Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Место православия в формировании политической культуры российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных элементов политической культуры является сознание. Проблемами сознания занимались многие общественные науки. Каждый из исследователей подходил к изучению общественного сознания с различных позиций, например, М. Я Ковальзон и Н. И Макешин рассматривают гносеологический и социологический аспекты общественного сознания. А. И. Бурдина рассматривает общественное сознание как некоторую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. религиозный компонент в зарубежных исследованиях политической культуры
    • 1. 2. Религиозный компонент в отечественных исследованиях политической культуры
    • 1. 3. Механизмы формирования политической культуры
  • ГЛАВА II. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Политическое и религиозное сознание как объект социализации
    • 2. 2. Русская Православная Церковь как агент социализации
    • 2. 3. Взаимодействие Русской Православной Церкви со средствами массовой информации и образовательными учреждениями в процессе социализации
  • ГЛАВА III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 3. 1. Правовое регулирование государственно-церковных отношений
    • 3. 2. Религизация политики
    • 3. 3. политизация религии

Место православия в формировании политической культуры российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из направлений исследований в политической науке является изучение политической культуры российского общества.

Под политической культурой понимается исторически сложившиеся ценности, нормы политического поведения, передаваемые из поколения в поколение. Политическая культура является одной из важнейших сторон гуманитарного измерения политики. Понятие политической культуры активно используется и в тех случаях, когда нужно объяснить особенности работы одних и тех же политических институтов в разных странах или вероятность принятия политических новаций и заимствований из других государств.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, к политическим институтам, к элитам, к лидерам и т. д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты в обществе. Политическая культура поддерживает архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы в стране. Наиболее ярко это свойство проявляется в эпоху реформ, когда после революционных преобразований происходит либо возврат к прежним порядкам, означающим невозможность для населения адаптировать новые цели и ценности, либо новая власть вынуждена использовать террористические акты (например, репрессии Сталина), способствующие принуждению людей к принятию новой системы. Кроме того, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. Это может быть опыт проведения политических кампаний, экономических реформ, а также изменения, происходящие в административной структуре государства. Наконец,. политическая культура способствует комбинированию элементов прежнего и перспективного политического устройства.

Среди исследователей распространено мнение, что политическая культура в России находится на низком уровне, что наглядно подтверждается провалами избирательных кампаний (на Дальнем Востоке, к примеру). Для современного российского общества характерны низкая избирательная активность, даже на президентских выборах, и протестное поведение граждан (популярность графы «Против всех»).

Причины низкой политической культуры в России, как нам кажется, заключаются не только в том, что такой вывод не вполне корректно делается при сравнении политической культуры российского переходного общества со стабильными западными демократическими обществами, накопившими богатый опыт политического волеизъявления. Исторически, в России опыт демократических выборов был пресечен Иваном Грозным при объединении земель (присоединение Новгородской республики к Московскому царству) и централизации власти и практически уничтожен многовековой традицией авторитарного правления.

В целом, формирование политической культуры происходит через социализацию и адаптацию людей к изменяющейся внешней среде. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые — государство, семья, средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, армия, партии и церковь.

Каждый из этих социальных институтов привносит свой, значимый элемент в общий процесс формирования политической культуры всей нации, небольших социальных групп и отдельного человека. Государство, создавая законы, влияет на формирование политической культуры, поддерживающей режим, существующий в стране. Семья как социальный институт способствует передаче ценностей младшему поколению в процессе воспитания. СМИ передают необходимую информацию о политических ценностях и политических ситуациях всему населению. Образовательные учреждения адаптировано к возрасту осуществляют знакомство с основными политическими понятиями, такими как общество, власть, избирательная система и т. д., а также дают общее представление о мировых политических системах и месте России в мире. Армия занимается не только военной подготовкой защитников отечества, но и ведет идеологическую пропаганду, в том числе и через прививание чувства гражданского долга. Партия придерживается собственных интересов и ценностей и, в зависимости от своей ориентации, активно распространяет их среди населения.

Церковь является неким морально-этическим центром и основным источником общечеловеческих ценностей. Православие — это одно из трех основных направлений христианства, которое исторически сложилось и сформировалось как его восточная ветвь. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей во II веке. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках. Оттуда православная вера попала в 988 году в Киевскую Русь.

В энциклопедическом словаре определение «православие» обычно дается в двух аспектах: как догматическое учение и как деноминация христианской церкви.

В современном религиоведении различается религиозная и нерелигиозная деятельность. Компонентом государственно-церковных отношений является нерелигиозная деятельность институциональных религиозных субъектов — политических, экономических, научных и т. п.

Социальный институт в рамках социальной системы в целом представляет собой относительно автономное образование, имеющее внутреннюю специфику и тенденции развития. Социальный институт выступает как такое образование, в рамках которого складывается определенная совокупность правил, норм, стереотипов поведения на основе конкретного рода деятельности. По мнению Д.Е. Мануйлова1, церковь как социальный институт дает верующим определенные стандарты и стереотипы мышления и поведения, определяет их отношение ко всему остальному миру. Так, в целом, Русская Православная Церковь (далее РПЦ) воздействует на процесс формирования политической культуры и повышения ее уровня в России. Более того, мы считаем, что РПЦ это делает эффективнее, чем другие социальные институты, участвующие в этом процессе.

Проблемы взаимоотношения православия и политики тесно связаны с любыми трансформациями, которые происходят в настоящее время в современном российском обществе. После распада СССР начался переходный период, который был связан со сменой политического режима. С этого момента в стране начались демократические преобразования: появляются новые законодательные документы, в том числе отражающие религиозную политику государства. Они начинают регулировать различные аспекты жизни российского общества. Происходящие поли.

1 Мануйлова Д. Е. Церковь как социальный институт. М., 1978. С. 115 тические изменения повлияли на взаимоотношения между религией и государством.

Торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси привлекло внимание общественности, увеличилась численность верующих. С этого момента доверие к Русской Православной Церкви постоянно растет среди населения, идет восстановление старых богослужебных зданий и строительство новых церквей. К православию начинают проявлять интерес различные политические институты (партии, общественные организации и другие).

Актуальность темы

с теоретической точки зрения, заключается в том, что вопрос воздействия религиозного компонента на политическую культуру мало изучен. Практическая актуальность диссертационного исследования заключается в перспективе изучения воздействия РПЦ на политическую культуру и политику в целом.

Изучением политической культуры занимались такие зарубежные учёные, как Г. Алмонд, С. Верба, JI. Пай, У. Розенбаум, С. Ханстингтон, Н. Петро и другие. Работы этих исследователей посвящены политической культуры вообще, а также указали на существование религиозного компонента в политической культуре, чем сформировали основу для дальнейших исследований данного феномена,.

Российские исследователи, такие как A.A. Федосеев, И. Б. Гардинар, А.И. Дже-нусов, Б. С. Орлов, И. Н. Гомеров, В. Ю. Сморгунова, Г. П. Артемов, Ю. С. Пивоваров, Ф. М. Бурлацкий, Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал, Э. Баталов, исследовали российскую политическую культуру: ее структуру, эволюцию, где отводилось не маловажное значение православию.

Одним из важных элементов политической культуры является сознание. Проблемами сознания занимались многие общественные науки. Каждый из исследователей подходил к изучению общественного сознания с различных позиций, например, М. Я Ковальзон и Н. И Макешин рассматривают гносеологический и социологический аспекты общественного сознания. А. И. Бурдина рассматривает общественное сознание как некоторую совокупность присущих обществу духовных образований в их эмпирической данности. Таким образом, она рассматривала взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия. С 60-х гг. прошлого столетия появляются исследования, посвященные массовому сознанию. Данный феномен изучали такие ученые, как Б. А. Грушин, Г. Г. Дилигенский и другие. Обыденное политическое сознание изучалось в историческом аспекте А. Я. Гуревичем, Е. В. Гутновым. Сравнительный анализ политического сознания в капиталистических странах и развивающихся странах проводился Г. Г. Дилигенским, Н. М. Сапожниковым, Б. Е. Ерасовой и другими. Также политическое сознание исследовали в рамках политической психологии А. К. Уледов, Р. Г. Яновский, О. И. Гордеева.

Религиозное сознание изучалось в рамках исследования истории религии и атеизма такими советскими учеными как Н. П. Андрианов, Д. М. Угринович, К. К. Платонов, Б. А. Лобовик, Н. П. Кириллов, М. Г. Писманик.

Вопрос взаимодействия религиозного и политического сознания рассматривали в рамках изучения форм общественного сознания и в рамках политической мифологии, но при этом не указывалось на взаимосвязь религиозного и политического сознания в условиях переходного общества. К исследователям мифологического компонента политического сознания и религиозного сознания можно отнести Л. И. Лазебного, А. Н. Кольева, И. В. Вольфсона, Э. Кассиера, М. Н. Ересько, В. Полосина.

Исследованию политической социализации посветили свои работы такие исследователи как П. Бергер, Н. Лукман, В. А. Ядов, З. И. Синкевич, Н. А. Головин.

Несколько работ посвящены проблеме взаимодействия религии и политической культуры: работа «Политическая культура: теория и национальные модели», вышедшая под редакцией К.С. Гаджиева2, в которой рассматривается религиозный фактор в формировании политической культурыдиссертационное исследование И.Т. Рябовой3 «Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества" — диссертационное исследование В.В. Заярного4 «Русская Православная Церковь и политический процесс в России в условиях демократических реформ» и исследование Николая Петро5 «Перерождение демократии в России: интерпретация политической культуры».

Проанализировав вышеуказанные работы, можно сделать следующие обобщения: все авторы рассматривают воздействие религии на политическую культуру через призму развития государственно-церковных отношений. Кроме этого, И. Т. Рябова указала на доминирующие воздействие русской религиозной философии на сознание граждан России, хотя нам кажется, что идеи русских философов, на которые ссылается автор, не имели сильного воздействия на формирование политической культуры всего российского общества, потому что большинство приверженцев православной религии знакомы с трудами этих мыслителей в рамках школьной программы или в пересказе священнослужителей. В. В. Заярный, в свою очередь, рассматривал деятельность политических партий религиозной направленности на современном этапе развития российского общества, но не указывал, как они влияют на политическую культуру.

Таким образом, можно сказать, что церковь рассматривается в рамках политического процесса в целом, и практически полностью отсутствуют исследования, посвященные месту РПЦ в процессе формирования политической культуры.

2 Политическая культура: теория и национальные модели / [ B.C. Ажаева, Е. В. Ананьева, К.С. Гаджиев] / Отв. ред. Гаджиев К. С. — М.: Интерпракс, 1994.

3 Рябова И. Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в России): Автореф. диссер. канд. филос. наук. 03.00.06 / Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. — М., 1996.

4 Заярный В. В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе: Автореф. диссер.. канд. полит, наук. 23.00.02 / Северо — Кавказская академия государственной службы. Ростовна Дону, 2003.

5 Petro Nicolai N. The rebirth of Russian democracy: an interpretation of political culture / Nicolai N. Petro. — London, Harvard University Press, 1995.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования политической культуры российского общества.

Предметом диссертационного исследования является воздействие РПЦ как социального института на формирование политической культуры российского общества.

Выбор предмета обусловлен тем, что, во-первых, РПЦ на сегодняшний день является наиболее массовой и влиятельной в России. Так она насчитывает: 128 епархий (для сравнения — в 1989 году было всего 67), более 19 000 приходов (в 1988 году — 6893), около 480 монастырей (в 1980 — 18). Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов. В 2000 году число православных в России насчитывало около 60 млн. человек. Во-вторых, с исторической точки зрения, РПЦ имеет многовековой опыт взаимодействия с государственной властью (государственно-церковные отношения). И, в-третьих, в последнее время РПЦ начинает принимать активное участие в общественной и политической деятельности, поэтому необходимо проследить, как вместе с эволюцией политической культуры России будет изменяться место православия в обществе.

Цель диссертационного исследования: определить место православия в формировании политической культуры российского общества. Место религии в обществе, по мнению Яблокова И. Н., 6 определяется через изучение религиозной идеологии в системе общественного сознания и религиозной деятельности в системе социальной действительности.

Методы диссертационного исследования:

• Историко-кулыурологический подход;

• Структурно-функциональный подход.

Задачи диссертационного исследования:

6 Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979. С. 115.

— Выявить роль религиозного компонента в исследованиях феномена политической культуры в зарубежной и отечественной литературе;

— Установить, каковы взаимосвязи и взаимодействие политического и религиозного сознания как объекта социализации в условиях переходного общества;

— Определить каналы воздействия православия на формирование политической культуры российского общества;

— Выявить характер взаимодействия РПЦ и агентов социализации в процессе формирования политической культуры;

— Выявить изменения в социально-политической позиции РПЦ в условиях переходного общества;

— Определить роль политических партий религиозной направленности в процессе социализации.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют социологические и политико-психологические исследования различных аспектов современного состояния сознания российского общества и его политической культуры, проводимые исследовательским центром «Религия в современном обществе» под руководством М. П. Мчедлова, С. Б. Филатова, Д. Е. Фурмана, Э. Г. Филимонова и другими исследователями, а также материалы христианских демократических партий.

Научная новизна диссертации состоит в том, что изучение процесса формирования политической культуры российского общества на примере православия позволило выявить:

— Роль мифологических компонентов во взаимодействии религиозного и политического сознания в переходном обществе;

— Возрастающие значение демонстративного общения высших церковных иерархов с представителями власти для процесса социализации;

— Роль партий с религиозной ориентацией на процесс политической социализации в период до и после принятия закона о политических партиях в 2001 года;

— Эволюцию социально-политических позиций Русской Православной Церкви в условиях переходного общества;

— Возрастание опосредованного воздействия церкви в процессе политической социализации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении методов политической социализации в процессе формирования политической культуры такими агентами как РПЦ, партии и государство. Диссертационное исследование может быть использована для чтения курсов и спецкурсов по религиоведению, политологии, социологии религии, современной истории России.

Диссертационное исследование состоит из трех глав.

Первая глава называется «Религиозный компонент в исследованиях политической культуры». В первом параграфе рассматривается религиозный компонент в исследованиях зарубежных авторов, где отмечается опосредованное изучение воздействия религии на политическую культуру. Второй параграф посвящен исследованиям российских авторов, где религиозному, а именно православному, компоненту уделялось значительное внимание при исследованиях эволюции российской политической культуры. Третий параграф посвящен описанию основных механизмов формирования политической культуры, в котором ведущую роль занимает социализация.

Вторая глава называется «Русская Православная Церковь в механизмах социализации». В первом параграфе второй главы автор диссертации описывает исследования отечественных авторов, которые рассматривали сознание в рамках общественных наук. Второй и третий параграф посвящены вопросу участия церкви в процессе социализации.

В третьей главе «Русская православная церковь и политика в переходном российском обществе» основное внимание уделено поведенческому аспекту. В первом параграфе рассматривается правовой аспект государственно-церковных отношений, которые регулируются как светским, так и церковным законодательством. Во втором параграфе рассматривается религизация политики, которая проявляется в отношениях между священнослужителями и политическими лидерами государства и партиями. В третьем параграфе изучается политизация религии, которая нашла свое отражение в политической деятельности РПЦ и в отношении церковных иерархов к конфликтам, происходящим в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Воздействие религиозного компонента на процесс формирования политической культуры российского общества, безусловно, существует. В результате проведенного исследования можно подвести следующие итоги.

1. Изучив религиозный компонент в политической культуре, можно сказать, что исследователи политической культуры не акцентируют свое внимание на роли религии в процессе формирования политической культуры. В частности Г. Ал-монд и С. Верба рассматривали религиозный фактор опосредованно. Значение религиозному компоненту придается в работе С. Хантингтона, где религия выступает как основной элемент, конструирующий тип цивилизации.

К религиозным компонентам политической культуры России можно отнести мифологические концепции: «Москва — Третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», причем все эти концепции продолжают действовать в сознании россиян до настоящего времени.

Мифы передаются массам посредством языка. Особенность религиозного текста (его произвольная пунктуация) позволяет властным структурам использовать религиозный язык в своих интересах. К тому же, язык сам по себе имеет двойственный характер. Его двойственность проявляется в следующем: с одной стороны, это средство коммуникации, а, с другой — это средство для управления человеческим поведением.

Религиозный и политический язык тесно переплетаются на уровне агитации, которая довольно часто представлена в виде символов.

В переходный период общества политические символы начинают выполнять особую функцию эмоционального воздействия на человека, который при этом воспринимает не только «значение» символа, но и понимает этот символ как своего рода «указание» к определенным действиям. Следовательно, усиливается воздействие мифологического компонента сознания, как политического, так и религиозного, что приводит к сближению данные формы сознания.

2. Основным способом формирования политической культуры выступает процесс социализации. В данной работе были рассмотрены следующие агенты данного процесса: РПЦ, СМИ и образование.

РПЦ как агент социализации декларирует следующие политические ценности: христианский патриотизм, покорность, повиновение в принятие государственной власти, законопослушание, свобода, самоотвержение единство справедливости и милосердия.

На процесс социализации наиболее сильное воздействие оказывают средства массовой информации и образование.

Православные СМИ оказывают воздействие на формирование политической культуры посредством программирования через планомерное воздействие однотипной информации, исключение составляют околоцерковные СМИ или светские СМИ, интересующиеся религиозной тематикой.

Фактически существующие религиозного образование церковь стремится юридически оформить. Мировоззренческая составляющая религиозного образования должна содействовать формированию политической культуры и укреплению тех ее элементов, которые складываются в последнее время. Говорить о каком-либо серьезном воздействии на политическую культуру пока рано, потому что не выросло то поколение, которое получает религиозное образование.

Однако подобное использование церковью других агентов социализации указывает на возрастание её роли в политической социализации современной России.

3. Рассмотрев взаимоотношения религии и политики на примере православия, можно выделить основные тенденции.

Тенденции со стороны государства:

У использовать «православную религиозность» как элемент собственного имиджаиспользовать православные мировоззренческие ценности для создания инте-гративной и конструктивной идеологиивоспользоваться кредитом доверия к Церкви для усиления легитимности властииспользовать церковь в ходе предвыборных кампаний с применением следующих средств: использование образа храма и (или священника) в предвыборных роликахполучение благословения на свое участие в выборах от священника, а потом в своих предвыборных речах ссылаться на это благословениеоперирование церковной символикой и фразеологиейвнушение избирателю представления о враждебности кандидата к религии большинства и т. д.

Тенденции со стороны Русской Православной Церкви: введение православного образования в школах и получения права вещания в центральных средствах массовой информации для усиления опосредованной политической социализациивосстановление и создание новых храмовых сооружений для посредственного воздействия церкви на политическую социализацию.

Роль партий с религиозной направленностью до принятия Федерального закона о политических партиях 2001 года, судя по успехам на выборах, была не значительной в процессе социализации, но лидеры этих партий всегда по падали в Государственную Думу и занимались религиозными вопросами. После принятия Федерального закона о политических партиях 2001 года, политические партии религиозной направленности были запрещены, однако они продолжают существовать либо на нелегальном положении, либо, пройдя перерегистрацию под другими названиями, сфера деятельности лидеров в органах представительной власти не поменялась.

Так же необходимо указать на эволюцию социально-политической позиции церкви, которая получила свое выражение: во-первых, в появлении «Основ социальной концепции РПЦ», как юридического документа, основным содержанием которого является попытка определения отношения РПЦ к социально-политическим вопросам. Во-вторых, внутри церкви существуют различные группы по-разному представляющие себе роль и место РПЦ в политической жизни российского общества. Противоборство этих групп наиболее ярко прослеживались во время болезни Патриарха Алексия П. В-третьих, для увеличения своей паствы священнослужители используют СМИ, что в условиях информационного общества, так же вынуждают церковных иерархов не обходить стороной злободневные вопросы интересоваться политической жизнью и по-своему интерпретировать политические события.

Конечно, еще рано говорить о том способствует ли церковь укреплению демократии или наоборот способствует сохранению авторитарной традиции, потому что процесс переосмысления ортодоксальных позиций только начался.

Православие может создать равновесие между двумя противоречащими тенденциями российской политической культуры — стремлением к западной модели демократии и сохранением авторитарной власти.

Можно предположить, что место православия в формировании политической культуры российского общества является чем-то вроде связующего вещества между другими социальными институтами, воздействующими на политическую культуру. С одной стороны, религия не может являться строительным материалом, с другой — без ее существования всё созданное в результате исторического развития российского общества может рухнуть. Для Русской Православной Церкви не принципиально, какой тип политической культуры — патриархальный, активистский или приходской, — поддерживать. Таким образом, РПЦ способствует стабилизации политической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1999. 48с.
  2. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви Москва 13−16 августа 2000 г. Нижний Новгород: б. и., 2001. — 288с.
  3. Федеральный закон «О политических партиях» Российской Федерации: Принят Государственной Думой 21 июня 2001, одобрен Советом Федерации 29 июня 2001. М., Тип. «Новости», 2001. 47 1.с.
  4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединения» Российской Федерации: Принят Государственной Думой 09 сентября 1997. М., Ось 89, 1998. — 16с.1.
Заполнить форму текущей работой