Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интенсивные интегративные психотехнологии в психокоррекционной работе с личностью осужденного: На примере методик Свободного Дыхания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проводимых исследований также нашли отражение в 7 публикациях автора общим объемом 33,1 п.л., а также в докладе на региональной конференции: «Проблемы подготовки кадров для исправительно-трудовых учреждений в условиях перехода к рыночным отношениям. //Материалы научно-практической конференции Уфа: УВШ МВД РФ. 1992. в выступлении на Всероссийском учебно-методическом семинаре начальников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы проблемы психокоррекции личности осужденного средствами интенсивных интегративных психотехнологий
    • 1. 1. Рассмотрение проблемы «свободы выбора» личности в юридической психологии
    • 1. 2. Источники преступного типа поведения личности с позиций трансперсональной психологии
    • 1. 3. Личность преступника и перспективы трансформации: сравнительный анализ деятельностного и трансперсонального подходов
  • Глава 2. Влияние психотехник использующих связное дыхание на эмоционально-волевую и побудительную сферы личности осужденных в условиях учреждения исполнения наказания
    • 2. 1. Программа построения эксперимента. Методологическое обоснование применяемых психотехник
    • 2. 2. Характеристика лиц принявших участие в эксперименте
    • 2. 3. Описание методик применяемых в ходе эксперимента
      • 2. 4. 0. бработка и интерпретация результатов полученных в ходе эксперимента
      • 2. 4. 1. Сравнительный анализ изменения состояния эмоционально-волевой сферы у осужденных контрольной группы
      • 2. 4. 2. Сравнительный анализ изменения состояния эмоционально-волевой сферы у осужденных экспериментальной группы
      • 2. 4. 3. Сравнительный анализ изменения характеристик потребностно-побудительной сферы у осужденных контрольной группы
      • 2. 4. 4. Сравнительный анализ изменения характеристик потребностно-побудительной сферы у осужденных экспериментальной группы
        • 2. 4. 5. 0. ценка изменения степени самоосознанности осужденных контрольной и экспериментальной групп в ходе проведения эксперимента

        Глава 3. Перспективы использования интенсивных интегративных психотехнологий в практике пенитенциарных психологов на современном этапе становления психологической службы уголовно-исполнительной системы

        УИС).

        3.1.Реализация в практике пенитенциарных психологов учреждений СИН психотехник «Свободного Дыхания».

        3.2.Дыхательные психотехнологии как средство психофизиологического оздоровления осужденных и сотрудников учреждений СИН.

        Выводы.

Интенсивные интегративные психотехнологии в психокоррекционной работе с личностью осужденного: На примере методик Свободного Дыхания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Действующее уголовное законодательство подчеркивает, что «основной целью исполнения наказания является исправление осужденных» (ст. 43 ч.2 УК РФ). Его результатом, по мнению законодателя, должно стать «уважительное отношение и правопослушное поведение». Закрепление в законе понятия «исправление», а не «перевоспитание» подводит черту в многолетней дискуссия среди специалистов. В то же время следует признать компромиссность данного решения. Анализ практики показывает, «что для глубинной перестройки психологии закоренелых преступников еще не созданы объективные социальные предпосылки, с которыми следует связывать процесс исполнения наказания» (Ю. Антонян). Пока не готова решать вопросы исправления осужденных и психологическая служба УИН1. Другими словами, можно констатировать общее состояние кризиса форм и методов воздействия на личность осужденного по реализации основной цели исполнения наказания. Пока что в «триаде „личность, общество и государство“ основное внимание по-прежнему уделяется интересам государства, а развитие личности пока остается побочным продуктом естественного функционирования деятельности. „Удержать“ личность в центре преобразований под силу только обновленной персонифицированной системе управления развитием» (Ю.Шаранов, 2000).

К проблеме исправления личности преступника с помощью психологических средств обращались Ю. М. Антонян, А. Бандура, И. П. Башкатов, М. Г. Дебольский, В. Г. Деев, В. В. Козлов, Е. А. Маджаров, А. С. Новоселова, А. И. Папкин, А. Н. Постушеня, В. М. Поздняков, Е. Г. Самовичев, В. И. Серов, М. П. Стурова, В. Г. Стуканов, JI.A. Токарева, Н. А. Тюгаева, А. И. Ушатиков, А. В. Шамис и другие. Концепции данных авторов имеют безусловно высокую теоретическую и практическую значимость в вопросах изучения и психокоррекции личности преступника. Однако сегодня в системе.

1. См: Приказ Минюст РФ ГУИН № 251 от 9.7.1999г. «О совершенствовании правового регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». «Концепция развития психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» -одобрено на заседании Центрального Координационного совета ГУИН Минюста России 20 апреля 2001 года.

ГУИН приоритет меняется в сторону личностно центрированных технологий, опирающихся на глубинную мотивацию, побуждающих личность к самостоятельным действиям. Тем самым не просто сохраняется актуальность исправления осужденного в условиях лишения свободы, но повышается потребность в разработке специальных методов психокоррекции различных типов личности преступника.

Это определяет практическую и теоретическую актуальность представленного исследования.

Проблема и степень ее разработанности. В теоретическом и практическом отношении проблемное поле данного психотехнологического направления было разработано психологами психоаналитического, гуманистического, трансперсонального направлений: У. Джеймс, Ф. Капра, Л. Маслоу, О. Ранк, В. Райх, К. Роджерс, Ч. Тарт, З. Фрейд, Н. Фодор, К. Уилбер, Д. Чью, К. Юнг и др. В том числе, следует отметить, что еще, например, намного раньше В. Райха, русский психолог П. П. Блонский определил, что дыхание лучше характеризирует человека, чем любые другие системы: «Мы чувствуем себя так, как мы дышим» (П. Блонский, 1964).

Использование психотехник, в которых применяется естественное связное дыхание в режиме гипервентиляции для вхождения в расширенное состояние сознания (РСС по В.В. Козлову) в определенной степени позволяет более эффективно осуществлять психокоррекционное воздействие на личность осужденного. Психокоррекция, в данном рассмотрении, представляется как путь самопознания личности. Предоставление возможности самоопределения самому человеку, уже не в первый раз находящемуся в местах лишения свободы, является основным замыслом настоящего исследования, опирающимся на опыт работы психологической лаборатории учреждения исполнения наказания особого режима.

В среде психологов большое внимание уделяется различным психотехникам, влияющим на состояния сознания. Работа с различными форматами сознания используется при профессионально-психологической подготовке спортсменов и космонавтов. Так, А. А. Маслов проводит профессионально-психологическую подготовку спортсменов в Китае и России по дзен-буддистским методикам. В. Н. Русалов, Э. А. Голубев, А. В. Радионов, Н. А. Худадов применяют медитативные методы для подготовки спортсменов. На основе методик чань, дзен-буддизма В. Н. Смирнов использует комплексный подход с опорой на нетрадиционные методики в профессиональной подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. А. С. Захаревич предлагает авторскую методику лечебно-оздоровительного и психоразвивающего дыхания — методика трансформационного дыхания и др.

В то же время подобных научных исследований в области пенитенциарной психологии недостаточно, а в практике психологов пенитенциарных учреждений указанные психотехнологии почти не используются.

Значительная практическая потребность в использовании эффективных психотехник для вхождения в расширенное состояние сознания и психокоррекционного воздействия на личность осужденного, а также дефицит научно-теоретических работ в этой области определили выбор настоящей темы исследования, ее цели и объекта.

Целью проводимого диссертационного исследования является выявление и экспериментальная проверка возможностей методов интенсивных интегративных психотехнологий в психокоррекции личности осужденных.

Объектом исследования являются лица осужденные судом к отбыванию срока наказания в УИН особого режима в количестве 100 человек. Из них: 50 осужденных — экспериментарная группа — это лица, которые самостоятельно приняли решение о прохождении 5-ти дневного тренинга по овладению навыками «Свободного Дыхания" — 50 осужденных — контрольная группа, лица прошедшие 2 этапа психодиагностического обследования, аналогично основной группе, с интервалом в 1 месяц.

Предметом исследования является изучение влияния интенсивных ft интегративных психотехнологий (ИИПТ2) на изменение состояния эмоционально-волевой сферы и сознание личности осужденных (на примере методик Свободного Дыхания).

В качестве гипотезы исследования, выдвигается предположение о том, что использование психотехнологий построенных на принципах и методах РСС препятствует накоплению на бессознательном уровне личности тревожности, отчужденности и враждебности, за счет нормализации ее адаптивных возможностей и уровня самоосознанности своего бытия.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов по проблеме интенсивных интегративных психотехнологий в современной психологической науке.

2. Рассмотреть личность преступника с позиций трансперсональной психологии.

3. Изучить сущность и механизмы различных психотехник использующих естественное связное дыхание, влияющих на состояние сознания, в работе по психокоррекции личности осужденных.

4. Определить критерии эффективности процесса исправления осужденных, на основе использования психотехник расширенного состояния сознания, усиления адаптивных возможностей и повышения уровня самоосознанности личности осужденных.

5. Разработать и апробировать многоуровневую модель психокоррекционной тренинговой программы изменения состояния эмоционально-волевой сферы и сознания личности осужденных на основе применения методик Свободного Дыхания.

Методологическую и научно-теоретическую основу исследования составили:

— законодательные и нормативные документы Российской Федерации,.

2. ИИПТ — система теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения (см. Козлов В. В. История и современное состояние интенсивных интегративных психотехнологий: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. ведомственные приказы, директивы и инструкции;

— концептуальные положения философии и психологии сознания, теории личности и деятельности, социальной психологии и психологии установки (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалёв, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— исследования в области юридической психологии и педагогике профессиональной деятельности: С. П. Безносое, В. Л. Васильев, Н. Ф. Гейжан, А. Д. Глоточкин, А. Т. Иваницкий, Е. А. Климов, Г. С. Никифоров, Л. И. Коновалова, B.C. Олейников, В. Ф. Пирожков, В. Ю. Рыбников, Н. Н. Силкин, A.M. Столяренко, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков и др.) — -трансперсональной психологии (Д. Бруле, С. Всехсвятский, С. Гроф, В. Козлов, Ф. Лаут, Д. Ленард, В. Майков, Л. Орр, М. Щербаков и др.).

— идеи и принципы практической психологии по вопросам влияния методик Свободного Дыхания на изменение состояния эмоционально-волевой сферы и сознание личности, а также акмеологического подхода к содержанию и организации обучения и воспитания взрослых людей.

Методы исследования: научно-теоретический анализ литературы и нормативных документов по проблемеизучение и обобщение практического опытавключенное наблюдениеопрос, психодиагностические методики Люшера и Зонди, MMPI и ДМО, формирующий экспериментстатистическая обработка и анализ измеряемых оценок и параметров. Положения выносимые на защиту:

1. Методы «Свободного Дыхания» являются перспективными в ИИПТ при нсихокоррекционной работе с осужденными;

2. В психокоррекционной работе пенитенциарных психологов, по изменению состояний эмоционально-волевой сферы и самоосознания личности осужденных влияющих на самоириятие проблем своего социально-психологического статуса, успешно реализуются через психотехники и методологические принципы «Свободного Дыхания»;

3. Критериями оценки эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий являются степень выраженности адаптивных возможностей и уровень самоосознанности личности осужденных;

4. Многоуровневая Программа тренингов по психокоррекции состояний эмоционально-волевой сферы и сознания личности осужденных на основе применения методик «Свободного Дыхания» представляет собой освоение ряда последовательных этапов:

• побуждающего дыхания (авт. • ребефингатермин);

• холотропного дыхания- • 4-х классов Свободного Дыхания.

5. Психотехники «Свободного Дыхания» являются действенными при работе с проявлениями кризисных состояний личности осужденных. Научная новизна исследования состоит в том, что:

• впервые в отечественной пенитенциарной психологии предпринята попытка влияния с помощью психотехник «Свободного Дыхания» через изменение эмоционально-волевой сферы и самоосознание осужденных на основу преступного поведения личности — враждебную отчужденность от окружающего мира, личностную тревожность, защитную агрессивность;

• научно обоснованы и апробированы теоретико-прикладные принципы системы психокоррекционных мероприятий на основе применения методик «Свободного Дыхания» в практике пенитенциарных психологов по исправлению осужденных.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена в деятельность психологической службы УИН Минюста РФ многоуровневая Программа психокоррекционных тренинговых занятий, позволяющие обеспечить положительное влияние на стрессоустойчивость, адаптивные возможности индивида за счет овладения техниками:

• побуждающего дыхания (авт. • ребефингатермин);

• холотропного дыхания- • 4-х классов Свободного Дыхания.

Достоверность и обоснованность результатов проводимого исследования обусловлена методологической обоснованностью процедур исследования, их адекватностью цели и задачам исследованиякомплексным применением батареи валидных методик т. Люшера, т. Зонди, т. MMPI, т. ДМОсравнением полученных данных с аналогичными исследованиями по данной проблехМеиспользованием ЭВМ и аппарата математической статистики при обработке полученных результатов — Т-критерия Вилкоксона и G-критерия знаков.

Апробация результатов исследования осуществлялась в течение 10 лет на базе психологической лаборатории, психологической службы УИН Мурманской области, ряда подразделений СИН Северо — Западного региона.

Результаты проводимых исследований также нашли отражение в 7 публикациях автора общим объемом 33,1 п.л., а также в докладе на региональной конференции: «Проблемы подготовки кадров для исправительно-трудовых учреждений в условиях перехода к рыночным отношениям. //Материалы научно-практической конференции Уфа: УВШ МВД РФ. 1992. в выступлении на Всероссийском учебно-методическом семинаре начальников психологических служб территориальных органов УИС» (2000г., г. Шадринск) — на учебно-методическом семинаре среди психологов УИС РФ (май 2002 г.), Санкт-Петербургский Институт повышения квалификации работников УИС Минюста РФ.

Непосредственное внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе формирующего эксперимента в учреждении ОЮ-241/16 УИН Минюста РФ по Мурманской области, о чем имеются соответствующие положительные акты и отзывы.

Цель и задачи исследования

определили объем и структуру диссертации, которая состоит их введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Основные личностные изменения происходящие вследствие влияния РСС на личность осужденных относятся к сфере самовосприятия. Тип взаимоотношения с окружающей социальной средой, практически не изменился и характеризуется: дистантной отгороженностью, подавленной враждебностью и общей отчужденностью. Эффект РСС позволяет выражено проявиться основному структурному компоненту эмоционально-волевой сферы — честолюбивым тенденциям, что способствуют формированию завышенной самооценки, а также скрытой зависимости от мнения значимого окружения.

2. Возможность отреагирования агрессивных, гневливых, властных и садистических устремлений способствует снижению интенсивности внутренней тревожности и подавленной враждебности. Происходит принятие реальности своего состояния и социального положения. Доминирование, замкнутость, приоритет собственного мнения сменяются гибкостью поведения с целью завоевать расположение окружающих.

Осознание внутриличностных конфликтов, как составных частей «Я», возможность их разрешения, способствует поиску новых ценностных ориентиров.

3. Избирательное снятие внутренней напряженности, как следствие подавления побуждений, в наиболее проблемных областях психического способствует росту адаптивных возможностей индивида.

4. Проявляется выраженный характер позитивного влияния РСС на саморегулирующие возможности индивида, как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

5. Происходит взаимодействие с глубинно-проблемными областями психического, что способствует снижению риска дальнейшей патологизации личностного развития.

6. Рост самоосознанности и возможности формирования управляющего центра потребностно-побудительной сферы стимулирует способность внутреннего поиска при необходимости принятия решения.

7. Вследствие проявления феноменологии состояния «остановки» более выраженную значимость и влияние приобретает самоосознанный личностный выбор.

8. Происходит стимулирование коммуникативных возможностей в процессе межличностного взаимодействия, увеличивается способность к принятию компромиссных решений, отход от примата силы к гибкости волевого компонента.

Таким образом — основная гипотеза проводимого исследования: о влиянии РСС в сторону нормализации эмоционально-волевой сферы личности, повышении её адаптивных возможностей и уровня самоосознанности подтверждается.

202 Заключение.

Логика изложения материалов в ранее опубликованных работах и данной диссертации направлена на то, чтобы по возможности более глубоко и разносторонне обсудить возможности интенсивных интегративных психотехнологий, как нового направления социальной психологии, его использования в практике психологами пенитенциарных учреждений.

Полученные данные представляют интерес, как с точки зрения применения их в практике работы с различными категориями пользователей: учебно-тренировочных групп сотрудников различной должностной принадлежности, так и при составлении психокорректирующих программ для спецконтингента, проведения специализаций практикующих психологов СИН.

Кроме того, полученные нами результаты интересны сами по себе. Это многомерный системный анализ феноменологии, психофизиологии, психологии и социально-психологических аспектов пионерского направления практической пенитенциарной психологии.

Использование РСС в большей степени ориентировано на бессознательный компонент, хотя в определенной степени затрагивает и остальные составляющие. По мнению автора эффективность психокоррекционных мероприятий в значительной степени возрастет при комплексной проработке различных составляющих целостностей психической реальности методами: процессуально-ориентированной психотерапии, психодрамы, гештальт-подхода, телесно-ориентированными подходами. Допустимо также использование элементов символодраммы, эриксоновского гипноза. В сущности, выбор методов для последующей проработки полученного феноменологического ряда не существенен. Важен аспект практической законченности действием и взаимодействие с подавленным бессознательным материалом в бытийном пространстве индивида. Например Н. Е. Невярович предлагает и уже применяет принципы трансперсональной психологии и возможности процессуальноориентированной психотерапии в профилактике девиантного поведения подростков. 74].

Феноменология РСС, в психокоррекционном аспекте, по нашему мнению, может эффективно использоваться, как инструмент практической деятельности психолога, применительно к условиям пенитенциарных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Росийская проблема свободы, одиночества и смирения.//Психологический журнал. 1999. Т.5.№ 5. с. 514.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1997.
  3. А. Наука жить, Киев, 1997.
  4. А. Понять природу человека. Спб., 1997.
  5. Д. Страх. Тревога и тревожность \ Сост. и общая редакция В. М. Астапова.СПб.: Питер, 2001.с.43−62.
  6. А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. Спб.: Академический проект. 1997.
  7. Ю. А. Личность преступника. Диагностика ценностных ориентаций и воспитательный процесс в ИТУ. Часть 1,2. Практикум в 3-х частях. -Домодедово: РИПК роботников МВД РФ, 1992.83,91с.
  8. Ю.А. Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ. Учебное пособие. М.:МЦ при Гук МВД РФ, 1996.192с
  9. А. и др. Судьбоанализ Леопольда Зонди. / Психология судьбы. Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1994. с.22−56.
  10. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагополучные условия формирования личности в детстве. М.: НИИ МВД РФ, 1983. 280с.
  11. И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979. 187с.
  12. Л.И. Архетипическая теория Развития личности Карла Густава Юнга/ В журн. Психологический журнал. Том 21,№ 2. 2000.с. 16−26.
  13. Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга.// Психологический журнал. 2000. Т.21. № 3. С. 10−19.
  14. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия./ЯТсихологический журнал. 1993. Т.14. № 2. С. 3−16.
  15. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы.// Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. с.3−15.
  16. Л.И. Способности личности к преодолению деформаций своего развития.//Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. с.6−19.
  17. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Щрикладная психология. 1999.№ 1 с. 41 -47.
  18. Большой толковый психологический словарь. Т1,2- Пер. С англ. /Ребер Артур.-ООО «Изд. ACT" — „Изд. Вече“, 2001.592,560 с.
  19. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие.//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. с. 7−19.
  20. Т. Ф. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт психологии РАН., 1998.
  21. Т. Биологическая эволюция, геннотропизм, психопатология: новая интерпритация психоаналитической теории./ Психология судьбы. Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1996.85−124с.
  22. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии).М., „Книга“ 1991.446с.
  23. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов./ Под ред. канд. мед. наук С. Н. Бокова., Т.2. Ростов на Дону: „Феникс“. 1996. 448с.
  24. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология, 1995. Т. 2. С. 53−616.
  25. B.JI. Юридическая психология. 3-е изд. СПб: Питер, 2000. —
  26. Л.С. Собр. соч. М., 1983. Т.4.
  27. Л.С. Развитие высших психических функций.М., 1960.
  28. Г. В. Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, Т.2., 1971.
  29. П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. М.: Север, 1933.
  30. Е.Э. Психология телесности М.: Институт Общегуманитаных Исследований, 2002 12с.
  31. С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. / Пер. с английского.М.: МТМ, 1994.240с.
  32. С. За пределами мозга.- М.:Изд. Трансперсонального института, 1993.-504с.
  33. С. Путешествие в поисках себя. М.:Изд. Трансперсонального института., 1994.342с.
  34. Герхард Адлер. Лекции по аналитической психологии. Пер. с англ.-М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996.-282с. Серия „Актуальная психология“.
  35. В. Практическое руководство к тесту Люшера. Кишинев. Периодика, !990., 174с.
  36. В. Практическое руководство к тесту Л. Зонди. Урок 1.1 Психология судьбы., Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1996. С.165−187.
  37. М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1999.517с.
  38. К. Э. Психология эмоций./ Перев. с англ. Спб.: Издательство „Питер“, 2000. 464с.
  39. Д. Внутренний мир травмы.// Московский психотерапевтический журнал, 2001.№ 1, с.68−101.
  40. Капра Фритьоф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса .-К.: „София" — М.: ИД „Гелиос“, 2002. — 336с.
  41. А. Психология шизофрении. Спб.: „Ювента“, 1998.293с.
  42. О.В. Избранные труды.М: Медицина, 1971.с.37−77.
  43. С.С. Курс психиатрии. М., 1893.
  44. Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений. Автореферат канд. психол. наук. М., 1992.
  45. С., Р. де Корвало. Проблема метода в гуманистической психологии.// Психологический журнал. № 2. 1993. с. 133−126.
  46. В.Н. Причины конкретного преступления. / В журн. Советская юстиция № 22. 1970.
  47. Исправительно-трудовая психология: Учебн. пособие для слушателей вузов МВД СССР. / Под ред. К. К. Платонова и др. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985.3 60с.
  48. В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания, (монография). М., 1994.132с.
  49. В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий. Изд. второе, переработанное и дополненое (монография). Минск, 1997.362с.
  50. В.В. Духовное сердце трансформации., Сб. Творчество Воли. / Под ред. В.Козлова. М., МАПН, 1997.c.8−18.
  51. В.В. Измененные состояния сознания: психология и физиология (монография). М., 1997.197с. (в соавторстве с Бубеевым Ю.)
  52. В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент, (монография). М., 1998.427с.
  53. В.В. История и современное состояние интенсивных интегративных психотехнологий. Автореферат диссертацииД Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 1998.
  54. Е.И. Психология свободы. М.: Издательство Московского университета 1994.
  55. А. Грандиозное одиночество. Московский психотерапевтический журнал.2002.№ 2 (33),. с.34−58.
  56. А.И. Диагностика побуждений./ Психология судьбы. Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1994.с.57−68.
  57. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  58. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования.// Вопросы психологии. 1995. № 1. с.97−110.
  59. Д. А. Три грани смысла., Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева./ Под ред. O.K. Тихомирова, А. Е. Войсскунского, А. Н. Ждан, М.: Смысл, 1999.
  60. Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психологический журнал. № 1. 2000. с. 15−25.
  61. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия./ Сб. научных трудов ВНИИ МВД СССР. М., 1988. 325с.
  62. Личность преступников и индивидуальное воздействие на них./ Сб. статей. Под. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994.
  63. Личность преступников и вопросы исправления и перевоспитания осужденных./ Сб. статей М., НИИ МВД РФ, 1990.276с.
  64. М.К. Философия это мужество невозможного.// Общая газета. 1993.№ 9/11. С10.
  65. А. Психология бытия. Рефл: бук. Веклер, 1997.
  66. Матти Лайне. Криминология и социология отклоняющегося поведения. -Центр обучения тюремных служащих. Международные публикации. Хельсинки, 1994.173с
  67. Л. Парадоксы психологии толпы./ В журн. „Прикладная психология и психоанализ“. 1999.№ 1. с.5−11.
  68. А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике./ЯТсихологический журнал. 1999. Т.20. № 5. с. 103−112.
  69. М.В. Свободное Дыхание как путь профессионала. М., Изд. Трансперсонального института, 1994.208с.
  70. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1973.
  71. Наказание и исправление преступников./ Под ред. проф. Ю. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1998.392с.
  72. В.Н. Никитин Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. — М:. Алетейа, 2000.- 624с.
  73. Ф. Так говорил Заратустра.//Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.2. С.5−237.
  74. Основы психологической коррекции в ИТУ. Учебно-методическое пособие. Психологический факультет РИПЭ МВД России., Рязань, 1996.162с.
  75. А. Юридическое значение цели исправления осужденных к лишению свободы./ Журн. „ПиН“ № 4, 1998.с.25−27.
  76. А.В. Психопатия как предмет междисциплинарного исследования.// Психологический журнал. 1999. № 5. Т.20. с.96−102.
  77. В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д.: Феникс. 1996.
  78. В.А. Очерк теории свободной причинности.// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии./Под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл. 1997. с.124−144.
  79. Ф.С. Эго, голод и агрессия./ Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.358с.
  80. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. В 5-ти частях. Часть 1./ Под ред. А. Дунаева, А. Батыщева. М., 1992. 174с.
  81. П. Кофликты интерпритаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
  82. Роттердамский Эразм. Философские произведения. М.: Наука, 1987.
  83. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  84. С.Л. Основы общей психологии. Спб., 1999.
  85. Э. Юнг и постъюнгинианцы. Курс юнгинианского психоанализа. Пер. с англ. М.: ЧеРо, 1997.416с.
  86. Е.Г. Бессознательные мотивы преступного поведения./ Отв. ред. акад. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1986.с.170−188.
  87. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
  88. Словарь практического психолога. / Сост. Ю. Товин. -Минск: Хорвест, 1997. 800 с.
  89. А.Н. Интерпритация как предмет правовых представлений личности в российском обществе.//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. с.78−88.
  90. А. Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпритации.// Психологический журнал, 1999. Т.20. № 6. с.13−23.
  91. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъктивности. М.: Школа- Пресс. 1995.
  92. Л. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., ИПП, 1997.480с.
  93. Ф. Социально-психологические и правовые аспекты исправления и перевоспитания правонарушителей. Казань. 1976. 140с.
  94. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО „Речь“, 2000.350с.
  95. А. Путь в судьбу. / Психология судьбы. // Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1996. с132−143.
  96. П. Бытие, небытие и тревогаД Тревога и тревожность \ Сост. и общая редакция В. М. Антонова. СПб:. Питер, 2001.с.63−78.
  97. В. и др. Влияние Свободного Дыхания на состояние эмоционально-волевой сферы лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказания./ Творчество Воли., Сб. под ред. В. Козлова.М., МАПН, 1997. с178−186.
  98. Труш и др. О характере изменения биохимического состава крови под влиянием холотропной терапии.// Проблемы психологии и эргономики. 1999. № 1. с.80−81.
  99. Л. Философская антропология Жан Поль Сатра. М., 1997.
  100. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.
  101. Бассин и М. Ярошевский. М.: Наука, 1989. с.250−263.
  102. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  103. Э. Душа человека.: Перевод. М.: Республика, 1992.430с.
  104. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  105. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
  106. К. Наши внутренние конфликты.// Собр. соч. в трех томах. М.: Смысл, 1997.
  107. К. Невроз и развитие личности. .// Собр. соч. в трех томах. М.: Смысл, 1997.
  108. Ю.Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юрид. лит., 1991.c.224.
  109. Ш.Шварц-Салант Н. Депрессия отвергнутости: алхимические и развивающие перспективы./Хрестоматия по глубинной психологии., вып.2. Пер. с англ.: Гремушкин С., и др.М.:"Добросвет“, 1997.350с.
  110. Д. Невротические стили./ Пер. с англ. — М.: Институт ОИ, серия -Современная психология: теория и практика, 2000 — 176с.
  111. Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием)./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук.// Санкт-Петербургский Университет МВД России.2000.
  112. Юнг К. Г. Товистокские лекции./ Перевод и ред. В. Зеленского., Спб, — Институт Личности, 1994.136с.
  113. Юнг К. Г. Противоречия Фрейда и Юнга./ Сб. Проблемы души нашего времени. М: Изд. гр. „Прогресс“, „Универс“, 1993.с.61−69.
  114. Юнг К. Г. Проблема типа установки./ СС. Психология бессознательного.// Пер. с нем.М.: Канон, 1994.c.74−102.
  115. Юнг К. Г. Структура души./ Сб. Проблемы души нашего времени.М.:Изд. гр. „Прогресс“, „Универс“,!993.c.l 11−133.
  116. Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного./ СС. Психология бессознательного.// Пер. с нем.М.: Канон, 1994.с. 135−164.
  117. Юнг К. Г. Отношение между Я и бессознательным./ СС. Психология бессознательного.// Пер с нем.М.: Канон, 1994.с. 175−315.
  118. Юридическая психология / Сост. И общ. редакция Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер.2001.480с.: (Серия „Хрестоматия по психологии“)
  119. И. Психологическое учение К.Г. Юнга.// Сб. Карл Густав Юнг: дух и жизнь.// Пер. с нем.М.: Практика, 1996. с.385−534.
  120. Bandura A. Self- efficacy: the exercise of cjntrol. N.Y.: W. H. Freeman Co, 1997.
  121. Czondi L. Lehrbuch der experimentellen triebdiagnostik./Verlag Hanshuber Bern und Stutgart. 1960.
  122. Ellis A. Impossibility of achieving consistently Good Mental Health.// American Peychologist. 1987. V. 42 № 4.
  123. Kohlberg L. Essays in Moral Deuelopment/ Uol.2.: The Psychology of Morar Deueljpment. San Francisco. Harper. Pow. 1994. V.2.
  124. May R. Mans search for himself. N. Y.: Signet book, 1953.
  125. May R. Psycholjgy and human dilemma. Princeton: Van Nostrand, 1967.
  126. Maslow A. H. Toward a psyehology of being. N.Y.: Nostrand, 1962.
  127. Harr R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979.
  128. Harr R. Personal being. Oxford: Blackwell, 1983.
  129. D.W. „Fear of Breakdown“ in C. Winnicott, R. Shepherd, and M. Davis (end) Psychoanalytic Explorations. Combridge, Mass: Harvard Univtrsity Press, 1989: 87−89.
  130. Тип личност и Основные характерологические признаки Ведущие поведенческие реакции Основы межличностн ых взаимостгношени й Предполагаемые принципы воздействия
  131. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦВЕТА И ФУНКЦИЙ ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ, КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОТТЕНОЧНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ КОМБИНАЦИИ ЦВЕТОВОГО ТЕСТА ЛЮШЕРА.
  132. Основные цвета. Дополнительные цвета.1» синий- «5» — фиолетовый-2″ зеленый- «6» — коричневый-3″ красный- «7» — черный-4″ желтый. «О» — серый.
  133. В своем объективном значении (структуре) основные цвета определяются:• синий представляет «глубину чувства» и является концентричным, пассивным, объединяющим, гетерономным, чувствительным, перцептивным, унифицирующим, оральным.
  134. Потребность в удовлетворении и в привязанности.
  135. Потребность — в самоутверждении.
  136. Потребность смотреть вперед и надеяться.
  137. Аффективный аспект разнообразие, ожидание, оригинальность, надежда.
  138. Три из четырех основных цветов прямо связаны с работоспособностью человека. Это зеленыйлрасщ.ш ^ Комбинация ихназывается рабочей группой.
  139. Зеленый обеспечивает гибкость воли, позволяющую упорно продолжать работу, не смотря на трудности или сопротивления. Доведенная до концаработа усиливает самоуважение.
  140. Красный обеспечивает силу воли, которая требует деятельности. Удовлетворение от того, что реализуется намерение.
  141. Желтый обеспечивает спонтанное чувство удовлетворения от работы или от воспоминания о ней, оптимизхм в работе, готовность начать новую деятельность.
  142. Четыре оттенка красного цвета: 4. Четыре оттенка желтого цвета:• красно-синий- • желто-синий-• красно- зеленый- • желто-зеленый-• красный- • желто-красный-• красно-желтый. • желтый.
  143. Оставшиеся 2 оттенка серого цвета также дифференцируются в более и менее предпочтительную сторону, что дает возможность отследить возможные нессознаваемые перспективы.
  144. Значение вершин Куба в знаково-числовом варианте представляется.
  145. Неудовлетворенное притязание:1. на приятное обращение определенного лица- +2] - на собственную силу, твердость и превосходство- [+3] - на направленную на себя активность окружения- [+4] - на иллюзорное ожидание блага.
Заполнить форму текущей работой