Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагноз и прогноз посадочных характеристик видимости с глиссады снижения в туманах горной местности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время метеоспециалисты рассчитывают только видимость на ВПП. Ее главное значение заключается в обеспечении пилотов, органов управления и руководства полетами информацией об условиях видимости на ВПП в период ограниченной видимости не зависимо от того, чем обусловлено это ухудшение видимоституманом, осадками, пыльной или песчаной бурей. Видимость на ВПП используется многими пилотами… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • 1. Современное состояние разработки авиационных прогнозов видимости в туманах горной местности
    • 1. 1. Особенности выполнения полетов в горной местности
    • 1. 2. Особенности образования туманов в горной местности
    • 1. 3. Анализ методов прогнозов тумана, их продолжительности и видимости в них
    • 1. 4. Схемы светотехнических систем категорированных аэродромов
    • 1. 5. Особенности выполнения посадки в туманах. ф
    • 1. 6. Требования к информации о видимости при обеспечении взлета и посадки воздушных судов на горных аэродромах
    • 1. 7. Постановка задачи
  • 2. Анализ климатических и статистических характеристик туманов в горной местности
    • 2. 1. Анализ физико-географических особенностей Закавказья
    • 2. 2. Климатические особенности туманов горной местности
    • 2. 3. Климатические особенности туманов долин
      • 2. 3. 1. Анализ статистических характеристик исходных данных
      • 2. 3. 2. Анализ климатических характеристик туманов
      • 2. 3. 3. Синоптические условия образования туманов
      • 2. 3. 4. Анализ метеорологических характеристик в туманах
    • 2. 4. Анализ горизонтальной и вертикальной видимости в туманах
      • 2. 4. 1. Анализ горизонтальной видимости в туманах
      • 2. 4. 2. Анализ вертикальной видимости в туманах
    • 2. 5. Анализ автокорреляционных функций метеорологической оптической дальности видимости в туманах
    • 2. 6. Анализ непрерывной продолжительности туманов
  • 3. Сверхкраткосрочный прогноз горизонтальной и вертикальной видимости в туманах горной местности
    • 3. 1. Методика сверхкраткосрочного прогноза горизонтальной видимости в туманах
    • 3. 2. Методика сверхкраткосрочного прогноза вертикальной видимости в туманах
    • 3. 3. Методика прогноза продолжительности туманов после его образования
    • 3. 4. Оценка достоверности методов сверхкраткосрочного прогноза горизонтальной, вертикальной видимости и продолжительности туманов
  • 4. Методика расчета и сверхкраткосрочного прогноза посадочных характеристик видимости с глиссады снижения
    • 4. 1. Анализ типов вертикального распределения горизонтальной видимости в туманах
    • 4. 2. Особенности установления визуального контакта при различном распределении горизонтальной видимости с высотой в туманах
    • 4. 3. Методика расчета диаграмм видимости огней ненаправленного действия и посадочных характеристик видимости
      • 4. 3. 1. 1. тип распределения горизонтальной видимости с высотой
      • 4. 3. 2. II тип распределения горизонтальной видимости с высотой
      • 4. 3. 3. III тип распределения горизонтальной видимости с высотой
      • 4. 3. 4. Учет влияния скорости ВС, направления и скорости ветра при расчете посадочных характеристик видимости
      • 4. 3. 5. Анализ факторов влияющих на посадочные характеристики видимости в различных типах оптических моделей
      • 4. 3. 5. 1. Анализ влияния силы света огней светотехнической системы на посадочные характеристики видимости
      • 4. 3. 5. 2. Анализ влияния посадочной скорости на посадочные характеристики видимости
      • 4. 3. 5. 3. Анализ влияния направления и скорости ветра на посадочные характеристики видимости
    • 4. 4. Оценка успешности методики расчета посадочных характеристик видимости
    • 4. 5. Алгоритм сверхкраткосрочного прогноза посадочных характеристик видимости
    • 4. 6. Оценка достоверности методики сверхкраткосрочного прогноза посадочных характеристик видимости
  • 5. Рекомендации по метеорологическому обеспечению взлета и посадки в туманах горной местности
    • 5. 1. Рекомендации метеоспециалистам по оценке посадочных характеристик видимости с глиссады снижения

Диагноз и прогноз посадочных характеристик видимости с глиссады снижения в туманах горной местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным ИКАО более 90% аварий и катастроф в горной местности происходит в условиях ограниченной видимости, из них 80%- на посадке [9].

Полеты в горной местности относятся к полетам в особых условиях[76, 106, 107], это объясняется влиянием гор на аэродинамические характеристики ВС, работу средств воздушной навигации и метеорологические условия.

Метеорологические условия, в горной местности, определяются ГДЦ и характеризуются большой пространственно-временной изменчивостью метеорологических величин.

Основным явлением, затрудняющим или исключающим выполнение полетов в горной местности, является туман.

Возможность выполнения посадки в туманах определяется эксплуатационными минимумами по ВПР и видимости на ВПП, которые зависят от типа светотехнического оборудования аэродрома[33, 44, 106, 107].

В настоящее время метеоспециалисты рассчитывают только видимость на ВПП. Ее главное значение заключается в обеспечении пилотов, органов управления и руководства полетами информацией об условиях видимости на ВПП в период ограниченной видимости не зависимо от того, чем обусловлено это ухудшение видимоституманом, осадками, пыльной или песчаной бурей. Видимость на ВПП используется многими пилотами, как признак визуальной ориентировки, которым он может пользоваться во время конечного этапа захода на посадку, выравнивания, приземления и пробега. Однако это не всегда верно. Пока пилот фактически не находится на ВПП, он пользуется наклонной дальностью видимостирасстояние, в пределах которого виден объект или огонь вдоль линии визирования, значительно отличающейся от горизонтальной. Наклонная дальность видимости органами метеорологической службы не измеряется и не определяется [58, 60, 61].

Для оценки соответствия метеорологических условий по ВПР необходимо использовать оперативные параметры видимости, обеспечивающие технологию самолетовождения в туманах.

Такими оперативными параметрами видимости или ПХВ являются: ВВК, ВО ВПП и динамика видимости [33, 38, 39,40,43,45,92,93].

Высота визуального контакта — высота, с которой на поверхности земли видны ориентиры некоторой протяженности (участок огней приближения светотехнической системы) достаточные для оценки командиром ВС положения самолета относительно заданной глиссады снижения и ВПП.

Высота обнаружения ВПП — высота, с которой пилот ВС увидит входные огни зоны приземления (при угле визирования, равном углу наклона глиссады).

Динамика видимости — изменение видимости наземных ориентиров (длины участка или цепочки огней на поверхности земли) с глиссады снижения после установления визуального контакта.

Оперативные параметры видимости зависят от МОДВ, ВВ, силы света огней светотехнической системы, типа распределения горизонтальной видимости с высотой (оптической модели), времени суток, посадочной скорости ВС, направления и скорости ветра.

Целью работы является разработка методики расчета и алгоритма сверхкраткосрочного прогноза посадочных характеристик видимости с глиссады снижения в туманах горной местности по диаграммам видимости огней светотехнической системы при различном распределении горизонтальной видимости с высотой, с учетом горно-долинной циркуляции.

Поставленная цель реализуется при решении следующих задач:

1. Анализ физико-географических особенностей Закавказья, климатических показателей туманов горной местности, характеристик временной изменчивости МОДВ и ВВ в них.

2. Разработка методики расчета ПХВ по диаграммам видимости огней ненаправленного действия, по данным инструментальных измерений МОДВ и ВВ, при различных типах распределения горизонтальной видимости с высотой.

3. Анализ влияния метеорологических и светотехнических факторов, условий навигации и летно-технических данных ВС на ПХВ.

4. Разработка физико-статистической модели сверхкраткосрочного прогноза МОДВ, ВВ и ПХВ в туманах, на примере а/п Звартноц.

5. Разработка методических рекомендаций руководящему, летному составу и специалистам метеорологической службы по оценке ПХВ с глиссады снижения в туманах горной местности.

Объектом исследования являются МОДВ и ВВ в туманах горной местности.

Предметом исследования являются ПХВ (ВВК, ВО ВПП и динамика видимости).

В качестве исходных данных использовались АСМ, метеорологические наблюдения по 14 аэродромам Закавказья (всего 4736 метеосводок), ежеминутные инструментальные наблюдения за МОДВ и ВВ в туманах (всего 68 348 измерений), а также данные о ВВК и ВО ВПП полученные от экипажей ВС выполнявших посадку в тумане с синхронными измерениями ВВ и МОДВ в а/п II категории Звартноц (всего 400 эпизодов) за период 1988;2003 г. г.

Метод исследования физико-статистический.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Проведено районирование Закавказья по однотипным циркуляционным и климатическим условиям образования туманов. Дан анализ уточненных климатических метеорологических величин и характеристик временной изменчивости горизонтальной и вертикальной видимости, типов распределения горизонтальной видимости с высотой в туманах характерных для горных долин Закавказья, на примере а/п Звартноц.

2. Разработана методика сверхкраткосрочного прогноза МОДВ, ВВ и продолжительности тумана после его образования.

3. Предложена модель расчета ПХВ по диаграммам видимости огней ненаправленного действия в туманах по данным инструментальных измерений.

МОДВ и ВВ, при различном распределении горизонтальной видимости с высотой.

4. Разработана методика сверхкраткосрочного прогноза ПХВ с учетом факторов, влияющих на нее, для различных типов распределения горизонтальной видимости с высотой.

Теоретическая значимость. Разработанная методика диагноза и алгоритм сверхкраткосрочного прогноза ПХВ в туманах могут служить основой для решения научных и прикладных задач по гидрометеорологическому обеспечению авиации в горных районах.

Практическая значимость. Разработанная методика диагноза и алгоритм сверхкраткосрочного прогноза ПХВ могут быть использованы для оценки соответствия метеорологических условий эксплуатационным минимумам для фиксированных высот. Предложенные практические рекомендации метеоспециалистам, руководящему диспетчерскому и летному составу по диагнозу и прогнозу ПХВ и оценке соответствия метеорологических условий эксплуатационным минимумам позволят существенно повысить уровень безопасности, регулярности и эффективности полетов в горной местности государственной авиации РФ.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежной исходной информации, а также удовлетворительным согласованием расчетных и экспериментальных значений ПХВ.

Личный вклад автора. Заключается в сборе, статистической обработке исходных данных, проведении исследований по теме диссертации, анализе результатов, формулировании выводов, разработке методики диагноза, алгоритма прогноза ПХВ и рекомендаций по использованию результатов исследования.

Реализация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты, полученные в работе, используются:

• при метеорологическом обеспечении полетов государственной авиации РФ в Закавказье;

• в учебном процессе на метеорологическом факультете Воронежского ВВАИУ;

• при выполнении научно — исследовательских работ.

На защиту выносятся:

1. Уточненные климатические метеорологические величины, характеристики временной изменчивости горизонтальной и вертикальной видимости, типы распределения горизонтальной видимости с высотой в туманах характерных для горных долин Закавказья.

2. Методика расчета ПХВ, в туманах горной местности, по данным инструментальных измерений МОДВ и ВВ для различных типов распределения горизонтальной видимости с высотой.

3. Результаты анализа влияния основных факторов (силы света ОВИ, времени суток, ТОМ, скорости ВС, ГДЦ) на условия видимости с глиссады снижения.

4. Алгоритм сверхкраткосрочного прогноза МОДВ, ВВ и ПХВ в туманах горной местности.

5. Рекомендации диспетчерскому, летному составу и метеоспециалистам по использованию результатов исследования и оценке соответствия метеорологических условий эксплуатационным минимумам по ВИР .

Апробация работы. Основные результаты исследований докладывались и обсуждались на семинарах кафедры гидрометеорологического обеспечения и научно технических конференциях Воронежского ВВАИУ в период с 2000 по 2005 г., на XIII Всероссийской научно — технической конференции (г. Иркутск, 2003 г.), на Международной научной конференции «Совершенствование наземного обеспечения авиации» (г. Воронеж, 2003 г.), на XXIX Всероссийской научно-технической конференции (г. Воронеж, 2005 г.), на VII-й межвузовской научно-методической конференции (г. Ставрополь, 2005 г.). По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 2 п.л.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Общий объем диссертации составляет 193 страницы, включая 108.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Условия образования, повторяемость, продолжительность, интенсивность туманов, характеристики изменчивости горизонтальной и вертикальной видимости в туманах горной местности зависят от формы рельефа, превышения над уровнем моря, характера подстилающей поверхности и ГДЦ. В результате комплексного анализа физико-географических особенностей Закавказья и климатических характеристик туманов, проведено районирование, по однородным микроциркуляционным условиям. При этом были выделены: районы крупных водоемов, долины, плато и склоны.

2. В результате анализа типовых синоптических ситуаций благоприятных для образования тумана было установлено, что:

— на уровне 500 гПа наиболее благоприятные условия для образования адвективных туманов складываются при циклонической циркуляции- 78,5%, при чем максимум приходится на ложбину- 58,8% и циклон- 13,5%. Более половины радиационных (60,4%) и адвективно-радиационных (53,1%) туманов образовались при антициклонической циркуляции. Фронтальные туманы в 37,8% случаях образуются при наличии ВФЗ, в 21,6%- гребня и 29,7% ложбины;

— на уровне 850 гПа наиболее благоприятные условия для образования внутримассовых туманов складываются на фойе гребня- 38,9% (адвективные), 27,3% (адветивно-радиационные), 42,2% (радиационные) и в малоградиентном поле — 22,2%(адвективные), 63,6%(адветивно-радиационные), 26,7%) (радиационные). Фронтальные туманы образуются на фоне циклонической циркуляции 51,6%- холодное полугодие, с учетом котловинной формы рельефа Араратской долины, благоприятно сказывается на образовании температурной инверсии.

3. Временное распределение средней минимальной видимости в туманах различной интенсивности носит волнообразный характер с небольшими амплитудами, а наибольшая изменчивость наблюдается в сильных туманах (Cv=0,63).

4. Временное распределение средней вертикальной видимости в туманах, в отличие от МОДВ, существенно зависит от типа тумана. Наименьшие значения вертикальная видимость принимает в адвективно-радиационном тумане (Н= 45 м), наибольшие во фронтальном (Н=126 м). Наибольшая изменчивость вертикальной видимости наблюдается в радиационном (Cv=0,45) и фронтальном (Cv=0,35) туманах.

5. Разработан алгоритм сверхкраткосрочного прогноза МОДВ, ВВ и продолжительности тумана, после его образования. Полученные критерии успешности полностью удовлетворяют требованиям ИКАО (для прогнозов на посадку более 90%, для прогнозов по аэродрому более 80%).

6. Экспериментально были установлены три основных типа распределения горизонтальной видимости с высотой в туманах долин и динамика видимости в них. Их повторяемость составила: 1 ТОМ-26,8%, 2 ТОМ- 4,3%, 3 ТОМ-68,9%.

7. Разработана методика расчета и алгоритм сверхкраткосрочного прогноза посадочных характеристик видимости в туманах горной местности на основе диаграмм видимости огней светотехнической системы при различном распределении горизонтальной видимости с высотой, с учетом интенсивности огней, скорости ВС и местной циркуляции.

8. Анализ влияния основных факторов на ПХВ показывает, что:

— в I, II и III оптических моделях при одних и тех же значениях ВВ, МОДВ, интенсивности огней светотехнической системы и условий освещенности ВВК и ВО ВПП различны;

— наименьшее значение ВВК и ВО ВПП наблюдается в I оптической модели, а наибольшее — в III оптической модели;

— влияние интенсивности огней на ПХВ сильнее проявляется в 3 ТОМ (до 30−40%);

— при одних и тех же значениях видимости ОВИ и интенсивности огней днем ПХВ будут больше;

— с увеличением посадочной скорости ВС ПХВ уменьшается во всех оптических моделях;

— с увеличением попутной или боковой составляющей скорости ветра ПХВ уменьшаются, при увеличении встречнойувеличиваются во всех оптических моделях.

9. Результаты исследований по оценке достоверности ВВК и ВО ВПП (по данным экипажей ВС) показывают, что отожествлять ВВ с ВПР, а также видимость на ВПП с посадочной видимостью не допустимо.

10. Результаты исследований позволяют адекватно оценивать диспетчерскому и летному составу соответствие фактических и ожидаемых метеорологических условий эксплуатационным минимумам для посадки не только по видимости на ВПП, но и по ВПР и избегать пограничных ситуаций между ними.

11. Для получения более детальной картины метеорологической обстановки необходимо дооборудовать а/п измерителями видимости и параметров ветра в районе БПРМ и дополнительного МРМ.

12. Предлагаемая методика реализована в виде программного продукта и может быть включена в КРАМС в виде расчетного модуля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдушелишвили К. Л. Опасные гидрометеорологические явления на Кавказе/ К. Л. Абдушелишвили, В. П. Гагуа, А. А. Керимов. Л.:Гидрометеоиздат, 1983,264 с.
  2. Р.В. Исследование временной изменчивости распределения горизонтальной видимости с высотой в зоне теплого фронта/ Р. В. Авдеев, В. В. Дорофеев, А. А. Маляр Сборник научных статей Воронежского ВАИИ, 1998, № 22.
  3. В.И. Распределение относительной повторяемости в осадках на территории СССР/ В. И. Акимов. // Тр. ВНИГМИ-МЦД, 1983, вып. 107, -с. 37−45.
  4. А.О. О туманах на территориях аэропортов Армянской ССР/ А. О. Арутюнян.- Известия АН Армянской ССР. Науки о Земле, 1972, № 1, с. 88−96.
  5. А.А. К вопросу определения посадочной дальности видимости/ А. А. Афанасьев. // Тр. ГГО, 1982, вып. 461, с. 94−102
  6. А.Н. Метеорологическое обеспечение/ А. Н. Балакин. — М.: Воениздат, 1991, с. 127 135.
  7. А.П. Радиосветотехнические средства обеспечения полетов и организация связи в гражданской авиации/ А. П. Батмуркин, И. Е. Кудрявцев, Г. И. Олиференко. М.: Транспорт, 1979. — 344 с.
  8. A.M. Облака и безопасность полетов/ А. М Баранов. Л.: Гидрометиздат, 1983. — 231 с.
  9. A.M. Видимость в атмосфере и безопасность полетов/ A.M. Баранов. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.-205 с.
  10. A.M. Авиационная метеорология/ А. М. Баранов, О. Г. Багаткин С-П.: Гидрометиздат, 1992. — 383 с.
  11. A.M. Изменчивость видимости за короткие промежутки времени/ А. М. Баранов, С. В. Хлынов. — В кн.: осн. вопр. обеспеч. Безопасности полетов. Л.: ОЛАГА 1982, с. 85−94
  12. A.M. Исследование ограниченной видимости для обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации/ A.M. Баранов. // Тр. ОЛАГА, 1975, вып. 61, с. 7−10.
  13. О.Д. Экспериментальные исследования оптических свойств приземного слоя атмосферы/ О. Д. Бартнива, Е. Н. Давгялло, Е. А. Полякова. Труды ГГО, 1967, вып. 220. — 244 с.
  14. С.Л. Дальность видимости/ С. Л. Белогородский. -Гражданская авиация, 1988, № 1, с. 36 39.
  15. С.Л. Оправдываемость авиационных прогнозов высоты облачности и видимости/ С. Л. Белогородский, Н. Н. Гусева, Т. И. Прокуронова. Метеорология и гидрология, 1993, № 3.
  16. С.Л. Сравнительная оценка успешности авиационных прогнозов высоты облачности и видимости на отечественных и зарубежных аэродромах/ С. Л. Белогородский, Н. Н. Гусева, Т. И. Прокуронова. Метеорология и гидрология, 1993, № 11.
  17. М.Е. Туманы/ М. Е. Берлянд, П. А. Воронцов, П. Н. Красиков. -Л.: Гидрометеоиздат. 1961, — 388 с.
  18. О.Г. Учебный авиационный метеорологический атлас/ О. Г. Богаткин, Г. Г. Тараканов-Л.: Гидрометеоиздат. 1990, — 256 с.
  19. Н.В. Дальность видимости на взлетно-посадочной полосе и ее определение/ Н. В. Бочарников, П. Я. Никишков, А. С. Солонин.- С.-П.:Гидрометеоиздат, 1999, 70 с.
  20. Н.В. Метеорологическое оборудование аэродромов и его эксплуатация/ Н. В. Бочарников, Г. Б. Брылев, С. О. Гусев.- С.-П.:Гидрометеоиздат, 2003, 292 с.
  21. А.А. Прогноз погоды: состояние и перспективы/
  22. A.А.Васильев. — Человек и стихия. 1988, с. 2−5.
  23. В.А. Видимость в атмосфере/ В. А. Гаврилов. JI.: Гидро-метеоиздат, 1966.-323 с.
  24. В.А. Прозрачность атмосферы и видимость/
  25. B.А.Гаврилов. JL: Гидрометеоиздат, 1958, с. 145.
  26. А.П. Изменение ограниченной метеорологической дальности видимости при различных синоптических условиях/ А. П. Гетман. // Тр. ЛГМИ, 1986, вып. 92, с. 105−108.
  27. .В. Элементарное введение в теорию вероятностей/ Б. В. Гнеденко, А. Я. Хинчин.-М.: Наука, 1975.-168с.
  28. В.И. Некоторые статистические характеристики изменчивости горизонтальной прозрачности атмосферы/ В. И. Горышин,
  29. C.Л.Аствацатуров. //Тр. ГГО, 1977, вып. 384, с. 3−27.
  30. В.И. Результаты экспериментальной проверки выводов усовершенствования теории горизонтальной дальности видимостью/ В. И. Горышин. //Тр.ГГО, 1977, вып. 384, с. 136−142.
  31. В.И. Теория горизонтальной дальности видимости при учете вклада многократного рассеяния/ В. И. Горышин. // Тр. ГГО. 1977, вып. 384, е. 113−135.
  32. Н.Н. Анализ условий погоды при минимумах ИКАО/ Н. Н. Гусева, В. В. Дорофеев, А. М. Маляр. Сборник научных статей Воронежского ВВАИУ, 1993, вып. № 15.
  33. Н.Н. Некоторые результаты экспериментальной оценки высоты визуального контакта с глиссады снижения при низкой облачности и туманах/Н.Н.Гусева.-Труды ГМЦ РФ, 1992, вып. 321, с. 61 -63.
  34. Р.С. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опытов/ Р. С. Гутер, Б. В. Овчинский.-М.: Наука, 1970.-432с.
  35. В.В. Автоматизация захода на посадку и фактор безопасности при выполнении посадок/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. -Сборник научных статей Воронежского ВАНИ, 2003, № 25.
  36. В.В. Диагноз временной изменчивости горизонтальной и вертикальной дальности видимости в радиационном тумане/ В. В. Дорофеев, Н. А. Козин, А. А. Маляр. Сборник научных статей Воронежского ВАМИ, 2000, № 23.
  37. В.В. Динамика изменчивости видимости в туманах различной продолжительности/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр А.В.Степанов. Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий». Вып. № 12. — Воронеж, 2002.
  38. В.В. Исследование изменчивости градаций горизонтальной видимости в адвективном тумане/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. Сборник научных статей Воронежского ВАИИ, 1999, № 22.
  39. В.В. Сверхкраткосрочный прогноз горизонтальной и вертикальной видимости в радиационном тумане/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. Сборник научных статей Воронежского ВАИИ, 2000, № 23.
  40. В.В. Методика расчета посадочных характеристик видимости в сложных метеорологических условиях/ В. В. Дорофеев, Н. А. Козин, И.
  41. А.Жильчук. Межвузовский сборник научно-методических материалов ВВАИИ, 2000, № 22.
  42. В.В. Оперативные параметры наклонной видимости в сложных метеорологических условиях/ В. В. Дорофеев. Метеорология и гидрология, 2004, № 3, с. 75 — 82.
  43. В.В. Прогноз горизонтальной видимости в районе аэродрома/ В. В. Дорофеев, И. А. Жильчук, А. В. Степанов. Межвузовский сборник научно-методических материалов ВВАИИ, 2002, № 25.
  44. В.В. Сверхкраткосрочный прогноз продолжительности радиационного тумана и видимости в нем/ В. В. Дорофеев, И. А. Жильчук,
  45. A.В.Степанов. Межвузовский сборник научно-методических материалов ВВАИИ, 2001, № 24.
  46. В.В. Учет изменчивости видимости в туманах при разработке авиационных прогнозов/ В. В. Дорофеев, И. А. Жильчук Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий». Вып. № 12.-Воронеж, 2002.
  47. В.В. Экспериментальная оценка посадочных характеристик видимости в сложных метеорологических условиях/ В. В. Дорофеев, Н. А. Козин, И. А. Жильчук. Межвузовский сборник научно-методических материалов ВВАИИ, 2000, № 22.
  48. Дорофеев В. В. Расчет высоты визуального контакта и высоты обнаружения взлетно посадочной полосы в сложных метеорологических условиях
  49. B.В.Дорофеев, И. А. Жильчук, А. В Степанов. Сборник материалов XIII Всероссийской научно — технической конференции. — Иркутск 2003.
  50. В.В. Посадочные характеристики видимости в сложных метеорологических условиях/ В. В. Дорофеев, И. А. Жильчук, А. В. Степанов. -Сборник материалов XIII Всероссийской научно технической конференции. -Иркутск 2003.
  51. В.В. Требования, предъявляемые к метеоинформации при минимумах I, II категории ИКАО/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. -Сборник материалов XIII Всероссийской научно-технической конференции. -Иркутск 2003.
  52. В.В. Оценка полетной видимости при выполнении полетов на предельно малых высотах/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. -Сборник материалов XIII Всероссийской научно-технической конференции. -Иркутск 2003.
  53. В.В. К вопросу оценки соответствия метеоусловий минимумам ИКАО/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр, А. В. Степанов. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-технической конференции. — Иркутск 2003.
  54. В.В. К вопросу обеспечения летного состава объективной информацией об условиях видимости с глиссады снижения/ В. В. Дорофеев, А.
  55. A.Маляр, И. А. Жильчук. Международный сборник научно-методических трудов, ч. I «Современные методы подготовки специалистов и совершенствование систем и средств наземного обеспечения авиации». — Воронеж, 2003.
  56. В.В. Оценка видимости с глиссады снижения/
  57. В.В. Сверхкраткосрочный прогноз характеристик видимости в сложных метеорологических условиях/ В. В. Дорофеев, А. А. Маляр. -Научно-техническая конференция «Проблемы и перспективы гидрометеорологических прогнозов». М.: Гидрометцентр России, 2000.
  58. Е.А. Внимание грубая посадка/ Е. А. Егоров, В. В. Попов, Л. Н. Фицнер. — Гражданская авиация, 1989, № 5, с. 44 — 47.
  59. Л.А., Матвеев Ю. А., Ремянников Е. П. Воздушная навигация в различных условиях полетов/ Л. А. Жаренков, Ю. А. Матвеев, Е. П. Ремянников.-М.: Воениздат, 1985.- 175 с.
  60. И.А. Временная изменчивость вертикальной видимости в туманах Закавказья/ И. А. Жильчук. Сборник материалов VI 1-й межвузовской научно-методической конференции. Ставрополь, 2005.
  61. И.А. Методика расчета высоты визуального контакта в туманах/ И. А. Жильчук. Журнал «Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации» № 2 2005.
  62. И.А. Особенности образования туманов в горной местности/ И. А. Жильчук. Сборник материалов VII-й межвузовской научно-методической конференции. Ставрополь, 2005.
  63. И.А. Повышение эффективности визуальных полетов в горной местности/ И. А. Жильчук. Сборник материалов XXIX Всероссийской научно-технической конференции. Воронеж, 2005.
  64. В.В. Электрическое и световое оборудование аэродромов/ В. В. Жунов, В. А. Воевоздинский. —М.: Транспорт, 1991. -272 с.
  65. Д.И. Анализ условий ухудшения видимости в снегопадах и прогноз видимости в аэропорту Колпашево/ Д. И. Зенкевич. Труды ЗапСиб-НИИ Госкомгидромета, 1984, вып. 64, с. 77 — 84.
  66. Е.С. Особенности распределения ограниченной дальности видимости на территории СССР/ Е. С. Износкова, З. М. Маховер. Л.: Гидро-метеоиздат, 1985, 38 с.
  67. А.А. Статистика в метеорологии и климатологии/ А. А. Исаев. М.: Московский университет, 1988, — 245 с.
  68. В.А. Определение условий видимости на конечном участке глиссады снижения/ В. А. Ковалев. Метеорология и гидрология, 1984, № 5, с. 40−47.
  69. В.А. Видимость в атмосфере и ее определение/ В. А. Ковалев. JI.: Гидрометеоиздат, 1988. — 215 с.
  70. В.А. Методические вопросы определения видимости огней ВПП с глиссады снижения/ В. А. Ковалев. Труды ГГО, 1988, вып. 519, с. 118 123.
  71. В.А. Некоторые вопросы перехода от прозрачности к наклонной дальности видимости/ В. А. Ковалев. // Тр. ГГО, 1974, вып. 324, с. 117 124.
  72. И.В. Вертикальные распределение метеорологических элементов в тумане и некоторые физические закономерности/ И. В. Кошеленко. Труды У крНИГМИ, 1961, вып. 221, с. 56 — 74.
  73. И.В. Некоторые вопросы прогноза видимости/ И. В. Кошеленко. Труды УкрНИГМИ, 1989, с. 45 — 62.
  74. Р.А. Оценка условий видимости на конечном отрезке глиссады снижения по градиентным измерениям прозрачности/ Р. А. Круглов. Труды ГГО, 1982, вып. 461, с. 108 — 110.
  75. В.И. Исследования характеристик дальности видимости с точки зрения теории выбросов/ В. И. Лайхтман, С. М. Персин. Труды ГГО, вып. 522, с. 109−123.
  76. А.С. Аэродинамика самолета Ту-134 «Б»/ А. С. Лигун. М.: Транспорт, 1987, с. 219 — 230.
  77. Г. Н. Метеорологические условия и полеты вертолетов/ Г. Н. Мазуров, В. Н. Нестерук. С.-Пб.: Гидрометеоиздат, 1992, с. 61 — 69.
  78. Л.Т. Физика атмосферы / Л. Т. Матвеев. С.-Пб.: Гидрометеоиздат, 2000, 780 с.
  79. З.М. Особенности многолетнего режима сложных метеорологических условий на аэродромах Москвы/ З. М. Маховер. Метеорология и гидрология, 1991, № 12, с. 57−65.
  80. Методические рекомендации метеоподразделениям авиации Вооруженных Сил СССР. М.: Воениздат, 1989, с. 72 — 75.
  81. В.Е. Пространственно-временная изменчивость метеорологической дальности видимости/ В. Е. Минервин, Б. Н. Сергеев. // Тез. док. Всес. конф. по авиац. метеорологии. М.: Госкомгидромет, 1986, с. 57.
  82. Метеорологические условия полетов воздушных судов на малых высотах. Пособие для метеорологов АМСГ, АМЦ, ЗАМЦ, ГАМЦ и для летного и диспетчерского состава гражданской авиации./Под ред. А. А. Васильева, М. В. Рубинштейна. -JI.: Гидрометеоиздат, 1983.-92 с.
  83. А.В. Инверсии в атмосфере/ А. В. Назаренко. Воронеж: Изд. ВВВАИУ. 1993.98 с.
  84. А.В. Разработка алгоритмов прогноза комплекса сложности летно-метеорологических условий/ А. В. Назаренко, И. П. Расторгуев, Н. И. Чуприн. Отчет о НИР. Воронеж: ВВВАИУ, 1995, 143 с.
  85. Наставление гидрометстанциям и постам, вып. 3, т. 1. Метеорологические наблюдения на станциях. Л.: Гидрометеоиздат, 1985, 300 с.
  86. Наставление по метеорологической службе авиации ВС (НАМС-86) -М. Воениздат, 1987, 184с.
  87. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА 95). — М.: Росгидромет, 1995. — 156 с.
  88. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85). М.: Воздушный транспорт, 1985,254 с.
  89. П.Я. Требования к метеооборудованию, предназначенному для получения метеоинформации, необходимой при обеспечении взлета и посадки воздушных судов на аэродромах ГА/ П. Я. Никишков. Труды ГГО, 1989, вып. 523, с. 3−25.
  90. Принципы построения автоматизированных систем метеорологического обеспечения авиации.-Л.: Гидрометеоиздат, 1991,-371 с.
  91. М.Г. Справочник инженера-синоптика/ М. Г. Приходько. Л.: Гидрометеоиздат, 1986, с. 116- 121.
  92. Теряев, Е. Д. Проблемы безопасности полетов/ Т. Г. Анодина, Г. Д. Аралов.// Инф.зб./ВИНИТИ.-2006.-№ 2-С.53.
  93. А.Л. По сниженным метеоминимумам/ А. Л. Пятин. Гражданская авиация, 1997, № 3, с. 38 — 39.
  94. М.Я. Наклонная видимость/ М. Я. Рацимор. Метод. Пособие для специалистов ГАМЦ, ЗАМЦ, АМЦ и АМСГ. — JL: Гидрометеоиздат, 1987.- 136 с.
  95. М.Я. Наклонная дальность видимости/ М. Я. Рацимор. В кн.: Метеорологические условия полетов воздушных судов на малых высотах. — JL: Гидрометеоиздат, 1983, с. 76 — 79.
  96. М.Я. Измерение и расчет дальности видимости на взлетно-посадочной полосе/ М. Я. Рацимор. J1.: Гидрометеоиздат, 1984, — 24 с.
  97. М.Я. Наклонная дальность видимости. Рекомендации к ее прогнозированию/ М. Я. Рацимор. В кн.: Руководство по прогнозированию метеорологических условий для авиации. JL: Гидрометеоиздат, 1985, с. 127 — 132.
  98. Г. Барри. Погода и климат в горах/ Г. Барри Роджер.-Л.:Гидрометеоиздат, 1984, 312 с.
  99. М.В. О колебаниях высоты нижней границы облаков/ М. В. Рубинштейн. Метеорология и гидрология, 1963, № 5, с. 9 — 13.
  100. М.В. Некоторые характеристики изменчивости высоты нижней границы облаков/ М. В. Рубинштейн. Труды Гидрометцентра СССР, 1967, вып. 13.
  101. Руководство по практике наблюдений за дальностью видимости на ВПП и передаче сообщений о ней. Изд. ИКАО, 1981, Док. 9328-А №/908 — 73 с.
  102. Руководство по практическим работам метеорологических подразделений авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1992.-487 с.
  103. Руководство по краткосрочным прогнозам погоды. Часть 1. J1.: Гидрометеоиздат, 1986, — 519 с.
  104. И.Н., Тараканов Г. Г. Сверхкраткосрочные прогнозы погоды/ И. Н. Русин, Г. Г. Тараканов. С.П.: 1996, с. 282.
  105. Сборник авиационных метеорологических кодов. М.: Гидроме-теоиздат, 1983, с. 40.
  106. Специализированное совещание по связи и метеорологии (1992 г.) ИКАО совместно с седьмой сессией комиссии по авиационной метеорологии ВМО. Док. 9,2/11/73. Дополнение 11/1/74−4 с.
  107. Справочник пилота и штурмана гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1988, с. 173 -203.
  108. Специальная тема. Отчет о НИР № 158 в/ч 64 190, 1988, с. 117.
  109. Специальная тема. Отчет о НИР I Г-48 901. Воронежское ВВАИУ, 1990, с. 120.
  110. Специальная тема. Отчет о НИР № 49 114. Воронежское ВВАИУ, 1992, с. 78.
  111. Специальная тема. Отчет о НИР № 9 102. Воронежское ВВАИУ, 1992, с. 118.
  112. Специальная тема. Отчет о НИР № 49 202. Воронежское ВВАИУ, 1992, с. 68.
  113. Специальная тема. Отчет о НИР № 49 401. Воронежское ВВАИУ, 1996, с. 70.
  114. Специальная тема. Отчет о НИР № 49 703. Воронежский ВАИИ, 1998, с. 69.
  115. Специальная тема. Отчет о НИР № 49 704. Воронежский ВАИИ, 1999, с. 120.
  116. Специальная тема. Отчет о НИР № 30 403. Воронежское ВВАИУ, 2005, с. 120.
  117. Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (ФАПП 2002). — М.: Воениздат, 2002. — 96 с.
  118. Федеральные авиационные правила по производству полетов государственной авиации Российской Федерации (ФАППП-2004). -М.: Воениздат, 2004, 104с.
  119. С.П. Метеорологический словарь/ С. П. Хромов. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 420 с.
  120. В.В. Измерение и расчет видимости далеких предметов/ А. Ю. Шаранов. М.: Гостехиздат, 1947, 42 с.
  121. Н.П. Динамика атмосферных фронтов и циклонов/ Н. П. Шакина. Л.: Гидрометеоиздат, 1985, с. 262.
  122. Г. П. Распределение аварий по этапам полета и обеспечение безопасности при посадке/ Г. П. Шибанов. Проблемы безопасности полетов. 1986, № 8, -с. 25−32
  123. В.А. Проблемы авиационной метеорологии/ В. А. Шталь. -JI.: Гидрометиздат, 1962, 102 с.
  124. Г. Г. Принципы построения автоматизированных систем метеорологического обеспечения авиации/ Г. Г. Щукин. JI.: Гидрометеоиздат, 1991, с. 371.
  125. Airline Jet Safety. Flight Int., 1971, 100, No. 3263, p. 475 — 476.
  126. Airline Traffic. Vol. 1. Digest of Statistics. No. 189 A, Series T, No. 33, ICAO.
  127. , K. A. (Ed.), 1982: Nowcasting/ K. A. Browning,. New York: Academic Press, 256 pp.
  128. Fremning O. An investidation of the horizontal visibility under low clods in order to obtain results that can be of practical use in the air traffic/ O. Fremning // Meteorol. Annaler, Oslo. 1959.-Bd 4, N 15.-P. 401 -430.
  129. , N. D. 1993: Verification of terminal forecasts/ N.D.Gordon,. Proceedings Fifth International Conference on the Aviation Weather System, 2−6 August 1993, Virginia.
  130. Hodkinson J. Some observations of slant visibility in fog/ J. Hodkinson. Met. Mag., 1963, vol. 92, N 1086, p. 15 — 26.
  131. Horvath H. Atmospheric Visibility/ H.Horvath. Atmosph. Environ., 1981, v. 15, No. 11−15.
  132. ICAO Bulletin. Vol. 37, 1982, No. 7,8 p. 54.
  133. ICAO Bulletin. Vol. 38, 1983, No. 7, p. 27.
  134. Mao J. Visibility and telephotometer/ J. Mao, J.Li. Adv. Atmosph. Sci., 1985, v. 2, No. l, p. 124−128.
  135. McGinley J., 1986: Nowcasting Mesoscale Phenomena/J.McGinley. Ed.: P. Long, Amer. Met. Soc., Boston, 657−687.
  136. Renaud A. Txends in civil helicopter design/ A. Renaud. // 1С AO Bull. -1976. Vol. 31, N 2. — P. 18−22.
  137. Safety. Flight Int., 1962−1982, v. 81 — 123, No. 2746 — 3821.
  138. Stalenhoef A.V. Visibility variations at Shipholairport/ A.V. Stalenhoef. Amsterdam. Pure and Appl. Geophys., 1972, 98, No. 6, p. 213 — 226.
  139. Stewart К. H. An approximate relation between slant visibility and horizontal visibility at ground level/ K. H.Stewart. Met. Res. Pap., London, 1957, № 1046, p. 17−31.1=20 000кд•)=6000кд• 1=20С0кд
Заполнить форму текущей работой