Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, еще одним перспективным для исследования направлением выступают проблемы создания и деятельности российских фондов приблизительных аналогов общественно-политических фондов ФРГ (с учетом ограничений, накладываемых российской политической системой и т. д.). Такие фонды могли бы по аналогии с ОПФ ФРГ стать со временем инструментами неформальной политики (или, по крайней мере, субъектами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политико-институциональные основания деятельности неправительственных организаций в России
    • 1. 1. Политические предпосылки институционализации зарубежных неправительственных организаций в России
    • 1. 2. Политико-правовые основы деятельности общественно-политических фондов ведущих стран мира на территории России
  • Глава 2. Содержание и особенности деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России
    • 2. 1. Основные задачи, важнейшие направления и формы деятельности общественно-политических фондов ФРГ в мировом пространстве и в России
    • 2. 2. Последствия влияния деятельности общественно-политических фондов
  • ФРГ на общественно-политические процессы в России
  • Глава 3. Роль общественно-политических фондов ФРГ в политической жизни московского мегаполиса
    • 3. 1. Состояние и результаты деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы
    • 3. 2. Проблемы и перспективы деятельности общественно-политических фондов ФРГ в Москве

Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократический транзит в качестве одного из векторов динамики современной российской политической системы неизбежно предполагает постепенное превращение российского общества в пространство, все более открытое для внешнеполитического влияния. Постоянно открываются новые возможности и в сфере контактов российских и зарубежных общественно-политических организаций, действующих на территории Российской Федерации. На протяжении вот уже почти двадцати лет одним из направлений развития таких контактов является деятельность общественно-политических фондов иностранных государств на территории российского государства. В этом отношении наиболее заметна деятельность общественно-политических фондов ФРГ (далее — ОПФ ФРГ).

Во-первых, ОПФ ФРГ являются наиболее активными на территории Российской Федерации некоммерческими организациями Германии, осуществляющими деятельность общественно-политического характера, а значит, эта деятельность должна быть предметом постоянного и пристального всестороннего научного исследования и взвешенной оценки.

Во-вторых, крайне актуальными являются научный анализ и взвешенная оценка содержания и последствий деятельности в нашей стране ОПФ ФРГ в качестве субъектов и проводников внешнеполитической стратегии современного германского государства в отношении Российской Федерации.

В-третьих, по мере того как Россия возвращает себе достойное положение в мире, очевидно повышение внимания некоммерческих организаций разных стран к внутриполитическим процессам в РФ. В этой связи именно сегодня целесообразно периодически производить научную оценку основных политических технологий деятельности ОПФ ФРГ в России в плане их воздействия на политические процессы в нашей стране и исследование данной проблематики также очень актуально.

В-четвертых, в последние годы происходит возрастание интереса российского государства к деятельности различных зарубежных некоммерческих организаций и неправительственных объединений на территории Российской Федерации. Были внесены обширные поправки в российское законодательство, регулирующее существование и деятельность некоммерческих организаций и неправительственных объединений, к числу которых относятся ОПФ ФРГ, на территории России. Актуальным становится научный анализ влияния изменений в российском законодательстве на дальнейшую их деятельность в нашей стране.

В-пятых, основная деятельность ОПФ ФРГ сосредоточена на территории Москвы, поэтому оправдан и актуален также научный интерес к рассмотрению их деятельности в Москве — мегаполисе со столичным статусом, территории пребывания высших органов государственной власти России, местом концентрации основных финансовых и политических ресурсов страны. Данная проблема также актуальна для политической науки ввиду необходимости решения ряда теоретических и концептуальных проблем мониторинга и оценки результатов деятельности общественно-политических фондов ФРГ в Москве на современном этапе.

Разработанность темы исследования. Несмотря на то, что общественно-политические фонды ФРГ существуют и функционируют уже давно, даже в самой Германии политологи не уделяют их изучению должного внимания. Так, в 2007 году исследователь С. Бартч1 указывал на то, что степень известности общественно-политических фондов ФРГ невелика и политическая наука до настоящего момента занималась ими спорадически. В настоящее время существуют издания справочного характера, вышедшие в.

Bartsch, Sebastian. Politische Stiftungen // Schmied, Siegmar. Hellman, Gunther. Wolf, Rheihard (Hrsg.) Handbuch zur deutschen Politik. 1. Auflage Januar 2007. VS Verlag fuer Sozialwissenschaften WV Fachverlage GmBH, Wiesbaden, 2007. — S. 280- Weidenfeld, Werner (Hrsg.) Europa-Handbuch. Band I. Die Europaeische Union — politisches System und politische Bereiche. Dritte, aktualisierte und ueberarbeitete Auflage. Verlag Bertelsmann Stiftung. — 2004. — 791 S. свет в ФРГ, содержащие краткие сведения о правовом положении и задачах ОПФ ФРГ2.

Еще ниже степень разработанности политологической проблематики деятельности рассматриваемых фондов в отечественной научной литературе. C.B. Погорельская подчеркивает, что нехватка научных материалов вынуждает исследователей обращаться к эмпирическим методам, предполагающим практическое ознакомление с работой фондов, интервью с их сотрудниками, партнерами, работниками министерств. Именно так была создана большая часть научных работ по этой теме3.

В последние годы появилось несколько зарубежных диссертационных исследований, посвященных различным проблемам, связанным с деятельностью ОПФ ФРГ. Так, австрийским исследователем Й. Зантером проведен сравнительный анализ ОПФ ФРГ и австрийских партийных академий4. Немецким исследователем М. Борном рассмотрен вопрос правового обеспечения деятельности фондов и связанных с ними организаций. Его соотечественником И. Геерлингсом исследовались конституционно-правовые и управленческие проблемы государственного финансирования фондов6. М. Эггерт рассмотрены вопросы зарубежной п деятельности фонда им. Ф. Эберта .

В отечественной политической науке только начинает разрабатываться рассматриваемая научная проблематика. Предметом научного исследования.

2 См., например: Bartsch, Sebastian. Politische Stiftungen // Schmied, Siegmar. Hellman, Gunther. Wolf, Rheihard (Hrsg.) Handbuch zur deutschen Politik. 1. Auflage Januar 2007. YS Verlag fuer Sozialwissenschaften WV Fachverlage GmBH, Wiesbaden. — 2007.

См., например: Vieregge H.von. Parteistiftungen. Baden-Baden, 1977; Kres R. Die politischen Stiftungen in der Entwicklungspolitik. Bochum, 1985; Schuermann M. Zwischen Partnerschaft und politischem Auftrag. Saarbruecken, 1989; Pogorelskaja S. Die politischen Stiftungen in der deutschen Aussenpolitik. Bonn, 1997.-Henning O. Netzwerke schaffen // Einblicke. 1997. № 10- Kreis R. Die politischen Stiftungen. Bochum.

4 Santer, Johan. Politische Stiftungen und Parteiakademien. GRIN Verlag. — 2008. — 140 S.

5 Born, Manfred. Parteinahe Stiftungen: Stiftung oder Partei? Boorberg. — 2007. — 232 S.

6 Geerlings, Jorg. Verfassungsund verwaltungsrechtliche Probleme bei der staatlichen Finanzierung parteinaher Stiftungen. Koeln Duncker & Humblot. — 260 S.

7 Egger, Miriam. Die Auslandsarbeit der politischen Stiftungen. Vdm Verlag Dr. Muller. -2007.-424 S. фонды являются редко, что во многом вызвано некоторой недооценкой научным сообществом значимости их деятельности для современной России, а также латентным характером их связи с официальной политикой8.

Впервые подробное политологическое осмысление деятельности общественно-политических фондов ФРГ было предпринято в диссертационном исследовании C.B. Погорельской9, а также ряде статей и монографий этого же автора10. В данных работах основной акцент сделан на анализе внешнеполитической деятельности фондов ФРГ в различных регионах мира11. Фонды рассматриваются как особый вид некоммерческих организаций, выступающих средством реализации внешнеполитического курса германского государства. Их место и роль видится в самостоятельности фондов как субъектов политики, а также в том, что они способны достичь целей в сферах, недоступных для традиционного правительственного инструментария.

Но деятельность ОПФ ФРГ на российском направлении в исследовании C.B. Погорельской рассматривается бегло, в составе деятельности фондов на территории СНГ. В последней по времени ее монографии проанализирован большой объем зарубежных архивных материалов по ОПФ ФРГ, но почти полностью отсутствует оценочный.

8Погорельская C.B. Тихие институты (Спорные аспекты внешнеи внутриполитической деятельности фондов ФРГ). // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 9. — С.23−30.

9Погорельская C.B. Политические фонды во внешней политике Германии: (на примере деятельности фонда К. Адэнауэра и Х. Зайделя в СНГ и в государствах Прибалтики). — Бонн. — 1995. — 230 с.

10 Погорельская С. В Свободные от гнета повседневной политики (Деятельность немецких благотворительных фондов). // Полис. — 1999. -№ 3. — С.162−169- Погорельская C.B. Тихие институты (Спорные аспекты внешнеи внутриполитической деятельности фондов ФРГ). // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 9. — С.23−30- Погорельская C.B. Некоторые проблемы зарубежной деятельности немецких политических фондов. М.: ИМЭМО РАН, 1998. — 120с.- Погорельская C.B. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германии / C.B. Погорельская — ИНИОН РАН. — М.: Наука. -2007. — 207 с.

11 Там же и Погорельская C.B. Германские политические фонды в Латинской Америке // Актуальные проблемы Европы: Сборник научных трудов. — 2004. — № 3: Европа — Латинская Америка. Проблемы и перспективы сотрудничества в новом столетии. — М.: ИНИОН РАН. — 2004. — С. 164−176. компонент политологического анализа деятельности фондов в части, касающейся результатов их деятельности для германского государства, а также государств, на территории которых они функционируют в рамках своей зарубежной деятельности.

A.B. Огнева в своей работе перечисляет основные направления деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России. Главным из направлений называется поддержка фондами развития политических структур в РФ в рамках их контактов с политическими партиями. Отмечается также, что фонды следуют в фарватере государственной внешней политики ФРГ и дополняют такое ее важное направление, как международное.

19 сотрудничество. Но в исследовании данного автора также отсутствует оценочный компонент, связанный с деятельностью рассматриваемых фондов.

Существует небольшое количество русскоязычных публикаций представителей самих общественно-политических фондов. Их относительный недостаток состоит в том, что данные публикации нацелены скорее на популяризацию деятельности ОПФ ФРГ, чем на осмысление их деятельности13.

Исследователь И.Ф. Максимычев14 предлагает обратиться к опыту ФРГ и германских фондов, рассматривая проблему общественной дипломатии. Отмечается, что организация фондов для партий, представленных в Государственной Думе, была бы целесообразной и в России, но этот вопрос называется вопросом отдаленной перспективы, а более актуальной исследователь считает проблему дополнения внутренней деятельности уже существующих серьезных российских политических фондов работой на заграницу с созданием филиалов в важнейших западных странах.

12 А. В. Огнева. Деятельность политических фондов ФРГ в Российской Федерации. // Материалы научных конференций студентов и аспирантов исторического факультета ТГУ. 1998;2001 гг. — С.135−136.

13 См., например: Бубе М. От общего к частному // Стратегия России. — 2006. — № 3. — С. 69.

14 Максимычев И. Ф. Реагировать на русофобию // Стратегия России. — 2006. — № 3. -С.146−152.

Исследователь В.И. Бахмин13 обращается к вопросу деятельности благотворительных фондов в РФ, анализируя стратегии, принципы управления фондами, процедуры проведения конкурсов и виды поддержки, а также оценивая опыт реализации в РФ благотворительных проектов.

Исследователь И.И. Брянцев16 рассматривает отношения, складывающиеся между государственными структурами и некоммерческими организациями в свете инициатив государства по формированию Общественных палат в Центре и регионах России, но без привязки к деятельности общественно-политических фондов как некоммерческих организаций.

В части разработанности проблемы анализа государственной политики в отношении некоммерческих организаций следует упомянуть исследование.

П.В. Чикова и М. А. Канаевской, разъясняющее причины, повлекшие, по мнению авторов, внесение поправок в законодательство о НКО в 2006 г., но также без привязки исследования к деятельности общественно-политических фондов как иностранных некоммерческих организаций.

Также следует заметить, что в настоящий момент в научном сообществе России нет единого общепринятого обозначения для рассматриваемых фондов: различными исследователями они называются политическими, партийными, благотворительными. В зарубежных источниках фонды также называются или партийными18, приближенными к партиям19, или политическими20 (чаще).

15 Бахмин В: И. О фондах в России. — М.: Логос, 2004. — 160с.

16 Брянцев И. И. НКО и власть: проблемы взаимопонимания. // Власть. — 2006. -№ 1. — С.26−32.

17 Чиков П. В., Канаевская М. А. Росрегистрация. Конец эпохи // Эмпирические исследования гражданского общества: Сборник материалов общественных слушаний. М., 2008.(24.09.08)/ сост. А. М. Лопухин. — М.: Общественная палата Российской Федерации. -2008.

18 См.: Vieregge H.von. Parteistiftungen. Baden-Baden. — 1977.

19 См.: Geerlings, Jorg. Verfassungsund verwaltungsrechtliche Probleme bei der staatlichen Finanzierung parteinaher Stiftungen. Koeln Duncker & Humblot. — 260 S.

20 См.: Kres R. Die politischen Stiftungen in der Entwicklungspolitik. — Bochum. — 1985; Pogorelskaja S. Die politischen Stiftungen in der deutschen Aussenpolitik. — Bonn. — 1997 и др.

Итак, проблемы, связанные с общественно-политическими фондами ФРГ, поднимались исследователями в большинстве случаев в контексте рассмотрения проблем существования гражданского общества в России, а также деятельности некоммерческих организаций (далее НКО) на территории РФ. Целенаправленно в политологическом ключе общественно-политические фонды ФРГ исследовались лишь C.B. Погорельской, притом в аспекте выявления их функций как инструмента внешней политики ФРГ.

Последние по времени результаты исследования C.B.Погорельской проблем деятельности германских общественно-политических фондов были опубликованы в 2007г21. Все прочие исследования проводились до 2005 г., то есть до внесения значимых поправок в российское законодательство, предопределивших некоторые изменения в деятельности ОПФ ФРГ на территории России. С тех пор в ФРГ существенно поменялась партийно- { политическая ситуация, сменился Федеральный канцлер. Эти изменения не могли не повлиять на содержательный аспект внешней политики ФРГ и, следовательно, на содержание деятельности германских ОПФ как в ФРГ, так и в зарубежных странах, в том числе в России.

Ранее проводившиеся исследования проблем функционированиягерманских общественно-политических фондов на территории России не включали в себя оценочный компонент их деятельности ни в России, ни в Москве на современном этапе. И, хотя в период принятия поправок к законодательству о некоммерческих организациях и неправительственных объединениях в российской печати появлялось большое количество статей новостного и публицистического характера, научное осмысление проблемы велось не столь активно.

Принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, можно утверждать, что проблема политологического анализа деятельности ОПФ ФРГ в России на современном этапе, включающего в себя оценочный.

21 Погорельская C.B. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германия. — М.: Наука. — 2007. — 207с. компонент, разработана недостаточно и нуждается в дальнейшем исследовании.

Целью диссертационного исследования выступает оценка направленности, последствий и перспектив деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Выявление политических предпосылок институционализации зарубежных неправительственных организаций в России.

2. Характеристика приоритетных направлений и форм деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации.

3. Политологический анализ возможностей влияния деятельности общественно-политических фондов ФРГ на становление российского гражданского общества и на общественно-политические процессы на территории РФ.

4. Оценка состояния и результатов деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы.

5. Политологический анализ проблем и перспектив деятельности общественно-политических фондов ФРГ в Москве.

Объектом исследования является деятельность общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе.

Предметом настоящего исследования выступает политическое содержание и направленность, последствия и перспективы деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе.

Эмпирическую базу исследования-составили: публикации зарубежных общественно-политических фондов22 и ежегодные отчеты ОПФ ФРГ23 (в том.

22 См., например: Deutsche Aussenpolitik im 21. Jahrhundert. Arbeitskreis junger Aussenpolitiker. Karl-Heinz Kamp. // Hrsg.: Konrad-Adenauer-Stiftung e.V. Zukunftsforum Politik. — Sankt Augustin. — April 2003. 485S.- Deutsche Aussenpolitik im 21. Jahrhundert. Arbeitskreis junger Aussenpolitiker. Karl-Heinz Kamp. // Hrsg.: Konrad-Adenauer-Stiftung e.V.

10 числе и расположенные на Интернет-сайтах общественно-политических фондов) — материалы различного рода встреч, международных конференций, затрагивавших вопросы деятельности общественно-политических фондов.

О Л.

ФРГ, проводившихся в России и за рубежом — документы органов государственной власти РФ, российские государственные стратегии25 и концепции26- нормативно-правовые акты РФ и ФРГ27- международные правовые документыматериалы периодической печати28- личный опыт взаимодействия автора с общественно-политическими фондами ФРГ в России и за рубежом, а также с государственными структурами России и ФРГ.

Теоретико-методологической основой исследования теория политических институтов, а также теория групп интересов.

В качестве теоретических методов используются политологический и логический методы анализа информации. Также используется ряд.

Zukunftsforum Politik. — Sankt Augustin. — April 2003. 485S.- Gesamterklaerung zu der staatlichen Finanzierung der politischen Stiftungen vom 4.06.2004. — Konrad-Adenauer-Stiftung. — 2004. Politische Bildung. Programm 2007. — Konrad-Adenauer-Stiftung. — 104 S.

23 См., например: Finanzierung Internationale Arbeit der KAS. Jahresbericht 2005.

2006. — 75p.

24 Конференция. Формирование демократической политической системы в современной России и послевоенной Германии — важнейший фактор модернизации государственной и общественной жизни // Власть. 2005. — № 1. — С. 29−65.

См., например: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. — 2009. — № 4912 (88).

26 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 12 июля 2008 г. // Российская Газета. — 2008. -Пр-1440- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 2.

27 См., например: Основной закон Федеративной Республики Германия. Обнародован Парламентским советом 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.). — Ведомство печати и информации Федерального правительства, Германский фонд международного правового сотрудничества. — 1998. — 128 е.- Buergergesetzbuch der Bundesrepublik Deutschland, mit Aenderungen und Ergaenzungen vom 01.01.2002; Entscheidung BVerfG 2 BvE 5/83. Angefuehrt aufgrund der Gemeinsamen Erklaerung zur staatlichren Finanzierung der politischen Stiftungen vom 4.06.2004.

28 См., например: Забродина E. Второй австрийский поход // Московские новости.

2007. — № 20 (1387) — Забродина Е., Паниев Ю. Утесы вопросов // Московские новости. -№ 20(1387). эмпирических методов, такие как анализ документов, территориальный подход (в целях оценки результатов деятельности ОПФ ФРГ на территории г. Москвы).

Оценочный компонент исследования ограничен территориально городом Москвой, так как именно в Москве сосредоточены филиалы всех шести существующих ОПФ ФРГ. В столичном мегаполисе имеет место наивысшая концентрация политических ресурсов, а также представителей целевых групп, на которых направлена деятельность ОПФ ФРГ в России.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Установлен и доказан научный факт того, что взаимодействие групп интересов России и зарубежных государств на территории Российской Федерации за последние годы трансформировалось в один из неформальных политических институтов.

2. В рамках политологического анализа выделены приоритетные направления и формы деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации.

3. Установлено, что общественно-политические фонды ФРГ являются, по сути, группами интересов, работающими в сфере неформальной политики на территории РФ и при необходимости способные выполнять функции групп давления на акторов политического процесса.

4. Выработан комплекс критериев, в соответствии с которыми могут оцениваться состояние и результаты деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы.

5: Проведена комплексная оценка перспектив деятельности общественно-политических фондов в Москве.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в выступлениях автора на научных и научно-практических конференциях, проводившихся в Московском городском университете управления Правительства Москвы, в ходе дискуссий на Международном молодежном Конгрессе (г. Лейпциг, ФРГ,.

2007 г.), в ходе обсуждения проблематики деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории РФ с руководителями и сотрудниками структурных подразделений органов власти г. Москвы, в рамках встреч автора с главами и сотрудниками филиалов ОПФ ФРГ в г. Москве, с партийными лидерами ФРГ.

Основные положения исследования отражены в научных статьях общим объемом 3,1 п.л., опубликованных в журналах, включенных в перечень ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований по политическим наукам, а также других журналах.

Достоверность полученных автором выводов определяется:

— совокупностью широкого круга документов и материалов, вводимых в научный оборот (включая непереведенные оригинальные источники и документы на двух иностранных языках, вводимые в научный оборот впервые),.

— изучением материалов и документов как самих ОПФ ФРГ, так и не зависящих от них источников,.

— изучением материалов, содержащих различную оценку исследуемых процессов и явлений,.

— применением следующих методов: политологического и логического методов анализа информации, анализа документов, некоторых элементов контент-анализа, ивент-анализа, РЕ8Т-анализа и 8? ОТ-анализа.

— опубликованием по теме диссертационного исследования научных статей в количестве 6 шт., общий объем которых составляет 3,1 п.л.

Научно-теоретическая значимость проведенного исследования изначально состоит в том, что в нем специально осуществлен политологический анализ широкого спектра деятельности общественно-политических фондов ряда западных стран на территории других государств с акцентом на детальное рассмотрение деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации и столичного мегаполиса Москвы.

Интегральная оценка деятельности германских общественно-политических фондов, данная в диссертационном исследовании, позволяет точнее определить их роль и место в системе общественно-политической жизни России. Также теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшем при изучении проблем взаимодействия российского государства и некоммерческих организаций.

Результаты диссертационного исследования могут быть применены в общетеоретических и специальных курсах политологии. Тезисы и выводы проведенного исследования могут использоваться при составлении вузовских специальных курсов по деятельности некоммерческих организаций на территории Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем специально осуществлен детальный политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации и столичного мегаполиса Москвы на фоне анализа широкого спектра деятельности общественно-политических фондов ряда западных стран на территории других государств.

Выводы данной работы позволят компетентным органам государственной власти с большим пониманием проблемы подходить к определению целей и задач в сфере отношений с данным видом иностранных некоммерческих организаций. Опыт деятельности ОПФ ФРГ и их влияния на различные аспекты общественно-политической жизни Москвы может найти свое отражение при выработке российскими органами государственной власти комплексной, последовательной и непротиворечивой политики в отношении общественно-политических фондов ФРГ, функционирующих на территории РФ и, в том числе, в Москве. Значение работы состоит также в том, что ее изучение позволит создать базу оценочного характера, на основе которой российские структуры государственной власти смогут усовершенствовать свою политику в области взаимодействия с общественно-политическими фондами ФРГ.

Кроме этого, практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его выводы могут использоваться специалистами-правоведами для совершенствования российского законодательства в отношении деятельности ОПФ ФРГ как иностранных некоммерческих организаций на территории Российской Федерации.

Результаты исследования могут быть учтены и использованы организациями и лицами, принимающими решения о создании российских аналогов германских ОПФ для деятельности на территории России и зарубежных государств, — таким образом, результаты работы могут найти свое применение в сфере решения Российской Федерацией внешнеполитических задач.

В соответствии с гипотезой, объектом и предметом исследования, его целями, задачами и научной новизной автор выносит на защиту следующие основные положения:

1. Установлен и доказан факт того, что взаимодействие групп интересов России и зарубежных государств на территории Российской Федерации за последние годы трансформировалось в один из неформальных политических институтов.

2. В рамках политологического анализа выделены приоритетные направления и формы деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации.

3. Установлено, что общественно-политические фонды ФРГ являются, по сути, группами интересов, работающими в сфере неформальной политики на территории РФ и при необходимости способными выполнять функции групп давления на акторов политического процесса.

4. Выработан комплекс критериев, в соответствии с которыми могут оцениваться состояние и результаты деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы.

5. Проведена комплексная оценка перспектив деятельности общественно-политических фондов в Москве.

Выводы по третьей главе:

1. Для целей осуществления оценки результатов деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы автором применен территориальный подход, заключающийся в рассмотрении деятельности общественно-политических фондов ФРГ только на территории Москвы. В результате анализа мероприятий, проведенных при участии общественно-политических фондов ФРГ в России за последние 4 года, был сделан вывод, что, во-первых, на территории Москвы фонды в основном преследуют цели и задачи, закрепленные в их уставах, во-вторых, акценты и содержание деятельности и степень влияния (или возможности для влияния) общественно-политических фондов ФРГ на процесс принятия политических решений и на политический процесс на территории Москвы изменяются с течением времени.

2. Анализ программ деятельности общественно-политических фондов ФРГ за 2004;2008 гг. на территории г. Москвы позволил выявить наличие особенностей в структуре партнерских отношений: например, фонд им. Ф. Эберта активнее прочих работает с научными и научно-исследовательским учреждениями, а фонд им. Г. Белля — с благотворительными и правозащитными организациями.

Территориальные приоритеты деятельности общественно-политических фондов ФРГ в РФ расставлены по-разному: например, в деятельности фонда им. Р. Люксембург прослеживается тенденция сокращения удельной доли проектов в Москве по сравнению с деятельностью на территории Российской Федерации. Наличие выраженного территориального приоритета можно установить в деятельности фонда им. Люксембург (Мурманская область), им. Г. Белля (Москва). Для фонда им. Г. Белля между размером города и количеством организаций-партнеров данного общественно-политического фонда в нем существует прямая зависимость.

Особенности наблюдаются в содержательном аспекте деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России: в то время как в деятельности фонда им. Р. Люксембург на территории Москвы в 2005;2008 гг. преобладания определенной тематики выявлено не было, в деятельности фонда им. К. Аденауэра растет число проектов, посвященных вопросам соблюдения в РФ прав человека.

3. Для оценки результатов деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории города Москвы автором был сформулирован ряд критериев, а именно: соответствие деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы миссии и целям, указанным в уставных документахстепень соответствия целей и задач деятельности фондов на территории Москвы российским национальным интересамхарактер и степень влияния деятельности общественно-политических фондов ФРГ на количество акторов политического процесса на территории Москвыхарактер и степень влияния деятельности общественно-политических фондов ФРГ на протекание политического процесса на территории Москвыхарактер и степень влияния деятельности фондов ФРГ на содержательный аспект деятельности акторов политического процесса на территории Москвыхарактер и степень влияния деятельности общественно-политических фондов ФРГ на процесс принятия политических решений в рамках политического процесса на территории Москвыстепень соответствия целей и задач общественно-политических фондов ФРГ интересам российского гражданского обществахарактер роли фондов в системе взаимодействия и совместной деятельности общественных образований России и зарубежных государстврезультативность деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы.

4. В рамках анализа тенденций развития деятельности общественно-политических фондов ФРГ проведена оценка перспектив деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы. Для этого оценена вероятность реализации рисков, связанных с деятельностью фондов на территории РФ и, в частности, Москвы, которые были выделены автором в рамках второй главы. Установлена вероятность реализации выявленных рисков.

5. На основании оценки степени обеспеченности деятельности общественно-политических фондов ФРГ ресурсами в будущем сделаны вывод, что в свете ухудшения экономической ситуации в ФРГ и сокращения финансирования министерств, фонды приобретут в будущем большее значение для решения задач ФРГ на территории России и, в частности, Москвы. От них потребуется повысить результативность деятельности в условиях снижения или замораживания уровня затрат на их зарубежную деятельность.

6. В целях оценки перспектив автором использованы некоторые элементы РЕЭТ-анализа, посредством чего повышена точность прогнозирования в отношении деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории России и Москвы в будущем. В результате анализа установлено, что по каждой их рассмотренных сфер внешней по отношению к рассматриваемым фондам среды можно выделить обстоятельства, как способствующие повышению результативности (эффективности) деятельности фондов в будущем на, территории Москвы, так и препятствующие ему.

7. В целях прогнозирования перспектив деятельности ОПФ ФРГ на территории Москвы применены некоторые элементы 8″ \ЮТ-анализа, в рамках чего выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы общественно-политическим фондам ФРГ и их деятельности на территории города Москвы в будущем.

8. Выявлено, что опыт деятельности общественно-политических фондов ФРГ и их влияния на общественно-политическую жизнь Москвы может учитываться при выработке органами государственной власти комплексной политики в отношении рассматриваемым фондов, действующих на территории РФ и, в том числе, Москвы. Установлено, что опыт общественно-политических фондов ФРГ значим для использования организациями российского гражданского общества и органами государственной власти: с целью развития гражданского общества на территории московского мегаполиса и политического образования широких слоев населения, развития инфраструктуры гражданского общества (то есть структур, обеспечивающих его функционирование), а также формирования системы российских общественных образований, действующих во как во внутри-, так и во внешнеполитической сферах.

Заключение

.

В ходе проведенного автором исследования получены следующие результаты.

В рамках решения задачи выявления политических предпосылок институционализации зарубежных неправительственных организаций в России установлено, что взаимодействие российских и зарубежных общественных образований на территории Российской Федерации уже представляет собой неформальный институт политики. Институт взаимодействия и совместной деятельности общественных образований России и зарубежных стран на территории Российской Федерации представляет собой систему, в качестве элементов которой выделяются целевая составляющая, составляющая интересов, правовая, организационная, деятельностная, информационно-коммуникационная, финансовая составляющие. На изменения в системе взаимодействия и совместной деятельности групп интересов России и зарубежных государств на территории Российской Федерации может оказывать воздействие ряд факторов.

Обобщены и проанализированы положения нормативно-правовых актов международных организаций, Европейского Союза, Федеративной Республики Германии, касающихся регламентации деятельности общественно-политических фондов в зарубежных странах, в том числе, на территории Российской Федерации. Выявлено, что общественно-политические фонды обладают общими. чертами, позволяющими отнести их к одной группе действующих субъектов.

Сделан вывод, что на сегодняшний день наработана определенная нормативная база деятельности ОПФ ФРГ. Общественно-политические фонды различных стран имеют общие признаки. ОПФ ФРГ являются в определенном смысле эталоном для организации деятельности подобных объединений в других странах.

Задачи ОПФ ФРГ и ОПФ других государств в такой степени схожи, что можно говорить о единстве задач в деятельности всех общественно-политических фондов на территории зарубежных стран, в том числе, Российской Федерации. Постановка и содержание уставных задач предполагают участие ОПФ ФРГ в общественно-политических процессах на территории государств, в которых осуществляется деятельность.

Охарактеризованы изменения, произошедшие в последние годы в российской государственной политике в отношении деятельности на территории РФ зарубежных общественно-политических фондов, в том числе германских. Внесение поправок в законодательство имело ряд позитивных для общественно-политического развития России последствий. На сегодняшний день российская государственная политика в отношении ОПФ ФРГ как иностранных некоммерческих организаций находится на этапе становления.

В ходе решения задачи характеристики приоритетных направлений и форм деятельности ОПФ ФРГ на территории Российской Федерации проведен анализ задач, закрепленных в уставах германских общественно-политических фондов. Сделан вывод, что уставы ОПФ ФРГ, несмотря на различия в деталях, достаточно схожи по форме и сферам реализуемых задач.

Российское направление является одним из наиболее приоритетных для всех шести ОПФ ФРГ. Круг российских партнеров ОПФ ФРГ очень широк. В деятельности ОПФ ФРГ в России по сравнению с другими регионами мира присутствует ряд особенностей. Особый подход ОПФ ФРГ к деятельности на российском направлении продиктован особенностями современного российского общественно-политического развития. Существует ряд факторов, обусловливающих некоторые несовпадения задекларированных в документах задач германских общественно-политических фондов и реализуемых на территории РФ мероприятий.

Автором выделены виды деятельности, которые осуществляются общественно-политическими фондами на территории РФ. К ним относятся: деятельность по поддержке политических проектовобразовательная деятельность, подразделяющаяся на деятельность по политическому образованию и повышение квалификации специалистовдеятельность, способствующая формированию и развитию политической культуры в РФ, выгодной для ФРГ, то есть ориентированной на западноевропейские традиции, ценности и моделиподдержка процесса рекрутирования состава молодежной элитыучастие в формировании состава российской политической и общественной элитучастие в процессе развития класса российской политической элитыполитическое информированиедеятельность, создающая предпосылки для сотрудничества России и ФРГинформационно-аналитическая деятельность по политическим, социально-экономическим, культурным процессам в Россиипоиск и коммуникация с носителями релевантной для информационно-аналитической деятельности информацииопосредованная поддержка принятия решений в отношении российского направления внешней политики руководством германского государства. Сюда же относится деятельность по привлечению российских интеллектуальных ресурсов и высококвалифицированных специалистов в СЭС ФРГ.

Параметры деятельности общественно-политических фондов ФРГ в Российской Федерации меняются с течением времени. Тенденции изменений в деятельности ОПФ ФРГ на территории РФ носят разнонаправленный характер.

В рамках решения задачи политологического анализа возможностей влияния, деятельности общественно-политических фондов ФРГ на становление российского гражданского общества и на общественно-политические процессы на территории РФ германские общественно-политические фонды, действующие на территории России, рассмотрены как один из видов групп интересов. Рассмотренные общественно-политические фонды представляют собой акторов неформальной политики, способных стать группами давления.

Установлены общественные организации, с которыми фонды поддерживают на территории России партнерские отношения. Выявлено, что в структуре отношений различных ОПФ ФРГ с российскими партнерами присутствует ряд особенностей. С деятельностью ОПФ ФРГ на территории России сопряжены реальные и потенциальные риски. Акценты и содержание деятельности и степень влияния (или возможности для влияния) ОПФ ФРГ на процесс принятия политических решений и на политический процесс на территории России изменяются с течением времени. Выявлено наличие особенностей в структуре партнерских отношений ОПФ ФРГ, а также в содержательном аспекте их деятельности. Выявлена разнонаправленность тенденций в расстановке некоторыми ОПФ ФРГ территориальных приоритетов деятельности.

В рамках решения задачи оценки состояния и результатов деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Москвы выделен комплекс критериев, на основании которых проведена оценка результатов и содержания деятельности фондов на территории Москвы, а именно: степень соответствия деятельности ОПФ ФРГ на территории Москвы уставным задачамстепень соответствия целей и задач деятельности ОПФ ФРГ на территории Москвы национальным интересам Россиихарактер и степень влияния деятельности ОПФ ФРГ на политический процесс на территории Москвы и его параметры (в том числе, на количество акторов политического процесса на территории Москвы, на протекание политического процесса на территории Москвы, на содержательный аспект деятельности акторов политического процесса на территории Москвы, на процесс принятия политических решений в рамках политического процесса на территории Москвы) — характер и степень влияния на направление развития гражданского общества на территории Москвыхарактер роли ОПФ ФРГ в системе взаимодействия и совместной деятельности групп интересов России и зарубежных государствстепень результативности деятельности ОПФ ФРГ на территории Москвы.

Сделан вывод о наличии сформированного инструментария воздействия ОПФ ФРГ на политический процесс, протекающий на территории Москвы.

Исследование доказало, что оценка результатов деятельности фондов на территории Москвы, а также степени влияния их деятельности на развитие гражданского общества РФ и политический процесс, проходящий на территории Москвы, проведенная на основании разработанного комплекса критериев, не является однозначной, а характер ее результатов зависит от применяемого для оценки критерия.

В рамках решения задачи политологического анализа проблем и перспектив деятельности общественно-политических фондов ФРГ в Москве сделан вывод, что степень вероятнрсти реализации выделенных рисков, связанных с деятельностью ОПФ ФРГ на территории Москвы, неодинакова.

Автором прогнозируется, что по мере ухудшения экономической ситуации в ФРГ и сокращения финансирования министерств, общественно-политические фонды приобретут в будущем большее значение для решения задач германской политики на территории России и, в частности, Москвы. От них потребуется повысить результативность деятельности в условиях снижения или замораживания уровня затрат на их деятельность.

В результате использования некоторых элементов РЕ8Т-анализа анализа установлено, что по каждой из рассмотренных сфер внешней по отношению к ОПФ ФРГ среды присутствуют обстоятельства, способствующие повышению результативности (эффективности) деятельности фондов в будущем на территории Москвы и препятствующие ему.

Вследствие применения некоторых элементов 8\ЮТ-анализа выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ОПФ ФРГ и их деятельности на территории города Москвы в будущем. Сильные стороны: сформированный позитивный имидж в глазах российского общества, финансирование из государственного бюджета ФРГналичие больших финансовых ресурсовопыт зарубежной работы на территории различных государствотсутствие конкурентовкосвенная защита германским государством внешнеполитического аспекта деятельности ОПФ ФРГустойчивые партнерские отношения с российскими группами интересов, с общественной и политической элитойслабая сформированность российской государственной политики в отношении ОПФ ФРГ. Слабые стороны: необходимость подчинения деятельности ОПФ российской нормативно-правовой базезависимость возможной результативности деятельности от политики российского государства по отношению к нимограниченность перспектив роста и охвата аудитории. Возможности: наличие устойчивых контактов и партнерских отношений с представителями общественной, политической элитыналичие всего необходимого для функционирования при необходимости в качестве группы влияниявозможности лоббирования законотворческого процесса в отношении регулирования их деятельностистабильность состава политической элиты в Москве и Россиивозможность обновления состава целевых групп. Угрозы: закрепление в РФ общественно-политической системы, не полностью отвечающей интересам ОПФ ФРГслабость системы групп интересов в России, низкая прогнозируемость направления развития законодательной политики РФвстречающееся негативное отношение со стороны ряда общественных, политических групп.

Автором сделан вывод о возможности учета опыта деятельности ОПФ ФРГ и их влияния на общественно-политическую жизнь Москвы при выработке российскими органами государственной власти комплексной политики в отношении ОПФ ФРГ, действующих на территории РФ и, в том числе, Москвы.

Автор считает доказанным, что российские государственные институты и институты гражданского общества могут использовать опыт работы ОПФ ФРГ: с целью развития гражданского общества на территории московского мегаполиса и политического образования широких слоев населения, развития инфраструктуры гражданского общества (то есть структур, обеспечивающих его функционирование), а также формирования системы российских общественных образований, действующих во внутриполитической и внешнеполитической сфере.

Одним из значимых выводов автора является то, что деятельность ОПФ Германии остается важным инструментом политики ФРГ в отношении Российской Федерации. В связи с этим построение отношений российского государства, а также российских групп интересов с ОПФ ФРГ в рамках системы их взаимодействия на территории Российской Федерации должно идти с учетом этого факта.

ОПФ ФРГ, безусловно, являются группами интересов, действующими на территории Российской Федерации, но их особенность состоит в том, что в своей деятельности они выступают во многом как субъекты, способствующие успешной реализации интересов германского государства на российском направлении.

Деятельность ОПФ ФРГ в России — значимый элемент системы взаимодействия и совместной деятельности групп интересов, существующей на территории РФ, что доказывает факт имеющей место институционализации названной системы как политического института.

ОПФ ФРГ в своей деятельности на территории РФ выполняют двойственную функцию. С одной стороны, они могут рассматриваться как общественные образования — элемент института взаимодействия групп интересов России и зарубежных государств на территории Российской Федерации. С другой стороны, ОПФ ФРГ выступают особым видом групп интересов, посредством своей деятельности представляющими на территории Российской Федерации интересы ФРГ как зарубежного государства.

Необходимо отметить, что в рамках работы не представилась возможность подробно определить конкретные формы адаптации опыта ОПФ ФРГ в соответствии с потребностями российского гражданского общества и российского государства. Это связано, прежде всего, с тем, что эта задача тесно связана с актуальными потребностями гражданского общества и государства, которые могут изменяться с течением времени.

В дальнейшем предполагается продолжить процесс исследования в направлении определения конкретных форм заимствования опыта ОПФ ФРГ в рамках выполнения ими как некоммерческими организациями функции политического образования. Планируется усилить анализ реальной деятельности общественно-политических фондов ФРГ на территории Российской Федерации.

Исследование также может быть продолжено в направлении проектирования такой системы политического образования населения России, которая отвечала бы потребностям и российского гражданского общества, и российского государства. Представляется, что двухуровневая система политического образования на территории РФ, состоящая из федерального и регионального уровней, будет наиболее эффективной в России как государстве с федеративным устройством. Возможно будет доказать тот факт, что смешанная система политического образования на территории Российской Федерации сможет наконец создать предпосылки для естественного формирования платформ для согласования интересов государства и гражданского общества. В этой связи интересно исследование вопроса, какого рода НКО могут стать частью данной системы, какими должны быть принципы функционирования данной системы, будет ли она обладать внешними признаками системного единства, или же работа системы политического образования на территории РФ как функция оказания общественно-полезных услуг будет строиться на основании конкуренции между различными (возможно, государственными и негосударственными) субъектами политического образования, что выступит стимулом к постоянному повышению качества политического образования и повышению эффективности функционирования названной системы в целом.

Наконец, еще одним перспективным для исследования направлением выступают проблемы создания и деятельности российских фондов приблизительных аналогов общественно-политических фондов ФРГ (с учетом ограничений, накладываемых российской политической системой и т. д.). Такие фонды могли бы по аналогии с ОПФ ФРГ стать со временем инструментами неформальной политики (или, по крайней мере, субъектами, осуществляющими определенную поддержку реализации политики российского государства) на территории зарубежных государств, приоритетных для внешней политики Российской Федерации. Интересен вопрос возможных процедур согласования задач, содержательного и тематического аспекта деятельности таких фондов и задач внешней политики. В ходе подобного исследования может быть решен вопрос о целесообразности объединения функций политического образования на территории РФ и указанной внешней функции в рамках деятельности одного вида российских общественно-политических фондов, или же необходимости реализации этих функций не зависимыми друга от друга российскими некоммерческими организациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями на 2 февраля 2006 года).
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 10.01.2006 № 18-ФЗ).
  3. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3.
  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным9 сентября 2000 г.
  5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 12 июля 2008 г. // Российская Газета. 2008. — Пр-1440.
  7. Приказ Минюста Российской Федерации № 115 от 17.04.2006.
  8. Ю.В. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления в России. Дис.. канд. полит, наук. — Москва. — 2004.
  9. В.И. О фондах в России. М.: Логос. — 2004. — 160с.
  10. A.M. Диалог власти и гражданского общества как условие формирования политической системы современной России. // Власть. -2005. № 2.
  11. И.И. НКО и власть: проблемы взаимопонимания // Власть. 2006. -№ 1. С.26−32.
  12. М. От общего к частному // Стратегия России. — 2006. № 3. — С. 69.
  13. О.В. Безопасность общества: социально-структурный и институциональный аспекты. Дисс.. д-ра социол. наук. -Новочеркасск. 1999. -285с.
  14. М.В. Участие негосударственных организаций в процессе принятия политических решений. Дис.. канд. полит, наук. Москва. -2004.
  15. О., Мирзаян Г. Мир стал честнее. // Эксперт. — 2008. № 8(597).
  16. А.Ю., Кынев A.B. Опыт смешанных выборов в российских регионах // Полис. 2003. -№ 2.
  17. В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. — № 3.
  18. P.C. Прогресс в российско-германских экономических отношениях. // Промышленные ведомости. 2008. — № 8.
  19. Н., Репина Ю. Социальный тонус как фактор устойчивого развития // Власть. 2006. — № 12.
  20. A.A. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2000. — № 2.
  21. Европейские страны СНГ: место в «Большой Европе» / МГИМО (Ун-т) МИД России, Фонд Розы Люксембург- Отв. ред. М. М. Наринский. М.: Междунар. отношения. — 2005. — 308с.
  22. В.Н. Институционализация гражданского общества в современной России как политическая проблема. Дис.. канд. полит, наук. Москва. — 2005.
  23. Е. Второй австрийский поход // Московские новости. — 2007. -№ 20(1387).
  24. Е., Паниев Ю. Утесы вопросов // Московские новости. 2007. -№ 20(1387).
  25. В., Понеделков А. Профсоюзы и демократия: опыт России Германии // Власть. 2005. — № 3.
  26. A.A., Меркушев В. Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Политические исследования. 2008. — № 2.
  27. В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социальные очерки. Новосибирск. Изд-во Новосибирского ун-та. 1991. — 320с.
  28. Конференция. Формирование демократической политической системы в современной России и послевоенной Германии важнейший фактормодернизации государственной и общественной жизни // Власть. 2005 — № 1.
  29. Э.М., Беляев A.A. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  30. A.A. Становление общественных организаций России и опыт Германии. // Власть. 2005. — № 7. — С. 69−73.
  31. М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М. М. Лебедева. М.: Аспект Пресс. — 2003.
  32. И.Ф. Реагировать на русофобию // Стратегия России. -2006.-№ 3.-С. 146−152.
  33. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. М.: Московский психолого-социальный институт. — 2004. — 592с.
  34. А.К. Внешнеполитические приоритеты нового правительства Германии и интересы России // Власть. 2006. — № 3.
  35. A.B. Деятельность политических фондов ФРГ в Российской Федерации. // Материалы научных конференций студентов и аспирантов исторического факультетаТГУ. 1998−2001 гг.-С. 135−136.
  36. C.B. Некоторые проблемы зарубежной деятельности немецких политических фондов. М.: ИМЭМО РАН. 1998. — 120с.
  37. C.B. Неправительственные организации во внешней политике ФРГ // Власть. 2002. — № 2.
  38. C.B. Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике Федеративной Республики Германии /C.B. Погорельская — ИНИОН РАН. М.: Наука. — 2007. — 207 с.
  39. C.B. Политические фонды во внешней политике Германии: (на примере деятельности фонда К. Адэнауэра и Х. Зайделя в СНГ и в государствах Прибалтики). Бонн. — 1995. — 230 с.
  40. Погорельская С. В Свободные от гнета повседневной политики (Деятельность немецких благотворительных фондов). // Полис. 1999. -№ 3. — С.162−169.
  41. C.B. Тихие институты (Спорные аспекты внешне- и внутриполитической деятельности фондов ФРГ). // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 9. — С.23−30.
  42. Ю.Е. Гражданская компетентность в современном обществе: политологические аспекты формирования и развития. Дис.. канд. полит, наук. Москва. — 2006.
  43. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е. Ю. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». — 2001. — 304с.
  44. Pap А. Без России Европа не Европа // Труд. — 2005. — № 173 за 17.09.2005.
  45. Сергеев В.М., A.C. Кузьмин, В. Д. Нечаев, Е. С. Алексеенкова. Доверие и пространственное взаимодействие социальных сетей // Полис. 2007. -№ 4.
  46. К.В. Политический анализ. М.: Логос. 2002. — 152 с.
  47. Системный подход, а анализе международных ситуаций. А. Д. Богатуров, H.A. Косолапов, М. А. Хрусталев. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям. 2002. — 384с.
  48. Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / A.B. Торкунов, И. Г. Тюлин, А. Ю. Мельвиль и др.- Моск. гос. ин-т междунар. Отношений (Университет) МИД России- Отв. ред. A.B.Торкунов. М.: Просвещение: МГИМО. — 2004. — 990 с.
  49. А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. — № 6.
  50. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс. — 2003 — 559с.
  51. Суверенитет. Сборник / сост. Никита Гараджа. М.: Издательство «Европа». — 2006. — 304с.
  52. Теория международных отношений: учеб. пособие / П. А. Цыганков. -М.: Гардарики. 2006. — 590с.
  53. М. Частные энтузиасты. // Континент. 2002. — № 11 (73).
  54. А. О некоторых аспектах внешней политики ФРГ на современном этапе // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999 № 4.
  55. Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. A.M. Лопухин. — М.: Общественная палата Российской Федерации. 2008. — 152 с.
  56. Alemann von, U. Das Parteiensystem der Bunderrepublik /Deutschland. Leske+Budrich. 2001. — 232 S.
  57. Alemann von, U. Das Parteiensystem der Bunderrepublik /Deutschland. Leske+Budrich. 2003. — 240 S.
  58. Altvater, Elmar. Mahnkopf, Birgit. Arbeit im Schatten, schmutziges Geld und informelle Politik /Altvater, Elmar. Mahnkopf, Birgit. Westfaellisches Dampfboot, 1. Aufl. Muenster. — 2002.- 398 S.
  59. Andersen, Uwe. Woyke, Wichard (Hrsg.) Handwoerterbuch des politischen Systems der Bundesrepublik Deutschland. 5. ueberarbeitete Auflage. Leste+Budrich, Opladen. 2003. — 808 S.
  60. Approaches to World Order (Cambridge Strudies in International Relations) by Robert W. Cox with Timothy J. Sinclair. Cambridge University Press. -1996.-552 p.
  61. Bahr, Egon. Deutsche Interessen. Streitschrift zu Macht, Sicherheit und Aussenpolitik. 1. Auflage. Karl Blessing Verlag GmBH, Muencheniesbaden. -1998.- 158 S.
  62. Beck, Ulrich. Grande, Edgar. Das kosmopolitische Europa. Edition Zweite Moderne. Suhrkamp. 2004. — 420 S.
  63. Berg-Schlosser, Dirk: Einfuehrung in die Politikwissenschaft / von Dirk BergSchlosser und Theo Stammen. 5., neubearb. Auflage. — Muenchen: Beck. -1992 (C.H. Beck Studium). — 362 S.
  64. Beyne von, K. Das politische System der Bundersrepublik Deutschland. Westdeutscher Verlag. 1999. — 475 S.
  65. Curbach, Janina. Global Governance und NGOs. Transnationale Zivilgesellschaft in internationalen Politiknetzwerken. Vs Verlag. 2003. -164 S.
  66. O.Deutsche Aussenpolitik im 21. Jahrhundert. Arbeitskreis junger Aussenpolitiker. Karl-Heinz Kamp. // Hrsg.: Konrad-Adenauer-Stiftung e.V. Zukunftsforum Politik.- Sankt Augustin. 2003.- 485S.
  67. Egger, Miriam. Die Auslandsarbeit der politischen Stiftungen. Vdm Verlag Dr. Muller. 2007. — 424 S.
  68. Ein ziemlich perverses Verfahren // Frankfurter Rundschau. 23.12.2002. 22 CM.: Zentrum Bonner Provokationen //Neues Deutschland. 22.08.1967.
  69. Finanzierung Internationale Arbeit der KAS. Jahresbericht 2005. 2006. -75p.
  70. Finke, Barbara. Legitimation globaler Politik durch NGOs. Frauenrechte, Deliberation und Offentlichkeit in der UNO. Vs Verlag. 2005. — 258 S. Forschung Politik
  71. Frantz, Christiane. Zivilgesellschaft international Alte und neue NGOs. Hrsg. v. Christiane Frantz u. Annette Zimmer. Verlag: Vs Verlag. 2002. — 300 S. Burgerschaftliches Engagement und Non-Profit-Sektor Bd.6
  72. Fulle, Hennig. Himmel auf Erden?: Entstehung, Struktur und Arbeitswesen der gruennahen politischen Stiftungen. 1992.
  73. Geerlings, Jorg. Verfassungs- und verwaltungsrechtliche Probleme bei der staatlichen Finanzierung parteinaher Stiftungen. Koeln Duncker & Humblot. -260 S.
  74. Gesamtuebersicht der zu errwartenden Einnahmen und voraussichtlichen Ausgaben. Jahresbericht 2006. 2007. — 114 S.
  75. Global Governance. Gewerkschaften und NGOs Akteure fur Gerechtigkeit und Solidaritat. Hrsg.: Otto Brenner Stiftung. Von Christopher Flavin, Brigitte Young, Christoph Scherreru. a. Verlag: Vsa. — 2002. — 159 S.
  76. Governance without Government: Order and Change in World Politics (Cambridge Studies in International Relations). Edited by James N. Rosenau and Ernst-Otto Czempiel. Cambridge University Press. 1992. -311 p.
  77. Held, David. Models of Democracy. Polity Press, MA. 2006. — 338 p.
  78. Herzog R. Weltweites Wirken fuer Demokratie und Rechtsstaatlichkeit. Ansprache zur Jubilaeurnsveranstaltung der FES am 8. Maerz 1995 in Bonn (vervielfaltigt).
  79. Informationen zur politischen Bildung. 213. Ueberarbeitete Neuauflage 2000.
  80. Klein, Ansgar / Roth, Silke (Hgg.). Humanitare NGOs. Zwischen Krisenpravention und Sicherheitspolitik. Herausgeber: Klein, Ansgar, Roth, Silke. Vs Verlag. 2007. — 456 S.
  81. Kollektiv der Autoren. Parteiendemokratie in Deutschland. Westdeutscher Verlag. 2002. — 639 S.
  82. Kres R. Die politischen Stiftungen in der Entwicklungspolitik. Bochum, 1985.
  83. Krippendorff E. Kritik der Aussenpolitik, F.a.M. 2000. 236S.
  84. Lipset, Seymour Martin (1981). Political Man. The Social Bases of Politics. -Baltimore, MD, Johns Hopkins UP.- 586 p.
  85. Literaturfuehrer Politikwissenschaft. Eine kritische Einfuehrung in die Standardwerke und «Klassiker» der Gegenwart. Herausgegeben von Dirk Berg-Schlosser und Sven Quenter. Verlag W.Kohlhammer. 1999. — 294 S.
  86. NGOs als Legitimierungsressource. Zivilgesellschaftliche Partizipationsformen im Globalisierungsprozess. Mit e. einl. Beitr. v. Ernst U. von Weizsacker. Hrsg. v. Achim Brunnengraber, Ansgar Klein u. Heike Walk. Vs Verlag.-2001.-302 S.
  87. NGOs im Prozess der Globalisierung. Machtige Zwerge umstrittene Riesen. Hrsg. v. Achim Brunnengraber, Ansgar Klein u. Heike Walk. Vs Verlag. -2005.-446 S.
  88. Peter Fischer-Bollin (Hrsg.) Parteienzusammenarbeit der KAS in Mittel-, Ost-und Suedosteuropa. Berlin. 2006. — 79 S.
  89. Peter Fischer-Bollin (Ed.) Cooperation of Konrad-Adenauer-Stiftung with Political Parties in Central, Eastern and Southeastern Europe. 2007. — 63 p.
  90. Plate K.C. Dialog mit der Orthodoxen Kirche. // Jahresbericht 2006. KonradAdenauer-Stiftung. — 2007.- 114 p.
  91. Pogorelskaja S. Die politischen Stiftungen in der deutschen Aussenpolitik. Bonn. 1997.
  92. Power and Governance in a Partially Globalized World. / Robert O. Keohane. London, Routledge. 2002. — 298p.
  93. Power and Interdependece. / Robert O. Keohane, Joseph S. Nye. 3rd ed. Boston, Little, Brown (and) Co. — 2001.- 334p.
  94. Reuter, Hanna. Politische Kommunikation von NGOs. Strategien gemeinnutziger Interessenvertretung. Vdm Verlag Dr. Muller. 2008. — 128 S.
  95. Rosenau, N./ Czempiel, Ernst-Otto (eds.) Governance Without Government: Order and Change in World Politics. Cambridge University Press. 1992. -323p.
  96. Rossi, Peter H. and Howard E. Freeman. Evaluation: A Systematic Approach. 1985.
  97. Rugendyke, Barbara NGO’s as Advocates for Development in a Globalising World. Verlag: ROUTLEDGE. 2006. — Ausstattung/Bilder: XXII. — 258 p.
  98. Russland auf dem Weg zum Rechtstaat?: Antworten aus der Zivilgesellschaft. Deutsches Institut fuer Menschenrechte- Berlin. 2003. — 239 S.
  99. Sanier, Johan. Politische Stiftungen und Parteiakademien. GRIN Verlag. -2008.- 140S.
  100. Schmied, Siegmar. Hellman, Gunther. Wolf, Rheihard (Hrsg.) Handbuch zur deutschen Politik. 1. Auflage Januar 2007. VS Verlag fuer Sozialwissenschaften WV Fachverlage GmBH, Wiesbaden. 2007. — 960 S.
  101. Schuermann M. Zwischen Partnerschaft und politischem Auftrag. -Saarbruecken. 1989.
  102. Seifer, Kerstin. Governance als Einfluss-System. Der politische Einfluss von NGOs in asymmetrisch strukturierten Interaktionsarrangements. Verlag: Vs Verlag.-2008.-280 S.
  103. Seymour Martin Lipset, «Democratic Linkage and American Aid,» The Washington Times. June 11,1995.
  104. Staack, Michael. Handelsstaat Deutschland. Deutsch Aussenpolitik in einem neuen internationalen System/ Michael Staack. Padeborn- Muenchen- Wien- Zuerich: Schoeningh. — 2000. — 560 S.
  105. Stickler, Armin. Nichtregierungsorganisationen, soziale Bewegungen und Global Governance. Eine kritische Bestandsaufnahme. Verlag: Transcript. -2005.-420 S.
  106. Strange, Susan. States and Markets. An Introduction to Internationale Political Economy. London, Pinter. 1988. — 276 p.
  107. Sundstrom, Lisa Mcintosh. Funding Civil Society: Foreign Assistance and NGO Development in Russia. STANFORD UNIV PR. 2006. — 272 S.
  108. The Civic Culture Revisited. Edited by Gabriel A. Almond and Sidney. Sage Publications Inc. Newbury Park, California. 1989. — 421 p.
  109. Vieregge H.von. Parteistiftungen. Baden-Baden. — 1977.
  110. Waltz, Kenneth N. Theory of International Politics. McGraw Hill. 1979. -251 p.
  111. Weidenfeld, Werner (Hrsg.) Europa-Handbuch. Band I. Die Europaeische Union politisches System und politische Bereiche. Dritte, aktualisierte und ueberarbeitete Auflage. Verlag Bertelsmann Stiftung. — 2004. — 791 S.
  112. Willetts, Peter. Non-Governmental Organisations in World Politics. Einband: Kartoniert/Broschiert. Verlag: Taylor & Francis- Routledge. 2008. — 192 p.
  113. Zukunftsprojekt Europa. «Die Politische Meinung». 51. Jahrgang. -November 2006.
Заполнить форму текущей работой