Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Традиции русской народной вышивки в современных художественных промыслах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ вышивального искусства Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областей на основе изучения этнографической литературы о русской вышивке выявляет большую или меньшую степень освещенности технической базы вышивки, а именно техники традиционной крестьянской вышивки, а также ее характерных особенностей, зависящих от материала, на котором (ткань) и из которого (нитки) выполняется вышивка… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. .ctp
  • Глава I. Источники и историография. стр
  • Глава II. Техника выполнения традиционной вышивки
  • Материалы и пяльцы. стр
  • Глава III. Центры традиционного вышивального искусства
  • Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областей. стр
  • Глава IV. Роль русской интеллигенции в сохранении традиционной народной вышивки.. .стр
  • Глава V. Занятия традиционным вышивальным искусством как метод приобщения детей к художественной народной культуре .стр

Традиции русской народной вышивки в современных художественных промыслах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изучение народного искусства в этнографической науке приобретает большую актуальность в настоящее время, так как в современном обществе ощущается интерес к духовным ценностям, созданным нашим народом, к народному искусству, в том числе и русской традиционной вышивке. Искусство вышивки как часть народного творчества является синтезом материальной и духовной культуры народа. В связи с этим оно должно изучаться, в первую очередь, в свете его этнической специфики. Такая задача исследования вышивки в современных художественных промыслах выдвигалась еще в 70-е гг. Г. С. Масловой, считавшей, что «изучение современной вышивки, уже имеющей свою историю, должно стать темой специального труда». 1 За три десятилетия этнографы, археологи и искусствоведы успешно исследовали образно-композиционный и колористический строй вышивки, почти не касаясь ее техники. Вместе с тем, техника вышивки обеспечивает как художественность вышитого изделия в целом, так и выразительность его образов в частности, и может служить одним из источников для решения важных проблем этнокультурного развития народа.

Русская народная вышивка — один из самых трудоемких и самобытных видов народного искусства России. Зимними вечерами сидели за пяльцами русские девушки и женщины, украшая свой быт удивительными вышивками. Костюмы, подзоры, полотенца и другие предметы убранства интерьера из льняного холста после прикосновения иглы становились произведениями искусства. Владение техникой вышивки, знание вышивальщицами огромного количества швов, позволяло выполнять изделия на высоком художественном уровне и передавать свое мастерство из поколения в поколение. Русский народный костюм, украшенный вышивкой, представлял собой большую ценность: его можно было отнести к категории движимого имущества, которое передавалось по наследству. Качество же выполнения технических приемов вышивки, основанное на навыках, обеспечивало долговечность вещи. Оно достигалось невероятным терпением, усидчивостью и мастерством русских вышивальщиц, что позволило искусству вышивки войти в современный быт.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — проследить, как в современном обществе сохраняются традиции русской народной вышивки. В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Характеристика техники выполнения русской вышивки. Изучение средств и приспособлений вышивального искусства, в частности пялец. С помощью музейных и литературных материалов представляется необходимым восполнить пробелы в современных сведениях о технике выполнения вышивки и орудиях труда (пяльцах). До сего времени этому вопросу в различных исследованиях уделено незаслуженно мало внимания. Большинство исследований русского декоративно-прикладного и народного искусства посвящены семантике вышивки и ее образно-сюжетному и колористическому строю. Для этнографа особенно существенно проследить процесс формирования, развития и современное состояние технических приемов в традиции вышивки, при помощи которых выполнен орнамент. Техника выполнения узора имеет огромное значение в создании этнической традиции.

Известно, что каждая композиция традиционных образов может выполняться присущей лишь ей техникой. Это очень важно для этнографа. Желая осветить такой малоисследованный аспект русской вышивки, как технику ее исполнения, мы обращаемся к рассмотрению швов народной вышивки и прослеживаем их сохранение и модификацию в настоящее время. Мы считаем необходимым сопоставить народную технику вышивки с современной, отмечая, что в ней сохранилось, а что утрачено. В процессе изучения этой техники возникла необходимость систематизировать виды вышивальных швов (табл. 1, а).

2. Анализ вышивального искусства Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областей на основе изучения этнографической литературы о русской вышивке выявляет большую или меньшую степень освещенности технической базы вышивки, а именно техники традиционной крестьянской вышивки, а также ее характерных особенностей, зависящих от материала, на котором (ткань) и из которого (нитки) выполняется вышивка, то есть техники, обеспечивающей художественность изделия. В связи с этим в нашу задачу входит рассмотрение отдельных центров вышивки, определение школ и выдающихся мастеров. Представляется необходимым осветить деятельность отдельных художников, мастериц-вышивальщиц, а также меценатов и учредительниц рукодельных мастерских названных областейрассмотреть вышивальный промысел со стороны организации труда и сбыта изделий: для себя (домашний промысел), на заказ (ремесло) или на рынок (кустарный промысел). В связи с такой постановкой проблемы необходимо показать деятельность кустарных выставок в России и за рубежом, на которых экспонировалась русская вышивка. Их освещение в печати позволяет составить представление о том, как высоко ценилась русская самобытная вышивка.

3. Определение роли русской интеллигенции в сохранении традиций народной вышивкивлияние профессионалов-художников, учредителей, меценатов и отдельных частных лиц в вышивальном промыслеизучение вышивальных школ и мастерских, открытых по частной инициативе их учредителей, ставивших две задачи: облегчить материальное положение крестьян, предоставляя им дополнительные заработки, минуя наживавшихся на их труде скупщиков, а также сохранить русскую народную вышивку как национальное достояние.

4. Проследить, как в настоящее время используются знания и навыки вышивального искусства, а именно преподавание его основ в современной школе. Для этого предполагается дать оценку возможности преподавания в современных условиях традиционного вышивального искусства как одного из методов приобщения детей к художественной народной культуре. На основе нашего практического опыта занятий в школе мы стремились рассмотреть богатые возможности народной культуры в целом и вышивального искусства в частности для духовного развития школьников. Ознакомление детей с процессами, происходящими в народном творчестве, помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества и в их развитии.

5. Определение степени сохранности традиций в вышивке в настоящее время, выявление тенденций их ослабления и снижения роли вышивки в художественной бытовой культуре. На основе полевых материалов необходимо выявить и рассмотреть современное вышивальное мастерство, как на фабриках (бывших артелях), так и индивидуально работающих мастериц — вышивальщиц.

Методологическая основа исследования. В основу работы положен принцип сравнительно-исторического анализа техники вышивки. Традиционная русская вышивка исследовалась со стороны образно-сюжетного и колористического строя более столетия. Однако в многочисленных исследованиях по русской вышивке анализ ее техники чаще всего отсутствовал.

Объемность данного исследования проявляется в том, что в диссертации на примере центров Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областей рассматриваются все традиционные виды техники вышивания в России. Выбор данных районов для изучения вышивки был обусловлен, во-первых, тем, что вышивка этих районов менее изучена, чем вышивка Русского Севераво-вторых, тем, что варианты техники вышивок данных районов весьма разнообразны и отличаются большой сложностью исполнения.

Современное положение традиционных вышивальных промыслов определяется на основе данных полевых исследований. Эти данные были получены в результате включенного наблюдения на вышивальных фабриках, индивидуально работающих вышивальщиц, а также путем опросов и анкетирования мастериц на вышивальных промыслах.

Хронологические рамки работы. В диссертации охвачен период времени, начинающийся с момента начала интенсивного изучения русской вышивки как вида искусства в конце XIX века, и до настоящего времени.

Историография проблемы. Изучением русской традиционной вышивки занимались этнографы, искусствоведы, археологи, художники. Издавалась также литература по вышивке для широкого круга любителей вышивального искусства и художественных народных промыслов. В трудах по вышивке, в которых рассматривалась ее техника, не обращалось внимание на этническую специфику технических приемов, то есть не выявлялся комплекс тех технических способов, которые и характеризуют русскую традиционную вышивку.

Начало изучению истории русской вышивки и памятников русского народного творчества положил В. В. Стасов, который в 1872 году опубликовал работу «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева». Его труд стал образцом научного подхода к исследованию вышивального искусства. Им были отмечены характерные способы вышивания. 2.

В начале XIX века в журнале «Мир искусства» вышла статья И. Я. Билибина «Народное творчество Севера», в которой он дал характеристику некоторым способам вышивки Русского Севера. '.

В издании «Кустарная промышленность в России. Женские промыслы» была опубликована статья К. Г. Беренс «Вышивальный промысел в России», в которой также были названы отдельные приемы вышивки.4.

E.H. Половцева в статье «Вышивальный промысел», опубликованной в книге «Русское народное искусство' на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году», отмечала необычайное разнообразие и высокую ценность женского крестьянского вышивания. 3.

Е.Э. Кнатц в статье «Вышивки Заонежья» в книге «Крестьянское искусство СССР» исследовала традиционную вышивку Русского Севера и ее технические особенности.(>

В 1970 году был опубликован труд «Русские. Историко-этнографический атлас», том II, в котором авторы М. Н. Шмелева и Л. В. Тазихина в статье «Украшение русской крестьянской одежды» подробно освещали образно-колористический и композиционный строй русской народной вышивки и технику выполнения некоторых тканых и вышитых узоров. 7.

В 1972 году вышел из печати труд И .Я. Богуславской «Русская народная вышивка», где глубоко исследованы образно-сюжетный строй русской народной вышивки юга России и названы отдельные приемы шитья. 8.

В 1978 году вышел фундаментальный труд Г. С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник», в котором на примере искусства северных и частично центральных областей России рассматривались сюжеты орнамента, их семантикаопределялась обусловленность связи вышивки и ее развития в различной социальной среде с 9 этнокультурной историеи населения.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных в работе задач привлечен широкий круг источников, которые можно условно разделить на семь групп.

1. Полевые материалы по вышивальному производству Москвы, Рязани и Тарусы, в которых содержатся данные об особенностях техники выполнения традиционных швов.

2. Ответы на вопросы проведенного анкетирования мастериц вышивального промысла Москвы, Рязани, Тарусы.

3. Образцы вышивок и коллекции музеев: Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) — Российского Этнографического музеяГосударственный Исторический музейфилиалов Исторического музея — «Измайлово», «Палаты бояр Романовых" — Всероссийского музея декоративно — прикладного и народного искусстваРязанского историко-архитектурного музея-заповедникаТарусского этнографического музея.

4. Иллюстрации в альбомах и книгах, посвященных русской вышивке.

5. Статистические данные, содержащиеся в отчетах по кустарной промышленности России.

6. Каталоги Всероссийских кустарных выставок 1881, 1882 и 1913 гг. и Всемирных выставок 1900 и 1904 гг. в Париже.

7. Фольклорные материалы, содержащие сведения об искусстве вышивания: пословицы и поговорки русского народа, народная поэзия.

Апробация работы. Настоящее исследование явилось основой для создания учебной программы, которая апробирована в педагогической практике автора диссертации в базовой школе № 1268 города Москвы.

Публикации по теме работы. По теме диссертации подготовлены три работы: первая опубликована в журнале «Этнографическое обозрение» № 1 за 1998 год (0, 5 а.л.), вторая вышла в издательстве журнала «Живая старина» в № 1 за 1999 год (0, 3 а.л.) и третья (0,7 а.л.) принята к печати там же.

Научная новизна. Новизна работы состоит в следующем:

— предпринята попытка изучения малоисследованной проблемы техники традиционной русской народной вышивки;

— дан объемный общий обзор источников и историографии по проблемам русской народной вышивки;

— приведен материал о традиционных орудиях труда — вышивальных пяльцах;

— на материале русской народной вышивки разработан вопрос о влиянии профессионального искусства на народное творчество;

— в научный оборот введены результаты полевых исследований автора по вышивальным промыслам Москвы, Рязани и Тарусы;

— дана характеристика технических приемов русской народной вышивки, свидетельствующих об ее этническом своеобразии.

В наше время во всем мире сохранилось лишь незначительное число образцов различных видов традиционной ручной работы. В нашей стране интерес к народному ремеслу вышивки не исчезает, так как вышивка позволяет сохранить этнические и художественные обычаи русского народа.

Данное исследование освещает лишь одно из слагаемых народного творчества.

Широкое распространение в различных областях нашей жизни стандартных массовых изделий промышленного производства и вытеснение ими образцов ручной работы, с присущими им духовностью и индивидуальностью, обязывает этнографов как можно шире пропагандировать традиции русской этнической культуры, которые, несомненно, являются важным базисом для воспитания подрастающего поколения.

1 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко этнографический источник. М., 1978. С. 201. «Стасов В. В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева. Вып. 1. СПб., 1872. С. VIII.

3 Билибин И. Я. Народное творчество Севера // Мир искусства. 1904. 11. С. 303.

4 Беренс К. Г. Вышивальный промысел в России // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб., 1913. С. 419. 3 Половцева E.H. Вышивальный промысел // Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. Пг., 1914. С. 41. ° Кнатц Е. Э. Вышивки Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Т. I. Л., 1927. С. 64. Шмелева М. Н., Тазихина JI.B. Украшение русской крестьянской одежды // Русские. Историко — этнографический атлас. Т. II. М., 197 0. С. 89. d Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. Л., 1972. С. 299 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. М., 1978. С. 198.

Заключение

.

У части населения с достаточно высоким культурным уровнем в связи с ростом его этнического самосознания в последнее время все более ощущается повышение интереса к традиционной культуре, в том числе — к народному изобразительному творчеству. Очевидно, что среди многих видов народного творчества русской вышивке уделяется незаслуженно мало внимания. Вместе с тем вышивка издавна была самым распространенным видом народного искусства, навыками которого владели женщины всех сословий.

В России основным занятием крестьянского населения было хлебопашество. Сезонный характер работ, связанных с ним, предоставлял населению значительное количество времени для ремесленно — кустарных занятий. Поэтому с хлебопашеством издавна соседствовали ремесла и промыслы, как мужские, так и женские. Среди них, как было сказано выше, значительное место занимал женский промысел — вышивание. Вышивкой не только украшали одежду членов своей семьи, предметы убранства интерьера, но и производили вышитые изделия на заказ и на рынок. Это было большим подспорьем в крестьянском хозяйстве, особенно в низкоурожайных районах с малоплодородными почвами. Вышивальный промысел не только способствовал определенной экономической независимости женщин, удерживал их в семье от отхожих промыслов, но и был поддержкой крестьянского хозяйства в целом. Вышивальное искусство в крестьянской среде основывалось на многовековой художественной традиции. Руками вышивальщиц создавался мир этнической художественной культуры, корни которой были не только в искусстве Киевской Руси, но и древнеславянских племен. Глубокие этнические традиции русской вышивки дошли до середины XIX века, когда развитое промышленное производство создало угрозу рукотворному изготовлению предметов быта. Процесс вытеснения традиционной вышивки машинной повсеместно начался с замены ручного труда машинным, что было вполне оправдано для нехудожественных промыслов, но художественным промыслам, в том числе вышивке, несло гибель, поскольку художественные промыслы — это сочетание ручного труда с художественным творчеством. Если раньше в женском рукоделии, которое существует до настоящего времени, традиционная вышивка занимала заметное место, то в настоящее время женское домашнее рукоделие почти никак не связано с художественными этническими традициями.

Известное понятие о фольклоре и фольклоризме: в изобразительном искусстве это органическое сочетание образно — сюжетного колористического строя с ручным трудом, фольклоризм — замена ручного труда машинным при сохранении образно — сюжетного композиционного и колористического строя. В применении к современной вышивке фольклоризм выступает в форме машинной вышивки по традиционным сюжетам, то есть мы можем говорить, что этническая традиция вышивки живет во вторичной форме. Такого рода вышивкой по традиционным образцам, но выполненной на машине, в настоящее время заполнен рынок вышитых изделий. Вызывает сожаление и опасение тот факт, что с механизацией техники вышивки упрощаются и зачастую искажаются традиционные мотивы орнаментов. Самым же тревожным в современном состоянии вышивального искусства является то, что подлинная традиция ручной художественной вышивки едва теплится даже в исторических традиционных вышивальных центрах. Это вызвано тем, что в XX веке изменился образ жизни русского этноса в целом и женщин в частности. В связи с этим вышивка практически потеряла прежнее значение основного домашнего занятия женщины в свободное от хозяйственных работ время. Она существенно уступила свои позиции таким видам женского рукоделия, как вязание и шитье. Большая часть видов традиционной вышивки связана с такими затратами труда и времени, которые превышают временные резервы досуга современной женщины.

Судьбы вышивального искусства, как и других художественных промыслов, определяются двумя основными факторами, воздействующими в противоположных направлениях. Первый фактор — полная замена ручного труда промышленным производством, второй фактор — повышение национального самосознания, требующего выражения этнической специфики в визуальной форме.

В настоящее время место вышивки как домашнего занятия женщины безмерно сократилось, значительно уменьшилось изготовление ручной вышивки в традиционных центрах вышивального промысла. Вместе с тем, в современной вышивке сохраняются народные художественные традиции. Это связано как с наличием образно — сюжетного строя, так и с несколько изменившейся техникой ручной вышивки. Если место традиционной вышивки в современном быту чрезвычайно сократилось, то роль ее как одной из форм этнического сознания не изменилась.

Вышивка как часть народного искусства будет существовать прежде всего как необходимость в самом творчестве, как потребность в художественной деятельности, как проявление живой народной фантазии и наследуемой традиции.

В связи с тяготением современного русского населения к корням своего народного искусства роль традиционной вышивки, как одной из частей сокровищницы этнической культуры, будет возрастать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа //CA. 1966. № 1.
  2. Р.И. Величайший человеческий дар творить красоту // Наука и жизнь. 1996. № 5.
  3. H.A. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII века // Труды ГИМ. Вып. IV. М., 1928.
  4. И.Д. Талашкино. Смоленск, 1950.
  5. И.Д. По поводу этнографической выставки и ее критики // Санкт-Петербургские ведомости. 1867. № 182.
  6. К.Г. Вышивальный промысел в России // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб., 1913.
  7. И .Я. Народное творчество Севера // Мир искусства. М., 1904. № 11.
  8. Е.Р., Елеонская E.H. К 70-летию со дня рождения // СЭ, кн. VI VII. 1947.
  9. Д.И. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений. М., 1878.
  10. И.Я. О крестьянской вышивке // Добрых рук мастерство. Д., 1976.
  11. И.Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом // СЭ. 1982. № 1.
  12. Л.Н. Тульская народная вышивка в собрании Загорского музея // Сообщение Загорского музея заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960.
  13. О.Н. Вышивки. М., 1933.
  14. О.Н. Художественные ткани «Всекохудожника». М., 1935.
  15. Н.М. Традиции народной одежды и искусство современного костюма // Сб. Тр. НИИХП. Вып. 7. М., 1987.
  16. B.C. Крестьянское бытовое искусство // Сб. Тр. НИИХП. Вып. 4. М., 1967.
  17. B.C. Крестьянское искусство. М., 1924.
  18. И.М. Вышивка // Большой энциклопедический словарь. М., 1971.
  19. В.Д. Записки о Румянцевском музее. М., 1911.
  20. М.К. Женские промыслы Московской губернии. Вып. IV. М., 1882.
  21. H.A. История материальной культуры. М., 1930.
  22. Н.П. Одежда юго западной части Калужской губернии. JI., 1927.
  23. Н.П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике // СЭ. 1935. № 1.
  24. H.H. Термины вышивания в русских диалектах // Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. T. XX. Л.-, 1939.
  25. Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. Н. Применение метода количестеенйоро анализа орнаментальных образов русской народной вышивки // Вестник МГУ. 1971. № 4.
  26. М.М. Мир русской деревни. M"., 1991.
  27. В.В. Зеркало души народа // Приокская правда. 1959. 5 июня.
  28. В.В. Какие мы наследники // Приокская правда. 1988. 10 ноября.
  29. A.A. Мастера волшебного узора. Л., 1979.
  30. В.И. Пословицы и поговорки русского народа. СПб., 1862.
  31. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989.
  32. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1991.
  33. Л.А. Изображение змееборца в русском народном шитье // СЭ. 1948. № 4.
  34. Л.А., Большева К. А. Народные художественные ремесла Ленинградской области // СЭ. 1948. № 2.
  35. Доклад к смете общества Всероссийский свободный кустарь о льнопромышленности. М., 1917.1. Домострой. СПб., 1867.
  36. Г. П. Каргопольские народные вышивки месяцесловы // СЭ. 1978. № 3.
  37. Г. П. Попытка интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа // СЭ. 1980. № 6.
  38. Г. П. Об одной группе архаических узоров в русской народной вышивке и их истоках // СЭ. 1991. № 4.
  39. Женский труд (составитель Дауль). СПб., 1869.
  40. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1964.
  41. Л.С. Талашкино. М., 1989.
  42. М.В. Данилова. Казань, 1913.
  43. C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник // Труды Института Этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. Т. 81. М. Л., 1963.
  44. Из записной книжки А. П. Бахрушина «Кто что собирает». М., 1916.
  45. Инструкции собирания предметов для Русской этнографической выставки и Русского музея, устраиваемых ОЛЕАЭ // Изв. Антропологический отд. ОЛЕАЭ. Т. II. М., 1865.
  46. Искусство и Жизнь // Художественно педагогический журнал. М., 1910. № 22.
  47. М.Н. Народное искусство XVIII века // История русского искусства. Т. VII. М., 1961.
  48. H.A. Общеэкономическое значение женских кустарных промыслов и способы содействия им // Новое слово. 1896. № 5.
  49. И.Д. Наша этнографическая выставка и ее критики // Санкт-Петербургские ведомости. № 182. 1867.
  50. Н.И. Орнамент шитья костромского полушубка. Кострома, 1926.
  51. Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981.
  52. E.H. Символика народных украс Смоленского края // Тр. Смоленского Гос. Музея. Вып. I. Смоленск, 1924.
  53. И.Е. Лен Смоленщины. М., 1986.
  54. Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М., 1993.
  55. Е.Э. Вышивки Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Т. I. Л., 1927.
  56. .Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII века. М., 1958.
  57. Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.
  58. И.А. Народное искусство живет // ДИ. 1960. № 10.
  59. И.А. Прикладное искусство // Очерки современного искусства. М., 1975.
  60. К.И., Яковский А. И. Москва в далеком прошлом. Очерки городской жизни, быта и нравов Москвы XVI XVII века. М., 1962.
  61. В.И., Левин-Дорш А.И. Первобытная техника. М., 1924.
  62. Кустарная промышленность Московской губернии. М., 1913.
  63. Кустарное дело Московского земства. М., 1909.
  64. . А. Задачи, методы и достижения. М., 1926.
  65. . А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. I. М., 1926.
  66. Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки. Смоленск, 1927.
  67. H.H., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX начала XX вв. как материал к этнической истории народа // СЭ. 1956. № 4.
  68. Ю.А. Происхождение вещей. М., 1954.
  69. Лирика русской свадьбы. Л., 1973.
  70. Т.А. Заметки о русской свадьбе // Русские народные традиции и современность. М., 1995.
  71. В. А. Прошлое, настоящее и будущее ведновской строчки // Народное творчество. 1996. № 6.
  72. М.Я. Земля мастеров. М., 1986.
  73. H.H. Эстетическая природа импровизации и варьирования в искусстве народных художественных промыслов // Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных промыслов. М., 1988.
  74. Г. С. Народный орнамент верхневолжских карел. М., 1951.
  75. Г. С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке // СЭ. 1970. № 6.
  76. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко -этнографический источник. М., 1978.
  77. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. М., 1984.
  78. М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975.
  79. Л.Н., Соснина H.H. Русский народный костюм: из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Л., 1984.
  80. Московское Губернское Земство. О русских художественных промыслах. Доклад П. С. Шереметева. М., 1915.
  81. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. М., 1994.
  82. H.H. Об этнографическом изучении народности русской // ИРГО, кн. 2. 1847.
  83. А.И. Русское народное искусство. М., 1924.
  84. М.А. Уровень теории, ее проблемы и реальность практики // ДИ. 1979. № 8.
  85. М.А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1981. № 11.
  86. М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М., 1983.
  87. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983.
  88. .М. Мудрость красоты. М., 1987.
  89. В.В., Финчеико А. Е. Новые поступления в МАЭ из Архангельской и Вологодской областей // Из культурного наследия Восточной Европы. СПб., 1992.
  90. A.C. Кустарная промышленность Московской губернии. М., 1913.
  91. М.Н. Вышивание по полотну в селениях Михайловского уезда // Вестник губернского земства. Рязань, 1912. № 4.
  92. М.Н. Вышивальный промысел и его нужды в Рязанской губернии // Вестник губернского земства. Рязань, 1913. № 7.
  93. Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Л., 1982.
  94. И.И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно прикладное искусство в собрании ГРМ. Л., 1985.
  95. Подробный указатель по отделам Промышленной и художественной выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде. М., 1896.
  96. Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922.
  97. E.H. Вышивальный промысел // Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. Пг., 1914.
  98. E.H. О степени вмешательства интеллигентных художников в народное творчество // Труды Всероссийского съезда художников (1911−1912). Т. II. Пг., 1914.
  99. Н.И. Вступительная статья // Княгиня М. К. Тенишева. Впечатления моей жизни. Л., 1991.
  100. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.
  101. Путеводитель по Кустарному музею ВСНХ. М., 1925.
  102. Н.Л. Женщины России и Европы на пороге нового времени. М., 1996.
  103. И.П. Маргарита Николаевна Гумилевская художник народной вышивки. М., 1959.
  104. И.П. О вышивке // ДИ. 1961. № 8.
  105. И.П. Вышивка // Русское декоративное искусство. Т. II. М., 1963.
  106. И.П. Финно-угорские элементы в орнаменте северо-русских вышивки и тканья // Русские народные искусства Севера. Л., 1968.
  107. Т.М. О профессионализме народного искусства. М., 1985.
  108. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе // Автореферат докторской диссертации. М., 1981.
  109. С.Б. Этнографическое изучение культуры российского города. М&bdquo- 1994.
  110. С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности // Русские народные традиции и современность. М., 1995.
  111. Л.Д. Народное декоративно прикладное искусство. М., 1984.
  112. Л.М. Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок Алтая // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987.
  113. Русская вышивка и кружево. М., 1956.
  114. Русская женская работа. Собранная и изданная Эббой Сальвен. Стокгольм, 1912.
  115. Русские народные песни. М., 1988.
  116. Русские пословицы и поговорки. Л., 1956.
  117. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX XX вв. М., 1965.
  118. .А. Древние элементы в русском народном творчестве // СЭ. 1948. № 1
  119. .А. Язычество древних славян. М., 1981.
  120. Рязанские вышивальщицы. Рязань, 1939.
  121. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VII. Вып. II. М., 1882.
  122. Свод материалов по кустарной промышленности. СПб., 1874.
  123. Т.Б. Вышивание // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 14. СПб., 1892.
  124. Сидамон-Эристова В.П., Шабельская Н. П. Собрание русской старины: вышивки и кружева. Вып. I. М., 1910.
  125. Система художественных средств в искусстве современных народных художественных промыслов // Сб. Тр. НИИХП. М., 1988.
  126. С.С. История России с древних времен. Изд. 2. Т. VI. М., 1875.
  127. В. В. Искусство в русской кустарной промышленности // Художественные новости. Приложение к журналу «Вестник изящных искусств». СПб., 1883.
  128. В.В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева. Вып. I. СПб., 1872.
  129. Статистический временник Российской империи. Т. II. Вып. Ш. СПб., 1872.
  130. Страницы из истории кустарной промышленности в Московской губернии и России. М., 1914.
  131. А.Ш. Древняя и нестареющая калужская перевить // Наука и жизнь. 1997. № 5.1. Талашкино. М., 1989.
  132. Талашкино. Альбом. Смоленск, 1995.
  133. Н.В. О принципах научного анализа произведений народного искусства // ГРМ. Из истории собрания и изучения произведений народного искусства. М., 1991.
  134. Е.И. Как в России появилась иголка // Наука и жизнь. 1995. № 6.
  135. Труды Всероссийского съезда художников (1911 1912). Т. II. Пг., 1914.
  136. Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. X. СПб., 1883.
  137. Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. XIII. СПб., 1885.
  138. Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Москва. 1964 г. Т. VII. М., 1970.
  139. В.А. О некоторых декоративных мотивах Московской Руси в народном шитье // Сообщение ГРМ. Л., 1943.
  140. В.А. Русская народная вышивка (древнейший тип). Л., 1949.
  141. В.А., Кокуина И. Е. Пособие по вышивке. М., 1954.
  142. В.А. Женский персонаж в русской народной вышивке // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973.
  143. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах //Сб. Тр. НИИХП. М&bdquo- 1990.
  144. П.Я. Историко этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М&bdquo- 1993.
  145. И.И. Изображение коня и птицы в русской крестьянской вышивке XIX начала XX вв. // СЭ. 1972. № 3.
  146. И.И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX XX вв. // Автореферат кандидатской диссертации. М., 1975.
  147. И.И. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга. История и проблемы комплектования. 1867 1930. СПб., 1994.
  148. С.Н. Узоры старинного шитья в России. Т. I. Вып. I. М., 1885.
  149. П.С. О русских художественных промыслах. М., 1913.
  150. М.Е. Тарусская артель вышивальщиц // СЭ. 1953. № 2.
  151. М.Е. Все венки да поверх воды. Тула, 1984.
  152. М.Н., Тазихина JI.B. Украшение русской крестьянской одежды // Русские. Историко этнографический атлас. Т. 2. М., 1970.
  153. В.П. К азбуке русского искусства // Художественно педагогический журнал. 1910. № 3.
  154. Экономический сборник по Волоколамскому уезду. Волоколамск, 1926.
  155. Е.С. Старинные русские работы из бисера. М., 1995.
  156. А.Л. Ткацкие слободы и села в XVII веке. (Кадашово, Хамовники, Брейтово, Черкасово). М., 1934.
  157. В.Я. Калужская народная вышивка. М., 1959.
  158. В.Я. Кустарная промышленность // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 33. СПб., 1896.
  159. Gostelow M. Embroidery of all Russia. London, 1977.
  160. Gostelow M. A World of embroidery. London, 1978.
  161. Geschichte des Kunstgewekbes. Bd. II. Berlin, 1929.1. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  162. Белая строчка счетное двустороннее шитье. Выполняется по сетке, образованной путем выдергивания из ткани нитей по'-утку- й основе. Местные названия: «строчкой» (Московская губерния, Клинский уезд), «решетинкой» (Московская губерния, Бронницкий уезд).
  163. Белая строчка с двойным контуром счетное сквозное двустороннее шитье.
  164. Выполняется по сетке, образованной путем выдергивания из ткани нитей по утку и основе. Изобразительные мотивы строчки обшиваются цветным контуром. Местное название: «пробирание в пяльцах» (Московская губерния, Бронницкий уезд).
  165. Вырезы счетный сквозной двусторонний шов, один из видов строчки.
  166. Выполняется по мелкой сетке. Нити утка и основы плотно переплетаются штопальным швом. Местные названия: «прорезью» (Московская губерния, Бронницкий уезд), «вырезы» (Смоленская губерния, Бельский уезд).
  167. Гарус шерстяная пряжа для вышивания.
  168. Гладь односторонняя свободный односторонний шов по рисовке.
  169. Выполняется без настила параллельными стежками по нанесенному рисунку. Местное название: «гладью» (Московская губерния, Клинский и Бронницкий уезды).
  170. Китайка шелковая ткань, ввозившаяся в Россию из Китая.
  171. Косая стежка счетный глухой односторонний шов. Выполняется косыми, плотно прилегающими друг к другу стежками. С изнанки образуются мелкие вертикальные стежки. Местное название: «стежка» (Рязанская губерния, Михайловский уезд).
  172. Косичка счетный глухой верхошов, состоящий из перекрещивающихся стежков на лицевой стороне ткани и мелких стежков на изнаночной стороне ткани.
  173. Крест двусторонний счетный глухой верхошов, состоящий из двух перекрещивающихся стежков на лице и изнанке ткани. Местное название: «крест» (Смоленская губерния, Вельский уезд).
  174. Кумач хлопчатобумажная ткань, окрашенная в яркий красный цвет.
  175. Набор счетный глухой двусторонний верхошов, состоящий из мелких стежков вдоль нитей ткани то по лицевой стороне, то с изнанки. Местные названия: «бранью», «по браному» (Рязанская губерния, Михайловский уезд- Смоленская губерния, Вельский уезд).
  176. Панка счетный сквозной односторонний шов. Выполняется мелкими диагональными стежками на лице ткани и крестом — на изнанке.
  177. Стлань счетный сквозной двусторонний шов, один из видов строчки.
  178. Выполняется по не перевитой сетке путем переплетения ниток, настилаемых по клеткам сетки в вертикальном и горизонтальномнаправлениях. Местное название: «штопка» (Калужская губерния, Перемышльский и Тарусский уезды).
  179. Счетная гладь счетный глухой двусторонний верхошов. Выполняется плотно прилегающими друг к другу параллельными Сгржками. Местное название: «гладь» (Калужская губерния, Перемышльский и Тарусский уезды).
Заполнить форму текущей работой