Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы младших школьников в условиях реализации различных педагогических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В плане решения практических задач представляет интерес использование средств, адаптирующих организм к длительному изометрическому напряжению мышц, неизбежному при интенсивной учебной деятельности. В результате многолетних физиологических исследований было доказано, что регулярное применение дозированных статических мышечных усилий является эффективным методом повышения функционального состояния… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности функционального состояния организма младших школьников в условиях учебной деятельности и до под влиянием физических нагрузок (обзор литературы)
    • 1. 1. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, структуру сердечного ритма, физическое развитие, работоспособность и здоровье младших школьников
    • 1. 2. Исследование показателей сердечно-сосудистой системы под влиянием функциональных проб с физическими нагрузка- ^
    • 1. 3. Технология развивающего обучения по системе
  • Л.В.Занкова. ^
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследований
    • 2. 2. Методика изучения физического развития, функциональных показателей сердечно-сосудистой системы в покое и при физических нагрузках, физической работоспособности и статической выносливости
    • 2. 3. Методика регистрации сердечного ритма
    • 2. 4. Методика применения статических мышечных упражнений на уроках физической культуры
  • Глава. м. Влияние регулярных статических упражнений на физическое развитие и состояние двигательного аппарата 47 младших школьников
    • 3. 1. Влияние системы развивающего обучения Л. В. Занкова на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, физиче- ^ ское развитие и физическую работоспособность
    • 3. 2. Влияние регулярных статических упражнений на динамику 54 физического развития младших школьников
    • 3. 3. Динамика физической работоспособности и статической ^ выносливости младших школьников во время обучения в 1−3 классах
  • Глав^ 4. Особенности гемодинамики младших школьников в покое и при использовании функциональных проб с физиче- 73 скими нагрузками
    • 4. 1. Динамика показателей кровообращения младших школь- ^ ников в условиях покоя
    • 4. 2. Реакции системы кровообращения младших школьников ^ при статической нагрузке
    • 4. 3. Реакции системы кровообращения младших школьников ^ при динамической работе

    Глава 5. Анализ показателей вегетативного гомеостаза в процессе адаптации младших школьников к условиям развивающего обучения по системе Л. В. Занкова (по данным математического анализа сердечного ритма).

    5.1. Показатели сердечного ритма младших школьников во j gg время обучения в 1 классе.

    5.2. Показатели сердечного ритма младших школьников во время обучения во 2−3 классах.

Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы младших школьников в условиях реализации различных педагогических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перестройка общеобразовательной школы, связанная с расширением и углублением учебных программ, внедрением новых систем обучения, диктует необходимость изучения влияния экспериментальных форм обучения на адаптацию детского организма, их соответствия возрастным особенностям учащихся (Г.Н.Сердюковская, У. Кляйнпетер, 1990; Л. Ф. Бережков, 1993; М. В. Антропова и соавт., 1996;1998; М. М. Безруких, 1998).

Первоочередного внимания требуют дети младшего школьного возраста. Физиологические особенности таких детей, незрелость двигательного аппарата не позволяют им на всем протяжении учебных занятий поддерживать правильное положение тела. Лишь в течение 50% общего времени урока они способны сохранять правильную позу (В.А.Арсланов, 1979; В. А. Арсланов, Л. М. Арсланова, 1998). Затем учащиеся принимают неправильное положение, вследствие чего нарушается не только осанка, но и развивается утомление, снижаются работоспособность (Р.А.Шабунин, 1973; С. Б. Догадкина, И. О. Тупицын, 1985), функциональные возможности организма. В первую очередь это сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы, которая играет ведущую роль в обеспечении адаптации организма к условиям существования (Н.Р.Деряпа, 1986; А. В. Аболенская и соавт., 1989; P. Helms, 1993). Все эти негативные последствия учебной деятельности могут усугубляться при внедрении новых систем обучения, что нередко сопровождается увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки (М.В.Антропова и соавт., 1998; Г. К. Зайцев, 1998).

Влиянию экспериментальных форм обучения на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы младших школьников посвящены работы А. Н. Поборского, В. С. Кожевниковой (1996), О. А. Никифоровой и соавт. (1997), Ж. В. Бухариновой (2000), О. К. Побежимовой (2000), Н. Б. Дикопольской (2000), Г. З. Химич, С. Е. Булекбаевой (2000) и др. В связи с этим важное место занимают исследования состояния здоровья младших школьников, обучающихся в условиях реализации различных педагогических систем (Г.Н.Сердюковская и соавт., 1990; Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 1994; М. В. Антропова и соавт., 1995, 1998; Л. Ф. Бережков, Н. М. Бондаренко, 1994; М. Б. Колесникова, Г. В. Жуйкова, 1998; И. Р. Самойлова и соавт., 1996; Г. Г. Ушакова, 1999 и др.). Однако вопросы повышения эффективности процессов адаптации младших школьников в условиях применения развивающих систем изучены недостаточно.

Весьма актуальным на современном этапе является вопрос о возможностях профилактики негативных последствий для здоровья младших школьников при использовании в образовательных учреждениях новых педагогических систем. Важным является то, чтобы экспериментальные формы обучения способствовали не только интеллектуальному развитию, но и повышали адаптивность учащихся и увеличивали резервы их здоровья (В.Г.Воронцова, В. В. Колбанов, 1995).

В плане решения практических задач представляет интерес использование средств, адаптирующих организм к длительному изометрическому напряжению мышц, неизбежному при интенсивной учебной деятельности. В результате многолетних физиологических исследований было доказано, что регулярное применение дозированных статических мышечных усилий является эффективным методом повышения функционального состояния организма детей (Р.А.Шабунин, 1969, 1996; Р. А. Шабунин и соавт., 1978, 1979, 1990; Ю. Д. Железняк, С. В. Бондаренко, 1990; Н. А. Пилосян, 1996). Однако вопросы применения таких специфических нагрузок в условиях развивающих систем обучения до настоящего времени остаются малоизученными и требуют проведения лонгитудинальных комплексных исследований, позволяющих адекватно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы младших школьников на разных этапах обучения. Все вышесказанное определяет актуальность работы, теоретическое и практическое значение выдвигаемых в ней проблем.

Целью исследования явилось изучение особенностей функционирования и адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы младших школьников, занимающихся в условиях реализации развивающего и традиционного обучения, и апробация статических упражнений как средства преодоления факторов риска учебной деятельности и профилактики негативных последствий напряженной учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Используя лонгитудинальные исследования, изучить особенности функционирования сердечно-сосудистой системы и структуру сердечного ритма учащихся 1−3 классов как в условиях покоя, так и при использовании функциональных проб с физическими нагрузками в условиях реализации систем развивающего и традиционного обучения.

2. Исследовать влияние активизации двигательной деятельности с использованием статических упражнений на адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся в условиях реализации системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

3. Изучить динамику статической выносливости, физического развития и физической работоспособности учащихся 1−3 классов, занимающихся в условиях реализации систем развивающего и традиционного обучения.

Научная новизна работы:

Впервые проведено трехлетнее лонгитудинальное исследование динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма школьников 1−3 классов, занимающихся по системе развивающего обучения Л. В. Занкова;

Впервые установлена возможность коррекции функционального состояния младших школьников, занимающихся в условиях реализации системы развивающего обучения за счет активизации двигательной деятельности с рациональным использованием дозированных статических упражнений.

Выявлены особенности реакции гемодинамики у младших школьников, занимающихся в условиях реализации системы развивающего обучения и адаптированных к статическим усилиям при использовании функциональных проб с физическими нагрузками.

Исследована структура и динамика сердечного ритма в процессе развития и адаптации младших школьников в условиях реализации системы развивающего обучения.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования.

— расширяют представления о возрастных особенностям функционирования сердечно-сосудистой системы в покое и при физических нагрузках динамического и статического характера у младших школьников, адаптированных к изометрическим напряжениям;

— дают представление об особенностях регуляции сердечного ритма учащихся в течение трех лет обучения в условиях развивающего и традиционного обучения, о специфичности регуляции сердечного ритма в зависимости от адаптации младших школьников к статическим напряжениям;

— дополняют знания о статической выносливости, физическом развитии и физической работоспособности младших школьников, занимающихся в условиях реализации систем развивающего и традиционного обучения- -подтверждают необходимость использования комплексов статических упражнений как средства преодоления факторов риска учебной деятельности для здоровья младших школьников и профилактики негативных последствий напряженной учебной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематическое применение комплексов статических упражнений в уроках физической культуры младших школьников, занимающихся по системе развивающего обучения, оказывает благоприятное влияние на характер срочной адаптации сердечно-сосудистой системы к динамическим и статическим нагрузкам.

2. Систематическое применение комплексов статических упражнений на уроках физической культуры у младших школьников, занимающихся по системе развивающего обучения, оказывает выраженное влияние на динамику показателей сердечного ритма в течение учебного года.

3. Регулярное применение статических упражнений в уроках физической культуры в процессе обучения младших школьников по системе развивающего обучения обусловливает более выраженное увеличение физической работоспособности, статической выносливости и показателей физического развития по сравнению с учащимися, обучающимися по традиционной системе.

Апробация работы.

Результаты работы доложены на научно-практической конф., посвященной 45-летию факультета физической культуры ПГПУ (г. Пермь, 1994 г.) — на 5157 итоговых научно-практических конф. профессорско-преподавательского со-става>ПГПУ (г. Пермь, 1995;2001 г.) — на научно-практической конф. учителей школы-модуля № 25 г. Перми (1995 г.) — на 2 Междунар. научно-практической конф. «Экология и охрана окружающей среды» (г. Пермь, 1995 г.) — на 1 Всерос. конф. «Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи» (г. Екатеринбург, 1996 г.) — на Межрегиональной учебно-методической конф. по вопросам профилактики здоровья и его реабилитации (г. Пермь, 1996 г.) — на 2 Всерос. научно-практической конф. «Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии» (г. Санкт-Петербург,.

1997) — на межрегиональной науч. конф. «Методология и организация физиче-> 9 ского воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы» (г. Екатеринбург, 2001).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 научных работ.

Внедрение результатов исследований. Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе по курсу возрастной физиологии на кафедрах анатомии, физиологии и валеологии Ш НУ и УрГПУ. По материалам исследования даны рекомендации для учителей физической культуры муниципальной прогимназии г. Перми по внедрению в учебный процесс комплексов статических упражнений.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы организации и методов, трех глав собственных исследований, общего заключения, выводов и списка литературы, в котором приведены 271 источника, из них 218- отечественных и 53 — зарубежных. Работа изложена на 173 машинописных страницах, иллюстрирована 35 таблицами и 16 рисунками.

ВЫВОДЫ.

Л. Активизированный двигательный режим, включающий комплексы статических упражнений на уроках физической культуры, является одним из факторов, повышающих эффективность адаптации сердечно-сосудистой системы младших школьников в условиях реализации системы развивающего обучения. В состоянии относительного покоя у девочек, адаптированных к статическим усилиям, выявлены более высокие величины систолического и минутного объемов крови во втором и третьем классах, у мальчиков — минутного объема крови в третьем классе по сравнению с их сверстниками.

2. У младших школьников, адаптированных к статическим усилиям, в процессе реализации системы развивающего обучения сохраняется устойчивый уровень активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и центрального контура регуляции сердечного ритма на протяжении всего периода обучения в 1−3 классах. Учебная деятельность в условиях отсутствия профилактических мероприятий приводит к выраженному снижению симпатических с преобладанием парасимпатических влияний на сердечный ритм.

3. Общая направленность адаптационных сдвигов сердечно-сосудистой системы во время статического напряжения у учащихся, обучающихся по системе развивающего обучения, сводится к снижению прироста частоты сердечных сокращений и менее выраженному уменьшению систолического объема по сравнению с учащимися традиционных классов. Этот факт указывает на более высокую степень функциональной зрелости системы кровообращения младших школьников, адаптированных к статическим усилиям.

4. Реакции срочной адаптации системы кровообращения к динамической физической нагрузке у младших школьников, адаптированных к статическим усилиям, обеспечиваются за счет преимущественной мобилизации инотропных реакций, тогда как у их сверстников в контрольной группе увеличение минутной производительности сердца осуществляется при возрастающей роли хроно.

5. Систематическое использование изометрических упражнений повышает статическую выносливость младших школьников, обучающихся по системе развивающего обучения. Особенно интенсивно прирост этого показателя происходит в течение первого и второго класса. Как абсолютные значения, так и темпы прироста статической выносливости у учащихся экспериментальной группы достоверно выше по сравнению с результатами учащихся контрольной группы.

6. Обучение младших школьников по системе развивающей технологии Л. В. Занкова с использованием адекватных профилактических мероприятий не сопровождается нарушениями темпов физического развития. Более того, по темпам прироста антропометрических показателей за весь период исследования учащиеся экспериментальной группы имеют преимущество по сравнению с учащимися контрольной группы.

7. Повышение статической выносливости у младших школьников сопровождается увеличением показателей физической работоспособности при динамической работе, что отражает возрастание эффективности процессов аэробного энергообеспечения. Девочки экспериментальной группы в конце второго и в течение третьего года обучения имели более высокие показатели физической работоспособности по сравнению с их сверстницами из контрольной группы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты комплексного исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции сердечного ритма, физического развития, физической работоспособности указывают на необходимость проведения профилактических мероприятий среди младших школьников, занимающихся по программам развивающего обученияВ качестве таких мероприятий предлагаем включить комплексы статических упражнений в уроки физической культуры, часы здоровья, направленные на усиление двигательной нагрузки учащихся в процессе учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аберберг-Аугшкалли Л. А. Изменение деятельности сердца в ответ на функциональные пробы у детей младшего школьного возраста// Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. — Рига, 1980. — С.5−8
  2. Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Автореф. канд. биол. наук. Казань, 1971. — 24 с.
  3. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков Медицинские проблемы физической культуры. -1978. — Вып.6. — С.38−41
  4. Л.И., Юрко Г. П., Лебедева Н. Т. Гигиеническое обоснование нормирования физических нагрузок у школьников 6−15 лет// Актуальные гигиенические проблемы охраны здоровья населения: Тез. докл. Ереван, 1987. — С.78−79
  5. А.В., Самохвалова В. П., Разживина Г. Н., Лозовская Л. И., Балясникова Т. В., Крупник А. Б. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма// Педиатрия. 1989. — № 6. — С.50−54
  6. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/ Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. НИИ физиологии детей и подростков. М.: Педагогика, 1982. — 240с.
  7. Т.В. Возрастные особенности адаптации кровообращения к локальной мышечной деятельности// Физиология человека. 1983. — № 3. -С.428−434
  8. Ананьева Н А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. — Т.1. — № 1. — С.13−189"Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников// Вестник РАМН.- 1993.- № 5.-С.19−24
  9. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 232 с.
  10. М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к физической нагрузке// Физиология человека. 1983. — Т.9. — № 1. — С.18−24
  11. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г., Параничева Т. М. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников// Физиология человека. -1997. Т.23. -№ 1. — С.98−102
  12. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования// Педагогика. -1995.-№ 2.-С.26−31
  13. В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и их влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: Автореф.канд. биол. наук Казань, 1979. — 22с.• 146
  14. В.А., Арсланова JI.M. Учебная деятельность и осанка// Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Тез. симпозиума и школы-семинара молодых ученых и учителей. Казань, 1998. -С.8−10
  15. И.А. Основы возрастной периодизации// Возрастная физиология. Д., 1975. — С.5−67
  16. И. А. Особенности деятельности сердца по электромеханическим и частотным показателям у человека в разные возрастныепериоды// Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках .- Ставрополь: СГПИ, 1979. С.26−36
  17. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990. — 192с.
  18. P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом// Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М: Медицина, 1976. — С. 161−175
  19. P.M. Синусовая аритмия с точки зрения кибернетики// Математические методы анализа сердечного ритма. М.: Наука, 1968. С.9−23
  20. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 224с.
  21. P.M., Кукушкин Ю. А., Марасанов А. В., Романов Е. А. Методика оценки функционального состояния организма человека//Мед. труда и пром. экология, 1995. № 3. — С.30−34
  22. P.M. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе// Физиология человека. 1975. — Т.1. — № 2. — С.296−301
  23. P.M. Саморегуляция биологических ритмов как один из механизмов адаптации организма к изменениям внешней среды// Адаптивная саморегуляция функций. М.: Медицина, 1977. — С.49−67
  24. P.M., Берсенева А. П., Барсукова Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды// Физиология человека. 1985. — Т.П. — № 2. — С.208
  25. О.И., Шлык Н. И. Особенности вариабельности сердечного ритма до и после умственной нагрузки у школьников 9−10 лет// Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. междунар. научно-практ. конф. -Ижевск, 1998. С.56−57
  26. В.Н., Догадкина С. Б. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей 8 лет с разным типом мануальной асимметрии// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1990. — № 2. — С.94−98
  27. М.М. Динамика статистических характеристик сердечного•чритма у подростков 10−16 лет в процессе учебной деятельности// Новые исследования по возрастной физиологии. -1985. № 2. — С.58
  28. М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий //Физиология человека, 1989. Т. 15.- № 2. С.85−88
  29. М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся// Образование и здоровье: Тез.докл. Четвертая Всерос. научно-практ. конф. -Калуга, 1998. С.30−31
  30. Л.М., Власова Л. Н. Лонгитудинальное исследование физической работоспособности у детей// Преподавание в медицинском ВУЗе вопросов профилактики здоровья и его реабилитации: Тез. межрегиональной учебно-метод. конф. Пермь: ПГМА, 1996. — С.54
  31. Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медико-биологических факторов в его формировании/У Вестник Рос. Академии мед. наук. 1993. — № 5. -С.8−15
  32. Л.Ф. Учет динамики состояния здоровья и гормональной системы школьников для формирования концептуальных основ валеологии// Здоровье и образование: Матер. Второй Всерос. (с международным участием) научно-практ. конф. СПб., 1997. — С.22−24
  33. Л.Ф., Бондаренко Н. М. Динамика состояния здоровья детей за время обучения в школе// Современные естественнонаучные методы изучения человека и природной среды его обитания: Межвуз. сб. научных трудов Коломна, 1994. — С.39−46
  34. Л.Ф., Дубинская И. Д. Результаты массовых исследований как показатель состояния здоровья// Охрана здоровья детей. 1979. — Вып.7. -С.121−144
  35. А.П., Берсенева И. А. Исследование вариабельности сердечного ритма у школьников как метод возрастной валеологии// Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. Междунар. научно-практ. конф., Ижевск, 1998. — С.57−59
  36. А. А. Взаимосвязь физической и умственной работоспособности учащихся 14−15 лет в течение учебного года// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1986, — № 2.- С.67−69
  37. А.А. Реакция сердечно-сосудистой системы на пробу степ-тест 'и физическая работоспособность детей младшего школьного возраста Москвы// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — № 2.-С.25−28
  38. В.П., Мещеряков В. В., Сальникова О. А. Диагностические возможности тетраполярной грудной реографии при выполнении нагрузочных тестов на велоэргометре у детей// Педиатрия 1990.- № 8.- С.59−62
  39. В.П., Яковлев В. М., Кукса П. Я. Артериальные сосуды и возраст М.: Медицина, 1986.- 224с.
  40. Н.Г., Литвинова Н. А., Анисова Е. А., Шабашева С. В. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса// Валеология. 1997. — № 3. — С. 16−20
  41. Н.И. Динамика статической выносливости мышц туловища шестилеток на общеобразовательных уроках// Проблемы валеологии в образовании: Тез. Всерос. научно-практ. конф. Липецк, 1995. — С.24
  42. .В. Функциональная оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Автореф.канд. биол. наук. Казань, Чебоксары, 2000. — 24 с.
  43. Ю.С. Частота сердечных сокращений у детей 9−10 лет . динамике двухлетних наблюдений// Вегетативные показатели адаптаци] организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. — С.46−53
  44. Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова А. Т. Возрастай" особенности адаптации сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическил нагрузкам//Тез. докл. 17 съезда физиологов России.-Ростов-на-Дону, 1998.- С. З'
  45. Р.И. Морфофункциональные особенности растущегс ребенка.-М., 1978. С.29−32
  46. Р.И. Особенности реакций центральной гемодинамики нг физические нагрузки у девочек 7−14 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. М: Педагогика, 1984. — № 2. — С.22−25
  47. Р.И. Особенности центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при нагрузках разной мощности// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.-С.83
  48. P.M. Реакция срочной адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков на физические нагрузки разной мощности// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1985.-С.74
  49. Ю.Е. О стратегии и приоритетных направлениях педиатрии// Рос. Вестник перинатологии и педиатрии. 1994. — № 1. — С. 2−8
  50. В.Г. Общие размеры и пропорции тела. Морфология человека. М.: МГУ, 1983. С.48−76
  51. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки// Учебно-методическое пособие Ленинградского медицинского института. Л., 1986. — 56с.
  52. В.Г., Колбанов В. В. Особенности становления педагогической валеологии в России// Здоровье и образование. Проблемыпедагогической валеолгии: Матер, первой Всерос. научно-практ. конф. СПб. 1995. — С.3−5
  53. И.Н. Возрастные особенности некоторых показателе! гемодинамики здоровых детей// Вопросы охраны материнства.- 1967. № 8. С.9−12
  54. И.Н. Тетраполярная реография в исследовании ударного объема у детей// Педиатрия. -1977.- № 4, — С.57−59
  55. О.С., Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации в школе// Физиология человека. 1992. — Т.18. — № 6. — С.116−124
  56. Э.А. Особенности электрической активности коры головного мозга у детей и подростков при статических нагрузках// Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1986. № 2. -С. 10−14
  57. Э.А. Состояние центрального и мозгового кровообращения у девочек 8−9 и 13−14 лет при изометрических нагрузках// Новые исследования в психологий и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1990.-№ 2. -С.108−111
  58. Э.А. Физиология статических напряжений. Смоленск: СГИФК, 1987.-71с.
  59. Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников// Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 1. -С.88−93
  60. Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет// Физиология человека. 1982. — Т.8. — № 6. — С.957−961
  61. Э., Линдишене Д. Адаптация школьников начальных классов к учебной деятельности // Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1979. № 2 (13). — С.29−37
  62. Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. Особенности динамик. некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебной года// Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 4. — С.708−715
  63. Г. А. По дидактической системе Л.В. Занкова// Начальная школа. -1993. № 10. — С.49−53
  64. И.В. Состояние центрального и периферического кровообращения у детей 3−6 лет с различным типом вегетативной регуляции сердечного ритма при статической нагрузке// Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С.28−29
  65. Н.К. Сдвиги гемодинамических показателей и физической работоспособности 6-летних детей за учебный год// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1985. — С.119
  66. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: Учебное пособие /Отв. ред. Р. А. Шабунин. Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1981. — 80 с.
  67. А.Г. Врачебный контроль в спорте.- М.: Медицина, 1988.-230 с.
  68. А.Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология. М.: Медицина, 1989. — 161с.
  69. Н.Р. Сердечно-сосудистая система при холодовой адаптации//•ч
  70. Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения. Руководство по физиологии. Л.: Наука. — 1986. — С.449
  71. Н.Б. Влияние разных режимов обучения на андроген-ную функцию надпочечников и сердечно-сосудистую систему детей 7−9 лет: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 2000. — 24 с.
  72. С.Б. Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.80−89
  73. С.Б. Состояние периферического кровотока при статической нагрузке у мальчиков 7 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1984. — № 2. — С.32−35
  74. Ю.Д., Бондаренко С. В. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптательности детей 6−7 лет к учебному труду// Теория и практика физической культуры. -1990. № 10. -С.32−34
  75. Г. А. Дидактическая система Л.В.Занкова в практике учителя// Начальная школа. 1993. — № 10. -С.54−59ч
  76. Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: Акцидент, 1998. — 159с.
  77. JI.B. Принципы экспериментальной дидактической системы. Избранные педагогические труды. М., 1990. — С.113−119
  78. В.В., Бобков В. В., Ольбинская Л. И. Клиническая эхокардио-графия. М.: Медицина, 1979. — 249 с.
  79. В.М., Сарсания С. К. Исследование физиологических аритмий сердца// Математические методы анализа сердечного ритма. М.: Наука, 1968. — С.31−50
  80. Н.В., Рыжов А. В. Показатели внешнего дыхания и гемодинамики у детей 10 лет// Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань, 1996. — С.38−39
  81. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы /Под ред. Т. С. Виноградовой: М.: Медицина, 1986. 416 с.
  82. Э.М., Кураев Г. А., Шорин Ю. Н. Исследование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных, адаптивных возможностей организма// Физиология человека. 1993. — № 3. -С.98−103
  83. Л.Ф., Ростовцева Е. Е., Ландайс Я. Я. Адаптационные возможности учащихся начальных классов// Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб трудов междунар. конф. Новосибирск: НГПУ, 1999.- С.172−173
  84. Г. А., Муравлев В. В., Паутов А. В. Образование и здоровье: некоторые пути решения проблем// Здоровье и образование. Матер. 2 Всероссийской (с международным участием) научно-практической конф. СПб.- 1997.-С.64−65
  85. O.K., Куринская Т. М. Система обучения как факте формирования здоровья// Педагогические и медицинские проблемы валеологи Сб. трудов междунар. конф. Новосибирск: НГПУ, 1999. — С.177−178
  86. Р.А. Анализ факторов, определяющих уровень артериал. ного давления у детей и подростков // Новые исследования по возрастной ф{ зиологии. М., 1978. — № 1. — С.28−33
  87. Р.А. Предупреждение поражений сердца у детей. М 1975. — 63 с.
  88. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудиста системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  89. Р.А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастньп особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированнук физцческую нагрузку// Новые исследования по возрастной физиологии. М. Педагогика, 1980. — № 1. — С.33−37
  90. Т., Суурорг Л. Определение состояния физического благополучия детей// Актуальные проблемы профилактики неинфекционны* заболеваний: Тез. докл. М., 1995. — С.67−68
  91. М.Б., Чернышева Ю. Н. Экскреция катехоламинов и 5-ОИУК у школьников 11−12 лет в динамике учебного года// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1984. — № 1. — С.24−26
  92. В.Н., Стромская Е. П., Варламова Л. П. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков// Гигиена и санитария. — 1980. — № 10. — С.33−35
  93. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. -95с.
  94. В.Л., Белоцерковский З. Б., Любина Б.Г. PWCno проба для определения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры и спорта, 1969. — № 10. — С.37−40
  95. А.В. Использование статистических характериегш сердечного ритма для оценки умственной работоспособности// Физиологи* человека. 1986. — Т. 12. — № 3. — С.426
  96. Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983. — 227с.
  97. JI.M., Кириакиди Ф. С. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень физической работоспособности школьников в 7−10 лет// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С.98−99
  98. Г. В. Влияние локальной статической нагрузки на морфофункциональные показатели миокарда у детей 1 и 2 групп здоровья// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1990. — № 2. — С.98−102.
  99. Г. В., Колодько О. Е. Влияние локальной статической нагрузки на сократительную функцию левого желудочка сердца у детей 6−7 лет// Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 4. — С.53−58
  100. Л.Г. Реакции сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем школьниц 7−16 лет на физическую нагрузку большой мощности: Авто-реф. дис.канд. биол. наук. Казань, 1990. — 23 с.
  101. Г. С., Бабкин С. М., Кельцев В. А. Диастолическая функция сердца у детей и подростков в процессе срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам// Кардиология. 1992. — № 6. — С.74−77
  102. М.Б., Жуйкова Г. В. К проблеме взаимосвязи между учебными нагрузками и здоровьем школьников младшего возраста// Образование и здоровье. Тез. докладов 4-й Всероссийской научно-практической конф. Калуга. — 1998. -С.154−155
  103. С.М. Особенности электрокардиограммы у детей 7−12 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. — № 1. — С. 15
  104. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев, 1973. — 356 с. J
  105. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−4 классов общеобразовательной школы/ Сост. В. И. Лях, Л. Б. Кофман. Г. Б. Мейксон. М.: Педагогика, 1992. — 34с.
  106. Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера: Автореф. дис. докт. биол. наук. Архангельск, 1999. — 47 с.
  107. В.М. Динамика показателей кровообращения и дыхания у мальчиков младшего школьного возраста под влиянием нагрузок разной мощности// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — № 2.л1. С.33−35.
  108. О.В. Сердечно-сосудистая система и возраст. М.: Медицина. — 1983. — 176 с.
  109. М.Т. Особенности адаптации младших школьников к учебным нагрузкам при различных формах обучения// Образование и здоровье: М-лы четвертой Всерос. научно-практ. конф. Калуга, 1998. — С.159−161
  110. И.А., Горев А. С. Неспецифическая реактивность центральной нервной системы детей 7−8 лет на различные виды нагрузок// Новце исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1990. — № 2. — С.81−85
  111. И.А. Особенности регуляции сердечного ритма у детей 7−8 лет с разным уровнем развития выносливости// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1989. — № 2. — С.88−90
  112. Я21. Куприянова О. О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечного ритма у здоровых детей// Физиология человека. 1988. — Т.4. — № 2. -С.328−331
  113. В.Р. Динамические наблюдения за состоянием здоровья дета в городе с развитой химической промышленностью// Гигиена и санитария. 1994. -№ 2. С.37−40
  114. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций/ Педагогика. 1996. -№ 2. — С.7−11
  115. Л.Е., Букреева Д. П., Васильева Р. М. Особенности функционирования физиологических систем у детей школьного возраста при мышечной деятельности// Физиология человека. -1991. Т. 17. — № 5. — С. 107
  116. Маковец-Домбровска Т. Влияние одновременного выполнения статической и динамической нагрузки на изменения текущей физической работоспособности// Физиология человека. -1989. Т. 15. — № 4. — С.113−117
  117. Т.Н. К проблеме установления должных величин артериального давления в онтогенезе человека// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С. 107
  118. В.А., Кривощеков С. Г., Демин Д. В. Физиология перемещений человека и вахтовый метод. Новосибирск: Наука. -1986. — С.196.
  119. Методика применения статических упражнений на уроках физической культуры в 5−7 классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации/ УрГПИ/ Сост. ЛГ. Петрова, В. Г. Петров. -Свердловск, 1987. 34с.
  120. В.В. Тетраполярная грудная реография в оценке гемодинамического обеспечения физической нагрузки у здоровых детей 7−15 лет//Педиатрия. 1986. — № 10. — С.28−29
  121. В.В. Тетраполярная реография в оценке состояния центральной гемодинамики при физических нагрузках у здоровых детей/У Вопросы охраны материнства и детства. -1986.- № 1.- С.20−22
  122. B.C. Роль сердечного выброса в кислородно-транспортной функции крови у детей и подростков при физической нагрузке// Новые исследования возрастной физиологии. М., 1974. — № 2. — С. 11−14
  123. Р.А. Возрастная динамика структур сердца и егофункциональные особенности у школьников 7−16 лет по данным ЭхоКГ: Автолреф. дис.канд. биол. наук. -Л., 1983. 22 с.
  124. А.Р., Григорьева О. В. Физическое развитие и физическая работоспособность организма учащихся 8 лет// Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке: Тез. Всерос. науч. симпозиума. Казань: КГПУ, 1998. — С.83−84
  125. О.А., Казин Э. М., Заруба Н. А., Каменская Е. А. Изменения функционального состояния первоклассника в зависимости от профиля обучения// Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб., 1997. — С.100−102л
  126. О.Е., Соловьева Н. И., Винокурова Л. Н. Вегетативное обеспечение школьников, имеющих разную нагрузку// Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Матер, научно-практ. конф. М., 1995.-С.116
  127. А.М., Макарова И. И. Реакция сердечно-сосудистой системы на статическую нагрузку// Теория и практика физической культуры. -1981. № 4. — С.21−24
  128. Т.Г. Статистические характеристики ритма сердца у мальчиков разного возраста// Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках. Ставрополь, 1979. — С.85−88
  129. М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. М., 1976.-310 с.
  130. М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  131. М.К., Вульфсон И. Н. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы в различные возрастные периоды // Актуальные проблемы педиатрии. М.: Медицина, 1978. — С. 11−27
  132. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис.канд. биол. наук. М., 1979. — 21с-
  133. В.В. Взаимосвязь основных гемодинамических показателей с тотальными размерами тела у девочек 7−17 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — № 1. — С.27−32
  134. Ю.П., Баевский P.M., Панова Н. А. К вопросу о возрастных особенностях хроно- и инотропной реакции сердца// Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. -Ставрополь, 1975. С.114−139
  135. Н.А., Бородинов В. А., Олешкевич Т. Г. Возрастные особенности статистических характеристик сердечного ритма// Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975. — С.95−103
  136. Н.А., Олешкевич Т. Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма школьниц 7−18 лет// Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Вып.2. — Ставрополь, 1977. -С.52−61
  137. Н.А., Филеши П. А. Возрастная динамика взаимоотношения ритма и силы сердечных сокращений у школьниц 7−18 лет// ВозрастныеАфункциональные особенности сердца при физических нагрузках. Ставрополь, 1979. — С.72−84
  138. Н.А., Филеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников//
  139. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.-С.115
  140. Н.А. К научному обоснованию применения младшими школьниками статических упражнений на уроках физкультуры// Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. Ч.2.- Екатеринбург, 1996. — С.71−73
  141. O.K. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 7−10 лет разных режимов обучения: Автореф. дис.канд. биол. наук. Казань, 2000. — 22 с.
  142. А.А. Особенности ритма сердца и симпато-адреналовой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года: Автореф. дис. канд. биол. наук -Казань, 1990.-24 с.
  143. Применение статических упражнений на уроках физической культуры в 4−5 классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации/ Свердловский пединститут/ Сост. А. Ф. Терешкин. Свердловск, 1981.- 20 с.
  144. В.В., Устьянцев С. Л. Утомление при динамической и статической мышечной деятельности человека// Физиология человека. 1989. -Т. 15. -№ 5. — С.90−96
  145. С.И. Изменения артериального давления у детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебной нагрузке// Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. -С.89−100
  146. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис.канд. биол. наук. Казань, 1989. — 22 с.
  147. Т.В., Жданова JI.A., Шиляев P.P. Состояние здоровья младших школьников с различным умственным и физическим развитием// Школа здоровья. 1996. -3. — № 2. — С.5−12,134
  148. Г. Х. Состояние сердечно-сосудистой системы школьников под влиянием физической нагрузки большой мощности// Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам: Сб. научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1990. — С.54−61
  149. Г. Х. Физическое развитие и физическая работоспособность школьников мужского пола 7−17 лет// Проблемы физиологии двигательного аппарата. Казань: КГУ, 1992. — С. 138−146
  150. И.Р., Дворягина Е. С., Борисова О. Н. К состоянию здоровья учащихся первых классов// Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С.81
  151. Н.В., Павлова И. В., Петрова Л. Г. Возрастные особенности развития статической выносливости и способы ее повышения// Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С.82−83
  152. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — С.14−38,186−190
  153. Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков// Вестник АМН СССР. -1978. № 8. — С.63−67
  154. Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей к подростков важнейшая социальная проблема// Здоровье, развитие, личность. ¦ М.: Медицина, 1990. — С. 14−26
  155. Ф.Г., Крылова А. В., Русинова С. И. и др. Специфика механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков// Тез. докл. 17 съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. — С.47
  156. Л 73. Ситдиков Ф. Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года// Физиология человека. 1992. -Т.18. — № 3. -С.88−95
  157. В.В., Ефман М. А., Пампура Н. А. Возрастные физиологические сдвиги сердечно-сосудистой системы при статико-динамической работе//Возрастная морфология, физиология и биохимия: Матер. 9 научной конф. Ч. 1. -М., 1972. — С.240−244
  158. В.Ф., Шляхтенкова Т. В., Юнилайнен О. В. Тенденции в состоянии здоровья детей школьного возраста// Образование и здоровье: Тез. докл 4-й Всерос. научно-практ. конф. Калуга, 1998. — С.244−245
  159. М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей// Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: Матер, первой Всерос. научно-практ. конф. СПб, 1995. — С.52−54
  160. С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. -М.: Наука, 1986.-241с.
  161. В.В. Психофизиология стресса. -М.:Педагогика, 1975.- 208с.
  162. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с. кs 181. Сухарева JI.M., Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Прессинг школьныхновостей в зеркале здоровья// Школа здоровья. 1998. — № 2. — С.37−43
  163. С.П. Гемодинамические показатели у детей 7−15 лет с различным уровнем физического развития// Матер, конф. По сосудистымVдистониям детей. Минск, 1974. — С. 15−18
  164. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика. — 1985. — С.88
  165. И.О. Возрастные особенности реактивности сердечнососудистой системы на физические нагрузки умеренной мощности//f Физиология человека. 1983. — Т.9. — С.50−56
  166. И.О. Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы школьников в течение учебного года и под влиянием дозированнойфизической нагрузки// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: 5 Педагогика, 1979. — № 2. — С.37−45
  167. Г. Г. Инновационное обучение и здоровье младших школьников// Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. трудов междунар. конф. Новосибирск: НГПУ, 1999. — С.366−367
  168. JI.C. Работоспособность и состояние здоровья первоклассников, f обучающихся при различных учебных режимах//Новые исследования повозрастной физиологии. М.: Педагогика, 1978.- № 2. — С.130−134
  169. Н.А. Морфофункциональные основы адаптации школьников к физическим нагрузкам. Челябинск, 1984. — 88 с.
  170. Н.Н., Куашева Д. А. Об адаптации младших школьников кинновационным формам обучения// Педагогические и медицинские проблемы, валеологии: Сб. трудов междунар. конф. Новосибирск: НГПУ, 1999.-С.377−378
  171. П.И. Ранняя диагностика и прогнозирование нарушений осанки у младших школьников с помощью компьютерной стабилографии// Гигиена и санитария. -1993. № 9. — С.29
  172. А.Г., Козлов В. И., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические исследования учебной нагрузки учащихся// Сов. Педагогика. -1983. № 12. — С.34−42
  173. С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков// Детская спортивная медицина. М., 1980. — С.66−92
  174. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1991. -116 с.
  175. О.Н. Изменение ритма сердечных сокращений у 8−11-летних детей под влиянием занятий физическими упражнениями// Теория и практика физической культуры. 1984. — № 9. — С.29
  176. Г. В., Титоренко О. И., Вихорева Т. Г. Физическое развитие школьников города Набережные Челны// Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке: Тез. Всерос. научного симпозиума. Казань: КГПУ, 1996. — С. 106
  177. Е.Е. Ситуация со здоровьем школьников в современных социально-экономических условиях// Образование и здоровье: Тез.докл. 4 Всерос. научно-практ. конф. Калуга, 1998. — С.3−9
  178. М.И., Ананьева Н. А. Результаты отдельных наиболе<�важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 год/ >
  179. Гигиена и санитария. 1994. — № 4. — С.39−42
  180. Р. А. Возрастные особенности функционировали* двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статически? напряжениях: Автореф. дис. докт. мед. наук. Свердловск, 1969. — 36 с.
  181. Р.А. Физиологические механизмы, обеспечивающие } подростков адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к мышечной работе// Особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме в при сколиозе. Волгоград, 1978. — С.24−37
  182. Р.А. Физические упражнения статического характера кап нетрадиционное средство физического воспитания// Традиционные в нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С. 103−104
  183. Р.А., Петрова Л. Г. Статические упражнения как средстве воспйтания волевых качеств// Психологические аспекты физического воспита ния школьников. Курган, 1990. С.85−86
  184. P.A., Терешкин А. Ф., Павлова И. В. Влияние физически? упражнений статического характера на развитие двигательных качеств дете* младшего школьного возраста// Физическое воспитание и школьная гигиена. ¦ М., 1978. С.238−240
  185. Н.И. Особенности вариабельности ритма сердца у детей i покое, при физических и умственных нагрузках// Традиционные г нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С.110−112•ч
  186. Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности// Вестник Удмуртского университета. -Ижевск, 1992. № 3. — С. 17−35
  187. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск: Удмуртский университет, 1991. -С.418
  188. Н.И., Байгурова О. И. Индивидуальные и возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у школьников 7−10 лет. //Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез междунар. научно-практ. конф. Ижевск, 1998. — С.75−76
  189. А.И., Сиваков С. П. Оценка годовой динамики состоянии здор9вья и физическое развитие первоклассников при различных режимам обучения// Гигиена и санитария. 1989. — № 8. — С. 18−20
  190. Ю.А. Акцелерация роста и развития подрастающей поколения. Акцелерация развития и состояния здоровья детей и подростков/ ВНИИТИ. Медицина и здравоохранение. Педиатрия. — 1980. — № 2. — С.5−22
  191. Ю.А. Изменения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Москвы за последние 20 лет// Гигиена н санитария. -1991. № 8. — С.22−25
  192. Akselrod S., Gordon D., Ubel F.A., Shannon D.C., Barger A.C., Cohen RJ. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat-to-beat cardiovascular control// Science. 1981. V.213. — № 4504. — P.220−222
  193. Ally A. Ventrolateral medullary control of cardiovascular activity during muscle contraction// Neurosci. Biohav. Rev. 1998. V.23. — № 1. — P.65−86
  194. Astrand P.O. Physical activity and fitness //Am J Clin Nutr. 1992. -V.55 № 6. P. 1231−1236
  195. Astrand P.O., Ryhming I. A nomogram for calculation of aerobic capacity (physical fitness) from pulse rate during submaximal work // LAppl. Physiol. 1954. -V.7. — № 2. — P.218−223
  196. Bangsbo J., Hellsten Y. Muscle blood flow and oxygen uptake in recovery from exercise// Acta Physiol.Scand. 1998. V.162. — № 3. — P.305−312
  197. Bosch Cimenez V. Estudion de la tension arterial en la edad escolar- dis-tribucion у correlacion con variables cronogicas у antopometricas. An. esp. pediat., 1984. — 20. — № 8. P.741−750
  198. Burke V., Beilin L.J., Milligan R., Thompson C. Assessment of nutrition and physical activity education programmes in children // Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. 1995. -V.22. -№ 3. P.212−216
  199. Collingwood T.R., Sunderlin J., Reynolds R., Kohl H.W. Physical training as a substance abuse prevention intervention for youth// J. Drug Educ. 2000. V.30.-№ 4. -P.435−451
  200. Conway J., Boon N., Vann Jones J. Involment of the barareceptor reflexei in the changes in blood pressure with sleep and mental arose // Hupertension. 1983. V.5. -№ 5. — P.746
  201. Delamarche P., Gratas-Delamarche A., Mourner M, Koubi H.E., Favier R. Glucoregulation and hormonal changes during prolonged exercise in boys and girls // Eur. J.Appl.Physiol. 1994. V.68. — № 1. — P.3−8
  202. Faigenbaum A.D. Strength training for children and adolescents// Clin. Sports Med. 2000. V.19. — № 4. — P. 593−619
  203. Ferron C., Narring F., Cauderay M., Michaud P.-A. Sport activity in adolescence: associations with health perceptions and experimental behaviours// Health Education Research. 1999. V.14.- № 3. — P.339−355
  204. Finley J.P., Nugent S.T. Heart rate variability in infants, children and young adults// J. Auton. Nerv. Syst. 1995. V.51. — № 2. — P.103−108
  205. Glenister D. Exercise and mental health: a review// J.R.Soc.Health. 1996.-V.116. -№ 1. P.7−13
  206. Helms P. Lung Function testing // Curr. Paediat. 1993. — V.3. — № 2. -P.92−95
  207. Huonker M., Halle M., Keul J. Structural and functional adaptations of the cardiovascular system by training//Int.J.Sports Med. 1996. -V.17. Suppl.3.-P. 164−172
  208. Kautzner J., Camm A.J. Clinical Relevance Of Heart Rate Variability// Clin Cardiol. 1998. V. 20. — № 2. — P.162−168
  209. Kenney W.L. Parasympathetic control of resting heart rate: relationship to aerobic power// Med.Sci. Sports Exerc. 1985. V.17. № 4. — P. 451−455
  210. Kleiger R.E., Stein P.K., Bosner M.S., Rottman J.N. Time domain measurements of heart rate variability// Cardiol.Clin. 1992. V.10. — № 3, — P.487−498
  211. Krauss R.M. Exercise, lipoproteins, and coronary artery disease// Circulation. 1989. V.79.-№ 5.-P.l 143−1145
  212. Kubicek W.Q., Kottke F.J., Bamos T.U. The minnisote impedance car-diographeory and applications// Biomed. Engin., 1974. № 9. — P.410−416
  213. Leheuzey J.Y. Heart rate variability value in rhythmology// Arch.Mal.Coeur Vaisseaux. 1992. — V.85 (Sup). — P.37−43
  214. Lind A.R., Taylor S.H., Humphreys P.W., Kenelly B.M., Donald K.W. Clin. Sci., 1964,27. P.229−244
  215. Malliani A., Lombardi P., Pagani M. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool explore neural regulatory mechanisms// Brit. Heart J. 1994. — V.71. -P. 1−2
  216. Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Fnrlan R., Guzzetti S., Cerutti S. Spectral analysis to assess increased sympathetic tone in arterial hypertension// Hypertension. 1991. 17. -№ 4. -P.36−42
  217. Malik M., Camm A.J. Heart rate variability// Clin. Cardiol. 1990. V.13. -P.570−576
  218. Malik M., Camm A.J. Heart rate variability: from facts to fancies// J.Am.Coll.Cardiol. 1993. V.22. — P.566−568
  219. Massin M., Von Bernuth G. Normal ranges of heart rate variability during infancy and childhood// Pediatr.Cardiol. 1997. V. 18. — № 4. — P.297−302Л
  220. Mc Ardle W.D., Katch F.I., Katch V.L. Exercise physiology: energy nutrition and human// Lea and Fibiger, 1981. 508p.
  221. Mitchell Y., Schibue D., Payne F., Saltin B. Response of arterial blood pressure to static exercise in relation to muscle mass, force development and electromyografic activity//Circ.Res. 1981.- V.48. Suppl. 1. P.70−75
  222. Molgaard H., Sorensen K.E., Bjerregaard P. Circadian variation and influence of risk factors on heart rate variability in healthy subjects// Am.J.Cardiol. 1991. -V.68. № 8. — P.777−784
  223. Obrist P.A. The relationship among heart rale, carotid dp/dt and blood pressure in humans as a function of the tupe of stress //Psychology. 1977. — V.15. -№ 2. — P. 102
  224. O' Connor P.Y., Cook D.B. Anxiolytic and blood pressure effects of acute static compared to dynamic exercise// Ynt. J. Sports Med., 1998. V.19. № 3. -P. 188−192
  225. H., Widmisky J., Leizerova M., Heje Z., Rakicka E. Распреде ° ление кровяного давления у детей и подростков. Cor. et vasa, 1982. — V.24. •• № 1. -Р.56−66
  226. Ragnan A., Canterin А.А., Donadon V. Precursori dell arteioscherosi nel• Iinfanzia studio di pordenone // L. Ital. Cardiol. 1980. — Vol.10. — P.815−820
  227. Schram V., Hanson P. Exercise prescription for cardiol rehabilitation pa-tients'using weighted walking // Circulation, 1985. V.72. — № 4. Pt.2. — P.39
  228. Seals D.R., Chase P.B. Influence of physical training on heart rate variability and baroreflex circulatory control// J. Appl. Physiol., 1989. V.66. — № 4.1. P. 1886−1895
  229. Med. 1997. V.24. — № 4. -P.241−257
  230. Turley K.R., Wilmore J.H. Cardiovascular responses to submaximal exercise in 7- to 9-years old boys and girls // Med. Ici, Sports Exerc. 1997. V.29, — № 6.1. P.824−832
  231. Wiley R.L., Dunn C.L., Cox R.H., Hueppchen N.A., Scott M.S. Isometric exercise training lowers resting blood pressure// Med. Sci. Sports Exerc. 1992. V.24. -№ 7. — P.749−754
  232. Yamomoto L., Velazquez L., Zamora Y., Cardoso G., Posadas C. Factors influencing blood pressure in adolescents: Abstr. 12th Sci. Meet. Inter. Amer. Soc. Hypetens, Mexico City, Мех., March. 15−18. 1997// Hypertension, 1997. — V.29.1.№ 3.- P.870
  233. Yoshio H., Shimizu M., Sugihara N., Kita Y., Shimizu K., Minagawa F., Nakabayashi H., Takeda R. Assesment of autonomic nervous activity by heart rate spectral analysis in patients with variant angina// Am. Heart J. 1993. V.125.- P.324 329
Заполнить форму текущей работой