с точки зрения информационного процесса воздействия на человека и, прежде всего, роль этого феномена в ситуации выбора социокультурной системой будущего пути развития. Недостаточно исследованы трансформация утопической идеи в процессе ее эволюции на различных этапах динамики социокультурной системы и зависимость специфики рецепции утопической идеи от ментальных оснований культуры. На наш взгляд, эволюцию утопии — и эта попытка была сделана в диссертации — необходимо рассматривать во взаимодействии* с процессами, происходящими в культуре. В этой же плоскости лежит вопрос о влиянии ментальных оснований социокультурной среды на выбор человеком своего будущего. Специфика социопознавательной ситуации требует обращения к постнеклассической методологии, которая позволяет учитывать особенности и тенденции развития модернизируемой «человекоразмерной» (B.C. Степин) системы, где действительность рассматривается как одна из реализованных возможностей. Многовариантность сценариев развития и необратимость социокультурных процессов акцентируют внимание на ответственности за совершаемый выбор и определение цели. Исследование ветвящихся путей в будущее требует выявления механизмов взаимодействия между теми формами культуры, которые мы можем выделить в социокультурной среде настоящего, и утопическими идеями, лежащими в основе ее развития.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии роли утопической идеи в социокультурной динамике на основании постнеклассической методологии.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) выбрать из арсенала постнеклассической методологии и обосновать принципы исследования роли утопии в социокультурной динамике;

2) выявить роль утопической идеив условиях социальной неустойчивости как определенного этапа социокультурной динамики;

3) выяснить причины многообразия определений феномена утопии;

4) раскрыть механизмы восприятия утопии социокультурной средой;

5) раскрыть роль системных функций феномена утопии во взаимодействии с формами культуры;

6) установить социокультурную специфику восприятия утопии в динамике социальных коммуникаций.

Методологические основания исследования.

При реализации поставленной цели и решении задач исследования автор опирался на постнеклассическую методологию. Основу постнеклассической науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма, теория систем и их философско-методологическое обобщение для исследования «человекоразмерных систем» B.C. Степиным. Существенное значение для осмысления философии процесса имеют работы АН. Уайтхеда. Для понимания методов и категориального аппарата постнеклассической науки большое значение имеют труды И. Р. Пригожина, И. Стенгерс, С. П. Курдюмова, Е. Н. Князевой, в которых философской рефлексии подвергаются конкретно-научные результаты теории самоорганизации. Постнеклассическая методология определяет роль информации в процессах самоорганизации социальных систем, приводящих к разрушению старых и образованию новых общественных структур. В диссертации анализ таких процессов опирался на работы И.В. Мелик-Гайказян, в которых информационно-синергетический подход используется как метод исследования социокультурной динамики — этот подход позволяет связать в единую систему содержание различных дисциплин, что открывает новые возможности для концептуального осмысления процессов разнообразной природы.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые средствами постнеклассической методологии раскрыта роль утопической идеи как импульса телеологических процессов социокультурной динамики, характер которой в значительной степени детерминирован особенностями осознания времени в культуре, а не содержанием утопической идеии.

— выбраны методологические принципы, релевантные исследованию роли утопии в социокультурной динамике: конструктивность хаотических состояний, повышающих значение случайных событий в ситуации неустойчивостимногомерная методология как следствие нелинейности, множественности сценариев развитияпроцессуальностьэволюция ценности информациинеобратимость времени;

— выявлено, что утопические идеи в условиях социальной неустойчивости актуализируются, оказывая воздействие, с одной стороны, на выбор человеком и обществом в целом желаемого будущего, с другой стороны, ускоряя процессы социальной самоорганизации (самодезорганизации), что позволяет сделать вывод о возрастающем влиянии утопии в ситуации выбора социокультурной системой сценария своего будущего развития;

— выяснено, что причиной многообразия определений утопии является процессуальная природа феномена, различные стадии которого актуализированы исследователямиустановлено, что утопическая идея в процессе рецепции социокультурной средой проходит следующие этапы: утопия-мечта, утопия-видение, утопия-проект;

— на основе модели эволюции ценности информации (построенной на основе динамической теории информации) установлены информационные механизмы восприятия утопии социокультурной средой. Доказано, что утопия воспринимается в качестве сценария своего будущего развития, когда для разрешения социальной неустойчивости востребована утопия-мечта (конъюнктурная стадия), которая отвечает социальным ожиданиям общества и задает направление развития социокультурной системы;

— раскрыта роль системных функций утопии таких, как нормативная, компенсаторная, прогностическая, критическая во взаимодействии с соответствующими формами культуры: идеологией, социальным мифом, социальным сценарием, антиутопией. Выявлены вербальная и адаптивная функции утопии, влияние которых на культуру заключается в образовании таких форм культуры, как, соответственно, «новояз» и «новая модель социального поведения»;

— установлено, что на динамику социальных коммуникаций влияют особенности восприятия времени и способы достижения цели, присущие социокультурной системе, в свою очередь, определяющие специфику восприятия утопии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выбор принципов исследования роли утопии в социокультурной динамике обусловлен информационным по своей природе воздействием феномена утопии на динамику такой сложной открытой системы, какой является социокультурная система. В постнеклассической методологии, в рамках информационно-синергетического подхода, выработаны принципы, на основе которых возможно исследование информационных механизмов самоорганизации (самодезорганизации) социокультурной системы. Представление феномена информации как процесса, начинающегося со случайного выбора варианта «выхода из хаоса» и состоящего из ряда стадий: кодирования, трансляции, создания способа реализации целей, запоминания, конструктивно для исследования феномена утопии, инициирующего процессы социокультурной динамики. Необратимость во времени социокультурных изменений, приводящих как к самоорганизации, так и самодезорганизации социокультурной системы, заставляет акцентировать значение ценности каждого этапа социокультурной динамики как вероятности приближения к цели, заключенной в утопической идее.

2. Положение постнеклассической методологии о конструктивности хаотических состояний (когда случайное малое воздействие способно вызвать самоорганизацию сложных систем) позволяет трактовать утопическую идею как случайное (недетерминированное) событие, а социальную неустойчивость — как хаотическое состояние. Анализ конкретных исторических ситуаций доказывает, что утопия оказывает определяющее влияние на динамику социокультурных процессов (придавая импульс этим процессам), когда социокультурной системе необходимо сделать выбор своего будущего в условиях социальной неустойчивости.

3. Многомерная методология, которая является следствием расширительной трактовки принципа дополнительности, позволяет выявить границы интерпретации различных исследовательских позиций. Реализация этого методологического принципа позволяет выявить причину многообразия определений — процессуальную природу феномена утопии. Феномен утопии видоизменяется в процессе рецепции социокультурной средой следующим образом: утопия-мечта (образ желаемого, но принципиально не реализуемого) — утопия-видение (отчетливый образ лучшего будущегоот англ. «vision» — «способность строить планы будущего с ясной целью лучшего мироустройства») — утопия-проект (образ, выступающий как достижимая и реализуемая цель). Исследователи феномена акцентируют внимание на конкретном этапе трансформации утопической идеи, редуцируя определение на феномен в целом, что и становится источником многообразия определений утопии.

4. На основе модели эволюции ценности информации установлены информационные механизмы восприятия утопии социокультурной средой, которая позволяет сопоставлять этапы выбора будущего с трансформацией самих целей. Согласно рассматриваемой модели эволюции ценности информации, на первой стадии процесса конструктивны конъюнктурные цели: для социокультурной среды это цели ближайшего будущего, измеряемые годамина следующей стадии конструктивны прогностические цели (десятилетия) — на завершающей стадии — асимптотические, цели далекого будущего (столетия). Выявлено противоречие в соответствии утопии-мечты целям конъюнктурным, а утопии-проекта — целям асимптотическим, обусловленное, прежде всего темчто утопия имеет возможность быть воспринятой социокультурной системой в ситуации неустойчивости, когда для преодоления кризиса в обществе востребована мечта. Механизмы восприятия утопии с позиции информационносинергетического подхода подразделяются на три этапа. Первый этап: преимущество конкретных утопий зависит от идеальных целей, которые ставят перед обществом авторы утопических идей. Второй этап: утопиямечта трансформируется в утопию-видение, отражающую взгляды определенной части общества. На заключительном этапе социокультурная&diamsв система избирает сценарий своего будущего: утопия-видение видоизменяется в утопию-проект.

5. Роль системных функций утопии во взаимодействии с формами культуры раскрывается посредством информационной модели развития культуры, которая построена на основе прямой аналогии стадий информационного процесса и семиотических механизмов культуры. Каждая из стадий информационного процесса (генерация, кодирование, хранение, передача, алгоритм совершения целенаправленных действий, редупликация) — завершается определенным результатом, который позволяет осуществить последующие стадии. Последовательность стадий информационной модели развития культуры согласуется с этапами динамики культуры, выявленными московско-тартусской школой. Применение этой модели позволило раскрыть роль системных функций утопии (нормативная, компенсаторная, прогностическая, критическая), которые, взаимодействуя с формами культуры, трансформируют, соответственно, идеологию, социальный миф, социальный сценарий, антиутопию. Информационная модель динамики утопии позволила установить, что наряду с отмечаемыми в современной научной литературе функциями утопии в процессе развертывания утопической идеи в социокультурной реальности происходит усложнение функций феномена, что обусловливает выделение таких функций, как вербальная, определяющая формирование «новояза», и адаптивная, влияющая на формирование новой социальной модели поведения человека.

6. Анализ восприятия времени в различных культурах позволяет прийти к следующему заключению: для каждой культуры восприятие времени индивидуально, что определяет тот или иной способ достижения цели, и, в свою очередь, влияет на динамику социальных коммуникаций. Определяя утопию как образ желаемого будущего, присутствующий в социальных коммуникациях, анализ восприятия времени и способа достижения цели раскрывает специфику восприятия утопии социокультурной системой, определяющей, в свою очередь, направленность и темп процессов социокультурной динамики.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в новой интерпретации феномена утопии, отражающей его процессуальность и направленность на изменение социальных целей, и установлении механизмов эволюции утопии в социокультурной системе. Диссертационное исследование предоставляет возможность изучения на историко-культурологическом материале социокультурных процессов в обществе, находящемся в состоянии социальной неустойчивости, а также может выступать методологической базой для разработки моделей социальных процессов. В практическом плане достигнутые в диссертации результаты использованы в ходе выполнения грантов РФФИ (автор является исполнителем коллективного гранта 02−06−80 409 и руководителем гранта № 03−06−6 095), и ФЦП «Интеграция» (№ з3032), и реализованы в научных отчетах по этим грантам.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались в 2003 г. на научных семинарах кафедры философии и теории образования ТПТУ. Содержание диссертации обсуждалось во время научной стажировки в РГГУ на заседании кафедры истории и теории культуры, на методологическом семинаре ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова.

Результаты диссертации были представлены на научных конференциях: общероссийская научная конференция «IV Сибирская школа молодого ученого». Томск, 2001; всероссийская школа молодых ученых «Картина мира — язык, философия, наука». Томск, 2001; международная конференция «Человек — Культура — Общество»: Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Москва, 2002; международная конференция «XXI век: на пути к единому человечеству?». Москва, 2003; X Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003». Москва, 2003; общероссийская межвузовская конференция «Наука и образование». Томск, 2003. Отдельные аспекты диссертации обсуждались на Летней философской школе «Перспективы философии в XXI веке». Новосибирск, 2002; на Международной Зимней школе «Европейская политика и ее изучение». Москва, 2003.

Структура и объем работы. Цель и задачи диссертационного исследования определили структуру диссертации, последовательное решение которых отражено во введении, двух главах, шести параграфах, заключении, списке литературы и приложении. Диссертация изложена на 137 страницах, список литературы состоит из 183 наименований.

Основные результаты проведенного в диссертации с позиции постнеклассической методологии исследования влияния роли утопической идеи в социокультурной динамике состоят в следующем: утопические идеи, в которых фиксируется образ желаемого будущего, являются основой для процесса генерации новой информации обществом, находящимся в состоянии неустойчивости (социальной бифуркации) — выявлено, что утопические идеи в условиях социальной неустойчивости актуализируются, оказывая воздействие, с одной стороны, на выбор человеком и обществом в целом желаемого будущего, с другой стороны, ускоряя процессы социальной самоорганизации (самодезорганизации), что позволяет сделать вывод о возрастающем влиянии утопии в ситуации выбора социокультурной системой сценария своего будущего развитиямногомерная методология, являющаяся следствием расширительной трактовки принципа дополнительности, позволяет выявить границы интерпретации различных исследовательских позиций. Реализация этого методологического принципа позволяет выявить причину многообразия.

143 Лотман Ю. М. Исторические закономерности н структура текста. //Семиосфера. СПб., 2001. С. 350. определений утопии — процессуальную природу феномена. Феномен утопии в рамках постнеклассической методологии проходит следующие стадии: утопия-мечта (образ желаемого, но принципиально не реализуемого) — утопия-видение (отчетливый образ лучшего будущего, от англ. «vision» — «способность строить планы будущего с ясной целью лучшего мироустройства») — утопия-проект (образ, выступающий как достижимая и реализуемая цель);

— на основе модели эволюции ценности информации установлены информационные механизмы восприятия утопии социокультурной средой. Предлагаемая модель восприятия утопии обществом позволяет сопоставлять этапы выбора будущего с трансформацией самих целей. Согласно рассматриваемой модели эволюции ценности информации, на первой стадии процесса конструктивны конъюнктурные цели: для социокультурной среды это цели ближайшего будущего, измеряемые годамина следующей стадии конструктивны прогностические цели (десятилетия) — на завершающей стадии — асимптотические цели далекого будущего (столетия). Выявлено противоречие в соответствии утопии-мечты целям конъюнктурным, а утопии-проекта — целям асимптотическим, обусловленное, прежде всего, тем, что утопическая идея воспринимается социокультурной системой в ситуации неустойчивости, когда для преодоления кризиса в обществе востребована мечта;

— роль системных функций утопии в процессе взаимодействия с формами культуры раскрывается посредством информационной модели развития культуры, построенной на основе прямой аналогии стадий информационного процесса и семиотических механизмов культуры. Каждая из стадий информационного процесса (генерация, кодирование, хранение, передача, алгоритм совершения целенаправленных действий, редупликация) завершается определенным результатом, который позволяет осуществить последующие стадии. Применение информационной модели взаимодействия функций утопии и форм культуры раскрывает роль системных функций утопии: нормативной, компенсаторной, прогностической, критической, которые, воздействуя на социокультурную среду, изменяют соответствующие формы культуры: идеологию, социальный миф, социальный сценарий, антиутопиюпри этом и сами изменяющиеся формы культуры, вследствие обратной связи, влияют на функции утопии. Информационная модель динамики утопии позволила установить, что, наряду с отмечаемыми в современной научной литературе функциями утопии, в процессе развертывания утопической идеи в социокультурной реальности происходит усложнение функций феномена, что обусловило выделение таких дополнительных функций, как: вербальная, определяющая формирование «новояза», и адаптивная, влияющая на формирование новой социальной модели поведения;

— установлено, что на динамику социальных коммуникаций влияют присущие социокультурной системе особенности восприятия времени и способы достижения цели, которые определяют специфику восприятия утопии. Выявленная взаимосвязь между временной ориентацией и динамикой социокультурных процессов в различных культурах позволяет моделировать на этой основе социальные процессы в обществе. Необходимость появления альтернативных сценариев социального развития связана с требованиями прогрессивного роста общества, но без учета социокультурных особенностей, связанных с историческим отношением ко времени, эти сценарии могут стать либо абстрактными, либо обреченными на провал проектами;

В заключение необходимо отметить, что методологические новации постнеклассической философии, связанные с ее естественнонаучными компонентами, способны придать новый импульс развитию гуманитарного знания. Феномен утопии в современном мире не только не потерял своей актуальности, но и эффективно проявляется при достижении целей, которые ставит перед собой общество. Утопии, сообщая обществу реальный преобразовательный потенциал, побуждают к деятельности, и, реализуясь в социуме, приводят к определенной его трансформации. Подход к утопической идее как к информационному процессу предлагает концептуально новое понимание роли феномена утопии в современном обществе. Логическим продолжением диссертационной работы представляется, на основе достигнутого понимания информационной природы утопии и историко-культурологическом материале, исследование феномена мечты как существенного компонента нелинейной динамики социокультурных систем, а также раскрытие возможностей информационно-синергетического подхода для исследования кооперативных эффектов при выборе цели социумом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс перехода современного общества от индустриальной к информационной стадии развития отражается в трансформации традиционных общественных институтов и ценностей, присущих культуре индустриального общества. Внедрение современных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности существенно изменило динамику социальных отношений, что повлияло на устойчивость социокультурной системы в целом. Периоды стабильного состояния общества под воздействием ускоряющегося темпа перемен все чаще сменяются состоянием неустойчивости и неопределенности. Такой характер развития человеческого общества, представляющего собой открытую? «необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций"142, позволяет применить для исследования происходящих в нем процессов, в том числе эволюции утопии, определяющую выбор человеком и обществом пути выхода из кризисного состояния, постнеклассическую методологию, предметом которой является нелинейная динамика «человекоразмерных систем» (B.C. Степин).

Сущность утопии состоит в том, что, критикуя действительность, утопия содержит в себе образ желаемого недостижимого будущего, который, в случае его восприятия в качестве цели, определяет направление деятельности как человека, так и общества. В то же время реализация утопических идей в социуме представляет определенную опасность, так как может, как показывает исторический опыт, привести к глобальным социальным потрясениям.

Амбивалентность утопии обусловливает непрекращающийся научный интерес к этому феномену как у нас в стране, что связано с рефлексией по.

142 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. С. 276 поводу коммунистического эксперимента, так и на Западе, где интерес к утопии объясняется, прежде всего, необходимостью моделирования динамики изменений в информационную эпоху.

В условиях неустойчивости в социокультурной системе повышается взаимная зависимость динамики изменений от выбора человека. При этом необходимо учитывать, что растущий поток нового, характерный для информационного общества, вводит человека в состояние «футурошока» (Э. Тоффлер) и избыток выбора порождает в нем волнообразный процесс сомнений и неуверенности. В то же время переход системы в новое качественное состояние во многом обусловлен механизмом принятия осознанного решения «человеком колеблющимся».

Раскрытие роли утопической идеи в социокультурной динамике и явилось целью настоящего исследования. На основании информационно-синергетического подхода в рамках постнеклассической методологии нами предложена информационная модель эволюции феномена утопии на телеологических и детерминистических этапах социокультурной динамики, которая представлена в виде блок-схем «Информационные механизмы восприятия утопии социокультурной средой» и «Функции утопии: и формы культуры в контексте информационной динамики», приведенных в диссертации. Информационно-синергетический подход к изучению роли утопии в социокультурной динамике позволяет учитывать такие факторы как: процессуалыюстьроль случая в ситуации бифуркацииналичие выбора из нескольких альтернативмножественность сценариев развитиянеобратимость времени. Поскольку выход из состояния бифуркации определяется случаем (в точке бифуркации точное предсказание невозможно) и не является предопределенным, как это следовало из классической философии, человек приобретает потенциальную возможность влиять на исторические процессы и выступать в роли творца окружающей его реальности, поскольку, в точке бифуркации вступает в «действие не только механизм случайности, но и сознательного выбора, который.

143 становится важнейшим объективным элементом исторического процесса" .

В соответствии с синергетической парадигмойпереход общества из одного состояния в другое требует разрушения старого порядка при нарастании хаоса, который является условием этого перехода и выступает как причина новой организации общества: «порядок рождается из хаоса». Тем самым, «разрушается» привлекательность образа общества, находящегося в состоянии равновесия, стабильности, бесконфликтности, что и обуславливает отход от прежних классических, модернистских представлений о социальных структурах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Конец традиции // Культура эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1993.-256 с.
  2. Ф. Реконструкция утопии. Эссе / Пер с фр. — М.: Наследие: Editions Unesco, 1999.-206 с.
  3. Ан С. Современный человек и грани его бытия // Вестник БПТУ. Серия Гуманитарные науки. 2001. — Выпуск 1. — С. 34−39.
  4. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999. — 203 с.
  5. В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки //Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. — М., 2002. С. 14−3 7.
  6. А.С. Категория «между» в социокультурной динамике. Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох типы пограничного сознания // Материалы российско-французской конференции: В 2 ч. — М.: ИМЛИ РАН, 2002.-С. 164−182.
  7. ЭЛ. Политическая утопия в XX веке: вопросы теории и истории: Дис. в виде научного доклада. д-ра полит, наук. М., 1996. — 56 с.
  8. ЭЛ. Социальная утопия и утопическое сознание в США. — М.: Наука, 1982.-335 с.
  9. ЭЛ. Русская идея и Американская мечта // США и Канада: экономика, политика, культура. 2002. — № 11.- С. 3−20.
  10. ЭЛ. Политическое «слишком человеческое» — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 136 с.
  11. А. Творческая эволюция. — М.: Канон-Пресс. Кучково поле, 1988.-385 с.
  12. Бердяев. Н: А. Новое средневековье. М.: Канон +, 2002. — 430 с.
  13. И. Стремление к идеалу //Вопросы философии. 2000. — № 5.-С. 73−83.
  14. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1994. — 783 с.
  15. . Америка / Пер с фр. СПб.: Даль, 2000. — 233 с.
  16. Э. Тюбингенское введение в философию / Пер. с нем. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун- та, 1997. 400 с.
  17. В .В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной организации). — СПб.: Изд-во Лань, 1999. -480 с.
  18. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. — 416 с.
  19. К. Колыбель для кошки / Пер. с англ. Ставрополь: Кн. изд-во, 1989.-558 с.
  20. Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  21. Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. — М., 2002.-с. 408−426.
  22. . Искусство утопии. М.: Изд-во «Художественный журнал», 2003. — 320 с.
  23. П. Предисловие к книге Э. Тоффлера «Метаморфозы власти» М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 669 с.
  24. Ю.А., Кадомцев Б. Б., Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. М.: Наука, 1983. — С. 5−16.
  25. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2: Изд. группа Прогресс, 1994. — 846 с.
  26. Р. Тропы из утопии / Пер. с нем. — М.: Прогресс. — 536 с.
  27. Е.И. Мы. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 365 с.
  28. Е.И. Генеалогическое дерево Уэллса. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.orwell.ru
  29. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — 302 с.
  30. И.Р. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Инион. — РАН, 2001.-356 с.38Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.256 с.
  31. Г. Возникновение биологической организации. — М.: Мир, 1967.-90 с.
  32. В.Ж. Личность и культура в системе цивилизационных механизмов // Многомерный образ человека: Комплексноемеждисциплинарное исследование человека- М.: Наука, 2001. — С. 150−168
  33. А. Вечная утопия. СПб., 1902.320 с.
  34. Киссель М. Философский синтез А. Н. Уайтхеда. Вступительная статья // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1990. С. 3−55.
  35. Г. Основы общей теории культуры. М., 1999.346 с.
  36. В.А. Утопии и антиутопии как факторы социально-исторического творчества // Философские исследования. 2000. — № 4. — С. 91−98.
  37. И.И. Рациональное и иррациональное в политике. Утопические аспекты политической мысли // Вопросы философии. — 1996. — № 3.-С. 3−17.
  38. И.И. Бытие политики. М.: РАН МФ, 2001. — 259 с.
  39. Конституционные и законодательные акты буржуазных государств в XVII—XIX вв. М., 1957. — 352 с.
  40. Е.Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. — СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
  41. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалоге И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992.— № 12.-С. 3 -20.
  42. В.И. Информация и феномен жизни. Пущино, 1991. — 202 с.
  43. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. -187 с.
  44. М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной лит-ры / Пер. с разн. яз. М.: Прогресс, 1991. -С. 170 210.
  45. В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 3−9.
  46. М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня / Пер с англ. М.: Радуга, 1992. — 671 с.
  47. Ю.М. Исторические закономерности и структура текста // Семиосфера. С. Петербург: «Искусство — СПб», 2001. — С. 339−363.
  48. Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб: «Искусство -СПБ», 2001.-С. 12−150.
  49. С. Видение будущего. Корпорация «PHILIPS» 1996. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www/futura.ru/index.php3
  50. Э. Теория культуры и * современная наука. М.: Прогресс, 1983: -241 с.
  51. А. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
  52. Максименко ОЛО. Утопическое сознание в условиях трансформирующегося общества // Материалы Международной конференции «Человек Культура — Общество». Актуальные проблемыфилософских, политологических и религиоведческих исследований. М., 2002.-С. 145−147.
  53. О.Ю. Влияние языка на осуществление Утопии // Перспективы философии в XXI: Тезисы докладов участников Летней философской школы. Новосибирск, 2002. С. 44−46.
  54. К. Идеология и утопия//Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  55. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. — Ы.: Наука. Физматлит, 1998. 192 с.
  56. Мелик-Гайказян И. В. Детерминизм и спонтанность в постнеклассическом понимании эволюции уровней информации // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М.: Наука, 2002. С. 225 — 245.
  57. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В. Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. — М.: Физматлит, 2002. 271 с.
  58. Л. Год две тысячи четыреста сороковой, сон, которого, возможно и не было. — Ленинград: Наука, 1977. 236 с.
  59. В.И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. -2000. № 7. — С. 3−14:
  60. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. — М.: Наука, 2001. — 237 с.
  61. . Реальность и политика. Мемуары. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-812 с.
  62. Л. Утопия и Великая французская революция. Электронныйресурс. -Режим доступа: http: /liberte.newmail.ru/Utopia.html
  63. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: «Устойчивый мир», 2001. 200 с.
  64. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвард. — 1990. — 351 с.
  65. Л. Общий язык в утопии // Человек. — 1999. -№ 4. — С. 25−41.
  66. Неклесса А.И. A la carte // Политические исследования. 2000. -№ 5.-С. 34−47.
  67. М.И. Поиск «новой социальности» и утопическая традиция // Политические исследования. 1989. — № 5. — С. 15−34.
  68. К. Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Стокгольм: Школа экономики в СПб, 2001. — 275 с.
  69. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — 638 с.
  70. Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003. -568 с.
  71. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: МГИК, 1994.-214 с.
  72. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / Пер с исп. М.: Весь мир, 2000.-704 с.
  73. Дж. «1984» и эссе разных лет / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. -384 с.
  74. А.В. Политическая корректность в США. Культурологический аспект проблемы: Дис.. канд. культурологии. М., 1998.-120 с.
  75. Ю.В. Антропологический образ философии. Томск, 1997. — 448 с.
  76. Б. Н. Ситникова Д.JI. Самообновление культуры и синтез научных знаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 184 с.
  77. К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т.1. Чары Платона. -М., 1992.-425 с.
  78. Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. — М., 1996.-40 с.
  79. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ.- СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.
  80. JI. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. 1997. — № 3. — С. 4−35.
  81. С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. 1999. — № 5. — С. 62−74.
  82. Пригожин И- Переоткрытие времени // Вопросы философии. —1989.8.-С. 3−19.
  83. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер с англ. Ю. А. Данилова. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001−312 с.
  84. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках М.: Наука, 1985. — 328 с.
  85. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. — 272 с.
  86. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982. — 425 с.
  87. ЮЗ.Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское
  88. Феноменологическое общество, 1996. —280 с.
  89. Ю4.Розин В. М. Эзотерические замыслы переустройства человека и общества в сравнении с утопическими и социальными проектами. Философские науки. 2001. -№ 3 — С. 105−115.
  90. Ю5.Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. — № 6.-С. 56−64.
  91. В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2003. — 608 с.
  92. А. История утопий. М., 1910. 670 с.
  93. И. М. Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 с.
  94. ИО.Святловский В. В. Русский утопический роман: Петроград: «Начатки знаний», 1922. — 318 с.
  95. Ш. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-650 с.
  96. И2.Селищев А. М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком (1917−1926). М.: Едиториал УРСС, 2003. — 248 с.
  97. Синергетика и социальное управление. М.: РАГС, 1998. — 415 с.
  98. . Размышления о насилии. М.: Книгоиздательство «Польза», 1907.- 165 с.
  99. Социальные знания и социальные изменения. М.: ИФ РАН, 2001. — 284 с.
  100. Социокультурные утопии XX века: Реф. сборник. М.: ИНИОН, 1985.-Вып. 3.-356 с.
  101. Социокультурные утопии XX века: Реф. сборник. — М.: ИНИОН, 1987.-Вып. 5.- 256 с.
  102. Социокультурные утопии XX века: Реф. сборник. — М.: ИНИОН, 1989.-Вып. 6.-213 с.
  103. B.C. Философская антропология и философия науки. — М.: Высшая школа, 1992. 191 с.
  104. Ю. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. 990 с.
  105. С. Утопия и общественное сознание. М.: Наука, 1988. 252 с.
  106. В.А. О формальных основаниях феноменов культуры // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы I Всероссийской конференции (17−19 апреля). Томск, 1996. С.38−40.
  107. Е. Общественные воззрения Томаса Мора. СПб., 1901. —326 с.
  108. А. Постижение истории / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. -607 с.
  109. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. —554 с.
  110. Э. Футурошок / Пер. с англ. СПб: Лань, 1997. — 461 с.
  111. Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 669 с.
  112. Э. Наука и изменение: Предисловие к книге Пригожина И. и Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.:Прогресс, 1986. — С. 11−33.
  113. А.Н. Избранные работы по философии / Пер с англ. М.: Прогресс, 1990.-712 с.
  114. .А. Восприятие времени как семиотическая проблема // Избр. труды в 2 т. М.: «Языки русской культуры», 1996, Т. 1. С. 9−70.
  115. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной лит-ры / Пер. с разн. яз. М.: Прогресс, 1991. —405 с.
  116. Г. Современная утопия // Завтра: Фантаст, альманах. Вып. 1 -М.: Текст, 1991.-С. 120−130.
  117. С. Ересь утопизма // Квинтэссенция: философский альманах. -М., 1990.-447 с.
  118. В.Ф. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. — № 10. — с. 84−88.
  119. А. Социальные утопии. СПб., 1906. 132 с.
  120. М. Толпа, массы, политика. Историко-философский очерк. М., 2001.-233 с.
  121. О. О дивный новый мир. М.: Худож. лит., 1989. — 351 с.
  122. Ю.А. Современный цвишенизм: реалии и перспективы человека как социоантропной тотальности // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа. Гродно. 1998. — 254 с.
  123. Н. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002.-448 с. 143. «Хорошее общество»: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2003. — 182 с.
  124. В. Утопия и свобода. М.: Весть, 1994. — 181 с. 145. Чаликова В. Настоящее и будущее сквозь призму утопии //
  125. Е. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия — М.: РОССПЭН, 1996. С.156−188.
  126. Д. Динамическая теория информации. М.: Наука, 2001.-244 с.
  127. А. Европейская идея в истории. М.: Прогресс, 1987. 314с.
  128. А. Прощание с XX веком // Новая и новейшая история. —2002.-№ 1.-С.З-5.
  129. Е. Утопия и традиция / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. -456 с.
  130. Р. Культурные истоки французской революции / Пер. с фр. М.: Искусство, 2001. — 256 с.
  131. В. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. — 208 с.
  132. JI.A. Вдали от равновесия. М.: Знание, 1987. — 64 с.
  133. Г. Политическая философия Томаса Джефферсона / Пер. с англ. М.: Республика, 1996. 255 с.
  134. П. Социология социальных изменений. М. Аспект-пресс, 1996.-416с.156.1Ппэт JL Мечта о Европе. Формирование единого европейского рынкаМ.: Международные отношения, 1993. 269 с.
  135. Элиаде М: Космос и история. М.: Прогресс, 1987.-311 с.
  136. Эрн В. Идея катастрофического прогресса // Сочинения. — М.: Изд-во «Правда», 1991. С. 198−220.
  137. А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося опыт историософского осмысления // Вопросы философии. -2000.№ 8.-С. 79−86
  138. Юм Д. Идеал совершенного государства // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс, 1995. — 600 с.
  139. В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего Российского общества // Россия реформирующаяся. Ml: Academia, 2002.-368 с.
  140. И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности: связи, обусловленности, логика актуализации // Кануны и рубежи. М., 2002. С. 149−164.
  141. К. Смысл и назначение истории. — М.: Изд-во полит, лит, 1991.-521 с.
  142. Boguslaw R. The New Utopians: A Study of System Design and Social Change. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1965. — 385 p.
  143. Charles J- Dreams and Visions. Westport: Clarendon Press, 1985. — 215 p.
  144. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The rise of the network society. — Oxford: Blackwell, 1996. — 617 p.
  145. Cottle Т. The Concept of Time (Circle Test) Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www. via-web.de/ibc/time.html
  146. Franklin В. America as Utopia. New York: Polity Press, 1981. -456 p.
  147. Frankel B. The Postindustrial Utopias. Boston, MA: Harvard Press, 1987.-324 p.
  148. Kluckholm F. Strodtbeck F. Variations in the Value Orientations. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.via-web.de/ibc/time.html
  149. Hodgson G. Economics and Utopia. London and New York: Routledge, 1999.-312 p.
  150. Harowitz I. Ideology and the Utopia in the United States. New York: Polity Press, 1977. — 284 p.174-Lasky M. Utopia and Revolution. London: MIT Press, 1976. 220 p.
  151. Longman Dictionary of American English. New York: Edinburgh, 1997.-933 p.
  152. Lyon D. The Information Society: Issues and Illusions. Oxford: MPG Books Ltd, 1987.-204 p.
  153. Levitas R. The future of thinking about the future // Futures: New perspectives for cultural analysis. London and New York: Routledge, 1990. — 410 p.
  154. Manuel F. Manuel Fr. Utopian Thought in the Western Worldi Cambridge: The Belknap press of Harvard University Press, 1980. 452 p.
  155. Mumford L. The Story of Utopias. London: Methuen, 1922. 198 p.
  156. Polak F. The Image of the Future. New York: Praeger, 1990. 359 p.
  157. Sargent L. British and American? Utopian Literature 1516−1975. — Boston: G.K. Hall- 1979. 602 p.
  158. Toffler A. The Third Wave. New York: Free Press, 1980. 535 p.
  159. Trahair R. Utopias and Utopians. An historical Dictionary. — London: Free Accusations Books, 1999. 512 p.
Заполнить форму текущей работой