Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль факторов среды обитания в формировании здоровья учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Их внутренняя среда при длительном пребывании человека в замкнутых ячейках современных помещений оказывает негативное многофакторное химическое, физическое, биологическое воздействие на здоровье человека в связи с широким использованием в стро1ггельстве зданий и отделке помещений полимерных материалов: предметов мебели из древесностружечных плит и клееной фанеры на основе формальдегидных смол… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ВЗРОСЛОГО И ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Состояние окружающей среды и показатели здоровья населения
    • 1. 2. Влияние факторов среды на здоровье детей
    • 1. 3. Гигиеническая характеристика факторов внутренней среды в школах, жилищах и служебных помещениях
    • 1. 4. Внутренняя среда учебных помещений ^
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЩЕИ СРЕДЫ Г. ЗЕЛЕНОГРАДА
    • 3. 1. Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды
    • 3. 2. Гигиеническая оценка внутрижилищной среды _^
  • ГЛАВА 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ
  • ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
    • 5. 1. Динамика заболеваемости детского и подросткового населения
    • 5. 2. Взаимосвязи состояния здоровья школьников с аэрогенными факторами учебной среды
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫВОДЪГ

Роль факторов среды обитания в формировании здоровья учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: Одним из основных приоритетов государственной политики в области обеспечения национальной безопасности является охрана здоровья населения.

В этой связи, реализация концепции гигиенической безопасности приобретает особую актуальность при выявлении реальной и потенциальной опасности для здоровья населения (Потапов А.И. и соавт., 1991, 1993; Онищенко ГГ., 1993, 2000; Гильденскиольд Р. С, 1993, 1998; Новиков Ю. В., 1993; Ястребов ГГ., 1993; Беляев Е. Н., 1996 и др.).

Увеличению заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, обострешпо демографической ситуации в ряде регионов России способствует неблагоприятная социально-экономическая обстановка, влияние негативных факторов окружающей среды в количествах, превышаюш-их адаптационные возможности организма человека (Потапов А.И., Ястребов Г. Г., 1998;2000; Онищенко Г. Г., 2001; Беляев Е. Н., 2001; Винокур И. Л., 1997; Савельев СИ., 1998; Ушаков И. Б., Сорокин О. Г., 2004 идр.).

Здоровье детского населения продолжает ухудшаться. Только за последние 5 лет общая заболеваемость детей увеличилась на 21,6%, растет число детей и подростков, имеющих хроническую патологию и инвалидность по причине перенесенных заболеваний, что снижает и даже исключает возможность выбора и освоения ряда профессий.

Депопуляционные процессы в стране, снижение уровня здоровья населения, и в том числе детского, грозят сокращением репродуктивного, трудового и оборонного потенциала государства и требуют сосредоточения усилий общества на решении неотложных проблем по охране здоровья населения для сохранения будзгщих поколений. Это возможно только при создании государственной системы управления здоровьем населения, приоритетным направлением которой должна стать охрана здоровья подрастающего поколения (Шевченко Ю.Л., 2001).

Развитие и формирование городов приводит к положительным и отрицательным изменениям городской жилой среды, возможные последствия которых влияют на условия жизни и здоровье городского населения. Среди многообразия неблагоприятных факторов окружающей среды высокая значимость отводится аэрогенному загрязнению лшлых и общественных зданий.

Их внутренняя среда при длительном пребывании человека в замкнутых ячейках современных помещений оказывает негативное многофакторное химическое, физическое, биологическое воздействие на здоровье человека в связи с широким использованием в стро1ггельстве зданий и отделке помещений полимерных материалов: предметов мебели из древесностружечных плит и клееной фанеры на основе формальдегидных смол, пластиковых панелей, линолеумов, синтетических ковров и др. (Стяжкин В.М., 1992; Жукова В. В., 2002; ТрухинаГ.М., 2004; ПичужкинаН.М., 2004).

По мнению некоторых авторов внутренняя среда помещений в большей степени влияет на здоровье людей, чем окружающая в крупных городах. • Поэтому во всем мире эта проблема получила название «синдром больного здания» (Crawford J.O., Bolas S.M., 1996; Мишкин И. А., Дударев А. А. с соавт., 2004).

Сложность оптимизации условий проживания городского населения заключается в необходимости комплексного решения гигиенических проблем взаимодействия факторов городской, внутрижилищной среды и среды учебных заведений и сочетанного их влияния на здоровье детского населения (Губернский Ю.Д., 1998; Скобарева З. А., Текшева Л. М., Раушенбах Г. В., 1987).

Неразрывность окружающей, внутрижилищной и среды школьных З^ебных заведений требует системного подхода к анализу и непосредственной оценке влияния комплекса химических, физических и биологических факторов на здоровье детского населения. Малочисленные работы, имеюцщеся в настоящее время, не содержат полной информации. Отсутствуют требования к химическим загрязнителям воздуха в разделе Всероссийского соцгигмониторинга учебной среды. Не уделено им доллшого внимания в СанПиН 2.4.2.1178−02 «Гигиенические требования к условиям обздтения в общеобразовательных учреждениях».

В этой связи необходимость изучения негативного влияния комплекса факторов окружающей, внутрижилищнои и внутришкольной среды на формирование заболеваемости детского населения определяет актуальность настоящей работы, выполненной в соответствии с отраслевыми программами МЗ РФ: «Эколого-гигиенические проблемы безопасности России и пути их решения» (1996;2001гг.), «Системная разработка мероприятий по гигиенической безопасности России» (2001;2005гг.).

Цель исследования: Выявить влияние вероятностных факторов риска окрулсающей, внутрижилищнои и внутриппсольной среды в формрфовании заболеваемости детского населения и обосновать систему профилактических мероприятий.

Задачи исследования: 1. Изучить особенности формирования комплекса факторов окружающей, внутрижилищнои и внутришкольной среды, влияющих на формирование состояния здоровья детского населения, на основе данных социальногигиенического мониторинга в Зеленоградском административном округе г, Москвы.

2. Провести оценку гигиенического состояния среды обучения и внутрижилищнои среды с выявлением приоритетных показателей на основании результатов изучения химического, физического и бактериологического загрязнения сред и анкетного опроса.

3. Выявить характерные особеьгаости заболеваемости детского населения школьного возраста и болезни риска по данным автоматизированной системы полицевого учета заболеваемости и анкетного опроса.

4. Определить долевой вклад факторов окружающейвн) арижилищной и внутришкольной среды в формировании нарушений состояния здоровья учащр1хся.

5. Усовершенствовать комплекс профилактических мероприятий по оптимизации внутришкольной среды и укрепления здоровья детей школьного возраста.

Научная новизна работы: Научно обоснован системный подход к оценке состояния здоровья школьников при сочетанном влиянии химических, физических, биологических факторов окружающей, учебной и внутрижилищной среды. С современных позиций дана оценка геоинформационной системы в выявлении причин формирования болезней риска у школьников и состояния организации педиатрической службы.

Расшрфено представление об аэрогенных факторах риска внутришкольной среды, определена их взаимосвязь и степень долевого вклада в формирование нарушений СОСТОЯРШЯ здоровья детского населения.

Обоснованы методические подходы системы управления качеством внутришкольной среды, учета, регистрации и анализа заболеваемости школьников с целью укрепления здоровья детского населения.

Положения, выносимые на защиту: 1. Гигиеническое неблагополучие факторов окружающей, внутрижилищной и внутришкольной среды, обусловленное постоянным воздействием комплекса негативных антропотехногенных факторов, и напряженность обучения оказывает определенное неблагоприятное влияние на формирование здоровья детского населения.

2. Факторы, формирующие среду обучения на основе оценки санитарно-гигиенической ситуации, создающей риск заболеваемости детского населения.

3. Геоинформационная система, усовершенствованные формы учеггг заболеваемости (персонифицированный учет), управление гигиенической безопасностью среды обучения с определением приоритетных направлений социально-гигиенического мониторинга и обоснование комплекса профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников.

Практическая значимость работы Выполненное исследование позволило^на основе комплексного изучения факторов окружающей, внутрижилищной, учебной среды и медицинского обеспечения, дать оценку санитарно-эпидемиологической ситуации г. Зеленограда с выявлением приоритетов и вклада изз’ченных факторов в формирование здоровья детского населения с обоснованием комплекса профилактических мероприятий по оптимизации среды обучения и укрепления здоровья детей школьного возраста.

Результаты исследования использованы при подготовке программных, информационно-методических и административно-распорядительных документов: > Методических рекомендаций «Критерии оценки санитарно — гигиенического благополз^ия общеобразовательных учреждений» (утверждены секцией «Гигиена» Ученого совета МЗ РФ, от 03.08.2005 г., Протокол № 4) — > Пособия для врачей «Нарушение проходимости бронхов у детей .как критерий влияния загрязнения атмосферного воздуха» (утверждено секцией «Гигиена» Ученого совета МЗ РФ от 04.04.2005 г., Протокол № 2) — > Постановления правительства Москвы от 22 февраля 2005 г. № 97-ПП «О ходе выполнения программы «Здоровье детей» на 2003;2005гг. в Зеленоградском административном округе города Москвы" — > Проекта «Создание автоматизированной системы сбора и первичной обработки персонифицированных электронных баз данных учета неинфекционной заболеваемости детского населения с дальнейшим использованием геоинформационных технологий», который на первом форуме «Москва — здоровый город» в 2004 г. советом предпрршимателей при Мэ. ре и правительстве Москвы, был признан л) дппим и пол)^ чил Диплом победителя конкурса «Социальная инициатива — здоровая столица».

Кроме того, результаты работы внедрены в учебный процесс кафедры медицины труда, профпатологии и экологии человека ГОУ «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства», кафедры социальной гигиены и организации санэпидслужбы МПФ ППО ММА им. И. М. Сеченова.

Апробация диссертации проведена на межотдельческой научной конференции ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана» 23 сентября 2005 г.

Материалы исследований доложены на международном конгрессе «Профилактика нарушений репродуктивного здоровья от профессиональных и экологических факторов риска» (г. Волгоград, 2004), на конференции «Экология мегаполиса и здоровье детей» (г. Москва, 2004), на межкафедральной конференции Института повышения квалификации врачей Федерального медико-биологического агентства (г. Москва 2005).

Публикации: По результатам исследования опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем диссертации

: Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы объектов, материалов и методов исследований, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, списка использованных источников литературы и приложения. Текст изложен на 146 страницах машинописи, иллюстрирован 19 таблицами, 38 рисунками и имеет 6 приложений. Список использованной литературы содержит 170 источников, в том числе 25 зарубежных авторов.

1. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха в городе являются: формальдегид (1,19 ПДК), диоксид азота (0,37 ПДК), суммарные углеводороды (0,31 ПДК), оксид углерода (0,13 ПДК), ацетон (0,023 ПДК). В питьевой воде наблюдается незначительное превышение ПДК: по железу (0,17 ПДК) и на 0,08 ПДК по мутности (по среднемноголетним данным).

Содержание металлов в почвах содержится в количествах, не превышающих ПДК. Шумовая нагрз^ка превышает допустимые уровни на 10−12дБА.

2. Наиболее выраженное загрязнение внутрижилищной среды отмечено в виде превышения шумовой нагрузки на 10−15 дБ А, концентраций приоритетных химических ингредиентов: по аммиаку и формальдегиду (1,1;

1,9 ПДК). Относительная влажность соответствовала нормативам только в.

45−65% случаев. Суммарная нагрузка жилой среды К жш1.ср.= 1,54.

3. Приоритетными загрязнителями воздушной внутришкольной среды являются формальдегид — его содержание в обеих группах ппсол до уроков составляет 1,7 ПДК, после уроков 2,6−2,25 ПДК, аммиак до уроков 2,5 и 0,45 ПДК, после уроков 5,8 и 2,2 ПДК по группам школ соответственноацетон ;

0,38 и 0,24 ПДК до уроков, 0,55 и 0,92 после уроков, оксид углерода — 0,42 и.

0,65 ПДК до уроков, 1,02 и 0,86 ПДК после уроков. Отмечается дефицит отрицательно и положительно заряженных аэроионов в 2−4 раза на фоне несоответствия гигиеническим нормам относительной влаишости (22−27%) и.

4. В школах (основная группа) регистрируются повышенные зфовни заболеваемости по болезням пиш-еварительной системы НИП = 1,53, заболеваниям эндокринной системы, нарушения питания и обмена веп1-еств НИП = 1,43, заболеваниям органов дыхания НИП = 1,43, заболеваниям мочеполовой системы НИП = 1,23.

5. Высокая заболеваемость детей школьного возраста свидетельствует о неоднозначности реакции организма на вероятные воздействия факторов среды. Прослеживаются положительные корреляционные связи с уровнем химической нагрузки внутришкольной среды по болезням органов дыхания, эндокринной системы, заболеваний лселудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы (г = 0,52−0,95),.

6, Долевой вклад комплексного загрязнения среды обитания в заболеваемость детей школьного возраста составил: для жилищ — 48%- для школьных з^ебных заведений — 36%, для городской среды -16%.

7. Научно обоснован комплекс профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию внутришкольной среды и укрепления здоровья детей школьного возраста. Ожидаемая эффективность разработанных мероприятий (нормализация вентиляционно-отопительной системы, микроклимата, аэроионного состава воздуха) определяется снижением суммарной химической нагрузки внутришкольной среды в 1,5−2,0 раза, повышением объективной оценки состояния здоровья школьников за счет использования геоинформационных технологий и автоматизированной системы полицевого учета заболеваемости.

Искреннюю благодарность выражаю своему учителю ;

профессору Лшоту Арменаковичу Каспарову за помощь в выборе направления исследования и консультации при работе над диссертацией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой