Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, нашла свое подтверждение гипотеза о том, что за высокой и низкой успешностью основной деятельности действительно могут лежать различные варианты соотношения изучавшихся мотивационных и волевых характеристик личности. При низкой успешности основной деятельности могут наблюдаться высокие значения по показателям волевых свойств личности — настойчивости, решительности и вьщержки, что служит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МОТИВАЩЮННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Понятие мотивов и воли в современной психологии
    • 1. 2. Проблема соотношения мотивационных и волевых характеристик личности в экспериментально-психологических исследованиях
    • 1. 3. Формулирование гипотез и постановка задач экспериментального исследования
  • Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Теоретическое обоснование первоначального набора методик исследования и их описание
      • 2. 1. 1. Методики, направленные на измерение волевых свойств и мотивов личности
      • 2. 1. 2. Методики, направленные на измерение волевой активности в ситуации лабораторного эксперимента
    • 2. 2. Апробация методик: результаты пилотажных исследований
      • 2. 2. 1. Сравнительный анализ пяти различных методик исследования воли
      • 2. 2. 2. Исследование диагностической ценности показателей мотива противодействия и символического целеполатания
    • 2. 3. Уточнение комплекса методик основного экспериментального исследования
  • Глава 3. АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЙ МЩУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Мотивационно-волевые характеристики личности и успешность обучения в техническом вузе
    • 3. 2. Мотивационно-волевые характеристики личности и успешность спортивной и учебной деятельности студентов института физкультуры
    • 3. 3. Волевые свойства личности и успешность профессионально-тренировочной деятельности оператора
  • Глава 4. АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ В ЗНАЧИМОСТИ МОТИВОВ ДОСТИЖЕНИЯ, МОТИВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Анализ различий между группами с разным соотношением показателей текущей и экзаменационной успешности
    • 4. 2. Анализ различий между группами с разным соотношением показателей спортивной и учебной успешности
    • 4. 3. Анализ совместного влияния мотивационных и волевых факторов на показатели деятельности

Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема мотивации и воли является одной из центральных проблем психологии личности (Корнилов К.Н., 1957; 1^бинштейн С.Л., 1957; Якобсон П. М., 1969; Асеев В. Г., 1971; Леонтьев А. Н., 1975; Ананьев Б. Г., 1977; Пуни А. Ц., 1977; Ломов Б. Ш., 1981, 1984).

В теоретическом плане актуальность проблемы вытекает из неоднозначности теоретических представлений о роли воли и мотивов в регуляции деятельности личности. Относительная экспериментально-методическая неразработанность проблем мотивации и воли требует теоретического обоснования и экспериментального доказательства валидности методик, применяемых в данной области исследований. Актуальным является и поиск новых методов исследования мотивов и воли.

В практическом плане актуальность проблемы определяется задачами формирования всесторонне развитой личности, повышения эффективности труда и прогнозирования социально полезной деятельности человека — учебной и профессиональной. Как указывал К. Маркс, «. в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выраженная во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189).

В связи с задачами практики особенно актуальным является изучение волевых свойств личности, как конкретных проявлений воли (Пуни А.Ц., 1958) и мотивации достижения, как стремления человека добиться высоких результатов в социально значимой деятельности.

В советской психологической науке проводились исследования, направленные на установление роли волевых свойств личности в регуляции различных видов деятельности (Пуни А.Ц., 1971; Селиванов В. И., 1974; Комогоркин В. А., 1979), с одной стороны, и на изучение роли мотивации достижения в обеспечении успешности деятельности личности, — с другой стороны (Вайсман Р.С., 1973; Гинзбург М. Р., 1974 и др.).

В настоящей работе мотивация достижения и волевые свойства личности объединены в единой схеме экспериментального исследования. Впервые на экспериментальном материале выявлены типы совместного влияния мотивации достижения и волевых свойств на успешность основной деятельности личности.

Если ранее было установлено, что мотив добиваться результата в работе, не подкрепленный достаточно высоким уровнем развития волевых свойств личности, утрачивает роль положительного фактора деятельности (Селиванов В.И., 1974), то в настоящем исследовании показано, что при низком уровне развития определенных волевых свойств мотивация достижения не только утрачивает роль положительного фактора, но и может превратиться в отрицательный фактор деятельности.

Поскольку цель деятельности и преодоление препятствий / на пути к достижению цели являются наиболее существенными отличительными характеристиками волевых действий (Корнилов К.Н., 1957; Пуни А. Ц., 1958; 1977; Селиванов В. И., 1974; Калин В. К., 1968; Симонов П. В., 1971; Ломов Б. Ф., 1981), в исследование было включено измерение мотива противодействия (преодоления препятствий и неудач) и волевой привычки к целеполаганию, вы-. ражающейся в тенденции реагировать даже на неопределенную рабочую ситуацию как на требующую постановки и достижения конкретной цели.

В результате экспериментального исследования доказана принципиальная возможность использования проективного метода для исследования этих аспектов волевых свойств личности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Целеустремленность выполняет ведущую функцию не только по отношению к другим волевым свойствам личности, но и по отношению к мотивации достижения.

2. Мотивация достижения, не подкрепленная достаточно высоким уровнем развития волевых свойств, может стать отрицательным фактором успешности деятельности.

3. Во влиянии на успешность деятельности мотивационные и волевые факторы могут вступать в соотношения трех типов:

— отношения положительной взаимной обусловленности, при которых положительное действие одного фактора усиливает действие другого, и наоборот;

— отношения односторонненй положительной обусловленности, при которых действие мотивационного фактора становится существенным лишь при достаточно высоком уровне развития волевых свойств личности;

— отношения рециггрокности, при которых действие мотивационного фактора является отрицательным и тормозит положительное действие волевого фактора, а действие волевого фактора ослабляет отрицательное действие мотивационного.

Автор выражает свою признательность сотрудникам вычислительного центра факультета психологии ЛГУ им. А. А. Йданова Шустер Б"Е, Дрюмовой В. Н., Яковлевой Э. А. и Кузьминой Т. И. осуществившим программно-математическое обеспечение исследования.

Результаты работы внедрены в практику в Челябинском государственном институте физической культуры, в Институте радиоэлектроники г. Вильнюса и на кафедре общей психологии ЛГУ имени А.АДцанова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретического анализа проблемы были сформулированы три основные гипотезы экспериментального исследования. Эти гипотезы проверялись путем разностороннего математического анализа результатов, полученных при обследовании четырех выборок общей численностью в 179 человек.

На первой стадии анализа была подтверждена гипотеза о том, что в ситуации проективного эксперимента могут быть исследованы не только мотивы достижения, но и мотив противодействия, а также тенденция испытуемого реагировать даже на неопределенную рабочую ситуацию как на требующую постановки и достижения конкретной цели, отражающая волевую привычку целеполагания, по терминологии В. И. Селиванова (Селиванов В.И., 1974).

Экспериментальное подтверждение получила и гипотеза о том, что мотивы достижения высоких результатов деятельности, не являясь высшими, идейными мотивами, могут вступать в противоречие с проявлениями волевых свойств личности. Эти противоречивые отношения наблюдаются в тех случаях, когда речь идет об обеспечении устойчивого уровня успешности деятельности на протяжении длительного времени. Именно в этих случаях решающую роль в обеспечении регуляции деятельности играют в первую очередь организующие волевые свойства личности — и главным образом целеустремленность и самостоятельность, а мотивация достижения превращается в отрицательный фактор деятельности.

Наконец, нашла свое подтверждение гипотеза о том, что за высокой и низкой успешностью основной деятельности действительно могут лежать различные варианты соотношения изучавшихся мотивационных и волевых характеристик личности. При низкой успешности основной деятельности могут наблюдаться высокие значения по показателям волевых свойств личности — настойчивости, решительности и вьщержки, что служит подтверждением положения о том, что измерение волевых свойств должно учитывать социальную направленность личности и требует выяснения того, какие события являются личностно значимыми для данного иццивида (Ломов Б.Ф., 1984, с.306−307).

Волевые свойства личности в целом оказываются положительными факторами успешности всех рассматриваемых видов деятельности — учебной, спортивной, операторской, — и различаются в основном лишь по степени их значимости для обеспечения успешности в тех или иных аспектах деятельности. Ведущим волевым свойством в обеспечении успешности студентов на экзаменах является решительность, в обеспечении текущей учебной успешностисамостоятельностьв спортивной деятельности борцов ведущими свойствами являются настойчивость и вьщержкав профессиональнотренировочной деятельности операторов — целеустремленность.

Единственным волевым свойством, влияние которого оказывается неоднозначным на разных диапазонах его вариативности, является независимость, представляющая собой один из трех аспектов более общего свойства самостоятельности. Оптимальным является средний уровень независимости, в то время как слишком большая независимость отражает неспособность личности подчинить свою деятельность внешним по отношению к ней общественным требованиям.

Из рассматривавшихся в исследовании волевых свойств личности жестко не связанным с показателями успешности деятельности оказалось лишь свойство вьщержки и самообладания. Это волевое свойство, оцениваемое как по экспертным оценкам, так и по методике объективированной самооценки А. Ц. Пуни, стоит особняком по отношению к другим волевым свойствам личности, что объясняется, по-видимому, двумя причинами. Во-первых, при экспертной оценке этого свойства эксперт должен испытывать наибольшие затруднения, так как вццержка и самообладание характеризуют не «внешний», а «внутренний волевой акт» (Корнилов К.Н., 1957). Во-вторых, выдержка и самообладание в обыденном представлении вообще не считаются такими критическими для обеспечения успешности деятельности, как целеустремленность, решительность, настойчивость. Не столько вццержка, сколько «горение», активность, и в частности, эмоциональная активность, которая порой может выражаться и в несдержанности, резкости, во многих произведениях художественной литературы рассматривается как атрибут деятельности руководителя, общественного деятеля и т. п.

В отличие от волевых свойств личности, мотивы достижения и противодействия могут варьировать не только по значимости, но и по направленности их влияния на показатели деятельности. Характер их влияния на показатели деятельности в значительной степени зависит от того, на каком «волевом фоне» они действуют. Решающая роль при этом принадлежит такому волевому свойству, как целеустремленность, что является дополнительным экспериментальным подтверждением известных теоретических положений (Пуни А.Ц., 1958, 1977; Селиванов В. И., 1974).

Мотивы достижения являются обобщенными, неспецифическими мотивами (Психологический словарь, 1984). Это является справедливым и по отношению к изучавшемуся в настоящем исследовании мотиву противодействия, преодоления препятствий и неудач.

Целеустремленность, измеряемая как с помощью методики А. Ц. Пуни, так и с помощью проективной методики, позволяющей оценить привычку воспринимать любую рабочую ситуацию как требующую целеполагания и действия («волевую привычку», по терминологии В.И.Селиванова), придает мотивам достижения и противодействия специфическое целевое содержание, которое и является условием для превращения их в положительные факторы деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс. Капитал. T. I (отдел 3, Гл.5). К. Маркс, Ш. Энгельс. Полн.собр.соч., 2-е изд. — М.: Политиздат, I958-I98I, т.23, с. 189−337.
  2. В.А. Дисперсионный анализ. В кн.: Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. — М.: Наука, 1968, с.194−224.
  3. Г. Д. Проверьте ваши способности. М.: Мир, 1972. — 176 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 312 с.
  5. .Г. Проблема формирования характера. Расширенная стенограмма публичной лекции, прочитанной в 1949 году в Ленинграде. — Л.: 1949. — 56 с.
  6. .Г. О методах современной психологии. В кн.: Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1976. — с. 13−36.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 244 с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1981, с.3−19.
  9. В.Г. Особенности строения человеческой мотивации.-Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. — 16 с.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  11. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. -Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1979. — 22 с.
  12. Е.Н. Стадии развития волевых процессов.
  13. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., 1977, № 4, с. 12−22.
  14. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии.- Пб.: Начатки знаний, 1922. 116 с.
  15. Ф.Б. У пределов распознанного: к проблеме пред-речевой формы мышления. В кн.: Бессознательное. (Природа. Функции. Методы исследования). — Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. З, с. 736−750.
  16. Ш. Б., Мирошников М. П. Методика многостороннего изучения личности. М.: 1973 г. — 105 с.
  17. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации.- Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1978. — 25 с.
  18. В.И., Курганский Н. А., Суслов В. И. Индивидуальные различия в адаптации к условиям социальной депривации. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — М., 1980, — с. 40−41.
  19. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. Вопросы психологии, 1973, № 5,с. 30−40.
  20. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд. МГУ, 1984. — 200 с.
  21. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.-Л.: ЛГУ, 1982. 100 с.
  22. М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы. Вопросы психологии. 1976. № 4,с. 128−132.
  23. П. С. Воля как механизм адаптации. В кн.: Адаптивные системы. — Рига, 1974, Вып. 4, с. 122−127.
  24. Л.Н., Дворяшина М. Д. Методы математико-ста-тистической обработки экспериментального материала. В кн.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. — М.: Педагогика, 1972. — с. 15−43.
  25. Грищенко-Розе Н.А., Головей Л. А. Психомоторная организация человека. В кн.: Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Глава IX. — Л.: Изд. ЛГУ, 1976, с. I3I-I53.
  26. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л.: Медицина, 1978, — 294 с.
  27. И.М., Устинович Е. А. Экспериментальное исследование валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). В кн.: Диагностика психических состояний в норме и патологии. — Л., 1981, с. 170−179.
  28. Е.А. Взаимоотношения между некоторыми физиологическими и психологическими факторами при развитии утомления в процессе трудовой деятельности. В кн.: Тезисы докладов на I съезде Общества психологов СССР. Вып. I. — М., 1959.
  29. С.А. Определение компетентности экспертовв методе парных сравнений. В кн.: Вопросы кибернетики. Экспертные оценки. Сб. 58. М.: АН СССР, 1979, с. 157−163.
  30. .В. Теория личности Курта Левина. М.: МГУ, 1981. — 118 с.
  31. .В. Теории личности в зарубежной психологии (Учебное пособие для вузов по специальности «Психология»). -М.: МГУ, 1982. 128 с.
  32. Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников. В кн.: Вопросы психологии личности. — М.: Госпедгиз, I960, с. 108−129.
  33. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния. (Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов). М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  34. В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия.-- Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1968, — 18 с.
  35. В.К. Классификация волевых качеств. В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. — Симферополь, 1983, с. I75-I8I.
  36. Р.Л. К проблеме выдержки в психологии.- Автореф. .дис. канд. психол.наук. Тбилиси, 1968. — 33 с.
  37. М. Ранговые корреляции. (Зарубежные статистические исследования). М.: Статистика, 1975. — 216 с.
  38. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. T.I. Характер. Л.: Изд. ЛГУ, 1957. — 264 с.
  39. В.И. К проблеме мотивов. Психологический журнал, 1981, т.2, № I, с.29−44.
  40. А.П. О природе волевого усилия. Автореф. дис.канд. психол. наук. — М.: Изд. МГУ, 1983. — 19 с.
  41. В.А. Индивидуальные особенности волевой активности школьников-подростков. В кн.: Вопросы психологии воли. — Рязань, 1979, с.52−64.
  42. С.В. О количественной оценке волевого усилия. -Вопросы психологии, 1976, № I, с.118−121.
  43. К.Н. Воля и ее воспитание. М., 1957.- 118 с. и
  44. К.Н. Воля. В кн.: Психология./Ред. К. Н. Корнилов, А. А. Смирнов, Б .М.Теплов. Изд. З-е.-М., 1949, с.315−337.
  45. А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: Изд. ЛГУ, 1972. — 192 с.
  46. Н.С. Принципы исследования мотивации личности в марксистской и буржуазной социологии и психологии. Автореф,. дис. канд. психол. наук. — Свердловск, 1974. — 16 с.
  47. В.Н. Роль цели в волевом акте. -Автореф. дис. канд. психол. наук, 1954. 16 с.
  48. Н.Н. Элементы воли. В кн.: Вопросы философии и психологии. Кн.4. -М., 1880, с.1−25.
  49. Н.Д. Психология труда. М.:Учпедгиз, 1963.-340с.
  50. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1. Политиздат, 1975. 304 с.
  51. Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов. М.: 1977. — 396 с.
  52. .Ф. 0 системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 31−45.
  53. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. -Психологический журнал, 1981, т.2, № 5, с. 3−22.
  54. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  55. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  56. Е.В. Исследование психодиагностических возможностей проективной методики Хекхаузена. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. — М.: 1980, с. 104−106.
  57. Е.В. Связь мотивации достижения с индивидными и личностными свойствами. В кн.: Вопросы экспериментальной и прикладной психологии (сборник аспирантских работ). Л.: 1980, (Деп. в ВИНТИ, № 453−80 от 7 февр. 1980 г.), с. 64−72.
  58. Мотивация познавательной деятельности /Под ред. Кулют-кина Ю.А. и Сухобской Г. С. Л.: 1972. — 272 с.
  59. М.Н. Преодоление трудностей как объективный критерий воли советского человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1949, 16 с.
  60. Е.С. Методика изучения и измерения качеств личности у учащихся среднего и старшего школьного возраста. В кн.: Методы социально-психологических исследований. — М.: 1975, с. 140−148.
  61. Е.С., Рапопорт И. А. К вопросу об измерении волевого усилия и волевых качеств личности. Вопросы психологии, 1976, № 2, с. 133−137.
  62. Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности. Вопросы психологии, 1970, № I, с. 125 129.
  63. Э. Интеллегентность и воля. Учение об одаренности и характере на психологической основе. М.: Изд. коопер. Кн-ства Задруга, 1919. — 338 с.
  64. В.В. Характер волевого взаимодействия при осуществлении властных отношений. Куйбышев, 1976, — 154 с.
  65. B.C. Лекции по психологии мотивов человека (Учеб. пособие для спецкурса). Пермь, 1971. — 120 с.
  66. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. В кн.: Очерки психологии труда оператора. М.: «Наука», 1974, с. 5−82.
  67. В.Н., Карвасарский Б. Д., Либих С. С., Тонконогий И. М. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Медицина, изд. 2, 1975. — 224 с.
  68. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.-Л.: ЛГУ, 1983. 176.
  69. . Мотивация. В кн.: Экспериментальная психология. Сборник статей /Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц. Вып. 5. — М.: Прогресс 1975, с. 15−187.
  70. .С. Активированность нервной системы. В кн.: Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Глава У1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1976, с. 95−110.
  71. И.М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по силе торможения и уравновешенности нервных процессов. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: I960. — 16 с.
  72. . Самовоспитание воли. Изд. 2, Спб., Губинский, 1906. 95 с.
  73. Н.А. Биометрия. М.: МГУ, 1970. — 368.
  74. Фр. Воля, (перевод с французского). Спб., 1907. 332 с.
  75. А.С. Потребность, мотив и установка. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 3−35.
  76. А.С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе. В кн.: Бессознательное. (Природа. Функции. Методы исследования). — Тбилиси: Мецниере-ба, 1978, т. I. с. 84−94.
  77. Проблемы психологии воли (Материалы 1У научной конференции). /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1974. — 133 с.
  78. Проблемы формирования социогенных потребностей. -Тбилиси, 1974. 168 с.
  79. Психологические методы исследования личности в клинике. Труды Ленинградского научно-исследов. психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. — Т. ХХХУП Л.: 1978.153 с.
  80. Психологический словарь (под ред. В. В. Давыдова,
  81. А.В.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.). М.: Педагогика. 1983. 448 с.
  82. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли. В кн.: Материалы Ленинградской зональной психологической конференции.16.20 мая 1958 г. Л., 1958, с. 4−5.
  83. А.Ц. (ред.). Практические занятия по психологии.- М.: 1971. 103 с.
  84. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977. — 48 с.
  85. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 185 с.
  86. В.Э. Использование психологических методов в изучении личности руководителя. Методика Тематического Апперцептивного теста (ТАТ). В кн.: Дридзе Т. М., Реньге В. Э. Психология общения. — Рига, 1979, с. 33−65.
  87. С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2. М., 1946. — 523 с.
  88. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 329 с.
  89. П.А. Психология. Изд. 2-е. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 324 с.
  90. Ю.С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности. В кн.: Проблемы личности. Материалы симпозиума.- М., 1969.
  91. В.И. Психология волевой активности (лекции по спецкурсу). Рязань, 1974.- 150 с.
  92. В.И. Волевая регуляция активности личности.- Психологический журнал, 1982, т. З, № 4, с. 14−25.
  93. И.М. Кому и как разрабатывать психологию? -Спб., 1873, 32 с.
  94. Н.В. Психология воли. М.: веский книжник, 1922. — 88 с.
  95. П.В. 0 филогенетических предпосылках воли.- Вопросы психологии. 1971, № 4, с. 84−88.
  96. П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского. В кн.: Бессознательное. (Природа. Функции. Методы исследования). — Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. П, с. 518−528.
  97. Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. М., 1971. — ИЗ с.
  98. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976. — 148 с.
  99. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд. МГУ, 1980. — 176 с.
  100. Е.И. Развитие детерминистического понимания воли в русской психологии (с 60-х годов XIX столетия). Дис. канд. философск. наук. — Ленинград, 1955. — 152 с.
  101. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд. ЛГУ, 1972. — 429 с.
  102. Г. Н. Волевое усилие. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1951. — 16 с.
  103. .М. Основные идеи в психологических трудах Н.Н.Ланге. В кн.: Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н. Н. Ланге (1858−1958). — Одесса, 1958, с. 3−4.
  104. А.В. Развитие волевых качеств советского человека в процессе производственного труда. Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 1953, 20 с.
  105. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  106. П. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология /Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже пер. с французского. Вып. 5. — М.:
  107. Прогресс, 1975, с. III-I95.
  108. ПО. Филимонова JI.A. Классификация потребностей человека.- Пермь, 1982. 12 с.
  109. М.М. Потребности и воля как активно-побудительные состояния человека. Автореф. дис. канд. философск. наук. Томск, 1968, — 16 с.
  110. С.В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. В кн.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М., 1969.
  111. Е.И. По поводу статей Н.Н.Ланге (Полемика).- В кн.: Вопросы философии и психологии. Кн. 7, М., 1891, с. 92−98.
  112. Ш. Н. Проблема воли в психологии. Вопросы психологии, 1967, № 4, с. 72−81.
  113. Ш. Н. Потребность и воля. Вестник отделения общественных наук АН ГССР. Серия философии, психологии, экономики и права, 1971, № I, с. 79−88.
  114. Р.З. Исследование волевых усилий в связи с особенностями цреодолеваемых трудностей. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1979, — 18 с.
  115. Г. Дисперсионный анализ. М.: Наука, 1980 -512 с.
  116. А.В. Воля, как активно-личностная форма отражения действительности. Автореф. дис. канд. философск.наук. М., 1972. — 16 с.
  117. Н.Ю. Индивидуальные особенности когнитивной регуляции и различия в мотивации учебной деятельности. В кн.: Психологические проблемы индивидуальности. Тезисы научных сообщений молодых ученых к семинару-совещанию. — М., 1983, с. 6162.
  118. Экземплярский В. М. Воспитание воли. (Биологические основы психотехники характера). М., 1929. — 286 с.
  119. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. — 192 с.
  120. В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований. В кн.: Советская социология. — М.: Наука, 1982, т. П, с.29−38.
  121. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  122. R., НаЪег R.N. Anxiety in academic achievement situations. Journ. АЪп. Soc. Psychol., I960, v.61, No. 2, p.207−215.
  123. Allport G-.W. Personality- A psychological interpretation. Boston, 1957. — 388 p.
  124. Allport G.W. The trend in motivational theory. -Amer. Journ. Orthopsychiat., 1955, 23, p. I07-II9.
  125. Anastasi A. Psychological testing. -N.Y.- Mac-Mil-Ion Co., 1961. 564 p.
  126. Anscombe G.E.M. Intention. Oxford, Blackwell- /Cornell univ. press/, 1957. — 93 p.
  127. Apter M.J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals. London etc.- Acad. Press, 1982.578 p.
  128. O. Atkinson J.W. An introduction to motivation. -Princeton, N.Y.: Van Nostrand, 1965. 335 p.
  129. J.W. (Ed.). Motives in fantasy, action and society. Princeton, N.Y., 1958. — 512 p.
  130. Aveling Fr. Personality and will. London: Nisbet Go., 1931. — 246 p.135* Bain A. The emotions and the will. London: Longmans, Green and Co., 1865. — 616 p.
  131. Barron P. An ego-strengh scale which predicts response to psychotherapy. Journ. Consult. Psychol., 1953″ 17, p. 227−233.
  132. Bellack L. The concept of projection. Psychiatry, 1944, v.7.
  133. Birch D., Veroff J. Motivation: A ctudy of action. -Belmont (Cal.): Brooks/Cole, 1966. 98 p.
  134. Brown J.S. The motivation of behavior. N.Y.: McGraw-Hill, 1961. — 4−04 p.
  135. Cattell R.B., Kline Ph. The scientific analysis of personality and motivation. -N.Y.: Acad. Press, 1977. 3S5p.
  136. Clark R.A., Teevan R., Ricciuti H.N. Hope of success and fear of failure as aspects of need for achievement. -Journ. Abn. Soc. Psychol., 1956, 53, p.182−186.
  137. Cofer Ch.K. Human motivation: A guide to information sources. Detroit (Mich.), «cop., 1980. — 176 p.
  138. Dahlstrom W.G., Welsh G.S. An MMPI (Minnesota multiphasic personality inventory) handbook. A guide to use in clinical practice and research. Minneapolis- Univ. of Minnesota press, I960.
  139. Deci E.L. Intrinsic Motivation. N.Y.- Plenum. Press, 1975. — 324 p.
  140. Downey J. The will-temperament and its testing. -London, 1924. 453 p.
  141. Dybowslsy M. How types of will change. Poznan, Poz-nanskie towarzystwo psychologiczne, 1931″ - P»
  142. Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Personality structure and measurement / With the help of A. Hendrikson et al. -LondonRoutledge and Kegan Paul, 1970″ 365 p.
  143. Farber L.H. The ways of the will. Essays towarda psychology and psychopathology of will. Constable, London, 1966. — 226 p.
  144. Ferguson E.D. Motivations An experimental approach /With a chapter contribution by R.E.Musty. N.Y., etc. Holt, Rinehart and Winston, 1976. — 433 Р"
  145. Gougfr H.G. California psychological inventory manual. Palo Alto- Consulting psychologists press, 1957.
  146. Gough H.G. Manual for the California psychological inventory. Palo Alto (Calif.), 1964. — 40 p.
  147. Haddock F.Ch. Power of will- A practical companion book for unfoldment of the powers of mind./In 5 parts. Meri-den- the Pelton publ.co., 1918. — 410 p.
  148. Harris R.E., Lingoes J.C. Subscales for the MMPI-
  149. An aid to profile interpretation. Mineographed, San Francisco- Department of Psychiatry, Univ. of California, 1955*
  150. Hathaway S.E., McKinley J.C. A multiphasic personality schedule (Minnesota): Construction of the schedule. -Journ.Psychol., 1940, 10, p.249−254.157* Heckhausen H. Hoffnung und Furcht in der Leistungs-motivation. Meisenheim/Glan, 1962. — 182 S.
  151. Heckhausen H. The anatomy of achievement motivation. -N.Y.-London, 1967. 215 p.159* Heckhausen H. Motivation und Handeln- Lerbuch der Motivationspsychologie. Berlin etc.: Springer-Verl., 1980.785 P.
  152. Hundleby J. The measurement of personality by objective tests. In: New approaches in psychological measurement. /Ed. by Ph.Kline. — N.Y.: Wiley, 1973- - p.65−88.
  153. Irwin F.W. Intentional behavior and motivation. -Philadelphia, cop, 1971- 201 p.
  154. James W. Principles of psychology, 2 vols. N.Y.: Henry Holt, 1882. — 604 p.
  155. Klar H. Luscher-test. Copyright und Bestellugen bei Test. Basel (Schweiz.): Verlag, Graphsche Gestaltung und Bruck: Eentsch AG, Zrimbach-Olten, I974-.
  156. Lewin K. A dynamic theory of personality. N.Y., London, McGraw-Hill Book Co., inc., 1935- - 286 p.
  157. Lewin E. Field theory in social science. London: Tavistock publ., 1963. — 346 p.
  158. Lewin K. Principles of topological psychology. -N.Y.-London: McGraw-Hill Book Co., inc., 1936. 251 p.
  159. Lindworsky J. The training of the will. N.Y.:1929. 226 p.
  160. M. /tr. and ed. by J.A.Scott. The Luscher Colour Test. London: Cape, 1970.
  161. Madsen K.B. Theories of motivation. A comparative study of modern theories of motivation. Copenhagen- Munks-gaard, 1959. — 352 p.
  162. Magnusson D. A study of ratings based on TAT. The Swedish Council for personnel administration. Hantverkarga-tan 78. Stockholm, Sweden, 1959. — 116 p.
  163. May R. Love and will. London-Glasgow: Collins, The Fontana Library, 1972. — 352 p.
  164. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motive. -N.Y., 1955″
  165. McClelland D.C. Toward a theory of motive acquisition. American Psychologist, 1965, 20, p.321−333.
  166. Maslow A.H. Toward a psychology of being. N.Y., etc.: D. Van Nostrand Co., 1968 — 240 p.
  167. McClelland D.C., Winter D.G. Motivating economic achievement. N.Y.-London: The Free Press, 1969.175* Murray H.A. Explorations in personality. N.Y., 1938. — 564 p.
  168. Navran L. A rationally derived MMPI scale to measure persistence. Journ. Consult. Psychol., 1954−1 18″ P"I92.
  169. Nygard R. Personality, situation, and persistence. A study with emphasis on achievement motivation. Universi-tetsforlaget, Oslo-Bergen-Tromso, 1977. — 282 P*
  170. Reich. W. Character analysis. London: Vision Press, Lowe and Brydone, 1958″ ~ 516 p.
  171. Ricoeur P. Philosofy of will and action. In- Straus E.W., Griffith R.M. Phenomenology of will and action. The Lexington Conference on pure and applied phenomenology. -Pittsburg (Pd.): Duquesne University Press, 1967. — 266 p.
  172. Ryan Th.A. Intentional behavior. An approach to human motivation. N.Y., Ronald Press, 1970. — 590 p.
  173. Thorntone G.R. A factor analysis of tests designed to measure persistence. Psychological Monographs, 1939, v.51,1. No 3. 42 p.
  174. Tomkins S.S. The Thematic Apperception Test. The theory and technique of interpretation. N.Y.: 194−7
  175. Vernon M.D. Human motivation. Cambridg: Univ. Press, 1971. — ГСП, 190 p.
  176. Weiner B. The effects of unsatisfied achievement motivation and subsequent performance. Journ. of pers., 1965, 33, p.428−442
  177. Weiner B. Human motivation. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1980. — 480 p.
  178. D.S., Dahlstrom W.G. (Eds.). Basic readings in psychology and medicine. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1956
  179. Wotruba Th.R., Price K.T. Relationships among four measures of achievement motivation. Educational and psychological measurement, 1975 (Win), v.35 (4), p.9II-9I4
  180. Zander A. Motives and goals in groups. N.Y.1.ndon: Acad. Press, 1971. 212 p.
Заполнить форму текущей работой