Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет: Политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность информационной безопасности государства во многом определяется состоянием защищенности национальных интересов в информационной сфере. В то же время, в России кризис информационной организации государства непосредственно обусловливается кризисом самого общества и государственных институтов. Преодоление кризиса в информационной сфере возможно только при условии эффективной политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет как политологическая проблема
    • 1. Информационная безопасность государства в условиях глобализации как объект политологического анализа
    • 2. Характеристика российского сегмента глобальной сети
  • Интернет: состояние, проблемы и перспективы
    • 3. Политика обеспечения информационной безопасности
  • Российской Федерации в глобальной сети Интернет
  • Глава II. Политический механизм обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет и особенности его реализации
    • 1. Сущность и содержание политического механизма обеспечения информационной безопасности Российской
  • Федерации в глобальной сети Интернет
    • 2. Модели реализации политического механизма обеспечения информационной безопасности Российской
  • Федерации в глобальной сети Интернет
    • 3. Оптимизация политического механизма обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет: Политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности современного общества, рост удельного веса информационной безопасности в обеспечении целостности государства привели к тому, что информационные ресурсы стали считаться таким же богатством страны, как и ее полезные ископаемые, производственные мощности и интеллектуальный потенциал. Эффективное использование информационных ресурсов в интересах России, каждого ее гражданина было бы невозможно без формирования в стране комплексной системы информационной безопасности, обеспечивающей надежную защиту информации.

Сегодня российское государство и общество оказались перед необходимостью решения целого ряда перспективных и текущих проблем, обусловленных как характером геополитических изменений в современном мире, так и изменениями в самом российском обществе.

Поэтому в нынешних условиях социально-экономического и политического развития существенное значение для деятельности субъектов политики приобретает научный анализ взаимосвязи обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет и национальной безопасности государства.

Основанный на социально-философской рефлексии политических процессов, определяющих состояние деятельности в указанных сферах, политологический анализ может оказать помощь в поиске и обосновании оптимальных путей достижения нового качества информационной организации государства.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, кардинальным изменением информационно-политической обстановки в сети Интернет и в сегменте Российской Федерации в связи с интенсификацией киберугроз со стороны мировых террористических центровво-вторых, необходимостью политологического осмысления современных тенденций развития сети Интернет, обусловленных проявлением одной из ведущих закономерностей — возрастанием его зависимости от характера и требований современного общества, уровня развития странв-третьих, особой ролью и значением обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет в национальной и информационной безопасности Российской Федерации в процессе становления нового мирового порядка, преобразования самой российской государственностив-четвертых, резким изменением содержания и направленности информационной безопасности в ведущих государствах мира, рассматривающих Российскую Федерацию в качестве потенциального противника в процессе становления нового мирового порядкав-пятых, возрастающим влиянием на обеспечение информационной безопасности государственного сегмента глобальной сети Интернет процессов глобализации в ходе становления нового мирового порядка, в условиях которого проблемы обеспечения информационной безопасности государства чрезвычайно актуализируются и наполняются новым содержаниемв-шестых, новыми требованиями к деятельности политического руководства страны, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, определяемые развитием геополитической обстановки в мире, в интересах формирования информационного общества в Российской Федерации.

Эффективность информационной безопасности государства во многом определяется состоянием защищенности национальных интересов в информационной сфере. В то же время, в России кризис информационной организации государства непосредственно обусловливается кризисом самого общества и государственных институтов. Преодоление кризиса в информационной сфере возможно только при условии эффективной политики по осуществлению социально-экономического развития страны и реализации прогрессивных программ информационного развития государства, таких как федеральная целевая программа «Электронная Россия» и др., а также их скоординированности с решением задач в области обеспечения информационной безопасности государства. Все это определяет настоятельную необходимость научного анализа основных направлений информационной безопасности в Российской Федерации и выработки политического механизма их реализации, способного обеспечить соблюдение баланса национальных интересов в информационной сфере государства.

Не случайно в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации при оценке современного этапа развития общества, отмечено «. национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать"1.

Таким образом, актуальность рассмотрения проблем информационной безопасности в Российской Федерации обусловлена возрастающими требованиями общества к информационной организации государства, а также к степени готовности политического руководства страны к разработке и реализации качественно новой информационной политики, диктуемыми усложняющимся характером геополитических изменений в современном мире, преобразованиями, которые осуществляются в стране на этапе реформ.

Оценивая состояние и степень разработанности исследуемой научной задачи, следует отметить, что к политологическому анализу и осмыслению проблем безопасности государства обращалось множество авторов. Некоторыми учеными сделан большой вклад в разработку методологии исследования философского содержания информационной деятельности государства. Широко представлена также литература отечественных и зарубежных ученых, в которой исследован значительный круг проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, национальных интересов государств, в различных сферах человеческой деятельности.

Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. № 54. — М., 2000. Ст. 5325.

Автор, формируя свои взгляды и делая выводы, опирался в своей работе на труды отечественных и зарубежных ученых в различных областях науки, в том числе: в политологии: на идеи и работы, в которых ученые О. Д. Абрамова,.

A.К.Агапонов, Н. В. Асонов, С. Е. Бережной, Е. А. Брюхнова, О.В.Гаман-Голутвина, С. Б. Горбачев, Э. А. Голумов, Н. В. Капранов, О. Н. Климов, Д. Ю. Корягин, Н. Н. Коханюк, А. А. Левин, А. Г. Люкъянов, З. Р. Маруашвили, И. С. Моренов, В. В. Огнева, Я. А. Палагина, М. В. Попелхов, И. В. Радиков, С. С. Син, М. П. Тялякавов, А. В. Усягин, Б. А. Хагба и др. дали политологический анализ различных аспектов государственной организации России. в теории безопасности: при определении национальных интересов — на положения и выводы, содержащиеся в работах классиков Л. П. Гумилева,.

B.В.Зеньковского, Н. А. Бердяева, С. П. Булгакова, Вяч. Иванова, Н. А. Ильина, Л. П. Карсавина, В. О. Ключевского, А. Ф. Лосева, П. Н. Милюкова, В. В. Розанова, Вл.С.Соловьева, П. Б. Струве, Г. П. Федотова, П. Я. Чаадаева и др., а также в трудах современных ученых по проблемам национальной безопасности, среди которых: С. Е. Благоволин, Д. А. Волкогонов, Е. М. Кожокин, Д. С. Львов, Д. А. Ловцов, Э. А. Поздняков, Н. В. Михайлов, А. А. Прохожев, С. М. Рогов, В. А. Рубанов, С. В. Степашин, В. В. Серебрянников, А. И. Уткин, Г. Х. Шахназаров и др. в теории информации: из идей, содержащихся в работах древних ученых Аристотеля, Демокрита, Платона, а также в работах В. И. Вернадского, Г. Гегеля, К. Э. Циолковского и в исследованиях, которые провели по этим проблемам современные ученые: П. К. Анохин,.И. А. Акчурин, М. Аптер, А. Б. Антопольский, Ю. М. Арский, Н. А. Бердяев, Ф. Блум, В. Н. Беклемищев, Л. Брюллиэн, Л. А. Блюменфельд, фон Берталанфи, М. Ф. Веденов, Винер, Ю. М. Горский, А. К. Гробстайн, Ж. Делез, Г. В. Дружинин, Н.И.Жуков-Вережников, И. Земан, Б. Б. Кадомцев, М. М. Камшилов, В. А. Копылов, В. И. Кремянский, Л. П. Кураков, И. Мелик-Гайкарян, М. Моссарович, М. Овенден, А. С. Пресман, О. И. Семенков, И. В. Сергеева, С. Н. Смирнов, В. С. Толстой, Р. Том, А. Д. Урсул, И. Т. Фролов,.

К.Черри, А. Л. Чижевский, К. Шеннон, Ю. А. Шрейдер, И. И. Шмальгаузен, У. Эшби, И. И. Юзишвили и др.

Теоретической основой диссертации послужили также труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов в том числе в области разработки и применения программно-технических средств обеспечения информационной безопасности: на результаты и труды, которые подготовили ученые В. А. Герасименко, П. Д. Загжда, А. И. Костогрызов, В. К. Левин, В. В. Липаев, А. А. Милюк, И. Д. Медведовский, С. Ф. Михайлов, А. А. Новиков, Н. Н. Солянкин, Ю. А. Тимофеев, А. А. Федулов, В. А. Фетисов и др.

Анализ источников и литературы по выделенным выше направлениям позволяет сделать вывод, что состояние исследований проблем обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет, национальной и информационной безопасности, их политических и информационных аспектов, в том числе касающихся взаимосвязи и взаимовлияния указанных процессов, создает определенную теоретико-методологическую базу для решения сформулированной автором научной задачи.

В то же время, несмотря на весьма глубокую проработку целого ряда методологических проблем, касающихся закономерностей, принципов, методов деятельности по осуществлению защиты информации, в научных исследованиях последних лет практически не анализируются важнейшие вопросы рефлексии современных процессов обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет на состоянии информационной безопасности государства, а, в конечном итоге, — на национальной безопасности Российской Федерации, как организованного и целенаправленно осуществляемого политического процесса.

К сожалению, пока что отсутствуют специальные политологические, социально-философские работы, которые раскрывали бы системный характер взаимосвязи и взаимозависимости процессов защиты информационного пространства и информационной безопасности, приоритетные направления оптимизации и перспективы развития информационной организации государства на ответственном этапе строительства и реформирования российского общества.

Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности, объективно возрастающие потребности в ее политологическом осмыслении и явились для автора побудительным мотивом настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает информационная безопасность как неотъемлемый элемент системы национальной безопасности.

Предмет исследования — политические проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в глобальной сети Интернет $ условиях формирования нового мирового порядка, реформирования государства и общества.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе использования методологии политологического анализа обосновать сущность и содержание информационной безопасности государства в глобальной сети Интернет, разработать политический механизм обеспечения этого вида национальной безопасности и выработать рекомендации по оптимизации деятельности в области защиты государственного сегмента глобальной сети Интернет Российской Федерации в современных условиях и перспективе.

Достижение данной цели в диссертационном исследовании потребовало постановки и решения следующих задач:

— осуществить политологический анализ методологических основ информационной сферы Российской Федерации;

— раскрыть сущность, основные принципы и тенденции современной информатизации в условиях глобализации и становления нового мирового порядка;

— выявить специфику влияния процессов защиты информации на состояние и перспективы информационной безопасности;

— разработать и предложить вариант модели политического механизма обеспечения информационной безопасности государства в условиях трансформации современного миропорядка;

— выделить и обосновать приоритеты по защите информационного пространства Российской Федерации в интересах обеспечения информационной безопасности;

— сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование системы обеспечения информационной безопасности государственного сегмента глобальной сети Интернет Российской Федерации в современных условиях и перспективе.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения информационной политологии, теории национальной и информационной безопасности, концепции национальной безопасности, их правовое и концептуально-теоретическое разрешение в Российской Федерации, разрешенные в отечественной теории вопросы общей концепции безопасности и ее конкретных видов.

Непосредственную методологическую основу диссертации составили основные принципы политологической методологии анализа функционирования и развития информационной организации государства. В диссертации получили развитие законы, принципы, категории, идеи и положения политологической науки, использован ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. Использовались также логико-гносеологический, историко-логический, системно-деятельностный, системно-функциональный, структурно-содержательный, институциональный и других методы и подходы. Доминирующим в решении научной задачи исследования выступает политологический анализ в единстве методологических принципов, подходов, категорий, идей и положений. В ходе исследования автором изучены и проанализированы монографии, научные труды, публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам защиты информации, национальной, информационной безопасности, а также законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам безопасности.

Эмпирическую базу диссертации составляют: обобщенный опыт проводимой в стране государственной реформырезультаты экспертизы разработанных российскими учеными, органами государственной власти и управления нормативно-правовых актов в области национальной и информационной безопасностимониторинг эволюции и развития теоретико-методологических взглядов на информационно-политическую деятельность в постперестроечный периодрезультаты политологических исследований, проведенных в стране в последнее десятилетие по проблемам защиты информации и обеспечения национальной и информационной безопасности Российской Федерацииопыт законотворческой и нормотворческой деятельности по реформированию информационной организации государства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке, обосновании и способах решения актуальной научной задачи — политологическом анализе процессов обеспечения информационной безопасности информационного пространства Российской Федерации как фактора обеспечения информационной безопасности государства, имеющих важное теоретическое, политическое и практическое значение.

Более конкретно научная новизна диссертации заключается в достижении следующих научных результатов:

1) авторском политологическом анализе методологических средств исследования процессов обеспечения информационной безопасности сегмента глобальной сети Интернет Российской Федерации и его воздействии на информационную безопасность государства;

2) раскрытии сущности и содержания процессов защиты информационного пространства с позиции структурно-функционального, системного и деятельностного подходов;

3) определении содержания политического механизма воздействия защиты информации на обеспечение информационной безопасности, характеристике особенностей и моделей его реализации в России в современных условиях;

4) выделении и обосновании приоритетных направлений оптимизации деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, по строительству и совершенствованию информационной организации Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская интерпретация сущности процессов информационного пространства Российской Федерации, которая заключается в теоретической и практической деятельности субъектов по созданию информационной организации государства, отвечающей актуальным потребностям и целям обеспечения информационной безопасности, в основе которой лежат современные доктринальные установки и взгляды политического руководства государства на национальные интересы, внутренние и внешние угрозы, пути и условия их предотвращения.

2. Результаты исследования состояния и особенностей процессов информационного пространства во взаимосвязи с практическими результатами обеспечения информационной безопасности России.

3. Предложенные модели реализации политического механизма воздействия обеспечения информационной безопасности информационного пространства государства на обеспечение его информационной безопасности в условиях становления нового мирового порядка, роли и места в нем России.

4. Выделенные и политологически обоснованные приоритеты совершенствования деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в информационной сфере, главными из которых, по мнению автора, являются:

— создание и внедрение в практическую деятельность федеральных органов законодательной и исполнительной Российской Федерации модели политической деятельности, основанной на современных методах и способах управления;

— разработка научной методологии оптимизации деятельности субъектов государства, основанной на координации их целей и задач, законодательном разграничении предметов их ведения и полномочий, эффективном нормативно-правовом обеспечении, использовании инновационных методов и средств решения проблем информационной безопасности;

— непрерывное научно-техническое, информационно-аналитическое и правовое сопровождение, а также мониторинг результатов реализации задач в информационной сфере.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы: во-первых, в интересах обоснования и практической реализации моделей эффективного политического механизма воздействия на процессы защиты информационного пространства, отвечающего современным требованиям обеспечения информационной безопасностиво-вторых, для оптимизации деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти в соответствии с концепцией национальной безопасности, планами и программами строительства информационной организации Российской Федерациив-третьих, в целях формирования высокой профессиональной, политической и общей информационной культуры всех субъектов государства.

Основные идеи и положения диссертации апробированы автором: при подготовке и проведении круглых столов Информационного международного форума «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации" — в выступлениях на экспертных встречах «Международное сотрудничество в противодействии кибертерроризму в Интернете», «Кибертерроризм и проблемы государственной безопасности» проекта «Терроризм в XXI веке: истоки и меры противодействия» Федерации мира и согласия при ЭКОСОС ООНна парламентских слушаниях в Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по проблемам обеспечения национальной безопасности государствав ходе участия в проведении учебно-методических сборов с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерациив публикациях объемом более 4 п.л.

Диссертация включает в свою структуру введение, две главы, объединяющие 6 параграфов, заключение и список литературы.

Выводы по главе:

1. Политические процессы, связанные с обеспечением информационной безопасности сегмента глобальной сети Интернет Российской Федерации в течение последнего десятилетия, оказывают системное воздействие на деятельность государства по обеспечению информационной безопасности. Содержание политического механизма воздействия обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети.

Интернет на обеспечение информационной безопасности государства представляет собой совокупность компонентов предметно-объектной среды, отражающих параметры политического воздействия процессов обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет на информационную безопасность государства, во всем многообразии их связей, взаимодействия и взаимовлияния.

2. Соотношение ценностно-мировоззренческого, нормативно-правового, институционально-организационного и функционально-деятельностного компонентов политического механизма воздействия обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет на обеспечение информационной безопасности в общественно-политической жизни государства отражает модели развития информационной организации, реализуемые в конкретный исторический период.

3. Содержательное наполнение и функциональная взаимосвязь компонентов политического механизма носит характер определяющего воздействия на политические процессы, обусловливающие перспективы развития информационной организации государства, на выбор политическим руководством государства приоритетов в обеспечении информационной и национальной безопасности. Взаимодействие компонентов политического механизма отражает национально-специфические черты функционирования политической власти и политического режима, сложившихся в государстве в конкретный исторический период.

4. Современное состояние информационного пространства России, перспективы развития внешнеи внутриполитических процессов, тенденции в развитии информационной организации в наиболее развитых странах мира выявляют потребность перехода от рефлективно-процессуальной модели политического механизма воздействия, реализуемой в настоящее время, к институционально-функциональной модели, отражающей потребности формирования институтов информационной организации государства с точки зрения их функционального соответствия задачам, возникающим в связи с изменением обстоятельств, создающих угрозы и вызовы информационной безопасности России.

5. Оптимизация политического механизма воздействия обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет на обеспечение информационной безопасности государства предполагает формирование единой ценностно-мировоззренческой среды, отражающей потребности развития российского общества и его государственности, оптимизацию деятельности субъектов информационной политики на основе научной методологии, законодательного урегулирования отношений между ними по вопросам обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет и обеспечения национальной безопасности государства, а также обеспечение централизованного руководства и координации их деятельности по реализации направлений и приоритетов защиты информационного пространства, повышение роли комплексного использования компонентов информационной организации их сил и средств, при поддержке непрерывного научно-технического и информационно-аналитического сопровождения реализации задач в информационной сфере.

Заключение

.

Информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и прояснение единой государственной политики в этой сфере требует приоритетного рассмотрения. Информационная среда общества превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни. Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, стремительное развитие сети Интернет, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств.

Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

Исследование влияния обеспечения информационной безопасности российского сегмента глобальной сети Интернет на обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, осуществленное в рамках настоящей диссертации, позволяет сформулировать следующие теоретические выводы.

1. Национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз во всех областях национальной безопасности выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;

2. Информационная безопасность, как сложное многоуровневое и системное явление общественной жизни, обусловленное влиянием внешних и внутренних факторов и условий развития международных отношений, непосредственно связана с развитием и совершенствованием информационной организацией государства. Информационная организация государства будет продолжать быть гарантом информационной безопасности граждан и стабильности политического режима в условиях процессов глобализации.

3. Политологический анализ явления информационной безопасности и исследование научно-теоретических основ информационной организации государства позволяют охарактеризовать защиту информационного пространства как процесс сознательной рациональной практической деятельности субъектов по преобразованию информационной организации государства в соответствии с актуальными потребностями и целями обеспечения информационной безопасности, в основе которой лежат современные представления политического руководства страны о национальных интересах, ценностно-мировоззренческая и морально-нравственная ориентированность российского общества.

4. Характерными и влиятельными тенденциями развития мировых политических процессов в начале третьего тысячелетия стало стремление к гегемонизации политических центров силы и девальвация роли международных институтов в обеспечении глобальной и региональной безопасности. Данная тенденция приобрела доминирующий характер в политике США и их ближайших союзников, претендующих на мировое господство.

5. Практика развития информационной организации государства в Российской Федерации за истекшее десятилетие является свидетельством противоречивости процессов развития информационной сферы и непоследовательности деятельности политического руководства по управлению политическими процессами в сфере информационной и национальной безопасности. Ряд недостаточно продуманных и научно обоснованных политических и инженерно-технических решений в области защиты информации привели к снижению информационно-интеллектуального потенциала России. Имевшие место иллюзии о бесконфликтности мирового развития с разрушением биполярной модели мирового устройства обернулись решениями, вызвавшими снижение статуса России в мире, появлением целого комплекса новых угроз и вызовов ее информационной безопасности и национальным интересам.

6. Анализ влияния защищенности информационного пространства России на информационную безопасность государства показывает, что современное состояние информационной организации отстает от общемировых тенденций в этой сфере.

Неудовлетворительное состояние дел в обеспечении информационной безопасности России объясняется следующими причинами:

• отсутствие организованной системы выработки и реализации единой государственной политики и области обеспечения информационной безопасности страны с учетом интересов граждан, общества и государства;

• отсутствие четко выраженной государственной политики, определяющей приоритеты развития инфраструктуры единого информационного пространства как технологической основы системы социальной коммуникации, механизмы его использования в интересах позитивного общественного развития, сохранения русской культуры, духовного возрождения народов России, гражданского самосознания человека,.

• бессистемное развитие российского законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, слабая эффективность механизмов его формирования и реализации;

• неудовлетворительное финансирование деятельности по обеспечению информационной безопасности граждан, общества и государства;

• низкая правовая и информационная культура граждан и общества.

Важной задачей оптимизации политического механизма обеспечения национальной и информационной безопасности является нормативно-правовой компонент. В этой связи необходимо отметить, что результаты анализа действующих в России более 1500 законов на соответствие задачам, сформулированным в Концепции национальной безопасности, подтверждают неудовлетворительность нормативно-правового обеспечения основных её положений. Сопоставление положений некоторых концепций и доктрин (в том числе Доктрины информационной безопасности, Концепции внешней политики и ряда других документов) с основными положениями Концепции национальной безопасности показывают, что большинство указанных документов содержат отдельные противоречия.

Было бы целесообразно более детально сформулировать задачи в актуальных сферах деятельности, связанных с формированием и становлением новых институтов государственного управления. Например, таких, как институт Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также соответствующих аппаратов силовых министерств и ведомств.

В настоящее время существует потребность в переработке и классификации документов, разрабатываемых на базе утвержденной Концепции национальной безопасности. Понятия «концепция», «стратегия», «доктрина», «концептуальное направление», «федеральная программа» и другие используются разработчиками без должного обоснования, а их взаимная увязка и ранжирование государственными документами не регламентированы.

Так ряд угроз, перечисленных в Концепции национальной безопасности в информационной сфере, которые непосредственно относятся к информационной организации, в Доктрине информационной безопасности раскрыты недостаточно. К ним можно отнести угрозы, связанные с технологическим отставанием в информационной сфере, низкими темпами государственной реформы.

Таким образом, перед государством и обществом стоят задачи законодательного обеспечения положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации пакетом нормативных правовых актов, обеспечивающих системность и комплексность решения государственных задач в сфере безопасности.

Системообразующим актом, который необходимо разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы, должен стать проект нового федерального закона «О национальной безопасности», законодательно закрепляющий принципиальные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Ныне действующий закон Российской Федерации 1992 года «О безопасности» до сих пор не приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации и не отражает всех задач, утвержденных в Концепции.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, было бы целесообразно:

Во-первых, организация научных исследований и разработок в информационной сфере, где при общем сокращении объемов финансирования отсутствует должная координация, в результате чего даже немногочисленные средства распыляются и не дают должного эффекта. Наряду с принятием решения о проведения целевых междисциплинарных исследований по проблемам информационной безопасности (что вполне возможно сделать под эгидой Совета безопасности Российской Федерации) необходимо установить «узкие места» в этой сфере, определить предметную область для дальнейшего изучения.

Во-вторых, установление льгот по инвестированию в сферу информационных технологий, в сферу развития информационных систем в интересах обеспечении приоритета производства и эксплуатации отечественных средств связи и информационной безопасности и установления ряда ограничений в интересах национальной безопасности.

В-третьих, требуется специальная федеральная целевая программа, предусматривающая подготовку специалистов (на условиях госзаказа) с учетом потребности как государственных, так и негосударственных структур в этой сфере, как в России, так и в интересах стран СНГ. Актуальность такой программы подвергается тем, что глава 2К Уголовного кодекса Российской.

Федерации о компьютерных преступлениях не будет работать в полном объеме из-за отсутствия соответствующих специалистов среди оперативных работников, следователей, судей, прокуроров и т. д.

В-четвертых, необходимо определить перечень информационных систем, где государство должно нести стопроцентную ответственность за их охрану и защиту (системы управления федеральных органов государственной власти, управления войсками и оружием, обеспечения банковской и финансовой стабильности и т. п.), критерии безопасности таких систем. Одновременно с этим государство должно определить степень своего участия в законодательном регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также открытых информационных систем и обеспечения информационной безопасности в них.

В-пятых, наряду с совершенствованием действующего законодательства Российской Федерации по вопросам мирового информационного обмена необходимо объединение усилий всего международного сообщества по решению ряда проблем, являющихся специфическими для открытых информационным систем при таком обмене. Требуется унификация законодательства, так как киберпространство не признает национальных границ. Нужны единые подходы в борьбе с компьютерными преступлениями. Предпосылки для такой единой правовой политики создаются в странах Европейского Союза, Совета Европы и СНГ. Сети международного информационного обмена резко расширяют возможности использования информационного оружия, добиться полного запрещения которого вряд ли удастся. Но ввести ограничения на производство и оборот этого оружия, международный запрет на ведение информационных войн необходимо.

С учетом изложенных выводов и практических рекомендаций необходимо констатировать, что негативное воздействие современных процессов на информационную организацию России продолжает усиливаться вследствие недостатков в содержании и функционировании политического механизма обеспечения потребностей национальной безопасности государства, медленного реагирования политического руководства, призванных вырабатывать адекватные меры в ответ на угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

В заключение отметим, что в диссертации представлен лишь завершенный авторский взгляд на исследуемую проблему, который является определенным рубежом, предполагающим дальнейшее изучение и осмысление проблем защиты информационного пространства и обеспечения информационной безопасности российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской федерации. М., 1994. — 63 с.
  2. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. № 1. М., 2000. Ст. 5909.
  3. Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. № 54. М., 2000. Ст. 5325.
  4. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» //Собрание законодательства РФ. № 20. М., 2004. Ст. 5237.
  5. Указ Президента РФ от 2 августа 1996 г. № 1136 «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1997 г., 2 декабря 1998 г.) //Собрание законодательства РФ. № 68.1997. М., Ст. 4327.
  6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства РФ. № 9. 1995.-М., Ст. 2797.
  7. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» //Собрание законодательства РФ. № 22. 1996. М., Ст. 2594.
  8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. № 18. 1995.-М., Ст. 2495.
  9. Федеральный конституционный закон № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. № 51. 1997. -М., Ст. 5712.
  10. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4524−1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. № 12. 1993.-М., Ст. 423.
  11. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с измен, и доп. от 25 декабря 1992 г.). //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. № 23. 1992.-М., Ст. 754.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1992 года № 9 «О создании ГПС при Президенте Российской Федерации" —
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 608 «О сертификации средств защиты информации" —
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 года № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации».1. Книги и статьи
  15. А.В. Информация: восприятие и понимание. -Киев, 1988.
  16. О.А. Двадцать первый век: мир без России. -М.: «Альянс», 2001.
  17. Ю.М. и др. Информационный рынок в России. -М.: 1996.
  18. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997.
  19. В.Г. Системность и общество. М.: 1980. — 386 с.
  20. Д., Есин В. В плену устаревших стереотипов //Независимое военное обозрение № 14 (284), 2002.
  21. В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты. -Томск, 1977. 202 с.
  22. Д.Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков: Монография. -Новгород: Изд-во Новгород, ун-та, 1999. 122 с.
  23. Безопасность России: системный подход/ЛБезопасность, 1993. № 5- Армия России сегодня и завтра. — М.: Клуб «Реалисты», 1995.
  24. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //Безопасность. 1994. — № 3. — С.94.
  25. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методический аспект. М.: Экономика, 1977. -150 с.
  26. А.И. Государство и национальные интересы России. «Проблемы идеологии». М., 1995.
  27. А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.
  28. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
  29. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М., 1999.
  30. C.JI. Фактор социальный //Социологический справочник Киев. -1990.-С. 118.
  31. Я.В. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2000.
  32. К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп., перераб. М.: Логос, 2000.
  33. К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб.: — М.: Логос, 2000. -432с.
  34. К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб.: — М.: Логос, 2000. -544с.
  35. М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности //Безопасность. Информационный сборник. № 8. -1993, август.
  36. В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность: концептуальные основы, механизм обеспечения, слагаемые. М.: ВУ, 1996.
  37. Н. Национальная идея категория не вечная //Независимое обозрение № 24, 2002.
  38. . И др. Политика безопасности при работе в Интернете -техническое руководство. М: 1997.
  39. А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.
  40. B.C. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики //Социологические исследования, 1996. № 7. — С. 39−46.
  41. И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М., 1995.
  42. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: Изд-воМГУ, 1994.
  43. .Н. Россия в геополитических координатах //США: экономика, политика, идеология. 1997, — № 7. — С.81.
  44. Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии: Геополитические проблемы. -М.: Палея-Мишин, 2000. 333 с.
  45. М.С. Деятельность как система. Социально-философский подход. В кн.: Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 1984. — С.5−18.
  46. М.И. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце XX века. М.: Наука, 2001. — 213 с.
  47. А.В. Политика национальной безопасности США в 90-е годы: содержание и процесс реализации. -М.: В, А ГШ, 1997. -242 с.
  48. Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности: Проблемы безопасности русского народа и современность. -Алма-Ата: Верный, 1999. -808 с.
  49. И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. -Новосибирск: Наука, 1988. 208 с.
  50. В.В. Кто союзники России? Ментальноссть и геополитика: парадоксы политики безопасности России. М.: Страдиз, 2000. -253 с.
  51. Н.В. Безопасность Российской Федерации. М., 1993.
  52. Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. -359 с.
  53. Л. Структуры человеческой деятельности: Пер. с болг. Л. В. Блинникова / Под общей ред. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. — 175 с.
  54. Ю.Г. Религиозный фактор в системе угроз национальной безопасности России. М.: ВУ, 2001. — 91 с.
  55. А.В., Рудашевский В. Д. Методология системного исследования проблем государственного управления. М.: Наука, 1978. -190 с.
  56. О проблеме внешнего восприятия России см. доклад СВОП «Образ России и российского бизнеса за рубежом». М., СВОП, 1997.
  57. Общая теория национальной безопасности: Учебник//Под общ. ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320 с.
  58. С.И. Словарь русского языка в 4-х т., Т. 1. М.: Русский язык. 1988.
  59. С. Объединение по-американски //Независимое обозрение. № 38 (308), 2002.
  60. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Прогресс. 1984. — 354 с.
  61. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.
  62. Г. И. Методы политических исследований: Методич. пособие. -Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 1996.-48 с.
  63. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1999. — 352 с.
  64. А.А. Человек, общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
  65. А.А. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. -М., 2001.
  66. Д.М. Политика и безопасность/Отв. Ред. А. Д. Никонова. М.: Наука, 1998.
  67. С.М. Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений //Независимое обозрение № 11 (281), 5−11 апреля 2002.
  68. С.М. Векторы безопасности 2001 года: Приоритет -«равноприближенность» к центрам силы //Независимое обозрение. 2001. -№ 1.-12−18 января.
  69. Д.О. Россия между миром и войной. Проблемы национальной безопасности России на рубеже XXI века. М.: КРО, 1998.
  70. Россия: опыт национально-государственной идеологии //Под ред. В. В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  71. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре//Трактаты. М., 1969.
  72. Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
  73. Сартр Ж.-П. Проблема цели и средства в политике. В кн.: Этическая мысль. М., 1992. — С.251−263.
  74. В.В. Начиненные порохом: Линии разлома между цивилизациями таят потенциальную угрозу //Независимое обозрение. -2001. -№ 1.-12−18 января.
  75. В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
  76. . Избр. Соч. в 2-хтомах. М., 1965. -Т.2.
  77. Стратегия для России: повестка дня для Президента 2000. Доклад Совета по внешней и оборонной политике. //Под ред. С. А. Караганова. М.: Вагриус, 2000.
  78. Ю.С. Деятельность как способ присвоения человеком своей сущности. В кн.: Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М., 1985.
  79. П., Николаев Д. Американская госбезопасность// М.: Независимое обозрение. № 20 (290), 2002.
  80. В.И. Историко-социологический анализ развития социальной и социологической мысли по проблемам национальной безопасности //Безопасность. 1995. -№ 2. С.78−91.
  81. Ю.В. Геополитика: Учеб. Пособие. М.: Бизнесе интел. Синтез, 1998.-450 с.
  82. Толкование некоторых понятий и категорий, употребляемых в учебном процессе ВАГШ: Учебное пособие /Под ред. А. С. Скворцова. М.: В, А ГШ, 1997.-104 с.
  83. В.П. Социальная деятельность как система. М.: Изд-во «Наука», Сиб. отд-е, 1981. — С. 185.
  84. Философский энциклопедический словарь /Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  85. Н.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М., 1999. — 284 с.
  86. В.В. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  87. И.И. Информациология. Издание четвертое, исправленное. -М: 1996.
  88. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
  89. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.
  90. Диссертации и авторефераты диссертацийа) диссертации и авторефераты докторских диссертаций
  91. О.А. Политические конфликты современности: теория и практика. Дис. докт. филос. наук. М.: ВУ, 2000.
  92. В.В. Культура национальной безопасности России: Автореф. дис.. докт. филос. наук. М.: МГПУ, 1997. б) диссертации и авторефераты кандидатских диссертаций
  93. Я.В. Национальная безопасность государства Израиль: философско-политологический анализ концепции и практики реализации, дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997.
  94. В.В. Базовые ценности силовых органов государства: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996.
  95. Е.А. Цивилизационная безопасность и ее специфика в условиях Российского государства: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2001.
  96. John С. Gannon. Russia in the Next Millennium. 9 December 1999. -Internet.
  97. Buzan В. New pattern of global security in the twenty-first century //International Affairs. -London. -1995. -Vol.67. -№ 3. -P. 431−451.
  98. Ronald Steel. The New Meaning of Security. In U.S. National Security: Beyond the Cold War. p.48.
  99. Sources of Conflict in the 21st Century. Regional Futures and U.S. Strategy./Ed by Zalmay Khalilzad, Ian O. Lesser. Rand, 1998. Internet.
  100. Strategic Assessment 1997. Flashpoints and Force Structure. Wash., NDLJ, 1997. -Internet.
Заполнить форму текущей работой