Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства массовой информации как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений: На материалах России 1990-1998 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из факторов, формирующих культуру межнациональных отношений, является выработка российской общенациональной идеи, которая могла бы консолидировать общество. Однако, СМИ не проявляют серьезного внимания к ее выработке в национальной сфере. Первая — это активизация национальной жизни и национальных движенийвторая — ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Они… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретико-методологические основы деятельности средств массовой информации
    • 1. 1. Ситуация и параметры исследования
    • 1. 2. Журналистская деятельность в условиях реформирования общества и государства
  • Раздел 2. Средства массовой информации в контексте межнациональных отношений и национальной политики
    • 2. 1. Национальная политика и СМИ: проблемы взаимовлияния
    • 2. 2. Задачи СМИ в формировании национальной политики

Средства массовой информации как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений: На материалах России 1990-1998 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью научного осмысления деятельности средств массовой информации (далее — СМИ) как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России. Ныне, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества и даже судьбы целых народов, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы последних от общества и власти, государства, особенно государства, претендующего на демократический статус, приобретает особое значение.

Следует согласиться с мнением о том, что поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

Но это, если следовать формальной логике. На деле же проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое, будучи важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых — в зависимости от определенного числа типичных социально-политических.

См., например: Чичановский А. А. Средства массовой информации и власть // Диалог №№ 5−6. М.: 1995. С. 124. ситуаций — приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную, депр осветитель скую роль, чему немало примеров в постсоветской практике телевидения, радио и печати.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, закрепляющиеся в сознании реципиентов. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г. Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде2.

Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности — публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией3. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этом.

2 Блумер Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американскаясоциологическая мысль: Тексты. М.: 1994.С.173.

3 Тард Г. Общественное мнение и толпа: Пер. с франц. М.: 1902. С.62−63. особая актуальность проблемы, особенно, если иметь в виду, что роль средств массовой информации будет и впредь неизменно расти и усиливаться, влиять на все стороны жизнедеятельности общества и государства. И в этом процессе не последнее значение имеет выявление и систематизация СМИ как фактора стабильности межнациональных и федеративных отношений в полиэтническом российском государстве.

Степень разработанности проблемы. В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно общетеоретический характер. Более того, проблемы деятельности СМИ, как правило, рассматриваются не столько как составная часть общеполитического процесса, сколько как ее иллюстративная составляющая. Такие подходы, разумеется, имеют право на жизнь. Можно сказать даже, что они служат достаточно убедительной аргументацией в доказательствах разного рода научных инвектив, но недостаточны для углубленного «внутрисистемного» анализа СМИ.

Наиболее активно и основательно с точки зрения теории массовых информационных процессов проблема рассматривается в работах отечественных ученых в области политической философии Н. Бердяева, Б. Бессонова, Д. Ольшанского, Г. Шахназарова4- в области политологии В. Комаровского,.

4 Бердяев Н. А. Самопознание. М.: СП — «ДЭМ» международные отношения, 1990. — 334.С.26- Бессонов Б. Н. Назначение человека / РАГС Каф.философии. М.: 1995.-103с.- Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. -М.Прин-Ди, 1995. -238с.- Шахназаров Г. Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М.: Россика: Зевс, 1993.-624с.

А.Панарина, С. Рогачева5- в области социологии, в том числе социологии СМИ: Ф. Бурлацкого, А. Бутенко, Е. Коробейников, Е. Прохорова, Ж. Тощенко6.

В то же время в работах многих авторов, опубликованных.

ДО.

90-х годов, проблемы хотя и рассматриваются в тесной привязке к реалиям нашей страны, однако эти реалии в основе своей ушли в прошлое и руководствоваться теоретическими и особенно практическими выводами следует весьма и весьма осторожно: лишь отдельные из названых авторов начали переосмысливать свои теоретические постулаты в соответствии с изменившимся политическим и правовым статусом СМИ постперестроечного периода.

По мере развертывания нашего анализа мы, безусловно, будем обращаться и к работам авторов дореформенного периода, как, впрочем, и работам их зарубежных коллег (П.Андерсон, Э. Ноэль, У. Шрамм, Дн. Мид, Дж. Кин и др.), но упор мы все-таки сделаем на трудах тех немногочисленных ученых, которые исследуют данные проблемы в последние годы и особенно — в тесной взаимосвязи с межнациональными и федеративными отношениями.

Если говорить об ученых, специально исследующих проблемы массовых информационных процессов, то среди них наиболее известны работы таких отечественных исследователей, как В. Афанасьев, Б. Борев, Г. Вачнадзе, Б. Грушин,.

5 Комаровский B.C. Обновление политической системы России РАГС при Президенте РФ. -М. 1996. -233 е.- Панарин A.C. Политология: Учебник МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Проект 1997. -408 е.- Рогачев C.B. Политология: Введение к предмету: Лекция/РАУ, Политол. центр. М.: Луч, 1992.-4UC.

6 Бурлацкий Ф. М. Глоток свободы кн.1.-М.: Культура, 1997.-559с.- Бутенко А. П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.:Магистр., 1997, -47с.- Коробейников B.C. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол. гвардия, 1981; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: 1995.-294с.- Тощенко Ж. Т. Власть и общество: октябрь 1991;май 1992/РАУ. -М. 1992.-61с.

И.Дзялошинский, Е. Дугин, В. Егоров, А. Суханов7, рассматривающие вопросы гласности, свободы печати А. Ахнезер, А. Грабельников, М. Жагер, А. Заблюк, Н. Козлова,.

A.Чичановский.8.

Рассмотрению вопросов межнациональных и федеративных отношений посвящены работы Р. Абдулатипова, Л. Болтенковой, К. Калининой, Г. Королевой-Конопляной, В. Лысенко, А. Мацнева,.

B.Михайлова, В. Печенева9.

Тем не менее специальных работ, в которых были бы глубоко и всесторонне проанализированы связи и отношения СМИ в системе межнациональных и федеративных отношений, раскрыты возможности стабилизирующей и интегрирующей сущности СМИ в данном измерении, их системообразующей роли в трансформации современной России нет. Вот почему диссертант в данной работе акцентирует внимание именно на этих проблемах.

7 Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: 1994. -201с.- Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. — М, 1986. -303с.- Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. — Тбилиси: 1989. -671с.- Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. -М. 1967. -400с.- Дзялошинский И. Журналист и информация: -М. МГУ, 1998. -248с.- Дугин ЕЛ. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док.диссертации. -М.: АОН. 1990; Егоров В. В. Телевидение и власть. М.: 1977, 208с. Суханов А. П. Информация в жизни человека. М.: 1983. -112с.

8 Ахнезер А. Ценности общества и возможности реформ в России. -М. 1993. -248с.- Грабельников.

A.A., СМИ постсоветской России. М.: 1967. — 400с.- Жагер М. Бумажные динозавры // KoMMepcaHTb-Daily, 2 ноября, 1996. -С. 16. Заблюк А. Индустрия управляемой информации. М.: 1971; Козлова H.H. Заложники слова?//Социс., 1995, -140с, № 09−10- Чичановский A.A. В тенетах свободы. Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: 1995; Чичановский A.A. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М.: 1989.

9 Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский A.A. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: 1997. -111с.- Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: 1996. -253с.- Болтенкова Л. Ф. Федерализм/УЭтнополитический вестник. М.: № 5, 1995. С.133−144- Калинина К. В. Институты государства — регуляторы межнациональных отношенийЮтнополис. М.: 1995; Королева-Конопляная Г. Н. В поисках средства соединения разделенного//Федерализм, № 3, 1996; Лысенко.

B.И. От Татарстана до Чечни/становление нового российского федерализма/. М.: 1995. -219с.- Мацнев A.A. Этнополитические конфликты: природа, типология, пути урегулирования. Социально-политический журнал, № 4, 1996; Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. М.: 1995; Печенев В. А. Существует лив Российской Федерации национальная и региональная политика? Майкоп, 1995.

Хронологические рамки исследования определены периодом 1990;1998 гг. Выбор временных рамок исследования обусловлен возникновением новой информационной ситуации в стране, радикальной трансформацией социально-политической системы: это годы наивысшего противостояния разных ветвей власти, законодательной и исполнительной, приведшего к взрывоопасной ситуации, резким обострением противоречий во всех сферах властных структур и общественной жизни, межнациональных отношениях, государственном строительстве.

Цель исследования состоит в политологическом анализе деятельности СМИ с точки зрения выявления факторов, способствующих стабильности межнациональных и федеративных отношений в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью диссертант определил для себя следующие задачи:

— осуществить теоретико-методологический анализ массовых информационных процессов в постсоветской России;

— проанализировать становление СМИ как политического института в пореформенный период и выявить на данном этапе их функциональные особенности;

— показать степень влияния СМИ на формирование культуры межнациональных отношений;

— уточнить задачи СМИ при выработке национальной политики;

— раскрыть функции СМИ в процессе формирования российской модели федерализма.

Объектом диссертационного исследования является деятельность СМИ в системе межнациональных и федеративных отношений постсоветской России.

Предметом исследования является деятельность СМИ как одного из важнейших факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений, тенденции возрастания потребности в расширении и укреплении взаимодействия государственных средств массовой информации в целях преодоления кризисной ситуации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили результаты научных разработок в области социальной философии отечественных и зарубежных ученых в сфере политологии, социологии, истории, теории управления, объединенные общим стремлением к поиску демократического пути развития. Основными методами исследования стали экспертная оценка, философские принципы единства и развития, системный и сравнительный анализ, социально-политический и функциональный подходы, историко-сравнительный метод, контент-анализ и др.

Научная новизна исследования. Диссертация находится в ряду первых в отечественной науке политологических разработок, рассматривающих массовые информационные процессы под углом факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений. Кроме этого, впервые определены периоды становления свободных независимых СМИ с учетом этапов федерализации России.

Новизна заключается еще и в том, что автор получил следующие результаты:

— проанализирована эволюция становления СМИ как самостоятельного политического института и выявлены функциональные особенности СМИ при включении в них политиков.

Обозначены критерии ответственности в деятельности творческих работников СМИ в условиях свободы печати;

— выявлена роль СМИ как фактора стабильности в кризисных ситуациях системного и структурного характера в условиях реформирования общества и государства;

— сформулированы задачи СМИ в области формирования культуры межнациональных отношений, создания условий для последовательного проведения в жизнь идеи: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех;

— уточнено функциональное назначение СМИ при выработке национальной политики и нового этнополитического мышления как фактора гражданского согласия и этнополитической стабильности общества;

— рассмотрены функциональные особенности СМИ, обеспечивающие взаимодействие, взаимопонимание народов страныобоснованы взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности СМИ в системе федеративных отношений.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется ее направленностью на выявление роли деятельности СМИ в системе межнациональных и федеративных отношений, а также в обозначении общественной потребности в познании эффективных механизмов саморазвития демократии, к числу которых относятся свободные СМИ.

Полученные результаты могут быть применены в политологии для изучения социальной действительности, реально функционирующих СМИ, в процессе подготовки управленческих кадров, государственных служащих, а также в рамках учебного процесса подготовки журналистских кадров.

Апробация результатов исследования. Работа обсуждена на заседании кафедры федеративных и национальных отношений, ее материалы использованы в докладах на научно-практических конференциях РАГС при Президенте РФ («Круглый стол» «Проблемы национальной и региональной политики», Москва -1996 г.), на Всероссийской конференции «Сотворчество народов во имя жизни», (Москва — 1996 г.), в ряде авторских публикаций. Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и других источников.

Заключение

.

Проведенный в диссертации анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации.

При этом диссертант исходит из того, что СМИ призваны способствовать государственной стабилизации, социально эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры.

Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию. Здесь, как отмечается в методическом пособии «Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации», мы имеем дело с опережающим отражением, когда с помощью и при посредстве СМИ происходит своеобразное распределение ролевых функций, социальный обмен деятельности на базе интересов людей. Таким образом, социально-преобразующее отражение и постижение сути явления служит средством поиска информационной модели, образа, что затем реализуется в процессах управления68.

Авторы методического пособия справедливо замечают, что развитие общества в значительной степени зависит от уровня развития межгруппового, межэтнического общения, а следовательно, от характера, степени социально-правовой комфортности функционирования средств массовой информации. Это тем более важно, что информационное пространство после декабря 1991 года рассматривается в контексте новой государственности. Вот почему именно на этапе формирования новой национальной политики, тенденциозная подача фактов и соответствующая интерпретация в СМИ факторов, которые в идеале призваны работать на консолидацию общества, неприемлема в принципе, ибо такая информационная деятельность тормозит реформирование государства и общества, а рост национального самосознания превращает в предмет политических спекуляций, политического торга, провоцирует на этническое противостояние.

В силу этого демократическое общество, интересы его граждан, в отношении печати, радио и телевидения сосредоточены на ожиданиях объективизации информационной деятельности, ее ориентации на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране.

Исходя из этого, деятельность средств массовой информации мы вправе рассматривать как важнейший фактор реализации принципов государственной национальной политики. Деятельность средств массовой информации, как деятельность политическая, нуждается в системной организации, под которой мы подразумеваем их управляемость, подотчетность.

68 См. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский A.A. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Метод, пособие М.:1997., С. 88. правительственным органам в той части, где затрагиваются вопросы государственного строительства и национальной политики.

Речь, иначе говоря, идет о том, что в информационной деятельности необходим обязательный учет, с одной стороны, общественно значимых проблем государства (этнических, национально-территориальных, экологических, социальных и т. д.), а с другой — проблем взаимодействия видов СМИ (телевидения, радио, периодической печати), государства и общества.

Наш анализ показывает, что власть все в большей степени оказывается объектом влияния СМИ. В этом нас убеждают и события, связанные с отставками и перестановками в Правительстве, когда отдельные телекомпании, редакции, с одной стороны, пытаются повернуть власти в русло своих политических интересов, а с другой — закрепить в представлении общественности те политические инвективы, которые исповедуют владельцы или спонсоры данных изданий. Это ведет к нестабильности в обществе, а то и к ненужным в процессе реформирования политическим баталиям.

Организация деятельности российских СМИ, должна строится на базе исторических ценностей России, с включением понятных населению государственно-патриотических, властных рычагов.

В уже упоминавшемся методическом пособии отмечается, что поскольку СМИ являясь частью политической системы, находятся вне государственной власти, следует видеть цель их деятельности в мобилизации социальных сил народа и гармонизации этнополитических отношений. Поэтому поставленные самими СМИ задачи, отражая жизненные интересы народа, должны быть подлинно объединяющими на базе традиционной российской идеи: справедливости, всенародного суверенитета, приоритета духовных ценностей над материальными, солидарности власти, исповедующей эти ценности и пользующейся всеобщим доверием и авторитетом69.

В ходе нашего анализа мы неднократно подчеркивали, все более откровенную зависимость ряда СМИ от крупных политических сил, экономических структур, финансового капитала и даже криминальных структур. Чтобы избежать этого, выход видится в идее государственного патернализма над средствами массовой информации. Самоокупаемость того или иного средства информации должна быть не мнимой (за счет спонсоров), а реальной — лишь при таком условии можно вести речь о независимости или объективности СМИ (мы исходим из того, что независимость и объективность суть не одно и то же). Мы знаем, что ряд изданий, телеканалов работает на ослабление государства, расшатывания доверия населения к любой власти, или объективно ведут к этому. Хотя и под видом независимости, открытости и т. д.

Для диссертанта очевидно что проблема государственного, правового регулирования деятельности СМИ стало по сути обязательным условием выживания Российского государства. Как без Концепции государственной национальной политики нельзя было выстроить иерархию ценностей в этой области, точно так же нельзя строить приоритеты СМИ, не имея государственной национальной политики. При этом такая политика государства должна не допустить как голого администрирования так и безбрежной безответственности перед государством и обществом,.

69 Там же. С. 91. противостоять интенсивному проникновению в инфраструктуру СМИ зарубежного, а тем более — криминального капитала.

Основываясь на типологии информационной деятельности, разработанной профессором Чичановским A.A.70, в диссертации вычленены задачи, СМИ в рамках политической системы с учетом необходимости моделирования развития информационных процессов. Будем исходить из того, что средства массовой информации даже в условиях свободы слова и печати испытывают на себе давление нескольких уровней законодательных актов и морально-этических норм, что само по себе означает, что вседозволенность для них исключена.

Суммируя результаты исследования, отметим, что СМИ, являясь частью массовой коммуникации, выступают тем не менее самостоятельным политическим институтом общества и функционируют по присущим им законам, преследуя в том числе собственные политические интересы. Каждое средство информации представляет собой организацию, существующую за счет того или иного источника финансирования, являющуюся местом постоянной или временной работы определенной группы специалистов. Эти факторы побуждают журналистов, применяясь к принятым внутри политической системы правилам поведения, к типу и уровню бытующей политической культуры, действовать таким образом, чтобы удержать внимание своей аудитории, стараясь расширить ее, подтверждая тем самым свою общественную необходимость и закономерность финансирования конкретного издания, реализуя творческие и коммерческие интересы.

Политика вне СМИ не осуществляется. Политик призван.

70 Чичановский A.A. В тенетах свободы. М.: 1995. С.242−259. убеждать: ближайшее окружение, оппонентов, сторонников, народные массы. Власть убеждать — возможно, уникальная сторона более широкой сферы власти, — отметил Т.Болл. Анализу понятия власти предшествует разработка теории коммуникации, или «коммуникативных действий». Как бы ни отличались друг от друга в иных аспектах концепции зарубежных обществоведов и политических философов — Х. Арендт, Ю. Хабермаса, М. М. Фуко и А. Гиденса, все они делают упор на «коммуникативном» аспекте власти71.

В связи с этим наибольший интерес вызывает та часть коммуникативного процесса, которая осуществляется в расчете на самую широкую аудиторию, обращенная к массам и одновременно — к личности каждого индивида, входящего в аудиторию. Именно в этом проявляется политическая власть как способность политиков инициировать общественное обсуждение потенциальных политических споров, влиять на общественное мнение, принимать и проводить решения.

СМИ при включении в них политика выполняют три главных функции — управленческую, политико-пропагандистскую и побуждающую к обратной связи. Функции СМИ тесно взаимосвязаны и переплетены. Внешне они выглядят и как задачи, и как мотивации политика к включению в массовую коммуникацию.

Целями включения политика в СМИ являются: обнародование и разъяснение решений, неожиданных ситуаций в политикеобращение к массам за политической поддержкойсоздание собственного привлекательного образа в глазах масс, особенно в период предвыборной кампанииотчет перед.

71 Болл Т. Власть: пер. с англ. Полит, исслед. -1993. — № 5. С. 38. электоратом, в частности прощальное слово политика, сходящего со сценырасчет на международный резонанс выступления.

СМИ, действующие в рамках демократической плюралистической системы, фиксируют самые разные оттенки мнений и суждений, бытующих в общественном сознании, вследствие этого, доступные для классификации, анализа, оценки репрезентативности. Следовательно, именно эти данные позволяют политикам при сопоставлении с информацией, поступающей по внутренней, закрытой коммуникации, принимать наиболее взвешенные решения. Естественно, при этом повышается ответственность как политиков за своевременное принятие верных решений, так и СМИ — за полную и объективно точную фиксацию исходного материала — всего разнообразия общественных настроений. Это же накладывает определенную ответственность и на общество в целом, от активности или апатии которого зависит репрезентативность переданной по каналам СМИ информации о состоянии общественного мнения.

Гласность и свобода печати в контексте выявления и отображения общественного мнения выступают как факторы демократизации общества и в то же время как обязательные условия ее формирования.

Политологи оказываются вовлеченными в борьбу за к н ^ производство истины о политической реальности, которая по большому счету оказывается борьбой за навязывание общественными группами своих представлений другим, т. е. борьбой за влияние, за власть. Соответственно, они сами попадают в ловушку, столь тщательно расставленную для политиков.

Признавая известный приоритет СМИ в умении угадывать и выделять общественно значимые проблемы, основной смысл деятельности СМИ состоит в том, что они формулируют идеи и проблемы прежде, чем, читатели, зрители, радиослушатели могут сделать это сами, хотя они к этому уже готовы.

Равнодействующую можно сформулировать и как единство двух функций СМИ — быть и транслятором, и выразителем общественно значимых идей и мнений.

Формы, в которые облекается публичный разговор в СМИ, уже во многом выработаны практикой мировой и отечественной журналистики. К ним относится: интервью, беседа, реплика, цитата, публикация результатов социологических исследований, прямой эфир, письмо и другие.

Выделенные формы обратной связи появились в журналистской практике в процессе исторического развития. Их устойчивость показательна и дает основания предположить, что и в будущем указанные формы найдут свое применение. Однако, с точки зрения функционирования гражданского общества, максимально приспособленными к ним оказываются электронные СМИ.

Анализ функциональных целей воздействия СМИ показывает, что в конечном счете это воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной на разделяемые данным обществом ценности, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм. Воздействие СМИ может побудить реципиентов и к такому образу политических действий, который разделяется коммуникатором и стоящей за ним некоторой организационной группой людей. С одной стороны, коммуникатор может поддерживать и утверждать уже принятые обществом ценностные установкиа с другой — предпринимать усилия для их расшатывания, а потом и — замены новыми.

Действия коммуникатора могут как находить поддержку в других средствах информации, так и встречать сопротивление. Подобная «амплитуда» действии СМИ, норма функционирования массовой коммуникации, участники которой всегда будут стремиться к переубеждению оппонентов, привлечению на свою сторону колеблющихся.

В радиобращении 14 марта 1997 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подчеркнул, что одно из главных завоеваний новой России, которое не оспаривается даже противниками — свобода печати, ее независимость от начальственного окрика и идеологических накачек. Президент РФ также отметил, что подлинно демократическое общество немыслимо без свободы слова и печати, однако и «свобода не может быть безграничной», она обязательно имеет какие-то рамки, ограничения. «Этими рамками, — подчеркнул Президент России, — является ответственность журналистов перед обществом» .

В идеале цель журналистской деятельности можно сформулировать так: объективно и ответственно отражать происходящие в стране и мире факты и события, давать как бы срез сегодняшней общественно-политической жизни. Цель же аналитической журналистики заключается в объективном анализе фактов и событий, выявлении тенденций общественного развития, разработки его прогнозов.

Между тем, уже беглый взгляд на российское информационное пространство позволяет сделать вывод о том, что идеальные цели журналистской деятельности очень далеки от их реального воплощения на страницах российских газет и журналов, в программах телеи радиопередач. Такие необходимые для СМИ качества как объективность и ответственность в отражении и анализе событий вряд ли можно назвать характерными для значительной части российских средств массовой информации, независимо от их политической ориентации.

СМИ в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации стали определяющим каналом формирования общественного мнения.

В соответствии со своей новой ролью в обществе, СМИ становятся инструментами финансово-политических группировок, властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, проведения собственной политики, пропагандистских и избирательных кампаний, формирования общественного мнения нужной направленности.

Принадлежность СМИ различным властным, финансово-политическим группам обуславливает и специфику их работы, вызывает острую конкуренцию между ними. Для успешной конкуренции информация в том или ином канале должна иметь соответственно «высокий товарный вид», а именно: должна быть оперативной, по-возможности сенсационной, привлекательной по форме подачи, должна быть адресной и соответствовать потребностям и ожиданиям конкретной аудитории (или групп аудиторий), а также критерию достоверности.

Отбор информационных событий (или их соотношения) для анализа и освещения осуществляется с учетом двух факторов: 1) целей и задач коммуникатора и 2) интересов и потребностей аудитории. Очень часто цели и задачи властных, политических, финансовых группировок, владеющих — прямо или опосредованоСМИ, заключается не столько в прямой рекламе своей политики (хотя и это немаловажно), сколько в отвлечении внимания аудитории от того или иного факта, события, ситуации в целом.

В совокупности с методами откровенного дезинформирования и тенденциозного анализа используется, как как мы отмечали ранее, метод «смещения акцентов», что ведет к фактическому манипулированию общественным мнением, созданию ложных стериотипов и представлений в массовом сознании, а в конечном счете — к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях.

Теоретически творческие работники СМИ должны отождествлять свои интересы и потребности с интересами и потребностями большинства. На практике же нередко случается, когда узкий корпоративный интерес журналистов может возобладать: когда журналисты, постоянно находящиеся в некотором ореоле исключительности, понимая творческую избранность меньшинства, а иногда — преследуя свои корыстные интересы, начинают гиперболизировать свою роль в социальных и, особенно, в политических процессах.

В этой связи, возвратимся к проблеме правового поля, на котором действует журналистика. Юридическая база российских средств массовой информации только складывается. Во многих ситуациях регулирование их деятельности осуществляется указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями правительства, статьями Гражданского, Уголовного, Административного кодексов Российской Федерации. В современных условиях все эти официальные документы порой не просто не стыкуются между собой, но и противоречат друг другу. тг-ч с ч-«.

В реальной журналистской практике это приводит не только к ошибкам, но и к тупиковым ситуациям.

Журналист в своей повседневной деятельности находится по многим поводам как бы в точке пересечения сразу нескольких законодательных актов. При определенном стечении обстоятельств, когда материал задевает интересы властных структур, или крупных коммерсантов, когда огласка чьих-то неблаговидных действий становится опасной, нередко находится законный (не говоря уже о криминальных) способ отомстить «обидчику». Газеты нередко повествуют о таких фактах.

Законодательство зарубежных демократических стран содержит четко оговоренные ограничения «полной свободы» журналистики для сохранения этой стабильности. Юридическое регламентирование деятельности СМИ — это и охрана прав и законных интересов личности от посягательств всех институтов общества, в том числе — и самой журналистики. В соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека», другими документами ООН государства должны обеспечивать такую защиту.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации впервые в истории России закрепила в части 5 статьи 29 понятие «свобода массовой информации», стала основой для новых законов о СМИ. Перечисленные в «ключевом» законе — «О средствах массовой информации» -правомочия, гарантирующие «свободу массовой информации» могут быть ограничены лишь правовыми нормами, которые и установил закон «О СМИ». Запрещено использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». В июле 1995 года в этот закон была внесена поправка, запрещающая использование скрытых вставок в теле-, видео-, кинопрограммы и т. д., воздействующих на подсознание аудитории.

Говоря об ограничениях «свободы массовой информации», следует уяснить главное: любое ограничения должны быть законными, т. е. содержаться лишь в законах, а не в подзаконных актах и ведомственных документах. Наряду с законом о СМИ и, законодательной основе свободы массовой информации относится и Федеральный Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», регламентирующий, в основном, деятельность электронных СМИ, в том числе — порядок предоставления эфирного времени в региональных СМИ.

Кроме специальных законов о СМИ, законодательную базу свободы массовой информации составляют правовые нормы других законодательных актов. К примеру, Уголовный кодекс России содержит статьи 130 и 131, устанавливающие повышенную ответственность за клевету и за оскорбление, нанесенные с помощью средств массовой информации.

Но и при самом взвешенном подходе, тщательной кодификации информационного законодательства (а когда-нибудь такая отрасль права станет общепризнанной) противоречия между властью и прессой сами по себе не исчезнут. Необходима не столько государственная, а в целом национальная информационная политика — такую идею выдвигают ведущие ученые в области теории журналистики. За «столом», где разрабатывается такая политика, должны оказаться не только власти, но и институты гражданского общества.

В основу этой политики должны быть положены принципы информационной безопасности применительно к сфере журналистики. Профессор Е. П. Прохоров в выступлении на IV съезде Союза журналистов России пояснил, что, по его мнению, значит добиться информационной безопасности:

Во-первых, все субъекты общественных отношений — и государства, и гражданского общества — имеют возможность высказаться.

Во-вторых, все имеют право быть «услышанными» всеми теми, кого касается высказывание.

В-третьих, все «говорящие» и все «слушающие» должны исходить из признания равенства собеседников и видеть свои интересы на фоне интересов других.

В-четвертых, поэтому требуется владеть навыками равноправного и конструктивного социального диалога, предполагающего поиск компромисса на путях «сдвига к центру» 72. Перечисленные минимальные требования информационной безопасности России соблюдается далеко не всегда, что приводит ко многим трудностям в становлении демократии и достижении общественного согласия, к неуверенности людей в завтрашнем дне.

С содержательной точки зрения средства массовой информации специфичны. Они реализуют свое предназначение иначе, чем другие сферы политического действия. Если влияние политики на социальную жизнь закрепляется соответствующими нормативными установками, которые, в свою очередь, становятся регуляторами политического поведения масс, то средства массовой информации развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей и тем самым обеспечивают последовательность,.

72 IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.

М.: 1995. С. 92. завершенность процесса социально-политического управления.

Средства массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим и другим вопросам.

Роль средств массовой информации максимально актуализируется в ситуации нестабильности в качестве информационной составляющей между моментом принятия решения и периодом претворения его в жизнь. Возможности средств массовой информации аккумулировать, сфокусировать общественное мнение, оперативно транслировать его определяют результативность управленческих приемов сохранения стабилизации социальной системы.

Средства массовой информации существуют в «пограничной сфере», где политические идеи взаимодействуют с обыденными представителями масс, с их настроениями, иллюзиями, стереотипами. И задача средств массовой информации состоит в том, чтобы опереться на позитивные политические элементы массового сознания, преодолеть предрассудки и ложные стереотипы.

Политическая система в целях обеспечения стабильности и рационального социально-политического управления обществом обязана иметь механизм адаптации к объективно происходящим переменам в средеона определяет и нормативно закрепляет в этом механизме место для средств массовой информации. Эта обязанность вытекает из функционального для политической системы значения феномена «прямой и обратной связи» и из непосредственного участия в ней средств массовой информации.

При административно-бюрократической (монистической) системе коммуникативная связь «власть-средства массовой информации-народ» носит директивный и, в основном, односторонний характер «сверху-вниз». Такой вид связи квалифицирует политическую систему в качестве ригидной.

Для условий же экономического кризиса, глубоких реформ в нынешней России характерны активное включение средств массовой информации не только в общий политический процесс, но даже попытки вести самостоятельную политическую игру.

В сложившихся условиях возникла насущная потребность в создании системы сдержек и противовесов, в том числе из механизмов, не встроенных непосредственно в государственную машину, но способных оказывать не нее воздействие. Среди них средства массовой информации — в силу своей специфики воздействия на политическую систему, в том числе — власть. В таких условиях они действительно выступают в роли противовесов, сдержек, фактором социальной стабильности73. И это — мнение не только отечественных, а и многих иностранных политологов, исследователей.74.

Олицетворением любой власти является государство. Без него утратили бы смысл всякая политическая деятельность, межпартийная борьбаа политические амбиции наших харизматических лидеров нашли бы себе иное применение. Суть назначение государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с обществом. И не случайно государство и общество существуют как две стороны противоположностии ни то, ни другое не может быть понято вне ее.

Одной из актуальнейших проблем современной России.

73 Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Новый взгляд на демократию -1991.-№ 2- Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность Политиздат, 1988.

74 См.: Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М.: 1973. С. 28. является формирование механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества. Важным звеном, опосредующим демократическое государство и современное гражданское общество, выступают, наряду с партиями профсоюзами, трудовыми коллективами, и средства массовой информации.

Именно СМИ выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Именно они активно развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей.

Основополагающими принципами этой деятельности становятся гуманизм, социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание необходимых условий для последовательного осуществления положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Таким образом, культура межнациональных отношений — это явление, в котором органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания. От нее во многом зависят нравственное отношение граждан к властвованию одних людей над другими, правосознание, социокультурные ориентиры, эстетические взгляды и др.

Для воспитания будущих граждан на принципах демократии, межнационального согласия и гуманизма нужно, чтобы семейное воспитание было направлено, прежде всего, на формирование таких нравственных качеств, как забота о ближнем, трудолюбие, уважение к людям независимо от их образования, национальности, социального и материального положения.

Одним из факторов, формирующих культуру межнациональных отношений, является выработка российской общенациональной идеи, которая могла бы консолидировать общество. Однако, СМИ не проявляют серьезного внимания к ее выработке в национальной сфере. Первая — это активизация национальной жизни и национальных движенийвторая — ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Они выступают как две стороны противоречивого развития межнациональной жизни, что находит отражение в СМИ. Ознакомление с материалами прессы убеждает, что не демократизация создала нынешнюю напряженность в национальных взаимоотношенияхона лишь вскрыла тот конфликтный потенциал, который подспудно тлел и накапливался десятилетиями. Националистические настроения, всплески экстремистских проявлений, нагнетания враждебных эмоций иногда побуждают к выводу, о том, что интернационалистское сознание либо уже исчезло, либо исчезает. В печати теле — и радиопередачах немало высказываний, в которых злорадно оплакивались «интернационализм», «патриотизм», отмывались и гальванизировались идеи националистов как и собственных, отечественных, так и зарубежных.

Оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной основе выдвигается как одна из высших целей государственной национальной политики. Дружеское сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства российского общества — все это важные стратегические задачи национальной политики.

В публикациях идеологов ряда национальных движений современные национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского прошлого России с политической практикой 20 — 80-х гг. Стремление сохранить целостность России характеризуется, подчас, как рецидив имперского сознания, альтернативой которому объявляется не интернационализм, а гипертрофированное национальное сознание, ориентирующие народы на замкнутость и самолюбование.

Однако картина изъянов и деструкций в национальных отношениях не может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют утверждение интернационалистских воззрений как доминантной установки в массовом сознании. Практика показывает наличие совокупности интересов, которая при любых различиях принимается каждым народом России. Это, повышение качества жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. Творческие работники СМИ умеют выявлять и показывать это общее. В современных условиях главное предназначение средств массовой информации и их задачи стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, они могут консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях можно выделить из всех дискуссий те предложения которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти». Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.

Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно.

По мнению диссертанта, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, чтобы они освещали («лучшее время» — вечером от 18 до 22) вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики России.

У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов.

Россия всегда нуждалась в восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с национальными меньшинствами, которые «мешают» развитию государства. В этой ситуации одной из важнейших задач СМИ — освещать процесс формирования национальной политики и выступать как фактор, стабилизирующий межнациональные отношения в обществе.

Высшая цель национальной политики — это и цель, и задачи СМИ — в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.

Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества.

Негативную, будоражащую гражданские и национальные чувства роль сыграли разочарование у части людей в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность его на фоне социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса, это привело к утрате доверия к государственной власти. В этой ситуации как главные и самые понятные компенсаторным механизмом выступила национальная принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом национального самосознания.

Общепризнанно, что в современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводствосостояние здоровья населениямиграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов (Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов).

В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: 1994, 61с
  2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990.
  3. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.
  4. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Российская газета, 1995, 17 января.
  5. Закон РФ «О национально-культурной автономии».
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  7. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации», № 919 (25.08.97).
  8. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», № 1019 (06.10.95),
  9. Указ Президента РФ «О мерах по созданию космической телекоммуникационной системы Российской Федерации», № 111 (30.07.96).
  10. Ю.Указ Президента РФ «О основах государственной политики в сфере информатизации», № 170 (20.01.94).
  11. Указ Президента РФ «Совершенствование структуры государственного радиовещания», № 32, М., 1997.
  12. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909.
  13. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992.
  14. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948.)
  15. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966.).
  16. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4-й европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации. Прага, 7−8 декабря 1994.
  17. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитии прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. 28 ноября 1978.
  18. IX съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.-. 1995.- С. 92.
  19. Rosembaum W. Plitical Culture.- N.Y., 1975, — P. 37.
  20. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: 1994.
  21. Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994. С. 45.
  22. Р. Г. Послание президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной и национальной политике.-М.: 1995. С. 3.
  23. Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.- М.: 1997.- с. 111.
  24. Р.Г. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения.-М.: 1995.
  25. Р. Г. Национальная идея и национализм. Этнополитический вестник № 3.-М.: 1995.
  26. Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славян.диалог. 1996, -253 с.
  27. Ю.Аишп Т. К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета. М.: 1986, -253 с.
  28. П.Алаев Э. Региональные и этнические конфликты.// Федерализм, № 1.- М.: 1996.
  29. М.Т. Социология и менеджмент, М.: 1996, 200 с.
  30. И. Паблик рилейшнз. М.: 1997, 256 с.
  31. И.В., Киселев Б. Н. Связи с общественностью. Программа дисциплины. М.: ГАУ, 1995. -19 с.
  32. С.С. Политическое управление и политическое руководство. //Социально-политические науки. -1992. № 5. — С. 1223.
  33. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992, 608 с.
  34. В.Г. Социальная информация. -М.: 1994, 201 с.
  35. Я. У. Постмодернизм в познании общества. / Полит, исследования 1992.- № 3. С. 70.
  36. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.-М.: 1996.
  37. Г. В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами». М.: 1995.
  38. В. Г. Социальная информация,— М.: 1994, — с. 201.
  39. А. Ценности общества и возможности реформ в России. М.: 1993. С. 248.
  40. Г. К. Современная теория элиты. М.: 1985.
  41. С. Российский путь: утраты и обретения.- М. 1997.
  42. Е.А. Социологические концепции легитимности власти Т.Парсонса и М. Вебера: сравнительный анализ // Социс. 1997, № 9.
  43. О. В. Паблик рилейшенз в системе полит, управления. Канд. диссерт.// РАГС. 1997.
  44. В.Г. Управление и общественные отношения. М.: 1985, 173 с.
  45. JI. Власть и пресса. Безопасность городов и доступность информации для населения. //Власть. -1996. № 6. С.44−49.
  46. A.A. Политика и ее роль в развитии общества //Социально-политические науки. 1991. — № 9, С.38−44.
  47. Н. А. Самопознание. М.: СП- «ДЭМ» международные отношения. 1990.- 334. С. 26.
  48. H.A. Русская идея. //Вопросы философии № 2. М.: 1990.
  49. . Н. Назначение человека / РАГС Каф. философии. М.: 1995. С. 103.
  50. Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994. С. 173.
  51. H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: 1991,-127 с.
  52. Т. Власть./Полис. 1993. С. 40.
  53. М. Никогда не лгите себе как профессионал // Ориентир, № 11, 1996, С. 40.
  54. В. Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М.: 1986. С. 303.
  55. Д. От сбора новостей к производству новостей: поток псевдособытий. // Массовые коммуникации. Вып. 4.- с. 147−154.
  56. Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986.
  57. Ю.П. В контексте жизни: системный подход и массовая коммуникация. М.: 1979.
  58. Ф. М. Глоток свободы кн. 1. М.: Культура, 1997. С. 559.
  59. А. П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.: Магистр, 1997. С. 47.
  60. Бюрократизм, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1993.- № 2.-С. 26.
  61. В диапазоне современности. Радиовещание 80-х гг. в нашей стране и за рубежом. М.: 1985. 333 с.
  62. С.Д. Российские реформы и российский федерализм // Федерализм. 1996. № I. С.23−26.
  63. В.П. Методология и методика конкретных социальных исследований СМИ и пропаганды. М.: 1986, -104 с.
  64. Г. Н. Всемирное телевидение.- Тбилиси: 1989. С. 671.
  65. А. И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России: (Исторический и концептуальный аспекты). М.: РАУ, 1993. 72 с.
  66. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М.: 1995.
  67. Власть, закон, пресса. Материалы конф. М.: Б. п., 1998. С. 62.
  68. Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к учебному пособию. Вып.1. М.: 1995. 188 с.
  69. П.А. Война. Ее значение в жизни народа и государства. Спб, 1896.
  70. Р.П. Западное телевидение и массовая культура. М.: 1991, -239 с.
  71. С. Закономерности социальной революции // Российский экономический журнал. М.: 1993. № 8.
  72. Г. О концепции печати и манипулировании общественным мнением. М.: 1974.
  73. В. М. СМИ в системе политических коммуникаций. М.: РАУ 1993. С. 28−32.
  74. М. К. Общественное мнение: История и современность.-Политиздат, 1988.
  75. Государство и информация. М.: 1996, -416 с.
  76. A.A. СМИ постсоветской России. М.: 1997, -400 с.
  77. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: 1993. -220 с.
  78. . А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967. С. 400.
  79. .А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967, 400с.
  80. И., Журналист и информация. М.: МГУ, 1998, 248 с.
  81. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшенз. Перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ» 1996.
  82. JI. Демократия и национализм в Российской Федерации 90-х годов. В книге: «Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства». М.: 1996,
  83. Дробижева Л.М.: Аклаев А. Р., Коротеев В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90- годов. М. Мысль. 1996. 382 с.
  84. С. И. Координация антикоммунистической пропаганды в странах Запада: Аналитический обзор. / Идеологическая борьба и вопросы контрпропаганды в современных условиях: Сб. науч. -информац. материалов.
  85. Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док. диссертации. М.: АОН. 1990.
  86. В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии. //Социс, 1996,№ 9.
  87. В.В. Телевидение и власть. М.: 1977, -208 с.
  88. В.В. Телевидение и зритель. М.: 1977, -196 с.
  89. Д.Т. Межэтнические конфликты по ту сторону логики.
  90. Новый Вавилон. N 1. С.29−33.
  91. В.М. Право человека и власть закона. М.: 1995, -284 с.
  92. Журналисты на чеченской войне. М.: 1995, -400 с. 75.3аблюк А. Индустрия управляемой информации. М.: 1991, -140 с.
  93. Т.И. Роль социологии в преобразовании России. // Социс, 1996, № 3.
  94. Зеркало мнений. М.: 1993, -43 с.
  95. М. Мир общения. М.: 1988. -246 с.
  96. В. «Национальные аспекты российского федерализм /Свободная мысль, М, 1996, № 10, С.23
  97. А. Советский Союз: из империи в ничто? //Полис, 1992, № 12.
  98. О., Маслова Г. Как формируется общественное мнение.// СПб ведомости.- 1993.- 18 дек.
  99. Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М.: Политиздат, 1991. С. 109.83.Известия. 1992.-№ 211.
  100. М.В., Коваль Б. Н. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. //Полис, № 1−2. -1992.
  101. Н. Социальное государство: власть и управление //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5.
  102. К. В. Институты государства регуляторы межнациональных отношений // Этнополис. М.: 1995.
  103. К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М.
  104. В.К. Демократия как историческая проблема России. //Вопросы философии. 1996. № 5.
  105. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Новый взгляд на демократию 1991, — № 2.
  106. К. Немногие массам: Пер. с англ. // 50 мнений о телевидении: (Зарубеж. деятели культуры о телевидении): Переводы.- М.: Исскуство, 1978., С. 197.
  107. А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: 1996,
  108. H.H. Заложники слова? // Социс, 1995, № 9−10.
  109. А.Н. Социокультурное влияние СМИ на возрождение национального самосознания. Автореферат диссертации, к.социол. наук, М.
  110. В. С. Обновление политической системы России РАГС при Президенте РФ. М.: 1996. С. 233.
  111. Комсомольская правда.-1993-№ 34.
  112. Кон И. Социология личности. М.: 1967, -383 с.
  113. Конфликты и консенсус. 1991.-№ 1. С. 17.
  114. В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол. гвардия, 1981.
  115. Королева Коноплянная Г. Н. В поисках средства соединения разделённого //Федерализм, № 3 1996.
  116. Королева-Конопляная Г. И. Вопросы национально государственного устройства в программах политических партий и движений России XX века. М.: 1997.
  117. Ю1.Костюкевич Н. СМИ в период реформ. Минск, 1992.
  118. Ю2.Котанджян. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта. Цивилизованные проблемы теории и практики. М.:1992.
  119. А.П. О формировании гражданского общества. //Социально-политические науки. № 1. — 1992.
  120. Куда идет Россия?.: Альтернативы общественного развития. М.: Аспект-Пресс. 1995.
  121. В.Н., Казимирчук В. П. Социология права. М.: 1996, 362с.
  122. Д., Могов В. Теоретические основы информационных процессов. М.: 1987, 228с.
  123. Ю7.Лазерсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые эстетические вкусы и организованное социальное действие, // Массовые коммуникации. Вып. 4., С. 159.
  124. Ю8.Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе.// Массовые коммуникации. Вып. 4.- 4. С. 177.
  125. Ю9.Леванский В. А. Концептуальная модель государственного управления в РФ. //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. М.: 1996.-Т. 1.
  126. Логика социологического исследования. М.: 1987, 162с.
  127. Ш. Лукницкий С. П. СМИ в системе соц. управления современной России. Докторская диссерт.// РАГС, 1998.
  128. В. И. От Татарстана до Чечни / становление нового российского федерализма/. М.: 1995. С. 219.
  129. В.Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М.: 1995.
  130. Д. Перемены в России: роль политической элиты.// «Социс», 1996, № 5.
  131. Г. В. Право и политика. М.: 1996.
  132. Пб.Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. М.: 1991, 40с.
  133. О.Т. Несогласная аудитория.// «Социс». 1990, № 6.
  134. А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология, пути урегулирования. Социально-политический журнал, № 4, 1996.
  135. В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. 1995.
  136. В. Что извлечем из горьких уроков? II Россия, № 7, 1997.
  137. В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. М.1995.
  138. B.B. Массовая мистификация. М.: 1987, 111 с.
  139. А. Федерализм и национальное государство. // Полис. 1992 г., № 4
  140. Мониторинг социально-политических процессов: Под. общ. ред. Н. П. Пищулина. М.: 1994.С. 180−181.
  141. Монополия СМИ. М.: 1987, 317с.
  142. Ш. Л. Избранные произведения. М.: 1955.
  143. М. Теория элит и политика. М.: 1978, 160с.
  144. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Учебное пособие. В соавторстве. М.: Славянский диалог, 1997.
  145. Л.Б. «Паблик рилейшнз» Кому это нужно? М.: 1993, 222с.
  146. Нелле-Нойман Э. Спираль молчания: Общественное мнение -наша социальная кожа. С. 118.
  147. Ю. Профаны в эфире: Наше вождистское телевидение.// Независ, газета.- 1994., 18 окт.
  148. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев, 1993, 136с.
  149. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев: Наукова думка, 1993
  150. Д. В. Массовые настроения в политике. М.: Прин.-Дин, 1995.С. 238 .135.0сборн Д., Геблер Т. Свобода выбора. М.: 1994.
  151. А. «Вторая Европа» или «Третий Рим».// Вопросы философии № 10, 1996.
  152. А. С. Политология: Учебник МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.: проект 1997. С. 408.
  153. . Парадоксальные заметки о современном политическом режиме. // Pro et Contra, 1996. т № 1.
  154. Печать РФ в 1996, М.: 1997, 200с.
  155. В. А. Существует ли в Российской Федерации национальная и региональная политика? Майкоп, 1995.
  156. В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России.//Этнополитический вестник.№ 1−2. М.: 1995.
  157. Дж., Битли К. М.: Хэгнер П. Р. Динамика американского общественного мнения: модели и процессы./ Социологические исследования общественного мнения в капиталистических странах.-с. 35−36.
  158. Н. П., Сокол С. С. Политическое лидерство. Часть 1.- М.: 1992. С. 32.
  159. Политические партии России // Программные документы политических партий. 4.1. М.: 1994.
  160. Политология и современный политический процесс. М.: 1990.
  161. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993.
  162. В.Е. Государственная информация как важный фактор управления политическими процессами в условиях модернизации российского общества. М.: 1996.
  163. Право России. «Независимая газета» 25 мая 1993. С. 5.
  164. Пресса и общественное мнение. М.: 1986, 205с.
  165. Проблемы становления нового мышления. М.: 1990, 304с.
  166. Е.И. Печать и общественное мнение. М.: 1971,132с.
  167. Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. Пособие. М.: 1995. С. 294.
  168. Г. М. Правовое пространство российской журналистики.// Теория систем. Тезисы. М.: 1996.
  169. Разделит ли Россия участь Союза ССР? М.: 1993.
  170. С. В. Политология: Введение к предмету: Лекция /РАУ, Политол. Центр. М. Луч, 1992. с. 40.
  171. Россия и Европа: тенденции развития на пороге третьего тысячелетия. М.: 1995.
  172. Россия и мир: политические реалии и перспективы. Аналитический альманах. М.: 1998. С. 11.
  173. .Ж. Об общественном согласии. М.: Соцэкгиз. 1938.
  174. Л., Захарова О. Демографическая ситуация в Российской Федерации: состояние и прогноз. //Этнополитический вестник № 2. М.: 1992.
  175. О. Каналы власти,/ Социологические исследования общественного мнения в капиталистических странах.- с. 106−107.
  176. О.Н. Пресса общественность, власть: опыт правотворчества. -Н.Новгород, 1996.
  177. А. Россия в ожидании политического воплощения нация, государство, федерация.// Российский мониторинг № 5, 1995
  178. Н.В. СМИ как фактор воздействия на политический процесс. М.: 1993, 22 с.
  179. Серван- Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М.: 1998. С. 28.
  180. .Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии. N 6. 1994. С. 89−97.
  181. Г. Психология победы и социология поражения.// СПб ведомости.- 1993.- 18 дек.
  182. . И. Проблема власти: новое измерение // Полисс.-1991.-№ 5. С. 30−50.
  183. Е. Г. Прессовые опросы: истории, опыт перспективы использования,/ Материалы к конференции «Общественное мнение и политический процесс». С. 105−106.
  184. Советская культура.- 1989.- 23 марта.
  185. А. И. Традиции Российской государственности и перспективы федерализма // Федерализм. N 3. 1996. С.97−104.17?.Сорокин П. А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство. // Этнополитический вестник № 2.- М.: — 1992.
  186. Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. М.: 1979. 268 с.
  187. Социология общественного мнения. М.: 1982, 33с.
  188. Г. Б. Общественный строй: какой он у нас может быть //Социологические исследования.- 1998. № 12.
  189. Е. Российский Федерализм: нужно идти дальше общих формул.// Федерализм № 3, 1996.
  190. А. П. Информация в жизни человека.- М.:1983.- с. 112.
  191. П. Секреты поведения людей. М.: 1997, 544с.
  192. Т. Общественное мнение и толпа: Пер. с франц.- М.: 1902. С. 62−63.
  193. ТВ на рубеже двух веков. М.: 1989, 203с.
  194. В. Дилеммы развития России. // Этнополитический вестник № 1, М.: 1992.
  195. В. Что есть Россия?. // Вопросы философии. 1995, .№ 2.
  196. С. Связь с населением.// Америка, 1994, № 2.
  197. . Т. Власть и общество: октябрь 1991- май 1992 / РАУ.-М. 1992. С. 61.
  198. .Т. Как жить вместе, живя врозь. // Социс № 3.-М. 1996.
  199. .Т. О парадоксах общественного сознания.// «Социс», 1995, № 11.
  200. .Т. Социология. Общий курс. М.: 1994, 384с.
  201. Тульчинский Г. Л. Public relatios: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. Спб., 1994.
  202. Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. // Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. № 6. -1990,
  203. А.Д. Информатизация и общество. М.: 1990, 278с.
  204. И.А. Массовая информация и массовая коммуникация в современном обществе /Массовые коммуникации и общественное сознание. М.: 1988.
  205. Философия политики. Кн. 4. Социокультурные и психологические детерминанты политических отношений. М.: Луч, 1993. С. 18.
  206. Д. Документалистика и развлечение: Пер. с англ.// 40 мнений о телевидении. С. 45.
  207. А. П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов // США: ЭПИ.- с. 21.
  208. Э. Развлекательное общение телевидение -интернационализация культуры./ Телевидение на рубеже двух веков: (Материалы Междунар. Научн.- практ. конференции). М.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. 1989. С. 161 — 165.
  209. A.A. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества. Политологический анализ. Дис. док. пол. наук. М.: 1995.
  210. А. А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М.:1989.
  211. А. А. Средства массовой информации и власть //Диалог № 5−6.М.: 1995.
  212. A.A. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: Славянский диалог, 1995 303 с.
  213. A.A. Пореформенные средства массовой информации: фактор демократизации общества или показатель его духовной деградации? //Коллективная монография «Власть инравственность: согласие, благополучие, безопасность». М.: Славянский диалог, 1997.
  214. A.A. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.: Луч, 1995 С. 151−160.
  215. A.A. Распространение массовой информации. Научный комментарий в кн. «Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга». М.: Славянский диалог, 1997. С.560−566.
  216. A.A. Средства массовой информации и терпимость: проблемы реализации конструктивного идейно-политического потенциала общества//Этнополитический вестник. N 5. С.97−109.
  217. A.A. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства. // Сб. статей «Толерантность и согласие», М.: ИЭА РАН, 1997.
  218. Г. X. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М.: Россика: Зевс, 1993. С. 624.
  219. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М. 1992
  220. Л.А. «Строим гражданское общество» Власть. 1996. № 10 С.31−33
  221. Т. В. Из основ политологии Запада (характер режимов, гражданское общество и партийные системы при демократии) // Полис.- 1991.-№ 2.-с. 130−150.
  222. О. Ф. Проблема политической эмансипации в концепциях общественного развития. Истоки современной политической мысли и российской многопартийности.- М.: РАУ «Луч», 1993.
  223. В. Федерализм как принцип государственного строительства и как государственная политика. Этнополитический вестник № 6. М.: 1995.
  224. Этнополитические аспекты //Ж. «Социологические исследования». М.: 1996. № 12
Заполнить форму текущей работой