Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные детерминанты профессиональной ориентации учащейся молодежи Юга России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Переход к рыночным принципам функционирования российского общества дезорганизовал прежнюю систему интеграции молодежи в производственную структуру общества. Освобождение производства от диктата централизованного планирования, формирование рынка труда, предоставление широких возможностей профессиональным учебным заведениям для открытия новых специализаций, отказ от жесткого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. = «Профессия» в системе социальных ценностей молодежи
    • 1. 1. Новые условия профессионализации молодежи в России
    • 1. 2. «Профессиональная ориентация»: социальная значимость понятия и его операционализация
    • 1. 3. Профессия как ориентир социального становления учащейся молодежи,
  • Глава 2. = Факторы социальной обусловленности профессиональных установок молодежи
    • 2. 1. Реформа экономической системы общества и изменение политики в сфере труда
    • 2. 2. Трудовые дисбалансы территориально — хозяйственных комплексов и молодежный рынок труда
    • 2. =3= Этничность как фактор профессиональной ориентации
      • 2. 4. Личностный фактор как условие оптимизации профориентационной деятельности

Социальные детерминанты профессиональной ориентации учащейся молодежи Юга России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход общества к рыночным принципам функционирования вызвал кардинальное изменение системы подготовки молодежи к интеграции в производственную структуру. Предшествующие десятилетия характеризовались ярко выраженным патернализмом со стороны государства по отношению ко всему обществу в целом и, особенно, по отношению к молодежи. Государство активно и последовательно проводило политику, направленную на стирание социокультурных, этнических, классовых, групповых различий между различными категориями населения. Общие программы образования и воспитания, одинаковые программы обучения в школах, стандартный набор высших и средних специальных учебных заведений, а также профессионально-технических училищ для разных регионов являлись существенным инструментом этой политики.

Подход к управлению обществом как к хорошо отлаженному механизму предполагал четкое планирование не только в сфере материального производства и распределения продуктов труда, но, в не меньшей степени, и в сфере социализации молодежи, интеграции ее в социально-профессиональную структуру общества. При этом в основе.

1 А, А л. о/ к' Л. </ А ориентирования молодежи на те или иные профессии лежали интересы государства, которое в официальной идеологической работе подчеркивало ценность любой профессии. Задача интеграции молодежи в производственную структуру общества осуществлялась посредством передачи системе образования функции профессиональной ориентации, которая усиливалась с помощью создания районных профориентационных центров, активной помощи по профориентации со стороны предприятий-шефов. Механизм интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества включал несколько тесно связанных друг с другом элементов:

— образовательный (знаниевая подготовка к производственной деятельности, профориентация, получение некоторых производственных навыков по профессиям и др.);

— нравственный (формирование ценностных установок на труд как сферу реализации способностейобщественное мнение, осуждавшее не только трудовую незанятость, но и «частный промысел» — занятость в негосударственном секторе экономики);

— экономический (емкий рынок труда, постоянно нуждающийся в трудовых ресурсах различного профиля, трудовые оргнаборы, активная деятельность по трудоустройству как со стороны предприятий, так и со стороны исполнительных органов власти);

— правовой (система правового контроля, которая не допускала трудовой незанятости населения).

Переход к рыночным отношениям в стране привел к разрушению этого механизма в целом и реорганизации каждого из выделенных элементов, В настоящее время отмечается отказ от принципа всестороннего государственного патронажа данной сферы, формирование установки на активное самоопределение молодого человека, самостоятельный выбор им профессии и инвестирование материальных средств в приобретение профессии. Профессия все чаще начинает рассматриваться молодежью с инструментальных позиций как важнейший канал социальной мобильности, источник роста материального благополучия и обретения престижных позиций в обществе. С этой позиции далеко не все профессии расцениваются молодежью как желательные. В основу их иерархизации различные группы молодежи кладут разные критерии. Таким образом, можно констатировать разрушение старого механизма социальной интеграции молодежи, изменения в понимании смысла профессии на личностном уровне и кардинальные сдвиги в общественном мнении по вопросам профессионально-трудовых ориентаций.

Все эти подвижки требуют глубокого анализа, поскольку затрагивают не только интересы отдельной личности, но и влияют на изменение структуры производительных сил общества и социальную структуру в целом. Актуальность данного направления исследований обусловила выбор темы диссертационной работы.

Степень разработанности темы. Проблема, которая рассматривается в данном исследовании, по своему характеру является междисциплинарной. Она находится в центре внимания специалистов различных научных дисциплин — философов и психологов, социологов и экономистов. Философы связывают проблему выбора профессии с трудовой мотивацией, ценностями труда и трудовой этикой. В настоящее время это направление анализа привлекает большое число ученых, поскольку модернизация российской экономики остро поставила проблему изменения социокультурных основ хозяйственной деятельности населения. В этом направлении известны работы К. О. Касьяновой, Т. Б. Коваля, Л. Б. Косовой, В. С. Магун, Е. Троицкого, П. И. Смирнова и других.

Экономисты подходят к этой проблематике, имея в виду анализ рационализации трудовой деятельности с точки зрения цены рабочей силы, стоимости рабочих мест и получения доходов от профессии, классификации рабочих мест. В этом отношении известны работы С. Кирсановой, С. Кузнецова, Л. П. Кунакова, Ю. К. Маркова, А. Семенова и др. В настоящее время активно исследуется трансформация рынка труда (в том числе и молодежного его сегмента), становление новых рыночных институтов, безработица среди молодежи. Этим проблемам в своих работах Н. Вишневская, Н. Дунаева, А. Лещинская, Е. Хибовская уделяют большое внимание.

Социологи, собирая большой массив эмпирического материала, фиксируют профессиональные предпочтения молодежи, их зависимость от пола, места жительства, профессии родителей. Начало такому подходу в отечественной социологии было положено новосибирским проектом В. Н. Шубкина. В этом направлении известны также работы 80-х годов прибалтийского ученого М. Х. Титмы, который анализировал теггоитооиальную мобильность молодежи в зависимости от.

11 х ^ ' ' профессиональных установок. Уже в 60−70 гг. проводятся массовые исследования по проблемам трудовой мотивации, творческого содержания труда, его общественной значимости (А.Г.Здравомыслов, В. А. Ядов, В.Г.Осипов). Широко известны работы по профессиональной ориентации молодежи В. Т. Лисовского, М. Н. Руткевича, Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Серикова, В. И. Чупрова, Ф. Р. Филиппова и др.

При всем многообразии подходов к проблематике профессиональной ориентации молодежи можно заметить существующий разрыв между ними, который можно объяснить достаточно строго выдерживаемыми в отечественной науке жесткими отраслевыми рамками. Между тем данная проблематика требует системного, комплексного подхода, который предполагает пересечение социокультурного, экономического и социологического аспектовфокусирование их в точке анализа выбора первой профессии, который осуществляется молодым поколением в переходный период, пеюеживаемый Россией. Его веализапия шэедполагает пеюенос пентоа.

Л. А ' А ' 1 1 ' 1 тяжести анализа в плоскость социологического подхода, но при расширении традиционно социологической постановки данной проблемы требуется не ограничиваться вопросами о рейтинге престижности профессий или оценки их в контексте рынка труда, но также исследовать социальную обусловленность изменения '/ профессиональных предпочтений и моделей трудового поведения больших социальных групп, провести сравнение динамики ценности профессий на уровне смены генераций. Анализу именно этой проблематики посвящено предлагаемое исследование.

Цель и задачи исследования

Целью работы является выявление социально-экономических и личностных факторов, определяющих профессиональные ориентации молодежи Юга России в условиях перехода к рыночным отношениям. Региональный подход к данному aнaлизv oбvcлoвлeн высоким уровнем этнокультулной специфики данного региона. Достижение цели предполагает постановку и разрешение следующих задач:

— провести сравнительный анализ рейтинга профессий сегодняшних выпускников школ и выпускников 60-х годов;

— проанализировать изменение мотивации выбора профессии;

— определить роль макросоциальных (преимущественно социально-экономических), региональных (региональных рынков труда и этнокультурного своеобразия в сфере трудового поведения) и личностных факторов в формировании профессиональных установок молодеживыявить потенциал системы общего образования в профессиональной ориентации молодежи.

Гипотеза исследования. Переход к рыночным принципам функционирования российского общества дезорганизовал прежнюю систему интеграции молодежи в производственную структуру общества. Освобождение производства от диктата централизованного планирования, формирование рынка труда, предоставление широких возможностей профессиональным учебным заведениям для открытия новых специализаций, отказ от жесткого планового распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений на работу — все эти меры должны были способствовать увеличению выбора молодежью путей профессионального становления, ориентации их на интеграцию в экономику своего региона, усложнению профессиональной структуры регионов в зависимости от регионального характера разделения труда и этнокультурной специфики населения. Однако структурный кризис, который характеризует экономику переходного периода современной России, нивелирует значение половых, поселенческих, этнокультурных различий применительно к выбору профессий молодежью, поскольку выбивает из иерархии профессий ¡-у множество массовых специальностей, требующих квалифицированнойподготовки, и тем самым резко сужает поле профессионального выбора. Важнейшими причинами этого процесса являются свертывание производства и разрушение сложившихся экономических связей между отдельными регионами страны и внутри них на субрегиональном уровне. Каждый регион в этой ситуации на своем уровне начинает воспроизводить минимальную производственно-профессиональную структуру общества в целом. В этих условиях в провинциальных регионах страны основная масса молодежи обрекается на интеграцию не в перспективную профессиональную структуру общества, преимущественно данного региона, а на конъюнктуру и маргинализацию. Институты образования только на некоторое время откладывают проблему трудоустройства молодежи и вместе с тем усложняют ситуацию, поскольку готовят квалифицированную рабочую силу на крайне суженный рынок труда. Данное явление не может не привести в скором времени к увеличению социальной напряженности.

Объектом исследования выступают профессиональные ориентации молодежи Юга России в 90-х годах. Предметом — система взаимосвязанных факторов, определяющих оценку профессий, и выбор одной из них, которая предстает как совокупность макроэкономических и регионально-экономических процессов, этнокультурной специфики населения и личностного потенциала.

Методологической основой исследования выступает структурно-функциональный подход, главными принципами которого являются объективность, системность в рассмотрении социальных явлений. Эти позиции присущи методологии различных направлений модернистской социологии: теоретическим концепциям К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, а также структурно-функциональному анализу Т. Парсонса и Р.Мертона. При анализе социальных процессов также использованы, разработанные в рамках марксистской теории, важнейшие методологические принципы историзма и конкретности. Методология структурно-функционального подхода предоставляет возможность использования методов прикладного социологического исследования: анализа социально-демографической статистики, метода опроса и др.

Информационной базой, на основании которой выстраивается анализ, помимо статистических данных, являются конкретно-прикладные социологические исследования, проведенные в составе социологической лаборатории Южного Отделения Российской Академии Образования при непосредственном участии автора работы в г. Туапсе и Туапсинском районе (лето-осень 1996 г.). Кабардино-Балкарии (май 1997 г.). Основной эмпирический материал был собран автором в ряде республик, краев и области Северо-Кавказского региона в процессе работы по теме: «Профессиональные ориентации молодежи Юга России» (1997;1998 г.).

Научная новизна исследования.

Принципиально новым является предложенный подход к анализу проблемы профессиональных ориентаций молодежи, а именно: стремление рассмотреть ее с учетом взаимосвязи макроэкономических изменений, этнокультурной и экономической специфики региона и социопсихологических характеристик личности.

В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:

— проведен сравнительный анализ рейтинга профессий и выявлено изменение системы оценок профессий в среде молодежи 60-х и 90-х гг.;

— пооанализиюовано значение пвоФессии как важнейшего основания х л. л. ± ценностных ориентаций и эффективного индикатора социального расслоения молодежи в условиях современной России;

— проведен анализ разноплановых факторов, детерминирующих профессиональные ориентиры молодежи, показана определяющая среди них роль макроэкономических процессов;

— выделена и конкретизирована роль этнического фактора в процесс профессиональной ориентации современной молодежи СевероКавказского региона;

— обоснована необходимость и важность учета личностных качеств в профориентационной деятельности соответствующих социальных институтов;

— аргументирована необходимость возвращения системе среднего образования функции профессиональной ориентации молодежи с целью обеспечения доминирующей роли сознательного, а не стихийного начала в этой сфере;

— введен в научный оборот обширный эмпирический материал, характеризующий смену профессиональных ориентиров молодежи 90-х годов в конкретном регионе России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях перехода России к рыночным принципам функционирования молодое поколение стихийно ориентируется на резко суженный набор профессий, по сравнению с предшествующими поколениями, что оказывает негативное влияние на процесс воспроизводства социально-экономической структуры общества.

2. В отличие от ситуации 60-х годов, доминирующей группой среди учащейся молодежи в настоящее время является та, которая рассматривает профессию как инструмент достижения престижных позиций в обществе.

3. Современные выпускники средних школ, независимо от поселенческих, этнокультурных различий, профессий и уровня образования родителей, в основной массе негативно относятся к физическому труду (особенно девушки) и большей частью крайне низко оценивают квалифицированные виды инженерно-технического труда.

4. Определяющее влияние макроэкономических процессов на профессиональную ориентацию современной молодежи России состоит в том, что большая часть молодежи сориентирована на конъюнктуру конкретной ситуации на рынке труда, которая далека от перспективных целей и индивида, и общества в целомпри этом в государственной системе обеспечения занятости индивиду предоставляется преимущественно малоквалифицированный труд, обеспечивающий средний заработок, но не предполагающий развития сущностного производящего потенциала личности.

5. Отказ государственных органов от планового принципа в подготовке профессиональных кадров приводит к переносу проблемы профессионально-производственной интеграции молодежи с общегосударственного уровня на региональный и предполагает переориентацию профессионального становления молодежи на региональные потребности. Однако система профессиональной подготовки в региональных учебных заведениях в настоящее время не напелена на перспективные направления развития экономики региона, и.

X А. А. Л. -1' поэтому ориентирует молодежь на профессии без учета потребностей в них на региональных рынках труда.

6. Северный Кавказ является регионом с трудоизбыточным населением. В условиях структурного экономического кризиса наиболее неадаптированной к производственной деятельности и поэтому избыточной частью населения является молодежь как в республиках Северного Кавказа, так и в административно-территориальных единицах с преимущественно русским населением. Это положение определяет профессиональные ориентации молодежи на престижные профессии безотносительно к возможностям трудоустройства, что усугубляет положение их избыточности для региона и способствует накоплению негативного социального потенциала.

7. В современных условиях перехода северокавказских народов к индустриальному типу развития одним из факторов, влияющих на выбор профессии, выступает этничность. Ее влияние повышается в зависимости от степени осознания ущемленности социально-политического статуса этноса. Это обстоятельство оказывает косвенное, но существенное воздействие на профессиональное становление молодежи посредством формирования установки на карьерный рост и самостоятельную экономическую деятельность.

Практическая значимость работы состоит в том, что она уточняет современные представления о содержании ценностных ориентаций российской молодежи, выявляет детерминанты профессиональных ориентаций и формирующуюся новую парадигму трудовой этики.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти для разработки комплекса мер, направленных на регулирование проблемы молодежной занятости и смещение акцентов в социальной политике в сторону защиты права молодежи на труд и предупреждения социальной напряженности на этой почве.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международной и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-государственные аспекты» (Ростов-на-Дону5 1996) — «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург. 24−26 сент.1997) — «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона.» V годичное собрание Южного Отделения Российской Академии Наук. (Ростов-на-Дону, 1998).

Результаты диссертационного исследования использовались для консультирования исполнительных органов власти г. Туапсе и Туапсинского района по проблемам молодежной политики. Основные положения диссертации были опубликованы в тезисах докладов научных конференций и статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой