Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование автомобильной промышленности в условиях трансформации российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокая разница в доходах населения и медленное формирование среднего класса при росте средних доходов стремительно уменьшает эластичность спроса на российские автомобили по фактору «доход». Дело не только в качественных характеристиках местной продукции. Неравномерное распределение доходов приводит к опережающему росту доходов малой части населения над расходами на приобретение и обслуживание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические и теоретические аспекты государственного регулирования российской экономики
    • 1. 1. Государственное регулирование экономики
    • 1. 2. Промышленная политика государства
    • 1. 3. Проблемы государственного регулирования автомобильной промышленности
    • 1. 4. Влияние современных экономических взаимоотношений на социокультурные аспекты жизнедеятельности человека (на примере автомобильной торговли)
  • Глава II. Состояние и практика государственного регулирования автомобильной промышленности
    • 2. 1. Современное состояние автомобильного рынка в России
    • 2. 2. Проблемы занятости в автомобильной отрасли и регионах ее размещения
    • 2. 3. Государственное регулирование автомобильной промышленности (по странам мира)
  • Глава III. Приоритетные направления политики российского государства в автомобильной отрасли экономики
    • 3. 1. Прогнозы развития автомобильной отрасли в России
    • 3. 2. Возможные последствия вступления России в ВТО (на примере автомобильной промышленности)
    • 3. 3. Стратегия деятельности предприятий с участием иностранного капитала
    • 3. 4. Новые перспективы государственной политики развития автомобильной промышленности

Государственное регулирование автомобильной промышленности в условиях трансформации российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие автомобильной промышленности является активной государственной политикой многих стран, нацеленной на увеличение и поддержание темпов экономического роста и уровня занятости населения. Несмотря на то, что доля автомобильной промышленности в российском ВВП составляет менее 1,5%, а численность занятых в автомобильной (включая авто компонентную) отрасли — около 1% от всех занятых в российской экономике, эта отрасль стратегически важна для страны как минимум по двум причинам.

1. Автомобильная и автокомпонентная промышленностьвысокотехнологичные и наукоемкие отрасли, оказывающие мультипликационный эффект на развитие многих смежных отраслей экономики страны.

По разным данным одно рабочее место в автомобильном производстве создает от 5−7 до 8−10 рабочих мест в смежных отраслях (металлургическая, химическая, электронная, нефтеперерабатывающая, станкостроительная, легкая промышленность и др.) и в развитой финансовой и производственно-экономической инфрастуктуре (торговля, потребительское кредитование, страхование, ремонт и обслуживание автомобилей), удовлетворяющей потребности владельцев автомобилей. С ростом автомобильного парка и его возраста увеличивается роль предприятий, занимающихся утилизацией отслуживших свой срок автомобилей.

2. «Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства» [2]. По данным ГАБТУ МО РФ [45] автомобильная техника в целом и военная техника в частности является основным средством подвижности практически всех наземных объектов вооружения и военной техники, что обеспечивает тактическую и оперативную маневренность войск (сил).

Объективный анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на российскую автомобильную промышленность, а также, теоретических основ государственного регулирования экономики, необходим для принятия адекватных решений по развитию как автомобильной, так и смежных с ней отраслей экономики.

В настоящем исследовании основной целью государственного вмешательства в экономику признается повышение конкурентоспособности производства и решение задач повышения уровня жизни в стране. Исходя из этой позиции, социально-экономический аспект развития автомобильной промышленности становится основным мерилом эффективности государственной политики в области автомобилестроения.

В экономической науке с начала 1980;х годов обсуждаются задачи увеличения государственного влияния на экономику в связи с необходимостью поддержания конкурентоспособности на мировых рынках. По данной проблематике в исследовании использованы теоретические выводы и утверждения таких ученых-экономистов как Дж.А. Брандер, Б.Дж. Спенсер, Ф. Колер (Kohler), М. О. Мур (Moore), Г. Нис (Nese), О. Р. Страум (Straume), Р. К. Финстра (Feenstra), Л. И. Абалкин, С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, А. И. Амосов, С. Ю. Глазьев, В. Е. Дементьев, Д. С. Львов, А. Д. Некипелов, Б. П. Плышевский, О. С. Сухарев.

Кроме того, рассмотрена либеральная теоретическая позиция, отраженная в работах таких ученых-экономистов как Ф. Кидлэнд, Э. Прескотт, П. Бауэр, Е. Т. Гайдар, В.А. May.

В исследовании учтены предложения по усилению регулирующей роли государства группы известных российских и американских ученых, в состав которой входили лауреаты Нобелевской премии Л. Кляйн, Ф. Модильяни, Д. Норт.

Также представлено мнение о государственном регулировании экономики в России современных западных экономистов-практиков Ж.-П. Бландиньера и Л. Шарингера.

При изучении проблем занятости, культуры труда, системы ценностей использованы работы Г. А. Аванесовой, В. Е. Гимпельсона, Р.И.

Капелюшникова, В. Г. Мартынова, Е. Г. Ясина.

Кроме того, в исследовании приводятся и анализируются теоретические суждения В. В. Радаева, Г. А. Явлинского, А. Н. Илларионова, Н. А. Пивоваровой, А. И. Рея и других российских экономистов.

В части государственного регулирования автомобильной промышленности анализируются теоретические позиции и выводы таких российских государственных деятелей как В. Б. Христенко, А. Н. Клепач, А. К. Кушниренко и Н. Т. Сорокин. Из работ представителей автомобильной промышленности в исследовании нашли применение работы А. С. Ковригина и Г. К. Мирзоева.

По результатам проведенного исследования выявлена недостаточность научного обоснования государственного регулирования российской автомобильной промышленности.

С одной стороны российским Правительством принята «Концепция развития автомобильной промышленности России» и среднесрочные планы ее реализации, принимаются необходимые нормативные акты, но, с другой стороны, не созданы необходимые условия для ее (Концепции) реализации. Условия не созданы не из-за «политики невмешательства» государства в собственную экономику. Напротив, Правительство рассматривает любую возможность для улучшения социально-экономической ситуации в российской промышленности. Недостаток технико-экономического и социально-экономического обоснования государственной политики в области автомобилестроения — первопричина неполноты и неадекватности некоторых принимаемых решений.

В России задачи государственного регулирования экономики, в частности промышленности, стали объектом повышенного внимания российских экономических и политических деятелей в преддверии вступления страны в ВТО. Работы коллективов российских экономистов последних лет указывают на актуальность государственной тематики в экономических исследованиях.

В 2002 г. под руководством академика Некипелова А. Д. был подготовлен доклад о «Народнохозяйственных последствиях присоединения России к ВТО», а в 2003 г. под руководством академика Примакова Е. М. были разработаны предложения по формированию и реализации государственной промышленной политики России. Эти и другие работы, и отзывы на них в российской экономической литературе, во-первых, указывают на необходимость принятия государственной промышленной (отраслевой) политики, не противоречащей требованиям ВТО, а, во-вторых, подчеркивают важность отраслевых и межотраслевых исследований, которые должны стать теоретической основой промышленной политики, программ и планов социально-экономического развития страны.

Цель диссертационного исследования. Целью работы является изучение и дальнейшая разработка механизмов государственного регулирования автомобильной промышленности в условиях трансформации российской экономики.

Для реализации цели исследования в диссертационной работе были поставлены и решались следующие задачи:

• изучить методологические и теоретические основы государственного регулирования экономики, в том числе промышленности;

• исследовать изменение роли государства в регулировании национальной автомобильной промышленности, выявить «слабые места» в сегодняшней практике государственного регулирования автомобильной промышленности;

• оценить современное состояние автомобильной промышленности в России, основные проблемы и факторы ее развития;

• разработать прогноз развития автомобильной промышленности и его влияние на экономику и социальное развитие России;

• обосновать предложения по наиболее приоритетным направлениям политики российского государства в автомобильной промышленности.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является автомобильная промышленность как важный сегмент народнохозяйственной системы Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования является государственное регулирование российской автомобильной промышленности.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных ученых и специалистов, посвященные проблемам государственного регулирования экономики и развития промышленностиприкладные работы по государственной промышленной и стратегической торговой политикепрограммы, концепции, законы и другие материалы, касающиеся государственного регулирования автомобильной промышленности.

Информационная база диссертации:

Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 и основные параметры прогноза до 2008 года (составлен Минэкономразвития России в декабре 2005 г.). Концепция развития автомобильной промышленности России (одобрена Правительством РФ 16 июля 2002 г., № 978р.). Концепция применения сжиженного природного газа в Самарской области (утверждена губернатором 10 августа 2000 г.). Материалы ежегодной Международной автомобильной конференции. Отраслевые журналы и издания. Статьи и книги по государственному регулированию промышленности (экономики). Статистические сборники Федеральной службы государственной статистики. Российские и международные новости и статьи на Интернет-сайтах. Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики РФ в Интернете (http://www.mte.gov.ru, www.minprom.gov.ru).

Для реализации поставленных задач были использованы такие методы научного познания, как системный, сравнительный, конкретно-исторический, а также экономико-статистические методы.

Основные научные результаты, лично полученные соискателем в ходе исследования и выдвигаемые на защиту, состоят в следующем:

1. Найдены существенные зависимости между денежной массой М2, номинальной заработной платой, ценой нефти и показателями продаж автомобилей российского и иностранного производства, позволившие, например, скорректировать среднесрочный прогноз Правительства в отношении рыночных и производственных показателей автомобильной промышленности.

Найдена существенная линейная регрессионная зависимость между денежной массой М2, номинальной заработной платой, ценой нефти и показателями продаж новых иномарок, в том числе российского производства. Количество наблюдений: 60 — 96, коэффициент корреляции: 0,928 — 0,978, коэффициент детерминации: 0,861 — 0,956 в зависимости от уравнения.

2. Разработан комплекс предложений, дополняющих существующую систему государственного регулирования автомобильной промышленности:

• Отменить действие Постановление Правительства РФ № 757 от 13.12.2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» .

• Создать федеральный справочник «Российский регистр автомобилей».

• Совместно с российскими автозаводами разработать новую программу развития газовой промышленности для нужд автомобильной отрасли экономики.

• Реализовать предложенный механизм привлечения иностранных инвесторов для создания высокотехнологичных и наукоемких автомобильных производств в России.

• Принять процедуру оценки новых проектов по производству иномарок на территории России на предмет их перспективности и конкурентоспособности предлагаемых к сборке автомобилей, в том числе и на внешнем рынке.

Поддерживать интересы российских производителей автокомпонентов на мировом рынке (до формирования стабильного внутреннего спроса) для обеспечения экономической эффективности автокомпонентной промышленности (поддержание требуемых для безубыточности объемов продаж за счет экспорта). Создавать условия для опережающего увеличения доходов населения со средними и низкими доходами, которое является потенциальным потребителем продукции отечественной автомобильной промышленности.

Обеспечить переподготовку и создание условий для последующей занятости трудоспособного населения, выбывающего из реформируемых автомобильных предприятий.

Привлекать инвестиции в автомобильную отрасль не только под новые проекты, но и для реформирования существующих предприятий за счет налоговых льгот как национальным, так и иностранным производителям.

Увеличивать спрос на продукцию российской автомобильной промышленности со стороны государства для целевых проектов, например, для строительства дорог (увеличение спроса на грузовую и специализированную автомобильную технику). Обоснован новый механизм привлечения иностранных инвесторов для создания высокотехнологичных и наукоемких автомобильных производств. При реализации этого механизма российским Правительством в выигрыше оказываются как инвестор (автомобильная ТНК), так и потребитель, а перед государством более не встает проблема эффективного перераспределения ресурсов с целью инвестирования в развитие автомобильного сектора экономики. Речь идет об обнулении таможенных пошлин (25%) на ввоз новых автомобилей какой-либо ТНК из ценового диапазона от $ 10 000 для того, чтобы совместно с Правительством участвовать сэкономленной долей в новых автомобильных проектах по промышленному использованию альтернативных источников топлива (сжиженный газ, водород и т. п.) для заправки автомобилей.

Научная новизна исследования заключается в следующих результатах, имеющих характер нового знания:

• Найдены взаимосвязи между ранее не увязывавшимися социальными и экономическими показателями и характеристиками автомобильного рынка и развития автомобильной промышленности, например, выявлено, что дальнейший рост нефтяных цен или их фиксация на высоком уровне при существующем распределении доходов по группам населения может привести к падению производства автомобилей в стране.

• Для оценки конкурентоспособности автомобильной промышленности предложены два индикатора: коэффициент производительности труда в отрасли (количество произведенных в стране автомобилей / количество занятых в автопромышленности, включая всю автокомпонентную отрасль) и экспортный коэффициент (экспорт автопродукции в денежном эквиваленте / количество занятых в автопромышленности, включая всю автокомпонентную отрасль).

• Обоснована необходимость государственного регулирования PRкампаний на автомобильном рынке. На основании полученного опыта автомобильной торговли выявлено, что главную роль, согласно западным технологиям, на автомобильном рынке теперь играет не производитель и его товар, а продавец (дилер), применяющий PR-технологии, эксплуатирующие систему ценностей покупателя, в целях не только продажи товара, но также «привязывания» покупателя к своей марке на долгосрочной основе. Тенденция к конформизму, в том числе вынужденному, экономически активного населения позволяет идеологическому «давлению» со стороны крупных корпораций остановить реализацию любой промышленной стратегии государства. Для решения проблем «несовершенной» конкуренции на российском автомобильном рынке, связанных с объективностью информации для потребителя, обоснована необходимость создания федерального справочника «Российский регистр автомобилей».

• Определена экономическая целесообразность использования сжиженного газа в автомобильной промышленности России для а) снижения платежеспособного спроса на новые, дешевые азиатские и подержанные европейские и японские импортные автомобили, работающие только на бензине или дизельном топливе и б) для не противоречащего требованиям ВТО способа защиты внутреннего производства: лучшее соотношение цена/качество за счет относительно низких затрат на единицу продукции1. Разработан механизм реализации государственной программы развития газовой промышленности для нужд автомобильной отрасли экономики. Практическая значимость диссертационного исследования. Предложенные в настоящем исследовании рекомендации, методики и теоретические разработки имеют практическую значимость для составления программ и планов социально-экономического развития страны, особенно, в части, касающейся автомобильной отрасли экономики. Настоящее исследование может быть использовано при разработке государственной промышленной (отраслевой) политики, а также программ и планов развития автомобильной промышленности, например, плана реализации «Концепции развития автомобильной промышленности России» в среднесрочной перспективе.

Основными потенциальными потребителями проведенного.

1 Установка сертифицированного газового оборудования на автомобили ВАЗ обойдется в € 600 (при соблюдении норм Евро 4), в то время как европейские дилеры (Chevrolet) устанавливает это оборудование за € 2000. исследования являются Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались в 2003;2005гг. на отраслевых конференциях с участием представителей государственных структур и иностранных докладчиков:

12−14-я Международная автомобильная конференция (декабрь 20 032 005гг.), проводимая ежегодно в г. Москва при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ (в 2003 г.: Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Министерства энергетики РФ) с участием представителей других министерств: Министерства экономического развития, Министерства финансов, Министерства транспорта (в 2004 г.), Министерства обороны, Министерства по налогам и сборам (в 2003 г.) и Госстандарта России (в 2003 г.);

Автомобильная конференция в г. Нижний Новгород (май 2005 г.) при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ.

А также на ежегодных научных конференциях Российского нового университета в 2004;2005гг. в секции «Экономика».

По теме диссертации автором опубликовано 7 печатных работ общим объемом 3 печатных листа.

Структура и объем работы. Структура и объем работы обусловлены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 18 приложений. Объем работы без приложений составляет 158 страниц. По тексту приводится 25 таблиц, 13 рисунков.

Список литературы

составляет 123 наименования источников, в том числе 29 на английском языке.

Выводы по главе:

От государственной политики в отношении автомобилестроения зависит социально-экономическая ситуация в регионах размещения трудовых ресурсов автомобильной и смежной с ней отраслей российской экономики.

Иностранные инвесторы значительно увеличат свои инвестиции в российскую автомобильную промышленность, если будут уверены в экономической эффективности создания качественно другого продукта, предназначенного, в том числе, и для мировых рынков.

В отсутствие иностранных инвесторов с современными автомобильными технологиями большинство российских автопроизводителей смогут существовать только при помощи государства.

Кризисную ситуацию в отечественном автопроме необходимо использовать для трансформации существующих производств под перспективные потребности внутреннего и внешнего рынков.

Дальнейший количественный рост автомобильного производства в России в случае низкого уровня интеграции, необходимого для конкурентоспособности продукции, увеличивает социально-экономические проблемы в регионах размещения предприятий отрасли при снижении импортных барьеров по плану вступления в ВТО.

Создание новых автосборочных предприятий, копирующих существующие или устаревающие мировые автомобильные технологии, целесообразно только для срочного решения проблем неэффективной занятости в национальной промышленности.

Задачи повышения конкурентоспособности существующих автопредприятий и увеличения производства предприятий автокомпонентной отрасли, как для внутреннего, так и для внешнего рынка, важнее задач создания новых автосборочных предприятий на территории РФ.

Снижение пошлин на импорт новых автомобилей по плану вступления России в ВТО при текущем состоянии российской автомобильной промышленности ухудшит социально-экономическую ситуацию в стране.

Значимость эффективности государственного регулирования автомобильной отрасли при вступлении страны в ВТО увеличивается.

Иностранные предприятия, занятые в основном получением максимально возможного дохода с внутреннего рынка, в том числе в ущерб объему производства, не являются стратегическими партнерами России. В долгосрочной перспективе предоставление льгот таким предприятиям может оказаться единственным стимулом для существования их производства в стране.

Рентабельность созданных в России производств автомобилей и запчастей изначально низкая в долгосрочном плане, так как: 1. «Копирование» существующих технологий при вступлении в ВТО поставит российские СП в жесткие условия мировой конкуренции. Не факт, что себестоимость российской продукции окажется самой привлекательной при условии выполнения мировых стандартов.

2. Большая часть прибыли от продажи автомобилей генерируются не в секторе производства, а в секторе дистрибуции и послепродажного обслуживания (производство автомобилей и поставка сырья, материалов и узлов — 32%, дистрибуция и предоставление услуг — 68% [105]).

3. В любом случае ВТО будет настаивать на «выравнивании» таможенных пошлин и прочих льготных условий, которые предоставляются только на переходный период.

Задачи повышения добавочной стоимости решаются через привлечение инвестиций в наукоемкое и высокотехнологичное производство. Совместные проекты по производству в России автомобилей на альтернативных бензиновому источниках топлива (сначала природный газ, позже водород) должны стать экономически более привлекательными для иностранных ТНК.

Повышение уровня жизни основной массы населения увеличит спрос на высокотехнологичную продукцию и в России.

Заключение

.

Интеграция российской экономики в мировую, финансово-экономическая либерализация, снятие барьеров на движение информации и носителей этой информации в глобальном масштабе усложняет процесс государственного регулирования экономики. Технологическое совершенствование структуры и субъектов российской экономики с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности становится обязательным условием ее (экономики) развития.

Последние тенденции в мировом автомобилестроении указывают на завершение этапа слияний и поглощений среди крупных компаний. Скорость организации сбытовой сети и доступность региональных рынков с учетом падения загрузки производственных мощностей в мире делает возможным объединение автомобильных компаний только в рамках совместных проектов и перспективных разработок. Отсутствие таковых у российских автопроизводителей лишает их объективных оснований на совместную деятельность с иностранными производителями. Нарушение целостности и включение лишь некоторых конкурентоспособных производственных «цепочек» в мировое автомобилестроение — ожидаемый вариант развития событий для национальных автопроизводителей по завершении переходного периода при вступлении России в ВТО.

В то же время нужно понимать, что падение автомобильного производства приведет к снижению уровня занятости в регионах размещения трудовых ресурсов автомобильной и смежных с ней (сопутствующих) отраслей российской экономики. В случае многократного сокращения внутреннего автомобильного производства (без учета простой сборки) при отсутствии адекватного роста занятости в сырьевых, обрабатывающих и прочих отраслях экономики страна может оказаться в затяжном социально-экономическом кризисе. Произойдет сокращение собираемости налогов в федеральный и региональные бюджеты с последующим переходом части регионов в депрессивное состояниерост инфляции в результате сокращения производства относительно дешевых автомобилейснижение уровня занятостипадение доходов населения и, как следствие, сокращение спроса на все виды товаров на внутреннем рынке, что приведет к замедлению роста ВВП.

Для российской экономики быстрый рост количества квалифицированных специалистов, работающих не по специальности, — это потеря годами накопленных знаний и навыков, разрыв трудовых «династий», изменение отношения к высококвалифицированному труду в худшую сторону и увеличение доли простых «сборщиков» в кадровом потенциале промышленности.

За несколько лет существования Постановления Правительства Российской Федерации № 166 от 29 марта 2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» с «мягкими» условиями по локализации производства российская автомобильная промышленность не досчитается большого количества квалифицированных специалистов. Впоследствии, если появится необходимость значительно увеличить производство комплектующих внутри страны, их просто некому будет производить. Потребуются годы на образование и подготовку новых высококвалифицированных специалистов, и все это время страна будет завозить комплектующие для собираемых иномарок из-за границы, либо «покупать втридорога» иностранных специалистов для работы на российских предприятиях. Количество автомобильных предприятий в стране увеличится, но сотрудников для этих и обслуживающих их предприятий потребуется гораздо меньше.

Импорт высокотехнологичных продуктов для промышленного производства (сборки) продолжает «открывать» для российской промышленности возможности экстенсивного роста, замещающего импорт готовых товаров. При экстенсивном росте экономики с использованием импортных комплектующих кадровый потенциал российской промышленности избыточен. Поэтому Правительству целесообразно предлагать льготные условия, в том числе при помощи временного налогового освобождения и частичного государственного финансирования, для создания наукоемких и высокотехнологичных производств в России.

Обоснована необходимость не продлевать действие временных (льготных) ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 года, по истечении 9 месяцев (срока действия) в отношении компонентов для новых проектов по сборке иномарок на территории РФ. Однако 15 января 2006 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 757 от 13.12.2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Фактически этот документ продлевает действие прошлогоднего Постановления № 166 от 29.03.2005 года с одноименной формулировкой.

В целях реализации промышленной политики («политики прорыва») российскому Правительству придется решать проблемы «несовершенной» конкуренции на отечественном автомобильном рынке. Предметом торговли в настоящее время становится не товар, а его идея, виртуальный образ, созданный PR-методами. PR-технологии на автомобильном рынке могут «ввести потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, характера товара», что по определению является недобросовестной конкуренцией согласно статье 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Выявлено, что главную роль, согласно западным технологиям, на автомобильном рынке теперь играет не производитель и его товар, а продавец (дилер), применяющий PR-технологии, эксплуатирующие систему ценностей покупателя, в целях не только продажи товара, но также «привязывания» покупателя к своей марке на долгосрочной основе. Тенденция к конформизму, в том числе вынужденному, экономически активного населения позволяет сознательной идеологическому «давлению» со стороны крупных корпораций остановить реализацию любой промышленной стратегии государства. Для решения проблем «несовершенной» конкуренции на российском автомобильном рынке, связанных с объективностью информации для потребителя, обоснована социально-экономическая необходимость создания федерального справочника «Российский регистр автомобилей».

Результаты проведенного корреляционного анализа подтверждают, что рост благосостояния населения существенно связан с ростом продаж новых иномарок на внутреннем рынке и негативно сказывается на продажах отечественных автомобилей (за исключением продукции АВТОВАЗа).

Найдена существенная линейная регрессионная зависимость между денежной массой М2, номинальной заработной платой, ценой нефти и показателями продаж новых иномарок, в том числе российского производства. Количество наблюдений: 60 — 96, коэффициент корреляции: 0,928 — 0,978, коэффициент детерминации: 0,861 — 0,956 в зависимости от уравнения.

Высокая разница в доходах населения и медленное формирование среднего класса при росте средних доходов стремительно уменьшает эластичность спроса на российские автомобили по фактору «доход». Дело не только в качественных характеристиках местной продукции. Неравномерное распределение доходов приводит к опережающему росту доходов малой части населения над расходами на приобретение и обслуживание автомобилей. Финансовые возможности высокооплачиваемой части населения позволяют обращать внимание на имиджевые характеристики, характеристики престижности автомобиля при его покупке. При выборе одинаковых по потребительским характеристикам автомобилей российского и иностранного производства они будут склоняться к выбору иномарок. Необходимо потратить много сил и времени, чтобы заслужить признание этой группы населения, как традиционным российским производителям, так и вновь появляющимся на территории РФ.

Еще в течение двух-шести лет у российского населения не будет платежеспособного спроса на весь объем российских автомобилей, по своим потребительским свойствам похожих на недорогие зарубежные аналоги. С одной стороны, необходим рост доходов низкооплачиваемых слоев населения, а с другой, применение технологий, уменьшающих расходы на эксплуатацию производимых автомобилей (эффективное использование топлива, в том числе более дешевого).

Снижение количества потенциальных покупателей российской продукции из высокооплачиваемых групп населения может происходить быстрее появления новых платежеспособных покупателей из других групп. В то же время почти свободная конкуренция в ценовом диапазоне новых недорогих иномарок практически не оставляет шансов для роста производства автомобилей, соответствующих мировым стандартам, при использовании существующих автомобильных технологий. Потребительское кредитование делает 10−20% разницу в стоимости однотипных автомобилей разных марок или разного производства (российского или зарубежного) не существенной для совершения выбора. В том числе и это удерживает иностранных инвесторов от увеличения автомобильного производства в России.

Регрессионный анализ позволил сделать выводы о том, что первопричиной роста продаж новых иномарок являются нефтяные доходы (а не денежная масса), поэтому принятие мер по «стерилизации» излишней денежной массы усложняет государственное регулирование экономики, так как не решает проблем появления «денежных излишков». Учитывая то, что рост благосостояния российских граждан приводит к увеличению продаж иномарок и падению продаж российских автомобилей (за исключением продукции ОАО «АВТОВАЗ»), можно с высокой степенью вероятности утверждать, что дальнейший рост нефтяных цен или их фиксация на высоком уровне при существующем распределении доходов по группам населения приведет к падению производства автомобилей в стране.

При благоприятной для России конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей и дальнейшей либерализации торговли на внутреннем автомобильном рынке по плану вступления страны в ВТО производство на автомобильных (и не только) заводах может упасть ниже «точки безубыточности». Однако ситуация на рынке энергоносителей, очевидно, не всегда будет максимально благоприятной. В то же время восстановление «разрушенной» автомобильной промышленности займет несколько лет. В целях снижения рисков возникновения социально-экономического кризиса в долгосрочной перспективе целесообразно находить компромисс в развитии различных отраслей российской экономики, в том числе нефтегазовой и автомобильной.

Для увеличения производства автомобилей и автокомпонентов в России при высоких ценах на нефть Правительство может применять следующие меры: а) Снижение объемов экспорта сырой нефти (уменьшение валютной выручки) и увеличение экспорта продуктов глубокой переработки нефти (более эффективное для российской экономики увеличение валютной выручки). б) Более равномерное распределение доходов за счет дифференцированных налогов, реформы ЖКХ, льготных потребительских кредитов (жилье, а/м), создания высокотехнологичных и наукоемких производств в России.

Повышение конкурентоспособности российских автопредприятий и внедрение новых автомобильных технологий — задачи выживания для отрасли в целом. В связи с этим, а также в связи с решением задач повышения благосостояния граждан и экономического роста в стране российскому правительству в ближайшей перспективе предстоит способствовать решению еще одной существенной проблемы.

Примененные в проведенном исследовании коэффициент производительности труда в отрасли8 и экспортный коэффициент9 в сравнении с аналогичными показателями других стран указывают на неэффективную сверхзанятость в автомобильной отрасли российской экономики.

В советской экономике государственный заказ решал проблемы занятости. Сейчас же в задачи российского Правительства входит создание институциональных предпосылок для самореализации экономически активного населения, выбывающего из трудоемких и относительно неконкурентоспособных производств. Региональные программы переподготовки населения, развития малого бизнеса и целевые федеральные программы социально-экономического развития регионов размещения автомобильной промышленности (и прочих трудоемких отраслей) должны входить в число приоритетов государственной промышленной политики.

Предпосылкой роста автомобильного производства во время переходного периода в организационном плане должно стать совместное и взаимодополняющее развитие смежных отраслей российской экономики. Гибкая ценовая политика позволит избежать «перекоса» в планах повышения конкурентоспособности отраслей. Практическое применение этого экономического преимущества России может стать эффективным инструментом государственной промышленной (отраслевой) политики.

В случае принятия программы использования природного и сжиженного нефтяного газа как альтернативного источника топлива в автомобилях с целью соответствия экологическим нормам и повышения.

8 Количество произведенных в стране автомобилей / количество занятых в автопромышленности, включая всю автокомпонентную отрасль.

9 Экспорт автопродукции в денежном эквиваленте / количество занятых в автопромышленности, включая всю автокомпонентную отрасль конкурентоспособности продукции отечественного автомобилестроения по отношению к подержанным и новым дешевым импортным автомобилям, скоординированное развитие автомобильной и газовой отрасли российской экономики — приоритетная задача российского Правительства.

Правительство РФ может инициировать проект промышленной газификации продукции автомобильной промышленности, участвовать в партнерстве с частным бизнесом в расходах на создание транспортной инфрастуктуры по доставке газа в регионы переработки и потребления. Необходимо принять программу долгосрочного льготного финансирования проектов создания газозаправочных станций на всей российской территории.

Для успешного запуска «газовой» программы у Правительства есть как минимум 54 млрд. м3 газа (или 90 млн. л. сжиженного газа) в 2007 г., которого хватит для заправки 60−70 тыс. автомобилей в течение года. Федеральная программа развития газовой промышленности для нужд автомобильной отрасли экономики позволит запустить «газовый» автомобиль в серию для продажи сначала в Самарской области (и частично на экспорт), а затем, с ростом добычи газа и по мере перевода части экспортируемого газа на внутренний рынок, и в других российских регионах.

Участие государства в финансировании проектов создания газозаправочных станций (ГЗС) неизбежно. Более того, чем больше участников таких проектов, тем меньше вероятность коррупции и не целевого финансирования. Однако со стороны государства и предпринимательских союзов, в том числе в автомобильной промышленности, необходим мониторинг выполнения планов работ по финансируемым проектам. Без системы контроля над целевым использованием средств результативность газовой программы сомнительна.

В период реформирования отечественного автомобилестроения эффективное нетарифное регулирование импорта дешевой продукции, в том числе подержанной, является необходимым условием успешности реформ.

В то же время, в случае с новыми иномарками, использующими газ как альтернативный источник топлива, умеренный рост импорта может быть только на пользу вновь создаваемым ГЗС. Главное, чтобы этот рост не ухудшал производственную динамику российских производителей, чего, скорее всего, не произойдет, так как для производства дешевого автомобиля, работающего на газе, необходим соответствующий объем производства (с целью снижения издержек на единицу продукции). Далеко не у каждой страны есть газовая альтернатива.

Работа по привлечению долгосрочных инвестиций автомобильных ТНК будет способствовать эффективности создания конкурентоспособной автомобильной промышленности в стране. Для иностранных инвесторов наиболее привлекательными будут проекты создания отличных (от уже производимых) товаров. Иначе, какой может быть экономический смысл для производства в России продукции, которая конкурирует с импортной продукцией данной ТНК?

Необходимость реформ и создания качественно другого продукта обусловлена задачами сохранения автомобилестроения в России в условиях свободной конкуренции с традиционными и вновь появившимися странами-производителями автомобилей.

Нами предлагается новый механизм привлечения иностранных инвестиций в создание высокотехнологичных и наукоемких автомобильных производств в стране в переходный период по плану вступления России в ВТО. При реализации этого механизма российским правительством в выигрыше оказываются как инвестор (автомобильная ТНК), так и потребитель, а перед государством более не встает проблема эффективного перераспределения. ресурсов с целью инвестирования в развитие автомобильного сектора экономики. Речь идет об обнулении таможенных пошлин (25%) на ввоз новых автомобилей какой-либо ТНК из ценового диапазона от $ 10 000 для того, чтобы совместно с Правительством участвовать сэкономленной долей в новых автомобильных проектах по промышленному использованию альтернативных источников топлива для заправки автомобилей.

Реализация предложенного механизма возможна как раз в период трансформации российской экономики до фактического снижения пошлин по плану вступления страны в ВТО.

После анализа возможных последствий вступления России в ВТО были сделаны выводы о том, что задачи повышения конкурентоспособности существующих автопредприятий и увеличения производства предприятий автокомпонентной отрасли, как для внутреннего, так и для внешнего рынка, важнее задач создания новых автосборочных предприятий на территории РФ. Новые небольшие автомобильные предприятия с полным производственным циклом могут оказаться не конкурентоспособными при снижении пошлин по плану вступления России в ВТО, так как будут проигрывать по величине затрат на единицу продукции. В то же время небольшие автосборочные предприятия, получающие большую долю деталей (включая кузов) из-за границы могут также испытывать финансовые трудности из-за возрастающей дороговизны логистики.

Может получиться так, что не будет проведено реформирование национальных производителей, и не будет создано достаточное количество новых иностранных и совместных производств, рассчитанных не на «сиюминутную» прибыль, а на долгосрочное рентабельное существование.

По результатам проведенного исследования нами сделан вывод о том, что необходимым условием развития и дальнейшего существования российской автомобильной промышленности является более эффективное использование инструментов государственного регулирования экономики. Плюс ко всему, нужна система контроля соответствия народнохозяйственных решений любого государственного органа установленным ориентирам социально-экономической политики РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 (в редакции от 09.10.2002 г.).
  2. Концепция развития автомобильной промышленности России, одобрена Правительством РФ 16 июля 2002 г., № 978р.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации № 413 от 23 апреля 1998 года «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».
  4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 166 от 29 марта 2005 года «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».
  6. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору».
  7. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 и основные параметры прогноза до 2008 года // Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) декабрь 2005 г.
  8. XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. Т.2 — М.: Политиздат, 1986 г.
  9. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986 г.
  10. Промышленность России. 2002: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2002.
  11. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./Росстат. М., 2004.
  12. Л.И. Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки // Экономист. май 2004. — № 5.
  13. В. Таможенный кнут и налоговый пряник для автопрома // Информационно-аналитическое издание АИМпресс. 2005. — № 3 (44).
  14. Г. А. Культурные основания труда и хозяйствования у народов российской Евразии // Христианские начала экономической этики (сборникматериалов международной Интернет-конференции). М.: «Соборность», 2001 г.
  15. С.Б., Шаститко А. Е. Промышленная и конкурентная политика // Вопросы экономики. сентябрь 2003. — № 9.
  16. Автокомпоненты. Частное мнение // Н-Новгород: Автобизнес. май, 2005.
  17. Автомобили / под ред. А. В. Богатырева. М.: КолосС, 2002 г.
  18. Автомобильная промышленность США: научно-технический журнал. М.: Машиностроение, 1991. — № 2.
  19. А.И. Промышленная политика и перелив капитала // Экономист. -октябрь 2004.-№ 10.
  20. Бландиньер Жан-Поль. Реиндустриализация России: насколько пригоден европейский опыт // Экономист. № 5. — 2005.
  21. Ф.Д. Современный глобальный капитализм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  22. Бум автокредитования в России только начинается // www.ladaonline.ru -22.02.05г.
  23. Е. Российский рынок иномарок: Азия наступает // Информационно-аналитическое издание АИМпресс. 2005. — № 1−2 (43).
  24. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В. М. Шумилова. М.: Финансы и статистика, 2003.
  25. Газомоторный бум // Информационно-аналитическое издание АИМпресс. -2005.-№ 1−2(43).
  26. Е.Т. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. май 2003. — № 5.
  27. Гимпельсон В. Е, Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики. март 2004. — № 3.
  28. С.Ю. Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов (о «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы)») // Российский экономический журнал. 2005.- № 2.
  29. С.Ю. Проблемы отечественной промышленности в свете присоединения России к ВТО. http://www.mediatext.ru/docs/12 812.
  30. Гордость и сто процентов прилежания // За рулем. декабрь 2004. — № 12 (882).
  31. Государственная промышленная политика России, проблемы формирования и реализации. М.: ТПП РФ, 2003.
  32. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.
  33. Греф заманивает Toyota в Россию // www.rbcdaily.ru, 14.03.2005.
  34. В.Е. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. 2005. -№ 2.
  35. JI. Автомобильная промышленность Индии // Автобизнес. декабрь 2004 г. — № 54.
  36. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи (доклад Минэкономразвития РФ) // Вопросы экономики. декабрь 2003. — № 12.
  37. Дж. Питер Бауэр и его либерально-рыночное видение // Вопросы экономики. 2005. — № 5.
  38. В. Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций при вступлении России в ВТО // Вопросы экономики. октябрь 2003. — № 10.
  39. А.Н., Пивоварова Н. А. Экономические последствия ратификации Российской Федерацией Киотского протокола // Вопросы экономики. ноябрь 2004.-№ 11.
  40. В. В 2005г. АВТОВАЗ будет наращивать производство // www.autonews.ru (РБК) 16.02.05 г.
  41. Р.И. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности // Вопросы экономики. апрель 2004. — № 4.
  42. А. Н. Соколов А.А. Об инвестиционной политике в сфере автомобильной промышленности и гражданского машиностроения // Материалы 13-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2004 г.
  43. А.Н., Яковлев А. «О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономики, -август 2004. № 8.
  44. Н.Г. Основные направления совершенствования автомобильной техники для нужд обороны страны // Материалы 14-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2005 г.
  45. А.С. Влияние интеграционных процессов на развитие российского автопрома в 2005 году // Материалы 14-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2005 г.
  46. А.С. Основные тенденции развития и предварительные итоги работы Российского автопрома в 2003 году // Материалы 12-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2003 г.
  47. А.С. Прогноз итоговых показателей работы автомобильной промышленности в 2004 году // Материалы 13-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2004 г.
  48. А.С. Развитие российского авторынка в 2005 году: восполнится ли неудачный старт? // Материалы автомобильной конференции «Развитие автомобильного рынка в России: современность и перспективы, май 2005 г.
  49. Концепция применения сжиженного природного газа в Самарской области, утверждена губернатором в августе 2000 г. (http://www.ekip-gas.ru)
  50. Ю. Производство автомобильной и сельскохозяйственной техники в странах СНГ // Рынок СНГ. 1997 г. — № 1.
  51. А.К. О таможенно-тарифной политике в области автомобилестроения с учетом результатов переговоров в 2004г. // Материалы 13-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2004 г.
  52. Р.Я. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2002.
  53. Д.С. Роль России в гармонизации процессов мирового развития // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. — № 01.
  54. В.Г. Проблема занятости в современной экономике: отраслевой подход: Научное издание. -М.: Маркетинг, 2002.
  55. May В. А. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. 2002. — № 7.
  56. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие / Под ред. Н. Н. Ливенцева. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  57. Г. К. Особенности реализации программ создания и освоения нового модельного ряда автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» // Материалы 13-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2004 г.
  58. Мировая экономика: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. А. С. Булатова. М.: Экономисть, 2005.
  59. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. М.: РАН, Национальный инвестиционный совет. -2002г.
  60. А.Д. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей // Российский экономический журнал. 2004.- № 5−6.
  61. Немного статистики. // За рулем июль 1994 г. — № 7.
  62. Новая повестка дня для экономических реформ в России // Независимая газета. 9 июня 2000 г. — № 105 (2167).
  63. Обзор автомобильного рынка Канады // Информационно-аналитическое издание АИМпресс. 2005. — № 4 (45).
  64. И.М. Нобелевская премия по экономике 2004 года // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 3.
  65. И.П., Ямашев В. М. Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991−1998: кадровый потенциал. Тольятти: ТГУ, 2003 г.
  66. .П. О промышленной политике // Экономист. сентябрь 2004. -№ 9
  67. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации. М.: Бюро МОТ, 2002. — С.47.
  68. Приключения иномарок в России // Коммерсантъ. 24 мая 2005. — № 92.
  69. В.В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках // Вопросы экономики. июль 2003.
  70. В.В., Ясин Е. Г., Кузьминов Я., Яковлев А. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. — № 5.
  71. И.С., Ходяков М. В. История советской России: Глава 7. Современная Россия // www.history.pu.ru. Санкт-Петербург, 2001.
  72. Реальные денежные доходы населения России в 2004 году увеличились на 10, 8% по сравнению с 2003 годом. // Газета (www.gipp.ru). 7.02.2005.
  73. Рей А. И. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. август 2004. — № 8.
  74. Российский автопром просто так не сдается // Вестник ассоциации менеджеров (http://www.vam.amr.ru). февраль, 2005. — № 2 (72).
  75. Российским автозаводам грозит остановка // www.autonews.ru (РБК) -01.02.05г.
  76. Росстат: Численность населения РФ продолжает снижаться // РосБизнесКонсалтинг (top.rbc.ru). 24.05.2005.
  77. М.А. Научные основы экономической политики государства: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2001.
  78. А. Автомобилизация России 2004г. // Инф.-анал. издание АИМпресс. — 2005. — № 1−2 (43).
  79. Н.Т. Новые тенденции в формировании государственной политики в области автомобилестроения на ближайший среднесрочный период развития отечественной экономики // Материалы 13-й Международной автомобильной конференции, декабрь 2004 г.
  80. О.С. О выборе стратегии макроэкономической политики // Вопросы экономики. август 2004. — № 8.
  81. Успешная стратегия высокий результат // Автобизнес. — апрель 2005 г. — № 56.
  82. Ю. Обзор автомобильного рынка Японии // Информационно-аналитическое издание АИМпресс. 2004. — № 9 (39).
  83. Философия: проблемный курс. Учебник./Под общ. Ред. Проф. Лебедева С. А. М.: ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002.
  84. Р.Ф. К теории экономической динамики: Пер. с англ. / Под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  85. С.Ю. Автомобильный рынок России. // Материалы I Всероссийской научной конференции 26−27 ноября 2003. «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность». Тольятти: ТГУ, 2003.
  86. Ценообразование в автомобилестроении России // Рынок СНГ. 1997 г. — № 1.
  87. Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996.
  88. Шарингер Людвиг. Новая модель партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. 2004. — № 9−10.
  89. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. / Под ред. д.э.н. проф. А. С. Булатова. М.: Экономиста, 2005.
  90. Г. А. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? // Вопросы экономики. апрель 2004. — № 4.
  91. Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики, -апрель 2003.
  92. Chevrolet ждет жесткая конкуренция в России // Коммерсантъ. 24 мая 2005.
  93. Brander James A., Spencer Barbra J. Tariffs and the Extraction of Foreign Monopoly Rents under Potential Entry // Canadian Journal of Economics. 14 (August, 1981), p. 371−389. (http://strategy.sauder.ubc.ca/brander/papers)
  94. Brander James A., Spencer Barbra J. International R&D Rivalry and Industrial Strategy // Review of Economic Studies. 50 (October, 1983), p. 707−722. (http://strategy.sauder.ubc.ca/brander/papers)
  95. Elmslie Bruce. Adam Smith and Noneconomic Objectives // Review of International Economics. 2004. — 12(4), 689−692
  96. Feenstra Robert C. Estimating the Effects of Trade Policy // Working Paper Series No. 95−10.-March 1995.
  97. Fiat’s romance with GM is over, but final act is far from done // The Detroit News. -February 22, 2005.
  98. GM sales exec pledges not to drop brands // United Press International, 25-Mar-2005.
  99. J. Azrael, K. Crane, D.J. Peterson. Political and Economic Outlook for Russia and the Future of the Automotive Industry. // RAND Working Paper WR-145. March 2004.
  100. Japanese car sales hit new high in U.S. // United Press International, 05-Jan-2005.
  101. Kikuchi T. FTA with Thailand opens can of worms for automakers // The Daily Yomiuri, 2004−12−08.
  102. Motor vehicle industry trends affecting component suppliers. Geneva: International Labour Organisation, 2005.
  103. New Horizons: Multinational Company Investment in Developing Economies // McKinsey Global Institute (http://www.mckinsey.com). October, 2003.
  104. Output Soars as Domestic Market Lags // Ward’s Auto World. Nov 1,2004.
  105. Stoddard H. Orient Express // Ward’s Auto World, August 1,2004.
  106. Torn Fujita. South Korea’s Major Export Industries: The Issue of Local Content / Economic Trends // Sumitomo Corporation. November-December 2004. — № 184.
  107. Turkish Automotive Industry // Turkiye Sinai Kalkinma Bankasi A.S. -27.01.2005.
  108. Yann Lepape. The revival of the motor industry in the CEEC / Revue Elargissement Special Automobile // Ministere de l’Economik des Finances et de l’lndustrie. March 2005. — Dossier 52.
  109. Automobile and major items mark half Korea’s total exports in 2004 // www.kois.go.kr, January 17, 2005.
  110. Car Installment Sales Trick // www. iran-daily.com, Nov 25, 2004.
  111. Excise taxes on diesel vehicles to be cut by 50% // www.kois.go.kr, January 19, 2005.
  112. Financial incentives due for hybrid car buyers // www.kois.go.kr, March 15, 2005.
  113. IAPMA Investment opportunities in Auto Parts production IRIB Conference room // www. amb-iran.fr (Посольство Ирана в Париже), February 16, 2005.
  114. Kohler Philippe and Michael O. Moore. Domestic Welfare Effects of Foreign Strategic Trade Policies // Institut d’Etudes Politiques de Paris, The George Washington University. May 2002.
  115. Korea to start merchandise free trade with ASEAN in 2006 // www.kois.go.kr, February 28, 2005.
  116. Korean carmakers make good start in 2005 // www.kois.go.kr, February 02, 2005.
  117. Michael J. Dunne. Ford Leaves Daewoo // www.thecarconnection.com, 25.09.2000.
  118. Nese G., Straume O.R. Industry Concentration and Strategic Trade Policy in Successive Oligopoly // CESifo Working Paper No. 1439. april 2005.
  119. News from Russia // Embassy of the Russian Federation in India (www.india.mid.ru). 01 October, 2004.
  120. Thai Auto Production to Break One Million Mark in 2005 // www.greencarcongress.com, January 30,2005
  121. Toyota Hits Record North American Production in 2004 // www.automotive.com, January 11,2005.
Заполнить форму текущей работой