Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления пригородным сельским хозяйством: На примере города Краснодара

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Радикальные изменения, вызванные переходом к рыночной экономике, завершились формированием многоукладной экономики в АПК. Расширились права и полномочия товаропроизводителей в самостоятельном ведении производства, которые распоряжаются своей продукцией и доходами. Получив самостоятельность, многие руководители оказались не способными управлять по-новому, прежде всего экономическими методами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Пригородное хозяйство в системе
    • 1. 1. Пригородное хозяйство как объект управления
    • 1. 2. Особенности формирования пригородных АПК
    • 1. 3. Современные черты пригородного сельского хозяйства
  • 2. Организация управления пригородным сельским хозяйством города Краснодара
  • 2. ^Характеристика организационно-хозяйственной структуры пригородного сельского хозяйства
    • 2. 2. Территориально-отраслевая структура пригородного сельского хозяйства
    • 2. 3. Управление пригородным сельским хозяйством
  • 3. Пути совершенствования управления АПК города Краснодара
    • 3. 1. Совершенствование организационного механизма во взаимоотношениях между сферами АПК города
    • 3. 2. Система экономических отношений АПК города
    • 3. 3. Формирование социальной политики АПК города

Совершенствование управления пригородным сельским хозяйством: На примере города Краснодара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные изменения, вызванные переходом к рыночной экономике, завершились формированием многоукладной экономики в АПК. Расширились права и полномочия товаропроизводителей в самостоятельном ведении производства, которые распоряжаются своей продукцией и доходами. Получив самостоятельность, многие руководители оказались не способными управлять по-новому, прежде всего экономическими методами. А плохо управляемое производство не может работать эффективно. Проблемы управления существовали всегда, ибо постоянно происходят изменения, охватывающие все сферы — социальную, экономическую и технологическую, возникают новые требования к методам управления. Первые шаги в осуществлении аграрной реформы показали, что одним из ключевых факторов ее проведения является кадровый потенциал АПК. В настоящее время наблюдается снижение уровня производства продукции сельского хозяйства и увеличение ее импорта на отечественном рынке. При этом доля импорта в общем объеме потребления продовольствия в среднем по стране находится на уровне 35−37%.

Роль координатора агропромышленного производства в средних и крупных городах возложена на городские сельскохозяйственные управления. Их функции сводятся, в основном, к консультированию, инспектированию, надзору. Основой государственного регулирования АПК должны стать распределение ответственности между государством и производителем и создание системы умеренного протекционизма.

Кубань с ее уникальными природными условиями всегда занимала особое место в АПК России. При необходимой государственной поддержке и современных методах управления, аграрный сектор пригородной зоны способен обеспечить продовольствием город Краснодар. Эта тема недостаточно изучена и представляет интерес для исследования.

Все это и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Целью работы является научное обоснование путей совершенствования управления пригородным сельским хозяйством в условиях формирования рыночных отношений.

В соответствие с целью диссертационного исследования ставились и решались следующие теоретические и практические задачи:

— изучение теоретических основ сущности и особенностей пригородного сельского хозяйства;

— анализ и экономическая оценка эффективности производства основных видов продуктов питания (на примере сельскохозяйственных предприятий города Краснодара);

— изучение системы управления пригородным сельским хозяйством города Краснодара;

— разработка рекомендаций по совершенствованию управления пригородным сельским хозяйством города Краснодара.

Объектом исследования являются сельскохозяйственные предприятия, управление сельского хозяйства и продовольствия администрации города Краснодара.

Теоретической и методологической основой стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования пригородных хозяйств [1−5, 8−10, 13−16, 18, 19, 22, 25−36, 38, 40, 43,45−48, 57, 62, 67−70, 72, 7685, 87−89, 91−93, 101−104, 106, 114−116].

Для решения поставленных задач применялись методы статистического и логического анализа, сравнения, монографический, абстрактно-логический.

Фактическую основу диссертационной работы составили данные первичного бухгалтерского учета и годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий города Краснодара, а также материалы управления сельского хозяйства и продовольствия администрации города, результаты личных встреч, наблюдений.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— обоснована необходимость создания муниципального оптового продовольственного рынка в городе Краснодаре;

— разработана новая организационная структура управления АПК города Краснодара, а также регламентирующие его действия документы;

— обоснованы новые принципы планирования социальной политики городского АПК.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности управления пригородным сельским хозяйством на основе реализации предложений по совершенствованию организационной структуры управления сельским хозяйством, экономических взаимоотношений между субъектами АПК города, планирования социальной политики городского АПК, а также в организации учебного процесса по проблемам муниципального менеджмента.

Результаты исследований представлялись и одобрены на международной научно-практической конференции «Коммерциализация экономики и проблемы крупного бизнеса» (г. Анапа, 1998 г.), на научных конференциях КГАУ (19 992 000гг.), на региональной научно-практической конференции молодых ученых (г. Краснодар, 1999 г.), на международной научно-практической конференции «Перспективы развития Российского менеджмента в новом тысячелетии» (г. Москва, 2000 г.).

По теме исследования опубликовано 6 статей, объемом 0,7 печатных листа.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Объем работы 158 листов, содержит 26 таблиц, 10 рисунков. Количество использованных источников 116.

выводы:

1. Пригородное сельское хозяйство города Краснодара обладает значительным производственным и научным потенциалом, имеет благоприятные погодные условия, квалифицированные кадры. Все эти условия делают его уникальным объектом управления.

2. Пригородный АПК состоит из организаций различных организационноправовых форм и форм собственности: муниципальной, коллективно-долевой, и федеральной. Объемы производства сельскохозяйственной продукции в городе за последние годы значительно сократились. Себестоимость продукции постоянно растет, а доходность, соответственно, снижается.

3. Обеспеченность города основными продуктами питания собственного производства достаточно низкая и колеблется в пределах 27%, что ставит город в продовольственную зависимость от внешних поставщиков.

4. Специализация пригородных хозяйств на производстве малотранспортабельной и скоропортящейся продукции имеет весьма относительный характер из-за изменения ассортимента производимой продукции.

5. Координационным центром деятельности пригородных хозяйств является управление сельского хозяйства и продовольствия администрации города. В настоящий период из-за отсутствия развитого экономического механизма взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и управлением сельского хозяйства и продовольствия отсутствует продовольственный оптовый муниципальный рынок.

6. Функции управления сельского хозяйства и продовольствия не отвечают современным рыночным требованиям и соответственно организационная структура управления требует структурных изменений как органа управления муниципальным АПК. 7. Социальная незащищенность работников отрасли выражается в низком уровне заработной платы, отсутствии финансирования развития социальных мероприятий по развитию сельских территорий. Все это способствует миграции рабочей силы из отрасли сельского хозяйства.

Для устранения вышеуказанных недостатков в управлении пригородным сельским хозяйством необходимо:

1. Совершенствовать организационную структуру управления городского АПК. С этой целью в структуре управления сельского хозяйства необходимо создать информационно-консультационную службу (ИКС), которая бы осуществляла консультирование хозяйствующих субъектов путем содействия товаропроизводителям в принятии обоснованных решений и повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. В свою очередь функции организации торговли продуктами питания, закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции, переработки и сбыта необходимо возложить на управление по организации торговли продуктами питания. Ключевым моментом в организации деятельности управления по организации торговли продуктами питания должна стать аналитическая служба, как посредник во взаимоотношениях производителей и потребителей сельскохозяйственных продуктов. Организация бесперебойного функционирования процессов заготовки, закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, а также организации торговли ею, позволит сократить различные виды потерь продукции и будет способствовать более полному удовлетворению потребности населения в продуктах питания в городе Краснодаре.

2. Создать оптовый муниципальный продовольственный рынок. Такая система распределения продовольствия имеет целый ряд преимуществ:

— создаются условия для круглогодичного снабжения населения свежими, высококачественными продуктами питания и по приемлемым ценам;

— сельскохозяйственные товаропроизводители получают гарантированный рынок сбыта своей продукции, равные условия для выхода на цивилизованный и конкурентный рынок;

— город решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного поступления средств в бюджет;

Решение этой задачи тесно связано с проблемой обеспечения продовольственной безопасности.

3. Применять, как элемент экономического механизма, квотирование производства в случае муниципального заказа по основным продуктам питания. При этом использование гарантированных цен, товарных кредитов будет являться залогом обеспечения продуктами питания.

Механизм квотирования должен разрабатываться управлением сельского хозяйства на основе физиологических норм потребления, спроса и предложения на рынке, производственных и экономических возможностей товаропроизводителей и т. д. Средства, необходимые для реализации этого механизма должны перераспределяться товаропроизводителям из дополнительных поступлений в бюджет отчислений участников оптовой торговли.

4. Планирование социальной политики городского АПК осуществлять согласно приоритетным направлениям социального развития для каждого населенного пункта с учетом мнения местных жителей. Это позволит установить наиболее насущные проблемы и использовать средства целенаправленно под конкретные социальные программы. Финансирование социальных программ необходимо осуществлять как за счет средств бюджета, так и собственных средств предприятий, применяя налоговые льготы.

При условии применения этих рекомендаций возможно повышение эффективности управления пригородным сельским хозяйством и соответственно насыщения рынка продуктами питания собственного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Социальной сфере села повседневное внимание // АПК: экономика и управление. — 2001. — № 1. — с. 13.
  2. В., Куликов И. Совершенствование системы управления АПК // АПК: экономика и управление.- 1997. № 1. — с.22−26.
  3. A.M. Управление Краснодарским региональным АПК.-Краснодар: Кн. изд-во, 1989.-188с.
  4. Е. Выбор модели экономического управления // АПК: экономика и управление. 1998.- № 9. — с.37−40.
  5. Г. Орловская модель управления региональным АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000.-№ 1 с. 16.
  6. В.З. Общая экономическая теория.Учебное пособие.-М.: ПРИОР, 1999.-528с.
  7. В. Об информационном обеспечении систем управления в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 12. — с.26.
  8. В. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России // АПК: экономика и управление. 2000. — № 3. — с.20.
  9. А.Е. Регулирование агропромышленного производства в переходный период к рынку// Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М. — МН.: изд-во ЗАО «Армита -Маркетинг, Менеджмент», 1997.- 253с.
  10. Ю.Борисенко А. Эквивалентность обмена между городом и селом // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1993. № 5. -с.20.
  11. И.Борхунов Н., Назаренко А. Цены, инфляция, паритет // Экономика сельского хозяйства России.- 1996.- № 4.- с. 15.
  12. Н., Назаренко А. Цены, инфляция, паритет // Экономика сельского хозяйства России.- 1997.- № 8.- с. 15.
  13. М.Х. Территориальные аспекты взаимодействия городов и сельской местности. Уфа: 1986. — 92 с.
  14. И.В. Вопросы экономики и планирования пригородного сельского хозяйства. М.:1949. — 87 с.
  15. Д., Лысенкова Т. Региональная специализация сельскохозяйственного производства России // Экономика сельского хозяйства России. 2000. -№ 10. — с.38.
  16. ., Кириллова Г., Петрова И. Из опыта работы управления сельского хозяйства и продовольствия городской Управы Калуги // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000.-№ 6.-с. 14.
  17. П.Гончаров В. Д. продовольственный маркетинг. М.: АгроНИИТЭИПП, 2000.- 175с.
  18. А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельского хозяйства России. 1998.-№ 7. — с.4−6.
  19. В. Система" управления: слагаемые успеха // АПК: экономика и управление. 2000. — № 2 — с. 24.
  20. Гражданский кодекс РФ Ч. 1,2. // М.: Издательская группа ИНФРА- М. -Норма, 1997.-960с.
  21. Дж. К. Мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века/Пер. с англ. Н. С. Олейник.-М.: Экономика, 1991.-319с.
  22. В., Торопов Д. Социальное развитие села: проблемы и тенденции // АПК: экономика и управление. 2000. -№ 5. -с.21.
  23. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика (пер. с англ. В. Лукашевича и др.- под общей редакцией Б. Лисовика и др.- С-ПБ.: 1994. -406с.
  24. Должностные инструкции /Под ред. Н. Р. Усмановой М.: ПРИОР, 2000. -128с.
  25. В.В., Гулаков В. Г. О закономерностях управления в новых условиях хозяйствования // Проблемы управления в условиях рыночных отношений: сб. научных трудов КГАУ. Краснодар: 1993. — 129с.
  26. B.C. АПК крупного города. Ленинград: Наука, 1989.-198с.
  27. Н.И. Проблемы управления АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 9. -с.47.
  28. А. Роль кадрового потенциала в осуществлении аграрной реформы // АПК: экономика и управление. 1996. — № 9. — с.46−53.
  29. К.И. Территориальные системы общественного производства: географические аспекты агропромышленного комплексирования. М.: 1975. -с.173−174, 193.
  30. Н. Управлять значит предвидеть // АПК: экономика и управление. — 1996. — № 9.- с.53−56.
  31. ЗЬКиллен К. Вопросы управления / Сокр. пер. с англ.- М.:Экономика, 1981.-200с.
  32. С. Научные основы административного управления / Пер. с пол.- М.: Экономика, 1979. 232с.
  33. В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. -2000. № 2.- с. 47.
  34. Н. АПК Кубани // АПК: экономика и управление. 1997. — № 5. — с.5−11.
  35. Н.И. Пригородный АПК и основные направления его совершенствования // Территориальная структура производственных комплексов. Киев: 1981.-с. 113.
  36. А. Создание системы оптовых и продовольственных рынков // АПК: экономика и управление. -1999. № 2. — с.37−41.
  37. КПСС в резолюциях. М.: 1985. — Т.7. — с.64.
  38. В. Управление АПК на районном уровне // АПК: экономика и управление. -1996.- № 1. с.35−45.
  39. Куприянова J1.B. Города Северного Кавказа во II половине 19 века. М.: 1981.-c.29.
  40. Ю. Экономический механизм в комплексе факторов развития сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. 1998. — № 8. -с.30−35.
  41. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.:ИНФРА -М., 1997.-320с.
  42. В.И. Полное собрание сочинений. ТЗ. -с.306, 307, 310.
  43. И. Внешнеторговая деятельность и продовольственная безопасность России // Экономика сельского хозяйства России.- 1997. -№ 12.-с.56
  44. К.П. Прогнозирование и планирование агропромышленного комплекса: Учебник.-М.:Гардарика, 1999.-264с.
  45. З.М. Организационно-экономические основы управления. Учебное пособие. М.: 1997. — 52с.
  46. Г. Выявление эффективности управления в аграрном секторе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 1. с.20−22.
  47. Г. Организационный механизм управления в АПК на федеральном и региональных уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 10.-с. 13.
  48. Г. Организация управления в АПК в современных условиях // АПК: экономика и управление. 1999.- № 1. — с.26.
  49. В., Чекалдин А. Об управлении производством молока в пригородной зоне Кемеровской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 8. -с.21.
  50. К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, с. 163.
  51. К., Энгельс Ф. Соч. Т.23, с. 514.
  52. К., Энгельс Ф. Соч. Т 26, ч. 1 ., с. 19.
  53. К., Энгельс Ф. Соч. Т 32, с. 213, с. 219, с.447−448.
  54. В.Ф. Пригородные хозяйства Краснодара: проблемы и перспективы // Вольная Кубань. 9.09.1998г.-с.З.
  55. В.П. Долгосрочное планирование производства в продовольственном комплексе СССР. -М.: 1981.- с. 18−19.
  56. В.А. Экономические основы пригородного сельского хозяйства. -М.: 1954. с. 37, 48.
  57. В. Агропромышленному производству Кубани необходима поддержка// АПК: экономика и управление. 1996. — № 6. — с. 11−16.
  58. Муниципальные целевые продуктовые программы агропромышленного комплекса города Краснодара на 1999−2003 годы. Краснодар: Краснодарские известия, 1999. — 50с.
  59. В.Р. Организация управления АПК в современных условиях.- М.: изд-во РАСХН, 1995.- 151с.
  60. Л.В. Социально-экономическая интеграция города и села. М.: Наука, 1988.-с.206.
  61. Основы социальной работы / Под ред. В. Д. Диденко и др. М.:ИНФРА-М, 1997. -386с.
  62. Основы экономики в вопросах и ответах / Под ред. О. Н. Мамедова и др. -Ростов -на- Дону: Феникс, 1996. 448с.
  63. Н. Тенденции развития районного АПК // АПК: экономика и управление. 2000. -№ 3. — с.75.
  64. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. 1998. — № 5.- с.70−74.
  65. А. Актуальные направления совершенствования аграрной политики в России // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 9. — с.4−5.
  66. Н. Д., Гуцал В. А. Особенности функционально-территориальной организации пригородного сельского хозяйства // Экономическая география. Киев:1986. — выпуск 38. — с.75.71 .Пригородная зона. М.:. 935.- с. 11.
  67. Пригородно-территориальный АПК / Под ред. В. Н. Лексина и др. М.: Колос, 1984.- 159с.
  68. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об улучшении управления сельского хозяйства и другими отраслями АПК» от 24.05.1982 г. //СП СССР.- 1982.-№ 17.
  69. А.В., Беспалов В. А. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.- М.: Агропромиздат, 1995.- 272с.
  70. Н.П. «Радикальная экономическая реформа» в Российской Федерации и продовольственной безопасность страны.-М.: изд-во ВНИИ план, 1996.-203с.
  71. Развитие агропромышленного хозяйства муниципального образования / Под ред. В. А. Самойленко, В. Ф. Майченко, B.C. Воронина. Е. А. Егорова, А. Н. Пахомова. Краснодар: Издательский дом «Юг», 2000. — 48с.
  72. Н., Романихин В., Чугуев В. Муниципальный заказ и механизм его исполнения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000. -№ 7.- с. 17.
  73. X. Повышение эффективности государственного управления АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 10. — с. 25.
  74. X. Реформирование управления в АПК // Экономист.-1993.-№ 9.-с.66−71.
  75. X. Совершенствование управления АПК // Экономика сельского хозяйства России.- 1997,-№ 10.-с.27.
  76. А.Е., Репп Х. О. Концепция организации государственногоч.управления в АПК Российской Федерации // Аграрная экономика и политика: история и современность.- М.: изд-во РАСХН, 1996.- 120с.
  77. А.Е. Организационная структура государственного управления АПК// Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 11.-С.27.
  78. А. Проблемы управления АПК в современных условиях // Экономика сельского хозяйства России. 1996. -№ 4. — с.26.
  79. JI. Функции управления агропредприятий // Экономика сельского хозяйства России. 2000.-№ 12. — с.27.
  80. В. Управление: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № Г. — с. 121.
  81. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России.-М.-МН.: изд-во ЗАО «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.-62с.
  82. А.З., Багмут А. А. Агропромышленная кооперация и перестройка структуры регионального АПК в условиях перехода к рынку.-Краснодар: Куб. ГАУ, 1994.-147с.
  83. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства необходимо // Экономика сельского хозяйства России. 1997.-№ 5. — с.26−27.
  84. И., Горбалетов Ю., Воронцова Г. Совершенствовать управление агропроизводством // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 8.--с.26.
  85. П. Экономика. В 2 т./Пер. с англ. Т.2.-М.: изд-во НПО «Алгон», 1992.-417с.
  86. В.В., Попов И. Ф. Рыночные преобразования в аграрном секторе экономики. М.: АГРИПРЕСС, 1998 77с.
  87. Н. Рычаги регулирования АПК // Экономика сельского хозяйства России. -1997. -№ 10.-с.28−29.
  88. В. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований // АПК: экономика и управление 1998. — № 9. — с.30−37.
  89. Социально-экономические проблемы пригородного сельского хозяйства. -Ленинград: 1983.-с.9.
  90. Социальные проблемы сельского хозяйства: Россия и Запад (обзор концепций и фактов). / Под общей ред. Ю. Д. Северина. Москва-Краснодар: Изд. КГАУ, 2000. — 312с.
  91. Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1992 -137с.
  92. В. Совершенствование регионального управления АПК// АПК: экономика и управление.-1995.-№ 9.-с.34−36.
  93. Р. Законы управления экономикой// АПК: экономика и управление.1995.-№ 6.-С.23−28.
  94. И. Изолированное государство. М.: 1926.- с. 20, 21, 188, 213, 219.
  95. Устав города Краснодара от 5.07.1996г. // Краснодарские известия.1996. -№ 226.- с. 1−3.
  96. И. Вопросы экономического управления АПК в условиях кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 1. — с.9.
  97. И. Организация управления АПК и современные информационные системы // АПК: экономика и управление. -1999 -№ 9.-с.24.
  98. И. Основные положения концепции аграрной политики России // АПК: экономика и управление. 2000. — № 2. — с.З.
  99. И. Проблемы управления АПК России // АПК: экономика и управление. 2000. — № 11.- с. 23.
  100. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996−2000 годы / Утв. Указом Президента РФ от 11.06.1996 г. № 933 // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 26.-ст.3061.
  101. П. и др. Совершенствование организации управления // АПК: экономика и управление. 1999.-№ З.-с. 19−24.
  102. Р., Тарроу Л. Экономика для всех / Пер. с англ.- Тверь, 1994.-272с.
  103. М.О. Пригородная зона большого города. М.: I960.- 75 с.
  104. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ.- М.: Новости, 1991.-704 с.
  105. И., Тихомиров В. Государственное управление аграрным производством в регионе // АПК: экономика и управление.-1995.-№ 5.-с.30−32.
  106. А. Управление персоналом акционерного общества // АПК: экономика и управление 1996. — № 5. — с.69−74.
  107. В. А.В. Чаянов о государственном управлении сельским хозяйством // Экономика сельского хозяйства России.-1997.-№ 8.-е. 26.
  108. ИЗ. Черняков Б. А., Овчинников О. Г., Строков С. Н. Государственное регулирование аграрного сектора // Аграрный сектор США в конце XXвека./ Под ред. Чернякова Б.А.-М.: изд-во Института США и Канады РАН, 1997.-392 с.
  109. А. Наука управлять // Экономика сельского хозяйства России. -2000.-№ 8.-с.З.
  110. А.А. Рыночные отношения и продовольственная безопасность России// Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы.-М.-МН.: изд-во ЗАО «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.-253с.
  111. А. Управление и аграрная политика // АПК: экономика и управление. 2000. — № 9 — с. 10.
Заполнить форму текущей работой