Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально подтверждено, что криминогенная направленность в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением проявляется в наличии криминогенного комплекса качеств личности и асоциальных мотивов, обуславливающих склонность субъекта к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей, касающихся черт характера, отношения к будущему, социальных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 1. 1. Направленность в психологической структуре личности
    • 1. 2. Психологические особенности личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 1. 3. Психологический феномен криминогенной направленности в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 1. 5. Теоретическое обоснование модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях взаимодействия субъектов коррекционного процесса
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования особенностей личности подростка с отклоняющимся поведением
    • 2. 3. Анализ результатов работы по коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением
  • Выводы по второй главе

Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении современных подростков. Ломаются традиционные моральные стереотипы, а в результате возрастает возможность проявления в подростковой среде различного рода негативных явлений. Подростки, как никакая другая демографическая группа, испытывают на себе прессинг от навязываемых поведенческих догматов, от тотальной регламентации её действий, от отчуждённости при решении не только глобальных социально-экономических проблем, но и локальных вопросов, связанных с её собственной жизнью. Такая «конфронтация» подрастающего поколения с институтами государственной власти и управления, наложенная на сложности и противоречия процесса социализации в новых социально-экономических и политических условиях, разразилась «взрывом» подростковой деструктивности: ростом преступности, наркомании и других видов отклоняющегося поведения. Отсюда возросший интерес исследователей к её изучению, с одной стороны, и поиск более совершенных мер профилактики и коррекции отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, с другой.

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков представлена в современной психолого-педагогической и криминологической литературе достаточно разнопланово. Исследованием причин асоциального и противоправного поведения молодежи занимались Буянов М. И., Игошев К. Е., Райский Б. Ф., Фельдштейн Д. И. и др. Описание социально-психологического портрета юного асоциала приведено в работах Братуся Б. С., Заики Е. В., Иванова В. Г., Крейдун Н. И., Личко А. Е., Меликсетяна А. С., Фельдштейна Д. И., Ячиной А. С. и др. Рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения даны в исследованиях Алемаскина М. А., Арзуманяна С. Л., Баженова В. Г., Беличевой С. А., Валицкас Г. В., Кочетова.

А.И., Миньковского Г. М., Невского И. А., Потанина Г. М., Прейскурант Е. Н., Пстронг Д. и др.

Многие исследователи, говоря о подростках, впервые совершивших преступление, отмечают ситуативность данного поведения. Тем не менее, сам факт совершения преступления и нахождения под следствием говорит о том, что этот человек не приемлет общепринятых норм морали и нравственности, по которым живет остальное общество. Данная ситуация предполагает наличие определенных личностных качеств, способствующих совершению противоправных деяний.

Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что выявленные исследователями психологические особенности личности подростка с отклоняющимся поведением можно разделить на две основные группы: социально-психологические (характеризуют межличностные отношения подростка со сверстниками, родителями, его положение в среде обучения и развития, особенности поведения в ситуациях социально-психологического взаимодействия) и индивидуально-личностные (отношение подростка к себе, своему поведению, особенности мотивационной сферы и другие характеристики личности).

Характеризуя личность правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности в становлении отклоняющегося поведения. При этом учёные используют близкие по своему смыслу термины: антиобщественная установка (Ангуладзе Т.Ш.) — антиобщественная ориентация личности (Кудрявцев В.Н.) — антиобщественная (Игошев К.Е., Фельдштейн Д.И.), антисоциальная (Змановская Е.В., Ильин Е. П., Лунеев В. В., Шиханцов Г. Г.), асоциальная (Клейберг Ю.А.), асоциально-криминальная (Башкатов И.П.), криминогенная (Антонян Ю.М., Столяренко A.M.), криминальная (Ковалев А.Г.) направленность личностипротивоправная направленность личности (Долгова А.И., Кузнецова Н.Ф.).

Исследователи считают, что в основе антисоциальной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением лежат не разрозненные негативные качества личности, определяющие эту направленность, а комплекс негативных (криминогенных) качеств (Антонян Ю.М., Долгова А. И., Заика Е. В., Игошев К. Е., Крейдун Н. П., Ячина А. С. и др.) и асоциальные (криминальные, криминогенные) мотивы (Беличева С.А., Бочкарёва Г. Г., Игошев К. Е., Лунев В. В., Столяренко A.M., Фельдштейн Д. И., Шиханцов Г. Г., и др.).

Основываясь на результатах данных исследований, мы под криминогенной направленностью личности подростка с отклоняющимся поведением понимаем качественную и динамическую характеристику личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности и асоциальные мотивы, обуславливающие склонность подростка к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей. Содержание криминогенной направленности. личности подростка с отклоняющимся поведением определяется такими параметрами, как черты характера, отношение к будущему, социальные отношения.

Необходимость ранней коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением с целью предотвращения её формирования в устойчивое личностное образование обуславливает актуальность настоящей работы.

При всей безусловной значимости упомянутых исследований до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации личности подростка. В частности, в науке недостаточно разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности, о степени их влияния на другие личностные качества, о характере и типах складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом характерологических комплексовнедостаточно изучена проблема психолого-педагогических условий коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

В связи с этим остаются неразрешенными противоречия:

— между потребностью общества в правопослушном подрастающем поколении и увеличением роста отклоняющегося поведения среди подростков;

— между возрастающей потребностью практики в теоретико-методическом обеспечении коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему исследования. В теоретическом плане — это проблема теоретического обоснования структурно-функциональной модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением. В практическом плане — это проблема выявления психолого-педагогических условий коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

Актуальность проблемы, её теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования «Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением».

Объект исследования: личность подростка с отклоняющимся поведением.

Предмет: психолого-педагогические условия коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

Гипотеза исследования.

Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением возможна при реализации структурно-функциональной модели, обеспечивающей:

— комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей личности подростков с отклоняющимся поведением;

— формирование у подростков с криминогенной направленностью личности установки на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведенияпозитивного отношения к будущемуоптимизация социальных отношений;

— организацию профессионального взаимодействия субъектов коррекцион-ного процесса по реализации предметного содержания их индивидуальных деятельностей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи-.

1. Раскрыть содержание понятия «криминогенная направленность личности подростка с отклоняющимся поведением».

2. Определить психолого-педагогические условия коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

3. Разработать комплекс методов изучения криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

4. Теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— раскрыто содержание понятия «криминогенная направленность личности подростка с отклоняющимся поведением» (качественная и динамическая характеристика личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности и асоциальные мотивы, обуславливающие склонность подростка к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей. Содержание криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется такими параметрами как черты характера, отношение к будущему, социальные отношения).

— определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением (комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей личности подростков с отклоняющимся поведениемформирование у подростков с криминогенной направленностью личности установки на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведения, позитивного отношения к будущему, оптимизация социальных отношенийорганизация профессионального взаимодействия субъектов коррекционного процесса по реализации предметного содержания их индивидуальных деятельностей).

— разработан комплекс методов изучения криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением (авторские анкеты, методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (Вологодский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»), методика «Символ» (Саенко Е.В.), «Поведение» (Саенко Е.В.), методика «Оценка степени признания осужденным своей вины» (Крейдун Н.П., Поливанова Е. Е., Яворовская JI.H.) и др.).

— теоретически обоснована и апробирована структурно-функциональная модель коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях взаимодействия субъектов коррекционного процесса, представленная блоком содержательных (предметная деятельность субъектов коррекционного процесса) и организационных характеристик (межпрофессиональная коммуникация субъектов коррекционного процесса, планирование, регулирование и анализ результатов совместной деятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о содержательных и процессуальных аспектах коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением. Конкретизация сущностных характеристик понятия «криминогенная направленность личности подростка с отклоняющимся поведением» позволит на теоретической основе осуществлять комплексное изучение проявлений криминогенной направленности у подростков с отклоняющимся поведением. Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением способствует совершенствованию профессиональной подготовки психолога к организации взаимодействия субъектов коррекционного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование деятельности психологической службы образования, подразделений по делам несовершеннолетних в аспекте профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением, так как содержит комплекс методов изучения криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведениеммодель коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях взаимодействия субъектов коррекционного процессапрограммы индивидуальной работы психолога с субъектами коррекционного процессаметодические указания и рекомендации для специалистов, работающих с подростками и обогащает практику взаимодействия психолога, родителей, специалистов различных профилей формами и методами коллегиального решения вопросов коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и системности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта профессиональной деятельности.

Теоретическими источниками исследования явились философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие категорию «отклоняющееся поведение подростка» (Алемаскин М.А., Алмазов Б. Н., Беличева С. А., Божович Л. И., Грищенко Л. Г., Долгова А. И., Донских Т. А., Змановская Е. В., Игошев К. Е., Кудрявцев В. Н., Короленко Ц. П., Патаки Ф., Степанов В. Г., и др.) — «направленность личности подростка с отклоняющимся поведением» (Ананьев Б.Г., Антонян Ю. Н., Асеев В. Г., Башкатов И. П., Беличева С. А., Божович Л. И., Бочкарёва Г. Г., Долгова А. И., Заика Е. В., Иванов.

B.Д., Иващенко А. В., Игошев К. Е., Ковалев А. Г, Крейдун Н. П., Крысько В. Г., Кучинская Е. В., Лазурский А. А., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Лунеев В. В., Менчинская Н. А., Мясищев В. Н., Обуховский К., Платонов К. К., Рубинштейн.

C.Л., Столяренко A.M., Фельдштейн Д. И. Шиханцов Г. Г., Ячина А. С., и др.) — теоретические подходы к изучению коррекции отклоняющегося поведения подростка (Алемаскин М.А., Беличева С. А., Гилинский Я. И., Зейгарник Б. В., Мансуров Н. С., Невский И. А., Овчарова Р. В., Осипова А. А., Пергаменщик Л. А., Реан А. А., Степанов В. Г., Фельдштейн Д. И., А. М. Яковлев и др.), к содержанию понятия «профессиональное взаимодействие» (Ананьев Б.Г., Брушлинский А. В., Дубровина И. В., Леонтьев А. Н., Маликова В. А., Мухина B.C., Овчарова Р. В., Петровский А. В., Слободчиков В. И., Усанова О. Н. и др.).

В исследовании принимало участие 400 человек — 60 учителей, 100 родителей учащихся средних общеобразовательных школ № 64, № 30- 100 подростков (от 13−17 лет), не состоящих на учёте в ПДН (учащиеся школ № 32, № 30) — 30 инспекторов и 110 подростков, состоящих на учёте в ПДН Ленинского, Центрального и Промышленного РОВД г. Оренбурга.

Методы исследования. В диссертационном исследовании применялись: теоретические методы психологического исследования (анализ, сравнение, синтез, моделирование) — эмпирические методы (наблюдениеэкспериментпсиходиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа) — анализ процессов и продуктов деятельностибиографический метод). Кроме того, применялись методы обработки экспериментальных данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (факторный анализ) и качественный анализ.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечена использованием комплекса научных методов, адекватных природе объекта и задачам исследования, продуманной логикой эксперимента, достаточностью экспериментальной выборки, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, тщательностью их количественного и качественного анализа, а также применением методов математической статистики, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах докладов. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях: на международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (г. Пенза, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние теоретических и прикладных социально-психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования» (г. Иваново, 2004), на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (г. Пенза, 2004), на III Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2004), на ежегодных внутривузовских конференциях Оренбургского госуниверситета, на совещаниях подразделений по делам несовершеннолетних (далее ПДН) РОВД г. Оренбурга. Результаты исследования включены в содержание спецкурса «Девиантология» для студентов факультета гуманитарных наук ОГУ, в пособие для специалистов, непосредственно работающих с подростками с отклоняющимся поведением.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующая практика психолого-педагогической работы с подростками с отклоняющимся поведением не в полной мере использует свои возможности в аспекте коррекции криминогенной направленности их личности, что обуславливает возникновение противоречия между необходимостью активизации работы с личностью подростка с отклоняющимся поведением и отсутствием научно обоснованной модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением. Одним из способов разрешения данного противоречия является теоретико-методическая разработка содержания, методов и средств коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях профессионального взаимодействия субъектов коррекционного процесса. Криминогенная направленность личности подростка с отклоняющимся поведением — это качественная и динамическая характеристика личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности и асоциальные мотивы, обуславливающие склонность подростка к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей. Содержание криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется такими параметрами, как черты характера (степень выраженности отдельных личностных качеств, содержание акцентуаций характера, особенности самосознания) — отношение к будущему (представление о своём будущем, наличие чётких жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентаций, содержание интересов и увлечений подростков) — социальные отношения (характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, степень адаптированности к социальным условиям жизни).

2. Эффективность коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением обеспечивает комплекс взаимообусловленных и взаимодополняющих психолого-педагогических условий: комплексное изучение социально-психологических (выявление конфликтности, враждебности, агрессивности, склонности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению социальных норм и правил и др.) и индивидуально-личностных характеристик подростков с отклоняющимся поведением (эмоциональной неустойчивости, возбудимости, импульсивности, экстернального уровня субъективного контроля, акцентуации характера эпилептоидного, неустойчивого, гипертимного типа и др.);

— формирование установки на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведения у подростков с криминогенной направленностью личности (осознание необходимости изменить социально-психологические и индивидуально-личностные негативные качества личностипоявление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни) — позитивного отношения к будущему (адекватных представлений о будущем, изменение приоритетов в определении жизненных ценностей) — оптимизация социальных отношений (снижение конфликтности в отношениях, склонности к насилиюповышение уровня социальной адаптации);

— организация профессионального взаимодействия субъектов коррекции как творческий процесс коллегиального решения проблем личностного развития подростка посредством реализации предметного содержания индивидуальных деятельностей субъектов и целевой направленности совместных действий на создание необходимых условий для развития личности подростка.

3. Структурно-функциональная модель коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением представляет собой последовательную, целенаправленную реализацию субъектами коррекционного процесса комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих коррекцию криминогенной направленности. Содержательно модель коррекции представлена как деятельность психолога, направленная на анализ существующих, проектирование и реализацию недостающих условий коррекции криминогенной направленностидеятельность родителей — на осознание сопричастности к проблемам и переживаниям подростка, повышение сензитивности к нему, оптимизацию внутрисемейных отношений, помощь подростку в осознании и развитии потребности в самоизменении и саморазвитиидеятельность подростков — на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведения, формирование позитивного отношения к будущему, оптимизацию социальных отношенийдеятельность специалистов правоохранительных, медицинских, учебно-воспитательных учреждений — на осознание необходимости сотрудничества с другими специалистами в процессе коррекционной работыстимулирование стремления к самоизменению и саморазвитию у подростков с криминогенной направленностью личностипомощь в составлении и реализации программы самоизменения и саморазвитияпомощь подросткам в разрешении затруднений, возникающих в процессе коррекционной работы. Организационно модель коррекции представлена процессами межпрофессиональной коммуникации, планированием и регулированием совместной деятельности, анализом результатов совместных действий.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Изложение материала проиллюстрировано 9 таблицами, б графиками, 19 диаграммами, 2 гистограммами, 1 рисунком. Библиография содержит 246 наименований работ.

Выводы по второй главе.

1. Оценка современной ситуации состояния отклоняющегося поведения среди детей и подростков в г. Оренбурге, выявленная с помощью анкетирования, свидетельствует о том, что современная социокультурная ситуация развития и социализации подростка крайне неблагоприятна по всем жизненным параметрам, что создаёт проблемы в развитии и социализации, приводит к дисгармонии в отношениях личности к себе и окружающему социуму.

2. Экспериментально подтверждено, что криминогенная направленность в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением проявляется в наличии криминогенного комплекса качеств личности и асоциальных мотивов, обуславливающих склонность субъекта к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей, касающихся черт характера, отношения к будущему, социальных отношений. Содержание коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется следующими факторами: «фактор склонности к проявлению агрессии, враждебности, насилию», «фактор склонности к выбору противоправных средств и способов удовлетворения потребностей», «фактор деформации жизненных ценностей», «фактор деформации социальных отношений», «фактор склонности к накоплению негативных переживаний и проявлению эмоций», «фактор склонности к переносу ответственности за всё происходящее на других людей, обстоятельства».

3. Реализация структурно-функциональной модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением способствует максимальному использованию потенциала субъектов коррекционно-развивающего процесса в целях решения исследуемой проблемы, поскольку представляет собой совокупность целевого, содержательного, организационного и результативно-оценочного блоков, включающих направления коррекционно-развивающей работы, критериальные показатели, условия эффективности коррекционного процесса.

4. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике, произошедшей в личности подростков и изменении параметров криминогенной направленности в позитивную сторону: сформированность установки на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить социально-психологические и индивидуально-личностные негативные качества личностипоявление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни) — позитивного отношения к будущему (адекватные представления о будущем, изменение приоритетов в определении жизненных ценностей) — оптимизация социальных отношений (снижение конфликтности в отношениях, склонности к насилию, повышение уровня социальной адаптации).

Заключение

.

В последнее время на фоне социально — экономических перемен, обострения общественных противоречий происходит утрата жизненных смыслообразующих идеалов и изменение ценностей в общественном и индивидуальном сознании. На этом фоне возрастает и социальная дезадаптация лиц подросткового возраста в форме отклоняющегося поведения.

Такое положение дел требует развития правовых основ государства, укрепления правопорядка и преодоления отклонений от моральных и правовых норм в сознании и поведении членов общества. В этих условиях неизмеримо возрастает роль исследования личностного фактора, который ранее недостаточно учитывался учёными, работающими в области психологии, педагогики, социологии, права и других наук и разработки действенной системы мер профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Необходимость теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением», продиктованная практикой работы с подростками, имеющими отклонения в поведении, нашла отражение в его результатах, а гипотеза оказалась подтверждённой.

Анализ содержащегося в диссертационной работе материала позволяет сделать следующие теоретические, экспериментальные и практические выводы:

1. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением с целью предотвращения её формирования в устойчивое личностное образование имеет особое значение для оптимального развития личности современных подростков. В исследовании теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о том, что криминогенная направленность личности подростка с отклоняющимся поведением — это качественная и динамическая характеристика личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности и асоциальные мотивы, обуславливающие склонность подростка к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей.

К криминогенным качествам, образующим криминогенный комплекс личности, относятся — деформированная система жизненных ценностей, отсутствие адекватных представлений о будущем, хроническая конфликтность в отношении со взрослыми и сверстниками, акцентуации характера, агрессивность, враждебность, эмоциональная неустойчивость, экстернальный уровень субъективного контроля личности, психологическая склонность к делинквентности, низкий уровень развития самосознания. К доминирующим асоциальным мотивам, занимающим наибольший удельный вес в мотивации преступлений, совершаемых подростками, относятся следующие группы мотивов: «месть, озлобление», «жадность, стремление получить материальные блага», «стремление приобрести авторитет», «подражание другим лицам», «желание скрыть другое правонарушение», «принудили совершить правонарушение».

Содержание криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется такими параметрами, как черты характера (степень выраженности отдельных личностных качеств, содержание акцентуаций характера, особенности самосознания) — отношение к будущему (представление о своём будущем, наличие чётких жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентаций, содержание интересов и увлечений подростков) — социальные отношения (характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, степень адаптированности к социальным условиям жизни).

2. Содержание коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется следующими факторами: «фактор склонности к проявлению агрессии, враждебности, насилию», «фактор склонности к выбору противоправных средств и способов удовлетворения потребностей», «фактор деформации жизненных ценностей», «фактор деформации социальных отношений», «фактор склонности к накоплению негативных переживаний и проявлению эмоций», «фактор склонности к переносу ответственности за всё происходящее на других людей, обстоятельства».

3. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением определяется следующими психолого-педагогическими условиями: комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей личности подростков с отклоняющимся поведениемформирование у подростков с криминогенной направленностью личности установки на изменение криминогенных качеств и асоциальных мотивов поведения, позитивного отношения к будущему, оптимизация социальных отношенийорганизация профессионального взаимодействия субъектов коррекционного процесса по реализации предметного содержания их индивидуальных деятельностей.

4. Создание структурно-функциональной модели коррекции криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением способствует максимальному использованию потенциала субъектов коррекционного процесса в целях решения исследуемой проблемы, поскольку представляет собой совокупность целевого, содержательного, организационного и результативно-оценочного блоков, включающих направления коррекционно-развивающей работы, в рамках которых описаны содержание, функции, задачи каждого направления, критериальные показатели, условия эффективности коррекции. Апробация данной модели показала её эффективность.

5. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике, произошедшей в личности подростков и изменении параметров криминогенной направленности в позитивную сторону: сформированность установки на изменение криминогенных качеств и мотивов поведения (осознание необходимости изменить социально-психологические и индивидуально-личностные негативные качества личностипоявление стремления изменить своё поведение, образ жизни) — позитивного отношения к будущему (адекватные представления о будущем, изменение приоритетов в определении жизненных ценностей) — оптимизация социальных отношений (снижение конфликтности в отношениях, склонности к насилию, повышение уровня социальной адаптации).

Полученные данные могут быть использованы не только в работе с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учёте в ПДН, но и в работе практического психолога в массовой школе, в детском доме, так как позволяют осуществлять раннюю психологическую диагностику и коррекцию возможного формирования криминогенной направленности личности.

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать: изучение особенностей профилактики и коррекции криминогенной направленности личности с ориентацией на более широкие возрастные границыанализ психолого-педагогических условий организации коррекции криминогенной направленности личности подростка в зависимости от типа криминогенной направленности (насильственной, корыстной, социально-пассивной).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Трудный подросток.- М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 115 с.
  2. М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения // Сб. науч.тр.: Тюмень, 1985. С. 5−10.
  3. М.А. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М.: Знание, 1980. — 170 с.
  4. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986. — 150 с.
  5. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / АПН ССР. Т.2. -М.: Педагогика, 1980.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 376 с.
  9. Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Тбилиси, 1980. 26 с.
  10. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н., Бовин В. Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника // Личность преступника и предупреждение преступлений. Сб. научных трудов. М., 1987. -С. 13−26.
  11. Ю.М. Психология преступления и наказания. М.: «Пенатес-Пенаты», 2000,-С. 19−66.
  12. Ю.М. Образ жизни и его мотивообразующее значение // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. — С. 4464.
  13. А.Г. Психологические особенности формирования личности трудновоспитуемых подростков // Трудный подросток: причины и следствия. — Киев: Изд-во Вища школа, 1984, — С.40−61.
  14. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 61−77.
  15. А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии.-1983.-№ 3. с. 118−125.
  16. Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков // Нравственное воспитание в коллективе.-Л., 1970.-С. 62−81.
  17. С.Е. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Изд. 3-е.- М.: Магистр, 1997. 96 с.
  18. К. Психология криминального поведения.- СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004.- 352 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»),
  19. И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  20. И.П. Социально-психологические особенности криминоген-ных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних.- Тюмень, 1985.- С. 45−55
  21. Беличева С А. Основы превентивной психологии.- М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.- 199с.
  22. С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1995.- № 4. — С. 62−66.
  23. С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Л., 1977.- 20с.
  24. С.А. Социализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журнал.- 1984 Т. 5 М- С. 3742.
  25. Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е издание. М., 2001.284 с.
  26. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  27. С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990. — 272 с.
  28. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1961.18 с.
  29. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993.- № 1.- С. 6−13.
  30. .С. Аномалии личности.- М.: Знание, 1988.- 304 с.
  31. .С., Павленко В. Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии.- 1986,-№ 4.-С. 146−154.
  32. А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1989.- № 4.- С.66−73.
  33. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. -№ 5. — С. 38−44.
  34. Р.Ф. Служба неотложной психологической помощи для детей и подростков. — Тверь: ТГУ, 1999.- 66 с.
  35. Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Калининград, 2000.- 26 с.
  36. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей//Вопросы психологии. 1989.- № 1. — С. 45−54.
  37. Н.В. Тип характера и насилие // Сибирский психологический журнал. 1999. — Вып. 10.- С.65−67.
  38. З.И. К вопросу об изучении общественной направленности старших подростков в учебной деятельности // О нравственном воспитании школьников.- Л., 1968.- 304 с.
  39. Е.Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 16с.
  40. .С. Мотивы преступлений.- Казань.: Изд-во Казанского университета, 1982.- 152 с.
  41. Л.И. Собрание сочинений. Т.З.- М., 1983. — 203 с.
  42. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972.- № 2. — С. 114−120.
  43. С.Т. О причинах и условиях противоправных действий несовершеннолетних // Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума.- Ярославль: ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского, 1995.-С.67−71.
  44. М.Н. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних // Труды VII съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних.- М., 1909. — С. 13 17.
  45. Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление // Человек и общество. Учёные записки ЛГУ. Вып. VIII.-Л., 1971.-С. 113−118.
  46. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения.-СПб.: СПбФИС РАН, 1995.
  47. Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей.- Тбилиси.: Изд-во Мецниереба, 1979.- 83 с.
  48. . Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 2: Пер. с франц.- М.: Мир, 1996.- 376 с.
  49. . Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц.- М.: Мир, 1996. 496 с.
  50. А.П., Спрафкин Р. П. Развитие навыков подростка. М.: Наука, 1999.- 130 с.
  51. П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива // Вопросы психологии. 1967, — № 4. — С. 115−124.
  52. А.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся.-Свердловск.: Свердлов, инж.-пед. ин-т, 1987.- 80 с.
  53. А. Зловещее очарование насилия. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проспект», 2000. — 217с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Академия, 1988.-С. 78−79.
  55. П.С. Классификация мотивов преступления и её криминологическое значение // Вопросы социологии и права: Материалы науч.-теорет. конф. Иркутск, 1967. — С. 265−274.
  56. В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности личности // Личность в системе общественных отношений. Тезисы науч. сообщений к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР.-Ч. 2, — М., 1983, — С. 288 290.
  57. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь: Фамилия, 1998.- 96 с.
  58. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция // Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Саратов, 1991.- 104 с.
  59. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости //Советская психология в свете ленинских идей, — Пермь, 1971.- С. 124−140.
  60. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973.- № 5.- С. 18−28.
  61. .И. Эмоции как ценность // Общественные науки. М., 1979.-№ 4. — С.131−133.
  62. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростков и возможности её коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1994.- 17 с.
  63. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. — С. 125.
  64. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
  65. Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии // Вопросы психологии. 1972, — № 5.- С. 157−162.
  66. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989.- № 6.- С. 100−108.
  67. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. -1990.-№ 4. -С. 83−91.
  68. Г. Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 2000.- 26 с.
  69. А.Б. Трудные дети и методы работы с ними // Детская беспризорность и детский дом.- М., 1926. С. 71−104.
  70. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез.- JL: Медицина, 1988. -248с.
  71. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии.- 1989.-№ 1.- С. 5−14.
  72. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности,— М.: Изд-во МГУ, 1980, — 157 с.
  73. .В. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980.
  74. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 288 с.
  75. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990.- № 1. — С. 20−27.
  76. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Наука, 1982.- 200 с.
  77. JI.B. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности.- Монография. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. — 175 с.
  78. А.Г. Сравнительная характеристика общественной направленности старших подростков // О нравственном воспитании школьника. Л., 1 968 304 с.
  79. Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии.- 1973. № 4.- С. 59−63.
  80. Н.Я., Личко А. Е., Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования / Под ред. A.M. Шерешевского.- Санкт-Петербург, 1992.
  81. В.Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. -1991.- № 2. С. 97−102.
  82. К.Е. Психология преступных проявлений среди молодёжи. М.: Высшая школа МВД СССР, 1971.- 172 с.
  83. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированнных детей и подростков. «Президентская программа «Дети России».- М., 1999, — С. 21−27.
  84. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной.- М.: «Педагогика», 1972.
  85. Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.- 512 е.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  86. Информационно-методический сборник № 1 (4) ЦВСППИИ М., 1993.
  87. Ю.А., Пискарев Д-П., Сиротюк А. Л. Социально-психологические проблемы девиантного подростка: Монография.- Страсбург, Москва, 2003.- 148 с.
  88. Ю.А. Психология девиантного поведения.- Тверь, Чу До, 1998.152 с.
  89. Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- 2-е изд., доп.- М.: Вита-Пресс, 1997.- 140 с.
  90. B.C. Антиобщественная направленность личности и преступное поведение: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.- Киев, 1983.- 18 с.
  91. А.Г. Психология личности.- М.: Знание, 1970.- 319 с.
  92. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. -М.: Юрид. лит., 1968. 136 с.
  93. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1980. 16 с.
  94. В.В. Психиатрия детского возраста.-М.: Знание, 1979.- 165 с.
  95. Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1979.- 16 с.
  96. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.- 366 с.
  97. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  98. В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.- Минск: Беларусь, 1988. 207 с.
  99. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема // О нравственном воспитании школьника / Учёные записки ЛГУ.- Л., 1968. Т. 341, — С. 4−59.
  100. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- Л., 1970.- 57 с.
  101. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.
  102. Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности подростка: Дис. .канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000.-181с.
  103. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева.- М., 1968.
  104. Е.П. Проблема психологической устойчивости // Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского.-М., 1995.- С. 27−51.
  105. В.Н. Причины правонарушений. М.: Просвещение, 1976. -286 с.
  106. В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М.: Просвещение, 1982. — 150 с.
  107. С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал.- 1988. -№ 2. -Т.9. С. 5562.
  108. И.А., Ратинова Н. А., Сафина О. Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. 1997. — № 3. — С. 36−58.
  109. А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Петрозаводск: Петроком, 1992.
  110. П. Современный психоанализ. СПб.: Б.С.К., 1997.
  111. Е.В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1995.- 17 с.
  112. Н.Д. Направленность подростков, — М., 1969.- 60 с.
  113. Н.Д. Психология характера.- М., 1969.- 143 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — 304 с.
  115. ДА. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 11−21.
  116. К. Акцентуированные личности. Киев: Политиздат, 1989. -130 с.
  117. Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова.- М.: Знание, 1965.- 365 с.
  118. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1983. — 255 с.
  119. Ю.Л. Социально-психологические аспекты оказания психологической помощи старшеклассникам // Социальная психология — XXI век: В 2-х т. Т. 1.- Ярославль: ДИА-пресс, 1999.- С. 396−400.
  120. .Ф. Теория, эксперименты и практика в психологии // Психол. журнал.- 1980. Т. 2, — № 1.- С. 4−10.
  121. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д. Н. Завалишиной. М.: Наука, 1990. — С. 10−18.
  122. Ю.А. Социально-психологические проблемы юношества и пути их решения // Социальная психология XXI век: В 2-х т. Т.1.- Ярославль: ДИА-пресс, 1999.- С. 401−405.
  123. В.В. Преступность 20 века: Мировой криминологический анализ.-М.: Наука, 1997. -120 с.
  124. В.А. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.- М.: Наука, 1980.- 135 с.
  125. Н.Г. Природа установки антиобщественного поведения подростка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Тбилиси, 1979. 18 с.
  126. Д. Социальная психология: пер. с англ. СПб, Питер, 1997.- 688 с.
  127. Н.И. Направленность личности и проблемы её воспитания: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1970.- 19 с.
  128. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, — 1988. № 3. — С. 93−99.
  129. В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога: Монография. Оренбург: Издательство ОПТУ, 1999.- 236 е.: ил.
  130. В.А. Педагогическая психология. Оренбург: Издательство ОГПУ, 1997.- 180 с.
  131. А.И., Панченко П. Н., Кузьмина А. С., Баландюк В. Н. Эффективность борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: Учебное пособие / Под ред. проф. А. И. Марцева.- Омск: изд. Омской высшей школы милиции МВД, 1985.- 60 с.
  132. Ю.П. Направленность личности школьника. Пермь, 1985. -73 с.
  133. Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развитие личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой, — М.: Знание, 1981. С. 306−307.
  134. B.C. Очерки психологии личности. Пермь, 1959.- 173 с.
  135. B.C. Проблемы психологии личности и психологии труда.- Пермь, 1961, — 203 с.
  136. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -120 с.
  137. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения // Вестник Моск. ун-та, сер. 14, Психология. 1991. — № 2. -С. 12−17.
  138. Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы судебной психологии: Тез. докл. и сообщений на Всесоюзн. конф. по судеб, психологии. М., 1971. — С. 44−46.
  139. Г. М. О некоторых общих положениях криминологического изучения личности // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М.: Всесоюзн. ин-т по изучению и разработке мер предупреждения преступности, 1979.-С. 24−33.
  140. Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999. — 128с.
  141. Е.М. Взаимосвязь нормального и отклоняющегося поведения. Девиантология // Научные записки психологов-педагогов, — Тверь: Научно-методологический сборник. 2000. — № 7. — С. 115−121.
  142. B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.- М.: Академия, 1997, — 432 с.
  143. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой.- М.: Просвещение, 1969.- С. 63−73.
  144. П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 90−100.
  145. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности // Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя / Сб. статей.- М., 1982.- С. 18−30.
  146. М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадёжной.- М., 1972.- С. 111−146.
  147. М.З. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадёжиной. -М.: Знание, 1972. С. 147−249
  148. К., Вечерка К., Нойман Л. Об индивидуальности предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. Вып.47.- М., 1988. -С. 178−180.
  149. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 151с.
  150. В.М. Основные критерии отклонений в нравственном развитии подростков // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей.- М.: Наука, 1974.- С. 32−40.
  151. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 448 с.
  152. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 26с.
  153. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
  154. Основы психолого-педагогической коррекции: Учебное пособие для студентов педвузов / И. А. Шаповал. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.- 232 с.
  155. В.К. Личностные девиации у несовершеннолетних правонарушителей // Исправительно-трудовые учреждения. М., 1982. — № 18.- С.68−71.
  156. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности // Проблемы личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой.- М.: Просвещение, 1969.- С. 380.
  157. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психол. журнал.- 1987.- Т.8. № 4. — С. 92−102.
  158. B.C. Причины отклонения от нормы в поведении учащихся 5−8 классов и пути их преодоления: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Киев, 1968.19 с.
  159. Л.А., Фурманов И. А., Аладьин А. А., Отчик С. В. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе.- Минск, 1992.120 с.
  160. А.В., Платонов К. К. Психология межличностных отношений // В кн.: Общая психология. М.: Просвещение, 1976.- 479 с.
  161. В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности //Психологический журнал. 1995. -Том 16. — № 2.- С.178−183.
  162. В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. В 2 т. Т. 1.- М.: Изд-во «ОСЬ-89», 1998. — 304 с.
  163. В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. В 2 т. Т. 2.- М.: Изд-во «ОСЬ-89», 1998. — 320с.
  164. К.К. Структура и развитие личности. М.: Академия, 1986. -256 с.
  165. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.
  166. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев.- 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Питер, 2003.- 512 е.: ил. — (Серия «Практикум по психологии».
  167. А.С. Общепсихологическая теория установки // Исследования по психологии установки.- Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1979.340 с.
  168. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, — 639 с.
  169. Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с.
  170. Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997.- 64 с.
  171. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1998. 153 с.
  172. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского,-М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  173. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой.- М., 1976.- 420 с.
  174. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А. А. Реана СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.- 432 е.- Серия «Психологическая энциклопедия».
  175. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: Сб. науч. тр./ Редкол.: В. В. Барцалкина, Д. И. Фельдштейн (отв. редакторы), Т. В. Комарова. М.: изд. АПН СССР, 1990. -120 с.
  176. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся / Под ред. Л. И. Прокопиенко, В. А. Татенок. Киев.: Вище школа, 1989.-254 с.
  177. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой.- Тюмень, 1985.- 90 с.
  178. Психология, клиника и профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков / Под ред. В. А. Худика.- Чернигов, 1991.- 119 с.
  179. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.-236 с.
  180. Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с французского.- М.: Просвещение, 1972. 292 с.
  181. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко.- Киев: Радянська школа, 1989.- 128 с.
  182. М.Г. Формирование общественной направленности личности у подростков с отклонением в поведении: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1985.- 19 с.
  183. А.Р. Личность преступника как криминально-психологическая проблема // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. — М., 1988. -С. 11−121.
  184. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.- 420 с.
  185. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.-СПб, Питер Ком, 1999.- 416 с.
  186. А.А. Психология изучения личности.- СПб: изд-во Михайлова В. А., 1999.-288 с.
  187. А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. — № 4.- С. 56−60.
  188. Н.И. Психология личности. -М.: Знание, 1987.- 196 с.
  189. Н.И. Типы направленности личности и их формирование в детском возрасте // Дошк. воспитание. 1974.- № 1.- С. 32−40.
  190. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  191. C.JI. Бытие и сознание. М.: Прогресс, 1957. — 328 с.
  192. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969.- № 4.- С. 107−116.
  193. Е.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: Автореферат дис.. канд. психол. наук.- Ярославль, 1988. 26 с.
  194. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова.- Л., 1979, — 264 с.
  195. А.Б. Об антисоциальных чертах личности преступника // Советское государство и право. 1970. — № 10.- С. 35.
  196. А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.- Киев: Изд-во Вища школа, 1981. 237 с.
  197. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800с.
  198. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002 -343 с.
  199. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- М., 1992.- 30 с.
  200. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся.- М.: Академия, 1991.- 117 с.
  201. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998.320 с.
  202. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- М., 1985.- 37 с.
  203. .М. Избранные труды. Т. 2, — М., 1985.- 360 с.
  204. Трудный подросток: причины и следствие / Под ред. В. А. Татенко.- Киев: Радянська школа, 1985.- 175 с.
  205. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси, 1961.-210 с.
  206. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Прогресс, 1966.- 451 с.
  207. О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: Автореф: дис. .доктора психол. наук. М., 1996.- 24 с.
  208. Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних: Сборник науч. трудов. Известия ВГПИ. Т. 228. — Воронеж, 1983.- 142 с.
  209. Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды.- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 432 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  210. Д.И. Психология развития личности в отногенезе. М.: Прогресс, 1989.-206 с.
  211. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности, — М., 1979.-С. 114−138.
  212. В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1985.- 312 с.
  213. Формирование направленности личности / Под ред. Ю. П. Истратова. -Владимир, 1976 .- 132 с.
  214. А.У. Восприятие человека человеком как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.- С.25−42.
  215. Харперц-Дальманн Б. Нарушение социального поведения, девиантное поведение и деликвентность // Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 384−392.
  216. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 860 е., ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  217. X. Категории девиантного, асоциального и делинквентного поведения у подростков // Невропатология и психиатрия. 1987.- С. 1527−1529.
  218. В.Э. Нравственная устойчивость личности.- М.: Прогресс, 1981.-208 с.
  219. Т.Ш. Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в подростковом возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей.- Тбилиси, 1974.-С. 36−42.
  220. Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью.- М.: Роспедагенство, 1996.- 164 с.
  221. Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.535 с.
  222. Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательство «Зерцало», 1998. — 352 с.
  223. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. -М.: Изд-во УРАО, 2001.- 128 с.
  224. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп./ В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2003. с.:ил.- (Серия «Учебник нового века»).
  225. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. A.M. Бококовикова.- М., 2001.- Т.2.
  226. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева.- М., 1987.- 527 с.
  227. Юридическая психология: Учебник для вузов / B.JI. Васильев.- 5-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. — 656 с.
  228. Ю.А. Особенности психологических кризисов у трудных подростков // Социальная психология XXI век: В 2-х т. Т.2.- Ярославль: ДИА -пресс, 1999, — С. 470−475.
  229. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: «Просвещение», 1969. 146 с.
  230. I. С. Delinquent and Non- Delinquent Attitudes tow-ard the Prevalence of Stealing. «The journal of Criminal Law, Criminology and Police science», 1957, vol.48, 3, p.259−274.
  231. Selman R.L. The grouth of interpersonal understanding, N.Y., Academic press. 1980.
  232. Sarason I.G. Verbal lerning. Modeling and juvenile delinquency American Psychologist. — 1968. -V/ -23. — p. 254−266.
  233. Slavson S.R. Reclaiming the delinquents by paraanalitik group psychotherapy -N.Y. The Free Press. 1954.
  234. Sykes I. M. and Matza D. Techniques of Neutralization: A Theory of Delinquency. «American Sociological Review», № 22, 1957, p. 664−670.
  235. Shatter K. Social and Personality Development.- Monterey, California, 1979.
  236. Ernst F., Keating W. Psychiatric treatment of the California felon The American Journal of psychiatry. — 1964. — Y. 120. — n. 9.
  237. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Prinston. N.J. 1965. -444 p.
  238. Reckles W.I. Dinitz S. and Kay B. Self Component in Potential Delinquency and Non- Delinquency. «American Sociological Review», № 22, 1957, p. 566−570.
  239. Hewitt L.E., Jenkins R.L., Fundamental Patterns of Maladjustment. The Dynamics of their Origin. State of Illinois, Springfield, 1972.
  240. Finn P., O’Gorman P.A. Teaching About Alcohol. Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1981.
Заполнить форму текущей работой