Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Декоративно-прикладное искусство адыгов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение для нашей работы представляют научные труды доктора исторических наук профессора Г. Мамбетова, и в первую очередь его книга «Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии» (115). Это насыщенное новооткрытыми фактами исследование дает широкую и убедительную картину развития народных производств в Кабардино-Балкарии на фоне сложной и противоречивой общественно-экономической обстановки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА, КАМНЯ, ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КОСТИ И РОГА
    • 1. 1. Кузнечное ремесло
    • 1. 2. Ювелирное производство
    • 1. 3. Медно-чеканное ремесло
    • 1. 4. Художественная обработка дерева
    • 1. 5. Резьба по камню
    • 1. 6. Гончарное производство
    • 1. 7. Резьба по кости и рогу
  • Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА, УЗОРНОЕ ПЛЕТЕ НИЕ, ТИСНЕНИЕ И АППЛИКАЦИЯ ПО КОЖЕ
    • 2. 1. Золотошвейное искусство
    • 2. 2. Узорное плетение из лозы и куги
    • 2. 3. Художественная обработка кожи
  • Глава III. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА
  • РОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ
    • 3. 1. Особенности, связанные с природными условиями жизни, характером труда и бытовым укладом адыгов
    • 3. 2. Общность художественных принципов различных видов адыгского народного декоративного искусства
  • Глава IV. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИ
  • КЛАДНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ
    • 4. 1. Художественные промыслы
    • 4. 2. Народное искусство и профессиональные художники
    • 4. 3. Творчество народных мастеров

Декоративно-прикладное искусство адыгов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена изучению народного декоративного искусства адыгов, сложившего на протяжении веков своеобразные художественные традиции. Ранее различные виды народного декоративного искусства адыгов исследовались, главным образом, историками и этнографами, искусствоведческому анализу этого материала посвящены лишь эпизодические статьи в периодических изданиях. Между тем это искусство является важной и яркой страницей в истории адыгской национальной культуры, служит органичной основой для современного художественного процесса Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Изучение адыгского народного декоративного искусства важно также с точки зрения расширения научных представлений о всей художественной культуре Северного Кавказа, и в особенности культурных традиций народностей адыгской группы, в которую наряду с кабардинцами входят адыгейцы и черкесы.^ Сравнительный анализ произведений адыгского народного декоративного искусства и археологических памятников, обнаруженных на территориях проживания адыгов, свидетельствует также о том, что в культурное наследие адыгского народа органически влились и творчески преобразовались древние художественные традиции племен, ранее населявших эту территорию.

Ряд родственных явлений отмечается в традиционном декоративном. искусстве адыгов и балкарского, карачаевского народов, на протяжении веков живших в постоянном культурном и экономическом общении. Особенно процесс сближения культур усилился в XX столетии, когда эти народы объединились в единое территориально-административное целое — Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую и Адыгейскую республики. В то же время различия в этническом происхождении и исторических судьбах наложили своеобразие на материально-духовную культуру каждого из этих народов, нашли свое выражение в преимущественном развитии определенного вида ремесел и промыслов, в стилистическом характере традиционных памятников. Так у балкарцев и карачаевцев наибольшее распространение получили различные виды производств, связанные с переработкой шерсти, в то же время у адыгов наряду с этим существовал еще целый ряд ремесел и промыслов.

Основными видами народного декоративного искусства адыгов являются: художественная обработка дерева и металла, резьба по камню, кости рога, вышивка, тиснение и аппликация на коже, художественное плетение циновок и предметов быта. На стилистическом характере этих изделий сказались как этнические особенности адыгов, так и условия труда и быта, воздействие окружающей среды и перипетии исторического процесса. Адыгскому народу удалось сохранить и развить свою самобытную культуру в многовековой борьбе с врагами: татаро-монгольскими полчищами, крымскими татарами, а также в условиях феодально-крепостнического гнета, национального и социального угнетения со стороны царского самодержавия. Таким образом, исследование традиционной художественной культуры адыгов должно осуществляться на основе с разработанными в российской искусствоведческой науке методами изучения народного творчества, художественный анализ и искусствоведческая интерпретация произведений адыгского народного декоративно-прикладного искусства, сочетаются с его изучением как неотрывной части национальной народной культуры.

Расцвет адыгской художественной культуры в условиях вхождения в состав России, формирование развитого профессионального искусства при поддержке художников и искусствоведов Российской Федерации характеризует новую фазу в истории адыгской культуры, находящуюся в прямой и естественной связи с традиционными видами адыгского народного искусства. Соответственно, исследование последнего дает возможность не только расширить научные представления о культурном наследии нашего народа, но и призвано оказать влияние на современную художественную практику как в области народного творчества, так и деятельности профессиональных ху-¦ дожников Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкессии.

Таким образом, целью диссертации является определение художественных особенностей адыгского народного декоративного искусства и тенденций его развития.

К числу основных задач диссертации относятся:

— определение структуры изучаемого объекта на основе введения в научный обиход широкого круга памятников, характеризующих основные виды адыгского народного декоративного искусства;

— выявление традиционных центров художественных производств у адыгов и определение их локальных отличий;

— характеристика традиционных художественно-ремесленных приемов адыгских мастеров;

— определение основных стилистических особенностей народного декоративного искусства адыгов и тенденций его развития;

— раскрытие взаимосвязи декоративного искусства адыгов с другими проявлениями материальной и духовной культуры народа;

— установление общих черт и различий между народным декоративным искусством адыгов и соседних народов.

Учитывая то обстоятельство, что диссертация является первым ком-плесным искусствоведческим исследованием по данной теме, вводит в научный обиход значительный по объему и весьма разносторонний круг памятников, представлялось целесообразным избрать путь монографического исследования, последовательного анализа всех основных видов адыгского народного декоративного искусства. Каждому из них в диссертации посвящен отдельный раздел.

Разделы, анализирующие художественную обработку металла, дерева, камня, керамики, кости рога объединены в первую главу. Во второй главе рассматриваются памятники, так называемой, мягкой группы — вышивки, тиснения и аппликации по коже, художественного плетения из куги и лозы. Такое объединение разделов в главы по характеру используемых материалов имеет традицию в искусствоведческой науке и основано на определенной близости в стилистике памятников, характере орнамента, художественно-ремесленных приемах, употребляемых при создании произведений из различных твердых и, соответственно, мягких материалов. Характерно, что это находит косвенное и в практике профессионального искусства: художники нередко обращаются в своем творчестве одновременно к ряду материалов: камню, дереву, работают в техниках ткачества, вышивки, росписи тканей и т. д.

Если две первые главы посвящены анализу отдельных традиционных видов декоративно-прикладного искусства адыгов, то третья глава характеризует основные художественные принципы этого искусства в целом, выявляет его своеобразие, связанное с особенностями материальной и духовной жизни адыгского народа. Первостепенное внимание уделяется в ней установлению взаимосвязей между художественным обликом произведений народного искусства и их бытовыми и духовными функциями. В главе прослеживается формирование местных художественных традиций, выявляется их роль в развитии различных видов и форм народного декоративного искусства.

Четвертая глава рассматривает современное состояние декоративно-прикладного искусства адыгов — художественные промыслы, народное искусство и профессиональные художники, творчество народных мастеров.

В заключении формулируются основные теоретические и практические результаты работы, намечаются пути использования традиций народного искусства в творческой практике современных народных художественных промыслов в республиках Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии.

Исследование проводилось на основе методологии, разработанной Российской искусствоведческой наукой в области изучения народного творчества и базирующейся на принципах учения о развитии культуры и классовой природе искусства. В соответствии с этим народное декоративное искусство рассматривается как важнейшая область национальной культуры, неразрывно связанная с историей, условиями труда и быта адыгского народа. Синкретический характер традиционного народного искусства определяет —необходимость его изучения в тесной связи с обычаями, обрядами, фольклором и другими видами народного творчества адыгов. В той мере, в которой позволял объем настоящей работы, эти материалы также были привлечены при ее написании.

Как уже отмечалось, сбор материала для диссертации представлял самостоятельную научную задачу и потребовал значительных затрат труда и времени. Соответственно, методика подготовки и проведения исследования существенно отличалась от обычной, «кабинетной» работы искусствоведа. Это сказалось и на результатах диссертации: наряду с собственно анализом материала существенную часть исследования составляют выявление основных традиционных центров адыгского народного декоративного искусства, его ведущих мастеров в прошлом и настоящем, изучение инструментов и художественно-ремесленных приемов, использовавшихся при создании вещей. Все это нашло отражение в тексте диссертации и приложениях к ней.

Основной круг памятников, анализируемых в работе — это археологический материал, а также произведения ХУ1П-ХХ вв., что характерно для большинства исследований в области народного декоративного искусства. Будучи предметами быта, ежедневного интенсивного использования, эти произведения неминуемо растворялись, практически изнашивались, редко переживая своих создателей и владельцев. Исключение составляли, естественно, надмогильные памятники, изделия из металла, образцы дорогой золотой вышивки, бережно передававшиеся из поколения в поколение. Наряду с этим в работе рассматриваются археологические материалы, относящиеся главным образом, к раннему средневековому периоду, когда произошло формирование адыгского народа.

Сравнительный анализ произведений адыгского народного декоративного искусства и археологических памятников, обнаруженных на территории, ранее населенными предками адыгов и современные территории адыгов, свидетельствуют о том, что в культурное наследие адыгского народа органически влились и творчески преобразовались художественные традиции предков адыгов: меотов, синдов, зихов и касогов и др.

В формировании адыгской художественной культуры немаловажное значение имели скифы и сарматы. Соприкасаясь со многими народами и племенами древнего мира, скифы способствовали распространению своей культуры в том числе и Кавказа, в частности с предками адыгов — синдами. Синды, как и остальные меоты относятся к числу тех древних племен, на основе которых в раннем средневековье сформировался адыгский этнический массив. Генетическая связь между меотами и адыгами в настоящее время общепризнанна (22).

Русский историк, эпиграфист с мировым именем, академик В. В. Латышев считает, что далекими предками современных кабардинцев, адыгейцев, черкесов являлись племена Северо-Западного Кавказа: синды, меоты, данда-рии, керкеты, фатеи, псессы, тореты, зихи. Они населяли территорию Прику-банья, берегов Черного и Азовского морей (65а, с. 31).

Видный современный историк-археолог Р. Ж. Бетрозов высказывает свое мнение об автохонном происхождении адыгских племен на территориях Северо-Западного и Северо-Центрального Кавказа еще примерно III тыс. до н.э. — I тыс. н.э. (22, с. 30).

Эту точку зрения отстаивают видные археологи А. П. Смирнов (164), A.A. Пессен (60), Е. И. Крупнов (82), Е. П. Алексеева (7), В. И. Маркович (120), Н. В. Анфимов (13) и др.

Итак, на основе исследований историко-археологической науки о происхождении адыгов, и их сведений об их предках III тыс. до н.э. — I тыс. н.э., мы имеем картину-карту населения предков адыгов. Небольшой исторический экскурс о предках адыгов позволяет исследовать истоки становления раннего исскуства интересующего нас народа на археологическом материале Северо-Западного Кавказа.

Позже передвижение адыгских племен было обусловлено целым рядом причин, среди которых немаловажное место занимает татаро-монгольское нашествие и междоусобная борьба феодалов. В то же время адыгов-скотоводов весьма привлекали плодородные, богатые пастбищами и лесными массивами земли Северного Кавказа. В таких природных условиях быстро расцвели животноводство, земледелие, различные домашние ремесла и промыслы, тесно связанные с основными видами трудовой деятельности адыгов.

Наиболее ранним из сохранившихся до наших дней памятников адыг-скго народного искусства является этокский монумент, датируемый ИЗО годом. В специальной литературе он известен под названием «Дука бек». Наряду с сюжетными рельефами памятник содержит надписи, выполненные греческим алфавитом, но передающие адыгский текст. Художественное своеобразие этого произведения свидетельствует о том, что уже в этот период у нашего народа сложились самобытные художественные традиции. Об этом же говорят археологические раскопки и письменные свидетельства, относящиеся к Х1П-ХУ векам. В адыгских могильниках эого времени найдены изделия из кожи и ткани с вышивкой, украшенные орнаментом и выполненные главным образом золотыми и серебряными нитями. В их числе — элементы одежды, кожаные сумки, налучники, колчаны, пояса, кисеты и футляры. Наряду с этим археологи обнаружили изделия из металла, камня и кости. Техническое качество этих вещей, их художественное совершенство, развитость вложенных в них ремесленных навыков свидетельствуют о том, что к этому периоду адыгская художественная культура прошла немалый путь развития.

Однако переход к оседлому образу жизни безусловно привел к качественным переменам. Художественное творчество, сосредоточенное ранее на элементах одежды, создании оружия и предметов, характерных для кочевого образа жизни, получило теперь возможность развиваться в создании вещей длительного пользования, связанных с внутренним убранством жилища и предметами домашнего обихода. В этот период сложились основные виды народного декоративного искусства адыгов, устойчивый ассортимент традиционных изделий, сформировались и совершенствовались художественные традиции, образовавшиеся из сложного взаимодействия существовавших ранее местных художественных принципов и художественного опыта, принесенного адыгами из их долгой кочевой жизни.

К числу основных видов народного декоративного искусства, получивших дальнейшее развитие и существовавших до начала XX в., следует отнести художественную обработку металла — кузнечное дело, изготовление медночеканной посуды и утвари, оружейное и ювелирное искусствохудожественную обработку дерева — создание посуды, мебели, игрушкирезьбу по камню, кости и рога, представленную, главным образом, надмогильными памятниками и коновязямиплетение хозяйственных построек, домашней утвари и узорных циновоктиснение и аппликацию по коже в конских сбруях, доспехах, обуви, различных предметах обихода и вышивку, использовавшуюся для украшения одежды и отдельных предметов быта.

Следующий значительный этап в истории адыгов, наложивший несомненный отпечаток на облик народного декоративного искусства, связан с насильственным обращением адыгов в мусульманскую религию. Внедрение культуры ислама не могло не сказаться на народных обычаях и народной культуре в целом. В то же время традиции исламского искусства получили в адыгской художественной культуре своеобразное развитие, были существенно переработаны в духе национальных эстетических принципов и народных представлений о прекрасном. Такие исконные виды традиционного адыгского искусства, как кузнечное ремесло, деревянная посуда, плетение циновок, тиснение и аппликация по коже отличаются значительной верностью древнейшим национальным традициям, сохраняют в веках ярко выраженное стилевое своеобразие. В большей степени сторонним влияниям были подвержены те виды художественных ремесел, которые обслуживали богатого потребителя. К их числу относятся золотая вышивка, ювелирное искусство, в значительной мере оружейное дело. В то же время и эти виды художественного творчества следует безусловно отнести к области народного искусства не только потому, что их создателями являлись, главным образом, люди из народа, но и ввиду того, что определяющим в их стилистике сохранялось традиционное адыгское начало. Следует отметить, что принцип рассмотрения такого рода явлений в контексте народного искусства является общепризнанным в российской науке. Так, к области народного художественного творчества принято относить обслуживающие, главным образом, власть имущие слои населения холмогорскую резную кость и великоустюжское черневое серебро в России, золотые и серебряные украшения в Грузии и Армении, слуцкие пояса в Белоруссии и т. д.

Существенной проблемой данной работы является необходимость выделения собственно адыгских памятников из обширного художественного наследия племен, населявших сопредельные территории — балкарцев, карачаевцев, осетин, вайнахов. По отношению к памятникам периода средневековья эту проблему сложно решить с большой точностью. Во-первых, в быту и искусстве всех народностей было, да и сегодня сохраняется, много общего, что связано с их культурно-экономическим сношением и весьма близкими условиями обитания. Во-вторых, вплоть до ХУШ-Х1Х веков письменные источники, в частности, русские, главным образом, термин «черкесское» — «черкесское оружие», «черкесская вышивка», «черкесские седла» и т. п. Во многих случаях это определение относилось к бесспорно ко всем адыгским изделиям.

Лишь с развитием историко-этнографической науки, возникновением научного краеведения на Северном Кавказе при описании тех или иных явлений и памятников начали делать различие между адыгскими народностями. При этом характерно, что уже в относительно ранних источниках отмечалось высокое совершенство собственно кабардинской художественной культуры. «Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса, — писал в свое время И. Попко, — для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря». Эту же точку зрения высказывал А. Л. Зиссерман, оставивший яркое описание обычаев и культуры Северного Кавказа середины.

Х1Хстолетия: «Кабарда считалась на Севере Кавказа образцом, достойным подражания. Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами, как за Кавказом персияне: оттуда распространялась мода на платье, на вооружение, на седловку, на манеру джигитовки» (60, с. 382).

Естественно, что в деятельности мастеров Кабарды, представлявших наиболее многочисленный и разнообразный по числу традиционных ремесел творческий коллектив в народном декоративном искусстве адыгов, целый ряд его характерных черт был выражен наиболее типично и ярко. В то же время следует отметить определенную условность в отношении ранних памятников адыгской материальной культуры к художественному наследию той или иной из трех родственных народностей. Это относится, в первую очередь, к материалам коллекций, собранных до 1917 года и представленных в ряде музеев, о которых пойдет речь ниже. Далеко не во всех музеях они снабжены точными паспортными данными, что затрудняет их научную атри-бутацию. Лишь на основе сопоставления этих произведений с материалами научных экспедиций послереволюционного периода и, в частности, с памятниками, обнаруженными авторами настоящей работы в полевых обследованиях, удалось определить черты, позволяющие с известной долей достоверности отнести их к области собственно адыгского искусства и включить в состав материала, рассматриваемого в данном исследовании.

Отсутствие специальных искусствоведческих работ по данной теме отчасти восполняется литературными и архивными источниками. К их числу относятся исторические, этнографические и краеведческие книги и статьи дореволюционных авторов, работы российских ученых, отчеты по экспедициям и обследованиях, хранящиеся в архивах. Наиболее ранние сведения об обычаях адыгов и бытующих у них ремеслах содержатся в описаниях историков и путешественников ХШ-Х1Х вв. Г. Интериано (63), И. Барборо (19), Де Лука (52), Ж. Тавернье (175), А. Аларий (5), Н. Витсена (39), К. Главани (45), И. Гюльденштедта (48), Я. Потоцкого (152), Г. Гербер (44), Дж. Белла.

53), И. Бларамберга (24), Г.-Ю. Клапорта (49), Т. де Марьини (177), П. Пал-ласа (145), Монпере Ф. Дюбуаде (125) и др. Специальные исследования, посвященные развитию ремесел и промыслов Северного Кавказа, написали русские ученые Г. Вертепов (36), О. Марграф (119), П. Остряков (141), А. Пи-ралов (147), Е. Максимов (104, 105) и др. Их изучение позволило составить картину создания и бытования произведений народного декоративного искусства в условиях адыгов прошлого века, сохранившей многие архаические черты общинного, феодального уклада. Особо ценным с этой точки зрения представляется первое собственно адыгское историческое исследование известного просветителя начал XIX века Ш. Б. Ногмова «История адыгейского народа» (138), в котором в тесном взаимодействии рассматриваются история, этнография и фольклор адыгов.

Новый этап в изучении истории и этнографии Северного Кавказа открывают труды российских ученых. В их числе коллективные исследования «Народы Кавказа» (128), «История Кабардино-Балкарской республики» (65), «Очерки истории Адыгеи» (142), «Очерки истории Карачаево-Черкессии» (143), «Адыгский фольклор» (3), «Культура и быт адыгов» (87), «Народные художественные промыслы Северного Кавказа» (132), «Северный Кавказ в древности и в средние века» (165), «Сборники статей по истории Кабарды» (162), «Ученые записки КНИИ» (184), работы отдельных авторов — Е. Крупно-ва (82, 83), Т. Кумыкова (89), JI. Лаврова (94, 95, 96), Г. Мамбетова (115, 116, 117, 118), В. Пожидаева (148,149,150), В. Гарданова (143), П. Аутлева (16), В. Бетрозова (22), А. Нагоева (126), Е. Студенецкой (169, 170,171, 172, 173, 174), С. Мафедзева (121), Н. Шафиева (194), А. Кафоева (74) и др.

К теме нашего исследования наиболее близки работы этнографов, историков Е. Студенецкой (169,171,172), Г. Мамбетова (115,118), М. Меретукова (122, 123), Э. Аствацатурян (14, 15), А. Лескова (100), М. Азаматовой (4), X. Яхтанигова (201, 202), Н. Левитской (98), искусствоведов Е. Шиллинга (195), Н. Ловпаче (101, 102,103), А. Кушу (90, 91, 92, 93), Б. Мальбахова (109, ПО) и др. Сотрудник государственного музея этнографии народов России в г. Санкт-Петербурга Е. Студенецкая на протяжении ряда десятилетий изучала материальную культуру народов Северного Кавказа. Она является организатором и участником многочисленных экспедиций, а результате которых был собран обширный и разнообразный материал, сделавший северокавказские фонды этого музея ценнейшим собранием традиционных произведений нашего края. Результаты исследовательской деятельности Е. Студенецкой обобщены в ряде книг и статей, в числе которых наше особое внимание привлекает большая статья «Быт и культура кабардинского народа (XVHI-XIX вв.)» (172) опубликованная в третьем выпуске «Сборника статей по истории Кабарды». В этом работе дан четко систематизированный, основывающийся на конкретных научных фактах и наблюдениях автора очерк основных видов народного декоративного искусства Кабарды.

Другая статья Е. Студенецкой «Украшение одежды у кабардинцев (XIX-XX вв.) (171), посвящена использованию различных видов вышивки и использованию ювелирных украшений в оформлении традиционного национального костюма. В статье дан анализ орнаментальных мотивов, колористических решений, рассмотрены технические приемы кабардинских вышивальщиц.

Особое значение для нашей работы представляют научные труды доктора исторических наук профессора Г. Мамбетова, и в первую очередь его книга «Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии» (115). Это насыщенное новооткрытыми фактами исследование дает широкую и убедительную картину развития народных производств в Кабардино-Балкарии на фоне сложной и противоречивой общественно-экономической обстановки второй половины XIX-начала XX вв. В процессе работы над исследованием автору удалось собрать и систематизировать ранее разрозненные сведения, объективно разобраться в ряде спорных вопросов, раскрыть условия, в которых работали мастера данного периода. Несмотря на то, что Г. Мамбетов не ставит перед собой собственно искусствоведческих задач, он неизменно обращает внимание на художественную сторону явления, а его тщательные анализы процесса создания вещей мастерами позволяют выявить ремесленные основы кабардинского народного декоративного искусства. Вызывает недоумение лишь тот факт, что вне поля зрения автора в данной книге оказалась такая обширная и характерная область народного производства, как плетение циновок, имевшая к началу XX века характер широко разросшегося промысла. Правда, уже в своей следующей книге, посвященной материальной культуре сельского населения Кабардино-Балкарии (118), Г. Мамбетов уделяет этому промыслу должное внимание.

Наряду с вышеуказанными работами следует отметить ряд исследований, посвященных изучению адыгского орнамента (II), а также статью Н. Ле-витской «Народное искусство Кабардино-Балкарии» (98), дающую краткий обзор основных видов традиционного художественного творчества нашей республики. В деле популяризации народного декоративного искусства определенную роль сыграло издание альбома «Народное творчество адыго-кабардино-черкесов» (130), приуроченное к 400-летию добровольного присоединения адыгов к России и дающее представление об основных видах традиционных художественных ремесел и промыслов.

Большой интерес представляет альбом-книга видного адыгского исследователя М. Азаматовой «Адыгейский орнамент (4), где собран богатый материал по всем видам декоративно-прикладного искусства, восстановлены художественно-ремесленные приемы изготовления.

Значительный вклад в изучение орнаментального искусства адыгов обширная статья Е. Шиллинга «Адыгейский узор» (195). В ней впервые глубоко и полно вскрыта сущность орнамента адыгов, его истоки, виды, семантика орнаментальных мотивов. Этот исследованием было доказано не только тесное родство адыгских племен (кабардинцев, адыгейцев, черкесов), но это цельное искусство единого народа — адыгов. Пожалуй одним из немногих исследователей XX века, изучивший самобытность и художественную ценность различных видов народного искусства адыгов, был Н. Ловпаче. Его ряд статей опубликованные в сериях «Культура и быт адыгов» (VIII выпусков), «Художественная обработка металла у адыгов» (103), «Изображения зверей в таревтике адыгов» (101), «Художественные средства адыгских гончаров» (102) и др. в них в целом обобщен материал археологических раскопок в Адыгеи и на основе этого материала дано решение многих, прежде не ясных, проблем, связанных с древне-адыгским искусством с искусствоведческой позиции.

Изучение различных видов народного искусства адыгов на искусствоведческой основе А. Кушу дало очень интересные результаты. В основу анализа адыгского искусства легли такие статьи «Адыгские циновки» (93), «Художественные средства декоративного оформления циновок» (92), «К вопросу изучения народного искусства адыгов» (90), «Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние» (91).

Объективному и всестороннему исследованию адыгской циновки посвящена монография 3. Гучева «Искусство адыгской циновки» (47). Автор убедительно показывает национальное своёобразие, сущность орнаментальных мотивов, технологии изготовления циновок, а также, что современное искусство циновок будет успешно развиваться лишь в том случае, если станет опираться на многовековые технико-художественные традиции, выработанные коллективным гением народа.

Из искусствоведческих работ необходимо назвать монографии исследователя Б. Мальбахова «Кабардинское народное декоративное искусство» (109), «Художественные особенности декоративно-прикладного искусства адыгов» (ПО), Б. Мальбахов дает богатый фактический и иллюстрированный материал по всем видам декоративно-прикладного искусства. В книгах использованы данные экспедиции в Кабарде, Адыгеи, музейные коллекции, и она определенно обогащает науку ценными сведениями по сборам и эволюции изделий народного искусства. Много внимания уделяется при этом терминологии, творчеству мастеров, центрам художественных производств.

Следует отметить серьезную исследовательскую работу в области изучения циновок адыгов статью Е. Студенецкой «Циновки народов Кавказа» (174), раскрываются сущность и характерные особенности орнамента, подчеркивается давность его происхождения, описывается техника изготовления. Несмотря на все это, автор не касается, к сожалению, глубокому художественному анализу циновок.

Как видно из краткого обзора литературных источников и пособий, декоративно-прикладное искусство адыгов до сих пор не являлось объектом цельного всестороннего систематического и глубокого изучения. В этом смысле диссертация является первой попыткой восполнить существующий пробел.

В искусствоведческом осмыслении накопленного материала существенное значение имеют труды ведущих специалистов по русскому народному декоративному искусству, открывающие пути специфического искусствоведческого анализа бытовых и обрядовых произведений, позволяющие увидеть в обыденных вещах истинные произведения искусства. Это в первую очередь работы A.B. Бакушинского (18), B.C. Воронова (37), А.Б. Салтыкова^ 15 9,160), А. Некрасова (134), В. М. Василенко (32, 33, 34), Г. К. Вагнера (30, 31) М. А. Ильина (62), С. Темерина, В. М. Вишневской (40) М. А. Некрасовой,(135), A.C. Канцедикас.(71,72), Т. М. Разиной (155) и других ученых. Несомненный интерес представляют также исследования по декоративно-прикладному искусству Дагестана и Закавказья, имеющему немало общего с анализируемым в нашей работе материалом.

Отличительной чертой исследований последних лет по народному искусству является совместное рассмотрение различных видов народного творчества и в первую очередь привлечение к анализу памятников декоративного искусства материалов фольклора. Этот методологический принцип отвечает синкретическому характеру исследуемого явления и имеет двойной смысл. С одной стороны, фольклор содержит целый ряд сведений о зарождении и развитии художественных ремесел, составлявших важную сторону народной жизни, с другой, он позволяет лучше понять образный характер и специфику художественных средств, соответствующих эстетике и поэтике народа. При работе над диссертацией автор обращался к таким публикациям, как «Нарты» (133), «Кабардинский фольклор» (67), «Антология кабардинской поэзии» (12) и др.

Наряду с опубликованными источниками в диссертации использованы фонды следующих архивов — ЦТ, А КБАССР, ЦГВИА, ЦГИА, архивы ГМЭ в г. Санкт-Петербурге, НИИХП г. Москве и др. Архивные данные позволили выявить некоторые центры производства и продажи изделий художественных промыслов у адыгов в XIX веке, объемы производства, цены на изделия, размеры оплаты труда мастеров и др. В них содержатся также сведения о характере вывозимых с территории адыгов и ввозимых в нее изделий, оценка их технических и художественных качеств и т. д.

Существенный интерес представляют материалы по различным видам адыгского народного творчества, собранные специалистами научно-исследовательского института истории, литературы и экономики г. Нальчика, г. Майкопа, г. Черкесска этнографами, фольклористами, музыковедами. Широкий круг сведений о современных мастерах народного декоративного искусства накоплен в Республиканском доме народного творчества в г. Нальчике, г. Майкопе, г. Черкесске.

В музейных собраниях страны адыгское народное декоративное искусство представлено наиболее полно в Национальном музее КБР в г. Нальчике, филиале музея искусств народов Востока в г. Майкопе. С момента создания музея его сотрудники проводят регулярные выезды по территории республики с целью сбора экспонатов различного краеведческого профиля. В их числе находится, наряду с археологическими материалами немало произведений народных мастеров ХГХ-ХХ вв. Существует, однако, два серьезных обстоятельства, в значительной мере снижающих ценность этих собраний для на.

19 стоящей работы. Первое из них — отсутствие достоверных паспортных данных на экспонаты, собранные в первые десятилетия существования музея. Как правило, имеются лишь сведения о месте нахождения вещи, далеко не всегда совпадающего с местом ее изготовления. В результате при изучении фондов Нальчикского музея пришлось потратить много усилий для установления, в тех случаях, когда это вообще оказалось возможным, центра, где создана вещь, времени ее изготовления, вероятного авторства и т. д. Вторым недостатком фондов является отсутствие целевого сбора экспонатов именно как произведений народного декоративного искусства, а не как предметов быта. Таким образом, в коллекциях соседствуют вещи весьма неравноценные по своим художественным достоинствам. Во время экспедиций, как правило, не преследовалась задача выявления основных художественных центров, их своеобразия и стилистического развития. Собраны весьма скудные сведения о мастерах и приемах, которые они использовали в своей работе. Все это пришлось, по мере возможности, дополнять путем сопоставления экспонатов этого музея с памятниками, хранящимися в других собраниях, архивными и литературными источниками, собственными наблюдениями.

Как уже отмечалось, ценная коллекция адыгского народного декоративного искусства имеется в Государственном музее этнографии народов России в г. Санкт-Петербурге. Важной стороной этой коллекции является наличие в ней памятников, собранных этнографами и коллекционерами в ХЕХ-начале XX вв., дополненных экспонатами, приобретенными в XX веке. В собрание ГМЭ влились материалы, собранные экспедициями К. Иностранцева (1906 г.), 3. Валаева (1907 г.), Е. Студенецкой (1936;1976 гг.) и др., а также переданные из фондов этнографического музея, Зимнего дворца, частных коллекций. В настоящее время в собраниях ГМЭ представлены в большей или меньшей мере все основные виды адыгского народного декоративного искусства, причем наряду с обыденными вещами, демонстрирующими народный быт, здесь имеются ценные экспонаты, относящиеся, главным образом, к коллекциям военных доспехов и нарядной одежды, преподнесенной в 1904 г. царю Николаю П. Они выполнены лучшими мастерами адыгов этого периода.

Высокохудожественные произведения, относящиеся к этим же видам декоративного искусства — художественное оружие, шитая золотом одежда и др. Хранятся также в фондах Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Государственного музея искусства народов Востока, Государственного музея Грузии. Ценный археологический материал собран в Государственном историческом музее в г. Москве, в экспозиции которого представлен и упоминавшийся выше памятник «Дука-бек». Ряд ярких по своим художественным достоинствам и типичных памятников собран в музеях г. Ростова, г. Владикавказа, г. Майкопа, г. Черкесска. К сожалению, далеко не все они паспортизированы должным образом. Определенную помощь в сборе материалов к диссертации оказало также знакомство с народными краеведческими музеями и этнографическими коллекциями ряда общеобразовательных школ республик.

При рассмотрении проблем развития современного декоративного искусства адыгов использованы материалы проводящихся периодически республиканских выставок народного творчества, обследована продукция предприятий художественных промыслов в республиках, изучено творчество художников-профессионалов, обращавшихся к традициям народного искусства.

Важнейшей частью проделанной работы следует считать собственно полевые исследования в процессе экспедиций, проводившихся автором на протяжении многих лет по всей территории Кабарды, а также Адыгеи и Чер-кессии. Как показали эти исследования, художественные ремесла и промыслы имели в прошлом чрезвычайно широкое распространение и существовали в виде различных типов производства от домашней работы на себя до развитых промыслов в большинстве селений, где жили кабардинцы. Такая распространенность очагов народного декоративного искусства потребовала сочетания маршрутных обследования с углубленными стационарными. Полевые наблюдения, фиксация обнаруженных памятников, насчитывающих несколько тысяч единиц, были дополнены информацией, полученной от народных мастеров, владельцев вещей, старожилов. В результате удалось восстановить фамилии мастеров, изделия которых пользовались особой популярностью, составить обширный список ныне живущих мастеров, продолжающих работать или еще помнящих секреты традиционного ремесла, получить представление о характерных ремесленно-художественных приемах, использовавшихся адыгскими мастерами.

На основе анализа собранного обширного материала в диссертации проведена работа по систематизации основных видов адыгского народного декоративного искусства, выявлению его художественного своеобразия, а также локальных отличий основных центров. Новым для исследований, проводимых в республиках является также введение методики, основывающейся на сопоставлении и одновременном изучении произведений народного декоративного искусства и фольклора, традиционных обрядов и обычаев.

Основные результаты работы опубликованы в сборниках научных трудов, в центральной и республиканской периодической печати, в монографиях, а также доложены в научных сообщениях. С собранными в процессе работы материалами и данными ознакомлены музей г. Нальчика, г. Майкопа, г. Черкесска. Рекомендации по совершенствованию деятельности народных художественных промыслов и развитию народного декоративного искусства адыгов переданы заинтересованным республиканским организациям и использованы при составлении перспективных планов.

В целях продолжения изучения отдельных видов народного декоративного искусства адыгов соответствующие темы предложены студентам Кабардино-Балкарского государственного университета, а результаты проведенных под руководством автора диссертации работ доложены на конференции НСО университета.

ВЫВОДЫ.

Сложный процесс современных художественных промыслов состоял в том, что различные структурные формы художественного творчества, также как национальные и интернациональные стилевые течения, сосуществовали и развивались в органической взаимосвязи.

Лучшие новые работы мастеров художественных промыслов свидетельствуют об их высоком творческом потенциале и мастерстве. Современный этап развития народного искусства характеризуется полнокровностью жизни традиции, творческим подходом к локальным особенностям традиционного мастерства и его специфическим проявлением. Новое рождается на традиционной основе. Оно связано с эмоциональным раскрытием тем, с творческой трактовкой сюжета, орнамента, формы, цвета. Характерна для современного народного искусства и художественная целостность произведений, структурная органичность предметной основы и декоративной композиции.

Отмеченные особенности современного этапа развития искусства народных художественных промыслов дают возможность говорить о высоком профессионализме их мастеров и художников. Именно это позволяет сегодня, сохраняя и обогащая самобытные черты народного искусства, развивать его содержательную суть, эмоционально-образную систему.

Изделия народных мастеров становятся своеобразным эстетическим знаком культуры и искусства всего данного народа, в частности адыгов, поэтому местное отличие и. конкретные особенности становятся менее актуальными. Этому в немалой степени способствует процесс своеобразной суверенизации многих изделий народного искусства, фольклорных образов и тем.

Анализируя творчество народных мастеров в современных условиях, необходимо выделить ряд моментов.

Это касается в первую очередь, плетение узорных циновокпошив народного костюма, которые сохранили свое назначениерезьба по камню. Перечисленные виды народного искусства сохраняются в своем былом виде, лишь подвергшимся небольшим изменениям.

Во-вторых, это создание предметов убранства современного жилища из традиционных материалов на основе многовековых художественно-ремесленных приемов, диктуемые новыми условиями быта. Это поле деятельности народных художественных промыслов.

Важной задачей развития народного творчества следует отметить плодотворное воздействие на деятельность профессиональных художников. Эту задачу необходимо решить через глубокое изучение традиций народного декоративного искусства.

Особенно ощутимы процессы взаимодействия разных этнических культур в ходе становления новых видов промыслов, что характерно для современного этапа развития народного искусства. Эти новые промыслы объединяют многонациональное коллективы с преобладанием той или иной национальности. Так, в Кабардино-Балкарии сложилось ворсовое ковроделие, навыками которого адыги хотя владели, но развитых художественно-технологических традиций его не имели, но с течением времени ковровая продукция фабрики ковровых изделий «Горянка» начинает приобретать черты национальной художественной культуры.

1976;1982 гг. можно считать расцветом художественных промыслов в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, восстанавливалось ручное художественное вязание, тиснение и плетение из кожи, старинный адыгский промысел — плетение циновок из кути и корзин из камыша, изготовление войлочных ковров. Специалистами объединения народных художественных промыслов «Умелец», организованного в 1977 году, изучен и освоен старинный метод басонного плетение.

Была предпринята попытка по выпуску изделий национального характера — резьба по дереву, изделий из металла, но неустойчивость в художественной направленности, не определившим еще круг стоящих перед ними задач эти виды угасли.

Важным этапом в развитии искусства следует считать последнее десятилетия, когда профессиональные художники: живописцы, графики и скульпторы в своих живописных, графических, скульптурных работах все чаще обращаются к историческим сюжетам из жизни адыгов, отражают традиционные обычаи. В своих композициях вводят предметы старины, костюмы, памятники традиционного народного искусства. Этим наши художники хорошо понимают, что без глубокого постижения истории, нравов и обычаев своего народа невозможно создать глубокое по содержанию, по сути и национальное по форме произведение искусства.

Учитывая важное значение развития искусства необходимо проведение выставок изделий народных мастеров. Усилить контроль за идейно-эстетическим уровнем выпускаемых изделий, творческим претворением современных изделиях лучших самобытных черт народного искусства.

Несмотря на молодость художественных промыслов в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, ее мастера и художники накопили большой творческий опыт, который позволил сблизить художественный уровень продукции промышленного, тиражного производства с произведениями индивидуального художественного творчества и народного искусства. Расцвет художественных промыслов 1970;1985 гг., в настоящее время в связи с явлениями, произошедшими в стране, пришел в упадок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Мечи и кинжалы центральных районов Северного Кавказа в Сарматское время // Материалы и исследования по археологии СССР. -М., 1969.- № 169.
  2. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.-Нальчик, 1974.
  3. Адыгский фольклор.-Нальчик, 1979.
  4. М. Адыгейский орнамент. — Майкоп, 1960.
  5. М. Всеобщая история искусств. — Т. 1. — М.-Л.
  6. Е. Очерки по истории черкесов ХГУ-ХУ вв. ТКЧНИИ. Вып. 3. -Черкесск, 1959.
  7. Е. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. — М.: Наука, 1971.
  8. Р. Кубачинский орнамент. М., 1863.
  9. Р., Иванов А. Искусство кубачи. — Л., 1976.
  10. ., Андиева Р. Осетинский орнамент.- Орджоникидзе, 1960.
  11. А. Искусство Северной Осетии // Искусство, 1938. № 5.
  12. Антология кабардинской поэзии. М., 1957.
  13. Н.В. Земледелие у меото-сарматских племен Прикубанья // МИАССС.-М., 1955.
  14. Э. История оружейного и серебряного производства на Кавказе в Х1Х-начале XX вв. Ч. I, II. — М., 1977.
  15. Э. Оружие народов Кавказа. Нальчик, 1978.
  16. П.У. К этногенезу адыгов // Меоты предки адыгов. — Майкоп, 1989.
  17. М. Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера. М., 1948.
  18. A.B. Народное искусство СССР в художественных промыслах. — М., 1940.
  19. И. Путешествие в Тану Иосафата Барбаро, венецианского дворянина // АБКИЕА. — Нальчик, 1974.
  20. .Х. Адыгский этикет. — Нальчик, 1978.
  21. Ю. Резьба по дереву в адыгейском народном искусстве. Вып. 190.-Краснодар, 1975.
  22. . Адыги. — Нальчик, 1990.
  23. Е.Р. История черкесского жилища. М., 1946.
  24. И. Историческое, типографическое, статистическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  25. П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.
  26. В. Кустарная промышленность на Всероссийской промыш-ленно-художественной выставке в Москве в 1882 г. Вып. IX. // ТКИКПР, 1883.
  27. С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II.28. Былины. — М., 1955.
  28. Г. К. Трудности истинные и мнимые // ДИ СССР. — № 7, 1973.
  29. Г. К. От символа к реальности. — М., 1980.
  30. Г. К. О единой теории народного искусства // ДИ СССР. № 9,1973.
  31. В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве // Русское искусство XVHI-первой половины XIX в. М., 1971.
  32. В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.
  33. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.
  34. В. Путешествие по Закавказью в 1864—1865 гг.. // Всемирный путешественник. Т. VII-VIII. — СПб., 1870.
  35. Г. Очерки кустарных промыслов Терской области. Вып. IV. — 1897.
  36. B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972.
  37. В. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик, 1977.
  38. Витсен Северная и Восточная Татария // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  39. В.М. Русская народная резьба по дереву. Современный период (альбом). — М., 1961.
  40. С. Материальная культура кумыков XIX—XX вв.. Махачкала, 1960.
  41. МФ. Социально-экономические очерки. Владикавказ, 1908.
  42. В. Общественный строй адыгских народов (XVTII-первая половина XIX вв.). М., 1967.
  43. Г. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 г. // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  44. К. Описание Черкессии // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  45. А. Башни в горах. — М., 1977.
  46. Гучев 3. Искусство адыгской циновки.
  47. И. Географическое статистическое описание Грузии и Кавказа // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  48. Клапорт Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808 гг. //АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  49. Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. -М., 1846.
  50. П. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966.52. де Лука Дж. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  51. Дж. Дневник пребывания в Черкессии в течение 1837−1839 гг. // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  52. Г. Кстари в «Стране гор». -М.: Коиз, 1931.
  53. О. О кустарных промыслах на Кавказе и мерах, которые следовало бы принять для их развития. ЗКОРТО. Т ХУШ. — Тифлис, 1886.
  54. Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. — СПб., 1871.
  55. Н. Черкесы (адыге). — Краснодар, 1927.
  56. М. Кабардино-Балкарский областной музей. — Владикавказ, 1928.
  57. Живописная Россия. Т. IX. Кавказ. М., 1883.
  58. А.А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки медно-бронзового века // МИА СССР, 1951. № 23.
  59. М.А. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии ХУ1-ХХ веков. — М., 1976.
  60. Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // АБКИЕА. -Нальчик, 1974.
  61. История Кабарды. -М., 1957.
  62. История Кабардино-Балкарской АССР. Т. I, II. — М., 1967.
  63. История КБАССР в художественно-исторических образах.—Нальчик, 1978.
  64. Искусство. Книга для чтения. М., 1969.
  65. Кабардинский фольклор. Нальчик, 1964.
  66. Кабардино-русские отношения. Т. 2. — М., 1957.
  67. . Материальная культура и прикладное искусство осетин. — М.: Наука, 1973.
  68. И. Черкесы. Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1974.
  69. A.C. Народное искусство. — М.: Знание, 1975.
  70. A.C. Искусство и ремесло. — М.: Изобразительное искусство, 1977.
  71. В. Производство оружия и изделия из серебра на Кавказе // ТКИКПР. Вып. УП1. — 1882.
  72. А.Ж. Адыгские памятники. Нальчик, 1963.
  73. Э. Искусство народов Северного Кавказа. В кн.: Народное декоративное искусство. М., 1957.
  74. Э., Иванов А. Художественные промыслы Дагестана. -М.: Коиз, 1959.
  75. И. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1970.79. Ковры РСФСР. М., 1952.
  76. Г. Некоторые сведения из древней истории адыгов (кабардинцев). Нальчик, 1946.
  77. Н.С. Народная вышивка РСФСР. М., 1961.
  78. М. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
  79. Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.
  80. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. -М., 1960.
  81. .М. Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1988.
  82. А. На земле Балкарии и Карачая // ДИ СССР. № 8, 1970.
  83. А. Адыгские узорные циновки // ДИ СССР. № 2, 1978.
  84. Культура и быт адыгов. Т. 1−8. Майкоп, 1977−1979.
  85. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1967 гг.). Сборник статей. — М.: Наука, 1968.
  86. Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Бал-карии в XIX в. — Нальчик, 1965.
  87. А. К вопросу изучения народного искусства адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1978.
  88. А. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1991.
  89. А. Художественные средства декоративного оформления циновок // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1980.
  90. А. Адыгские циновки // ДИ СССР. № 1, 1980.
  91. Л.И. Кабардино-адыгская культура XIII—XV вв.. // Советская этнография. — № 4, 1951.
  92. Л.И. Адыги в раннем средневековье. Сборник статей по истории Кабарды. Вып. IV. — Нальчик, 1955.
  93. Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. — Л.: Наука, 1978.
  94. A.B. Этническая история Северного Кавказа. — Л., 1979.
  95. Н. Народное искусство Кабардино-Балкарии // ДИ СССР. — № 4, 1966.
  96. М.Ю. Дары Терека. Соч. Т. 2.—М.: Молодая гвардия, 1950.
  97. A.M. Сокровище курганов Адыгеи. Введение. — М., 1985.
  98. Н. Изображение зверей в торевтике адыгов // культура и быт адыгов. — Майкоп, 1980.
  99. Н. Художественные средства адыгских гончаров // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1977.
  100. Н. Художественная обработка металла у адыгов (X-XIII вв.). // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1978.
  101. Е. Кабардинцы // Терский сборник. Вып. II. — Владикавказ, 1892.
  102. Е. Туземцы Северного Кавказа. — Владикавказ, 1892.
  103. .Х. Орнаментальные мотивы в архитектуре современных сельских жилищ кабардинцев // Вопросы строительства и архитектуры.—Нальчик, 1975.
  104. .Х. Возродить былую славу народных художественных промыслов // Блокнот агитатора. — Нальчик, 1979. — № 22.
  105. .Х. Чья вещь? // ДИ СССР. -№ 1.-1980.
  106. .Х. Кабардинское народное декоративное искусство. — Нальчик, 1984.
  107. .Х. Художественные особенности декоративно-прикладного искусства адыгов. — Нальчик, 2001.
  108. .Х. Народное декоративное искусство кабардинцев и его связь с природно-бытовыми условиями // Этнография и современность. — Нальчик, 1984.
  109. .Х. Искусство древней Кабарды // Юный художник. — М., 1990.
  110. .Х. Вышивка // Ошхамахо. — Нальчик, 1980.
  111. .Х. Взаимообогащение культур кабардинского и русского народов средствами искусства // Мир на Северном Кавказа через языки, образование, культуру. — Пятигорск, 1966.
  112. Г. Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XLX-начале XX вв. — Нальчик, 1962.
  113. Г. Х. Войлочные изделия в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX-начале XX вв. // Ученые записки КЕНИИ. — Т. XIX. — Нальчик, 1963.
  114. Г. Х. Культ железа. Общинные кузнецы в Кабардино-Балкарии // Ученые записки. Т. XXIII. — Нальчик, 1965.
  115. Г. Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (XIX-XX вв.). — Нальчик, 1971.
  116. О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа. — М., 1882.
  117. В.И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов. — Нальчик, 1974.
  118. С. Обряды и обрядовые игры адыгов в XLX-начале XX вв. -Нальчик, 1979.
  119. М. Материальная культура адыгов (XIX-70 годы XX в.) // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1978.
  120. М. Хозяйство у адыгов // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1980.
  121. . К вопросу о торговых связях Кабарды с Русским государством в XVII в. Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Вып. X. — Нальчик, 1976.
  122. Ф. Дюбуа де Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазцам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым. Т. I // АБКИЕА. — Нальчик, 1974.
  123. А. Материальная культура кабардинцев в период позднего средневековья. Автореф. канд. дисс, — М., 1972.
  124. Налоев 3. Из истории культуры адыгов. — Нальчик, 1978.
  125. Народы Кавказа. — М.: Академия наук СССР, 1962.
  126. Народное искусство СССР. М., 1972.
  127. Народное творчество адыго-кабардино-черкесов. Альбом. — М. Нальчик, 1957.
  128. Народные художественные промыслы РСФСР. Справочник.—М., 1973.
  129. Народные художественные промыслы Северного Кавказа. Махачкала, 1988.
  130. Нарты. Кабардинский эпос. — М.: Гослитиздат, 1957.
  131. А. Русское народное искусство. — М.: Гослитиздат, 1924.
  132. М.А. Народное искусство как часть материальной культуры. -М., 1983.
  133. М.А. Ценность традиционного мастерства // ДИ СССР. — № 4, 1969.
  134. Ш. Б. История адыгейского народа. — Нальчик, 1959.
  135. А. Описание путешествия в Московию через Московию в Персию и обратно // АБКИЕА. — Нальчик, 1974.
  136. О. По тропам истории. — Нальчик, 1976.
  137. Основы художественного ремесла.—М.: Просвещение. — Ч. I, П, 1979.
  138. П. Заметки о кустарной промышленности Кабарды, Терской области на Кавказе // ТКИКПР. Вып. V, 1880.
  139. Очерки истории Адыгеи. — Майкоп, 1957.
  140. Очерки истории Карачаево-Черкессии. Т. I, II. — Ставрополь, 1967.
  141. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. I, II. — Грозный, 1967.
  142. П. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793—1794 гг.. T. I //АБКИЕА. Нальчик, 1974.
  143. Песни маленьких горцев. — М.: Детгиз, 1961.
  144. А. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. — СПб.: Якорь, 1913.
  145. В.П. Хозяйственный быт Кабарды (историко-этнографический очерк). Воронеж, 1925.
  146. В.П. Горцы Северного Кавказа. M.-JL, 1926.
  147. В.П. Кабардино-Черкесская тамга и кавказский орнамент // Ученые записки КНИИ. T. IV. — Нальчик, 1948.
  148. Н. Терские казаки с тародавних времен. СПб., 1980.
  149. Я. Путешествие в астраханские и кавказские степи // АБКИЕА.-Нальчик, 1974.
  150. Г. Кавказское оружие (оружие кавказских горцев). — Ставрополь, 1915.
  151. К.Н. Русская керамика. М., 1974.
  152. Т. Русское народное творчество. — М., 1970.
  153. Рассказ генуэзца Георгия о быте и нравах черкесов // Кубанский сборник. T. V. — Екатеринодар, 1899.
  154. .А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
  155. .А. происхождение и семантика ромбического орнамента. Сборник трудов НИИХП. Вып. V. M., 1972.
  156. А.Б. Избранные труды. М.: Советский художник, 1962.
  157. А.Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968.
  158. Сборник музея антропологии и этнографии.-JI.: Наука, 1978.
  159. Сборник статей по истории Кабарды. Вып. 3. Нальчик, 1954.
  160. Сборник статей по истории Кабарды. Вып. 10. Нальчик, 1976.
  161. Сборник трудов НИИХП. Вып. 1−9. -М., 1962−1979.
  162. Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980.
  163. К.Ф. Археологические исследования в районе дагестанского селения Тарки в 1948—1949 гг.. МИА, 1951.
  164. К. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский вестник. — Т. XXI. — Тифлис, 1910.
  165. Стенограмма Всесоюзной конференции по проблемам развития современного народного искусства в свете Постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». — М.: Свеосктй художник, 1977.
  166. E.H. К вопросу о национальной кабардинской одежде // Ученые записки. — Т. IV. — Нальчик, 1948.
  167. E.H. О большой семье у кабардинцев // Советская этнография.-№ 2,1950.
  168. E.H. Украшение одежды у кабардинцев (XIX-XX вв.) // Ученые записки. — Т. V. — Нальчик, 1950.
  169. E.H. Быт и культура кабардинского народа (XVIII-XIX вв.). Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954.
  170. Студенецкая E.H.Архивные документы как источник изучения материальной культуры народов Северного Кавказа. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX—XX вв. — М.: Наука, 1971.
  171. E.H. Циновки народов Кавказа // Труды Адыгейского НИИ. Майкоп, 1979.
  172. Тавернье Жан Баптист Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. Т. I // АБКИЕА. — Нальчик, 1974.
  173. В., Шабаньянц Н. Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. — Грозный, 1974.178. де Марьини Т. Путешествие в Черкессию // АБКИЕА. — Нальчик, 1974.
  174. П.А. Великий Устюг. Архитектура и искусство XVII—XIX вв. — М.: Искусство, 1977.
  175. С. Русское наодное искусство. Советские годы. Очерки. — М.: Советский художник, 1960.
  176. .В. Центральный Кавказ в XVI—X вв.. до н.э. M., 1977.
  177. Н. Развитие ремесла и торговли в Кабарде в XVIII в. // Ученые записки. T. XVII. — Нальчик, 1960.
  178. Н. К семантике прикладного искусства древнего Кавказа и Закавказья //Советская археология. — № 1, 1973.
  179. П.И. Кузнец, ювелир, художник. М.: Легкая индустрия, 1978.
  180. Ученые записки КНИИ. Нальчик, 1965.
  181. Фольклор адыгов.-Нальчик, 1979.
  182. Хан-Гирей Записки о Черкессии. — Нальчик, 1978.
  183. . Описание кустарных промыслов национальных областей Северо-кавказского края // ЭСКГНИИ. Т. П. — Ростов-на-Дону, 1929.
  184. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX—XX вв. — М.: Наука, 1971.
  185. А.К. Искусство в быту. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  186. А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Академия наук СССР, 1962.
  187. Н.В. Народное декоративное искусство: традиции и поиск- -М., 1979.
  188. Д. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.
  189. Г. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956.
  190. Н. Культура кабардинцев в период позднего средневековья (XIV-XVI вв.). Нальчик, 1969.
  191. Е. Адыгейский узор // Искусство. № 3, 1940.
  192. Е. Кубачинцы и их культура. М.-Л.: Академия наук СССР, 1949.
  193. А. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961.
  194. . О декоративно-прикладном искусстве. — М., 1963.
  195. .А. Советское изобразительное искусство сегодня. — М., 1963.
  196. Этнография народов Кабардино-Балкарии (КБНИИФЭ).—Нальчик, 1971.
  197. Р. Декоративно-прикладное искусство Азербайджана (средние века). Баку, 1976.
  198. Х.Х. Экспонаты повествуют. — Нальчик, 1984.
  199. Государственный исторический музей СССР
  200. Государственный музей искусства народов Востока
  201. Государственный музей этнографии СССР
  202. Журнал Декоративное искусство СССР
  203. Записки Северо-Кавказского Горского научно-исследовательского института
  204. Кабардино-Балкарский Государственный университет.
  205. Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт
  206. Кабардино-Балкарский институт истории, филологии, экономики
  207. Кабардинский научно-исследовательский институт
  208. Карачаево-Черкесская республика.
  209. Майкопский филиал Государственного музея искусства народов Востока. научно-исследовательский институт художественной промышленности Министерство местной промышленности РСФСР.
  210. Национальный музей Кабардино-Балкарской республики.
  211. Научное студенческое общество Кабардино-Балкарскогогосуниверситета
  212. Научные труды Кубанского университета1. Республика Адыгея.
  213. Республиканский краеведческий музей Кабардино-Балкарской АССР
  214. Труды комиссии по исследованию кустарных промыслов России
  215. ТКЧНИИ — Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института
  216. ЦГА Центральный государственный архив Кабардино-Балкарс1. КБАССР кой АССР.
  217. КБР Кабардино-Балкарская республика.
  218. ЦГВИА Центральный государственный военно-исторический архив
  219. ЦГИА Государственный исторический архив.
  220. ЭХЛ Экспериментально-художественная лаборатория.
Заполнить форму текущей работой