Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модернизационный потенциал антикризисной экономической политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыты содержательные составляющие модернизационного потенциала антикризисной политики. На основе изучения опыта государственного регулирования инновационного развития Республики Корея предложены возможные параметры и этапы реализации модернизационного сценария развития экономики применительно к условиям Российской Федерации. В частности, показано, что реализация Республикой Корея в течение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Мировой экономический кризис: специфика и сценарии преодоления
    • 1. 1. Эволюция теорий антикризисного регулирования сквозь призму эволюции теорий кризисов
    • 1. 2. Мировой кризис и гипотезы его происхождения: несовершенство финансовой системы/ инновационная пауза/ кризис парадигмы
    • 1. 3. Динамика кризиса и антикризисная экономическая политика в странах мира
  • Глава II. Антикризисное регулирование в условиях догоняющей модернизации (на примере Республики Корея)
    • 2. 1. Кризис в условиях догоняющего развития
    • 2. 2. Антикризисная политика и новые перспективы догоняющего развития
    • 2. 3. Правительственная инновационная политика
    • 2. 4. Стратегия преодоления экономического кризиса посредством лидерства в зеленых технологиях"
  • Глава III. Программы и опыт решения задач догоняющей модернизации в условиях экономического кризиса и в посткризисный ^ период
    • 3. 1. Модернизационный потенциал экономической политики: возможность инновационно-технологического прорыва и перехода от догоняющего развития к опережающему развитию (на примере Республики Корея)
    • 3. 2. От теории к практике реализации стратегии опережающего развития в странах догоняющего развития в период антикризисного регулирования
    • 3. 3. Механизм и движущие силы реализации стратегии перехода к новому типу экономического роста

Модернизационный потенциал антикризисной экономической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007 году, поставил вопрос определения стратегии экономического развития во многих странах как одну из наиболее актуальных задач современности. Важнейшим вектором антикризисного и посткризисного развития в Российской Федерации, как и во многих других странах, сегодня становится модернизационная политика. В этих условиях особенно важно использовать наиболее передовой и наиболее релевантный для России опыт осуществления модернизационной политики. Особенно важно не воспроизвести в Россию докризисную структуру экономики, а учесть уроки кризиса и выйти на новое технологическое, структурное и системное качества экономики. В этом аспекте наиболее результативной и эффективной антикризисной и посткризисной политикой является модернизационная политика. В этой связи модернизационный потенциал антикризисной политики приобретает особенную актуальность.

Наиболее показательным и релевантным на сегодняшний день для выработки политики развития российской экономики представляется исследование опыта Республики Корея, которая решала аналогичные задачи. Так же, как и Россия, на протяжении последних десятилетий Республика Корея осуществляла радикальные экономические преобразования с целью выхода на новое технологическое, структурное и системное качества экономики, а также имеет опыт преодоления масштабного экономического кризиса — «Азиатского кризиса» 1997;1999 г. В Республике Корея и ряде других стран предприняты серьезные долгосрочные меры по стимулированию инноваций с расчетом на ускорение перехода на лидирующие позиции в мире по выбранным локомотивам роста. Россия стоит перед выбором: оставаться крупным экспортером сырья, выбрав стратегию догоняющего развития, или перейти на инновационные рельсы и интенсивные механизмы роста, проводя политику опережающего развития, модернизационную политику, используя доходы от экспорта сырья для целей модернизации.

Любые просчеты и недоработки при определении траектории экономического развития приводят не только к отставанию страны, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому модернизационная политика должна отличаться продуманностью, взвешенностью, учётом релевантного опыта аналогичных преобразований и глубоким пониманием последствий проводимых трансформаций.

Требование ускорения процесса перехода России к модернизации в период кризиса, предоставляющего уникальные возможности для стран догоняющего развития, все чаще звучит в работах исследователей, однако модели и сценарии преодоления кризиса с использованием модернизационного потенциала, заложенного в стратегию антикризисного регулирования и перехода на инновационный путь развития, представлены в научной литературе еще недостаточно.

Степень разработанности проблемы (обзор взглядов и литературы по проблеме диссертации). В процессе работы над диссертацией автор опирался на труды исследователей, изучавших общие и частные аспекты специфики мирового экономического кризиса, в том числе в странах догоняющего развитияопыта антикризисного регулирования в условиях догоняющей модернизации стран ускоренного социально-экономического развитиясценариев решения задач догоняющего развития в условиях экономического кризиса (Бузгалин A.B., Глазьев С. Ю., Губанов С. С., Делягин М. Г., Колганов А. И., Медведев P.A., Петров Ю. А., Пороховский A.A., Сорокин Д. Е., Хубиев К. А. и др.).

Анализ литературы об эволюции теорий кризисов и циклов показал, что мнения ученых о причинах кризиса и смены циклов различны. Автор опирался в исследовании на классическую политэкономическую теорию циклов, теорию длинных волн, инновационного экономического развития на основе технологических укладов (Кондратьев Н.Д., Шумпетер Й.), современную теорию и методологию эволюции технологической структуры экономики в России (Глазьев С.Ю., Яковец Ю.В.), эволюционную теорию экономического развития (Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж.- Маевский В.И.), теорию преодоления структурного кризиса инновациями (Менш Г.).

В то же время есть целый ряд исследователей, анализирующих специфику современного кризиса в странах догоняющего развития и новый, посткризисный расклад сил, в работах которых прослеживается общая идея, что в кризис проявляются определенные пределы для стран лидеров и открывается «окно возможностей» для догоняющих стран (Глазьев С.Ю., Дементьев В. Е., Дынкин A.A., Михеев В. В., Ясин Е. Г., Перес К., Соете Л.).

Необходимо отметить, что существует относительно мало работ, в которых модернизационный потенциал антикризисной политики стран догоняющего развития анализируется в парадигме «длинных кондратьевских волн», «инновационной паузы», смены технологических укладов, открывающихся «окон возможностей». Наиболее актуальным и близким к избранному автором аспекту рассмотрения модернизациониого потенциала антикризисной политики с точки зрения обоснования эффективной стратегии экономического развития страны догоняющего развития является аспект, обозначенный в работах ученых как догоняющее развитие через призму теории «длинноволновой» технологической динамики: аспект «окон возможностей» в кризисных условиях (Дементьев В.Е.) — обоснование этапа «заимствований» для преодоления «инновационной паузы» в период кризиса (Полтерович В.М.) Однако, по важнейшим концепциям развития и возможностям, которые открываются в период кризиса для догоняющих стран, пока не сложилось однозначного решения. Каждое из рассмотренных направлений решает определенные проблемы, но только их сочетание позволяет выйти на новый качественный уровень обоснования антикризисной политики с учетом модернизационного потенциала.

Автор обратился к обширно представленным научным публикациям по проблемам догоняющего развития и теории модернизации. В диссертационном исследовании использовались материалы ведущих экономистов, которые посвятили свои работы проблемам модернизации и перспективам развития экономики на основе обобщения опыта ряда зарубежных стран, совершивших модернизационный рывок в своем социально-экономическом развитии (Иноземцев B. JL, Красильщиков В. А., May В.А. и др.). Однако, в данных работах речь шла об экономическом развитии и не затрагивала проблемы выхода России из кризиса.

Автор также проанализировал публикации об антикризисной политике в 1990;е гг. и в период с 2007;2010 г, о реализации инновационной политики Республики Корея с начала ускоренного социально-экономического развития по настоящее время и стратегии «зеленого роста», в целях выявления логической структуры, механизма использования «окна возможностей» посредством тактических и стратегических антикризисных мер.

Заслуживают внимание выводы исследователей о сочетании задач позднеиндустриальной модернизации и постиндустриализации (Красильщиков В.А.), сопровождающемся выбором тех или иных задач как догоняющего, так и опережающего развития (Бузгалин A.B., Колганов А. И., Глазьев С.Ю.)1.

Теоретическая и методологическая основы работы. Теоретической основой данного исследования являются труды классиков экономической теории, современных зарубежных и отечественных ученых, а также программные и прогнозные разработки государственных органов (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) и публикации международных организаций: ООН (Доклады о человеческом развитии, ежегодно публикуемые в рамках Программы развития), Всемирного банка (доклады о развитии), ОЭСР (доклады).

1 Работы всех указанных авторов приводятся в списке использованной литературы в диссертации.

Тема диссертации, ее цели и задачи определили методологию исследования. В работе использовались диалектический метод (в единстве исторического и логического), методы анализа и синтеза, элементы системного метода, сравнительного анализа.

Информационная база исследования. Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РФ, законодательной базы Российской Федерации, Университетской информационной базы Россииотчёты и аналитические исследования по российской экономике посольства Республики Корея в Российской Федерации, материалы периодической печати и ресурсы Интернета.

Предметом исследования в данной работе является модернизационный потенциал антикризисной экономической политики.

Объектом исследования является опыт антикризисной политки страны догоняющего социально-экономического развития, а именно Республики Корея.

Целью исследования является выявление путей эффективного использования модернизационного потенциала антикризисной экономической политики.

Цель диссертации реализуется посредством решения задач:

— раскрыть на основе анализа взаимосвязи теорий кризисов и теоретических обоснований антикризисной политики и исследования причин современного мирового финансово-экономического кризиса возможные пути реализации антикризисной политики;

— охарактеризовать сравнительные преимущества и недостатки стратегий преодоления кризиса по пути догоняющего и опережающего развитияпоказать, что антикризисное регулирование во время смены технологического уклада — весьма специфический этап, открывающий «окно возможностей» для прорываобобщить опыт антикризисного регулирования страны догоняющего социально-экономического развития на примере Республики Кореявыявить общие закономерности такого развития и обозначить его пределы, оценить возможности использования этого опыта в условиях России;

— показать, что выбор Россией пути экономического развития сопряжен с определением модернизационного потенциала антикризисной экономической политики и сочетания задач догоняющего развития на основе позднеиндустриальной модернизации и опережающего развития на основе постиндустриальной модернизации.

— дополнительно аргументировать вывод о том, что модернизацию следует рассматривать как феномен, обладающий широким содержательным диапазоном, что обусловливает важность выделения как свойственных ей позитивных возможностей социально-экономического развития, так и механизмов возникновения новых проблемных ситуаций.

Основные научные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

1. На основе авторской систематизации взаимосвязей теорий кризисов и теоретических обоснований антикризисной политики предложена оригинальная интерпретация вывода о том, что современный кризис связан с противоречиями прежних форм происходивших в мире трансформационных (модернизационных) процессов, что обусловливает необходимость использования трансформационного (модернизационного) подхода к выработке антикризисных мер. На примере стран, реализовывавших модель догоняющего развития, дополнительно аргументирован вывод о том, что антикризисное регулирование во время кризиса, сопровождаемого сменой технологического укладавесьма специфический этап, открывающий «окно возможностей» для технологического прорыва этих стран.

2. Охарактеризованы специфические черты модернизационного потенциала антикризисной политики в условиях догоняющей траектории перехода от позднеиндустриальной к постиндустриальной экономике. Показаны теоретические основы модернизационного сценария преодоления кризиса, характерные для новых индустриальных стран. Выделены сравнительные преимущества и недостатки реализации сценариев догоняющего развития на основе позднеиндустриальной модернизации и опережающего развития на основе постиндустриальной модернизации. Характеристика последнего дана с учетом специфики ключевых факторов нового уклада и возможности инновационно-прорывного развития (стратегии лидирующего развития, стратегии опережающей коммерциализации, стратегии опережающего развития на основе креатосферы) для новых индустриальных стран.

3. Показано, что для России как страны, стоящей на пороге перехода от позднеиндустриального к постиндустриальному развитию, выход из кризиса' по модернизационному сценарию предполагает значительную коррекцию прежних траекторий технологического, структурного и институционального развития. Дополнительно I аргументирован вывод о том, что при условии такой коррекции модернизационная политика в России может одновременно сыграть роль стратегии антикризисного и посткризисного развития. ;

4. На основе изучения опыта Республики Корея сформулировано положение о |том, что выбор Россией пути экономического развития сопряжен с определением модернизационного потенциала антикризисной экономической политики и сочетания задач догоняющего развития на основе позднеиндустриальной модернизации и опережающего развития на основе постиндустриальной модернизации. На основе сравнительного анализа экономик этих стран выделен круг предпосылок, а также возможных рисков и угроз для опережающего развития, сложившихся в Республике Корея и Российской Федерации.

5. Раскрыты содержательные составляющие модернизационного потенциала антикризисной политики. На основе изучения опыта государственного регулирования инновационного развития Республики Корея предложены возможные параметры и этапы реализации модернизационного сценария развития экономики применительно к условиям Российской Федерации. В частности, показано, что реализация Республикой Корея в течение длительного времени инновационной политики и политики нового зеленого роста подтвердила положение, что предпосылки экономического и технологического рывка формируются в значительной мере теми сферами (наукой, образованием, культурой, экологией, здравоохранением), которые в современных условиях превращаются в отрасли, где непосредственно реализуются цели постиндустриального развития. Выявленные положительные моменты и противоречия позволили автору сделать конкретные предложения по оптимизации модернизационного потенциала антикризисной политики Российской Федерации, что может стать эффективным фактором ее дальнейшего социально-экономического развития.

Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость подготовленной диссертации заключается в том, что ее результаты, выразившиеся в определениях, выводах, предложениях, могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических проблем экономической политики, прежде всего, выбора средств, способов и траекторий экономического развития. Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке стратегии экономического развития с учетом модернизационного потенциала антикризисной экономической политики.

Диссертация состоит из трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Положения и выводы диссертации иллюстрируются таблицами и рисунками.

Диссертация имеет следующую структуру: ВВЕДЕНИЕ.

выводы.

С учетом трансформационного характера цикла (кризиса) все сильнее звучит мнение о том, что нужно создавать экономику будущего уже сегодня. Модернизационный потенциал антикризисной политики означает потенциал экономики будущего, реализуемый посредством политики по преодолению кризиса.

Представилось необходимым дать определение модернизационному потенциалу экономической политики как совокупности различных видов ресурсов, источников, механизма и движущих сил, необходимых для осуществления экономической деятельности, а также совокупности средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать ресурсы в рамках проводимой государством, правительством линии действий, системы мер в области ускоренного экономического развития, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны по модернизации. Модернизационный потенциал включает следующие составляющие: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую (инновационную), налоговую, бюджетную.

В главе была рассмотрена возможность инновационно-технологического прорыва на примере догоняющего развития Республики Корея: опыт использования «окна возможностей» в период смены технологического уклада. Ключевым фактором, обеспечившим коренную технологическую модернизацию корейской экономики, изменившим ее структуру, стали огромные объемы инвестиций, направленные на инновационно-технологический прорыв, в том числе на реализацию инновационной политики и образование. Таким образом, реально состоявшийся сценарий экономического развития Республики Корея позволяет рассматривать Республику Корея в качестве аналога инновационного роста и страны-аналога при изучении предстоящего возможного инновационно-технологического прорыва для России.

В целях данной работы были обозначены те источники, на которые, как предполагается, должны опираться теоретики и практики при определении модернизационного потенциала экономической политики, в том числе и антикризисной, в эпоху становления постиндустриального общества.

Вместе с тем анализ опыта Республики Корея по ускоренной модернизации показал, что позитивные модернизационные изменения могут сопровождаться рисками.

Таким образом, перевод экономики в режим инновационного развития на постиндустриальной основе будет характеризоваться взаимообусловленностью экономического роста и разнообразных сдвигов во всех структурных разрезах экономики с возможными рисками (угрозами). При этом, техническая модернизация — будучи лишь частью комплексного модернизационного процесса — может помочь достичь желаемые результаты только при условии мобилизации созидательных сил нации и всех необходимых ресурсов, при обеспечении эффективного их использования.

Перспективной в этом смысле представляется предложенная концепция опережающего развития на основе фундаментальных ценностей человеческого развития — сфер-отраслей креатосферы, концентрирующая цели на одном из важнейших условий проведения модернизации — на формировании человеческого потенциала для успешного развития экономики и общества224.

Разработчики стратегии опережающего развития на этапе перехода на новый технологический уклад отмечают, что в качестве главных несущих отраслей вовлекаются такие отрасли, как здравоохранение и образование, то есть он носит гораздо более гуманитарный характер, чем все, что было до сих пор, и это дает шанс выйти на новую длинную волну экономического роста без конфликтов.

Стратегия опережающего развития на основе креатосферы можно было бы противопоставить производственно-технологической стратегии опережающего развития, инновационной, той, которую непосредственно связывают с понятием модернизации.

Однако, стратегии догоняющего развития (в т.ч. динамического наверстывания), стратегия научно-технического лидерства, опережающей коммерциализации, должны в результате широкого научного обсуждения и практического опыта, обрести новое дыхание в парадигме постиндустриальной модернизации.

Таким образом, как показало исследование, и тот, и другой тип развития базируются на одних предпосылках, нуждающихся в постоянном развитии и поддержке. И это означает, что развитие может и должно идти при сочетании задач догоняющего и опережающего развития производственно-технологического типа и трансформационного типа (на основе креатосферы).

И те, и другие меры, рекомендуемые учеными, следовало бы не только увязать с целями долгосрочной стратегии, в том числе установленными Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г., но и своевременно сконцентрировать ресурсы на данных перспективных направлениях, добиваясь их эффективного использования.

Изучение мирового опыта в свете современной парадигмы экономической теории по решению задач выведения страны в мировые лидеры (концепция опережающего развития) и достижения уровня развитых стран (концепция догоняющего развития), а также задач кардинального улучшения благосостояния людей (на примере Республики Корея), позволило сформулировать ряд рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и заключения.

1. При рассмотрении эволюции теорий кризисов была выявлена взаимосвязь с коррелирующими с ними теоретическими аспектами антикризисных мер.

При рассмотрении специфики мирового экономического кризиса, выясняется, что современному кризису присущ комплекс глубинных причин, а кризис носит трансформационный характер, что обусловливает комплексный трансформационный подход к обоснованию антикризисных мер.

Автор выявил что антикризисное регулирование во время кризиса, сопровождаемого новым раскладом сил и сменой технологического уклада — весьма специфический этап, открывающий «окно возможностей» для прорыва стран догоняющего развития.

2. В ходе исследования была установлена специфика модернизационного потенциала антикризисной политики на примере Республики Корея, в которой сегодня в условиях глобального кризиса проблемы стратегического развития решаются в рамках позднеиндустриальной в рамках последовательной инновационной политики и постиндустриальной экономики в рамках проекта зеленого роста. При этом в диссертации прослеживается то обстоятельство, что за действиями правительства Республики Корея по преодолению кризиса стоит понимание исторического предела индустриального развития, приведшего к финансовым потрясениями второй половины 90-х гг. на рынках Восточной Азии, готовность к принятию решительных и своевременных мер по преодолению кризиса с учетом новых тенденций в развитии мирового хозяйства.

В результате анализа во второй главе антикризисной политики автор пришел к следующим практическим выводам.

Восстановление экономики в развитых странах идет очень медленно, а фактор риска мирового финансового рынка потенциально остается. Вследствие этого, очень важно придерживаться нынешней установки на экономическое стимулирование до тех пор, пока восстановление мировой экономики не станет очевидным. Что же касается финансовой политики, то в течение 2010 года Корея продолжала осуществлять экспансионистскую фискальную политику. Финансовое положение Кореи, чей бюджетный дефицит в 2010 году ожидается на уровне 2,7% ВВП, относительно благоприятное. Таким образом, в краткосрочной перспективе, Корее придется сталкиваться с определенным уровнем бюджетного дефицита, а в среднесрочном плане, стремиться достичь баланса бюджета. Финансовая политика должна гибко реагировать на экономическую ситуацию в развитых странах. Необходимо постепенно увеличивать процентные ставки в зависимости от темпов экономического роста и тенденций процентных ставок в ведущих странах мира.

Одновременно с этим, при восстановлении финансовой стабильности нельзя не учитывать важность инвестиций для будущего развития. Несмотря на то, что восстановление финансовой стабильности идет вразрез с увеличением инвестиций, ориентированных на будущее, тем не менее, со временем следовало бы создать «круг благоразумия», в котором инвестиции в будущее, способствовали бы экономическому росту, увеличению налоговых сборов и, тем самым, устойчивости государственного бюджета.

Таким образом, направления трансформации экономики страны обозначены достаточно четко: приоритет отдается укреплению социальной стабильности общества, структурным, инновационным и внешнеэкономическим преобразованиям, при этом меры по инновационным преобразованиям («зеленой политике») характеризуются концептуальной опорой на постиндустриальные ценности, в частности, на принцип экологичности при выборе локомотивов роста.

Вместе с тем, правительство Республики Корея с самого начала кризиса связывает перспективы преодоления кризиса с укреплением сотрудничества с зарубежными партнерами и международными организациями. России также важно создание благоприятной атмосферы для развития взаимоотношений со странами — потенциальными партнерами по модернизации, создание стимулов для инвестиционной активности.

3. В третьей главе были обобщены результаты изучения опыта антикризисной политики и постиндустриальных тенденций и выявлен ряд содержательных составляющих модернизационного потенциала стратегии перехода к новому (инновационному) типу экономического роста, выявленные в результате изучения опыта ускоренной модернизации в Республике Корея и современной антикризисной политики: ориентированность на решение сверхзадачи — реализацию нового механизма экономического роставзаимозависимость и последовательность реализации задач антикризисной политики на кратко-, среднеи долгосрочную перспективувзаимообусловленность позитивных изменений и рисковнаправленность на преодоление избыточной неопределенности прогнозов и на вариативность сценариеввзаимодополняемость задач догоняющего и опережающего развития для стран догоняющего развитияраспределение задач развития с учетом специфики кризиса, расклада сил в мире, ключевых факторов нового уклада и возможности инновационно-прорывного развитиянаправленность на ведущую роль государства по мобилизации и максимально эффективному использованию созидательных сил нации и всех необходимых ресурсов, на консолидацию сил общества по всей цепочке от прогнозного этапа до этапа реализации задач и оценки результатов для формирования новых прогнозов развитияориентированность на развитие новых сфер-отраслей — образования, науки, культуры, экологии (с отходом от сырьевой направленности экономики) — поворот общества к производительному труду, инновациям, знанию, интеллекту, творчеству и самоидентификации как совершенствующейся цивилизации.

Показано, что модернизационный потенциал антикризисной политики может стать эффективным фактором социально-экономического развития.

При этом все более обостряется задача формирования достаточно сильного, обладающего политической волей стратегически ориентированного государства. Оно должно активно содействовать организации экономики и развитию промышленности, найти современные, основанные на достижениях научно-технической революции, формы использования способностей народа, его творческого потенциала. Необходимо наличие государственной стратегии, обращенной своей идейной сущностью к широким слоям населения, шаги по ее реализации, способные вызвать к жизни новые, плодотворные формы общественного согласия. Обеспечить условия, при которых в модернизации были бы действительно заинтересованы бизнес и общество в целом.

4. Раскрыт вопрос о сценариях преодоления кризиса, в том числе по пути догоняющего развития на основе модернизации и опережающего развития на основе постиндустриальной модернизации. В ходе третьей главы исследования в первых двух параграфах были рассмотрены вопросы, касающиеся задач развития с учетом специфики ключевых факторов нового уклада и возможности инновационно-прорывного развития, взаимодополняемости задач стратегий догоняющего и опережающего развития (стратегии лидирующего развития, стратегии опережающей коммерциализации, стратегии опережающего развития на основе креатосферы) для стран догоняющего развития. Дополнительно аргументировано сформулированное диссертантом на основе изучения опыта Республики Корея положение о том, что выбор пути экономического развития Россией сопряжен с определением модернизационного потенциала антикризисной экономической политики и оптимального сочетания задач догоняющего развития на основе позднеиндустриальной модернизации и опережающего развития на основе постиндустриальной модернизации.

5. Одна из целей данной работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к обстоятельству, что модернизацию следует рассматривать как феномен, обладающий широким содержательным диапазоном и не только позитивным потенциалом, который предполагается использовать как фактор социально-экономического развития. Для значительной части экономических субъектов модернизация несет серьезные риски (пределы, угрозы), поэтому необходимо в явном виде рассматривать как свойственные ей позитивные возможности развития, так и механизмы возникновения новых проблемных ситуаций. Иными словами, необходимо предпринять усилия по максимально взвешенному представлению рассматриваемых сценарных альтернатив и, наряду с характеристикой ожидаемых позитивных итогов реализации соответствующих вариантов политики, необходимо уделять внимание и выявлению свойственных им угроз и проблем. Было бы серьезным прорывом, если бы в рамках этого исследования по модернизационному потенциалу антикризисной политики удалось приблизиться к более адекватному отражению реальной противоречивости процессов развития и сформировать прогнозные сценарии, каждый из которых имел бы свои преимущества и свои отрицательные стороны. Сценарий призван продемонстрировать, что в результате реализации свойственных ему целевых установок страна переходит не от «проблемного» прошлого к «беспроблемному» будущему, а лишь к новому набору позитивных результатов и проблем, соответствующих достигнутому социально-экономическому и технологическому прогрессу.

6. При этом для более полного понимания возможностей развития на основе инновационной системы и креатосферы, представилось необходимым сопоставить общие и специфические предпосылки для опережающего развития (сильные стороны), а также сложившиеся возможности, слабые стороны и риски (угрозы) на примере Республики Корея и Российской Федерации. Это сопоставление, а также анализ инновационной политики и политики нового (зеленого) роста Республики Корея позволили сформулировать ряд рекомендаций по разработке стратегии антикризисного развития, в том числе, основывающиеся на анализе инновационной политики и правительственной поддержки, и на анализе реализации нового проекта зеленого роста.

Выявленные положительные моменты и противоречия позволили автору сделать конкретные предложения по оптимизации модернизационного потенциала антикризисной политики Российской Федерации. Подтверждена возможность разработки методологических основ и конкретного механизма концепции социально-экономического развития в кризисный и посткризисный периоды с опорой на мировые тенденции и опыт антикризисного регулирования.

Таким образом, было проведено самостоятельное комплексное исследование модернизационного потенциала антикризисной экономической политики на примере Республики Корея на современном материале.

7. При этом обоснование антикризисных мер и стратегии нового роста должно опираться на современные научные достижения, в том числе и экономической науки.

Автор надеется, что рассмотрение опыта Республики Корея и перспектив модернизации в таком содержательном контексте и результаты, выразившиеся в определениях, выводах, предложениях, могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических проблем экономической политики и будут служить рекомендациями и предпосылкой разработки конструктивной и действенной антикризисной экономической политики в части превентивных или компенсирующих мер с учетом возможных рисков и позитивных изменений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом.hrtp://cliodynamics.ru/index.php?option=com content&task=view&id=167&Itemid=49
  2. Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке: Материалы X Международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ им. Ломоносова. -М.: МАКС Пресс, 2008. -104 с.
  3. A.B. Кризис как предчувствие // ЭКО. 2009. — N 3. — С.25−42.
  4. A.B. О типологии финансовых кризисов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 2001. — N 4. — С.43−54.
  5. С.А., Иванова Н. И., Королев И. С. Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
  6. Н.Г. Научно-техническая политика Республики Корея (1948 — 1987 гг.): Концентрация сил на приоритетных направлениях.
  7. Е. Международный финансовый кризис 1997—1999 гг.. и российская экономика // Экономист. 2000. — N 5. — С.86−96.
  8. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991 2001. — М.: Алгоритм, 2002.
  9. В.Г. Уроки мирового кризиса и их учет в проектировании напавления развития национального хозяйства. // Философия хозяйства. № 1 (67) С. 43−56
  10. В. А. Есть ли у догоняющего развития пределы? // Философия хозяйства, № 1 (13), 2001.
  11. О. О воздействии глобального экономического кризиса на общетеоретические взгляды зарубежных и отечественных реформаторов // Рос. экон. журнал. 2010. — N 2. — С.3−10.
  12. О.Т. Уроки глобального кризиса // Новая и новейшая история. 2009. — N 5. — С.27−40.
  13. Ю. К диагностике кризиса и оценке дееспособности «властной вертикали». //Российский экономический журнал. № 9−10, 2008
  14. A.A. Мировой финансовый кризис // США: экономика, политика, идеология. 1998. — N 5. — С.33−46.
  15. Будущее России в новой индустриализации", «Экономист», № 11, 2010 г. Интервью с Иноземцевым В.Л.http://inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pi-107&id= 1254
  16. Будущие проекты Республики Корея Видение и стратегия развития «зеленого роста» экономики. Февраль 2009 года. Информационный отдел Посольства Республики Корея в России.
  17. А., Колганов А. Стратегия опережающего развития // Свободная мысль, 1996, № 8.
  18. А., Колганов А., Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития: марксистский анализ // Вопросы экономики, № 1,2009.
  19. A.B. Развитие креатосферы vs. Модернизация: образование как ключевая сфера стратегии опережающего развития.
  20. A.B., Колганов А. И. «Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития: марксистский анализ» // Вопросы экономики, № 1,2009
  21. А. Мировой финансовый кризис и его уроки для России // Независимая газ. -1998, — 14окт.-С.12.
  22. П. Великая распродажа // Эксперт. 2000. — N 16. — С. 14−18.
  23. В. Мировой кризис и рынок инфраструктурных проектов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. — N 1. — С.38−46.
  24. В.П. Мировой финансовый кризис: причины и пути выхода // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2009. — N 9. — С.31−35.
  25. B.C. Мировой финансовый кризис. Фаза 2 Рецессия. / В. С. Васильев, Е. А. Роговский // США-Канада: экономика, политика, культура. 2009. — N 3. — С.23−41.
  26. А. Северные страны: под ударом кризиса // Мировая экономика и междунар. отношения. 2010. — N 7. — С.65−73.
  27. Ю. Россия и мировые экономические кризисы// Свободная мысль. 2010. — N 10. — С.25−44- N 11. — С. 17−34.
  28. Время новостей. 8 августа 2008 г.
  29. К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение // Вопросы философии. 2010. — N 6. — С.3−19.
  30. Главная книга о кризисе: сборник, ред.-сост. Бузгалин A.B. М.: «Яуза»: Эксмо, 2009 -256 с. — (Великие депрессии).
  31. И.С. Государственное управление. Электронный вестник. № 1. 23 сентября 2003 года.
  32. И.С. Опыт антикризисного управления в Республике Корея, менеджмент в России и за рубежом. № 5,2006.
  33. С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. Москва: Экономика, 2010.-255 с.
  34. С.Ю. Стратегия модернизации российской экономики в условиях мирового кризиса, 26 июля 2010. http://wwv.gidepark.ru/user/sergevplasiev/article/85 193
  35. С.Ю. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения // Экономическая наука современной России, № 2,2009. — С. 45−62.
  36. С.Ю. Кризис глобальной финансовой системы. Угрозы и возможности для России // Свободная мысль. 2009. -N 9. — С.5−20.
  37. С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. — N 3. — С.26−38.
  38. С.Ю. Об антикризисной стратегии России. // Российский экономический журнал. 2009 г. № 6. С. 3−36
  39. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса// Российский экономический журнал. 2010 г. № 3.
  40. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. — 255 с.
  41. С.Ю. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: запуск механизмов. // Российский экономический журнал. № 11−12, 2009
  42. С.Ю., Микерин Г. И., Тесля П. Н. Длинные волны: НТП и социально-экономическое развитие. Новосибирск: Наука, 1991.
  43. С. Ю. 1993. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар.
  44. Глобальный кризис, его российское преломление и реакция федеральных властей.// Российский экономический журнал. 2008 г. № 9−10,с. 3−16
  45. О. Модернизация и реформирование инновационной России: проблемы и решения// Вопросы экономики, № 8, 2010.
  46. Е. Модернизация для своих. Газета «Ведомости» декабрь 2010 г.
  47. В. П. 2005. (Ред.). Инновационный путь развития для новой России. М: Наука.
  48. P.C. Российская модернизация: среди шансов и рисков.// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 1 (67) С. 67−70.
  49. Данилов-Данильян В. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. 2009. — N 7. — С.31−41.
  50. М.Г. Глобализация 15. 2005. Mode of access: //http: //www. analysis club.ru/index. php? page = social & art = 2130
  51. М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008.
  52. М.Г. Антикризисная программа модернизации страны. // Российский экономический журнал. 2008 г. № 9−10.
  53. М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: курс лекций / Институт проблем глобализации. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 767с.
  54. М.Г. Удвоение ВВП не фетиш, но лозунг модернизации общества // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 12−17.
  55. В. Догоняющее развитие через призму теорий «длинноволновой» технологической динамики: аспект «окон возможностей» в кризисных условиях. // Российский экономический журнал. 2009 г. № 1−2.
  56. А.И. Мировой финансово-экономический кризис // Деньги и кредит. 2009. -N10.-С.23−30.
  57. Доклад МВФ The State of Public Finances Cross-Country Fiscal Monitor: November 2009.
  58. Доклад ОЭСР Economic Outlook Interim Report, Ch.3, March 2009.
  59. И.Г. Международный финансовый кризис: Причины и последствия // Деньги и кредит. 1999. — N 2. — С.34−39.
  60. С.А. Кризис как кризис парадигмы.// Философия хозяйства. № 5 (65)
  61. С.А. Мировая экономика: кризис парадигмы // Философия хозяйства. № 5 (65). С. 145−169.
  62. А. На пороге неспокойного мира: современная эпоха и кризисные 70-е / А. Дынкин, В. Пантин // Мировая экономика и междунар. отношения. 2010. — N 6. -С.3−9.
  63. Д.С. Мировой экономический кризис и регулирование финансовых учреждений // Страховое дело. 2009. -N11.- С.5−10.
  64. М. Новые риски посткризисного мира // Вопросы экономики. № 12, 2010
  65. М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. Экономика РФ в 2009 году.// Российский экономический журнал. 2008 г. № 12.
  66. М.В. Мировой финансовый кризис: год спустя // Вопросы экономики, № 12, 2009.-С. 4−21.
  67. В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Социол. исслед. 2010. — N 2. — С.3−10.
  68. В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.
  69. В. «Пределы „догоняющего“ развития». М.: Экономика, 2000.
  70. В. Об отличиях творчества от труда см. подробно: За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998, гл. б, 8 (сс.208−224, 247−275).
  71. В. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2005. 295 с.
  72. В. Современное постиндустриальное общество. М.: Экономика, 2004. 468 с.
  73. К оценке правительственных антикризисных действий-2009 и принятых параметров бюджетной политики-2010 Российский экономический журнал. 2009 г. № 11−12.
  74. С. Парадоксы роста: Законы развития человечества. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2010. — 192 с. ISBN 978−5-9167−1047−2.
  75. С. Парадоксы роста: Законы развития человечества. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2010. — 192 с. ISBN 978−5-9167−1047−2
  76. И., Маршова Т. Российская экономика-2009: инвестиционный аспект. // Российский экономический журнал. № 11−12, 2009
  77. И. Уроки мирового кризиса: необходима новая модель регулирования экономики // Вопросы экономики. 2010. — N 4. — С.113−120.
  78. В.В. Модернизационный вектор посткризисного развития российской экономики, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2010. 31 с.
  79. А. Проблема социально-экономической определенности эпохи модернити как предпосылка оценки постмодернизма // Философия хозяйства. 2004, № 2 (32).
  80. А.И. Институциональные проблемы инновационного развития России.// МГУ. Экономический факультет. Экономический суверенитет и суверенная экономика. Макс пресс. Москва-2009.
  81. Г. Неолиберализм и мировой экономический кризис // Вопросы экономики. -2010. -N3. -С.56−64.
  82. Н. Д. 2002. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика.
  83. Концепция долгосрочного развития страны до 2020 года. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
  84. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020−2030 годов / Проект МЭРТ РФ, 2008.
  85. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации/Проект МЭРТ РФ, 2007. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020−2030 годов/ Проект МЭРТ РФ 2008/
  86. И. Антикризисная политика в банковско-финансовой сфере: российская реальность.
  87. И. Мировая экономика после финансового кризиса // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. — N 7. — С.41−49.
  88. В.А. Вдогонку за прошедшим веком.
  89. В.А. Опыт догоняющего развития (на примере стран Латинской Америки и Восточной Азии). Дис.. докт. экон. Наук. Москва, 2002 г.).
  90. В.А. Превращения доктора Фауста. (Развитие человека и экономический прогресс Запада). М., 1994.
  91. Кризис, антикризисные меры и стратегия инновационного народохозяйственного развития в зеркале теории долгосрочной мегатехнологической динамики. // Российский экономический журнал. 2008 г. № 12.
  92. М.Ю. К вопросу о целевых установках, ограничениях и рисках структурно-технологической модернизации российской экономики // Экономическая политика
  93. . К вопросу о природе современного кризиса // Вопросы экономики. -2009. N 4. — С.145−153.
  94. .Л. Гипотеза о природе современного мирового финансово-экономического кризиса // ЭКО. 2009. — N 5. — С.63−75.
  95. Д. Рынок и его будущее. «Альтернативы» № 2,2009, с. 12
  96. В. Россия до, во время и после глобального кризиса. // Российский экономический журнал. 2009 г. № 7−8.
  97. A.C. Кризис как следствие развития мировых финансовых институтов // Регион: экономика и социология. 2010. — N 2. — С.54−70.
  98. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999. 265 с.
  99. В.И. Введение в эволюционную макроэкономику. М.: «Япония сегодня», 1997.
  100. А.Г. Политическая экономия финансовой глобализации.// Постиндустриальный мир и Россия. Отв. ред. В. Г. Хорос, В. А. Красильщиков. М., 2001, с. 157−178.
  101. Р. Мировой кризис: истоки, последствия и пути преодоления // Регион: экономика и социология. 2010. — N 2. — С.41−50.
  102. В. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него.// Вопросы экономики. № 12,2010
  103. А. От антикризисных мер к формированию конкурентоспособной экономики.// Государственная служба. № 6 2010
  104. К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1.
  105. Мартишин Е.М., Эволюционная теория и эволюция теорий циклического развития
  106. May В. Догоняющая модернизация в современной России // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. С. 13−16.
  107. May В. Посткоммунистическая Россия в индустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики. 2002. № 7. с. 4−25, с. 34−38.
  108. Г. И. Динамика развития в мировой экономике.
  109. P.A. Глобальный экономический кризис или исторический поворот? / Р. А. Медведев, Ж. А. Медведев // ЭКО. 2009. — N 4. — С.20−38.
  110. P.A. Экономические кризис или исторический поворот? / Р. Медведев, Ж. Медведев // Экон. стратегии. 2009. — N 5−6. — С.24−28.
  111. P.A. Экономический кризис не трагедия, а толчок к обновлению в мире / Р. А. Медведев, Ж. А. Медведев // ЭКО. — 2010. — N 2. — С.35−43.
  112. С. Азиатский финансовый кризис и мировая экономика // Пробл. теории и практики упр. 1998. — N 2. — С.40−44.
  113. С. С чего начинаются кризисы // Коммерсантъ-Власть. 2010. — N 10. -С.42−43.
  114. П.А. Мировой экономический кризис: теоретический и прикладные аспекты / П. А. Минакир, А. П. Горюнов // Вестн. Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. 2009. — N 4. — С.130−146.
  115. .В. Деятельность «Группы 20″ по преодолению мирового финансового кризиса / Б. В. Минин, Л. Г. Таранкова // Деньги и кредит. 2009. — N 5. — С.28−36.
  116. Мировой кризис: угрозы для России. Материалы совместного заседания ученого совета ИМЭМО РАН и правления ИНСОР 10 декабря 2008 г./ сост. и науч. ред. С. В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009 г. 183 с.
  117. Мировой экономический кризис и тенденции развития российской экономики. Под ред. К. А. Хубиева. — М.: Экономический факультет МГУ, 2010.
  118. Д.А. О динамике саморазрушения мировой финансовой системы. Сценарии и стратегии // Экон. стратегии. 2009. — N 1. — С.18−27- N 2. — С.22−28- N 3. — С.22−30- N 4. — С.36−44- N 5−6. — С.38−49.
  119. В.В. Антикризисная политика в странах Северовосточной Азии. //В кн. Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России, Москва, ИМЭМО РАН, 2009. С.112−116
  120. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата (Экономический доклад Общероссийской общественной организации „Деловая Россия“)// Вопросы экономики № 10,2010
  121. М.Ф. Азиатский вирус или голландская болезнь?: Теория и история валютных кризисов в России и других странах / М. Ф. Монтес, В. В. Попов. М., 2000. — 135с.
  122. Э. 1970. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс.
  123. На „Роснано“ посыпятся триллиарды. Газета „Ведомости“ декабрь 2010 г.
  124. П.А. Азиатский кризис и его влияние на российский финансовый рынок // Финансы. 1998. — N 8. — С.54−56.
  125. А.И. Трансфинитная экономика // Экон. стратегии. 2010. — N 3. — С.18−24.
  126. Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
  127. А. Загадки глобального кредитного краха, или Об иллюзии ликвидности. // Вопросы экономики. № 12, 2010
  128. Е.В. Теории модернизации и догоняющего развития: возможности для России „Экономика“ 21 сентября 2007 г.
  129. А.З., Рычь К. Каков конец кризиса? // Философия хозяйства. № 1 (67) С. 31−43
  130. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /под ред. Иноземцева В. JI. М.: Academia, 1999.
  131. Ю. Трансформация хозяйственных систем. — М.: Ин-т экономики РАН, 1994.
  132. Ю. Психологические аспекты современного экономического кризиса // Вопросы экономики. 2009. — N 3. — С.39−53.
  133. В.П. Системный кризис глобализирующегося капитализма / В. П. Орешин, М. С. Халиков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. — N 3. -С.105−123.
  134. Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год. Одобрено на заседании Правительства РФ (протокол от 30 декабря 2009 г. № 42).
  135. B.C. Модернизация экономики России //Аналитический вестник. М.: 2000, № 2 (март-апрель).
  136. B.C. Мировой кризис: генезис и последствия для макроэкономической и социальной стабильности в РФ // Пробл. прогнозирования. 2009. — N 3. — С.3−21.
  137. В. Финансовый кризис и посткоммунистический капитализм // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. — N 8. — С.89−95.
  138. П.А. Мировой финансовый кризис: истоки, роль государства, перспективы развития // США-Канада: экономика, политика, культура. 2009. — N 7. — С.23−34.
  139. Ю. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки / Ю. Пахомов, С. Пахомов // Экономист. 2009. — N 2. — С.37−42.
  140. Переосмысливая грядущее: Перспективы и противоречия современного развития в ответах американских социологов. //Свободная мысль, 1998, № 8, с. 16.
  141. Ю. О характере глобального кризиса и соотношений антикризисных задач со стратегическими модернизационными.// Российский экономический журнал. 2009 г. № 11−12
  142. Ю. Развитие системы государственного регулирования российской экономики в условиях глобализации и мирового кризиса: реализация потенциала налоговых и других институтов. // Российский экономический журнал. № 7−8, 2009
  143. Н.М. „Государство и частное предпринимательство в условиях „догоняющего развития““ // „Общественные науки и современность“, № 1, 1999.
  144. По ту сторону кризиса: модернизационный потенциал фундаментального образования, науки и культуры. Материалы конференции 19−20 апреля 2010 года», Москва, 2010 г.
  145. A.B., Савельева И. М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования). М., «Наука», 1993.
  146. В.М. Принципы формирования национальной инновационной системы. // Проблемы теории и практики управления. № 11,2008.
  147. В.М. (ред.). Стратегия модернизации российской экономики, М.: Алетейя, 2010.
  148. В.М. Гипотеза о глобальной инновационной паузе и модернизация России // Вопросы экономики, № 6,2009. С. 4−23.
  149. Е. Эволюция теорий мировых кризисов и современность.//Государственная служба. № 5 сентябрь-октябрь. 2010 г.
  150. Н. Мировой кризис как предвестник посткапиталистичского развития // Экономист. 2010. — N 2. — С.39−44.
  151. A.A. Политическая экономия современного кризиса.// Главная книга о кризисе: сборник, ред.-сост. Бузгалин A.B. М.: «Яуза»: Эксмо, 2009 -256 с. -(Великие депрессии).
  152. Постиндустриальный мир и Россия. Отв. ред. Хорос В. Г., Красильщиков В. А. М., 2001.
  153. Прес-релиз Правительства PK, Января 2011, New year 'speech of President of Republic of Korea.
  154. Пресс-релиз. «Президент Республики Корея Ли Мён Бак преодолевает экономический кризис посредством лидерства в «зеленых технологиях» Первый год работы правительства Ли Мён Бака — Стратегия преодоления экономического кризиса
  155. Причины мирового кризиса// Природа и человек XXI век. 2009. — N 7. — С. 12−15- N 8. — С.12−15- N 9. — С.10−12.
  156. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год. 19 июня 2009 г.
  157. Проекция глобального кризиса на Россию: что делать государству и «простому человеку»? // Российский экономический журнал. Сентябрь 2008 г. с. 3−15
  158. Пространство циклов: Мир Россия — регион / Под ред. Бабурина В. Л., Чистякова П. А. — М.: «Издательство ЛКИ», 2007.
  159. А. Мировой финансовый кризис и его влияние на состояние рынка недвижимости // Пробл. теории и практики управл. 2010. — N 1. — С.117−121.
  160. Ю.В. Регулирование внешних заимствований в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -2009. -N20.-C.68−75.161 162 163 164 165 154 275 328,169.170.171.172.173.174.175.176.177.
  161. Российское обновление. Материалы малых университетских форумов 2004,2005, 2007 Москва 2007
  162. Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие / Ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. М.: УРСС, 2009. С. 141−162.
  163. Г., Ермаков В. Человеческий капитал в Республике Беларусь //Общество и экономика. 2003. № 10. С.148 159.
  164. Д. О стратегии развития России// Вопросы экономики, № 8,2010 г. Сорокин Д. Е. Сценарии посткризисного развития: возможности инновационного перестроения. // Философия хозяйства. № 1 (67) С. 71−74
  165. Д.Е. Сценарии посткризисного развития: возможности инновационного перестроения.// Российское перестроение. Москва 2010
  166. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА-М, 1999.
  167. Г. Наука о пузырях и крахах // В мире науки. 2009. — N 10. — С.38−45. Суслина С. С. Промышленность Южной Кореи. М., 1988. 216 с.
  168. С.С. Республика Корея и мировой финансовый кризис. Мировое и национальное хозяйство (издание МГИМО) № 1(8), 2009.
  169. А. Структурный расцвет финансовых рынков. // Вопросы экономики. № 12, 2010
  170. У.К. Восточноазиатский финансовый кризис // Пробл. теории и практики упр. -1999. -N6. -С.29−36.
  171. А.И. Мировой финансовый кризис и возможности реального сектора российской экономики // Экон. наука соврем. России. 2009. — N 1. — С.52−72.
  172. А.И. Причины мирового финансового кризиса и возможные сценарии развития России в условиях глобализации / А. И. Татаркин, Д. А. Татаркин // Рос. юрид. журнал. 2009. — N 2. — С.124−138.
  173. В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. — N 9. — С.82−89.
  174. С. Структурный кризис и неолиберальная глобализация // Экономист. 2006. -N 3. — С.27−33.
  175. Д.А. Энергетический фактор экономического кризиса // США-Канада: экономика, политика, культура. 2009. — N 9. — С.60−72.
  176. В. Кризис цель международной банковской мафии // Инженер. — 2009. — N 7. — С.26−30.
  177. А.Н., Антикризисная политика в Республике Корея. ИМЭМО РАН. с. 84−88
  178. Г. О мерах по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы // Вопросы экономики. 2009. — N 4. — С.31−41.
  179. , А. С. Структура мирового финансового кризиса // Философия хозяйства, 2010,№ 1 (67)-С. 57−64.
  180. Финансовый кризис и провалы современной экономической науки / пер. с англ. С. Щур // Вопросы экономики. 2010. — N 6. — С.10−25.
  181. А.И. Россия на выходе из тупика или Тьма в конце туннеля? // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 1 (67) С. 74−80
  182. В.Г. Кризис 1990-х гг. как форма становления новой экономической системы в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2008. — N 6. — С.152−168.
  183. К.А. Экономический цикл и кризисы в России: основные макроэкономические тенденции. // Главная книга о кризисе: сборник, ред.-сост. Бузгалин A.B. М.: «Яуза»: Эксмо, 2009 -256 с. — (Великие депрессии).
  184. А.Ю. Аспекты понимания финансового кризиса // Власть. 2009. — N 9. -С.53−60.
  185. Ю. Глобальный финансовый кризис и конкурентоспособность России во внешнеэкономической сфере // Пробл. теории и практики управл. 2009. — N 10. -С.52−58.
  186. Шеллов-Коведяев Ф. Культурная природа глобального кризиса // Россия в глобальной политике. 2009. — Т.7, N 6. — С.116−124.
  187. П. Чему учат финансовые кризисы? // Пробл. теории и практ. управл. -2003.-N2.-C.118−121.
  188. Ю.В. Многослойный глобальный кризис // Обществ, науки и современность. -2009.-N4.-C.139−147.
  189. О. И., Инясевский С. А. Отраслевая структура как индикатор тенденций трансформации //Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 111 — 122.
  190. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  191. Экономический суверенитет и суверенная экономика: коллективная монография// под ред. Осипова Ю. М., Синельниковой С. Ю., Зотовой Е.С.-МАКС пресс, 2009.-320 с.
  192. А. Мировой экономический кризис и развивающиеся страны // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. — N 10. — С.24−32.
  193. И.Н. Происхождение финансовых кризисов и их объяснение: ретроспектива зарубежного опыта // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. 2009. — Т.9, вып.З.1. С. 14−24.
  194. В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики. 2009. — N 1. -С.28−37.
  195. Ю.В. 2004. Эпохальные инновации XXI века. М: Экономика.
  196. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: «Наука», 1999-
  197. Е. «Модернизация экономики и система ценностей». М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  198. Е., Снеговая М., Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики, № 9,2009, с. 27−28.
  199. Amsden A. Asia’s Next Giant: South Korea and Late Industrialization N Y, 1989. p.219.
  200. UNCTAD. Science and Technology in the New Global Environment: Implications for Developing Countries N.Y., Geneva: UN, 1995, p.21.
  201. Anders Aslund, The Group of 20 Must be Stopped, Financial Times (November 27, 2009).
  202. About G20. — Davis, Bon and Stephen Fidler. (2009. 4. 2.). «A Slate of G20 Rivals Waits in the Wings.» Wall Street Journal.
  203. Bell D. The Post-Industrial Society: the Evolution of an Idea//Survey, L., 1971, N79, p. 158. Cf.: idem. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N.Y., 1973, pp.20 etIF.
  204. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y.: Basic Books, 1973
  205. Bergsten, C. Fred. (2007). «China and Economic Integration in East Asia: Implications for the US.» Working Paper No.07−3. Washington D.C.: Institute for International Economics.
  206. Besson D., Lantiri M. ANSEA: La dccennie prodigieuse. Essai sur le d? veloppement en Asie du Sud-Est.//Notes et Etudes documentaires, 1994, N 4992, p. 29
  207. Council on Foreign Relations, Global imbalances and the Financial Crisis, March 2009.
  208. Congressional Research Service, The global financial Crisis: Foreign and Trade Policy Effects, April 2009.
  209. Dickie, Mure. (December 15, 2009.). «Tokyo, Beijing and Seoul Vow to Tighten Ties.» Financial Times.
  210. Economic Perspective of the second half of 2009, Ministry of Strategy and Finance of the Republic of Korea
  211. Eric Helleiner and Stefano Pagliari, «Towards aNewBretton Woods?: The Fist G20 Leaders Summit and the Regulation of Global Fi nance,» New Political Economy. Vol.14, No.2 (2009)
  212. Edgecliffe-Jonhson, Andrew. (January 29, 2009). Wen and Putin Lecture Western Leaders at Davos. Financial Times.
  213. C. 1987. Technical Innovation, Diffusion, and Long Cycles of Economic Development. The Long-Wave Debate / Ed. by T. Vasko. Berlin: Springer. P. 295−309.
  214. Gwinner, William B. and Anthony Sanders. (2008). The Sub Prime Crisis: Implications for Emerging Markets. Policy Research Working Paper, No. 4726. World Bank.-
  215. Gillian Tett (2010) The Man Who Named the Future. Financial Times (16−17)
  216. Han Moo Young. Annotated Chronology of Korea’s Science and Technology. From Rice Paddies to Flat Panel Displays. URL: http://www.duke.edu/~myhan/kaf0401.html. October, 2007.
  217. M. 2006. Innovation Dynamism and Economic Growth. A Nonlinear Perspective. Cheltenham, UK Northampton, MA: Edward Elgar.
  218. Heilbroner R.l. Behind the Veil of Economics: Essays in the Wordly Philosophy. -N.Y.-London: Norton, 1988-
  219. Hyundai Research Institute: Evaluation & Task, Hyundai Research Institute, 2009.9.9
  220. IMF World Economic Outlook, October 2009, Sustaining the Recovery, Executive Summary
  221. IMF Country Report No. 09/262, August 2009
  222. IMF, Global Stability Report, April 2009
  223. Kim, Soyoung, Jong-WhaLee, and Cyn-Young Park.(2009). «Emerging Asia: Decoupling or Recoupling.» Working Paper No.31. ADB.
  224. Kim Dong-hyun. The Development of Indigenous Science and Technology Capabilities in Korea//Korea Journal. Feb. 1990. P. 22.
  225. Kim Yung Sik. Some Reflections on Science and Technology in Contemporary Korean Society // Korea Journal. August 1988. 4−15 pp.
  226. Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society. New Theories of the Contemporary World. Cambridge: Blackwell Publishers, 1995-
  227. Hong (2005) «Evaluation of the Korean National Innovation System: Towards and Integrated Model», in OECD (2005). Governance of innovation Systems, Vol.2, OECD, Paris
  228. Lee Ch.S. Battle of Wills.// Far Eastern Economic Review, 1999, August 26
  229. Marcus Noland (2009) «American Economic Relations with Asia,» Asian Economic Policy Review. Vol.4.
  230. MASTIC (Malaysian Science and Technology Information Centre). National Survey of Research and Development, 1996.
  231. NSO (National Statistical Office, Republic of Korea). Advance Report of Major Statistics, table 12, January, 1999- Korea in Graph. RAD Expenditures, 1999
  232. Mensch G. Stalemate in Technology Innovations Overcome the Depression. New York, NY: Ballinger, 1979.
  233. Michael P. Dooley and Michael M. Hutchison, «Transmission of the U.S. Subprime Crisis to Emerging Markets: Evidence on the Decou pling-Recoupling Hypothesis,» Journal of International Money and Finance, Volume.28, No.8 (2009)
  234. National Intelligence Council (2008). Global Trends 2025: A Transformed World. National Intelligence Council.
  235. OECD Economic Outlook, November 2008.
  236. OECD Reviews of Innovation Policy: Korea-ISBN 978−92−64−6 722−6. OECD 2009
  237. Reinhart C. M., Rogoff K. S. Banking Crises: An Equal Opportunity Menace. P. 23.
  238. Recited from Ian Johnson, «New Frictions Confront U.S.-China Relations,» Wall Street Journal (9 November 2009).
  239. Sakaya Т. The Knowledge-Value Revolution or a History of the Future. -N.Y.-Tokyo-London: Kodansha International, 1991, etc.
  240. SERI Economic Focus, 2009.1 (No. 226)
  241. SERI CEO Information, 2009.4(No. 702, No.724)
  242. SERI Economic Focus, 2010.1
  243. SERI Quarterly/ Sound macro fundamentals lead to rapid recovery of Korean economy. Jeon Hyo-chan. July 20.2010
  244. SERI Quarterly/Economic review and outlook: rapid recovery in Korea. Hwang Inseong. July 20.2010
  245. SERI Quarterly/Economic review and outlook November 21, 2010
  246. SERI Quarterly July 3/2010
  247. SERI Quarterly November 7/2010
  248. Sungchul Chung, Excelsior: The Korean Innovation Story
  249. The Ministry of Science and Technology of Republic Korea. URL: http://www.most.go.kr. March, 2006.
  250. WB (2000), Republic of Korea: Transition to a Knowledge Based Economy, WB, Washington, DC
  251. World Economic Forum, Global Risks 2009, January 2009.
  252. Yukio Okamoto (2009−2010) Great Power Relations in Asia: A Japanese Perspective. Survival. Vol.51, No.6.1. Источники в Интернете
  253. А.Н., Кулькин A.M. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике. URL: http://www.rffi.ru/default.asp?docid=5767.
  254. А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом.http://cHodynamics.ru/index.php?option=com content&task-view&id=167&Itemid=49
  255. К. Административная культура Южной Кореи. URL: http://www.gos-uprav.ru/about/clause/445/706 918/. December 26, 2007.
  256. К. Генерал Пак Чон Хи. Очерк политической биографии //
  257. БСЭ. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse. August 3,2007.
  258. Банк Кореи (Bank of Korea) http://www.bok.or.kr
  259. Корейский институт развития (Korea Development Institute) http://www.kdi.re.kr
  260. Министерство стратегии и финансов РК http://www.mosf. go. kr
  261. Сеульский вестник. №№ 77−80, июнь ноябрь 2003 г. URL: http:// malchish.org/lib/politics/koreaPack.htm. February 13,2008.
  262. Stiglitz J. Markets Can’t Rule Themselves // Newsweek. 2008. Dec. 31. www, news week. com/id/177 447.
  263. Taylor J. B. The Financial Crisis and the Policy Responses: An Empirical Analysis of What Went Wrong // NBER Working Paper No 14 631. 2009. www.nber.org/papers/wl 4631.272. www.slon.ru, 26.-27. 02.2010, автор Ксения Юдаева
  264. Ministry of Strategy and Finance of the Republic of Korea (www.mosf.go.kr).274. www.seriworld.org. SERI Economic Outlook for 2010, Sep. 24,2009.
  265. World.kbs.co.kr 25.01.2009. KBS, 21 декабря 2007.
Заполнить форму текущей работой